В гаванях афинского порта пирей дополнительная информация. VII

В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом .

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф .

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком , а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф » и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты». Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме - идёт речь».

Классификация морфем

Корни и аффиксы

Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни ) и аффиксальные (аффиксы ) .

Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)»). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду ), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов

Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы , располагающиеся перед корнем, и постфиксы , располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки . Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр., вид у глаголов).

В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция). Флексии - словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка - окончания , так как они в основном располагаются в самом конце слов.

Есть языки (тюркские, угро-финские), в которых отсутствуют префиксы, а все грамматические отношения выражаются постфиксами. В некоторых других языках - например, суахили семья банту , (Центральная Африка) - используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. В индоевропейских языках , к которым принадлежит русский язык , используются и префиксы, и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.

Помимо префиксов и постфиксов, встречаются аффиксы и иных типов:

  • интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о -тряс );
  • конфиксы - комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge -lob-t - «хваленый»);
  • инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском : s um ulat "писать", ср. sulat "письмо");
  • трансфиксы - аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском). В арабском языке очень мало гласных, их всего 3, так как язык консонантный:
Akbar - самый большой. Kabir - большой. Kibar - большие.

Литература

  • А. А. Реформатский . Введение в языкознание
  • Современный русский язык (под ред. В. А. Белошапковой)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Окончание" в других словарях:

    ОКОНЧАНИЕ, окончания, ср. (книжн.). 1. Завершение, конец чего нибудь. Окончание работы. Ушел, не дождавшись окончания спектакля. 2. Заключительная часть литературного произведения. Окончание романа в следующей книге журнала. Окончание следует… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Окончание - напечатанная в выпуске (номере, томе) сериального издания завершающая часть произведения, публиковавшегося частями в нескольких (многих) выпусках (номерах, томах) этого издания. На странице, где начинается О., в сноске или перед осн. текстом… … Издательский словарь-справочник

    окончание - ОКОНЧАНИЕ, довершение, завершение, конец, финал ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ, конечный, последний, книжн. дефинитивный ОКАНЧИВАТЬСЯ/ОКОНЧИТЬСЯ, довершаться/довершиться, завершаться/завершиться, заканчиваться/закончиться, кончаться/ кончиться,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    В стихе см. Клаузула …

    То же, что флексия … Большой Энциклопедический словарь

    ОКОНЧАНИЕ, я, ср. 1. см. окончить, ся. 2. Конец, завершающая часть чего н. Благополучное о. повести. О. романа в следующем номере журнала. 3. В грамматике: то же, что флексия. Падежное о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    окончание - радиоканала Физическое местонахождение антенны радиооборудования (МСЭ R F.1399). Тематики электросвязь, основные понятия Синонимы радиоканала EN radio termination … Справочник технического переводчика

    ОКОНЧАНИЕ - (termination). Часть слова, прибавляемая к основе, когда слово грамматически изменяется, как в латинском, так и в греческом языкахТермины ботанической номенклатуры

    окончание - дождаться окончания модальность, ожидание дожидаться окончания продолжение, модальность, ожидание ждать окончания модальность, ожидание ожидать окончания модальность, ожидание окончание следует субъект, приближение / удаление (не)… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Окончание — изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Эта формообразующая морфема выражает грамматические значения рода, лица, числа и падежа.

Не все слова имеют окончание. Оно есть только у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е. оно не выражено буквами и звуками — это нулевое окончание. Кроме того, окончание не всегда стоит в конце слова. В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.

Окончание — это формообразующая морфема, которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж), а не лексические значения как словообразовательные морфемы.

От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.

Окончание могут иметь только изменяющиеся части речи (склоняемые, спрягаемые или изменяющиеся по родам и числам):

  • склоняемые имена существительные,
  • прилагательные,
  • числительные,
  • местоимения,
  • глаголы,
  • причастия.

Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова:

  • изменить число:

    луг() — луг(а) ,
    трав(а) — трав(ы) ,
    смел() — смел(ы) ;

  • изменить род для прилагательных и причастий:

    бел(ый) — бел(ое) — бел(ая) , думающ(ий) — думающ(ая) , сидел() — сидел(а) ;

  • падеж у частей речи, которые склоняются: дом() — дом(а) — дом(у) , син(ий) — син(его) — син(ему) ;
  • лицо у глаголов: пиш(у) — пиш(ете) — пиш(ут) .

Часть слова, которая изменяется при изменении формы слова, является окончанием.

Окончание не входит в основу слова , так как имеет только грамматическое значение.

Концы слов разных частей речи могут быть одинаковыми, но их окончания различны, т.е. слова имеют разное морфемное строение. Примеры:

  • маленькие и зрение — прилагательное маленькие и существительное зрение в конце слова имеют -ие . Изменяя род прилагательного: маленьк(ий) — маленьк(ая) -маленьк(ие) , определяем меняющуюся часть — последние две буквы меняются, следовательно, -ие — окончание. Склоняя существительное зрени(е) — зрени(я)- зрени(ем), определяем окончание .
  • зевая и злая — деепричастие зевая не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а прилагательное з л(ая) — зл(ой) — зл(ые)) имеет окончание -ая .
  • зря и земля — наречие зря не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а существительное зем л(я)- земл(ёй) — земл(ю) имеет окончание .
  • знамя и биология — существительные знам(я) — знамен(и)-знамен(ем) и биологи(я)-биологи(ей)-биологи(ю) имеют одинаковые окончания -я.

Внимание! Глаголы второго лица мн.ч. настоящего и будущего числа и формы повелительного наклонения этих глаголов могут совпадать, но имеют разное морфемное строение,т.е. имеют два варианта морфемного разбора:

Выполните (повелительное наклонение, вы-полн-и-(те), -и- — повелительного наклонения) вторую задачу после того, как выполните (настоящее время, вы-полн-(ите)) первую.
вы-лет-и-(те) (повелит. наклонение) — вы-лет(ите) ;
вы-леч-и-(те) (второе спряжение, повелит.наклонение) — вы-леч-(ите) и т.д.

В глаголах первого спряжения безударное окончание -(ете) по звучанию совпадает по звучанию с повелительным наклонением, но пишется по-другому:

выпрыгн-и-(те) (повелит.накл.) — выпрыгн-(ете ) (первое спряжение (прыгнуть), второе лицо, мн.ч.).

С помощью окончания образуются формы изменяемых слов.

Окончание выражает различные грамматические значения частей речи:

  • число и падеж у имен существительных, числительных, личных местоимений (без предлога или с )
    сущ. 2-го склонения, Тв.п., ед.ч. кем?, чем? слон(ом ), отц(ом ), кон(ём
  • род, число, падеж у имен прилагательных, причастий, местоимений
  • лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени:
  • род и число у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных

Кроме различения форм слова, окончания иногда выполняют смыслоразличительную функцию :

хлеб(а) — хлебные злаки и хлеб(ы) — выпеченные из муки изделия; мужи — мужья, зубы — зубья, листы — листья.

Иногда по окончанию легко определить не только форму, но и часть речи. Например:

В словосочетании неизменяемые слова подчиняются главному слову по смыслу, с помощью порядка слов и интонации: быстро бежать, бежать наверх .

Неизменяемые слова не имеют окончаний:

Неизменяемые части речи Примеры
деепричастия видя, слыша, собирая, умываясь
наречия наголо, весело, лучше, по-немецки, во-первых, невтерпёж, замуж
несклоняемые существительные (обычно заимствованные): какао, колье, кашпо
несклоняемые прилагательные: хаки, бордо,беж
прилагательные в сравнительной степени: сильнее, выше
притяжательные местоимения, обозначающие принадлежность третьему лицу: его, её, их
междометия и звукоподражания: ура, ах!
Служебные части речи:
союзы хоть
около
пусть

Внимание! Отсутствие у слова окончания графически не обозначается. При морфемном и словообразовательном разборе нельзя ставить знак нулевого окончания! Все слово входит в основу.

Деепричастия и наречия — неизменяемые части речи, поэтому окончаний не имеют. Не путайте деепричастий и наречий с окончаниями прилагательных. Окончания прилагательных можно изменять:

  • дум/а /ть — дум/а /я — суффикс деепричастия;
  • мил(ая ) — окончание прилагательного, которое можно изменять: мил(ый), мил(ого).

Нулевые окончания

Склоняемые или спрягаемые (изменяемые!) части речи в некоторых формах могут иметь нулевое окончание.
Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой на письме. Обнаружить его можно, изменяя формы слова. Если при изменении формы слова появляется окончание, выраженное буквами и звуками, то э
Нулевое окончание передает определенное грамматическое значение:

стол(), конь() — Им. п., муж.род, второе склонение; туч(), луж(), мам() — значение родительного падежа мн.ч.

При изменении формы таких слов после основы появляется выраженное (звуками, буквами) окончание.

Нулевые окончания имеют: Примеры
существительные мужского рода ед.числа 2 склонения в именительном и винительном падежах:

лес() — лес(а), лес(у);
дом() — дом(а), дом(у);
слон() — слон(а), слон(у);
герой() — геро(я) [г’ирОй"(а)];

существительные женского рода 3-го склонения в именительном падеже ед.ч.:

мышь() — мыш(и);
ночь() — ноч(и),
сеть() — сет(и)

существительные в родительном падеже мн.ч. разных родов:

туч() — туч(а) — туч(и),
лис() — лис(а) — лис(ы),
солдат() — солдат(ы),
окон() — окн(о);
статей() — стать(я) [стат’й"(а)]

краткие прилагательные и причастия мужского рода ед.ч.:

красив() — красив(а), неуклюж -неуклюж(а),
плох() — плох(а);
ранен() — ранен(а) — ранен(ы),
задуман — задуман(а), задуман(ы);

притяжательные прилагательные в И.п. м.р ед.ч.

лис-ий() — лись(я) -лись[й"(а) ], акулий(), волчий() (см. ниже почему так)
мамин(), отцов()

глаголы прошедшего времени мужского рода ед.ч. в изъявительном и сослагательном наклонении:

пел(), пел() бы — пел(а),
умыл()ся — умыл(а)сь;

у глаголов повелительного наклонения ед.ч.:

учи(), смотри(), пиши();

числительные в именительном и винительном падежах:

десять() — десят(и), десять(ю)

Внимание! Необходимо различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, т.к. в слове с нулевым окончанием оно указывается при морфемном разборе слова, а в неизменяемых словах — нет (нет окончания)!

  • существительное уж() (уж(у), уж(ом) ) имеет нулевое окончание, а наречие уж — неизменяемое слово и, следовательно, не имеет окончания .
  • сеть() — существительное (сет(и), сет(ям)),
    сес(ть
    ) — глагол, где окончание неопределенной формы(ть) ,
    пуска(ть) — глагол,
    пять() — числительное (пят(и) ),
    путь() — существительное (пут(и), пут(ём) ),
    хоть — союз и неизменяемое слово, поэтому нет окончания,
    пусть , неизменяемое слово — нет окончания,
    думая — деепричастие, неизменяемое слово — нет окончания.

Окончание может находиться внутри слова:

  • Если у слова есть , то окончание находится перед ним, внутри основы слова: уч(у) сь, уч(ишь) ся, учивш(ий) ся (после окончания стоит глагольный -ся/-сь — самый частый случай); пойд(ем) -те ; в середине составных местоимений: как(ой) -либо, как(ого) -либо, как(ого) -то, к(ому) -нибудь .
  • В некоторых сложных словах: в Комсомольск(е) -на-Амур(е) .

Два окончания в слове.

В сложных словах возможно выделение двух окончаний:

  • у существительных: кресл(о) -кровать() — кресл(а) -кроват(и) ;
  • у числительных: пять() десят() — пят(и) десят(и) .

Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о -лет() , красн-о -кож(ий) .

Окончание выделяется по звуковому составу

с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:

  • Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий:

    лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий() , где —ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый —и — из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’] , а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] — в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.

  • В следующих словах суффикс -й- также проявляется в звуковом составе слова: ружья [руж-й’-(а)], ружьё [руж-й’-(о)]; воробья[вороб’-й’-(а)], воробью[вороб’-й’-(у)] ; край, краю [кра-й’-(у)]. Суффикс -й- сохраняется и при образовании родственных слов: ружейный, воробьиный [ вороб’-й’-ин-(ый)] . В этих словах и им подобных (плясунья, ворчунья; ущелье, знание, стремление; май, трамвай и т.д.) не во всех формах окончание обозначено буквами.

Список использованной литературы

  • Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
  • Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011 — ISBN 978-5-94776-742-1.

Школьники учатся определять окончание в словах, когда знакомятся с составом слова, и неоднократно возвращаются к этому при изучении орфографии. Этот навык необходим при определении личных окончаний глагола и падежных - у имен существительных. Как научиться определять окончание в слове ?

Инструкция

  • Вы должны знать, что окончание - это изменяемая часть слова. Таким образом, у неизменяемых частей речи его нет. Отсутствуют они у наречий и деепричастий.
  • Если вы испытываете затруднения при выявлении окончания, изменяйте форму слова и выявляйте ту часть, которая изменяется. Это и будет окончание. Например, вам нужно выделить окончание у слова "стол". Попробуйте изменить его форму: "стола", "столу", "столом" и т.д. Обратите внимание, что изменение происходит сразу после корня. Можно сделать вывод, что окончанием у слова "стол" нулевое.
  • Нулевые окончания - это такие части слова, которые не выражены звуками. Как правило, они встречаются у существительных в форме именительного падежа мужского рода первого склонения или в третьем склонении.
  • Если вам необходимо определить личные окончания у глаголов, обратите внимание на то, к какому спряжению он относится. Так, в слове "читает" окончанием будет "ет", так как глагол относится к первому спряжению.
  • Научитесь различать окончания глаголов повелительного и изъявительного наклонений. Звучание в них может быть одинаковым, а вот части слова разными. Обратите внимание на глагол "крикните". Он употребляется в повелительном наклонении. Измените форму и сможете увидеть, что в слове "крикни" окончанием будет "и". Значит в глаголе "крикните" - "те".
  • Обратите внимание на предложение "Когда крикнете, сообщите". В нем глагол "крикнете" употреблен в изъявительном наклонении. Если измените форму слова, то увидите, что окончанием будет "ете".
  • Определяя окончание у прилагательных или причастий, можно поставить вспомогательный вопрос или узнать падеж, род и число. Например, в прилагательном "сильным" окончанием является "ым", так как оно относится к мужскому роду, единственному числу, творительному падежу.
  • Если вы определяете падежное окончание у существительного, выясните, в каком падеже и склонении употребляется оно. У существительного " в деревне" окончанием будет "е", так как слово относится к первому склонению, предложному падежу.

Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей

Цели: дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах; выявить источники рабства; развивать умения работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: «План Пирея в V в. до н. э.; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

После победы при Сапами не и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военную организацию греческих государств, которая называлась Афинским морским союзом. Именно он смог окончательно разбить персов.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей афинского порта Пирей.

Чтобы нам легче было ориентироваться в новом материале, давайте вспомним то, что уже изучали на прошлых уроках. Я называю понятие, а вы должны ответить, что оно означает:

Демос (народ);

Демократия (власть народа);

Ареопаг (совет знати);

Архонты (девять правителей, входящих в ареопаг)",

Агора (открытое пространство);

Акрополь (возвышенное место);

Граждане (свободные люди);

Эллада (Греция);

Эллины (греки).

Тема урока: «В гаванях афинского порта Пирей».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. В военных гаванях.

2. В торговой гавани.

3. Тяжелая участь рабов.

Проблемные вопросы. Побывавшие в Пирее чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города? Почему в демократическом государстве существовало и укреплялось рабство? К чему это могло привести?

III. Работа по теме урока

1. В военных гаванях

В V в. до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5—6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны стены.

— Как вы думаете, а кто защищал порт со стороны моря?

В Пирее находились две военные и одна торговая гавани.

— Работая с текстом п. 1 § 36, ответьте на следующие вопросы.

— Кого называли гражданами?

— Кто и чем занимался в афинской военной гавани?

— Чем там занимались богатые граждане?

— Что подразумевалось под почетной, но разорительной обязанностью?

— Какой вклад в укрепление флота вносили граждане?

(На доске составляется схема. По ходу урока она дополняется.)

Для каждого гражданина было делом чести защищать свое государство. За порядком в гаванях и за всеми работами следил Совет пятисот — орган власти, который выбирался из афинских граждан по жребию.

2. В торговой гавани

— Внимательно рассмотрите иллюстрацию учебника «В торговой гавани Пирея» на с. 173 учебника.

— Какие детали рисунка указывают на то, что действие происходит на торговой площади?

— Как вы думаете, чем торгуют в гавани? Какие товары пользуются особым спросом?

— Познакомьтесь с историческим документом.

Исторический документ

Сколько товаров прибывает в Пирей! Из Причерноморья — соленая рыба, из Северной Греции — зерно и мясо, сицилийцы доставляют свиней и сыр, из Египта — паруса и папирус, из Сирии — благовония, остров Крит шлет дорогое дерево, острова — тучных баранов и фрукты, из Малой Азии везут рабов и миндаль, Финикия шлет пшеничную муку и финики...

— Найдите на карте названные в документе страны и графически изобразите географию торговли, которую вели греки.

— Почему в Афины привозили зерно?

— Какой же тогда товар вывозили?

— Когда и почему особенно бурно развивалась афинская морская торговля?

— Докажите, что морская торговля способствовала могуществу и богатству Афин.

— Предположите, на каких условиях торговцы, прибывавшие в Пирей, вели торговлю.

— Куда шли полученные от купцов деньги?

Действительно, каждый купец, приехавший в Афины с товаром, должен был заплатить в государственную казну особый взнос — пошлину за право торговать. Кораблей было много, и казна богатела. Граждане такого налога не платили.

Среди купцов было много переселенцев из других городов. Внешне они не отличались от греков: одевались и говорили, как греки, поклонялись тем же богам. Но при этом они должны были платить налог за ведение торговли. Таких людей в Афинах называли метеками.

— Дополните схему «Социальная структура афинского общества в V в. до н. э.».

— Почему, несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? Ведь они не считались гражданами полиса, а значит, не участвовали в управлении государством.

3. Тяжелая участь рабов

— Вернемся к иллюстрации «В торговой гавани Пирея в V в. до н. э.». Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это?

К сожалению, в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.

— Рабов в Греции также называли «живым товаром». Как вы думаете, почему?

— Как много вы их видите на картине?

— Число рабов в Греции в V в. до н. э. резко возросло. Как вы можете это объяснить? При ответе вспомните, каким образом свободные люди становились рабами.

— Какого источника рабства в Афинах уже не было? Почему?

(Составление схемы.)

Основным источником рабства для Греции, как и для других стран древности, являлась война. В V в. до н. э. во многих полисах долгового рабства уже не было. Самый бедный гражданин твердо знал, что его, свободного эллина, рабом-должником не сделают, и гордился этим. Большие доходы приносила продажа рабов, которая была в то время обычным явлением. В результате побед греков над персами резко увеличилось количество военнопленных, которых обращали в рабство. Современники рассказывали, что лишь во время одного удачного нападения греков на побережье Персии они взяли в плен 20 тыс. человек. В Грецию привозили фракийцев, сирийцев, скифов, персов, египтян, даже негров.

— Чем рабы отличались от остальных людей?

— По каким признакам вы это определили?

— Сравните расценки за труд свободных афинян и расценки за труд рабов, работая с историческим документом на с. 174.

— Работая с текстом п. 3 § 36, опишите, где и как трудились рабы.

Рабов, прежде всего, заставляли выполнять тяжелую и вредную для здоровья работу. Их труд применялся на серебряных рудниках, на подсобных работах в мастерских и в сельском хозяйстве. Работу, которая требовала выдержки, творчества и заинтересованности, рабам не поручали. Так, их не использовали в качестве гребцов на триерах. Созданием ремесленных изделий, выращиванием винограда и оливок занимались свободные люди.

— Как вы думаете, почему рабов не допускали к этим работам?

В «Одиссее» сказано:

Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим

К делу его, за работу он сам не возьмется охотой.

— Можно ли предположить на основе этого высказывания, какими были отношения между рабами и рабовладельцами?

— О каком принуждении идет речь?

— Почему рабы не были заинтересованы в своем труде?

— Подумайте, чем объяснить жестокое обращение с рабами в Греции.

IV. Закрепление изученного материала

— Какую же роль играл Пирей в истории Афин?

(Запись в тетрадях.)

Роль порта Пирей в истории Афин

1. Порт обеспечивал безопасность государства.

2. Афины стали крупным центром торговли.

— А теперь выполните задания, которые помогут определить, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Задание 1. Заполните в тетрадях таблицу «Граждане и переселенцы в Афинах».

Граждане и переселенцы в Афинах

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в схеме.

Задание 3. Подберите ключевые слова для рассказа по картине «В торговой гавани Пирея».

Задание 4. Вычеркните из схемы слова, которые неверно характеризуют положение рабов в Афинах.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 36. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — описать, как происходила погрузка корабля, предположить, каково содержимое глиняных амфор.

2. Для средних учеников — ответить на вопросы: какой товар идет собственными ногами? Откуда мог приплыть корабль с таким товаром?

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



5 Б класс

Конспект урока по теме: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Тема урока: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Цели и задачи:

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»;

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции;

3. Углубить знания учащихся об античной демократии;

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

5. Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование:

Литература:

1) А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2) О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.

Основные понятия: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник

План урока

I . Оргмомент (1 мин)

(опрос + тест) (25 мин.)

(15 мин.)

1. В военных гаванях (3-4 мин)

2. В торговой гавани (3-4 мин)

3. Тяжелая участь рабов (3-4 мин)

I V. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

V. Домашнее задание

Ход урока

I. Оргмомент (1 мин.)

Приветствие учащихся

Проверка их явки и готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания (25 мин.)(опрос)

1. Повторение домашнего задания (3 мин)

2. Опрос (17 мин)- 2 раза

Кто предвидел вторжение персов? (Фемистокл)

В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла? (Создание военного флота)

К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах? (Прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом).

Из скольких эллинских государств состоял союз? (30)

В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу? (В 480 г. до н.э.)

Кто составлял основу армии Ксеркса? (покоренные народы)

Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю? (Велел отрубить головы строителям и приказал стегать море кнутами)

Куда первоначально вторглось войско Ксеркса? (в Северную Грецию)

Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (царь Леонид)

Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)

Какой подвиг совершили 300 спартанцев? (Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)

На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников? (отвод флота к Коринфскому перешейку)

А кто был против этого? (Фемистокл)

Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

3. Тест «Греко-персидские войны» (5 мин)

III. Изучение нового материала (15 мин)

Итак, после побед при Саламине и Платеях, жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств – Афинский морской союз. Таким образом, ребята мы с вами переходим к изучению новой главы учебника: «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии».

Кто мне может сказать, что такое «демократия»? (власть народа) . Власть демоса - демократия была установлена в освобожденных от власти персов полисах.

Как вы думаете, где демократия достигла наибольшего расцвета? (В Афинах)

И сейчас мы с вами выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

А для начала прочитайте 1 абзац §36 и ответьте на вопрос: Что же представлял собой порт

Откройте с.172, рассмотрите план расположения порта.

Что означает красная линия с зубчиками? (стены укреплений)

Как они расположены на плане? (стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон)

Что показывают две параллельные линии на плане? (дорога, соединявшая Афины с Пиреем, с обеих сторон были обнесены Длинными стенами)

Сколько гаваней находилось в Пирее? (3 гавани – две морские и одна торговая)

1. В военных гаванях

Сейчас мы с вами поподробнее узнаем о жизни в военных гаванях, для этого читаем п.1 §36 и ответим на вопросы:

Кто служил на военных кораблях (только афинские граждане)

Кто по закону считался гражданином? (коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами)

Объясните значение слова «верфь? (место, где чинили старые и строили новые корабли)

Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам? (за свой счет снарядить по боевому кораблю)

Предположите, на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах? (богатым людям, знати)

А теперь рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы:

Как вы можете доказать, что это торговая гавань?

Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели? (стены, огораживающие порт)

На пристани чем заняты люди?

Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать п.2 на стр.172)

За счет чего пополнялась казна Афинского государства? (За счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах)

Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах? (граждане, переселенцы, рабы)

3. Тяжелая участь рабов

Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках)

Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продавать, как скот)

Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами)

Кого называли вольноотпущенниками? (рабов, которые отпускали владельцы на свободу)

I V. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

1. Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции? (здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства)

2. Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?

3. Какие гавани были в порту?

4. Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

5. На какие группы делилось население порта?

6. Какая из групп была самой бесправной?

7. Где использовали труд людей этой группы?

V. Домашнее задание

2. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей

Ответы. Тест 6. 1 - А; 2 - Б; 3 - БАВ; 4 - БВАЕДГ; 5 - В.