Замки короля Людвига II Бавария. Блуа - династия герцогов Орлеанских

Свою экскурсию по замкам Луары, которые находятся во французском департаменте Луар и Шер, мы начали с посещения самого крупного из них - королевского замка Блуа . Замок расположен практически в самом центре города Блуа. Вместе с другими замками Луары он является памятником Всемирного наследия и охраняется ЮНЕСКО. Замок Блуа во Франции считается одним из самых любимых мест французских королей, которые посещали это место с XII по XVII века . Он знаменит ещё и кровавой расправой, которая произошла здесь при Генрихе III: в стенах этого замка были жестоко убиты герцог де Гиз со своим братом кардиналом Лотаринским. Замок Блуа был сильно разрушен и разграблен во время революции, но затем его полностью отреставрировали и в конце XIX века открыли для посетителей.

Замок открыт каждый день с 9-00 до 18-30 часов. Вход на территорию замка стоит около 10 евро. При продаже билетов выдают буклет с описанием замка и другой интересной информацией. Эти буклеты есть в том числе и на русском языке. Возле замка Блуа есть большая многоуровневая парковка.

Главный вход в замок украшает барельеф короля Людовика XII. На фасаде здания можно разглядеть изображение дикобраза, который был символом рода герцогов Орлеанских.

Войдя через арку, мы попали во внутренний двор. Замковые строения, которые здесь находятся, можно назвать наследием нескольких эпох.

Это белое сооружение слева от башни является уцелевшей частью готического замка XIII века, который был построен ещё при графах де Блуа.

Крыло Людовика XII , которое было построено в стиле готики в XV-XVI веках.

Рядом находится крыло Франциска I . Оно было сооружено на несколько лет позже, чем здание Людовика XII. Лично мне больше всего здесь запомнилась эта дивная белая винтовая лестница, которая украшена кружевом из камня и королевскими эмблемами.

Самой поздней замковой постройкой является крыло герцога Гастона Орлеанского , который был родным братом Людовика XIII. Это здание - образец французского классицизма. Построили его в начале XVII века.

Отдельного внимания заслуживает внутреннее убранство замка . Первым помещением, куда мы попали, стал зал Генеральных Штатов. Во времена графов Блуа в этом зале вершили правосудие, а во времена правления Генриха III здесь заседали Генеральные Штаты.

На втором этаже замка находятся апартаменты, в которых в разное время жили Франциск I и II, Екатерина Медичи, Мария Стюарт, Людовик XII, Генрих III, Анна Бретонская. Поистине, королевская роскошь: великолепные гобелены, посуда, картины, скульптуры, мебель, камины, витражи...

На третьем этаже мы увидели комнату Генриха III, который был любимым сыном Екатерины Медичи.

В замке Блуа во Франции можно увидеть много великолепных картин и портретов, которые изображают важные события и ключевые персонажи тех времен.

Вообще, каждый квадратный метр замка Блуа - это, своего рода, часть истории Франции, поэтому у тех, кто хотя бы немного знаком с историей страны того времени, появляется масса воспоминаний и тем для размышления.

После осмотра замка мы посетили часовню Сен-Кале. Она была освящена в начале XV века при Людовике XII. Витражи часовни были сделаны в середине прошлого столетия.

Прекрасным завершением нашей экскурсии по замку Блуа стал осмотр панорамы города с башни дю Фуа, которая была воздвигнута в XIII веке.

Рядом с замком можно прокатиться на повозке, запряжённой лошадьми. Недалеко есть очень уютный и живописный сквер.

Замок Блуа во Франции, безусловно, красив, но, на мой взгляд, красота - это не главное достоинство замка. Самое ценное в этом замке - это, скорее, его историческая атмосфера, благодаря которой можно с головой окунуться в те далёкие времена.

Замок Блуа (château de Blois) расположен в долине Луары (châteaux de la Loire) – в самом центре города Блуа. Дворец Блуа в прошлом был любимой резиденцией королей Франции. Его история тесно переплетается с историей французских королевских домов, а по его архитектуре можно проследить развитие замковой архитектуры Франции – от средневековой готики до классицизма. Четыре крыла […]

Расположен в долине Луары (châteaux de la Loire) – в самом центре города Блуа . Дворец Блуа в прошлом был любимой резиденцией королей Франции. Его история тесно переплетается с историей французских королевских домов, а по его архитектуре можно проследить развитие замковой архитектуры Франции – от средневековой готики до классицизма. Четыре крыла замка наглядно демонстрируют четыре исторические эпохи.

В X веке город Блуа вместе с его окрестностями были владениями семейства графов Блуа . Именно в X веке здесь была воздвигнута первая крепость. Два века спустя её перестроили. В XIV веке крепость купил брат Карла VI – Людовик Орлеанский . В замке жил его сын Карл. Снова замок Блуа подвергся перестройке. После неё сохранились только круглая башня Фуа – остаток оборонительных сооружений, и готический Парадный зал (La salle des Etats), построенный в 1220 году. Этот зал считается самым старым Государственным залом Франции.

В 1498 году внук Людовика Орлеанского стал королём. В этот период и было построено крыло Людовика XII , которое принадлежит к стилю поздней готики с некоторыми декоративными элементами архитектуры Возрождения. В его облике сочетаются черты европейской архитектуры с итальянскими орнаментами. Король стал жить в Блуа и замок получил статус королевской резиденции.

В 1515 году королём Франции стал Франциск I – муж дочери Людовика XII. Новый король начал возводить собственное крыло дворца в стиле итальянского Возрождения. В архитектуре крыла Франсиска I использовалась резьба по камню, впервые сооружались окна, обрамлённые пилястрами, винтовые лестницы. Проект наружной ажурной лестницы придумал Леонардо Да Винчи. Ренессансное крыло замка Блуа так и осталось недостроенным. После смерти королевы в 1524 году, королевский двор перебрался в Фонтенбло, а замок использовали для торжественных приёмов.

После того, как умер Франциск I, во дворце Блуа жили его внуки. В 1610 г. здесь жила Мария Медичи – вдова Генриха IV. Сын Медичи – Людовик XIII подарил Блуа на свадьбу брату – Гастону Орлеанскому . Начался третий важный этап истории замка – строительство нового крыла в стиле классицизма. Эту часть здания считают жемчужиной стиля. Строительство было поручено архитектору Франсуа Мансару. Была сооружена великолепная лестница с «парящим» сводом, с аллегорическими каменными скульптурами. Архитектор предполагал снести крыло Франциска I – оно мешало осуществлению проекта. В связи с отсутствием денег в 1638 году строительство было прекращено. Крыло Франциска I сохранилось.

С 1660 года замок Блуа был заброшен. По приказу Людовика XIV, в XVIII веке здание передали слугам короля, и они поделили его на апартаменты. Бывшая королевская резиденция оказалась в плачевном состоянии, её сады были тоже раздроблены и заброшены. Людовик XVI в 1788 году приказал разрушить Блуа, но Военное министерство предложило использовать здание под казармы.

Во время Французской революции Блуа полностью разграбили. Были похищены статуи и мебель, разворована посуда. Все изображения и эмблемы, напоминавшие о королевской династии, были уничтожены.

В 1810 году император Наполеон I передал вконец обветшавшую постройку городским властям. Денег на восстановление дворца в казне не было, и там вновь была устроена казарма. Фрагмент крыла Гастона Орлеанского даже снесли, чтобы оборудовать кухню для военных, однако крыло Франциска I открыли для посетителей. В это время в замке побывали несколько известных деятелей культуры Франции. Среди них был Проспер Мериме . Его обеспокоила судьба прекрасного замка.

Благодаря стараниям писателя, в 1841 году Блуа получил статус исторического памятника, музея. В 1846 году были начаты реставрационные работы в крыле Франциска I. Альфонс Губер в период 1880-1913 гг. завершил сооружение лестницы, незаконченной при жизни Гастоном Орлеанским. Была предпринята значительная реставрация (некоторые эксперты считают, что чрезмерная). Замок был заново отделан и меблирован. Уже в XVI веке отреставрировали фасад и перекрытия.

Сейчас этот замок открыт для посещений, и внимание туристов к нему не ослабевает. Вход в Блуа находится в крыле Людовика XII. У входа – конная статуя короля. Эта часть замка, выполненная из кирпича в сочетании с белым камнем, увенчана высокой черепичной крышей с затейливыми слуховыми окнами. В этом крыле с 1869 года разместился Музей изобразительных искусств, где представлены скульптуры и живопись XVI – XIX веков; гобелены работы французских и фламандских мастеров.

В облике крыла Франциска I просматриваются некоторые черты готики (высокая двускатная крыша, горгульи вдоль карнизов). В целом же это крыло является образцом архитектуры Ренессанса. Здесь находится зал каменных скульптур XVI века. Большую часть крыла занимают отреставрированные королевские апартаменты. Их в XIX веке реконструировал архитектор Дюбан.

В «классическом» трёхэтажном крыле Гастона Орлеанского сейчас находится музей истории замка, проводятся временные выставки. В круглой башне Фуа ещё при Гастоне Орлеанском была построена обсерватория. Из этого сооружения на крыше башни открывается чудесный вид на долину Луары и город Блуа.

Место, где прошлое оживает

Любители Франции, а также поклонники романов Александра Дюма, конечно, слышали об этом знаменитом замке. Он не раз упоминался в литературе в качестве места самых романтичных и самых трагичных событий.

На этом удивительно красивом по природе месте люди жили еще в эпоху неолита. Высокий скалистый утес и полноводная Луара обеспечивали жившим здесь людям надежную защиту. Однако в текстах рассказы о здешних местах встречаются лишь с IX века.

История самого замка начинается с середины Х века, когда хозяевами Блуа и его окрестностей стали влиятельные феодалы — графы де Блуа. От мощной крепости, воздвигнутой в XIII веке, сохранились лишь угловая башня, часть крепостной стены, а также большой зал графов де Блуа, предназначавшийся для собраний и празднеств.

В конце XIV века графство Блуа было продано сыну французского короля Карла V принцу Людовику Орлеанскому. Однако в основном история Блуа связана с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII . Уроженец Блуа, Людовик XII, велел обосновать здесь свою резиденцию. Это стало началом «звездного часа» для Блуа .

ЗАМОК ВРЕМЕН ЛЮДОВИКА XII

Город и его окрестности находились тогда в пышном расцвете. Новый король тотчас же начинает реконструкцию замка своих предков. Всего за три года по трем сторонам двора «выросли» новые корпуса замка. Теперь Блуа по-настоящему стал замком, а не крепостью – исчезли защитные башни и бойницы, появились широкие окна, изящно украшенные балконы, люкарны, прогулочные галереи, которые пропускали в здание больше света и воздуха. Блуа стал для короля парадной резиденцией – этим жестом Людовик XII как бы обозначил новую манеру королевского правления – открытую дипломатию.

Постройки Людовика XII были глубоко готическими. В его крыле отсутствавало равновесие, в планировке и в распределении окон было много гармоничной асимметрии, тонкая, кружевная лепнина, много каменного декора с фантастическими персонажами.

По традиции повсюду в замке встречаются выгравированные из камня инициалы и эмблемы владельцев замка: цветки лилий — символы короля, горностай – символ королевы Анны Бретонской; парадную лестницу украшают дикобразы – эмблема герцогов Орлеанских: «De pres comme de loin, je suis redoutable!» («Вблизи, как и вдали, я опасен!»). Над главным входом в замок возвышается конная статуя короля.

В ЭПОХУ ФРАНЦИСКА I

Вступив на престол, Франциск I предпринял активные действия к перестройке старых и возведению новых частей замка. Строительство началось в 1515 и закончилось в 1524 году, то есть с начала правления Франциска до смерти его супруги, королевы Клод де Франс. Эмблемы и различные символы короля (саламандра) и королевы (буква «С» и горностай) встречаются повсюду в этом крыле.

Крыло Франциска I было построено всего через 15 лет после крыла Людовика XII, но они так отличаются друг от друга, что порой трудно поверить, что они принадлежат одному замку. Итальянское искусство за этот период так повлияло на французское, что крыло Франциска I считают первым шедевром Ренессанса во Франции.

Фасад со стороны двора дышит готикой – он ассиметричен, его крыша украшена высокими каминными трубами, оригинальными мансардными окнами-люкарнами и многочисленными барельефами. Но есть в этом фасаде и новинки, не свойственные готике – окна обрамлены пилястрами, видно строгое деление на этажи. Вертикальные обрамления окон и горизонтальные межэтажные перекрытия образуют на фасаде узор в виде квадратной сетки, которая быстро вошла в моду и повторялась потом на многих других замках Луары. Эмблему Франциска I – саламандру – пропустить невозможно, этот рельеф повторяется на фасаде крыла одиннадцать раз. Возможно, король выбрал своим символом саламандру за то, что это мифическое существо способно жить в огне. Девиз Франциска I: «J’encourage le bien et j’etouffe le mal!» — «Я поощряю добро, но я душу зло!»

Основной достопримечательностью крыла Франциска I является парадная лестница. Она также представляет собой симбиоз двух эпох: от предыдущей эпохи, типичной для готической Франции, она унаследовала спиральную структуру, а от новой – заметное деление на этажи. Лестница построена винтом в восьмигранной выступающей башне и особое очарование ей придают открытые марши между угловыми контрфорсами, ажурно украшенные каменной резьбой. С нее открывается прекрасный вид на двор, откуда король мог наблюдать за своими придворными, праздничными действами, а также проводить королевские церемонии.

Интерьер крыла Франциска I

В течение пятнадцати последних лет интерьер крыла Франциска I постоянно переделывался и заново обставлялся мебелью: столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.

В Зале Гвардейцев обязательно стоит обратить внимание на огромных размеров вышивку на религиозный сюжет. Также привлекает внимание деревянная панель второй половины XVI века, которая точно воспроизводит атмосферу бала при дворе Валуа. Персонажи исполняют модный итальянский танец, ввезенный во Францию Екатериной Медичи.

Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I — его рабочий кабинет, так как он сохранил свой оригинальный декор: 237 деревянных резных панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде – арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д. По версии Дюма среди этих панелей спрятаны 4 тайника, где королева Екатерина Медичи хранила свои страшные яды, а, по мнению других историков, берегла от посторонних глаз драгоценности и важные документы.

Историческую ценность представляют помещения на третьем этаже корпуса Франциска I – немые свидетели убийства герцога де Гиза . Это важное событие в истории Франции произошло 23 декабря 1588 года. Герцог Гиз был генерал-лейтенантом королевства, одним из вдохновителей Варфоломеевской ночи, а также главой сильной католической Лиги, созданной для борьбы с протестантами и ограничения абсолютной власти короля Генриха III . Де Гиз, зная свое сильное влияние на королевский двор, заставил Генриха III собрать в Блуа Генеральные штаты, надеясь свергнуть с их помощью короля и самому взойти на трон. Однако Генрих был предусмотрительнее. Почувствовав угрозу, он организовал убийство герцога, а затем и его брата, кардинала де Лоррена. Эти убийства положили конец религиозным войнам, раздиравшим Францию во времена правления сыновей Екатерины Медичи.

Картины XIX века, выставленные в Зале Совета и в Королевских покоях , иллюстрируют это трагическое событие.

Спустившись на второй этаж, можно попасть в Зал Генеральных Штатов . Это самый большой зал крепости графов де Блуа. Именно в этом огромном зале — одном из самых старинных, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов.

Во времена обоих королей – Людовика XII и Франциска I – город Блуа пережил блестящий взлет, но после смерти королевы Клод де Франс и жестокого поражения при Павии в 1525 г. Франциск I больше не возвращался в Блуа, а его преемники останавливались здесь лишь на короткое время.

КРЫЛО ГАСТОНА ОРЛЕАНСКОГО

В XVII веке город вновь был оживлен благодаря младшему брату Людовика XIII — Гастону Орлеанскому , который прожил в здесь 26 лет.

Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Гастоном Орлеанским, братом Людовика XIII, сосланным в Блуа из-за его бесконечных интриг против короля.

Строгий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов. Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками… Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крыло в глубине двора, и то не окончательно. Остаток своей жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска I, напротив своего незавершенного шедевра.

В корпусе Гастона Орлеанского сегодня размещается Муниципальная библиотека и два больших зала, используемых для концертов, конференций, выставок.

Но в XVIII веке замок Блуа снова был покинут королями. Он был разделен на небольшие жилые помещения и содержался в плачевном состоянии, сады были запущены… Король Людовик XVI в 1788 году приказал либо продать замок, либо разрушить его, если покупатели не найдутся. И лишь переоборудование замка в казарму спасло его от гибели.

Во время и после Революции Блуа был сильно поврежден. Замок пострадал от вандализма: все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Печальная участь замка длилась всю первую половину XIX века. Он претерпел множество переделок во время военной оккупации, и лишь начиная с 1845 года архитектором Дюбаном была предпринята обширная реставрация, осужденная в настоящее время как чрезмерная.

Фотографии: Анастасия Миркус,
Алена Голик

© При копировании информации активная гиперссылка на обязательна!


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

Контакты

Адрес: 6 Place du Château, 41000 Blois, Франция

Телефон: +33 2 54 90 33 33

Часы работы: с 09:00 до 12:30, с 13:30 до 17:30

Стоимость: 9,8€, от 6 до 17 лет — 5€, до 6 лет бесплатно

Официальный сайт: www.chateaudeblois.fr

Блуа – небольшой городок во Франции, располагающийся в долине реки Луара. Сегодня он выполняет функцию столицы департамента Луара и Шер и ежегодно принимает до 400 000 туристов. Популярность этого места связана с его богатым историческим прошлым. Среди памятников архитектуры, которые можно посетить в Блуа, есть такие, как:

  • мост Пон-де Блуа,
  • собор Святого Луи,
  • церковь Нотр-Дам-де-ла-Трините.

В Блуа также находится древний водопровод, созданный при римлянах. Еще здесь в XIX веке родился Робер Уден, известный французский иллюзионист. Приезжие часто заглядывают в дом-музей этого легендарного человека. Интересных мест в городе не мало, но самым популярным считается замок Блуа (Le Château de Blois) . Это не случайно. Там столетиями разыгрывались аристократические интриги и решалась судьба не только многих известных личностей, но и всей страны.

Замок Блуа и история его появления

Первые селения на месте современного города Блуа появились во II веке до н.е. Тогда этот прекрасный уголок будущей Франции пришелся по душе кельтам. В I веке до н.е. туда пришли римляне. Новое тысячелетие принесло этим землям расцвет торговли, а в III веке появился портовый город.

Согласно сохранившихся документов, замок в Блуа начинает свою историю в IX веке. Тогда селение входило с состав Западного Франкского королевства. С X века, там появилась крепость Блезуа, которая должна была спасать жителей окрестных деревень от набегов норманов. Ее основателем считают графа Тибо (Тришора). В то время начинается история династии Блуа. Оборонное здание много раз перестраивалось и в XIII веке наконец-то было готов полноценно выполнять свои функции.

В конце XIV века его покупает принц Людовик Орлеанский. Это способствовало началу процветания всего города. В стенах крепости четверть века прожил Шарль Орлеанский. Он был поэтом и в Блуа начинают съезжаться талантливые мастера слова. Преданность местных жителей к герцогам Орлеанским растет с каждым днем. Замок перестраивается и от прошлых построек остаются только лишь Па

Радный зал 1220 года и башня Фуа.

Есть данные, что одно время в стенах дворца располагалась Жанна Дарк со своим войском. Говорят, что она часто молилась в здешней часовне.

Людовика XII — внук Людовика Орлеанского — получив в 1498 году королевскую корону, решает сделать в Блуа собственную резиденцию. Тогда над реставрацией здания трудятся приглашенные им мастера-каменщики Колен Биар, Симон Гишар и Жак Сурдо. Они снова начинают использовать для строительства кирпич, который ранее на некоторое время вышел из моды. Новый корпус удалось построить за три года. Параллельно при Людовике XII появляется павильон Анны Бретонской и регулярный сад, создателем которого считают Пачелло де Меркольяно. После этого кардинально меняется статус городка и на протяжении части XVI века он считается столицей.

С 1515 по 1524 год Франциск I достраивает одно крыло здания. После поражения под Павией и смерти королевы Клод Французской привычки короля кардинально изменились. Он старается забыть о Блуа и радостях, пережитых там. Генрих III заманил в Блуа и убил Генриха Гиза вместе с кардиналом, который приходился ему братом. В замке некоторое время жила Екатерина Медичи, там она и умерла в 1589 году.

Во дворце жила мать Людовика III Мария Медичи, и там обитал Гастон Орлеанский, его сосланный брат, начавший строительство еще одного корпуса.

XVIII век для замка оказался трагическим. Оттуда съехали представители королевской династии и здания Блуа были отданы в пользование нескольким семьям вассалов. Людовик XVI в 1788 году захотел, чтобы замок был выставлен на торги. В противном случае Блуа должны были разрушить. Дело к тому и шло, но вскоре замок переоборудовали на казармы. Великая Французская революция еще больше способствовала тому, что великолепный замок легендарной династии на берегу Луары уничтожался и страдал от рук вандалов.

В 1810 году Наполеон I передает дворец Блуа городу и там снова делают казарму. Судьба замка волновала многих деятелей искусства, однажды там побывал Проспер Мериме. Писатель побеспокоился о том, чтобы объект получил статус музея. С 1841 года Блуа является историческим памятником. В 1845 году при Луи-Филиппе архитектор Дюбан начинает его очередную реставрацию. С 1880 по 1913 год достроили лестницу, которая была начата еще при Гастоне Орлеанском.

Сегодня замок Блуа, место жительства семи королей и десяти королев, является памятником Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Описание замка Блуа в наши дни

Благодаря своим внушительным размерам, королевский замок Блуа выгодно отличается среди замков Луары. Действующий вход этого здания находится в крыле Людовика XII. Стены этого строения выполнены из белого камня и кирпича, крыша – из черепицы. Его огромные галереи и окна наполняют

Пространство светом и делают его жизнерадостным. Плоскостные фасады, отдельные башни с лестничными клетками, хрупкая лепнина и скульптурный декор крыла доказывают то, что эта часть замка принадлежит больше к готическому стилю . С 1869 года там действует Музей изобразительных искусств .

Фасад этого крыла имеет вид галереи с колоннадой, с которой видно постройки внутреннего двора. Представленные колонны имеют круглую и квадратную формы. Они чередуются между собой.

Крыло Франциска I
Представляет собой образец архитектуры времен Ренессанса и имеет готические элементы, например, двускатную крышу. Здесь можно ознакомиться с залом каменных скульптур XVI века и отреставрированными апартаментами монархов. Готический стиль корпуса проявляется в том, что там нет симметрии и традиционного оживления верхней части строения. Кровля крыла аспидная и имеет пирамидальную форму. Здание имеет каминные трубы, большие люкарны, ажурную балюстраду и обрамленные пилястрами окна. Итальянская архитектура просматривается во фронтонах люкарн и в широком карнизе с каменной резьбой.

Парадная лестница здания винтовая, что не свойственно итальянскому стилю. На лестнице расположено три балкона, ее медальоны с эмблемами и инициалами короля, его жены и матери. Статуи времен Франциска были утрачены, но сегодня мы имеем возможность видеть их восстановленные копии.

Внешний фасад имеет ниши и лоджии, что придает дополнительное пространство. Здесь много арок с пилястрами, полуколоннами, поэтажными членениями. Интерьер этого крыла замка является типичным для местного Ренессанса. На ярких и покрытых золотом каминах, раковинах, цветочных гирляндах очень часто встречается саламандра.

Зал Начальника стражи в свое время был двумя залами, но после реставрации в XIX века он выглядит как одно помещение. Там можно ознакомиться со столами, гобеленами, креслами, ларями времен расцвета замка. Большинство представленных экспонатов – копии тех, которые были утрачены с годами.

В Зале Гвардейцев сразу же привлекает внимание гигантская вышивка с изображением библейских сюжетов. Здесь находятся портреты Ронсара. Отсюда можно пройти в галерею, где есть королевские бюсты времен Екатерины Медичи, Генриха IV и старинный секретер.

Королевские покои располагаются за передней комнатой башни. В них пряталась Екатерина Медичи. Сегодня можно осмотреть ее комнату и портретные изображения, которые размещены в ней. Там обычно проводились официальные приемы. Рядом с этой комнатой есть молельня.

Рабочий кабинет короля интересен декоративными панелями и спрятанными в стену шкафами.

В Зале Совета и в Королевских покоях есть картины, которые рассказывают о печальных событиях, произошедших в стенах замка: убийствах Генриха де Гиза и кардинала Лотарингского. Все это происходило в покоях на третьем этаже.

Зал Генеральных Штатов расположен на втором этаже. Там вел свои дела граф Блуа. Внутреннее убранство этого помещения поражает своей роскошью и изобилием золотых отделок. В соседней комнате располагается Археологический музей . Там представлен строительный материал времен Франциска I, который использовался при реконструкции замка.

Крыло Гастона Орлеанского
Аыполнено в классическом стиле, имеет три этажа. Сейчас там можно посетить музей истории замка и некоторые выставки, имеющие временный характер. С обсерватории на башне Фуа прекрасно видно город Блуа и долину Луары. Здесь также есть лестница. Она интересна каменными скульптурами и резко поднимающимся вверх сводом.

Рядом с замком есть очень красивый сад с прекрасными цветочными клумбами.

Где находится и как добраться из Парижа

Замок Блуа стоит в центре одноименного населенного пункта на берегу реки Луары в 180-километровой отдаленности от Парижа.

Вопрос о том, как доехать из Парижа в Блуа, не должен волновать туриста. Туда можно самостоятельно доехать на машине или на поезде, кроме того, есть возможность воспользоваться самолетом.

  • Если собираетесь отправляться в дорогу на машине , знайте, что вам надо выезжать на:
    • автомагистраль Париж-Бордо A10 (выход Блуа)
    • или на главную дорогу Париж-Орлеан-Блуа RN 152.
    • Тот, кто решит попасть в замок из юго-восточной Франции через Бурже, должен двигаться по Autoroute A85, Vierzon-Angers (выход Romorantin), затем надо взять D765 второстепенной дороги.
    • Чтобы доехать из юго-восточной Франции через Бордо, надо также найти автомагистраль A10, Париж-Бордо (выход Блуа).
  • Поезд из Парижа в Блуа ходит ежедневно. Вы можете отправиться с вокзалов Austerlitz и Montparnasse. Там же можно узнать расписание поездов. Такая поездка займет полтора часа. От вокзала в Блуа до замка примерно 7-8 минут пешей ходьбы.
  • Некоторые туристы предпочитают летать в бывшую королевскую резиденцию. Если средства позволяют, то отправляйтесь в один из следующих аэропортов Франции:
    • Paris Orly Airport ,
    • Paris Roissy Charles de Gaulle Airport ,
    • Blois Le Breuil Airport,
    • Tours — Val de Loire Airport,
    • Châteauroux — Déols Airport,
    • Bourges Airport.
  • С апреля по сентябрь есть трансфер между замком Блуа, Шамбором и Шеверни.

Кроме того, у подножия замка всегда останавливаются рейсовые городские автобусы Блуа. Официальный сайт исторического памятника детально рассказывает о том, как добраться до Блуа.

Режим работы объекта:

  • со 2 января по 31 марта: 9:00-12:30, 13:50-17:30 ;
  • с 1 апреля по 30 июня: 9:00-18:00 ;
  • с 1 июля по 31 августа: 9:00-19:00 ;
  • с 1 по 30 сентября: 9:00-18:30 ;
  • с 1 октября по 2 ноября: 9:00-18:00 ;
  • с 3 ноября по 31 декабря: 9:00-12:30, 13:30-17:30 .

Звуковое и световое шоу в замке проходит каждый вечер с 5 апреля по 21 сентября (за исключением 26 апреля, 16 и 21 июня, 13 июля).

  • В апреле, мае и сентябре — в 22.00 .
  • В июне, июле и августе – в 22.30 .

Часы работы билетной кассы немного отличаются, она закрывается на полчаса раньше.

Самая дешевая экскурсия обойдется :

  • в 9,80 евро для взрослого
  • и 5 евро для детей от 6 до 17 лет.
  • До 6 лет вход бесплатный.

Снижение ставки предоставляется для студентов, преподавателей, приезжающих в отдельности, взрослых, многодетных семей и лиц, ищущих работу. Более детальная информация представлена на официальном сайте замка Блуа.

Расстояние от Парижа до замка Блуа на карте:

Замок Блуа и его достопримечательности на фото и видео

Фото: ниже вы можете ознакомиться с подборкой фотоматериалов, которые помогут понять что такое замок Блуа и чем он отличается от остальных достопримечательностей Франции.

Итак, возвращаемся во Францию. Какие замки Луары мы уже обошли и осмотрели?

Кто отстал от группы, можете быстренько пробежаться по этим красивейшим замкам Франции, а мы продолжаем...

Люди обратили внимание на это заповедное место очень давно, много тысячелетий тому назад. Высокий скалистый утес, омываемый водами Луары и впадающей в нее небольшой реки, обеспечивал надежное укрытие и защиту; без сомнения это место было обитаемым еще в эпоху неолита. Однако упоминание замка встречается только в текстах IX века.

Замок Блуа многим из нас знаком буквально с детства - именно в этих краях, Александр Дюма поселил Атоса с Раулем (роман "Виконт де Бражелон")

На самом же деле, замок в Блуа справедливо считается одним из любимейших мест французских королей, с завидной настойчивостью посещавших местную резиденцию с XII по XVII век. Блуа знаменит еще и кровавой расправой, имевшей здесь место при Генрихе III: именно в стенах этого замка были убиты герцог де Гиз и его брат кардинал Лотаринский.


С середины Х века Блуа и его окрестности становятся владением могущественных феодалов - графов де Блуа, вассалов короля Франции, они же - графы Тура и Шартра, затем Шампани, которые много раз переделывали укрепленный замок. От мощной крепости, воздвигнутой в XIII веке, сохранились лишь угловая башня, часть крепостной стены, отдельные башни, включенные в позднейшие постройки, а также большой зал графов де Блуа, предназначавшийся для собраний и празднеств.

В конце XIV века графство Блуа было продано принцу Людовику Орлеанскому, сыну французского короля Карла V. Это событие предопределит блестящее будущее города Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов.



Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году
стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик XII, решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и был столицей королевства в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был прекрасно оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района.
Во времена Шарля Орлеанского, и особенно Людовика XII и Франциска 1, город Блуа переживает блестящий взлет, но после смерти королевы Клод де Франс (1524 г.) и жестокого поражения при Павии (1525 г.) Франциск I больше никогда не возвращался в Блуа; его преемники останавливались здесь только на короткое время.

В XVII веке в городе наступило некоторое оживление благодаря длительному пребыванию в замке (1634-1660) Гастона Орлеанского, младшего брата Людовика XIII.

В XVIII веке замок Блуа был покинут королями. В нем нашли себе приют старые верные вассалы короля; он был разделен на небольшие жилые помещения и содержался в плачевном состоянии; сады также были раздроблены... В 1788 году Людовик XVI приказал продать замок или, за отсутствием покупателя, разрушить его. Спасло замок только его переоборудование в казарму.
Во время и после Революции некоторые памятники Блуа были повреждены и частично разрушены. Замок также пострадал от вандализма: все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Печальная участь замка длилась всю первую половину XIX века. Он претерпел множество переделок во время военной оккупации, и лишь начиная с 1845 года архитектором Дюбаном была предпринята обширная реставрация, осужденная в настоящее время как чрезмерная.


Крыло Людовика XII. В 1498 году Людовик, герцог Орлеанский и граф де Блуа, становится королем Франции под именем Людовика XII. Новый король тотчас же начинает реконструкцию замка своих предков. Корпуса Людовика XII, вытянувшиеся первоначально по трем сторонам двора, были возведены очень быстро, в течение трех лет. Радостная нота прозвучала в этом новом изящном здании из камня и кирпича, без угрожающих башен и ощетинившихся бойниц, еще очень распространенных в ту эпоху; широкие окна, балконы, лоджии, люкарны, прогулочные галереи давали доступ воздуху и свету... Крыло Людовика XII очаровывает зрителя своим мирным, радостным, приветливым обликом, как и облик самого короля, известного своими простыми и приятными манерами. Это был уже не замок-крепость, так как у Людовика ХП не было необходимости защищать себя. Его власть была неоспорима. Король Франции нуждался отныне в замке, который мог бы служить ему парадной резиденцией. Итак, король открывает новую эру в управлении государством, "открытую" дипломатию, провозглашенную итальянцами, что и было подтверждено революционной дипломатической акцией - роскошным приемом, оказанным в 1501 году в замке Блуа эрцгерцогу Австрии, с которой Франция была практически в состоянии войны.



Кликабельно 1600 рх

Постройки Людовика XII, современные по своему духу, по сути своей оставались глубоко готическими со многих точек зрения: отсутствие равновесия и симметрии в планировке и в распределении оконных проемов, тонкая, очень глубокая и изощренная лепнина, обильный скульптурный декор, включающий, как в соборах, фризы с акантом, пинакли, розетки и, явно средневекового происхождения, подвесные потолочные украшения, декорированные живописными персонажами.

По традиции, типично французской и готической, инициалы и эмблемы владельцев замка выгравированы в камне: цветки лилий - символы короля, горностаи - королевы Анны Бретанской, украшают колонны галереи; парадную лестницу украшают дикобразы - эмблема герцогов Орлеанских: "De pres comme de loin, je suis redoutable!" ("Вблизи, как и вдали, я опасен!"); конная статуя короля возвышается над главным входом в замок.



Кликабельно 2000 рх

Галерея, примыкающая к капелле, южная половина которой была разрушена в XIX веке, ошибочно приписывалась Шарлю Орденскому, тогда как она несомненно относится к постройкам времен Людовика XII.

В сдержанной простоте этого корпуса нет ничего удивительного, так как он служил своего рода коридором, связывающим два строения, а не жилым помещением.

Современная капелла - это всего лишь хоры прежней капеллы, построенной Людовиком XII и посвященной в 1508 году Св. Кале. Неф капеллы был разрушен в XVII веке. Это была частная молельня королевской четы. В непосредственной близости от замка находилась большая капитулярная церковь Св. Спасителя, в которой проходили торжественные богослужения (после Революции она была разрушена).


Фасад капеллы, украшенный инициалами Людовика XII и Анны Бретанской, был переделан в XIX веке. Интерьер этого здания с его стрельчатыми сводами, замками свода и геральдическими эмблемами на плитках пола пронизан духом готики.

Крыло Франциска I. В длинном списке строительных работ, предпринятых Франциском I, принцем, "беззаветно преданным зданиям", замок Блуа был хронологически первым: крыло Франциска I было начато в 1515 году, то есть с начала его правления, а закончились работы в 1524 году после смерти королевы Клод де Франс, инициалы и эмблемы которой всюду неразрывно связаны с эмблемами короля. Построенное спустя всего лишь 15 лет после крыла Людовика XII, крыло Франциска I, однако, значительно от него отличается. За эти 15 лет французское искусство испытало на себе сильное воздействие итальянского искусства. Крыло Франциска 1 - один из самых первых шедевров Ренессанса.

Фасад со стороны двора выполнен в духе готики, что выразилось в отсутствии симметрии и традиционном для французской архитектуры оживлении верхних частей здания: пирамидальная аспидная кровля украшена высокими каминными трубами и большими люкарнами и подчеркнута ажурной балюстрадой. Однако декоративное убранство фасада - совершенно новое: окна обрамлены пилястрами, переходящими с этажа на этаж. Из их перекрестий с горизонтальными профилированными межэтажными тягами образуется квадратная сетка, которая, став образцом для подражания, превратилась в отличительный элемент многих замков Луары. Выступающий широкий карниз состоит из нескольких рядов великолепной каменной резьбы, заимствованной из итальянской архитектуры. Итальянское влияние проявилось также и во фронтонах люкарн с их нишами в античном стиле и фигурками амуров... Уступка французской традиции - эмблема короля, саламандра (девиз которой "J"encourage le bien et j"e"touffe le mal!" - "Я поощряю добро, но я душу зло!") выполнена одиннадцать раз глубоким рельефом на фасаде крыла Франциска I.



Кликабельно 1600 рх



Главный акцент фасада - парадная лестница, обозначавшая его центр до разрушений, предпринятых Гастоном Орлеанским. Винтовая лестница, построенная в восьмигранной выступающей башне, была типичной для Франции эпохи готики, хотя в то время в Долине Луары уже начинают появляться лестницы с прямыми маршами в итальянском стиле. Особую привлекательность придают лестнице открытые марши между угловыми контрфорсами. Эта ажурная лестница со своими тремя балконами, откуда открывается прекрасный вид на Парадный двор, служила своего рода декорацией для проведения великолепных королевских церемоний.

Крыло Гастона Орлеанского. Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Гастоном Орлеанским, братом Людовика XIII, сосланным в Блуа из-за его бесконечных интриг против короля.

трогий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов, которые предполагалось снести в случае осуществления проекта полностью. Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками... Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крыло в глубине двора, и то не окончательно. Остаток своей жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска 1, напротив своего незавершенного шедевра.

В корпусе Гастона Орлеанского сегодня размещается Муниципальная библиотека и два больших зала, используемых для концертов, конференций, выставок.




Действительно, в замке Блуа, предположительно во время бала, Ронсар встретил Кассандру Сальвьяти, которой он посвятил множество своих поэм... Деревянная панель второй половины XVI века точно воспроизводит атмосферу бала при дворе Валуа, который вполне вероятно мог происходить в Блуа. Персонажи исполняют модный итальянский танец, ввезенный во Францию Екатериной Медичи.

Средневековая конструкция старинного замка отчетливо проступает, когда из этого зала выходишь на следующую непосредственно за ним галерею: дверной проем, проделанный в стене двухметровой толщины, а при входе справа - круглый изгиб башни.

Галерея, относящаяся также к постройкам Франциска I, пронизана светом и воздухом благодаря своеобразным лоджиям - вариант лоджий Браманте в Ватикане. Из лоджий открывался прекрасный вид на раскинувшиеся внизу сады.


Бюсты королевских особ, собранные в этой галерее, напоминают нам о долгих годах, проведенных Екатериной Медичи и ее сыновьями в замке Блуа в последнюю треть XVI века, а также об особом пристрастии, которое их преемник Генрих IV питал к этому замку. Он приказал построить галерею, длиной 200 метров, окаймлявшую чудесные сады, которая в XVIII веке превратилась в руины.

В глубине галереи находится "bargueno" - вид секретера испанского или португальского происхождения со множеством выдвижных ящичков, которые служили для хранения ценностей.

За передней комнатой, расположенной в старинной башне XIII века, примыкающей к крепостной стене (следует обратить внимание на толщину стен этой комнаты), находятся Королевские покои, в которых в конце XVI века не раз укрывалась Екатерина Медичи, вынужденная бежать из Парижа, охваченного религиозными волнениями. Она здесь и умерла 5 января 1589 года, несколько дней спустя после убийства герцога де Гиза. Комната, получившая в связи с этим название комнаты Екатерины Медичи, была украшена в процессе реставрации XIX века вензелями Генриха II и королевы. В XVI веке она, однако, не имела характера частных апартаментов, который ей приписывают сегодня. В то время в ней обычно проходили приемы. Углубление в стене давало возможность поместить там на небольшом возвышении кресло с высокой спинкой, покрытое балдахином, на котором восседала королева.


Отдельные предметы мебели, приобретенные или полу-ченные в дар, позволяют сегодня воссоздать обстановку этой комнаты. Портреты, украшающие стену, напоминают нам об увлечении Екатерины Медичи искусством портрета, расцвету которого в XVI веке она способствовала.

Расположенная рядом молельня интересна своими рас-писными деревянными панелями и изящным скульптур-ным декором апсиды с подвесным замком свода и нишами. Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I - его Рабочий кабинет, так как он сохранил свой оригинальный декор из деревянных резных панелей: 237 панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде, предлагают полный набор декоративных орна-ментов, используемых в период раннего Ренессанса - арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д. Эта комната знаменита также своими потайными стен-ными шкафами, или "шкафами с ядом", как образно назвал их в своих романах А. Дюма. Но на самом деле доподлинно неизвестно, прятала ли там когда-нибудь яд Екатерина Медичи!


На третьем этаже корпуса Франциска I, как раз во время работ по реконструкции, произошло трагическое событие, которое занимает важное место в истории Фран-ции: 23 декабря 1588 года герцог Генрих де Гиз был там убит по приказу своего кузена, короля Франции Генриха Ш. Это убийство положило конец религиозным войнам, разди-равшим Францию во времена правления сыновей Генриха II и Екатерины Медичи, войн, порожденных фанатизмом про-тестантов, поддерживаемых Елизаветой Английской, и непримиримостью католиков, объединившихся вокруг Ка-толической Лиги, возглавляемой Филиппом II Испанским. Власть короля постоянно оспаривалась Лигой, и особенно главой Лиги - герцогом де Гизом. Ситуация обострилась в ходе Генеральных Штатов Королевства, собравшихся в замке Блуа в октябре 1588 года. Генрих де Гиз чувствовал себя на высоте положения, откровенно насме-хался над королем, который принял решение покончить с ним.


Картины XIX века, выставленные в Зале Совета и в Королевских покоях, иллюстрируют это трагическое со-бытие, а также убийство кардинала Лотарингского, брата герцога де Гиза, которое произошло днем позже.

Спустившись на второй этаж, можно попасть в Зал Генеральных Штатов. Напомним, что это самый большой зал крепости графов де Блуа, возведенной в начале XIII века. Именно в этом огромном зале - одном из самых старинных залов, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов. В этом зале, когда замок стал принадлежать королю, при Генрихе III дважды (в 1576 и 1588 гг.) собирались Генеральные Штаты Коро-левства Франции. Интерьер этого зала с его двумя нефами, разделенными рядом колонн, напоминает капитулярный зал аббатства. Подвесные капители обозначают дати-ровку начала XIII века. У нефов нет каменных сводов, их потолок обшит небольшими, плотно подогнанными де-ревянными панелями. Стены зала были заново расписаны в XIX веке.



Клкиабельно 2000 рх

Первые упоминания о замке Блуа есть в документах IX в. В течение 250 лет им владели графы Блуа, но в 1230 году он перешел к семейству де Шатийон, которое перестроило замок. Фруассар, летописец XIV века, отметил, что Блуа было одним из самых прелестных мест в королевстве.



Клкиабельно 2000 рх

Замок Блуа Ги де Шатийон продал в 1391 году графство герцогу Луи Орлеанскому. Его сын - Шарль - устраивал в Блуа поэтические состязания, открытые для всех желающих, на которых бывал Франсуа Вийон. Сын Шарля - Луи - унаследовал французский престол после кончины бездетного Карла VIII под именем Людовика XII. Именно он задумал и осуществил строительство здесь новой королевской резиденции, открытой и просторной, без башен и брустверов, состоявшей из трех флигелей с аркатурными галереями. Большая часть комплекса была построена за 10 лет.

Его кузен и преемник Франциск I перестроил замок. Изящная винтовая лестница с открытыми проемами, заключенная в восьмигранную башню, соединила два старых здания замка. Саламандра - эмблема Франциска I.

Впоследствии замок Блуа стал сценой празднеств, драм и интриг времен Генриха II и Екатерины Медичи, а также трех их детей - королей Франции. В одном из темных коридоров замка был убит герцог Гиз. У Генриха IV были великие планы относительно Блуа, которые ему не удалось воплотить. Здесь останавливались Людовик XIII и Анна Австрийская. С 1617 по 1619 год здесь жила под домашним арестом королева Мария Медичи. Несмотря на свои внушительные размеры, ей удалось убежать через окно. Сейчас замок отреставрирован и обставлен; здесь разместился Музей сакрального искусства.



В замке расположены Музей изящных искусств и Археологический музей (ежедн. 9.00-12.00 и 14.00-17.00), где демонстрируются прикладное искусство, портретная живопись и скульптура (портрет поэта Ронсара, бюсты королевских особ). Цветомузыкальное представление, тел. 02 54 78 72 76, май-сентябрь, сеансы 21.30, 22.00, 22.30. Билеты в музей, на цветомузыкальное представление и комбинированный билет продаются в кассе замка в крыле Людовика XII.
Стоимость: 7 евро (с билетом TLC - 5 евро), Son et Lumiere 7 евро, замок + шоу 11.00

Замок расположен на левом берегу Луары в центре города Блуа. С моста Франсуа Миттерана открывается великолепный вид на город и замок.
Замок открыт для посещения ежедневно.
Среднегодовое количество посетителей - 370 тысяч человек.

Ночь в замке около Амбуаз
Можно остановиться на 1-2 ночи в Долине Луары.
Zamok CHOISEUL (LE) 4***


Кликабельно 1500 рх

Вот как описывают туристы свое посещение замка:

В кассе порадовали буклетом-путеводителем на русском языке. В нём предложен маршрут осмотра, которому мы и следовали.
Осмотр начали с Зала Генеральных Штатов. Я ожидала увидеть суровые бесцветные камни, как в Венсенне или Лоше, где от внутреннего убранства ничего не сохранилось. Но этот Зал, благодаря реставрации XIX века, «живой». Он весь сияет яркими красками, напоминая о том, что Средневековье было полихромным, а вовсе не «мрачным» и «тёмным», как его часто называют.

Далее переместились в крыло Франциска I. Здесь — царство эпохи Возрождения. Всё очень красиво, но достаточно сдержанно (до декоративных излишеств XVIII века ещё далеко). Сразу чувствуешь, что Блуа — королевская резиденция. И легко представляешь в этих интерьерах и Генриха III, и Екатерину Медичи, и герцога де Гиза и многих-многих других персонажей, обогативших историю замка своими деяниями — как светлыми, так и совсем «чёрными». Здесь, кстати, будет очень интересно тем, кого интересует эпоха Генриха III. Например, можно «на месте» отследить знаменитую драму с убийством герцога де Гиза. В так называемом Зале де Гизов представлены исторические картины на эту тему. Далее попадаете в спальню короля, где, согласно легенде, и произошло убийство.
В крыле Франциска I, где находятся королевские аппартаменты, очень многолюдно. Но стоит перейти в крыло Людовика XII, как замок резко пустеет. Здесь находится Музей изобразительных искусств. Ничего особенного он из себя не представляет и мы пошли сюда только для того, чтобы осмотреть интерьер этой части замка. Но неожиданно я наткнулась на картину Мари-Филиппа Купена де ля Купери «Валентина Висконти у могилы Людовика Орлеанского». Я очень люблю такие вот вещи, которые создавались в большом количестве в эпоху Романтизма. Возможно, эта картина не представляет большой художественной ценности, зато прекрасно передаёт эмоциональный накал средневековой драмы из жизни бывших хозяев Блуа.

Осмотрев капеллу Сен-Кале, мы вышли на смотровую площадку за древней башней дю Фуа. Отсюда открывается неплохой вид на Луару и город. Но погода портилась, дул холодный ветер и здесь мы долго не задержались.

Сколько времени у нас ушло на осмотр замка, не помню. Думаю, часа 3. Но это уж совсем не торопясь, заглядывая в каждый закоулок. Ну и неизбежное посещение сувенирного магазина сюда вошло. (Кстати, в магазине есть русскоговорящая сотрудница).



Кликабельно 1500 рх




Крыло Франциска I (интерьер). Поднимаясь по знаменитой лестнице, чтобы попасть в интерьеры корпуса Франциска I, можно отметить повторяющийся ритм диагональных линий в форме маршей, поручней, карнизов, нервюр свода... В медальонах этого свода помещены инициалы и эмблемы Франциска I и его жены Клод де Франс (буква "С" и горностай), а также его матери Луизы Савойской (лебедь со скрещенными крыльями, пронзенньй стрелой). Первый зал на втором этаже состоит из двух залов, соединенных вместе во время больших реставрационных работ середины XIX века. В это же время архитектором Дюбаном была предпринята коренная реставрация апартаментов Франциска I: было обновлено плиточное мощение пола, заново декорированы стены и расписаны балки потолков. Все камины были переделаны за исключением тех, которые украшали большой зал; осталось нетронутым также одно из дверных обрамлений. Эти сохранившиеся элементы очень характерны для художественного оформления интерьеров начала эпохи Ренессанса: обильная декорировка в духе "пламенеющей готики", неглубокий рельеф с вязью, раковинами, рогами изобилия, эмблемами...

В течение пятнадцати последних лет крыло Франциска I постоянно переделывалось и заново обставлялось мебелью:
столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.

Во втором зале, Зале Гвардейцев, представлена огромных размеров вышивка на религиозный сюжет. Здесь можно также увидеть часто публикуемые портреты поэта Ронсара (один - живописный, другой - скульптурный).