История третья. Был наш флот — хозяин вод рассказывают адмирал валентин селиванов и его боевые товарищи

Практически в каждой автомастерской или частном гараже помимо всевозможных ключей, инструментов, приспособлений и другого оборудования, имеется средство с обозначением «WD-40». Этот аэрозоль, в народе называющийся по-простому «вэдэшкой», способен значительно облегчить ремонт и обслуживание автомобиля. Без использования этого средства, давно не откручивающиеся прикипевшие и заржавевшие болтовые соединения так и были бы «головной болью» автомеханика. Но имея под рукой WD-40 достаточно обработать болт или гайку, подождать немного, чтобы средство подействовало и приступать к откручиванию, которое после обработки пойдет значительно легче. И это только одно из свойств этого средства.

WD-40 – что это такое?

WD-40 –аэрозольное универсальное средство, обладающее смазывающими, антикоррозионными и водоотталкивающими свойствами, предназначено для обработки и смазки разных видов поверхностей. Некоторые компоненты WD-40 обладают хорошими проникающими свойствами, что позволяет осуществить смазку труднодоступных мест (к примеру, резьбы в болтовом соединении).

WD-40 известен уже более полувека, но первичное его назначение достоверно неизвестно и держится в секрете компанией-изготовителем. Существует множество легенд, главная из которых гласит, что средство было разработано для космической отрасли и предназначалось для защиты элементов космических кораблей от возникновения коррозии. Причем средство у создателя Нормана Ларсена поучилось не сразу, а только с сороковой попытки (отсюда и цифровой индекс аэрозоля). В дальнейшем у WD-40 обнаружилось еще ряд положительных свойств, что позволило применять средство и в бытовых целях.

Соответствует ли эта легенда действительности – неизвестно, а вот то, что WD-40 – уникальное в своем роде средство – это правда. И американская компания-изготовитель, имеющая одноименное название – WD-40, тщательно оберегает состав аэрозоля, причем настолько, то официально средство не запатентовано, чтобы конкуренты не узнали ингредиенты. Получается, что компания WD-40 является единственным в мире изготовителем этого спрея.

Видео: 10 ЛАЙФХАКОВ С WD-40

WD-40 – состав и характеристики

И все же имеется документ, где компания указывает состав «вэдэшки», хоть и не полностью. В США такие средства обязаны получить «паспорт безопасности», где и указаны ингредиенты. Согласно этому документу, WD-40 состоит из:

  • уайт-спирит (50%);
  • двуокись углерода (25%);
  • минеральное масло (15%);
  • углеводороды-алканы (10%).

Вот такой вот, простой на 90% состав, обладает множеством полезных свойств, что и обеспечивает популярность этому средству.

Уайт-спирит – растворитель, занимающий половину состава средства, и является компонентом с высоким проникающим свойством. К тому же он хорошо борется с разнообразными видами жиров, веществ на основе нефтепродуктов и т. д., что позволяет использовать WD-40 как средство очистки поверхностей.

Двуокись углерода (СО2) – обычный углекислый газ, который нужен в составе для обеспечения распыления средства, то есть он делает WD-40 аэрозолем.

Минеральное масло, находящееся в составе средства, обеспечивает после нанесения средства пленки, которая отталкивает воду, при этом оно еще и оказывает смазывающее действие. Ряд положительных качеств оказывают и углероды-алканы, но вот точный их состав неизвестен.

Применение

Сфера использования WD-40 очень обширна, хотя наибольшей популярностью это средство пользуется у автомобилистов. Благодаря своим свойствам аэрозоль используют для:

  1. Обработки заржавевших резьбовых соединений. Находящееся в составе масло и уайт-спирит обеспечивают не только хорошее проникновение внутрь соединения и его смазку, но и частично удаляют с поверхности продукты коррозии, поэтому открутить гайку или болт – легче;
  2. Обработки клемм и соединений электрической цепи авто. Средство вытесняет воду и создает на поверхности соединений защитную пленку, предотвращающую возникновение окислительных процессов;
  3. Разморозки дверного замка. Закачка средства внутрь замка приводит к растворению и вытеснению воды.
  4. Снижения трения между узлами автомобиля. За счет создания защитной масляной пленки, трение удается снизить. Но отметим, что этот эффект непродолжителен, зато удобство работы с аэрозолем позволяет смазать поверхности там, где с другими средствами не добраться.

Но не только в автомобиле можно использовать WD-40, сфера его применения, благодаря свойствам, очень широкая. Его можно использовать не только на технике, но в быту. Средство отлично борется с всевозможными пятнами и коррозией, помогает устранить скрипы, позволяет разработать закисшие петли. Мест, где можно использовать этот аэрозоль – очень много. В общем, везде, где требуется смазка или защита от влаги, WD-40 вполне применим.

Одним из достоинств WD-40 является простота работы с ним. Поскольку средство сделано в виде аэрозоля, то все, что требуется – это распылить его на требуемую поверхность. Чтобы обработать труднодоступные места, в комплекте имеется насадка-удлинитель, позволяющая нанести средство там, куда добраться очень сложно. К тому же при помощи насадки можно обработать соединение с высокой точностью, не тратя аэрозоль понапрасну.

Но есть несколько нюансов работы с ним.

  1. Во-первых, нельзя разбрызгивать WD-40 при открытом огне, поскольку средство является горючим;
  2. Во-вторых, не допускается попадание его в глаза и длительный контакт с кожей.

При обработке болтовых соединений наносить средство нужно так, чтобы оно не попало на грани болта или гайки, иначе из-за смазывающего эффекта возможно соскальзывание ключа. После обработки следует выждать некоторое время, чтобы средство проникло внутрь соединения и подействовало. То же касается и обработки замков в случае их замерзания. Как вариант, можно применить WD-40 сразу после постановки авто на стоянку. Это вообще исключит вероятность замерзания за время простоя авто.

Если, к примеру, нужно разработать закисший дверной завес, но нужно нанести средство, выждать время и аккуратно начать разрабатывать элемент, периодически дополнительно обрабатывая средством, чтобы повысить смазывающее действие.

Видео: Как отличить подделку: WD-40

Ещё кое-что полезное для Вас:

Аналоги «WD-40». Народные средства

Хоть полный состав WD-40 держится в секрете, но основные его компоненты известны, поэтому существует немало аналогов этого средства. К примеру, компания Liqui Moly выпускает универсальную смазку Multi-Spray Plus 7. Из более-менее известных средств можно отметить также Car Technic, Autol, Sonax X-treme, Teroson Universal и это далеко не все аналоги WD-40. В некоторых случаях эти средства даже превосходят «вэдэшку» и все же они просто аналоги и лидером среди них является WD-40.

Отметим, что не всегда под рукой имеется «вэдэшка» или ее аналог, а открутить заржавевшее болтовое соединение нужно. И помочь в этом могут народные методы.

Для успешного отворачивания резьбового соединения можно воспользоваться керосином или тем же уайт-спиритом. Они обладают высокой текучестью и легко проникнут внутрь соединения. Единственное, они обладают слабым смазывающим свойством, поэтому усилий придется приложить больше. Обработать болт можно и дизтопливом, которое хоть и не так текуче, как керосин, зато хорошо смазывает.

Из нестандартных средств можно отметить уксусную эссенцию и популярный напиток «Кока-кола». Уксусная кислота отлично растворяет ржавчину, поэтому эссенция является достаточно хорошим средством. Что касается «Кока-колы», то в ее составе имеется ортофосфорная кислота, которая тоже хорошо борется с коррозией. Не зря она входит в состав ингибиторов коррозии, которые используются при устранении ржавчины на кузове авто.

Не стоит забывать и о самом народном способе – молотке и зубиле. Это уже крайний вариант, который поможет избавиться от заржавевшей гайки или болта, правда, навсегда.

Уже многие годы применение ВД 40 в автомобиле стало распространенным способом решения многих проблем и задач. Это связано с полезными свойствами данного средства, его универсальностью и доступностью. Всего один флакончик может решить множество проблем, которые раньше доставляли автолюбителям большие хлопоты. С появлением в продаже ВД 40 владельцы автомобилей забыли, что такое замерзшие дверные замки, заржавевшие болты, или окислившиеся контакты.

Полезные свойства и преимущества ВД 40

Такому широкому распространению применение ВД 40 в автомобиле поспособствовало наличие многих полезных свойств и преимуществ этого средства. Среди прочих можно отметить следующие:

  • Способность эффективно смазывать трущиеся детали;
  • Образование защитного слоя от попадания грязи и пыли на соединения;
  • Облегчение процесса демонтажа заржавевших крепежных элементов;
  • Улучшение контактов в электрических цепях;
  • Вытеснение влаги из дверных замков, уплотнительных соединений и электрических контактов;
  • Удобная упаковка и возможность применения в труднодоступных местах;
  • Невысокая стоимость.
Все эти неоспоримые преимущества сделали ВД 40 обязательным компонентом в любом гараже и бардачке, наряду с набором необходимых инструментов.

Места применения

Универсальность этого средства позволяет с успехом применять его в следующих местах:

  • Электрические контакты в проводке . Применение этого средства позволяет намного улучшить контакт между клеммами. Средство вытеснит влагу после попадания воды на контакты. После применения, на поверхности контактов образуется защитная пленка, которая отталкивает воду и предотвращает их окисление;
  • Заржавевшие резьбовые соединения разных деталей и узлов. Уникальные свойства WD-40 не только обеспечат дополнительное смазывание резьбового соединения, но и частично удалят продукты окисления, что значительно облегчит демонтаж. Обратная сборка деталей также будет намного легче, если предварительно обработать резьбовую часть;
  • Все трущиеся детали и узлы . Несколько нажатий на кнопку флакончика ВД 40 обеспечит более мягкое и легкое открывание дверей, капота или крышки багажника. Также можно сделать более мягкими органы управления автомобилем. Для этого достаточно время от времени обрабатывать вращающиеся соединения педалей и т.д.;
  • Дверные замки . В холодное время года автолюбители часто сталкиваются с проблемой замерзших дверей и замков. Чаще всего это происходит, когда перед снижением температуры помыть автомобиль, или проехаться под дождем. Утром попавшая в двери вода замерзает, и прихватывает замки.

Техника применения

Чтобы от ВД 40 была польза, необходимо ознакомиться с некоторыми нюансами и техникой ее применения. Прежде всего, следует учитывать, что применение этого средства в качестве смазки трущихся деталей не даст такого продолжительного эффекта, как например солидол. Это средство подойдет для краткосрочной смазки, а также для облегчения трения в труднодоступных местах, куда с солидолом не так просто добраться.

Некоторые автолюбители применяют WD 40 для улучшения свойств резиновых уплотнителей на дверях. Применение этого средства действительно делает их более упругими, они не примерзают при низких температурах и выглядят более свежо. Однако для этих целей лучше использовать средства, которые предназначены именно для резиновых уплотнителей. Они более эффективны и долговечны.


Для облегчения демонтажа заржавевших резьбовых соединений необходимо поступить следующим образом. Средство обильно разбрызгивается на сложное место. Далее следует подождать несколько минут, пока ВД 40 проникнет во все щели, и полностью смажет всю поверхность резьбы. После этого можно начинать откручивание.

Как показывает опыт специалистов , при обильном поливании резьбового соединения, стоит избегать чрезмерного попадания средства на поверхность крепежного элемента в том месте, где он будет захватываться ключом или отверткой. Чрезмерная смазка может поспособствовать проскальзыванию инструмента при значительном усилии. В этих случаях необходимо немного осушить поверхность с помощью тряпки, смоченной в спирте.

Если имеет место примерзание двери, то в этих случаях процедура применения средства следующая.

Необходимо воспользоваться специальным удлинителем для ВД 40, и обработать внутреннюю часть замка через скважину. Затем нужно немного подождать, и дверь должна открыться. Более эффективным способом применения ВД 40 в автомобиле будет предварительная обработка замков. Для этого необходимо обработать внутренности замка вечером, или перед длительной стоянкой. Подробней читайте статью "

О том, как ровно 25 лет назад в Черном море советские моряки надрали задницы наглым янки…

Ровно 25 лет назад 12 февраля 1988 г на Черноморском флоте произошли события, которые получили "гулкий" резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошел серьезный инцидент с участием боевых кораблей 6 Флота США крейсера УРО "Йорктаун" и эсминца УРО "Кэрон", пожаловавших в Черное море и нарушивших государственную границу СССР.

Руководителями и главными "действующими лицами" операции по вытеснению американцев из наших территориальных вод были: адмирал СЕЛИВАНОВ Валентин Егорович (в прошлом командир 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, в то время вице-адмирал, начальник штаба ЧФ, впоследствии начальник Главного штаба ВМФ), вице-адмирал МИХЕЕВ Николай Петрович (в то время капитан 2 ранга, начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ), контр-адмирал БОГДАШИН Владимир Иванович (в то время капитан 2 ранга, командир СКР "Беззаветный"), капитан 2 ранга ПЕТРОВ Анатолий Иванович (в то время капитан 3 ранга, командир "СКР-6").

Рассказывает адмирал Селиванов Валентин Егорович:

Наши корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Далее американские корабли отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и начали там какие-то непонятные маневры. Скорее всего, они осуществляли смену или закладку на наши связные кабельные трассы спецаппаратуры съема информации.

Примерно в 10 часов получил доклад Михеева: «Американские корабли легли на курс 90 град., который ведет в наши ТерВоды, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль» (около 26 км). Следующий поступает доклад: «До границы ТерВод 2 мили» . Передаю Михееву: "Предупредите американцев: «Ваш курс ведет в ТерВоды Советского Союза, нарушение которых недопустимо» . Михеев докладывает: «Передал. Отвечают, что они ничего не нарушают. Следуют прежними курсом и скоростью» . Тогда приказываю Михееву: «Занять позиции для вытеснения» .

Мы на инструктаже предусмотрели, чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения кораблям, вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта. Так что высокий полубак СКР «Беззаветного», да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля.

Михеев продолжает докладывать: «До тервод 5,...3,...1 кабельтов. Корабли позиции для навала заняли» . Далее доклад: «Американские корабли вошли в терводы» . Для уточнения обстановки запрашиваю Боевой информационный пост (БИП) флота: «Доложить точные данные местоположения всех кораблей» . Получаю доклад БИП: «11 миль, 9 кабельтовых от береговой черты» . Значит, действительно американцы все же влезли в наши ТерВоды.

Моряки представляют, как сложно и опасно выполнять такие маневры: громадный крейсер водоизмещением 9200 тонн и к нему на ходу как бы «швартуется» сторожевик водоизмещением 3000 тонн, а на другом «фланге» против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует совсем маленький сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Представляете: в момент сближения вплотную с этим маленьким сторожевичком, положи эсминец резко руль «лево на борт» — и что будет с нашим кораблем? Не перевернулся бы, — и такое может быть! Тем более, что формально прав в таком столкновении все равно будет американец.

Передаю ему еще раз: «Действовать по плану операции!» . Весь расчет КП в работе. Слежу по секундомеру — засек с последним моим приказанием: стрелка пробежала минуту, две, три... Молчание. Не запрашиваю, понимаю, что сейчас творится на кораблях: одно дело инструктаж и проигрыш на маневренных планшетах, а другое дело, как все получится в действительности. И вдруг слышу совершенно спокойный голос Михеева, как будто при розыгрыше таких эпизодов на картах: «Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет „Гарпун“. Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул» . Спрашиваю: «Что делают американцы?» . Отвечает: «Сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных костюмах поливает пусковую установку „Гарпунов“ из шлангов и затаскивает шланги внутрь корабля» . «Ракеты горят?» — спрашиваю. «Вроде нет, огня и дыма не видно».

После этого Михеев докладывает за «СКР-6»: «Прошел вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью». Даю команду Михееву: «Выполнить повторный навал».

Наши корабли начали маневрирование для его выполнения. На палубе крейсера, площадках надстройки высыпали матросы и офицеры с фотоаппаратами, видеокамерами, — хохочут, машут руками, делают, как это принято у американских моряков, непристойные жесты и пр. На левое открытое крыло ходового мостика вышел командир крейсера. С подтверждением приказания «Действовать по плану операции» пошли на «навал» крейсера («СКР-6» — эсминца).

Командир «Беззаветного» Николай Михеев:

«Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР „Гарпун“ и противолодочных ракет „Асрок“.»

Валентин Селиванов:

Через некоторое время получаю доклад от Михеева: «Эсминец „Кэрон“ отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется» . Морякам понятно, что значит «пеленг не меняется», — то есть идет на столкновение. Передаю Михееву: «Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть „Кэрон“ его таранит» .

Николай Михеев:

Но «Кэрон» подошел к нам на расстояние 50-60 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Далее американцы начали на сходящихся курсах как бы зажимать СКР «Беззаветный» в клещи. Приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами (американцы это видели) и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца (правда, обе установки РБУ действуют в боевом режиме только синхронно, но американцы этого не знали). Вроде подействовало, — американские корабли отвернули.

В это время на крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. Доложил на КП флота, что американцы готовят вертолетами нам какую-то пакость. Передал американцам, что будет с вертолетами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало, — вижу лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, — вид внушительный. Это видимо подействовало, — американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

Валентин Селиванов:

Буквально через пару часов поступает приказание с ЦКП ВМФ: «Министр обороны требует представить отличившихся к поощрению» (наши остряки и здесь нашлись: перечень лиц на разжалование заменить реестром фигурантов на награждение). На следующий день американцы, не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Черного моря. Опять же, под неусыпным контролем новой корабельной группы наших кораблей. Еще через сутки «побитые» корабли доблестного 6 Флота ВМС США покинули негостеприимное для них в этот вояж Черное море.

Статью и видео для прислал капитан первого ранга в отставке Петр Турченюк , г. Севастополь.


Комментарии

Занятно
Написал(а) ЭКС , в 2013-02-12 10:12:09
Возьмем секундомер и посчитаем... 12.02.1988 6 \" Осталось 2 мили (3км) до траверза (перпендикулярная линия к ближайшей береговой линии). Скорость корабля США -примерно 32 км в час (мин оценка) за 15- 20 мин он должен был углубиться в тер воды СССР на на 6-8 км (так оно и было и находился он в 5-6 км от мыса Ай Тодор (Ласточкино гнездо), Далее Владимир Богдашин (почему в форме контр адмирала в 20013 году комментирует события 1988 года (он был что тогда юнгой?) Сколько я помню командующим флотом тогда был Касатонов и таких замов-комментаторов у него не было. Итак эта \"валтузня\" действительно имела место в Крыму напротив Ласточкиного гнезда где-то в 5-6 км от берега. Если учесть такие расчеты (о втором навале - это вообще фантастика - почему не врезались в берег?), то ничего героического (скорее наоборот) не происходило. Корабль США приблизился к береговой линии СССР на 4 км (Хотя линии связи о которых пишет юнга идут не так далеко от берега). На самом деле через пару миль после нарушения границы корабль США начал пересекать путь нашему сторожевику, естественно охранявшему границы и должен был его потопить при столкновении,но отвернул - вот и получился \"навал\". Поскольку это крейсер и таран не получился он спокойно прошёл еще 3-4 мили по инерции (он никуда не спешил и ничего не тушил) отвернул в сторону Ялты и ушел к Новороссийску. Тогда за все \"подвиги\" получили великие флотоводцы, в том числе и Касатонов. Теперь празднуем 25-ти летие чего? получения звездюлины. Просто я балдею от этого российского шовинизма. Обосрались, а через 25 лет представляют это подвигом. Неужели это и вся история того народа на языке которого я говорю. Пропасть со стыда
Написал(а) А.Степанюк Владивосток , в 2013-02-12 21:50:45
Очень своевременная статья на кануне Дня Советской Армии и Военно Морского Флота. О мужестве, мастерстве и героизме советских воинов надобно рассказывать больше. Полезно для воспитания патриотизма нынешнего поколения. Они нынче герои и мастера в компьютерных играх. rnЧто касаемо замечаний к возрасту Владимира Богдашина - лично с ним не знаком, так как служил на Тихоокеанском флоте. В 1988 году я был в звании капитана третьего ранга, сейчас мне 55 лет и в звании кап 1 ранга, вполне мог бы иметь звание контр-адмирала и продолжать службу. Но здоровье подвело. Так что язвительные выпады о возрасте Богдашина совсем неуместны. Тем более - на кадрах видеофильма, снятого американцами, мы видим Богдашина командира сторожевика \"Беззаветного\" в звании кап2.
Как одену портупею...
Написал(а) ЭКС , в 2013-02-12 23:49:20
Господа офицера, давайте о мужестве и героизме не будем. Вы не знаете и не хотите знать, что делал америкос у наших берегов. Я знаю, поэтому статья показалась за уши притянута к дате, героизм смахивает на глупость. А знаю потому что точно описываю место события, а вы нет.Траверз в моем коментарии точнее и проще, хотя не по военному, не спорю... Я ведь о другом. Защищали, как оказалось не Родину и не народ, а кучку стареющих пидерастов под названием политбюро (с выводком), возглавлявшем секту под названием КПСС. На их защиту бросили всё - жизни, материальные ресурсы народа и Родины, в конце концов обосрались, они же набили золотом чемоданы и подались в объятья тех же жидов с которыми воевали. Думаю мужество надо проявить и признать, что не то и не тех защищали. Приказы преступные и дурацкие выполняли, в партии этой вонючей состояли - и все это было ошибочно. Вот только после этого можно говорить, анализировать. Я не хочу вдаваться в дискуссии и доказывать, что на самом деле наша любимая армия, а особенно флот с её непомерными аппетитами, глупостью, жадностью высшего руководства и привела к краху замечательную идею... Извратила понятия равенства и братства, оставив после себя воспоминания старых маразматиков о не существовавшем героическом прошлом. Заметьте, кто грабил Родину (их дети) и наживался на кровавых мозолях и голодных желудках народа о героизме помалкивают (считают это глупостью), а вот Вы ныне бедствующие (незаслуженно) по непонятной логике героизируете грабеж и развращение с последующим порабощением великой нации. Вам не стыдно? Я и тогда не молчал и сейчас признавая за вами право на свободу высказывания мыслей, молчать не буду и не дам отбеливать самое зверское государство из существовавших за всю историю человечества -СССР (оцениваю только масштабность, цинизм, лживость и изощренность) Честь имею.
Написал(а) Александр Ковалев , в 2013-02-13 12:54:04
20 лет – это много или мало?! Это отрезок времени, за который кто-то стареет, а кто-то молодеет, кто-то становится старше и умней, а кто-то наоборот, деградирует и катится вниз.rn20 лет назад Украина была государством с ядерным оружием, отменной армией, со своим ученым миром и научными деятелями. Украина не была разграблена и растаскана по «личным углам» доморощенных феодалов. Производство металла и машиностроения, энергетика, угледобыча и другая промышленность –(на тот момент) всё работало на людей, на украинский народ, на 52 мл. граждан.rnУ нас сбыла армия и флот, был дух и воинские традиции, мы были частью истории наших дедов и отцов, которые своим здоровьем и жизнью делали нам светлое будущее.rnПрошло 20 лет. Двадцать лет без войны и стихийных бедствий, два десятилетия стремительного падения вниз. От той Украины уже ничего нет, осталась только земля, которая отмечена пограничными столбами. Нет тех гигантов-комбинатов, на которых трудились десятки тысяч людей, нет заводов и фабрик, на местах аграрных ферм уже нет даже развалин, нет социальной медицины и обучения, а самое страшное нет доблестной Армии с отличным вооружением. Мы стали безъядерной державой, потому что нет средств, чтобы содержать оружие. Нас украинцев в мирное время без войны стало меньше на 10 млн. Нас сделали слабыми и зависимыми от других. От прихоти кучки людей, от их жадности и тщеславия. Многомиллионная страна в центре Европы, будучи 20 лет назад развитой и сильной державой, стала нищенкой и отбросом.rnКаждый, кто приходил к власти на доверии своего народа – грабил народ и обогащался за его счет. Каждый, кто «президентствовал» на добре Украины наживал себе добро и делал более нищим и слабым свой народ, их патриотизм уместился (проявился) только на украинских деньгах, заработанных на украинских производствах и земле Украины, вложены на лазурных берегах, а не у нас на лонах и горах. Не в наши банки и науку, а в Кипрские оффшоры и европейские виллы.rnНо где край этого падения, где грань той жадности и грабежа своего народа, сколько, же надо мерзкого ума, чтобы добивать свой народ, который и так уже лежит еле дышит. Псевдопатриоты рвут людей, как стервятники, накинулись на дичь и им всё мало.rnЗа 20 лет людей приучили тихо умирать и спиваться, людям внушили, что они «никто» и от них ничего не зависит. Украину превратили в европейский бордель и страну, «продающие» своих дочерей в секс-рабство в Азию и Европу. Всё больше и больше скандалов, связанных с торговлей органами и детьми касается Украины.rnЕсли мы резко катимся вниз, то есть кучка людей, которая нас подталкивает туда и делает это для своего блага. Они все наряжены в патриотов и любителей Украины, они с любовью вешают огромные долги на Украину, вынуждая поколения отрабатывать их, но им это безразлично, они свои «сливки» уже сняли.rnМы катимся в никуда, в пропасть нищеты и грязи. Из нас делают рабов 21 века, рабов, которых можно заочно «продать» или загнать в «финансовое рабство», «плантацию» для выращивания красивых украинок и здоровых носителей органов, выращивание детей на экспорт для этих заморских дядь. Мы катимся вниз всё быстрее и быстрее, народу всё хуже и хуже, у него отбирают право на жизнь и будущее, будущее детей и внуков. Но, как известно, свободу и достойную жизнь, всегда нужно отвоёвывать и отстаивать. Отстаивать всеми способами и средствами, ради наших детей и внуков, ради памяти наших отцов и дедов.rnВосстав, прекратить грабёж земли и народа, прекратить падение и обнищание. Восстав, заставить слышать народ, тех кто его грабит и уничтожает всеми способами.rnМайданы и акции протеста, колонны всех тех, кому не безразлична жизнь их детей, их будущее, «жизнь в крайней хате» быстро может перерасти в жизнь в землянке, в канаве, в переходе с протянутой рукой.rnПока не поздно, надо выйти из глубины своего «Я» и стать единой «стеной», «стеной» отпора и единства людского. Пока не скатились и не разбились о дно, надо остановиться и вылезти из этой ямы, но всенародно и только вместе.rnВместе мы сила, мы нация, мы Украинцы. Мы свободолюбивый, любящий труд и свою землю народ.rn20 лет прошло и ушли наши отцы и деды. Теперь нет тех, кто может нас пристыдить за наше бездействие, за слабохарактерность, за трусость. За то, что не боремся за свободу и независимость, за то, что продаём свою Родину. Осталась только одна совесть и её нам надо услышать и жить, как призывает сердце!
Добавить комментарий
  • Пожалуйста, оставляйте комментарии только по теме

На пятой оперативной эскадре встретили радужно. Там ещё помнили меня командиром "Ленинграда". Вице-адмирал Селиванов Валентин Егорович, добрый служака, интеллигент, педант и отъявленный спортсмен встретил меня радужно и с открытой душой. Будучи сам трудолюбивым человеком, он в первую очередь любил трудолюбивых, людей чести и дела. Но был совершенно беззащитен перед служебным хамством вышестоящих начальников, поэтому, будучи Начальником Главного штаба Военно-морского Флота, не раз был оскорблён и унижен новоиспечёнными демократическими генералами высшего эшелона военной власти.

Традиция честной службы на эскадре была незыблемой, а ещё - отеческая забота о людях. Но что мне больше всего нравилось, так это исключительное доверие к командирам всех рангов.

До Селиванова В. Е. командовал эскадрой Рябинский Николай Иванович, по-своему философ, грамотный ракетчик, человек волевой и слегка сентиментальный. По ударным крылатым ракетам специалистов равных ему в те времена можно было по пальцам пересчитать. Если он приказывал, значит, этому человеку он доверял до конца.

К слову нужно сказать, что ни случайных командующих, ни случайных членов Военного совета, первых заместителей и начальников штабов на эскадру не назначали, поэтому о командовании эскадры говорили: - "люди обречённые на продвижение по службе". До наступления демократических времён - это было непреложной истиной. Для меня составит большую честь, да, на мой взгляд, это будет здесь и уместным, перечислить всех командиров эскадры (командующих флотилией), первых заместителей, начальников штабов, начальников политотдела и заместителей по электромеханической части в воинских званиях на конец их службы в ВМФ.

Командиры (командующие): вице-адмирал Петров Борис Фёдорович (1967 – 1969), адмирал Леоненков Владимир Матвеевич (1969 – 1971), вице-адмирал Волобуев Евгений Иванович (1971 – 1974), вице-адмирал Акимов Владимир Ильич (1974-1977), вице-адмирал Рябинский Николай Иванович (1977 – 1981), адмирал Селиванов Валентин Егорович (1981 – 1985), вице-адмирал Клабин Владимир Иванович (1985 – 1987), адмирал Егоров Владимир Григорьевич) 1987 – 1988), адмирал Горбунов Александр Васильевич 1988 – 1990), вице-адмирал Святашов Пётр Григорьевич (1991 – 1992).

Первые заместители: контр-адмирал Рензаев Николай Фёдорович (1967 – 1969), контр-адмирал Проскунов Михаил Григорьевич (1969 – 1974), контр-адмирал Парамонов Василий Алексеевич (1974 – 1979), контр – адмирал Шалыгин Геннадий Иванович (1979 – 1982), контр-адмирал Горшков Николай Иванович (1982 – 1987), адмирал Горбунов Александр Васильевич (1987 – 1988), вице-адмирал Святашов Пётр Григорьевич (1988 – 1991), адмирал Сысуев Юрий Николаевич (1991 – 1992).

Начальники штаба: контр-адмирал Платонов Виталий Васильевич (1967 – 1970), адмирал флота Капитанец Иван Матвеевич (1970 – 1973), контр-адмирал Ушаков Александр Петрович (1973 – 1975), контр-адмирал Двинденко Лев Евгеньевич (1975 – 1978), адмирал Селиванов Валентин Егорович (1978 – 1981), вице-адмирал Ермаков Евгений Иванович (1981 – 1984), контр-адмирал Кулак Михаил Георгиевич (1984 – 1988), контр-адмирал Рыженко Алексей Алексеевич (1988 - 1991), вице-адмирал Фомин Виктор Васильевич (1991 – 1992).

Начальники политотдела: контр-адмирал Журавков Николай Никитович (1967 – 1979), контр-адмирал Кондрашов Иван Фёдорович (1970 – 1973), контр-адмирал Дубягин Павел Романович (1973 – 1976), контр-адмирал Рыбак Сергей Сергеевич (1976 – 1980), контр-адмирал Бичурин Амир Имамович (1980 – 1983), контр-адмирал Никулин Виктор Иванович (1984 – 1988), контр-адмирал Степанов Валентин Емельянович (1988 – 1992).

Заместители командира (командующего) по электромеханической части: контр – адмирал Кобцев Евгений Андреевич (1967 – 1970), капитан 1 ранга Болдырев Анатолий Фёдорович (1970 – 1973), капитан 1 ранга Фенютин Евгений Фёдорович (1973 – 1978), капитан 1 ранга Калистратов Борис Анатольевич (1978 – 1983), контр-адмирал Аладкин Александр Иванович (1983 – 1987), капитан 1 ранга Чебаков Евгений Михайлович (1987 – 1989), капитан 1 ранга Михайлов Валерий Григорьевич (1989 – 1992).

Разными были эти люди, но всех их объединяло главное – безупречное служение Отечеству, высокие интеллект и культура флотской службы, выносливость и преданность Державе. О каждом из них можно написать отдельную книгу, каждый из них этого заслужил и достоин. Но я могу сказать главное – Родина наша может гордиться такими её сыновьями. Их служба – пример для потомства.

В начале 90-ых годов оперативная эскадра стала ненужной, так как все потенциальные враги в одночасье стали лучшими друзьями России. Штаб эскадры тоже России оказался ненужным, поэтому практически в полном составе стал штабом Военно-морского Флота Украины. А штаб эскадры имел высочайшую морскую, тактическую, боевую и специальную подготовку, так что по подготовке и грамотности штаба своего Флота Украина оказалась на высоте!

Получил и я, однажды, приказ от Рябинского. Наш танкер тылового обеспечения потерял ход недалеко от территориальных вод Египта. Крейсер "Ленинград" работал недалеко по учебному плану с подводной лодкой, натаскивали лётчиков Ка-25пл держать с обнаруженной лодкой контакт, так как гидрологические условия для акустиков, в том числе и авиационных, всегда неблагоприятные, без опыта не навоюешь. Было приказано взять танкер на буксир и привести его на якорную стоянку в безопасное место на случай шторма. Получив телеграмму, я подумал, что шизофренией заболел наш командир эскадры. Как это авианесущий крейсер с его парусностью, у которого полётная палуба висит с двух бортов по пять метров, потянет на буксире танкер, а на буксир этот танкер взять как?! А если навалюсь на танкер, я же все надстройки снесу ему. Но на военно-морской службе одно дело думать, а другое - делать! А несколько вопросов задать мне хотелось, ситуация требовала. Но в природе жития умных вопросов не бывает! Умно поступают те начальники, которые внимательно вслушиваются в задаваемые вопросы. Не для того, что бы их тут же решать, а для того, что бы знать истинную цену своих подчинённых! Раз спрашивает о чём-то человек, значит, или не может, или не хочет, или боится, или не умеет. Зная эту аксиому жизни, и я не стал задавать вопросов. И не верно говорят те, которые думают, что военные люди не должны обсуждать приказы. Военный человек не то что должен, а обязан обсуждать приказ, но с одной целью - как лучше выполнить его!

Так и мы на крейсере, решив, что выхода у командира эскадры нет, начали обсуждать приказ, как же взять танкер на буксир. Вертолётом швартовные концы не затянешь, мешают надстройки и мачты. Стальных концов на крейсере нет. Решили баркасами заводить на танкер капроновые концы и тянуть самым малым ходом на коротком буксире. Так и сделали. Операция шла всю ночь, а к утру танкер стоял на якоре на безопасной глубине в безопасном месте.

Тем же утром я прибыл на плавбазу подводных лодок, где размещался штаб эскадры. Встретил вице-адмирал Н. Рябинский по-отечески. Поздоровался и говорит:

Вчера отдал тебе приказ, а сам всё думал, как ты этот танкер потянешь, и парусность большая, и крейсер для такой работы не приспособлен. Ждал вопросов, думал, будете говорить, что не сможете. Но знаешь, Михаил (а называл он по имени командиров кораблей крайне редко, и только тех, кому как себе доверял) выхода не было, в том районе по прогнозу погода должна была испортиться, а посадить танкер на мелководье нам права никто не давал. Докладывай, как у тебя обстановка на крейсере.

Вот такая же добропорядочная, рабочая, деловая атмосфера была и при вице-адмирале В.Е. Селиванове.

Прошла первая неделя моей службы на эскадре в новой должности. С Северного Флота прибыла на боевую службу дизельная торпедная подводная лодка 641 проекта, как кратко называли такие лодки подводники - дизелюха. Три месяца шла эта подводная лодка в Средиземное море через Атлантический океан. А дальше её план работы (как и всех приходивших дизелюх) был такой: проверка штабом эскадры с выполнением боевых упражнений. Затем три месяца боевой службы под водой, заход в Сирию, передача сменному экипажу, отдых в составе экипажа на берегу Чёрного моря в военном санатории, возвращение в Сирию, приём своей подремонтированной лодки, опять проверка штабом эскадры, три месяца боевой службы и возвращение домой на Северный Флот. Переход домой тоже занимал порядка трёх месяцев.

Конечно, после санаториев иногда случались некоторые проблемы со здоровьем подводников, санаторские прелести всё-таки оставляли свой след. Но эти неожиданные болезни для штаба неожиданностью не являлись. У нас на боевой службе находилось огромнейшее госпитальное судно 1-го ранга типа "Енисей", в госпитале которого лечили всё! Заболевшего человека меняли кем-нибудь из резервного экипажа, а выздоровевшего потерпевшего сажали на другую лодки - и нет проблем, и боевая служба не страдала, и честь пострадавшего была спасена. Но такие случаи были крайне редкими, советский облик морали был довольно высоким, и это факт! В СССР на всё денег хватало!

Приглашает меня Валентин Егорович и говорит:

Михаил Георгиевич! У нас вы настоящий противолодочный надводник, а нужно становится и подводником! Лодок приходит много, придётся и Вам выходить на лодках для проверок. Так что планируйте учение, берите два больших противолодочных корабля, которые будут работать за противника, садитесь на лодку и выходите в назначенный полигон для проверки с обязательным выполнением торпедной атаки. Желаю успехов.

Всё ясно, товарищ командир! Буду подводником.

Собрал нужных людей штаба, нарезал полигон значительно севернее территориальных вод Египта, спланировал учение. Два наших корабля с северно-западного угла в 11.00 должны форсировать противолодочный рубеж. Подводная лодка погружается в центре района учения, обнаруживает главную цель, выходит в торпедную атаку и выполняет торпедную стрельбу по надводному кораблю, осадка которого семь метров, ограничение хода торпеды по верху - 12 метров, глубина погружения лодки - 40 метров, программа связи - 4 часа. Вот в программе связи я и допустил ошибку. Что такое 4 часа? А это значит, что опорный сеанс связи - только через четыре часа, раньше сигнал на лодку в непредвиденном случае можно и не получить. Так оно в последствии и случилось. Появился такой непредвиденный случай, что заставил вздрогнуть всех, вплоть до Главного штаба ВМФ. А теперь по порядку.

Перешёл я с моим походным штабом на лодку и вышел в район учения. В назначенное время произвели погружение на сорок метров. Чувствовал себя в первые минуты обречённым, я был моряком не робкого десятка, но плыть под водой по приборам, визуально не видя куда, для меня было пыткой. Виду, конечно, не показывал. Подходят ко мне командир лодки (капитан 2 ранга Николаев) с заместителем по политчасти (капитан-лейтенант Токарев) и докладывают:

Товарищ капитан 1 ранга. Нами получено разрешение от Царя морей - Нептуна принять Вас в подводники.

Спасибо! Раз есть добро - принимайте!

Я не сторонник всех этих чёртовых обрядов, но и нарушать морские традиции не мог, да и чего греха таить, ещё от сознания того, что я впервые в жизни под водой, тоже на сознание давило будь здоров!

Подносят мне плафон морской воды, в который нацедили с какого-то клапана, подвесили рядом с перископом обыкновенную кувалду воняющую соляром, и замполит подаёт мне этот плафон с водой.

Товарищ капитан 1 ранга! Вы должны поцеловать кувалду и до конца выпить морскую воду. Можете начинать.

А я грешным делом подумал:

Неужели нельзя воды было поменьше налить! Да и кувалду можно было бы
протереть.

К делу приступил решительно. Выпил всю воду, а средиземноморская водичка солёная, поцеловал кувалду, как жену любимую и поблагодарил Нептуна за доверие.

Командир лодки тут же мне вручил документ - удостоверение подводника Северного Флота с печатью подводной лодки - в/ч 31151, а произошло это важнейшее событие в моей морской службе 4 августа 1984 года. Прошло много лет, с какими только лодками за десятилетнюю службу на Камчатке я имел боевые дела, но первая дизелюха запомнилась до конца жизни. Именно на этой лодке, на первом моём погружении жизнь меня научила с подводниками и подводными лодками разговаривать только на "ВЫ!" А вот как это произошло.

Спасибо, товарищ командир! Выходите в атаку!

Прошло минут 20, и мы получили доклад акустика:

Эхо пеленг такой-то! Дистанция такая-то. Начали классификацию контакта.

Смотрю на часы, 11 часов 07 минут. Пеленг в направлении движения наших кораблей. Всё правильно! Так и должно быть!

Эхо пеленг такой-то! Дистанция такая-то! Предполагаем контакт с
супертанкером, длина корабля около 400 метров, осадка 20 метров, шум одного винта.

При чём тут супертанкер, если по этому пеленгу и дистанции должно быть два наших корабля! Командую:

Продолжить классификацию контакта!

Продолжили классификацию, уточнили, проверили, опять танкерюга получается. Выдаю командиру часть нашей военной тайны, которую, естественно, командир не знал:

Товарищ командир! По нашему замыслу с этого направления идут два наших
противолодочных корабля. Пока вы их будете считать танкером, они вас обнаружат и "утопят"! А кто боевую службу будет нести?

Командир стоит на своём мнении! Надо же какой упрямый. Приказал командиру
позвать в центральный отсек старшину команды акустиков. Прибыл опрятный мичман, лет сорока. Спокойно, уверенно докладывает:

Товарищ начальник штаба эскадры! Я своё дело знаю. Никаких надводных кораблей в районе нет! Обнаруженная цель - супертанкер с осадкой до 20 метров, если стрельнём по нём практической торпедой, то насквозь прошьём! Предлагаю стрельбу отменить!

Вот так дела, подумал я.

Радисты, есть ли какие-нибудь указания с КП эскадры?

Указания можем получить через четыре часа согласно программе связи.

Командир! Всплывайте!

Не могу по мерам безопасности, нужно подождать, пока танкер отойдёт на
безопасную дистанцию.

Хорошо, действуйте согласно инструкции.

А сам себе думаю, какая же стыдоба, на первом же выходе учение сам начальник штаба эскадры завалил! Но рисковать нельзя, не у себя дома, морские воды, хотя и международные, да не свои! Дождались безопасной дистанции. Всплыли на перископную глубину. Как глянул я в перископ, то от удивления волосы без парикмахера завиваться начали. Точно с планируемого направления движения наших двух кораблей шёл скоростью узлов 16-18 супертанкер, по всей видимости, в Суэцкий канал. Никаких надводных кораблей и в помине не было. С силуэтом корпуса танкера тут же увидел образ Командующего Черноморским Флотом - Алексея Михайловича! Как же вовремя он меня учил уму - разуму в отношении подводных лодок, какие же мудрые советы дал мне! На всю службу этого урока хватит!

Доложил тут же по УКВ на эскадру. А там уже все по тревоге сидели и ждали моей атаки по танкеру, так как наши корабли по небрежности командиров перепутали якорь-цепи и самостоятельно сняться с якорей не смогли. А передать мне под воду информацию не могли, сеанс связи четыре часа! Вот тебе и опыт, сын ошибок трудных!

Когда пришел на эскадру, встретили меня, как героя и действительно настоящего начальника штаба эскадры. И подводником стал, и танкер не покалечил, и лодку проверил, и к боевой службе допустил! Молодец, да и только!

Такие были тогда настоящие подводники, такие были специалисты высшего класса! А результаты боевой службы были визитной карточкой и для кораблей, и для соединений, и для объединений. Оценку давали мы на эскадре, но утверждал эту оценку лично Главком ВМФ! О "годковщине" и "дедовщине" никто и не говорил, да и матросов для такой службы каких в военкоматах подбирали! Богатырей и по духу, и по делам! Это теперь появились солдатские матери с безотцовщиной, когда сами семью создать не смогли, начинают научать и поучать. А обыватель соглашается. Какой-то всеобщий прорыв в пропасть, иначе не скажешь!

ТАЙНЫ ИСТОРИИ
Наш сегодняшний собеседник Валентин Егорович СЕЛИВАНОВ – адмирал, в 1981-1985 г.г. командующий легендарной Средиземноморской 5-й оперативной эскадрой (ОПЭСК).
Именно с этого уникального объединения начинался наш океанский флот. Вслед за 5-й эскадрой, взявшей в конце 1970-х годов под свою опеку все Средиземноморье, вышли в Индийский океан 8-я ОПЭСК, в Тихий - 17-я и 10-я эскадры. Атлантика же стала местом боевой службы 7-й ОПЭСК Северного флота.
С этого времени отечественный ВМФ полностью контролировал ситуацию на просторах Мирового океана.

Рождение эскадры
- Валентин Егорович, с какой целью были созданы оперативные эскадры? Что они представляли собой и какие задачи решали?
- Сегодня многие государства мира содержат собственные военно-морские силы. Это так называемый прибрежный флот, который решает задачи у своих берегов, в своих базах. И только несколько стран, их по пальцам одной руки можно сосчитать, имеют статус истинных морских держав. Их флот способен решать задачи в любой точке Мирового океана, может нести боевую службу в той или иной акватории в течение нескольких месяцев, а в случае необходимости и лет. Это как раз те силы, которые принято называть оперативными: выполняющие конкретные операции на морских и океанских просторах.
Классический образец оперативного флота в 1960 - 1980-е годы представляли собой ВМС США. У них стратегические объединения так и назывались – Атлантический и Тихоокеанский флоты. В составе того же Атлантического флота находился 7-й Оперативный флот. В Средиземном море постоянно нес службу 6-й, а в Индийском – 5-й оперативные флоты.
Великобритания и Франция на тот момент имели в океане только оперативные соединения. По нашей классификации это были небольшие корабельные ударные группы (КУГ) и корабельные поисково-ударные группы (КПУГ).
К середине 1960-х годов американцы решили задачу глобального господства в океане. С этим, как вы понимаете, советское руководство согласиться не могло никак. И 14 июля 1967 года Постановлением Политбюро КПСС была сформирована 5-я оперативная эскадра. Она на постоянной основе начала действовать в Средиземном море.
- Валентин Егорович, а почему начали именно со Средиземноморья, а не, скажем, с Атлантики?
- Вероятно, на это повлияла военно-политическая обстановка в этом регионе. В то время, как вы знаете, там набирали обороты арабо-израильское противостояние, а также англо-французская агрессия против Египта. Наша страна однозначно и твердо высказывалась за прекращение кровопролития.
Скорее всего, именно «большая политика» сыграла свою роль в определении первого наименования эскадры – изначально ее статус был повышен до флотилии. Эскадра – оперативно-тактическое соединение, флотилия – оперативное, равное сухопутной армии.
- Как я понимаю, 5-я эскадра представляла собой «первый оперативный эшелон» обороны. В случае войны именно вы должны были первыми отражать удары с южных морских направлений?
- Именно отражать. Я отлично знаю систему планирования вплоть до уровня Главного штаба ВМФ. Нам никогда в принципе не ставилась задача первыми атаковывать вероятного противника. Сугубо оборонительные действия, отражение агрессии... Исходя из этого, а также конкретных сил вероятного противника выстраивалась стратегия наших действий.
- Ну, у тех же американцев основу морских группировок составляли и составляют авианосные ударные группы (АУГ)…
- Совершенно верно. В Средиземном море в то время американцы постоянно держали две авианосные группы. А бывало, наращивали силы и до четырех группировок. По своим тактико-техническим характеристикам самолет, взлетевший с авианосца, мог легко долететь до рубежей украинского Прикарпатья. Как говорится, сам Бог велел попытаться нейтрализовать эту грозную силу в месте ее сосредоточения. А то ведь до прихода туда нашей эскадры американцы действовали как заблагорассудится, будто на своем полигоне. Никто им не противостоял: ни самолет-разведчик, ни корабль-разведчик, ни подводная лодка…
Теперь же они были под нашим прицелом. В советские времена на командном пункте ВМФ постоянно была вся информация о кораблях 1-2 ранга всех государств мира! На наши морские карты наносили оперативную обстановку в Мировом океане. Если вдруг какая-то «единичка» пропадала, весь флот «ощетинивался»: по всем азимутам летела в океан воздушная разведка, в усиленном режиме начинала работать морская космическая и радиотехническая разведки, в предполагаемый район направлялись надводные и подводные корабли. Найдем «мерзавца» - и немедленно доклад главкому: «Корабль такой-то находится… широта… долгота… координаты… курс… скорость…»
Ну а авианосцы, основные цели, всегда были в поле нашего непрестанного внимания. Все силы оперативной эскадры ежечасно получали по ним обновленные целеуказания. Готовность к атаке не превышала двух минут.
Но и мы тоже были на прицеле у американцев...
На защиту Тартуса
- Валентин Егорович, а насколько мощной по своему составу была 5-я ОПЭСК?
- Количественный состав эскадры колебался. Но менее 50 вымпелов численность никогда не опускалась. Максимальный состав – около 90 кораблей различного класса и назначения. Основу эскадры, как правило, составляли авианесущие корабли «Киев», «Минск», вертолетоносцы «Москва», «Ленинград», ракетные крейсера, 12 - 16 подводных лодок (из них 4 атомные). Их действия успешно дополняли противолодочные корабли, эсминцы, сторожевики, малые ракетные и противолодочные корабли, а также десантные корабли. Как-то, помню, у берегов Латакии с четырех «десантников» мы высадили «на плав» 65 единиц боевой техники!
- Состав сил подбирался из расчета гарантированного «уничтожения» авианосцев?
- Как вам сказать… Необязательно ведь топить авианосец. Главное – лишить его возможности вести воздушные операции. Расчеты показывают, что для этого необходимо 5 - 6 попаданий противокорабельных ракет. Но если удачно попасть, и одной хватит.
Самое трудное - преодолеть мощнейшую систему ПВО авианосца, которую составляют, помимо него самого, и корабли охранения. Для этого залп по авианосцу строится так, чтобы ракеты были нацелены на одну главную цель и подошли к ней одновременно. В этом случае поражение авианосца гарантировано. Тем более что наши ракеты «мазали» крайне редко и ложились точно в геометрический центр цели.
- Скажите, а насколько напряженной была обстановка в те годы? Верили ли вы, что война все-таки может начаться?
- Нет, мы были уверены, что война не начнется. По крайней мере между двумя нашими блоками. Руководители наших государств в то время достаточно активно контактировали между собой. Отношения «теплели» с каждым годом.
А вот локальный конфликт, наверное, мог иметь место. В 1982 году с новой силой разгорелся арабо-израильский конфликт. Самолеты израильских ВВС неоднократно проходили в непосредственной близости от нас. Помню, стоим в Тартусе, с ГКП докладывают: «Наблюдаем на радарах израильские самолеты». Проходит пара минут – «шарах»! Ожили зенитно-ракетные комплексы сирийской армии. Ракеты летят над нашими головами…
Когда началось наступление израильской армии в долине Бекаа, где держали оборону сирийские войска, мои силы стояли в заливе Мерса-Матрух. Помимо этого, большой отряд кораблей я уже заранее подтянул в район Кипра. На третий день конфликта с ЦКП Вооруженных Сил СССР дежурный генерал передал мне приказ министра обороны: «К нолю часов встать на якорь в сирийском порту Тартус». До назначенного времени оставалось около восьми часов. Я сразу понял, что израильтяне, видимо, планируют ракетно-бомбовый удар по Тартусу. И если мои корабли успеют войти в порт, то, скорее всего, Израиль не решится на эту акцию: бомбить Тартус с находящимися в нем советскими боевыми кораблями - самоубийство. Ведь я буду иметь полное право поражать своими силами израильские ракеты и самолеты - я же не знаю, в кого и куда нацелены бомбы, по городу или по моим кораблям. А сил у меня для этого более чем достаточно…
Я немедленно отдал приказ силам эскадры: «Все, кто на ходу, - полный ход, идти на Тартус!» Шли на пределе возможностей. В темноте раскаленные докрасна трубы буквально светились, выбрасывая в небо снопы огня.
В 00:00 я был на рейде Тартуса. Бомбардировку города мы предотвратили…
У берегов Марокко был другой случай. Там есть богатый рыбой район, который Марокко считало своими терводами, а весь мир их юрисдикцию не признавал и ловил там рыбу без всякого официального разрешения. И вот появился в береговой охране марокканцев какой-то сумасшедший лейтенант. Прямо зверь какой-то. С «нарушителями» он не церемонился и при первом удобном случае открывал по ним огонь. Нередко такие обстрелы заканчивались гибелью рыбаков.
США, Франция, Англия и СССР обычно посылали в этот район боевые корабли. Если там стоял наш корабль, то марокканцы советских рыбаков не трогали, рыбачить не мешали. Гоняли турок, греков, японцев… Наших обходили стороной. Но рыбаки - народ смышленый. Они сразу прикинули, как можно обхитрить марокканцев. Японцы, например, завидев марокканский катер, немедленно поднимали советский флаг
С этим «рыбоохранным» районом связан еще один случай, который мог иметь международный резонанс. Возвращаемся, значит, мы от марокканских берегов. Один из моих тральщиков пристроился за ордером американского отряда кораблей, выполняет поставленные на время перехода задачи. Стемнело. Я проверил, как несут службу вахтенные, и ушел отдыхать в свою каюту. И вдруг меня будят - командир одного из тральщиков доложил, что подвергся атаке американской авиации, бомбы упали по корме. Нападение? Война? Нет, я сразу догадался, в чем дело: американские летчики отрабатывают ночное бомбометание в кильватерную струю. Есть у них такой учебный прием: бомбу нацеливают на собственный корабль и вносят поправку метров сто по корме. Американские летчики просто перепутали в темноте мой тральщик со своим кораблем. Я успокоил командира, объяснил ситуацию, предупредил, что, скорее всего, бомбометание повторится. И точно - через несколько минут командир тральщика доложил, что очередная серия бомб упала за кормой. Так тральщик всю ночь и бомбили…
Мощь как залог мира
- То есть у вас и ваших подчиненных была твердая уверенность, что позиционное противостояние ни в коем случае не может перерасти в боевое?
- Можно сказать и так. Вы знаете, в те времена мир держался на отчетливом понимании того, чем может закончиться это глобальное противостояние в случае начала военных действий. Между СССР и США, НАТО и Варшавским договором тревога не витала. Каждый знал о мощи противника, и каждый ее уважал.
- Значит, «гонка вооружений» была не напрасна?
- Нам просто необходимы были мощная армия и флот. Эту мысль можно подкрепить и исторической параллелью. За те 300 лет, которые существует наш флот, перед ним стояли разные задачи. Были у нас и успехи на море, были и тяжелые поражения. Крымская война, как вы знаете, закончилась затоплением флота в Севастопольской бухте и взятием города. Русско-японская война завершилась разгромом при Цусиме. Свою историческую задачу, на мой взгляд, отечественный флот выполнил именно в период «холодной войны». Военно-морской флот не допустил никаких поползновений на нашу государственность. Не допустил своим потенциалом, силой и мощью. Иначе, как показывают последние события, мы бы поплатились, как Сербия, как Ирак, как Афганистан…
- А до провокаций дело доходило? Как-то старались расшатать эту уверенность?
- Американцы вели себя с точки зрения морали и этики предельно вежливо. В боевых делах могли похулиганить: пересечь курс нашему ордеру, сблизиться с кораблем… А вот англичане во время первой боевой службы авианосца «Киев» «отличились»: повесили у себя на рее манекен нашего летчика в комбинезоне.
Французские «Супер Этандеры», проходя над нашими кораблями, бывало, открывали бомболюки. Облетает нас, сверкнет своими бомбами и уходит. То ли бомбометание отрабатывали, то ли просто на нервах играли…
В целом же все было пристойно. Ведь каждый понимал, что с боевыми кораблями шутить нельзя. Есть корабельный устав, где четко прописаны действия экипажа в той или иной ситуации. Корабль и пространство над ним – в мирное время недоступная для потенциального противника территория.
Морские рандеву в «деревне Селивановке»
- Рассказывают, что экипажи кораблей 5-й ОПЭСК проводили в море по полгода, а то и больше…
- Полгода – это не предел. Например, бригада дизельных подводных лодок из Полярного приходила в Средиземное море, как правило, на год. Но мы так планировали службу подводников, чтобы люди могли и отдыхать, и технику ремонтировать. Вот отработал экипаж, скажем, полгода – отправляем лодку в алжирскую Анабу, в док. В этом порту ее уже ждет «второй» экипаж. Сменились, отдохнули и снова - вперед.
Если необходим какой-то ремонт, направляли субмарину в сирийский Тартус. Там у нас находилась плавмастерская. «Боевой» экипаж сдавал лодку «резервному», сам пересаживался на госпитальное судно «Кубань» и «топал» в Севастополь. Неделя – сам переход, потом дней 10 в доме отдыха, потом опять на «Кубань», неделю до Тартуса, на лодку - и в море. А на «Кубань» тем временем садился следующий экипаж, шел в Севастополь. Такая вот ротация…
- Средиземное море известно своими штормами. Как эскадра противостояла стихии?
- Штормы для нас быстро стали привычным делом. Каждый знал: если неделю штиль, значит, жди шторма.
Изменения погоды анализировались нашими метеорологами самым тщательным образом. Поэтому мы всегда имели возможность для маневра. У нас были свои точки, где всегда можно было спрятаться от большого шторма. Излюбленным местом были воды у острова Крит. Территориальные воды Греции – 6 миль. Мы подходили, насколько позволяли правила. Скажем, в 7 милях от Крита еще дует ветер. Прошли еще полмили – уже штиль. Полежим в дрейфе сутки-двое и возвращаемся на свои позиции.
Тяжелее всего приходилось кораблям, которых шторм застигал на переходе. Например, с Кубы в Средиземное море. Вот тут-то приходилось осознать истинную мощь океана. Когда ветер достигает скорости 27 - 30 метров в секунду, он даже не завывает, он ревет. Волна бьет и переваливает через корабль постоянно. Слава Богу, техника наша была надежной. Из всех подобных испытаний наши экипажи выходили с честью.
- Валентин Егорович, а какие-то традиции у 5-й эскадры были?
- Конечно. Был у нас свой, особый ритуал встречи и проводов кораблей. Как правило, местом этих мероприятий была «52-я точка», которую меж собой большинство моряков называли «деревней Селивановкой».
Все корабли выстраиваются в кильватерный строй, играется «Большой сбор», личный состав, свободный от вахты, выстраивается на верхней палубе. «Новичок» обходит все корабли. «Бывалые» экипажи приветствуют, салютуют. Не обходилось и без попутных замечаний: «Это не так, то не так…» Для экипажей, проведших два-три месяца в море, все недоработки сразу бросались в глаза.
Торжественно проходили проводы. Эмоции переполняли каждого. Уходили экипажи, не зная своей итоговой оценки за «средиземку». Соответствующую телеграмму на этот корабль и флот, к которому он приписан, отправляли только тогда, когда корабль входит в Дарданеллы (для североморцев и балтийцев – Гибралтар). И если оценка деятельности и сопутствующая характеристика были высокими, радости экипажа не было конца. «Отличников» на флоте встречали, как настоящих героев.
Ну и, конечно, с соблюдением всех флотских правил организовывались встречи высоких начальников. Это было целое действо! Сближение, расхождение на контркурсах, спуск командирского катера… Неоднократно приходилось встречать мне и легендарного главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Предельно торжественно был обставлен визит Горбачева на Мальту в 1989 году, где он встречался с Бушем-старшим.
Последняя «средиземка»
- В последний раз вы были в Средиземном море в 1996-м, во время первой боевой службы ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Насколько отличным от тех, образца 1980-х годов, был этот дальний поход?
- Я держал свой флаг на всех отечественных авианосцах. На каждом из них выходил в дальние походы. Под занавес флотской службы пришлось выйти в океанское плавание и на «Кузнецове».
Это был самый трудный поход. И для меня, и для всего флота. В 1996 году ВМФ был уже в жутком состоянии. Но надо было достойно отметить 300-летие Российского флота. Решили в ознаменование годовщины совершить поход на «Кузнецове» в Средиземное море. Однако обыденное дело для советских времен теперь было чрезвычайно сложным и опасным мероприятием. Сам корабль вошел в состав ВМФ на фоне развала Союза.
Тяжело шел «Кузнецов» в этом походе. С постоянным риском полностью потерять ход. Несколько раз мы стояли перед выбором: продолжать опасный поход или возвращать неисправный корабль домой. Решили идти дальше, вернуться означало бы опозорить всю 300-летнюю историю флота. Хотя теперь я понимаю, что если бы мы потерпели катастрофу, то это был бы позор еще больший. Ближе всего к нему мы были во время официального визита на Мальту.
17 марта я отметил на «Кузнецове» свое
60-летие, 22 марта корабль пришел в Североморск, 23-го я был в Москве. А уже 26-го я сдал дела и обязанности…
Благополучного плавания!
- Валентин Егорович, с того памятного похода «Кузнецова» прошло 10 лет. Выходил этот авианесущий крейсер в Северную Атлантику в прошлом году. Заметные и, что радует, положительные изменения с того времени произошли в ВМФ в целом. Но до сих пор мы не можем сказать, что вернулись в Мировой океан. Как вы считаете, а надо ли нам возвращаться такими мощными, как и прежде, силами в то же Средиземное море?
- Все зависит от определяющих задач, которые ставит сегодня перед собой наше государство. Если эти задачи распространяются и на Мировой океан, то, безусловно, надо. Правда, сделать это будет не так просто. Необходимы и время, и колоссальные средства.
В одном я убежден твердо – каждый военный моряк от матроса до главкома ждет этих походов. Флот живет будущими походами и делает для их организации все возможное. Скажу больше: я уверен, что в случае необходимости и сегодня, с учетом известных проблем, наш ВМФ в состоянии выполнить любую поставленную задачу. Моряки продолжают жить славными традициями и верой в то, что впишут и свои строки во флотскую историю страны. Я искренне верю в новое поколение военных моряков и желаю им благополучного плавания. Особенно вдали от родных берегов.