Роль внимание в жизнедеятельности человека. Внимание


?28

Внимание и его роль в деятельности человека

Курсовая работа по психологии

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование внимания и его роли
в деятельности человека 5
1.1. Понятие внимания 5
1.2. Роль внимания в деятельности человека 11
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня внимания у студентов 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение

Введение

На человека со всех сторон обрушивается множество самой разнооб­разной информации: музыка, шумы, яркие плакаты рекламы, сообще­ния по радио, телевидении, разговоры соседей, друзей, информация книг, газет, интернет и др. Но человек в этом море информации нахо­дит именно ту, которая особенно необходима ему именно сейчас. И помогает ему в этом особое состояние сознания, которое называется вниманием.
Увеличение объема информации, развитие многообразных форм мас­совой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов приводит к увеличению объема знаний, необходимых для жизни совре­менному человеку. Если сказать образно, то внимание –это та дверь, через которую окружающий мир входит в душу человека. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются большей ясно­стью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления протекают быстрее и правильнее.
Внимание всегда есть выделение из чего-то и сосредоточенность на этом. Внимание само по себе не является особым познавательным про­цессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность организации этого процесса.
Актуальность исследования. Сознание человека не в состо­янии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Оно выделяет то, что пред­ставляет для него интерес, соответствует его потребнос­тям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вы­зывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действи­ем и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
Цель работы: проанализировать внимание и его роль в деятельности человека.
Гипотеза исследования: предполагается, что у студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группы, III бригады уровень утомляемости внимания распределен неравномерно.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие внимания;
2. Описать роль внимания в деятельности человека;
3. Подобрать адекватную методику для исследования внимания и сформулировать группу испытуемых;
4. Провести эмпирическое исследование;
5. Обработать данные исследования и провести анализ результатов.
Объект исследования: внимание.
Предмет исследования: внимание и его роль в деятельности человека.
Эмпирическая база исследования: Туймазинский медицинский колледж, 313 группа, III бригада.

Глава 1. Теоретическое исследование
внимания и его роли в деятельности человека

1.1. Понятие внимания

Внимание – это направленность психики (созна­ния) на определенные объекты или явления, соответ­ствующие потребностям субъекта, целям и задачам его де­ятельности; сосредоточение сознания на отдельных аспектах действительности, имеющих для субъекта устойчивую или ситуативную значимость .
Одну из наиболее известных психологических теорий вни­мания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независи­мо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и про­извольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зави­симость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмо­циональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организ­ма. Только на основе детального и тщательного изучения подо­бного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т.Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психи­ческих процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кро­ме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности вни­мания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органи­ческими реакциями выступают как необходимое условие под­держания внимания на должном уровне. Основную роль движений в акте внимания Т.Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств –зрения и слуха –внимание означает сосредоточение и задерж­ку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему со­ответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мы­шечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем. Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания полу­чают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями за­ключается и секрет произвольного внимания. Произвольно вос­станавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым об­ращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты мо­торной теории внимания, предложенной Т.Рибо .
Теория установки предложенная Д.Н.Узнадзе и поначалу каса­лась особого рода состояния пред настройки, которое под влия­нием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в ру­ки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и на­оборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающе­го такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов. Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вни­манием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе ак­туальной в каждом данном случае установки в сознании субъ­екта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, что­бы... быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации» .
С понятием установки в теории Узнадзе также связано по­нятие объективации. Она трактуется как выделение под влия­нием установки определенного образа или впечатления, полу­ченного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (от­сюда название – «объективация»).
Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. По его мнению Внимание является одним из моментов ориентировочно- исследовательской деятельности. Оно представляет собой пси­хологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент вре­мени в психике человека,
По своей функции внимание представляет собой конт­роль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым. В отличие от других действий, которые производят опре­деленный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделя­ется лишь тогда, когда действие становится не только умствен­ным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассмат­ривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. Во внимании контроль осуществляется при помощи кри­терия, меры, образца, что создает возможность сравнения ре­зультатов действия и его уточнения. Произвольное внимание есть планомерно осуществляе­мое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. Для того чтобы сформировать новый прием произвольно­го внимания, мы должны наряду с основной деятельностью пред­ложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разра­ботать и реализовать соответствующий план.Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий .
У Течнера вводится понятие «волны внимания», с помощью которого определяются три главных свойства внимания. По его мнению когда есть внимание можно говорить о:
1. Степени, силовой характеристике внимания (высота волны внимания). На что-то можно потратить очень много сил, то есть все внимание погружено в определенном объекте, например перцептивное внимание, состояние бдительности. А иногда можно говорить о малой степени сосредоточенности. То есть речь идет о степени концентрации, сосредоточенности. Здесь возникает проблема измерения этой силы внимания. Тетчнер писал, что много было произведено измерений силы внимания, но во многих случаях было спутано сила внимания и степень произвольного усилия, ситуации напряжения в связи с борьбой с отвлечением на что-то более интересное (когда надо что-то делать неинтересное). Это главная черта произвольного внимания и во многих исследованиях все внимание рассматривалось как вторичное. То есть нельзя путать субъективное переживание усилия, напряжение (степень напряженности) со степенью внимания на чем-то (другие ощущения времени, чувства подъема, радости). В этом ошибочном случае меряется совокупность кинестетических ощущений (мышечных напряжений) и тогда можно мерить порог кинестетических ощущений. У кого порог выше, у того хуже внимание, у кого ниже, значит чувствительность лучше. Это ложный ход. Высшие степени внимания не заключают в себе никакой напряженности. Сейчас наиболее типичной процедурой измерения силы, степени внимания является методика двойной задачи: есть основная деятельность и отвлекающая деятельность. И чем сильнее человек сосредоточен на основной задаче, тем сильнее должна быть отвлекающая задача. Сложность отвлекающей задачи в эксперименте возрастает. В какой-то момент происходит переключение «срыв» на отвлекающую задачу. В зависимости от уровня срыва можно говорить о степени сосредоточенности. На этом построена теория Канемана (теория психического усилия) .
2. Пространственное свойство связанное с ограничением объема содержаний внимания. То есть речь идет об объеме, который ограничен. Это объемная характеристика. Иногда говорят о поле, площади настройки внимания. То есть внимание имеет некоторый объем, площадь который при наличии внимания может успешно перерабатываться. Здесь стоит проблема ограничения этого объема, количества перерабатываемых единиц. В современной психологии то что называют объемом кратковременной памяти это тоже самое, что Вундт называл объемом внимания. То что он называл объемом сознания, Сперлинг называл объемом восприятия. Методика Сперлинга позволила различить объем восприятия и объем собственно кратковременной памяти и внимания. Методика состояла в полном и частичном отчете; в полном отчете фиксируется объем внимания или КП, в частичном отчете мы изучаем объем сознания по Вундту или объем восприятия, который гораздо больше .
3. Временное свойство рассматривающее устойчивость-неустойчивость, колебания внимания, сдвиги, кванты внимания. То есть как бы существование внимания во времени. Рассмотрение этого свойства происходит в условиях монотонии, где нет признаков, которые могли бы стимулировать извне. Внимание начинает колебаться когда мы погружены в какую-нибудь однородную среду деятельности. Внешних изменений нет а все изменения, которые происходят вызваны колебаниями внимания субъекта. Здесь возможны колебания перцептивных организаций (фигура-фон) и т.д. Джемс писал, что главным фактором определяющим условия устойчивого внимания в ситуации когда объекты сами по себе уже не несут никаких признаков изменения, является активная работа субъекта с этим материалом, то есть организация неизменного материала, новых задач, поиск нового в материале. Гельмгольц приводил пример ситуации бинокулярного соревнования в стереоскопе при рассматривании разных изображений. В начале что-то задерживается в фокусе, а потом начинает непроизвольно колебаться в индивидуальном психическом ритме. Зафокусировать свое внимание на одном объекте и тем сделать его устойчивым можно если начать работу с этим объектом, если поставить задачу в отношении этого объекта (например считать вертикальные а не горизонтальные полоски этого объекта) и тогда только он и будет восприниматься. То есть открывать все новые и новые стороны в этом объекте, инициировать свою активность по отношению к этому объекту .
4. Фундаментальным и наиболее изучаемым свойством внимания не представленным у Течнера, является распределение внимания, то есть успешное выполнение нескольких дел является показателем распределения внимания. Здесь стоит вопрос о том, существует ли это распределение на самом деле: существует точка зрения о том что субъективное ощущения распределения внимания не означает наличие нескольких фокусов внимания, а скорее либо быстрое переключение с одного на другое, либо специальная организация внутренней работы внимания, его иерархизация, где внимания направляется на главное действие, а остальные осуществляются на уровне контроля. Но факт остается фактом (Юлий Цезарь или циркачка, которое писала одновременно шесть разных слов на разных языках) .
1.2. Роль внимания в деятельности человека

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследова­тельс кой деятельности. Оно представляет собой психологическое дей­ствие, направленное на содержание образа, мысли или другого феноме­на, имеющегося в данный момент времени в психике человека. Внима­ние играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активно­сти. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И при внутреннем взгляде «про себя», и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроен­ность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности» .
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта (не существует образа внимания), его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Внимание –это пси­хологическое состояние, характеризующее интенсивность познаватель­ной деятельности и выражающаяся в ее сосредоточенности на сравни­тельном узком участке (действии, предмете, явлении). Внимание –это направленность и сосредоточенность сознания человека на определен­ных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от дру­гих объектов или явлений .
Основными функциями внимания являются:
1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный мо­мент психических и физиологических процессов.
2. Целенаправленный организованный отбор поступающей инфор­мации –основная селективная функция внимания.
3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содер­жания до тех пор, пока не будет достигнута цель.
4. Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.
5. Регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание связано со всей личностью человека, его интересами, склон­ностями, призванием. От особенностей внимания зависят и такие цен­ные качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности.
Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это боль­шая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт или эффект внимания, но, как следствие, здесь возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:
1. Это представление благодаря его большой познаваемости стано­вится для нас раздельнее, в нем мы замечаем больше подробностей (аналитический эффект внимания).
2. Оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фикси­рующий момент).
Внимание - необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями .
Физиологическую основу внимания составляют ориен­тировочно- исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздра­житель, падающий на нас, вызывает соответствующее дви­жение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомить­ся относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в по­являющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет... соответствующими органами чувств» .
Благодаря ориентировочно- исследовательскому рефлек­су воздействие нового объекта на нервную систему чело­века становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые под­вергаются воздействию новых раздражителей, создается до­статочно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доми­нирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавше­го учение о доминанте - очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью). Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет по­нять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздра­жители не в силах вызвать отвлечение внимания, они ос­таются незамеченными.
К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в пси­хической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» .
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет мно­го различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологиче­ские процессы, способствует организованному и целенаправлен­ному отбору поступающей в организм информации в соответст­вии с его актуальными потребностями, обеспечивает избиратель­ную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобраз­ным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, спо­собный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запо­минаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи. В системе межчелове­ческих отношений внимание способствует лучшему взаимопо­ниманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жиз­ни, чем недостаточно внимательный .
Рассмотрим основные виды внимания и их влияние на деятельность человека. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредст­венное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произ­вольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обес­печивающий работу такого внимания, называется ориентировоч­ным рефлексом. Он связан с активно­стью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны .
Социально обусловленное внимание складывается прижизнен­но в результате обучения и воспитания, связано с волевой регу­ляцией поведения, с избирательным сознательным реагирова­нием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме то­го объекта, на который оно направлено и который соответству­ет актуальным интересам и потребностям человека. Опосредст­вованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов .
Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его возникнове­ния не требуется волевых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл. На возникновение непроизвольного внимания оказывают внимания два фактора: объективный и субъективный. Влияние объективного фактора заключается в том, что внимание привлекают, «притягивают» к себе объективные особенности предметов и явлений –их интенсивность (гром­кий звук, яркий цвет), новизна (автомобиль на солнечных батареях в глухой африканской деревне), динамичность (движущийся объект на фоне неподвижных), контрастность (человек очень высокого роста в окружении малышей) .
Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:
? Интенсивность раздражителя;
? Качество раздражителя;
? Повторное появление раздражителя;
? Внезапность появления объекта;
? Движение объекта;
? Новизна объекта;
? Соответствие и согласие с наличным содержанием сознания .
Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении че­ловека к окружающему. Особую роль здесь играют: доминирующая мо­тивация (человек, испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания даже на привлекательно выглядящие емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при случайном взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью) .
Источники произвольного внимания целиком определяются субъек­тивными факторами. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания безграничен, поскольку не определяется осо­бенностями стимуляции, спецификой организма и интересами челове­ка. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельнос­ти, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют не­сколько его разновидностей:
1. Процессы социального намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании лежит в русле обслуживаемой деятельности и возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объекта­ми или тенденциями внимания непроизвольного. Чувство напряжения –характерное переживание процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой –суть любых процессов волевого внимания .
2. Следующая разновидность произвольного внимания –внимание выжидательное. Волевой характер выжидательного внимания просту­пает особенно выпукло в ситуациях решения так называемых «задач на бдительность» .
3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания зак­лючается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания заключается в том, чтобы создать спонтан­ное внимание. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает характером как произвольного, так и непроизвольного внимания. С вниманием произвольным его роднит чув­ство активности, целенаправленности, подчиненность намерению вни­мать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием заключается в отсутствии усилия, автома­тичности и сильном эмоциональном сопровождении .
Основной функцией произвольного внимания является активное ре­гулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направ­ляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой изби­рательной активности .
Произвольное (преднамеренное) внимание отличается следующими особенностями:
1. Целенаправленностью –оно определяется задачами, которые че­ловек ставит перед собой в той или иной деятельности.
2. Организованным характером деятельности –человек заранее го­товится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организо­вывать необходимые для данной деятельности психические процессы.
3. Устойчивостью –оно продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.
Преднамеренное внимание всегда связано с речью, со словами, в ко­торых мы выражаем наше намерение.
Причины, обусловливающие произвольное внимание:
1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности.
2. Осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности .
Произвольное внимание возникает в том случае, если перед челове­ком встает задача, решение которой требует определенных волевых уси­лий. Произвольность внимания развивается вместе с развитием его от­дельных свойств .
Есть еще и третья стадия развития внимания, и она состоит в воз­вращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внима­ния было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным. Послепроизольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредо­точении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности и считается (К.К.Платонов) высшей формой профессиональ­ного внимания. Возникает оно в том случае, когда начало деятельности сопровождалось высоким процентом отвлечения и требовало от челове­ка значительных волевых усилий. Однако возникший интерес к выпол­няемой работе увлекает работника и делает волевой контроль ненуж­ным. Например, студент приступает к написанию заданного рефе­рата. Он постоянно отвлекается –то ищет другую ручку, то разгова­ривает по телефону и т.д. Продолжение работы над рефератом требует значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение от работы вызывает негативные эмоции. Цель деятельности сохраняет­ся, но отпадает необходимость прилагать усилия к тому, чтобы быть внимательным, т.е. внимание становится послепоизвольным .
Внимание встречается в трех стадиях своего разви­тия:
? Как первичное внимание, определяемое разнообразными влияния­ми, которые в состоянии произвести сильное воздействие на нервную систему;
? Как вторичное внимание, в продолжение которого центр сознания удерживается, несмотря на противодействие со стороны других пережи­ваний;
? И, наконец, как произвольное первичного внимания, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над сво­ими конкурентами .
Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и из­бирательной работой органов чувств, а второе –с сосредото­ченностью и направленностью мысли. При чувственном вни­мании в центре сознания находится какое-либо чувственное впе­чатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внима­тельностью. Внимательный человек - это человек наблюда­тельный, он достаточно полно и точно воспринимает ок­ружающее, и учение и трудовая деятельность у него про­текает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности .
Внимательность человека проявляется не только в по­знании мира и осуществлении деятельности, но и в отноше­ниях с другими людьми. Чут­кость, отзывчивость, понима­ние настроений и пережива­ний другого человека, способ­ность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в сво­ем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетель­ствуют о достаточно высоком развитии личности. Внимание к человеку является внешним проявлением внутренней культуры, или интеллигентности, в основе ко­торой уважение к другому человеку. Внимание имеет свое внешнее выражение - особен­ность позы, поворот головы, выражение и движение глаз .

Выводы по первой главе

Существуют различные психологические теории вни­мания. Значительный вклад в понимание природы внимания внесли: Т.Рибо, который связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов. По мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вни­манием установка. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. С понятием установки в теории Узнадзе также связано по­нятие объективации. П.Я.Гальперин считал, что внимание является одним из моментов ориентировочно- исследовательской деятельности. Оно представляет собой пси­хологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент вре­мени в психике человека. У Течнера вводится понятие «волны внимания», с помощью которого определяются три главных свойства внимания.
Внимание - необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произ­вольное обязательно включает волевую регуляцию. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из ин­тересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
С вниманием связаны направленность и избирательность по­знавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наи­более важным для организма, для реализации интересов лично­сти. Вниманием определяется точность и детализация восприя­тия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности –словом, качест­во и результаты функционирования всей познавательной ак­тивности.

Глава 2. Эмпирическое исследование внимания

2.1. Организация и методы исследования

В нашем эмпирическом исследовании приняли участие 10 студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группа, III бригады в возрасте от 19-22 года. Исследование проводилось со 16 по 17 марта 2009 года.
Испытуемым была предложена методика «Корректурные пробы». Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокраще
и т.д.................

В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Формирование характеристик внимания зависит от выработки рабочего динамического стереотипа. Выработанные в трудовой деятельности определённые качества внимания становятся затем чертами характера работника. Эти качества становятся профессионально важными. От уровня их развития зависит производительность и качество трудовой деятельности, поэтому при профессиональном обучении обращают внимание на их формирование.

Для поддержания необходимого внимания создаются определённые условия.

Практика показывает, что подавляющее большинство несчастных случаев и брака на производстве происходит из-за «невнимательности».

Из разных качеств внимания наиболее профессионально значимы интенсивность, устойчивость , быстрота переключения и широта распределения .

Примерами трудовой деятельности, требующей весьма сосредоточенного внимания, является работа часовщика, корректора в типографии, оператора радиолокатора на современных кораблях, работа шифровальщика и т.д.

Для ряда профессий высокая интенсивность внимания необходима на протяжении всего времени трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют значительно меньшее значение. Эти профессии в психологии труда относятся к так называемым наблюдательным : диспетчеры на электростанциях и на транспорте, аппаратчики механизированных линий и т.д. Для них важным условием успешности деятельности является сохранение устойчивого внимания в течение длительного времени.

Другая большая группа профессий связана с управлением движущимися механизмами: автомашинами, самолётами, танками, кранами и т.д. Эти профессии в психологии труда принято называть водительскими . Для них профессионально важными являются распределение и переключение внимания . Эти качества внимания необходимы также дирижёру и милиционеру, учителю и рабочему-станочнику (например, металлообрабатывающего станка), каменщику и т.д.

Таким образом , внимание это врождённый ориентировочный рефлекс, определённый уровень бодрствования, направленность личности, направленность сознания, важная черта воспитанного человека. Внимательность – это признак воли.

Вопросы для повторения

    Что такое внимание? Какие подходы к изучению внимания вы знаете?

    Какую роль играет внимание в приспособлении человека к окружающему миру?

    Назовите анатомо-физиологические механизмы внимания.

    Объясните физиологические и психологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания.

    Какие функции внимания вы знаете?

    Назовите виды внимания. Приведите примеры.

    Дайте психологическую характеристику свойствам внимания. Приведите примеры.

    Перечислите качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания.

    Какие факторы могут характеризовать деятельность самого субъекта внимания?

    Какую роль играет деятельность человека в управлении вниманием?

    Расскажите о роли внимания в трудовой деятельности человека. Какие свойства внимания являются для вас профессионально важными?

- 162.00 Кб

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта (не существует образа внимания), его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Внимание –это пси­хологическое состояние, характеризующее интенсивность познаватель­ной деятельности и выражающаяся в ее сосредоточенности на сравни­тельном узком участке (действии, предмете, явлении). Внимание –это направленность и сосредоточенность сознания человека на определен­ных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от дру­гих объектов или явлений .

Основными функциями внимания являются:

1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный мо­мент психических и физиологических процессов.

2. Целенаправленный организованный отбор поступающей инфор­мации –основная селективная функция внимания.

3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содер­жания до тех пор, пока не будет достигнута цель.

4. Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.

5. Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано со всей личностью человека, его интересами, склон­ностями, призванием. От особенностей внимания зависят и такие цен­ные качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это боль­шая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт или эффект внимания, но, как следствие, здесь возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:

1. Это представление благодаря его большой познаваемости стано­вится для нас раздельнее, в нем мы замечаем больше подробностей (аналитический эффект внимания).

2. Оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фикси­рующий момент).

Внимание - необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями .

Физиологическую основу внимания составляют ориен­тировочно- исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздра­житель, падающий на нас, вызывает соответствующее дви­жение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомить­ся относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в по­являющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет... соответствующими органами чувств» .

Благодаря ориентировочно- исследовательскому рефлек­су воздействие нового объекта на нервную систему чело­века становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые под­вергаются воздействию новых раздражителей, создается до­статочно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доми­нирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавше­го учение о доминанте - очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью). Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет по­нять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздра­жители не в силах вызвать отвлечение внимания, они ос­таются незамеченными.

К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в пси­хической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» .

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет мно­го различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологиче­ские процессы, способствует организованному и целенаправлен­ному отбору поступающей в организм информации в соответст­вии с его актуальными потребностями, обеспечивает избиратель­ную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность по­знавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наи­более важным для организма, для реализации интересов лично­сти. Вниманием определяется точность и детализация восприя­тия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности –словом, качест­во и результаты функционирования всей познавательной ак­тивности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобраз­ным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, спо­собный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запо­минаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи. В системе межчелове­ческих отношений внимание способствует лучшему взаимопо­ниманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жиз­ни, чем недостаточно внимательный .

Рассмотрим основные виды внимания и их влияние на деятельность человека. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредст­венное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произ­вольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обес­печивающий работу такого внимания, называется ориентировоч­ным рефлексом. Он связан с активно­стью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны .

Социально обусловленное внимание складывается прижизнен­но в результате обучения и воспитания, связано с волевой регу­ляцией поведения, с избирательным сознательным реагирова­нием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме то­го объекта, на который оно направлено и который соответству­ет актуальным интересам и потребностям человека. Опосредст­вованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов .

Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его возникнове­ния не требуется волевых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл. На возникновение непроизвольного внимания оказывают внимания два фактора: объективный и субъективный. Влияние объективного фактора заключается в том, что внимание привлекают, «притягивают» к себе объективные особенности предметов и явлений –их интенсивность (гром­кий звук, яркий цвет), новизна (автомобиль на солнечных батареях в глухой африканской деревне), динамичность (движущийся объект на фоне неподвижных), контрастность (человек очень высокого роста в окружении малышей) .

Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:

 Интенсивность раздражителя;

 Качество раздражителя;

 Повторное появление раздражителя;

 Внезапность появления объекта;

 Движение объекта;

 Новизна объекта;

 Соответствие и согласие с наличным содержанием сознания .

Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении че­ловека к окружающему. Особую роль здесь играют: доминирующая мо­тивация (человек, испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания даже на привлекательно выглядящие емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при случайном взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью) .

Источники произвольного внимания целиком определяются субъек­тивными факторами. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания безграничен, поскольку не определяется осо­бенностями стимуляции, спецификой организма и интересами челове­ка. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельнос­ти, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют не­сколько его разновидностей:

1. Процессы социального намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании лежит в русле обслуживаемой деятельности и возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объекта­ми или тенденциями внимания непроизвольного. Чувство напряжения –характерное переживание процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой –суть любых процессов волевого внимания .

2. Следующая разновидность произвольного внимания –внимание выжидательное. Волевой характер выжидательного внимания просту­пает особенно выпукло в ситуациях решения так называемых «задач на бдительность» .

3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания зак­лючается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания заключается в том, чтобы создать спонтан­ное внимание. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает характером как произвольного, так и непроизвольного внимания. С вниманием произвольным его роднит чув­ство активности, целенаправленности, подчиненность намерению вни­мать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием заключается в отсутствии усилия, автома­тичности и сильном эмоциональном сопровождении .

Основной функцией произвольного внимания является активное ре­гулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направ­ляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой изби­рательной активности .

Произвольное (преднамеренное) внимание отличается следующими особенностями:

1. Целенаправленностью –оно определяется задачами, которые че­ловек ставит перед собой в той или иной деятельности.

2. Организованным характером деятельности –человек заранее го­товится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организо­вывать необходимые для данной деятельности психические процессы.

3. Устойчивостью –оно продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Преднамеренное внимание всегда связано с речью, со словами, в ко­торых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности.

2. Осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности .

Произвольное внимание возникает в том случае, если перед челове­ком встает задача, решение которой требует определенных волевых уси­лий. Произвольность внимания развивается вместе с развитием его от­дельных свойств .

Есть еще и третья стадия развития внимания, и она состоит в воз­вращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внима­ния было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным. Послепроизольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредо­точении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности и считается (К.К.Платонов) высшей формой профессиональ­ного внимания. Возникает оно в том случае, когда начало деятельности сопровождалось высоким процентом отвлечения и требовало от челове­ка значительных волевых усилий. Однако возникший интерес к выпол­няемой работе увлекает работника и делает волевой контроль ненуж­ным. Например, студент приступает к написанию заданного рефе­рата. Он постоянно отвлекается –то ищет другую ручку, то разгова­ривает по телефону и т.д. Продолжение работы над рефератом требует значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение от работы вызывает негативные эмоции. Цель деятельности сохраняет­ся, но отпадает необходимость прилагать усилия к тому, чтобы быть внимательным, т.е. внимание становится послепоизвольным .

Внимание встречается в трех стадиях своего разви­тия:

 Как первичное внимание, определяемое разнообразными влияния­ми, которые в состоянии произвести сильное воздействие на нервную систему;

 Как вторичное внимание, в продолжение которого центр сознания удерживается, несмотря на противодействие со стороны других пережи­ваний;

 И, наконец, как произвольное первичного внимания, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над сво­ими конкурентами .

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и из­бирательной работой органов чувств, а второе –с сосредото­ченностью и направленностью мысли. При чувственном вни­мании в центре сознания находится какое-либо чувственное впе­чатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внима­тельностью. Внимательный человек - это человек наблюда­тельный, он достаточно полно и точно воспринимает ок­ружающее, и учение и трудовая деятельность у него про­текает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности .

Описание

Цель работы: проанализировать внимание и его роль в деятельности человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие внимания;
2. Описать роль внимания в деятельности человека;
3. Подобрать адекватную методику для исследования внимания и сформулировать группу испытуемых;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование внимания и его роли
в деятельности человека 5
1.1. Понятие внимания 5
1.2. Роль внимания в деятельности человека 11
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня внимания у студентов 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Почти каждый родитель, педагог встречались с невнимательностью ребенка. «Считает ворон», «не слышит», «летает где-то там», «отвлекается» и т.п., очень часто можно услышать именно такие слова про ребенка, у которого, слабо развито внимание.

Роль внимания в жизни человека

Почему важно быть внимательным? Чем отличается жизнь внимательного человека от невнимательного? Прежде всего, привычка быть внимательным сказывается практически во всех сферах жизни ребенка и даже взрослого человека. Вот только несколько сфер жизни, в которых внимание играет важную роль:

1. Учеба
Внимательность помогает ребенку успешно усваивать учебный материал, схватывать информацию на «лету», стать разносторонне развитым человеком.

2. Общение
Умение слушать один из показателей вежливости. Для того чтобы стать хорошим, интересным собеседником необходимо не только красиво говорить, слышать, но и слушать, о чем Вам говорят. Таким образом, чтобы иметь хорошие взаимоотношения с окружающими, ребенку нужно учиться быть внимательным и к самому себе и к людям.

3. Работа
Умение быть внимательным, также является обязательным условиям для хорошего выполнения своих обязанностей на рабочем месте. Любая работа требует от человека внимательности.

Как научить ребенка быть внимательным?

Как научиться управлять вниманием ребенка? Если для вас актуальна эта тема, то важно помнить, что придется очень потрудиться взрослому вместе с ребенком, т.е. это совместный труд как взрослого, так и ребенка.

Как заставить малыша с удовольствием уделять внимание тому, что взрослый (родитель, учитель) считает важным для его развития? В первую очередь, это интерес! Детьми движет исключительно интерес. Кстати, ребенок охотнее подключится к игре, если видит, что взрослому она не менее интересна.

Важна обстановка, в которой проходят занятия: необходимо спрятать все игрушки, которые могли бы отвлечь ребенка от выполнения задания, выключить телевизор и музыку.

Формированию внимания будет способствовать вербализация всех действий. Нужно комментировать все свои действия и просить ребенка делать тоже самое. Если ребенку трудно будет сформулировать план своих действий, взрослый должен помочь ребенку наводящими вопросами: «Что ты делаешь?» «Что ты собираешься делать?» «Что еще можно сделать?», «Куда мы идем?», «С кем?», «Как?». Старайтесь избегать отвечать сами на свой же вопрос, это должен сделать ребенок!

Не заставляйте ребенка сидеть над заданиями, больше чем он может. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, помните, что ослабленные и впечатлительные дети чаще отвлекаются и уровень концентрации внимания у них ниже.

Не сравнивайте его с другими детьми!

Не используйте повелительные фразы: «Не вертись!», «Успокойся!», «Сиди ровно!», лучше попытайтесь уговорить ребенка доделать задание: «Посмотри, осталось совсем немного».

Используйте разнообразные игры, задания которые развивают внимание и усидчивость ребенка. Постоянно включайте их в деятельность ребенка.

Обязательно хвалите ребенка и объясняйте, почему он добился успеха.

Используйте принцип «здесь и сейчас» (это способность сосредотачиваться на настоящем моменте). Ребенок учится действовать и рассуждать продуктивно.

И основной принцип «Сделал дело - гуляй смело», это позволит ребенку все делать вовремя, учит его само организованности и ответственности.

Развивать внимание можно в любом возрасте. Но чем раньше вы начнете заниматься, тем скорее увидите результаты.

Вот, одни из немногих принципов, которые позволят Вам научится управлять вниманием ребенка, а Вашему ребенку научится быть внимательным!

Соломаха Любовь Владимировна,
учитель-дефектолог,
ГБСКОУ школа №657,
г.Санкт-Петербург.


Список литературы:

1. «Виноград» журнал для родителей, №3 май-июнь 2013
2. Резникова Н.С. «Как развить память у ребенка» - М.:Мой Мир, 2005.
3. http://womanadvice.ru/kak-razvit-vnimanie-u-rebenka

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера , включающая в себя совокупность психических процессов: внимание , ощущение , восприятие , память , мышление , воображение и др . Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов − познавательно-аналитическая. Однако их роль на разных этапах познания неодинакова. Так, простое созерцание окружающей действительности происходит главным образом с помощью ощущения и восприятия, анализ и понимание объективной реальности осуществляются с помощью представления, воображения, мышления, речи. И, конечно же, на этих этапах познавательной деятельности функционируют, обеспечивая качество познания, внимание и память. Квалифицированному специалисту важно знать наиболее общие особенности каждого психического познавательного процесса, которые играют большую роль в любой профессиональной деятельности, в жизни вообще.

Внимание − это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности. То есть внимание − это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее многообразии, так и в мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания. Отсюда и функции внимания , основные из которых состоят в следующем:

1) отбор значимой, релевантной (соответствующей) информации;

2) удержание (сохранение) информации для совершения действия, алгоритм действия;

3) регуляция и контроль протекания действия, осуществление автоматизированного действия умственного контроля;

4) антиципация (предвосхищение) действительности, предвидение результатов действия, поведения (здесь проявляют себя установки, ожидания, апперцепция).

Во внимании проявляется избирательный, направленный характер психической и предметно-практической деятельности человека в соответствии с его интересами, потребностями, целями, задачами деятельности и поведения.

Физиологической основой внимания выступает общая активизация деятельности мозга и создания доминантных очагов возбуждения в его коре. К.Д. Ушинский не без основания считал, что внимание − это дверь в сознание человека: есть внимание − дверь в сознание человека для поступления туда информации приоткрыта. Чем больше внимания, тем более подготовляется сознание для восприятия и анализа информации.


В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Важно учитывать возрастные, профессиональные, половые и другие индивидуальные особенности внимания людей.

В зависимости от организации деятельности людей выделяют групповое и индивидуальное внимание. Групповое внимание заключается в сосредоточении внимания группы на собственном объекте в условиях работы в коллективе. Индивидуальное внимание − это сосредоточение сознания индивида на своем задании.

Различают три вида внимания :

1. Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта (его новизны, неожиданности появления, силы воздействия, степени значимости для человека и т.д.).

2. Произвольное. Это высшая специфическая человеческая форма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью. В условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раздражителей, дефицит информации, средств, материалов для осуществления деятельности и т.п.) это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его иногда называют волевым вниманием. Это внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, интересами, установками, жизненным опытом личности.

3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности. При этом сохраняется его сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность. Это внимание не требует усилий. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.

Внимание характеризуется такими свойствами как объем , переключение , распределение , концентрация , устойчивость и избирательность .

Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно четыре-шесть объектов.

Распределение − способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Способность к распределению внимания особенно необходима в условиях одновременного контролирования множества приборов, совершения сотен умственных и сенсорно-моторных действий, например летчиком, оператором и т.д. Высокая степень распределения внимания позволяет человеку осуществлять большой объем разных действий в единицу времени, создает резерв, запас времени. Эта характеристика внимания складывается в результате тренировок и зависит от психического и физического состояния человека.

Переключаемость − перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения внимания в ту или иную деятельность, в быстроте его сосредоточения на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения внимания от предыдущих дел, объектов.

Концентрация − способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного.

Устойчивость − это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.

Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.

Помимо вышеперечисленных свойств внимание обладает также такими качествами как колебание и рассеянность . Колебание внимания − это качество, противоположное устойчивости. Рассеянность − отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ ее причин. Рассеянность может быть мнимой: следствием сосредоточенности человека на чем-то, его углубления в работу и неспособностью долго сосредоточиваться на чем-либо, постоянным переключением внимания, его переходом от одного объекта на другой. Есть и другие расстройства внимания: болезненное сужение сознания, слабая распределяемость внимания, инертность, малая подвижность внимания или даже его патологическая фиксация на чем-то.

Качества внимания во многом определяют успех в различных видах деятельности. Качества внимания, в том числе: объем, устойчивость, концентрацию и др., можно развивать различными специальными упражнениями и деятельностью.