Тайны и загадки в литературных произведениях. Самая большая загадка русской литературы

"...Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака... И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала:

«Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко »." - заключительные строки из знаменитой повести русского писателя А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Строки о любви... а ведь мы могли бы их никогда и не прочесть вовсе.

Великий князь Михаил Михайлович и графиня София Николаевна Меренберг, в замужестве графиня де Торби

Странна русская история и интересна! Чудесна и русская литература, где за каждым более или менее значительным произведением скрываются либо семейные тайны, либо же какое-то историческое событие. Так было и с "Гранатовым браслетом"...

Александр Иванович Куприн написал его в ту пору, в 1910 году, когда Россию потряс, если не скандал, то событие, которое значительно ужесточило цензуру в области публикации литературных произведений, связанных с... семьей и браком!

К браку в России всегда относились весьма трепетно и особенно к сословному. А уж брак-то в царской семье вообще регламентировался всевозможными правилами и запретами. Но желания и любовь не подвластны никаким запретам и потому в семействе Романовых периодически возникали скандалы, связанные с так называемыми морганатическими браками. Начало этому "безобразию" было положено еще в 1820 году, когда Великий князь Константин Павлович вступил неравный брак с польской графиней Иоанной Грудзинской. Ну а дальше пошло-поехало: то сам император Александр II бракосочетается с княгиней Е.М. Юрьевской, то Великий князь Константин Николаевич закручивает роман с купчихой из Гостиного двора Софьей Бурениной... И только 11 августа 1911 года появляется на свет указ императора Николая II, разрешивший Великим князьям и княжнам императорской крови заключать морганатические браки.

Супруги - графиня де Торби и Великий князь Михаил Михайлович

Среди прощенных оказался и Великий князь Михаил Михайлович, связавший себя в 1891 году браком с... внучкой Александра Сергеевича Пушкина - Софьей Николаевной Меренберг. Историческая справка вот что сообщает нам на этот счет:

"Софья Николаевна Меренберг (1868-1927), графиня де Торби. Получила титул графини де Торби от Великого герцога Люксембурга в 1867 году. Муж – (морганатический брак, 1891) князь Михаил Михайлович Романов (1861-1929), внук царя Николая Первого – зная историю Пушкина и императора Николая Первого, можно только подивиться этой иронии судьбы. Их брак не был признан в России. Правитель Александр III так возмутился своеволием кузена, что воспретил ему приезжать на отчизну, вычеркнул из списков семьи, лишил содержания и уволил со службы. Он телеграфировал дяде невесты (Софии), герцогу Нассаускому Адольфу: " La lettre de Votre Altesse mest parvenue. Je ne puis y rpondre quen lui annonant que le mariage du Grand Duc Michel Mihalovitch, ayant t accompli sans mon autorisation et sans laveu et bndiction de ses parents ne pourra jamais tre reconnu lgal et doit tre considr comme nul et non-avenu. Alexandre. (Я получил письмо Вашего Высочества. Я могу на него ответить лишь сообщением, что брак Великого Князя Михаила Михаиловича, заключённый без моего разрешения и без согласия и благословения его родителей, никогда не сможет быть признан законным и должен рассматриваться как ничтожный и недействительный . Александр.)"

Таким образом "мещанин" А.С. Пушкин породнился с Домом Романовых,.. Понравилось бы ему это, особенно на фоне того, как трепетно он оберегал свою Мадонну от излишнего внимания самого императора Николая I. А вот внук императора все же смог добиться благосклонности его внучки и внучки Натальи Николаевны.

Графиня Софья Николаевна Меренберг, де Торби

Од­на из са­мых кра­си­вых жен­щин сво­его вре­ме­ни.

Но вернемся к "Гранатовому браслету", а он-то причем во всей этой истории? По одной из версий (а их существует множество), еще одна из внучек А.С. Пушкина - Наталья Михайловна Дубельт, матерью которой была все таже дочь Пушкина - Наталья - мать и Софьи, стала прототипом главной героини повести "Гранатовый браслет".

Наталья Михайловна Дубельт не смогла выйти замуж за человека ниже себя по происхождению и судьба их развела. Историю любви этой пары и описал А.И. Куприн, однако писатель вынужден был скрыть этот факт. Ну а далее небольшая цитата из интересного материала журналиста Евгения Резепова в издании "Русский мир" Тайны "Гранатового браслета" :

"Зачем же Куприну понадобилось это скрывать? Исследования Цветкова показали, что в необходимости «маскировки» виноват был Михаил Михайлович Романов. Как известно, внук Николая I вступил в брак без согласия своей монаршей семьи, женившись (морганатически) на дочери принца Нассауского и графини Меренберг – Софье. В 1908 году он написал роман «Не унывай» о неравных сословных браках, который был запрещен в России. В итоге все произведения, описывающие схожие сюжеты, вынуждены были проходить проверку не гражданской цензуры, а направлялись в цензуру Министерства императорского двора. Цветков считает, что именно поэтому Куприн, написавший «Гранатовый браслет» в 1910 году, приблизительно в то же время встретился со своей первой женой, М. Давыдовой. Ее родственниками были Любимовы, в семье которых произошла очень похожая история. Цветков считает, что Куприн попросил бывшую жену обратиться к Любимовым с просьбой дать разрешение считать прототипами героев его рассказа Людмила Ивановну Любимову и влюбленного в нее телеграфиста (см. «Историю любви»). Сын Любимовых Лев в книге «На чужбине», написанной им в эмиграции, подтвердил: канву «Гранатового браслета» Куприн взял из их семейной хроники."

В день бракосочетания Великого князя Михаила Михайловича и Софьи Николаевны Меренберг, невеста получила в подарок от жениха вот такую золотую корону... Да это не "Гранатовый браслет", но...

Но... но внучка А.С. Пушкина так и не посетила России, после "прощения" своего супруга императором. Сам Великий князь Михаил Михайлович появился в России на похоронах своего отца Михаила Николаевича в 1909 году, по разрешению Николая II, однако он не был прощен полностью, и его брак всегда считался юридически не признанным в России. Софья Николаевна отказалась сопровождать мужа и считала себя обиженной Домом Романовых...

«Рукописи не горят» – так называется литературный квест по мотивам романа «Мастер и Маргарита», который состоялся 6 октября в Институте Пушкина.

Квест посвящён одному из самых загадочных литературных произведений XX века, до сих пор окутанного тайнами. «Особость» романа повлияла на необычную концепцию: «перфоманс-квест» – такое название он получил от своего автора – Анастасии Соломоновой , доцента кафедры мировой литературы. Участниками квеста стали старшеклассники московских школ, уже знакомые с текстом романа.

«Здравствуйте. Будьте так любезны, занесите своё имя в списки», – мурлычет кот Бегемот, не «громадный, как боров», но «черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами». В фойе конференц-зала Института Пушкина, где кот встречает ребят, на стенах висят изображения Михаила Булгакова, обложки его произведений и фотографии интерьера дома-музея. Перед входом в зал девушка, одетая во все чёрное, объясняет гостям, как правильно рассаживаться. Мистическая атмосфера в фойе помогает мысленно перенестись на страницы романа.

Кот Бегемот уже в зале, непринужденно гуляет среди кресел, что-то мурлыча себе под нос. Прямо перед школьниками, недалеко от лектора, молчаливый и загадочный, сидит Воланд.

Анастасия Александровна начинает «перформанс-квест» с истории создания романа. На первый взгляд он совершенно не укладывается в литературную ситуацию того времени. «Произведение начинается с того, что в советской Москве тридцатых годов ХХ века появляется иностранец, при этом появляется сразу на Патриарших прудах». Однако справедливости ради стоит отметить, что сам образ иностранца для литературы того времени был не так уж нов. «В 1920-е годы в литературе назрела насущная необходимость найти нового героя (не дворянина, как раньше, не представителя купечества). Иностранец был одним из вариантов», – объясняет автор и ведущий квеста.

18 марта 1930 года Михаил Булгаков, получив известие о запрете пьесы «Кабала святош», уничтожил первую редакцию романа, доведенную до 15-й главы. Но уже на следующий год возобновил работу над книгой. Вторая редакция значительно отличается от первой: в ней появились Маргарита и Мастер, Воланд обзавелся своей свитой. Впервые полный текст романа был напечатан в мае-июне 1938 года, но авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в финал, дописан эпилог. Но смертельно больной Булгаков продолжал диктовать жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. «Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел, – рассказывает Анастасия Соломонова, – Михаил Афанасьевич прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины».



После вступления ведущая предложила подросткам найти в зале спрятанные записки с описанием главных героев: Воланда, Бегемота, Мастера, Маргариты, Коровьева и других. Когда все персонажи были отгаданы, перфоманс-квест снова перешёл в лекционное русло с целью раскрытия главного и самого неоднозначного персонажа романа – Воланда. «Если читать роман, не слишком задумываясь, то складывается впечатление, что Воланд является положительным персонажем, который стал покровителем для творчества и любви, героем, который старается бороться с пороками, присущими людям. Но Воланд является Искусителем и при внимательном прочтении становится заметной его многоликость», – отмечает Анастасия Александровна. Увидеть целостный образ мешают и постоянно меняющиеся эмоции и настроения Воланда. У него то появляется, то пропадает иностранный акцент. Лики меняются очень часто, не давая понять, что же на самом деле думает и чувствует герой.

В конце рассказа про Воланда в зале появились две девушки, тоже во всем черном. Это подопечные мессира – «нечисть». Сначала они просто гуляли по залу, но затем начали «шалить»: поднимать стулья, переносить вещи гостей с места на место, разговаривать со зрителями. Пришлось обращаться к мессиру с просьбой утихомирить «подданных». Воланд, который всё это время только молча наблюдал, ответил: «Все просто. Они растеряли здесь свои вещи. Нужно найти предметы и сказать, каким героям они принадлежат».

Новое испытание для гостей оказалось более сложным, чем предыдущие, ведь для успешного выполнения нужно было знать не просто описание главных героев, а их привычки и увлечения. Наконец, и это задание было выполнено.


Заключительная часть квеста была посвящена взаимоотношениям Мастера и Маргариты. Старшеклассники увидели своими глазами трогательную сцену встречи главных героев в исполнении студентов института. «Маргарита вошла в произведение с появлением в жизни писателя Елены Шиловской, – рассказывает автор квеста. – Булгаковская Маргарита – символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. В романе, по сути, нет портрета Маргариты. Мы слышим звук ее голоса, ее смех, видим ее движения. Неоднократно Булгаков описывает выражение ее глаз. Всем этим он подчеркивает, что для него важен не внешний облик, а жизнь ее души».

В финале Воланд лично провел блиц-опрос участников по тематике романа «Мастер и Маргарита», желая проверить, насколько они знакомы с произведением. Удостоверившись, что подростки хорошо знают текст, Воланд «даровал им свободу» и отпустил домой.

Литературный квест «Загадки и тайны русской литературы» для учеников средней и старшей школы организован Институтом Пушкина в рамках проекта «Университетский округ».


Николай Васильевич Гоголь. Одна из самых загадочных фигур в русской литературе. И жизнь его, и творения до сих пор вызывают споры у литературоведов, историков, психологов, врачей, ученых. И немудрено: слишком уж отличался он от других -- и внешностью, и поведением, и мыслями.

Великий сладкоежка.

Гоголь был образцовым сладкоежкой. Мог, например, без посторонней помощи съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чаю… "В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство", -- так описывает Гоголя товарищ по гимназии. Эта страсть к сладкому сохранилась у него до конца дней. В его карманах, постоянно оттопыренных, всегда можно было отыскать уйму всяких сладостей: карамелек, крендельков, сухариков, недоеденных пирожков, кусочков сахара… Когда сахар в кармане таял и он начинал слипаться, Гоголь снимал фрак или панталоны, выворачивал карманы наизнанку, тщательно вылизывал языком слипшуюся ткань и… опять забрасывал в них новую порцию сластей.
"Живя в гостинице, -- пишет А. Смирнова, -- он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, а собирал его, прятал где-нибудь в ящике и порою грыз куски за работою или разговором. "Зачем, -- говорил он, -- оставлять его хозяину гостиницы? Ведь мы за него уплатили". Происходило это, конечно, не от скупости. Гоголь никогда не был скупым".
Особенно любил Гоголь послеобеденные чаепития. Вот что рассказывает об этом Михаил Погодин, друг и издатель Гоголя: "Запас отличного чаю у него не переводился, но главным делом для него было набирать различные печенья к чаю. И где он отыскивал всякие крендельки, булочки, сухарики, -- это уже только знал он, и никто более. Всякий день являлось что-нибудь новое, которое он давал сперва всем отведывать и очень был рад, если кто находил по вкусу и одобрял выбор какою-нибудь особенною фразою. Ничем более нельзя было сделать ему удовольствия. Действие начиналось так. Приносился ужасной величины медный чайник с кипяченою водою… и… начинаются наливанья, разливанья, смакованья, потчиванья и облизыванья. Ближе часа никогда нельзя было управиться с чаем. "Довольно, довольно, пора идти!" -- "Погодите, погодите, успеем. Еще по чашечке, а вот эти дьяволенки, -- отведайте, -- какие вкусные! Просто -- икра зернистая, конфекты!"

"Ратуйте, людие!".

Если бы судьба не сделала Гоголя писателем, он был бы непременно великим артистом-поваром. Любимейшее блюдо -- макароны. Они вызывали в нем особенно хорошее расположение духа. Он сам готовил их, не доверяя этого никому. "Потребует себе большую миску и с искусством истинного гастронома начнет перебирать их по макаронке, опустит в дымящуюся миску сливочного масла, тертого сыру, перцу, перетрясет все вместе и, открыв крышку, с какой-то особенно веселой улыбкой, обведя глазами всех сидящих за столом, воскликнет: -- "Ну, теперь ратуйте, людие!"
Обыкновенно он недоваривал макароны и поедал их в огромном количестве. Несмотря на то, что после некоторые жаловались ему на тяжесть в желудке, Гоголь удивлялся и находил свои макароны очень удачными.
В Италии, когда он обедал в ресторане, местные посетители сбегались смотреть, как он ест: для того, чтобы возбудить в себе аппетит: Гоголь ел за четверых… "Бывало, зайдем мы, -- рассказывал Золотарев, -- в какую-нибудь тратторию пообедать; и Гоголь покушает плотно, обед уже кончен. Вдруг входит новый посетитель и заказывает себе кушанье. Аппетит Гоголя вновь разгорается, и, несмотря на то, что только что пообедал, заказывает себе или что же кушанье, или что-нибудь другое". При этом он говорил удивленным приятелям, что "это все ничего не значит, у меня аппетита настоящего нет. Это аппетит искусственный, я нарочно стараюсь возбудить его чем-нибудь, да черта с два, возбужу, как бы не так! Буду есть, да нехотя, и все как будто ничего не ел…"

Хороший матерщинник -- плохой любовник.

Ф.В. Чижов, будучи с Гоголем в Риме в 1843-44 годах, отмечает, что основным содержанием разговоров Гоголя "были анекдоты, почти всегда довольно сальные". Переписка Гоголя просто пестрит непечатными и грубыми выражениями сексуального свойства. Современники Гоголя передают, что он любил всякого рода непристойности, цинические песни, стишки, "скоромные анекдоты", которые не стеснялся рассказывать даже при дамах. Отчего так?
Гоголь всю жизнь прожил девственником, так и не познав радостей сексуальной жизни. Он, как и всякий нормальный человек, испытывал позывы Эроса, но, считая это в худшем случае грехом, а в лучшем -- непростительной слабостью, запрещал себе любую разрядку. Непотребными словечками и выражениями он как бы возмещал отсутствие какой-либо скабрезности в личной жизни: все его либидо уходило, что называется, в гудок.
В письмах Гоголя помимо "грубых выражений сексуального свойства" можно обнаружить несколько странноватое на первый взгляд внимание к… физиологическим отправлениям кишечного тракта. Например, в письме к Тарновскому: "Что, как твое здоровье? Как сре…ь ты -- вкруть или всмятку? Регулярно или нерегулярно?.." Или -- к А. Данилевскому: "Удивительное производят действие на желудок хорошие сушеные фиги… слабят, но так легко, можно сказать подмасливают дорогу гов…у". Это не просто сальность. Увы, но постоянное переедание, а также неуемная страсть к мучному и сладкому уже к двадцати годам "подарят" ему сначала хронический запор, а затем и геморрой. Вскоре сам факт опорожнения кишечника превратится для него в радостное событие… Письмо к Данилевскому: "Ничего не случилось в дороге, кроме только того, что сегодня поутру поср…л на дороге и от радости позабыл на том же месте, где поср…л, моего итальянского Курганова".

Странный, очень странный…

Глава первого тома "Мертвых душ" оканчивается таким образом: один капитан, страстный охотник до сапог, полежит, полежит и соскочит с постели, чтобы примерить сапоги и походить в них по комнате; потом опять ляжет и опять примеряет их. Кто поверит, что этот страстный охотник до сапог -- не кто иной, как сам Гоголь? В его маленьком чемодане платья и белья было ровно столько, сколько необходимо, зато сапог -- всегда три-четыре пары…
Гоголь поражал странностями. У него была страсть к рукоделию; с величайшей старательностью кроил он себе платки и поправлял жилеты. Писал только стоя, а спал -- только сидя. Однажды во время приступа малярии (он заболел ею в Италии) его тело сильно окоченело, и присутствовавшие решили, что он умер… С тех пор, боясь как бы его вновь не приняли за мертвого, он проводил ночь, дремля в кресле и не ложась в постель. С рассветом он взбивал и разметывал свою постель для того, чтобы служанка, прибиравшая комнаты, не могла ничего заподозрить… Страх быть погребенным заживо преследовал его всю жизнь.
Одна из многочисленных причуд писателя -- страсть к катанию хлебных шариков. Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: "Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Один друг собрал этих шариков целые вороха и хранит благоговейно…"
По воспоминаниям Дмитрия Погодина, Гоголь любил совершать продолжительные пешие прогулки… дома. "В крайних комнатах, маленькой и большой гостиных, ставились большие графины с холодной водой. Гоголь ходил из одной в другую и через каждые десять минут выпивал по стакану. Ходил Гоголь всегда чрезвычайно быстро и как-то порывисто, производя при этом такой ветер, что стеариновые свечи оплывали к немалому огорчению моей бережливой бабушки. Когда же Гоголь очень уж расходился, то моя бабушка, сидевшая в одной из комнат, закричит, бывало, горничной: "Груша, а Груша, подай-ка теплый платок: тальянец (так звала она Гоголя) столько ветру напустил, так страсть". -- "Не сердись, старая, -- скажет добродушно Гоголь, -- графин кончу, и баста".

Хлестаков в жизни.

"Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке", -- признавался Гоголь. И тут же добавлял, что большую часть своих пороков и слабостей он передавал своим героям, осмеивал их в своих повестях и таким образом избавлялся от них навсегда.
Двадцатилетним молодым человеком Гоголь приезжает в Петербург. Ищет места, нуждается. Выпустил под псевдонимом свою поэму "Ганц Кюхельгартен", где говорит в предисловии, как будто от лица издателей: "Мы гордимся тем, что по возможности споспешествовали свету ознакомиться с созданием юного таланта". В журналах жестоко высмеяли и предисловие, и саму поэму. Гоголь бросился по книгопродавцам, отобрал свою книжку и сжег ее.
"В 1832 году, -- рассказывает Вересаев, -- уже автором "Вечеров на хуторе близ Диканьки", Гоголь приезжает в Москву -- и в подорожной своей делает подчистку: вместо "коллежский регистратор" (один из самых мелких чинов) пишет: "Коллежский асессор" (штаб-офицерский чин, которым так гордится Ковалев в гоголевском рассказе "Нос"). И это с той целью, чтоб под таким чином фигурировать в списке приехавших, публиковавшемся в "Московских Ведомостях". Ну, чем не Хлестаков?"
Выпускает в свет "Арабески" и, совсем как бы мог сделать Чичиков, пишет издателю: "Пожалуйста, напечатай в "Московских Ведомостях" об "Арабесках" в таких словах: что теперь, дескать, только и говорят везде об "Арабесках", что сия книга возбудила всеобщее любопытство…"
В 1833 году уверяет Пушкина, будто три года назад ему, Гоголю, безвестному молодому человеку 21 года, помощнику столоначальника в Департаменте уделов, предлагали профессорскую кафедру в Московском университете. "Это, -- комментирует Вересаев, -- вроде того, как Ноздрев уверял, что руками поймал за задние ноги зайца…"
Только-только познакомившись с Пушкиным и уже успев подвести его (обещал доставить "Повести Белкина" из Царского в Петербург и не заехал за рукописью), Гоголь ставит Пушкина в неловкое положение, наказав знакомым без согласия последнего писать ему, Гоголю, "на имя Пушкина в Царское Село". Для чего? Для эффекта, для понта, для создания соответствующего реноме. Конечно, это -- дурной тон, Гоголь понимал это и, чтобы сгладить неприятные последствия, письменно извинялся и изворачивался…

Безобразный и нелюдимый.

Наружность Гоголя была очень непривлекательна. Кто не знал его в лицо, тот никогда бы не догадался, что под этой некрасивой оболочкой кроется личность гениального писателя, которым гордится Россия. "Боже мой, что за длинный, острый, птичий нос был у него! Я не мог на него прямо смотреть, особенно вблизи, думая: вот клюнет, и глаз вон", -- вспоминал о нем современник. Если к "птичьему носу" добавить длинные, давно не чесанные и не мытые волосы, безобразный по виду и цвету костюм, то картинка получится далеко не живописная…
О неряшливости Гоголя ходили целые легенды, и именно она была причиной всех язвительных шуток над ним. Он редко когда мыл себе лицо и руки по утрам, всегда ходил в грязном белье и выпачканном платье. В юности, во время учебы в гимназии, из-за его неряшливости и золотушного вида (у него текло из ушей) многие ученики брезговали подавать ему руку, отказывались брать его книги -- это был настоящий ад для нормального человека. "Гоголь постоянно косился на нас, держался в стороне, всегда смотрел букою…"
Гоголь с детства культивировал свое одиночество, наполняя его всевозможными странностями: в хоре он больше всего фальшивил, по улицам ходил всегда по противоположной стороне, поминутно сталкиваясь с прохожими, часто не договаривал фразы, причесывался и стригся только по великим праздникам…
Нет сомнения в том, что он остро переживал свою безобразность. Никем не любимый, он внушил себе, что он неловок, безобразен, безнадежен. И потому всегда сторонился незнакомцев. Если он ехал в дилижансе, то, чтобы не разговаривать с попутчиками, отворачивался к окну и делал вид, что спит… Если в обществе находился кто-то ему незнакомый, от него нельзя было услышать и слова… Как только являлся гость, Гоголь исчезал из комнаты, а если приходили к нему, то он и вовсе сбегал, используя для этого окно... Зная об этом, многие из его близких друзей заранее удаляли прислугу, приказывая ей без зова не ходить… Однажды забыли предупредить няньку, чтобы она не являлась в обычный час прощаться с детьми. Едва Гоголь уселся и водворилась вожделенная тишина (Гоголь собирался прочесть несколько новых глав из "Мертвых душ"), -- "дверь скрипнула, и нянька с вереницею ребят, не примечая никаких знаков и маханий, пошла от отца к матери, от матери к дядюшке, от дядюшки к тетушке. Гоголь смотрел-смотрел на эту патриархальную процедуру вечернего прощания детей с родителями, сложил тетрадь, взял шляпу и уехал".

Неузнанный.

Женщина. В биографии Гоголя это едва ли не самое темное место. Скрытный вообще, Гоголь с особой тщательностью оберегал от других свое отношение к женщине. "Много, слишком много времени нужно для того, чтобы узнать человека и полюбить его, и не всякому послан дар узнавать вдруг. Сколько было людей обманувшихся! А сколько, может быть, исчезло с лица земли таких, которые таили в душе прекрасные чувства, но они не знали, как их высказать; на их лицах не выражались эти чувства, и жребий их был умереть неузнанными". Гоголь всю жизнь оставался холостяком. Не известна ни одна женщина, с которой бы он сходился. Гоголь не был подвержен греху рукоблудия и не имел, как сейчас говорят, нетрадиционных сексуальных контактов. В одном из писем он говорит, что, поддайся он своим страстям, пламя в одно мгновение превратило бы его в прах, и только твердая воля отводит его от пропасти. "Твердая воля", крепнувшее с годами убеждение, что всякая любовь к женщине греховна, еще сильнее угашали его "физиологический аппетит". Ему казалось: все женщины -- ведьмы, знаются с нечистой силой, порочны, лишены духовной красоты… "О, Господи, на свете и так много всякой нечисти, а ты еще и жинок наплодил!"
Гоголь принудил себя вести целомудренную жизнь. Это отмечают Анненков и другие его современники. Отказ от женщины обошелся ему дорого. Его болезнь, очевидно, отчасти связана с его половым воздержанием. В одном из писем Шевыреву Гоголь бросает такую любопытную обмолвку по поводу Константина Аксакова: "И в физическом, и в нравственном отношении он остался девственником. Как в физическом, если человек, достигнув тридцати лет, не женился, то делается болен, так и в нравственном. Для него даже лучше бы было, если бы он в молодости своей... (непечатное слово. -- А.К.). Но воздержание… устремило все силы у него к духу". Эти слова с полным основанием должны быть отнесены и к самому Гоголю.
Если Гоголь не интересовался женщинами, это не значит, что женщины не интересовались Гоголем. Многие дамы, незнакомые с ним лично, но знакомые с его произведениями, желали его видеть. Но писателя трудно было уговорить прийти в гостиную, когда там сидела незнакомая ему дама. Одна из них особенно желала познакомиться с автором "Ревизора" и "Мертвых душ". А потому Вера и Константин, дети Аксакова, так пристали с просьбами к Гоголю, что каким-то чудом уговорили его войти в гостиную. Дама, взглянув на него, не сумела сказать ему ни слова, и он, пробыв с ней несколько минут, ушел. На вопрос Константина, как он нашел эту даму, он сказал, что не может судить о ней, потому что не слыхал от нее ни слова. И притворно рассердился: "А ведь вы мне сказали, что она желает со мною познакомиться!"

"Будьте живые, а не мертвые души!".

Когда Гоголь был маленьким, его бабушка, Татьяна Семеновна, рассказывала ему о божественной лестнице: ее спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего… Последними словами Гоголя были: "Лестницу! Поскорее давай лестницу!"
После его смерти среди многочисленных бумаг был обнаружен странный лоскуток бумаги с запиской, написанной, судя по всему, уже после сожжения второй части "Мертвых душ": "Будьте живые, а не мертвые души!" Странная вещь: человек, который никого не любил, включая самого себя, и всегда убегавший от яркого света и шума жизни, вдруг заявляет: будьте живые души! Что это -- сожаление об утраченном? Неожиданный вывод после подведения итогов жизни? Божественное озарение?
Может быть… Однако больше всего это похоже на завещание. Наверное, это и есть то самое главное, что хотел сказать нам, своим потомкам, великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.


Автор: Александр КАЗАКЕВИЧ

Загадки и тайны русской литературы на Радио России (89 передач)

Формат: радиозапись, MP3, 64-256kbps

Год выпуска: 2013-2017
Жанр: Литературоведение
Издательство: Радио России
Исполнитель:
Продолжительность: 36:48:52

Описание:
В истории такого странного вида человеческой деятельности, каким является литературное творчество, накопилось множество тайн и загадок. Более того, сложилась особая мифология, связанная с многими книгами и их авторами. Существуют неразгаданные до сих пор тайны авторства произведений и биографических фактов жизни и смерти писателей. Некоторые обстоятельства напоминают запутанные детективные истории. По поводу других существуют уже сложившиеся, но явно ошибочные стереотипы восприятия. Необходимо разобраться в этих вопросах, провести своеобразное расследование. Цикл передач«Тайны и загадки русской литературы» и ставит такую цель. Имеем ли мы правильное представление о многих фактах литературной жизни? Есть ли противоречия в общепринятых знаниях о том или ином явлении, связанном с литературой? Будем разбираться вместе.

Содержание
2013.09.25. Тайная любовь Баратынского
2013.10.09. Элегия, которая свела с ума Батюшкова
2013.10.25. Первый российский правозащитник Владимир Короленко
2013.11.01. Тайна второго тома Мертвых душ
2013.11.27. Александр Пушкин и Александр Радищев
2013.11.30. Загадочная любовь Тургенева и Виардо
2013.12.11. Тайная панихида по Льву Толстому
2013.12.25. Потерянный поэт (про Семена Яковлевича Надсона)
2014.01.08. Тайна романса «Я встретил Вас»
2014.01.22. В произведениях Горького Сатана часто меняется местами с Богом
2014.02.12. Знаете ли вы, что Афанасий Фет - «Толстой»
2014.02.26. Чехов - украинский поэт или русский писатель
2014.03.12. Всеволод Гаршин и сын Ивана Грозного
2014.03.26. Автор «Мелкого беса» и революция (про Федора Сологуба)
2014.04.09. Сухово-Кобылин – драматург поневоле
2014.04.23. Любовь, которая ведет к смерти (о поэте Валерии Брюсове и трагических судьбах его муз)
2014.04.30. Предсказанная смерть (о поэте Н. Гумилеве)
2014.05.14. Трагический прототип Серой шейки (про Дмитрия Мамина-Сибиряка)
2014.05.28. Поэзия, завещанная смертью (о поэте Вячеславе Иванове)
2014.06.11. Белинский - сам Пушкин не полон без него (про И.А. Крылова)
2014.06.25. Тредиаковский – шут поневоле
2014.07.09. Предтече Воланда и Остапа Бендера
2014.08.13. Вяземский и убийство Пушкина
2014.08.27. Магические числа Константина Бальмонта
2014.09.10. Загадка смерти Александра Блока
2014.09.24. Черная тень на имени Алексея Константиновича Толстого
2014.10.08. Леонид Андреев - певец безнадеги
2014.10.22. Батюшков - погружение в безумие
2014.11.12. Загадка личности (про Н.Г. Чернышевского)
2014.11.26. Два взгляда на возвращение Александра Куприна в Россию
2014.12.10. Пушкин и Карамзин
2014.12.24. Загадки Юрия Олеши
2015.01.14. Спор об авторстве пьесы «Свои люди – сочтемся!»
2015.01.28. Непечатный предтеча Пушкина (Иван Семенович Барков и его «срамные» произведения)
2015.02.13. Тайна даты рождения Владимира Маяковского
2015.02.25. Литературные игры вокруг «Конька -горбунка»
2015.03.25. Роковая любовь Анны Ахматовой
2015.04.08. Наставления Василия Левшина (о писателе, фольклористе, переводчике)
2015.04.22. Парадоксы Александра Грина
2015.05.13. Последнее загадочное стихотворение Державина
2015.05.27. Николай Клюев – человек-загадка
2015.06.10. Фонвизин – автор несостоявшейся конституции
2015.06.24. Приоткрывшиеся тайны «длиннобородого колдуна» (о Павле Бажове)
2015.07.22. Пушкин - он лучший из нас (Дельвиг и Пушкин)
2015.08.12. Даниил Хармс – человек-загадка
2015.08.26. Самый национальный писатель России (про Николая Лескова)
2015.09.09. Здесь я не нужна... Там я невозможна (про Марину Цветаеву)
2015.10.14. «Сатанесса» русской литературы (про З. Гиппиус)
2015.11.11. «Он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем...» (про С. Аксакова)
2015.11.25. Загадка смерти Александра Беляева
2015.12.09. Прародитель русской прозы (про А. Марлинского-Бестужева)
2015.12.23. Кто виноват (про. А. Герцена)
2016.01.27. Неразгаданная тайна жизни Исаака Бабеля
2016.02.10. Загадка исчезновения Владимира Одоевского
2016.03.09. Мандельштам - акт самоубийства
2016.03.22. Книга за семью печатями (об авторстве «Слова о полку Игореве»)
2016.03.30 Тайна исчезновения секретной конституции Фонвизина - Панина
2016.04.13. Игорь Северянин оставил немало загадок
2016.04.27. Кондратий Рылеев – три роковых предсказания
2016.05.11. Самый трагичный и загадочный писатель ХХ века (про Андрея Платонова)
2016.06.04. Благородный идеалист или яростный революционер (про Алексея Плищеев)
2016.06.18. Почему уцелел «красный граф» во время сталинских репрессий (про А.Н. Толстого)
2016.07.16. Злой рок «председателя Земного шара» (про Велемира Хлебникова)
2016.07.30. Стихи этого поэта знают все, самого – никто (об Иване Сурикове)
2016.08.06. Как Лажечников спас Александра Пушкина
2016.08.20. Волошин – коктебельский «гений места»
2016.09.02. Тайны Михаила Ломоносова
2016.09.17. Русский или нерусский писатель Владимир Набоков
2016.09.21. Николай Клюев – человек-загадка
2016.10.02. Даже Пушкин завидовал этому поэту (про Николая Языкова)
2016.10.15. Иван Шмелев - несостоявшийся нобелевский лауреат
2016.11.05. Нестор Кукольник и тайна Александра Пушкина
2016.11.19. Трагедия «последнего русского юмориста» (про Аркадия Аверченко)
2016.12.03. Почему не состоялась дуэль между Гончаровым и Тургеневым
2016.12.17. Мистический след в жизни и творчестве Булгакова
2017.01.21. «Все – загадка, все – легенда в жизни Кузмина»
2017.02.04. Великая тайна «поэта из народа»
2017.02.18. Третьим соавтором «Двенадцати стульев» был Михаил Булгаков
2017.03.04. За что убили Афанасия Никитина
2017.03.19. Писатель и деловой человек (про Н.Г. Гарина-Михайловского)
2017.04.02. Паустовский - «Смертельно интересная жизнь»
2017.04.16. Современники спорили о месте Ходасевича на русском Парнасе
2017.04.30. Некрасов в русской поэзии
2017.05.05. «Неистовый Виссарион»
2017.05.21. Борис Пильняк - конфликт с советской властью
2017.06.02. Самая трагическая фигура русской литературы (о писателе Николае Помяловском)
2017.06.18. Как безобидный сказочник стал врагом советского строя (о Корнее Чуковском)
2017.07.03. «Русский Гамлет» Сумарокова
2017.07.30. Зощенко и Сталин. Противостояние

Виктор Двояк - Загадки и тайны русской литературы (2013-2018) MP3

Информация о аудиокниге
Название: Загадки и тайны русской литературы
Виктор Двояк
Выпущено: Радио России
Озвучивает: Виктор Двояк
Год издания аудиокниги: 2013-2018
Сайт передачи: radiorus.ru
Жанр: Литературоведение
Язык: Русский

В истории такого странного вида человеческой деятельности, каким является литературное творчество, накопилось множество тайн и загадок. Более того, сложилась особая мифология, связанная с многими книгами и их авторами. Существуют неразгаданные до сих пор тайны авторства произведений и биографических фактов жизни и смерти писателей. Некоторые обстоятельства напоминают запутанные детективные истории. По поводу других существуют уже сложившиеся, но явно ошибочные стереотипы восприятия. Необходимо разобраться в этих вопросах, провести своеобразное расследование. Цикл передач«Тайны и загадки русской литературы» и ставит такую цель. Имеем ли мы правильное представление о многих фактах литературной жизни? Есть ли противоречия в общепринятых знаниях о том или ином явлении, связанном с литературой? Будем разбираться вместе.

Нажмите чтобы закрыть спойлер: О книге:

2013.09.25. Тайная любовь Баратынского
2013.10.09. Элегия, которая свела с ума Батюшкова
2013.10.25. Первый российский правозащитник Владимир Короленко
2013.11.01. Тайна второго тома Мертвых душ
2013.11.27. Александр Пушкин и Александр Радищев
2013.11.30. Загадочная любовь Тургенева и Виардо
2013.12.11. Тайная панихида по Льву Толстому
2013.12.25. Потерянный поэт (про Семена Яковлевича Надсона)
2014.01.08. Тайна романса «Я встретил Вас»
2014.01.22. В произведениях Горького Сатана часто меняется местами с Богом
2014.02.12. Знаете ли вы, что Афанасий Фет - «Толстой»
2014.02.26. Чехов - украинский поэт или русский писатель
2014.03.12. Всеволод Гаршин и сын Ивана Грозного
2014.03.26. Автор «Мелкого беса» и революция (про Федора Сологуба)
2014.04.09. Сухово-Кобылин – драматург поневоле
2014.04.23. Любовь, которая ведет к смерти (о поэте Валерии Брюсове и трагических судьбах его муз)
2014.04.30. Предсказанная смерть (о поэте Н. Гумилеве)
2014.05.14. Трагический прототип Серой шейки (про Дмитрия Мамина-Сибиряка)
2014.05.28. Поэзия, завещанная смертью (о поэте Вячеславе Иванове)
2014.06.11. Белинский - сам Пушкин не полон без него (про И.А. Крылова)
2014.06.25. Тредиаковский – шут поневоле
2014.07.09. Предтече Воланда и Остапа Бендера
2014.08.13. Вяземский и убийство Пушкина
2014.08.27. Магические числа Константина Бальмонта
2014.09.10. Загадка смерти Александра Блока
2014.09.24. Черная тень на имени Алексея Константиновича Толстого
2014.10.08. Леонид Андреев - певец безнадеги
2014.10.22. Батюшков - погружение в безумие
2014.11.12. Загадка личности (про Н.Г. Чернышевского)
2014.11.26. Два взгляда на возвращение Александра Куприна в Россию
2014.12.10. Пушкин и Карамзин
2014.12.24. Загадки Юрия Олеши
2015.01.14. Спор об авторстве пьесы «Свои люди – сочтемся!»
2015.01.28. Непечатный предтеча Пушкина (Иван Семенович Барков и его «срамные» произведения)
2015.02.13. Тайна даты рождения Владимира Маяковского
2015.02.25. Литературные игры вокруг «Конька -горбунка»
2015.03.25. Роковая любовь Анны Ахматовой
2015.04.08. Наставления Василия Левшина (о писателе, фольклористе, переводчике)
2015.04.22. Парадоксы Александра Грина
2015.05.13. Последнее загадочное стихотворение Державина
2015.05.27. Николай Клюев – человек-загадка
2015.06.10. Фонвизин – автор несостоявшейся конституции
2015.06.24. Приоткрывшиеся тайны «длиннобородого колдуна» (о Павле Бажове)
2015.07.22. Пушкин - он лучший из нас (Дельвиг и Пушкин)
2015.08.12. Даниил Хармс – человек-загадка
2015.08.26. Самый национальный писатель России (про Николая Лескова)
2015.09.09. Здесь я не нужна... Там я невозможна (про Марину Цветаеву)
2015.10.14. «Сатанесса» русской литературы (про З. Гиппиус)
2015.11.11. «Он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем...» (про С. Аксакова)
2015.11.25. Загадка смерти Александра Беляева
2015.12.09. Прародитель русской прозы (про А. Марлинского-Бестужева)
2015.12.23. Кто виноват (про. А. Герцена)
2016.01.27. Неразгаданная тайна жизни Исаака Бабеля
2016.02.10. Загадка исчезновения Владимира Одоевского
2016.03.09. Мандельштам - акт самоубийства
2016.03.22. Книга за семью печатями (об авторстве «Слова о полку Игореве»)
2016.04.13. Игорь Северянин оставил немало загадок
2016.04.27. Кондратий Рылеев – три роковых предсказания
2016.05.11. Самый трагичный и загадочный писатель ХХ века (про Андрея Платонова)
2016.06.04. Благородный идеалист или яростный революционер (про Алексея Плищеев)
2016.06.18. Почему уцелел «красный граф» во время сталинских репрессий (про А.Н. Толстого)
2016.07.16. Злой рок «председателя Земного шара» (про Велемира Хлебникова)
2016.07.30. Стихи этого поэта знают все, самого – никто (об Иване Сурикове)
2016.08.06. Как Лажечников спас Александра Пушкина
2016.08.20. Волошин – коктебельский «гений места»
2016.09.02. Тайны Михаила Ломоносова
2016.09.17. Русский или нерусский писатель Владимир Набоков
2016.09.21. Николай Клюев – человек-загадка
2016.10.02. Даже Пушкин завидовал этому поэту (про Николая Языкова)
2016.10.15. Иван Шмелев - несостоявшийся нобелевский лауреат
2016.11.05. Нестор Кукольник и тайна Александра Пушкина
2016.11.19. Трагедия «последнего русского юмориста» (про Аркадия Аверченко)
2016.12.03. Почему не состоялась дуэль между Гончаровым и Тургеневым
2016.12.17. Мистический след в жизни и творчестве Булгакова
2017.01.21. «Все – загадка, все – легенда в жизни Кузмина»
2017.02.04. Великая тайна «поэта из народа»
2017.02.18. Третьим соавтором «Двенадцати стульев» был Михаил Булгаков
2017.03.04. За что убили Афанасия Никитина
2017.03.19. Писатель и деловой человек (про Н.Г. Гарина-Михайловского)
2017.04.02. Паустовский - «Смертельно интересная жизнь»
2017.04.16. Современники спорили о месте Ходасевича на русском Парнасе
2017.04.30. Некрасов в русской поэзии
2017.05.05. «Неистовый Виссарион»
2017.05.21. Борис Пильняк - конфликт с советской властью
2017.06.02. Самая трагическая фигура русской литературы (о писателе Николае Помяловском)
2017.06.18. Как безобидный сказочник стал врагом советского строя (о Корнее Чуковском)
2017.07.03. «Русский Гамлет» Сумарокова
2017.07.30. Зощенко и Сталин. Противостояние
2017.08.20. Загадка Земли Санникова
2017.09.17. Борис Пастернак - и в фаворе, и в опале режима
2017.10.01. Путешествие по тайге длиною в жизнь (про Владимира Арсеньева)
2017.10.15. Протопоп Аввакум – первый современный русский писатель
2017.10.29. Эмин – первый русский романист
2017.11.03. Тайна дружбы Есенина с Мариенгофом
2017.11.19. Самый неудобный писатель Евгений Замятин
2017.12.03. Трагедия «поэта любви» (про Алексея Николаевича Апухтина)
2017.12.17. Серафимович и Шолохов - под чью диктовку был написан «Тихий Дон»?
2018.01.07. Эдуард Багрицкий: придуманная жизнь
2018.01.22. Страшная тайна Валентина Катаева
2018.02.04. Падение Михаила Хераскова
2018.02.18. Вячеслав Шишков. Жизнь, полная побед и поражений
2018.03.04. Надежда Тэффи - «жемчужина русского юмора»
2018.03.18. «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать...» (про Николая Добролюбова)
2018.04.15. Аркадий Гайдар - по лезвию ножа
2018.04.29. Раиса Кудашева - самая таинственная поэтесса
2018.05.06. Мистификация - Козьма Прутков
2018.05.20. Как Мережковский сравнил Гитлера с Жанной Д’Арк
2018.06.04. Симеон Полоцкий - великое и ужасное
2018.06.15. Кто он, советский святой, Николай Островский
2018.07.15. Один из самых недооцененных поэтов России (про поэта Николая Заболоцкого)
2018.08.05. Поручик Ржевский потомок Дениса Давыдова
2018.08.19. Константин Вагинов - непризнанный гений