Что такое фонология. Значение слова фонология

Наиболее разработанной является морфологическая типология, учитывающая ряд признаков. Из них самыми важными являются: 1) общая степень сложности морфологической структуры слова и 2) типы грамматических морфем, используемых в данном языке, в частности в качестве аффиксов. Оба признака фактически фигурируют уже в типологических построениях XIX в., а в современном языковедении их принято выражать количественными показателями, так называемыми типологическими индексами. Метод индексов был предложен американским лингвистом Дж. Гринбергом, а затем усовершенствован в трудах ученых разных стран.

Общая степень сложности морфологической структуры слова может быть выражена количеством морфов, приходящимся в среднем на одну словоформу. Это так называемый индекс синтетичности, вычисляемый по формуле M/W, где М - количество морфов в отрезке текста на данном языке, a W (от англ. word) — количество речевых слов (словоупотреблений) в этом же отрезке.

Разумеется, для подсчета нужно брать естественные и более или менее типичные тексты на соответствующем языке (обычно берутся тексты длиной не менее 100 словоупотреблений). Теоретически мыслимым нижним пределом для индекса синтетичности является 1: при такой величине индекса количество морфов равно количеству словоупотреблений, т. е. каждая словоформа является одноморфемной.

В действительности нет ни одного языка, в котором каждое слово всегда совпадало бы с морфемой, поэтому при достаточной длине текста величина индекса синтетичности всегда будет выше единицы. Наиболее низкую величину Гринберг получил для вьетнамского: 1,06 (т. е. на 100 слов 106 морфов). Для английского он получил цифру 1,68, для санскрита — 2,59, для одного из эскимосских языков — 3,72. Для русского языка, по подсчетам разных авторов, получены цифры от 2,33 до 2,45.

Языки с величиной индекса ниже 2 (помимо вьетнамского и английского, китайский, персидский, итальянский, немецкий, датский и др.) называют аналитическими, с величиной индекса от 2 до 3 (помимо русского и санскрита, древнегреческий, латынь, литовский, старославянский, чешский, польский, якутский, суахили и др.) — синтетическими и с величиной индекса выше 3 (помимо эскимосских, некоторые другие палеоазиатские, америндейские, некоторые кавказские языки) — полисинтетическими.

С качественной стороны аналитические языки характеризуются тенденцией к раздельному (аналитическому) выражению лексических и грамматических значений: лексические значения выражаются знаменательными словами, чаще всего не содержащими в себе никаких грамматических морфем, а грамматические значения — главным образом служебными словами и порядком слов. В ряде аналитических языков сильно развиты тоновые противопоставления. Аффиксы используются в малой степени, а в некоторых аналитических языках, так называемых изолирующих (вьетнамском, кхмерском, древнекитайском), их почти вовсе нет.

Встречающиеся в этих языках неодноморфемные слова, как правило, являются сложными (обычно двухкорневыми). Поскольку знаменательное слово почти никогда не несет здесь в самом себе никаких показателей синтаксической связи с другими словами в предложении, оно оказывается как бы изолированным (откуда название «изолирующие»). Некоторые лингвисты, подчеркивая роль порядка слов в изолирующих языках, называют их «позиционными».

Синтетические языки с качественной стороны характеризуются тенденцией к синтезированию, объединению в рамках одной словоформы лексической (иногда ряда лексических) и одной или нескольких грамматических морфем. Эти языки, следовательно, довольно широко пользуются аффиксами.

В еще большей мере нанизывание в одном слове ряда аффиксов типично для полисинтетических языков. Общее обозначение для обеих групп — аффиксальные языки. Для всех этих языков характерно высокое развитие формообразования, наличие богато разветвленных, сложных формообразовательных парадигм, построенных как ряды синтетических (иногда отчасти и аналитических) форм. В некоторых полисинтетических языках, кроме того, в более или менее широких масштабах используется инкорпорация. По этому признаку, характеризующему уже не столько структуру слова, сколько структуру синтаксических единиц, подобные языки называют «инкорпорирующими».

Ю.С. Маслов. Введение в языкознание — Москва, 1987 г.

Типологическая классификация языков - это классификация, устанавливающая сходства и различия языков в их наиболее важ­ных свойствах грамматического строя (не зависящих от их генети­ческого родства) с целью определения типа языка, его места среди других языков мира. В типологической классификации языки объ­единяются на основе общих признаков, отражающих наиболее су-


щественные черты языковой системы, т.е. система языка является той точкой отсчета, на которой строится типологическая класси­фикация.

Самой известной из типологических классификаций является морфологическая классификация языков, оперирующая таким по­нятием, как способ соединения морфем, выражающих то или иное грамматическое значение. Согласно этой классификации, языки мира делятся на три основных типа:

1) изолирующие (или аморфные) языки: для них характерно отсутствие форм словоизменения и соответственно формообразу­ющих аффиксов. Слово в них «равно корню», поэтому такие языки иногда называют корневыми языками. Связь между словами менее грамматична, но грамматически значим порядок слов и их семан­тика (например, китайское слово хао в различном положении в пре­дложении может выступать в функции разных частей речи и иметь разные значения, ср. хао жень "хороший человек", женъ хао "чело­век любит меня", сию хао "делать добро", хао дагвих "очень доро­гой", т.е. оно может выступать в функции прилагательного, глагола, существительного, наречия, не являясь морфологически ни одной из этих частей речи). Слова, лишенные аффиксальных морфем, как бы изолированы друг от друга в составе высказывания, поэтому эти языки называют изолирующими (к ним относятся китайский, вьет­намский, языки Юго-Восточной Азии и др.). В синтаксической структуре предложения таких языков чрезвычайно важен порядок слов: подлежащее всегда стоит перед сказуемым, определение - пе­ред определяемым словом, прямое дополнение - после глагола (ср. в китайском языке: гао шань "высокие горы", но шанъ гао - "горы высоки");

2) аффиксирующие языки, в грамматическом строе которых важную роль играют аффиксы. Связь между словами более грамма­тична, слова имеют аффиксы формообразования. Однако характер связи между аффиксом и корнем и характер передаваемого аффик­сом значения в этих языках может быть разным. В связи с чем в аф­фиксирующих языках выделяют языки флективного и агглютина­тивного типа:

а) флективные языки (< лат. flexio "сгибание", т.е. языки гибко­го типа) - это языки, для которых характерна полифункциональ­ность аффиксальных морфем (ср. в русском языке флексия мо­жет передавать в системе склонения существительных грамматиче­ские значения числа: ед.ч. стена и мн.ч. города; падежа: им.п.ед.ч. страна, род.п. города, вин.п. вола и рода: супруг - супруга);, нали-


чие явления фузии, т.е. взаимопроникновения морфем, при котором проведение границы между корнем и аффиксом становится невоз­можным (ср. мужик + -ск -> мужицкий); «внутренняя флексия», указывающая на грамматическую форму слова (ср. нем. Bruder "брат" - Brüder "братья"); большое число фонетически и семантиче­ски не мотивированных типов склонения и спряжения. К флектив­ным языкам относятся все индоевропейские языки;

б) агглютинативные языки (< лат. agglutinare "приклеивать", т.е. склеивающие) - это языки, являющиеся своеобразным антипо­дом флективных языков, т.к. в них нет внутренней флексии, нет фу­зии, поэтому в составе слов легко вычленяются морфемы, форма­тивы передают по одному грамматическому значению, и в каждой части речи представлен лишь один тип словоизменения. Для агглю­тинативных языков характерна развитая система словоизменитель­ной и словообразовательной аффиксации, при которой аффиксы ха­рактеризуются грамматической однозначностью: последовательно «приклеиваясь» к корню, они выражают одно грамматическое зна­чение (например, в узбекском и грузинском языках число и падеж выражается двумя разными аффиксами, ср. дат.п. мн.ч. существи­тельного "девушка" в узбекском языке киз-лар-га "девушкам", где аффикс -пар- передает значение множественного числа, а суффикс -га - значение дательного падежа, в русском же языке одна флексия -ам передает оба этих значения; то же и в грузинском языке: ср. словоформу "домам" сахлэбс, где аффикс -эб - показатель множе­ственного числа, а флексия - дательного падежа), поэтому в таких языках наблюдается единый тип склонения и спряжения. К агглютинативным языкам относятся финно-угорские, тюркские, тунгусо-маньчжурские, японский, корейский и др. языки;

3) инкорпорирующие (или полисинтетические) языки (< лат. in "в", corpus род.п. от corporis "тело", т.е. "внедрение, включение чего-либо в тело", incorporo "вставлять") - это языки, для которых характерна незавершенность морфологической структуры слова, позволяющая включение в один член предложения других его чле­нов (например, в состав глагола-сказуемого может быть включено прямое дополнение). Слово «приобретает структуру» только в сос­таве предложения, т.е. здесь наблюдается особое взаимоотношение слова и предложения: вне предложения нет слова в нашем понима­нии, предложения составляют основную единицу речи, в которую «включаются» слова (ср. чукотское слово-предложение мыт-купрэ-гын-рит-ыр-кын "сети сохраняем", в которое инкорпорируется оп­ределение «новые» тур: мыт-тур-купрэ-гын-рит-ыр-кын "новые


сети сохраняем"). В этих словах-предложениях содержится указа­ние не только на действие, но и на объект и даже его признак. К ин­корпорирующим языкам относятся языки индейцев Северной Аме­рики, чукотско-камчатские и др.

Многие языки по шкале морфологической классификации со­вмещают в себе признаки разных типов языков, например, русский язык относится к языкам флективного типа, однако ему не чужда и агглютинация, ср. формы чита-л, чита-л-а, чита-л-и, в которых суффикс -л устойчиво передает значение прошедшего времени, а значение рода и числа выражается флексиями; или китайский язык, являющийся классическим образцом изолирующего языка, однако и в нем встречаются элементы агглютинации, особенно при обра­зовании сложных слов, строящихся по определенным словообразо­вательным моделям. В связи с этим еще В. Гумбольдт указывал на отсутствие «чистых» представителей того или иного типа языка как идеальной классификационной модели.

Одним из существенных критериев типологической классифи­кации языков, на который обратил внимание в свое время А. Шлей-хер, является аналитичность и синтетичность грамматическо­го строя языка. В зависимости от того, как передаются в языке грамматические значения и выражаются отношения, он выделял в каждом из типологических классов синтетические и аналитические подтипы. Синтетические языки - это языки, для структуры кото­рых характерно объединение в пределах одного слова морфем раз­ного типа - лексических, словообразовательных, словоизменитель­ных, т.е. грамматическое значение, соединяясь с лексическим и словообразовательным, как бы синтезируется в пределах слова. В знаменательных словах этих языков имеются формальные показа­тели (флексии или формообразующие аффиксы), которые указыва­ют на грамматическое значение слова (например, в русском языке значение лица может быть передано глагольным окончанием -у, -ешь, -ет, -ем и т.д., тогда как во французском - только местоиме­нием, т.е. аналитически, ср. je perds "я теряю", tu perds "ты теря­ешь"). В языках синтетического типа преобладают синтетические формы, для них характерна большая длина слова (ср., например, глагольную форму узбекского языка таништиролмадингиз "вы не смогли бы познакомить", в которой тани- "знать", -ш- - суффикс возвратности, -тир- - суффикс каузатива, т.е. глагола со значением "заставить кого-то сделать что-то", -ол- - суффикс возможности, -ма- - суффикс отрицания, -ди - суффикс прошедшего времени, -нг- - суффикс 2 лица, -из- - суффикс множественного числа). Одна-


ко в синтетических языках такие длинные слова встречаются дово­льно редко, в русском слове, например, среднее количество морфем = 2,4 единицы.

Аналитические языки - это языки, для структуры которых ха­рактерно раздельное выражение основного (лексического) и сопут­ствующих (словообразовательного и грамматического) значений слова, т.е. грамматическое и словообразовательное значения слова находятся за его пределами, отдельно от него. В этих языках в мор­фологической структуре знаменательных слов отсутствуют какие-либо показатели связи одного слова с другим, для этого использу­ются служебные слова, сопровождающие знаменательное слово (предлоги, артикли), ср. во французском языке значение падежа пе­редается специальными предлогами du livre род.п. «книги», au livre дат.п. «книге». Аналитизм этих языков проявляется в морфологи­ческой неизменяемости слова и в наличии сложных (аналитичес­ких) конструкций, включающих наряду со знаменательными сло­вами служебные или Другие полнозначные слова (ср. образование степеней сравнения во французском языке, где с этой целью испо­льзуются наречия plus "более" и moins "менее": long "длинный" -plus long "более длинный" и в русском, где употребляются специа­льные аффиксы: длинный - длиннее), т.е. в аналитических языках грамматическое или словообразовательное значение выражается расчлененными аналитическими формами слова, а иногда и поряд­ком слов. Наиболее аналитическими языками считаются агглюти­нативные языки, в меньшей степени флективные и изолирующие. Слабая степень синтеза (в среднем 1-2 морфемы на слово) наблю­дается, например, в китайском, вьетнамском, английском, францу­зском языках.

После работы американского лингвиста Э. Сепира «Язык», в ко­торой он доказывал необходимость различения грамматических ти­пов языков по степени их синтетичности, т.е. по количеству мор­фем в слове, передающих разные грамматические значения, в со­временной лингвистике начали выделяться полисинтетические языки. Классическим примером такого языка является эскимосский язык, в котором в рамках одного слова разные суффиксы могут передавать целый комплекс грамматических значений, ср. глагол anisaxtuxtqßaRatapixnaqagjaRaqa, имеющий значение "я хотел бы­ло заставить его много раз ходить за снегом", который включает следующие морфемы: ani- корень "снег", -sax- -суффикс с идеей "по­сылать", -tux- - суффикс многократности, -tafka- - суффикс кауза­тива, -Rata- - суффикс переходности, -pix- - суффикс интенсивно-


сти действия, -naqag- - суффикс намерения, -ja- - суффикс жела­ния, -Ra - суффикс перфекта, -qa- - "суффикс 1 лица субъекта и 3 лица объекта".

В чистом виде аналитизм и синтетизм не представлен ни в од­ном языке мира, поскольку в каждом языке имеются элементы ана­литизма и синтетизма, хотя соотношение их может быть разным (ср. в русском языке наряду с преобладанием синтетизма, имеются ярко выраженные черты аналитизма, ср. выражение категории лица у глаголов прошедшего времени, образование форм будущего вре­мени глаголов несовершенного вида, аналитические формы сравни­тельной и превосходной степени прилагательных и наречий и т.д.).

Общие закономерности развития языков пока еще не изучены, хотя определенные тенденции в их эволюции прослеживаются. Мно­гие языки в своей истории демонстрируют переход от синтетичес­кого строя к аналитическому (например, романские языки, ряд гер­манских, иранские). Но их языковое развитие на этом не останавли­вается, и очень часто служебные слова и части речи, агглютиниру­ясь с основой знаменательного слова, вновь создают синтетические формы. В этом отношении чрезвычайно интересна грамматическая судьба бенгальского языка: от флективного синтетического типа он постепенно перешел к аналитическому типу (исчезло старое скло­нение, а с ним и грамматическая категория падежа, числа, грамма­тический род, внутренняя флексия, зато получили широкое распро­странение аналитические формы), однако благодаря стяжению аналитических форм имени и глагола стали возникать новые синте­тические формы с агглютинативными аффиксами (ср. глагольную форму korchilam "я делал", в которой £ог-"корень" -chi - морфема, которая восходит к служебному глаголу со значением "быть" -/- суффикс прошедшего времени, -am - флексия 1 лица"), появилось даже новое склонение из четырех падежей. История языков свиде­тельствует, что нередко в грамматической системе одного и того же языка синтетические конструкции могут вытесняться ана­литическими (например, падежные формы предложно-падежными и далее предложными при отсутствии склонения, как, например, в болгарском) или на базе аналитических конструкций могут образо­вываться синтетические вследствие утраты служебного элемента (ср. в др.-рус. языке формы прошедшего времени ксмь х°Д НЛЪ и в современном русском ходил). Синтетические и аналитические фор­мы могут сосуществовать даже в пределах одной парадигмы (ср. рус. никто, ни у кого). Более того, в языках постоянно формируют­ся образования аналитического типа, поскольку сочетания слов яв-


Ляются наиболее простым, мотивированным способом обозначения предметов и явлений внешнего мира. Однако в дальнейшем эти об­разования могут трансформироваться в синтетические формы (ср. обозначение черники в русском языке: черная ягода -> черника).

В XX в. типологическая классификация языков стала допол­няться другими классификациями, учитывающими не только мор­фологический, но и фонетический, словообразовательный, синтак­сический и даже лексический критерии (см., например, работы В.М. Чекмана, Т.И. Вендиной, А.Ф. Журавлева). Из морфологичес­кой классификации она постепенно превращается в общеграмма­тическую, в которой в качестве релевантных выступают такие признаки, как массивность и фрагментность структуры слова, нали­чие морфонологических изменений на стыках морфем, функцио­нирование формально-грамматических элементов разных уровней языка, синтагматика и т.д.

Понятие языкознания. Разделы языкознания.

Языкознание – это наука о естественном человеческом языке, изучающая его строение, функционирование и историческое развитие, его свойства и функции.

Языкознание – это наука обо всех языках мира как индивидуальных представителях естественного человеческого языка. В настоящее время на земле существует около трех-семи тысяч языков. Точную цифру установить невозможно, что обуславливается, с одной стороны, обилием диалектов в тех или иных языках.

Языкознание делится на разделы: общее и частные.

Общее языкознание делится на следующие основные уровни языка: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический.

Фонетика – наука о звуковой стороне языка, предметом ее изучения являются звуки речи.

Лексикология занимается изучением словаря (лексики) языка.

Морфология – это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов.

Си́нтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики.

Частные науки о языке изучают отдельные языки и их группы. По объекту исследования различают следующие частные науки о языке: 1) по отдельному языку – русистику, японистику и т.д.; 2) по группе родственных языков – славяноведение, тюркологию и т.д.; 3) по географической принадлежности языков – балканистику, кавказоведение и т.д.

Морфологическая классификация языков.

Языки могут быть объединены в одну типологическую группу на основе особенностей своей морфологической структуры. Морфологическая структура слова есть совокупность его морфем.

Классификация, основанная на морфологической структуре слова, называется морфологической.

Согласно морфологической классификации языки делятся на четыре группы: 1) корнеизолирующие, или аморфные, 2) агглютинативные, 3) флективные, 4) инкорпорирующие, или полисинтетические.

Для корнеизолирующих языков характерно отсутствие словоизменения, основа слова совпадает с корнем. Большую грамматическую значимость имеет порядок слов. К таким языкам относятся китайский, вьетнамский, дунганский, мыонг и др. По направлению к корнеизоляции эволюционирует современный английский язык.

Языки второго типа называются агглютинативными, или агглютинирующими. Языкам этого типа присуща развитая система словоизменения, в которой каждое грамматическое значение имеет свой собственный показатель. Для агглютинативных языков характерно наличие единого для всех существительных типа склонения и единого для всех глаголов типа спряжения. К агглютинативному типу языков относятся тюркские, тунгусо-манчжурские, угро-финские и некоторые другие языки, а также язык эсперанто (международный язык, интернациональные слова, часто понятные без перевода, и 16 основных грамматических правил).



Третий тип представляют флективные языки. Для языков данного типа характерна развитая система словоизменения и способность передать несколько грамматических значений одним показателем. К флективному типу языков относятся славянские, балтийские, италийские, некоторые из индийских и иранских языков.

К четвертому типу относятся инкорпорирующие языки. Языкам этого типа присуще объединение целого предложения в одно большое сложное слово. При этом грамматические показатели оформляют не отдельные слова, а все слово-предложение в целом.

ЯВЛЕНИЯ МОРФЕМНОГО ШВА

Морфемный шов (или стык морфем) – граница между двумя соседними морфами.

При образовании производного слова происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского языка на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. На границе морфем (на морфемном шве) может происходить четыре вида явлений:

1. чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого);

2. интерфиксация (между двумя морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент – интерфикс);

3. наложение (или интерференция) морфов – конец одоного морфа объединяется с началом другого;

4. усечение производящей основы (конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово).

Выдающиеся заслуги в становлении фонологии принадлежат И. А. Бодуэну де Куртене, Н.С. Трубецкому, Р.О. Якобсону, Л.В. Щербе, Н.С. Крушевскому, С.И. Карцевскому, Н.Ф. Яковлеву, Н.К. Услару.

Изучение плана выражения языка (звуковой строй) имеет многовековую историю. Например, в Индии в сер. I тыс. до н.э. существовала классификация звуков на гласные и согласные, исследовались ударение и интонация, чередования звуков. В Европе это произошло позднее. В 1873 г. из немецкого языка через французский в Европе и России появилось понятие звука языка. С введением понятия фонемы стал решаться вопрос о соотношении звуковой стороны языка с планом содержания.

Бодуэн де Куртене в 70-х гг. XIX в. пришел к мысли о несовпадении физических и функциональных свойств звука. Он предложил разграничить звук как физиологическо-акустическое явление и фонему как установившееся представление о звуке, как психический эквивалент звука. Таким образом первое представление о фонеме носило ярко выраженный психологический характер. Фонемы представлялись как некие узлы, вокруг которых группировалось звуковое многообразие речи. Бодуэн впервые разграничил фонетические варианты, обусловленные позиционными и комбинаторными условиями и исторически обусловленные чередования фонем в морфеме. Психологическая концепция фонемы сыграла важную роль в становлении фонологии, но она не смогла ответить на многие принципиальные вопросы, в том числе не раскрыла четкие пути выявления фонем.

Ученик Бодуэна Л.В. Щерба развил и обогатил теорию фонемы. Он попытался объединить психологическое основание с функциональным. Фонемы определялись как те звуки в нашем сознании, которые позволяют нам различать смысл слов. Это значит, что звуковые единицы, сходные в акустическом и артикуляционном отношении и связанные с одним и тем же смыслом, объединяются в одну фонему. С другой стороны, звуки, физическое различие в которых сопряжено с различиями значений, представляют собой разные фонемы. Непосредственная связь фонемы со смыслом, согласно Щербе, проявляется и в ее способности функционировать в качестве отдельного слова (книга «Фонетика французского языка», 1937 г.). Красной нитью проходит мысль, что основным критерием для выделения фонемы является ее смыслоразличительная функция. Язык – это общее, а речь – это частное. В речи большое разнообразие звуков. В языке они объединяются в сравнительно небольшое количество звукотипов, способных дифференцировать слова и формы, т.е. служить целям человеческого общения. Эти звукотипы и есть фонемы, а реальное множество звуков, образующих звукотип, – это оттенки фонем. Самый типичный для данной фонемы оттенок – это оттенок, который произносится в изолированном виде и осознается носителем языка как речевое воплощение фонемы. Все остальные оттенки нами не осознаются, нужна специальная фонетическая дрессировка уха.



Высоко оценивается вклад в становление фонологии учение Джоунза.

Фонология - часть науки фонетики. Появилась 30 годы прошлого века. Полагают, что это было сделано Соссюром. В его работе впервые появляется термин фонема. Другие лингвисты полагают, что фонология появилась в сочинениях И.А. Бодуена-де-Куртуне. Это учение о звуке голоса. Языковеды столкнулись с необходимостью выделить в многообразии слышимых звуков данного языка ограниченное количество основных звуковых единиц - фонем. Звуки объединяются в фонемы не по аккустич. принципу, а по общности функциональной, т.е. если звуки произносятся по-разному, но выполняют одну и ту же функцию (образуют тот же корень, приставку), то это разновидности фонемы. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают, т.к. фонема может состоять не только из одного звука. Две фонемы могут звучать в виде одного звука (сшить).

Задачи: установить кратчайшую звуковую единицу (фонему), определить фонемный состав различных языков.

И.А. Бодуена-де-Куртуне разграничил такие понятия как звук (фонацию) и фонему, как психический эквивалент звука.

В основе разных вариантов произнесения одного и того же звука заложено нечто общее, это общее и будет фонемой.

Определения фонемы:

Фонема - набор различительных признаков, набор признаков, который отличают одну фонему от другой.

Фонема - минимальная единица плана выражения, которая представляет собой результат деления текста на более мелкие части.

Фонема - абстрактная единица, которая реализуется в речи в виде класса аллофонов.

Фонема - это мельчайшая единица звуковой системы языка, которая является элементом звуковой оболочки слов и морфем, которая служит их различению.

В речи мы произносим не фонемы, а звуки (аллофоны). Некоторые лингвисты считают, что фонема - односторонняя единица, то есть у нее есть только означающее. Другие считают, что фонема двустороння единица, они полагают, что означающим фонемы является смыслоразличительная функция.

  • · смыслоразличительная функция - основная.
  • · сигнальная - появление фонемы в какой-либо позиции может о чем либо сигнализировать.

Фонологические школы:

  • · Московская (не рассматривают звук изолированно, они рассматривают его в морфофонеме, если например мы меняем звук «и» на «ы», смысл не изменяется, значит это варианты одной и той же фонемы)
  • · Петербургская (исходят из акустических характеристик фонемы, если можно выделить специфические характеристики звука, это и будет самостоятельной фонемой)

Фонемы могут вступать в

  • - парадигматических синтагматические отношения
  • - дистрибутивные и в отношения тождества и различия (оппозиции)

Типы оппозиции:

  • · привативная (два члена оппозиции, элементы рассматриваются по одному признаку. Тот элемент, у которого есть признак называется маркированным, элемент, у которого нет - немаркированным)
  • · градуальная (несколько членов оппозиции, каждый из компонентов обладает искомым признаком, но в разной степени)
  • · эквиполентная (все элементы логически равноправны и каждый член оппозиции обладает своим набором признаков, часть из этих признаков будет общей для всех членов оппозиции, а часть признаков будет дифференциальной)
  • · одномерные (общие признаки не свойственны ни одной другой оппозиции данного языка: «д», «т» - согласные, шумные, смычные, твердые, переднеязычные, и т.д.)
  • · многомерные (общие признаки обнаруживаются в других оппозициях данного языка: «б», «к» будет повторятся в оппозиции «п», «г»)
  • · постоянные («м», «л»),
  • · нейтрализуемые («д», «т»)

Коррелятивные оппозиции - такие, члены которых различаются только одним признаком, по всем другим совпадают. Они в свою очередь могут быть замкнутыми (два члена - д-т).; незамкнутыми (более 2-х членов п-т-к), усиливают какой-либо признак, например, высоту тона.

Организация фонем в систему оппозиций различна в каждом данном языке, определяется своеобразием языка, пропорциями гласных и согл., распределением их по позициям и т.п. Таким образом, описание фонетики к.-л. языка должно быть представлено не беспорядочным перечислением звуков, а в виде последоват. Системы, охватывающей кол-во и группировку фонем.

Перцептивная функция - возможность воспринимать органом слуха звуки речи и их сочетания.

Звуки не как физ. явление, а как общественное.