История письменность и знания древних египтян. Конспект урока "письменность и знания древних египтян"

Конспект урока по истории Древнего мира "Письменность и знания древних египтян"
Цель урока:
Познакомить учащихся с древнеегипетской письменностью и научными знаниями.
Формировать понятийный аппарат учащихся по теме;
Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, анализировать текст и выделять главное
Формировать познавательный интерес учащихся через использование творческих заданий.
Воспитывать уважение к чужой культуре.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Самостоятельное повторение.
Ребята.давайте вспомним,что означает слово "цивилизация"
Какую цивилизацию мы сейчас проходим?
Что мы с вами узнали?Что хотим узнать?
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа с картой «Древний Египет».Нанесите все географические названия, которые вы знаете.
2. Работа с терминами: расшифруйте анограммыЦивилизация- вилицизацияГосударство- даргосуствоФараон- онрафаВельможи- мовельжиЖрецы- ержцыПисцы- сипцыРабы-бары
Налоги- логина
Религия- лигиреяХрам-марх
3.Что это за божество:
1. Бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями (Гор)
2. Бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба (Сет)
3. Бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила (Себек)
4. Бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут (Геб)
5. Бог - покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов. Его изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки (Анубис)
6. Богиня – покровительница женщин и их красоты (Бастет)
7. Бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Его священным животным был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса (Тот)
4. Давно исчезли многие древние государства востока, засыпаны пеплом времени, на поверхности только небольшие фрагменты. Пирамиды, фрески, обелиски, заметьте,все они щедро исписаны. Что нам напоминает эта письменность – иероглифы. Где –то 3000 лет до нашей эры появилась письменность у египтян. В переводе с греческого – священные письмена, а сами египтяне называли свою письменность – божественная речь. Как вы думаете, почему? Они были уверены, что письменность даровал им бог мудрости –тот. Но прошли тысячелетия и письменность подзабыли и мы встали перед выбором – как же узнать, что хотели донести до нас египтяне? Ценой упорных трудов, ученые разгадали письмена многих древних восточных народов, но египетскую письменность долго не могли расшифровать. Но вот однажды… офицером армии наполеона в 1799 году в Египте была найдена плита – выбитый на ней текст был на двух языках: древнеегипетские иероглифы и древнегреческом языке. Камень был найден в местечке – розетт, поэтому получил название розетский камень. Наполеон понял всю важность находки и отправил камень в музей Каира, но французы потерпели поражение в Египте от англичан и отступая им, конечно же, было не до исторических находок. Древнегреческий язык был хорошо известен лингвистам, поэтому этот текст на древнегреческом достаточно быстро перевели, а сопоставление текстов, позволило французскому ученому Жану Шампольону расшифровать и древнеегипетские записи. Давайте же прочитаем в учебнике о расшифровке…
Язык древнего Египта достаточно сложен, поэтому далеко не все египтяне владели письмом. Это была прерогатива богатых и знатных людей,в первую очередь писцов, так ка они ведали всеми делами в стране. На подготовку лучших писцов тратились годы. Ведь в древне египетском письме более 700 знаков. Давай те посмотрим поучение писца – ученикам.
Иероглифы могли читаться как с права налево. так и слева на право. Буквы писались таким образом.что бы быть расположенными лицом к человеку. Многие слова имели 2 и более значения. На чем же писали египтяне – папирус, давайте прочитаем, что представляет собой папирус.
Давайте с вами попробуем написать свои имена на древнеегипетском, с помощью иероглифов. .В место гласных используйте схожие звуки…24 согласных в конце мужского имени рисуйте мужскую фигуру, в конце женского – женщину. Давайте посмотрим. У кого, что получилось. Выход к доске.
Физминутка…Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника
земляника голубика
Что бы ягоду сорвать
надо глубже приседать(приседания)
нагулялся в лесу
корзинку с ягодами несу(хотьба на месте)
,

Отдохнули,молодцы. Потребности в развитии знаний, развитии жизни и хозяйства, поэтому в школах обучались не только письму, но и математике, астрономии, медицине.
На земле существуют два государства, где письменность появилась раньше, чем в других странах. Одна- Двуречье, другая –Египет.
Письменность возникла более 5тыс. лет назад. Подумайте, приблизительно в каком году? Знаний у египтян накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти. Это привело к изобретению письма. Первыми знаками для письма были иероглифы(слайд + раздаточный материал). Ребята рассматривают иероглифы. Вопрос к классу:
-Как вы думаете, легко ли было овладеть иероглифами?
Всего было более 750 иероглифов. И расшифровали их только в XIX веке в 1822г. Имя человека,кому принадлежит эта заслуга, Шампольон. И прежде, чем мы с вами прочитаем документ о дешифровки иероглифов, ответьте на вопросы:
-Почему так важно было расшифровать иероглифы?
-Что дают нам письменные источники?
Разве возможно было бы узнать о жизни египтян только по рисункам?
Работа с документом на с.62 учебника. Как удалось расшифровать иероглифы?
Работа с раздаточным материалом. На каждой парте - листы с изображением иероглифов.
Один иероглиф мог обозначать один звук, другие - сочетание звуков, третьи – слово. Гласные не писались (ребята изучают раздаточный материал). Египтяне придумали определители, они не читались, а только подсказывали о чём шла речь.
Попробуем побывать с вами в роли учёных. Ребятам предлагается расшифровать предложения,отмеченные галочкой, используя листок-подсказку.
Проверка задания.
Цифры в Древнем Египте. Слайд. Производить математические действия было очень сложно(предлагается попробовать это сделать дома).
Вывод: учиться в Египте было очень трудно. Умеющий читать и писать считался настоящим мудрецом.
Материал для письма - папирус. Демонстрация слайдов о производстве материала для письма.
Обучение в школах. Учащиеся самостоятельно знакомятся с п.3.с.61 учебника. Вопросы:
-Чему обучали в школах?
-Кто обучался?
-Как поддерживалась дисциплина?
Благодаря расшифровке иероглифов мы узнали о научных знаниях в Древнем Египте.
Какие науки были развиты?
Делается вывод о высоком развитии науки. Что нового вы узнали сегодня
А в завершении нашего урока вам нужно решить кроссворд.(Рабочая тетрадь.№1.стр 34)
Домашнее задание: П.12(вопрос 3,4 устно).

В развитии любого древнего общества наступает время, когда оно не может двигаться вперёд, разви-ваться, если ему неизвестна письменность. Она была необходима для управления государством и его хо-зяйством, укрепления отношений между государства-ми, развития науки, составления законов и т. п. Все знания и опыт, приобретённые людьми, можно было передать потомкам только посредством письменнос-ти. Но создание системы письма — дело нелёгкое. Этот процесс происходил очень медленно.

Письменность — система графических знаков, употребляемых для передачи информации.

Сначала египтяне рисовали то, о чём хотели сказать. Такая форма письма называется рисуночная , или пик-тографическая. Рисунок мог изображать целое предло-жение, мысль, предмет, действие, животных, человека. Но при таком способе письма нужно было множество рисунков — для каждой мысли свой. К тому же рисунок можно было не совсем точно понять при чтении. Со вре-менем для упрощения каждый рисунок стал обозначать лишь одно слово. Теперь число знаков было равно коли-честву слов. Их насчитывалось несколько сотен. Каж-дый знак египетской письменности назывался иерогли-фом, что означало «священные письмена». При этом каждый рисунок изображал предмет или действие с по-мощью предмета. Так, слово «идти» обозначалось двумя ногами, которые шагают. Слово «вода» изображалось двумя волнистыми чёрточками, одна над другой. Позже, когда египтяне стали писать быстрее, знаки упрощались. Такой вид письма называется скорописным, или демотическим.

Пиктография — с латин. «пиктус» — рисунок и греч. «графо» — пишу.

Пиктографическое письмо — рисуночное письмо.

Иероглиф — с греч. «иерос» — священный и «глифо» — вырезаю. Материал с сайта

Писали на любом материале, который сохранял рисунки или вырезанные зна-ки. Египтяне писали на камне, на глиняных черепках, дереве, коже. Со временем стали писать на папирусе — материале, изготавливаемом из нильского трост-ника. Стебли папируса разрезали на длинные продольные полосы, складывали в несколько слоёв, прессовали и высушивали. После этого папирус скручивали в свитки, длина которых иногда достигала нескольких десятков метров. На па-пирусе писали красной и чёрной красками специальной заостренной тростнико-вой палочкой. Папирус можно было использовать несколько раз, смывая водой предыдущий текст. Со временем он становился хрупким и ломким Долгое вре-мя он был лучшим для письма, пока не изобрели бумагу.

Египетские иероглифы сохранились на стенах пирамид, погребальных камер, храмов. Прошло время, и древнеегипетское письмо было забыто, тексты никто не мог прочитать. И только в XIX ст. французский языковед и историк Жан Франсуа Шампольон сумел разгадать тайну древнеегипетских иероглифов.

Конспект урока по истории Древнего мира "Письменность и знания древних египтян"

Цель урока:

Познакомить учащихся с древнеегипетской письменностью и научными знаниями.

Формировать понятийный аппарат учащихся по теме;

Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, анализировать текст и выделять главное

Формировать познавательный интерес учащихся через использование творческих заданий.

Воспитывать уважение к чужой культуре.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Самостоятельное повторение.

Ребята.давайте вспомним,что означает слово "цивилизация"

Какую цивилизацию мы сейчас проходим?

Что мы с вами узнали?

Что хотим узнать?

2. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа с картой « Древний Египет ».Нанесите все географические названия, которые вы знаете.

2. Работа с терминами: расшифруйте анограммы

Цивилизация- вилицизация

Государство- даргосуство

Фараон- онрафа

Вельможи- мовельжи

Жрецы- ержцы

Писцы- сипцы

Рабы-бары

Налоги- логина

Религия- лигирея

Храм-марх

3.Что это за божество:

1. Бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями (Гор)

2. Бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба (Сет)

3. Бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила (Себек)

4. Бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут (Геб)

5. Бог - покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов. Его изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки (Анубис)

6. Богиня – покровительница женщин и их красоты (Бастет)

7. Бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Его священным животным был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса (Тот)

4. Давно исчезли многие древние государства востока, засыпаны пеплом времени, на поверхности только небольшие фрагменты. Пирамиды, фрески, обелиски, заметьте,все они щедро исписаны. Что нам напоминает эта письменность – иероглифы. Где –то 3000 лет до нашей эры появилась письменность у египтян. В переводе с греческого – священные письмена, а сами египтяне называли свою письменность – божественная речь . Как вы думаете, почему? Они были уверены, что письменность даровал им бог мудрости –тот. Но прошли тысячелетия и письменность подзабыли и мы встали перед выбором – как же узнать, что хотели донести до нас египтяне? Ценой упорных трудов, ученые разгадали письмена многих древних восточных народов, но египетскую письменность долго не могли расшифровать. Но вот однажды… офицером армии наполеона в 1799 году в Египте была найдена плита – выбитый на ней текст был на двух языках: древнеегипетские иероглифы и древнегреческом языке. Камень был найден в местечке – розетт, поэтому получил название розетский камень. Наполеон понял всю важность находки и отправил камень в музей Каира, но французы потерпели поражение в Египте от англичан и отступая им, конечно же, было не до исторических находок. Древнегреческий язык был хорошо известен лингвистам, поэтому этот текст на древнегреческом достаточно быстро перевели, а сопоставление текстов, позволило французскому ученому Жану Шампольону расшифровать и древнеегипетские записи . Давайте же прочитаем в учебнике о расшифровке…

Язык древнего Египта достаточно сложен, поэтому далеко не все египтяне владели письмом. Это была прерогатива богатых и знатных людей,в первую очередь писцов, так ка они ведали всеми делами в стране. На подготовку лучших писцов тратились годы. Ведь в древне египетском письме более 700 знаков. Давай те посмотрим поучение писца – ученикам.

Иероглифы могли читаться как с права налево. так и слева на право. Буквы писались таким образом.что бы быть расположенными лицом к человеку. Многие слова имели 2 и более значения. На чем же писали египтяне – папирус, давайте прочитаем, что представляет собой папирус.

Давайте с вами попробуем написать свои имена на древнеегипетском, с помощью иероглифов. .

В место гласных используйте схожие звуки…24 согласных в конце мужского имени рисуйте мужскую фигуру, в конце женского – женщину. Давайте посмотрим. У кого, что получилось. Выход к доске.

Физминутка…Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника

земляника голубика

Что бы ягоду сорвать

надо глубже приседать(приседания)

нагулялся в лесу

корзинку с ягодами несу(хотьба на месте)

,

Отдохнули,молодцы. Потребности в развитии знаний, развитии жизни и хозяйства, поэтому в школах обучались не только письму, но и математике, астрономии, медицине.

На земле существуют два государства, где письменность появилась раньше, чем в других странах. Одна- Двуречье, другая –Египет.

Письменность возникла более 5тыс. лет назад. Подумайте, приблизительно в каком году? Знаний у египтян накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти. Это привело к изобретению письма. Первыми знаками для письма были иероглифы(слайд + раздаточный материал). Ребята рассматривают иероглифы. Вопрос к классу:

Как вы думаете, легко ли было овладеть иероглифами?

Всего было более 750 иероглифов. И расшифровали их только в XIX веке в 1822г. Имя человека,кому принадлежит эта заслуга, Шампольон. И прежде, чем мы с вами прочитаем документ о дешифровки иероглифов, ответьте на вопросы:

Почему так важно было расшифровать иероглифы?

Что дают нам письменные источники?

Разве возможно было бы узнать о жизни египтян только по рисункам?

Работа с документом на с.62 учебника. Как удалось расшифровать иероглифы?

Работа с раздаточным материалом. На каждой парте - листы с изображением иероглифов.

Один иероглиф мог обозначать один звук, другие - сочетание звуков, третьи – слово. Гласные не писались (ребята изучают раздаточный материал). Египтяне придумали определители, они не читались, а только подсказывали о чём шла речь.

Попробуем побывать с вами в роли учёных. Ребятам предлагается расшифровать предложения,отмеченные галочкой, используя листок-подсказку.

Проверка задания.

Цифры в Древнем Египте. Слайд. Производить математические действия было очень сложно(предлагается попробовать это сделать дома).

Вывод: учиться в Египте было очень трудно. Умеющий читать и писать считался настоящим мудрецом.

Материал для письма - папирус. Демонстрация слайдов о производстве материала для письма.

Обучение в школах. Учащиеся самостоятельно знакомятся с п.3.с.61 учебника. Вопросы:

Чему обучали в школах?

Кто обучался?

Как поддерживалась дисциплина?

Благодаря расшифровке иероглифов мы узнали о научных знаниях в Древнем Египте.

Какие науки были развиты?

Делается вывод о высоком развитии науки. Что нового вы узнали сегодня

А в завершении нашего урока вам нужно решить кроссворд.(Рабочая тетрадь.№1.стр 34)

Домашнее задание: П.12(вопрос 3,4 устно).

Проверка индивидуального задания. Зачем в гробницу поместили мебель, вазы, оружие?

Наше путешествие в Древний Египет подходит к концу, сегодня у нас последняя тема: Письменность и знания древних египтян. На следующем уроке мы с вами проведем игру-викторину. Вам нужно разделиться на 3 команды, выбрать капитана, придумать название и нарисовать эмблему. Ну и, конечно, повторить всю тему «Древний Египет».

План:

    Письменность древних египтян

    Египетские папирусы

    Школа и научные знания

1 . Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из них – Двуречье – с ней мы познакомимся позже, а другая – это Египет. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад .

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами . Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов.

Давайте прочитаем о древнеегипетских иероглифах (с. 61 «Когда-то египтяне…..») «идем» и «Дима» - на доске.

Теперь вы понимаете, что в Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно: чтобы выучить 700 иероглифов, были нужны долгие годы; было необходимо не только выучить их, но еще и правильно ими пользоваться – любой иероглиф мог обозначать либо слово, либо согласный звук. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой, обозначал в одном случае слово колодец , в другом – сочетание двух согласных хм , а в третьем – вообще не читался, а лишь подсказывал, что речь идет о прудах и болотах.

Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном. Французские солдаты нашли огромную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском (с. 63). Плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме.

Знавший греческий язык Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л – и иероглифы в друг рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

2 . Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма. Вспомните, мы уже говорили об этом. Папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки ). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Посмотрите на статую писца (с. 62). Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. На с. 64 вы можете увидеть письменные принадлежности. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

3 . Школа и научные знания. Многие науки впервые зародились в Египте и в других странах древнего Востока. По мере развития хозяйства появилась потребность в научных знаниях. Например, фараон повелел выстроить для себя дворец. Строители собрались на совет, чтобы высчитать, сколько понадобится кирпичей для дворца его величества; сколько крестьян и рабов надо согнать на строительство: тысячу человек или десять тысяч; сколько дней будет продолжаться строительство. Какая наука для этого нужна? Математика. Система счета и записи чисел была сложной и громоздкой (рис. на с. 64), особенно трудно было умножать и делить. Несмотря на это, египтяне знали все четыре действия арифметики.

Астрономия - древнейшая наряду с математикой наука; она изучает планеты и звезды. Наблюдая за ночным небом, египтяне заметили, что каждый раз перед началом разлива в предутренние часы ярко сияет звезда Сириус. Египетские астрономы высчитали, сколько дней проходит между двумя разливами Нила - двумя появлениями Сириуса на небе. Первыми в истории египтяне определили, что в году 365 дней; они разделили год на 12 месяцев. Многолетние наблюдения за звездами помогли египтянам хорошо ориентироваться по странам света. Египетские пирамиды, например, ориентированы с очень большой точностью, между тем компаса в те времена не было.

Еще в глубокой древности в Египте получила развитие медицина. Как ни странно, способствовал этому религиозный обычай. Вспомните, как и для чего из тела умершего делали мумию. Предположите, как этот обычай влиял на развитие медицины. (При вскрытии мертвого тела египтяне знакомились с внутренними органами: сердцем, печенью, почками, легкими. Они наблюдали за изменениями, происшедшими во внутренних органах под влиянием различных болезней. Обычай делать мумии способствовал развитию медицины.)

В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Теперь давайте прочитаем «Поучение писцов ученикам» (с. 62). Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Чем была привлекательна для египтян должность писца?

Д.з. Повторить тему «Древний Египет».

Раздел: Древний восток

Глава 4. Древний Египет

Параграф 12. Письменность и знания древних египтян

План:

    Загадочные письмена.

    Египетские папирусы.

    Школа готовила писцов и жрецов.

1. Загадочные письмена . В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в остальных странах мира, более 5000 лет назад. Как вы думаете, с чем это связано? ( примерные ответы детей:- знаний накопилось много, их нужно было передавать из поколения в поколение; для передачи информации)

Проводя раскопки, археологи обнаруживали, что стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян ещё в древности называли иероглифами – «священными письменами». Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном.

В 1799 г. французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около г. Розетты нашли огромную чёрную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Знавший греческий язык французский учёный Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л – и иероглифы в друг рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом.

Текст архивариусу для сообщения

Шампольон Жан Франсуа жил в грозное, наполненное грозными событиями время: Великая Французская революция, казнь короля, интриги, заговоры, казни.
Когда другие дети с его улицы играли в войну и революцию, он сидел над книгами. С утра до ночи он торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала древняя история. Библия была самой достоверной книгой по этому вопросу и он принялся изучать древнееврейский, чтобы читать её в подлиннике.
Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с тех пор, как жили последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие этой письменностью.
– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов выполнил обещание.
Но прежде чем браться за это он окончил лицей в Гренобле, затем поступил в школу восточных языков в Париже, посещал лекции в Университете, работал с книгами Национальной библиотеки.
Выучил арабский, персидский, халдейский, и ещё несколько других древних языков. Одолел китайскую письменность… Составил словарь и грамматику полузабытого коптского языка, на котором говорили первые египетские христиане. В этом языке, как оказалось, сохранились корни древнеегипетских слов… Накопленные знания помогли ему понять, что: В египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть справа – налево, а если надо, то и один под другим…очень многие иероглифы в различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его часть-слог, и даже один только звук-букву…царские имена, в знак особого уважения, обводились овальной рамкой (показывает изображение и объясняет) :
В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя царицы – «КЛЕОПАТРА» (так получилось у Шампольона в сравнении с греческим текстом).

Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме. Древнеегипетское письмо было очень сложным. Иероглифов насчитывалось около 750.

Иероглифы – древние знаки египетского письма. Сложностью древнеегипетского письма было то, что одни знаки означали отдельное слово, другие – один или сочетание нескольких согласных звуков.

Вначале древние египтяне использовали простую форму рисуночного или, как его называют, пиктографического письма, аналогичную тем, какими пользовались все первобытные народы мира. Иероглифы были просто рисунками, каждый из которых был реальный физический объект. Солнце изображалось в виде диска, луна – в виде полумесяца, вода – волнистой линией, человек – фигуркой и т.д. (Рисунок иероглифа см. в учебнике) . Иероглифическое письмо совершенствовалось. Знаки могли обозначать слова и даже явления и понятия, позже – звуки.

Египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали иероглифом обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» обозначал не только слово «хлеб», но и употреблялся для передачи звука «т», потому что по-египетски «хлеб» - «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по-египетски «мер», могли записывать сочетание двух согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Если бы мы с вами так писали – без гласных, то значок «дом» мог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных: «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идём», «едим» или как имя мальчика Димы. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок-определитель, который не читается, а только подсказывает, о чём идёт речь. Таким способом мы бы записали слово «идём», используя иероглифы «дом» и «идти», а Дима – иначе: иероглифами «дом» и «человек».

В то далёкое время очень трудно было выучить такое письмо. Грамотный человек, умеющий читать и писать, казался древним египтянам настоящим мудрецом.

2. Египетские папирусы. Материал, который использовали египтяне для письма, называется папирусом. Изготавливали его следующим образом.

Египтяне выбирали растения-тростник с длинным стволом, удаляя твёрдую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперёк первого слоя. Получалась кладка из двух слоёв. Её помещали под тяжесть (камень): из растения выделялась клеящаяся жидкость, прочно скреплявшая между собой все полоски. Поверхность листа покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы чернила не растекались на нём. Затем лист просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался желтоватый писчий материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки – свитки.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась всё длиннее и длиннее. В наше время в одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

Во многи х языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - "папир” (papier), по-английски – "пэйпе” (paper), по-французски – "папьё” (papier), по-испански – "папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? Папирус – материал, использовавшийся египтянами для письма.

3. Школа готовила писцов и жрецов. В Древнем Египте существовали школы для обучения мальчиков. С появлением научных знаний и письменности государству нужны были грамотные люди. Поэтому фараоны отдавали распоряжения об учреждении всё новых школ. Главной целью обучения было: подготовить чиновников, владевших письмом и математическими расчётами. Обучение было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне. Срок обучения был длительным (с 5 до 17 лет). В школах в основном учили письму и счёту. Из-за дороговизны папируса на нём писали лишь старшие ученики, младшие для письма использовали глиняные черепки.

Действительно, дети не всех египтян ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Родители учеников обычно были людьми состоятельными и знавшими грамоту.
Школы в Древнем Египте находились при храмах, а учителями там были жрецы-служители богов.
На столах, за которыми сидели ученики, находились фигурки бога солнца РА. Прежде, чем начать учебные занятия, выражали ему своё почтение, ведь все египтяне поклонялись богу РА, будь то дети или взрослые, простые земледельцы или вельможи, фараон или его слуги.

В старших классах ученикам доверяли папирус. На нём писали острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Рядом в пенале находилась красная краска, которой выделяли начало новой мысли. Отсюда и выражение - «красная строка»

Какой способ записи чисел удобнее: древнеегипетский или тот, которым мы пользуемся? Чем такой способ удобнее?

Написание больших чисел занимало в Египте много места, было даже число миллион , обозначавшееся фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления ; система счета была сложной, особенно трудно было умножать и делить. Несмотря на это, египтяне знали все четыре арифметических действия, ухитрялись решать сложные задачи. Очень характерны для форм египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были: палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик установил определённые взаимоотношения.

Порядки в египетских школах были очень строгими. За лень и непослушание учащихся секли.

После того как ученики овладевали грамотой и счётом, они приступали к изучению истории, географии, математики, астрономии, строительного дела и медицины. После окончания обучения сдавали экзамены. Лишь тот, кто их выдерживал, мог продолжить образование дальше. Но теперь ученик мог избрать по своему желанию один или два самых любимых предмета, которые хотел бы сделать своей будущей профессией. Большинство юношей по окончании школы становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых и хорошо оплачиваемых профессий в Древнем Египте.

Занимались египтяне и астрономией, определяя движение небесных светил.

Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь и предсказывали, в какой день начнётся разлив Нила, - ведь это было очень важно. Астрономические знания дали египтянам возможность установить особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т. е. одному году».

Для измерения времени они употребляли водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и «времени утекло».

Не просто за звёздами наблюдали жрецы – они как бы проникали в тайну движения самих небесных богов. В Египте зародилась и наука об изучении Земли - география. Но сведения древних египтян о Земле были ещё очень неточными. Они, например, представляли её себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями - горами, который был окружён бесконечным океаном.

Древние египтяне обладали большими познаниями в медицине. Они умели определять заболевание по пульсу и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготавливали сложные лекарства, составленные из трав и целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.

Однако чтобы тайны не узнали простые люд, многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов.

Вопросы и ответы:

1). Само слово «иероглиф» означает – «священное письмо». Как вы думаете, почему? ( раз ими расписывались священные храмы, гробницы, значит, их выполняли жрецы).

2). В чем особенность египетского письма. Почему умеющий читать в Египте казался настоящим мудрецом? (гласные при письме не обозначались, существовали знаки – определители; трудно было выучить такое письмо)

3). В Египте было много школ. «Ухо мальчика на его спине, и он слушает лучше, когда его бьют» - любили повторять учителя.

Вопрос: Подумайте, почему никто не говорил: «Ухо девочки на ее спине?» (школа писцов готовила чиновников фараона, поэтому девочек в школе не учили, лишь не многие египтянки владели грамотой).

4). Подумайте, почему с развитием хозяйства в Египте, появилась потребность в научных знаниях? Как вы думаете, какие науки должны были развиваться в Египте? (приходилось много считать – сбор налогов, строительство пирамид и храмов, в ремесле – математика)

5). - Кого готовила школа? (Писцов и жрецов)
-Где находились школы и кто был учителями в них? (При храмах, жрецы)
-Чему учили в школах? (Читать и считать)
- Где необходимы были математические знания? (При строительных работах, сборе налогов, в ремесле)


6) . Какие виды часов вам известны? (Песочные, водяные, солнечные, механические, электронные).

7). В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями. Они заказывали для своих гробниц статуи, изображающие их в позе писца. Как вы думаете, зачем они это делали? (Знатные вельможи и даже сыновья фараона гордились своей образованностью. Они хотели, чтобы все знали, что они умеют писать.)

8). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы).

    Представьте, что идет строительство пирамиды . Какие расчеты были нужны при ее постройке? (Число каменных плит, число рабов, число лет, в течение которых пирамида будет построена). Кто вел эти подсчеты? (Вельможи, которые руководили работами).

    Какие подсчеты вели египетские военачальники, когда войско выступало в подход? (Количество воинов, оружия, количество дней для военных походов, запас еды, воды)

    Какие расчеты приходилось вести земледельцам? (Сколько зерна необходимо сдать в виде налога, сколько оставить на семена, на еду, на корм быкам).

Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать, развивалась письменность.