Как все это случилось: Мексиканский залив. История платформы Deepwater Horizon

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Как случился и как ликвидировали разлив нефти в Мексиканском заливе?

В 2010-ом году, 22 апреля, в акватории Мексиканского залива затонула принадлежавшая компании British Petroleum (BP) буровая платформа под названием Deepwater Horizon, с помощью которой ВР занималась добычей нефти на морском шельфе. Результатом этой катастрофы стала гибель одиннадцати человек и разлив нефти в Мексиканском заливе в количестве нескольких сотен тысяч тонн.

Компания понесла громадные убытки, что вынудило её начать продажу части своих активов во многих странах мира. Всего в результате этой чудовищной аварии в море, по оценкам специалистов, попало почти пять миллионов баррелей нефти-сырца.

Платформу Deepwater Horizon, предназначенную для сверхглубокого бурения, по заказу R&B Falcon Transocean Ltd. построила южнокорейская судостроительная компания Hundai Industries. На воду это крупное плавучее сооружение спустили в 2001-ом году, а спустя некоторое время её взял в аренду британский нефтегазовый концерн British Petroleum (BP). В дальнейшем срок аренды несколько раз продлевался, и последний подписанный договор давал возможность ВР эксплуатировать Deepwater Horizon до начала 2013-го года.

В феврале 2010-го британская компания начала разработку глубоководного месторождения под названием Макондо, расположенного на шельфе Мексиканского залива. Глубина пробуренной скважины составила полтора километра.

Краткое описание произошедшей аварии

Описанная выше платформа находилась в восьмидесяти километрах от побережья штата Луизиана (Соединенные Штаты Америки). 20 апреля 2010-го года на Deepwater Horizon начался пожар, который впоследствии спровоцировал её взрыв.

Платформа горела больше тридцати пяти часов. Тушением пожара занималась прибывшая на место аварии целая флотилия судов пожарного назначения, но безуспешно. Платформа скрылась в водах Мексиканского залива 22-го апреля.

В результате этой катастрофы одиннадцать человек пропали без вести (многие считают их погибшими, поскольку их тела искали вплоть до 24-го апреля, но они так и не были найдены). С горящей платформы удалось эвакуировать 115 человек обслуживающего персонала, семнадцать из них имели ранения различной степени тяжести. По прошествии некоторого времени, мировые информационные агентства сообщили, что в процессе ликвидации последствий этой грандиозной катастрофы умерло ещё два человека.

Работы по ликвидации последствий аварии на платформе Deepwater Horizon

Ликвидация последствий этой экологической катастрофы началась 20-го апреля и продолжалась вплоть до 19 сентября 2010-го года. По сведениям, полученным от одних специалистов, за этот период времени в море каждые сутки изливалось около пяти тысяч баррелей сырой нефти. Другие компетентные источники утверждали, что ежесуточный объем попадавшей в море нефти составлял до 100 тысяч баррелей.

Тушение пожара на нефтяной платформы Deepwater Horizon

Именно на этой цифре настаивал в мае 2010-го года министр внутренних дел Соединенных Штатов Америки.

Последствия аварии были ужасающими. В конце апреля нефтяное пятно добралось до устья американской реки Миссисипи, а в июле этого же года сырую нефть обнаружили на пляжах штата Техас. Подводный нефтяной шлейф опустился на глубину более километра и растянулся в длину на тридцать пять километров.

За 152 дня, пока велись ликвидационные работы, в Мексиканский залив через повреждённый ствол скважины попало почти пять миллионов баррелей черного золота, а общая площадь пятна загрязнения достигла семидесяти пяти тысяч квадратных километров.

После затопления платформы Deepwater Horizon сразу начались попытки герметизации нефтяной скважины, чтобы прекратить попадание нефти в водную среду и приступить к локализации и устранению уже попавшего в море сырья. Почти сразу после катастрофы на поврежденную трубную колонну специалистами были установлены заглушки.

Затем начались работы по монтажу и последующей установке стального купола, задачей которого было накрыть затонувшую платформу с целью предотвращения дальнейших нефтяных разливов. Однако с первой попытки установить купол не удалось. 13 мая было принято решение уменьшить его диаметр и повторить попытку.

Полностью нефтяную утечку удалось ликвидировать лишь четвертого августа, когда в поврежденную скважину удалось закачать буровую жидкость с цементом. Чтобы добиться полной герметичности скважины, ликвидаторы аварии были вынуждены пробурить еще две дополнительные скважины разгрузочного назначения, которые впоследствии также зацементировали. О том, что герметизация скважины полностью завершена, официально объявили 19-го сентября 2010-го года.

В ликвидации последствий катастрофы принимали участие многочисленные суда разного назначения – спасательные катера, баржи. Буксиры и даже принадлежащие ВР подводные лодки. На помощь им Соединенные Штаты выделили корабли и самолёты своих ВМФ и ВВС, а также множество единиц специальной военной техники. Что касается человеческого ресурса, то в этой грандиозной по своим масштабам работе принимали участие более тысячи человек, к которым в помощь было придано почти шесть тысяч военнослужащих американской Национальной гвардии.

Чтобы максимально ограничить площадь нефтяного загрязнения, были применены распыляемые диспергенты (активные вещества, способствующие осаждению нефтяных пятен). Помимо этого, были установлены многокилометровые боновые заграждения, которые локализовали зону аварийного разлива.

Нефть собирали механическим способом, причем как с применением специальных кораблей-нефтесборщиков, так и вручную – с помощью многочисленных добровольце, помогавших очищать загрязненное побережье. Помимо этого, был применен и термический способ ликвидации загрязнения, заключающийся в контролируемом выжигании нефти с водной поверхности.

Проведенное службой собственной безопасности ВР внутреннее расследование пришло к выводу, что причинами этой чудовищной аварии были погрешности конструкции платформы, ряд технических неисправностей и ошибки, допущенные рабочим персоналом.

Подготовленный отчёт подробно сообщал, что сотрудники, обслуживавшие плавучую буровую, при проверке герметичности пробуренной скважине неправильно истолковали показания приборов, измерявших давление.

Результатом этой ошибки стало заполнение потоком поднявшихся из забоя углеводородов системы вентиляции буровой платформы, и начался пожар. После произошедшего взрыва, из-за технических недостатков конструкции платформы, не случилось срабатывания противосбросового предохранителя, задачей которого было в автоматическом режиме дать сигнал на закупоривание ствола скважины.

В свою очередь, расследованием занималось и Бюро по управлению, охране и регулированию ресурсов океана, а также Береговая охрана Соединенных Штатов Америки. Результатом этого расследования стал опубликованный в середине сентября 2010-го года доклад. В нём были изложены тридцать пять причин, которые привели к катастрофе, причем в двадцати одной из них всю ответственность возложили на компанию BP.

Если говорить более детально, то, к примеру, основной причиной аварии в этом докладе назвали пренебрежительное отношение к нормам промышленной безопасности с целью экономии средств, затрачиваемых на разработку месторождения. Помимо этого, персонал буровой не имел исчерпывающей и полной информации о работах на скважине, и эта их неосведомлённость, наложившись на совершенные ошибки, привела к катастрофическим последствиям.

Среди прочих причин аварии в докладе назвали неудачную конструкцию самой скважины, в которой не было предусмотрено достаточное количество барьеров, препятствующих подъему со дна нефти и газа, недостаточное цементирование обсадных укрепляющих колонн, а также внесенные в проект разработки скважины в самый последний момент изменения.

Частично вина была возложена на собственников Deepwater Horizon, компанию Transocean Ltd и на компанию Halliburton, которая выступала подрядной организации при подводном цементированим этой скважины.

Судебное разбирательство и назначенные компенсации

Судебный процесс, рассматривавший дело о разливе нефти в Мексиканском разливе, ответчиком на котором выступала британская корпорация BP, был начат 25-го февраля 2013-го года. Местом его проведения был выбран Новый Орлеан (США). Помимо исков, выставленных федеральными властями страны, британской компании также вчинили отдельные иски пострадавшие от последствий катастрофы американские штаты и муниципалитеты.

Результатом рассмотрения Федеральным судом в американском Нью-Орлеане стало утверждение размера штрафа, который ВР должна выплатить истцам, пострадавшим от последствий нефтяного разлива в Мексиканском заливе 2010-го года.

Общая сумма штрафа составила четыре миллиарда пятьсот миллионов долларов США. BP был дан срок на выплату этой суммы – пять лет.

Около двух миллиардов четырехсот миллионов долларов должны быть переведены на счета Национального фонда дикой природы и рыбных ресурсов США, 350 миллионов долларов – на счета американской Национальной академии наук. Помимо этого, 525 миллионов должно быть выплачено в течение трех лет в качестве компенсации по искам, выдвинутым в адрес ВР Комиссией по биржам и ценным бумагам Соединенных Штатов Америки.

ВР подала несколько апелляций, но Апелляционный суд США 25-го декабря 2013-го года вынес постановление, что британская корпорация должна продолжать назначенные Федеральным судом выплаты, несмотря на то, что в деле есть факты недоказанности наличия убытков у некоторых истцов, причиненные разливом нефти в Мексиканском заливе. С самого начала свою вину в произошедшей аварии в BP признавали лишь частично, часть ответственности возлагая на владельца платформы Deepwater Horizon компанию Transocean и подрядную организацию Halliburton.

В свою очередь, компания Transocean Ltd в конце 2012-го года дала свое согласие на выплату американским властям суммы в один миллиард четыреста миллионов долларов, но никакой своей ответственности за произошедшее в Мексиканском заливе в 2010-ом не признает, настаивая на полной виновности в этой катастрофе британской BP.

В результате этой аварии одна треть акватории Мексиканского залива была закрыта для рыбного промысла с полным запретом на ловлю рыбы в этом районе.

Длина побережья от Луизианы до Флориды, загрязненного в результате аварийного нефтяного разлива, составила одну тысячу сто миль. Погибло множество морских обитателей и птиц. На берегу было обнаружено почти шесть сотен мертвых морских черепах, более ста дельфинов, больше шести тысяч различных морских птиц, а также большое количество погибших млекопитающих других видов.

Результатом это нефтяного разлива в течение нескольких лет, прошедших со дня аварии, стало увеличение смертности среди таких морских обитателей, как дельфины и киты. По предварительным оценкам специалистов – экологов, смертность, к примеру, дельфинов – афалин возросла в пятьдесят раз.

Колоссальный урон был нанесен расположенным в акватории этого залива тропическим коралловым рифам.

Более того, разлившаяся в результате катастрофы нефть просочилась даже в воды и болота находящих на побережье заповедников, которые играют очень значимую роль в поддержании нормальной естественной жизни местной животной фауны и прилетающих сюда на зиму перелётных птиц. Проведенные в последнее время экологические исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время акватория Мексиканского залива практически полностью справилась с причиненным в 2010-ом году ущербом.

Океанологи США, тщательно следившие все это время за ростом образующих тропические рифы кораллов, которые в загрязненной нефтью воде жить попросту не могут, пришли к выводу, что размножение этих морских живых организмов возобновилось, и рост вернулся на прежний уровень. Что касается биологов, то ими было отмечено небольшое увеличение значения средней температуры воды в этой морской акватории.

Некоторые ученые высказывали серьезные опасения, касающиеся влияния этой нефтяной катастрофы на важнейшее для образования климата Земли течение Гольфстрим.

Даже высказывались предположения, что температура Гольфстрима понизилась на десять градусов, что привело к его разделению на отдельные подводные течения. Стоит отметить, что с тех пор, как произошел этот грандиозный аварийный нефтяной разлив, кое-какие погодные аномалии были отмечены синоптиками (взять хотя бы аномальные зимние морозы в европейских странах).

Однако, на сегодняшний момент мировая наука так и не пришла к единому мнению по вопросу того, явилась эта экологическая катастрофа первопричиной описанных климатических изменений или нет. Нет согласия в научной среде и по поводу влияния этой аварии на Гольфстрим. В любом случае, катастрофы такого масштаба бесследно не проходят, и повторения таких инцидентов глобального масштаба следует ни в коем случае не допускать.

Нефть - жидкое сырье, продукты которого повсеместно используются в мире в качестве топлива, смазок, масел и т.д. Переоценить значение «черного золота» достаточно сложно. Ежедневно с помощью трубопроводов, вагонов и танкеров миллионы баррелей нефти отправляются из нефтедобывающих стран к конечным потребителям. К сожалению, этому сопутствуют аварии, которые случаются из-за износа оборудования, человеческого фактор или стечения неблагоприятных обстоятельств. года - крупнейшая катастрофа, которая нанесла значительный ущерб экологии региона.

Катастрофа в мексиканском заливе

22 апреля 2010 года считается черным днем для североамериканских экологов. В этот день потерпела крушение нефтяная платформа у побережья США. Причиной затопления стал взрыв газа и последовавший за ним пожар. В результате аварии 24 пропал без вести и не был найден до сих пор. 117 других сотрудников успешно эвакуировались, часть из них имела ранения средней тяжести. 36 часов спасатели потратили на то, чтобы потушить возникший пожар, однако все мероприятия не возымели действия. Платформа была затоплена.

Взрыв также повредил промысловый трубопровод, по которому нефть поступала от морского дна к платформе. Из-за повреждения произошел крупнейший за всю историю США разлив нефти. Утечка нефти была обнаружена лишь 24 апреля. С этого момента компания Вritish Petroleum при поддержке федеральных служб США начали осуществлять работы по ликвидации разлива сырья.

Разлив нефти в мексиканском заливе 2010

Разлив нефти в мексиканском заливе 2010

Из-за катастрофы в воды Мексиканского залива попало около 5 миллионов баррелей нефти. Каждый день в воду поступало несколько десятков тысяч баррелей сырья (что равноценно шести миллионом литров). С первых же дней после обнаружения утечки были предприняты меры по ее ликвидации. Однако успеха они не имели. Работы проводились 86 дней, и лишь 3 июня был достигнут благоприятный результат. С помощью специальной робототехники, способной работать на глубине, удалось удалить буровую трубу. При этом на ее месте был размещен специальный защитный экран. Оставшиеся потоки нефти были направлены в специально отведенные резервуары.

Несмотря на это, огромное количество нефти уже успело попасть в воды. Из-за действия ветра и течений нефтяное пятно расширилось на значительную акваторию. В начале августа утечка была устранена полностью. Скважина была зацементирована. Дополнительно была создана специальная разгрузочная скважина, которая позволила уменьшить давление жидкости. Обе скважины соединились на глубине в пять с половиной километров.

Последствия

Авария нанесла колоссальный урон для экологии региона. Более двух тысяч километров североамериканского побережья были загрязнены нефтью. Учеными была отмечена гибель всех беспозвоночных животных, находящихся в радиусе утечки. В несколько раз выросла смертность дельфинов и китообразных. При этом экологи заявляют, что реальные цифры гораздо страшнее тех, что были приведены в официальных отчетах. Из-за аварии в акватории была полностью запрещена рыбная ловля.

Для ликвидации нефтяного пятна активно применялась технология контролируемого сжигания. Побережье и дно очищались с помощью механических методов очистки. Уникальная природа региона, сочетание микроорганизмов, рельефа и благоприятного режима морских течений сыграли на руку спасателям. Несмотря на то, что полностью акватория была очищена лишь спустя полтора года, отсроченные негативные последствия катастрофы проявляются и по сей день.

20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon прогремел взрыв, в результате чего погибли 11 рабочих, сама вышка рухнула, а в океан вылились тонны неочищенной нефти. В Мексиканский залив попало около 5 миллионов баррелей нефти, загрязняя берега, громя экономики городов и уничтожая окружающую среду.
Изучение катастрофы до сих пор продолжается, рассматриваются проблемы эффективности дисперсантов и влияния долгосрочных последствий на здоровье людей и животных.
Последовавший после аварии разлив нефти стал самым большим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку.
В этом посте мы посмотрим на то, что было до и спустя один год после этой катастрофы.

Пожарные суда борются с огнем на вышке Deepwater Horizon у берегов Луизианы 21 апреля 2010 года. (Reuters/U.S. Coast Guard)


Горящая вышка Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, в 80 км к юго-востоку от Венеции, штат Луизиана, 20 апреля. (AP Photo/Gerald Herbert)

Судно собирает нефть после взрыва на вышке Deepwater Horizon 28 апреля 2010 года. (Chris Graythen/Getty Images)

Распыляющий дисперсант самолет над водами Мексиканского залива у берегов Луизианы. (AP Photo/Patrick Semansky, File)

Стая дельфинов в нефтяной воде залива Шанделе. (AP Photo/Alex Brandon)

Столб дыма от сжигаемой нефти у берегов Луизианы 9 июня 2010 года. (Reuters/Petty Officer First Class John Masson/U.S. Coast Guard)

Неочищенная нефть на берегу Оранж-Бич в штате Алабама, 12 июня 2010 года. Большое количество нефти дошло до берегов Алабамы, оставив после себя лужи плотностью 13-15 см в некоторых местах. (AP Photo/Dave Martin)

Молодая цапля умирает в загрязненных нефтью зарослях после утечки нефти в заливе Баратария 23 мая 2010 года. (AP Photo/Gerald Herbert)

Эксперт Фонда защиты окружающей среды Анджелина Фриман берет образец нефти в заливе Баратария. (Reuters/Sean Gardner)

Фотограф Reuters Ли Селано в загрязненных нефтью зарослях недалеко от Пасс-а-Лутре, Луизиана, 20 мая 2010 года. (Reuters/Matthew Biggs)

Снимок катастрофы в Мексиканском заливе со спутника НАСА. (Reuters/National Oceanic and Atmospheric Administration)

Подводные кораллы на дне северной части Мексиканского залива, недалеко от места утечки нефти в сентябре 2010 года. Ученые проверяют, навредила ли катастрофа кораллам. (AP Photo/Discovre Team 2010)

Суда, помогающие бурить наклонную скважину, на закате 4 сентября 2010 года. (AP Photo/Patrick Semansky)

27-летняя Кортни Кемп оплакивает своего мужа Роя Уатта Кемпа, погибшего во время взрыва на вышке Deepwater Horizon, в Джонсвилле, штат Луизиана. (AP Photo/Gerald Herbert)

Капли дождя на нефтяной луже недалеко от места катастрофы. (AP Photo/Patrick Semansky)

Пострадавшую от утечки нефти северную олушу отмывают в центре спасения дикой природы в Форт-Джексоне 1 июля 2010 года. (Reuters/Sean Gardner)

Судно Q4000 тащит поврежденную взрывом противовыбросовую задвижку 4 сентября 2010 года. Задвижку, которую убрали с вышки и заменили на новую, отвезут на экспертизу. (Reuters/Petty Officer 1st Class Thomas Blue/U.S. Coast Guard)

Сотни кранов и судов в тихих водах порта Фуршон 3 декабря 2010 года в Голден-Мидоу, Луизиана. Кипящий жизнью порт застыл после запрета на бурение в Мексиканском заливе. (AP Photo/Kerry Maloney)

Здоровые розовые колпицы над островом Кат в заливе Баратария, недалеко от Миртл-Гров, 31 марта. (Reuters/Sean Gardner)

Эколог университета Тулэйн Джессика Хенкель устанавливает сеть для ловли прилетевших птиц на сбор анализов крови, фекалий и перьев, на пляже Фуршон 1 апреля. Это является частью исследовательского проекта о последствиях утечки нефти в Мексиканском заливе, которые могут сказаться на птицах, останавливающихся здесь во время миграции. «Легче заметить мертвого пеликана на пляже, чем последствия катастрофы, которые могут проявиться в будущем», - говорит Джессика. (AP Photo/Patrick Semansky)

Рабочие убирают нефть в национальном парке Пердидо-Ки в Пенсаколе, штат Флорида, 10 марта. Работы по очистке пляжей вдоль Мексиканского залива продолжаются до сих пор. (Eric Thayer/Getty Images)

Большая голубая цапля на заградительном барьере, используемом для защиты пляжа от утечки нефти с вышки Deepwater Horizon, 7 июня 2010 года в Пенсаколе, Флорида. (Joe Raedle/Getty Images)

Владелица компании по реализации морских продуктов Дарлин Кимболл приветствует клиентов в офисе компании в Пасс-Кристиане, штат Миссисипи, 29 марта. Кимболл, которой так и не возместили убытки, полученные после взрыва на Deepwater Horizon, боится даже подумать, куда местное правительство потратило фонды «BP». (AP Photo/Jason Bronis)

Дельфин по имени Луи в исследовательском центре дельфинов общается с ветеринаром Карой Филд 8 февраля в Марафоне, штат Флорида. Дельфина нашли 2 сентября 2010 года - его вымыло на пляж в Порт-Фуршоне в Луизиане, он полностью пропитался нефтью. С тех пор о нем заботятся в исследовательском и образовательном центре морских млекопитающих в Флорида-Кис. Луи прибыл в исследовательский центр после того, как его вернули к жизни в институте Нового Орлеана. (Joe Raedle/Getty Images)

Покрытая нефтью мертвая трава смешалась с вновь выросшей в заливе Баратария, недалеко от Миртл-Гров, штат Луизиана, 31 марта. (Reuters/Sean Gardner)

Мертвую морскую черепаху вымыло на берег в Пасс-Кристиане 16 апреля. Местный активист Ширли Тиллман только в апреле нашла 20 мертвых черепах в штате Миссисипи. (Mario Tama/Getty Images)

Закат над болотистыми местностями в заливе Баратария 13 апреля. Залив Баратария с его болотами больше всех пострадал в результате утечки нефти с Deepwater Horizon. (Mario Tama/Getty Images)

Ганс Холбрук в болотах с динамиками, из которых раздается птичье пение, на ежегодном рождественском пересчете птиц в Гранд-Айле, штат Луизиана, 22 декабря 2010 года. 60 тысяч любителей птиц со всего западного полушария стекаются сюда зимой, чтобы посчитать птиц на этих территориях и передать списки обществу Audubon. Эта традиция продолжается уже 110 лет. (AP Photo/Sean Gardner)

Гости наслаждаются морскими продуктами из Мексиканского залива во время мероприятия «Обед на песке: праздник залива» в Галф-Шорсе, штат Алабама, 17 апреля. Знаменитый шеф-повар Гай Фири накрыл стол на 500 персон в честь очистки пляжа после катастрофы год назад. (Michael Spooneybarger/ AP Images for Gulf Shores & Orange Beach Tourism)

Рабочий сканирует пляж на остатки нефти в Пенсаколе, штат Флорида, 10 марта. (Eric Thayer/Getty Images)

Секретарь общества охраны дикой природы и рыбной индустрии Луизианы Роберт Барэм с охапкой мертвой травы, покрытой нефтью, в заливе Джимми в Плакмайнс-Пэрише, штат Луизиана. (AP Photo/Gerald Herbert)

Исследователи института Одубон, Национального института океанографии и департамента Луизианы по делам дикой природы и рыбной индустрии выпускают спасенных от утечки нефти морских черепах обратно в Мексиканский залив в 72 км от побережья Луизианы 21 октября 2010 года. (AP Photo/Gerald Herbert)

Прайс Биллиот на месте для рыбалки в рыбацкой деревушке Пойнт-О-Шен в Луизиане 28 января 2011 года. Биллиот выживает отчасти благодаря 65 тысячам долларов, которые ему выплатила компания BP PLC в июне, возмещая убытки бизнеса. Еще до катастрофы в Мексиканском заливе американо-индийская деревня была на грани распада из-за социальных изменений и утраты прибрежных территорий. Теперь же индийцы, занимавшиеся рыбалкой всю жизнь, зависят от Кеннета Фейнберга - человека, раздающего чеки на миллиарды долларов за нанесение ущерба после катастрофы. (AP Photo/Patrick Semansky)

Солнце отражается от голубой воды на месте, где когда-то была вышка Deepwater Horizon, почти год спустя. Уродливые пятна прошлого лета превратились в угасающие воспоминания, как будто доказывая, что природе свойственно восстанавливаться. Однако это лишь блестящая поверхность, образ которой может быть обманчив. (AP Photo/Gerald Herbert)

В погоне за нефтью человек уходит в тундру, лезет в горы и покоряет морское дно. Но нефть не всегда сдается без боя, и стоит только человеку потерять бдительность, как «черное золото» превращается в настоящую черную погибель для всего живого. Так совсем недавно случилось в Мексиканском заливе, где суперсовременная нефтяная платформа DeepWater Horizon нанесла сокрушительный удар по природе и самолюбию человека.

Объект: нефтяная платформа DeepWater Horizon, 80 км от побережья штата Луизиана (США), Мексиканский залив.

Нефтяная платформа сверхглубоководного бурения была арендована компанией BP для разработки перспективного месторождения Макондо. Длина платформы достигала 112 м, ширина — 78 м., высота — 97,4 м, она на 23 метра уходила под воду и имела массу свыше 32 тысяч тонн.

Жертв: 13 человек, из них 11 погибли во время пожара, еще 2 — при ликвидации последствий. 17 человек получили травмы разной степени тяжести.

Источник: US Coast Guard

Причины катастрофы

У крупных катастроф нет одной-единственной причины, что подтвердил и взрыв нефтяной платформы DeepWater Horizon. Эта авария стала результатом целой цепочки нарушений и технических неисправностей. Специалисты говорят, что катастрофа на платформе должна была произойти, и это было лишь вопросом времени.

Интересно, что было проведено сразу несколько параллельных расследований причин катастрофы, которые привели к неодинаковым выводам. Так в докладе, сделанном BP, указывается всего 6 основных причин аварии, а главной причиной аварии назван человеческий фактор. А более авторитетный доклад, сделанный Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраной США, называет уже 35 основных причин, и в 21 из них вина полностью ложится на BP.

Так кто же виноват во взрыве DeepWater Horizon и последующей экологической катастрофе? Ответ прост — компания BP, которая гналась за прибылью, и в этой погоне пренебрегала элементарными правилами техники безопасности и технологиями глубоководного бурения. В частности, были нарушены технологии цементирования скважины, а специалисты, прибывшие сделать анализ цемента, просто были выдворены с буровой. Также были отключены важные системы контроля и безопасности, поэтому никто не знал, что же на самом деле происходит под океанским дном.

В результате — взрыв и пожар на платформе, колоссальный разлив нефти и звание одной из крупнейших экологических катастроф за всю историю цивилизации.

Хроника событий

Проблемы на платформе начались практически с первого дня ее установки, то есть — с начала февраля 2010 года. Бурение скважины производилось в спешке, а причина проста и банальна: платформа DeepWater Horizon была взята компанией BP в аренду, и каждый день обходилась в полмиллиона (!) долларов!

Однако настоящие проблемы начались ранним утром 20 апреля 2010 года. Скважина была пробурена, достигнута глубина чуть более 3600 метров под уровнем дна (глубина океана в этом месте достигает полутора километров), и оставалось завершить работы по укреплению скважины цементом, чтобы надежно «запереть» нефть и газ.

Этот процесс в упрощенном виде происходит так. В скважину через обсадную колонну подается специальный цемент, затем — буровой раствор, который своим давлением вытесняет цемент и заставляет его подниматься вверх по скважине. Цемент достаточно быстро затвердевает и создает надежную «пробку». А потом в скважину подается морская вода, которая вымывает буровой раствор и всякий мусор. Сверху на скважину устанавливается большое защитной устройство — превентор, который в случае утечки нефти и газа просто-напросто перекрывает им доступ наверх.

С самого утра 20 апреля в скважину закачивается цемент, и к обеду уже были проведены первые тесты на испытание надежности цементной «пробки». На платформу прилетели двое специалистов для проверки качества цементирования. Эта проверка должна была продлиться около 12 часов, но руководство, которое не могло больше ждать, решило отказаться от стандартной процедуры, и в 14.30 специалисты со своим оборудованием покинули платформу, а вскоре в скважину начали подавать буровой раствор.

Неожиданно в 18.45 в бурильной колонне резко возросло давление, за несколько минут достигшее 100 атмосфер. Это значило, что из скважины просачивается газ. Однако в 19.55 была начата закачка воды, чего просто нельзя было делать. В последующие полтора часа закачка воды велась с переменным успехом, так как резкие скачки давления заставляли прерывать работу.

Наконец, в 21.47 скважина не выдерживает, вверх по буровой колонне устремляется газ, и в 21.49 прогремел чудовищный взрыв. Через 36 часов платформа сильно накренилась и благополучно ушла на дно.

Нефтяное пятно достигло берегов Луизианы. Источник: Greenpeace

Последствия взрыва

Авария на нефтяной платформе переросла в экологическую катастрофу, масштабы которой просто поражают воображение.

Главная причина экологического бедствия — разлив нефти. Нефть из поврежденной скважины (а также сопутствующие газы) беспрерывно вытекала на протяжении 152 дней (до 19 сентября 2010 года), и за это время океанские воды приняли более 5 миллионов баррелей нефти. Эта нефть нанесла непоправимый ущерб океану и многим прибрежным районам Мексиканского залива.

Всего нефтью было загрязнено почти 1800 километров побережий, белые песочные пляжи превратились в черные нефтяные поля, а нефтяное пятно на поверхности океана было видно даже из космоса. Нефть стала причиной гибели десятков тысяч морских животных и птиц.

Борьба с последствиями нефтяного загрязнения велась десятками тысяч людей. С поверхности океана «черное золото» собиралось специальными судами (скиммерами), а пляжи очищались только вручную — современная наука не может предложить механизированные средства для решения этой задачи, настолько она сложна.

Основные последствия разлива нефти были устранены только к ноябрю 2011 года.

У аварии были не только экологические, но и колоссальные (и самые негативные) экономические последствия. Так, компания BP потеряла около 22 миллиардов долларов (это и убытки от потери скважины, и выплати пострадавшим, и затраты на устранение последствий катастрофы). Но еще более значительные убытки понесли прибрежные районы Мексиканского залива. Это связано с крахом туристической сферы (кто поедет отдыхать на грязные нефтяные пляжи?), с запретом рыбной ловли и другого промысла, и т.д. В результате разлива нефти без работы остались десятки тысяч человек, которые к этой самой нефти не имели никакого отношения.

Однако были у катастрофы и совсем неожиданные последствия. Например, при изучении разлива нефти были открыты неизвестные науке бактерии, питающиеся нефтепродуктами! Сейчас считается, что эти микроорганизмы значительно уменьшили последствия катастрофы, так как поглотили огромное количество метана и других газов. Возможно, что на основе этих бактерий ученым удастся создать микроорганизмы, которые в будущем помогут быстро и дешево справляться с разливами нефтепродуктов.

Рабочие ликвидируют последствия разлива нефти. Port Fourchon, Луизиана. Фото: Greenpeace

Современное положение

В настоящее время в месте гибели платформы DeepWater Horizon не ведется никаких работ. Однако месторождение Макондо, которое разрабатывалось компанией BP с помощью платформы, хранит в себе слишком много нефти и газа (около 7 миллионов тонн), а поэтому в будущем сюда обязательно придут новые платформы. Правда, бурить дно будут все те же люди — сотрудники компании BP.

No comments. Фото: Greenpeace

Взрыв нефтяной платформы «Deepwater Horizon» — авария произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе, и со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперёд.

Одна из крупнейших техногенных катастроф в мировой истории по негативному влиянию на экологическую обстановку. На данный момент признана самой крупной утечкой нефти в открытый океан в истории США, и, вероятно, в мировой истории.

Хронология событий

Взрыв и пожар

20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе «Глубоководный Горизонт» (Deepwater Horizon) произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. Незадолго перед этим была проведена проверка герметичности скважины, во время которой было израсходовано в 3 раза больше бурового раствора, чем предполагалось. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки.

Нефтяная платформа «Deepwater Horizon» затонула 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом. После взрыва и затопления нефтяная скважина была повреждена и нефть из нее стала поступать в воды Мексиканского залива.

Разлив нефти

Нефтяное пятно окружностью 965 километров приблизилось на расстояние примерно 34 километра к побережью штата Луизиана, создало угрозу пляжам и районам рыболовного промысла, которые играют важнейшую роль в экономике прибрежных штатов. 26 апреля четыре подводных робота компании BP безуспешно пытались устранить утечку. Работе флотилии, состоящей из 49 буксиров, барж, спасательных катеров и других судов, мешали сильные ветры и волнение на море. Аварийные службы США начали процесс контролируемого выжигания нефтяного пятна у побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе. Первое пламя на нефтяном пятне было зажжено в среду, 28 апреля около 16.45 по местному времени (01.45 четверга мск).

По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн или 795 000 литров) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В обнародованном 20 июня внутреннем отчёте BP сообщается, что объём утечки может составлять до 100 тысяч баррелей (около 14 000 тонн или 16 000 000 литров) ежедневно без учёта объёмов нефти, которую удаётся собрать при помощи защитного купола (а это около 15 тысяч баррелей в день). Для сравнения: объём разлива нефти, произошедший в результате аварии на танкере Эксон Вальдез, которая ранее считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море, составил около 260 тыс. баррелей нефти (около 36 000 тонн или 40 900 000 литров).

По состоянию на 17 мая, пятно нефти по поверхности Мексиканского залива растеклось к северу (берегу США) незначительно в сравнении с данными от 28 апреля, что безусловно связано с мерами по предупреждению растекания нефти и ее сбору силами и средствами BP, аварийных служб США. Особый вклад вносят граждане США, на добровольной основе помогающие спасателям. Тем не менее, распространение пятна к югу (в открытое море) довольно выражено.

4 июня Национальный центр атмосферных исследований США на основе имеющихся климатических данных смоделировал шесть вариантов распространения нефти. Согласно всем шести вариантам, в начале августа этого года водно-нефтяная эмульсия достигнет северного побережья Кубы, включая пляжи Варадеро..Во второй половине августа нефть может оказаться и на северном побережье мексиканского полуострова Юкатан. Модель американских ученых показывает, что нефтяное пятно в любом случае покинет акваторию Мексиканского залива и начнет движение в северную Атлантику в направлении Европы.

30 апреля нефть достигла устья реки Миссисипи, а 6 мая побережья штата Луизиана. 5 июня нефть достигла побережья штата Флорида, 28 июня — побережья штата Миссисипи, а 6 июля нефть достигла побережья штата Техас. Таким образом, от разлива нефти пострадали уже все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу.

Герметизация скважины

По состоянию на 16 июля 2010 года скважина загерметизирована и выброс нефти в открытый океан прекращён. Однако, надёжность констукции находится под вопросом и представители BP подтверждают, что она является временным решением. Также нет сообщений о других 2-х утечках нефти. Таким образом, на протяжении почти трёх месяцев мировой океан загрязнялся нефтью в промышленных масштабах.

Экологические последствия

В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть, возможно, будет вытекать из скважины до августа.

Учёные из Национального центра атмосферных исследований США сделали компьютерное моделирование 6 возможных вариантов распространения нефтяного пятна. Все 6 вариантов заканчивались выходом пятна из Мексиканского залива и попаданием в так называемую петлю Гольфстрима. Далее Гольфстрим уносил его к берегам Европы. Различия лишь были во времени выхода пятна из залива, максимальное — 130 дней. Однако учёные указывают, что это моделирование не является точным прогнозом и просто служит предупреждением об опасности, так как погодные условия и ликвидация последствий человеком могут сильно повлиять на перемещение нефтяных загрязнений. На момент моделирования в воду попало до 800 000 баррелей нефти.

Для борьбы с нефтяными пятнами на поверхности воды широко используется диспергенты семейства Corexit.

Устранение последствий аварии

До этого предпринимались попытки перекрыть три прорыва, но удалось перекрыть лишь один из них, наименьший. Два других невозможно перекрыть из-за их размеров.

Сжигание сопутствующего газа на месте гибели «Deepwater Horizon». «Q4000» (справа) и «Discoverer Enterprise». 8 июля 2010 года.

Основные операции выполняются находящимися на месте аварии буровым судном Discoverer Enterprise и многоцелевой полупогружной платформой Q4000. 7 мая началась установка защитного купола на место аварийной нефтяной скважины.

К 16 мая удалось с помощью трубы длиной в одну милю наладить откачку нефти из скважины. Но это временная мера, окончательные способы устранения течи пока не разработаны. 28 мая предпринята попытка цементирования скважины, 30 мая пришли сообщения, что это сделать не удалось.

3 июня с помощью дистанционно управляемых роботов удалось срезать деформированную часть буровой трубы и установить защитный купол. Однако это не помогло полностью остановить утечку нефти.

9 июня администрацией Президента Б.Обамы был выдвинут ультиматум компании Бритиш Петролеум, которой было предоставлено 72 часа на представление окончательного плана устранения последствий взрыва и прекращения выброса нефти.

В ночь на 12 июля Бритиш Петролеум установила новое защитное устройство (заглушку) весом 70 тонн. Предыдущую заглушку, которая не справлялась с удержанием нефти, сняли 10 июля, при этом в залив могло вылиться около 120 тысяч баррелей нефти.

Финансовые затраты BP на устранение аварии

С каждым днем растут затраты Бритиш Петролеум на ликвидацию последствий аварии — озвучивались цифры в 450 млн. , 600 млн, 930 млн., 990 млн. и 1,250 млрд. долларов США. На 14 июня 2010 года убытки составили 1,6 миллиарда долларов США. По сообщению Бритиш Петролеум от 12 июля 2010 года, её расходы на ликвидацию последствий аварии составили уже 3,5 миллиардов долларов США, в том числе 165 млн долларов США из этой суммы ушло на покрытие платежей по индивидуальным искам.