Данко и ларра сравнительная характеристика таблица отношение. Данко и ларра - два типа отношения к миру и людям


Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда жизни
Из литературы XX века

Мы продолжим разговор о рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль», сопоставим характеристики образов Ларры и Данко, познакомимся с понятиями «антипод» и «пафос», проанализируем образ старухи Изергиль.

На прошлом уроке мы охарактеризовали образы Ларры и Данко, теперь сравним их.

Сравнительная характеристика образов Ларры и Данко

Образ Ларры

Образ Данко

Происхождение

Один из людей

Внешность

20-летний юноша, красивый и сильный; глаза «холодны и горды, как у царя птиц»

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня»

Отношение к людям

Высокомерие, презрение: «он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе»

Альтруизм: «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь»

Поступки

Способен на убийство

Способен на самопожертвование: «Он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям»

Реакция окружающих

Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон»

Реакция на подвиг была неоднозначной.

Сначала «Дружно все пошли за ним - верили в него».

Потом «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».

В конце «Радостные и полные надежд, не заметили смерти его»

Финал

Обречён на вечное одиночество.

«Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

Погибает во имя спасения людей.

«Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал - и умер»

Героев объединяет только одно: оба красивы, молоды, смелы. В остальном они противоположны. Ларра стал воплощением эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям (рис. 1).

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Домашнее задание к уроку

1. Выписать из словаря литературоведческих терминов определение термина романтизм.
2. Прочитать рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»
3. Ответить на вопросы:
1) Сколько легенд рассказала Старуха Изергиль?
2) Что случилось с девушкой из «страны большой реки»?
3) Как старейшины назвали сына орла?
4) Почему, подойдя близко к людям, Ларра не защищался?
5) Какое чувство охватило заблудившихся в лесу людей, почему?
6) Что сделал Данко для людей?
7) Сравните характеры Данко и Ларры.
8) Была ли оправдана жертва Данко?

Цель урока

Познакомить учащихся с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль» как романтическим произведением; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста; дать представление о романтической эстетике раннего Горького.

Слово учителя

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете». Это произведение, как и рассказ «Макар Чудра», принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил о себе как о выразителе особого способа миропонимания и носителе вполне определенной эстетики – романтической. Так как ко времени написания рассказа романтизм в искусстве уже пережил свой расцвет, раннее творчество Горького в литературоведении принято называть неоромантическим.

Дома вы должны были выписать из словаря литературоведческих терминов определение романтизма.

Романтизм – «в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведет к развитию в особенности условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и пр.), к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр.»

Слово учителя

Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Нравственные качества героя не имеют определяющего значения. В центре повествования оказываются злодеи, разбойники, полководцы, цари, прекрасные дамы, благородные рыцари, убийцы – кто угодно, лишь бы жизнь их была захватывающей, особенной и полной приключений. Романтический герой всегда узнаваем. Он презирает жалкую жизнь обывателей, бросает вызов миру, зачастую предчувствуя, что не будет в этой битве победителем. Для романтического произведения характерно романтическое двоемирие, четкое деление мира на реальный и идеальный. В некоторых произведениях идеальный мир реализован как потусторонний, в других – как мир, не тронутый цивилизацией. На протяжении всего произведения, сюжетное развитие которого сконцентрировано на самых ярких вехах жизни героя, характер исключительной личности остается неизменным. Стиль повествования ярок и эмоционален.

Запись в тетради

Особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности.
2. Романтический портрет.
3. Романтическое двоемирие.
4. Статичность романтического характера.
5. Романтический сюжет.
6. Романтический пейзаж.
7. Романтическая стилистика.

Вопрос

Какие из прочитанных ранее произведений вы можете назвать романтическими? Почему?

Ответ

Романтические произведения Пушкина, Лермонтова.

Слово учителя

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются» .

Аналитическая беседа

Вопрос

Какова композиция рассказа «Старуха Изергиль»?

Ответ

Рассказ состоит из 3 частей:
1) легенда о Ларре;
2) рассказ о жизни Изергиль;
3) легенда о Данко.

Вопрос

Какой прием лежит в основе построения рассказа?

Ответ

Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявления одного и того же чувства – любви.

Вопрос

Докажите (по плану в тетради), что рассказ является романтическим. Сопоставьте портреты Ларры и Данко.

Ответ

Ларра – юноша «красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» . В рассказе нет подробного портрета Ларры, автор обращает внимание лишь на глаза и гордую, заносчивую речь «сына орла».

Данко также очень трудно зрительно представить. Изергиль говорит, что он был «молодой красавец», один из тех, кто всегда смел, потому что красив. Вновь особое внимание читателя обращается на глаза героя, которые названы очами: «…в очах его светилось много силы и живого огня» .

Вопрос

Являются ли они необыкновенными личностями?

Ответ

Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра не повинуется роду и не чтит старейшин, ходит, куда ему вздумается, делает, что ему захочется, не признавая права выбора за другими. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток .

Вопрос

Ответ

В рассказе «Старуха Изергиль» идеальный мир реализуется как далекое прошлое земли, время, которое сейчас стало мифом, и память, о котором осталась лишь в легендах о юности человечества. Только молодая земля могла, по мнению автора, родить героические характеры людей, одержимых сильными страстями. Изергиль несколько раз подчеркивает, что современным «жалким» людям такая сила чувствования и жадность жизни недоступны.

Вопрос

Развиваются ли характеры Ларры, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны?

Ответ

Характеры Ларры, Данко и Изергиль не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно: главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме воли. Данко – проявление любви к людям, Изергиль же все свое существование подчинила собственной жажде наслаждения.

Вопрос

Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными?

Ответ

Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребенка от орла, неотвратимость свершившегося проклятия, свет искр горящего сердца Данко и пр.).

Работа с текстом

Сопоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим параметрам:
1) портрет;
2) впечатление, производимое на окружающих;
3) понимание гордости;
4) отношение к людям;
5) поведение в момент суда;
6) судьба героев.

Параметры/Герои Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые – всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня
Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они
Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей думал, что, может быть, без него они погибнут
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого;
Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее;
А он отвечал, что хочет сохранить себя целым
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! – Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Он не может умереть! – с радостью сказали люди;
– Остался он один, свободный, ожидая смерти;
Ему нет жизни и смерть не улыбается ему

Аналитическая беседа

Вопрос

В чем источник трагедии Ларры?

Ответ

Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право – право сильного от рождения.

Вопрос

Как был наказан Ларра?

Ответ

В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решать, жить ему или умереть, они ограничили его свободу. Люди лишили Ларру того, ради чего только и стоило, по его мнению, жить – права жить по собственному закону.

Вопрос

Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

По отношению к людям Ларра не испытывает никаких чувств. Он хочет «сохранить себя целым» , то есть получить от жизни многое, ничего не давая взамен.

Вопрос

Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в топи болотные, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло. Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на легкий путь» .

Вопрос

Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?

Ответ

Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя. «Осторожный человек» воспринимается как один из многих, таким образом, автор определят сущность обычных людей, «не героев», которые не способны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вопрос

Что общего в характерах Ларры и Данко и в чем между ними разница?

Ответ

Данный вопрос может повлечь за собой неоднозначные ответы. Учащиеся могут воспринять Ларру и Данко как противоположные характеры (эгоист и альтруист), либо трактовать их как романтические характеры, противопоставившие себя людям (по разным причинам).

Вопрос

Какое место занимает общество во внутренних размышлениях обоих героев? Можно ли сказать, что герои существуют изолированно от общества?

Ответ

Герои мыслят себя вне общества: Ларра – без людей, Данко – во главе людей. Ларра «приходил в племя им похищал скот, девушек – все, что хотел» , он «вился около людей» . Данко же шел «впереди их и был бодр и ясен» .

Вопрос

Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев?

Ответ

Поступки героев определяет их собственная ценностная система. Ларра и Данко – сами себе закон, они принимают решения, не спрашивая совета у старейшин. Гордый, торжествующий смех – вот их ответ миру обычных людей.

Вопрос

Какова функция образа старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа старухи Изергиль соотносятся между собой образы Ларры и Данко?

Ответ

Несмотря на яркость, законченность и художественную цельность обеих легенд, они являются лишь иллюстрациями, необходимыми автору для понимания образа старухи Изергиль. Она «цементирует» композицию рассказа и на содержательном, и на формальном уровне. В общей повествовательной системе Изергиль выступает как рассказчик, именно из ее уст я-персонаж узнает историю о «сыне орла» и о горящем сердце Данко. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить черты и Ларры, и Данко; в том, как ненасытно она любила, отразился характер Данко, а в том, как бездумно бросала она своих любимых – печать образа Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет читателя задуматься над проблемой свободы человека и его права по своему усмотрению распоряжаться своей жизненной силой.

Вопрос

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»? Как вы его понимаете?

Вопрос

Во всякой ли жизни возможен подвиг? Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига?

Вопрос

Совершила ли старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Данные вопросы не требуют однозначного ответа и рассчитаны на самостоятельные ответы.

Выводы записываются в тетради самостоятельно.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральный образ у раннего Горького – гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. «Сила есть добродетель» , утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: «сильный человек имеет право находиться “по ту сторону добра и зла” , быть вне этических принципов, а подвигом, с этой точки зрения является сопротивление общему течению жизни.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений - рассказ “Старуха Изергиль”.
Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, - беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий герой - мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему народу - он способен на подвиг. Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.
Образ Данко воплощает в себе высокий идеал - гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение - вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.
Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет “негативный” образ Ларры - гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей... и еще многим”.
Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. “В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.
Гордость, по мнению автора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого - сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и “общепринятого”. Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.
Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.
Отличительная черта данного рассказа - резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.
Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно”.
В рассказе “Старуха Изергиль” Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях.
Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно “гореть”, недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что “цена человека - дело его”. “В жизни всегда есть место подвигу”. “Вперед! - выше! все - вперед! и - выше - вот кредо настоящего Человека”.

Герои ранних произведений Максима Горького - люди гордые, красивые, сильные и смелые, они всегда в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений это рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ знакомит нас с двумя романтическими легендами, действие в которых происходит многие тысячи лет назад.
Данко был представителем одного из древних племён, Лappa - сыном женщины и орла. Сходство героев - в их красивой внешности, смелости и силе, в остальном же они являются полной противоположностью друг другу, то есть антиподами. Однако и во внешности героев есть серьёзное различив. Взор Ларры был холоден и горд, как у царя птиц. Во взгляде Данко, напротив, «светилось много сипы и живого огня». Люди племени Ларры ненавидели его за чрезмерную гордость. «И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как! с равными себе». Ларра фал и убивал, нисколько не жалея об этом, и за это люди ненавидели его ещё в больше. «...А он ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу». Люди племени также понимали, что Ларра ничем не лучше их, хотя он считал, что таких, как Я он больше, нет, то есть был индивидуалистом. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает. «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и нога, а владеет он животными, женщинами, землей... и еще многим».
Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени! осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыраэимой тоски. «В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».
Гордость, по мнению автора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным и сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который,! будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде! всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.
Люди же племени, в котором жил Данко, наоборот, «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех» за его высокую силу духа, мужество и способность повести за собой людей. Ведь именно Данко не побоялся провести своё племя через лесную чащу, и на всём протяжении пути он сохранял веру в лучшее. Люди, глядя на него, верили в своё спасение. Даже когда люди племени озлобились на него, «стали, как звери», из-за своей усталости и бессилия, хотели убить его, Данко был неспособен! ответить им тем же. Его любовь к людям погасила в нём раздражение и злобу. И ради этих людей Данко пожертвовал своей жизнью, вырвав из груди своё сердце, освещавшее им путь, как факел. Умирая, он не жалел о своей жизни, а радовался от того, что довел людей до цели. В образ Данко Максим Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все свои силы отдает служению народу. И вот его молодое и очень горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени,вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его

над головой, освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца Данко смело повел их вперед. И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха». «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его» и забыли о нём, как забывается обо всём на свете. Ларра тоже готов был умереть, но не ради людей, а ради себя, потому что одиночество, на которое его обрекли люди, было для него невыносимо. Но, даже скитаясь в одиночестве, Ларра не мог раскаяться и попросить прощения у людей, потому что он остался таким же гордым, высокомерным и эгоистичным.
Рассказ «Старуха Изергиль» посвящён проблеме цели и смысла жизни. Высокомерному, гордому
и жестокому человеку не место среди людей. Но и человеку с высокой силой духа, «горящим» сердцем, полным любви К ЛЮДЯМ и желания им помочь, тоже трудно жить среди них. Люди боятся той силы,
которая исходит от таких людей, как Данко, и не ценят её. В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека - дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! - выше! все - вперед! и - выше - вот кредо настоящего Человека».

Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович) (16 марта 1868, Нижний Новгород, - 18 июня 1936, Горки, под Москвой). Отец - столяр-краснодеревщик: мать из мещан. Проучился 2 года. С 1878 началась его жизнь "в людях",. Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бесарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Участник Революции 1905-07. Осенью 1905 вступил в РСДРП (в 1917, разойдясь с большевиками в вопросе своевременности соц. революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё). С 1906 жил за границей. Весной 1907 дел. 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (с совещательным голосом). В 1907-09 испытал большое влияние А.А Богданова, В.А. Базарова, А.В. Луначарского (пересмотр философских основ марксизма, пропаганда богостроительства), которых поддерживал в философских спорах с В.И. Лениным. Совместно с Богдановым и его сторонниками принимал деятельное участие в организации на Капри (Италия) парт. школы для рос. рабочих.
К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых популярных в России, а затем и в Европе (первый его рассказ напечатан в 1892), его творчество вызвало огромную критическую литературу (за 1900-04 опубликована 91 книга о Горьком; с 1896 по 1904 критическая литература о нём составила более 1860 названий). Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.
В кон. 1913 возвратился в Россию. С первых дней 1-й мир. войны занял антимилитарист., интернационалист. позицию. Февр. рев-цию 1917 Горький встретил восторженно, видя в ней победу демокр. сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в февр- марте "напоминала штаб", где собирались полит, и обществ, деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты. Горький стал инициатором ряда обществ.-культурных начинаний, уделял большое внимание делу охраны памятников культуры, вошёл в состав "Особого совещания по делам иск-ва", был пред. Комиссии по вопросам иск-ва при исполкоме Петрогр. Совета РСД. 12 марта в речи на митинге в Михайловском т-ре сообщил о мерах, принятых по охране памятников иск-ва. Написал ряд статей, возмущаясь массовым вывозом из России худ. ценностей на "амер. миллионы", протестовал против ограбления страны, участвовал в учреждении "Об-ва памяти декабристов", "Об-ва Дома-музея памяти борцов за свободу" (май). При активном участии Горького создаётся "Лига социального воспитания" (4 июня), организуется Дом учёных. Он входит в комиссию по рук-ву Нар. домом в Петрограде, позже был избран пред. орг. к-та "Просветительского об-ва в память 27 февр. 1917 "Культура и свобода"" (март 1918); в него вошли также В.Н. Фигнер, Г.А. Лопатин, В.И. Засулич, Г.В. Плеханов, В.А. Базаров и др. Осн. целью об-ва была координация всех культ-просвет, об-в, клубов, кружков. Чтобы об-во могло выполнить задачу духовного возрождения и нравственного очищения страны, считал Горький, необходимо было прежде всего объединить "интеллектуальные силы старой опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крест. интеллигенции". А для этого надо "встать над политикой" и направить все усилия на "немедленную напряжённую культурную работу", вовлекая в неё рабочую и крест, массу ("Новая Жизнь", 1917, 30 июня). Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в рабстве, дать пролетариату, широким массам систематич. знания, ясное понимание своей всемирно-ист. миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии.
Одним из важнейших научно-просветительских начинаний Горького в эти дни (март) было создание "Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук", в к-рую вошли крупнейшие учёные и общественные деятели (И.П. Павлов, ВА Стеклов, ЛА Чугаев, А.Е. Ферсман, А.А. Марков, С.П. Костычев, Д.К. Заболотный, В.Г. Короленко, Л.Б. Красин, Н.А. Морозов, В.И. Палладии и др.). Горький трижды (апрель - май) выступал в Петрограде и Москве на публичных собраниях ассоциации с речами, утверждал значение науки для свободного развития человека.
По убеждению Горького, "без демократии нет будущего", "сильный человек - это разумный человек", а потому необходимо "вооружиться точными знаниями", "привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу" ("Летопись", 1917, N 5-6, с. 223-28). Горький призывал всё рус. об-во "поддержать "Свободную ассоциацию" учёных морально и материально": "Источник наших несчастий - наша малограмотность. Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много работать, учиться любить труд" (там же).
Наибольшую активность лит. и обществ, работа Горького получила в основанной им газ. "Новая Жизнь" [выходила в Петрограде с 18 апр. под ред. Горького, при ближайшем участии (по существу - соредакторов) В.А. Базарова, ВА Десницкого, Н.Н. Суханова, А.Н. Тихонова и являлась органом группы социал-демократов "интернационалистов", объединявшей часть меньшевиков - сторонников Ю.О. Мартова и отд. интеллигентов полубольшевист. ориентации]. Газета с первого номера объявила своей программой борьбу против империалистич. войны, объединение всех рев. и демокр. сил для удержания социальных и полит. завоеваний Февр. рев-ции, развитие культуры, просвещения, науки на пути дальнейшего осуществления соц. преобразований в стране во главе с Советами РСД под рук. с.-д. партии. Помимо нового цикла "Рус. сказок", рассказов, очерков, Горький опубликовал в "Новой Жизни" св. 80 статей, 58 из них-в серии "Несвоевременные мысли", самим названием подчёркивая их острую актуальность и полемич. направленность. "Новожизненская" публицистика составила две дополняющие друг друга книги писателя - "Рев-ция и культура. Статьи за 1917 г." (П.. 1918) и "Несвоевременные мысли. Заметки о рев-ции и культуре" (П 1918; переизд. М., 1990)
Горький осуждал "бессмысленную бойню, разоблачал стремление Врем. пр-ва довести войну до победного конца. Интернационалистская позиция газеты вызвала резкое неприятие бурж. печати: в статье В.Л. Бурцева "Или мы, или немцы и те, кто с ними" Горький был обвинён в шпионаже, измене родине (см.: "Рус. Воля", 7, 9, 20 июля; "Живое Слово", 9 июля; ответ Горького см.: "Новая Жизнь", 9, 12 июля). С болью и гневом писал Горький и об "отвратительных картинах безумия, охватившего Петроград днём 4-го июля", когда под влиянием большевист. пропаганды возмущение вооруж. рабочих и солдат стало репетицией "социальной рев-ции", "Однако главнейшим возбудителем драмы,- писал он, - я считаю не "ленинцев", не немцев, не провокаторов и тайных контрреволюционеров, а более злого, более сильного врага - тяжкую рос. глупость" (там же, 14 июля). Горький считал, что "самый страшный враг свободы и права - внутри нас", "наша жестокость и весь тот хаос тёмных, анархических чувств, к-рый воспитан в душе нашей бесстыдным гнётом монархии, её циничной жестокостью" (там же, 23 апр.). С победой рев-ции только начинается "процесс интеллектуального обогащения страны" (там же, 18 апр.). Культура, наука, иск-во являются, по мысли Горького, как раз той силой (а интеллигенция - носителем этой силы), к-рая "позволит нам преодолевать мерзости жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, красоте жизни, к свободе" (там же, 20 апр.).
Отстаивая социальные завоевания рев-ции, выступая против реакции, консервативных сил, бурж. партий, Врем. пр-ва, газ. "Новая Жизнь" очень скоро вступила в полемику и с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруж. восстании и проведении соц. рев-ции. Горький убеждён, что Россия не готова к соц. преобразованиям, что восстание будет потоплено в море крови, а дело рев-ции отброшено на десятилетия назад. Он считал, что прежде чем осуществить соц. рев-цию. народ должен "много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства", что сначала он "должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнем культуры" (там же, 14 июля). Для Горького как художника ист. развитие России раскрывалось гл. обр. через быт. психологию рус. народа и прежде всего крест-ва: так, в его кн. "О рус. крест-ве" (Берлин, 1922) трагедия рев-ции изображалась в атмосфере дикой жестокости обеих воюющих сторон в Гражд. войне. Развивая идеи, высказанные ещё в 1915 в ст. "Две души", Горький с тревогой писал о пассивности, рабской покорности обстоятельствам рус. человека, одновременно восхищаясь его способностью в решительный момент к героич. делам. Горький стремился возбудить рев. энергию народа, активность человека в противовес мечтательному фатализму и мещанской обывательщине, а также анархизму деревни.
Ещё в Июльские дни Горький увидел устрашающий "выезд социальной рев-ции". За неделю до Октября в ст. "Нельзя молчать!" призывает большевиков отказаться от "выступления", боясь, что "на сей раз события примут ещё более кровавый и погромный характер, нанесут ещё более тяжкий удар рев-ции" ("Новая Жизнь", 1917, 18 окт.). После Окт. переворота оппозиционная "Новая Жизнь" во главе с Горьким стала оппонентом новой власти, выступая с критикой "издержек" рев-ции, её "теневых сторон", форм и методов осуществления социальных преобразований в стране - культивирования клас. ненависти, террорами насилия, "зоологич. анархизма" тёмных масс: одновременно Горький защищает забытые в вихре рев. буден гуманистич. идеалы социализма, идеи демократии, общечеловеческие ценности, права и свободу личности. Он обвиняет вождей большевиков, Ленина и "приспешников его" в "уничтожении свободы печати", "авантюризме", в "догматизме" и "нечаевщине", оправдании "деспотизма власти". Вообразив себя "Наполеонами от социализма", большевики-ленинцы "довершают разрушение России - рус. народ заплатит за это озёрами крови" (там же, 10 нояб.). Из статьи в статью он пишет об Октябрьском перевороте как об "авантюре", к-рая приведёт только "к анархии, к гибели пролетариата и рев-ции" (там же, 7 нояб.). Горький говорит о "жестоком опыте" большевиков-фанатиков и утопистов над рус. народом, "заранее обречённом на неудачу" (там же, 10 дек.), "безжалостном опыте, к-рый уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие рус. рев-ции" (там же, 10 нояб.). Отмечает, что рабочий класс "должен будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей - тысячами жизней, потоками крови" (там же, 12 нояб.). По его мнению, Ленин и Троцкий, большевист. нар. комиссары - "вожди" отсталых рабочих масс, "взбунтовавшихся мещан"- "проводят в жизнь нищенские идеи Прудона,-но не Маркса, развивают Пугачёвщину, а не социализм, и всячески пропагандируют всеобщее равнение на моральную и материальную бедность" (там же, 6 декабря). "Развивается воровство - пишет Горький - растут грабежи, бесстыдники упражняются во взяточничестве так же ловко, как делали это чиновники царской власти"; грубость представителей "пр-ва нар. комиссаров" вызывает всеобщее возмущение. И всё это творится от имени "пролетариата" и во имя "социальной рев-ции", и всё это является "торжеством звериного быта. развитием той азиатчины, к-рая гноит нас". "Нет,- констатирует писатель,- в этом взрыве зоологич. инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной рев-ции. Это рус. бунт без социалистов по духу, без участия соц. психологии" (там же, 7 дек.). Горький согласен с "врагами", что "большевизм - нац. несчастие, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши рус. культуры в хаосе возбуждённых им грубых инстинктов" (там же, 1918, 22 марта). Сущность, направленность, общий пафос новожизненской публицистики Горького, как и вся обществ.-лит. деятельность его 1917-18, пронизаны идеей отстаивания и защиты нерасторжимого единства политики и нравственности. Как писателя Горького волнует прежде всего нравственная сторона рев. событий, он всё соизмеряет с обыкновенным человеком, единичной личностью. Разьединение политики и нравственности, по убеждению писателя, скажется самым пагубным образом на жизни народа и страны в настоящем и грозит тяжёлыми и кровавыми последствиями в будущем. Оно способствует внедрению антидемокр. методов в политике, ведёт к оправданию насилия, жестокости и террора, нарушению социальной справедливости. Деятельность Горького тех лет вызвала резкую критику властей. Полемизируя с ним, большевист. партийная и официальная печать писала, что писатель из "буревестника" превратился в "гагару", "к-рой недоступно "счастье битвы"" ("Правда", 1917. 22 нояб.), выступает как "хныкающий обыватель" (там же, 9 дек.), "из-за деревьев не видит леса" рм же, 25 нояб.), что у него пропала совесть" ("Петрогр. Правда". 1918, 5 апр.), что, "оторвавшись от нар. масс", "оплёвывает этот народ" ("Правда", 1918, 17 марта), словом - "изменил рев-ции" и "солидаризуется с реакционерами" (там же, 1918, 7 янв.). Горький остро, болезненно воспринимал эту критику, сравнение его с "врагами рабочего класса" и обвинения в "измене делу пролетариата". Он утверждал и защищал своё "право говорить обидную и горькую правду о народе", о его пассивности, рабской покорности, "тяготении к равенству в ничтожестве", "об издержках" рев-ции: "В чьих бы руках ни была власть, за мною остаётся моё человеческое право отнестись к ней критически" "Новая Жизнь", 1917, 19 нояб.). Вместе с тем для Горького социализм - не утопия: он продолжал верить в его идеи, он писал о "тяжёлых муках родов" нового мира, "новой России", отмечая, что, несмотря на все ошибки, преступления, "рев-ция, всё-таки, доросла до своей победы" (там же, 1918, 11 июня), и выражал уверенность, что рев. вихрь, потрясший "до самых глубин Русь", "излечит нас, оздоровит", возродит "к строительству и творчеству" (там же, 1918, 30 июня). Оговариваясь, что он ни в коем случае не собирается защищать большевиков, Горький отдаёт и должное им: "Лучшие из них - превосходные люди, к-рыми со временем будет гордиться рус. история..."; "...и о большевиках можно сказать нечто доброе- я скажу, что, не зная, к каким результатам приведёт нас, в конце концов, полит, деятельность их, психологически - большевики уже оказали рус. народу услугу, сдвинув всю его массу с мёртвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без к-рого наша страна погибла бы" (там же, 1918,26 мая). Тем не менее нападки на "Новую Жизнь" не прекращались, а во 2-й половине июня 1918 критика Горького и позиции его газеты большевист. печатью приняла особенно острый характер, доходя до прямых обвинений писателя в сговоре с буржуазией. 16 июля 1918 с согласия Ленина газета была закрыта окончательно (до этого издание несколько раз временно прекращалось). После покушения на Ленина (30 авг.) Горький вновь сблизился с ним и с большевиками. Впоследствии Горький, оценивая свои позиции 1917-18, признавал их ошибочными, объясняя это тем, что недооценил организаторскую роль партии большевиков и созидат. силы пролетариата в рев-ции. В этот период (и в последующие годы Гражд. войны) Горький - один из организаторов лит.-обществ. и издат. начинаний (изд-ва "Всемирная лит-ра", "Дома литераторов", "Дома искусств" и др.). Он призывал к единению старой и новой интеллигенции, выступал в её защиту от необоснованных преследований со стороны Сов. власти. В дек. 1918 избран в состав Петрогр. Совета (вновь избран в июне 1920). Писатель работал в основанной по его инициативе в Петрогр. комиссии по улучшению быта учёных (ПетроКУБУ), с янв. 1920 её пред. Выступал против воен. интервенции, призывал передовые силы мира к защите рев-ции, помощи голодающим. В 1918 вышли в свет его книги "В людях", "Русские сказки", "Ералаш и др. рассказы", "Статьи 1905-1916", написан также ряд новых произведений. В окт. 1921 из-за ухудшения здоровья и по настоянию Ленина Горький выехал лечиться за границу; в 1928 впервые посетил родину и с тех пор ежегодно приезжал в Сов. Союз (кроме 1931), пока в 1933 окончательно не поселился в СССР 1868, 16 (28) марта - A. M. Горький родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С II лет вынужден был идти "в люди"; работал "мальчиком" при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д. 1884 - попытка поступить в Казанский университет. Знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа. 1888 - арест за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находится под постоянным надзором полиции. 1891, весна - A. M. Горький отправился странствовать по стране и дошел до Кавказа. 1892 - A. M. Горький впервые выступил в печати с рассказом "Макар Чудра". Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в "Волжском вестнике", "Самарской газете", "Нижегородском листке" и др. 1895 - "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе". 1897 - "Бывшие люди", "Супруги Орловы", "Мальва", "Коновалов". 1899 - роман "Фома Гордеев". 1900-01 - роман "Трое", личное знакомство с Чеховым, Толстым. 1901- "Песня о Буревестнике". Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода. 1902 - A. M. Горький обратился к драматургии. Создает пьесы "Мещане", "На дне". 1904-05 - A. M. Горький пишет пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. 1906 - A. M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты о "буржуазной" культуре Франции и США ("Мои интервью", "В Америке"). Пишет пьесу "Враги", создает роман "Мать". Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет "Исповедь" (1908), где четко обозначились его расхождения с большевиками. 1908 - пьеса "Последние", повесть "Жизнь ненужного человека". 1909- повести "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина". 1913 - A. M. Горький редактирует большевистские газеты "Звезда" и "Правда" , художественный отдел большевистского журнала "Просвещение", издал первый сборник пролетарских писателей. Пишет "Сказки об Италии ". 1912-16 - A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник "По Руси", автобиографические повести "Детство", "В людях". "Мои университеты" были написаны в 1923 г. 1918-19 - A. M. Горький ведет большую общественную и политическую работу, критикует "методы" большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции. 1919-20 - A. M. Горький в цикле публицистических статей выступает против интервенции, а также против того, как "осуществляется" "Власть Советов ". 1921- A. M. Горький в связи с возобновлением болезни и по настоянию Ленина уехал лечиться за границу. с 1924 - A. M. Горький жил в Италии, в Сорренто. Публикует воспоминания о Ленине. 1925 - A. M. Горький выпускает роман "Дело Артамоновых". 1928 - по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой показывают "достижения", которые нашли свое отражение в цикле очерков "По Советскому Союзу". 1931 - Горький навсегда возвращается в Советский Союз. Здесь же Горький получает "социальный заказ" - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов, он пишет пьесы "Егор Булычев и другие"(1932), "Достигаев и другие"(1933). 1934 - Горький "проводит" 1-й съезд советских писателей, выступает на кем с основным докладом. 192 5-36 - A. M. Горький пишется роман " Жизнь Клима Самгина", который так и не был окончен. 1936, 18 июня - A. M. Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади.

Т.Н.Толмачева

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №17»

г. Губкин

Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели :

    Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.

    Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

    Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи:

    Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;

    Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

    Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

    Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование :

Эпиграфы к уроку:

(Древняя мудрость)

Ход урока

    Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.

Тема урока: « Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».

С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока.

Учитель. Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?» В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: « Что есть человек по Горькому?»

Эпиграфом к нашему уроку, на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

Примечание:

Романтизм художественный метод , сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес

к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».

Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра – личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток», «эгоистичен».)

4 . Анализ легенды о Ларре

    Кто является главным героем первой легенды?

    Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

    Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)

    Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм, себялюбие)

    Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордость чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня н епомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе.

    Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

    К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)

    Работа в группах. Инсценировка эпизода «Суд над Ларрой» и его анализ.

Ребята, а сейчас мы посмотрим сцену суда над Ларрой, которую подготовила 1-я творческая группа. Это было их домашним заданием.

    Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

    Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

    А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома. (…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)

    Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода? (Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)

    Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

    Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством .

« И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»

    На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону»

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер. [ 1: II ,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

    Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)

    Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)

    Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». . Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» , так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

    Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7 . Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут»

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого»)

2) Толпа - герой

«Дружно пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…»

Открытое противостояние («А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)

3) Отличительная черта характера

Альтруизм

Чрезмерная гордость, полная свобода действий

4) Отношение к жизни

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.»

5) Легенда и современность

Что имеется ввиду?

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла

«гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет ему места среди людей.»

    Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»

    А как вы понимаете слова эпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»

8. Рефлексия

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки.

И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛИТЕРАТУРА

    Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 1992.

    Горький, М. Избранные сочинения. – М. : «Художественная литература», 19 86 .

    Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.

    Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. – М.: «Русское слово», 2011.

    slovar.lib.ru