Скачать поурочные разработки по окружающему миру. Поурочное планирование по окружающему миру УМК Л.В

Добрый вам день, дорогой друг!

Есть вещи, о которых большинство соискателей даже не подозревают. Сегодня ваш покорный слуга сядет по другую сторону “баррикад”. На свое привычное место, напротив соискателя. Так будет проще ответить на вопрос “ Как правильно пройти собеседование на руководящую должность?”.

Вернее рассказать об одном инструменте, который применяют опытные компетентные рекрутеры. Иногда вам встретятся и такие:)

Этот метод — считывание метапрограмм кандидата.

Это ментальные модели, фильтры, через которые человек пропускает информацию, делает выводы. Они определяют его мышление и поведение.

Всем известен пример со стаканом, в котором воды наполовину. Один человек считает, что он наполовину полный, другой — наполовину пустой. У них разные полюса метапрограмм.

Смысл в том, что для руководителей есть определенные предпочтения в профиле метапрограмм. Моя задача, как рекрутера — определить этот профиль и сравнить с оптимальным для должности, на которую претендует кандидат.

Я делаю так: предлагаю собеседнику рассказать о себе и фиксирую метапрограммы по построению его фраз.

Потом задаю и также наблюдаю за его речью. После беседы делаю выводы.

Теперь подробнее о метапрограммах. Их много, но мы рассмотрим 4 наиболее важных.

Сильно углубляться в эту тему вам не обязательно. Просто понять смысл и соотношения полюсов метапрограммы, чтобы стараться следить за своей речью.

1. Тип мотивации: стремление/избегание

Для человека основными стимулами являются или достижения или избежание проблем.

“Люди — достигаторы” большее внимание уделяют своим целям. Они встречают проблемы с открытым забралом, считая их неизбежным спутником и даже помощником в работе.


Те, кто склонен к избеганию, основные усилия направляют на то, чтобы избежать проблем и наказания.

Вопрос может быть задан такой: «Опишите идеальное для вас место работы». Или похожий.

Первый тип скажет: работа с интересными, сложными задачами, перспективой профессионального роста.

Второй: работа с понятными показателями, критериями поощрения и наказания, в неконфликтном коллективе.

Первый использует в свое речи “лидерские глаголы”. Я организую, я делегирую, я мотивирую.

Второй предпочитает осторожные формулировки, такие фразы как “Мне пришлось сделать…” , “Я вынужден был...”.

Для большинства руководящих позиций предпочтительнее профиль, ориентированный на достижения.

Соотношение полюсов этой метапрограммы 8 к 2 . То есть в 8 случаях из 10 я хотел бы фиксировать поведение, характерное для человека “достижения”.

Это не значит, что руководителю с превалирующей мотивацией избегания, — пора зачехлить карьеру. Такие люди неплохо могут себя проявить на должностях, связанным с контролем, аудитом. Они обычно внимательны к деталям.

2. Тип референции: внутренний/внешний

Показывает, на свое или чужое мнение больше ориентируется человек при принятии решения,. Что для него важнее.


Люди с внутренней референцией обычно самостоятельно решают, как поступить, опираясь на свой опыт и интуицию. “Я принял решение поступить так: ...”

Руководители с преобладающей внутренней референцией хороши на позициях ТОП-менеджеров, руководителей проектов, креативных направлений работы.

При преобладающей внешней референции , руководитель в большей степени опирается на мнения коллег, руководства, какие-то статистические данные. “ На основании анализа я предложил… исполнительный директор меня поддержал”.

Люди с преобладанием внешней референции больше подходят для работы с клиентами, а также для должностей, требующих высокой исполнительской дисциплины.

Ответы: “ Опыт подсказал”, “Я просто так вижу…” записываются во внутреннюю референцию.

Для большинства позиций в моем “толмуде” предпочтительное соотношение полюсов внутренняя/внешняя референция 6 к 4 .

Ваша задача определить какой тип референции предпочтителен для должности на которую вы претендуете и от этого строить свои примеры и фразы.

3. Фокус в работе: процесс/результат

Задается вопрос вроде этого: “Что Вам больше всего нравится в работе …?”


Человек, ориентированный на процесс, в основном и описывает сам процесс. В его речи львиную долю занимают глаголы несовершенной формы — организовывал, анализировал. Или существительные: обеспечение, привлечение и т.д.

Человек «результата» использует глаголы совершенной формы: построил, организовал, совершил. Еще их называют “лидерскими” глаголами.

Тяготение к процессу не является недостатком, но для руководителя важна в первую очередь результативная работа. Мы говорили об этом в статье

Поэтому предпочтительное соотношение полюсов процесс/результат, для большинства позиций — 3 к 7.

4. Уровень активности: активность/рефлексивность (пассивность)

Здесь, думаю, понятно без подробных комментариев.

Вопрос может быть такой: Опишите Ваш первый день на работе?


Активный в своей речи использует первое лицо в активном залоге. “Делаю, предлагаю, начинаю”.

Люди рефлексивные предпочитают множественное число: “Делаем, предлагаем”. Использует обороты типа “Надо сделать” “Нам скажут”, безличные формы типа “Будет сделано”.

Для руководителя предпочтительное соотношение полюсов активность/ рефлексивность — 8 к 2.

Многое зависит от позиции, на которую вы претендуете. Исходя из этого подбирайте примеры и то, как вы будете отвечать на вопросы.

И все же. Руководитель должен обладать лидерскими качествами. Вы никогда не ошибетесь, если будете выстраивать свой имидж руководителя на лидерской основе.

В метапрограммах, о которых мы сегодня говорим, лидерские полюса — стремление, внутренняя референция, результат, активность . Из этого и исходите.

  1. В рассказе о своем профессиональном опыте, делайте больший акцент на , нежели на решение текущих проблем. Подбирайте соответствующие примеры.
  2. В своей речи старайтесь меньше использовать осторожные фразы: “Мне кажется”, “Как бы”, “Вероятно”. Они вступают в противоречие с имиджем лидера.
  3. Старайтесь меньше использовать частицу “не”. Она нашим подсознанием не воспринимается. Например “несложно” многие слышат как “сложно”.
  4. Исключите из своей речи слова с выраженным негативным смыслом: Ужас, беда, кошмар и т.п. Они создают ненужное напряжение.
  5. Используйте больше “лидерских глаголов”.

Например

Сразу может не получиться, ибо сознательно контролировать свою речь очень трудно. Но тренируясь и практикуя, вы со временем научитесь выстраивать свою речь нужным образом. И транслировать имидж руководителя-лидера не только, чтобы проходить собеседование, но и в повседневной работе.

Внимание к построению своей речи важно не только для собеседования. Постепенно будут меняться и ваши внутренние установки в сторону лидерского поведения.

Спасибо за интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

Любой стартап, прошедший стадию младенчества, рано или поздно набирает обороты. И если раньше владельцу удавалось справляться с планированием, организацией и контролем продаж самостоятельно, то на этапе юности отдел из 2-5 менеджеров накрывает волной оргбеспорядка. Документы теряются, контакты клиентов исчезают, переговоры по сделкам уходят в небытие. А еще надо планировать, анализировать и генерировать идеи по развитию продаж.

Учредители решают нанять опытного управленца, руководителя отдела продаж, который систематизирует работу отдела и сможет вывести продажи на новый уровень.

Решение дается нелегко. Кроме дополнительных затрат на рабочее место и заработную плату, придется тратить энергию и время на настройку взаимодействия с новым сотрудником.

А главный вопрос повестки - как найти того, кто действительно будет полезен компании?; по каким критериям определить, что он обладает необходимым набором знаний и навыков?; как не ошибиться с выбором при проведении собеседований?

Мой опыт работы с молодыми компаниями позволил сделать один важный вывод: компания должна протестировать в работе 2-5 руководителей, прежде чем найдет «того самого».

Чтобы опыт настройки системы управления продажами с новыми руководители проходил наименее болезненно и максимально продуктивно для компании, стоит уже на стадии отбора кандидатов отсеять совсем неподходящих. Управленец может быть отличным профессионалом, но не впишется в стиль управления владельца. Или на прошлых местах работы его результативность зависела от устойчивости системы, а в компании, находящейся на стадии развития он не справится со стрессом и многозадачностью. Или окажется что его опыт не соответствует задачам компании.

Этап 1. Отбор кандидатов по резюме

Для руководителя отдела продаж важно обладать достижительной мотивацией (ориентация на результат, а не процесс). В резюме мотивация считывается достаточно просто. Результативники пишут глаголами совершенной формы: достиг, сделал, выполнил, внедрил и пр. Процессники чаще занимаются «деланием» - организация деятельности, выполнение планов, мотивация сотрудников и пр.

Отбирайте резюме, где есть цифры и показатели. Например, увеличил клиентскую базу на 25%. Руководители, умеющие работать с показателями, принесут больше пользы.

Желательно, но необязательно наличие отраслевого опыта. Продажи в В2В и В2С секторах различаются и требуют дополнительного времени на изучение и адаптацию. А отраслевая специализация тоже влияет на тип принятия решений и способность выстраивать отношения с клиентами.

Уделите внимание тем качествам, которые кандидат выделил как свои сильные стороны.

Если это: ответственный, коммуникабельный и стрессоустойчивый, то можно не отвлекаться. Эти качества не являются сильными сторонами для руководителя. Мы же не считаем сильным качеством продуктового магазина - наличие свежих продуктов. Эти компетенции относятся к необходимым для управленческой должности.

Кандидатов из оставшейся стопки можно приглашать на собеседование.

Этап 2. Отбор кандидатов по результатам собеседования

Я многократно наблюдала как в ходе собеседования собственники допускали одну и ту же ошибку. Они не задавали вопросы, пытаясь составить реальную картину, а вовлекали кандидата в свои цели. Часто это выглядит так:

- А вот мы еще хотим CRM систему внедрить, хотим, чтобы можно было вести статистику и аналитику по клиентской базе. А вы умеете все это делать?

- Да, конечно. Все сделаю.

- О, классно! А еще нам вот это надо..!

После такого собеседования победу одержит тот кандидат, который дал максимальное число обещаний.

Используйте время, отведенное на собеседование для понимания уровня профессионализма, типа принятия решений, мотивации и способности брать на себя ответственность. Стрессоустойчивость тоже определяется не пунктом в резюме.

В глубокой юности я проходила собеседование в крупном машиностроительном холдинге. Проводил собеседование директор по маркетингу. Войдя в его кабинет в назначенное время, я застала его за оперативкой с несколькими сотрудниками. Не обратив на меня особого внимания, он дал пачку бумаги в сантиметр высотой и сказал: «Пиши». И я села писать, пока он заканчивал оперативку. Тогда я поняла, что мои вопросы типа: «А что писать?», будут неуместны. Писать то, что написано в резюме - значит поставить крест на карьере в этом холдинге. Поэтому я написала какие ошибки в своей карьере я допустила, как я их устранила и какие выводы сделала. Это была проверка на стресс и на неординарность мышления.

Собеседование лучше начинать с общих вопросов о кандидате. О компании он итак должен знать, раз пришел на собеседование.

Вопрос «Расскажите о себе, чтобы мне стало интересно» отлично подходит для начала. Если потенциальный руководитель увлек вас, значит он сможет увлечь сотрудников и клиентов. Если ничего интересного кроме работы нет, вы будете вынуждены постоянно мотивировать и вовлекать его. Он сам себе неинтересен.

Пока он рассказывает о себе, задавайте уточняющие вопросы. Если говорит о своих качествах, попросите привести пример. Из примера вы узнаете то ли это проявление требуемого качества, которое необходимо для вашей компании.

- Я очень ответственный.

- Расскажите последний случай проявления вами ответственности.

- Ну, руководство поставило срочную задачу пригласить всех клиентов на промо-мероприятие. Времени на все был один день, а клиентов 500. Обзвонами мы точно бы не обошлись. Поэтому я сделал рассылку с просьбой в течение часа ответить на приглашение. Ответили 30% клиентов. А остальных уже обзвонили.

Этот руководитель действительно показал проявление ответственности. Он в деталях рассказал, что, как и для чего сделал.

Обязательно выясните, что он считает своими достижениями и почему для него именно они являются достижениями. Так вы поймете его мотивацию и уровень амбиций.

Не забудьте спросить про ошибки, которые привели к негативным последствиям и как он устранял проблемы. Важно узнать про выводы, которые он сделал и как применил выводы в своей работе. По ответам вы увидите и тип принятия решений, и уровень ответственности, и профессиональную экспертизу, и логику в мышлении.

После общих вопросов переходите к блоку профессиональных. Необязательно строго придерживаться структуры. Просто ведите диалог, а мои рекомендации используйте как чек-лист.

Хороший переход к профессиональным вопросам после обсуждения достижений кандидата.

  • За счет каких решений вы смогли достичь результаты? Ответы дают понимание способности планировать решение. Расскажите как вы строите управление отделом продаж. Смотрим, умеет ли руководитель выстраивать бизнес-процессы.
  • Какая воронка продаж в вашей компании. Необязательно вынуждать раскрывать коммерческую информацию. Достаточно относительных показателей. Важно, чтобы понимал стадии воронки продаж и конверсию из одного этапа в другой.
  • Каким способом стимулировали клиентов делать повторные покупки?
  • Какая структура отдела продаж оптимальная для нашей компании? Этот вопрос позволяет понять, узнал ли потенциальный руководитель о вашей компании и способен ли он предложить решение.
  • Как вы мотивируете менеджеров по продажам? Хорошо бы обсудить и систему мотивации и нематериальные способы.
  • Что вы делаете когда план продаж не выполняется?
  • Каким способом лучше перехватывать клиентов у конкурентов?
  • Как вы информировали покупателей о новых товарах или услугах?
  • Какой средний прирост клиентской базы был при вашем управлении?
  • Что потеряет компания из которой вы уходите после вашего увольнения? Важный вопрос, отражающий способность руководителя ставить систему. Если его ответом будет: «Да у них, вообще, все упадет», то это не наш человек)). Если он скажет: «Ничего не потеряет. Я внедрил систему, она работает. Разве что временно новых идей не будет», - это наш вариант!
  • Что наша компания приобретет, если вы возглавите продажи? Вот тут как раз и смотрите на его планы.
  • Какие методы используете для сбора и управления клиентской базой?
  • По каким показателям оцениваете успешность деятельности отдела продаж?

Задавайте подобные вопросы до тех пор, пока у вас не появится устойчивый образ.

В финальной части собеседования попросите кандидата задать вам вопросы.

По ним вы определите, насколько он в теме. Интересуют ли его детали вашего бизнеса и устройства компании или нет. Правильный руководитель закидает вас вопросами, так как ему важно понять, сможет ли он достичь ваши цели. При отсутствии вопросов - пожелайте удачи и отправьте к конкурентам)).

После собеседования позвоните бывшим работодателям и спросите их мнение о кандидате. Важно слышать не только что говорят, но и как говорят. Вопросы можно задавать идентичные. Если поймете, что ответы у работодателя расходятся с ответами кандидата, поинтересуйтесь по какой причине могут быть расхождения в высказываниях.

ИРИНА ОСТРОВСКАЯ, HR Generalist в компании "Балтийский текстиль"

Из личного опыта, что стоит учесть (не вдаваясь в детали):

  1. Понять, какие результаты нужно получить, через какой срок или какие проблемы решить. Обязательно все по пунктам записать на бумаге. Делать совместно с руководителем компании.
  2. Не всегда нужен лучший специалист на рынке - нужен подходящий к конкретной компании. Для этого необходимо честно учитывать особенности компании (специфика руководства, размеры компании, перспективы, коллектив, рынок и пр.).
  3. Составить список вопросов для собеседования, желательно разделить их по компетенциям или важным для вас "зонам". Обязательно стоит включить вопрос о личных достижениях и личной мотивации в работе.
  4. Составить описание кандидата, далее требования к кандидату, возможно придется после каждого собеседования корректировать список, пока не поймете - список требований самый "адекватный".
  5. Очень неплохо помогают кейсы, составить их достаточно просто, описываете проблему из реальной жизни компании и просите предложить вариант решения, дальше задача только внимательно наблюдать. Не давайте кандидату уходить в пространственные рассуждения.
  6. Не нужно боятся общаться с совершенно разными кандидатами (выберите разных по опыту, сфере деятельности, полу, возрасту и т.д.), так можно понять какой тип кандидатов наиболее подходящий.

Любой продажник уже приготовил для вас всевозможные ответы, поверь мне. И иногда их ответ будет опережать вопрос, Вы в голове уже поставите восклицательный знак, и, Вы попали в мышеловку.

Что я Вам советую: ДЕТАЛИ и НИКАКИХ ШАБЛОНОВ!

  1. Четкие вопросы о каких-то группах продаваемых товаров (сырья, услуг..). Продолжаете его пытать долго и муторно, записываете себе на бумагу все озвученные цифры. Смотрите на реакцию, как он? Плывет, летит, тонет...
  2. Вопросы о подчиненных. Кого обучил? Сколько?и т.д. А в конце вопрос в лоб: сколько телефонов своих учеников (или подчиненных) можете предоставить? Реакция Вас удивит...)

Повторюсь, главный мой совет: ДЕТАЛИ и НИКАКИХ ШАБЛОНОВ!

Продуктивных вам собеседований и профессиональных сотрудников!

Если задача проведения результативного отбора кандидатов для вас актуальна и вам требуется моя помощь - закажите бесплатную консультацию или услугу по сопровождению поиска и найма руководителей у меня.

Я помогу составить вакансию на должность, вместе с вами просмотрю все резюме и покажу, какие из них подходят для следующего этапа, приму участие в собеседовании.

Для нескольких кандидатов я проведу собеседования сама, а вы будете наблюдать. Затем вы будете проводить, а я наблюдать и участвовать. По каждому кандидату я дам детальную обратную связь.

Мы можем работать по скайпу или в вашем офисе.

Кроме того, я помогу составить план для руководителя на испытательный срок.


Ответственный за проведение собеседования по найму руководителя должен соответствовать следующим требованиям:

  • знать структуру компании, ее профильное направление
  • иметь сведения о состоянии дел в компании и о том, почему возникла нужда в новом руководителе
  • обладать коммуникативными навыками
  • владеть техниками стрессовых выпадов
  • понимать вербальные и невербальные сигналы
  • изучить требования компании и определить желаемый психотип кандидата
  • иметь опыт в проведении собеседований на руководящие должности различных структурных подразделений

Ответственный рекрутер должен понимать, что претендент на руководящую должность уже лидер, который этим и отличается от остальных. Он должен понимать, что востребован и самостоятелен, поэтому у такого претендента всегда есть выбор. Поэтому заинтересовать компанией такого кандидата – одна из задач рекрутера.

Руководитель – какой он?

К сожалению, не каждый претендент на руководящую должность соответствует всем требованиям. Редко найдется человек, полностью соответствующий не только профильному направлению предприятия, но и обладающий отработанными навыками управления персоналом.

Максимум на что способно большинство так называемых руководителей — излагать бородатые функции управления персоналом из учебников по менеджменту. Также часто в погоне за лучшей и более оплачиваемой должностью кандидаты склонны преувеличивать свои достижения или профессиональные заслуги.

– выполнить достоверную оценку способностей, личных качеств и соответствия должности руководителя. Какими качествами, навыками и знаниями должен обладать человек, который действительно может быть эффективным руководителем:

  • Высокий уровень интеллекта, инициативность, самоорганизованность, нестандартность мышления.
  • Принятие самостоятельных решений и способность нести ответственность за них.
  • Оптимальное использование новых знаний, инноваций и коммерческих ситуаций.
  • Быстрая адаптация к резкому изменению рыночных условий и организации труда.
  • Адекватные поведенческие реакции на экстремальные ситуации и конфликты.
  • Умение планировать, определять цели, ставить задачи и обеспечивать условия для их выполнения.
  • Обладать переговорными навыками на всех уровнях.
  • Обладание коммуникативными навыками для взаимодействия с партнерами, клиентами, подчиненными и руководством компании.

Пошаговый план собеседования

Проведение собеседования на руководящую должность подразумевает прохождение нескольких этапов от до найма сотрудника в штат компании. Все этапы должны быть распланированы и согласованы между ответственными за его проведение. Традиционно при подборе кандидатов на ответственные должности соблюдается следующий алгоритм:


При проведении самого собеседования необходимо помнить правило: привлечь и удержать лучшего руководителя.

Интервью для эффективного собеседования

На этапе разработки стратегии проведения собеседования необходимо выбрать определенную тактику и следовать ей, чтобы получить структурированные данные о претенденте на должность руководителя. Для этого используются разные методы, в том числе и несколько видов интервью.

Поведенческое интервью позволяет выяснить о кандидате необходимую информацию биографического характера и отследить его манеру поведения, искренность, реакцию на неожиданные вопросы.

Ситуационное интервью предполагает постановку перед кандидатом рабочей задачи или ситуации, которую он должен решить. Уровень эффективности выполнения поставленной проблемы позволит выяснить профессиональные и аналитические способности, коммуникабельность, взаимодействие в группе и . Такие интервью проводятся с использованием заранее подготовленных или шаблонных кейсов.

Структурированное интервью соответствует подготовленному списку вопросов с точными формулировками. К сожалению, такое собеседование достаточно часто применяется работодателями, но оно совершенно неэффективно для подбора на руководящие должности.

Интервью-карусель проводится с привлечением группы лиц из будущих подчиненных, руководства, других отделов. Ставится задача, требующая коллективного решения. Процесс решения поставленной задачи показывает уровень взаимодействия с сотрудниками компании, соответствие профессиональным качествам, постановке целей и распределения обязанностей.

Стресс-интервью достаточно агрессивный метод для выявления таких претендентов, которые будут обладать не только определенными качествами руководителя, но и полностью соответствовать подходящему психотипу. Заключается в создании кандидату дискомфортных условий, например, беседа во время спешки к автопарковке или при решении текущих вопросов. В отвлекающей атмосфере задаются провоцирующие или неудобные вопросы. Такой способ отлично покажет насколько стрессоустойчив будущий руководитель.

Топ-5 каверзных вопросов

Человек, обладающий всеми качествами и смелостью, для того, чтобы заявить о себе, как лидере, скорее всего, точно знает, как ответить на ряд стандартных вопросов, которыми работодатель постарается поставить кандидата в тупик. Гораздо интереснее знать, как реагировать на каверзные вопросы:


При постановке вопросов для кандидата, работодатель должен учесть то, что он в первую очередь хочет получить от будущего руководителя – лидерские качества, профессиональные навыки или то и другое.

Рекомендации для кандидата на руководящую должность

Большинство собеседований проводят обычные линейные менеджеры, и проходят они по стандартным схемам. Если за дело взялся опытный рекрутер или высший состав руководства компании, здесь необходимо подготовиться к сюрпризам. В любом случае, максимально искреннее поведение настроит на самый доброжелательный лад и собеседников. Во время ответов на каверзные вопросы от будущего руководителя ожидают скорее не выяснить суть, а увидеть реакцию и проследить аналитические способности. Поэтому кандидату не стоит стесняться и даже несколько приукрасить действительность, но подойти к ответу творчески.

Во время интервью рекомендуется сохранять спокойствие, уверенно смотреть в глаза собеседнику, задавать вопросы. При подготовке к собеседованию следует максимально , ее профессиональном направлении и принципах работы. Это позволит лучше ориентироваться в том, чего может ожидать будущий работодатель.

В завершении собеседования можно подвести собственный итог, задав вопрос интервьюеру, получил ли он все необходимые сведения. Это создаст впечатление об уверенности в собственных силах и возможностях.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Очень многое в процессе подбора на руководящую должность зависит от рекрутера. От его компетентности, понимания профиля кандидата и поведения. Работала в агентстве по подбору персонала и большинство кандидатов на руководящую должность не воспринимали всерьез молодых девушек по подбору персонала. Многие просили встречи с директором, считая ниже своего достоинства проходить собеседование с простым рекрутером. Директорам компаний нужно иметь в виду этот момент

    Ответить

Добрый вам день, дорогой друг!

В кабинет генерального заходит кандидат. Генеральный: “Я могу уделить вам только пять минут! Мы и так о вас кое-что знаем, мне все ясно”. “Конечно, конечно… я вас не задержу.” — кандидат заметно занервничал. Для чего применяются подобные выпады и жесткие вопросы на собеседовании на руководящую должность, сегодня и поговорим.

Описанный выше диалог — реальная ситуация из практики автора этих строк.

После встречи генеральный, на мой вопросительный взгляд, произнес следующее:

«Зачем так жестко? Друг мой, мы подбираем кандидата на должность операционного директора. Я должен знать, с кем имею дело. Видели как он он замельтешил? Начальники цехов его просто заклюют и все вопросы придется решать мне».

Мы должны быть готовы к подобным поворотам при собеседовании. Особенно если претендуем на должность руководителя.

Следует понимать, что жесткая стадия собеседования не имеет отношения к тому, насколько вы подходите на позицию по своей квалификации или опыту. Она имеет отношение к вам лично.

Обычно руководитель (реже рекрутер) применяет жесткие приемы с одной из двух целей:

  1. Проверить вас на прочность. Можно ли с вами иметь дело, как с равным партнером или вам можно диктовать условия сейчас и в будущем.
  2. Сделать вас слабее. Если вы не отыгрываете “наезд”, впадаете в ступор или проявляете излишние эмоции, которые будут вам мешать, — вы становитесь слабее и вас можно продавить, например по зарплате. До самого дна.

С сильным договариваются, слабому диктуют условия.

Типичные приемы психологической атаки

  • Атака на личность.

“Вы вообще компетентны в этой теме? Как мы будем с вами разговаривать?”

  • Давление статусом

Длительное ожидать в коридоре, ограничение во времени разговора (как в примере, что я привел).

“Вы еще в детсад ходили, когда я разруливал подобные вопросы!”


  • Создание неудобной ситуации

Низкий или слишком высокий стул, свет в лицо из окна.

Испытывая неловкость на уровне тела, — вы не прирастаете силой. Львиная доля вашей энергии уходит на удержание этой неудобной позы.

  • Молчаливый диалог

“Ну вы сначала расскажите, а я послушаю, посмотрю, какой у вас уровень”.

Справедливости ради скажу, что жесткая часть собеседования — именно часть, начальный тест.

От того, как вы его пройдете, во многом зависит и содержание деловой части разговора.

Правила игры

Чтобы выстоять в жестком собеседовании, надо правильно сыграть игры, которые вам предлагают.

Каждый момент времени следует тестировать в каком стадии находится собеседование и в каком вы состоянии находитесь вы.

Важно разделять эмоцию и технологию.


Основной принцип жесткого собеседования — вызвать дискомфортные эмоции. Если вы ведетесь, вы становитесь слабее.

Если вы понимаете: да у меня есть негативные эмоции, но это часть игры, — вы можете идти дальше.

Если вы знаете, что атака статусом — эмоциональная игра, — вы просто играете по этим правилам. Старайтесь отыграть нападение. Если не отыграли — вас опустили на один ранг ниже.

Знайте, что после первой атаки может последовать вторая и дальше, пока вы не опуститесь до дна.

Старайтесь не начинать основную часть разговора, если не восстановили эмоциональное равновесие.

Провокация — часть этой технологии жесткого собеседования.

Стратегии реагирования

Здесь важно понять:

1. Для чего ведется эта игра .

Человека какого типа подбирает себе в команду руководитель. Или зачем это делает рекрутер.

Если это просто проверка на вашу эмоциональную устойчивость, — можете просто игнорировать атаку.

2. Какой статус в дальнейшей беседе и возможно отношениях вас устроит . Если вы хотите показать личную силу человека равного уровня, с которым нужно договариваться, рекомендую избегать следующих ошибок:

а) Игнорировать атаку. Вас сразу зачтут в категорию более слабых. Если подходящий ответ в голову не приходит, — примените . Пошутить? Можете попробовать, если уверены, что будет смешно.

б) Оправдываться. “Ой, я сейчас объясню, дело в том... понимаете…”

Вы сдаете свои позиции.

в) Идти на конфликт

Спорить, доказывать, если вы понимаете, что это атака на вас, а не обычный справедливый вопрос.

Это очень важно разделять.

Худшая стратегия реагирования вести разговор из состояние нужды. Нужда — это страх провалить собеседование. Зависимость от результата, уязвимость от конечного исхода.

Вы как бы становитесь таким маленьким и зависимым от человека напротив.


Маркеры состояния нужды/страха:

  • многословие — словно боитесь опоздать, что вас не услышат, не поймут.
  • отсутствие пауз и вопросов
  • разговор больше о себе, а не задачах компании и партнера
  • неприятие ответа «нет». Вы идете на уступки, потому что боитесь получить ответ «нет».

Наилучшая стратегия реагирования сохранятьдостоинство, внутренний контакт со своей ценностью и пользой, которую вы можете принести.

Убежденность в своей ценности и полезности для людей с которыми вы общаетесь — это и есть состояние достоинства. И ничего не надо доказывать и убеждать.

Из этого состояния достоинства и следует общаться. Как там у Высоцкого: «Такого не обшаришь...»)

Маркеры состояния достоинства:

  • Вы и разговариваете с собеседником, а не со своим внутренним диалогом.
  • Задаете вопросы, .
  • Вы можете начать свободно говорить о нем и его потребностях. В случае нужды вам очень хочется рассказать о себе.


Один из маркеров этого состояния: можете ли сказать фразу: ”Вы можете отказаться...” ?

Просто сделать предложение: “Вы можете сказать «нет» и мы с вами не тратим наше время”. В состоянии нужды очень сложно сказать эту фразу.

Приемы отражения психологической атаки

В этой статье мы говорили, что у вас есть предварительное предложение. Это то, с чем вы идете к руководителю.

Если все же нет, это могут быть ваши преимущества, ответ на вопрос “ ?”. Это ваш конек.

Отражение эмоциональной атаки не является ответом по существу.

Это не оправдание, не опровержение и не спор.

Это мостик на вашего конька.


Ответ в большинстве случаев начинается со слов “Вы совершенно правы…”, или что-нибудь в этом духе. Сопровождается легкой улыбкой кончиками губ. Только не до ушей и не дай бог смехом.

1. Усиление нападения

— Я могу уделить вам только пять минут!

Делаем паузу, — Вы совершенно правы, я думаю хватит и 4 минут чтобы понять стоит ли дальше общаться. Именно поэтому я буду краток и перейду к тому, что хотел бы сказать…

2. Разрыв шаблона

— Не надо портфолио, расскажите быстренько…. И ждет, что будете мельтешить, извиняться...

— Вы совершенно правы. Не стоит показывать. Если вы готовы принять решение на основе короткой устной беседы, — отлично. Важно, что это будет ваше решение...”

Главное, — вы показали, что у вас есть ценность и вы дорожите своим временем, не боитесь уйти.

3. Уточнение содержания

— Я слышал ваши менеджеры не чисты на руку...

— Вы совершенно правы, бывает, сотрудники не чисты на руку ( , помните?). Надеюсь у вас есть весомые аргументы и доказательства. Мы можем посвятить время их разбору или перейти к тому о чем я хотел бы сказать”

У вас нет нужды, вы не боитесь, что работа ускользнет от вас. А когда вы не боитесь, у вас гораздо больше шансов ее получить.

4. Комплимент атаке

“ Вы совершенно правы, Лев Абрамович. Спасибо, что четко и главное громко донесли свою позицию. А теперь послушайте, пожалуйста, мою…”

5. Мне льстит

“Ходят слухи, что с вами нужно держать ухо в остро…”

“ Мне льстит, что человек вашего уровня интересуется мной, но удивляет что стоит на чужих мнениях. Именно поэтому мы можем дать друг другу возможность обсудить этот вопрос в сегодняшней беседе.”

Очень важно, чтобы в ваших ответах не было иронии и тем более издевки.

6. Игра в туман

Об этом приеме подробнее . Также можете применить и другие приемы из этой статьи, чтобы снять волнение.


Итак, подведем итоги:

  1. Различайте деловую и жесткую эмоциональную часть беседы.
  2. В жесткой фазе собеседования есть правила, стратегии реагирования.
  3. Важно постоянно контролировать свое состояние, в какой фазе собеседования вы находитесь.
  4. Отражение любой психологической атаки- это не содержательная дискуссия. Это способ перескакнуть на вашего конька.

Возможно, приемы отражения эмоциональных атак показались вам сложными. Особенно, если вы не из тех, кто за словом в карман не полезет. Действительно, люди часто теряются в случае неожиданных наездов.

Но само понимание того, что это всего лишь трюк — важный шаг к умению отражать атаки и держаться с достоинством. Умение придет постепенно. И послужит вам верой и правдой не только на собеседовании.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте лучшие статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Собеседование - ответственное мероприятие, как для соискателя, так и для руководителя компании: первому нужна работа, а второму - хороший работник. Каким образом будет проводиться собеседование, и какие вопросы услышит соискатель, зависит от того, вакансия на какую должность имеется в организации. Рассмотрим, как проходит собеседование на руководящую должность.

Готовимся к собеседованию

Безусловно, каждый соискатель, перед тем как идти на собеседование, старается как можно лучше к нему подготовиться. И это правильно, ведь именно там можно произвести хорошее впечатление на руководителя и показать свои достоинства и качества, в которых так нуждается компания.

Если организация рассматривает кандидатов на должность руководителя, то во внимание берутся самые выдающиеся из них. Каждая должность требует определенных умений и навыков. Но кандидату на должность руководителя этого недостаточно, ведь он, помимо этого, должен еще и показать какими личностными качествами, опытом и достижениями обладает.

Проводя собеседование на руководящую должность, менеджер захочет досконально изучить претендента со всех сторон. Ему будут задаваться всевозможные вопросы, которые могут затрагивать несколько областей. Особое внимание уделяется:

  • интеллекту;
  • лидерским качествам;
  • новаторскому мышлению;
  • влиятельности;
  • взглядам и суждениям;
  • коммерческой смекалке;
  • стратегическому видению;
  • привлечению ресурсов со стороны;
  • результативности;
  • умению выстраивать отношения с третьей стороной;
  • умению заинтересовывать и управлять взаимоотношениями;
  • опыт работы в международной сфере.

Соискатель, желающий занять руководящую должность, должен хорошо подготовиться. Ему необходимо знать ответ на каждый из перечисленных пунктов. Кроме того, не стоит приводить теоретические знания, здесь следует рассказать о практике, личном опыте.

Как правило, собеседование проходит следующим образом: сначала работодатель должен рассказать о самой должности, обязанностях, возможных перспективах и карьерном росте. Уточняет детали и подробности. Далее, уже соискатель может задать менеджеру или работодателю интересующие его вопросы. Здесь уточним: кандидат не только может, но и должен их задать! Если у соискателя не возникает никаких вопросов во время беседы с руководителем, то он выглядит абсолютно не заинтересованным к работе. Не стоит подготавливать целый список встречных вопросов, вполне достаточно задать около трех-четырех.

Не забывайте, что собеседование проводится с целью узнать как можно лучше кандидатов, «прощупав» их, проверить способности и качества. Уже после того, как вам предложат занять вакантную должность, можно будет задать все интересующие вопросы.

Иногда собеседование начинается с просьбы работодателя к кандидату о том, чтобы тот рассказал о своей жизненной позиции, целях, планах на будущее, трудностях и перспективах. Ответы должны быть исчерпывающими и четкими, поэтому следует подготовить на них ответы заранее.

Вопросы, задающиеся на собеседовании на руководящую должность


Помимо стандартных для всех вопросов на собеседовании (расскажите о себе, о компании, о своих положительных и отрицательных сторонах и прочее), здесь приемлемо задавать характерные для будущих руководителей вопросы. К ним относятся:

  • Какими лидерскими качествами вы обладаете?
  • Расскажите о своих прошлых профессиональных ошибках и извлеченных из них уроках?
  • Умеете ли вы оказывать воздействие на работников?

Кроме того, руководитель может предложить соискателю представить конкретную ситуацию и попросить найти из нее выход. Так как собеседование проходит с целью найти руководителя, вполне возможен следующий вопрос: «Какими качествами должен обладать отличный руководитель?» Ваша задача - их перечислить.

Главное, помните, что для того, чтобы грамотно управлять персоналом, руководителю необходимо обладать следующими качествами:

  • уверенностью в себе;
  • смелостью;
  • мировоззрением;
  • коммуникативными навыками;
  • склонностью к самоанализированию;
  • умением создавать сплоченную команду и управлять ею;
  • умением поддерживать своих подчиненных.

Именно эти качества хорошего руководителя следует выделить, отвечая на поставленный вопрос. Конечно же, при беседе с менеджером или руководителем, не стоит разводить демагогию. Этим вы только утомите собеседника и предстанете в образе болтуна. Но и «голые» факты вашей жизни и опыта тоже будут неуместны, ведь претендент на руководящую должность должен уметь грамотно и красиво говорить, соблюдая золотую середину.

Приводя пример из личного опыта, расскажите о том, как вы смогли выйти из сложившейся ситуации, какие задачи решили, какого результата добились. Соблюдайте последовательность в своем рассказе. Но не стоит постоянно «Якать». Вы можете показаться руководителю выскочкой, что вам абсолютно не нужно.

Как правильно отвечать на вопросы руководителя?

Итак, вы пришли на собеседование, так как желаете занять вакантную должность руководителя. Перед вами сидит работодатель, и от того, как вы проявите себя, зависит дальнейшая карьера. Но как правильно выстраивать диалог и отвечать на вопросы работодателя?

Во-первых, внимательно слушайте собеседника, не отвлекайтесь на посторонние мысли. Услышав вопрос, быстро проанализируйте: что хочет услышать от вас работодатель? Если вдруг вы что-то не поняли в вопросе или не расслышали его, переспросите еще раз. Это будет лучше, чем непонятный или неверный ответ.

Во-вторых, помните, что ответы должны быть грамотно выстроены. У них должны быть начало, середина и, соответственно, окончание. Сначала, коротко опишите ситуацию, возникшую проблему. Затем, упомяните о задачах, которые вы поставили перед собой для решения проблемы.

В середине ответа стоит рассказать о тех проблемах, с которыми пришлось столкнуться в данной ситуации, и о том, как именно вы их решали. В окончании сделайте выводы, опишите те показатели, по которым вы измеряете свои успехи.

Постарайтесь доказать работодателю, что вы в работе всегда нацелены на результат.

Качества для приема на работу


Какими качествами должен обладать соискатель? Конечно же, каждый работодатель устанавливает для себя определенные критерии отбора кандидатов. Но существуют те качества, которые необходимы кандидату на любом собеседовании:

  • уверенность в своих силах;
  • опрятный внешний вид;
  • опыт работы и профессионализм;
  • рекомендательные письма;
  • манера поведения;
  • коммуникабельность.

Помимо этих стандартных для всех соискателей качеств, существуют те, которыми должен обладать каждый руководитель, а именно:

  • способность управлять, организовать работу коллектива;
  • способность работать в команде;
  • быть инициатором, идти на результат;
  • уметь справляться одновременно с несколькими делами;
  • при всей ответственности и серьезности, иметь хорошее чувство юмора.

Хорошо изучите и запомните перечисленные качества, прежде чем отправиться на с работодателем. Но что делать, если соискатель считает, что он вовсе не обладает всеми этими качествами? Отказываться от руководящей должности? Вовсе нет. Очень часто мы способны проявить те или иные достоинства и возможности непосредственно во время работы. Следует просто помнить о данных характеристиках и стремиться к ним. Именно тогда у вас обязательно все получится!

Правила этикета: приём на работу