Описание гимнасток. История художественной гимнастики

Лекция «История развития художественной гимнастики»

Пожалуй, художественная гимнастика по праву считается одним из самых зрелищных видов спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Художественная гимнастика вид спорта, - это женские соревнования в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Современная программа международных соревнований включает многоборье и групповое упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповом упражнении.

Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор, знакомят с народным творчеством, развивают у них любовь к искусству. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.

Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях. Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Большой популярностью пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью. Становление и развитие этого вида гимнастики связано с деятельностью педагогов и тренеров М. Т. Окунева, А. Н. Ларионовой, Ю. Н. Шишкарёвой, В. С. Зинченко, А. М. Семёновой-Найпак, спортсменок А. Р. Башниной, В. К. Сивохиной, Л. Б. Назмутдиновой, Е. В. Бирюк и др. В конце 50-х - начале 60-х гг., после показательных выступлений советских гимнасток в ряде стран, художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) видом спорта. С 1963 в нечётные годы ФИЖ проводит чемпионаты мира, с начала 70-х гг. различными странами организуются крупнейшие международные турниры.

Также значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демени. Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Большая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит французскому педагогу - Франсуа Дельсарту. Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а, следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом «Грамматика художественного жеста» стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан. Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце 19 начале 20 в. широкое распространение получает ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз. Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькро и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмопластических школ «женской гимнастики» в дореволюционной России. В СССР женская художественная гимнастика сразу же получила широкое распространение.

В 1923 была создана «Студия пластического движения», руководимая 3. Д. Вербовой. Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов. Для подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической Культуры в Москве в 1934 была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М.Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры им. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения. Историю советской гимнастики как полноценного вида спорта можно условно поделить на два периода.

Первый период (1947-1963) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики. Первые соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (Таллин в 1947, Тбилиси в 1948), а в 1949 состоялось первое лично-командное первенство страны. В 1950 была опубликована спортивная классификация, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах. Программа для мастеров спорта, введенная в 1954, способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений.

С 1963 начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с 1963) и Европы (с 1978),что предопределило создание ещё одной международной организации, а именно – Европейской Федерации Гимнастики (UEG). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (1984).

Программа I конкурса (1947) состояла из произвольных композиций. Судейство осуществляло жюри конкурса. На II конкурсе (1948) гимнастки выполняли обязательное упражнение без предмета с элементами акробатики и произвольное с предметом. Зачет был только командный, без определения личного первенства.

Программа первого лично-командного первенства страны (1949) была более прогрессивной и состояла из четырехборья. Существенное значение для развития вида спорта имело введение Единой классификации. Для всех разрядов программа состояла из обязательного упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с элементами акробатики, гимнастического прыжка (в младших разрядах - с мостика, в старших - с трамплина), кроме того, в I разряде и разряде мастеров спорта - произвольного упражнения без предмета и с любым предметом.

Из последующих классификационных программ были исключены гимнастический прыжок во всех разрядах, упражнения с элементами акробатики у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Больший вес приобрели упражнения с предметами в произвольной интерпретации. С 1967 программа мастеров спорта максимально приблизилась к международной: были введены групповые упражнения с предметами, определены виды предметов (скакалка, мяч, обруч, лента, булавы).

Одновременно с программой совершенствовались правила соревнований. Они определили виды и правила проведения соревнований, основные требования к композиции и исполнительскому мастерству гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях. В правилах 1955 у мастеров спорта предусматривалось 4 элемента I группы трудности, в 1967 - 6 в упражнении без предмета и 5 с предметом, в 1977 их было уже 8, 3 из которых, должны были выполняться левой рукой. Параллельно усложнялась расценочная таблица элементов и соединений, дифференцировались сбавки за возможные ошибки, уточнялась их градация.

В 1941 в Ленинграде состоялся первый чемпионат города, где победила Ю. Шишкарева, спустя шесть лет в Таллине прошел I Всесоюзный конкурс, а в 1949 в Киеве - первый чемпионат СССР. Командное первенство выиграли москвички, абсолютной чемпионкой СССР стала Л. Денисова. С 1955 лучшие советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями. В 1960 в Софии прошла первая официальная международная встреча сборных СССР, Болгарии и Чехословакии. В ноябре 1963 была создана Федерация художественной гимнастики СССР. В том же году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира.

Титул абсолютной чемпионки завоевала москвичка Людмила Савенкова. Две золотые медали в отдельных видах многоборья на чемпионате мира 1969 в Варне, завоевала Галима Шугурова. Четыре раза она становилась абсолютной чемпионкой СССР (1970, 1972, 1973, 1978). А в 1978 была провозглашена первой абсолютной чемпионкой Европы. В 1977 появилась новая королева мировой гимнастики Ирина Дерюгина - пятикратная абсолютная чемпионка СССР, обладательница Кубка СССР (1975-1979), неоднократная чемпионка мира и Европы в отдельных упражнениях. В 1979 году на чемпионате мира в Лондоне Ирина Дерюгина стала победительницей в многоборье. А серебряным призером в многоборье и чемпионкой мира в упражнение с лентой стала Елена Томас. Она же стала абсолютной чемпионкой СССР в 1980году. В 1982 году абсолютной чемпионкой Европы стала Даля Куткайте. Абсолютной чемпионкой СССР в 1981 году стала Ирина Девина, а в 1985-1986 гг. Галина Белоглазова.

Олимпийский дебют художественной гимнастики состоялся лишь в 1984 в Лос-Анджелесе. Чемпионкой стала канадка Лори Фанг, а главные соперницы - советские и болгарские спортсменки, из-за бойкота этой Олимпиады социалистическими странами, не принимали в ней участия. Во всех последующих Играх побеждали славянки.

На Олимпиаде в Сеуле (1988) чемпионкой стала Марина Лобач из Белоруссии, в Барселоне (1992) - Алаксандра Тимошенко, в Атланте (1996) - Екатерина Серебрянская (спортсменки из Украины). В Сиднее (2000) олимпийской чемпионкой стала Юлия Барсукова из России. На Олимпиаде 2004 года в Афинах золото завоевала Алина Кабаева.

Основные средства современной художественной гимнастики.

Основными средствами современной художественной гимнастики являются:

· упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);

· упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);

· элементы классического танца;

· элементы народных танцев;

· элементы историко-бытовых и современных танцев;

· акробатические упражнения;

· ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);

· элементы пантомимы;

· элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);

· упражнения из других видов спорта.

Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения. Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности. Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения. Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости. Перечисленные выше особенности художественной гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка и т. п.), гимнастка должна обладать сообразительностью, смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху. Одна из существенных особенностей художественной гимнастики - значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).

Правила соревнований.

Упражнения в художественной гимнастике выполняются не на снарядах, а со снарядами(гимнастическими предметами). Оценки выставляются за выполнение упражнений с каждым снарядом, но медали и места распределяются по сумме всех набранных очков. Оценка производится по трем критериям - за сложность, артистичность и технику выполнения. В личном зачете гимнастки выполняют упражнения с 4 предметами из 5 существующих. Выбор зависит от текущего олимпийского цикла. Упражнения. Во время выполнения упражнений гимнастки должны использовать всю площадь ковра. В работе с предметами должны участвовать обе руки. Предметы должны постоянно находиться в движении, в противном случае начисляются штрафные баллы. Упражнения должны длиться 75-90 секунд. За каждую просроченную (меньше или болше указанного промежутка) секунду начисляется 0,05 штрафных балла. Каждая гимнастка обязана закончить упражнение так, чтобы касаться предмета какой-либо частью тела и одновременнно с окончанием музыки. Во время выполнения упражнений тренеру запрещается разговаривать со спортсменкой или судьями.

Судейство Три группы судей оценивают различные элементы упражнения. Техническое жюри оценивает уровень сложности. Художественное жюри оценивает композицию только с артистической точки зрения. Судьи следят за хореографией исполнения, выбором предметов, движениями тела, оригинальностью и мастерством. Они также оценивают музыкальное сопровождение. Исполнительское жюри оценивает степень совершенства владения снарядами, выразительность, виртуозность и технические ошибки.

Гимнастические предметы. Упражнения выполняются на гимнастическом ковре площадью 13 кв.м, окруженном дополнительной площадью для страховки.

· скакалка
Скакалка сделана из пеньки или подобного материала, не имеет стандартной длины, потому что длина зависит от роста гимнастки.

· обруч
Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г.

· мяч Мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес - не менее 400 г.

· булавы Используются две бутылочной формы булавы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся небольшим закруглением. Изготавливаются из дерева или пластика. Вес каждой - не менее 150 г. Имеют широкую часть - тело, узкую - шейка, и круглый наконечник - головка (максимальный диаметр - 30 мм).

· лента Лента длиной 6 м изготавливается из атласа или подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной

Художественная гимнастика - относительно молодой вид спорта, возник в России в конце 19го, начале 20го века как способ выражения движения. За сравнительно небольшой срок этот прекрасный вид спорта завоевал мировую известность, стал олимпийским и на данный момент трудно найти страну, в которой бы не существовало художественной гимнастики. В настоящее время существует множество великолепных гимнасток по всему миру, а также огромное количество их поклонников.

Художественная гимнастика возникла благодаря слиянию воедино нескольких движений:

1. Эстетическая гимнастика - возникла благодаря Франсуа Дельсарту (1811-1870) - он провозгласил, что у тела есть собственный язык; так появилось выражение «поэзия тела». В тот период распространялось увлечение античностью, в которой совершенствованию тела придавалось огромное значение. Он изобрёл принципы выразительности, которые имеют огромную ценность в развитии гимнастики: принцип связи между эмоциональным состоянием и телодвижениями, принцип слитности и вклучения многих частей тела и мышц в движение (пружины, волны), принцип противоставления при передвижении, например разноимённые положения рук и ног.

2. Ритмической гимнастика - разновидность оздоровительной гимнастики, важным элементом которой является музыкальное сопровождение, возникла благодаря Эмилю Жак дель-Крозу (1865-1950) - преподаватель музыки и пения из Женевы, который использовал обучение ритму как подготовку к игре на музыкальном инструменте. Позже Далькроз стал пропагандировать ритмику и как способ воспитания воли, укрепления физического и душевного здоровья, гармонического развития человека.

3. Танцевальная гимнастика - изобретена Жоржем Демини (1865 – 1950 гг.) – Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на расслабление и растягивание мышц, танцевальных движений и упражнений с предметами: булавами, палками, венками и т.д., которые сопутствовали развитию гибкости, ловкости, хорошей осанки, грациозности и плавности движений.

4. Свободный танец был придуман Айседорой Дункан (1877-1927) – которая взбунтовалась против догм классического балета и заменила их на движения, в которых были смешаны спорт и искусство. Идеалом Дункан были «прекрасно естественные» движения античной пляски, простые движения ходьбы и бега. Она первой из танцовшиц отказалась от корсета и трико и выступала в свободной тунике и босиком. И также Айсидора Дункан использовала в своих танцах шарфы, напоминающие современную ленту.

Слияние воедино этих 4х направлений повлияло на возникновение художественной гимнастики – этого изящного вида спорта, которая по сей день сочитает в себе танец и гимнастическую сложность, эстетику и грацию.

В апреле 1941 года, был организован первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике в Советском Союзе. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, так же как и всего советского спорта практически остановилось из-за Великой Отечественной Войны.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 - создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, включая в себя всё большее количество молодых спортсменок.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 - соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики. В 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехославакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта в 1963 году. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы. Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

С 1984 года - олимпийский вид спорта. Сильнейшими странами в этом виде спорта с момента возникновения и до конца 80хх являлись Советский Союз и Болгария. После распада Советского Союза на арене появились несколько сильнейших школ из бывших советских республик: Россия, Украина, Белоруссия, а также Болгария. Также доминантными оставались страны Европы: Франция, Испания, Италия и Германия. А в последнее время также Израиль присоединился к числу сильнейших команд в мире художественной гимнастики.

До недавнего времени это был исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века - благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Художественная гимнастика - это вид спорта, в котором выполняются под музыку различные гимнастические и танцевальные упражнения без предметов или с предметами (ленты, скакалки, обручи, булавы, мячи).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например - обручи и мячи) или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповом упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не менее 1 минуты 15 секунд и не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) – олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).

Выступления с недавнего времени оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года - олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века - благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.


История.

Художественная гимнастика - достаточно молодой вид спорта, который обязан своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал общемировую признательность и имеет многочисленных поклонников по всему миру.

В 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: «эстетической гимнастики» - Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» - Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» - Жоржа Демини и «свободного танца» - Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

В апреле 1941 года, был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е гды развите художественной гимнастики, так же как и всего советского спорта практически остановилось из-за Великой Отечественной Войны.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 - создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 - соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 - всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастики начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехославакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходит первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид - соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде, советская гимнастка Галима Шугурова, становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

1980 - стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анжелесе канадка Лори Фанг.

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте - Екатерина Серебрянская, в Сиднее- Юлия Барсукова, в Афинах - Алина Кабаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.


Система оценок и судейство.

Международная федерация гимнастики в 2001, 2003 и 2005 годах меняла систему оценок для того, чтобы подчеркнуть технические элементы и уменьшить субьективность оценок. До 2001 года оценка выставлялась по 10-и балльной шкале, в 2003 была изменена на 30-и балльную шкалу и на 20-и балльную шкалу в 2005.

Нельзя не отметить тот факт, что художественная гимнастика, вернее оценка результатов выступлений - вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из-за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток - лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты - мочегонные средства, которые, в свою очередь, запрещены антидопинговым комитетом.

Особенности художественной гимнастики.

Первые шаги в художественной гимнастике желательны в очень юном возрасте - в 3-5 лет, т.к организм ребенка гараздо более восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Если сравнивать художественную гимнастику со спортивной гимнастикой, то художественная - более безопасный и доступный вид спорта. Однако предъявляются довольно высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие спорстменки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, выносливость, ловкость, дисциплинирует человека, совершенствуя его тело, учит владеть им красиво и грациозно, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Поздышева Анастасия

Доклад на тему: Художественная гимнастика. Её история, развитие. Особенности вида спорта, судейство. Всё это содержится в докладе Поздышевой Анастасии, ученицы 7 "А" класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Реферат на тему

«Художественная гимнастика»

Подготовлен: Ученицей 7а класса

Поздышевой Анастасией

Преподаватель: Гумарова

Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург

2016

Художественная гимнастика - вид спорта , выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка , обруч , мяч , булавы , лента ).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или один вид предметов (например, пять мячей, пять пар булав), или одновременно два вида (например, обручи и мячи). Победители определяются в многоборье , в отдельных видах и групповых упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы . Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) - олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе.

В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года - олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века, благодаря усилиям японских гимнастов, стали проводиться соревнования и между мужчинами.

История

Художественная гимнастика - сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра . За небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировое признание и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

В 1913 году на Высших курсах П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами её стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: « эстетической гимнастики » - Франсуа Дельсарта , «ритмической гимнастики» - Эмиля Жака дель-Кроза , «танцевальной гимнастики» - Жоржа Демини и «свободного танца» - Айседоры Дункан . Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

В апреле 1941 года , был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, как и всего советского спорта, практически остановилось из-за Великой Отечественной войны .

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В - создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1964 - соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастике, с - всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта . Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию , Францию , ФРГ , Чехословакию , Югославию .

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид - соревнование по групповым упражнениям. В в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде , советская гимнастка Галима Шугурова , становится обладательницей Европейской короны. В период с по чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с по , проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

Олимпийская история

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве , на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году , когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анджелесе канадка Лори Фанг .

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач , Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне , в Атланте - Екатерина Серебрянская , в Сиднее - Юлия Барсукова , в Афинах - Алина Кабаева , в Пекине - Евгения Канаева , в Лондоне - Евгения Канаева . Начиная с Олимпийских Игр в Атланте , художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

Система оценок

До 2001 года оценка выставлялась по 10-балльной шкале, что было изменено на 30-балльную шкалу в 2003 и на 20-балльную шкалу в 2005. С 2009 года действует 30-балльная шкала оценивания. С 2013 года оценка снова выставляется по 20-балльной шкале.

Выступление гимнасток оценивают три бригады судей :

  • Трудность (D) оценивают две подгруппы судей - D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2: (D1+D2)/2.
  • Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи;
  • Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют сбавки за ошибки;
  • На любых соревнованиях обязательно работает судья-координатор, следящий за формальной стороной выступления (например, количество предметов на площадке, выходы за площадку и т. д.).

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Художественная гимнастика в различных странах

На протяжении своего существования несколько стран всегда занимали лидирующие позиции в развитии этого вида спорта. В начале появления на мировой арене (с 1960 года ) это был СССР, затем Болгария (НРБ ). В период с 1960 до 1991 года основная конкурентная борьба проходила между гимнастками этих двух стран, причём доминирующие позиции, за исключением некоторых периодов (например, - 1977 года ), занимали болгарские гимнастки. Представительницы других государств реально могли претендовать лишь на отдельные серебряные, а чаще бронзовые медали. Картина сильно поменялась со времени развала СССР в 1991 году и появлении на карте мира новых независимых государств. Начало 90-х годов 20-го века можно считать одновременно расцветом украинской художественной гимнастики и крахом болгарской и российской школ. Однако, если российская художественная гимнастика к началу 21 века возродилась с новой силой, то болгарские спортсменки так и не смогли выйти из кризиса. В настоящее время (2011 год ) практически безраздельное лидерство принадлежит российским гимнасткам. Существенные результаты показывают также спортсменки Украины , Белоруссии , Азербайджана . . Вряд ли можно говорить о существовании собственных школ и стилей художественной гимнастики в этих странах, но отдельным талантливым спортсменкам время от времени удаётся потеснить с пьедестала признанных лидеров.

Художественная гимнастика в России

В России художественная гимнастика небезосновательно считается одним из популярнейших видов спорта. Нет города или крупного посёлка городского типа, где бы ни занимались этим спортом. Неспроста на летних олимпийских играх большинство чемпионов по художественной гимнастике - россиянки. Их имена знакомы нам и всему миру: Алина Кабаева, Юлия Барсукова, Ирина Чащина, Евгения Канаева, Дарья Дмитриева, Дарья Кондакова и другие, не менее достойные спортсменки.

Особенности спорта

Тренировки гимнасток младшего возраста ограничиваются несколькими часами в день. Старшего возраста - доходят до четырнадцати часов в день. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-23 лет, и только единицы продолжают соревноваться в более старшем возрасте.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой , то художественная - более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес , поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике и в фитнес-аэробике большинство участниц - бывшие гимнастки.

Судейство . Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства (подобно тому, как это сейчас происходит в фигурном катании ) или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Допинг

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают, конечно же, не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток - лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты - мочегонные средства (диуретики ), которые, в свою очередь, запрещены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) .

Лучшие гимнастки России


Алина Кабаева – заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, родилась в Ташкенте в 1983 году. Является победительницей Олимпийских игр в Афинах, которые проходили в 2004 году. В 2000 году Алина принимала участие на Олимпийских играх в Сиднее и заняла 3 место, получив бронзовую медаль. На данный момент Алина Кабаева является двукратной абсолютной чемпионкой мира, пятикратной чемпионкой Европы и шестикратной чемпионкой России. Она получила орден дружбы за заслуги перед своей родиной 4 степени.
Первый свой чемпионат Европы она выиграла после 2 лет тренировок в сборной России, на тот момент девочке было всего 15 лет, и уже через год в 1999 году стала Чемпионкой мира.

Ляйсан Утяшева заслуженный мастер спорта России по художественной гимнастике. Эта спортсменка много раз побеждала международные соревнования, показывая превосходную технику выполнения. На сегодняшний день она является шестикратной чемпионкой Европы и чемпионкой мира. В 2002 году Утяшева стала чемпионкой Европы в командном зачете, а так же обладательницей Кубка мира.
Родилась юная спортсменка в поселке Раевский Альшеевского района, в семье историка и библиотекарши в 1985 году. Заниматься художественной гимнастикой она начала в 1994 году, а в 1999 стала мастером спорта России, после чего и началась ее успешная карьера.

Ирина Чащина - серебряный призер Олимпийских игр, а так же заслуженный мастер спорта. Заниматься гимнастикой девочка начала в 6 лет, еще она очень увлекалась музыкой, но со временем полностью перешла на художественную гимнастику и стала участвовать в индивидуальных упражнениях. Когда Ирине исполнилось 12 лет, она стала входить в сборную России по художественной гимнастике и постоянно участвовать на соревнованиях и ездить на сборы, которые проходили в Москве. На Олимпиаде в Афинах спортсменка стала обладательницей серебряной медали в разделе многоборья. За время своей спортивной карьеры Ирина завоевала огромное количество престижных наград и медалей в разных категориях художественной гимнастики.

Ольга Капранова – многократная чемпионка Европы и мира имеет титул заслуженного мастера порта России по художественной гимнастике. Ольга пришла в спорт в возрасте 7 лет и с того времени добилась высочайших результатов, пик карьеры гимнастки начался с 2003 года, в то время она была одной из лучших гимнасток в сборной, претендуя на 1 место. Ольга Карпанова является десятикратной чемпионкой мира. Самый тяжелый период своей карьеры спортсменка переживала в 2009 году, когда у нее были превосходные достижения, сменяемые серьезными провалами и неудачами, это подтолкнуло ее к завершению своей карьеры и переходу на тренерскую деятельность.
Родилась выдающаяся спортсменка 6 декабря 1987 года в городе Москва. С самого начала своей спортивной карьеры девочка просто влюбилась в художественную гимнастику и поставила перед собой самые трудные цели по достижению лидерства в этом тяжелом спорте.

Вера Сесина - заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, родилась в 1986 году 23 февраля. Выступая в индивидуальных упражнениях, девочка добилась очень высоких результатов. В 2002 году она завоевала 3е место на Кубке мира. В 2005, 2006 она занимала первые места на Чемпионате Европы в разных номинациях. В 2007 стала чемпионкой мира по командному зачету и серебряным призером в многоборье. Первое знакомство с художественной гимнастикой произошло в семилетнем возрасте, когда она начала заниматься в родном Свердловске, но уже в 2001 году спортсменка стала жить и тренироваться в Москве под предводительством знаменитого тренера И.А. Венер.

Мужская художественная гимнастика

Несмотря на свой статус непризнанного вида спорта, мужская художественная гимнастика существует сразу в двух вариантах. За звание пионера в развитии этого направления борются Испания и Япония . Но их варианты мужской гимнастики принципиально разнятся.

В испанском варианте никто и ничего не обустраивал специально под мальчиков, тут мальчики подстраиваются под правила, написанные для девочек. Набор предметов тот же – обруч, мяч, булавы, лента, – критерии оценивания те же. С 2005 года на национальных чемпионатах Испании мальчики допускались к участию вместе с девочками. Это было возможным, поскольку не существовало положения, запрещающего проводить подобные соревнования. Согласно регламенту, каждое автономное сообщество имело право представить 10 участников: 8 девочек-гимнасток + 2 открытые категории, в которую попадали мальчики или гимнастки из других стран. То есть, дискриминация происходила и тогда – оба места в открытой категории могли занять иностранные девочки-гимнастки. Когда же в 2009 году Международная федерация гимнастики официально заявила, что художественная гимнастика – женский вид спорта, где не прописаны правила для участия мужчин, испанские гимнасты начали борьбу за равноправие и восстановление справедливости. Результатом стало решение Федерации гимнастики Испании провести первый национальный чемпионат по художественной гимнастике среди мужчин. На международных соревнованиях гимнасты соревнуются в одной категории с девочками. Так, например, на турнире в Париже 2011 года испанский гимнаст Рубен Ориуэла обыграл девочек из Украины, Болгарии, России…

Рубен Ориуэла заслуживает особого внимания. Он – первый чемпион своей страны, гордость и «отец» испанской мужской художественной гимнастики. Именно по его инициативе и при его активнейшем участии в 2009 году гимнасты добились проведения первого чемпионата среди мужчин.

В отличие от испанской, японская гимнастика мало похожа на привычную нам художественную гимнастику. Здесь спортсмены соревнуются по своим специальным правилам, одеты они не в лосины, а в брюки, и, судя по их сумасшедшим выступлениям, девочкам тут не место.

Японская ритмическая гимнастика представлена в двух дисциплинах – групповой и индивидуальной. Группы состоят из шести человек и выполняют упражнения без предметов. Индивидуальные гимнасты выступают с предметами, но не такими, как в художественной гимнастике. Это кольца, трость, булавы (тяжелее и больше, чем у девушек) и скакалка. В мужской ритмической гимнастике делается акцент на скорости, силе, координации. В индивидуальной программе все это выглядит как «суровая» художественная гимнастика с элементами акробатики – без намека на изящность, грацию, без красивых перекатов предмета и элементов на гибкость, зато с демонстрацией невероятного владения тела. Выступления в групповой программе производят сильное впечатление – гимнасты выделывают такое, от чего захватывает дух и становится страшно за их здоровье. Например, в течение 30 секунд спортсмены аккуратно выстраиваются в пирамиду, а потом за секунду падают с нее на ковер под углом в 90 градусов.

Впервые японскую ритмическую гимнастику продемонстрировали на Кубке мира в 1986 году в качестве показательного выступления. Со временем этот вид спорта становился все популярнее в Японии и распространялся в другие страны. В 2005 году для развития мужской ритмической гимнастики в России Ирина Винер пригласила японского тренера. Под его руководством готовился к чемпионату мира Александр Буклов – первый российский чемпион мира по мужской ритмической гимнастике.

Художественная гимнастикасегодня - это не просто вид спорта. Это тандем гармонирующих друг -другу искусства и спорта.Художественная гимнастика не ограничиваетсясилой, выносливостью и ловкостью.Перед спортсменками стоит довольно непростая задача: они должны чувствовать ритм, подбирать к нему выразительные движения. Другими словами: гимнасткидолжны воспитывать в себеэстетическую духовность.

Сложные комбинации, состоящие из гимнастических, акробатических,танцевальных, плавных, гибких, пластичных упражненийс предметами (скакалка, обруч, лента, мячик), в сопровождении красивой музыки- Вот что такое Художественная гимнастика. Детская художественная гимнастикаспособствует гармоничному физиологическому развитию, помогает развиваться эстетически,формирует вкус


Благодаря взаимосвязи гимнастики и балета – вырабатывается координация и выразительность каждого движения (включая пластику, чувство ритма, грацию, и даже артистичность.) Основой любого танца является классическая хореография, которая дает базовые и фундаментальные уроки. (растяжка, гибкость, силовые нагрузки) Такая хореография актуальна и просто в повседневной жизни- хорошая осанка, плавная походка… Стать устойчивее и лучше ориентироваться в пространстве, улучшить навык самостраховки поможет акробатика- неотъемлемая базовая часть любого вида танцев, спорта.



исполнение





Как уже писалось, художественная гимнастика предполагает наличие предметов: (скакалка, обруч, лента, мячик) но иногда гимнастки выступают без них.Но вот на соревнованияхмирового класса наличие предметов обязательно.Победители соревнований определяются в отдельных видах упражнений и в групповых упражнениях







Раньше спортсменки выступали подфортепиано или какой-либо другой инструмент. Сейчас используютсяоркестровые фонограммы.Выбор музыки – личное дело гимнастки и тренера. На каждое упражнение отводится не более1.5. минуты.Гимнастический ковер. На котором показываются упражнения -13х13 метров. Классическое многоборие – это 4 упражнения (олимпийская дисциплина) Гимнастки. Выступающие в индивидуальном первенстверазыгрывают комплекс наград в отдельных видах упражнений. (кроме Олимпийских игр).





Художественная гимнастика – это довольно молодой вид спорта. Появилась она благодаря мэтрам балета великого Мариинского театра. Художественная гимнастика быстро завоеваламировое признаниеи стала очень популярным видом спорта.





В 1913 годув Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта начала свою школа художественного движения. Первые преподавателиэтой школы- известные во всем мире Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак.



Вапреле 1941 годаучениками, выпускниками и преподавателями школыбыл проведен первый чемпионатЛенинграда по художественной гимнастике. А в 1948 году прошелпервый чемпионат СССР по художественной гимнастике











К Олимпийским видам спорта гимнастика присоединилась в 1980 году.В разное время Олимпийскимичемпионками были:Марина Лобач (СССР), Яна Батыршина, Екатерина Серебрянская, Юлия Барсукова, Алина Кабаева, Ирина Чащина.

В начале появления художественной гимнастики на мировой арене лидирующие позиции занимал СССР. А затем Болгария (НРБ) Гимнастки этих 2-х стран соревновались долгое время (период с 1960-по 1991)

В период соревнований гимнасток этих двух стран. Гимнастки других стран претендовали лишь на серебряные. А чаще на бронзовые медали.После развала СССР картина поменялась(появилось множество независимых государств) 90-е годы XX века – это расцвет украинской художественной гимнастики и крах болгарской и российской школ







Российская художественная гимнастика значительно подняласьк началу XXI века. На 2011 годпочти ни с кем не делимое лидерство принадлежит российскимгимнасткам. Высокие результатыдемонстрируютгимнастки Украины, Белоруссии. Азербайджана

Художественная гимнастика очень популярна в Испании, Канаде, Италии Японии, Франции, Израиле… Некоторым спортсменкам - представительницам этих стран иногда удается потеснитьпризнанных лидеров





В России нет ни одного города, или крупного поселка, где бы не занимались художественной гимнастикой.Поэтому на летних Олимпийских играх большинствочемпионов – россиянки





Особенности художественной гимнастики

Тренировки гимнасток младших групп длятся несколько часов в день, старших групп- до14 часов в день. В 14-16 летмногие гимнасткипереходят в спортивный балет. Только единицы продолжают карьеру до 20-22 лет




Девушка. Занимающаяся художественной гимнастикойможет с легкостью освоить любой вид танца







Художественная гимнастика - необыкновенное сочетание гармонии души и тела.



Х удожественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировую признательность и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

Х удожественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет.

З начительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850 — 1917 гг.). Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Б ольшая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит другому, французскому педагогу Франсуа Дельсарту (1811-1871 гг.). Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом «Грамматика художественного жеста» стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927 гг.). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

Н аряду с гимнастикой выразительных движений в конце ХIХ — начале XX в. широкое распространение получает ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз (1865 — 1914 гг.). Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

С истемы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмо-пластических школ «женской гимнастики» в дореволюционной России.

С первых дней существования Советского государства на предприятиях, заводах, фабриках, в учебных заведениях начали создаваться группы женской гимнастики. Их целью было укрепление здоровья, повышение работоспособности, развитие физических качеств женщин. Однако уровень занятий в этих группах был невысок. В то время особенно остро ощущался недостаток в подготовке квалифицированных кадров для работы с женскими коллективами.

В 1923 г. по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского была создана «Студия пластического движения», руководимая З.Д. Вербовой. Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию, биомеханику, политграмоту. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.

Д ля подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической Культуры в Москве в1934 г. была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М.Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию «эстетической гимнастики» Ф. Дельсарта, «ритмической гимнастики» Ж. Далькроза, «танцевальной гимнастики» Ж. Демени и «свободного танца» Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

"Высшая школа художественного движения" при институте физической культуре им. П.Ф. Лесгафта. Ленинград 1935 год.

В 1945 г. была создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в1963 г. в федерацию СССР. В1948 г. прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

И сторию советской гимнастики как полноценного вида спорта можно условно поделить на два периода.

П ервый период (1947-1963 гг.) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики.

П ервые соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (в Таллине в1947 г., в Тбилиси в1948 г.). С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 - соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 - всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). Спортивная классификация, опубликованная в1950 г., сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах. Программа для мастеров спорта, введенная в1954 г., способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений. В 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехославакию, Югославию.

П осле этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

П одводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

С 1963 г. начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с1963 г.) и Европы (с1978 г.). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр.

П рограммы и правила соревнований определяют тенденцию развития художественной гимнастики.

П рограмма I конкурса (1947 г.) состояла из произвольных композиций. Участников судило жюри конкурса. На II конкурсе (1948 г.) гимнастки выполняли обязательное упражнение без предмета с элементами акробатики и произвольное с предметом. Зачет был только командный, без определения личного первенства.

П рограмма первого лично-командного первенства страны (1949 г.) была более прогрессивной и состояла из четырехборья. Существенное значение для развития вида спорта имело введение Единой классификации. Для всех разрядов программа состояла из обязательного упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с элементами акробатики, гимнастического прыжка (в младших разрядах — с мостика, в старших — с трамплина), кроме того, в I разряде и разряде мастеров спорта — произвольного упражнения без предмета и с любым предметом.

И з последующих классификационных программ были исключены гимнастический прыжок во всех разрядах, упражнения с элементами акробатики у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Больший вес приобрели упражнения с предметами в произвольной интерпретации. С1967 г. программа мастеров спорта максимально приблизилась к международной: были введены групповые упражнения с предметами, определены виды предметов (скакалка, мяч, обруч, лента, булавы).

О дновременно с программой совершенствовались правила соревнований. Они определили виды и правила проведения соревнований, основные требования к композиции и исполнительскому мастерству гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях.

В постоянно обновляющихся правилах отражается тенденция развития вида спорта, и, в первую очередь, рост трудности произвольных упражнений. Так, если в правилах1955 г. у мастеров спорта предусматривалось 4 элемента I группы трудности, в1967 г. — 6 в упражнении без предмета и 5 с предметом, то в1977 г. их было уже 8, 3 из которых должны были выполняться левой рукой. Параллельно усложнялась расценочная таблица элементов и соединений, дифференцировались сбавки за возможные ошибки, уточнялась их градация.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид - соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде, советская гимнастка Галима Шугурова, становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

Олимпийская история

1980 г. стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в1984 г. когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анжелесе канадка Лори Фанг.

С пустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте - Екатерина Серебрянская, в Сиднее - Юлия Барсукова, в Афинах - Алина Кабаева, в Пекине - Евгения Канаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

Х удожественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировую признательность и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

Х удожественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет.

З начительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850 – 1917 гг.). Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Б ольшая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит другому, французскому педагогу Франсуа Дельсарту (1811-1871 гг.). Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом “Грамматика художественного жеста” стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927 гг.). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

Н аряду с гимнастикой выразительных движений в конце ХIХ – начале XX в. широкое распространение получает ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз (1865 – 1914 гг.). Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

С истемы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмо-пластических школ “женской гимнастики” в дореволюционной России.

С первых дней существования Советского государства на предприятиях, заводах, фабриках, в учебных заведениях начали создаваться группы женской гимнастики. Их целью было укрепление здоровья, повышение работоспособности, развитие физических качеств женщин. Однако уровень занятий в этих группах был невысок. В то время особенно остро ощущался недостаток в подготовке квалифицированных кадров для работы с женскими коллективами.

В 1923 г. по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского была создана “Студия пластического движения”, руководимая З.Д. Вербовой Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию, биомеханику, политграмоту. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.

Д ля подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической Культуры в Москве в1934 г. была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М.Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию «эстетической гимнастики» Ф. Дельсарта, «ритмической гимнастики» Ж. Далькроза, «танцевальной гимнастики» Ж. Демени и «свободного танца» Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

"Высшая школа художественного движения" при институте физической культуре им. П.Ф. Лесгафта. Ленинград 1935 год.

В 1945 г. была создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в1963 г. в федерацию СССР. В1948 г. прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

И сторию советской гимнастики как полноценного вида спорта можно условно поделить на два периода.

П ервый период (1947-1963 гг.) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики.

П ервые соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (в Таллине в1947 г., в Тбилиси в1948 г.). С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 - соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 - всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). Спортивная классификация, опубликованная в1950 г., сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах Программа для мастеров спорта, введенная в1954 г., способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений. В 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехославакию, Югославию.

П осле этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

П одводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

С 1963 г. начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с1963 г.) и Европы (с1978 г.). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр.

П рограммы и правила соревнований определяют тенденцию развития художественной гимнастики.

П рограмма I конкурса (1947 г.) состояла из произвольных композиций. Участников судило жюри конкурса. На II конкурсе (1948 г.) гимнастки выполняли обязательное упражнение без предмета с элементами акробатики и произвольное с предметом. Зачет был только командный, без определения личного первенства.

П рограмма первого лично-командного первенства страны (1949 г.) была более прогрессивной и состояла из четырехборья. Существенное значение для развития вида спорта имело введение Единой классификации. Для всех разрядов программа состояла из обязательного упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с элементами акробатики, гимнастического прыжка (в младших разрядах – с мостика, в старших – с трамплина), кроме того, в I разряде и разряде мастеров спорта – произвольного упражнения без предмета и с любым предметом.

И з последующих классификационных программ были исключены гимнастический прыжок во всех разрядах, упражнения с элементами акробатики у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Больший вес приобрели упражнения с предметами в произвольной интерпретации. С1967 г. программа мастеров спорта максимально приблизилась к международной: были введены групповые упражнения с предметами, определены виды предметов (скакалка, мяч, обруч, лента, булавы).

О дновременно с программой совершенствовались правила соревнований. Они определили виды и правила проведения соревнований, основные требования к композиции и исполнительскому мастерству гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях.

В постоянно обновляющихся правилах отражается тенденция развития вида спорта, и, в первую очередь, рост трудности произвольных упражнений. Так, если в правилах1955 г. у мастеров спорта предусматривалось 4 элемента I группы трудности, в1967 г. – 6 в упражнении без предмета и 5 с предметом, то в1977 г. их было уже 8, 3 из которых должны были выполняться левой рукой. Параллельно усложнялась расценочная таблица элементов и соединений, дифференцировались сбавки за возможные ошибки, уточнялась их градация.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид - соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде, советская гимнастка Галима Шугурова, становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

Олимпийская история

1980 г. стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в1984 г. когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анжелесе канадка Лори Фанг.

С пустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте - Екатерина Серебрянская, в Сиднее - Юлия Барсукова, в Афинах - Алина Кабаева, в Пекине - Евгения Канаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

Ну не могу не подчеркнуть, что в Афинах 2004 Моя старшая Дочь заняла четвертое место в Групповых упражнениях

Показательные выступления Белорусской сборной

С уважением Лаки