Главной отличительной характеристикой навыка называются продолжительность. – Неустойчивостью к действию сбивающих факторов
Общая характеристика навыков
Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.
В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на части и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встречаясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдельным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.
В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от одной системы нервных связей к другой.
Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная. По мере совершенствования навыка письма человек начинает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 коротких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьшается напряжение при выполнении действия. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения исчезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объединяются в единое действие. Обучая детей письму, учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При беглом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера.
В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и уменьшается утомление человека.
Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двигательный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, исполняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.
Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анализаторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двигательным. Зрительный анализатор, а также сознание освобождаются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.
Контроль одной чувствующей кинестезической системы понижает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирующей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) тактильно различаемыми знаками повышает качество набора.
Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный контроль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверенность в движениях.
Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательно регулируемыми действиями. Особенность навыка - не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности.
Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нельзя создать условия для творческой деятельности. Начинающий художник, не овладевший навыками построения перспективы, должен думать не о том, как нарисовать предметы, а о том, как изобразить их в перспективе. Школьник, не имеющий навыка правильного построения предложений, вынужден думать не о содержании сочинения, а о грамматической структуре предложений.
Таким образом, в любой деятельности овладение правильными приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.
В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особенности личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интеграция движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от психических свойств индивида. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение познавательной, ориентировочной и исполнительской стороны деятельности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям развивать в процессе труда более точное выполнение действия, Другим - более быстрое. Одинаково успешное выполнение деятельности обеспечивается типичными для человека приемами совершения действий.
Попыталась ответить на вопросы к тестированию по педагогике и психологии, которые нашла в интернете, правильные (на мой взгляд) ответы выделила красным. Пишите, если считаете, что я ошиблась.
Аттестационные тесты по основам педагогики и психологии
1 вариант
1. Приемы воспитания – это:
A) часть общего метода
B) форма организации воспитания
C) средство воспитания
D) воспитывающие ситуации
E) критерии оптимизации
2. Основной метод воспитания
A) убеждение
B) слово учителя
C) приучение
D) упражнение
3. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:
A) гимнастика
B) воспитание
D) тренировка
E) упражнение
4. Логика воспитания:
A) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ
B) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль
C) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, контроль, организация
D) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль
E) анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль
5. Критерием эффективности воспитания являются
A) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников
B) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями
C) формирование эстетического вкуса
D) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия
E) уровень профессиональной подготовки
6. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:
A) Низкий уровень знаний учащихся
B) Проблемная ситуация
C) Низкий уровень знаний учителя
D) Затруднения, возникшие в учебном процессе
E) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям
7. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:
A) Л.В.Занкова
B) А.Г.Ривина
C) А.А. Амонашвили
D) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
E) В.С.Библера, С.Ю.Курганова
8. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, - есть:
A) дискуссия
C) обсуждение
E) консультация
9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип
A) Прочности
B) Научности
C) Систематичности и последовательности
D) Доступности
E) Наглядности
10. Путь достижения цели и задач обучения:
A) Форма обучения
B) Методика обучения
C) Метод обучения
D) Способ обучения
E) Принцип обучения
11. Образовательные программы разрабатываются на основе:
A) концепций образования
B) программ развития образования
C) закона об образовании
D) учебников
E) образовательных стандартов
12. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности:
A) Инновационное обучение
B) Педагогическая инноватика
C) Инновационная деятельность
D) Инновационное образование
E) Педагогическая инновация
13. Этапы, необходимые для подготовки урока:
A) прогнозирование, тренировка, упражнения
B) планирование, ход урока, рефлексия
C) диагностика, прогнозирование, планирование
D) диагностика, планирование, мастерство проведения
E) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума
14. Уровень притязаний характеризуется:
A) желаемым уровнем самооценки личности
B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему
C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий
D) свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением
E) уровнем трудности будущих действий
15. Компонент структуры личности
A) мышление
B) возраст
C) характер
D) память
16. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей
A) Педагогического менеджмента
B) Возрастной психологии
C) Педагогической психологии
D) Педагогики
E) Дидактики
17. Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность - это
A) влияние педагога
B) педагогическая ситуация
C) условие воспитания
D) договор
E) педагогическая значимость
18. Основная побудительная сила развития человека:
A) Генотип
B) Воспитание
C) Научение
D) Обучение
E) Врождённые качества
19. Раздел педагогической психологии:
A) психология младшего школьника
B) психология воспитания
C) психология подростка
D) психология развития
E) психология юноши
20. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:
A) Интеракция
C) Привычка
D) Умение
2 вариант
1. Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:
A) культурологический подход
B) психологический подход
C) индивидуальный подход
D) комплексный подход
E) системный подход
2. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:
A) Сотрудничество семьи, школы, общественности
B) Взаимоотношения воспитателей и воспитанников
C) Влияние на воспитанника через коллектив
D) Влияние родителей и воспитателей на воспитанника
E) Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника
3. Наказание:
A) Просьбы, стимулирование, добрые дела
B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования
C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел
D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия
E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни
4. Воспитательный процесс – процесс:
A) взаимодействия
B) воздействия
C) рефлексии
D) обратного действия
E) действия
5. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:
A) знания, умения и навыки
B) индивидуальные особенности школьника
C) успеваемость
D) приспособление к условиям
E) поведение школьника
6. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует……….. аспекту их анализа
A) Частнонаучному
B) Частно-описательному
C) Процессуально-описательному
D) Описательно-действенному
E) Научному
7. Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает
A) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке
B) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам
C) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся
D) Определение степени усвоения изученного учебного материала
E) Выработку умений и навыков применения знаний
8. Наглядные методы обучения условно можно разделить на две группы:
A) Иллюстрация и демонстрация
B) Беседа и демонстрация
C) Семинар и наблюдение
D) Словесные и наглядные
E) Дискуссия и видеометод
9. Тип познавательной деятельности служит основанием для классификации:
A) Индуктивных и дедуктивных
B) Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий метод
C) Объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемного изложения, частично-поисковых и исследовательских методов
D) Словесных, наглядных и практических методов
E) Организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля
10. Метод обучения:
A) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме
B) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса
C) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения
D) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения
E) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания
11. Последовательность этапов процесса усвоения:
A) приобретение знаний – запоминание – применения на практике
B) постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство
C) ощущение – восприятие – осознание
D) восприятие – осмысление – закрепление – применение
E) запоминание – понимание – осмысление – обобщение
12. Нововведение в педагогическую деятельность:
A) Педагогическая инноватика
B) Инновационная деятельность
C) Инновационное образование
D) Педагогическая инновация
E) Инновационное обучение
13. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:
A) Педагогический мониторинг
B) Педагогическая диагностика
C) Педагогическая рефлексия
D) Педагогический менеджмент
E) Педагогический анализ
14. Стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других:
A) эгоизм
B) альтруизм
C) социолизация
D) деспотизм
E) центризм
15. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:
A) совместимость
B) лидерство
C) адаптивность
D) пластичность
E) дезадаптация
16. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:
A) вербальные
B) общие
C) специальные
D) невербальные
E) коммуникативные
17. Привлекательность учебного материала, вызывающая определенные чувства и способствующая успешности заучивания:
A) осмысленность знаний
B) важность усвоения
C) эмоциональные особенности
D) трудность выполнения
E) объем материала
18. Переход внешних предметных действий во внутренние умственные:
A) интериоризация
B) экстериоризация
C) валидность
D) активизация
E) сублимация
19. Особенности семейного воспитания, позиции в общности, атрибутов роли, статуса учреждения относятся к причинам затруднений педагогического общения:
A) статусно-позиционно-ролевым
B) индивидуально-психологическим
C) межличностно-социальным
D) этно-социокультурным
E) возрастно-индивидуальным
20. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:
A) мотивационный
B) материализованный
C) контрольный
D) внешнеречевой
E) ориентировочный
01. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов
а) да
Правильный ответ : а) да. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов
02. Ролевая игра как ведущий тип деятельности характерна
а) для младшего школьного возраста
б) для младенчества
в) для раннего детства
г)для дошкольного возраста
Правильный ответ:
г) для дошкольного возраста
03. Психическим новообразованием
младенческого возраста является
б) речь и наглядно-действенное мышление
в) предметно-орудийная деятельность
г) произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия;
д) осознание своего "Я"
Правильный ответ:
а) потребность в общении с людьми и эмоциональное отношение к ним
04. Деятельность интимно-личного
общения является ведущей
а) в школьном возрасте
б) в подростковом возрасте
в) в юности
г) в раннем детстве
Правильный ответ:
б) в подростковом возрасте
05. Новообразованиями подросткового возраста
являются
а) изменение системы отношений со средой
б) самооценка
в) переход к мышлению в понятиях
г) становление самосознания
Правильный ответ:
а) изменение системы отношений со средой в) переход к мышлению в понятиях
06. Ведущей деятельностью юношеского возраста
является
а) учение
б) общественно-полезная деятельность
в) профессиональная деятельность
г ) учебно-профессиональная деятельность
д) эмоциональное общение
Правильный ответ:
07. Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка
а) на первом году жизни
б) на втором году жизни
в) на третьем году жизни
Правильный ответ:
в) на третьем году жизни
08. В раннем возрасте
цвет является основным признаком, характеризующим предмет
Правильный ответ:
б) нет. В раннем возрасте цвет не является основным признаком, характеризующим предмет
09. В поведении младшие школьники ориентируются чаще всего на моральные суждения и оценку действий
а) родителей
б) учителей
в) сверстников
Правильный ответ:
б) учителей.В поведении младшие школьники ориентируются чаще всего на моральные суждения и оценку действий учителей
10. Ведущим психическим познавательным процессом,
от которого в наибольшей зависимости находится успешное обучение младшего школьника, является
а) ощущение
б) восприятие
в) память
г) мышление
е) воображение
Правильный ответ:
б) восприятие. Ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешное обучение младшего школьника, являетсявосприятие.
11. К задачам педагогической психологии
относятся
б) выявление закономерностей усвоения знаний
в) научение психологических основ в деятельности педагога
г) изучение психологических основ деятельности обучаемого
д) формирование принципов форм и методов обучения и воспитания
Правильный ответ:
к задачам педагогической психологии относятся б) выявление закономерностей усвоения знаний, в) научение психологических основ в деятельности педагога, г) изучение психологических основ деятельности обучаемого
12. Разделами педагогической психологии
являются
а) образовательные технологии
б) дидактические основы обучения
в) психология учебной деятельности
г) психология педагогической деятельности
Правильный ответ:
разделами педагогической психологии являются в) психология учебной деятельности, г) психология педагогической деятельности
13. Показателями обучаемости
являются
а) учебная мотивация
б) инициативность
в) приемы мышления
г) успеваемость
д) восприимчивость
Правильный ответ:
б) инициативность, д) восприимчивость. Показателями обучаемости являются б) инициативность д) восприимчивость
14. К числу общих действий
, входящих
в деятельность учения, относятся умение
а) контролировать
б) планировать
в) моделировать
г) оценивать
Правильный ответ : а) контролировать б) планировать в) моделировать
г) оценивать. К числу общих действий, входящих в деятельность учения, относятся умение а) контролировать б) планировать в) моделировать
г) оценивать.
15. Параметрами действия являются
а) мера совершения действия
б) мера свернутости действия
в) мера самостоятельности
г) мера освоения действия
д) мера обобщенности действия
е) все перечисленные
Правильный ответ:
Параметрами действия являются: в) мера самостоятельности; г) мера освоения действия; д) мера обобщенности действия
16. Обучаемость характеризует
а) степень овладения обучаемым знаниями, умениями и навыками
б) актуальный уровень развития
в) зону ближайшего развития?
г) совокупность интеллектуальных свойств обучаемого
Правильный ответ:
Обучаемость характеризует: в) зону ближайшего развития
17. Зона ближайшего развития
обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний
б) неверно
Правильный ответ:
б) неверно -
Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний
18. С каким уровнем усвоения
соотносится этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций?
а) представления
б) знания
в) умения
г) навыки
Правильный ответ:
Этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций соотносится с уровнем усвоения б) знания
19. Для эмоционально-импровизационного стиля
характерно
а) быстрый темп при опросе
б) неформальные вопросы
в) отбор наиболее интересного материала
г) поэтапная отработка всего учебного материала
д) коллективные обсуждения
е) систематичность закрепления материала
Правильный ответ:
Для эмоционально-импровизационного стиля характерно: а) быстрый темп при опросе; б) неформальные вопросы; в) отбор наиболее интересного материала
20. Понятие «психологический возраст»
включает в себя показатели
а) психического развития
б) социального развития
в) органического развития
г) психологические новообразования
д) динамики развития
Правильный ответ:
Понятие «психологический возраст» включает в себя показатели: г) психологические новообразования; д) динамики развития
21. Ведущая деятельность дошкольного возраста
- это
а) сюжетно-ролевая игра
б) предметно-орудийная деятельность
в) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
г) учебная деятельность
Правильный ответ:
Ведущая деятельность дошкольного возраста – это: а) сюжетно-ролевая игра
22. дошкольного возраста относят
а) наглядно-действенное мышление
б) выделение "Я", возникновение самосознания
в) возникновение способности к замещению и использованию знака
г) возникновение иерархии мотивов
д) возникновение произвольности
Правильный ответ:
К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят: г) возникновение иерархии мотивов; д) возникновение произвольности
23. Ведущая деятельность младшего школьного возраста
- это
а) предметно-орудийная деятельность
б) сюжетно-ролевая игра
в) учебная деятельность
г) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
д) интимно-личностное общение со сверстниками
Правильный ответ:
Ведущая деятельность младшего школьного возраста - это в) учебная деятельность
24. К психологическим новообразованиям
младшего школьного возраста относят
а) рефлексию
б) преодоление эгоцентрической позиции
в) возникновение учебного мотива
г) овладение нравственными нормами
д) способность к планированию собственного поведения
Правильный ответ:
К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят: а) рефлексию; в) возникновение учебного мотива; г) овладение нравственными нормами
25. Ведущая деятельность подросткового возраста
- это
а) учебная деятельность
б) интимно-личностное общение со сверстниками
в) сюжетно-ролевая игра
г) предметно-орудийная деятельность
д) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
Правильный ответ:
Ведущая деятельность подросткового возраста - это б) интимно-личностное общение со сверстниками
26. К психологическим новообразованиям подросткового возраста
относят
а) половую идентификацию
б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению
в) возникновение понятийных обобщений
г) чувство взрослости
д) формирование нравственного мировоззрения
Правильный ответ:
К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят: б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению; г) чувство взрослости; д) формирование нравственного мировоззрения
27. Ведущая деятельность юношеского возраста
- это
а) сюжетно-ролевая игра
б) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
в) психологически интимное общение
со значимым сверстником противоположного пола
г) учебно-профессиональная деятельность
д) предметно-орудийная деятельность
Правильный ответ:
Ведущая деятельность юношеского возраста – это: в) психологически интимное общение со значимым сверстником противоположного пола; г) учебно-профессиональная деятельность
28. К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят
а) профессиональное самоопределение
б) формирование временной перспективы
в) личностное самоопределение
г) формирование собственных личностных интересов
Правильный ответ:
К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят в) личностное самоопределение
29. Основными задачами ранней взрослости
являются
а) приобретение автономии от родителей
б) усвоение новых знаний
в) построение идеальной модели семьи
г) сензитивность к социальным оценкам
д) формирование стабильной личностной структуры
в соответствии с принятой идеальной моделью будущего
Правильный ответ:
Основными задачами ранней взрослости являются: а) приобретение автономии от родителей; в) построение идеальной модели семьи; д) формирование стабильной личностной структуры
30.
Основными задачами зрелости являются
а) интимно-личностное общение
б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени
в) построение новой системы отношений с окружающими людьми
г) формирование самосознания
д) реализация поставленных жизненных целей
Правильный ответ:
Основными задачами зрелости являются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей
31. Основными задачами старости являются
а) сохранение интегративной структуры личности
б) создание стабильной структуры жизненных отношений
в) реализация личностного самоопределения
г) пересмотр жизненного пути
Правильный ответ:
Основными задачами старости являются:
а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути
32. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения - это
а) инстинкт
б) интеллектуальное поведение
г) знание
д) умение
Правильный ответ:
Автоматизированный способ поведения,
вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык
33. Психическое развитие учащегося совершается
а) планомерно
б) скачкообразно *.
в) последовательно
г) зигзагообразно
д) по спирали
Правильный ответ:
Психическое развитие учащегося совершается:
б) скачкообразно
34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются
а) совместной деятельностью
б) самонаблюдением
в) инстинктивными программами поведения
г) научением
д) в результате интеллектуальных размышлетшй
Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются а) совместной деятельностью
35. Побуждение к учебной деятельности , связанное
с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется
а) установка
б) интерес
д) чувство
Правильный ответ:
Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив
36. Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение
а) относительно независимо от конкретных внешних условий
б) в соответствии с окружающей ситуацией
в) под влиянием преподавателей
г) под влиянием учебной группы
д) под влиянием родителей
Правильный ответ:
Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение а) относительно независимо от конкретных внешних условий
37. Состояние дискомфорта,
вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется
в) личностным смыслом
г) аффектом
д) фрустрацией
Правильный ответ:
Состояние дискомфорта,
вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом
38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности , на которую он считает себя
а) способным
б) малоспособным
в) неспособным
г) мотивированным
д) запрограммированным
Правильный ответ:
Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя а) способным
39. Мотивы учебной деятельности
учащегося могут быть
а) осознаваемыми
б) неосознаваемыми
в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми
г) надсознательными
д) вытесненными в подсознание
Правильный ответ: Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть: а) осознаваемыми; б) неосознаваемыми; в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми
40. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется
а) внешней ситуацией
б) восприятием учащимся внешних условий
в) памятью
г) целью, которую ставит перед собой учащийся
д) мышлением
Правильный ответ:
Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется г) целью, которую ставит перед собой учащийся
41. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется
а) условиями ситуации
б) восприятием
в) памятью
д) мышлением
Правильный ответ:
Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется а) условиями ситуации
42. Переход от умственного плана действия к внешнему называется
а) поведением
б) инстинктом
в) научением
г) экстериоризацией
д) интериоризацией
Правильный ответ:
Переход от умственного плана действия к внешнему называется г) экстериоризацией
43. Основной отличительной характеристикой навыка является его
а) сложность
б) легкость
в) продолжительность
г) неавтоматизированность
д) автоматизированность
Правильный ответ:
Основной отличительной характеристикой навыка является его д) автоматизированность
44. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося
а) непосредственно
б) опосредованно
в) директивно
г) положительно
д) отрицательно
Правильный ответ:
Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося б) опосредованно
45. Роли участников учебно-воспитательного
процесса регулируются
а) социальными ожиданиями
в) правилами внутреннего распорядка
г) законом
д) правом
Правильный ответ:
Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются а) социальными ожиданиями
46. Препятствие во взаимопонимании между
преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется
а) бестактностью
б) смысловым барьером
в) интрапсихической защитой
г) перцептивной защитой
д) когнитивным диссонансом
Правильный ответ:
Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется б) смысловым барьером
47. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется
а) идентификацией
б) стереотипизацией
в) рефлексией
г) эмпатией
д) аттракцией
Правильный ответ:
Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется а) идентификацией
48. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками,
называется
а) идентификацией
б) стереотипизацией
в) рефлексией
г) эмпатией
д) аттракцией
Правильный ответ:
Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется в) рефлексией
49. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося
путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется
а) идентификацией
в) эмпатией
г) эффектом ореола
д) мышлением
Правильный ответ:
Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется б) каузальной атрибуцией
50. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется
а) идентификацией
б) каузальной атрибуцией
в) рефлексией
г) стереотипизацией
д) эффектом ореола
Правильный ответ:
Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется
51. Группа учащихся
, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется
а) формальной
б) неформальной
в) партией
д) компанией
Правильный ответ:
Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется а) формальной
52. Конформность учащегося
проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним
Правильный ответ:
Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним б) несогласии
53.
Правильный ответ:
В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина) третьим этапом является б) внешнее действие, громкая речь
54.
Правильный ответ: Признаками усвоения учащимися знаний являются: а) осознание фактов, правил, понятий; б) готовность пересказать материал своими словами; в) формулирование правил, понятий; г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений; д) применение материала на практике
Педагогическая и возрастная психология
001. К понятиям, характеризующим отдельные виды возраста индивидуума,
не относится возраст:
педагогический
развития индивидуума:
хронологический возраст
качество питьевой воды
сюжетно-ролевая игра
становление иерархии мотивов деятельности
учебная деятельность
способность к планированию собственного поведения
интимно-личностное общение со сверстниками
самосознание личности
учебно-профессиональная деятельность
овладения процессом образования понятий
формирования самосознания
сенситивности к социальным оценкам
инстинктивная
ражнения, - это:
навык
скачкообразно
все нижеперечисленные, кроме:
реакции преподаватель
всем нижеперечисленным, кроме:
инстинктивных программ поведения
или иной потребности учащегося:
мотив
рефлексии
ции, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется:
когнитивным диссонансом
учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя:
способным
реактивным
является:
мотивированным
информация отражает последние достижения науки
является в степени трудности цели, которую ставит :
учащийся перед самим собой
осознает
действием
мотив
целью, которую ставит перед собой учащийся
условиями ситуации
экстериоризацией
автоматизированность
осознанно
опосредствованы его отношением к ним
учением
управления неформальными взаимоотношениями студентов
общей
эмоциональной нейтральности материала
развитии воли
вызванное смысловым несовпадением в отношении высказанной инфор
мации, называется:
смысловым барьером
следующий компонент педагогического общения :
перцептивный
который называется:
коммуникативным
045.Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется:
идентификацией
ми, называется:
рефлексией
писывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется:
каузальной атрибуцией
сения этого поведения к социальным образцам называется:
стереотипизацией
формальной
несогласии
циального опыта определяется как:
социализация
мотивировать активность путем положительной обратной связи
предоставления алгоритма выполнения задания
относят все нижеперечисленные, кроме:
отсутствия страха перед ошибками
ной деятельности:
открытие новых знаний, способов действий
056. Заучивая латынь после выполнения домашнего задания по английскому
языку, студент может столкнуться с:
явлением интерференции
организовать их совместную деятельность
расширение оценки успеваемости до публичной оценки личности учащегося!
студенческой группой. Студенты не боятся задавать вопросы; если не го
товы к занятию - могут честно признаться в этом. О каких умениях пре
подавателя идет речь в данном случае?
коммуникативные
кого не хвалит. При этом много говорит, часто отвлекается от темы. Какая
сторона процесса общения со студентами нарушена?
коммуникативная
пришла новенькая. Девушка держится особняком, хотя в предыдущей
группе (до академотпуска) была лидером. Какой должна быть тактика пе
дагогического общения преподавателя в этом случае?
чаще включать девушку в совместную деятельность с другими
ваемые вопросы отвечает полно и развернуто. Если же преподаватель по
правляет или дополняет его, студент начинает сильно переживать, стара
ется объяснить, что ему помешало подготовиться к занятию. Какие моти
вы могут быть ведущими в учебной деятельности этого студента?
избегание неудач
денты из группы сторонятся его. На переменах он контактирует со сту
дентами из другой группы. Какой должна быть тактика педагогического
общения преподавателя с данным студентом?
подыскать референтную группу среди других студенческих групп (предложить перейти в нее)
возрастной динамики психики человека
мотивации
программы учебной дисциплины
дители:
1. Специфика учебного предмета
068. В структуру мотивации входит все перечисленное, кроме:
действий
организация соперничества между учащимися
контроль
способность к внешнему выражению своих мыслей, знаний, убеждений посредством речи и мимики
щению с учащимися, умение найти правильный подход, установить с ни
ми целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, на
личие педагогического такта:
коммуникативные
ным:
1. дидактические
074. Студенты 1 курса ФВСО разговаривали о мотивации поступления в ин
ститут. Выберите познавательные мотивы:
я всегда хотела изучать только медицину, узнавать что-то новое о здоровье человека
получение удовольствия от самого процесса учения
носят все нижеперечисленное, кроме:
поиска информации
личностная значимость учебной деятельности
альтруистической
П.Я. Гальперин
предметно-манипуляционная деятельность
младенчество
школьный возраст
перестройкой социальных взаимоотношений
комплекс «оживления»
вольной памяти, внимания, развитие познавательных интересов, возник
новение избирательных интересов, первые признаки профессиональной
направленности характерны для:
подростков
одиночные игры
учебная деятельность
ским новообразованием которого является произвольность психических
процессов, самоконтроль, самооценка:
младший школьный возраст
Э. Эриксона, которой соответствует кризисная ситуация «доверия-недо
верия»:
младенчество
ским новообразованием которого является потребность в общественно
значимой деятельности:
младший школьный возраст
раннее детство
кратковременное объединение
учеба
подростковый возраст
неорганизованное поведение
чала практического интеллекта:
2 года
все вышеперечисленные
предметная манипуляция
099. Психологическим новообразованием в процессе развития, которое состав ляет сущность каждого возрастного этапа, является все перечисленное, кроме:
нарушений психического развития
отсутствие качественных изменений в процессе совершенствования той или иной психической функции
а) интимно-личностное общение
б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени
в) построение новой системы отношений с окружающими людьми
г) формирование самосознания
д) реализация поставленных жизненных целей
Правильный ответ: Основными задачами зрелостиявляются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей
31. Основными задачами старости являются
а) сохранение интегративной структуры личности
б) создание стабильной структуры жизненных отношений
в) реализация личностного самоопределения
г) пересмотр жизненного пути
д) подготовка к окончанию жизненного пути
Правильный ответ: Основными задачами старости являются: а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути
32. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения - это
а) инстинкт
б) интеллектуальное поведение
г) знание
д) умение
Правильный ответ: Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык
33. Психическое развитие учащегося совершается
а) планомерно
б) скачкообразно *.
в) последовательно
г) зигзагообразно
д) по спирали
Правильный ответ: Психическое развитие учащегося совершается: б) скачкообразно
34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются
а) совместной деятельностью
б) самонаблюдением
в) инстинктивными программами поведения
г) научением
д) в результате интеллектуальных размышлетшй
Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизмсознания порождаются а) совместной деятельностью
35. Побуждение к учебной деятельности , связанное
с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется
а) установка
б) интерес
д) чувство
Правильный ответ: Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив
36. Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение
а) относительно независимо от конкретных внешних условий
б) в соответствии с окружающей ситуацией
в) под влиянием преподавателей
г) под влиянием учебной группы
д) под влиянием родителей
Правильный ответ: Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение а) относительно независимо от конкретных внешних условий
37. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется
а) психологическим барьером
б) когнитивным диссонансом
в) личностным смыслом
г) аффектом
д) фрустрацией
Правильный ответ: Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом
38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя
а) способным
б) малоспособным
в) неспособным
г) мотивированным
д) запрограммированным
Правильный ответ: Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя а) способным
39. Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть
а) осознаваемыми
б) неосознаваемыми
в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми
г) надсознательными
д) вытесненными в подсознание
Правильный ответ: Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть: а) осознаваемыми; б) неосознаваемыми; в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми
40. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется
а) внешней ситуацией
б) восприятием учащимся внешних условий
в) памятью
г) целью, которую ставит перед собой учащийся
д) мышлением
Правильный ответ: Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется г) целью, которую ставит перед собой учащийся
41. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется
а) условиями ситуации
б) восприятием
в) памятью
д) мышлением
Правильный ответ: Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется а) условиями ситуации
42. Переход от умственного плана действия к внешнему называется
а) поведением
б) инстинктом
в) научением
г) экстериоризацией
д) интериоризацией
Правильный ответ: Переход от умственного плана действия к внешнему называется г) экстериоризацией
43. Основной отличительной характеристикой навыка является его
а) сложность
б) легкость
в) продолжительность
г) неавтоматизированность
д) автоматизированность
Правильный ответ: Основной отличительной характеристикой навыка является его д) автоматизированность
44. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося
а) непосредственно
б) опосредованно
в) директивно
г) положительно
д) отрицательно
Правильный ответ: Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося б) опосредованно
45. Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются
а) социальными ожиданиями
б) личностными смыслами
в) правилами внутреннего распорядка
г) законом
д) правом
Правильный ответ: Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются а) социальными ожиданиями
46. Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется
а) бестактностью
б) смысловым барьером
в) интрапсихической защитой
г) перцептивной защитой
д) когнитивным диссонансом
Правильный ответ: Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется б) смысловым барьером
47. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется
а) идентификацией
б) стереотипизацией
в) рефлексией
г) эмпатией
д) аттракцией
Правильный ответ: Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется а) идентификацией
48. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется
а) идентификацией
б) стереотипизацией
в) рефлексией
г) эмпатией
д) аттракцией
Правильный ответ: Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется в) рефлексией
49. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется
а) идентификацией
б) каузальной атрибуцией
в) эмпатией
г) эффектом ореола
д) мышлением
Правильный ответ: Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется б) каузальной атрибуцией
50. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется
а) идентификацией
б) каузальной атрибуцией
в) рефлексией
г) стереотипизацией
д) эффектом ореола
Правильный ответ: Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется
51. Группа учащихся , имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется
а) формальной
б) неформальной
в) партией
г) общественной организацией
д) компанией
Правильный ответ: Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется а) формальной
52. Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним
Правильный ответ: Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним б) несогласии
Правильный ответ: Всоответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина) третьим этапом является б) внешнее действие, громкая речь
Правильный ответ: Признаками усвоения учащимися знаний являются: а) осознание фактов, правил, понятий; б) готовность пересказать материал своими словами; в) формулирование правил, понятий; г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений; д) применение материала на практике