Проект по теме здоровьесберегающие технологии. Педагогический проект по здоровьесберегающим технологиям «Быть здоровым — Здорово! В отпуск с семьей

Проект : «Зелёная аптека » (группа «Сказка») Руководитель проекта : воспитатель - Черных Мария Тимофеевна.
Участники проекта : воспитатель, дети группы их родители.
Срок реализации проекта : апрель 2013 год.
Описание проекта :
Актуальность: Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Нашу группу посещают разные дети, есть и часто болеющие. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы .
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека , решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зелёная аптека». Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровительного человека. Задачи проекта :
  1. Сформировать представления о роли растения в оздоровлении и сохранении здоровья человека .
  2. Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициалу.
  3. Развивать мышление.
  4. Развивать все виды речи детей.
  5. Развивать любознательность, наблюдательность.
  6. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  7. Формировать эстетическое восприятие окружающего вида, экологически грамотное в природе.

Ожидаемый результат: Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в лесу, на участке в детском саду). Рост и развитие лука, календулы. Как влияет в употребление лука, чеснока и настой шиповника в период эпидемий на организм человека.
Работа над проектом началась с модели трёх вопросов:

  1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?
  2. Что мы знаем?(Щавель люди едят, чтоб быть сильными, в луке много витаминов).
  3. Что хотели бы узнать (какими растениями помогают, чтоб глазки хорошо видели, зачем мама меня заставляет, как дома можно вырастить лук, как можно есть семена шиповника).

Были применены следующие методы исследования:

  1. Наблюдение (в повседневной жизни был организован цикл наблюдений за луком в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения).
  2. Словестный метод (Чтение книг по нашей тематике).
  3. Непосредственно образовательная, познавательная, продуктивная и трудовая деятельность.
  4. Совместная практическая деятельность (воспитание - дети, воспитатель - родители, родитель - дети).

Этапы проведения работы:
1 этап. Подготовительный
Мы познакомились с темой, выделили её актуальность, планировали деятельность , распределили обязанности.
2 этап. Практический этап
Дети проводили опыт, эксперименты.
3 этап. Аналитический этап. Заключительный
Совместно с родителями был выпущен «Сборник лекарственных растений»,
включающий в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огороде.
Организационные формы работы над проектом :
Мероприятия
Подготовительный этап Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки рассказы, сказки.
Родительское собрание, участвуем в проекте «Зелёная аптека».
Приобретение необходимого оборудования семян.
Трудовая деятельность - полив цветников.
Основной этап Экскурсии в лес, прогулки по экологической тропе.
Посадка лука в горшочки.
Посадка семян и рассады.
Опытно-экспериментальная деятельность : «Строение растений», «Размножение, рост, развитие лука», «Как заварить целебный чай».
Экскурсии в лес с родителями в выходной день.
Занятия с детьми «Зелёная аптека», « Комнатные лекарственные растения», «Лекарственные растения».
Тематическое занятие: «В мире лекарственных растений»
Занятия в гостях у доктора Айболита. Индивидуальная работа с детьми по проекту .
Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях.
Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какого растения часть?».
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Заключительный этап Оформление совместного альбома детских работ «Зелёная аптека».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 000

комбинированного вида Фрунзенского района

Здоровьесберегающий проект «Здоровей-ка»

(воспитатель высшей квалификационной категории)

2015г.

г. Санкт-Петербург

В рамках инновационной работы по теме:

«Совершенствование системы детей и формирование здорового образа жизни воспитанников, охрана и укрепление здоровья через реализацию здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в условиях детского сада, в рамках проекта «Здоровей-ка»

Заведующий ГБДОУ: , почётный работник общего образования

Обоснование проблемы:

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд педагога. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

(Василий Александрович Сухомлинский)

Гипотеза проекта:

Здоровье - одна из главных жизненных ценностей!

Если установить тесное эффективное сотрудничество педагогов с семьей посредством привлечения родителей к проектной деятельности по здоровьесбережению дошкольников, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в сохранении и укреплении здоровья и физическом развитии детей, приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

Задачи:

Оздоровительные:

- Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни;

Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребёнка;

- Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей;

- Удовлетворять потребность детей в движении.

Образовательные:

Формировать представления о своём теле, о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья;

Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки(ходьба, бег, лазание, метание и т. д.);

Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культуры;

Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

Развивающие:

Развивать у детей потребность в активной деятельности;

Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнений и игр на занятиях и в повседневной жизни;

Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности;

Содействовать развитию положительных эмоций, умение общаться со сверстниками, взаимопонимание и сопереживание.

Коррекционные:

Содействовать формированию гармоничного телосложения. правильной осанки и стопы(профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний).

Игровые:

Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста.

Педагоги ДОУ

Родители.

Врач и медицинская сестра.

Заведующая учреждением.

Старший воспитатель.

Инструктор по физическому развитию.

Психолог.

Обеспечение проекта:

Физкультурный центр развития;

Спортивный зал, батут;

Плавательный бассейн, сухой бассейн;

Два спортивных участка на территории ДОУ;

Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь ;

Методический инструментарий (картотеки, конспекты, сценарии,проекты и т. д.)

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;

Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

Сформированность гигиенической культуры.

Улучшение соматических показателей здоровья.

Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

Повышение интереса у родителей к здоровому образу жизни;

Повышение компетентности в области здоровьесберегающей работы.

Сохранение и укрепление здоровья детей.

Физическая и психологическая готовность детей к обучению в школе.

Для педагогов:

Повышение профессионального мастерства педагогов в здоровьесбережении;

Внедрение оздоровительных технологий современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

Личный и профессиональный рост.

Самореализация.

Этапы работы:

1.Подготовительный:

Составление анкет для родителей;

Составление перспективного плана мероприятий для детей, родителей, педагогов;

Разработка сценариев праздников и мероприятий;

Подбор нужного материала для проведения праздников и мероприятий.

2.Основной:

3.Заключительный:

Оформление проекта;

Обработка результатов анкетирования;

Презентация о проделанной работе.

Особенностью проекта является единое воспитательно-образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнёрских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, они были готовы вести здоровый образ жизни, своё здоровье и здоровье окружающих.

Деловая игра для педагогов.

«Что вы знаете о здоровье»

Цель игры: выяснить знания воспитателей методики физического воспитания, методов оздоровления детей. Воспитывать умение решать педагогические ситуации. Совершенствовать навыки общения с коллегами .

Правила игры: всем участникам разделиться на 2 команды, каждая команда выбирает капитана. Время подготовки к конкурсу: 1-2 минуты. Жюри оценивает каждый конкурс и подводит общий итог.

Ход игры:

Конкурс 1: «Приветствие»

Придумать название и девиз команды, приветствие и пожелания команде соперников. Максимальная оценка - 3 балла.

Конкурс 2: «Разминка»

Провести со своей командой пальчиковую гимнастику. Максимальная оценка - 3 балла.

Конкурс 3: Блиц - игра.

Команды по очереди дают по одному ответу на каждый вопрос:

Перечислить упражнения на формирование правильной осанки у детей;

Назвать упражнения для профилактики плоскостопия у детей;

Перечислить дыхательные упражнения для детей;

Назвать упражнения для расслабления.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ, баллы суммируются.

Конкурс 4: Профессионалы.

На обсуждение командам предлагаются практические ситуации. Максимальная оценка - 3 балла за каждую ситуацию.

/. Валина мама часто жалуется врачу, что её дочь болеет.

Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети на санках, а моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет? Советуют: надо закаливать ребёнка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!

Права ли мама! Как можно укрепить здоровье ослабленного ребёнка?

II. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его спокойные занятия. А если, подчиняясь требованиям воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. В беседе с отцом выясняется, что после переезда на новую квартиру, родители вынуждены долго вести сына в автобусе в детский сад. «Значит, ребёнок устаёт», - предполагает воспитатель.

Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, придя в детский сад!

Прав ли отец? Может ли ребёнок уставать от того, что долго находиться в однообразном положении? Почему?

Конкурс 5: Знатоки.

Командам предлагается ответить на вопросы, побеждает команда, давшая наиболее полный и правильный ответ. Максимальная оценка - 3 балла.

Перечислить методы оздоровления детей;

Назвать формы двигательной активности детей в течение дня;

Назвать правила здорового питания.

Конкурс 6: Задания для капитанов.

капитан проводит с командой - соперницей подвижную игру, одной из основных задач которой является воспитание у детей: - выдержки; - смелости. Максимальная оценка - 3 балла.

Конкурс 7: Поиграем!

Команды демонстрируют элементы игр, которые лечат: - с песком;- с водой. Максимальная оценка - 3 балла.

Жюри подводит общий итог.

Консультация для педагогов

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для приобретения жизненно-важных знаний, умений, навыков. Именно в это время закладываются основы будущего здоровья, работоспособности человека, его психическое здоровье.

Дошкольный возраст (3-7 лет) характеризуется значительной динамикой показателей, которыми характеризуют физическое и двигательное развитие ребенка . Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Особенности психики детей этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания. Недопустимы перегрузки организма, связанные с силовым напряжением и общим утомлением.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) создаются условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.

В 5-6 лет (старший дошкольный возраст) идет осваивание новых видов физических упражнений, повышаем уровень физических способностей, стимулируем участие в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками.

Закаливание становится привычным элементом режима дня. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость основных нервных процессов. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий.

Однако, следует уделять особое внимание освоению и совершенствованию новых видов движений - пальцев рук и кисти, ловкости. Ловкость развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, игре с кубиками и пластилином.

Следует учесть, что 5-й год жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей, уплощение грудной клетки или ее деформация, выпуклый и отвислый живот. Все это затрудняет дыхание. Правильно организованная физическая активность детей, регулярные и правильно построенные занятия физическими упражнениями способны предотвратить развитие этих нарушений.

На 6-м году жизни все большее внимание следует уделять на фоне разностороннего физического совершенствования специальному развитию отдельных физических качеств и способностей. Главная задача в этот период - заложить прочный фундамент для интенсификации физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитие физических качеств - преимущественно выносливости и быстроты. Однако это не является самоцелью.

Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке организма ребенка, управлении движениями и их энергетическим обеспечением, а также в подготовке психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению умственных и физических нагрузок в связи с началом обучения в школе. Что касается силовых качеств, то речь лишь идет о воспитании способности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени и точно дозировать мышечные усилия. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. В то же время масса метаемых снарядов не должна превышать 100-150 г.

Общий физический потенциал 6-летнего ребенка возрастает настолько, что в программу занятий можно включать упражнения па выносливость: пробежки трусцой по 5-7 минут, длительные прогулки, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде . Общее время составляет 30-35 минут.

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития двигательных качеств и навыков, которые являются соматической основой «школьной зрелости», поскольку они базируются на определенном фундаменте физиологических резервов функций. Показатели физической подготовленности являются, по сути дела, показателями «физической зрелости» для поступления детей в школу.

Аннотация к проекту «Здоровей-ка»

Цель:

Модернизация и развитие в детском саду единой здоровьесберегающей среды, обеспечивающей формирование валеологической культуры у всех субъектов образовательного пространства на основе использования современных инновационных методов и образовательных технологий и эффективного использования кадрового потенциала специалистов детского сада.

Задачи:

1.Осуществление комплекса мер по совершенствованию системы оздоровления детей и формированию здорового образа жизни воспитанников, охране и укреплению здоровья через реализацию здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в условиях детского сада.

2.Формирование осознанного понимания здорового образа жизни и отношения к своему здоровью у всех участников образовательного процесса.

3.Обеспечение квалифицированного мониторинга состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.

4.Создание комплексной системы содействия физическому, психосоциальному и духовному развитию, а также профилактике, коррекции и реабилитации нарушений здоровья детей с использованием совершенных методик оздоровления.

5.Создание в детском саду оптимальных условий для воспитания, обучения и развития детей с учётом личностных особенностей.

6.Укрепление материально-технической базы детского сада, в том числе оздоровительного, физкультурно-спортивного оборудования и бытовых условий.

Законодательные и нормативные документы:

1.Закон РФ «ОБ образовании» от 01.01.2001г.

2.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3.Устав образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты:

1.Осознание детьми и взрослыми понятия «здоровье»,овладение навыками самооздоровления, здорового образа жизни.

2.Снижение уровня заболеваемости детей.

3.Подготовка здорового поколения ко взрослой жизни.

Основные принципы:

-научности - использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик;

-доступности - использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей;

-активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников, осознанное понимание и отношение детей к здоровью;

-единства диагностики и коррекции - правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекцииразвития и оздоровления на основе полученных данных;

-систематичности и целенаправленности - медико-педагогическое воздействие по нозологическим формам заболеваний, поддержание связей между взрослыми категориями;

-комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе учебно-воспитательного процесса и всех

Ольга Ситенко
Педагогический проект по здоровьесберегающим технологиям «Быть здоровым - Здорово!»

Участники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, воспитатели группы, старшая медицинская сестра, учитель-логопед.

Возраст: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Тип проекта: долгосрочный, групповой, практико – ориентированный.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции)

Цель проекта:

сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьясбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Задачи:

Укрепление здоровья детей;

Повышение активности функций организма и общей работоспособности;

Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени

пребывания в детском саду;

Овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах

укрепления собственного здоровья.

Актуальность:

Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. В свое время В. А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности.

Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. Многие ученые отмечают, что в основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Фундамент здоровья и формирования тела закладывается в дошкольном возрасте.

Забота о здоровье детей дошкольного возраста складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование физических возможностей воспитанников. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Ожидаемые результаты

Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о здоровом образе жизни в повседневной жизни на 40%;

Повысится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ по вопросам здорового образа жизни на 60%;

Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни до 95%.

Основные пути реализации данного проекта:

Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;

Выявление интересов и наклонностей детей;

Распространение передового опыта.

Принципы реализации проекта .

1. Доступность:

учет возрастных особенностей детей;

адаптированность материала к возрасту.

2. Систематичность и последовательность:

постепенная подача материала от простого к сложному;

частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Наглядность:

учет особенностей мышления.

4. Динамичность:

интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Этапы работы над проектом:

Первый этап - подготовительный

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

Формулирование задач и цели проекта;

Подбор методической. справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Второй этап – основной

Анализ собранной информации, выделение главной мысли;

Организация работы над проектом;

Реализация проекта.

Третий этап – заключительный

Написание работы;

Оформление презентации;

Защита проекта.

Схема реализации проекта:

Сентябрь : «Личная гигиена»

Продолжать оздоровительную работу с детьми, начатую в летний период

Вести пропаганду среди родителей о здоровом образе жизни.

1. Консультация для родителей «Здоровая семья – здоровый малыш».

2. Фотовыставка «Лето. Ах, лето!»

3. Дидактическая игра "Умею - не умею" (по типу "Съедобное не съедобное").

4. Непосредственно образовательная деятельность "Из чего я сделан?" (познание).

5. Художественно эстетическая деятельность: рисование «Из чего сделан Я?»

6. Подвижные игры на свежем воздухе.

7. Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».

8. Беседа с врачом о болезнях грязных рук и мерах профилактики.

9. Экскурсия в прачечную детского сада.

Октябрь : «Закаливание детского организма»

Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний.

1. Беседа с родителями: «Если хочешь быть здоров…»

2. Подвижные, динамические игры.

3. Профилактическая гимнастика (дыхательная, корригирующая, на предупреждение плоскостопия, осанки, зрения).

4. Игры с водой, ежедневные прогулки.

5. Закаливающая гимнастика после дневного сна.

6. Тематическое занятие «Страна волшебная – здоровье!»

7. Беседа с врачом о болезнях кожи, мерах профилактики.

8. Оформление стенгазеты: «В здоровом теле – здоровый дух!»

Ноябрь «Врачи – наши помощники»

Изготовить картотеку дидактических иллюстрированных пособий для родителей с целью их просвещения в вопросах физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

1. Папка-передвижка «Виды гимнастик в детском саду и нашей группе».

2. Семинар-практикум для родителей «Пальцами играем – речь развиваем».

3. Использование картотеки пальчиковых, дыхательных игр на занятиях с детьми, в режимных моментах.

4. Экскурсия в медицинский кабинет

5. Игра-занятие «Айболит в гостях у детей»

6. Беседа с детьми «О здоровой пище».

7. Дидактические игры: «Отгадай на вкус»; «Чудесный мешочек»

8. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Ю. Тувим «Овощи», загадки о фруктах и овощах.

9. Сюжетно-ролевая игра "Больница", «Поликлиника».

Декабрь «Играем – здоровье укрепляем!»

Удовлетворять потребность детей в двигательной активности;

воспитывать привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;

пополнить ФИЗО уголок нетрадиционным оборудованием, дать рекомендации родителям по использованию данного оборудования.

1. Оформление участка снежными постройками: «Зимняя сказка»

2. Изготовление картотеки подвижных игр и использование её в режимных моментах, на занятиях физической культуры.

3. Пополнение физкультурного уголка атрибутами для подвижных игр.

4. Привлечение родителей к изготовлению физкультурного оборудования из бросового материала.

5. Выставка нетрадиционного физкультурного оборудования

6. Игры-забавы, подвижные игры.

7. Игры-тренинги «Давай с тобой подружимся».

8. Физкультурный праздник «Зимние забавы»

9. Фотоколлаж «Игры детей дошкольного возраста»

10. Чтение художественной литературы: Ю. Кушак «Снежная баба», Г. Х. Андерсен

"Снежная королева", русская народная сказка «Снегурочка».

Январь «Психологическое здоровье детей»

Обеспечивать благоприятные условия, способствующие предупреждению эмоционального неблагополучия детей.

Снизить уровень возбуждения, снять эмоциональное и мышечное напряжение.

1. Индивидуальные беседы с родителями «Сказкотерапия в установлении положительных эмоций детей».

2. Игры, которые лечат: песочная терапия, игры с водой (использование стола «Песок-вода»).

3. Использование методов нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, ладошками).

4. Выставка детских творческих работ.

5. Психогимнастика.

6. Конструирование и лепка из книги Г. Юдина "Главное чудо света".

7. Практические упражнения и простейшее экспериментирование «Пойми себя».

8. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Радость», «Ежики смеются».

9. Родительское собрание «О здоровье всерьёз».

10. Экскурсия "За здоровьем в зимний лес".

Февраль «Безопасность»

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, в группе, в повседневной жизни.

1. Изготовление макета дороги;

2. Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий на тему «Огонь-друг, огонь-враг»;

3. Консультация для родителей «Источники опасности для детей».

4. Дидактическая игра «О чём говорит светофор»

5. Тематическое занятие «Юные пожарные спешат на помощь»

6. Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».

7. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница», «01- пароль отважных», Л. Толстой «Пожарные собаки».

8. Беседы с детьми: «Безопасность в нашей группе», «В мире опасных предметов».

Март «Спортом заниматься целый день не лень!»

Укреплять здоровье детей в течение дня, используя здоровьесберегающие технологии;

информировать родителей о проводимых оздоровительных мероприятиях в режимных моментах.

1. Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

2. День открытых дверей для родителей - участие родителей в утренней гимнастике, на ФИЗО занятии, на прогулке, в гимнастике после сна «Мечты о лете».

3. Мастер-класс для родителей по физкультурно-оздоровительной работе

с использованием здоровьесберегающих технологий «В весеннем лесу».

4. Тематическое занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»

5. Физкультминутки.

6. Динамические паузы.

7. Выставка детских работ: «Быть здоровыми хотим!»

Апрель «Самомассаж в жизни детей»

Продолжать использовать в работе нетрадиционные формы оздоровления детей: приёмы массажа биологически активных точек; самомассажа тела.

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

1. Изготовить картотеку разнообразных видов игрового массажа.

2. Пополнить физкультурный уголок нестандартным оборудованием из бросового материала, атрибутами для самомассажа.

3. Консультация - практикум для родителей «Обучение приёмам массажа»

4. Использование игр- релаксаций.

5. Массаж биологически активных зон (лица, рук, головы) с использованием художественного слова.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Использование музыкального сопровождения во время самомассажа.

8. Чтение художественной литературы: С. Прокофьев «Румяные щёчки», В. Бондаренко «Язык и уши».

9. Игра-занятие «В стране Лёгких" или "Путешествие воздушных человечков»

Выяснить, насколько осознаны полученные представления; опираются ли они на них при решении возникшей проблемы;

Прослеживается ли в поведении детей направленность на здоровый образ жизни;

1. Обобщённые занятия

Тема проекта: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Выполнила: Силинская Светлана Владимировна- воспитатель ГС(К)ОУ школы-интерната №4
ЦЕЛЬ:
Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательной деятельности с учащимися 8-9 лет с нарушением зрения.

Задачи:
1. Разработать мероприятия, которые снижают уровень заболеваемости
учащихся, уменьшают риск возникновения хронических заболеваний
2. Пропаганда здорового образа жизни,формировать у учащихся знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для дальнейшего развития и адаптации учащихся в социуме
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, осуществлять личностно-ориентираванный подход при обучении и воспитании
5. Внести коррекции в содержание по мере необходимости
Цель здоровьесберегающих технологий направлена на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Здоровье- важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности воспитателя, работающего с детьми младшего школьного возраста. Актуальность обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учащихся, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности.Возникла необходимость изменения отношения к задачам учебного и воспитательного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие обучающихся с максимально сохраненным здоровьем. Назрела необходимость решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно, опираясь на принципы здоровьесбережения.
Принципы и система здоровьесберегающих технологий:
*Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимых медработниками, и собственных наблюдений в процессе проведения технологий, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
*Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности данной возрастной группы
*Создание благоприятного эмоционально- психологического климата в процессе реализации технологии
*Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Здоровьесберегающие технологии,- это такая организация образовательного и воспитательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Используются следующие целевые установки:
*Стимулировать у детей желание жить, быть здоровым;
*Учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
*Показывать им, что жизнь прекрасна;

*Вызывать у них позитивную самооценку.
В воспитательной деятельности рекомендуется использование следующих средств здоровьесберегающих технологий:
-средства двигательной направленности(физминутки, физические упражнения, подвижные игры, танцевальные занятия)
-оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны на основе прогулок на воздухе, водные процедуры на основе занятий в бассейне, витаминотерапия)
-гигиенические факторы(выполнение санитарно- гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня)
Cамое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “ Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”. Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное и здоровье нравственное. Наша цель заботиться о здоровье учащихся, не забывая из каких компонентов оно состоит.
В нашей школе созданы все необходимые условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности.
1. Воздушно- тепловой режим, освещенность мест занятий, соблюдение размеров мебели соответствуют определенным требованиям.
2. Для проведения спортивных занятий имеются два спортивных зала, спортивная площадка.
3. Организовано шестиразовое питание.
4. Уделяется большое внимание организации физкультурно- оздоровительной работы.Это и проведение уроков физкультуры, проведение физминуток, спортивных школьных праздников, беседы о здоровье с учащимися и их родителями, оформление классных и школьных “ Уголков здоровья”, использование, здоровьсберегающих.технологий на уроках, и внеклассных мероприятиях.
5. Проведение тематической работы с родителями, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни и профилактику вредных привычек.
Цель всех этих мероприятий – формирование навыков здорового образа жизни.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в воспитательной деятельности, применяем некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Оценка этих направлений:
Личностно- ориентированные, где в центр воспитательной системы ставим личность ребенка, стараемся обеспечить комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью воспитательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяем несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы
Здоровьесберегающие технологии:
1.Медико – гигиенические технологии. К ним относятся контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий, организация и проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи, проведение профилактики и лечение заболеваний глаз,.
2.Физкультурно – оздоровительные технологии. Они направлены на развитие координационных движений и реализуются при проведении спортивно – оздоровительных мероприятий и в работе спортивных секций.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии. Они направлены на гармоничное взаимоотношение с природой. Это прогулки по пришкольной территории, и уход за растениями в классах, и участие в природоохранных мероприятиях: “ День земли” ”Береги природу” .
3.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Они реализуются во время проведения мероприятий,на тему “ПДД”,” Неделя здоровья”.,соблюдение и выполнение рекомендаций врача – окулиста по охране зрения.

4.Здоровьесберегающие образовательные технологии:
* организационно - педагогические технологии и психолого – педагогические технологии, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии (проведение физминуток, коммуникативных игр, самомассаж).
*учебно – воспитательные технологии: включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.Это классные часы и беседы на темы:
“Чистота – залог здоровья”, “Плохие привычки”, спортивные соревнования,
привитие культурно – гигиенических навыков.
*cоциально – адаптирующие и личностно – развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.Это проведение психологических тренингов, игр, бесед с родителями.
В работе участвуют специалисты, которые выполняют определенные функции:
Психолог:
Тренинг уверенного поведения
Развитие психических процессов
Психические упражнения
Логопед:
Коррекция дефектных звуков
Практическое овладение навыками словообразования и словозаменения.
Воспитатель:
Развитие мелкой моторики
Развитие познавательной деятельности
Работа по устранению вторичного дефекта
Муз.руководитель:
Музыкотерапия
Работа над дыханием
Развитие чувства ритма и координации движений
Мед.работники:
Профилактика и лечение заболеваний глаз
Консультирование педагогов и родителей по сохранению зрения учащихся.

Из опыта работы учителя начальных классов. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа пос. Ильичевский

муниципального района Алексеевский Самарской области

Педагогический проект

«Использование здоровьесберегающих технологий

В начальной школе»

(из опыта работы)

Петроченко Светлана Ивановна

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ пос. Ильичевский

2014

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

А.В. Сухомлинский

Актуальность проекта

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов

идея здоровьесбережения учащихся приобрела статус приоритетного направления, это красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Проблема

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения.

Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся, как важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Основная проблема, по-моему, в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение, вследствие чего возникающая головная боль и головокружение.

Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

Цель : создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в период возрастания психологической и физической нагрузки на детский организм.

Отсюда возникают основные задачи , которые я ставлю в своей работе:

  • обеспечить школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снизить уровень заболеваемости учащихся;
  • сохранять работоспособность обучающихся на уроках;
  • формировать у обучающихся знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

  • положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  • валеологическая просвещенность учащихся;
  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Ресурсы

В ходе реализации проекта привлекаю учителя физической культуры, фельдшера ФАПа. Дети ежегодно проходят медицинский осмотр в школе. На своих занятиях придерживаюсь рекомендаций врачей. Занятия провожу в учебном кабинете, спортивном зале школы, на пришкольной спортивной площадке. В ходе занятий использую мячи, скакалки и другой спортивный инвентарь. На уроках и внеклассных занятиях использую интерактивную доску, ноутбуки, мультимедийные ресурсы.

Участники проекта

По количеству участников: 10 учеников, учитель начальных классов,

Родители учеников, учитель физической культуры, фельдшер ФАП

По продолжительности: долгосрочный

План реализации проекта

Организационный этап

Для достижения цели и решения поставленных задач я изучала Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:

  • Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
  • Игровые оздоровительные технологии.
  • Веселые физминутки на уроках в начальной школе.
  • Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Формирование навыков здорового образа жизни.
  • Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
  • Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Основной этап

Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды в классе, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия. (Приложение 1)

1. Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций. (Приложение 2)

3. Дни здоровья, которые провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса, главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Большую роль в предупреждении ряда заболеваний играет привитие школьникам навыков личной гигиены. По привитию этих навыков у своих учеников я работаю систематически. В классе работают санитары, которые каждое утро перед занятиями проверяют состояние у детей рук, ногтей. У каждого ученика есть отдельная вешалка для полотенца, мыло, туалетная бумага и обязательно в целлофановом пакете обувь для танцевального кружка. Перед обедом дети моют руки с мылом. Также соблюдается питьевой режим. У каждого имеется своя кружка. Дети пьют охлажденную, кипяченую воду.

Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Медицинские работники – наши частые гости. Они проводят с учащимися беседы на разную тему. Например, когда проводили внеклассное мероприятие «Береги свои глаза», была приглашена фельдшера Лобину В.Н., которая провела беседу на тему «Как сохранить хорошее зрение?».

Следующая, по-моему, важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую разно уровневые задания.

В нашу школу, в августе 2012 года, поступило учебно-лабораторное

и компьютерное оборудование по программе Реализация Комплекса мер по модернизации основного общего образования для реализации ФГОС в начальных классах. Данное оборудование было установлено в моем классе. Я прошла курс обучения по применению ИКТ-оборудования на уроках, имею сертификат. Уроки стала проводить с использованием ИКТ. Это работа с интерактивной доской, модульной системой экспериментов PROLog, системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass. Ребята осваивают работу с ноутбуками. Уроки стали более интересными, а ребята - самостоятельнее, любознательнее и более активными. Но применение ИКТ-оборудования дает большую нагрузку на глаза, поэтому соблюдаю нормы СанПиНа. Работаем с интерактивной доской или ноутбуками на уроке 15 минут, обязательно выполняем гимнастику для глаз.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. (Приложение 3)

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки на уроках. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую под музыку и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. (Приложение 4)

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать

во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. К этой работе привлекаю и учителя физкультуры.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования и сделала вывод, что здоровьесберегающее обучение направлено, прежде всего, на обеспечение психического здоровья учащихся. По возможности часто поощряю детей взглядом, улыбкой, словом, оценкой. Дети не боятся высказывать свои мысли вслух. Строго слежу, чтобы ребенок получил на уроке удовольствие от полученной информации. Состояние души ребенка определяется по его выражению лица и по походке, когда идет домой.

Здоровьесберегающее обучение приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Нельзя не упомянуть, что к работе по здоровьесбережению привлекаю и родителей. Это совместные классные мероприятия. Среди них можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие. На родительских собраниях провела курс бесед “Здоровьесберегающие технологии в школе и семье”, куда мы также приглашали фельдшера Веру Николаевну. Были затронуты такие темы, как «О режиме дня ребенка в семье», «Личная гигиена», «Родителям о здоровье школьника». Провела анкетирование среди родителей на темы:

  • «В хорошей ли вы форме?»
  • «Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?»
  • «Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?»
  • «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?»

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Заключительный этап

Работая с этой проблемой, изучая и применяя на практике здоровьесберегающие технологии можно сделать вывод . Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.

Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты деятельности таковы. Из посещаемости учащимися уроков динамика заболеваемости показала: по сравнению с прошлым годом роста ОРЗ нет. Ни разу не болели 70% учащихся. Не отмечались случаи других заболеваний. Результаты промежуточной диагностики отражены в диаграмме.

Анкета «Моё здоровье»
Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание важности физического совершенства.


1.Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
2.Делаешь ли ты утром физзарядку?
3.Регулярно ли ты посещаешь уроки физической культуры?
4.Занимаешься ли ты на уроке физкультуры:
а) с полной отдачей
б) без желания
в) лишь бы не ругали
5.Занимаешься ли ты спортом длительно?
6. Бывают ли физминутки на ваших уроках?


Результаты анкетирования показали
- часто пропускают занятия по болезни – 0 %
- по утрам делают зарядку - 50 %
- регулярно посещают уроки физкультуры - 100 %
- занимаются на уроках физкультуры
а) с полной отдачей - 96 %
б) без желания - 4 %
в) лишь бы не ругали – 0 %
- занимаются спортом длительно - 20 %
- бывают на уроках физминутки - 100%