Алексей николаевич крылов биография. Выдающийся ученый и кораблестроитель А.Н

15 августа 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося учёного-кораблестроителя, Героя Социалистического Труда, академика Алексея Николаевича Крылова (1863-1945).

Академик Алексей Николаевич Крылов принадлежит к числу выдающихся ученых. Он родился в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Крылово Порецкого р-на Чувашии), а большая часть его жизни прошла в городе на Неве, в Военно-морской академии, где он работал и преподавателем, и её начальником. Символично, что здание на Ушаковской набережной Санкт-Петербурга было спроектировано и построено при личном участии выдающего ученого, который посетил академию 13 сентября 1945 года и ознакомился с учебными и лабораторными помещениями, читальным и актовым залами. С 1945 по 1960 год Военно-морская академия кораблестроения и вооружения носила имя Алексея Николаевича Крылова. В память об учёном в ВМА отреставрирован и открыт единственный в своём роде мемориальный кабинет-музей А.Н. Крылова, награды и личные вещи Алексея Николаевича хранятся в Музее ВМА.

1 октября 1945 года, выступая перед коллективом Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского, Алексей Николаевич Крылов подчеркнул, что следует готовить не только знающего инженера-офицера, но и глубоко и научно мыслящего инженера-творца. Он выразил удовлетворение училищем, дающим флоту морских инженеров, способных руководить подчиненными и воспитывать их, четко управлять боевой техникой кораблей и решать сложные технические задачи. Его слова актуальны и сегодня.

Имя А.Н. Крылова навечно вписано в историю отечественной и мировой науки, техники и культуры. Многогранная деятельность академика распространялась на различные отрасли знаний, носила энциклопедический характер. Изданное научное наследие А.Н. Крылова составляет 12 томов (1936-1956), охватывает проблемы теории и строительной механики корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, математики, механики, баллистики, воздухоплавания, педагогики, истории науки и техники.

Биография

Алексей Николаевич Крылов родился в семье артиллерийского офицера. Отец А.Н. Крылова получил образование за казенный счет как сын ветерана, раненного под Бородином. В 1878 году Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища А. Н. Крылов работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонги, где провел свое первое научное иследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гидрокомпасов прошла через всю его жизнь. Много позже, в 1938-1940 годах А. Н. Крылов опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса:

«Основания теории девиации компаса»

«Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»

«О теории гирокомпаса»

В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса. В 1887 году А. Н. Крылов перешел на франко-русский завод, а затем продолжил учебу на кораблестроительном отделении Морской Академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вел практические занятия по математике а впоследствии - курс теории корабля. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась преподавательская деятельность А. Н.Крылова, продолжавшаяся почти до самой его смерти. В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1898 году А. Н. Крылов был награжден золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причем это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, А. Н. Крылов создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространенным способом умирения бортовой качки.

Александр Николаевич Крылов - кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР (1916; член-корреспондент с 1914), Герой Социалистического Труда (1943). Дата рождения - 3 (15) августа 1863 года. Место рождения - село Висяга Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого р-на Чувашской Республики). Дата смерти - 26 октября 1945 года. Место смерти - Ленинград.

Семья

А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым у А. Н. Крылова были самые теплые отношения. А. Н. Крылов - дед С. П. Капицы и А. П. Капицы. В 1931 году Крылов опубликовал работу на тему, известную теперь как подпространство Крылова или методы подпространства Крылова. Работа касалась проблем собственных значений, а именно, вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и, как настоящий ученый-вычислитель, подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» - явление нетипичное для математической публикации 1931 года. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор. А. Н. Крылов перевел на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915). А. Н. Крылов умер 26 октября 1945. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища, неподалеку от И. П. Павлова и Д. М. Менделеева.

А.Н. Крылов активно сотрудничал со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и ученым-кораблестроителем, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом поврежденного корабля затоплением неповрежденных отсеков: «Это казалось морским чиновникам большой чушью. Потребовалоось 35 лет … на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение». А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. Крылов славился острым языком и его меткие ответы правительству и Думе становились легендами. В 1916 году Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 был назначен директором физической лаборатории Академии наук, позже - начальником Морской академии. В 1917 году А. Н. Крылов был руководителем Русского общества пароходостроительства и торговли. После Октябрьской революции он передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие отечественного флота. В 1921 году А. Н. Крылов был направлен в Лондон как представитель Советского правительства для воостановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз. А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн. А. Н. Крылов - автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

Наследие А. Н. Крылова

А. Н. Крылов - основоположник теории корабля, автор множества работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, механике, математике и астрономии. Трижды кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1941). С 1914 года он - член-корреспондент, а с 1916 - действительный член Академии наук. В честь А. Н. Крылова назван кратер на Луне. Академией наук была учреждена премия имени академика А. Н. Крылова. Премия присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики». Имя А. Н. Крылова было присвоено головному, ведущему научно-исследовательскому институту судостроительной отрасли Советского Союза - ЦНИИ им. акад. Крылова.

А.Н. Крылов родился 3 августа 1863 г. в селе Висяга Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкий район Чувашской республики).

В 1878 г. он поступил в Морское училище, которое окончил в 1884 г. с наградой. Фамилия его, в числе лучших выпускников, была занесена на мраморную доску. В том же году Алексей Николаевич Крылов поступил на службу в компасную часть Главного Гидрографического управления, где и началась его многогранная научная деятельность.

Желая применить свои математические способности в технике, А.Н. Крылов избирает своей специальностью кораблестроение. С этой целью он поступает на судостроительный завод и параллельно с технологической практикой выполняет научную работу по расчету подкреплений под орудийную башню для строившегося на этом заводе броненосца "Император Николай I".

Проработав год на заводе, А.Н. Крылов в 1888 г. поступил в Морскую Академию, которую окончил в 1890 г. одним из первых и был оставлен при Академии преподавателем математики и теории корабля. С этого года началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до его смерти.


В 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим опытовым бассейном, построенным за несколько лет до этого по инициативе великого русского ученого Д.И. Менделеева. В этот период А.Н. Крылов совместно с вице-адмиралом С.О. Макаровым работают над проблемой непотопляемости кораблей.

В 1908 г. А.Н. Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а вслед за этим - председателем Морского технического комитета.

В 1914 г. Московский Университет присудил Крылову почетную степень доктора прикладной математики. В том же году А.Н. Крылова избрали членом-корреспондентом, а в 1916 г. - действительным членом Академии наук.

Научная деятельность Алексея Николаевича Крылова, которой он посвятил шестьдесят лет своей жизни, охватывает многие отрасли физико-математических знаний. Кораблестроители справедливо считают А.Н. Крылова отцом современного кораблестроения. Математики произносят его имя с величайшим уважением. Много нового и оригинального внес А.Н. Крылов также в механику, физику, астрономию, баллистику, теорию стрельбы, геодезию и в другие отрасли науки и техники. Труды А.Н. Крылова подняли на небывалую высоту отечественную кораблестроительную науку, упрочили ее приоритет и превосходство над иностранной наукой, позволили решить такие проблемы науки и техники, которые оказались не под силу зарубежным ученым.

Какую бы проблему ни разрабатывал Алексей Николаевич, он всегда думал, как сделать ее доступной для практического использования.

Он выделялся среди крупнейших ученых всего мира тем, что обладал замечательной способностью просто подходить к сложнейшим и, казалось бы, неразрешимым задачам. В любой задаче, в любом вопросе он видел прежде всего физическую сущность, природу рассматриваемого явления, и благодаря этому безошибочно определял, куда и как направить логические рассуждения и математические выводы, чтобы быстро, с наименьшей затратой труда и в то же время с необходимой и достаточной точностью решить поставленную задачу.

А.Н. Крылов был выдающимся математиком. Он внес много нового и ценного в развитие этой науки, но никогда не считал работу в области математики самоцелью. В одном из автобиографических очерков он говорил, что его специальность - кораблестроение, т.е. приложение математики к различным вопросам морского дела. В математике Крылов видел могучее средство для решения разнообразных, большей частью технических задач, имевших актуальное значение для развития нашей страны.

За выяснение какой бы проблемы А.Н. Крылов ни брался, он давал оригинальное решение, которое всегда отличалось крайней простотой и ясностью и в то же время научной строгостью. В простоте этих решений сказывалась огромная сила таланта выдающегося русского ученого. Анализируя тот или иной вопрос и делая практические выводы, А.Н. Крылов смело восставал против догматизма в науке, вскрывал несостоятельность "незыблемых" утверждений зарубежных ученых.

Так, например, в 1930 г. А.Н. Крылов детально разобрал работу японского инженера Иоката "Новые формулы для нахождения статических моментов и моментов инерции площадей". Заканчивая свою статью по этому поводу для журнала "Кораблестроитель", А.Н. Крылов писал: "Я не потому вошел во все эти подробности, что формулы Иоката имели бы значение в кораблестроительных расчетах, - ими пользоваться не будут, а для того, чтобы предостеречь от имеющейся привычки считать все, что носит заграничный штамп, за непреложную истину, а это далеко не всегда правильно".

А.Н. Крылов смело и до конца вскрывал ошибки иностранных ученых, отстаивал приоритет своих соотечественников в науке и технике, неустанно пропагандировал заслуги наших ученых, подчеркивал превосходство русских ученых, инженеров, изобретателей. Ученый решительно восставал против рутины и косности чиновников, сидевших в управлениях морского и артиллерийского ведомств. С убийственной иронией А.Н. Крылов говорил, что все эти чиновники действуют по одному правилу: ко всякому делу применяют одно из трех "от" - отписаться, отмолчаться, отказать.

В этой борьбе А.Н. Крылов часто обращался за поддержкой к русским морякам, видя в них людей, которые могут понять и оценить пользу новшеств в военно-морском деле.

Один из своих докладов на многолюдном официальном собрании, на котором присутствовало много офицеров флота, А.Н. Крылов закончил словами: "Я уверен, что в той борьбе, которую я начал против рутины в кораблестроении, вы, господа адмиралы, вы, господа командиры, поддержите меня вашей властью, вашим авторитетом, вашим словом".

Между прочим, за этот доклад А.Н. Крылову в приказе по флоту был объявлен выговор "за употребление в служебном докладе выражений и тона, противных дисциплине и правилам воинского чинопочитания".


Летом 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линейного корабля. Всего было представлено сорок проектов русских кораблестроителей и иностранных фирм. Занимая пост главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета, А.Н. Крылов вместе с другими инженерами признал наилучшим проект, разработанный на Балтийском заводе под руководством профессора Морской Академии, корабельного инженера И.Г. Бубнова. Под руководством А.Н. Крылова проект был осуществлен. Русский флот получил линейные корабли типа "Севастополь", оставившие далеко позади иностранные типы этого класса кораблей. Расчеты по этим кораблям, выполненные под руководством И.Г. Бубнова и составившие пять томов, являлись, по словам Крылова, "истинным руководством по строительной механике корабля и проектированию судов".

При проектировании этих кораблей произошел следующий любопытный случай. Механический отдел Морского технического комитета требовал установить на кораблях тяжелые котлы Бельвилля. А.Н. Крылов, возглавлявший комитет, настаивал на установке более легких и экономичных котлов, применявшихся тогда на эскадренных миноносцах. Эти котлы обеспечивали линейным кораблям скорость хода от 23 до 25 узлов, а котлы Бельвилля - 21 узел. Вопрос предстояло обсудить на заседании комитета. Не будучи уверенным, что вопрос разрешится удовлетворительно, Крылов обратился с просьбой к командующему Балтийским флотом прислать на заседание флагманских и дивизионных механиков. Корабельные инженер-механики прибыли, и их трезвый голос помог Крылову добиться на заседании наиболее правильного решения.

В области кораблестроения А.Н. Крылов больше всего занимался теорией корабля. Его можно смело назвать создателем современной теории корабля; он блестяще решил такие новые, выдвинутые жизнью проблемы, как качка корабля, его непотопляемость и другие, предложил новую методику решения почти всех задач теории корабля. Так, одна из старейших кораблестроительных дисциплин, долго находившаяся в бессистемном состоянии и имевшая немало ошибок и "белых пятен", приобрела благодаря трудам А.Н. Крылова стройный и строгий вид, была прочно поставлена на подлинно научную основу и превратилась в четкую систему научных положений и выводов. Капитальный труд А.Н. Крылова "Качка корабля", вышедший к 75-летию со дня рождения ученого, представляет собою результат 45-летних научных исследований.

Еще в девяностых годах прошлого века, будучи молодым ученым, А.Н. Крылов создал теорию качки корабля на волнении. Мировая наука получила классическое решение вопроса, казавшегося до Крылова неразрешимым. Попытки ряда иностранных ученых разрешить эту проблему были безуспешны. Английский ученый В. Фруд пытался дать "теорию", но вынужден был расписаться в своей беспомощности, заявив: "Я был не в состоянии преодолеть математические трудности". До него другой английский ученый Э. Рид пошел еще дальше в признании своей несостоятельности, заявив: "...можно выразить сомнение в том, что весьма разнообразные и постоянно изменяющиеся усилия, действующие на корабль на волнении, когда-либо будут полностью выражены математическим языком".

И вот приехал в Лондон русский, никому там дотоле не известный "капитан Крылов" и изложил в Британском обществе корабельных инженеров "теорию качки корабля", в которой с математической строгостью исчерпывающе была решена важнейшая проблема кораблестроения, проблема поведения корабля на волнении.

Англичане, не признававшие никаких иностранных авторитетов, не могли замолчать достижение и приоритет русского ученого. Больше того, они впервые были вынуждены присудить золотую медаль общества ученому-иностранцу А.Н. Крылову.

Адмирал С.О. Макаров заложил основы учения о непотопляемости и живучести корабля. А.Н. Крылов развил это учение, создал свои знаменитые таблицы непотопляемости, внес неоценимый вклад в обеспечение плавучести и остойчивости кораблей. Его выводами и предложениями, а также таблицами непотопляемости пользуются ныне во всех флотах мира.

А.Н. Крылов внес много ценного и в учение о прочности корабля. Среди работ, посвященных этому вопросу, следует назвать его труд "О расчете балок, лежащих на упругом основании" (1930 г.). Тираж первого издания этой ценной работы разошелся в один день. В 1936 г. был издан почти заново написанный Крыловым курс лекций "Вибрация судов". Книга содержит подробное изложение теории упругих колебаний и представляет большую ценность для практики кораблестроения.

А.Н. Крылов создал классические работы и по теории магнетизма. Этой теорией он начал заниматься еще в 1884 г., сразу же после окончания Морского училища. За первые же три года молодой ученый написал десять оригинальных работ по девиации. Всего по этому вопросу А.Н. Крыловым написано более пятидесяти научных трудов. За три из них - "Основания теории девиации компаса", "Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении" и "О теории гирокомпаса" - академик А.Н. Крылов был в 1941 г. удостоен Сталинской премии первой степени. Многие навигационные приборы, широко применяемые сейчас на флоте и в авиации, основаны на принципах, разработанных А.Н. Крыловым.

Известен А.Н. Крылов и как крупный специалист в области артиллерии. Он оставил многочисленные математические исследования, научные труды, имеющие большое практическое значение, а также разработку оригинального устройства для тренировки наводчиков, известного под названием "прибора Крылова".

С первых же дней Октябрьской революции А.Н. Крылов стал в первые ряды передовой русской интеллигенции, отдавая народу все свои знания и опыт. В 1919 г. его назначили начальником Военно-Морской академии. Он с честью оправдал столь высокое доверие и в трудных условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции организовал подготовку командных кадров для молодого советского флота. Всей душой Крылов отдавался педагогической и научной работе, блестяще справляясь со всеми заданиями Советского правительства.

Академик А.Н. Крылов активно и плодотворно участвовал в восстановлении флота нашей Родины. Затем, когда развернулось строительство большого советского Военно-Морского флота, Алексей Николаевич со всей свойственной ему энергией и страстностью включился в решение всех важнейших проблем этого строительства. Он консультировал проектирование и постройку боевых кораблей, передавал кораблестроителям свой огромный практический опыт, предупреждал их от многих ошибок в столь сложном и ответственном деле. Ученый работал над многими теоретическими проблемами кораблестроения, неустанно двигал вперед отечественную науку.

До последних дней своей жизни А.Н. Крылов участвовал в работе многих научно-исследовательских институтов и различных комиссий. Он трудился не только в областях, близких ему, - математике и кораблестроении, но и во многих других отраслях науки и техники, вплотную занимался многочисленными вопросами строительства нашего флота и работы судостроительных предприятий. К Алексею Николаевичу обращались всегда, когда возникали труднейшие вопросы, которые даже опытным специалистам казались неразрешимыми.

В списке огромного и многогранного научного наследства А.Н. Крылова более 300 названий научных трудов. Сюда входят многотомные исследования, монографии, учебные курсы, журнальные и газетные статьи и т.д. Две трети этих работ выполнены ученым при Советской власти, когда талант Алексея Николаевича развернулся во всей своей силе.

Учащаяся молодежь всегда привлекала к себе А.Н. Крылова. Он охотно помогал советами и разъяснениями всем, обращавшимся к нему. Будучи весьма занятым, он тем не менее соглашался читать лекции слушателям разных факультетов Военно-Морской Академии. Его лекции, прочитанные на курсах комиссаров флота в 1919-1921 гг., являются непревзойденными по ясности и доходчивости изложения.

Наш народ высоко оценил заслуги академика А.Н. Крылова перед Родиной. В связи с 75-летием со дня рождения он был награжден орденом Ленина и удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки и техники. В 1943 г., накануне 80-летия Крылова, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Весной 1945 г., в связи с празднованием 220-летия Академии наук, старейший академик А.Н. Крылов был награжден третьим орденом Ленина.

Дожив до победного окончания Великой Отечественной войны, Алексей Николаевич Крылов с радостью видел торжество нашей великой Родины.

В августе 1945 г., чтобы быть ближе к научным морским организациям и к родному кораблестроению, он переехал в Ленинград.

А.Н. Крылов похоронен на Белковом кладбище в Санкт-Петербурге, неподалеку от могил его великих современников И.П. Павлова и Д.И. Менделеева.

Книга академика Алексея Николаевича Крылова «Мои воспоминания» - удивительный образец мемуарной литературы. Она была издана впервые в 1942 г. и выдержала с тех пор шесть изданий. Тем не менее сейчас она представляет собой библиографическую редкость. Поэтому решение издательства «Судостроение» выпустить ее массовым тиражом будет встречено читателями с большим энтузиазмом.

Случилось так, что я оказался свидетелем ее написания. Дело в том, что Алексей Николаевич - мой дед по материнской линии. Анна Алексеевна Капица - урожденная Крылова. Алексей Николаевич жил всегда в Ленинграде, наша семья - в Москве, а встретились мы в первые месяцы войны в Казани, куда были эвакуированы научные учреждения Академии наук СССР.

Хорошо помню, как в первые дни августа 1941 г. вместе с сотрудниками Института физических проблем, директором которого был тогда мой отец Петр Леонидович Капица, я уезжал в Казань. Отец с матерью еще оставались в Москве.

Город поразил меня своей тишиной и какой-то мирностью. Конечно, и здесь ощущалась война, но не было ежедневных воздушных тревог, грохота зениток, заклеенных крест-накрест бумажными полосками окон, неизменных противогазов на боку, ночных дежурных на крыше. Вскоре после моего приезда было введено затемнение.

В это же время в Казань из Ленинграда приехал Алексей Николаевич, и я переехал из общежития к нему в маленький домик на улице Волкова, на окраине города, недалеко от озера Кабан. Мне было десять лет, поэтому я предпочитал носиться со своими сверстниками по городу, играть в войну или пробираться на железнодорожную станцию, чтобы посмотреть на боевую технику, груженную на платформы, и красноармейцев в теплушках, а не сидеть со старым дедом. Но неизбежно к концу дня я оказывался дома.

В большой комнате, где стоял обеденный стол, у керосиновой лампы с большим бумажным конусом абажура я устраивался читать какую-нибудь книгу о путешествиях. Напротив сидел дед и старательно писал что-то карандашом в большой общей тетради. Рядом за столом сидела его жена Надежда Константиновна с чтением.

Однажды вечером дед отложил карандаш и сказал:

Вот послушайте, что я написал.

Ну как, интересно? - спросил дед, закрыв тетрадь.

После этого Алексей Николаевич читал нам написанное за день.

С тех пор прошло почти сорок лет, но я хорошо помню, как спешил из школы (она размещалась около казанского Кремля) домой, чтобы поспеть к вечернему чтению о событиях, как мне тогда казалось, очень древних времен. Многого я, конечно, не понимал, особенно меня огорчало, что дед, хотя и был генералом, никогда не участвовал в сражениях, не командовал боевыми кораблями. Помню, я задал однажды вопрос деду:

Почему тебя как генерала в революцию не расстреляли?

И его ответ:

Генерал генералу - рознь.

Сейчас, когда я пишу эти строки, предо мной лежат пять общих тетрадей в серых бумажных переплетах с надписью «А. Н. Крылов. Памятка моей жизни». В них 551 страница, исписанная убористым почти каллиграфическим почерком. Написаны они были за 27 дней - с 20 августа по 15 сентября 1941 г. Причем все цифры, даты, фамилии дед, которому было тогда 78 лет, записал по памяти - дневников он не вел.

Закончив работу, Алексей Николаевич в течение нескольких дней перечитывал ее и вносил чернилами исправления (такой правки в тетрадях немного), потом он взял большой толстый переплетенный в коленкор ежедневник и вставочкой с пером «рондо» переписал свои воспоминания набело. На полях стоят даты начала и конца переписывания: 22 сентября - 10 октября 1941 г.

Позже я узнал, что тогда возникли трудности с перепиской на машинке. Но наборщики, посмотрев рукопись, согласились набирать прямо с нее.

12 мая 1942 г. книга была подписана в печать, а 15 октября я получил в подарок экземпляр книги с назидательной надписью:

«Моему внуку Андрею Капице 11-ти л. с советом, чтобы он всегда и везде помнил, что он в мире не один,

от деда А. Крылова

Алексей Николаевич тяжело болел. В 1942 г. у него был инсульт, от которого он почти полностью оправился, и его отправили на курорт Боровое, в Северном Казахстане. Летом 1943 г. побывал у него и я. Это был год его 80-летия.

В июле ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. В августе, в день рождения, он получил множество поздравлений, а само чествование состоялось позже, осенью, в Москве.

До августа 1945 г. мы жили рядом, и я часто обращался к нему с просьбой помочь мне в школьной математике. Он с удовольствием доказывал теорему своим, оригинальным, способом, который очень доходчиво мне объяснял. К сожалению, учителя не ценили оригинальность решения, и я получал двойки.

Мы опять с тобой двойку получили, - говорил я деду, забежав к нему после уроков.

Алексей Николаевич страшно сердился и грозился как-нибудь сходить в школу и навести там порядок.

К деду часто приезжали адмиралы при кортиках в роскошной черной форме с золотыми погонами. Он очень любил эти визиты и как-то весь подтягивался, глаза его начинали озорно поблескивать, особенно когда рассказывал какой-либо случай из своей жизни, иногда приправляя его крепким морским словцом. Я обожал эти беседы, хотя мне не полагалось присутствовать при них, поэтому часто раздавалось:

А ты чего подслушиваешь, а ну, брысь отсюда.

В августе 1945 г. А. Н. Крылов вернулся в Ленинград. 26 октября он скончался. Моряки хоронили его со всеми воинскими почестями, положенными адмиралу флота, и его провожал, как мне казалось, весь Ленинград.

Я много раз перечитывал «Мои воспоминания». И может быть, некоторая причастность к их написанию делает меня непримиримым к той правке, которой подвергались более поздние издания. Его, который не боялся ни генералов, ни министров, ни царя, пытались как-то причесать, облагообразить. Его иногда довольно «крепкий» лексикон пытаются отредактировать. Но Алексея Николаевича нельзя втискивать в рамки вежливой благопристойности.

Именно поэтому я взял на себя смелость восстановить текст воспоминаний А. Н. Крылова по первому «казанскому» изданию 1942 г. В состав предлагаемого читателям издания входят также очерки из истории русской науки, кораблестроения, написанные в разные годы и хорошо дополняющие основной текст. Подбор очерков основан на издании 1945 г. - последнем прижизненном варианте воспоминаний А. Н. Крылова.

«Мои воспоминания» - это не автобиография, хотя события изложены в хронологической последовательности. Какие-то этапы своей жизни Алексей Николаевич опустил. Так, кроме сведений о детском периоде, читатель практически ничего не узнает о личной жизни автора. Воспоминания оканчиваются 1928 г.

Для того чтобы у читателя сложилось полное представление о жизни и деятельности А. Н. Крылова, приведу некоторые сведения из его биографии.

Он родился 3 августа (по старому стилю) 1863 г. в сельце Висяга Ардатовского уезда Симбирской губернии. Его отец Николай Александрович Крылов - в прошлом офицер, участник боевых действий англо-франко-русской войны 1855–1856 гг., был человеком незаурядным. Он обладал литературным даром и опубликовал несколько трудов по истории края, был хорошим хозяйственником.

Женат был на Софье Викторовне Ляпуновой.

Дед Алексея Николаевича - Александр Алексеевич Крылов тоже был военным, отличившимся в Отечественную войну 1812 г. Был ранен под Бородином и при взятии Парижа. Награжден золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги. Женат был на Марии Михайловне Филатовой.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) по окончании курса Инженерного училища, прослужив недолго в саперах, вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он сблизился и подружился с Сергеем Петровичем Боткиным (1832-1889). Докторская диссертация Ивана Михайловича была на тему: "О влиянии алкоголя на температуру тела человека".
Неизвестно, служил ли ему его родной братец, Андрей Михайлович, объектом наблюдений, но только через много лет, в конце 80-х годов, Иван Михайлович передавал такой рассказ С.П. Боткина:
"Вот, Иван Михайлович, был у меня сегодня интересный пациент, ваш земляк; записался заранее, принимаю, здоровается, садится в кресло и начинает сам повествовать:
"Надо вам сказать, профессор, что живу я давно почти безвыездно в деревне, чувствую себя пока здоровым и жизнь веду очень правильную, но все-таки, попав в Петербург, решил с вами посоветоваться. Скажем, летом встаю я в четыре часа и выпиваю стакан [чайный] водки; мне подают дрожки, я объезжаю поля. Приеду домой около 6 1/2 часов, выпью стакан водки и иду обходить усадьбу, скотный двор, конный двор и прочее. Вернусь домой часов в 8, выпью стакан водки, подзакушу и лягу отдохнуть. Встану часов в 11, выпью стакан водки, займусь до 12 со старостой, бурмистром. В 12 часов выпью стакан водки, пообедаю и после обеда прилягу отдохнуть. Встану в 3 часа, выпью стакан водки... и т.д."
Боткин:
"Позвольте вас спросить, давно ли вы ведете столь правильный образ жизни?"
Помещик:
"Я вышел в отставку после взятия Варшавы [Паскевичем в 1831 г.] и поселился в имении, так вот с тех пор; а то, знаете, в полку, я в кавалерии служил, трудно было соблюдать правильный образ жизни, особенно тогда: только что кончили воевать с турками, как поляки забунтовали. Так вот, профессор, скажите, какого мне режима придерживаться?"
Боткин:
"Продолжайте вести ваш правильный образ жизни, он вам, видимо, на пользу. Вы, Иван Михайлович, не знаете этого чудака?"
Сеченов:
"Кто же его в нашей местности не знает, это Николай Васильевич Приклонский".
Однако едва ли Иван Михайлович рассказал своему другу С.П. Боткину про не менее "правильный" образ жизни своего брата Андрея.

Пароходы на Волге

В детстве Алексей Николаевич Крылов каждый год ездил с родителями на Нижегородскую ярмарку. Большую часть пути приходилось проделывать по Волге, так что он оставил очень любопытные зарисовки о пароходах того времени:
"В начале 1870-х годов на Волге работали пассажирские пароходы обществ "Самолёт", "По Волге", "Кавказ и Меркурий". Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся "мостиком", куда допускались лишь пассажиры 1 и 2-го классов.
Пароходы были колёсные, машины большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы "Кокериль".
Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились "самолётские", и их предпочитали "волжским" и "меркурьевским".

Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части.
Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных, примерно, через 50-70 вёрст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход. Вместо носилок служили два нескреплённых между собой шеста с двумя колышками, вбитыми в средней части каждого из них. На пароходе дрова очень ловко с великим грохотом сбрасывались в дровяной трюм.
Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы, представляя разнообразием своих движений картину удивительной живости и красоты.

В 1871 или 1872 г появился на Волге первый двухпалубный пароход "Александр II", американской системы, с обширной, почти во всю его длину, двухэтажной надстройкой, в которой были расположены пассажирские помещения. Отопление на этом пароходе было нефтяное, видимо, какой-то весьма несовершенной системы, ибо из труб валило облако чёрного дыма, которое стлалось за пароходом по воде, образуя как бы "дымовую завесу", если применить теперешний термин.
Хотя на этом пароходе пассажирские помещения, в особенности 3-го класса, были много удобнее, нежели на прочих пароходах, но первые два года он не пользовался доверием публики, про него ходили разные легенды, то ли, что его ветром опрокинет, то ли, что на нём нефть взорвется, и т.п., поэтому его избегали.

Но затем предприимчивый коммерсант Зевеке сразу поставил на линию "Нижний – Астрахань" пять пароходов американской системы, да на линию "Нижний – Рыбинск" тоже четыре или пять. Эти пароходы верхнего плёса были с одним задним колесом.
Зевеке сбил цену за перевозку пассажиров, его пароходы приобрели доверие публики, и к концу 1880-х годов все остальные общества вынуждены были работать также пароходами американского типа".

Шадринск

В Вятской губернии в XIX веке существовал уездный город Шадринск. Потом он несколько раз менял своё административное подчинение. А.Н. Крылов так со слов отца объяснял происхождение этого названия:
"У помещиков Родионовых было в Вятской губернии 10 000 десятин векового вязового леса. Вязы были в два и в три обхвата, но никакого сплава не было, поэтому в лесу велось шадриковое хозяйство, теперь совершенно забытое.
Это хозяйство состояло в том, что вековой вяз рубился, от него обрубали ветки и тонкие сучья, складывали в большой костёр и сжигали. Получалась маленькая кучка золы; эта зола и называлась шадрик и продавалась в то время в Нижнем на ярмарке по два рубля за пуд; ствол же оставлялся гнить в лесу.
После этого не удивительно, что от вековых вязовых лесов Вятской губернии и воспоминаний не осталось".

Свободное время на корабле

"Во время якорной стоянки на военном корабле свободны и располагают своим временем кот, поп и доктор".

Закон Божий

В севастопольском уездном училище Алёша изучал Закон Божий на уроках протоиерея, настоятеля собора. Тот учил их Закону Божию по катехизису Филарета, старого издания, в котором к тексту: "властем предержащим повинуйтесь и покоряйтесь" при перечислении властей, которым надлежит покоряться, значилось: "крепостные своим помещикам и господам". Крепостное право было отменено в 1861 г., но в севастопольской лавке более нового издания катехизиса не было, и ребята смущали попа вопросом, как это "вера" была изменена царским указом. Обыкновенно следовал ответ:
"Стань до конца урока в угол на колени, учи, как напечатано; а кто ещё будет спрашивать, тому уши надеру".

О лесосплаве

по Волге и её притокам А.Н. Крылов рассказывал так:
"Большая часть лесных грузов перевозилась на белянах, которые строились на один рейс. Из Унжи, Ветлуги и Суры лес доставлялся или на белянах или на "расшивах", с их разукрашенными "кичками".
Сплав производился кормой вперед, для чего ставились специальные большие сплавные рули. Судно волочило за собой чугунный, весом от 50 до 100 пудов груз, который называли “лотом”, а тот канат, на котором его волочили, назывался “сукой” (от глагола сучить). Этот канат при управлении судном прихватывался то с одного, то с другого борта, для чего на носовой части устраивался квадратный, во всю ширину судна, помост, именовавшийся “кичкой”. Отсюда команда старинных волжских разбойников:
“Сарынь [т.е. бурлаки], на кичку!”"
Поясню, что беляна – это плоскодонная некрашеная баржа почти прямоугольной формы. Расшива – это тоже плоскодонное судно, но с заострённым носом и кормой; могла ходить и под парусом.

Знаете ли Вы, в чем ложность понятия "физический вакуум"?

Физический вакуум - понятие релятивистской квантовой физики, под ним там понимают низшее (основное) энергетическое состояние квантованного поля, обладающее нулевыми импульсом, моментом импульса и другими квантовыми числами. Физическим вакуумом релятивистские теоретики называют полностью лишённое вещества пространство, заполненное неизмеряемым, а значит, лишь воображаемым полем. Такое состояние по мнению релятивистов не является абсолютной пустотой, но пространством, заполненным некими фантомными (виртуальными) частицами. Релятивистская квантовая теория поля утверждает, что, в согласии с принципом неопределённости Гейзенберга, в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные, то есть кажущиеся (кому кажущиеся?), частицы: происходят так называемые нулевые колебания полей. Виртуальные частицы физического вакуума, а следовательно, он сам, по определению не имеют системы отсчета, так как в противном случае нарушался бы принцип относительности Эйнштейна, на котором основывается теория относительности (то есть стала бы возможной абсолютная система измерения с отсчетом от частиц физического вакуума, что в свою очередь однозначно опровергло бы принцип относительности, на котором постороена СТО). Таким образом, физический вакуум и его частицы не есть элементы физического мира, но лишь элементы теории относительности, которые существуют не в реальном мире, но лишь в релятивистских формулах, нарушая при этом принцип причинности (возникают и исчезают беспричинно), принцип объективности (виртуальные частицы можно считать в зависимсоти от желания теоретика либо существующими, либо не существующими), принцип фактической измеримости (не наблюдаемы, не имеют своей ИСО).

Когда тот или иной физик использует понятие "физический вакуум", он либо не понимает абсурдности этого термина, либо лукавит, являясь скрытым или явным приверженцем релятивистской идеологии.

Понять абсурдность этого понятия легче всего обратившись к истокам его возникновения. Рождено оно было Полем Дираком в 1930-х, когда стало ясно, что отрицание эфира в чистом виде, как это делал великий математик, но посредственный физик , уже нельзя. Слишком много фактов противоречит этому.

Для защиты релятивизма Поль Дирак ввел афизическое и алогичное понятие отрицательной энергии, а затем и существование "моря" двух компенсирующих друг друга энергий в вакууме - положительной и отрицательной, а также "моря" компенсирующих друг друга частиц - виртуальных (то есть кажущихся) электронов и позитронов в вакууме.