Чем благополучие человека. Эмоциональное благополучие человека

Здравствуйте читатели моего сайта, с Вами снова я, Оксана Манойло. Сегодня поговорим о материальном благополучии и достатке. Важен ли этот пункт на пути к себе? Несомненно!

В последнее время особенно нередки случаи так называемых «финансовых обрушений» у многих людей. То, несмотря на все усилия, тренинги, медитации и прочие «танцы с бубнами», уровень благополучия и материального достатка до обидного низок. То жизнь раз за разом подкидывает «сюрпризы» в виде утраты источника дохода, внезапной порчи дорогого имущества, невесть откуда свалившегося долга, а то и вовсе на ровном месте люди становятся жертвами мошенников.

Так или иначе, любое проявление финансовой нестабильности и отсутствие тенденций к воспринимается человеком, идущим по пути самосовершенствования, как этакий «удар под дых», мол, как же так?! Я вижу как меняюсь сам, как меняются мои взгляды на жизнь, но почему же это никак не отражается на моём материальном благополучии и достатке?! Я что-то делаю не так??

Причины нестабильности финансового достатка

На самом деле у финансовой нестабильности может быть много причин. Это и глубоко прописанные в программы, и отсутствие доверия ко Вселенной, и опыты злоупотребления богатством в прошлой жизни и попросту неприятие себя как драгоценности, которая по факту достойна.

А теперь поподробнее о вышеперечисленном и о том, что со всем этим делать.

Действительно, часто финансовый минимум просто необходим для того, чтобы наглядно показать человеку его собственную ценность . Ценность абсолютную и безусловную, без отвлекающего мусора в виде статуса, престижа, и денежных «фантиков». Таким образом наша Душа дает нам проверку, а действительно ли мы ставим на первое место СЕБЯ, или всё это наносное гораздо важнее для нас, чем та драгоценность, которой мы являемся?

Часто бывает так, что увлекшись погоней за «игрушками и фантиками» человек так изнуряет себя, что и забывает, что за деньги можно купить лекарство, но не купить хорошее самочувствие, купить роскошное украшение, но не купить любовь, купить кровать, но не купить сладкий сон на ней, купить дорогую еду, но не купить здоровый аппетит.

Ситуация потери денег как раз и призвана «перетащить» внимание человека из «внешнего, поверхностного» в глубь с тем, чтоб дать понять, что всё истинное приходит без денег, а денежные «фантики» всего лишь игрушки и ими должны оставаться.

К слову, среди крупных бизнесменов встречается достаточно много людей, которые к своему финансовому достатку относятся как раз по этому принципу, они именно играют. Играют профессионально, мастерски, завораживающе, но, тем не менее, не забывают о том, что это только игра — не больше, и по-настоящему значимыми для них являются совсем другие вещи. Как правило они отличаются отличным здоровьем, хорошей физической формой, жаждой жизни и блеском в глазах.

Иногда финансовая нищета является следствием собственного убеждения в том, что истинно только всё духовное, а материальное — тлен и презренно вообще. Ну по вере и воздается, чего уж тут…

Другая крайность, это убеждение в том, что «без денег и материального благополучия я — неудачник, не такой, как надо».

Но тут возникает вопрос. Что было бы, если б человек с таким взглядом на жизнь вдруг враз получил то, чего он страстно желает? Он бы попросту стал испытывать чувство превосходства над другими людьми, чей уровень достатка, по его мнению «не дотягивает» до приемлемого. Теперь они для него были бы «неудачниками и не такими, как надо».

Вот и получается, что ситуация создана для того, чтобы убрать гордыню и понять, что человек ценен не внешними атрибутами в глазах других людей, а тем, кто он есть в этой жизни.

Как же открыть денежный поток?

Поэтому по сути все факты материальных неудач можно обобщить по принципу их призвания вернуть человека к его собственной Душе, к его исконным стремлениям.

И откроет материальный поток только одно.

Нужно забыть обо всём внешнем и часто навязанном и сконцентрироваться на своей внутренней , забыть о внешних результатах и «значках-медалях» и принять свою Душу.

Нужно полюбить себя «непрестижным, незначимым», научиться испытывать радость от самого факта жизни, чаще бывая в состоянии «здесь и сейчас».

Нужно быть благодарным Богу, Пространству за то, что у вас уже есть. Осознавая при этом, что это вообще-то нормально иметь пока минимальный достаток, отсутствие чего-то, потому как вы заново по совершенно другим принципам отстраиваете свою жизнь. Но зато именно сейчас вы уже цените себя, учитесь жить в согласии с настоящим собой, живете качественно другим образом, чем раньше.

«Финансовые роли» человека

Когда комфорт или жизненные возможности измеряются количеством денег или материальным достатком, автоматически происходит «сбегание в роли».

Разнообразие их велико и каждый выбирает себе приглянувшуюся. У кого-то это роль никчемного человека, не умеющего зарабатывать, у кого-то роль этакой «барыни в тоске», когда по рангу положены ананасы-куропатки-трюфели, а по факту в наличии только борщ и козинаки на десерт.

Кто-то играет роль человека, не позволяющего себе лучшего, во всем на себе экономящего и во всем себя урезающего. А кому-то нравится роль этакого непритязательного человека, довольствующегося малым и именно за это, как он думает, почитаемого другими людьми.

Вриантов, как видите, масса, тем не менее — это только роли, личины, маски. И да, они имели весомый смысл в прошлом, когда нужно было выживать, но сейчас способны только тянуть обратно, создавая мучения и сложности. Поэтому громко, внятно говорим:

«Я наигрался уже! Спасибо большое!»

, и уходим .

И этим своим уходом с театральной сцены вы как бы подтверждаете то, что отныне источник вашего питания и процветания не внешние активные действия, основанные на крепости воли, а внутренняя гармония и согласие, кристальная честность с самим собой и чувство нескончаемой благодарности за то, что уже есть прямо сейчас.

Парадокс в том, что наибольший дискомфорт человек получает как раз не от отсутствия какого-то объёма денег или материальных вещей, благ, а как раз от утраты социального статуса, определенного положения в обществе . И утраты этого подчас столь силен, что человек готов обменять на поддержание этого статуса всю свою жизнь.

Это опять выживательная позиция, да. И когда Душа понимает, что больше эти мучения терпеть нельзя, человек вдруг сам враз к собственному немалому потрясению «сбегает из тюрьмы», либо его обстоятельствами оттуда «вышибает».

У многих в такой ситуации паникующий ум подбрасывает новую «идею» — значит хватит работать на кого-то , надо работать теперь на себя, открывать своё дело и так далее. И новый виток самообмана и мучений ума теперь уже на эту тему.

Привлечение финансового достатка и благополучия

Но истина-то в том, что без внутреннего внешнее не работает!

Не будет сейчас пока на этапе становления стабильности снаружи — там пока ощутимо штормит, будь то нюансы политики, власти, или разнообразные кризисы от финансового до личностного.

Но мы-то ведь и теряем почву под ногами именно для того, чтобы научиться плавать. А тот самый «спасательный круг», он внутри и его наличие не зависит ни от чего внешнего — только от нашего стремления концентрироваться на себе.

И вот же интересна ещё одна закономерность. Как только вы начинаете отчетливо понимать, что вы — существо вечное, светлое, вы обожаемое дитя Бога и все блага тут получаете просто от того, что РАДУЕТЕСЬ!

Я специально акцентирую этот момент

То есть все блага есть пропорциональное следствие вашей безпредметной жизненной радости, ваш буйный ум с его кознями, прописанными сценариями и ещё много чем, способным здорово уменьшить приятность жизни, затихает.

И дальше ваше умение любить этот мир расширяется день ото дня, вы ещё больше любите себя и эту жизнь, ваша Душа всё чаще присутствует в вашем сознании и это всё дает такое мощное благостное лучение-свечение, под которым тают все ролевые страхи выживания, отвержения обществом и так далее, что программы (в том числе и родовые), связанные с деньгами, даже самые сильные, теряют власть над вами и над вашей жизнью.

И такое позиционирование себя в отношении к жизни, когда отброшена роль «достигатора», когда пропадает желание прибывать в рабстве ради денег, и напротив, появляется желание наслаждаться каждым моментом жизни, какой бы она ни была, иметь меньше, но чувствовать себя комфортнее, ощущать свою безоговорочную ценность, оберегать свой душевный покой, скоро непременно принесет свои плоды в виде обретения прежнего, а возможно и лучшего уровня комфорта, открытия новых возможностей, новых горизонтов, о которых вы и не подозревали ранее.

Но только отстроено всё это вами будет уже по совершенно иному принципу, изменится на принципиально новый сам способ взаимодействия с материальным проявленным миром, а это дорогого стоит… В прямом и переносном смысле!

На курсе «Эзотерика онлайн» весь первый этап посвящен тому, как привлечь материальное благополучие и достаток именно вам, проработаем все ваши договора с собой, избавимся от ролей. Рассмотрим, какое же количество денег вы можете удержать и увеличим денежный поток. Это важный этап на пути к себе! Без материального достатка и благополучия, финансовой стабильности, не может быть человек гармонично развит.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Личность является интегратором всей психической активности индивида. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим "Я". "Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. К своему "Я" человек в большей мере относит внутреннее психическое содержание. В каком-то очень широком смысле все, что человек переживает, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

Для психологии личности и психологии в целом особо существенно то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и, как следствие, на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности. На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих:

Социальный компонент

Социализация личности в современных условиях общественного развития накладывает отпечаток на всю жизнедеятельность человека, определяя ее направленность, систему ценностных ориентаций, отношений. В процессе социализации формируются и внутренние критерии оценки себя, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сама личность и в котором реализуется ее поведение и деятельность. Система внутренних отношений личности формируется на основе ее представлений, которые и задают некую систему координат в которую она помещает все наиболее важные, значимые события; эта система включает внутренние и внешние инстанции, динамичные во времени и образующие целостности, в которых они могут соотноситься, противоречить или совпадать. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности. В качестве ведущих факторов, составляющих социальное благополучие выступают: социальная зависимость, личностные особенности, прогностичность жизни (оптимизма - пессимизма), уверенность в жизни и эмоциональный настрой, удовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельности, удовлетворенность государством, интуитивно-созерцательное отношение к действительности, социальная комфортность, гражданственность, ценностное отношение к будущему. Разброс мнений относительно сферы принадлежности социального самочувствия необыкновенно велик. Социальное самочувствие рассматривается на разных уровнях: с одной стороны, как явление общественного сознания и общественной психологии, с другой, как индивидуально-личностное состояние. Наряду с отнесением самочувствия к высшим этажам общественного сознания - к сфере идеологических, политических, духовных явлений - существует также тенденция включения его в систему глубинных бессознательных индивидуальных психических явлений.

Материальное благополучие - удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка. Все мы стремимся к материальному благополучию. У каждого размеры этого самого "материального благополучия" разные. Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает. У каждого из нас свои потребности и свои возможности. Именно от возможностей в основном и зависит уровень материального благополучия конкретного человека на конкретный момент. При изменении благосостояния - изменяются и возможности. Из-за этого качество жизни у всех разное. Показателем непосредственных характеристик качества жизни является окончательный вариант Первой международной системы показателей, разработанный в 1978 году. Всего в эту систему показателей включено 186 индикаторов, разделенных на 12 групп: демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания, жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования; образование и культура, занятость и условия труда; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха, культура и спорт; социальное обеспечение, свобода человека. .

Религиозный компонент

Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры- в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д. Религиозные люди считают, что благополучие человека полностью зависит от послушания Господу. В соблюдении заповедей Милосердного Отца заключается действительно великое благо. Все заботы Бога, постоянная любовь, попечения, удивительные намерения по отношению к людям должны привязать сердца и утвердить стопы для следования по пути послушания Ему. Надо бояться Господа, надо ходить пред Ним, любить Его, служить Ему от всего сердца и от всей души, соблюдая заповеди и постановления. Физическое блаженство тела - в здоровье, блаженство ума - в познании истины, а блаженство души - в любви Божьей. Нет большего утешения для усталых и часто разуверившихся сердец, как непоколебимая уверенность, что Бог любит их, и нет высшего блаженства, как питать горячую любовь к Нему.

Физический компонент

Физическое (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус. Если говорить конкретнее, то можно определить физическое благополучие индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Состояние здоровья может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий.

Психологический компонент

Психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности - согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает "имеющий правильное соотношение между своими частями". Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой). Психологическое здоровье зависит от системы мышления человека, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Также оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в системе "субъект-среда". В современной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий "субъективное благополучие" и "психологическое благополучие". Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического, другие – психологическое благополучие как часть. В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные. В зарубежной психологии подходы к исследованию психологического благополучия условно разделяются на эвдемонистические и гедонистические. Как отмечают исследователи, главным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая неразработанность, а эвдемонистического – трудность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодоления данных недостатков привели к сближению указанных подходов, построению интегративных моделей психологического благополучия. Так, в зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К.Рифф, базисом которой послужили основные теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Названная модель включает шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой (компетентность), наличие целей в жизни и личностный рост.

Компоненты психологического благополучия и их составляющие

Таблица 1

Компонент

Аффективный

Баланс положительных и отрицательных аффективных переживаний: субъективное ощущение счастья; общая удовлетворенность жизнью; отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов; эмоциональный комфорт.

М.Аргайл, Н.Брэдбурн, Э.Динер; Н.К.Бахарева, А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Метапотребностный

Личностный рост (мера самореализации); возможность реализации базовых потребностей в автономии, компетентности, связи с другими.

Дж.Бьюдженталь, Э.Деси, А.Маслоу, А.Меннегети, Р.Мэй, Р.Райан, К.Рифф, В.Франкл, Э.Фромм, К.Хорни, Р.А.Эммонс, М.Яхода; Н.К.Бахарева, А.В.Воронина, П.П.Фесенко

Мировоззренческий

Наличие целей, занятий, убеждений, придающих жизни смысл; чувство осмысленности своего прошлого и настоящего.

К.Рифф; П.П.Фесенко

Интрарефлексивный

Самопринятие, позитивная оценка себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков, внутренний контроль, развитое самопознание.

Дж.Бьюдженталь, Э.Динер, А.Маслоу, К.Рифф, В.Франкл, М.Яхода; Н.К.Бахарева А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Интеррефлексивный

Компетентность в отношении с окружающей средой, гармоничные отношения с миром, осознание человеком самого себя в контексте отношений с собой, другими людьми, обществом, природой.

Дж.Бьюдженталь, А.Маслоу, К.Рифф, В.Франкл; А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Главными критериями психологического благополучия личности выступают объективная успешность (социальное, физическое, психологическое и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся в ощущении счастья и удовлетворенности жизнью в целом. Уровень психологического благополучия определяют различные субъективные и объективные факторы, в том числе характеристики окружающей среды, степень влияния которых определяется их значимостью для личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный)- представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный- доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам. Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной, относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, информационная или сенсорная депривация. Эмоциональный компонент благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешным (или неуспешным) функционированием всех сфер личности. Дисгармония в любой сфере личности вызывает одновременно и эмоциональный дискомфорт. Именно в нем достаточно полно отражено неблагополучие в разных сферах личности.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Эти стороны жизни являются предметом изучения разных научных дисциплин. Благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии. Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Благополучием считается спокойное и счастливое состояние человека. Действительно, мы называем людей счастливыми, если они довольны собой и миром, который их окружает. Самый сложный вопрос - как достичь такого состояния, и над ним с давних времен и по сей день спорят ученые и философы.

Многие считают, что путь к благополучию - это большое количество денег в кошельке. Зачастую люди, ограниченные в средствах, верят, что богатство откроет им двери к счастливой жизни. Однако это не всегда так, и деньги способны сделать человека счастливее только на время. Согласно данным многочисленных исследований ученых, нет прямой зависимости между богатством и благополучием, и зачастую жители бедных стран, таких как Куба или Индия, чувствуют себя счастливее, чем гораздо более обеспеченные граждане Японии или Норвегии.

Многие полагают, что основная составляющая благополучия - это здоровье. Но этот вопрос также остается спорным. Действительно, вокруг много совершенно здоровых людей, которые не могут самореализоваться, найти себя и ощущают свою жизнь бессмысленной. В то же время есть много примеров, когда инвалиды живут полной жизнью, занимаются творчеством, растят детей и радуются своей судьбе.

Американские психологи обобщили существующие знания о факторах человеческого благополучия. Они представили их в виде пирога, каждый кусок которого - это определенная группа факторов. Так, первый кусок - внешние. Это государство, где проживает человек, его социальная среда и природные условия, степень финансового благополучия личности. Второй кусок - это психологические черты индивида, такие как темперамент, характер, наследственность. Третий кусок - это результаты выбора человека: цели, которые он перед собой ставит, род его занятий и образ жизни. Первая группа факторов имеет наименьший вес в результате – лишь 10%, тогда как вторая и третья очень значимы (50 и 40% соответственно).

Таким образом, наше счастье как минимум наполовину зависит от нас самих. Безусловно, сложно изменить то, что задано генетикой, но каждому по силам сменить работу, заняться своим хобби, переехать в другой город. Но даже такие значимые шаги требуются не всегда. Иногда бывает вполне достаточно посмотреть на свою жизнь под иным углом. Например, вы расстались с любимым человеком – значит, скоро встретите того, с кем у вас сложатся счастливые отношения. В самый важный момент завис компьютер – значит, вам нужно отдохнуть, немного прогуляться. На работе не дали отпуск - значит не время, и ваш лучший отдых впереди.

Разные люби по-разному смотрят на одни и те же жизненные ситуации. В стране нет стабильности, на работе нет профессионального и материального роста, и никто не берет замуж? Можно грустить и плакать над этим, а можно попробовать что-то изменить: работу, страну проживания, манеру вести себя и мужчинами и т. д. Ведь наше благополучие, прежде всего, в наших руках.

Успешный ученик, отличник, как правило, не вызывает беспокойства ни у учителей, ни у родителей. Напротив, взрослым кажется, что он вполне благополучен. На самом деле, зарабатывая «пятерки», ребенок может руководствоваться не только тягой к знаниям и желанием преуспеть.

Для детей, не слишком избалованных родительским вниманием, неуверенных в себе и своих достоинствах, оценки могут стать своеобразной компенсацией, «платой» за одобрение родителями и учителями. Принося отличные оценки, ребенок надеется получить в ответ признание своих талантов. Становясь взрослыми, таким людям бывает нелегко осознать, что их можно любить и ценить не за то, что они отлично справляются со своей социальной ролью, а за их личные достоинства и качества.

Другой проблемой отличника может стать перфекционизм. Желание сделать все идеально во всех сферах своей жизни. Такие люди теряются, когда необходимо расставить приоритеты и выделить главные направления и задачи в своей жизни. Для них «второе место» означает поражение. Но как известно, невозможно объять необъятное и быть лучшим буквально во всем, в жизни приходится выбирать что-то наиболее важное и значимое и отдавать выбранному пути максимум сил, талантов и времени. В противном случае довольно легко довести себя до нервного и физического истощения, что зачастую и случается с перфекционистами.

Еще одной бедой отличников является то, что они не умеют проигрывать. Привыкнув во всем быть первыми, они не умеют адекватно воспринимать неудачи и извлекать из них жизненные уроки. Внезапное поражение на фоне постоянных побед может стать для них настоящей катастрофой. И там, где менее успешный ученик постарается исправить положение, потерпевший фиаско отличник будет лишь страдать и горевать над своим бедственным положением.

Возможны у отличников и проблемы с установлением дружеских связей, умением работать в команде и организовать совместную деятельность. Случается так, что окружение успешного ученика довольно потребительски относится к своему товарищу-отличнику, ведь это так удобно: есть, у кого проконсультироваться, получить объяснения, списать, наконец! А настоящих друзей, ценящих не его успехи в учебе и знания, а личные качества, у отличника может и не быть.

Успешные троечники

А вот те ребята, которые в школе учились достаточно средне, во взрослой жизни подчас становятся вполне успешными людьми. Известно, что 50% бизнесменов были в школе «троечниками». И это скорее правило, нежели исключение.

Происходит это оттого, что троечники, в отличие от отличников и хорошистов, не настолько сосредоточены на учебе, на том, чтобы доказать родителям и учителям, насколько они хороши. Дети просто выбирают то, что им интересно. Они не боятся за свою «репутацию», поэтому чаще предпринимают рискованные или авантюрные шаги. Учеба для них – не средство построения карьеры, а необходимость, часть жизни, к которой они учатся приспосабливаться. Они не боятся поражений, не так остро воспринимают неудачи, а успех и случающиеся у них хорошие отметки не кружат им голову. К тому же нет необходимости выглядеть хорошо в глазах родителей и учителей.

В результате троечники оказываются лучше приспособлены к жизни в обществе, более гибки и свободны, чем успешные ученики. За время учебы в школе они успевают приобрести качества, позволяющие сделать успешную карьеру, да и разобраться, чего им действительно хочется в жизни, у них подчас получается быстрее и лучше.

Конечно, нельзя сказать, что любой отличник вырастет неуверенным в себе перфекционистом с комплексом неполноценности, а любой троечник станет когда-нибудь признанным гением. Успех в жизни зависит от очень многих факторов, но и говорить о том, что уровень дальнейшего жизненного благополучия напрямую зависит от успешности в учебе, тоже неверно.

Преодолеть отчуждение и ощутить единение с окружающим миром, с одной стороны, и осознание собственного отдельного и неделимого «я» - с другой. Это благополучие подразумевает полное рождение человека, реализацию заложенного в нем потенциала, т. е. его пробуждение, избавление от усредненности, обретение способности испытывать полную гамму чувств - от бурной радости до глубокой печали. При этом человек должен быть способен творить, реагировать на окружающий мир, ответствовать как перед самим собой, так и перед всем, что его окружает; предстать цельной личностью, действительно существующей в мире одушевленных и неодушевленных объектов.

Давая истинный ответ миру, человек-творец в то же время способен этот мир реально воспринимать. В творческом отношении к миру человек должен рассматривать его как продукт собственного восприятия. Как следствие, этот мир перестает быть для него чем-то чужим и далеким и становится своим. В конце концов благополучие состоит в усмирении своего эго и пересмотре жизненных приоритетов. Человек должен отказаться от стяжательства, от стремления к собственной неприкосновенности и возвеличиванию. Смыслом жизни должна стать не вечная жажда обладания, накопления, наживы и потребления, а радость самого бытия, осознание собственной неповторимости в этом мире.

Сказанным я предпринял попытку соотнести развитие человеческой индивидуальности с историей религии. В силу того что настоящая статья посвящена сопоставлению психоанализа и дзэн-буддизма, мне представляется необходимым рассмотреть эволюцию религии хотя бы в некоторых психологических аспектах.

Как я уже отмечал, само бытие ставит перед человеком вопрос. Вопрос этот порожден заложенным в человеке противоречием: принадлежностью к природе, с одной стороны, и пребыванием вне ее, обусловленным осознанием собственного бытия, с другой. Человек является «религиозным», если он подходит к этому основополагающему вопросу не формально, а стремится дать на него ответ всей своей жизнью.

Аналогично любая система представляет собой «религию», если она пытается дать свой ответ на этот вопрос и понуждает к этому людей. Соответственно всякая культура и всякий человек, не ищущий ответа на экзистенциальный вопрос, нерелигиозны по своей сущности - лучшим примером чему служит человек XX века. Озабоченный мыслями о материальных благах, престиже, власти, карьере, современный человек пытается уйти от ответа на данный вопрос, стараясь забыть о самом факте своего существования, а значит, о факте существования своего «я». Не имеющий собственного ответа человек не способен к развитию, в своей жизни и смерти уподобляясь одной из миллионов произведенных им вещей. При этом не имеет значения, насколько глубоки его религиозные убеждения, как часто он думает о Боге или посещает церковь. Такой человек вместо того, чтобы верить в Бога, лишь думает о нем. Однако религии в своих ответах на экзистенциональный вопрос могут принципиально отличаться друг от друга, и было бы заблуждением обобщать их в этом аспекте. Существующие религии во всем многообразии дают два в корне противоположных друг другу ответа на этот основополагающий вопрос.

Первый ответ заключается в восстановлении единства с природой через уподобление животным, отказ от разума, возвращение к лишенному сознания первобытному образу жизни. Подобная идея может принимать весьма разнообразные воплощения. В качестве одной из крайностей можно привести пример германских подпольных обществ «медведерубашечников». Посвящаемый в эту организацию новобранец должен уподобиться медведю и «изменить свой человеческий облик в приступе агрессии и безудержной ярости, став похожим на бушующего зверя».

Стремление к первобытному единению с природой может принимать массу других, не столь архаичных религиозных воплощений. Данная идея прослеживается в религиях племен, где происходит отождествление с тотемным животным, где есть культ дерева, озера, пещеры и т. д. Проявляется это и в оргиастических культах, стремящихся подавить в человеке рассудок и моральные установки. Все, что приближает человека к первобытной близости с природой, является священным для подобных религий. Тот, кто стоит ближе всех к поставленной цели, как, например, шаман, и будет «святым».

К противоположному лагерю относятся все религии, где ответом на экзистенциальный вопрос служит идея эволюции человеческого разума, воспитания в человеке умения любить, и как результат - обретение гармонии с природой и другими индивидами. И хотя у некоторых относительно примитивных обществ подобные идеи прослеживались лишь отчасти, но не подлежит сомнению, что своеобразным рубиконом человечества явился период в пределах примерно с 2000 года до н. э. и до Рождества Христова. Этот временной отрезок ознаменовался глобальными переменами в человеке, выразившимися в появлении таких религий, как даосизм и буддизм на Дальнем Востоке, религиозных революциях Эхнатона в Египте, зарождении зороастрийской религии в Персии, религии Моисея в Палестине, Кецалькоатль - в Мексике.

Эти религии сближает мысль о единении - уже не в регрессивном значении, достигаемым путем стирания индивидуальности и возврата к лишенной сознания райской гармонии. Единение рассматривается теперь в новой плоскости; прийти к нему человек может, лишь преодолев отчужденность, изоляцию самого себя от окружающего мира и осуществив тем самым подлинное рождение. Человеческий разум должен достичь полного развития, после чего для индивида откроется доступ в деятельное, интуитивное проникновение в реальный мир, что является непременным условием достижения подобного единения. Устремление этих религий направлено не в прошлое, а в будущее, и цель их определяется понятиями «дао», «нирваны», «просветления», «блага», Бога.

Социокультурные различия между странами происхождения данных религий обусловили выбор того или иного символа. Властный образ величественного монарха или вождя племени был характерным символом для западного общества. Однако уже в ветхозаветную эпоху подобный образ начинает претерпевать изменения. Всемогущего вершителя судеб теперь связывают со своими подданными соглашения, содержащие определенные обещания. Например, достижение человеком гармонии с природой в срок, определенный мессией, является целью пророчеств; для христианства же характерно представление Бога в человеческом образе. В распространенных западных религиях антропоморфные авторитарные составляющие практически не претерпевают изменений. Примером же почти полного их отсутствия может служить философия Маймонида, или мистицизм.

Иудео-христианское и дзэн-буддистское мышление сближает идея отказа индивида от эгоистического стремления к принуждению, повелеванию и подавлению внутреннего и внешнего мира. Вместо этого человек должен стать открытым, восприимчивым, пробужденным, способным реагировать на вызовы внешнего мира.

Дзэн называет это состояние «быть пустым», причем этот термин не имеет негативной окраски, а, напротив, характеризует открытого для восприятия внешнего мира индивида.

В христианской религии эта же идея выражается в понятиях самоотречения и подчинения воле божественного провидения. На первый взгляд отличия в христианских и буддистских постулатах не столь значительны и разница существует лишь на уровне формулировок. На самом же деле христианские представления, как правило, интерпретируются таким образом, что человек полностью вверяет свою судьбу великому и всемогущему Отцу, охраняющему и опекающему его, при этом утрачивается всякая самостоятельность . Естественно, в этом случае человек становится кротким и смиренным, но никак не открытым и способным реагировать. Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое. Лишь забывая о Боге, человек, как это ни парадоксально, искренне следует его воле. Быть «пустым» в терминологии дзэн-буддизма действительно означает усмирение своей воли, но в то же время исключает возможность возвращения к рабскому упованию на поддержку Отца.