Индийско китайская война 1962 г. Был ли у ссср шанс нанести ядерный удар по сша? На границе тучи ходят хмуро

Историки до сих пор спорят, какой фактор сыграл главную роль в размещении советских ракет на Кубе в 1962 году: стремление защитить кубинскую революцию, особенно после предпринятой в 1960 году ЦРУ совместно с кубинским эмигрантами неудачной военной операции по свержению режима Кастро, или стремление дать ответ на размещение в 1961 году американских ракет средней дальности PGM-19 «Юпитер» в Турции.

Новые ракеты с ядерными боеголовками, способные достичь европейской части СССР всего за 15 минут, конечно, давали ещё больше преимуществ США, которые на тот момент и так превосходили СССР по ядерной мощи, особенно в сфере средств доставки боеголовок. Но и оставлять без внимания просьбы кубинцев о военной помощи советское руководство не собиралось.

Так или иначе, в мае 1962 года по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва было принято решение поставить советские ракеты на Кубу. Обоснование — необходимость защитить первое социалистическое государство в Западном полушарии от неминуемого американского вторжения.

В июне 1962 года советский Генеральный штаб разработал операцию под кодовым названием «Анадырь». Планировалось перебросить на Кубу 40 ядерных ракет: 24 ракеты среднего радиуса действия Р-12 и 16 ракет Р-14. Кроме того, на Кубе должны были разместиться 42 советских бомбардировщика Ил-28, эскадрилья истребителей МиГ-21, вертолётный полк Ми-4, 4 мотострелковых полка, 2 танковых батальона, 2 подразделения крылатых ракет с ядерными боеголовками дальностью 160 км и 12 установок ЗКР С-75. В военно-морскую группировку должны были войти 11 подводных лодок с ядерными ракетами, 2 крейсера, 4 эсминца и 12 ракетных катеров «Комар».

Сама операция «Анадырь» проводилась в режиме строгой секретности, и конечный пункт своего следования экипажи судов с ракетами на борту узнали только в море, после вскрытия запечатанных конвертов. Однако скрыть перемещение оружия от США не удалось. Уже в сентябре 1962-го американцы узнали о размещении зенитных ракет на Кубе, а 14 октября самолёт-разведчик U-2 под управлением лётчика Ричарда Хейзера сфотографировал на острове две советские баллистические ракеты Р-12.

  • Баллистическая ракета средней дальности Р-12

«Не надо забывать, что до этого Куба под управлением Батисты прочно входила в зону влияния Соединённых Штатов Америки», — отметил в беседе с RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.

США до 1959 года, когда на Кубе завершилась революция под руководством Фиделя Кастро, относились к ней как к своей полуколонии и были шокированы, узнав, что на острове появились советские ракеты, которые могли накрыть половину территории США.

«Это была именно реакция, граничащая с паникой, — отмечает эксперт. — И хотя ни СССР, ни Куба международного права не нарушали, и более того — Советский Союз лишь принял симметричные меры в ответ на размещение американских ракет в Европе и Турции, США были готовы на любые действия, лишь бы устранить угрозу, исходящую от Кубы».

Паническая реакция

Первой реакцией американского руководства была отработка силовых сценариев. Идея начать бомбардировку Кубы была отвергнута сразу. Председатель Объединённого комитета начальников штабов генерал Максвелл Тейлор и руководивший штабом ВВС генерал Кёртис Лемей выступили за подготовку вторжения на остров. Началась переброска войск во Флориду. За вторжение выступал конгресс, давший ещё в сентябре 1962-го президенту право использовать Вооружённые силы США на Кубе.

Однако после раздумий президент Кеннеди отверг интервенцию, посчитав, что СССР может ответить на нападение на Остров свободы. Ни американский лидер, ни даже ЦРУ в тот момент не знали, что к этому времени на Кубе уже были размещены 12 тактических ракетных комплексов «Луна» с ядерными боеголовками, которые советские войска могли использовать против американцев.

По словам Васильева, паническая реакция американцев, которую отмечали многие очевидцы тех событий, и стала главной причиной того, что размещение советских ракет вблизи побережья США привело к масштабному кризису, хотя аналогичные американские действия не вызвали столь же нервной реакции СССР.

«Мир оказался на грани ядерной войны, потому что именно так отреагировало американское военное и политическое руководство», — отмечает эксперт.

В итоге президент Кеннеди остановился на введении блокады Кубы, которую назвали «карантин». 22 октября 1962 года американский лидер выступил со специальным телеобращением к нации, где рассказал о советских ракетах на Кубе и предупредил, что любой ракетный пуск будет расценен как акт агрессии. СССР в ответ подчеркнул, что его суда не будут выполнять условия блокады и примут все необходимые меры для обеспечения своей безопасности.

24 октября 1962-го Хрущёв отправил Кеннеди письмо, в котором назвал действия США «актом агрессии, толкающим человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны».

«В те дни мир стоял на пороге ядерного конфликта. Кеннеди отдал приказ уничтожать советские суда, направляющиеся к Кубе. Наши подводные лодки получили приказ защищаться, в том числе с применением атомного оружия», — подчеркнул в интервью RT заведующий кафедрой дипломатии МГИМО Александр Панов.

От «чёрной субботы» к разрядке

27 октября наступила так называемая чёрная суббота, когда, как считают историки, опасность начала войны между СССР и США была наибольшей. В этот день советские ракетчики сбили над Кубой американский самолёт-разведчик U-2, пилот Рудольф Андерсон погиб. Американские военные тогда же убеждали Кеннеди начать вторжение на Кубу, а Фидель Кастро, уверенный, что это так или иначе произойдёт, забрасывал Москву призывами нанести ядерный удар по США. Однако лидеры двух мировых держав не поддались на уговоры.

  • Фидель Кастро
  • globallookpress.com
  • Keystone Pictures USA

В ночь с 27 на 28 октября 1962 года брат президента США, сенатор Роберт Кеннеди встретился с советским послом Анатолием Добрыниным. Была достигнута договорённость о том, что СССР выведет ракеты с Кубы, если США уберут свои ракеты из Турции, снимет блокаду острова и даст гарантии, что не нападёт на Кубу.

Поиск дипломатического решения проблемы, впрочем, начался чуть раньше. Ещё 26 октября Хрущёв отправил второе за время кризиса письмо Кеннеди, в котором призвал американского коллегу не обострять ситуацию и предложил демонтировать советские ракеты на Кубе в обмен на то, что США обязуются отказаться от любых попыток вторжения на остров.

  • Никита Хрущёв и Джон Кеннеди

Свои переговоры вёл и резидент КГБ Александр Феклисов, передававший послания советских спецслужб через корреспондента ABC News Джона Скалли, знакомого с Робертом и Джоном Кеннеди.

Через три недели после достижения договорённостей между СССР и США советские ракеты с Кубы были выведены. 20 ноября 1962 года Джон Кеннеди снял блокаду Кубы. Ещё через несколько месяцев США вывезли свои ракеты средней дальности из Турции.

«Если говорить о военной стороне вопроса, то СССР был вынужден убрать с Кубы свои ракеты среднего радиуса действия, в то же время баллистических межконтинентальных ракет у Советского Союза на тот момент было очень немного, единицы. В этом смысле угроза для США была снята — при этом американская сторона располагала МБР. Если подсчитывать снаряды, средства доставки и т.п., то выходит, что Вашингтон получил больше преимуществ», — отметил в беседе с RT директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулёв.

Но тем не менее подходить к этому вопросу чисто статистически не совсем верно — главное, что удалось предотвратить ядерную войну, считает эксперт.

Невыученный урок

«Этот кризис продемонстрировал необходимость поддерживать между двумя державами какое-то взаимодействие», — считает Рогулёв.

Когда эти события развивались, информация между Москвой и Вашингтоном передавалась через посредников. «Доверенные лица от разведок специально встречались для обмена информацией чуть ли не на конспиративных квартирах», — отмечает эксперт.

Только после Карибского кризиса была установлена прямая телефонная связь между Белым домом и Кремлём.

«Итогом кризиса стало понимание, что до повторения таких событий доводить нельзя. Начались переговоры по сокращению ядерных вооружений. Был, в частности, заключён договор о запрещении ядерных испытаний (в 1963 году)», — заявил Панов.

Эти события положили начало эре переговоров, итогом которых стало сокращение вооружений, считают эксперты. Однако сейчас, как утверждает Рогулёв, эпоха переговоров о сокращении вооружений ушла в прошлое.

Как отметил 20 октября директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов, США не проявляют заинтересованности в продлении Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 2010 года (СНВ-3), срок действия которого истекает в 2021-м.

«Главный урок тех событий — нельзя себя загонять в угол и нельзя создавать такую ситуацию, когда выходом из кризиса является ядерная война», — утверждает Васильев.

По словам эксперта, и руководство СССР, и руководство США в годы холодной войны хорошо его усвоило.

«Этот урок сегодня забыт в ситуации с Северной Кореей, — утверждает эксперт. — Соединённые Штаты Америки сейчас благодаря риторике Трампа подошли к такому положению, когда выходом является начало военных действий, которые очень быстро могут перерасти в кризис с применением ядерного оружия. А далее — цепь непредсказуемых событий, следствием которых может стать третья мировая война».

Уже исполнилось 54 года с момента, когда Карибский кризис 1962 года мог стать для человечества заключительной главой. А тем временем, хронологи, посуточно разбирая события тех дней, до сих пор находят неясности и белые пятна в тех далеких и судьбоносных событиях. Но бесспорно все историки соглашаются с тем, что кризис человека зеркально отразился в глобальных проблемах человечества, которые привели к обстоятельствам, способствовавшим развитию карибского ракетно-ядерного кризиса в 1962 году.

Как совершаются перевороты: США инициируют захват Кубы!

В результате очередного революционного переворота, которыми переполнена история Латинской Америки, вождем кубинской республики в 1961 году становится Фидель Кастро. Появление этого лидера для американской разведки стало полным провалом, потому что со временем выяснилось, что новый правитель не устраивает Штаты из-за своей совершенно «неправильной» политики. Не заостряя особого внимания на политике нового лидера, ЦРУ в 1959 году организовали на Кубе несколько заговоров и мятежей. Параллельно, пользуясь полной экономической зависимостью Кубы от Америки, американцы стали давить экономику государства, отказавшись закупать сахар, и полностью перекрыв поставки нефтяных продуктов на остров.

Однако власть Кубы не испугалось давления сверхдержавы и повернулась к России. СССР, просчитав выгоды от сложившейся ситуации, заключил с ним договора на покупку сахара, поставки нефтепродуктов и оружия.

Но ЦРУ не обеспокоились от первых неудач в достижении цели. Ведь еще не прошла эйфория от побед в Гватемале и Иране, где были легко свергнуты "неугодные" правители этих государств. Поэтому казалось, что одержать победу на маленькой республике не представит большого труда.

Весной 1960 года Центральное разведуправление проработало шаги по свержению Ф. Кастро и Эйзенхауэр (президент США) их одобрил. Проект устранения лидера предполагал подготовку во Флориде кубинских эмигрантов, настроенных против политики Фиделя Кастро, которые подтолкнут народные волнения на свержение существующего режима и победоносно возглавят власть на Кубе.

Однако американцы не могли предположить, что новому лидеру государства не свойственна мягкотелость, а «непротивление злу насилием» для него не приемлемы. Поэтому сидеть и ждать своего свержения вождь не собирался, а активно укрепляя свою армию, обратился в Советский Союз, чтобы тот оказал по мере своих сил определенную военную помощь.

Для организации убийства лидеров Кубы: Фиделя Кастро, Рауля Кастро и Че Гевара разведка Америки сделала обращение к кубинской мафии, которая имела кровную заинтересованность в свержении правителя. Поскольку с приходом Фиделя, все мафиози оказались за бортом государства, а их бизнес (казино) был полностью уничтожен, мафиозные кланы с радостью согласились помочь ЦРУ, в надежде вернуть свое влияние в республике. Однако, при всем старании ЦРУ, свергнуть вождя Кубы так и не удалось.

В период подготовки вторжения, конец 1960 года, в Штатах на пост президента становится Джон Кеннеди, который был противником ведения агрессивной политики против Кубы. Однако, получив дезинформацию от Даллеса, это подтвердили открывшиеся впоследствии документы, Д. Кеннеди первоначально одобрил вторжение американских войск, а через пару дней отклонил. Но это не помешало ЦРУ начать 17 апреля вторжение на Кубу.

Прикрываясь лозунгом «всенародного восстания», подготовленные экстремисты высадились на острове, но неожиданно получили сильнейший отпор от местных вооруженных сил, которые установили жесткий контроль своей территории, как со стороны неба, так и на земле. В течении 72 часов многие экстремисты оказались в плену, многие убиты, а поступок Америки был покрыт не смываемым позором.

Карибский кризис 1962 - операция «Мангуст»

Поражение американского десанта сильно ударило по «величию» сверхдержавы, поэтому ее правительство еще больше утвердилось в решимости подмять непокорную Кубу. Так, через 5 месяцев, Кеннеди подписал план тайных диверсионных действий с кодовым названием «Мангуст». В плане предусматривались сбор информации, саботажные действия и вторжение американской армии для осуществления народного восстания в республике. Американские аналитики сделали в проекте ставку на проведение шпионажа, подрывной пропаганды и диверсий, которые должны были закончиться «устранением коммунистической власти».

Осуществление операции «Мангуст » легло на группу силовиков из ЦРУ с кодовым названием «отряд особого назначения W», штаб-квартира которого находилась на острове Майами. Руководил группой Уильям Харви.

Ошибка ЦРУ была в том, что их расчеты базировались на, яко бы, желании кубинцев избавиться от существующей коммунистической власти, для чего нужен был просто толчок. После победы планировалось формирование нового «сговорчивого» режима.

Однако план был сорван по двум причинам: во-первых, почему-то жители Кубы не могли понять, почему их счастье зависит от свержения «режима Кастро», и поэтому не спешили это делать. Второй причиной стало размещение ядерного потенциала и войск СССР на территории острова, которое с легкостью достигало территории США.

Таким образом, Карибский кризис произошел по двум международным политическим причинам:

1-я причина. Желание США, ключевого инициатора №1 кризиса на Кубе, усадить в правительственный аппарат своих проамериканских людей.

2-я причина. Размещение на острове вооруженного контингента СССР с ядерным оружием.

Хронология развития Кубинского ракетного кризиса!

Холодная многолетняя война двух могущественных держав СССР и Америки заключалась не просто в наращивании современного вооружения, она сводилась и к существенному расширению зоны влияния на слабые государства. Поэтому СССР всегда оказывалась поддержка социалистическим революциям, а в прозападных государствах он оказывал содействие в проведении народно-освободительных движений, предоставлял оружие, технику, военных специалистов, инструкторов и ограниченный военный контингент. Когда революция в государстве побеждала, власть получала покровительство от социалистического лагеря. На его территории происходило строительство армейских баз, а в его развитие часто вкладывалась значительная безвозмездная помощь.

После победы революции в 1959 году, Фидель первый свой визит направил в сторону США. Но Эйзенхауэр, не счел нужным лично встречаться с новым кубинским лидером и отказался по причине занятости. Высокомерный отказ президента Америки подтолкнул Ф. Кастро проводить антиамериканскую политику. Он национализировал телефонную и электрическую компании, нефтеперегонные и сахарные заводы, а так же банки, ранее принадлежавшие американским гражданам. В ответ Штаты стали давить Кубу экономически, прекратив закупать у нее сахар-сырец и поставлять нефтяные продукты. Приближался 1962 кризис.

Трудное экономическое положение и постоянное желание Штатов «порвать Кубу на куски», подтолкнуло ее правительство к развитию дипломатии в отношениях с СССР. Последний не упустил свой шанс, наладил закупки сахара, танкеры с нефтью начали регулярно посещать Кубу, а специалисты различного профиля помогали развивать в дружественной стране делопроизводство. При этом Фидель постоянно обращался в Кремль с прошением о расширении советского ядерного потенциала, ощущая опасность со стороны правителей Америки.

Карибский кризис 1962 - операция «Анадырь»

Вспоминая события тех дней, Никита Хрущев в собственных мемуарах писал, что желание размещения на Кубе вооружения, появилось весной в 1962 году в момент его приезда в Болгарию. Находясь на конференции, Андрей Громыко обратил внимание Первого секретаря на то, что Соединенные Штаты в близлежащей Турции установили свои ракетные боевые головки, которые за 15 минут могут долететь до Москвы. Поэтому, ответ пришел сам собой – укрепить вооруженный потенциал на Кубе.

В конце мая 1962 года из Москвы, для переговоров с Фиделем Кастро, вылетела правительственная делегация с определенными предложениями. После непродолжительных переговоров со своими сослуживцами и Эрнесто Че Геварой вождь вынес положительное решение дипломатам СССР.

Так была разработана секретная сложная операция «Анадырь» об установке баллистических ракет на острове. Операция предусматривала вооружение из 60-ти ракет в 70 мегатонн с ремонтно-техническим комплектом баз, их частей, а также подразделений, которые смогут обеспечить работу военного персонала в 45 тысяч человек. Примечательно, что до настоящего времени не найден договор между двумя странами, закрепляющий привлечение вооружения и армии СССР в чужую страну.

Разработка и проведение операции легли на плечи маршала И. Х. Баграмяна. Начальная стадия плана предусматривала дезориентацию американцев по отношению к месту и назначению грузов. Даже советские военные не имели истинной информации о поездке, зная лишь, что везут «груз» на Чукотку. Для большей убедительности порты принимали целые эшелоны с зимней одеждой и дубленками. Но было и слабое место у операции – это невозможность скрыть баллистические ракеты от взора самолетов-разведчиков, которые регулярно делали облеты Кубы. Поэтому в плане предусматривалось обнаружение советских пусковых ракет американской разведкой до их установки и единственным отвлекающим выходом из данного положения, стало размещение нескольких зенитных батарей в месте их выгрузки.

В первых числах августа доставлены были первые партии грузов, и лишь 8 сентября в темное время суток в гаванском порту произошла разгрузка первых баллистических ракет. Затем было 16 сентября и 14 октября, период, когда Кубой были получены все ракеты и почти все оборудование.

«Советские специалисты» в штатской одежде и ракеты перевозились торговыми судами, идущими по направлению Кубы, при этом их всегда контролировали американские корабли, которые к тому периоду уже держали блокаду острова. Так, 1 сентября В. Бакаев (министр морфлота) предоставил доклад в ЦК КПСС от капитана корабля «Оренбург», в котором говорилось, что в 18 часов над кораблем с приветствием прошел американский эсминец, прощание было с сигналом «мир».

Казалось, ничто не может спровоцировать конфликт.

Реакция США – меры по сдерживанию конфликта!

Обнаружив на фотографиях, сделанных с эсминца U-2, ракетные базы, Кеннеди собирает группу советников, которые вскоре предлагают несколько вариантов по решению конфликта: уничтожение установок с помощью точечной бомбардировки, проведение полномасштабных действий на Кубе или ввод морского блокирования.

При рассмотрении всех вариантов, ЦРУ даже не подозревали о присутствии ядерных комплексов (именуемых «Луной»), поэтому выбор был сделан на военную блокаду с ультиматумом или полномасштабное вооруженное вторжение. Конечно, боевые действия могли спровоцировать ядерный серьезный удар по армии США, что привело бы к катастрофическим последствиям.

Кеннеди, опасаясь осуждения со стороны западных стран в военной агрессии, рассматривает возможность осуществления военно-морской блокады. И только 20 октября получив фотографии с установленными ракетными позициями, президент подписывает санкции против республики Кубы, о введении «карантина», то есть ограничение морского сообщения в отношении оружейных поставок, и приведение к абсолютной боевой готовности пяти дивизий.

Так, 22 октября начинает набирать обороты карибский ракетный кризис. В этот период Кеннеди по телевидению объявляет о присутствии зенитных ракет на острове и необходимости введения военной морской блокады. Америку поддержали все европейские союзники, испугавшись ядерной угрозы от кубинских властей. С иной стороны Хрущев выразил недовольство незаконным карантином и сказал, что советские судна будут его игнорировать, а в случае атаки по американским кораблям будет нанесен молниеносный удар в ответ.

Тем временем еще четыре подводные лодки доставили очередную партию боеголовок и сорок четыре крылатые ракеты, то есть большая часть груза достигла своего места нахождения. Остальные корабли пришлось вернуть домой, во избежание столкновений с американскими суднами.

Вооруженный конфликт накаляется, и все страны Варшавского договора приводятся в боевую готовность.

Год 1962 кризис обостряется!

23 октября. Роберт Кеннеди приезжает в советское посольство и предупреждает о серьезных намерениях США останавливать все корабли в районе острова.

24 октября. Кеннеди шлет телеграмму Хрущеву с призывом остановиться, «проявить благоразумие» и не нарушать условия блокады Кубы. В ответе Хрущева звучит обвинение США в ультимативности требований и называет карантин «актом агрессии», который может привести человечество к глобальной катастрофе от ракетного удара. При этом Первый секретарь предупреждает президента Штатов, что советские судна не будут подчиняться «пиратским действиям», и в случае опасности, СССР пойдут на любые меры для защиты судов.

25 октября. Эта дата сохранила важные события, разыгравшиеся в ООН. Официальный представитель Америки Стивенсон потребовал объяснений от Зорина (который не имел никаких сведений про операцию «Анадырь»), по размещению военных установок на острове. Зорин категорически отказался от объяснений, после чего в зал были внесены аэрофотоснимки, где на крупном плане были видны советские пусковые установки.

Тем временем карибский кризис развивается. И Хрущев получает ответ от президента Америки, с обвинениями в нарушении условий карантина. С этого момента Хрущев начинает обдумывать пути разрешения сложившегося противостояния, объявив членам Президиума, что удерживание ядерного оружия в республике приведет к развитию войны. На заседании принимается решение демонтировать установки в обмен на то, что США гарантируют сохранение существующего режима «Кастро» на острове.

26 октября. Хрущев дает телефонограммой ответ Кеннеди, а на следующий день по радиовещанию обращается к американскому правительству с призывом демонтировать ядерные пусковые установки в Турции.

27 октября. День получил название «Черная суббота», так как ПВО Советского Союза сбило разведчика США U-2, в результате чего пилот погиб. Параллельно с этим событием в Сибири был перехвачен второй самолет-разведчик. И по двум американским «Крусейдерам» были нанесены обстрелы со стороны Кубы во время облета территории острова. Данные события напугали военных советников президента Штатов, поэтому ему выставилось требование срочно разрешить вторжение на мятежный остров.

Ночь с 27-го на 28-е октября. Достиг своего эпогея Кубинский ракетный кризис. По поручению президента в советском посольстве состоялась тайная встреча его брата с А. Добрыниным. На ней Роберт Кеннеди сообщил советскому послу, что ситуация в любой момент может стать не контролируемой, а последствия приведут к страшным событиям. Так же подчеркнул, что президент дает гарантии о ненападении на Кубу, согласен снять блокаду и убрать ядерные боеголовки с территории Турции. И уже утром в Кремль поступила стенограмма от президента Штатов, об условиях предотвращения развития конфликта:

  1. Согласие СССР вывести вооружение из Кубы под строгим контролем ООН, и больше не предпринимать попыток поставки ядерного оружия на кубинский остров.
  2. С другой стороны США обязуются убрать блокаду с Кубы и дают гарантию о ненападении на нее.

Хрущев, не медля, передает через стенографистку и радиовещание послание о согласии на урегулирование октябрьского карибского кризиса.

Карибский кризис 1962 года – разрешение международного конфликта!

Советское вооружение было погружено на корабли и вывезены с кубинской территории в течение трех недель. После чего президентом США был отдан приказ о прекращении ее блокады. А спустя несколько месяцев Америка вывезла свое вооружение из территории Турции, как устаревшие системы, на смену которым, к тому времени, уже пришли передовые ракеты «Полярис».

Октябрьский карибский кризис был разрешен мирно, но этот факт не всех удовлетворил. И впоследствии, при смещении Хрущева, было высказано недовольство членами ЦК КПСС по поводу уступок для Штатов и неумелым проведением внешней политики страны, которая привела к кризису.

Руководство компартии расценило компромиссное решение как предательство интересов СССР. Хотя, спустя несколько лет, на вооружении СССР уже имелись межконтинентальное оружие, способное достать Штаты с территории Советского Союза.

Аналогичное мнение было и у некоторых военных начальников ЦРУ. Так, Лемей заявил, что отказавшись атаковать Кубу, Америка признала свое поражение.

Не доволен был исходом событий кризиса и Фидель Кастро, опасаясь вторжения со стороны Америки. Однако гарантии о ненападении были исполнены и соблюдаются до сих пор. Хотя прекратилась операция «Мангуст», но не ушла идея и свержении Фиделя Кастро, поменяв методы достижения данной задачи на планомерную осаду измором. Но стоит отметить, что режим Кастро достаточно живуч, так как смог выдержать распад Советского Союза и прекращение поставок помощи. Куба держится и сегодня, несмотря на происки ЦРУ. Она выжила, не смотря на мятежи и кризис. О том, как сегодня выжить в кризис, можно почитать здесь: . А подписавшись на рассылку сможете узнать как комфортно жить в кризис и никогда в него не попадать:

Подводим итог: октябрьский кризис - историческое значение!

Октябрьский карибский кризис положил начало переломному моменту в гонке вооружения.

После окончания горячих событий карибский ракетный кризис способствовал проведению прямой телефонной линии между столицами двух государств, чтобы лидеры могли быстро проводить экстренные разговоры.

В мире началась разрядка международной напряженности, сопровождаемая антивоенным движением. Стали появляться голоса с призывом ограничения производства ядерного оружия и участием общества в мировой политической жизни.

В 1963 году представители из Москвы, делегация из Штатов и представители великобританской власти подписали важнейший с исторической точки зрения договор, запрещавший ядерные испытания в воде, воздухе и космосе.

В 1968 году между странами антигитлеровской объединенной коалиции был согласован новый документ, запрещающий распространение оружия массового поражения.

Через шесть лет Брежнев с Никсоном поставят свои подписи в договоре, предотвращающем ядерную войну.

Большое количество документации о развитии кризиса, принятие различных решений в очень короткий тринадцатидневный срок дали возможность проводить анализ процессов в принятии государственных стратегических решений.

В 1962 году карибскому кризису на лицо были характерные признаки тупого подчинения людей технике, духовная деградация, приоритет в отношении к материальным ценностям. И сегодня, спустя несколько десятилетий, можно наблюдать глубокий отпечаток кризиса на развитии цивилизации, который приводит к частым «демографическим взрывам», глобализации экономики и деградации человека.

В начале августа, во время визита в Таиланд, министр иностранных дел Китая Ван И адресовал правительству Индии​ требование вывести войска с плато в качестве предварительного условия для начала переговоров. По его словам, разрешить кризис в отношениях «очень просто» — для этого Индия должна «прилично себя вести и смиренно отступить».

Непризнанный договор

Ситуация в Докламе создала впечатление, что Индия и Китай собираются повторить пограничную войну 1962 года, пишет издание The Diplomat, поводом для которой также послужило строительство китайцами автодороги через спорную территорию в районе Аксай-Чин. В результате боев, продолжавшихся около месяца, Пекин установил контроль над площадью более 42,5 тыс. кв. км — 20% штата Джамму и Кашмир. Однако Индия по-прежнему считает Аксай-Чин частью Кашмира. Китай, в свою очередь, отказывается признавать юрисдикцию Нью-Дели в районе Аруначал-Прадеш, которому был присвоен статус индийского штата в 1986 году.

Что касается принадлежности плато Доклам, то Пекин ссылается на договор 1890 года, согласно которому оно входит в состав Тибета. Не признанный Индией и Бутаном договор был заключен между входящим ныне в состав Китая Тибетом и Сиккимом (сейчас штат Индии), находившимся тогда под британским протекторатом. Позже, в 1988 и 1998 годах, Бутан и Китай договорились «поддерживать мир и спокойствие в своих пограничных районах до окончательного урегулирования пограничного вопроса» и «воздерживаться от односторонних действий и применения силы с целью изменения статус-кво плато».

О том, что Пекин «уведомил своих индийских коллег о строительстве дороги в Докламе», МИД Китая сообщил только 2 августа. Дели, в свою очередь, утверждает, что инженеры китайской армии вошли на спорную территорию и начали работы без какого-либо предварительного уведомления.

Призрак «победоносной войны»

Индии крайне важно сохранить контроль над плато Доклам из-за стратегической значимости этого района: недалеко от него находится коридор Силигури, прозванный «куриным горлышком», — узкий участок индийской территории шириной около 20 км между Непалом и Бангладеш. Коридор соединяет основную территорию Индии с ее семью северо-восточными штатами. Чтобы сохранить территориальную целостность, Индия должна обеспечить безопасность этого коридора и предотвратить любую угрозу атаки со стороны Пекина, указывает The New York Times. По этой причине индийское правительство «не может терпеть ни малейшего китайского присутствия» в районе Доклама, даже если речь идет всего лишь о строительстве автодороги.

Действия и мотивы Китая соответствуют его долгосрочным геополитическим амбициям, а именно стремлению заполучить выход к Индийскому океану, пишет The Business Insider. Завладев коридором, Китай будет способен отрезать Индию от ее северо-восточных штатов, где проживают около 45 млн человек, и объявить о своих претензиях на эти территории, где протекает одна из крупнейших в Южной Азии рек, Брахмапутра, пишет издание. Тем самым Пекин сможет контролировать подачу пресной воды в Бангладеш и получить прямой выход к Индийскому океану.

По данным издания Business Insider , сейчас на месте строительства дороги на плато Доклам находятся около 300-​400 военнослужащих с каждой стороны. Обычно количество солдат в приграничной зоне в разы меньше. Общее число военных, дислоцированных в районе плато, может превышать 6 тыс. человек (по 3 тыс. с каждой стороны), пишет Business Insider.

Неподалеку от плато, в граничащем с Китаем и Бутаном индийском штате Сикким, размещены две индийские бригады, каждая численностью около 3 тыс. человек. Индийские власти также мобилизовали еще одну бригаду и перебросили ее ближе к китайской границе.


5 августа англоязычная правительственная газета Китая Global Times опубликовала статью с комментарием научного сотрудника Института международных отношений Шанхайской академии общественных наук Ху Чжиюна. Эксперт утверждал, что Китай не допустит, чтобы военное противостояние между Пекином и Дели «длилось слишком долго». Ху говорит о возможности небольшой военной операции для вытеснения индийцев. Месяцем ранее Global Times опубликовала «Индия потерпит большие потери, чем в 1962 году, если спровоцирует пограничное столкновение». Публикация последовала за заявлением министра обороны Индии Аруна Джатли о том, что «Индия 2017 года отлична от Индии 1962 года», и заявлением​​ начальника штаба индийской армии генерала Бипина Равата о том, что Индия полностью готова к войне.

Однако 7 августа в беседе с индийскими журналистами пресс-секретарь Минобороны Китая, старший полковник Жэнь Гоцян заявил, что подобные публикации не отражают официальную позицию Пекина. Он подчеркнул, что «никто не должен недооценивать решимость Китая защитить свою территорию».

Конфликт Пекина и Нью-Дели может затянуться, риторика противников будет ужесточаться, но вряд ли перейдет в открытое вооруженное столкновение, считает Игорь Денисов, старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС Института международных исследований МГИМО. «Попытки же сторон разворачивать жесткую конкуренцию, тем более втягивать в противостояние малые страны региона, в конечном счете будет лишь истощать ресурсы КНР и Индии, а также неблагоприятно скажется на их имидже», — отмечает эксперт.

Противостояние двух держав не приведет к полномасштабной войне, так как затраты на войну превышают потенциальную выгоду: как для Индии, так и для Китая участие в такой войне было бы очень дорогостоящим с точки зрения финансирования, материально-технического обеспечения и снабжения войск в районе Доклама, учитывая ландшафт местности и отсутствие дорог, указывает The Business Insider.


Экономические последствия

Конфликт Пекина и Дели должен рассматриваться более широко — в контексте китайского экономического проекта «Один пояс, один путь», заявил бывший секретарь Министерства иностранных дел Индии Шиам Саран во время своего выступления в Индийском международном центре 20 июля. Противоречия на плато — это продолжение попыток Китая «легитимизировать претензии на гегемонию в Азии», отмечает он.

С этим не согласен российский эксперт Игорь Денисов, по мнению которого, противостояние на китайско-индийской границе не следует прямо связывать с инициативой «Один пояс, один путь». ​«Китай не заявлял, что строящаяся дорога является значимым инфраструктурным проектом», — объясняет Денисов. Однако, по его мнению, между конфликтом вокруг плато Доклам и проектами, входящими в «Один пояс, один путь», есть связь: резкая позиция Индии относительно ситуации на плато объясняется растущим стратегическим недоверием к действиям Китая.

В «Один пояс, один путь» для продвижения одноименной китайской инициативы, в котором приняли участие почти 30 лидеров государств из Европы, Азии, Латинской Америки. Однако Индия отказалась посылать на форум высокопоставленных чиновников. Представитель Министерства иностранных дел Индии Гопал Баглай пояснил, что «ни одна страна не примет проект, который игнорирует важнейшие проблемы, касающиеся ее суверенитета и территориальной целостности». Так представитель МИДа назвал проект создания Китаем и Пакистаном энергетического коридора (который оценивается в $57 млрд и создается в рамках инициативы). Коридор должен пройти по спорной территории Кашмира, раздел которого Пакистаном и Индией не был закреплен договором.

По мнению Денисова, противоречия вокруг Доклама будут хорошим тестом для Дели и Пекина, так как обе страны пытаются соответствовать статусу ответственной державы. Однако для Китая попытки найти компромисс сегодня более важны, так как Пекин официально заявляет, что его инициатива «Один пояс, один путь» носит мирный характер. Ситуация вокруг Доклама станет большим испытанием и для региональной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), полагает Петр Топычканов, эксперт по Индии из Московского центра Карнеги. Будучи ее участниками, Китай и Индия должны будут нивелировать противоречия, а это сможет выявить, насколько эффективна эта организация в решении проблем безопасности, заключает эксперт.​

Конфликт на плато Доклам отражает попытки Пекина оказать на Индию «символическое давление», полагает руководитель азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев. «Это желание наказать Индию за отказ от участия в саммите Шелкового пути и кампанию по торпедированию этого проекта, включая нежелание обсуждать эту тему в рамках ШОС», — сказал Габуев РБК. Кроме того, по мнению Габуева, председатель Китая Си Цзиньпин хочет продемонстрировать свои лидерские качества и способность оказывать жесткое давление на своих оппонентов.

В октябре-ноябре 1962 г. разразился индийско-китайский вооруженный конфликт. Он не только повлиял на последующие отношения между Индией и Китаем, но и вовлек в орбиту дипломатических, политических и военных действий США, Пакистан, а также СССР. Хотя сам конфликт возник, вроде бы, неожиданно, но условия для него были подготовлены еще во второй половине 1950-х годов. До этого Индия и Китай, казалось, вели дело к установлению прочных отношений дружбы и сотрудничества, что нашло свое выражение в Индии в популярном лозунге «Хинди–чина бхай-бхай» («Индийцы и китайцы – братья»). Однако в 1959 г. на индийско-китайской границе произошли вооруженные столкновения. Поводом стал обострившийся диспут о границе между двумя странами. Последовавшее в том же 1959 г. бегство Далай-ламы из Тибета в Индию усилило напряжение между двумя странами.

В начале ноября 1962 г. китайские войска сломили оборону индийцев на северо-востоке и взяли под контроль 40 000 кв. миль территории, которую они считали китайской. В этих условиях Неру направил Кеннеди просьбу прислать две эскадрильи бомбардировщиков В-47 с американскими пилотами. Пока Кеннеди рассматривал эту просьбу, в Бенгальский залив был направлен авианосец «Энтерпрайз».

Руководство США не успело принять решение о бомбардировщиках, так как 22 ноября 1962 г. китайцы в одностороннем порядке прекратили военные действия и отвели свои войска на 20 км к северу от линии Мак Магона (по их версии) на востоке и в Ладакхе. Их армия оставила почти всю завоеванную территорию на северо-востоке, но сохранила присутствие в стратегически важном Аксан Чине на северо-западе. Таким образом, Китай доказал свое военное преимущество, а Индия потерпела поражение.

Военный конфликт Индии с Китаем в 1962 г. внес новый элемент в индийско-американские отношения. Впервые в Индии заговорили о возможном союзе с США против Китая и о переменах в политике неприсоединения. Появились надежды на массивную военную и экономическую помощь Америки. Однако этого не произошло. Тогда же американцы пытались оказать давление на Индию и Пакистан, чтобы решить кашмирский вопрос. Но несколько раундов переговоров между индийцами и пакистанцами не принесли результата.

После завершения китайско-индийской войны в Гималаях и почти одновременного окончания кубинского ракетного кризиса ситуация в отношениях между Индией и США, по существу, вернулась на «круги своя». Похолодание в их отношениях в этот период проявилось, в частности, в том, что на предпринятую тогда же попытку американцев установить в Индии передатчик «Голоса Америки» для ведения пропаганды на этот регион индийцы ответили отказом, ссылаясь на то, что это не соответствовало принципам неприсоединения.

Пограничная война 1962 г. между Китаем и Индией совпала с кубинским ракетным кризисом, наверное самым острым и напряженным моментом в американо-советских отношениях. Несмотря на то, что руководство США было полностью занято проблемами, связанными с ядерным противостоянием с СССР, китайско-индийский конфликт не остался вне его внимания. Часть американского руководства считала, что появилась прекрасная возможность усилить влияние США в Индии. Они настаивали на том, чтобы положительно отозваться на поступившую от нее просьбу о поставке вооружений и оказать давление на президента Пакистана с тем, чтобы он заверил Индию в невмешательстве на стороне Китая. В этом случае Индия могла бы сосредоточить свои военные ресурсы на борьбе с Китаем.

Во время этого конфликта Советский Союз занял позицию нейтралитета. С одной стороны, он не хотел осложнять отношения с Индией, с другой – не ухудшать непростые отношения с Китаем. Поэтому СССР призвал обе стороны решать эту проблему путем переговоров. Индийцы в целом были удовлетворены таким подходом. Выступая в парламенте 16 ноября 1962 г. по вопросу об индийско-китайском пограничном конфликте, Неру сказал: «Мы не ожидаем, что Советский Союз сделает нечто такое, что может определенно означать разрыв с китайцами. Но он всегда, как и сегодня, выражал свою добрую волю по отношению к нам. В этом мы находим утешение. И конечно, надеемся на это и в будущем».

По окончании кубинского ракетного кризиса СССР вновь подтвердил свой нейтральный подход к индийско-китайскому конфликту. Индия избегала выступать с критикой Советского Союза, хотя в отношениях с ним проявляла определенную сдержанность. Тем более что США и Великобритания предоставили ей военную помощь, направленную против Пекина. Однако она быстро прекратилась, в то время как Советский Союз, по мере осложнения его отношений с Китаем, продолжал оказывать содействие Индии. Взаимоотношения в этих своеобразных треугольниках Китай–Индия–Советский Союз и СССР–США–Индия сыграли свою роль и в последующие годы.

С середины 1960-х годов Пакистан стал пытаться налаживать связи с Китаем и СССР, сохраняя при этом отношения с США. Во время и после индийско-пакистанской войны 1965 г. Америка отказалась от активной поддержки Пакистана и приостановила продажу оружия как Индии, так и Пакистану. Последний с начала 1960-х годов установил достаточно тесные отношения с Китаем. В 1963 г. обе страны подписали соглашение о демаркации границы между Китаем и районами Кашмира, находящимися под фактическим контролем Пакистана. Китай и Пакистан активно поддерживали друг друга в их противостоянии с Индией. В эти годы происходил интенсивный обмен визитами китайских и пакистанских руководителей на высшем уровне. Развивалось торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество. Углубление сотрудничества Советского Союза с Индией, особенно после китайско-индийского вооруженного конфликта 1962 г., отвечало задачам сдерживания влияния КНР в Азии. Это также повышало безопасность на южных границах СССР.

В феврале 1964 г. президент США Джонсон одобрил программу военного сотрудничества с Индией на сумму в 500 млн. долл. в течение пяти лет. К этому времени США уже поставили в Пакистан боевые самолеты F-104. Однако Пентагон выступал против продажи таких же самолетов Индии, поскольку эти истребители имели ограниченные возможности для использования их против Китая. В конечном итоге американцы согласились на поставку в Индию военного оборудования для шести горных дивизий, оказание содействия в улучшении в Индии транспортных связей, коммуникаций, аэродромов и т.д. Эта программа была почти полностью согласована. Ее должны были подписать в Вашингтоне 28 мая 1964 г. министры обороны Индии и США Чаван и Макнамара.

27 мая скончался Неру. Чаван немедленно вылетел в Дели военным самолетом США вместе с госсекретарем США Дином Раском для участия в похоронах Неру. 6 июня Макнамара и Чаван, который остался министром обороны в новом правительстве во главе с Лалом Бахадуром Шастри, подписали соглашение о военном сотрудничестве на 1965 г. Однако в нем отмечалось несогласие США на поставку боевых самолетов Индии. После того как США отказались поставить эти самолеты, Индия воспользовалась сделанным ранее предложением Советского Союза, и в сентябре 1964 г. Чаван подписал в Москве соглашение, по которому СССР согласился поставить 45 МиГ-21 и построить в Индии заводы по сборке еще 400 МиГов. В результате этот советский истребитель стал основным самолетом-перехватчиком индийских ВВС. Эти события стали предвестником того, что всего через полтора года во время индийско-пакистанской войны 1965 г. США прекратили поставки оружия и военное сотрудничество с Индией.

На индийско-китайской границе неспокойно. Ядерные державы обвиняют друг друга в провокациях, что ни неделя - новые инциденты. Индия разворачивает на северных рубежах три корпуса, Китай подтягивает силы в Тибет. Поводом для всего этого послужила попытка китайских военных инженеров построить небольшую автомобильную дорогу через продуваемое всеми ветрами плато.

«Это наша территория, пожалуйста, покиньте ее немедленно. Это наша территория, пожалуйста, покиньте ее немедленно», - монотонно повторяет солдат в светлом камуфляже с нашивкой Индо-тибетской пограничной полиции паре десятков китайских солдат, стоящих на берегу высокогорного озера Бангонг-Цо. Обычно это работает, тем более что за патрульным виднеются его товарищи: бойцы-пограничники и солдаты, готовые вмешаться в случае инцидента.

Обычно - но не в этот раз. Вместо того чтобы уйти, китайцы нагибаются и подбирают камни. На индийских солдат сыплется каменный град. Они отвечают тем же, завязывается потасовка. В руках у пограничников мелькают стальные палки и дубинки. В конце концов офицерам удается кое-как восстановить порядок, заставив своих солдат прекратить бросаться камнями. Обе группы - и китайцы, и индийцы - разворачивают государственные флаги, скандируют «Это наша земля!» и потом уже расходятся, уводя своих пострадавших: несколько человек с индийской стороны и столько же с китайской.

Фото: Timothy Allen / ZUMAPRESS.com / Globallookpress.com

Рядовая стычка в высокогорном регионе Ладакх немедленно превратилась в тему номер один в индийских СМИ. Еще пару месяцев назад на эту новость никто не обратил бы внимания - но сейчас о ней слышно чуть не из каждого утюга. И неудивительно: камнеметание на берегу Бангонг-Цо - лишь один из эпизодов затянувшегося пограничного конфликта Индии и Китая, который вызывает все больше беспокойства и в Пекине, и в Нью-Дели.

На границе тучи ходят хмуро

Само озеро не имеет никакого стратегического значения: просто удивительно красивый горный водоем, название которого переводится как «Озеро высоких лугов». Вода в Бангонг-Цо соленая, пить ее нельзя, плавать на лодках по нему также строго запрещено - во избежание проблем: по озеру проходит Линия фактического контроля, разделяющая территорию Индии и Китая.

Граница у Индии и Китая длинная и разрывается лишь в двух местах - там, где Непал и Бутан. Изначально она была установлена в 1914 году, когда секретарь правительства Британской Индии по иностранным делам Генри Макмагон подписал с Тибетом Симлскую конвенцию.

После обретения Индией независимости и возвращения Тибета под власть Китая в отношениях между Пекином и Нью-Дели возникла коллизия: китайцы утверждали, что тибетские власти не имели права заключать договоренности в обход пекинского правительства, а индийцы считали Линию Макмагона вполне легитимной.

Изображение: Лента.ру

Закончилось все войной. В 1962 году в результате кратковременного, но кровавого конфликта индийская армия потерпела сокрушительное поражение. Китайцы заняли стратегически важный регион Аксай-Чин на западном участке границы, что позволило им связать дорогой два самых нестабильных региона - Тибет и Синьцзян. Новый рубеж получил название Линии фактического контроля. Сейчас это, по сути, граница между двумя государствами.

Проблема в том, что эта линия до сих пор не демаркирована. То есть мало того, что сам Аксай-Чин - спорная территория, так почти на протяжении всей Линии фактического контроля имеются отдельные спорные участки - как на берегу Бангонг-Цо.

Почему же обе стороны так отчаянно держатся за небольшой кусок берега? Почти все ключевые высоты вдоль границы находятся в руках китайцев, и каждый холмик имеет значение - особенно для индийцев, пытающихся сохранить хоть какой-то паритет.

Преподанный урок

Еще один проблемный участок границы лежит на востоке - он разделяет Китай и индийский штат Аруначал-Прадеш (в буквальном переводе «Земля залитых светом гор»). Китайцы считают, что эта территория была незаконно отторгнута у них британцами, и даже именуют Аруначал-Прадеш Южным Тибетом. В 1962 году, разгромив индийские силы, китайцы заняли большую часть штата, однако затем неожиданно отвели войска, вернув всех пленных. Как объявил председатель Мао, Народный Китай преподал Индии урок, который там запомнят надолго.

Унизительный разгром прочно засел в памяти индийских военных и политиков. Несколько лет назад, узнав, что Китай намерен проложить железную дорогу вдоль всей линии восточного участка границы, индийцы развернули бешеную активность, возводя все новые и новые железнодорожные и автомобильные мосты - с расчетом на то, чтобы они могли выдержать вес основных боевых танков. В отличие от Аксай-Чина, на рубеже Аруначал-Прадеша стороны находятся примерно в равном положении, и там, в случае начала войны, все зависит в основном от того, кто успеет первым развернуть силы и обеспечить их дальнейшее снабжение.

Единственный участок границы, который надлежащим образом демаркирован, признан и не вызывает никаких сомнений, - центральный, разделяющий территорию КНР и индийского штата Сикким. Индийские военные чувствуют себя здесь уверенно: все господствующие высоты и перевалы в их руках. И именно там, по иронии судьбы, начался нынешний пограничный конфликт, чуть было не переросший в вооруженное противостояние.

Маленькая дорога и большой конфликт

Продуваемое всеми ветрами высокогорное плато Долам на стыке трех границ - Индии, Китая и Бутана - настолько мало и его название так похоже на находящееся неподалеку плато Доклам - еще одну спорную территорию, что их часто путают, обозначая зону конфликта совсем в другом месте. Индийцы и бутанцы уверены, что Долам принадлежит Бутану; китайцы считают его своей территорией.

Несколько лет назад китайские военные строители совершили очередной трудовой подвиг, протянув через Гималаи автомобильную дорогу к перевалу Дока-Ла, который прочно оседлали индийские пограничники. Тогда индийцы закрыли на это глаза, но в начале июня, когда китайцы решили, что дорогу нужно продлить к югу, в сторону хребта Джимпхри, политики и военные в Нью-Дели возмутились.

Дело в том, что если китайцы выйдут к Джимпхри и займут господствующие высоты, то им останется всего ничего до узкого коридора Силигури, который в прессе и даже в научных работах лирично именуют «Цыплячьей шейкой» или «Куриным горлышком». Эта полоска индийской земли связывает северо-восточные штаты Индии, известные также как «Семь сестер», с основной территорией страны. Если начнется вооруженный конфликт, китайцам хватит нескольких часов, чтобы рассечь Индию надвое.

И дело не только в этом. Бутан - государство-клиент Индии, согласившееся в свое время поступиться независимостью во внешней политике в обмен на защиту, которую должен обеспечить великий южный сосед. Если окажется, что бутанцы рассчитывали на это зря, то Индии придется попрощаться с мечтами о региональном лидерстве и перспективами стать великой державой. Кто поверит стране, не сумевшей сдержать обещание и помочь ближайшему союзнику?

Поэтому через пару дней после того, как китайцы начали строить дорогу к Джимпхри, путь им преградили индийские военные. Произошла потасовка - по счастью, без оружия, пострадавшие с обеих сторон отделались легкими ссадинами. Китайцы строительство дороги прекратили - по крайней мере, временно - но крайне обиделись: в Пекине рассказали, что заранее известили через посольские каналы индийцев о предстоящих работах. В Нью-Дели объявили, что никаких предупреждений не получали, и обвинили китайских строителей в сносе двух индийских бункеров, стоявших на пути будущей трассы.

Фейковые новости и приступ миролюбия

Обстановка накалилась за считанные дни. СМИ с обеих сторон подогревали страсти: китайцы публиковали фотографии войны 1962 года, индийцы напоминали о конфликте пятью годами позже, когда китайцы, пытаясь взять перевалы, понесли большие потери и отошли. Стороны стянули к спорному участку войска численностью до бригады, а китайцы решили еще и провести показательные артиллерийские учения у самой границы.

И как раз в их разгар пакистанское новостное агентство Dunya News опубликовало следующую информацию: части Народно-освободительной армии Китая нанесли артиллерийский удар по индийскому погранпосту в Сиккиме, больше полутора сотен индийских солдат погибли. Сообщение сопровождалось фотографиями горящих грузовиков и одного убитого военнослужащего индийской армии.

В китайском и индийском сегментах интернета воцарилось потрясенное молчание, пакистанский - ликовал. Лишь через несколько часов, которые явно были потрачены на то, чтобы выяснить, что произошло, Пекин и Нью-Дели сообщили: информация - фейк, на фото - результат пакистанского обстрела одного из индийских погранпостов в Кашмире, где погибли два человека. После этого тон прессы с обеих сторон изменился как по волшебству: о войне больше ни слова. Мы не откажемся от своих притязаний, писали СМИ, но конфликт нужно разрешить мирным путем.

А через несколько дней в Пекин на встречу в рамках отправился советник индийского премьера по нацбезопасности Аджит Довал. На переговорах было решено: Индия и Китай отводят войска из зоны конфликта. Эту договоренность и Нью-Дели, и Пекин выполнили, но приступа миролюбия хватило ненадолго. Индия вскоре перебросила в Сикким части 33-го корпуса, приступила к развертыванию еще двух корпусов в Аруначал-Прадеше, а в китайских соцсетях замелькали фотографии техники, перебрасываемой в Тибет. Недавний инцидент с камнями и дубинками на озере Бангонг-Цо лишь подбросил дров в заново разгорающийся костер.

Война, которая не нужна никому

Тем не менее, невзирая на все грозные заявления и передвижения войск, большой войны сейчас не хотят ни в Нью-Дели, ни в Пекине. Слишком велик риск того, что кто-нибудь нажмет на красную кнопку.

Малый пограничный конфликт - также не вариант. Как бы он ни окончился, проиграют обе стороны. Поражение будет означать автоматический отказ от претензий на региональное лидерство, за которое борются Индия и Китай. Победа же вызовет всплеск подозрений и обвинений в экспансионистских планах и желании подчинить себе все страны региона. Учитывая, сколько денег и сил Пекин и Нью-Дели за последние десятилетия вложили в то, чтобы предстать перед мировым сообществом исключительно миролюбивыми странами, цена победы окажется слишком высока.

Но случайный выстрел на границе способен привести к эскалации конфликта вопреки желанию сторон. Специально для того, чтобы этого не произошло, индийские и китайские генералы и полковники вдоль линии границы встречаются теперь при любом намеке на возможный инцидент, решая вопросы на местном уровне. Так что, если не произойдет чего-то уж совсем непредвиденного, ядерной войны не ожидается.