История форм двойственного числа существительных. Двойственное число местоимений

ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

А. Грибер

В древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число.

Наличие трех чисел было унаследовано древнерусским языком от праславянского языка, в котором это, в свою очередь, было общеевропейским наследством.

С развитием языка понятие двойственности утрачивается, уступая место простой множественности. Хотя есть современные языки, например иврит, в котором двойственное число существует и сейчас.

В древнерусском языке, как и в иных языках, двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов. Существительные в форме двойственного числа, так же как в формах единственного и множественного языков, изменялись по падежам.

Однако если в двух последних числах существительные имели достаточно разнообразные падежные формы, то в двойственном числе, по существу, различались только три такие формы:

2) для родительного и местного падежей;
3) для дательного и творительного падежей.

Утрата двойственного числа - явление сравнительно позднее: предполагают, что это относится к эпохе после образования трех восточнославянских языков, то есть к эпохе XIV - XV вв.

Итак, в истории русского языка двойственное число исчезло, но в современном языке остались его следы.

К ним, прежде всего, относятся формы с ударным окончанием «-а», которые образованы от слов, обозначающих парные предметы: «рога, бока, глаза, берега, рукава». Все они по происхождению являются формами именительного падежа двойственного числа.

Именительный падеж множественного числа имел окончание «-и»: «рози, боци, глази, берези, рукави».

Подразумевая множественное число, мы ставим эти слова в форму двойственного.

Такой же характер имеют и формы «плечи, колени», которые являются по происхождению формой именительного падежа двойственного числа от слов «плечо, колено» (форма именительного падежа множественного числа была «плеча, колена»).

Сравните у Пушкина: "Умыть лицо, плеча и груди" ("Евгений Онегин").

Форма слова "уши" не объяснима от формы слова "ухо". Поэтому С. П. Обнорский предполагал форму именительного падежа единственного числа – «ушь». В этом случае слово «уши» является формой именительного падежа двойственного числа.

Остатком двойственного числа в русском языке выступает и наречие «воочию», которое является по происхождению формой местного падежа двойственного числа от слова "око" с предлогом «въ».

"Окаменевшей" формой двойственного числа является современный предлог «между». По происхождению это местный падеж двойственного числа от существительного «межда» (старославянское соответствие восточнославянскому «межа»).

ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

А. Грибер

В древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число.

Наличие трех чисел было унаследовано древнерусским языком от праславянского языка, в котором это, в свою очередь, было общеевропейским наследством.

С развитием языка понятие двойственности утрачивается, уступая место простой множественности. Хотя есть современные языки, например иврит, в котором двойственное число существует и сейчас.

В древнерусском языке, как и в иных языках, двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов. Существительные в форме двойственного числа, так же как в формах единственного и множественного языков, изменялись по падежам.

Однако если в двух последних числах существительные имели достаточно разнообразные падежные формы, то в двойственном числе, по существу, различались только три такие формы:

2) для родительного и местного падежей;
3) для дательного и творительного падежей.

Утрата двойственного числа - явление сравнительно позднее: предполагают, что это относится к эпохе после образования трех восточнославянских языков, то есть к эпохе XIV - XV вв.

Итак, в истории русского языка двойственное число исчезло, но в современном языке остались его следы.

К ним, прежде всего, относятся формы с ударным окончанием «-а», которые образованы от слов, обозначающих парные предметы: «рога, бока, глаза, берега, рукава». Все они по происхождению являются формами именительного падежа двойственного числа.

Именительный падеж множественного числа имел окончание «-и»: «рози, боци, глази, берези, рукави».

Подразумевая множественное число, мы ставим эти слова в форму двойственного.

Такой же характер имеют и формы «плечи, колени», которые являются по происхождению формой именительного падежа двойственного числа от слов «плечо, колено» (форма именительного падежа множественного числа была «плеча, колена»).

Сравните у Пушкина: "Умыть лицо, плеча и груди" ("Евгений Онегин").

Форма слова "уши" не объяснима от формы слова "ухо". Поэтому С. П. Обнорский предполагал форму именительного падежа единственного числа – «ушь». В этом случае слово «уши» является формой именительного падежа двойственного числа.

Остатком двойственного числа в русском языке выступает и наречие «воочию», которое является по происхождению формой местного падежа двойственного числа от слова "око" с предлогом «въ».

"Окаменевшей" формой двойственного числа является современный предлог «между». По происхождению это местный падеж двойственного числа от существительного «межда» (старославянское соответствие восточнославянскому «межа»).

Рецензии

Спасибо. Любопытное напоминание для тех, кто любит язык.

Вот ещё интересно:
один ряд - именительный падеж единственного числа слова "ряд"
два ряда - именительный падеж двойственного числа слова "ряд"
...
пять рядов - родительный падеж мнохественного числа слова "ряд"
шесть рядов - родительный падеж мнохественного числа слова "ряд"
...
В последствии форма двойственного числа слова "ряд" распространилось на:
три ряда
четыре ряда
Но для количества от пяти до двадцати остался родительный падеж мнохественного числа слова "ряд"
Для 21 ряд - снова именительный падеж единственного числа слова "ряд"
Для 22, 23, 24 ряда - снова именительный падеж двойственного числа слова "ряд"
Для 25 рядов - снова родительный падеж мнохественного числа слова "ряд"
и т.д.

У Шишкова А.С в его ПСС т.3 стр. 174 (1824 год издания) есть толкование слова "обруч" - обе ручи - обе руки - ТО ЕСТЬ -то, что можно обхватить двумя руками.
И есть слово серьги = усерязи, где усе - уши, рязи - наряды, ряжу - наряды для ушей = серги

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Категория двойственного числа существовала в древних языках индоевропейской семьи и многих других языках. В подавляющем большинстве современных индоевропейских языков двойственное число исчезло, оставив только более или менее многочисленные следы своего существования.

Двойственное число в индоевропейском праязыке

Исторические формы индоевропейского двойственного числа представляют только три формы: одна для именительного , винительного и звательного падежей, одна для родительного и местного (предложного) и одна для дательного , отложительного и творительного .

См. также

Напишите отзыв о статье "Двойственное число"

Примечания

Литература

  • W. von Humboldt, «Über den Dualis» (Берл., 1828, а также Gesamm. Werke, т. VI);
  • Silberstein, «Über d. Dualis in dem indogerm. Sprachstamm» (Jahn’s Jahrbücher, Suppl. XV, 1849);
  • Fr. Müller, «Der Dual im indogerm. und semit. Sprachgebiet» (B., 1860); Brugmann, «Grundriss d. vergl. Grammatik d. indogerm. Sprachen» (т. II, 1890), где указана и прочая литература.
  • В. В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. М., 1983 или по некоторым данным 1982

Отрывок, характеризующий Двойственное число

– Итак, что же вы решили, мадонна?
Я собрала всё своё мужество, чтобы не показать, как дрожит мой голос, и совершенно спокойно произнесла:
– Я уже столько раз отвечала вам на этот вопрос, святейшество! Что же могло измениться за такое короткое время?
Приходило ощущение обморока, но, посмотрев в сияющие гордостью глаза Анны, всё плохое вдруг куда-то исчезло... Как же светла и красива была в этот страшный момент моя дочь!..
– Вы сошли с ума, мадонна! Неужели вы сможете так просто послать свою дочь в подвал?.. Вы ведь прекрасно знаете, что её там ждёт! Опомнитесь, Изидора!..
Вдруг, Анна вплотную подошла к Караффе и звонким ясным голосом произнесла:
– Ты не судья и не Бог!.. Ты всего лишь – грешник! Потому и жжёт Перстень Грешников твои грязные пальцы!.. Думаю, он одет на тебя не случайно... Ибо ты самый подлый из них! Ты не испугаешь меня, Караффа. И моя мать никогда не подчинится тебе!
Анна выпрямилась и... плюнула Папе в лицо. Караффа смертельно побледнел. Я никогда не видела, чтобы кто-то бледнел так быстро! Его лицо буквально в долю секунды стало пепельно-серым... а в его жгучих тёмных глазах вспыхнула смерть. Всё ещё стоя в «столбняке» от неожиданного поведения Анны, я вдруг всё поняла – она нарочно провоцировала Караффу, чтобы не тянуть!.. Чтобы скорее что-то решить и не мучить меня. Чтобы самой пойти на смерть... Мою душу скрутило болью – Анна напомнила мне девочку Дамиану... Она решала свою судьбу... а я ничем не могла помочь. Не могла вмешаться.
– Ну что ж, Изидора, думаю вы сильно пожалеете об этом. Вы плохая мать. И я был прав насчёт женщин – все они порождение дьявола! Включая мою несчастную матушку.
– Простите, ваше святейшество, но если ваша мать порождение Дьявола, то кем же тогда являетесь вы?.. Ведь вы – плоть от плоти её? – искренне удивившись его бредовым суждениям, спросила я.
– О, Изидора, я давно уже истребил в себе это!.. И только увидев вас, во мне вновь пробудилось чувство к женщине. Но теперь я вижу, что был не прав! Вы такая же, как все! Вы ужасны!.. Я ненавижу вас и вам подобных!
Караффа выглядел сумасшедшим... Я испугалась, что это может кончиться для нас чем-то намного худшим, чем то, что планировалось в начале. Вдруг, резко подскочив ко мне, Папа буквально заорал: – «Да», или – «нет»?!.. Я спрашиваю вас в последний раз, Изидора!..
Что я могла ответить этому невменяемому человеку?.. Всё уже было сказано, и мне оставалось лишь промолчать, игнорируя его вопрос.
– Я даю вам одну неделю, мадонна. Надеюсь, что вы всё же опомнитесь и пожалеете Анну. И себя... – и схватив мою дочь под руку, Караффа выскочил из комнаты.
Я только сейчас вспомнила, что нужно дышать... Папа настолько ошарашил меня своим поведением, что я никак не могла опомниться и всё ждала, что вот-вот опять отворится дверь. Анна смертельно оскорбила его, и я была уверенна, что, отойдя от приступа злости, он обязательно это вспомнит. Бедная моя девочка!.. Её хрупкая, чистая жизнь висела на волоске, который мог легко оборваться по капризной воле Караффы...
Какое-то время я старалась ни о чём не думать, давая своему воспалённому мозгу хоть какую-то передышку. Казалось, не только Караффа, но вместе с ним и весь знакомый мне мир сошёл с ума... включая мою отважную дочь. Что ж, наши жизни продлились ещё на неделю... Можно ли было что-либо изменить? Во всяком случае, в данный момент в моей уставшей, пустой голове не было ни одной более или менее нормальной мысли. Я перестала что-либо чувствовать, перестала даже бояться. Думаю, именно так чувствовали себя люди, шедшие на смерть...
Могла ли я что-либо изменить за какие-то короткие семь дней, если не сумела найти «ключ» к Караффе за долгие четыре года?.. В моей семье никто никогда не верил в случайность... Потому надеяться, что что-либо неожиданно принесёт спасение – было бы желанием ребёнка. Я знала, что помощи ждать было неоткуда. Отец явно помочь не мог, если предлагал Анне забрать её сущность, в случае неудачи... Мэтэора тоже отказала... Мы были с ней одни, и помогать себе должны были только сами. Поэтому приходилось думать, стараясь до последнего не терять надежду, что в данной ситуации было почти что выше моих сил...
В комнате начал сгущаться воздух – появился Север. Я лишь улыбнулась ему, не испытывая при этом ни волнения, ни радости, так как знала – он не пришёл, чтобы помочь.
– Приветствую тебя, Север! Что привело тебя снова?.. – спокойно спросила я.
Он удивлёно на меня взглянул, будто не понимая моего спокойствия. Наверное, он не знал, что существует предел человеческого страдания, до которого очень трудно дойти... Но дойдя, даже самое страшное, становится безразличным, так как даже бояться не остаётся сил...
– Мне жаль, что не могу помочь тебе, Изидора. Могу ли я что-то для тебя сделать?
– Нет, Север. Не можешь. Но я буду рада, если ты побудешь со мною рядом... Мне приятно видеть тебя – грустно ответила я и чуть помолчав, добавила: – Мы получили одну неделю... Потом Караффа, вероятнее всего, заберёт наши короткие жизни. Скажи, неужели они стоят так мало?.. Неужели и мы уйдём так же просто, как ушла Магдалина? Неужели не найдётся никого, кто очистил бы от этой нелюди наш мир, Север?..
– Я не пришёл к тебе, чтобы отвечать на старые вопросы, друг мой... Но должен признаться – ты заставила меня передумать многое, Изидора... Заставила снова увидеть то, что я годами упорно старался забыть. И я согласен с тобою – мы не правы... Наша правда слишком «узка» и бесчеловечна. Она душит наши сердца... И мы, становимся слишком холодны, чтобы правильно судить происходящее. Магдалина была права, говоря, что наша Вера мертва... Как права и ты, Изидора.
Я стояла, остолбенело уставившись на него, не в силах поверить тому, что слышу!.. Был ли это тот самый, гордый и всегда правый Север, не допускавший какой-либо, даже малейшей критики в адрес его великих Учителей и его любимейшей Мэтэоры?!!
Я не спускала с него глаз, пытаясь проникнуть в его чистую, но намертво закрытую от всех, душу... Что изменило его столетиями устоявшееся мнение?!. Что подтолкнуло посмотреть на мир более человечно?..
– Знаю, я удивил тебя, – грустно улыбнулся Север. – Но даже то, что я открылся тебе, не изменит происходящего. Я не знаю, как уничтожить Караффу. Но это знает наш Белый Волхв. Хочешь ли пойти к нему ещё раз, Изидора?
– Могу ли я спросить, что изменило тебя, Север? – осторожно спросила я, не обращая внимания на его последний вопрос.
Он на мгновение задумался, как бы стараясь ответить как можно более правдиво...
– Это произошло очень давно... С того самого дня, как умерла Магдалина. Я не простил себя и всех нас за её смерть. Но наши законы видимо слишком глубоко жили в нас, и я не находил в себе сил, чтобы признаться в этом. Когда пришла ты – ты живо напомнила мне всё произошедшее тогда... Ты такая же сильная и такая же отдающая себя за тех, кто нуждается в тебе. Ты всколыхнула во мне память, которую я столетиями старался умертвить... Ты оживила во мне Золотую Марию... Благодарю тебя за это, Изидора.
Спрятавшись очень глубоко, в глазах Севера кричала боль. Её было так много, что она затопила меня с головой!.. И я никак не могла поверить, что наконец-то открыла его тёплую, чистую душу. Что наконец-то он снова был живым!..
– Север, что же мне делать? Разве тебе не страшно, что миром правят такие нелюди, как Караффа?..
– Я уже предложил тебе, Изидора, пойдём ещё раз в Мэтэору, чтобы увидеть Владыко... Только он может помочь тебе. Я, к сожалению, не могу...
Я впервые так ярко чувствовала его разочарование... Разочарование своей беспомощностью... Разочарование в том, как он жил... Разочарование в своей устаревшей ПРАВДЕ...
Видимо, сердце человека не всегда способно бороться с тем, к чему оно привыкло, во что оно верило всю свою сознательную жизнь... Так и Север – он не мог так просто и полностью измениться, даже сознавая, что не прав. Он прожил века, веря, что помогает людям... веря, что делает именно то, что, когда-то должно будет спасти нашу несовершенную Землю, должно будет помочь ей, наконец, родиться... Верил в добро и в будущее, несмотря на потери и боль, которых мог избежать, если бы открыл своё сердце раньше...
Но все мы, видимо, несовершенны – даже Север. И как бы не было больно разочарование, с ним приходится жить, исправляя какие-то старые ошибки, и совершая новые, без которых была бы ненастоящей наша Земная жизнь...
– Найдётся ли у тебя чуточку времени для меня, Север? Мне хотелось бы узнать то, что ты не успел рассказать мне в нашу последнюю встречу. Не утомила ли я тебя своими вопросами? Если – да, скажи мне, и я постараюсь не докучать. Но если ты согласен поговорить со мной – ты сделаешь мне чудесный подарок, так как то, что знаешь ты, мне не расскажет уже никто, пока я ещё нахожусь здесь, на Земле…
– А как же Анна?.. Разве ты не предпочитаешь провести время с ней?
– Я звала её... Но моя девочка, наверное, спит, так как не отвечает... Она устала, думаю. Я не хочу тревожить её покой. Потому, поговори со мною, Север.
Он печально-понимающе посмотрел мне в глаза и тихо спросил:
– Что ты хочешь узнать, мой друг? Спрашивай – я постараюсь ответить тебе на всё, что тебя тревожит.
– Светодар, Север... Что стало с ним? Как прожил свою жизнь на Земле сын Радомира и Магдалины?..
Север задумался... Наконец, глубоко вздохнув, будто сбрасывая наваждение прошлого, начал свой очередной захватывающий рассказ...
– После распятия и смерти Радомира, Светодара увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы спасти его от кровавых лап «святейшей» церкви, которая, чего бы это ни стоило, пыталась найти и уничтожить его, так как мальчик являлся самым опасным живым свидетелем, а также, прямым продолжателем радомирова Дерева Жизни, которое должно было когда-нибудь изменить наш мир.
Светодар жил и познавал окружающее в семье испанского вельможи, являвшегося верным последователем учения Радомира и Магдалины. Своих детей, к их великой печали, у них не было, поэтому «новая семья» приняла мальчика очень сердечно, стараясь создать ему как можно более уютную и тёплую домашнюю обстановку. Назвали его там Амори (что означало – милый, любимый), так как своим настоящим именем называться Святодару было опасно. Оно звучало слишком необычно для чужого слуха, и рисковать из-за этого жизнью Светодара было более чем неразумно. Так Светодар для всех остальных стал мальчиком Амори, а его настоящим именем звали его лишь друзья и его семья. И то, лишь тогда, когда рядом не было чужих людей...
Очень хорошо помня гибель любимого отца, и всё ещё жестоко страдая, Светодар поклялся в своём детском сердечке «переделать» этот жестокий и неблагодарный мир. Поклялся посвятить свою будущую жизнь другим, чтобы показать, как горячо и самозабвенно любил Жизнь, и как яростно боролся за Добро и Свет и его погибший отец...
Вместе со Светодаром в Испании остался его родной дядя – Радан, не покидавший мальчика ни ночью, ни днём, и без конца волновавшийся за его хрупкую, всё ещё несформировавшуюся жизнь.

Сущ, прил, местоимения, глаголы имели ед, множ и двойст числа. Однако дв число было утрачено во всей мофрологич системе и во всех диалектах. Утрата двойств числа и развитие противопоставленности лишь ед и множ числа – результат развития человеч мышления от представления о конкр множественности и абстрактной.

Остатком дв числа явл-ся формы, которые воспринимались человеком и использовались в речи чаще всего в орме дв числа: 2 рога (рози), 2 бока (боци), 2 глаза (глази), 2 берега (берези). В целом сущ-ные м.р. 2 склонения с числительным 2,3,4 управляют сущ-ными в род падеже ед числа. Остатком дв числа в РЯ выступает и наречие воочию, являющееся по происхождению формой мест падежа дв числа от око с предлогом въ – въ очию. Дво?йственное число? (лат. dualis) - форма склонения и спряжения, употребляется для обозначения двух предметов, или парных по природе (части тела и т. д.) или по обычаю.Разделение на единственное, двойственное и множественное число, возможно, является пережитком отдалённой эпохи, когда счёт редко применялся на практике, и выражаемых грамматически форм, означавших «один», «два, пара» и «много», было достаточно в большинстве практических случаев.Категория двойственного числа существовала в древних языках индоевропейской семьи, в семитских и многих других языках. В подавляющем большинстве современных индоевропейских языков двойственное число исчезло, оставив только более или менее многочисленные следы своего существования. В настоящее время в русском языке имеются только некоторые, немногочисленные остатки двойственного числа. Формы двойственного (вместо множественного) числа сохранили названия некоторых парных предметов: рога, глаза, берега, рукава, бока, плечи, бёдра, руки, ноги, колени, уши, очи, муде и т. п. К нему же восходят формы квази-родительного падежа (на самом деле именительного-винительного-звательного двойственного) при именах числительных: два брата, по типу которых возникают сочетания, как две жены с родительным падежом, а также три, четыре брата, формы косвенных падежей числительного два: дву-х, дву-м, дву-мя, где дву- есть родительный-предложный двойственного числа, осложнённый окончаниями местоимений по типу те-х, те-м и т. д.: формы творительного у числительных двумя, тремя, четырьмя, где мя = древнему окончанию дательного и творительного двойственного числа -ма, смягчённому под влиянием окончания творительного множественного ми (изначально было двума, но треми). Числительное двенадцать(именительный, винительный, звательный женского рода), двести (вместо две сте, именительный, винительный, звательный среднего рода). Некоторые наречия вроде воочию(местоимение двойственного числа), между (также) и т. д. И.п. = В.п., Р.п. = местному, Д.п. = Тв.п. Эта форма поддерживалась лишь в книжно – письменной речи. Отражение в памятниках 10 – 11века. Ошибки в употреблении форм в памятниках (вместо двойственного числа употребляется множественное), свидетельствует об утрате данной категории.C развитием абстрактного мышления утрачивается категория двойственного числа. Процесс утраты начинается в праславянскую эпоху, когда исчезают три падежные формы. Остаются аналогичные формы Форма двойственного числа была у всех имен и глаголов. Окончательная утрата произошла – в 13 – 14 века.

Еще по теме 11. История категории и форм двойственного числа в русском языке.:

  1. 17. История форм презенса тематических и нетематических глаголов в русском языке и его говорах
  2. 12. Система личных местоимений в древнерусском языке и дальнейшая история их форм в русских диалектах
  3. 19. История системы форм прошедшего времени в русском языке и его говорах
  4. § 7. Изменения в согласовании множественного и двойственного числа у прилагательных и у родственных категорий.

Русский язык - один из крупнейших мировых языков, насчитывающий многовековую историю. Относится к славянскому наречию, и самые приближенные к нему - белорусский и украинский языки. Вместе они составляют восточнославянскую подгруппу. За всю историю своего существования правила и грамматика претерпевали многочисленные изменения. Так, например, со временем русский язык утратил двойственное число, о котором и пойдет речь ниже.

История возникновения

Древнерусский язык - прародитель знакомого нам русского. Многое он унаследовал от праславянского, который, в свою очередь, получил свою структуру от общеевропейского. Древнерусский состоял из совершенно другого алфавита и отличной от современной грамматики. Если говорить о счете, без которого жизнь в принципе была бы невозможна, то помимо единственного и множественного было еще и конкретное двойственное число.

В древнерусском языке оно использовалось для обозначения парных предметов: перчатки, очки и т. д. Это значительно упрощало понимание смысла сказанного. Например, собеседник сообщил вам, что приобрел двое перчаток. Что он имел ввиду? Купил ли он одну пару перчаток или две пары? Пока из языка не ушла указанная грамматическая конструкция, таких недопониманий не возникало.

Использование в других языках

Помимо русского, такая грамматика присутствовала и в языках других стран. Например, индоевропейский праязык. В нем было три формы двойственного числа для разных падежей:

  • Именительный, Винительный, Звательный.
  • Родительный, Местный (Предложный).
  • Дательный, Отложительный, Творительный.

Например, в рассматриваемом языке числительное "восемь" было формой двойственного числа "четыре". В некоторых других языках (тохарский) было еще и отдельно парное число для обозначения предметов, возникших естественным путем по паре: руки, глаза и т. д.

В настоящее время данная форма исчисления присутствует в арабском языке, иврите и некоторых других малоиспользуемых диалектах.

Когда использовалась грамматическая конструкция

До тех пор, пока двойственное число не вышло из употребления, оно использовалось в следующих случаях:

  • Обозначение предметов, которые от природы идут парой, в основном соматизмы - уши, очи. Соответственно, при употреблении этих слов собеседник сразу понимал, что речь идет о частях тела одного человека.
  • Упоминание лиц в количестве двух. Для этого была специальная морфологическая форма - окончание "а", "и" и нулевое (подробнее рассмотрено ниже). Например, стол - стола - столы, где второе слово обозначает двойственное число.
  • Использование слов два и оба , которые употреблялись с нужной формой слова и обозначали двойственность. Например, два брата.

В современном русском языке остались некоторые слова, которые отсылаются к утратившейся грамматике.

Описание морфологии конструкции

Самые типичные окончания для двойственного числа древнерусского языка - "а" и "ѣ", второе из которых ныне не используется из-за утраты символа. К ним еще причисляют окончание "и".

Для имен существительных есть некоторые правила употребления числа:

  • существительные в мужском роде (в современном языке - сущ. I скл.) имеют окончание "а" или, если основа заканчивается на мягкий согласный - "я": два стула, крота, лося и т. д.;
  • (I скл.) и женского (II скл.) имели окончание "ѣ" при твердом согласном на конце и "и" - при мягком: две сестры;
  • во всех остальных случаях (сюда относится III склонение) двойственное число проявлялось через окончание "и": две мыши.

Были и исключения. Это относилось к утраченной в древности морфеме -u, которая со временем была вытеснена древним множественным, и существительным дательного и творительного падежа, где было окончание "ма".

Остальные части речи склонялись почти как и описанная выше, имели те же окончания и употребление.

История изучения

Первым, кто начал исследовать грамматическую конструкцию древнеславянского, был А. Белич. В одной из его работ 1899 года, посвященной данной теме, было высказано недоумение, почему такая полезная и употребляемая форма ныне полностью пропала в большинстве языков, а в некоторых до сих пор существует. Изучение проблемы происходило на протяжении многих лет, однако причины так и не были установлены.

Есть несколько научных работ XX века иностранных ученых, посвященных двойственному числу: Dostal (польский), Lotzsch (серболужицкий) и другие. Результаты исследований признаются итоговыми, но на конкретно поставленный вопрос так и не отвечают.

В настоящее время также проводятся исследования утраченной конструкции, рассматриваются дальнейшие возможные пути ее использования, однако фактов, подтверждающих возвращение в русский язык, нет.

Пережитки двойственного числа в русском языке

Существует немного слов, формы которых унаследовались из древнерусского языка. Некоторые парные предметы сохранили морфологию, свойственную двойственному числу: глаза, рукава, бока, очи, рога и т. д. Это же относится и к формам множественного числа падежей, например, двух, трех, двумя, тремя, четырьмя и т. п., где и -мя - окончания двойственного числа. Примеров можно привести еще очень много.

В пословицах тоже периодически встречается эта грамматическая конструкция: "Сидит воробей на тыне, надеется на крыле ". Здесь слово "крыле" является вышедшей из употребления формой винительного падежа двойственного числа.

Есть слова, которые давно уже "окаменели", и разглядеть там двойственное число практически невозможно. Например, наречия воочию и между . Первое произошло от слово очи и означало "увидеть что-то своими (двумя) глазами". А второе является немного измененной формой устаревшего слова межа.

Значение конструкции для современного языка

Как правило, возвращать старое не на пользу. Если что-то вышло из употребления, значит, так оно было нужно, следует двигаться за новым. Однако не в этом случае.

Двойственное число - полезная конструкция. Смысла возвращать ее в грамматику современного русского языка нет, но для лингвистов знание и изучение утраченного полезно. При рассмотрении истоков открываются тайны возникновения тех или иных слов. Например, обруч. Кажется, будто оно было заимствовано, но это не так. Состоит оно из двух слов: обе и руки . То есть обруч - это предмет, который нужно брать двумя руками. Другое слово - серьги. Как и первый пример, относится к исконно русским. Было образовано путем слияния уши и рядиться. Таким образом, двойственное число сыграло важную роль в слоовообразовании.

Влияние языка на мировосприятие

Поскольку человеческая речь является связующим звеном между индивидами, она же способна направить на преобразование мира и другие действия. Единственное число дает видение одного самостоятельного предмета, множественное - описывает целую совокупность. Двойственное позволяло нашим прародителям выделить среди всего прочего противоположности, парную природу мира.

Когда из языка ушла грамматическая конструкция, человек перестал видеть особенность в этом двойном и начал обособлять со множеством. Отсюда следует воздвижение культа личности и ее вхождение в мощный социум. Но на фоне этой идеологии в настоящее время начали теряться ценность любви и брака, разграничение между добром и злом, а также другие важные противоположности.

Из вышесказанного следует, что речь - естественный двигатель развития. Утрата двойственного числа отразилась на моральной составляющей людей, на культуре и в целом на мировосприятии.

Философское значение

Один из самых великих филологов всех времен Вильгельм фон Гумбольдт относил двойственное число к особой форме исчисления, не сравнимой с обыкновенным множественным. В переводе на русский разговорный его мысль звучала приблизительно так - "муж и жена - одна сатана". Это означало, что две части являются составляющими одного целого, и их существование бессмысленно друг без друга. Например, взрыв. При взаимодействии кислорода и искры получается такое явление, но поодиночке они ничего подобного сделать не могут.

Двойственное число в немецком звучало как dualis. В голове сразу появляется ассоциация с единством противоположностей, дуальностью.

Если рассматривать конструкцию как философскую составляющую, то она способна преобразить речь: укоротить речевые изъяснения, что сделает процесс взаимопонимания проще, но в то же время расширить границы языка. Раз существовала такая грамматика, значит, были причины.

Подводя итог, стоит отметить, что каждая буква, слово или конструкция важны для языка. Они меняют смысл сказанного, отражают состояние общества на данный период времени, показывают ценности. Поэтому человеческая речь нуждается в постоянном контроле, отсечении лишнего и пополнении полезным новым.