Государственный строй Рима в период поздней империи (домината). Римский доминат

Рассмотрим особенности государственного строя Рима в период поздней империи (домината) .

В период поздней империи (домината ) верховная власть в государстве была сконцентрирована в руках одного лица - императора .

Императоры позднеримской империи полностью отказываются от республиканских традиций и более не именуют себя «магистратами» или «принцепсами», которые формально признавали над собою власть народа.

Вместо титула «PRINCEPS» появляется титул «DOMINUS», т.е.

«владыка ». Император Аврелиан (270-275 гг. н.э.) стал первым, кто назвал себя «владыкой и Богом» («DOMINUS ЕТ DEUS»).

Внешним признаком императорского достоинства стала диадема (белая, унизанная жемчугом повязка), а впоследствии - корона .

Отныне император носил шёлковые одежды и пурпурные ткани, которые украшались золотом и драгоценными камнями.

Во время домината при императорском дворе вводится и активно применяется пышный церемониал .

Лицам, лицезревшим особу императора, надлежало падать ниц. Особа императора стала обоготворяться . Императоры считали себя неограниченными властителями , которые не связаны ни одним законом государства.

В эти времена все жители империи характеризуются не «гражданами» (CIVES), а «подданными » (SUBIECTI), которые обязаны беспрекословно повиноваться императору.

Любое распоряжение императора приобретает силу закона.

Государственный строй Рима в период поздней империи предполагал функционирование при императоре «консистории ». Она представляла собой «учреждение, где стоят вместе» (в присутствии императора члены консистории не имели возможности сидеть), которую можно назвать «императорским советом » или «государственным советом ». Консистория являлась исключительно совещательным органом, а её мнение юридически не было обязательным для императора.

Данный орган обсуждал разнообразные вопросы относительно управления, законодательства и суда, принципов государственного строя Рима.

В условиях домината государственный аппарат стал сугубо централизованной системой . Все учреждения, которые имели отношение к императору, назывались «OFFICIA». Император назначал или утверждал чиновников сроком на один год. Одни чиновники были в центральных органах, другие деятели находились в местных органах.

Во времена домината в государственном строе Рима сформировалась определенная иерархия чинов .

В её составе можно выделить следующие чины: «редактор» законов, заведующий императорской казной (фиском), управляющий коронными имуществами, начальник императорской канцелярии.

Высшим чиновникам присваиваются следующие почётные титулы (ранги) :

- «сиятельный» (ILLUSTRES);

- «великолепный» (SPECTABILES);

- «светлейший» (CLARISSIMI).

Чиновники указанных трёх рангов включались в состав так называемого «сенаторского сословия » (ORDO SENATORIUS).

Третьи подчинялись вторым, вторые - первым, первые - императору. Должности подразделялись на придворные (DIGNITATES PALATINAE), гражданские (DIGNITATES CIVILES) и военные (DIGNITATES MILITARES).

Жалованье чиновникам устанавливалось согласно их рангу и титулу. Ранги чиновников определялись так называемой NOTITIA DIGNITATUM, которую можно назвать «табелью о рангах».

Он представлял собой перечень всех гражданских и военных должностей начала V века нашей эры.

Самым высоким лицом при дворе было принято считать министра императорского двора - MAGISTER OFFICIORUM OMNIUM.

Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) предполагал, что вся иерархия чинов восходила к императору, который по существу являлся первым чиновником в государстве. Каждый чиновник имел канцелярию со служащими.

Римский сенат постепенно превращался лишь в муниципальный орган .

Сенат имеет право на исключительно формальное утверждение провозглашения императора войском. Управление городом Римом осуществляют городские префекты, а в провинциальных городах - магистраты, которые назначаются правителями провинции.

Во времена домината управлением в провинциях занимаются наместники императора , которых называют «презесами » или «ректорами провинции ». Их судебные функции в определенной степени ограничены, поскольку в отношении их решений допускалось обжалование (апелляция) на имя императора.

При этом наместники провинций издавали эдикты .

Результатом реформ Диоклетиана и Константина (307-337 гг.

н.э.) является новое административно-территориальное деление империи . Она подразделяется на две половины: Западную - OCCIDENS (с центром в Риме ) и Восточную - ORIENS (с центром в Константинополе ). Подобное деление фактически свершилось в конце III века до н.э.

Управление каждой частью империи осуществляет свой император .

Каждый император имеет собственного помощника или цезаря, которые также управляли определенной частью империи. В составе Западной и Восточной империи существует по 2 префектуры во главе с префектом (всего 4 префектуры и 4 префекта). Префектуры подразделяются на диоцезы во главе с викариями (заместителями префекта). Диоцезы делятся на провинции во главе с ректорами или корректорами.

Провинции подразделялись на округа, в которых имелось самоуправление.

Основы Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) закрепляли за муниципальным «советом» или «сенатом» наименование декурия . В муниципиях городская верхушка называлась декурионами . Прежде всего, она отвечала перед центральной властью за полноценное поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях являлись так называемые августалы .

В эти времена существовало два сената .

Один сенат располагался в Риме, а другой сенат функционировал в Константинополе. Оба сената стали лишь муниципальными органами, которые управляли столичными городами. С формальной точки зрения сенат избирал консулов, преторов и квесторов. Однако для подобного избрания была необходима санкция императора .

Избрание сенатом нового императора оставалось простой формальностью. Сенат утверждал в данной должности того, кто уже был провозглашен войском либо предназначен для этой должности в качестве цезаря.

По всем указанным основаниям и чертам период домината характеризуется как «абсолютная монархия ».

Со времен императора Константина городские общины учреждали специальных должностных лиц (дефензоров ), которые были уполномочены на защиту города от притеснений и несправедливого отношения со стороны императорских чиновников.

Население провинций часто находилось под непосильным бременем множества налогов и натуральных повинностей, грабежей, вымогательств чиновников.

Установление системы домината в Римской империи

Реформы Диоклетиана

Период, открытый правлением Диоклетиана, обычно называют временем поздней Римской империи или эпохой домината, прежде всего в силу того, что была создана новая политическая система. Эта стадия в истории Римской империи существенно отличалась от классической античности почти по всем критериям, характеризующим цивилизацию.

В советской историографии в определенной степени типичным можно считать подход, сформулированный А. Р. Корсунским: «Переход к доминату знаменовал собой начало последнего периода в истории Западной Римской империи – общественного строя, основанного на рабовладении. Высшая ступень в развитии античной военной диктатуры должна была предотвратить дальнейший упадок государства.

И в самом деле, доминат привел к временному ограниченному восстановлению и консервации распадающейся системы господства». В последнем издании Истории древнего Рима под ред.

В. И. Кузищина сказано следующее: «По своему историческому значению период Поздней Римской империи был эпохой социальной революции, в ходе которой завершалась одна историческая формация – антично-рабовладельческая и рождалась другая – феодально-европейская».

Однако доминат (монархия), как политическая система, предполагающая абсолютную власть императора-доминуса, начал формироваться задолго до Диоклетиана.

Монархический элемент существовал еще в Римской республике, и он получил основательное развитие в ходе гражданских войн I в. до н.э., логическим следствием которых стало формирование системы принципата, рассматривающегося некоторыми исследователями как синтез республиканизма и монархихма, основателя империи Октавиана Августа.

Октавиан Август впервые получил от сената титул принцепса.

Поставленный первым в списке сенаторов, он получил право первым выступать в сенате.

Сохраняя видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны, – принципат I-II вв., несомненно, являлся монархией по сути. Дуализм этой политической системы лишь отчасти был следствием живучести римских традиций, но главным образом он основывался на факте сохранения полисных и общинных структур в территориальной империи.

Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных Республиканских: магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

В зависимости от рода дел он выступал то в одном, то в другом качестве: как цензор он комплектовал сенат; как трибун отменял по своей воле действия любого органа власти, арестовывал граждан по своему усмотрению и т.д.; как консул и диктатор определял политику государства, отдавал распоряжения по отраслям управления; как диктатор командовал армией, управлял провинциями и т.д.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в полный упадок.

Цицерон писал по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан больше, чем собрания комиций. Обыкновенными явлениями стали подкуп сенаторов, разгон собраний, насилие над их участниками и прочие – признаки крайней степени разложения комиции. Император Август реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей италийских муниципий), но отнял у собраний судебную власть – важнейшую из их былых компетенции.

Кроме того, комиции лишились своего исконного права избирать на должность магистратов. Сначала было принято решение о проверке кандидатов в консулат и претуру в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е.

апробацию. Но после смерти Августа, при его преемнике Тиберии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената. «Тогда впервые, - писал римский историк Тацит, - избирать должностных лиц стали сенаторы, а не собрания граждан на Марсовом поле, ибо до того, хотя все самое важное делалось по усмотрению принцепса, кое-что делалось и по настоянию трибутных собраний».

Относительно законодательства Тацит замечает, что принцепс подменял собой не только сенат и магистратов, но и сами законы. Это значит, конечно, что и законодательство стало делом принцепса.

Сенат уже при Августе наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности теми всадниками, которые достигли сенаторского звания.

Из органа власти, распространяющейся на «город Рим», сенат превратился в своего рода общеимперский институт. Но положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом.

В конце концов возникает и утверждается неписаное правило «Все, что решил принцепс, имеет силу закона».

Право выборов самого принцепса принадлежало сенату, но и это стало чистой формальностью: во многих случая дело решала армия.

Средоточием высших учреждений империи был «двор», и именно двор принцепса. Здесь размещалась императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников налогов, как в ведомствах Империи, никогда еще – до Августа – не было столь многочисленно племя имперских чиновников.

На протяжении 3 в.

отмечается все более частое употребление слов numen Augusti, т.е. «божество правителя», эпитет sacer, «священный», употребляется практически наравне с эпитетом «императорский».

Более пышным стало одеяние императора, теперь он носит пурпурную мантию отнюдь не только по торжественным случаям. Аврелиан иногда украшал голову диадемой, орнаментальной головной повязкой, заменяющей корону. Тем не менее император еще не сделался полным властителем, армия могла распоряжаться его судьбой, и многие императоры погибли от рук солдат.

Логически завершить эту линию развития предстояло Диоклетиану.

Приход к власти Гая Аврелия Диоклетиана

Приход к власти императора Диоклетиана открывает новую, последнюю стадию к истории римского средиземноморского общества и государства – эпоху поздней Римской империи, продолжавшуюся около двухсот лет (со времени прихода к власти Диоклетиана в 284 г.

до свержения последнего римского императора Ромула Августула и 476 г.). Именно в этот период происходит разложение и перерождение античных хозяйственных структур, вызревание новых, протофеодальных отношений как определенного социально-экономического уклада, формирование новых политических институтов и новых систем культурных ценностей.

Начало правления Диоклетиана было ознаменовано почти непрерывными войнами как с внутренними врагами (багаудами и сепаратистскими движениями), так и с внешними (персами, арабами, варварами).

К моменту прихода к власти Диоклетиана социально-политическая обстановка в Империи была еще достаточно сложной.

В Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны, беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части, укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть Центральной Галлии, создали собственную организацию управления и даже избрали своих императоров – Аманда и Элиана (их имена сохранились в источниках).

Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских магнатов.

Воспользовавшись напряженным положением в Галлии, начальник римского флота в Британии Караузий в 287 г. объявил себя императором, захватил Британию и северо-западное побережье Галлии.

Неспокойно было в Мавритании, где волновались племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска.

Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.

Для подавления восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе был послан опытный полководец Максимиан, который в 286 г.

провозглашается августом, т. е. полномочным соправителем Диоклетиана с правом управлять западной половиной Империи, избравший своей столицей город Медиолан. Сам Диоклетиан обосновался в Никомедии, расположенной относительно близко от угрожаемых границ на Дунае и Евфрате, управлял восточной половиной Империи, включая Балканский полуостров.

Наведение порядка внутри Империи и укрепление ее границ, почти уничтоженных в предшествующее время, было самой насущной задачей императорской власти, и Диоклетиан решил ее весьма успешно: к началу IV в.

и внутренний, и внешний мир в основном был восстановлен.

Второй неотложной задачей было укрепление самой императорской власти. В ходе политических коллизий III в.

система принципата претерпела столь значительные изменения, что от нее почти ничего не осталось, и так называемый «поздний принципат» III в. имел, кроме названия, очень мало общего с принципатом I-II вв.

Поскольку самым большим политическим злом эпохи, предшествовавшей правлению Диоклетиана, были узурпации власти, ставшие совершенно обычным явлением в III в., и источником этого зла следует считать, вероятно, тот факт, что система принципата не выработала четкой системы наследования власти, и это было одним из самых слабых ее мест.

Для того, чтобы покончить с этим неблаговидным наследием, Диоклетиан ввел систему тетрархии («четверовластия»), которую можно расценивать как своеобразный политический эксперимент. Такая система не только упрощала управление и оборону, но и должна была решить вопрос о престолонаследии.

Cо времени императора Диоклетиана (с 284 г.) в Риме устанавливается режим неограниченной монархии – доминат.

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.

Среди этих ведомств особое место занимали: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов), финансовое ведомство и военное ведомство, которым руководят назначенные императором и только ему подчиненные генералы. Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.

Денежная и налоговая реформа

Экономические, административные и военные реформы были порождены практической необходимостью.

Нужно было восстановить боеспособность армии, укрепить имперскую администрацию, чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы, вести наступательные войны. И дворцовый штат, и бюрократия, и армия требовали очень значительных средств на свое содержание, поэтому еще одним важным направлением реформ Диоклетиана было оздоровление финансов и создание четкой системы налогообложения, причем целью налоговой реформы была унификация налогообложения, что тоже способствовало укреплению домината и определенным образом противоречило тетрархии.

Прежде всего Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробной монеты.

Уже в 286 г. он приступил к проведению денежной реформы, приказав отчеканить новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета.

Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.

Диоклетиан изменил систему сбора налогов – отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. Для точной раскладки налогов в 289-290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи.

Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, но по истечении этого срока вносились соответствующие поправки. Через 15 лет всеобщая перепись населения повторялась.

В основу налогообложения сельского населения были положены расчеты количества земли и обрабатывающих ее людей.

После всеобщей переписи ввели поголовный учет (капитацию) всех жителей Империи, которые были обязаны платить прямой налог: сельские земледельцы в форме поземельного налога (с единицы площади), а горожане в форме подушного налога. Для всей Империи, включая Италию (без ее южных территорий, приписанных к Риму, жители которого по-прежнему освобождались от уплаты налогов), были установлены единые размеры налогов и способы их взимания.

Эта система налогообложения с подробным учетом налогоплательщиков при помощи тщательно составленных описей – кадастров – была заимствована из практики восточно-эллинистических государств, и прежде всего Египта.

Материальная ответственность за поступление налогов с колонов и помещенных на землю рабов была возложена на землевладельцев.

За налоги городских жителей отвечали куриалы – члены городских управлений (курий). Реформа налогов, проведенная Диоклетианом, способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии. Прикрепленность к месту жительства налогоплательщиков гарантировала казне полное поступление налогов, а магнатам, кроме того, постоянную рабочую силу.

Эдикт о твердых ценах и заработной плате.

Содержание возросшего военно-бюрократического аппарата требовало все больших расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости денежной системы. Это отражалось на поступлении налогов. И Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко платил все полученное им жалованье.

За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор злостному спекулянту.

Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произвольно и не могли быть едиными для огромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития.

Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.

Военная и административная реформы

Постоянное военное напряжение при слабой подвижности пограничных армий, состоявших из воинов, проживавших со своими семьями в пограничных поселках, требовало проведения военной реформы.

Диоклетиан приступил к ней вскоре после своего прихода к власти. Но завершилось преобразование армии при его преемнике Константине уже в IV в. Кроме старой, организованной еще при Септимии Севере, пограничной армии были сформированы подвижные маневренные войска. Они были расквартированы в городах и по приказу императора образовывали малые или большие действующие армии.

Так как контингенты войск были увеличены и условия службы в армии ухудшились, то добровольцев для ее пополнения не хватало. Диоклетиан обязал землевладельцев поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество рекрутов из числа проживавших на их землях колонов и батраков, как правило, принадлежащих к местному слабороманизированному полуварварскому населению.

Таким образом, и военная реформа способствовала прикреплению колонов, так как магнаты стали теперь более жестко пресекать их попытки покинуть свои участки. Другим результатом военной реформы стала усилившаяся варваризация армии, начавшаяся еще во II в.

и прогрессировавшая в III в.

Пограничные военные поселения, образовывавшие местные легионы, кроме своей малоподвижности были неудобны еще и тем, что возглавлявшие их военачальники нередко провозглашали себя императорами.

После введения маневренных армий центральная власть укрепилась. Опираясь именно на них, Диоклетиан и Максимиан сумели подавить восстания внутри Империи и достичь некоторых успехов в войне с персами.

Как мероприятие, вытекавшее из потребности подавлять восстания в провинциях и усилить оборону границ, эта военная реформа временно себя оправдала.

В обстановке борьбы с народными восстаниями, узурпаторами, варварскими племенами, с Персидской державой становилось все очевиднее, что разделения Римской империи на две части недостаточно.

Кроме того, процессы экономического обособления провинций зашли так далеко, что управлять ими из двух центров – Никомедии и Медиолана – было трудно.

С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максимиану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти.

Кроме того, в 293 г.

он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров – Гая Галерия – Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины Империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров (кроме Фракии) с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем также с титулом цезаря Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию.

Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов.

Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. Августы женили их: один – на своей дочери, другой – на падчерице, и усыновили. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев.

Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров, доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на императоров, что было обычным явлением в III в.

Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти.

При этом не последовало официального разделения империи, хотя каждый август имел свою армию, своего преторианского префекта и свою резиденцию.

Эдикты и рескрипты издавались августами совместно, но инициатором всего законодательства оставался Диоклетиан, что было важным моментом, так как начавшееся разделение власти не должно было противоречить принципу полной монархии, предполагавшемуся системой домината.

Ниже императора находилась многочисленная бюрократия, разделенная на гражданскую и военную секции. Бюрократия пришла на смену разлагавшимся структурам самоуправления, остаткам демократии и республиканизма былых времен в III в., и Диоклетиан попытался придать ей стройный и законченный характер, что должно было обеспечить органичное сочетание тетрархии с системой домината.

Бюрократические структуры должны были стать связующим элементом в тетрархии, ее прочным каркасом. Вместе с тем бюрократия должна была привести к обеспечению управляемости государства в условиях единовластия.

В связи с этим во всей Империи устанавливалась единообразная бюрократическая система с целым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к высшим.

Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положение господствующего класса Римской средиземноморской империи.

Во главе бюрократической иерархии стоял преторианский префект, который руководил работой императорского правительства. Среди других высших лиц Римской империи следует назвать квестора Священной Палаты, в ведении которого находились законы и петиции, и начальника канцелярии, который ведал внешними сношениями, арсеналами, полицией и охраной.

Низшим звеном бюрократии были кураторы, которых избирали на местах и которые осуществляли надзор за работой городских курий. Старые республиканские институты лишались всякого политического значения: сенат превратился, по сути, в муниципальный совет города Рима, хотя и пытался претендовать на большее, а магистратуры остались лишь почетными званиями.

Императорские же чиновники назначались теперь самим доминусом или, по иерархии, вышестоящими должностными лицами.

Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых территорий и сохранявшие примерно свои старые доримские границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми.

Новых, меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101-ю административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций, не совпадающих с исторически сложившимися границами, должно было, кроме того, подорвать усилившийся в III в.

сепаратизм прежних, зачастую очень крупных (например, Египет, Фракия и т. д.) провинций, способствовать укреплению единства Империи. Военное командование было отделено от гражданской администрации. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, назначавшиеся императором.

Наместники провинций назывались ректорами, они подчинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам.

Рим – историческая столица Империи, глава средиземноморского мира – сохранил свое прежнее устройство, но фактически перестал быть столицей, его сенат превратился в совет города Рима.

Административная реформа проводилась Диоклетианом и завершалась Константином вместе с реформой управления, сутью которой было более четкое разделение функций между различными звеньями центрального правительства.

В третьем веке нашей эры в Риме установилась неограниченная монархия — наступил период домината. Старые республиканские учреждения исчезают даже из названий. Управление империей сосредоточено в руках нескольких ведомств, чиновники которых назначаются императором. 2 наиболее важных — Государственный Совет при императоре (готовит будущие законопроекты, дает советы императору), финансовое ведомство.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н.э.

По-иному этот период может называться «поздней античностью». Полагают, что термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — «господин и бог» (dominus et deus).

Слово dominus также может переводиться как «государь».

В доминате сохранилось много из традиций старого Рима, но доминат — это уже полноценная монархия с династическим принципом наследования. И с совсем другой технологией власти, особенно после принятия христианства. Доминат — это уже ближе к Византии, чем к классическому Риму. Тем более что с Диоклетиана Рим столицей «круга земель» больше не являлся.

Доминат являлся следствием кризиса и был порожден необходимостью укрепления центральной власти.

Еще Октавиану Августу, несмотря на все республиканские ширмы и идеологические увещевания, был отнюдь не чужд абсолютизм, и эта тенденция в политической жизни Римской империи сохранялась и усиливалась на протяжении всех трех веков, предшествовавших доминату.

Однако лишь во время Диоклетиана эта тенденция стала политической практикой и получила полное оформление.

Политическая система домината являла собой в упрощенном виде формулу, согласно которой император был доминусом-господином, а все остальные граждане империи являлись его подданными.

Доминат предполагал введение соответствующего дворцового церемониала, подобного тому, что существовал в государствах восточной деспотии. Императоров отличала диадема и шитая золотом пурпурная одежда, они редко показывались народу, а те, кто был к ним допущен, обязаны были простираться ниц, соблюдая ритуал, принятый при дворе персидских царей.

Титулатура императора теперь обязательно включала термины «священный» и «божественный». Кроме того, система домината вводила строгую иерархию чиновничьих должностей и оформляла бюрократические структуры империи. Ниже божественного императора находилась многочисленная децентрализованная бюрократия, разделенная на гражданскую и военную секции, хотя даже гражданские чиновники обычно носили военную одежду, как наследие милитаризации бюрократии в III в.

Переход к доминату знаменовал собой начало последнего периода в истории Западной Римской империи — общественного строя, основанного на рабовладении.

Высшая ступень в развитии античной военной диктатуры должна была предотвратить дальнейший упадок государства. И в самом деле, доминат привел к временному ограниченному восстановлению и консервации распадающейся системы господства. Империя раскололась на Западную Римскую и Восточную Римскую, последняя из которых вскоре превратилась в самостоятельное государство — Византию.

Падение Западной Римской империи 4 сентября 476 г. можно считать концом собственно Римской империи.

Эпоха Поздней Империи

III век вошёл в историю Римской империи как время крушения рабовладельческого строя. Это последняя страничка римского средиземноморского общества и государства получила название эпоха поздней империи. Продолжалась этот период почти два века.

Начинается эпоха с прихода к власти в Риме императора Диоклетиана в 284 году и заканчивается в 476 году свержением Ромула. На эти два столетия приходится разложение античных экономических отношений и возникновение на их почве протофеодальных структур. Именно в это время зародилась новая европейская формация – феодальный строй.

Крушение рабовладения было приостановлено политикой домината. Усиление государственной власти и военной мощи государства вызвали выступления народных масс. Сопротивление колонов и рабов, консервация рабовладельческих структур не могли остановить появление феодальных отношений. Эпоха поздней империи стала временем социальной революции.

Доминат

Доминат как форма правления заменил собой принципат. Установление домината связано с правлением императора Диоклетиана. Период домината охватывает с III по V века нашей эры. Он включает и время тетрархии.

Определение 1

Тетрархия – четверо у власти, правление четырёх. Структура управления Римской империей в 293-313 годах. Введена Диоклетианом. Первая тетрархия возникла при делении Империи для специализации решений военном и гражданском вопросах. Диоклетиан и его соправитель Максимиан были объявлены августами и стали управлять разными областями:

  • Диоклетиан на востоке,
  • Максимиан – на западе.

В 293 году Диоклетиан назначил двух помощников августов – цезарей: Галерия и Констанца Хлора. Установился порядок передачи власти августами цезарям через 20 лет и назначения новых цезарей.

Возникновение понятие «доминат» связано с принятым в античности обращением к императору «Dominus et deus noster sic fueri iubet», что переводится как «господин и бог» или «государь». Доминат стал последней ступенью преобразования Римской республики в неограниченную монархию. В принципате правитель считался только первым гражданином среди равных и действовали основные республиканские институты. В доминате правитель получил титул «август» (священный) и «домин» (господин). Это подразумевало, что всё население государства становятся его подданными и находятся в зависимости, как рабы или сыновья. Сенат перестаёт играть важную роль в управлении государством и превращается в сословие в декоративный придаток императорской власти.

В доминате соблюдаются некоторые республиканские нормы. Продолжают существовать консулы и преторы, переродившиеся в почетные титулы. Традиция созыва народных собраний сохраняется в армии.

Главным отличием домината от монархии является отсутствие традиции передачи власти по наследству. Претендент на императорский титул должен был принадлежать к правящей династии, но это не было обязательным условием получения власти. Императорам приходилось назначать своих детей соправителями, чтобы они впоследствии могли стать императорами.

Императоры периода домината

Важную роль в формировании и существовании домината сыграли Диоклетиан и Константин.

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан родился в 245 году, умер в 313 году. Он был внуком раба. Но это не помешало стать ему первым лицом в государстве. С рождения его звали Диокл или Валерий Диокл. Правил Римской империей с 20 ноября 284 года по 1 мая 305 года. Придя к власти, закончил период кризиса третьего века. С его правления власть императора стала не только de facto, но и de jure. Она превратилась в неограниченную власть монарха – доминант. Правитель не делит власть с сенатом, он превращается в божественную силу выше всех остальных в государстве.

Флавий Валерий Аврелий Константин родился 27 февраля 272 года, умер 22 мая 337 года. Стал единственным правителем империи в 323 году. Он превратил христианство в главную религию государства. В 330 году превратил город Византий в столицу Римской империи, переименовав его в Константинополь. Константин – первый христианский император. За свои деяния он получил звание Великий.

Доминат

Доминат (от лат. доминус - господин) - неограниченная монархия. В III в. н.э. (с 284 г.) со времени императора Диоклетиана в Риме устанавливается режим неограниченной монархии - доминат. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Среди этих ведомств особое место занимали: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов), финансовое ведомство и военное ведомство, которым руководят назначенные императором и только ему подчиненные генералы. Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. Реформы Диоклетиана и Константина. Среди многих реформ и законов империи особого внимания историко-правовой науки заслуживают реформы императоров периода домината - Диоклетиана и Константина. Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. н.э. (284-305 гг. н.э.). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами.

Первая касалась государственного устройства огромной империи. Эта реформа может быть сведена к следующему: 1) верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул "август", занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При этом Диоклетианавгуст сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул "цезарь"; так возникла тетрархия - правление четырех императоров, считавшихся членами единой "императорской семьи"; 2) армия, увеличенная на треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, обеспечивала внутреннюю безопасность; 3) в результате административной реформы были разукрупнены провинции (по одним сведениям, до 101, по другим, до 120); 4) провинции в свою очередь были объединены в диоцезы, которых было 12; 5) разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь уже окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое время считаться столицей империи).

Экономическая политика Диоклетиана дает первый в истории пример активного административного вмешательства в столь сложную и подвижную сферу жизни общества, как экономика. Диоклетиан ввел вместо разного рода косвенных налогов единый прямой налог - поземельно-подушный, взыскиваемый в натуре: зерном, мясом, шерстью и пр. Размер обложения был значительно увеличен. Стремясь покончить с хождением порченых денег, император ввел полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной. Пытаясь остановить рост цен на товары и услуги, Диоклетиан в 301 г. издал эдикт, установивший максимальные цены на пшеницу, рожь, мак и прочие продаваемые товары. Кроме того, эдикт установил максимальные размеры заработной платы - батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др. Отметим, что гонорар адвоката в 15 раз превышал заработную плату медника.

Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельцев над крестьянством, так как землевладелец нес ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец получил право посылать по своему выбору определенное число зависимых людей на военную службу, в императорскую армию. Начатые Диоклетианом реформы продолжил император Константин (285-337 гг. н.э.), более всего известный своей церковной политикой, благоприятной для христиан, до той поры гонимых государством. Миланским эдиктом 313 г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии (незадолго до смерти император крестился и сам). При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Согласно имперской конституции 332 г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившегося этому закону колона заковывали в кандалы, как раба, и в таком виде возвращали собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму платежей, причитающегося с беглого колона. Та же линия проводилась и в отношении ремесленников. Например, императорский эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного дела, корабельщикам и многим другим работникам "навсегда оставаться в своем состоянии". Непосредственное присвоение прибавочного продукта стало основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников.

При Константине Столица Римской империи была перенесена старый Византий, названный затем Константинополем (11 мая 330 г.). Соответственно туда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения, воссоздан сенат.

То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Власть императоров усиливается постепенно. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями уходит в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от "принцепс-сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять его решения;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. "Что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами, что означало на практике скрытую полноту власти.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.



Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Доминат. С конца III в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора. В 284 году приход к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц. Усиление важности и роли армии и общеимперской полиции (вторжения, набеги на корованы).

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана . Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия , состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций.

После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Только в церковном вопросе они с Диоклетианом различались. Константин уловил, что христианство является религией, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. Христианство в 337 году стало гос религией.

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической.

Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

Вопрос 25. Права на вещи и обязательственное право по Законам 12 таблиц.

Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа - res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.
Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.
Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!
Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. (VI,3: Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей - в один год.1).
Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц, являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.
В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:
* Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII.1.);
* Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII.2.);
* Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (VII. 9а);
Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле "Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает"2. Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: "VII.9б. Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка"3, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб "VII.10. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его".

В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало только одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта.
Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов "VI.1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми". В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированию которых Законы уделяют особое внимание. Должник после признания за собой долга или после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней (III.1.). Если же в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получал право "наложить руку" на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства (III.2.). Законы XII таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни (III.5.) до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов (III.6.) 4, Законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых процентов, не более одного процента в месяц (VIII. 18а), наказывая ростовщичество крупным штрафом (VIII. 18б). Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.

К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII.1a; VIII. 1б). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).

При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона ("VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое").

Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всего к посягательствам на государство. "IX.5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина"5

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.


Царский период
Семь царей Рима

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору - Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан .

С не меньшей гордыней он начал однажды правительственное письмо от имени прокураторов такими словами: «Государь наш и бог повелевает (лат. Dominus et deus noster sic fueri iubet ) …» - и с тех пор повелось называть его и в письменных и в устных сообщениях только так .

Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию - с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства - принцепс («первый») - считался лишь первым гражданином республики.

В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями . Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus - «священный») и «доминус» (Dominus - «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан , хотя её предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана . Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов .

Несмотря на усиление власти императора и ещё большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все ещё существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы - правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями ещё в детстве.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доминат" в других словарях:

    - (от лат. dominatus господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (конец III в.) … Юридический словарь

    - (от лат. dominatus господство) неограниченная монархия, установленная в Др. Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.) … Большой Энциклопедический словарь

    - (по латински господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана в конце 3 в. (в отличие от принципата политической системы, при которой сохранялись некоторые республиканские учреждения) … Исторический словарь

    - (лат. dominatus, от dominus господин, владыка) политическая система поздней Римской империи (4 5 вв.), установленная императором Диоклетианом в конце 3 века. Основы домината были заложены реформами императоров Диоклетиана и Константина I,… … Политология. Словарь.

    Доминат - (от лат. dominus господин) в поздний период Римской империи (с конца III в.) режим неограниченной власти императора, подобный древневосточной деспотии. Д. как гос ная система характеризуется также активным вмешательством центральной власти в… … Энциклопедия права

    Государственный строй Римской империи начиная с Диоклетиана (правил в 284 305 н.э.), когда император стал в полном смысле властителем, или господином (dominus). Однако конституция империи претерпевала изменения и после Диоклетиана, поэтому у… … Энциклопедия Кольера

    - (от лат. dominatus господство), неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (конец III в.). * * * ДОМИНАТ ДОМИНАТ (лат. dominatus, от dominus господин, владыка), политическая система поздней Римской… … Энциклопедический словарь

    - (лат. dominatus господство, единовластие) режим неограниченной власти императора, характерный для позднего периода (с конца 3 в. и. з.) римской империи. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. доминат а, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. dominatus, от dominus господин) условный термин, употребляемый иногда в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период поздней империи со времени Диоклетиана (правил в 284 305) неограниченной монархии (в … Большая советская энциклопедия