Кто предки казахов. Кто такие казахи и откуда они появились? Казахские ханы – потомки Чингисхана

Остальные:
220 000 [источник не указан 417 дней ]

Язык: Религия: Родственные народы:

Кроме того, широко расселены в приграничных областях Российской Федерации и Китайской Народной Республики , Узбекистана на западе Монголии , являясь коренным населением (национальным меньшинством) этих стран.

Исторически состояли из трех крупных объединений-жузов: Старшего жуза ,Среднего жуза и Младшего жуза .

Этноним «казах»

Этноним «Қазақ» закрепился в отношении этого кочевого народа в XV веке , когда племёна под предводительством султанов Жанибека и Керея, в конце 50-х годов XV века, перекочевали с берегов Сырдарьи в западное Семиречье (Жетысу), в бассейн реки Чу . Эти племена стали именовать себя «Қазақ»(Қазақтар"), в русском языке - «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твердое Қ, но в современной русской грамматике укоренилось правописание «казах». В течение века под этим именем (кхазакх) объединились все тюркоязычные кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака , образовав единое Казахское ханство (1465-1729) от Иртыша до Итиля (Волги).

Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях.

Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»:

  1. В переводе с древнетюркского слово «казак» переводится как «свободные», «вольные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины». На сегодняшний день считается в среде этнографов наиболее распространенной версией.
  2. Название «казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки, скифы).
  3. Есть мнение, что этноним «казак» происходит от имени кипчаков кыуса́к, куса́к, кубса́к, кипча́к, кып ша́к, что дословно означает жёлтый сак (то есть жёлтокожий), и которые сами носили прозвища сары (жёлтый) и куба́/кума́ (куман).
  4. Самоназвание происходит от сочетании слов «Ка» и «Сак», так как по китайскому диалекту слово «Ка» означает - «Великий». Из этого выходит, что «Казах» - «КаСак» происходит от слов «Великий Сак». Есть еще похожие слова «КаХан»-«КаГан»-«Великий Хан» и «КаГанат»-«КаХанат»-«Великое Ханство».

Численность

В казахской юрте

Общая численность казахов - около 13,8 млн человек.

Казахи в разных странах

Удельный вес казахов в Казахстане согласно различным переписям [источник не указан 207 дней ]

Численность казахов и их доля в населении России постоянно увеличивалась.

В настоящее время в РФ нет обучения в средних школах на казахском казахе, отсутствует такая государственная программа, есть лишь преподавание казахского языка как необязательный факультатив в местах компактного проживания казахского населения. Школы с обучением на казахском языке были закрыты в середине шестидесятых годов во время реформы среднего образования.

Казахи в Узбекистане

Религия

  • Традиционная религиозная принадлежность - мусульмане-сунниты с влиянием суфийского учения Ходжи Ахмеда Яссави . Мазхаб (мусульманская правовая школа) имама Абу Ханифа.

Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи в конце Х века. Например ислам был уже в Империи Караханидов в конце 10 века. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (суннет) совершает подавляющая часть казахов, по мусульманским обрядам хоронятся почти все казахи. Хотя следует отметить, что лишь определенная часть (меньшинство) регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.

По мере расширения монгольского ханства распространение ислама замедлилось, так ка к традиционной религией тюрков было тенгрианство . Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам принял Хан Золотой Орды Берке (1255-1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312-1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди казахов внес основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 г. в г. Туркестан (город) .

Тенгрианство возникло естественным историческим путём на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и её стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Тюрки и монголы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное. Тенгрианская вера давала тюркам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя её частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте. Все было взаимосвязано, и тюрки бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озёрам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.

Язык и письменность

Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственниками казахов являются каракалпаки (некоторые лингвисты считают каракалпакский язык диалектом казахского [источник не указан 221 день ]), ногаи . Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.

Исторически язык древних тюрок оказал заметное влияние на русский язык. Значительное количество слов русского языка заимствовано из тюркских языков . Основная масса заимствований приходится на период Золотой Орды .

Данные заимствования говорят о роли тюркских народов, впоследствии ставших предками в том числе и современных казахов, в истории Евразии. Следует отметить, что в период с 5 по 15 век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. На тюркских языках говорили (по крайней мере знали многие) от Киева (а позже и Москвы) до Пекина. [источник не указан 178 дней ]

Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII-XIV вв. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому. Еще при монгольских ханах Батые и Мунке все официальные документы, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке. С XIII и до нач. XX века существовал единый литературный тюркский язык - «тюрки », который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии [источник не указан 221 день ] .

Ученые впервые обнаружили памятник древнетюркской письменности на территории современной Хакасии . Позднее - на территории Тувы , Монголии , Алтая , Казахстана, Таласа и др. Материалом для письма служили поверхность камня, дерево, кость, монеты, предметы быта и др. Образцы хранятся, в том числе, в Казахском государственном музее.

Рунический алфавит состоял из 24 букв и словоразделительного знака, к VIII веку алфавит классического периода в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем.

По мере распространения и укрепления ислама начала X в. все большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменен и приспособлен к нормам тюркской речи. Основными центрами распространения арабской письменности среди тюркских народов были расположенные вне территории расселения казахов города Булгар (в современном Татарстане) и Хорезм (в современном Узбекистане), где ислам закрепился еще в X-XI вв. Исламизация большинства казахов произошла в XVIII веке.

В советский период (1929-1940 гг.) был осуществлен перевод казахского алфавита на латинскую графику, но затем был осуществлен еще один перевод уже на кириллицу. В настоящее время казахский язык в Казахстане использует кириллицу, ведется обсуждение целесообразности возврата на латинскую графику.

Все-таки стоит серьезно задуматься о переходе на латинский алфавит, так как он более приспособлен к современным информационным технологиям и более близок нам - тюркам…Н.Назарбаев [источник не указан 221 день ]

Для современных казахов характерно двуязычие . Так 75 % казахов Казахстана свободно говорят по-русски , в Киргизии свободно говорят по-русски 81 % казахов , а в России 98 % казахов свободно владеют русским . Среди казахов Китая и Монголии большинство, наряду с казахским, также владеет соответственно китайским и монгольским языками.

В современном Казахстане развитие казахско-русского и русско-казахского двуязычия является одним из приоритетов национальной политики .

Национальная кухня

Основные блюда являются мясными, Одно из популярных казахских блюд называется «Ет» (мясо), это блюдо часто называется и известно в русскоязычной литературе и прессе как бешбармак , из вареной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста (камыр). Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы - казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта , шужык . Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.

Популярными блюдами являются: «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови)

Из рыбных блюд наиболее известен «коктал» - нанизаная на ветки ивы, жареная на углях, заправленная овощами рыба.

Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала. В связи с кочевым образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кілегей (сливки), сары-май (подсоленое сливочное масло), сузбе (творог), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (высушенный солёный творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), кожЕ (напиток со злаками) и др.

К известным сладостям относится «шертпек» - это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки - жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста, лепешки жаренные в кипящем масле -шелпек и «таба-нан», тандырный - лепешки, испечённые в глиняных сковородах под кизяком. Наиболее распространёнными являются баурсаки, так как они легко готовятся в походных условиях - в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, несомненно являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом Шёлковом Пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау - зимовья).

Также: «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак»

Основные разновидности традиционного хлеба: Таба-нан (таба-сковорода) - хлеб испеченый на углях (тесто печется меж двух сковород),баурсак (маленький колобок), шельпек (тонкая лепёшка), шек-шек (чак-чак) и тандыр-нан.

Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски - это крепкий чай со сливками, также, как чай по-английски. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире - 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.

Национальные виды спорта

  • Байга - скачка на расстояние 10 шакырым (один «шакырым» - приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» - «звать».)
  • Аламан-байга - скачки на длинные дистанции (40 шакырым)
  • Жорга-жарыс - скачки иноходцев
  • Кыз куу (погоня за девушкой) - догонялки на лошадях между девушкой и парнем
  • Кокпар - козлодрание (борьба конников за тушу козла)
  • Тенге алу - подними монету на скаку и прочая джигитовка
  • Саис - борьба сидя на лошадях
  • Казакша курес - национальная казахская борьба
  • Тогыз кумалак - девять шариков (настольная игра)
  • Асык - игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки) .
  • Жамбы ату - стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
  • Тартыспак - командная верховая игра на стаскивание с лошадей.

Галерея

Примечания

  1. ОБ ИТОГАХ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 2009 ГОДА. Агентство Республики Казахстан по статистике. Астана 2010
  2. Согласно переписи 2000 г. численность казахов составила 1 250 458 чел. , в последующие годы на численность казахского населения оказывали влияние не только более высокая по сравнению с ханьцами рождаемость, но и наличие определённых ассимиляционные процессы. Приводимые в некоторых источниках оценки, в основном, исходят из более быстрого роста казахского населения по сравнению с ханьским и, соответственно, некоторого увеличения доли казахов в населении КНР (составляла 0,104 % в 2000 г.), но даже при сохранении этой доли численность казахов составит ок.1,4 млн чел.
  3. доля казахов в населении Узбекистана по данным переписей 1959-1989 гг. оставалась стабильной ок.4,1 % (существует оценка, приводимая ЦРУ , согласно которой в 1996 г. доля казахов сократилась до 3 %). Имеется официальная оценка Узбекистана (цит. по книге Е. Ю. Садовской «Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы» ISBN 9965-593-01-9), согласно которой в 1999 г. численность казахов составляла 940,6 тыс. чел. или 3,8 %. Если принять сохранение доли казахов на уровне 4,1 % (без учета репатриации части казахов-оралманов в Казахстан) и численность населения Узбекистана в середине 2008 г. в размере 27,3 млн чел., то численность казахов в Узбекистане составит ок. 1,1 млн чел., если же применить оценку доли казахов в 3 %, их число в середине 2008 составит ок. 0,8 млн чел. По данным Этнического атласа Узбекистана в 2000 г. в стране было 990 022 казахов
  4. ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ С.123
  5. Данные на 2008 год. Официальный сайт хокимията г. Ташкент
  6. Данные переписи населения РФ 2002 года , в последующие годы по данным статистики РК наблюдался выезд небольшого количества казахов-оралманов в Казахстан
  7. Всероссийская перепись населения 2002 года . Проверено 24 декабря 2009.
  8. Данные текущего учёта Государственного центра гражданской регистрации и информации Монголии на октябрь 2007
  9. В 1995 году численность казахов составляла 86 987 чел или 1,94 % населения. Впоследствии наблюдался массовый выезд казахов-оралманов в Казахстан: 22 тыс. до 2001 года и ещё 38-40 тыс. в период 2001-2007 гг. По сообщениям прессы , , значительная часть казахов уже покинула Туркменистан

24483 29-12-2017, 00:08

Откуда пошли «казахи»: как и когда появилось название нашего народа?

ENG RUS KZ


Недавно, в середине декабря, некоторые казахстанские издания выдали «сенсационную» заметку под одним и тем же заголовком «Историки разгадали, что означает этноним «казах». А далее идет повторяющийся один в один текст: «Уже 80 лет историки пытаются разгадать, что означает этноним «казах». Археологи Виктор Зайберт, Александр Кисленко, Владимир Заитов (к сожалению, ныне покойный), Олег Мартынюк и Анатолий Плешаков в своих исследованиях вплотную подошли к его разгадке. Из различных источников известно, что предков казахов называли скифами. Себя они называли просто - «сак». На всех тюркских языках это означает «бдительный», «осторожный», «стерегущий». Но что значит приставка «ка»? Оказывается, в древнетюркских языках это короткое слово означало «великий». Например, «ка-хан» уже не просто «хан», а «великий хан». То есть «ка-сак» можно перевести как «великий сак».

Мы могли называться кыпчаками…
Профессиональные историки достаточно скептически отнеслись к очередной «сенсации».
По мнению специалиста по средневековой истории Казахстана, академика-арабиста Булата Кумекова , чтобы заниматься этимологией терминов, надо, по крайней мере, иметь серьезное филологическое образование.
- В последние четверть века это стало типичным - высказывать свое мнение об исторических событиях и явлениях без опоры на надежные источники, - говорит он. - Между тем, изучение этимологии любого термина предполагает не только знание соответствующей литературы и исследование фонетических созвучий. Нужно также иметь представление о конкретном историческом контексте, географической среде, хозяйственно-культурном типе, нравах и обычаях народа. И даже в этом случае ученым-источниковедам очень редко удается прийти к согласованному мнению. Однако неспециалистов (или, если хотите, дилетантов) незнание всего этого не смущает. Для них, например, жившие далеко друг от друга тюркские хазары и афганские хазаре - один и тот же народ. Такой вывод они делают на основании лишь фонетического созвучия.
Что касается самоназвания «казахи»… Формирование казахского народа шло долго и сложно. Это был, по сути, процесс этнического взаимодействия между местным и пришлым на территорию Казахстана населением, который длился на протяжении трех тысячелетий. Одно время мы едва не стали называться кыпчаками, потом - узбеками, но история распорядилась иначе.
Напомню, на развалинах Тюркского каганата образовался целый ряд государственных структур. На западе (Кавказ и Западный Прикаспий) - Хазарский каганат, на Волге - государство булгаров, а на территории нынешнего Казахстана появились три государства: огузов - на Сырдарье, карлуков - в Жетысу и кимеков - в бассейне Иртыша. На востоке, на Енисее, возникло государство кыргызов, а на территории Монголии - Уйгурский каганат. Все эти образования продолжили древние тюркские традиции - политические, социальные и культурные.
Кыпчаки, которые в это время расселились на территории Центрального Казахстана и Южного Урала, находились в политической зависимости от Кимекского каганата, образованного в IX веке на территории Восточного и Центрального Казахстана. Это продолжалось вплоть до начала XI века, когда кыпчакские правители захватили власть и образовали свое государство - Кыпчакское ханство. То есть они оказались наследниками государства кимеков.
Усилившись за счет потенциала последних, кыпчаки стали расширять свою территорию. Вскоре они вытеснили огузов из бассейна Сырдарьи. Захваченная ими обширная территория - от Иртыша до Каспийского моря - в зарубежной историографии стала носить название Дешт-и-Кыпчак (степь кыпчаков). Впервые этот этногеографический термин был упомянут Насир-и-Хусрау, персидским поэтом XI века. Так начиналась кыпчакская эпоха.

Победитель заговорил на языке побежденного
К началу XIII века этап формирования такого народа, как кыпчаки, уже завершался, но этот процесс был прерван монгольским нашествием. И когда говорят об отрицательных последствиях того вторжения, то речь, прежде всего, идет не о разрушении городов (ни одна война не обходится без этого). И даже не о физическом истреблении большого количества людей (хороших или плохих войн не бывает, есть сопротивление и есть и уничтожение - это закономерный процесс). Речь идет о том, что монголы прервали на его завершающем этапе формирование кыпчакского народа и положили конец мощному государству - Кыпчакскому ханству.
С приходом монголов образовалась, как свидетельствуют русские летописи, так называемая Золотая орда - калька Алтын-Орды, известная больше как Улус Джучи или Улус Бату, а во многих источниках как государство Дешт-и-Кыпчак или даже Кыпчакское ханство либо Куманское царство. Почему? Да потому, что уже во второй половине XIII века в противоборстве двух культур и традиций - монгольской и кыпчакской - верх взяла последняя. И, как результат, потомкам Чингисхана - чингизидам - стала принадлежать политическая власть, а кыпчакам - духовная.
Двинувшись в начале XIII века на запад, Чингисхан прекрасно понимал, что если там и есть сила, которая может остановить его, то только кыпчаки. Везде, куда он вторгался со своим войском до этого, ему легко удавалось удержать власть: монголы по своему военному потенциалу намного превосходили любое оседлое земледельческое государство.

Тогда как кыпчаки были такими же, как и они сами, - на их территории действовали степной образ жизни, а также соответствующие традиции и культура.
Поэтому одолеть кыпчаков они могли только посредством дипломатии, хитрости и натравливания их друг на друга, ну и, разумеется, уничтожения династийного рода ель-борили. До этого Чингисхан точно так же поступил и с татарскими племенами - чтобы на территории Монголии никто не мог оспорить власть его и потомков, он расправился с династийным родом, который мог претендовать на государственное управление.
В силу вышеназванных причин ближе к концу XIII века начался процесс кыпчакизации и тюркизации не только монгольской династийной ветви - чингизидов, но и всех монголов, которые находились на территории Дешт-и-Кыпчака. Захватчики говорили на кыпчакском языке и придерживались традиций покоренного ими народа. Арабский путешественник аль-Омари свидетельствовал: «все татары (монголы) стали точно кыпчаки».
Кстати, властная структура чингизидов оказала влияние на сюжеты генеалогических преданий - шежире. Пытаясь приблизиться к политической элите, некоторые тюркские структуры становились авторами надуманных линий. Например, такой, будто Тюрк и Монгол - сыновья одного отца.
Государство Ак-Орда, появившееся в конце XIII века, стало первым государственным образованием на территории Казахстана в постмонгольский период. В его основе была кыпчакская структура, только власть принадлежала ассимилировавшимся среди местного населения чингизидам. Их правление, захватив период образования Казахского ханства, продолжилось вплоть до XIX века, пока казахи не оказались в составе России.

…И стали кыпчаки узбеками
К середине XIV века термин «кыпчак» снова распространился на всю территорию Дешт-и Кыпчака. Мощные кыпчакские традиции и культура впитали в себя духовность всех прочих степных этносов. И потому другие племена, которые расселялись здесь, постепенно стали называть себя кыпчаками, хотя и не были таковыми. Но чингизиды, в чьих руках находилась политическая власть, не могли допустить образования народа под таким названием. К тому же кыпчаки вскоре рассеялись по всему миру - от Западной Европы и Руси до Индии и арабских стран. И во второй половине XIV века на территории Дешт-и-Кыпчака этнополитический термин «узбек» стал превалировать над термином «кыпчак». Отныне проживавшая здесь этническая общность, за исключением моголов - жителей Могулистана (Жетысу), стала называть себя узбеками.
Формированию народа под этим названием помешали определенные исторические события. В первую очередь - борьба за власть. В Дешт-и-Кыпчаке правили несколько ветвей чингизидов - сыновей царевича Джучи: потомки старшего сына (Орда-Ежена) и пятого (Шибана).
Правление ветви Орда-Ежена прервалось в начале XV века - трон в Дешт-и-Кыпчаке был захвачен Абулхаиром, представителем династии шибанидов. Жанибек и Керей, потомки Орда-Ежена, пытаясь вернуть себе, как они считали, законно принадлежащую им власть, вступили с ним в противоборство. Но Абулхаир вытеснил их в 1459 году на территорию Могулистана. С этого момента за всеми отделившимися вместе с ним племенами закрепилось название узбек-казахи. А были еще узбек-ногаи, узбек-карлуки, узбек-мангыты и т.д.
Здесь следует сделать оговорку. Понятие «казах» (қазақ) изначально имело социальное значение. Так называли всех, кто отделился от основного рода. Российский востоковед Турсун Султанов обнаружил в персидских источниках очень любопытный пример: даже одичавшая кошка называлась «казах». Так вот, Жанибек и Керей, будучи кочевыми узбеками, отделились от основной массы и стали узбек-казахами. Переселившись в Могулистан (Жетысу), они стали собирать силы, чтобы вновь повести борьбу за власть в Дешт-и-Кыпчаке. Абулхаир, чтобы предупредить их выступление, в 1468 году сам двинулся им навстречу, но по пути заболел и вскоре скончался от банальной простуды. В итоге Жанибек и Керей одержали победу в борьбе с потомками Абулхаира и продолжили правление Великой степью по линии династии Орда-Ежена.
1470-й - год официального появления на исторической арене Казахского ханства. Ряд исследователей считает, что это произошло гораздо раньше - по их мнению, отчет следует начинать с того времени, когда Жанибек и Керей переселились в Могулистан. Однако государство должно иметь определенные атрибуты: территорию, административно-военную систему и, наконец, дипломатические связи с другими государствами. У Жанибека и Керея была земля, но ее им выделили могольские правители. Двинувшись в Дешт-и-Кыпчак, они лишились ее. Поэтому правильнее будет считать, что начало зарождению Казахского государства было положено в процессе отделения. Оно завершилось в 1470 году, когда Жанибек и Керей захватили власть в Дешт-и-Кыпчаке.
За оставшимися в Дешт-и-Кыпчаке кочевниками и закрепилось название «казах». Таким образом, термин «Казахстан»» (страна казахов) появился в XV веке, а в начале следующего столетия он стал упоминаться в письменных источниках. Однако это не означает, что казахский народ появился на рубеже XV-XVI веков. Нет, этот процесс был длительным. В XIV - XV веках такой народ был уже сформирован, он лишь претерпел смену самоназвания. Как было сказано выше, слово «казах» до этого носило социальное, затем социально-политическое значение, хотя обычно названия многих народов имеют изначальный этноним. К примеру, термин «армяне» появился гораздо раньше того момента, когда племя, а потом союз племен под этим названием стали народностью, затем народом и, наконец, нацией.
Казахам же прежде, чем обрести свое этническое название и государственность, пришлось пройти очень долгий путь.
Некоторые ученые, ссылаясь на византийские источники, утверждают, что народность под названием «касахи», «косохи» была известна еще в IX-X веках. Но это не более чем филологическое созвучие. На самом деле речь в данном случае идет о косогах, представителях кавказской народности, у которых совершенно другой язык, другие антропологические черты, отличные от кочевого быт, традиции и уклад жизни.
А вот как сложилась судьба тех, кто покинул Дешт-и-Кыпчак. В 1500 году внук Абулхаир-хана Мухаммед Шайбани, вытесненный Жанибеком и Кереем, с большой группой кочевых племен (там были и найманы, и кыпчаки, и карлуки, и канглы), вынужден был уйти в Среднюю Азию. Покоренное кочевниками местное население стало называться узбеками, но узбекские кочевые племена - кыпчаки и карлуки - вплоть до 20-30-х годов ХХ века не относили себя к местному народу - сартам. Сохраняя традиции, связанные со степным образом жизни (кочевничество, скотоводство), они больше тяготели к казахам.

Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

Из... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:

 [Тайфа (тейп) - этническая группа, также как: род, племя, народ. - Б.К.]

кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь (племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками.

 [Современное "казах" - более позднее написание. В примечании к труду В.В. Радлова "Из Сибири" говорится: "Киргизами Радлов именует главным образом казахов, хотя и указывает, что их правильное название и самоназвание казак. Такое ошибочное название казахов получило в дореволюционной литературе широкое распространение. Их именовали также казак-киргизами, киргиз-кайсаками, киргиз-казаками, но отнюдь не из-за отсутствия самоназвания народа казах (казак), которое существовало по крайней мере с XV в., а в русских документах применялось уже в XVI-XVII вв., что отметил еще в начале XIX в. А. Левшин в своей статье "Об имени киргиз-казачьего народа...". Он писал, что киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи, исключая россиян не называют... Киргиз есть название народа совсем другого... Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют. Замена самоназвания народа другим названием, как полагают исследователи вопроса, произошло в результате стремления отличать в официальных документах этот народ от русского казачества соседних районов Сибири... С.579-580" - Б.К.]

В ту пору наименование "казак" носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. В конце концов наименование "казак" закрепилось за нами одними.

В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека до нынешних дней о предках наших существуют как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. Итак:

После смерти Джучи - старшего сына Чингис-хана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его - Батый. Другое имя его - Саин-хан. После Бату ханом был брат его Бурге.

 [Берке (1257-1266) - золотоордынский хан (История КазССР, т.2, С.130). По Рашид ад-Дину, начало правления хана Берке - 652 г.х. (1254-1255 гг.). См.: Рашид ад-Дин, Сб. летописей, т.2, М., 1960. С.81. См. также: История МНР. С.144 - (1255-1266). - Б.К.]

Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. Поэтому земля их называлась Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге-хана ханство это было разделено на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду.

 [Алтан Орда, Ак-Орда, Кок-Орда. - Б.К.]

Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге-хан. Ханом Белой Орды был сын Джучи Шайбан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токай-Темира. Вышеупомянутый Бурге-хан принял ислам и стал называться Береке-ханом. Примеру брата последовал Токай-Темир, также став правоверным. На месте Бурге-хана каганом

 [Здесь: старшим ханом, т.е. правителем над ханами Белой и Синей Орд. - Б.К.]

становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтогу. Его сменил хан Озбек, сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским).

Ставка хана Золотой Орды

 [Династия ханов Золотой Орды:

Батый (1227-1255) - первый правитель Золотой Орды - государства Джучидов со столицей Сарай-Бату (около совр. Астрахани), позже столица была перенесена в Сарай-Берке (выше Сарай-Бату по Волге). История КазССР, т.2, с.127. И далее года правления ханов Золотой Орды даются по этому источнику: с.130.

Берке (1257-1266).

Менгу-Тимур (1266-1280).

Узбек-хан (1312-1342).

Джанибек (1342-1357).

Династия ханов Кок (Синей) Орды по Гаффари.

Тохта, сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи.

Тогрул, сын Тохты. Скончался в 727 г.х. (1326/27).

Узбек, сын Тогрула.

Джанибек, сын Узбека.

Бердибека, сын Джанибека.

Династия ханов Ак (Белой) Орды по Гаффари.

Туда-Мунке, сын Нокая, сына Кули, сына Орды.

Сасы-Бука, сын Нукая. Умер в 720 г.х. (1320/21).

Эрзен, сын Сасы-Буки. Скончался в 745 г.х. (1344/45).

Мубарек-ходжа, сын Эрзена.

Урус-хан, сын Чимтая. Умер в 778 г.х. (1376/77)

Токтакия, сын Урус-хана. (Умер в 778 г.х. - История КазССР, т.2, С.167).

Тимур-Мелик, сын Урус-хана. Убит в 778 г.х.

Токтамыш, сын Туй-ходжа-оглана. Умер в 807 г.х. (1404/05).

Нузи-оглан, сын Урус-хана.

Тимур-Кутлуг, сын Тимур-Мелика. Умер в 802 г.х. (1399-1400).

Шадибек. Умер в 811 г.х. (1408/09).

Фулад-хан. Умер в 811 г.х. (Сын Тимур-Кутлука - Пулат. История КазССР, т.2... С.153-154)

Тимур, сын Шадибека. Умер в 813 г.х. (1410/11).

Токтамыш, сын Тимур-Кутлуга.

Джелаль-ад-дин, сын Куизи (Койчирак-оглана), сына Урус-хана. Убит в 831 г.х. (1427/28).

Мухаммед-Султан, сын Тимура, сына Кутлуг-Тимура.

Касым-хан, сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана.

Хакназар, сын Касым-хана.

См. В.Г. Тизензгаузен. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. М.-Л., 1941. С.210

Годы правления ханов:

Чимтай - 1344-1361

Урус-хан - 1361-1376/77

Тимур-Мелик - 1376-1379

Токтамыш - 1380-1395

Барак - 1423/24 - 1248

Касым - 1511-1518 (или 1523)

Хакк-Назар - 1538-1580

История КазССР, Т. 2. С.386

Хронологические таблицы мусульманских династий приводят имена ханов Ак-Орды в следующей последовательности: Орда-Еджен, Сартак, Коничи, Байан, Сасы-Бука, Эрзен, Мубарак, Чимтай, Урус-хан, Койчирак и Барак. История КазССР, Т.2... С.151.

У Рашид ад-Дина: Орда, Сартактай, Куинджи, Баян (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.II. М.-Л., 1960. С.67).

Столица улуса Джучи - и по сей день находится на берегу Едиля между Астраханью и Саратовым. Это - город Царев. Ногайцы прозвали его Сарай, русские же на свой лад - Царев

 [О Сарае, его истории и местонахождении см.: А.Н. Насонов. Монголы и Русь. (История татарской политики на Руси - М.Л., 1940. С.119) - Б.К.]

В ту пору местом обитания казахов была нынешняя Сары-Арка.

В 1446 г. после смерти джучида Мухаммеда Великого (Орманбет-хана)

 [Эмир Тимур, известный под именем Тамерлан (1336-1405 гг.). - Б.К.]

[По всей видимости ошибка, Тимур не был чингизидом, тем более джучидом. - Рустам Абдуманапов]

в борьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельные ханства. Настоящее имя Улы Мухаммеда - Темир. Как уже говорилось выше, одно время восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхаир.

 [Абулхаир (годы правления 1428-1468) - потомок джучида Шайбана, сын Давлят-Шайх-оглана. В 1428 г. провозглашен ханом в области Тура (Западная Сибирь). Образовал "государство кочевых узбеков". См История КазССР. т.2. С.176-181 - Б.К.]

Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек.

 [Аз-Жанибек - султан Джанибек, сын Барак-хана, правнук Урус-хана, вместе сос воим родственником Гиреем, объединив часть кочевого населения, откочевал в Моголистан. "Иса-Буга-хан (Есен-Буга - хан Могулистана) охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши". Тарих-и Рашиди. В кн.: История КазССР, т.2. С.256 - Б.К.]

Он был в подчинении Абулхаира. Настоящее имя его - Абу Сагид. Он один из потомков Токай-Тимура. Но ханской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем,

 [Гирей, Керей. - Б.К.]

будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайского рода, что стоял на р.Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так:

Дальний предок аргынов - прославленный Даир-ходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием.

 [Праведным. Ак жол - букв. "светлый путь". - Б.К.]

Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп за убийство) равный куну трех человек.

 [Хун у казахов был, по существу, разновидностью виры или головничества, которые возникли при родовом строе. Например, в Древней Руси, Германии и у других народов это был выкупной штраф вместо кровной мести за убийство и увечье. Размер хуна у казахов зависел от классовой принадлежности, пола и возраста убитого и искалеченного. (С.Е. Толыбеков. Кочевое общество казахов в XVII-начале XX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата., Наука, 1971. С.358)

Убийца ни в коем случае не отвечает за свое преступление головой. Возмещением являются карательные платежи; совершивший убийство вносит: сотню коней, одного пленного раба, двух верблюдов, суконный кафтан высшего качества, (мех) чернобурой лисицы, ястреба или беркута, один панцирь и другие предметы военного обихода. Все это следует ближайшему наследнику убитого. В случае, если личного имущества не хватает, то остаток взывскивают с роднственников убийцы, и родственники не могут в этих случаях возражать против этого обычного права, и все подчиняются этому ненарушимому порядку. Это установление называется у казахов куном. (Н. Рычков. Дневные записки капитана Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 году. СПб., 1772, С.25) - Б.К.]

Но Аз-Жанибек, разневаванный решением хана, откочевывает от него со всем своим элем. С той поры и осталась поговорка среди казахов: "И зачем тебе, мой милый, было связываться с Кара-Кипчаком Кобланды!". Так, по преданию, воскликнул отец Даир-ходжи, Кидан-тайши, проливая слезы над трупом сына.

 [Как образец творчества Кодан-тайши (род. ок. 1370 г.) сохранилась песня-плач, посвященная сыну Даир-ходже, находившемуся в непримиримой вражде с батыром Кобланды из рода кыпчак:

Зачем ты, мой жеребеночек, связался с каракыпчаком Кобланды!

Теперь мне, прожившему почти девяносто лет,

Переломили спинной хребет!

Мы вывели на верный путь наших ногайлинцев.

Мой звонкий ручей, светоч мой яркий, погас ты за один день,

Ну зачем же, мой жеребеночек, ты связался с каракыпчаком Кобланды!

Кодан-тайши из племени аргын был известен не только как прославленный жырау, но и как активный участник политических событий своего времени. Он выступал на стороне Гирея и Джанибека в их борьбе против Абулхаира. История КазССР, т.2. - С.235 - Б.К.]

Звали его Кидан, тайши - поэт, певец. Вот почему казахи говорят, что дальний предок аргынов - прославленный акын Котан. Еще одно свидетельство тому - стихи, сочиненные аргыном Жанак-акыном в споре с уаком Жаркын-бием. Когда Жаркын-бий спросил его, а были ли в твоем роду поэты, так ответил ему Жанак:

У Алаша [сноска ниже] - предок Аргын был на редкость одаренным,

Выделялся он приметно среди других.

Первопредок (же) аргынов акын Котан

Был в стихе куда мастеровитей нас обоих!

 [Алаш - синоним слова "казах", употребляется в значении "весь народ"; боевой клич казахов. Под "шестью алашами" подразумевались шесть крупных политических объединений племен, входивших в состав казахского ханства середины XVI- нач. XVIII вв.: Старший Жуз, Средний Жуз, Младший Жуз, киргизы, каракалпаки, курама (полуоседлые кыпчакские роды Средней Азии). После рапада ханства с середины XVIII в. употреблялся термин "три алаша", под которым подразумевались три жуза, а слово "алаш" (весь алаш, шесть алашей) становится синонимом слова "казах", "весь казахский народ". Поэты Казахстана. Сост. М.М. Магауин. Л., 1978. С. 566 - Б.К.]

Когда вышеупомянутый Аз-Жанибек решил увести казахов на юг, то тогда, говорят, все самые знатные люди казахов и ногайцев долго-долго прощались со слезами на глазах. Об этом есть печальный кюй,

 [Кюй - музыкальное произведение для исполнения на домбре. - Б.К.]

известный среди домбристов, который они обычно начинают словами: "Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивали разлуку ногайцы и казахи...".

До ухода казахов с Аз-Жанибеком, еще до того как они стали называться казахами, народ наш составляли роды: аргын, найман, керей, канлы, кипчак, уйсын, дулат. Все они ныне имеются в составе других тюркских народов. Когда казахи отмежевались от остальных, те же роды составляли новые этнические группы, известные сегодня как ногайцы, башкиры, узбеки. А наши казахи, которые разделяются нынче на три жуза, на самом деле являются потомками небольшого числа людей. Сами казахи так описывают разделение на три жуза:

После того как хан Аз-Жанибек отдал казахов в подчинение чагатайским правителям Кашгари

 [Хан Могулистана Есен-Буга в свою очередь охотно вступил в союз с казахскими предводителями, стремясь обеспечить безопастность западных границ Могулистана в своей борьбе против Абулхаир-хана и Тимуридов, поддерживавших соперника Есен-Буги, его брата Юнуса. История КазССР, т.2... С.257]

казахами и другими кочевыми племенами правил сын Жунус-хана Ахмет-хан, брат его Жанаке (настоящее имя Махмуд) сидел ханом в Ташкенте. Ахмет-хан составил из казахских джигитов войско для битвы с калмаками, которое разбил на три крыла и назвал их: Великий Жуз (Старший)

 [Буквально: "Большая сотня", "Средняя сотня" и "Малая сотня". - Б.К.]

Средний и Младший Жуз. За частые набеги на них калмаки прозвали хана Ахмета - Алашы,

 [Ахмед-хан (1496-1504), прозванный за частые сражения с ойратами Аладжи-ханом (алазу - "убивать", аладжи - "убийство", здесь в смысле "истребитель ойратов"). Златкин. История Джунгарского ханства. - С.41 - Б.К.]

что значит "душегуб". Прослышав об этом, хан Ахмет приказал казахам для устрашения калмаков отныне, нападая на врага, клич: "Алашы!". Так этот боевой клич стал знаменем казахов. Отсюда поговорка: "когда Алаш был Алашем, когда ханом над нами был Алашы, о, чего мы не сделали калмакам!".

[Как пример бахвальства среди казахов. - Б.К.]

В 1499г., когда Аз-Жанибек, как уже было сказано выше, рассорился с ханом Абулхаиром, внук последнего Шайбак-хан отвоевал Бухару и Самарканд у потомков Амир-Темира. Когда же он в 1508 г., захватив весь Мавераннахр, подступил с войском к стенам Ташкента и правивший казахами Ахмет-Алашы-хан вместе со своим братом Жанеке-Махмудом решил дать бой Шайбаку на Уратобе, казахи сказали-де: "Чингисхан еще при жизни отдал нас в улус Джучи. Чагатай не наших кровей, таджики и сарты не родня нам, озбек - вот кто наш брат, сарт-жертвенник",

 ["Озбек - оз агам, сарт - садагам". ("Узбек - свой брат, сарт - жертва моя"). - Б.К.]

И перешли на сторону Шайбака. В той битве победил Шайбак-хан, убил Жанеке-Махмуда и брата его ахмет-алашы-хана, и казахи, что были в подчинении чагатаидов, вновь воссоиденились с основной массой казахов. Сведения об этом есть в книгах АбулгазиБахадур-хана. Следовательно, (в этом случае) устные рассказы казахов соответствуют истине. К этому времени ханом казахов стал Касым, а подчиненный ему народ составил 1 миллион человек.

"Столбовая дорога Касыма" ("каска жол!") - так запомнили в народе время правления хана Касыма. Именно он сумел впервые объединить казахов в единое ханство и упрочить его. Вслед за ним ханом стал сын его Сыгай (Шигай),

 [Шигай (1580-1582) - сын Джадика, внук Джанибека - казахский хан. - Б.К.]

затем сын его (Шигая) Тауекел.

 [Таукел (Теввекель) (1586-1598) - сын Шигая - казахский хан. - пер.]

В 1598 г. Сыгай-хан отобрал у наследников Шайбака Ташкент и обосновался в Туркестане.

 [Теввекель-хан с многочисленным войском летом 1598 г. вступил в Мавераннахр. В числе подчиненных им земель Искандер Мунши, осветивший эти события, называет города Ахси, Андижан, Ташкент, Самарканд. История КАзССР, т.2. - С.278 - Б.К.]

Но несмотря на это управлять оседлым (городским) населением кочевому люду оказалось не под силу. К тому же не давали покоя бежавшие сюда (в эти края) от притеснения моголов. Калмаки. Так, при хане Тауекеле шайбаниды вновь овладели Ташкентом. Ханом их тогда был Турсун-Махмуд. На место вышеназванного Тауекеля сел хан Есим. "Высокорослый Ер Есим",

 [Ер (каз.) - богатырь. - Б.К.]

как прозвали в народе. Он продолжил (политику) Касыма (известную под названием) "каска жол". Время его правления получило название "древней дороги хана Есима". В 1628 г. Есим-хан убил хана Турсуна-Махмуда и разграбил эль катаганов. Вот что известно об этом:

Абулгази Бахадур-хан, автор известной нам "Родословной тюрок", в результате борьбы между родственниками за ханский престол и раскола ургенчских узбеков на три лагеря, по его словам, был вынужден искать убежище у Есим-хана. В это самое время Есим убивает хана Турсуна и нападает на катаганов. Искавший защиты Абулгази, видя такое положение дел, испросив разрешения у Есим-хана, возвращается к своим. Если это так, то жена нашего девятого предка Сары - дочь хана Турсуна. Выходит, Конырбике была привезена в том самом 1628 году. Казахи рассказывают об этом следующее:

Али, родной брат нашего предка Сары, батрачил у одного сарта (таджика). Услышав (весть) о том, что хан Есим убил Турсуна-хана катаганов и вновь завладел Ташкентом, он, взяв двух откормленных коней этого сарта, бежит на родину. По дороге ему встречаются дочери Турсун-хана, которые, будучи в пути, еще ничего не знали о смерти своего отца. Ничем не выдав себя, Али приежает домой и, прихватив собой несколько товарищей, вновь возвращается (той же дорогой). Захватив (дочерей Турсун-хана) Айбике, Нурбике, Конырбике со свитой, обозом, шатрами, отдает Айбике своему товарищу, Нурбике со всем имуществом, шатрами и свитой оставляет себе, а Конырбике отдает старшему брату Сары. Вот от этой Конырбике родятся и наши предки пятого колена - Кишик и Мамбет-Софы.

После Есима ханом стал его сын - Жахангер, казахи называли его Салкам Жангир.

 [Большую часть своей жизни Джангир был занят отражением набегов джунгаров, в ходе борьбы с которыми он погиб (в 1652 г.). История КазССР, т.2. - С.286 - Б.К.]

Затем его сын - Аз-Тауке. "Древнюю дорогу Есима" (т.е. свод законов) продолжил именно он, хан Тауке.

 [имеются в виду законы, известные под названием "Жети-Жарга", что буквально обозначает "семь установлений". В них были закреплены основные принципы и нормы патриархально-феодального права средневекового казахского общества. В научной литературе этот юридический документ именуется "Уложением хана Тауке", или "Законами хана Тауке". По историческим преданиям, еготворцом принято называть хана Тауке, который будто бы собрал в урочище Куль-Тобе биев - представителей трех жузов, и они соединили "старые обычаи ханов Касыма и Есима" в нормы, называемые Жети-Жарга. История КазССР, т.2. - С.334 - Б.К.]

Это о его правлении сохранилось выражение "каждодневный сбор совета на берегу озера". Тогда с казахами враждовали катаганы (ойраты), калмаки, узбеки, таджики (сарты). Вскоре казахам пришлось покинуть захваченный ранее Ташкент и откочевать в 1652 г. к берегам Аму-Дарьи, до самых границ Персии.

Аз-Тауке родился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек (Валибек) был рожден от дочери ургенчского Гаип-хана. Когда на место Жангира ханом сел Аз-Тауке, Уалибек, затаив обиду ушел к Гаип-хану.

В правлении Аз-Тауке, когда казахи проживали на Аму-Дарье, тюркское племя Акжол, подчиненное ранее персам, вывело из рода своего сильного человека по имени Надиршах

 [Видимо, Надир-Мухаммад-хан - правитель Балха. - Б.К.]

который сумел завладеть всей Персией. Испугавшись его, казахи вновь откочевывают, теперь уже к берегам Сыр-Дарьи. Около 1690 г. умирает Аз-Тауке, и к власти приходит сын Аз-тауке Болот-хан. В правление его казахские племена были захвачены калмаками (джунгарами). Между калмаками и казахами завязываются жестокие сечи. Самое кровопролитное сражение произошло в 1723 г. Войска калмаков, возглавляемые полководцем Цеван Раптаном (Цэван-Рабдан), наголову разбили казахов. Истерзанный, оборванный, голодный люд добрался до озера и пал, усеяв все побережье своими телами. И тогда (по преданию) один старейшина сказал: "Дети мои, как не забывает человек выпавшие на его долю многовенья счастья, так и мы должны запомнить великое горе, постигшее нас." И назвал это бедствие "Ак табан шубырынды, алка кол сулама" что означает: "брели, пока не забелели подошвы, упав (без сил), лежали вокруг озера".

 [Год 1723 считается годом начала Великого бедствия, именуемого в преданиях эпохой "Актабан шубырынды". Казахи Среднего и Старшего жузов, говоря о годах "Актабан шубырынды", употребляют выражение "Алкакол-сулама", что означает "в полном изнеможении от голода и усталости бросились на землю пластом и залегли у озера Алкаколь". История КазССР., 1979, т.3. С.18

предлагаю свой перевод: год, когда, "изранив ступни, вкруг озера без сил лежали". - Б.К.]

Тогда и родилась самая старинная казахская песня-плач: "Елим-ай " ("О, народ мой!"):

 [Название песни переводят обычно "Родина моя", так как слово "ель", "эль" имеет два значения: "народ", "население" и "край", "родина". - Б.К.]

С вершин Каратау спускается кош...

Среди других лишь верблюжонок идет без ноши.

О, как тяжко лишиться родных сестер и братьев!

Из черных очей, сверкая, текут слезы...

Что за время такое, что за эпоха такая жестокая,

Время, спугнувшее птицу счастья с нашей головы!

Бредем, не зная куда, поднимая пыль столбом...

Страшнее январской стужи, снежного бурана (это время)!

Что за время такое, время "багы" ("самоназванцев")

Вернутся ли вновь прошлые времена? Осталось чернеть (пустовать) место родных ,

Озеро слез пролил я из глаз моих .

 }