Хронология эр. Геологическая история Земли — Гипермаркет знаний

Учебные программы и лекции по юридической психологии


Асямов С.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА И ОЧНОЙ СТАВКИ

Лекция. Ташкент, 2008.


ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Психологическая характеристика допроса.

2. Психологические особенности различных видов допроса.

3. Психологические основы очной ставки.

ЛИТЕРАТУРА:

Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2001.

Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983.

Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии.М., 2005.

Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.,2001.

Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1978.

Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1968 г.

Порубов Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. Минск, 1977.

Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. Свердловск, 1986 г.

В В Е Д Е Н И Е

Перед органами внутренних дел стоит задача быстрого и качественного раскрытия преступлений. Одним из путей решения этой задачи является совершенствование вузовской подготовки будущих следователей, вооружения их новейшими средствами раскрытия и расследования преступлений.

Тема лекции посвящена психологии допроса и очной ставки. При их проведении очень важно учитывать целый ряд психологических механизмов. И это вполне закономерно, поскольку раскрытие преступления и привлечение виновных к заслуженному наказанию требует знания и учёта психологии лиц совершивших преступление.

Лев Шейнин писал:"Не поняв психологии этих людей, следователь не поймёт преступления, которое они совершили. Не разобравшись во внутреннем мире каждого обвиняемого, в сложном, иногда удивительном стечении обстоятельств, случайностей, пороков, дурных привычек и связей, слабостей и страстей, следователь никогда не разберётся в деле, в котором он разобраться обязан.Вот почему работа следователя неизменно связана с проникновением в тайники человеческой психологии, с раскрытием человеческих характеров."

В сравнении с другими следственными действиями (осмотр места происшествия, обыск и др.) - допрос- это, как правило, длительное, содержательное и непосредственное общение следователя с допрашиваемым.

Допрос преступника - это одно из многочисленных, но самое ответственное и сложное следственное действие. Это поединок двух мировоззрений, столкновение двух полярных идеологий. Это сражение и следователь не вправе его проиграть. Судить об обвиняемом нужно не по тем чисто внешним признакам, которые зачастую лишь маскируют его подлинное состояние, а по целой гамме прямых и косвенных признаков, чёрточек, едва уловимых штрихов, дающих возможность проникнуть в тайну человеческой души. Следователь должен научиться видеть "второй план", действительный образ человека, которого он допрашивает. Умный, наблюдательный следователь всё это заметит, заметив - поймёт, поняв - запомнит, запомнив - сделает необходимые выводы.

Защищаясь, преступник прибегает к различным уловкам, ухищрениям, лжи. А наше главное оружие - это внимательность, быстрота восприятия, критический характер мышления, позволяющий выделить главное звено, разобраться в противоречиях, правильно оценить обстановку и проанализировать происшедшее событие. Не обладая такими качествами нельзя рассчитывать на успех в процессе проведения допроса.

Цель нашей лекции состоит в том, чтобы раскрыть психологическую сущность допроса и очной ставки, их структуру, систему методов психологического воздействия на допрашиваемых, проанализировать стадии формирования показаний.

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПРОСА.

Одним из важнейших следственных действий, от которого зависит быстрое и полное раскрытие преступлений является допрос. С позиций уголовного процесса и криминалистики допрос есть получение от допрашиваемых сведений о расследуемом преступлении. Нам предстоит выяснить, каково психологическое содержание этого процесса.

Допрос есть одно из средств познания следователем событий, фактов и обстоятельств, не наблюдаемых непосредственно, а путём восприятия речи лиц, свидетельствующих об этих фактах. Что же понимается под допросом в юридической психологии?

Допрос - это общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется регулируемое в рамках закона воздействие на мыслительную, эмоциональную и волевую сферу последнего с помощью психологических методов, в целях получения от него полной и правильной информации об интересующих следствие событиях и фактах.

С точки зрения психологии, таким образом, допрос можно определить как процесс общения и воздействия на допрашиваемого.

Психологические закономерности человеческого общения в процессе допроса имеют свои специфические черты.

  • Допрос регламентирован нормами уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которыми следователь наделяется функцией управления общением.
  • Между следователем и допрашиваемым возникает ситуация принудительного общения, что влияет на психическое состояние последнего.
  • Результаты общения следователя с допрашиваемым должны быть удостоверены в протоколе допроса.

Допрос с самого начала предполагает неравенство в обмене информацией. Со стороны следователя она всегда предельно лимитирована. Чёткая регламентация допроса, его объёма, количества, качества, последовательности передачи информации следователем является непременным условием его эффективного проведения.

Проведение данного следственного действия отличается в отличии от других следственных действий рядом важных психологических особенностей. Причем имеются как положительные моменты, так и отрицательные.

В положительном плане эти особенности проявляются в следующем:

  • допрос легче проводить, чем другие следственные действия;
  • эффективность его проведения во многом зависит от профессионального мастерства следователя;
  • его можно снова провести, если что-то упущено, можно отложить.

Негативные особенности проявляются в следующем:

  • наличие психологических барьеров в общении;
  • зависимость результатов допроса от надежности показаний свидетелей и потерпевших;
  • технические сложности в проведении допроса.

Как и любое другое следственное действие, допрос имеет свое собственное психологическое содержание:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСА:

  • изучение психологических особенностей личности допрашиваемого: его мотивов, интересов, особенностей темперамента и характера и т.д.;
  • изменение психического состояния допрашиваемого: аффективного, фрустрационного и т.п.;
  • установление психологического контакта с допрашиваемым и развитие доверительных отношений с ним;
  • оказание правомерного психологического воздействия на допрашиваемого;
  • использование тактико-психологических приемов для получения информации по расследуемому делу.

Допрос представляет собой самостоятельный и сложный вид деятельности, состоящий из совокупности отдельных действий.

В психологической литературе допрос представлен следующими основными стадиями.

СТАДИИ ДОПРОСА:

1.Психологическая подготовка к допросу.

2.Осуществление допроса.

3.Применение методов психологического воздействия.

4.Фиксация результатов допроса.

5.Анализ и оценка результатов допроса.

1.Психологическая подготовка к допросу.

Психологическая готовность - обязательная предпосылка эффективности любой деятельности человека. Готовность - это избирательная активность личности, направленная на получение результата выбранной деятельности.

Как определить уровень психологической подготовки следователя к допросу по его действиям?

Если допрос ведётся неуверенно, без определённой системы, не последовательно, то это свидетельство того, что следователь к нему не подготовлен.

Психологическая подготовка предполагает:

  • Осознание потребности в получении информации от допрашиваемого;
  • Определение цели допроса;
  • Предвидение условий, в которых будет проходить допрос, использование своего прошлого опыта в подобных ситуациях;
  • Определение наиболее подходящих тактических приёмов и разработку мысленного плана допроса.

Следователь должен знать с чего начать допрос, какие вопросы задать, какие психологические приёмы применить для воздействия на допрашиваемого. Следователь настраивается на определённое поведение при допросе, учитывает противодействие со стороны допрашиваемого. Внешне психологическая готовность к допросу проявляется в уверенных движениях, убедительной речи и т.д., что, конечно, ощущает и допрашиваемый. Кроме этого, на эффективность допроса оказывает влияние целый ряд факторов.

Факторы влияющие на эффективность допроса:

  • Выбор времени и места допроса.
  • Воздействие посторонних раздражителей.
  • Обстановка в кабинете следователя.
  • Применение магнитофонной записи.
  • Поведение следователя во время допроса.

2. Стадия осуществления допроса.

При проведении допроса необходимо учитывать психологию его участников в зависимости от категории лиц подлежащих допросу. Следователь объявляет, в качестве кого лицо будет допрошено, его процессуальные права и предлагает дать показания по существу. Допрашиваемый в свободной форме даёт показания. Следователь анализирует эти сведения и в зависимости от их оценки выбирает методы психологического воздействия. Путём психологического воздействия не только оказывается помощь подозреваемому в восстановлении отдельных фактов и событий, но и преодолеваются внутренние колебания при решении дать правдивые показания.

Необходимым условием успешного проведения допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым. Необходимость установления такого контакта обусловлена следующими обстоятельствами.

Цели установления психологического контакта:

  • Активизация психической деятельности субъекта в предстоящем общении.
  • Снятие предубеждения, настороженности у субъекта общения.
  • Облегчение процесса психологической адаптации.

В этом аспекте представляют интерес основные этапы установления психологического контакта.

а. Прогнозирование общения и процесса установления психологического контакта.

б. Создание внешних условий, облегчающих установление контакта.

в. Проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта.

г. Изучение психического состояния, отношения субъекта к начавшемуся общению.

д. Действия по ликвидации помех в общении.

е. Возбуждение интереса к раскрытию действия во время предстоящего общения.

3. Стадия применение методов психологического воздействия.

В ходе допроса применяется совокупность психологических методов воздействия на допрашиваемого. Они могут быть квалифицированы в зависимости от ситуации, которая складывается между следователем и допрашиваемым на:

  • методы, используемые в безконфликтных ситуациях допроса;
  • методы, используемые в конфликтных ситуациях.

К первой группе приёмов допроса относятся:

Смежность;

Сходность;

Контрастность;

Разобщение;

Перифраза;

Наглядность.

Смежность. Здесь запоминание событий происходит по принципу ассоциаций. В памяти допрашиваемых образуются смежные ассоциации между образами предметов и явлений в том порядке, в каком они воспринимались. Чтобы помочь воспроизвести образ того, что интересует следователя, допрашиваемому могут показать обстановку места происшествия, что помогает ему вспомнить само событие.

Сходность. Этот приём используется для восстановления в памяти допрашиваемого, имеющих значение для дела, но забытых представлений, мыслей, чувств, путём предъявления ему не относящихся к данному делу, но сходных объектов или понятий. Например, предъявив допрашиваемому фотографию можно вызвать представление не только о самом человеке, но и его действиях.

Контрастность. Сущность данного приёма состоит в сравнении противоположных объектов (чёрное - белое, большой - маленький и т.д.). Например, если событие имело место зимой, то, напомнив ему о летнем периоде, можно помочь восстановить в его памяти забытое время.

Разобщение. Этот приём построен на разъединении образовавшихся при восприятии связей, выявлении отдельных признаков и свойств.

Перифраза. Допрашиваемый может воспроизводить сведения в категориях и выражениях, которыми он не владеет или они подсказаны ему другими людьми. Для их проверки, по просьбе следователя допрашиваемый повторяет их другими словами, перефразирует.

Наглядность. Данный приём применяется тогда, когда допрашиваемый затрудняется выразить словами свойства, признаки предмета и т.д. В этих случаях предъявляются шкала цветов, рисунки, модели. Можно попросить допрашиваемого изобразить на бумаге то, что он затрудняется описать словами.

Методы, применяемые в конфликтных ситуациях:

Снятие напряжения;

Создание напряжения;

Использование положительных свойств личности допрашиваемого;

Использование слабых сторон личности;

Пресечение лжи;

Выжидание;

Допущение легенды;

Внезапность; - последовательность;

Отвлечение внимания;

Форсированный темп;

Замедленный темп;

Создание представления об осведомлённости следователя;

Повторность.

Снятие напряжения. Довольно часто во время допроса допрашиваемый испытывает сильное душевное волнение. В результате чего не может связно и последовательно изложить сведения. Такое состояние может быть вызвано непривычной обстановкой, чувством тревоги, боязни сказать что-то лишнее и т.д. Чтобы снять напряжение, необходимо дать ему время освоится с обстановкой, успокоиться, а затем переходить к допросу. Это достигается благожелательным отношением к допрашиваемому, убеждением в неправильности избранной им позиции, нереальности его планов, расчётов и т.д.

Создание напряжения. Подобное состояние следователь создаёт путём воздействия на эмоциональную сферу допрашиваемого, разрушая его уверенность в правильности избранной позиции. Если допрашиваемый характеризуется повешенной эмоциональной возбудимостью и импульсивностью, то данный приём даёт существенные результаты.

Использование положительных свойств личности допрашиваемого. Во многих случаях обращение к положительным свойствам личности приносит пользу в расследовании преступлений. Особенно в отношении лиц, которые дают ложные показания. Поэтому аппелируя к честности допрашиваемого, его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, его можно склонить к откровенности и правдивости на допросе.

Использование слабых мест личности. Имея в виду особенности психики личности (вспыльчивость, склонность к переживаниям и т.д.) можно добиться правильных показаний на допросе. В гневе допрашиваемый может сказать то, что в обычном состоянии не сказал бы.

Пресечение лжи. Этот приём применяется тогда, когда нет надобности позволять допрашиваемому "развёртывать ложь".Целесообразно это в том случае, когда следователь имеет достоверные данные по поводу обстоятельств дела. Лживые показания немедленно отклоняются, ложь пресекается путём предъявления имеющихся доказательств.

Выжидание. В сознании заинтересованного в исходе дела свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого происходит борьба мотивов, одни из которых побуждают к даче ложных показаний, другие - к правдивости.

Учитывая эти колебания допрашиваемого, следователь, сообщает определённую информацию, умышленно "закладывает" в его сознании основания, обеспечивающие победу полезных мотивов и делает перерыв в допросе, выжидая, пока сам допрашиваемый не откажется от ложных показаний.

Допущение легенды. Следователь зная, что допрашиваемый даёт ложные показания, создаёт возможность изложить их и выговориться. При этом допрашиваемый обязательно придёт в противоречие со своими прежними утверждениями. Следователь делает вид, что верит его показаниям, внимательно его слушает и зафиксировав всё в протоколе, разрушает легенду.

"Вызов". Этот приём применяется тогда, когда допрашиваемый не желает вести логические рассуждения. Для того, чтобы он согласился на дуэль следователь преднамеренно акцентирует внимание на некоторых слабо доказанных местах и фактах, которые допрашиваемый в состоянии опровергнуть.

Таким путём он втягивается в рассуждения и в этот момент следователь сообщает ему факты, подкреплённые доказательствами. Допрашиваемый старается справиться с ними также как и с предыдущими, но это не воз можно в силу их объективности. Это может вызвать у него состояние растерянности, фрустрацию. И он вынужден сообщать то, что имело место в действительности.

Внезапность. Когда допрашиваемый даёт ложные показания, ему внезапно задаётся вопрос или предъявляется доказательство, о наличии которого он не знал. Это разрушает систему заранее подготовленных ложных ответов и вызывает стресс у допрашиваемого.Он затрудняется связать внезапно полученный материал с тем, который он до этого придумал и не может быстро сформулировать очередной ложный ответ.

Последовательность. Этот приём противоположен внезапности и применяется тогда, когда необходимо добиться постепенного нарастания психического напряжения у лгущего допрашиваемого. Для этого следователь последовательно в нарастающем порядке предъявляет доказательства, подробно разъясняя значение каждого из них. Дав ему почувствовать силу собранных доказательств, следователь показывает допрашиваемому бесплодность его попыток говорить ложь.

Отвлечение внимания. В этом случае, чтобы усыпить бдительность допрашиваемого, следователь не акцентирует внимание на главном вопросе, а как бы растворяет его в числе других.

Форсированный темп. Нередко допрашиваемый в ходе допроса медлит, тянет время, старается обдумать и подготовить свои ответы, чтобы они соответствовали известным следователю обстоятельствам. Навязывая допрашиваемому повышенную активность, следователь берёт инициативу в свои руки, опережая ход его мыслей, не давая возможности для размышления и уловок.

Создание определённого представления об осведомлённости следователя. В этом случае, следователь преднамеренно сообщает допрашиваемому определённые факты или сведения. В результате допрашиваемый приходит к выводу, что ему известно многое и начинает давать правдивые показания.

Повторность. Этот приём рассчитан на то, что допрашиваемый оказывается не в состоянии на очередном допросе, повторить показания в точности, что и на предыдущем.

4. Стадия фиксации результатов допроса.

Получив показания допрашиваемого и убедившись, что сделано все для достижения поставленных целей, следователь приступает к фиксации результатов допроса в протоколе. Здесь решается мыслительная задача в какой мере полученная информация соответствует предмету допроса и в какой последовательности следует фиксировать эти данные.

5.Стадия анализа и оценки результатов допроса.

Рекомендуется изучать и оценивать результаты допроса сразу после его проведения. В ходе анализа показаний выясняется позиция допрашиваемого в отношении событий, фактов, о которых его спрашивали. Следователь оценивает их правдоподобность, сопоставляет с имеющимися доказательствами. В ходе анализа необходимо обращать внимание на объективные и субъективные факторы, которые влияют на мотивы поведения допрашиваемого.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДОПРОСА.

Показания свидетелей и потерпевших это есть исходящая от них информация о фактах, которые имеют значение для дела. В связи с этим, в психологии свидетельских показаний рассматриваются пути прохождения этой информации от источников получения ее свидетелем до передачи ее лицу, ведущему расследование и закрепления в установленной процессуальным законом форме.

Процесс формирования свидетельских показаний и пути прохождения этой информации можно разбить на следующие основные этапы:

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ:

1. Восприятие и запоминание лицом, которое может быть вызвано и допрошено в качестве свидетеля, фактов, имеющих значение для дела.

2. Сохранение в памяти таким лицом воспринятых и запомненных фактов.

3. Воспроизведение на допросе сохраненных в памяти фактов.

4. Процессуальное оформление результатов допроса.

Первоначальным средством получения информации свидетелем об исследуемом событии служат ощущения, в которых отражаются отдельные свойства и стороны явлений окружающей действительности.

Следует иметь в виду, что способность ощущать явления реального мира индивидуальна (она может быть у отдельных лиц повышенной, у других пониженной, у третьих носить патологический характер). Острота отдельных органов чувств может в значительной степени возрастать под влиянием тренировки. Восприимчивость к отдельным раздражителям даже у одних и тех людей бывает различной в зависимости от их физического и психического состояния. Все это очень важно учитывать при проверке показаний, особенно в тех случаях, когда у следователя возникает сомнение в способности свидетеля видеть, слышать или как-то иначе ощущать описываемое явление.

На полноту и точность восприятий влияют прошлый опыт свидетеля, его знания, потребности, интересы и, самое главное, то, какие цели и задачи ставил перед собой воспринимающий, потому что с этим связана избирательность восприятия.

Точность и полнота получаемой информации зависит от объема и характера внимания, эмоциональной окраски восприятий, содержания деятельности воспринимающего, его установки.

Свидетель, воспринимая то или иное явление, осмысливает и истолковывает его, используя различные мыслительные операции и логические приемы. Однако, нередко приходится сталкиваться с ситуациями искажения информации и ошибок при восприятии. К таким ошибкам относятся: оптические, слуховые и иные искажения при ощущении и восприятии, неверные оценки размеров, расстояния, количества и т. д.

На точность восприятия очень пагубно действует испуг, особенно в том случае, когда сам объект восприятия носит угрожающий характер. Как правило, люди склонны преувеличивать пережитые опасности. Острые переживания также снижают полноту и точность восприятия. Восприятие может быть искажено вследствие предубеждения или симпатии.

Иногда, стремясь к образованию логически цельной картины происшедшего события, если часть ее не была им воспринята, свидетель старается заполнить имеющиеся пробелы данными почерпнутыми из своего прошлого опыта и расценивает их как естественные, т. е. домысливает ситуацию. Воспринимая то или иное явление, будущий свидетель (подчас и сам того не замечая) истолковывает, осмысливает и постигает его, используя различные мыслительные операции и логические приемы.

При восприятии свидетелями тех или иных фактов, событий или обстоятельств большое влияние оказывают объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам, влияющим на формирование показаний свидетелей и потерпевших относятся:

Объективные факторы.

  • Расстояние до объекта наблюдения.
  • Время восприятия свидетелем интересующего следствие события или факта.
  • Метеорологические условия (туман, солнце, дождь, снег и т. д.)
  • Условия освещения наблюдаемого объекта.
  • Сила раздражителя воспринимаемого объекта (резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося в темноте источника и т. д.).
  • Объем полученной информации (крушение поезда, массовые беспорядки и т. д.).

Вышеперечисленные объективные условия восприятия в одних случаях могут играть положительную роль, в других отрицательную.

На полноту и точность восприятия свидетелей и потерпевших немаловажное значение оказывает и целый ряд субъективных факторов.

Субъективные факторы.

  • Состояние органов чувств.
  • Эмоциональное состояние.
  • Состояние алкогольного опьянения.
  • Направленность внимания.
  • Профессиональные навыки.

К состоянию органов чувств относятся в первую очередь их физические параметры. Дефекты органов чувств допрашиваемого, нормальное или болезненное состояние органов чувств, состояние утомления и т. д. Слепота, глухота, или их частичное проявление, отсутствие одного глаза, элементы дальтонизма значительно снижают возможности восприятия фактора или явления. Состояние утомления особенно необходимо учитывать при расследовании автодорожных происшествий.

Эмоциональное состояние. В состоянии тоски, горя, раздражения и т. д. человек может почти не обращать внимание на окружающую действительность, поскольку его органы чувств в этот момент оказываются в значительной степени заторможенными.

Следует также отметить, что сильный испуг, нервное потрясение, возбуждение или волнение также резко снижают способность к объективному и полному восприятию события. Так, при грабежах, разбое, изнасиловании потерпевший от сильного испуга склонен преувеличивать угрожавшую ему опасность, что сказывается на объективности его показаний.

Состояние алкогольного опьянения существенно искажает оценку свидетелем или потерпевшим ситуации, события или факта.

Направленность внимания. Адекватная направленность внимания в момент восприятия события или акта, положительно сказывается на полноте показаний допрашиваемого. Если внимание человека ничем другим не отвлекается, то детали события воспринимаются и фиксируются полнее и лучше. Направленность внимания дает большой результат в восприятии деталей события, если она будет сопровождаться личной или профессиональной заинтересованностью. И наоборот, если допрашиваемый не обратил внимание на происходящее событие, не заинтересовался им, проявил равнодушие, то восприятие им данного события будет далеко не полным и неточным.

Профессиональные навыки способствуют тому, что водитель автотранспорта автоматически определяет марку и скорость автомобиля, а по шуму мотора, и отдельные его неполадки. Портной или продавец готового платья может в своих показаниях описать такие мелкие детали платья или костюма, которые остаются незамеченными другими свидетелями. Человек гораздо полнее воспринимает объект или оценивает событие, если оно затрагивает его профессию.

При переходе воспринятого образа в представление он подвергается определенной переработке, которая выражается:

В отборе материала;

В выделении и обобщении главного;

Во внесении элементов фантазии и прошлого опыта;

В утрате части воспринятой информации.

На формирование представления влияют интерес свидетеля к тем или иным сторонам происходящего, понимание им ситуации, объем и направленность внимания. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание это когда свидетель понимая значение происходящего, сознательно старается сохранить в памяти воспринимаемое событие. Как правило, показания таких свидетелей наиболее полные и точные. Непроизвольное запоминание это запоминание, когда свидетель непроизвольно, без определенной цели запоминает те или иные факты. На процессы памяти, особенно на непроизвольное запоминание, сильное влияние оказывают эмоции. То, что затрагивает не только ум, но и сердце, заставляет мысль человека постоянно возвращаться к пережитому, способствует закреплению воспоминаний. Однако, нередко бурно переживаемые события оказывают отрицательное влияние на восприятие и препятствуют сохранению их в памяти свидетеля. Практике известны случаи, когда потерпевшие в состоянии сильного испуга не запоминали то, что с ними произошло.

Воспоминания могут бледнеть и вовсе стираться под влиянием напряженной умственной работы, большого количества интересных событий и обилия новых восприятий и т. д. Вот почему промедление с допросом свидетелей и потерпевших нежелательно: чем больше время, отделяющее показания от фактов, которые в них освещаются, тем более вероятны ошибки. Временное снижение памяти может быть также обусловлено психологическими и даже физическими факторами. Длительность сохранения информации зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, от преимущественного запечатления зрительного, звукового, цифрового или какого-либо иного материала, что в значительной степени обуславливается интересами и профессиональной деятельностью.

Прежде чем дать показания, свидетель или потерпевший обязательно мысленно возвращается к прошлому, стремясь при этом наиболее точно вспомнить, как было дело, нередко рассказывает об этом своим знакомым и близким. Такая работа мысли приводит свидетеля или потерпевшего к построению суждений или умозаключений, которые он сам считает как информацию, которую воспринимал непосредственно. На самом же деле она нередко оказывается произвольной.

Следует помнить, что при восприятии внимание свидетеля концентрируется на смысле происходящего, а чувственная основа, как правило, отодвигается на второй план. Поэтому, при воспроизведении свидетель вспоминает лишь значение события, а исходные данные остаются в глубине его памяти. Вот почему свидетель на допросе далеко не все воспроизводит из того, что помнит. Он полагает, что для освещения вопроса, который поставлен перед ним следователем, вполне достаточно сообщить сой вывод, рассказать о смысле воспринятого. Значительную часть информации он не передает, поскольку считает ее несущественной.

Поэтому необходимо всегда побуждать свидетеля к исчерпывающему воспроизведению всего, что может относиться к исследуемому явлению или иметь значение для проверки и оценки показаний.

Очень часто эмоции, которые свидетель испытывает в связи с допросом, отрицательно влияют на его память и мешают вспомнить факты, которые в другой обстановке вспоминаются им без особого труда. Поэтому нужно сделать так, чтобы свидетель при допросе не испытывал волнения (создать соответствующую обстановку). Если у следователя появятся основания полагать, что волнение помешало свидетелю вспомнить что-либо существенное, то следует через некоторое время произвести повторный допрос.

Протоколирование допроса в значительной степени отличается от фиксации иных следственных действий. Протоколы в этих следственных действиях (осмотр, обыск и т. д.) отражают не только конечный результат, но и весь ход следственного действия. В протоколе допроса чаще всего фиксируются конечные объяснения свидетеля, но не весь процесс взаимодействия допрашиваемого и допрашивающего. Ознакомившись с протоколом допроса, свидетель вправе потребовать удаления той части записи, которую он считает ошибочной, а также внести в протокол любые желательные ему изменения или дополнения.

Как правило, запись показаний в протоколе ведется по окончании устного допроса, иногда одновременно с допросом, либо же по отдельным этапам допроса.

Первый способ хорош потому, что допрос идет непрерывно, следователь не отвлекается от беседы с допрашиваемым, но он требует отличной памяти большого опыта и связан с риском упустить что-то важное, утратить отдельные существенные детали.

Проведенные исследования показывают, что 94% протоколов допросов отражают только итог, но не фиксируют ход обмена информацией между следователем и допрашиваемым. 99% протоколов не сохраняют особенностей речи допрашиваемых.

Фиксация параллельно с устным изложением повышает полноту и точность записи. В этом случае протокол бывает лучше, а сам допрос хуже, так как нарушается контакт между следователем и допрашиваемым.

Запись по стадиям, по определенным этапам или эпизодам позволяет использовать достоинства как первого, так и второго способов, однако и он не лишен ряда недостатков: ответы свидетеля "приглаживаются", излагаются в форме свободно рассказа, что не соответствует истине.

Вот почему при допросе необходимо использовать такие методы фиксации, как стенографирование и звукозапись. Последнее, позволяет полностью отразить своеобразие содержания, темпа, характера, последовательности, интонации и т. д. показаний допрашиваемого.

При допросе подозреваемых и обвиняемых обязательно необходимо учитывать то, что их процессуальное положение существенно отличается от процессуального положения свидетелей и потерпевших.

Следует помнить, что психология лица, совершившего преступление характеризуется господством так называемой оборонительной доминанты, т. е. очага нервного возбуждения, через призму которого преломляется восприятие и оценка обстановки, регулирование поведения преступника.

Виновный, стремясь уклониться от ответственности за содеянное и скрыть свое участие в преступлении, всячески старается утаить от окружающих и свои переживания связанные с происшедшим событием.

Защитная или оборонительная доминанта очень часто толкает виновного совершать такие действия, которые по его расчетам должны помочь ему избежать разоблачения.

При защитной доминанте преступник:

  • создает мнимые алиби и инсценировки;
  • идет на лжедоказательства;
  • делает попытки направить следствие по ложному пути;
  • распространяет ложные и клеветнические слухи;
  • делает ложные заявления;
  • склоняет свидетелей к даче ложных показаний.

Иначе говоря, всячески пытаются убедить следователя и окружающих в своей невиновности и непричастности к преступлению.

В ходе расследования преступнику неизбежно сопутствует внутреннее напряжение, которое усугубляется сознанием особой значимости той ситуации, в которой он находится, когда каждая ошибка, неосторожный шаг, непродуманное слово могут привести к нежелательным для него последствиям. Такое постоянное перенапряжение препятствует трезвому расчету и правильному с точки зрения преступника поведению. Преступники начинают допускать промахи и ошибки, которые нередко способствуют их разоблачению. Имеют место случаи, когда в ситуации допроса, в результате предъявления неопровержимых доказательств, у преступника резко изменяется психическое состояние, наблюдается агрессия, озлобленность, стрессы или наоборот имеет место подавленность или фрустрация.

Однако, надо помнить, что защитная доминанта и связанные с ней особенности поведения, могут быть свойственны и невиновному, когда он стремиться защититься от несправедливого обвинения. Кроме этого, поведение обвиняемого может изменяться в зависимости от конкретных ситуаций, связанных с расследованием уголовного дела.

В сложной ситуации расследования преступнику свойственна борьба мотивов, которая переживается им как глубокий внутренний конфликт, из которого допрашиваемый должен выйти, приняв определенное решение и совершив определенные действия (путем дачи тех или иных показаний). Поскольку принятие того или иного решения допрашиваемым является результатом сознательного предпочтения одного мотива другим, следователь должен укреплять те мотивы, которые побуждают к правдивым показаниям. В этом и состоит психологическая сущность тактики допроса.

Всю совокупность чувств, которые может испытывать подозреваемый или обвиняемый на допросе можно свести к следующим:

  • совершивший преступление боится изобличения и наказания, это действует на него угнетающе, что затрудняет установление психологического контакта с ним;
  • он может находится в состоянии душевного потрясения, стыда, бояться огласки своего поведения (это сильный мотив и его надо использовать);
  • для них типична боязнь утраты достигнутого ими социального, служебного, материального положения;
  • страх лишения свободы (в особенности у впервые совершивших преступление);
  • переживание разлуки с близкими;
  • иногда может возникать чувство жалости к потерпевшим (это важно подкрепить);
  • по разному относятся к соучастникам;
  • характерно состояние тревоги, неопределенности, невозможности правильного предвидения сложившейся ситуации и управления ею;
  • обвиняемый, осознавший свою вину и давший правдивые показания, испытывает чувство облегчения;
  • может появиться чувство необычности, борьбы, рискованности;
  • некоторые враждебно относятся к сотрудникам.

Следователь должен принимать меры против возможной лжи и запирательства обвиняемого. Однако для этого необходима прежде всего тщательная проверка его показаний, а не создание каких-либо искусственных барьеров. В первую очередь, нужно уяснить мотивы, которыми может руководствоваться обвиняемый, скрывая или не желая говорить правду.

Мотивы дачи ложных показаний:

  • боязнь наказания;
  • желание избежать последствий для себя и своих близких;
  • боязнь огласки, общественного осуждения и стыд от сознания
  • аморальности и противоправности своего поступка;
  • связь расследуемого события с интимной стороной жизни обвиняемого;
  • стремление скрыть соучастников и лиц, причастных к преступлению;
  • боязнь мести со стороны заинтересованных лиц; уверенность в невозможности раскрыть преступление;
  • нежелание содействовать следственным органам, обусловленное
  • определенной антиобщественной установкой.

Не следует забывать, что в отдельных случаях запирательство и дача ложных показаний могут носить патологический характер в связи с расстройством душевной деятельности обвиняемого.

Более сложными и трудно различимыми являются мотивы ложных показаний, в которых допрашиваемый признает себя виновным (самооговор) или обвиняет других (оговор).

Наиболее типичными побуждениями (мотивами) к самооговору являются:

  • стремление избавить от наказания истинного виновника;
  • боязнь огласки каких-либо компрометирующих сведений;
  • желание получить от заинтересованных лиц какую-либо материальную выгоду;
  • стремление уклониться от ответственности за более тяжкое преступление;
  • стремление затянуть, запутать расследование;
  • стремление получить какие-либо выгоды от следователя;
  • стремление ускорить затянувшееся расследование;
  • добросовестное заблуждение в своей виновности.

Многие из названных мотивов очень часто являются и побудительными причинами оговора. Хотя встречаются и такие, как месть, зависть, стремление "разделить" ответственность или переложить ее на других, скрыть подлинных преступников.

В значительной степени возникновению рассмотренных нами выше отрицательных мотивов способствуют факторы, которые носят субъективный и объективный характер.

К субъективным факторам относятся: отрицательная направленность личности; низкий моральный и культурный уровень; низменные чувства; такие черты характера как эгоизм, корыстолюбие, безволие и т. д. ;правовая неосведомленность; чувство страха и т. д. Эти факторы притупляют память, угнетающе действуют на всю психику, на интеллектуальную деятельность, снижают волю, препятствуют правильной оценке обстановки, увеличивают внушаемость.

К объективным факторам, содействующим возникновению ложных показаний, следует отнести: воздействие на обвиняемого со стороны заинтересованных лиц; неблагоприятную процессуальную обстановку, которая возникает в случае нарушения процессуальных норм, отступления от установленного законом порядка расследования ибо даже самое незначительное нарушение этого порядка может породить превратное представление у допрашиваемых.

Чтобы свести психологическую опасность самооговора или оговора к минимуму, допрашиваемый должен знать свои права, полномочия следователя, быть уверенным в строгом соблюдении законности, в то же время ясно представляя себе все отрицательные последствия ложных показаний.

Следователь должен не только воздействовать на характер и содержание эмоций допрашиваемого (пробуждая положительные и нейтрализуя отрицательные) но и регулировать их накал.

Так, если возбуждение дезорганизует ход психических процессов допрашиваемого, угрожает правильному поведению, то нужно разрядить атмосферу допроса, снять напряжение, отвлечь допрашиваемого, вести допрос в более спокойном русле.

Если же допрашиваемый спокоен, самоуверен, замкнут, то целесообразно сменить его состояние на более эмоциональное через психологическую вспышку или взрыв. Однако добиваться этого нужно не с помощью психологического насилия, а путем проникновения во внутренний мир допрашиваемого, пробуждением воспоминаний об эмоционально-значимых событиях его жизни.

Обращение к чувствам допрашиваемого, как показывает практика, зачастую приводит к тому, что допрашиваемый начинает давать правдивые показания даже в тех случаях, когда использование при допросе веских доказательств не дает положительных результатов.

Очень важно, чтобы следователь при допросе подозреваемых и обвиняемых научился диагностировать ложные показания, в частности по мимическим реакциям человека, его жестам, голосу и т. д. Так, специалисты в области психологии общения установили, что существует целая группа невербальных сигналов, которые сопровождают речь человека при обмане. Это, например, такие жесты: прикрытие ладонью рта, потирание кончика носа, хлопок ладонью по лбу, потирание затылка с одновременным отводом взгляда в сторону. Установлено, что когда человек лжет, то он смотрит на своего собеседника меньше 1/3 времени разговора. Наоборот, если ваш собеседник больше 2/3 времени в процессе разговора смотрит вам в глаза, то он искренен. Ложь может сопровождаться и другими реакциями: покраснение кожи лица, выступание испарины на лбу, потеют руки и т. п. В той связи в процессе допроса следователь должен внимательно наблюдать за внешними проявлениями поведения допрашиваемого и должен научиться понимать их невербальные сигналы.

III. ПСИХОЛОГИЯ ОЧНОЙ СТАВКИ.

С точки зрения психологии очная ставка весьма специфическое общение, которое развивается одновременно между тремя лицами.

Очная ставка проводится при наличии существенных противоречий в показаниях двух ранее допрошенных лиц с целью установления истины по спорным обстоятельствам дела.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЧНОЙ СТАВКИ:

  • ее производство является правом, а не обязанностью следователя;
  • ее проведение обычно бывает связано с определенным риском;
  • "эффект присутствия" другого допрашиваемого;
  • наличие конфликтной ситуации.

Производство очной ставки при наличии существенных противоречий является правом, а не обязанностью следователя. Однако это право не может истолковываться произвольно. Отказаться от производства очной ставки при наличии указанных противоречий возможно лишь с учетом веских причин (очевидная бесперспективность ее проведения, убежденность в том, что участники используют ее для сговора в ущерб установлению истины, и т. д.)

Проведение очных ставок, особенно с участием подозреваемых и обвиняемых, непосредственно заинтересованных в исходе дела, обычно бывает связано с определенным риском. Нельзя не учитывать, что эти лица могут попытаться склонить участников очной ставки к даче выгодных для себя показаний, что при проведении следственного действия происходит ознакомление участников с имеющимися доказательствами и что преждевременно проведенная очная ставка может показать пробелы в системе доказательств и упрочить подозреваемого (обвиняемого) в дальнейшей лжи.

Однако в психологическом плане разрешение противоречий более действенно на очной ставке, поскольку аргументы в пользу того или иного положения выдвигаются не следователем, а непосредственно допрашиваемыми. Появляется еще один компонент психологического воздействия "эффект присутствия" другого допрашиваемого, что создает дополнительные возможности для установления истины.

Ну и конечно, важной психологической особенностью очной ставки является наличие конфликтной ситуации, что является объективным следствием наличия существенных противоречий в показаниях.

Определяющее влияние на тактику проведения очной ставки имеет причина существенных противоречий в показаниях.

ПРИЧИНЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПОКАЗАНИЯХ:

  • добросовестное заблуждение одного или обоих допрашиваемых;
  • заведомая ложность показаний одного или обоих допрашиваемых.

Причина существенных противоречий в большинстве случаев определяется следователем лишь предположительно, с большей или меньшей степень вероятности.

Важное значение для выяснения причин существенных противоречий в показаниях и для установления истины имеет знание и правильное использование следователем психологических закономерностей, характеризующих производство очной ставки. Исходным пунктом психологического воздействия является сам факт присутствия на очной ставке второго участника, дающего иное, нередко противоположное объяснение спорных обстоятельств. Естественно, что "эффект присутствия" усиливается, когда в очной ставке участвует лицо, чье мнение имеет моральную ценность для недобросовестного участника.

Характер психологического взаимодействия на очной ставке определяется прежде всего причиной существенных противоречий в показания. Если они вызваны добросовестным заблуждением, то допрашиваемые обычно наряду со следователем заинтересованы в установлении истины. В этом случае взаимодействие характеризуется наличием психологического контакта между следователем и участниками очной ставки. Напротив, при наличии между следователем и участниками очной ставки (или одним из них) отношений противодействия возникают конфликтные ситуации. Обычно они бывают вызваны ложными показаниями, причем психологическая борьба может иметь место не только между следователем и недобросовестным участником, но и между самими допрашиваемыми. Психологическое взаимодействие на таких очных ставках определяется наличием и своеобразным сочетанием принципов психологического контакта и психологической борьбы.

При обнаружении существенных противоречий в показаниях следователь прежде всего должен проверить, не вызваны ли эти противоречия добросовестным заблуждением допрашиваемого (индивидуальными различиями психических процессов, ошибками в восприятии, запоминании и воспроизведении событий). Установив, что эти противоречия порождены добросовестным заблуждением, необходимо принять меры к его устранению, в том числе путем производства очных ставок.

Основными приемами устранения на очной ставке добросовестного заблуждения являются:

  • постановка вопросов, активизирующих ассоциативные связи;
  • рассмотрение смежных событий и обстоятельств;
  • предъявление доказательств;
  • проведение очных ставок на месте происшествия.

В целях оживления ассоциаций участникам очной ставки, проводимой для устранения добросовестного заблуждения, следует предоставить в рамках процессуального порядка производства следственного действия более широкие возможности общения между собой по поводу выясняемых вопросов, чем это имеет место при разоблачении ложных показаний.

Существует ряд общих приемов разоблачения лжи на очной ставке вне зависимости от степени правдивости ее участников. Наиболее важными из них являются:

  • деление темы очной ставки и последовательное выяснение спорных обстоятельств путем постановки ряда взаимосвязанных вопросов;
  • предъявление доказательств;
  • использование показаний признавшихся организаторов и наиболее активных участников преступления;
  • повторные очные ставки.

Также как и при допросе, очень важно следить за реакциями допрашиваемых. Ю. Вакутин указывает на то, что при очной ставке между соучастниками, они могут с помощью различных жестов зашифровано общаться между собой.

Естественно, что следователь должен все это выявлять и предупреждать такое зашифрованное поведение.

Результативность воздействия при очной ставке зависит от следующих элементов:

1. От подготовленности воздействия на очной ставке предварительным воздействием со стороны следователя в ходе допроса.

2. От неожиданности очной ставки. Чем более неожиданной является очная ставка, тем большее воздействие оказывает она на лицо, дающее ложные показания.

3. От силы нравственно-эмоционального воздействия на обвиняемого. Заранее должны быть четко продуманы все условия производства очной ставки.

4. От убедительности изложения фактов на очной ставке и от поведения лица, излагающего эти факты.

5. От проявления волевых качеств и психической активности ее участников.

6. От сущности имевшихся ранее психических отношений между лицами, находящимися на очной ставке.

Большое значение имеет и проведение предварительной психологической подготовки участников очной ставки. Она необходима для достижения следующих целей:

1) активизации последующей деятельности по воздействию в ходе очной ставки на лицо, дающее ложные показания. Психологическая подготовка участника очной ставки имеет целью вызвать у него определенные активные психические состояния, уверенность, стойкость и т. д. , что будет способствовать большей убедительности его доводов на очной ставке.

2) подготовки участника очной ставки к возможному отрицательному воздействию на него другого участника для предельного уменьшения этого отрицательного воздействия;

3) укрепления волевых качеств участника очной ставки, что даст ему возможность активно выполнить свою роль и не поддаться внушению, воздействию со стороны другого участника.

Лекция составлена начальником ЛМиИТ Академии МВД Узбекистана подполковником милиции Асямовым С.В.

Жизнь на Земле зародилась свыше 3,5 млрд лет назад, сразу после завершения формирования земной коры. На протяжении всего времени возникновение и развитие живых организмов влияло на формирование рельефа, климат. Также и тектонические, и климатические изменения, происходившие на протяжении многих лет, влияли на развитие жизни на Земле.

Таблица развития жизни на Земле может быть составлена, исходя из хронологии событий. Всю историю Земли можно разделить на определенные этапы. Наиболее крупные из них - это эры жизни. Они делятся на эры, эры - на -на эпохи, эпохи - на века.

Эры жизни на Земле

Весь период существования жизни на Земле можно разделить на 2 периода: докембрий, или криптозой (первичный период, 3,6 до 0,6 млрд лет), и фанерозой.

Криптозой включает в себя архейскую (древняя жизнь) и протерозойскую (первичная жизнь) эры.

Фанерозой включает в себя палеозойскую (древняя жизнь), мезозойскую (средняя жизнь) и кайнозойскую (новая жизнь) эры.

Эти 2 периода развития жизни принято делить на более мелкие - эры. Границы между эрами - это глобальные эволюционные события, вымирания. В свою очередь эры делятся на периоды, периоды - на эпохи. История развития жизни на Земле связана непосредственно с изменениями земной коры и климата планеты.

Эры развития, отсчет времени

Наиболее значительные события принято выделять в специальные интервалы времени - эры. Отсчет времени ведется в обратном порядке, от древнейшей жизни до новой. Существует 5 эр:

  1. Архейская.
  2. Протерозойская.
  3. Палеозойская.
  4. Мезозойская.
  5. Кайнозойская.

Периоды развития жизни на Земле

Палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры включают в себя периоды развития. Это более мелкие отрезки времени, по сравнению с эрами.

Палеозойская эра:

  • Кембрийский (кембрий).
  • Ордовикский.
  • Силурийский (силур).
  • Девонский (девон).
  • Каменноугольный (карбон).
  • Пермский (пермь).

Мезозойская эра:

  • Триасовый (триас).
  • Юрский (юра).
  • Меловой (мел).

Кайнозойская эра:

  • Нижнетретичный (палеоген).
  • Верхнетретичный (неоген).
  • Четвертичный, или антропоген (развитие человека).

Первые 2 периода входят в третичный период продолжительностью 59 млн. лет.

Таблица развития жизни на Земле
Эра, период Продолжительность Живая природа Неживая природа, климат
Архейская эра (древняя жизнь) 3,5 млрд лет Появление сине-зеленых водорослей, фотосинтез. Гетеротрофы Преобладание суши над океаном, минимальное количество кислорода в атмосфере.

Протерозойская эра (ранняя жизнь)

2,7 млрд лет Появление червей, моллюсков, первых хордовых, почвообразование. Суша - каменная пустыня. Накапливание кислорода в атмосфере.
Палеозойская эра включает в себя 6 периодов:
1. Кембрийский (кембрий) 535-490 млн лет Развитие живых организмов. Жаркий климат. Суша пустынна.
2. Ордовикский 490-443 млн лет Появление позвоночных. Затопление водой почти всех платформ.
3. Силурийский (силур) 443-418 млн лет Выход растений на сушу. Развитие кораллов, трилобитов. с образование гор. Моря преобладают над сушей. Климат разнообразен.
4. Девонский (девон) 418-360 млн лет Появление грибов, кистеперых рыб. Образование межгорных впадин. Преобладание сухого климата.
5. Каменноугольный (карбон) 360-295 млн лет Появление первых земноводных. Опускание материков с затоплением территорий и возникновением болот. В атмосфере много кислорода и углекислого газа.

6. Пермский (пермь)

295-251 млн лет Вымирание трилобитов и большинства земноводных. Начало развития пресмыкающихся и насекомых. Вулканическая активность. Жаркий климат.
Мезозойская эра включает в себя 3 периода:
1. Триасовый (триас) 251-200 млн лет Развитие голосеменных. Первые млекопитающие и костные рыбы. Вулканическая активность. Теплый и резко континентальный климат.
2. Юрский (юра) 200-145 млн лет Появление покрытосеменных. Распространение пресмыкающихся, появление первоптицы. Мягкий и теплый климат.
3. Меловой (мел) 145-60 млн лет Появление птиц, высших млекопитающих. Теплый климат с последующим похолоданием.
Кайнозойская эра включает в себя 3 периода:
1. Нижнетретичный (палеоген) 65-23 млн лет Расцвет покрытосеменных. Развитие насекомых, появление лемуров и приматов. Мягкий климат с выделением климатических зон.

2. Верхнетретичный (неоген)

23-1,8 млн лет Появление древних людей. Сухой климат.

3. Четвертичный или антропоген (развитие человека)

1,8-0 млн лет Появление человека. Похолодание.

Развитие живых организмов

Таблица развития жизни на Земле предполагает разделение не только на временные промежутки, но и на определенные этапы формирования живых организмов, возможные климатические изменения (ледниковый период, глобальное потепление).

  • Архейская эра. Самые значительные изменения в эволюции живых организмов - это появление сине-зеленых водорослей - прокариотов, способных к размножению и фотосинтезу, возникновение многоклеточных организмов. Появление живых белковых веществ (гетеротрофов), способных к поглощению растворенных в воде органических веществ. В дальнейшем появление этих живых организмов позволило разделить мир на растительный и животный.

  • Мезозойская эра.
  • Триасовый период. Распространение растений (голосеменных). Увеличение количества пресмыкающихся. Первые млекопитающие, костные рыбы.
  • Юрский период. Преобладание голосеменных, возникновение покрытосеменных. Появление первоптицы, расцвет головоногих моллюсков.
  • Меловой период. Распространение покрытосеменных, сокращение других видов растений. Развитие костных рыб, млекопитающих и птиц.

  • Кайнозойская эра.
    • Нижнетретичный период (палеоген). Расцвет покрытосеменных. Развитие насекомых и млекопитающих, появление лемуров, позже приматов.
    • Верхнетретичный период (неоген). Становление современных растений. Появление предков людей.
    • Четвертичный период (антропоген). Формирование современных растений, животных. Появление человека.

Развитие условий неживой природы, изменения климата

Таблица развития жизни на Земле не может быть представлена без данных об изменениях неживой природы. Возникновение и развитие жизни на Земле, новые виды растений и животных, все это сопровождается изменениями и в неживой природе, климате.

Климатические изменения: архейская эра

История развития жизни на Земле началась через этап преобладания суши над водными ресурсами. Рельеф был слабо расчерчен. В атмосфере преобладает углекислый газ, количество кислорода минимально. На мелководье пониженная соленость.

Для архейской эры характерны извержения вулканов, молнии, черные облака. Горные породы богаты графитом.

Климатические изменения в протерозойскую эру

Суша - это каменная пустыня, все живые организмы обитают в воде. В атмосфере накапливается кислород.

Климатические изменения: палеозойская эра

В различные периоды палеозойской эры происходили следующие :

  • Кембрийский период. Суша по-прежнему пустынна. Климат жаркий.
  • Ордовикский период. Наиболее значительные изменения - это затопление практически всех северных платформ.
  • Силурийский период. Тектонические изменения, условия неживой природы разнообразны. Происходит горообразование, моря преобладают над сушей. Определены области разных климатов, в том числе и районы похолодания.
  • Девонский период. Преобладает сухой климат, континентальный. Образование межгорных впадин.
  • Каменноугольный период. Опускание материков, заболоченные территории. Теплый и влажный климат, в атмосфере много кислорода и углекислого газа.
  • Пермский период. Жаркий климат, вулканическая деятельность, горообразование, высыхание болот.

В эру палеозоя сформировались горы Такие изменения в рельефе повлияли на мировой океан - морские бассейны сократились, образовалась значительная площадь суши.

Палеозойская эра положила начало практически всем основным месторождениям нефти и каменного угля.

Климатические изменения в мезозое

Для климата различных периодов мезозоя характерны следующие черты:

  • Триасовый период. Вулканическая деятельность, климат резко континентальный, теплый.
  • Юрский период. Мягкий и теплый климат. Моря преобладают над сушей.
  • Меловой период. Отступление морей от суши. Климат теплый, но в конце периода глобальное потепление сменяется похолоданием.

В мезозойскую эру сформированные ранее горные системы разрушаются, равнины уходят под воду (Западная Сибирь). Во второй половине эры сформировались Кордильеры, горы Восточной Сибири, Индокитая, частично Тибета, сформировались горы мезозойской складчатости. Преобладает жаркий и влажный климат, способствующий образованию болот и торфяников.

Климатические изменения - кайнозойская эра

В кайнозойскую эру произошло общее поднятие поверхности Земли. Изменился климат. Многочисленные оледенения земных покровов наступающих с севера изменили облик материков Северного полушария. Благодаря таким изменениям были сформированы холмистые равнины.

  • Нижнетретичный период. Мягкий климат. Разделение на 3 климатические зоны. Формирование континентов.
  • Верхнетретичный период. Сухой климат. Возникновение степей, саванн.
  • Четвертичный период. Многократное оледенение северного полушария. Похолодание климата.

Все изменения на протяжении развития жизни на Земле можно записать в виде таблицы, которая отразит самые значительные этапы в становлении и развитии современного мира. Несмотря на уже известные методы исследования, и сейчас ученые продолжают изучать историю, совершают новые открытия, которые позволяют современному обществу узнать, как развивалась жизнь на Земле до появления человека.

В наших школах и институтах официально преподают идею о том, что возраст нашей Земли исчисляется многими миллионами лет. Чтобы подтвердить эту точку зрения, как научную, приводится геохронологическая таблица с долгими эрами и периодами, которые ученые якобы вычислили по слоям осадочных пород и их окаменелостям в них. Приведу пример урока:

"Учитель: Многие годы геологи, изучая горные породы, пытались определить возраст Земли. Но ещё недавно они были далеки от успеха. В начале 17 века архиепископ Армы - Джеймс Ашер, вычислил дату сотворения мира по Библии, и определил её как 4004 г. до н. э.

Но он ошибался более чем в миллион раз. Сегодня учёные считают, что возраст Земли – 4600 миллионов лет. Наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород, называется геологией."

(Геохронологическая таблица фото №1)

(геохронологическая таблица фото №2)

Эти данные ученики принимают на веру, доверяя на слово преподавателю и не проверяя, а насколько правдива эта информация и соответствует ли она действительности. На самом деле уже давно известно множество научных доказательств, которые геохронологическую таблицу показывают недействительной. Есть ученые, которые имеют другую точку зрения на периоды истории нашей Земли. Например, Геологическая модель Уокера, модифицированная Клевбергом:

(Геохронологическая таблица фото №3)

Я думаю, каждый человек, ученик он или учитель, должен основательно перепроверить те официальные данные, которые он получает и сформировать свои собственные убеждения, основанные не на предвзятых догадках, но на научных изысканиях. Чтобы разобраться, какие гипотезы ученых ближе к истине, а какие нет, читайте статьи с другой точкой зрения на геохронологическую таблицу, чем официальная точка зрения, преподаваемая в учебных заведениях.

Согласно современным представлениям, имеет возраст 4,5 - 5 млрд лет. В истории ее возникновения выделяют планетарный и геологический этапы.

Геологический этап - последовательность событий в развитии Земли как планеты с момента образования земной коры. В ходе него возникали и разрушались формы рельефа, происходили погружение суши под воду (наступление моря), отступание моря, оледенения, появление и исчезновение различных видов животных и растений и т.д.

Ученые, пытаясь восстановить историю планеты, изучают пласты горных пород. Все отложения они делят на 5 групп, выделяя следующие эры: архейскую (древнейшую), протерозойскую (раннюю), палеозойскую (древнюю), мезозойскую (среднюю) и кайнозойскую (новую). Граница между эрами проходит по крупнейшим эволюционным событиям. Последние три эры делят на периоды, поскольку в этих отложениях останки животных и остатки растений сохранились лучше и в большем количестве.

Каждой эре свойственны события, оказавшие решающее влияние на современный рельеф .

Архейская эра отличалась бурной вулканической деятельностью, в результате которой на поверхности Земли оказались магматические гранитсодержащие породы - основа будущих материков. В то время Землю населяли лишь микроорганизмы, которые могли жить без кислорода. Предполагают, что отложения той эпохи покрывают практически сплошным щитом отдельные участки суши, в них много железа, золота, серебра, платины и руд других металлов.

В протерозойскую эру вулканическая активность также была высока, образовались горы так называемой бай- кальской складчатости. Они практически не сохранились и представляют собой сейчас лишь отдельные небольшие поднятия на равнинах. В этот период планету населяли сине-зеленые водоросли и простейшие микроорганизмы, возникли первые многоклеточные. Протерозойские пласты горных пород богаты полезными ископаемыми: железными рудами и рудами цветных металлов, слюдой.

В начале палеозойской эры образовались горы каледонской складчатости, что привело к сокращению морских бассейнов и возникновению значительных участков суши. В виде гор сохранились лишь отдельные хребты Урала, Аравии, Юго-Восточного Китая и Центральной Европы. Все эти горы невысокие, «изношенные». Во второй половине палеозоя образовались горы герцинской складчатости. Эта эпоха горообразования была более мощной, возникли обширные горные массивы на территории Западной Сибири и Урала, Монголии и Маньчжурии, большей части Центральной Европы, восточного побережья Северной Америки и Австралии. Сейчас они представлены невысокими глыбовыми горами. В палеозойскую эру Землю заселяют рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, среди растительности преобладают водоросли. Основные месторождения нефти и каменного угля возникли именно в этот период.

Мезозойская эра началась с периода относительного спокойствия внутренних сил Земли, постепенного разрушения созданных ранее горных систем и погружения под воду сглаженных равнинных территорий, например большей части Западной Сибири. Во второй половине эры образовались горы мезозойской складчатости. В это время появились обширные горные страны, которые и сейчас имеют облик гор. Это Кордильеры, горы Восточной Сибири, отдельные участки Тибета и Индокитая. Землю покрывала буйная растительность, которая постепенно отмирала и перегнивала. В условиях жаркого и влажного климата шло активное образование болот и торфяников. Это была эпоха динозавров. Гигантские хищные и травоядные животные распространились практически по всей планете. В это время появились и первые млекопитающие.

Кайнозойская эра длится по сей день. Ее начало было ознаменовано ростом активности внутренних сил Земли, приведшим к общему поднятию поверхности. В эпоху альпийской складчатости возникли молодые складчатые горы в пределах Альпийско-Гималайского пояса и приобрел современные очертания материк Евразия. Помимо этого, произошло омоложение древних горных массивов Урала, Аппалачей, Тянь-Шаня, Алтая. Резко изменился климат на планете, начался период мощных покровных оледенений. Наступающие с севера покровные ледники изменили рельеф материков Северного полушария, сформировав холмистые равнины с большим количеством озер.

Всю геологическую историю Земли можно проследить по геохронологической шкале - таблице геологического времени, показывающей последовательность и со-подчиненность основных этапов геологии, истории Земли и развития жизни на ней (см. табл. 4 на с. 46-49). Читать геохронологическую таблицу следует снизу вверх.

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

1. Объясните, почему на Земле наблюдаются полярные дни и ночи.
2. Какими были бы условия на Земле, если бы ось ее вращения не была наклонена к плоскости орбиты?
3. Смену времен года на Земле определяют две главные причины: первая - это обращение Земли вокруг Солнца; назовите вторую.
4. Сколько раз в году и когда Солнце бывает в зените над экватором? Над Северным тропиком? Над Южным тропиком?
5. В какую сторону отклоняются в Северном полушарии постоянные ветры и морские течения, движущиеся в меридиональном направлении?
6. Когда в Северном полушарии наблюдается самая короткая ночь?
7. Чем характеризуются дни весеннего и осеннего равноденствия на Земле? Когда они наступают в Северном и Южном полушариях?
8. Когда бывают дни летнего и зимнего солнцестояния в Северном и Южном полушариях?
9. В каких поясах освещенности расположена территория нашей страны?
10. Перечислите геологические периоды кайнозойской эры, начиная с самого древнего.

Таблица 4

Геохронологическая шкала

Эры (продолжительность - в млн лет) Периоды (продолжительность в млн лет) Главнейшие события истории Земли Характерные полезные ископаемые, образовавшиеся в данное время
1
2
3
4
Кайнозойская 70 млн лет
Четвертичный 2 млн лет (Q) Общее поднятие суши. Неоднократные покровные оледенения, особенно в Северном полушарии. Появление человека Торф, россыпные месторождения золота, алмазов, драг, камней
Неогеновый 25 млн лет (N) Возникновение молодых гор в областях альпийской складчатости. Омоложение гор в областях всех древних складчатостей. Господство цветковых растений Бурые угли, нефть, янтарь
Палеогеновый 41 млн лет (Р) Разрушение гор мезозойской складчатости. Широкое развитие цветковых растений, птиц и млекопитающих
Фосфориты, бурые угли, бокситы
Мезозойская 165 млн лет
Меловой 70 млн лет (К)
Возникновение молодых гор в областях мезозойской складчатости. Вымирание гигантских пресмыкающихся (динозавров). Развитие птиц и млекопитающих Нефть, горючие сланцы, мел, уголь, фосфориты
Юрский 50 млн лет (J)
Образование современных океанов. Жаркий и влажный климат на большей части суши. Расцвет гигантских пресмыкающихся (динозавров). Господство голосеменных растений Каменные угли, нефть, фосфориты
Триасовый 40 млн лет (Т) Наибольшее за всю историю Земли отступание моря и поднятие суши. Разрушение гор каледонской и гер- цинской складчатостей. Обширные пустыни. Первые млекопитающие Каменные соли
1
2
3
4
Палеозойская 330 млн лет Пермский 45 млн лет (Р) Возникновение молодых складчатых гор в областях герцинекой складчатости. Сухой климат на большей части суши. Появление голосеменных растений Каменные и калийные соли, гипсы
Каменноугольный 65 млн лет (С) Жаркий и влажный климат на большей части суши. Широкое распространение болотистых низменностей в прибрежных районах. Леса из древовидных папоротников. Первые пресмыкающиеся, расцвет земноводных
Каменный уголь, нефть
Девонский 55 млн лет (р)
Жаркий климат на большей части суши. Первые пустыни. Появление земноводных. Многочисленные рыбы Соли, нефть
Силурийский 35 млн лет (S) Возникновение молодых складчатых гор в областях каледонской складчатости. Первые наземные растения (плауны и папоротники)


Ордовикский 60 млн лет (О)
Уменьшение площади морских бассейнов. Появление первых наземных беспозвоночных
Кембрийский 70 млн лет Возникновение молодых гор в областях байкальской складчатости. Затопление обширных пространств морями. Расцвет морских беспозвоночных животных Каменная соль, гипс, фосфориты
Протерозойская эра 600 млн лет Начало байкальской складчатости. Мощный вулканизм. Развитие бактерий и сине-зеленых водорослей Железные руды, слюда, графит
Архейская эра 900 млн лет
Формирование материковой земной коры. Напряженная вулканическая деятельность. Время примитивных одноклеточных бактерий
Руды

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Привет! В этой статье я хочу Вам рассказать о геохронологической колонке. Это колонка периодов развития Земли. А так же подробнее о каждой эре, благодаря чему можно себе нарисовать картину формирования Земли на протяжении всей ее истории. Какие виды жизни первыми появились, как они менялись, и сколько для этого понадобилось .

Геологическая история Земли делится на большие промежутки — эры, эры делятся на периоды, периоды делятся на эпохи. Такое деление было связано с событиями, происходившими на . Изменение абиотической среды повлияло на эволюцию органического мира на Земле.

Геологические эры Земли, или геохронологическая шкала:

А теперь обо всем подробнее:

Обозначения:
Эры ;
Периоды;
Эпохи.

1. Катархейская эра (от сотворения Земли, около 5 млрд. лет назад, до зарождения жизни);

2. Архейская эра , самая древняя эра (3,5 млрд. – 1,9 млрд. лет назад);

3. Протерозойская эра (1,9 млрд. – 570 млн. лет назад);

Архей и Протерозой еще объединяют в Докембрий. Докембрий охватывает наибольшую часть геологического времени. Образовались , участки суши и моря, происходила активная вулканическая деятельность. Из докембрийских пород образовались щиты всех континентов. Следы жизни обычно встречаются редко.

4. Палеозойская эра (570 млн. – 225 млн. лет назад) с такими периодами :

Кембрийский период (от латинского названия Уэльса) (570 млн. – 480 млн. лет назад);

Переход к кембрию отмечен неожиданным появлением огромного количества ископаемых. Это признак начала Палеозойской эры. В многочисленных мелководных морях процветали морская флора и фауна. Особенно широко были распространены трилобиты.

Ордовикский период (от британского племени ордовиков) (480 млн. – 420 млн. лет назад);

На значительной части Земли был мягкий , большую часть поверхности еще покрывали моря. Продолжалось накопление осадочных пород, происходило горообразование. Существовали рифообразующие . Отмечено изобилие кораллов, губок и моллюсков.

Силурийский период (от британского племени силуров) (420 млн. – 400 млн. лет назад);

Драматические события в истории Земли начались с развитием бесчелюстных рыбообразных (первых позвоночных), которые появились в ордовике. Еще одним значительным событием было появление в позднем силуре первых наземных .

Девонский период (от графства Девоншир в Англии) (400 млн. – 320 млн. лет назад);

В раннем девоне достигли своего пика горообразовательные движения, но в основном это был период скачкообразного развития. На суше расселились первые семенные растения. Отмечено большое разнообразие и количество рыбообразных, развились первые наземные животные — амфибии.

Карбоновый или Каменноугольный период (от обилия угля в пластах ) (320 млн. – 270 млн. лет назад);

Продолжались горообразование, складкообразование, эрозия. В Северной Америке и произошло затопление заболоченных лесов и речных дельт, образовались большие каменноугольные отложения. Южные континенты были охвачены оледенением. Бурно распространялись насекомые, появились первые рептилии.

Пермский период (от российского г. Пермь) (270 млн. – 225 млн. лет назад);

На значительной части Пангеи — суперконтиненте, объединившим все — господствовали условия . Широко распространились рептилии, эволюционировали современные насекомые. Развивалась новая наземная флора, включая хвойные. Исчезли несколько морских видов.

5. Мезозойская эра (225 млн. – 70 млн. лет назад) с такими периодами :

Триасовый период (от трехчастного деления периода, предложенного в Германии) (225 млн. – 185 млн. лет назад);

С наступлением Мезозойской эры Пангея начала распадаться. На суше утвердилось господство хвойных. Отмечено разнообразие среди рептилий, появились первые динозавры и гигантские морские рептилии. Развились примитивные млекопитающие.

Юрский период (от гор в Европе) (185 млн. – 140 млн. лет назад);

Значительная вулканическая деятельность была связанны с образованием Атлантического океана. На суше господствовали динозавры, воздушный океан покорили летающие рептилии и примитивные птицы. Имеются следы первых цветковых растений .

Меловой период (от слова «мел») (140 млн. – 70 млн. лет назад);

Во время максимального расширения морей происходили отложения мела, особенно в Британии. Продолжалось господство динозавров до исчезновения их и других видов в конце периода.

6. Кайнозойская эра (70 млн. лет назад – до нашего времени) с такими периодами и эпохами :

Палеогеновый период (70 млн. – 25 млн. лет назад);

Палеоценовая эпоха («давнейшая часть новой эпохи») (70 млн. – 54 млн. лет назад);
Эоценовая эпоха («заря новой эпохи») (54 млн. – 38 млн. лет назад);
Олигоценовая эпоха («не очень новая») (38 млн. – 25 млн. лет назад);

Неогеновый период (25 млн. – 1 млн. лет назад);

Миоценовая эпоха («сравнительно новая») (25 млн. – 8 млн. лет назад);
Плиоценовая эпоха («очень новая») (8 млн. – 1 млн. лет назад);

Палеоценовый и Неогеновый периоды еще объединяют в Третичный период. С наступлением Кайнозойской эры (новой жизни) происходит скачкообразное распространение млекопитающих. Развились многие крупные виды, хотя многие вымерли. Резко выросло количество цветковых растений . С похолоданием климата появились травянистые растения. Произошло значительное поднятие суши.

Четвертичный период (1 млн. – наше время);

Плейстоценовая эпоха («наиболее новая») (1 млн. – 20 тыс. лет назад);

Голоценовая эпоха («совсем новая эпоха») (20 тыс. лет назад – наше время).

Это последний геологический период, включающий настоящее время. Четыре основных оледенения перемежались с потеплениями. Возросла численность млекопитающих; они приспособились к . Произошло становление человека — будущего властелина Земли.

Также существуют и другие способы деления эр, эпох, периодов, к ним добавлены эоны, и некоторые эпохи еще делятся, вот как на этой таблице, например.

Но эта таблица более сложная, запутанная датировка некоторых эр чисто хронологическая, не основана на стратиграфии. Стратиграфия — это наука об определении относительного геологического возраста осадочных горных пород, расчленении толщ пород и корреляции различных геологических образований.

Такое деление, конечно же, относительно, так как резкого, из сегодня в завтра, разграничения в этих подразделениях не было.

Но все — таки на рубеже соседних эр и периодов преимущественно происходили существенные геологические преобразования: процессы образования гор, перераспределение и морей, изменение климата и т. д.

Каждый подраздел характеризовался конечно же своеобразием флоры и фауны.

, и можно почитать в этой же рубрике.

Таким образом, это основные эры Земли, на которые опираются все ученные 🙂