Искусствопубличного выступления. Контрольная развитие памяти как условие успешного публичного выступление

2. Правила успешного публичного выступления

Заключение

Список литературы

Введение

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

1. человек, произносящий речь, выступающий публично;

2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством.

Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос. Но таких людей очень мало.

В связи с этим можно вспомнить статью «Хорошая новость», написанную А.П. Чеховым в 1893 году «В московском университете преподаётся студентам декламация, т. е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим, поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная, куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ – десять, потому, что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект.… В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в тоже время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить, не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

1. Ошибки публичного выступления

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» - радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно - люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы, по крайней мере, произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит, прежде всего, она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите, и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются, прежде всего, собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно - за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова - это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», - бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех - это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации - это доказано нейропсихологами.

Я сейчас очень люблю выступать на публике. Ловлю от этого настоящий кайф. Удивительное ощущение, когда ты можешь отдавать энергию и получать ее обратно в виде заинтересованности, вовлеченности, реакции аудитории на то, что ты говоришь. Видеть глаза своих слушателей, которые светятся интересом - дай, дай, дай нам еще! - вот что приносит мне огромное удовлетворение и заряжает энергией.

Но так было не всегда. Я помню, как я волновалась, теряла голос, забывала, что хотела сказать. Однажды во время презентации я так разволновалась, что полностью забыла, что нужно было говорить. Просто стояла и молчала, и смотрела на присутствующих. И единственное что я смогла, так это честно признаться, что совсем ничего не помню. Хорошо, что среди присутствующих оказался человек, который поддержал меня, сказав: «Ну и очень хорошо. Раз вы не знаете, расскажите нам, что в голову приходит». Мне показалось это очень забавным, вывело из состояния оцепенения и я сделала свое выступление.

Знакомо Вам такое? У меня это случалось очень много раз! В какой-то момент мне стало казаться, что я не люблю выступать публично.

Однако, все это поправимо. Искусству выступать публично можно научиться! Конечно, это требует определенной работы над собой и дисциплины.

Для того, чтобы выступать эффективно и эффектно, нужно знать, ЧТО Вы хотите сказать, КОГДА, КАК и ГДЕ Вы будете это говорить. Контент очень важен!

Если с ним все в порядке, тогда нужно представлять, что еще может помочь в выступлениях, а что навредить. Начните с того, чтобы исключить из своих выступлений основные ошибки не только неопытных выступающих, но и спикеров со стажем.

Вот эти ошибки:

  • говорить очень быстро и без пауз, а тем более размахивая при этом руками, - стоять, как вкопанный или сидеть как памятник, да еще вытянув руки по швам,
  • открывать рот раньше того, как начнете говорить.
  • использовать определенные жесты, например, складывать руки на животе, как бы прикрывая пупок, а тем более низ живота, делать руками жест, похожий на то как доят коров, или резко отпускать руки вниз, как будто машете крыльями. Это движение часто встречается и выглядит странно.

Что Вам может помочь?

Настрой и состояние - самое главное

Это очень важные составляющие эффективного публичного выступления. Возможно, у Вас есть свои приемы, как войти в необходимое состояние. Если нет, то можно воспользоваться дыхательными техниками. Они очень эффективны, их суть в том, чтобы изменить ритм дыхания и таким образом быстро настроиться. Мне очень нравятся такие техники, как «дыхание жизни» и «походка силы». Обе они направлены на то, чтобы изменить состояние. В первом случае задействовано изменение ритма дыхания, во втором его изменение достигается через движение и снятия зажимов тела. Я и сама люблю ими пользоваться. Можно также использовать определенные стимулы, так называемые якоря, которые будут вызывать необходимые Вам состояния. Например, уверенность, спокойствие и другие. Затем воспроизвести эти стимулы перед выступлением. Если самим настроиться соответствующим образом не получается, то можно обратиться к специалисту - психологу или коучу.

У меня есть свой маленький секрет. Буквально перед тем как начать свое выступление, я на несколько секунд прерываю контакт с аудиторией, потом его восстанавливаю, мысленно посылаю приветствие своим слушателям, говорю, как я рада видеть их на моем семинаре, выдерживая при этом паузу. Все это длится меньше минуты. А потом я начинаю свою речь. Это позволяет сконцентрироваться, настроиться на позитив и послать позитивный заряд аудитории, а позитивный настрой и доброжелательность моментально считываются аудиторией.

Если не получается справиться с волнением, то лучше честно сказать аудитории об этом. Честность всегда импонирует.

Тело и жесты

Для того чтобы выглядеть уверенно, очень важно стоять или сидеть определенным образом. Если стоите, то стойте центрировано, на двух ногах, равномерно распределив вес. Не нужно качаться, отставлять ногу, все это будет восприниматься как неуверенность. Если сидите, то держите спину прямо, а если при этом нужно говорить что-то серьезное, то лучше не облокачиваться на спинку стула. Сидя за столом, на стол лучше класть только кисти рук, иначе будет сложно жестикулировать, а правильные жесты, особенно усиленные паузами, очень обогатят выступление и подчеркнут профессионализм и интеллект. Важно знать, что поза тела очень влияет на голос, и если хотите усилить голос, то лучше это делать не напрягая его, а изменяя позу тела.

Голос

Очень важно говорить так, чтобы Вас слышали и изменять громкость и скорость речи. Но что делать, если Вы не можете говорить громко, начинаете кашлять, а тем более не можете говорить в разной тональности. Объяснение этому - наличие челюстного или горлового телесного блока. Очень поможет вокальная йога, дыхание с озвучением, массаж челюстной мышцы, зевание с максимальным открытием рта. Еще очень хорошо помогает представление, что вы говорите на гораздо большую аудиторию, чем Ваша. Если к Вам пришли 50 человек - говорите на 150.

Паузы

Паузы это очень важный и очень недооцененный инструмент в публичных выступлениях. Умение правильно использовать паузы поможет правильно расставить акценты, повысит Вашу значимость как спикера. В выступлениях можно использовать как препаузы – то есть паузы, которые используются перед началом фразы, так и постпаузы, которые используются после. Первые привлекают внимание к тому, что Вы говорите и повышают значимость того, о чем Вы говорите. Вторые как бы отправляют, полученную информацию в долговременную память. Поэтому, если хотите, чтобы информация, которую Вы сообщаете запомнилась, используйте постпаузы. Правда, здесь есть один секрет, если во время паузы двигаться или жестикулировать, она скорее всего не произведет того эффекта, на который рассчитывали. Поэтому замрите во время паузы, как бы заморозив движение.

Взгляд

Нужно обязательно помнить про взгляд. Конечно, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией, именно поддерживать, а не скользить взглядом. Это значит, что если смотрите в глаза, то должны сохранять контакт хотя бы несколько секунд, а потом уже переводить взгляд к другому. Опять же, есть маленький секрет. Если Вам приходится говорить неприятную или негативную информацию, то зрительный контакт лучше прервать и перевести его на какой-то предмет. Это может быть какой-то отчет, флипчарт или что-то другое. Таким образом, Вы не будете ассоциироваться напрямую с негативной информацией, а также не навредите людям, которым доносите ее. Еще важно помнить, что взгляд аудитории следует за взглядом выступающего. Не стоит смотреть в одну сторону, а руками указывать в другую.

Зонирование

Впечатление от выступления ухудшается, если выступающий все время стоит на одном месте. Перед выступлением выделите себе несколько зон, в которых Вы будете говорить разные вещи. Для начала трех- четырех будет достаточно, чтобы не запутаться. Где-то будет зона основного выступления, где-то вопросов и ответов, где-то Вы будете рассказывать примеры из жизни, может быть, захотите использовать метафоры, притчи или что-то другое. Конечно важно запомнить, какую зону для чего используете и возвращаться к ним в течение выступления, иначе может сложиться впечатление хаотичного движения.

«Как много всего нужно иметь в виду» - скажете Вы. Да, с одной стороны много, а с другой стороны - нет. Потому что это навыки, которые легко освоить. Лучше тренировать их по отдельности. Где-то одна неделя на навык, где-то больше. Над состоянием, возможно, придется работать дольше и даже воспользоваться услугами специалиста. Если Вы решитесь начать это делать, то будете приятно удивлены, насколько повысится значимость, эффективность и эффектность Ваших публичных выступлений.

Клинический психолог и коуч

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.