Кто придумал первую подводную лодку. Первые подводные лодки россии

Первая подводная лодка была построена в России ещё при Петре I. Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казенной верфи, В 1718 году подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что
«…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…»

Петр I оценил предложение и приказал, «таясь от чужого глазу», приступить к работе

В 1720-1721 годах по указанию Петра I построил сперва модель, а затем, в 1721-1724 годах и полноразмерное подводное «Потаённое судно», ставшее первой российской подводной лодкой.

Конструкция первой подводной лодки Никонова

Что же собой представляла подводная лодка Никонова? Первая в мире подводная лодка имела деревянный корпус длиной около 6 и шириной около 2 м, обшитый снаружи листами жести. Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. Экипаж — 4 человека. Движитель — две пары вёсел. Вооружение («огненные трубы») — что-то вроде примитивных огнемётов. Балласт принимался через систему оригинальных перфорированных кингстонов, откачивался ручной помпой. Судно было оборудовано шлюзом. Первая русская военная подводная лодка получила имя «Морель».

Испытания подводной лодки

  • Первые испытания судна, в присутствии Петра I, прошли осенью 1724 года и закончились аварией: при ударе о грунт дно корабля оказалось проломлено. Царь велел укрепить корпус лодки железными обручами, приободрил изобретателя и предупредил чиновников, чтобы ему «никто конфуз в вину не ставил»
  • Весной 1725 года судно было спущено на воду после ремонта, но обнаруженная течь не позволила провести погружение.
  • Третий раз Никонов испытывал своё судно в 1727 году.

После смерти Петра I впал в опалу. В 1728 году был разжалован из мастеров в рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.
Современный исследователь, инженер-кораблестроитель Е. Е. Колосов полагает, что судно Никонова «по техническим решениям, заложенным в нем, являлось прообразом современной ПЛ» и что сам Никонов, несмотря на неудачи, «в действии доказал возможность подводного плавания: летом 1721 года Ефим на своем „судне-модели“ все же совершил два успешных погружения и всплытия на Неве»

«Потаённое судно» некоторое время хранилось на Галерном Дворе, пока не разрушилось от ветхости. Там, где в 1721-м году испытывали первую российскую подводную лодку, сегодня стоит камень с памятной доской и макетом (живописным, но, на мой взгляд, абсолютно неудачным) того самого «образца», за который Ефим Прокопьевич Никонов некогда ручался жизнью.

Видео — подводная лодка в воде

Полное погружение

К 110-летию подводного флота России

19 марта 1906 года вышел указ "О классификации военных судов российского императорского флота". Именно этим указом были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава (Латвия).

Император Николай II "высочайше повелеть соизволил" включить в классификацию "посыльные суда" и "подводные лодки". В тексте указа были перечислены 20 названий построенных к тому времени субмарин.

Приказом по Морскому ведомству России подводные лодки были объявлены самостоятельным классом кораблей флота. Их называли "потаенными судами".

Самые известные и лучшие в своем классе субмарины за всю историю подводного флота России – в спецпроекте ТАСС.

За 110-летнюю историю отечественные субмарины прошли несколько этапов развития – от крошечных "потаенных судов" до самых больших в мире стратегических ракетоносцев. С момента появления в составе Военно-морского флота субмарины были и остаются воплощением самых прогрессивных научно-технических идей и передовых инженерных решений.

В отечественном подводном кораблестроении неатомные и атомные субмарины принято условно делить на четыре поколения.

Первое поколение подлодок для своего времени стало абсолютным прорывом. Однако в них были сохранены традиционные для дизель-электрического флота решения по электроэнергетическому обеспечению, общекорабельным системам. Именно на этих проектах отрабатывали гидродинамику.

Второе поколение наделили новыми типами атомных реакторов и радиоэлектронного оборудования. Также характерной чертой стала оптимизация формы корпуса для подводного хода, что привело к росту стандартных скоростей подводного хода до 25-30 узлов (у двух проектов даже свыше 40 узлов).

Третье поколение стало более совершенным в отношении и скорости, и скрытности. Подлодки отличались большим водоизмещением, более совершенным вооружением и лучшей обитаемостью. На них впервые установили оборудование для радиоэлектронной борьбы.

Четвертое поколение значительно увеличило ударные возможности субмарин, и повысилась их скрытность. Кроме того, внедряются системы радиоэлектронного вооружения, которые позволят нашим субмаринам раньше обнаружить противника.

Сейчас конструкторские бюро ведут разработки пятых поколений субмарин.

На примере различных проектов-"рекордсменов", отмеченных эпитетом "самый", можно проследить, в чем особенности основных этапов развития подводного флота России.

САМЫЕ БОЕВЫЕ:

Героические "Щуки" времен Великой Отечественной войны

На долю экипажей дизельных подлодок типов "Щука", "Средняя", "Малютка" и других выпала одна из самых трагических и тяжелых страниц отечественной истории – Великая Отечественная война. Всего в войне участвовало более 260 субмарин различного класса, водоизмещения и вооруженности. Самым массовым и известным проектом этого времени являются "Щуки" подводным водоизмещением в 706 тонн.

Из 44 воевавших "Щук" погибла 31 – до сих пор поисковики находят остовы погибших кораблей этого типа на Балтике и в Черном море.

Еще до Великой Отечественной боевые качества "Щук" были проверены в Советско-финской войне, там они первыми из советских кораблей применили оружие.

Всего в 1930-40-x годах было построено 86 кораблей этого проекта, служивших на всех флотах. Историки флота признают, что проект обладал рядом существенных недостатков, но отличительными особенностями "Щук" были сравнительная дешевизна в постройке, повышенная маневренность и живучесть. Всего было построено шесть серий подлодок этого типа, которые постепенно улучшали свои мореходные качества, техническую и другую вооруженность. Так, две лодки этого типа стали первыми советскими субмаринами, оснащенными в 1940 году приборами беспузырной торпедной стрельбы. Эта система крайне важна для незаметности подлодки.

Последние "Щуки" продолжали службу в Военно-морском флоте вплоть до конца 1950-х годов.

Документальный фильм "Оружие Победы": подводная лодка "Щука"

© YouTube/Телеканал "Звезда"

САМЫЕ МАССОВЫЕ*:

В 1955 году в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин") был разработан проект большой многоцелевой океанской подводной лодки 641-го проекта (Foxtrot по классификации НАТО).

Эти дизельные субмарины второго поколения (знаменитые "букашки", которые получили это название из-за буквы Б в бортовых номерах) до начала 1970-х годов по праву считались лучшими в мире.

Характерной особенностью новых подводных лодок стало применение высоколегированной стали АК-25, увеличение дальности плавания до 30 тысяч миль, подводной скорости до 16 узлов, автономности плавания до 90 суток.

*Формально самыми массовыми подлодками отечественного производства считаются субмарины 613-го проекта (их было построено 215 штук). Однако в конструкции этих подлодок были существенные заимствования у немецких субмарин 21-го проекта. Лодки 641-го проекта стали самыми массовым субмаринами полностью отечественной разработки. Все 75 кораблей были построены на Адмиралтейских верфях в Ленинграде.

В отличие от многих других, 641-й проект уникален еще и тем, что ни одна субмарина не потерпела крушения в море по причине технической неисправности.

Кроме того, лодка проекта 641 стала первым в истории СССР подводным кораблем, построенным на экспорт. В сентябре 1967 года заказчику – военно-морским силам Индии – была передана подводная лодка Б-51 "Кальвари" проекта 641И.

Среди кораблей, в разные годы построенных на Адмиралтейских верфях, немало таких, которые впоследствии были установлены в качестве музеев и кораблей-памятников. И опять безусловным лидером в этом перечне являются лодки 641-го проекта – таких кораблей-памятников уже пять: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Вытегре (Вологодская область), индийском городе Визакхапатнам. Б-427 открыта для осмотра в Морском музее США в Лонг-Бич.

Четыре лодки 641-го проекта – Б-4 "Челябинский комсомолец", Б-36, Б-59 и Б-130 – участвовали в операции "Кама" в период Карибского кризиса. Вот как вспоминает о том периоде участник Карибского кризиса капитан второго ранга Анатолий Андреев:

"Когда в 1962 году Америка устроила морскую блокаду Кубе, в ответ Хрущев (первый секретарь ЦК КПСС – прим. ТАСС) приказал перебросить в Карибское море подводные лодки. В случае перехвата советских кораблей они должны были нанести по американским кораблям удар из-под воды. 31 сентября руководство дало команду отправляться в очередной поход. Я был на тот момент помощником командира Б-36, и, как оказалось, это был самый длительный поход за период моей службы. В составе 69-й бригады Северного флота в поход вышли четыре лодки.

Поскольку курс вначале указан не был, штурманы вооружались картами всего Мирового океана. Вышли из Кольского залива в ночь на 1 октября и все гадали: Албания или Югославия, Алжир или Египет, а может, Ангола?"

По словам Андреева, средняя скорость хода составила 6 узлов, идти приказали в надводном положении. Опуститься на глубину 100 метров пришлось лишь для того, чтобы сделать операцию по удалению аппендицита мичману.

В Атлантике на лодку обрушился такой шторм, который команда не встречала ни в одном походе ни до, ни после.

"Волны достигали 10-12 метров, лодку просто укладывало на бок. Шли почти вслепую, перископы оказались бесполезными, так как попытайся мы ими воспользоваться, их бы просто вырвало. Однако страха у нас не было. Потому что в нашей Б-36 мы были уверены. Адмиралтейские рабочие сделали такую субмарину, которая легко, как "ванька-встанька", возвращалась в исходное положение, как только уходила волна".

Лишь на десятые сутки, пройдя Англию, командир вскрыл увесистый конверт и объявил: Куба, порт Мариэль.

По мере приближения к берегам Америки возрастало напряжение. Все чаще приходилось скрываться под водой от самолетов. И вот капитан дал команду занять позицию у пролива Кайкос. К тому времени температура в основных отсеках достигла плюс 57 градусов по Цельсию. На лодке был введен строгий режим расхода пресной питьевой воды – по стакану в день на человека.

"Всплыл под перископ, все вроде тихо, и тут через несколько минут после продувания средней цистерны поступил очень сильный сигнал корабельной РЛС. Сыграл срочное погружение, ушел на 25 метров, но тут же заработала гидроакустика корабля в активном режиме, и винты над нами загрохали с такой силой, что все вжали головы в плечи. Ушли глубже – на 50 метров. Но эсминец нас уже зацепил. Через несколько минут подошли еще два корабля. К тому моменту в отсеках лодки стало совсем невмоготу: к отсутствию воздуха и нестерпимой жаре добавились оглушающие звуки гидролокаторов. Несколько суток моряки провели в небывалом напряжении, делая попытки оторваться".

Лишь 31 октября на рассвете было принято решение на всплытие. По радийной связи команда доложила о своем положении. Но ответа не последовало.

1 ноября командир принял решение отрываться самостоятельно. Тогда, при ярком дневном солнце, американский эсминец, на мостике которого находились лишь вахтенный офицер и сигнальщики, проходил рядом с Б-36. На лодке была объявлена боевая тревога. Чтобы не насторожить сопровождение, отдан приказ не опускать перископы и не убирать ходовой флаг и штыревую антенну. Как только корабль немного отошел и стал разворачиваться, было сыграно полное погружение! Лодка набирала полный ход и "поднырнула" под эсминец, что позволило ей оторваться.

Об уникальном походе долго не говорили. Позже его называли авантюрой, ведь в Карибское море были брошены лодки, приспособленные к условиям Арктики. После участия Б-36 в Карибском кризисе проект вновь был усовершенствован, в том числе поставлена система водяного охлаждения, новая гидроакустика, устранена шумность.

САМАЯ ПЕРВАЯ АТОМНАЯ:

"Ленинский Комсомол"

Подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 "Кит" – первая атомная лодка СССР и третья атомная в мире.
Свое название она получила от одноименной дизельной подводной лодки М-106 Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.
"Ленинский комсомол" был заложен 24 сентября 1955 года на заводе в Северодвинске (ныне Севмаш). Лодка, принятая в состав флота 12 марта 1959 года, фактически стала опытной.

Обводы корпуса и многие системы, несмотря на влияние дизельных проектов, создавались для К-3 с нуля. Ее элегантный "сигарообразный" корпус, внешнее покрытие и многие другие характеристики были принципиально новыми. Известно, что она была быстроходнее первого в мире подводного атомохода "Наутилус" (США), выдавая скорость подводного хода в 28 узлов.

С завода подлодка ушла фактически "сырой", многие недоделки устранялись позднее, во время эксплуатации. Этот проект был первым в своем роде и абсолютно новаторским, поэтому конструкторы и судостроители часто продвигались "вслепую" в решении многих проблем.

С 1961 года подлодка начала нести боевую службу в Атлантике, а спустя год ушла в автономку в Северный Ледовитый океан, где дважды прошла через Северный полюс.

Однако 8 сентября 1967 года произошел пожар в первом и втором отсеках лодки, которая несла боевое дежурство в Норвежском море. Погибло 39 человек. Несмотря на это, лодка самостоятельно вернулась в базу.

Среди моряков "Комсомола" нередки были случаи лучевой болезни из-за того, что в парогенераторах атомного реактора постоянно обнаруживались течи и облучение членов экипажа в "грязных" отсеках часто многократно превышало допустимые нормы.

Несмотря на это, К-3 прослужила в составе Северного флота до 1991 года. Сегодня ее судьба особенно волнует сотни энтузиастов по всему миру – дело в том, что остов некогда знаменитой на флоте К-3 находится на хранении в Мурманской области, на судоремонтном заводе "Нерпа". Решения о превращении подлодки в музей пока нет, возможно, она будет отправлена на утилизацию.

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ОХОТНИКИ:

"Победители" 671-го проекта

Во времена Советского Союза основу подводного флота составляли атомные многоцелевые подводные лодки второго поколения проекта 671 "Ерш" и его модификаций (671РТ и 671РТМ). По натовской квалификации корабли этого проекта получили говорящее название "Victor" – "Победитель".

В 1960-х годах развитие ядерных технологий потребовало развертывания подводных ракетных кораблей у берегов противника. Исходя из этого, СКБ-143 (сегодня КБ "Малахит") получило задание на проектирование атомной торпедной субмарины. Головную лодку проекта 671 (К-38) заложили 13 апреля 1963 года на Адмиралтейских верфях.

Отличительными особенностями новых кораблей стали усовершенствованная гидродинамика, подводная скорость до 30 узлов, а применение в конструкции прочного корпуса новой марки стали АК-29 позволило увеличить глубину погружения до 400 метров.

Ракетно-торпедный комплекс лодок проекта 671 обеспечивал поражение подводных, надводных и береговых целей ядерным зарядом мощностью пять килотонн в тротиловом эквиваленте на дальностях от 10 до 40 километров. Пуск выполнялся из стандартных 533-миллиметровых торпедных аппаратов с рекордной глубины в 50-60 метров.

Кроме ракет-торпед лодки вооружались уникальными торпедами 65-76 "Кит", которые имели в боевой части 567 кг взрывчатого вещества и, наводясь по следу корабля, поражали цель на расстоянии до 50 километров со скоростью 50 узлов или с дистанции 100 километров со скоростью 35 узлов. Эти торпеды до сих пор не имеют аналогов в мире.

В ходе испытаний в Белом море новый атомоход развил кратковременную максимальную подводную скорость более 34,5 узла, став на тот момент самой быстроходной подводной лодкой в мире.

"Победителей" можно было встретить фактически во всех морях и океанах – везде, где нес боевую службу Советский флот. Их автономки в Средиземном море продолжались почти 90 суток вместо положенных 60. Известен случай, когда штурман К-367 записал в журнале: "Определили место корабля по отдаче якоря на американском авианосце "Нимиц" (который отшвартовался в порту Неаполя)". При этом АПЛ не входила в территориальные воды Италии, но вела слежение за американским кораблем.

За более чем 30-летнюю историю эксплуатации на подводных лодках 671-го проекта не было ни одной аварии.

Служба в Персидском заливе

Капитан 1 ранга, ветеран-подводник Владимир Иванюсь прослужил в подводном флоте более 30 лет, 14 из них – на Северном флоте, на атомных подводных лодках 671-го проекта и его модификаций.

"Лодки в базах не засиживались, – рассказывает Иванюсь. – Охотились за американскими авианосно-ударными соединениями: искали, а после обнаружения следили за ними, находясь в районе базирования субмарин. Часто ходили подо льдами в Атлантике".

Показателен такой пример: две из трех лодок проекта 671РТ, построенных на Адмиралтейском заводе, за период службы выполнили по 11, а одна – 12 автономных походов.

Но самым памятным для ветерана-подводника остается шестимесячный поход в Персидский залив в 1980 году, в котором участвовала атомная подводная лодка К-517.

"Это был уникальный по продолжительности и дальности поход, – вспоминает Владимир Степанович, который на тот момент был командиром дивизиона живучести на К-517. – В связи с обострением обстановки вокруг Персидского залива, СССР нужно было заявить о своем присутствии в Мировом океане, продемонстрировав мощь и потенциальные возможности подводного флота".

Выйдя из Западной Лицы, две советские лодки с интервалом в несколько суток прошли вокруг Африки в Индийский океан в сопровождении корабля комплексного обеспечения – плавбазы "Березина". 45 суток корабли шли в подводном положении. После прибытия в Аден (Республика Йемен) и проведения планово-предупредительного осмотра, советские подводные лодки вышли на боевое дежурство в Аравийское море.

"Поход был трудным. Но самым сложным оказался даже не столько сам переход и боевое дежурство, сколько стоянка в базе в надводном положении. Представьте: лето, дикая жара, температура забортной воды около 30 градусов. В отсеках жарко, все установки, рассчитанные на эксплуатацию в северных морях, работали практически на пределе. Но люди и техника выдержали: с поставленной задачей справились!" – отмечает Иванюсь.

Ни во время перехода туда и обратно, ни во время боевых дежурств советские лодки ни разу не были запеленгованы. А вот советские подводники неоднократно наблюдали в перископ, как с американских авианосцев взлетают самолеты.

Осенью 1981 года К-517 совершила плавание под паковыми льдами Центральной Арктики вокруг Северного полюса и произвела всплытие в географической точке Северного полюса, став первой АПЛ, прошедшей по периметру Северного Ледовитого океана.

САМАЯ БЫСТРАЯ:

Единственная в мире "Золотая рыбка "

Рекорд скорости подводного хода этой подлодки второго поколения не превзойден до сих пор. Мало того, ни одна субмарина до сих пор даже не приблизилась к скорости в 44,7 узла (более 80 км/ч).
Единственная в своем роде титановая АПЛ К-162 (проект 661 "Анчар") была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в состав флота 31 декабря 1969 года. Именно тогда она и показала блестящие скоростные характеристики.

Свое прозвище "Золотая рыбка" лодка получила из-за высокой стоимости и замечательных боевых возможностей. От серийного строительства этих подлодок отказались еще в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.

"Анчар" был наделен усовершенствованной атомной энергетической установкой и мог запускать крылатые ракеты из подводного положения.

В 1971 году лодка вышла в автономку в Атлантический океан, пройдя от Гренландского моря до Бразильской впадины, где снова продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США.

"Золотую рыбку" вывели из эксплуатации в 1984 году. Результаты, полученные во время ее боевой службы, были успешно использованы при проектировании и строительстве атомоходов третьего и четвертого поколений. Правда, дороговизна уникальных систем и сложности работы с титановым корпусом доставили строителям этой лодки немало хлопот, но зато были отработаны многие принципы и технологии – в дальнейшем работы велись в сторону снижения стоимости и шумности лодок.

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ:

"Лиры", опередившие время

Опередившие время "Лиры" – атомные подводные лодки проектов 705 и 705К (шифр "Альфа"/"Лира") прослужили в боевом составе Северного флота не более 15-20 лет.

Строительство подлодок этого поколения из титана началось в 1964 году на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. В разработке проекта участвовали свыше 200 КБ, НИИ и заводов Советского Союза. Строительство серии продолжалось с 1968 по 1981 год. К сожалению, из-за технических и экономических проблем Военно-морской флот Советского Союза получил лишь семь таких кораблей.

Лодка была легкая и прочная, ведь не только корпус, но и все трубопроводы, механизмы, даже насосы, электродвигатели и другие составляющие были сделаны из титана.

Самое важное отличие подводных лодок 705-го проекта от остальных – главная энергетическая установка (ГЭУ). Установленный на них реактор с жидкометаллическим теплоносителем (особый сплав) позволял делать то, что не могут лодки с водо-водяным реактором. Это минимальное время для ввода ГЭУ, скорость повышения мощности реактора и одновременное увеличение хода до полного, а также возможность длительное время идти ходом, сопоставимым со скоростью торпеды (около 35-40 узлов).

Высокие боевые качества этих подлодок были обусловлены большим количеством новых оригинальных технических решений. Применение максимально автоматизированных систем управления реактором, вооружением и другими комплексами позволило не только сократить экипаж, но и получить большой опыт в деле создания корабельной электроники.

Это были одни из самых быстрых подлодок в мире. Обладая скоростью в 42 узла, сопоставимой со скоростью торпед противника, "Лиры" имели, по сути, авиационные разгонные характеристики – могли развить полный ход в течение минуты. Скорость позволяла зайти в "теневой" сектор любого корабля, где шум собственных двигателей не позволяет противнику использовать гидроакустику, даже если предварительно подлодка уже была обнаружена. При этом зайти за свою корму кораблям противника она не позволяла.

В начале 1980-х годов одна из советских атомных подводных лодок 705-го проекта, действовавшая в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд. В течение 22 часов она следила за натовским атомоходом, находясь у него за кормой. Несмотря на многочисленные попытки, сбросить противника "с хвоста" так и не удалось: слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказа с берега.

Высокая скорость и невероятная маневренность позволяли этим лодкам уклоняться от выпущенных вражеских торпед и тут же переходить в контратаку. За 42 секунды 705-я могла развернуться на 180 градусов и двигаться в обратном направлении.

За 20 лет эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ:

Тяжелые "Тайфуны"

Эти подлодки невозможно перепутать ни с чем. Огромные, длинные и широкие, они больше похожи на космические корабли, чем на субмарины.

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО) до сих пор являются самыми большими подлодками в мире. Их подводное водоизмещение составляет 48 тысяч тонн, что практически равняется стандартному водоизмещению единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов". "Тайфуны" в 30 раз больше по водоизмещению, чем самая маленькая подлодка ВМФ РФ проекта "Лада" и в два раза больше "Бореев". Гигантские размеры лодок продиктовало новое оружие: твердотопливные трехступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39.

Первая "Акула" была заложена в 1976 году и вступила в строй в конце 1981 года. Эти подлодки прожили довольно короткую, но насыщенную жизнь на флоте и были списаны отнюдь не по своей вине – производство ракет для них было достаточно быстро прекращено, а новые ракеты Р-39УТТХ "Барк" так и не прошли всех испытаний, и крейсеры фактически остались безоружными. Плюс к тому наступили нелегкие для флота времена 90-х.

Всего было построено 6 кораблей, они строились для противодействия новым американским ракетным крейсерам типа "Огайо".

Два основных прочных корпуса подлодки расположены внутри легкого корпуса параллельно друг другу (по катамаранному типу). Именно это дает "Тайфунам" не только внушительную высоту, но и ширину.

Помимо нововведений в покрытии субмарин, в их мощных энергетических установках и снижения параметров шумности по сравнению с предыдущими проектами, в "Акулах" были реализованы беспрецедентные условия для комфортной службы экипажа.

На каждой такой лодке есть салон для отдыха, спортзал и небольшой бассейн, заполняемый забортной водой с возможностью подогрева. Имеется сауна, солярий, "живой уголок". Кубрики и каюты для офицеров гораздо просторнее, чем на других субмаринах. За эти преимущества моряки называли 941-е "хилтонами".

Из 6 построенных кораблей 3 подлодки проекта 941 утилизированы, 2 корабля – "Архангельск" и "Северсталь" – находятся в резерве, а "Дмитрий Донской" был модернизирован для испытаний ракеты "Булава".

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ:

Новаторская "Лада"

Проект 677 "Лада" опередил свое время на несколько десятилетий. Первую подлодку "Санкт-Петербург", заложенную в 1997 году, проектанты и кораблестроители доводили до ума несколько лет. Головная субмарина фактически стала стендом, на котором отрабатывалось более сотни новейших опытно-конструкторских работ.

О новшествах, внедренных на "Лады", много не говорят. Известно, что гидроакустическое, радиоэлектронное и другое вооружение, а также двигатели у нее нового поколения, что вооружена эта кроха "Калибром" и способна делать как одиночные, так и залповые пуски этой ракеты из торпедных аппаратов.

Подводное водоизмещение "Лады" не превышает 1,6 тонны, что примерно в 15 раз меньше "Борея". Моряки шутят, что этот корабль уместился бы даже в кают-компании стратегического ракетоносца.

Головная подлодка серии – "Санкт-Петербург" – с 2010 года находится в опытной эксплуатации, еще две строятся сегодня в Петербурге.

САМЫЕ БЕСШУМНЫЕ:

"Черные дыры" в морях

Дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 (шифр "Варшавянка") за свою бесшумность давно получили от моряков НАТО уважительное прозвище "Черная дыра". Серия из шести таких субмарин для Черноморского флота строится сегодня на Адмиралтейских верфях в Петербурге.

Название "Варшавянка" пришло из 1970-х годов, когда эти лодки предполагалось большими сериями поставлять на экспорт в страны Варшавского договора. До этого был "Палтус" (проект 877), который до сих пор успешно служит в Индии, Китае, Вьетнаме, Алжире и других странах. Детища Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" "Варшавянки" стали гармоничным развитием "Палтуса", приобрели большую скрытность и обновленную электронику.

Проект 636. "Черная дыра". Программа "Военная приемка"

© YouTube/Телеканал "Звезда"

По сравнению с атомными "Бореями", "Варшавянки" очень малы. Их длина – около 74 метров, ширина – 10 метров, а максимальное водоизмещение не превышает 4 тысяч тонн. Атомные стратеги 955-го проекта обладают водоизмещением в шесть раз большим, а в длину в одном атомоходе поместится две с половиной дизельных подлодки. Хотя, конечно, скрытность подлодки под водой совсем не зависит от ее размера.

Дело тут во многих факторах, в частности в энергетической установке, винте и оборудовании, которое при работе шумит.

Как максимально снизить эти шумы, сделав лодку практически невидимой для противника, конструкторы всего мира давно ломают головы. Российские проектанты сделали в этом направлении революционный шаг, наделив "Варшавянки" для Черноморского флота новейшей электроникой, навигационным и акустическим комплексом и разнообразными звукопоглощающими технологиями секретного характера.

Кроме того, эти подлодки обладают мощным вооружением – интегрированной ракетной системой "Калибр", которая размещается в 533-миллиметровых торпедных аппаратах в носу лодки и может поразить крылатыми ракетами надводные корабли, подлодки противника и, главное, его береговые объекты на значительных расстояниях.

Соотношение дальности обнаружения целей и акустической скрытности у 636-х является оптимальным: "Варшавянка" сможет "увидеть" врага на максимальном расстоянии, подобраться к нему и не быть обнаруженной, наблюдать за ним, а при необходимости применить свой главный калибр.

"Варшавянки" относятся к третьему поколению подводных лодок, но для Черного моря конструкторы постарались максимально приблизить их к новаторскому четвертому. У них два мощных дизель-генератора, позволяющих развивать под водой скорость до 37 км/ч, хорошо зарекомендовавшие себя обводы корпуса и особое противогидроакустическое покрытие.

СТРАТЕГИ И ИХ "ОХРАННИКИ"

Основные силы современного Военно-морского флота России еще до недавних пор были представлены только атомными субмаринами третьего поколения 667БДРМ (шифр "Дельфин") и 949А (шифр "Антей"). Первая относится к стратегическим, вторая является многоцелевой.

Основное различие между стратегической и многоцелевой подлодкой можно обозначить так: стратег – это носитель ядерного оружия, один из столпов ядерной триады государства. Он незаметно выходит в свой сектор Мирового океана и несет боевое дежурство, угрожая самой возможностью применения ядерного оружия. Но при этом стратегический ракетоносец во многом беззащитен перед авиацией и подводными "охотниками" противника. И тут на помощь приходит многоцелевая подлодка, которая способна выследить, сопровождать и в случае необходимости поразить вражескую субмарину или авианосец, не дав им уничтожить стратега. В идеале она должна быть быстрее, маневреннее и незаметнее носителя ядерного оружия – настоящий подводный "охотник".

Возможности лодки, способной погружаться и курсировать под поверхностью воды, минуя засады из вражеских кораблей и всяческие системы обнаружения, владели умами военачальников мира ещё с глубокой древности. Согласно одной легенде, ещё Александр Македонский лично залез в примитивную форму судна, способного погружаться в воду, чтобы произвести подводную разведку.

Одна из первых идей подводной лодки была придумана англичанином по имени Уильям Боурн (William Bourne) в 1578 году, но только в 1620 году нидерландский изобретатель Корнелиус Дреббель (Cornelius Drebbel), в конце концов, реализовал этот план. Субмарина Дреббеля, построенная из дерева и приводимая в движение с помощью вёсел, могла находиться под водой в течение нескольких часов.

Воздух команде, находящейся под водой в лодке, поступал по трубкам, которые крепились к буям. Когда он продемонстрировал возможности субмарины, проплыв по Темзе, оставаясь при этом под водой, как ходили слухи, в течение 3 часов, тысячи лондонцев, собравшихся на обоих берегах реки, чтобы увидеть этот героический трюк, были убеждены, что люди погибли.

Точная копия подводной лодки Ефима Никонова - как считают, первой построенной военной - стоит в Сестрорецке, недалеко от Санкт-Петербурга, на берегу Невы.

Нидерландский поэт и композитор Константейн Хёйгенс (Constantijn Huygens), наблюдавший за этими испытаниями, позже написал, как это "смелое изобретение" может быть использовано в военное время, атакуя и затапливая вражеские корабли, при этом находясь в очевидной безопасности на якоре. Как и Хёйгенс, многие другие также признали военный потенциал субмарины, хотя прошло ещё сто лет, прежде чем была построена первая военная подводная лодка.

В 1718 году русский плотник по имени Ефим Никонов написал Петру Первому письмо, в котором утверждал, что он может построить "потаённое судно", которое может плавать под водой и уничтожать все вражеские корабли с пушками. Любознательный и заинтересованный Пётр I пригласил Никонова в Санкт-Петербург и попросил его приступить к строительству.

Никонов закончил строительство модели в 1721 году и провёл испытания в присутствии царя, который был настолько доволен результатами, что приказал Никонову построить полноразмерный секретный военный корабль.


Подводная лодка Никонова была построена из дерева и сделана в форме бочки. Она была вооружена "огненными трубами", оружием, похожим на огнемёты. Подводная лодка должна была приблизиться к вражескому судну, вытянуть концы "труб" из воды и взорвать вражеский корабль горючей смесью. Кроме того, он разработал воздушный шлюз, чтобы акванавты могли выбраться из подводной лодки и разрушить трюм корабля.

Первое испытание подводной лодки было проведено весной 1724 года. Оно оказалось провальным. Подводная лодка затонула, ударилась о дно, и у неё сломался трюм. Сам Никонов вместе с четырьмя членами экипажа находился внутри судна. Им удалось спастись только благодаря чуду.

Пётр I подбодрил Никонова, напутствовав его улучшить дизайн лодки. Но неудачи продолжали преследовать Никонова, особенно после смерти своего покровителя, царя Петра. Весной 1725 года второе испытание "потаённого судна" закончилось неудачей, как и третье в 1727 году. В конце концов, терпение Адмиралтейской коллегии Российского императорского флота лопнуло. Никонова разжаловали до рядового плотника и отправили работать на Астраханскую верфь на Волге.




Первое успешное применение военной подводной лодки в условиях реальных боевых действий произошло во время войны за независимость США в 1775 году. Подлодка под названием "Черепаха" была спроектирована американским изобретателем Дэвидом Бушнеллом (David Bushnell). Это было устройство яйцевидной формы с ручным управлением, которое могло вместить в себя одного человека, и это была первая подводная лодка, способная к независимому подводному управлению и передвижению.

"Черепаха" погружалась, позволяя воде заполнять резервуар на дне судна, и всплывала благодаря ручному насосу, выкачивавшему из него воду. Благодаря винтам, которые приводились в движение мускульной силой, подводная лодка передвигалась по вертикали и горизонтали с максимальной скоростью 4,8 км/час. Запаса воздуха в субмарине хватало примерно на 30 минут работы.

Во время войны за независимость США "Черепаха" под управлением сержанта Эзры Ли (Ezra Lee) попыталась, но не смогла прикрепить заряд к корпусу британского военного корабля HMS Eagle. Согласно сообщениям о нападении, Ли обнаружили прежде, чем он успел выполнить задание, заставив его покинуть подводную лодку. Однако единственные записи, задокументировавшие атаку, были американскими. У британцев не было никаких докладов об атаке во время войны, что вызвало у некоторых историков сомнения в подлинности этой истории. Некоторые полагают, что вся история вокруг "Черепахи" была сфабрикована для дезинформации и пропаганды, повышающей боевой дух.

Точные копии "Черепахи" сейчас выставлены в нескольких музеях США, а также в Музее подводных лодок Королевского военно-морского флота (Royal Navy Submarine Museum) в Госпорте (Gosport), Англия.



Полноразмерный макет "Черепахи" Бушнелла в Музее и библиотеке подводного флота ВМС США (U.S. Navy Submarine Force Museum and Library) в Гротоне (Groton), штат Коннектикут, США.

Современные подводные лодки - точнее, большие подводные лодки, вооруженные ракета­ми с ядерными боеголовками - несут на борту самый мощный арсенал среди всех кораблей во­енного флота. Причем ракеты эти не предназна­чены для поражения кораблей или самолетов про­тивника, а для нанесения ударов по целям на суше; их просто невозможно использовать про­тив кораблей или авиации.

История подводных лодок. Первые подводные лодки. Современные подводные лодки.

«Линейные корабли сооружались только с той целью, чтобы вести боевые действия с линейными кораблями про­тивника, и разве что в исключительных случаях вели обстрел целей на суше; а базирующаяся на авианосцах авиация предназначена для воз­душных сражениний - другими словами, для отражения нападений самолетов противника и для того, чтобы атаковать бомбами или торпе­дами корабли противника, находящиеся в откры­том море или порту. Но с появлением ракет дальнего радиуса действия подводным лодкам была предписана роль - ранее немыслимая для кораблей военного флота - передвижной неви­димой пусковой площадки ракет с разделяющи­мися боеголовками индивидуального наведения, то есть на борту такой подводной лодки нахо­дится не одна атомная бомба, а вплоть до де­сятка, причем все наведенные на разные цели.

Таким образом, в применении подводных ло­док произошли коренные качественные измене­ния. Если в начале века подводные лодки пред­назначались в основном для уничтожения бое­вых кораблей, а в первую и вторую мировые войны немецкие подводные лодки стали грозой конвоев, то сегодня подводный флот - это гроз­ное оружие уничтожения наземных целей. Счи­тается, что у русских и американских баллис­тических ракет подводного базирования радиус. действия достигает 5-6 тысяч морских миль (примерно 10 000 км); то есть, подводная лодка, находясь, например, в Тирренском море, в со­стоянии подвергнуть бомбардировке цели в Швей­царии, Австрии и южной Германии, а среднюю часть США можно обстреливать из Атлантичес­кого или Тихого океана.

Та серьезная угроза, что представляют собой подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами на борту, привела к тому, что появил­ся тип кораблей, специально предназначенных для их поиска и уничтожения. Это могут быть про­тиволодочные крейсера, фрегаты и эскадренные миноносцы, противолодочные субмарины.

Эволюция и история подводных лодок пока что привела к тому, что в настоящее время существует два основных типа субмарин: с атомной двигатель­ной установкой, двадцатью-двадцатьючетырьмя баллистическими ракетамй с разделяющимися ядерными боеголовками на борту и водоизмеще­нием 18 000-20 000 т, а также с обычной двига­тельной установкой и небольшим водоизмещени­ем около 1 ООО т.

Обычно принято начинать рассказ о первых подвод­ных лодках с таких древних аналогов, как пос­троенная Бушнеллом «Америкен тертл» (которую пытались в 1776 г., во время американской Войны за независимость, неудачно применить против британского фрегата «Игл») или состояв­ший на вооружении флота конфедератов «Дэй- вид», умудрившийся 17 февраля 1864 г. пото­пить фрегат федерального флота «Хаусэтоник».

Но нас эти ранние аналоги не интересуют. Это не были настоящие подводные лодки, так как они могли действовать только на очень ма­лой глубине. Также не представляют для нас большого интереса французский «Жимнот» (1888) с чисто электрической двигательной установкой, испанский «Пераль» (1887) и суда Норденфель- та с пароаккумуляторными двигателями 1885-1888 гг. Начнем лучше с первых настоя­щих субмарин - тех, что могли действовать и на поверхности, и под водой.

ВМФ Франции объявил конкурс на проект «полностью погруж­ного миноносца» со следующими характеристи­ками: скорость на поверхности - 12 узлов; радиус действия на поверхности - 100 миль при скорости 8 узлов; вооружение - две торпе­ды; водоизмещение - не больше 200 т. Кон­курс выиграл инженер-офицер французского ВМФ Лобеф, и построенный по его проекту «Нарвал» поступил на вооружение в 1900 г. У «Нарвала» было двенадцать установленных на корпусе тор­педных аппаратов, водоизмещение 117/202 т (всюду далее водоизмещение, характеристики дви­гателя, скорость и радиус действия подводных лодок будут выражаться дробной цифрой, при­чем числитель будет относиться к надводному положению, знаменатель - к подводному) и экипаж из тринадцати человек. Учитывая техно­логию того времени, не удивительно, что для перемещения в надводном положении «Нарвал» был оборудован паровым двигателем. Продолжая строить подводные лодки с паровыми двигателя­
ми, французский ВМФ экспериментировал и с другими типами двигательных установок. А в США первая подводная лодка, принятая на вооружение ВМФ (построенная Дж. Холландом), имела бен­зиновый двигатель. Дж. Холланд много лет зани­мался разработками подводных аппаратов, и в 1898-1899 гг. построенный им «Холланд-7» был куплен ВМФ США и 12 октября 1900 г. включен в состав флота под названием «55-1». Таким образом, две первых в мире настоящих подвод­ных лодки вступили в строй в 1900 г. - одна с паровым двигателем, другая с бензиновым Бензиновый двигатель был компактнее и прак­тичнее парового; лет десять он ставился на подвод­ные лодки для движения в надводном положении, пока его не заменил дизельный, гораздо более без­опасный в обращении. Немецкая субмарина «11-1», американская «Аддер», австрийская «и-3», фран­цузская «Сирее», итальянская «Фока» - все они оснащались бензиновыми двигателями.

После 1907-1908 гг. на вооружение различ­ных ВМФ начинают поступать подводные лодки с дизельными двигателями: британские типа О (предыдущие, тип С, оборудовались бензиновыми двигателями с двенадцатью-шестнадцатью оппо- зитными цилиндрами), французские типа «Брю­мер» в 1910-1911 гг. и пр.

История подводной лодки - Еще в конце прошлого века проблема веде­ния подводной войны заботила правительства многих стран и даже была предметом междуна­родной дискуссии. 3 мая 1899 г. на конферен­ции в Гааге Россия предложила запретить со­здание подводного оружия; ее поддержали Гер­мания, Япония, Италия и Дания. Франция, США, Австрия и еще четыре не столь влия­тельные державы активно выступили против за­прета. Британия же заявила, что одобрит за­прет, если тот будет принят единогласно. На второй конференции в Гааге в 1907 г. пробле­ма даже не поднималась, и первая мировая война разразилась прежде, чем удалось достичь каких-то международных соглашений в отноше­нии подводного оружия.

Первая мировая война послужила для под­водных лодок самым серьезным экзаменом и буквально с первых же дней выявила их гроз­ный потенциал как наступательного оружия. Уже 5 сентября 1914 г. немецкая субмарина «1_1-21» потопила британский крейсер «Патфайн- дер», а 22 сентября «и-9» всего за несколько минут потопила сразу три крейсера, патрулиро­вавших воды Ла-Манша - «Хог», «Абукир» и «Кресси». - После такого впечатляющего успеха Германия развернула полномасштабную програм­му строительства подводных лодок, и в 1914- 1918 гг. со стапелей немецких верфей их сошло триста тридцать восемь; причем использовались они не только против военных кораблей, но и против транспортных судов.

Первые подводные лодки были вооружены одними торпедами; только перед первой мировой войной они стали оснащаться также и артилле­рийским вооружением. В 1912 г. на вооружение ВМФ России поступила подводная лодка «Краб», классифицированная как «минный заградитель»: на ее корпус крепились шестьдесят морских мин. Но больше всего подводных минных заградите­лей принял на вооружение германский ВМФ - сто восемнадцать. Флоты других стран проявля­ли к этому типу подводных судов гораздо мень­ше интереса; в британском ВМФ их было всего двенадцать, во французском четыре, а в италь­янском - три. А ко второй мировой войне было разработано устройство, позволяющее ставить морские мины через обычные торпедные аппара­ты, так что специализированные подводные мин­ные заградители стали строиться реже и реже.

К концу первой мировой войны первые подводные лодки имели большее водоизмещение и оснаща­лись вооружением более мощным, чем в ее на­чале. Стоит отметить наиболее выдающиеся в этом смысле экземпляры: британские субмарины типа К с водоизмещением 1 880/2 650 т, паро­вой двигательной установкой и вооруженные восьмью торпедными аппаратами; британские же подводные лодки типа М (так называемые субма­рины-мониторы) водоизмещением в 1 600/ 1 950 т и вооруженные одним 12-дюймовым (305 мм) ору­дием, а также две немецкие океанские субмари­ны «и-140» и «и-141» с водоизмещением в 1 930/ 2 483 т, построенные в 1918 г. Традиционные же субмарины - например, британские типа Ь 1918-1920 гг. постройки - имели водоизмеще­ние 890/1 070 т, то есть на 25% больше, чем субмарины типа Е, выпускавшиеся в 1915-1917 гг. и имевшие водоизмещение 662/807 т. Амери­канские подводные лодки типа Ь (прибрежные) имели водоизмещение 490/720 т, в то время как океанские АА - 1 100/1 490 т. Германские прибрежные субмарины Г1В (от «иВ-48» до «иВ- 249») имели водоизмещение 516/651 т. В пери­од между мировыми войнами вопрос о подвод­ных лодках поднимался на Вашингтонской кон­ференции 1922 г. Британия внесла предложение запретить их сооружение и применение; предло­жение было отвергнуто. На Лондонской конфе­ренции 1930 Г. были введены ограничения на водоизмещение подводных лодок (2 ООО т) и на калибр устанавливаемой на них артиллерии - 5 дюймов (130 мм). Подводные лодки было ре­шено относить к океанским, если их водоизме­щение превышает 600 т, и к прибрежным, если не превышает. Была заключена договоренность, что США, Британия и Япония могут иметь под­водный флот из океанских субмарин общим во­доизмещением в 52 700 т; но об аналогичных предельных показателях для других держав или для прибрежных субмарин договориться не уда­лось. За годы между мировыми войнами никаких кардинальных прорывов в субмариностроении не происходило - ни в отношении общих конструк­тивных решений, ни в отношении устанавливаю­щегося вооружения. ВМФ США и Японии стро­или подводные лодки дальнего радиуса действия, водоизмещением до 2 500-3 ООО т (то есть с на­рушением положений Лондонского договора), на которых устанавливалось значительное количес­тво торпедных аппаратов. В 1925-1930 г г. в США строился целый флот крейсерских океанс­ких субмарин типа V с водоизмещением 3 ООО т в надводном положении, 4 ООО т в подводном и вооруженных двумя 6-дюймовыми (152 мм) ору­диями и шестью торпедными аппаратами. Брита­ния, Франция и Италия специализировались на небольших подводных лодках, например британские типа «Персеус» водоизмещением 1 475/2 040 т - 1928 г.; французские «Редутабль» водоизмеще­нием 1 384/2 080 т - 1924-1930 гг.; итальянс­кие «Балилья» водоизмещением 1 450/1 904 т - 1930 г. Субмарины, строившиеся перед самой войной, имели примерно такие же характеристики.

По Версальскому договору Германия не име­ла права держать подводный флот, поэтому но­вая программа строительства немецких подвод­ных лодок начала разворачиваться только с 1935 г. Подписав в 1935 г. военно-морское соглашение с Великобританией, Германия умудрилась вытор­говать себе разрешение иметь подводный флот общим тоннажем в 45% от британского. В рам­ках этой новой программы намечалось построить тридцать две прибрежных, двадцать пять морс­ких и пятнадцать океанских субмарин - в об­щей сложности семьдесят две, из которых к началу войны, к сентябрю 1939 г., были введе­ны в строй только пятьдесят семь. За годы во­йны в Германии было построено около тысячи подводных лодок, в том числе, например, вспо­могательные субмарины - подводные танкеры, доставлявшие до 600 т топлива подводным лод­кам, находящимся на боевом патрулировании, увеличивая таким образом радиус действия пос­ледних. Также планировалась программа строи­тельства вспомогательных субмарин, подвозящих торпеды, но до ее осуществления так и не до­шло. Во время войны ВМФ Италии планировал построить двенадцать транспортных подводных лодок, из которых были введены в строй только две - «Ромоло» и «Ремо». Они должны были совершать дальние рейсы - вплоть до Японии - за отсутствующим в Европе стратегическим сырьем.

Самым существенным событием в теории и практике субмариностроения стало изобретение в конце войны шноркеля - устройства, позво­лявшего дизельным двигателям действовать и под водой; таким образом, теперь для перезарядки батарей стало не обязательно подниматься на поверхность.

ВМФ Германии построил несколько опытных экземпляров подводных лодок, оборудованных па­ровыми турбинами замкнутого цикла (двигатель Вальтера), но до конца войны довести их до про­мышленного производства так и не удалось.

После войны в США начались работы по со­зданию для подводных лодок атомной двигатель­ной установки. Это позволило бы использовать один и тот же двигатель для перемещения как на поверхности воды, так и под водой - про­блема, решить которую тщетно пытались немцы со своим двигателем Вальтера. Когда она была- таки решена, скорость субмарины в подводном состоянии - раньше существенно меньшая, чем в надводном, значительно увеличилась - ради­ус действия возрос практически бесконечно, это не говоря уже о мощности двигателей.

Внешние очертания подводных лодок и ко­личество винтов с появлением атомных двигатель­ных установок также претерпели изменения. Если раньше субмарины по форме напоминали сигару - то есть сужались и к носу, и к корме, - то теперь носовая часть имела бульбообразное утол­щение (с точки зрения гидродинамики, такая форма предпочтительней при высоких скоростях).

Рубка - ранее по преимуществу приземистая и широкая - стала выше и уже, напоминая плав­ник; носовые горизонтальные рули стали неред­ко располагать по бокам рубки, а число гребных винтов (которых, начиная с 1905 г. устанавли­валось, как правило, два, оба под корпусом) уменьшилось до одного на самой корме, и уста­навливались коаксиально с корпусом. В резуль­тате этого, кормовые вертикальные рули, ранее располагавшиеся за винтами, стали размещать перед ними - один над корпусом, другой под корпусом; с учетом кормовых горизонтальных рулей, вся система хвостовых рулей стала напо­минать в разрезе крест. Конструкция корпуса была многократно усилена, что позволило суб­маринам погружаться на глубину до 1 ООО фу­тов (300 м). Чтобы проследить динамику, вспом­ним, что в 1905-1915 гг. подводные лодки мог­ли погружаться не более, чем футов на 100 (30-35 м), а в 1920-1945 гг. - на 350-400 футов (100-120 м).

Современные подводные лодки можно разде­лить на два основных типа: ракетные и удар­ные. Ракетные субмарины практически всегда ос­нащены атомной двигательной установкой, в то время как ударные (в американском, русском и французском ВМФ) могут быть оборудованы как атомным, так и обычным двигателем. В осталь­ных же подводных флотах мира до сих пор прак­тикуется использовать для надводного перемеще­ния и шноркеления дизельный двигатель, а для подводного - электромоторы. Итак, подведем итог: развитие подводного судостроения от первых об­разцов до настоящего времени привело к созда­нию субмарин водоизмещением 14 000-16 000 т, глубиной погружения в 1 ООО футов (300 м) и единой на все режимы хода двигательной уста­новкой, позволяющей развивать под водой та­кую скорость, которая еще во вторую мировую войну показалась бы совершенно невероятной. Что касается формы корпуса, то носовая часть его приобрела бульбообразную форму, рубка стала выше и уже, а рули погружения перемес­тились с носа лодки на рубку.

Подводная лодка имеет истоки в разных частях истории. Самые ранние изображения подводной лодки встречаются у Леонардо да Винчи. Существовал также британский математик, который составил схемы субмарины в 1570-х. Тем не менее, эти люди сделали только схемы и рисунки. Ни да Винчи, ни британский ученый Уильям Борн на самом деле не создали подводную лодку. Первая реальная рабочая подводная лодка была изобретена в 1620 году. Читайте дальше и узнайте, кто изобрел первую подводную лодку.

Корнелиус ван Дреббель - изобретатель первой подводной лодки

Корнелиус ван Дреббель это человек, которому зачисляется изобретение первой подводной лодки. В 1620 году ему удалось покрыть деревянную лодку кожей, которая была покрыта воском, чтобы сделать его водонепроницаемым. Весла выходили из борта лодки, отверстия для весел были покрыты слегка завернутой водонепроницаемой кожей. Есть две различные теории о том, как Дреббель и его люди могли оставаться под водой в течение почти 3 часов.

Как они находились под водой?

Существует идея труб выходящих на поверхность, чтобы обеспечить воздухом людей в лодке. Существует также мысль что у Дреббеля была жидкость превращающая углекислый газ в кислород. Было установлено, что в качестве кингстонов для погружения он использовал свиной пузырь. Наполняя его водой лодки погружалась в воду, а для всплытия они выталкивали воду из пузыря.

Дэвид Бушнелл создал первую подводную лодку для армии

Дэвид Бушнелл является первым создателем подводной лодку для использования в военных целях. Это было в 1776 году, он создал деревянную одноместную подводную лодку. Она была оснащена ручным шатуном, который вращал винт. Идея заключалась в том, чтобы использовать подводную лодку для закладки взрывчатых веществ под корпуса английских кораблей. Подводная лодка работала, и работала хорошо, однако небольшое количество взрывчатки не могло потопить суда.

Джон П. Холланд и Симон Лэйк

Джон П. Холланд и Симон Лэйк были изобретателями соперниками, которые создали первую, настоящий формы, подводную лодку. Россие и Японии понравилась конструкция Симона Лэйка, в то время как ВМС США остановил свой выбор на конструкции Джона П. Холланда. Они оба использовали пар или газовые двигатели для наземных изобретений, а в субмарины работали от электрических двигателей.