Методы и формы теоретического познания. Методы теоретического уровня научного познания

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

    Собственно теоретические методы научного познания

    Общелогические методы

«Научна гипотеза

всегда выходит

за пределы фактов,

послуживших основой

для ее построения»

В.И.Вернадский

К собственно теоретическим методам научного познания причисляют аксиоматический, гипотетический и формализацию. Выделяют также методы, которые применяются как на эмпирическом так и на теоретическом уровнях научного познания это: общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию), моделирование, классификация, абстрагирование, обобщение, исторический метод.

1. Собственно теоретические методы научного познания

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с использованием дедукции;

4) экспериментальная проверка следствий, выведенных из гипотезы.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследований оперируют со знаками (формулами). Путем операций формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.

    Общелогические методы

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция и аналогия.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция – процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объекта. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, называется научной индукцией . Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение.

Дедукция – процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему (познание от общего к частному). Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математическом анализе. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

В истории науки были попытки абсолютизировать значение в науке индуктивного метода (Ф.Бэкон) или дедуктивного метода (Р.Декарт), придать им универсальное значение. Но эти методы не могут применяться как обособленные, изолированные друг от друга, каждый из них используется на определенном этапе процесса познания.

Аналогия – вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым явлением позволяет понять более сложное. Аналогия составляет основу моделирования.

    Методы теоретического и эмпирического уровней научного познания

Кроме общелогических методов на теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используют также моделирование, классификацию, абстрагирование, обобщение, исторический метод.

Моделирование на теоретическом уровне научного познания делится на: эвристическое и знаковое. Математическое моделирование является важнейшей разновидностью знакового моделирования.

Эвристическое моделирование основано на общих представлениях и соображениях о реальных явлениях без использования строго фиксированных математических или иных знаковых систем. Такой анализ присущ любому исследованию на начальной его стадии. Эвристические модели применяются при изучении сложных систем, для которых затруднительно построение математической модели. В этих случаях на помощь исследователю приходит интуиция, накопленный опыт, умение формулировать те или иные ступени алгоритма решения задач. В вычислительном плане сложные алгоритмы заменяются упрощенными без всяких доказательств, на основании подсознательных решений. Эвристические модели часто называются сценариями явления. Они требуют многоэтапного подхода: сбора недостающей информации, многократного корректирования результатов.

В основе знакового моделирования лежит исследование явлений с помощью знаковых образований различной природы: схем, графиков, чертежей, формул, графов, математических уравнений, логических соотношений, записанных символами естественного или искусственного языков. Важнейшей формой знакового моделирования является математическое, под которым обычно понимают систему уравнений, описывающих протекание изучаемого процесса.

Математическая модель – это математическая абстракция, характеризующая биологический, физический, химический или какой-либо другой процесс. Математические модели при различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.

Математическое моделирование – метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями. Характерная особенность и достоинство данного метода – возможность применять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изучению на физических моделях.

Математическое моделирование предполагает наличие полной картины знаний о физической природе изучаемого явления. Эта картина уточняется на основе специально поставленных экспериментов до степени, позволяющей охватить наиболее важные характерные свойства явлений. Математическое моделирование неразрывно связано с применением специального математического аппарата для решения поставленных задач. Существуют аналитические способы решения для получения изучаемых закономерностей в явном виде, численные – для получения количественных результатов при задании конкретных значений исходных данных, качественные – для нахождения отдельных свойств решения. Математическое моделирование условно можно разделить на три этапа:

  1. алгоритм

    программа.

Классификация – распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация – это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации – таксономия . Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Одной из первых классификаций в биологии явилась классификация растительного и животного мира.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Выделяют два вида абстрагирования:

    абстракция отождествления – результат выделения общих свойств и отношений изучаемых предметов, установления тождественного в них, абстрагирования от различий между ними, объединение предметов в особый класс;

    изолирующая абстракция – результат выделения некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

В теории выделяют еще два вида абстракции: потенциальной осуществимости и актуальной бесконечности.

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного .

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Логический метод – это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история освобождается от всего случайного, несущественного , т.е. это тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

В статье описаны основные общенаучные методы познания. Мы подробно рассмотрим каждый в отдельности для того, чтобы сформировать целостную картину.

Немного о теме

Рассмотрение общенаучных методов познания начнем с простой классификации. Отметим, что она не так уж обширна. Основной вехой для этого процесса является фиксация двух уровней познания информации человеком, а именно теоретический и эмпирический. Исходя из этого, абсолютно все общенаучные методы познания можно разделить на три базовые группы:

Рассмотрим всё по порядку, но начнем, пожалуй, с эмпирических способов.

Общенаучные методы эмпирического познания

Для начала отметим, что основным моментом здесь является чувственное познание, которое чаще всего бывает визуальным. Оно направлено на получение знаний с окружающего мира при помощи определённых материальных предметов и приборов. Многие ошибочно полагают, что наблюдение - это пассивный процесс, но это не так. Оно представляет собой целенаправленную деятельность, которая позволяет опираться на чувственные способности человека и фиксировать определенные свойства предметов.

Общенаучные методы эмпирического познания имеют три отличительные особенности:

  • Первая заключается в определенной целенаправленности, которая может существовать при наличии гипотез и исходных предположений.
  • Вторая особенность - это планомерность. Подразумевается, что всё проходит по четком плану, и соответственно ему.
  • Третья особенность заключается в том, что наблюдение или другой эмпирический процесс всегда активен. Другими словами, исследователь тоже напрямую участвует в познании, используя свои знания.

Описание

К общенаучным методам научного познания относится эмпирическое описание. Любое наблюдение всегда описывается. Поэтому данный метод немного обособлен. Он позволяет зафиксировать при помощи искусственного или естественного языка определённые сведения об объектах окружающего мира. Метод описания является эмпирическим базисом всей науки. Главные требования к нему - это полное, объективное и научное описание.

Оно делится на качественное и количественное. Последнее использует язык математики и различные измерительные методы. Качественное описание сравнивает полученные данные с неким общепринятым эталоном.

Эксперимент

К общенаучным методам познания относятся все эмпирические и теоретические. Мы пока рассматриваем их первый подвид. Эксперимент сложнее описания, но он его включает. Во время эксперимента исследователь непосредственно и очень активно участвует в процессе. Этот вид исследования обладает характерными особенностями:

  • экспериментатор может в любой момент вмешаться и повлиять на ход исследования;
  • возможность воспроизводить эксперимент столько раз, сколько потребуется для получения результата;
  • объект может наблюдаться в искусственно созданных условиях для всестороннего изучения;
  • возможность исследовать что-то в его чистом виде, пренебрегая случайными или лишними факторами.

Таким образом, мы понимаем, что эксперимент - это метод эмпирического исследования, который предоставляет максимально достоверную информацию и позволяет ученым вмешиваться в сам процесс.

Анализ и синтез

Анализ - метод общенаучного познания, состоящий из логических приемов эмпирического или теоретического характера, которые позволяют рассмотреть все элементы исследуемого объекта, его свойства. Анализ проводится на начальной стадии для того, чтобы иметь основу для дальнейших исследований и взаимосвязей. Есть три целевые формы анализа:

  • разделение объекта исследования на части с последующим изучением свойств и характеристик;
  • выделение группы характерных признаков и свойств;
  • разделение объектов по их общим характеристикам и признакам.

Завершается анализ тем, что появляется возможность воспроизводить нужный процесс и анализировать его путем логического синтеза, где основная цель заключается в раскрытии определенных закономерностей.

Синтез - общенаучный и частнонаучный метод познания, который может быть использован практически в любой сфере, как и анализ. Он заключается в соединении предметов в единое целое или систему. Это не просто механическое объединение. Оно учитывает структурные взаимосвязи и позволяет увидеть причинные механизмы как бы со стороны. Результат этого метода проявляется в некоторых формах обобщения информации:

  • создание научных понятий;
  • формулировка законов или закономерностей;
  • создание концепций.

Очень часто благодаря синтезу может появиться эмпирическая теория, что, например, случилось с таблицей химических элементов Д. И. Менделеева.

Методы анализа и синтеза не могут применяться по отдельности, так как они дополняют друг друга и являются неотъемлемой частью комплексного исследования.

Индукция

В качестве общенаучного метода познания права очень часто используется индукция. Она основана на исследовании частных фактов для того, чтобы прийти к общему выводу или гипотезе. Важная особенность индуктивного метода заключается в том, что наблюдается повторяемость определенных признаков. Индуктивный вывод касается общих характеристик объекта исследования, которые были обнаружены после исследования множества частных случаев. Этот метод направлен на поиск объединяющего фактора. Индукция может быть полной или неполной. Первая базируется на знании всех предметов, а вторая может быть не настолько наполнена информацией вследствие пространственно-временных ограничений.

Неполная индукция бывает трех типов:

  1. Простое перечисление фактов, касающееся ограниченного числа событий. Действует до тех пор, пока не находится опровергающий случай.
  2. Отбор фактов из общей массы информации по определенным правилам. Чаще всего такой подход используется при проведении соц. опросов.
  3. Изучение на основе причинных связей в пределах определённого явления.

Это простейший метод умозаключений, благодаря которому было выведено много открытий (закон сохранения вещества, принцип неопределенности). Индукция стимулирует мыслительную деятельность и взаимодействует с разными областями знаний.

Дедукция

Этот метод строится на том, что есть достаточное количество обобщающих фактов. Исходя из этого можно переходить к исследования частных моментов. Такой метод использовали известные сыщики, такие как, Коломбо и Шерлок Холмс. В отличие от предыдущего, результатом здесь не является дедуктивное умозаключение. В итоге может получаться целая система. Философские и общенаучные методы познания трудно представить без дедукции, которая основывается на эмпирических теориях и принципах, гипотезах и аксиомах.

Индукция и дедукция неразрывно связаны, так как дополняют друг друга. И тот, и тот метод может ошибаться. При этом дедукция не может дать абсолютно нового знания, но, тем не менее, роль этого метода очень велика, и она постоянно растет, особенно в двух направлениях. Первое - это то, которое связно с недоступным для чувственного восприятия человека миром (быстротечные процессы, микромир). Второе - это математические и логические теории, которые выводятся благодаря методу дедукции.

Абстрагирование

Следующий общенаучный метод познания - это абстрагирование, которое заключается в особом способе мышления. В таком случае исследователь нарочно отвлекается от ряда характеристик исследуемого объекта для того, чтобы сконцентрироваться на его особенных свойствах. В результате появляются различные абстракции. Благодаря этому методу можно выделить основное. Математическая абстракция подразумевает отвлечение от чувственных характеристик, таких как вкус, жесткость или мягкость.

Метод классификации

К общенаучным методам теоретического познания следует отнести классификацию. Это такой метод научного исследования, который заключается в разделении и распределении множества объектов на подклассы по конкретным признакам. Основа классификации - логическая цепочка.

Выделяется три вида такого метода познания:

  1. Искусственные и естественные классификации, которые зависят от степени деления. Существенные классификации могут нести или содержать в себе важную информацию об объекте. Для примера моно привести таблицу периодических элементов. Несущественные или искусственные классификации позволяют понять суть знаний. Для примера можно взять указатель в библиотеке.
  2. Содержательная и формальная классификация. Первая заключается в ориентированном выделении какого-то порядка в элементах. Вторая ориентирована на раскрытии определенных закономерностей.
  3. Описательная и сущностная классификация. Первая касается фиксации наличия определенного факта, а вторая раскрытия важных характеристик объекта.

Моделирование

Общенаучные и частные методы познания невозможны без моделирования. Это комплексный метод познания, который заключается в исследовании реального объекта при помощи создания его эффективной копии, которая называется моделью. При этом важно помнить, что модель заменяет оригинал только по тем параметрам, которые необходимы для познания. Таким образом, все остальные лишние свойства просто исключаются, так как они не актуальны на определенном этапе. Именно благодаря такой сортировке характеристик модели она получается удобной для исследования.

Общенаучный метод научного познания - моделирование - состоит из нескольких этапов:

  1. Построение модели. На этом этапе главной целью является создание полноценного и эффективного замещения, которое будет воспроизводить необходимые параметры. При этом используется идеализация, абстрагирование, упрощение и т. д.
  2. Исследование. На этом этапе происходит получение необходимой информации. Изучение ведется на очень глубоких уровнях, с учетом всех мельчайших деталей. Всё это необходимо для того, чтобы при помощи модели можно было решить конкретную задачу. Исследователь может дополнительно использовать такие общенаучные методы научного познания, как описание, наблюдение и т. д.
  3. Перенос полученных результатов на сам оригинал. Это означает, что исследователь, опираясь на данные моделирования делает выводы и принимает решение об исходе исследования. Если обнаруживаются несоответствия, то модель корректируется и проводятся новые исследования. Физико-математические модели более простые, так как в них просчитать адекватность и несоответствия гораздо проще.

При этом комплекс общенаучных методов теоретического и эмпирического познания позволяет создавать различные модели. Они могут быть материальными, то есть физическими или социальными. Также модели могут быть идеальными, то есть математическими. Из-за развития теоретического уровня, физическое моделирование становится все менее востребованным. Отметим, что математическое моделирование может быть аналоговым, абстрактным и имитационным.

Абстрактное моделирование базируется на возможности описания определённого явления или объекта при помощи языка научной теории. Изначально дают очень четкое и подробное описание, за которым следует такая же точная математическая модель. Таким образом получается математическо-логический комплекс. Аналоговое моделирование заключается в изоморфизме объектов, то есть в их подобии. Благодаря этому исследуются схожие объекты с разной физической основой. Имитационное моделирование заключается в имитации при помощи компьютера определённых свойств или характеристик модели.

Обобщение

Важным методом познания является обобщение. Оно непосредственно касается всех остальных методов. Заключается обобщение в выделении неких общих свойств, закономерностей и связей в некой области. При этом все это происходит путем перехода на более высокий уровень определения и абстракции. Обобщение включает в себя все вышеперечисленные методы, но при этом оно оставляет свой собственный отпечаток и делает собственный вклад в познание. Некоторые исследователи считают, что этот метод можно по праву считать подвидом абстракции.

Однако на самом деле это не так, ведь обобщение намного более глобально и всеобъемлюще. При этом познавательная задача у этих двух способов тоже разнится. Цель обобщения в переходе от частого или отдельного понятия к общему выводу. При этом появляется новое понятие, а не лишь результат умозаключения.

Идеализация

Важным общенаучным методом теоретического познания является идеализация. Этот метод считается подвидом абстрагирования. При этом процессы предельно приближены к идеальным. Для этого они имеют минимальное количество особенных свойств, которые необходимы для решения конкретной задачи. Идеальных объектов не существует, но есть их прообразы в реальном мире. Именно поэтому можно создать идеальную конструкцию, которая позволит провести мысленный эксперимент. Этот метод характеризуется двумя теоретическими особенностями, а именно:

  1. Введение в создаваемый объект таких признаков и свойств, которые у реального объекта существовать не могут.
  2. Отвлечение внимания от реальных характеристик явления или объекта.

Для примера отметим, что Галилей понимал всю сложность природного процесса, и знал, что для его исследования необходимо создать модель.

Мысленный эксперимент

Мы рассмотрели практически все общенаучные методы познания. Философия более всего пользуется таким способом, как мысленный эксперимент. Он заключается в теоретическом исследовании объекта во всей совокупности его свойств и взаимодействий. При мысленным эксперименте можно устанавливать такие условия, которые в ходе практического опыта установить невозможно. Это позволяет выявить новые закономерности. Таким способом были открыты методы Галилея и Эйнштейна. Ученым было достаточно представить что-то у себя в голове, чтобы понять возможные последствия и причины. Современную науку без мысленных экспериментов вообще представить невозможно.

Формализация

Это метод исследования, который заключается в изучении содержания объекта при помощи закономерностей и связей. Во время этого метода любая область знаний, будь то доказательства, рассуждения или поиск фактов, представляется как некая формальная система. Благодаря этому можно абстрагироваться от формы и содержания для того, чтобы увидеть новую предметную область. В таком случае можно изучать структурные закономерности, отвлекаясь при этом от качественных показателей. Готовую модель можно преобразовывать и менять, получая разное содержание. Более того, с каждым разом в объект можно вкладывать новое содержание. Базой для формализации является абстракция, которая осуществляется благодаря математике. Для этого используется частный метод математизации.

Такие области, как лингвистика или логика, тоже имеют характерные особенности формализации. В чем это проявляется? В использовании характерного искусственного языка, который очень часто называют исчислением. Это некая система изучения определенных областей знания, которая устанавливается между конкретными областями теоретического исследования. В математической логике это может быть исчисление классов, предикатов, высказываний и т. д.

Аксиоматизация

Это метод дедуктивного построения умозаключений или теорий в любом разделе знания. При этом на базе выбора изначальных характеристик, которые называются аксиомами, можно логическим путем вывести разные положения теории или знания. К аксиомам относят исключительно базовые или начальные понятия, которые принимаются за истину без любого рода доказательств. Все остальные особенности уже требуют конкретных аргументов. Для примера можно привести геометрию Евклида. Все науки, построенные на базе аксиоматизации, - дедуктивные.

Гипотетико-дедуктивный метод

Этот метод общенаучного познания заключается в выдвижении определенных абстрактных и теоретических предположений, то есть гипотез. Используется для того, чтобы объяснять причины и взаимосвязи в наблюдаемых процессах или явлениях. Такие умозаключения очень просто и удобно можно дальше раскрывать при помощи дедукции. То есть гипотеза развивается из изначального предположения, которое со временем проверяется опытным путем, а потом уточняется (детализируется) и анализируется исследователем.

Частнонаучные методы - это целая совокупность способов, которая используется для анализа и исследования в определенной науке и с учетом её характерных особенностей. Сюда можно отнести исследования в биологии, физики, химии, механики и т. д.

Подводя итоги статьи, хочется отметить, что абсолютно все вышеперечисленные методы активно используются учеными и исследователями на разных уровнях. При этом надо понимать, что абсолютно все способы научного познания очень широки и актуальны. Каждый из них используется более всего в определенной области. При этом иногда учёные используют целые комплексы различных методов для того, чтобы получить очень точную и комплексную информация.

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Как уже отмечалось выше, различают эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания - как следствие обобщения научных фактов - возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей .
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне ученый оперирует только теоретическими (идеальными, знаковыми) объектами . Также на этом уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании .
Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и теория.
Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. решения.
Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те или иные концептуальные идеи, в т. ч. и гипотезы.
Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.
Решающей проверкой истинности гипотезы является практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль). Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др. .
В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.
Каждый из уровней научного познания характеризуется своим предметом, средствами и методами исследования. Описание некоторых методов научного познания свойственных данным уровням приведено в пунктах 2 – 4.



ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Прежде чем начать, хотелось бы отметить, что понятие метод (от греческого слова «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности .
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
Одни методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Основными методами эмпирического уровня научного познания, как уже отмечалось выше, являются: научное наблюдение, измерение и эксперимент.

Научное наблюдение

Наблюдение - метод изучения объекта без какого-либо вмешательства в объект исследования со стороны ученого, являющегося субъектом познания. Объект находится в своих естественных условиях, а исследователь созерцает его либо только с помощью своих органов чувств, либо с помощью приборов, установок или автоматизированных систем наблюдения .
Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется рядом особенностей:
- целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей);
- планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);
- активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения) .
Можно говорить о существовании двух крайних течений в философии наблюдения. Это – феноменализм и ноуменализм . Феноменализмом можно называть такую философию наблюдения, которая утверждает, что наблюдаться может только то, что воспринимается внешними органами чувств – зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. И только это можно считать научным. Все остальное должно быть изгнано из научного познания. Наоборот, ноуменализм (от латинского noumen - сущность) утверждает возможность наблюдения не только на основе внешних, но и внутренних органов чувств – интуиции, интеллектуального созерцания, интроспекции. Предполагается тем самым, что у человека существуют особые внутренние органы чувств, позволяющие ему столь же непосредственно наблюдать более глубокий слой бытия, сокрытый за данными внешнего восприятия.
По-видимому, оба эти направления являются крайними позициями, между которыми находится реальный процесс научного наблюдения.
По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.
При непосредственных наблюдениях те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. Такого рода наблюдения дали немало полезного в истории науки. Известно, например, что наблюдения положения планет и звезд на небе, проводившиеся в течение более двадцати лет Тихо Браге с непревзойденной для невооруженного глаза точностью, явились эмпирической основой для открытия Кеплером его знаменитых законов.
Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль в современной науке, однако чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным, т. е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия.
Развитие современного естествознания связано с повышением роли так называемых косвенных наблюдений. Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут прямо наблюдаться ни с помощью органов чувств человека, ни с помощью самых совершенных приборов. Например, при изучении свойств заряженных частиц с помощью камеры Вильсона эти частицы восприимаются исследователем косвенно - по таким видимым их проявлениям, как образование треков, состоящих из множества капелек жидкости.
Из всего вышесказанного следует, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным .

Эксперимент

Эксперимент – метод изучения объекта, посредством погружения его в искусственную ситуацию с помощью экспериментальной установки или создания искусственных условий, что позволяет выделить в объекте интересующие ученого стороны. Эксперимент включает в себя и измерение, и наблюдение . В то же время он обладает рядом важных, присущих только ему особенностей.
Во-первых, эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, т. е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования.
Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать их сущность.
В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание.
В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.
В современной науке многие эксперименты требуют специальной организации, планирования и автоматизации.
Существует множество различных видов эксперимента, например, прямой (при котором осуществляется воздействие непосредственно на объект исследования) и модельный (объект заменяется в эксперименте моделью), полевой (эксперимент проводится в естественных для объекта условиях) и лабораторный (объект исследуется в искусственно-созданной обстановке). По целям можно выделять поисковый (когда исследуется влияние какого-то фактора на объект исследования), измерительный (осуществляется сложное измерение объекта), проверочный (в этом случае идет проверка и отбор гипотез) эксперименты. По методам можно выделять эксперименты, проводимые на основе метода проб и ошибок (делаются случайные пробы, на основе ошибок отбрасываются неудачные пробы), с использованием определенного алгоритма, проводимый по методу «черного ящика» (когда на основе знания функции предполагают определенную структуру объекта) или «белого ящика» (наоборот, от известной структуры переходят к гипотезе о функции объекта) .

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Теоретические методы научного познания подразделяются на общие методы познания действительности и специфические методы теоретического познания .
К общим методам познания действительности относятся: индукция, дедукция, аналогия, сравнение, обобщение, абстрагирование и др.
К специфические методам теоретического познания в науке принадлежат: идеализация, интерпретация, мысленный эксперимент, машинный вычислительный эксперимент, аксиоматический метод и генетический метод построения теории, и др. .
Рассмотрим подробнее такие теоретические методы научного познания как: абстрагирование, идеализация и формализация.

Абстрагирование

Наука оперирует научными абстракциями, которые находят выражение в научных понятиях. Они являются результатом процесса абстрагирования. Абстрагирование – это процесс отвлечения от тех или иных сторон, свойств или связей изучаемого объекта с целью выделения существенных и закономерных признаков . В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них.
В научном познании широко применяются, например, абстракции отождествления и изолирующие абстракции. Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов (при этом отвлекаются от целого ряда индивидуальных свойств, признаков данных предметов) и объединения их в особую группу. Примером может служить группировка всего множества растений и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т. д. Изолирующая абстракции получается путем выделения некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость», «электропроводность» и т. д.).
Формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а представляет собой только средство более глубокого, разностороннего познания конкретного. Поэтому необходимо дальнейшее движение (восхождение) познания от достигнутого абстрактного вновь к конкретному. Получаемое на этом этапе исследования знание о конкретном будет качественно иным по сравнению с тем, которое имелось на этапе чувственного познания. Другими словами, конкретное в начале процесса познания (чувственно-конкретное, являющееся его исходным моментом) и конкретное, постигаемое в конце познавательного процесса (его называют логически-конкретным, подчеркивая роль абстрактного мышления в его постижении), коренным образом отличаются друг от друга .

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.