Модель работы с родителями детей овз. Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 000»

Рабочая программа

Для работы с родителями детей с ОВЗ

Г. Новосибирск

Пояснительная записка

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи . Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:

Принцип единства диагностики и коррекции развития.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.
Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.

Принцип гуманистической направленности психологической помощи.

Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.

Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.

Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекци-онного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.

Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.

Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.

Принцип оказания личностно - ориентированной помощи.

С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.

Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.

Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.

С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.

Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.

Цель данной программы: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи:

1.Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2.Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3.Сформировать адекватную самооценку.

Поэтапная психолого- педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ

1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье.

2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.

3.Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.

План работы

Направление

Форма работы

Сроки

Коллективная и индивидуальная

В течение года

Консультации

коллективные , индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

В течение года

Родительские собрания

Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

В течение года

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В течение года

Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

Групповая работа

В течение всего времени (по необходимости)

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Литература

1.
Краузе с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.

2.
Медико-психолого-педагогическая служба:Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. , – М.: ВЛАДОС, 2008.

4.
Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

Памятка для родителей

Развитие умения общения с детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;
- не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребёнку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьёй;
- не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:
- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ОВЗ не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Елена Калинина
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями ) детей с ОВЗ .

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей , контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов : воспитания детей , включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями ? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство» , поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов . Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей .

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество .

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач :

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том , что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи : меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка , столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей , можно назвать и личностные установки родителей , которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены :

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей , могут включать вопросы обучения и воспитания детей , формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ .

Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству

1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период;

2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;

3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями .

4. Принцип доступности

Концепция взаимодействия ДОУ и семьи

1. Семья – центр жизни ребенка.

2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.

3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.

4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.

5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Коллективные формы взаимодействия .

1.1. Общие родительские собрания . Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Задачи :

- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы ;

Решение организационных вопросов;

- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

1.2. Групповые родительские собрания . Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Задачи :

Обсуждение с родителями задач , содержания и форм работы ;

Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье ;

Решение текущих организационных вопросов.

1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.

Задача :

Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы .

1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Задачи :

Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе .

1.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей .

Задача : - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2. Индивидуальные формы работы .

2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями .

Задача :

Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

2.2. Родительский час . Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня.

Задача : - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком .

2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи :

Сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

Определение запросов родителей о дополнительном образовании детей ;

Определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.

Определение оценки родителями работы ДОУ

2.4. .“Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей .

Задача : - оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.

3. Формы наглядного информационного обеспечения .

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)

Задача : - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ .

3.2. Выставки детских работ . Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы .

Задачи :

Ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей ;

Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме , доступной для понимания родителями . Проводятся два - три раза в год.

Задачи :

Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей ;

Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей , вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним . Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы : родители видят , что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Ожидаемый результат

Появление интереса родителей к работе ДОУ

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия»

Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом

Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, существует много детей находящихся на домашнем обучении.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

    изолированность родителей от родительской общественности,

    отсутствие контакта ребенка со сверстниками;

    страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;

    отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;

    нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык . В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский) .

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:

1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды дея­тельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие формы коллективно­го участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.)

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)

3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

(участие родителей класса в работе родительского комитета и др.)

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа .

ИндивидуальнАя работа педагога с родителями детей с ОВЗ

Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.

    Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

    Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

    Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, БЕСЕДЫ . Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всего класса с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения

    Переписка с родителями педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или ЧЕРЕЗ электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

5. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель , целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

6. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

7. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

Групповые и коллективные формы

1.Родительские лектории, практикумы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе. Темы могут быть разнообразными.

2 . Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ как школы, так и класса.

3.Родительское собрание

одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся

для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,

формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником классных дел, заявить о себе как об активном родителе и, придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.

4.Совместные досуговые мероприятия

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

5.Тематические консультации

Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное занятие. Может проводиться в режиме он-лайн, используя Скайп.

    Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах .

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…» , « Письмо ветерану» ,проведение акции « Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных уголках.

Учителю нужно организовывать совместные интернет проекты детей класса и детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, школы, города.

На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.

В заключение хочется напомнить восемь принципов и нклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья мною была разработана эта программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с родителями детей с ОВЗ.

Пояснительная записка.

С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья мною была разработана программа .

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.

В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами, всегда даёт положительный результат.

В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.

Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.

Педагог, обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с выраженным недоразвитием интеллекта.

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть, понимать своего ребёнка, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка – одна из приоритетных задач образовательного учреждения. Совместное участие всех членов семьи в воспитании и обучении ребёнка укрепляет семью, дает ребенку чувство защищенности, а учителю – поддержку.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Важно рассматривать семью как целостный социальный организм, обладающий такими характеристиками, как образ жизни, психологический климат семьи Только при условии тесного деятельного союза семьи и школы, можно обеспечить гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество, формирование готовности к самостоятельной жизни.

При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:

  • Уважение к уникальности каждого ребенка;
  • Приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты;
  • Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей:
  • Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
  • Системность в организации жизнедеятельности детей;
  • Открытость, обеспечивающая доступность для родителей информации об эффективности процесса образования и воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.

В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.

Цель программы – создание системы целенаправленной работы с семьями обучающихся, воспитанников по формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием интеллекта.

Задачи:

  • Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
  • Формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй.
  • Повышение правовой компетентности родителей.
  • Гармонизация межличностных отношений между членами семьи.
  • Организация совместной деятельности учителя специального (коррекционного) класса и родителей по укреплению здоровья детей.
  • Создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их решения.

Условия реализации программы.

  • Педагог должен хорошо знать всех родителей (далее – и лиц, их заменяющих) учащихся класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Так, в процессе работы с семьями (беседы, наблюдения, анкетирования) я выяснила, что все родители имеют достаточно высокий культурный и образовательный уровень (высшее или среднее специальное образование), интересуются педагогической, специальной литературой, являются весьма осведомленными собеседниками. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.
  • Привлечение абсолютно всех членов семей к учебно-воспитательной работе: отцов, братьев, сестер и др.
  • Родители безоговорочно оказывают помощь в понимании особенностей ребенка: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивация учения.
  • Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие в деле воспитания и обучения детей ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется. Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
  • Родители могут положительно повлиять на успех детей только в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
  • Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
  • Активное использование в работе с родителями информационных технологий.

Формы работы с родителями:

1.Фронтальная (групповая).

  • Традиционной формой фронтальной работы с родителями является родительское собрание. Проводим собрания в удобное для родителей время. Тематика родительских собраний на новый учебный год обсуждается с родителями по окончании предыдущего учебного года. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии. Здесь родители имеют возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.
  • Совместная досуговая деятельность. Внеклассные мероприятия, походы на природу. Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации досуговых мероприятий, организуют отдых детей во время выходных или каникул, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия.
  • Открытые уроки и воспитательные мероприятия.
  • Оформление «Классного уголка.
  • Оформление детских портфолио. Среди множества предлагаемых инноваторами образовательных технологий наиболее привлекательной мне показалась технология портфолио. Именно она представляет собой форму оценивания, соответствующую образовательным целям и ценностям, основанным на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению.

Портфолио ребёнка является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – познавательной, игровой, коммуникативной, творческой.

Работа с детскими портфолио помогает:

  • Формировать у ребенка позитивное отношение к различным видам деятельности и выявлять его индивидуальные особенности.
  • Получать более полную информацию о ребенке.
  • Привлекать родителей к процессу воспитания ребёнка.
  • Формировать адекватную самооценку и оценку своих возможностей, как со стороны ребёнка, так и его родителей.
  • Мотивировать ребенка добровольно и постоянно проводить мониторинг собственного развития с фиксацией полученных результатов.
  • Создание сайта нашего класса. Презентация его перед коллективом родителей. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с родителями . Это помогает устанавливать дополнительные контакты с родителями, поддерживать с ними круглосуточную связь, показывать достижения их детей в различных сферах, демонстрировать фотоотчеты внеклассных мероприятий, оперативно реагировать на возникшие у родителей вопросы.

2.Подгрупповая.

  • Я работаю одновременно с учащимися двух возрастных групп. Дети занимаются по разным учебным программам, имеют разный уровень усвоения знаний. Вся эти различия являются тематикой подгрупповой работы с родителями.
  • Конечно, основная забота о ребёнке ложится на плечи матери. Привлечь мужчин к школьной жизни ребёнка - не так-то просто. Над этим я работаю уже не первый год.
  • Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел с тем, чтобы создать в классе такой микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, жить дружно, весело, увлеченно.

3.Индивидуальная.

  • Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Они должны способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь решаются частные вопросы. Организуются консультации сразу же после обращения родителей, при возникновении трудностей. Педагог, работающий на классе, является связующим звеном между родителями и всеми специалистами образовательного учреждения.
  • Посещение семей.
  • «Телефон доверия». Педагог и родители всегда в «зоне доступа».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД.

Месяц

Родительские собрания

Тематические консультации

Индивидуальные консультации

Совместные дела с классом

Сентябрь

Задачи на новый учебный год.

Выборы родительского комитета

Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка

Советы специалистов школы

Поход в лес совместно с родителями

Октябрь

Формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в учебе, со школьным психологом

Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)

Ноябрь

Формирование нравственных качеств личности подростка, правовое воспитание несовершеннолетних

Друзья моего ребёнка

Экскурсия в парк

Декабрь

Итоги 1 полугодия

Мой ребёнок становится взрослым

Праздничная встреча Нового года

Январь

Отрицательное влияние алкоголя на физические и интеллектуальные способности человека

Консультация психолога (по запросам родителей)

Февраль

Семья и её роль в воспитании ребёнка.

Совместный праздник – Спортландия

Март

Итоги 3 четверти

Праздник мам

Апрель

Трудовое воспитание в семье

Скоро мы станем пятиклассниками

Май

Итоги учебного года. Организация досуга обучающихся в летний период.

Консультации учителей предметников

Совместный праздничный выпускной

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на все время обучения ребенка в школе. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (ученики класса детей с ОВЗ), педагоги, работающие в классе детей с ОВЗ – предметники, педагог, психолог, логопед, социальный педагог, учитель ЛФК; медицинские работники.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  • единым объектом (субъектом) воспитания;
  • общими целями и задачами воспитания детей;
  • необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  • возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
  • возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

В центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности.

Формы работы с родителями

РОДИТЕЛИ

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

СОВМЕСТНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТСКИЕ ПОРТФОЛИО

Классный уголок или

САЙТ КЛАССА

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результативность данной работы проявляется в следующих аспектах:

  • в повышении уровня педагогической культуры родителей;
  • в улучшении отношений с ребенком, взаимопонимании;
  • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем;
  • в формировании педагогической рефлексии родителей;
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в осуществлении учебно-воспитательного процесса.

МОНИТОРИНГ.

На протяжении 3 лет моей работы в этом классном коллективе наблюдается 100% сохранность контингента (родители учащихся не меняют выбранную программу обучения, образовательное учреждение и педагога), 100% посещаемость учащимися школы, 0% учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Литература.

1.Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся. Дефектология, М: Просвещение, 2013 г.

2. Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе. Дульнев Г.М., М: Просвещение, 2011 г.

3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещени е,2004г.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Вилюйская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Николая Саввича Степанова"

Работа с родителями детей с ОВЗ

Выполнил а: Сергеева А.А.

Учитель коррекционных классов VIII вида

г. Вилюйск

Организационные формы помощи родителям

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:

Индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования;

Обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений);

Этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

В зависимости от цели, консультирование провожу в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование .

Первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.

Второй этап провожу по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Перспективное планирование работы с родителями

Сентябрь

1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

Октябрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

Ноябрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Декабрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Беседа: «Немного о режиме»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

Наглядность

– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

– оформление стенда «Зимушка – зима»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Январь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Кормушка своими руками»

(дома с папой)

Наглядность

– оформление ширмы «Игры для здоровья»;

– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Февраль

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Печенье для бабушки)

Наглядность

– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– дополнение в папку «Игры для здоровья»;

– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Март

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение: «Любимые, милые, родные»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)

Наглядность

– оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

– оформление стенда «Весна»

– обновление папки «Составляющие здоровья»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

Апрель

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Взрослые и дети»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

Наглядность

– выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

– дополнение в папку «Все о здоровье»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

«Научите меня говорить правильно»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный кукольный театр: «Три медведя»

Наглядность

– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето

– выставка детских работ

4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.