обеспечение учебной деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся

Рабочая программа

Учебного курса

«Риторика»

Составитель: Елисеева И.В.

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные (в том числе риторические) умения. Поэтому инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Кроме того, для каждого класса в начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:

1) формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2) формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

В тексте программы эти умения обозначены так: У-1, и У-2 (умения первого и второго типа).

Разграничение умений должно предупредить неоправданное сужение работы по риторике, ограничения её только анализом общения, готовых текстов. Главное – научить детей пользоваться даром слова, научить их общаться.

В предлагаемые программы включён компонент, который условно назван «идеи». Это важные мысли нравственно – риторического характера, которые могут быть предметом обсуждения на уроках риторики.

Общая характеристика курса

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Место курса «Риторика» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Риторики» в 3 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Риторика»

Личностными результатами

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео –) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

3 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры . Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстов.

Рассуждение : тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства:факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка .

Тематическое планирование по дисциплине

«Риторика. 3 класс»

п/п

Наименование разделов и тем

Из них

Развитие речи, практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.


Календарно - тематическое планирование

«Риторика» 4 класс

(1 ч. в неделю – 34 ч.)

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Самостоятельные работы ч.

Дата проведения занятия

Развитие речи, практические работы, ч.

Контрольные работы, ч.

Общение.

Проверь себя.

Что мы помним о речевой ситуации.

Твои речевые роли. (Повторение.)

С какой целью? Зачем? (Задачи общения.).

Неподготовленная речь.

Подготовленная речь.

Приёмы подготовки.

Говорим подробно.

Говорим кратко.

Похвала (комплимент).

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному

Читаем учебные тексты.

Учимся писать, редактировать.

Как исправить текст? (Правка текста.)

Что такое вежливость.

Добрые дела – добрые слова

Текст.

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Диалог и монолог

Пиши правильно!

Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!

Пересказ.

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

Цитата в пересказе.

Кратко о книге (аннотация).

Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

Рассуждение, вывод в рассуждении.

Правило и цитата в доказательстве.

Сравни и скажи.

Правила сравнения.

Как строятся сравнительные тексты.

Повторение за год.

Учебно – методическое и материально-техническое

обеспечение учебной деятельности.

Учебные пособия:

    Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник-тетрадь для 3 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО

«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.

    Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.

    Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

Информационно – техническое обеспечение

    Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

    Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

    Презентации.

    Интернет ресурсы:

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

Литература

    Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.

    Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в на­чальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учи­тель», 2004.

    Ладыженская Т.А. Программа курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы) // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2004.

    Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках- методические рекомендации для учителя 3 класс, М.: Ювента; Баласс, 2012 год.

    Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М., 2011.

    Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.

    Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.

    Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.

Планируемые предметные результаты изучения курса риторики

в 3 классе:

Познать:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные результаты:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Формирование умения понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

Использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Метапредметные результаты: уметь

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

Составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

Анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

Осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

Ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.

Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.

Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.

Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

Идеи риторики проникли в Россию в XVII в. и нашли здесь достаточный отклик.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик - это «Риторика» вологодского

епископа Макария, написанная предположительно в 1617-1619 гг. В основу первой русской

«Риторики» был положен учебник немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона, написанный

на латинском языке и изданный в 1577 г. во Франкфурте. При переводе на русский язык

были сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены

некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены

новые примеры. Это рукописный учебник, до наших дней дошло 34 рукописи.

«Риторика» Макария состоит из двух частей. В первой части излагаются основы пяти

основных этапов классического риторического канона. Риторика именуется в ней

«краснословием или сладкогласием», а ее части соответственно называются: «изобретение

дела» (инвенция), «чиновное различие» (диспозиция), «соединение слов с пригодными

словы» (элокуция), «память» (запоминание), «гласомерное и вежливое слово»

(произнесение).

Во второй части «Риторики» Макарий выделяет три стиля, три «рода глаголания»: 1)

«смиренный», относящийся к обиходной речи и не поднимающийся «над обычаем по-

вседневного общения»; 2) «высокий», представляющий собой образную речь; 3) «мерный»,

характерный для письменной и деловой речи, - соединение «смиренного» и «высокого»

«Риторика» Макария переписывалась и изучалась в течение всего XVII в. До

петровского времени она являлась основным учебником риторики в России (Кохтев 1992:

Другими памятниками раннего периода развития риторики в России являются

«Поэтика» и «Риторика» Феофана Прокоповича, написанные на латинском языке. В основе

этих наставлений лежат курсы по риторике, которые Феофан Прокопович читал в Киево-

Могилянской академии в 1705 и 1706-1707 гг. (там же).

Знаменательным этапом развития риторической науки в России было учение М. В.

Ломоносова. Учебник риторики М. В. Ломоносова был напечатан в 1748 г. под названием

«Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика,

показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в

пользу любящих словесные науки». Однако это был уже второй вариант учебника, а первый

вариант риторики (менее пространный) под названием «Краткое руководство к риторике на

пользу любителей сладкорочия» был написан в 1744 г. и остался в рукописи. «Краткое

руководство к красноречию» М. В. Ломоносова только при жизни ученого переиздавалось

трижды: в 1748, 1759 и 1765 гг. (там же).

М. В. Ломоносов дает следующее определение риторики: «Риторика есть наука о

всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранный речьми

представлять и пристойными словами изображать на тот конец, чтобы слушателей и

читателей о справедливости ее удовлетворить. Кто в сей науке искусен, называется ритор»

(Ломоносов 1953: 23).

Уже в самом названии учебника М. В. Ломоносов разграничивает собственно

риторику, т. е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, т. е.

наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т. е. наставление к сочинению поэтических

произведений.

Риторика М. В. Ломоносова состоит из трех частей: «О изобретении», «О украшении»

и «О расположении». В § 2 книги первой «Краткого руководства к красноречию» он пишет:

«В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное,

что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать;

третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три

части - на изобретение, украшение и расположение» (там же: 99). Очевидно, что эти три

раздела соответствуют трем частям классического риторического канона (с перестановкой

двух последних компонентов), затрагивающих непосредственную работу по подготовке и

формированию текста: инвенции, элокуции и диспозиции. Правда, в первом (рукописном)

варианте «Руководства» М. В. Ломоносов упоминает также четвертую часть риторики -

произношение и дает ей краткую характеристику (там же: 78-79), однако в окончательный

(напечатанный) вариант книги этот раздел не включает.

Идеи М. В. Ломоносова на многие годы определили развитие риторики как науки в

России. По мнению специалистов, все последующие русские риторики основывались на

творчестве этого великого мыслителя (Кохтев 1992: 36; 1994: 28).

В начале XIX в. в России происходит разграничение понятий «общей риторики» и

«Общая реторика» (1854)6 был преподаватель русской и латинской словесности в

Царскосельском лицее доктор философии Н. Ф. Кошанский. Каждая из этих риторик имеет

свою цель, свой предмет и свои границы. Общая риторика содержит главные, общие правила

всех прозаических произведений. Частная риторика обращается к конкретному про-

заическому произведению, к его основным достоинствам и недостаткам (Кохтев 1994: 32).

Похожие взгляды высказывает А. И. Галич в своей «Теории красноречия для всех

родов прозаических произведений», изданной в 1830 г. «Теория красноречия» А. И. Галича

состоит из «Части общей, или чистой» и «Части особенной, или прикладной». Он выделяет

четыре главных момента, лежащих в основе искусства красноречия: счастливое изобретение

мыслей, приличных предмету; благоразумное расположение мыслей и умение

воздействовать на слушателей так, чтобы они могли легко воспринимать идею в целом и по

частям; изложение или выражение мыслей словами; провозглашение, т. е. произнесение,

ораторской речи (Кохтев 1992: 49-51; 1994: 31-32).

В этой связи интересно отметить, что аналогичный подход, только уже по отношению

к определению направлений современной лингвистики текста, демонстрирует Т. М. Ни-

колаева, выделяющая два возможных способа описания текстов - с акцентом на общие /

более частные моменты текстовой организации (подробнее см. гл. 5).

При характеристике риторического наследия XIX в. нельзя обойти своим вниманием

также книгу М. М. Сперанского «Правила высшего красноречия» (1844), отражающую

философское направление в риторике. М. М. Сперанский был преподавателем словесности в

Санкт-Петербургской духовной академии и читал в ней курс риторики. Книга написана ярко

и образно. Она обращена не только к разуму, но и к эмоциям читателя. Ср., например,

правила расположения мыслей в интерпретации М. М. Сперанского:

«1. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль

Есть понятия, по естеству, своему тесно связанные между собой, но сия связь не для

всех и не всегда бывает, приметна - надобно открыть, надобно указать путь вниманию,

проводить его, иначе оно может заблудиться или прерваться. В жару сочинения все кажется,

связано между собой; воображение все слепляет в одно. Приходит здравый холодный разум

И связь сия исчезает, все нити ее рвутся, сочинение распадается на части, и на месте

стройного целого видна безобразная смесь красот разительных.

2. Второе правило в расположении мыслей состоит в том, чтоб все они подчинены

были одной главной.

Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей-то мысли должно всё

относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к самому концу,

иначе они будут введены без причины, а все излишнее несносно» (Сперанский 1844) - цит.

по (Кохтев 1994: 33-34).

Книга М. М. Сперанского, несомненно, признается одной из самых ярких риторик в

России XIX в.

Мы рассмотрели лишь несколько образцов риторической мысли в России XVII-XIX

вв. За рамками нашего рассказа остались другие опыты теоретического осмысления

6 В XIX в. встречаются два варианта написания - риторика и реторика; в последнем случае

русское написание почти полностью повторяет греческое rhetorike".

античной риторики. Кроме того, в истории России можно встретить настоящие шедевры

практического применения искусства красноречия: замечательные образцы академического

красноречия демонстрировали историки Т. Н. Грановский, В. О. Ключевский, филолог Ф. И.

Буслаев, физиолог И, М. Сеченов, химик Д. И. Менделеев; блестящими судебными

ораторами были В. Д. Спасович, Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони и др.; замечательных высот в

духовном красноречии достигли митрополиты московские Платон и Филарет и многие

другие (подробнее см. (там же)).

В настоящее время во всем мире наблюдается значительный рост научного интереса к

риторическому наследию. Многие положения античной и более поздней риторики нашли

построения текстов. Современное направление риторики получило название неориторики

или неориторической теории аргументации (или просто теории аргументации). Подробнее о

современной теории аргументации см. гл. 16.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Подгоренская основная общеобразовательная школа

Валуйского района Белгородской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

Риторика

В 3 классе

Учитель: Дробина Зоя Алексеевна

2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа по риторике для 3 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе программы « Риторика» Т.А. Ладыженской для 1-4 классов, по учебнику Т. А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» и составлена с учетом возможностей третьеклассников и включает в себя следующие разделы:

Пояснительная записка;

Основные цели уроков риторики;

Основные задачи уроков риторики;

Основные методические принципы уроков риторики;

Основные риторические умения;

Основное содержание с примерным распределением учебных часов;

Основные формы и методы работы;

Требования к уровню подготовки учеников.

Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности, учит гуманитарному мышлению, помогает будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Риторика формирует позитивное отношение к миру, к личности, развивает аналитические навыки. С помощью этого предмета ребенок учится адекватному речевому поведению, становится личностью, меньше подверженной стрессам.

Риторика готовит детей к успешной работе в коллективе, тем самым, выполняя важный социальный заказ.

На основе этой программы будут формироваться коммуникативно-речевые умения, будет формироваться личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.

Основные понятийные компоненты делятся на 2 блока:

1 блок формирует умение анализировать и оценивать общение; речевой этикет; качества речи;

2 блок формирует умение говорить, слушать, писать, читать - умение общаться – речевой жанр. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, так как называет тот вид высказывания, которому следует учить.

Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков.

Рабочая программа по риторике рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Основные цели уроков риторики

* формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

* формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;

* формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;

* развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;

* интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.

Основные задачи уроков риторики

* обучение умелой, искусной и эффективной речи;

* развитие дара речи;

* научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;

* воспитание творческой личности;

* воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;

* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.

Основные методические принципы

Принцип практической направленности предполагает обучение риторической деятельности. История и теория риторики изучаются только в необходимой мере.

Принцип перспективных динамических связей предполагает строгий учет внутрипредметных связей.

Принцип учета сферы повышенной речевой деятельности учащихся . Реализуется отбор речевых жанров, иллюстрированных материалов, видов задач и т.д.

Принцип сквозных методических идей как объединяющих весь курс обучения. Идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям; идея овладения речью, свободой слова для самовыражения и т.д.

Основные риторические умения

Первый тип умений (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

Корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Наука риторика», «Учимся говорить», «Вежливое общение», «Правила успешного пересказа», «Учись объяснять, доказывать»;

Уместность использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, предусмотренных учебником.

Второй тип умений (У-2). Умение общаться как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:

Ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его в разделах «Учимся читать и писать», «Текст», «Правильная речь», «Поздравления»;

Уместность использования словесных и несловесных средств общения, учитывая ситуацию общения, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Наука риторика – 5 часов

Повторение о науке риторика. Понятие о красноречии. Говорим «тихо», «громко», «не тем тоном». Повторение о речевой ситуации (кто – адресант? Кто -адресат?). Твои речевые роли (говоришь, читаешь, слушаешь, пишешь). Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? (объяснения, сообщения и т.д.)

Учимся говорить – 6 часов

Неподготовленная речь (следить за своей речью, за тем, что и как ты говоришь, кому и в какой обстановке говоришь). Подготовленная речь (с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное хочешь сказать? Ключевые слова, рисунок, схема, план, репетиция выступления). Говорим подробно, кратко (лаконичность, ёмкость, сжатость, обстоятельно, детально). Комплимент (похвала, добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). Слушаем. Вдумываемся (сосредоточься, постарайся, запиши, не перебивай, следи за…).

Читаем учебные тексты (учебные тексты, абзацы). Учимся писать, редактировать (правки письменных текстов, редактирование)

Вежливое общение - 4 часа

Что такое вежливость? (пожалуйста, извини, спасибо и др.) Вежливо, невежливо, грубо (грубые выражения, воспитанность). Добрые дела – добрые слова (посмотри на себя в зеркало, добрые дела) А ты вежлив? Игры и задачи.

Текст – 2 часа.

Тексты разные нужны (типы, разновидности текстов)

Диалог, монолог (разыгрывание сцен со сменой говорящих)

Правильная речь – 3 часа.

Пиши правильно (орфографический словарь, нормы правильного письма)

Произноси правильно (орфоэпический словарь, нормы правильного произношения) Употребляй слова правильно (толковый словарь, разъяснить, истолковать, растолковать)

Правила успешного пересказа – 3 часа.

Пересказ (краткий, подробный, близкий к тексту). Выбери нужное (выборочный пересказ, начальное предложение, цитата в пересказе). Кратко о книге (аннотация)

Поздравления – 3 часа.

Поздравляю кого? Как? и желаю кому? Как? (обращение, поздравление, пожелание). С днем рождения! (начать, сам текст, пожелание). С новым годом! (поздравления от души). С праздником 8 марта! (милым мамам, бабушкам, девочкам)

Учись объяснять, доказывать – 2 часа.

Рассуждение и вывод (рассуждать, объяснять, доказывать, вывод) Правило в доказательстве (точное правило, своя точка зрения, цитата в доказательстве)

Что общего – чем отличаются – 3 часа

Сравни и скажи (сравнить, различия, напоминание, сходство). Правила сравнения (сопоставимые признаки, форма, величина, окраска).

Как строятся сравнительные тексты (параллельные сравнения, одновременно, вначале, затем). Подведем итоги (риторический праздник).

Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

* риторический анализ устных и письменных текстов;

* риторические задачи;

* риторические игры.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате обучения ученики должны уметь:

Быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;

Вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;

Анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;

Определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.

Реализация рабочей программы обеспечена рекомендованным МО РФ учебно-методическим комплектом, включающим:

М.Р. Львов, «Речь младших школьников и пути их развития»

М.И. Оморокова, «Совершенствование чтения младших школьников»

С.П. Ефимова, М.М. Безруких, «Ребенок идет в школу»

Программа общеобразовательных учреждений.

Закон РТ «О языках народов РТ»

Тематическое планирование уроков риторики в 3 классе

по учебнику Т. А. Ладыженской

«Детская риторика в рассказах и рисунках» (1 час в неделю )

урока

ТЕМА УРОКА

К-во часов

Сроки

По плану

фактич

Тип урока

Наука риторика

5 час.

Риторика – красноречие (повторение)

урок-диалог

Кто? Что? Кому? Речевая ситуация

урок-дискуссия

Почему? Зачем? Речевые роли

урок-диалог

4 - 5

Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем?

урок-дискуссия

урок-диалог

Учимся говорить

6 час.

Неподготовленная речь

урок - общение

7 - 8

Подготовленная речь

урок - общение

Говорим подробно, кратко

урок-дискуссия

Комплимент

урок - общение

Слушаем. Вдумываемся

урок-диалог

3 час.

Читаем учебные тексты

урок-литератур. кафе

13-14

Учимся писать, редактировать

урок-редакция

Вежливое общение

4 час.

Что такое вежливость?

урок-дискуссия

Вежливо, невежливо, грубо

урок-дискуссия

Добрые дела – добрые слова

урок-диалог

А ты вежлив? Игры и задачи.

урок-игра

Текст

2 час.

Тексты разные нужны

урок-доклад

Диалог, монолог

комбинированный урок

Правильная речь

3 час.

Пиши правильно

урок-редакция

Произноси правильно

урок-литератур. кафе

Употребляй слова правильно

урок-литератур. кафе

Правила успешного пересказа

3 часа

Пересказ

урок - общение

Выбери нужное.

урок - общение

Цитата в пересказе. Кратко о книге.

урок - общение

Поздравления

3 часа

Поздравляю и желаю

урок-диалог

С днем рождения! С новым годом!

урок-диалог

урок-диалог

Учись объяснять, доказывать

2 час.

Рассуждение и вывод

урок-диалог

Правило и цитата в доказательстве

комбинированный урок

Что общего – чем отличаются

3 часа

Сравни и скажи. Правила сравнения.

урок - общение

Как строятся сравнительные тексты

урок - общение

Подведем итоги

комбинированный урок

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

«Риторика»

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

количество примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

количество

Учебник тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» для III класса под ред. Т. А. Ладыженской (М.: Баласс - Ювента, 2013 г);

Методические пособия

Учебно-наглядные пособия.

Справочные пособия, энциклопедии по

Этике и эстетике.

имеются в наличии

Печатные пособия

Эмоции

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

Программно-методический комплекс «Фантазёры»1-4 класс

имеются в наличии

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для

крепления таблиц.

Ноутбук НР 635

Доска магнитно-маркерная ДК -125

Принтер лазерный Camsunq ML 1860\XEL

Акустические колонки Genium SP –S110

Сетевой фильтр Ippon BK252

Коммутатор Dlink 7 gjhnjd

Модульная система экспериментов PROLoq

Микроскоп цифровой ЛОМО «Эксперт»

Проектор мультимедийный ВепQ MS 500


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Риторика

( предмет)

Класс 3г

Количество часов (за год) 35ч

Количество в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:

1.Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)

2.Примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования «Программы общеобразовательных учреждений». Издательство «Просвещение» г. Москва 2009 год.

Учебник - тетрадь «Риторика.3класс», авторы Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., издательство «Баласс. Ювента» г.Москва 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 класса, автора Т.Д.Ладыженской, 2014 г. Издания. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и учебных часов и возрастных особенностей младших школьников.

Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают сугубо коммуникативные умения. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:

1. Формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2. Формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться;

В программу включён компонент, который условно назван «идеи».

Риторические идеи:

Искренность отношений, правда в общении – вот дружба (А.Суворов)

Меньше говори, да больше делай (пословица)

Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу (В.Яхонтов)

Уметь тактично возражать, но ещё большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших (В.Сухомлинский)

Основные риторические умения:

Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

Взаимодействие с партнёром по общению, способность понимать его мысли и чувства, анализировать своё речевое поведение;

Правильность речи (с точки зрения норм литературного языка), точность(наличие фактических ошибок) богатство (разнообразие языковых средств), выразительность речи(речевые находки);

Особенности речевых жанров;

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

Использовать приёмы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;

Создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги (со значением «просьба», «похвала», «поздравление» и т.д.), рассказ о себе (о своей жизни), заметку в газету и т.д.

В силу особенностей учебного предмета “Детская риторика” , решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

– духовно-эстетическая (от формирования умения видетькрасоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

– литературоведческая (от формирования умения различатьразные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественныеприемы));

– библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным

аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список ли-

тературы для решения конкретной учебной задачи).

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи,языковой культуре, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования.

Одна из важных метапредметных целей , реализуемых средствами курса, связана с формированием грамотногочитателя, который с течением времени сможет самостоятельновыбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на

собственные предпочтения, и в зависимости от поставленнойучебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

В программе каждого класса выделяются два блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативныхумений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Национально-региональный компонент прослеживается в темах следующих уроков.

Место курса в учебном плане:

На изучение риторики по программе в 3 классе отводиться по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель)

Формирование УУД средствами учебного предмета

«Риторика»

Личностными результатами

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео –) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать особенности диалога и монолога;

– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

– пользоваться основными способами правки текста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ

(какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся после изучения данного предмета в этом классе)

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Учебно-тематическое планирование

Раздел

программы

№ урока

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Элементы содержания

Дата проведения

План

Факт

Общение

Наука Риторика

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

Общение. Наука риторика.Чему учит риторика, её основные разделы.

4 - 9.09

7 .09

Что мы помним

о речевой ситуации.

Речь героев татарской сказки «Шурале»

Приводитьпримеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях.

Называть задачи общения.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи

Компоненты речевой ситуации

11-16.09

1 4. 09

Твои речевые роли.

П римеры успешного общения в жизни людей нашего города

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях

Речевые роли.

18-23.09

21.09

С какой целью?

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты.

Называть задачи общения.

Называть некоторые коммуникативные профессии.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.

Коммуникативная задача как один из важнейших компонентов речевой ситуации.

25-30.09

28 . 09

Учимся говорить

Неподготовленная речь

Различать подготовленную и неподготовленную речь.

Анализировать примеры неподготовленной речи

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко

Учимся говорить. Понятие о неподготовленной и подготовленной речи.

2-7.10

5.10

Подготовленная речь, приемы подготовки.

Речь экскурсовода на экскурсии нашего города

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания

Приёмы подготовки.

9-14.10

12.10

Говорим подробно, кратко

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

Говорим подробно, кратко.

16-21.10

19.10

Похвала (комплимент)

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией

Особенности похвалы как речевого жанра. Похвала в разных речевых жанрах.

23-28.10

26.10

Слушаем, вдумываемся

Слушаем, вдумываемся

Называть задачи слушания

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя. Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах. Оценивать свои особенности как слушателя.

Слушаем, вдумываемся. Значение слушания. Правила активного слушания.

6-11.11

Читаем учебные тексты

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Правила чтения учебных текстов. Роль абзацных членений и шрифтовых выделений, опорных (ключевых) слов для усвоения содержания текста.

13-18.11

Учимся писать, редактировать. Составление текстов о родном городе.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами

Приёмы правки текста, условные знаки для редактирования. Учимся писать, редактировать

20-25.11

Вежливое общение 5ч

Повторение «Учимся писать и редактировать»

Отвечать на вопросы, применяя полученные знания

Проверь себя. Что такое вежливость. Вежливо, невежливо, грубо. Добрые дела - добрые слова

27.11-2.12

Что такое вежливость?Вежливые слова произведения татарских писателей.

Даватьопределение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях

Что такое вежливость. Вежливо, невежливо, грубо. Добрые дела - добрые слова.

4-9.12

Вежливо, невежливо, грубо

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам

Установка на неприятие грубых слов и выражений

11-16.12

Добрые дела – добрые слова. Татарские народные сказки

Давать определение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам

Добрые дела помогают в жизни

18-23.12

А ты вежлив?

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Попробуй оценить себя: вежлив ли ты

8-13.01

Разные тексты 2ч

Тексты разные нужны. Текст «Моя Родина – город Зеленодольск»

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Повторение. Разновидности текстов. Текст и сфера его употребления.

15-20.01

Диалог и монолог

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов

Знакомство с понятиями «Диалог» и «монолог».

22-27.01

Правильная речь

Пиши правильно!

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Правильная речь, как речь, которая соответствует нормам литературного языка, способствует успешному общению

29.01-3.02

Произноси правильно! Употребляй слова правильно!

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

Словари: орфоэпические, орфографические, толковые. Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно!

5-10.02

Правила успешного пересказа

Пересказ

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста.
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Вводить в пересказ эффективные цитаты.

Создание вторичного текста с сохранением стилевых особенностей исходного. Способы исключения и обобщения при создании краткого пересказа.

12-17.02

Выбери нужное

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.

Выборочный пересказ. Отбор материала для выборочного пересказа, его начало и конец.

19-24.02

Цитата в пересказе. Кратко о книге. Татарская сказка «Три сестры»

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказ.

Вводить в пересказ эффективные цитаты

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги

Введение цитат в пересказ. Аннотация как речевой жанр – разновидность вторичного текста

26.02-3.03

Поздравляю тебя…вас

Поздравляю… Кого?

С чем? Как?

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление

Поздравление как этикетный речевой жанр, его особенности, структура.

5-10.03

Чего? Как?Желаю… Кому?

Языковое и интонационное оформление поздравления, его особенности.

12-17.03

С днём рождения!

С Новым годом!

Поздравления жительницам г.Зеленодольска

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление

Пожелания и поздравления, учёт адресата, события

19-24.03

Учись объяснять и доказывать

Рассуждение

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом

Р ассуждение. Вывод в рассуждении. Рассуждение на темы разных учебных предметов

2-7.04

Вывод в рассуждении

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении

Правило и цитата в рассуждении, способы их ввода в рассуждение

9-14.04

Правило в доказательстве

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

Как правильно доказывать.

16-21.04

Цитата в доказательстве

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами

Правило и цитата в доказательстве , способы их ввода в доказательство

23-28.04

Что общего, чем отличаются

Сравни и скажи. Сравнение героев татарской сказки «Гульчечек»

Анализировать сравнительные описания, их структуру

Правила сравнения

30.04-5.05

Правила сравнения

Называть правила сравнения

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения. Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение

Что общего – чем отличаются.

7-12.05

Как строятся сравнительные тексты?

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами

Сравнительная характеристика, правила сравнения.Две разновидности структуры сравнительных тексов.

14-19.05

Интеллектуальный марафон по теме «Что мы изучали на уроках риторики в 3 классе»

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры

Разыгрывать риторические игры

Проверка знаний учащихся по изученному материалу

21-26.05

Повторение « Как строятся сравнительные тексты?»

Повторить

Подведение итогов

28-31.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература (основная, дополнительная)

Дидактический материал (наименование, автор,

издательство, год издания)

Информационно-компьютерная поддержка (наименование сайтов, электронных пособий)

1. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.Н.Никольская, Г.И. Сорокина – М.: ООО «Баласс»: Издательство «Ювента», 2012.

    1. Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».

    Кульневич СВ., Лакоценина Т.П.

    2. Детская риторика в рассказах и рисунках: 3-й класс. Методические рекомендации. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Л.В. Салькова, А.С.Киселева, З.И.Курцева – М.: ООО «Баласс»: Издательство «Ювента», 2006.

1. (Российский общеобразовательный портал)

2. (Детские электронные книги и презентации)

3. (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

Учебное пособие "Детская риторика в рассказах и рисунках" продолжает курс риторики, начатый в 1 и 2 классах, учит детей говорению, слушанию, письменной речи, чтению; а также учит младших школьников успешно общаться, создавать разные тексты, быть вежливыми, проявлять доброту не только на словах, но и на деле.

Примеры.
Представь себе, что в ваш 3 класс пришёл учиться дядя Фёдор. Два года он учился в школе в деревне Простоквашино. Там у них не преподавали риторику. Пусть каждый из вас расскажет дяде Фёдору о риторике то, что он запомнил. Сядьте треугольником - так, чтобы дядя Фёдор хорошо видел каждого, кто будет говорить.

Ты, конечно, знаешь, что есть профессии, в которых большую роль играет речь. Например, учитель, корреспондент и т. д. Запиши названия таких профессий на доске объявлений слева. Справа выпиши слова, обозначающие профессии, в которых речь не имеет большого значения.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1
ОБЩЕНИЕ
НАУКА РИТОРИКА
Проверь себя
Что мы помним о речевой ситуации
Твои речевые роли
С какой целью? Зачем?
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
Неподготовленная речь
Подготовленная речь, приёмы подготовки
Говорим подробно, кратко
Похвала (комплимент)
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
Читаем учебные тексты
Учимся писать, редактировать
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Проверь себя
Что такое вежливость
Вежливо, невежливо, грубо
Добрые дела - добрые слова
А ты вежлив?
ИТОГОВЫЕ ЗАДАЧИ И ИГРЫ
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 класс, Часть 1, Ладыженская Т.А., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 класс, Часть 2, Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., 2013
  • Детская риторика в рассказах и рисунках, 2 класс, Часть 2, Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., 2008
  • Детская риторика в рассказах и рисунках, 2 класс, Часть 1, Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., 2008
  • Детская риторика в рассказах и рисунках, 1 класс, Часть 2, Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., 2006