Шведские школы. Школа в швеции

Получить высшее образование на родине Астрид Линдгрен может любой желающий. Знание государственного языка при поступлении не является обязательным. Система образования в Швеции является одной из лучших во всем мире. Стать студентом выбранного ВУЗа может не только юный абитуриент, но и человек, уже имеющий специальность. Прием на обучение в Швеции осуществляется в результате конкурсного отбора. Этот отбор осуществляется дважды в год. Сдавать вступительные экзамены при этом не требуется.

Панорамный вид на шведские фьорды и яхтенную стоянку

Высшее образование в Швеции занимает в различных рейтингах одно из лидирующих мест. Многие шведские университеты находятся в ТОП-двести всех ВУЗов нашего земного шара. Шведская образовательная система предполагает несколько ступеней, каждая из которых является бесплатной. Практически все учебные заведения финансируются властями этой страны.

Имея отличную репутацию, шведские университеты с каждым годом привлекают все больше абитуриентов-иностранцев. Главной чертой сегодняшней образовательной системы считается ее демократичность.


То есть, получить качественное высшее образование могут не только представители элиты, но и ребята, родители которых находятся на более низкой социальной ступени.

Получение среднего образования

Обязательное среднее образование было введено в шведском государстве в сороковых годах девятнадцатого столетия. В настоящем виде школа существует с середины двадцатого века. Посещать школу обязуются все дети, проживающие на территории шведского государства и достигшие семилетнего возраста. В начале девяностых власти государства приняли решение открыть классы для ребятишек шестилетнего возраста.

Сегодня среднее образование предполагает посещение следующих школ:

  1. Государственных.
  2. Альтернативных.
  3. Муниципальных.

Интерьер и обустройство муниципальных школ в Швеции

Также уделяется внимание изучению математики и английского языка. Отметки выставляются только во 2-м полугодии 8-го класса. При этом отметки выставляются не по пяти бальной шкале, а по критериям отечественного университета. Примечательно, что если тот или иной предмет школяр тянет исключительно на «неуд», то отметка не выставляется. Иначе, по мнению шведских школьных чиновников, психика ребенка будет травмирована.

Помимо педагогов, преподавательский состав муниципальной школы включает в себя единицу психолога. Этот специалист, совместно с консультантом, помогает юным выпускникам корректно выбрать ВУЗ.

Особенности альтернативных школ

Количество альтернативных учебных заведений, в сравнении с муниципальными, относительно невелико. В основе обучения находится методика Монтессори, столь популярная во многих отечественных школах и садиках.

Также на территории Швеции есть религиозные альтернативные учебные заведения. Поступить в такую школу ученик имеет право только тогда, когда ее статус равняется обязательному среднему учебному заведению.

Особенности высшего образования

Шведское государство имеет право гордиться уровнем образования в школах и университетах. Именно университеты Швеции способствовали тому, что бедное относительно природных ресурсов государство встало вровень с такими мощными «империями», как и . Учеба в Швеции предполагает грамотное сочленение экономической и социальной отраслей. В сердце образовательной сферы находятся легендарные шведские университеты.

Устройство системы высшего образования в Швеции

Сегодня на территории этой державы насчитывается около шестидесяти высших учебных заведений. Большинство из них финансируется государством. Впрочем, некоторые ВУЗы существуют и на частной основе.

Стокгольмский ВУЗ

Одним из наиболее значительных университетов Швеции является Стокгольмский университет. Он был основан в конце восьмидесятых годов девятнадцатого столетия, а первый диплом был выдан в 1904 году.
Сегодня в стокгольмском университете имеется 4 факультета:

  • гуманитарный;
  • юридический;
  • факультет естественных и общественных наук.

К 2005 году Стокгольмский ВУЗ насчитывал немногим более тридцати семи тысяч студентов и трех тысяч преподавателей.

Гётеборгский ВУЗ

Одним из самых крупных университетов Швеции является Гётеборгский ВУЗ.

Фасад Гетеборгского университета в Швеции

Основанный в самом конце девятнадцатого века, современным университетом он стал только в пятидесятых годах двадцатого столетия, когда в его состав включили школу медицины. Сегодня состав этого ВУЗа включает в себя восемь факультетов и около шестидесяти отделений. Здесь имеется огромная научная и исследовательская базы в области экспериментальной биологии, генетики и инженерии.

Получение социального образования

Многие молодые люди мечтают приносить пользу обществу. Важно понимать, что только желания и наличия доброго сердца для такой работы недостаточно. В первую очередь молодой человек, желающий работать с лицами, имеющими проблемы с алкоголем или наркотиками, обязуются получить социальное образование.

Сегодня социальное образование включает в себя изучение психологии, социологии и методологии. Экономика также является обязательной дисциплиной.


Примечательно, что именно шведская модель работы на социальной ниве признается наиболее эффективной. Сегодня социальное образование, полученное на территории этой страны, признается в большинстве государств мира.

Получить социальное образование можно в Гётеборгском университете, который сегодня признан как один из самых сильных ВУЗов мира. Возрастных рамок для получения такого образования не существуют. Студенты занимаются в аудиториях, но львиная доля времени уделяется работе в специальных организациях. Там студенты работают со своими будущими клиентами под руководством опытных соцработников.

Получение инклюзивного образования

Зародыш инклюзивного образования появился более 200 лет назад.


Тогда в специальной школе обучались глухонемые дети. Спустя тридцать два года была проведена школьная реформа, согласно которой дети-инвалиды имели возможность обучаться в соответствии с минимальным школьным планом.

К сожалению, инклюзивное обучение сегодня недостаточно финансируется. Также существуют проблемы с подготовкой квалифицированных кадров. Во многом это связано с низкими заработными платами. Существует связь и с неолиберальной политикой, насаждаемой в Швеции последние 20 лет. Согласно новой доктрине, муниципальная и государственная собственность подлежат приватизации. Это мешает и дальше развивать инклюзивное образование.

В этой статье пойдет речь о шведской системе образования. Эта система неоднократно перестраивалась за последние полвека и продолжает изменяться, так как среди политиков всегда найдется кто-то, кто недоволен существующей системой и хочет ее улучшить.

Здесь я расскажу о том, как выглядит шведская система образования сегодня и каковы основные отличия между шведской средней школой, гимназией и высшей школой.

Поскольку в Швеции принят демократический строй управления, то и своих граждан здесь обучают и воспитывают в демократическом духе.

Принцип демократии

проявляется, например, в том, что у учеников есть возможность оказывать влияние на процесс обучения - в школе, гимназии или высшей школе. Недовольные ученики класса могут высказать недовольство своим учителем, а также свои требования о его замене.

Если это было большинство класса, то учителя заменят. Кроме того, в шведских учебных заведениях создаются так называемые Советы Учеников, которые влияют на процесс обучения.

Представители Совета Учеников могут также присутствовать и задавать свои вопросы на собеседованиях при приеме на работу ректоров или учителей.

Кроме того, шведским учителям законодательно запрещено давить на учеников своим авторитетным мнением. Задача учителя - дать знания, вызвать обмен мнениями учеников, помочь сформулировать собственный взгляд, ведь только так можно воспитать в человеке способность независимого мышления.

Поскольку система образования начинается с дошкольного образования, то начну с детских садов.

Шведы отдают своих детей в детсад с возраста примерно одного года или полутора. В отпуске по уходу за детьми обычно сидят обя родителя, сначала мать, потом отец, на обоих дается полтора года отпуска, в течении которого государство оплачивает молодым родителям 80% от получаемой до этого зарплаты.

Шведское государство поощряет рождение детей тем, что выплачивает ежемесячное пособие в размере 1000 крон (или 100 евро) до дех пор, пока ребенку не исполнится 18 лет. Этой суммы обычно хватает на ежемесячную оплату детсада. Поскольку услуги нянь или гувернанток стоят очень дорого в Швеции, то редкие семьи могут позволить себе их услуги, поэтому и отдают детей в садик.

Детские сады в Швеции есть государственные и частные. Оплата в тех и других одинаковая. Но если садик государственный, то родители, которые не работают, а, например, находятся в декретном отпуске с другим ребенком или же являются безработными, имеют право на размещение ребенка в детсаду не на полный рабочий день, а лишь 15 часов в неделю.

Уже начиная с детских садов отношение к детям уважительное, с личностно-ориентированным подходом к каждой маленькой индивидуальности.

Ребенка не заставляют делать то, что он не хочет сам или еще не понимает, как это делать вследствие возраста, к примеру, приучение к горшку идет в возрасте 2-3 лет и после того, как ребенок сам проявил интерес и захотел перестать носить подгузники.

Шведские образовательные учреждения преуспели в воспитывании в детях чувства ответственности за свои поступки, умения отвечать за них и делать выводы. Детей с детства приучают к самостоятельности, умению выбирать и принимать решения.

Так, детсадовская группа трехлеток спокойно стоит в очереди к завтраку и аккуратно набирает в свои тарелки предложенную еду из разных блюд шведского стола. При этом они не толкаются, не бросают друг в друга морковкой и не запихивают за шиворот лапшу. Кроме того, с раннего возраста в детях воспитывают любовь к природе и естественным наукам.

Так, в детсаду дети выращивают и кормят червячков, поливают в лесу головастиков и садят зеленые насаждения на участке, например, морковку или землянику. При этом детям позволяется валяться в мокром песке, ходить по лужам и гулять даже тогда, когда идет дождь. Прогулки на свежем воздухе не отменяются только потому, что идет дождь, так как есть простое решение - непромокаемая прорезиненная одежда и обувь для таких прогулок.

В школу дети идут с шести лет, точнее сначала в подготовительную к первому классу группу. Начальная средняя школа в Швеции - это 1-3 классы, средняя ступень - это 4-6 классы, высшая ступень средней школы - это 7-9 классы. Шведская средняя школа бесплатная и обязательная для посещения. Если ученик отлынивает от школы, то за ним приедет полиция и отвезет его в школу. Видимо, шведской полиции больше нечем заняться.

Часто в шведской школе не задают домашних заданий. Детей не оставляют "на второй год". Если ученик не был аттестован по какому-то предмету, то он продолжает учиться в следующем классе, несмотря на пробелы в знаниях.

Часто одним из предметов начальной школы является экскурсия в лес, физическая подготовка тоже один из важных предметов, так как здоровый образ жизни - норма шведского общества. Примерно с 11-13 лет детям преподается предмет о сексуальной жизни, где детям рассказывают в том числе о средствах контрацепции.

Если после 9 класса средней школы у ученика в аттестате большинство оценок положительные, то есть он аттестован по большинству предметов, то он может поступить в гимназию и обучаться там три года.

Прием в гимназию осуществляется на основании школьного аттестата и количества желающих учиться в конкретной гимназии. Чем выше конкурс на место, тем лучше должны быть оценки в аттестате.

Гимназии могут быть техническими, где преподаются естественнонаучные и технические дисциплины, или гуманитарные, где преподаются иностранные языки, обществознание и т.п.

Таким образом, ученикам, выбравшим техническую гимназию, не нужно изучать гуманитарные науки, и наоборот, гуманитариям не нужно изучать естественные науки.

После окончания гимназии есть два пути - работать по приобретенной специальности (парикмахер, пекарь, бухгалтер и т.д.) или продолжать обучение в высшей школе или университете.

Еще лет пятнадцать назад высшее образование получали примерно 30% закончивших гимназии, а в последнее время эта цифра увеличилась до 50%, из них большинство девушки.

Каждый шведский студент знает минимум два иностранных языка. Учить по четыре-шесть языков в гуманитарной гимназии - нормальное явление.

Многие гимназисты устают от учебы и после окончания гимназии предпочитают год-другой отдохнуть от учебы и поработать. Есть даже такое понятие "уставший от школы".

В гимназиях дается большое количество письменных заданий, сочинений, где надо сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать дискуссии на представленную тему.

По отношению к учебе шведских учеников и гимназистов можно разделить на две группы - заинтересованные и незаинтересованные.

К заинтересованным относятся те, кто стремится к получению новых знаний и им это зачем-то нужно - интересен предмет или они стремятся построить карьеру в будущем.

Ко второй группе относятся те, которым не интересно учиться, но получить аттестат все-таки нужно и они прогуливают занятия, игнорируют задания учителя, есть и такие, кто весь урок пялится в свой мобильник, жует жвачку, закинув ноги на стул или вставив в уши наушники.

И учителя здесь бессильны, лишь недавно у учителей появилось право отбирать у учеников мобильники, если они мешают учебному процессу.

В гимназиях практикуется выбор предметов по желанию.

Выбор предмета можно сделать как в начале учебного года, так и в середине. Детей с детства приучают, что нужно искать то занятие, которое тебе нравится. Если ты, к примеру, выбрал учиться рисовать, или играть на музыкальном инструменте, то только потому, что тебе это интересно.

Ну а если в какой-то момент это перестает быть интересным, то можно поменять предмет и дальше продолжать искать себя.

Детям внушается также то, что ты все можешь, нужно лишь захотеть. Но часто дети хотят быть звездами сцены или спорта, или выбирают какую-нибудь очень интересную им профессию, но на которую нет спроса на рынке труда, как, например, уход за лошадьми или работа флориста.

Часто бывшие гимназисты остаются без работы много лет, а затем идут переучиваться на другую профессию.

Те гимназисты, которые планируют поступление в высшую школу или университет после окончания гимназии, стремятся к тому, чтобы получить как можно лучшие оценки в своем гимназическом дипломе. Почему это важно? Потому, что при поступлении в высшую школу или университет нет вступительных экзаменов, набор студентов делается на основании дипломов об окончании гимназии.

И если конкуренция большая на место, то шансы поступить снижаются, если оценки в дипломе хуже, чем у других. К примеру, для поступления на обучение профессии врача требуется, чтобы все оценки в дипломе были высшими, иначе шансы пройти по конкурсу невелики.

Если какой-либо гимназист считает, что его оценки были незаслуженно занижены учителем, или он сам поздно спохватился и не придавал значения своим оценкам, то у такого ученика есть шанс написать тест, организуемый высшей школой один раз в год примерно в феврале-марте, который пишется единовременно всеми желающими по всей стране, и после успешного написания которого у бывших гимназистов есть шанс изменить свои оценки в дипломе.

Обучение в университетах может начаться как осенью (в августе-сентябре), так и весной (с конца января). Если выбранная программа обучения начинается в августе-сентябре, то заявление на поступление во все университеты Швеции подаются по интернету до 15 апреля текущего года.

Затем до конца июня нужно выслать все необходимые дипломы и прочие документы, необходимые для зачисления, а в середине июля приходит решение университета на е-мэйл о том, зачислен ли ты или нет.

Если же программа обучения начинается в январе, то заявление на поступление нужно подать по интернету до 15 ноября, затем выслать все документы до конца ноября и ждать решения университета до конца декабря.

Если будущий студент выбрал обучение в университете другого города, то нужно быть готовым к переезду и тому, что в Швеции сложно снять жилье, особенно в крупных городах. Для того, чтобы снять жилье, нужно встать в очередь, тоже по интернету и набирать по одному баллу за каждый день стояния в этой электронной очереди.

При наличии нескольких желающих на одну и ту же квартиру, предпочтение отдается тому, кто дольше простоял в очереди. Поэтому большинство молодых людей встают в очередь сразу же по исполнении им 18 лет. Обычно после года стояния в очереди уже можно снять маленькую студенческую квартиру, даже в Стокгольме, где вопрос съема жилья стоит очень остро.

Обучение в шведском университете или высшей школе отличается от российского прежде всего тем, что в Швеции делается упор на самостоятельное изучение и работу студентов в группах, то есть задания часто даются не индивидуально, а на группу, состоящую из двух и более студентов, тем самым студенты учатся находить общий язык и сотрудничать друг с другом.

Что касается самостоятельного изучения предмета, то количество лекций и часов общения с преподавателем гораздо меньше, чем в российском вузе, а студентам выдается список литературы, который они должны освоить по прохождении курса. Каждый курс рассчитан обычно на месяц.

После окончания курса пишется письменный экзамен, устных экзаменов здесь нет. Если курс обширный, то часто к письменному экзамену добавляется еще и другая форма оценки студентов, например, лабораторная работа, кейс или что-то еще. Курсы изучаются один за другим так, что после окончания одного курса начинается изучение другого.

Иностранные граждане также могут обучаться в университетах или высших школах Швеции. Для этого существует два пути - по обмену между университетами разных стран и тогда обучение бесплатное и ведется на английском языке, или поступая самостоятельно с последующей оплатой обучения.

В Швеции все дети должны учиться в девятилетней начальной школе (grundskola). Такое требование сформулировано в шведском законодательстве о школьном образовании. Начальная школа принимает на обучение детей в возрасте 7-16 лет. Учебный год состоит из осеннего и весеннего полугодий.

Родители имеют право выбирать школу для своих детей. Заявление о предоставлении места в школе подается на имя директора интересующей вас школы. Детей принимают в школу при наличии свободных мест.

Дети, которым трудно дается учеба в средней школе, могут проходить обучение в специальной или вспомогательной школе. Специальные школы (specialskola) предусмотрены, например, для глухих или слабослышащих детей. Вспомогательные школы (särskola) предназначены для детей с отставанием в развитии или аутизмом. В таких учебных заведениях учащиеся получают дополнительную поддержку в прохождении школьной программы.

Все начальные школы работают по единому учебному плану, где регулируются вопросы о содержании образовательной программы и педагогических методах работы школы.

Обязательность обучения в школе

Обязательность обучения означает, что дети должны ходить в школу, начиная с осеннего полугодия по достижении 7-летнего возраста или после поступления в первый класс.

Предметы, изучаемые в начальной школе

К школьным предметам относятся, например, курсы обучения математике или шведскому языку. Каждый предмет изучается в объеме определенной программы, в которой указано, какие знания ученик должен иметь по окончании начальной школы.

Половое просвещение в школе

В шведской школе вопросы полового просвещения и семейной жизни включены в учебный план. Такая традиция существует более 50 лет.

Система школьных оценок в Швеции

С осени 2012 года школьникам выставляются оценки, начиная с шестого класса. Каждое полугодие дети получают оценки по всем предметам, а после окончания девятого класса им выдают аттестат о начальном образовании.

С 1 июля 2011 года действуют новые правила определения и выставления отметок. Учащиеся начальной школы получают оценки «A», «B», «C», «D», «E» и «F». Оценка «F» означает «зачтено». Самая высокая оценка – «A». Новые правила установлены по инициативе государственного органа под названием Шведское управление школьного образования.

До 1 июля 2011 года учащиеся получали оценки «зачтено» (G), «хорошо» (VG) и «отлично» (MVG). Оценка IG означает «неудовлетворительно» и выставляется, когда знания ребенка не зачтены.

Шведская школа в прежние времена

С середины ХХ века в шведской школе произошли значительные изменения. Раньше в школе царили строгие нравы. Учитель мог бить учеников, а угроза телесных наказаний сохранялась до 1958 года.

Ученики не могли обращаться к учителям на «ты» или называть их по имени. Вместо этого они должны были говорить «фрёкен» или «магистр». Детям уже с первого класса ставили оценки за поведение. Если у школьника были плохие оценки по двум или трем предметам, его оставляли на второй год.

Современная школа

Нынешняя школа является демократичной по своему характеру. Детей учат самостоятельному мышлению и принятию решений, касающихся процесса обучения. Учитель выступает в качестве лидера группы, но между ним и учениками сохраняются равноправные отношения.

Шведская школа работает на основе общих принципов Декларации ООН о правах человека. Это этические ценности, на которых строятся взаимоотношения между детьми, подростками и взрослыми.

В соответствии с этим в шведской школе нельзя никого обижать. Девочки и мальчики имеют равные возможности для выбора и развития. Учащиеся могут сами воздействовать на процесс обучения, благодаря участию в классных собраниях и работе классного совета.

Языковое обучение

Если один или оба родителя имеют другой родной язык или используют его в качестве домашнего языка, ребенок имеет право на обучение этому языку в школе (modersmålsundervisning). Школьники, говорящие на другом родном языке, имеют также право изучать шведский как второй язык. Шведский как второй язык предусмотрен как для начинающих, так для тех, кто уже немного говорит по-шведски.

Подготовительный класс для детей иммигрантов

Для детей, вновь прибывших в Швецию, созданы подготовительные классы, где они проходят языковой тренинг по шведскому языку и изучают другие школьные предметы.

Ученики подготовительного класса обучаются с целью как можно быстрее перейти на изучение предметов в рамках обычной программы начальной школы. Обучение индивидуальное, в зависимости от возраста, родного языка и уровня знаний, полученных раньше. Подготовительные классы для детей иностранного происхождения имеются во многих муниципалитетах Швеции.

Двадцать особенностей и отличий шведской школы от российской, касающихся учебы, перемен, распорядка дня и оценок.

  1. Начало и окончание учебного года проходит в разные дни в разных школах. Иногда, даже проходит в разные недели. Поэтому шведские детишки не идут первого сентября в школу.
  2. В Швеции есть продленка. Но особенность продленки, что туда могут ходить только дети до 12 лет. Кроме того, эта продленка работает еще и до начала занятий. Например, в моей школе продленка работает с 6:30 до 18:00. Вот такой длинный день получается.
  3. Нет бумажных дневников. Зато есть электронные дневники, в которые учителя выставляют оценки и родители могут посмотреть их в онлайн-режиме.
  4. Оценки ставятся, начиная с 6 класса.
  5. Оценки — это не цифры, а буквы. A B C D E F, где F — это незачет.
  6. Все учебники даются бесплатно всем ученикам школы.
  7. Вся канцелярия, все ручки, карандаши, ластики, клей и другое. Все это дается бесплатно в шведской школе.
  8. Дети пишут в самих учебниках. Тетрадей в шведских школах практически нет. Все пишется в учебниках или на распечатанных листочках.
  9. Дети пишут простыми карандашами, шариковые ручки не используются.
  10. Шведские дети пишут печатными буквами. Все годы вплоть до выпуска из школы.
  11. Нет домашнего задания. Иногда его все же задают старшеклассникам, но оно гораздо меньше, чем в России. И если его дают, то дают минимум на неделю. Например, с текущего понедельника на следующий понедельник.
  12. В Швеции ненормированные уроки. Некоторые уроки длятся полчаса, некоторые длятся час или час с четвертью. Даже в одной и той же школе, в одном и том же классе длина урока может варьироваться.
  13. Вы не услышите любимого звонка с урока и на урок. Звонков нет. Дети, как правило, знают когда и куда нужно идти. Иногда учителя помогают собрать детей и вывести их на улицу или привести в класс.
  14. Перемены. Дети младших классов в обязательном порядке проводят свои переменки на улице, не смотря на погоду. На улице они бегают и играют.
  15. Шведские школьники часто ездят в различные музеи, в театры на спектакли и все эти поездки организует школа. Родители не платят ни за транспорт, ни за входные билеты. Если какой-то класс желает ездить чаще на какие-то экскурсии, то класс может собрать деньги на дополнительные поездки, самостоятельно заработав их. Что дети для этого делают? Дети пекут для этого различные пирожки, булочки и пирожные и ходят по соседям продавать. Или, например, продают какую-то одежду из каталогов или различные сувенирчики на рождество. Все эти заработанные деньги детишки складывают и отправляются в совместную поездку с классом.
  16. В старших классах есть уроки по половому воспитанию. Но это только в старших классах.
  17. В шведской школе есть уроки труда и домоводства. Но эти уроки проходят одинаково и для мальчиков, и для девочек. То есть шведские мальчики и девочки вместе вяжут, шьют, готовят еду, стучат молотком, строят скворечники. Все это они делают вместе.
  18. После урока физкультуры, дети принимают душ в любом возрасте. Начиная с маленьких детей и заканчивая старшеклассниками.
  19. Кроме английского языка, обязательно изучают еще и второй иностранный язык. Это может быть французский, испанский или же немецкий.
  20. В Швеции есть развивающие разговоры. Это альтернатива привычных нам родительских собраний. На этих встречах сидят ребенок, его родитель и учитель. Они втроем разговаривают 45 минут об успехах ученика и над чем ему еще нужно поработать.

Если вы знаете и другие особенности шведской школы, напишите их в комментарии.

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые .

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

Школьное образование – год за годом

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2017 году примерно 75,2% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

Без оценок до шестого класса

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.

Чему учат в школе

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

  • В Швеции 83% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75% взрослых.
  • Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
  • Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.

Психологический комфорт – в приоритете

Психологическое самочувствие детей – приоритет шведских школ. В каждой есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью, о трудностях в шведской семье или со сверстниками. Кроме того, учителя регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы с самим ребенком и его родителями. Её цель – помочь ребенку определить проблемные точки в учебе и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Знаешь ответ – докажи

При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяют тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.

Шведские Законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.

Индивидуальный подход

Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Продленное веселье

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 950 крон (около 100 евро) в месяц.