Что включает в себя понятие социальное. Социальный

СОЦИАЛЬНОЕ - совокупность тех или иных свойств и особенностей отношений общественных (см.) данного об-ва, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в об-ве, к явлениям и процессам в обществ. жизни. С. - это то общее свойство, к-рое присуще различн. группам индивидов, являющееся рез-том интеграции индивидов, тех или иных свойств обществ. отношений. Характер и содержание отношений между различн. индивидами и группами индивидов зависят от места, к-рое они занимают, и от той роли, к-рую они выполняют в различн. обществ. структурах. С. - это рез-т совместной деятельности различн. индивидов. С. как явление или возникает тогда, когда даже одного индивида оказывается под влиянием др. индивида или групп индивидов независимо от физич. присутствия этого индивида или группы. Именно при взаимодействии друг с другом индивиды способствуют интеграции тех или иных свойств обществ. отношений. С. возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных обществ. структурах, что проявляется, в свою очередь, в различи. отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам обществ. жизни. Содержательными элементами С. являются понятия равенства, справедливости, свободы. В широком понимании С. противопоставляется природному, а также биологическому. Лит.: Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения материи. М., 1971; Осипов Г-В. Социология и . М., 1990; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парада ма, предмет и социологического знанпгя//Психология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В. Москвичева Л.Н.). М., 1996; Осипов Г.Е. Природа и обшество. Там же. Г.В. Осипов.

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНОЕ Я - См. Я, социальное … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНОЕ - 1) в широком смысле слова – имеющее отношение к обществу в целом (тождественно понятию «общественное»); 2) в узком смысле – имеющее отношение лишь к социальной сфере общественной жизни, в которой осуществляется сохранение и воспроизводство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Социальное обеспечение - Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России. . 194 Социальное страхование в СССР........ 196 Социальное страхование в капиталистических странах...................... 204 Социальное страхование в царской России.… …

    Социальное пространство - – один из видов пространства (наряду с физическим и другими); многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой. Философы и… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. Кроме того, система охватывает также инвалидов и семьи с одним родителем. С 1988 г. ответственность за… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - одна из форм социального обеспечения; госу дарственная система материального обеспечения граждан в старости в слу чае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны ихздоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из … Финансовый словарь

    Социальное поведение - (англ. Social behavior) поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально экономических факторов и господствующих норм. Изучением социального поведения человека… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Социальное управление , А. И. Гомола, И. А. Гомола. Изложены сущность, принципы, функции, методы социального управления и их классификация. Раскрываются основные понятия социальной политики, ее функции и направления. Анализируются разные формы… Купить за 916 руб
  • Социальное управление. Серия: Среднее профессиональное образование , А. И. Гомола, И. А. Гомола. 176 стр. Изложены сущность, принципы, функции, методы социального управления и их классификация. Раскрываются основные понятия социальной политики, ее функции и направления. Анализируются…
Социальное (социальные отношения, социальная сфера) возникает в результате взаимодействия людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей: в пище, одежде, жилье, безопасности, продолжении рода, духовном развитии, творчестве и т. д. В результате этого взаимодействия (неоднократного повторения тех или иных совместных действий) возникают и закрепляются социальные статусы и роли, вырабатываются ценности и нормы, образовываются социальные институты, формируется социальная система общества или социальной общности.
Социальное взаимодействие предполагает скоординированность и взаимное дополнение совместной деятельности. Поэтому важнейшими компонентами социального являются взаимность ожиданий и предсказуемость поведения личности или группы.
Такие свойства, как взаимодействие – распределение ролей – и определенная предсказуемость взаимного поведения являются характерными и для некоторых видов животного мира, например обезьян, волков, львов, муравьев, пчел и др. Однако взаимодействие в животном мире носит преимущественно инстинктивный (рефлексорный) характер и направлено, в основном, на удовлетворение биологических потребностей и сохранение вида.
В отличие от животных, взаимодействия людей являются осознанными, целерациональными и направлены на удовлетворение самых разнообразных потребностей (материальных, духовных, творческих и др.). Действуя осознанно и целенаправленно, люди совершенствуют способ производства, расширяют круг своих потребностей и способы их удовлетворения. Кроме того, люди обладают способностью накапливать опыт и знания и передавать их последующим поколениям. В результате каждое новое поколение как бы опирается на опыт и знания всех предыдущих поколений и становится носителем новых социальных качеств.
Социальные качества – это те, которые приобретаются индивидом (группой) в результате воспитания и обучения, т. е. в результате социализации.
Нередко в общественных науках отождествляются такие понятия как «социальное» и «общественное». С научной точки зрения такое отождествление неправомерно, так как эти понятия не тождественны. Общественное – более широкое понятие и кроме социального включает в себя многие процессы, явления и состояния, не относящиеся к социальному. Например, половой инстинкт, процесс деторождения, потребление с целью поддержания физического существования, различные врожденные рефлексы и т. д. Социальное – это определенная часть общественного, возникающая в результате социального взаимодействия.
Социальное в широком смысле слова охватывает все сферы человеческих отношений. Это связано с тем, что экономические, политические и другие виды отношений возникают в определенной сфере жизнедеятельности и по поводу определенного (частного) интереса. В них субъект деятельности выступает опосредованно, через соответствующий вид жизнедеятельности, как бы одной своей гранью, при этом являясь лишь средством развития той или иной сферы. Социальные же отношения возникают по поводу комплекса интересов и потребностей. В них субъект представлен целостно и непосредственно, всеми своими сторонами, так как предметом социального является не определенная сфера жизнедеятельности, а сам человек. Социальные отношения – это отношения по формированию и развитию самих субъектов общественных отношений. В них человек – не средство, а цель и высший смысл всех видов и форм деятельности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Являются ли тождественными понятия «социальное» и «общественное»? » з дисципліни «Соціологія: 100 питань - 100 відповідей »

Реферати та публікації на інші теми :

Существуют различные точки зрения на то, что является центральным в вопросе о категориях социологии. Одни считают, что это понятие – «общество», другие – «социальное», третьи – «социальная система», четвертые – «социальная группа». Но понятие «общество» слишком абстрактно и носит слишком общий характер, чтобы быть исходной категорией социологии.

Понятия «социальная система», «социальная структура», «социальная группа» более точно отражают объект и предмет социологии, хотя и сужают их. Наиболее общей категорией социологии является понятие «социальное». Оно может включать в себя такие понятия, как «социальная организация», «социальная структура» и т. д. А уже из этих понятий вытекают другие очень важные и менее общие категории социологии (например: из понятия «человек» могут вытекать такие понятия, как «семья», «социальный статус», «малая группа»). Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

7.философские взгляды на социальную сферу и предпосылки появления социологии.

Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира. Очень богатый материал о практике проведения социальных обследований, наблюдений над общественной жизнью дает нам история Древнего Рима.

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Великие средневековые ученые Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень поднимали проблемы человеческих отношений в обществе. Модель общества в их понимании напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества. Они выделили отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственной воли.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально- политических институтов определенный порядок.

Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию “ordre naturel” (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в “ordre positif” («порядок позитивный»).

Предпосылки возникновения социологии как науки- социальные и теоретические:

1) Промышленная революция, изменение социальной стратификации, НТР, разделение труда, повышение роли личности, ее ценности и значимости, связанное с возникновением идеологии либерализма.

2) Великая Французская Революция, и необходимость решения социальных проблем, возникших в результате нее.

3) совокупность накопленного социального знания

4) открытия в других науках

4) Как результат накопления знания об обществе: Труды Ж.Ж. Руссо, Гельвеция, Кондорсе, Сен-Симона, Монтескье и других мыслителей.

Монтескье пытался понять историю как законообразный процесс, сообразный развитию природы. Это учение связано с идеей детерминизма, т. е. причинной обусловленности событий и социальных явлений. Ш. Монтескье также пытался решать политические проблемы – выдвинул идею разделения властей. Сен- Симон обратил внимание на то, что методологию естественных наук можно применять в социальных науках для объяснения явлений и фактов социальной жизни.

Эту новую науку Сен-Симон и его ученый секретарь Огюст Конт назвали «социальной физикой».

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия.

Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, явля­ясь рабочим инструментом , образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria - высказывание; признак) (филос.) - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношения явлений дейст­вительности и познания» ; «Понятие (филос.) - форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, кото­рое достигается посредством отвлечения от всех особен­ностей отдельных предметов данного класса»

Социологические категории , как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

Собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

Классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком . Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий:методологические и процедурные. Класс мето­дологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм­пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

Таким образом, без категорий невозможно развитие ни одного науч­ного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессио­нальной теоретической деятельности.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, об­щественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объедине­ниях людей.

В научной литературе понятие «социальное» употреб­лялось в двух смыслах: в широком - как синоним обще­ственного, в отличие от природного; в узком - как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди­ческой и т.д.

Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено­мена «социального» как специфического предмета социо­логии .

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон обще­ственной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина - общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial) . Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» - в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.

В российской общественной науке и в послеоктябрь­ский период долгое время отсутствовало четкое разграни­чение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради­циями.

С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкрет­ных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное.

Итак, по­нятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для пони­мания отличительных особенностей предмета социологи­ческого знания, а социальных закономерностей - для понимания его сущности»

При определении предмета социологии социологи чаще всего обращаются к категории «социальное», тем самым подчеркивая, что в этом заключается ее отличие от других наук, которые изучают общество: экономики, политология и тому подобное.
Объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и от-ношений, которые носят название социальных.
Проблема социального проходит через всю историю социалогической мысли. При ее рассмотрении чаще всего делается акцент на том, что социальное – это эффект, возни-кающий в результате взаимодействия индивидов. Но совместные действия присущи и стадным животным. Согласно другому мнению социальное обусловлено природой человека, является своеобразным эквивалентом проявления чувства привязанности, притяжения. Здесь размываются различия между социальным и животно-инстинктивным. Усматривая некорректность предыдущих подходов, представители подходов представителями «социологизма» (Э. Дюркгейм) трактовали социальное как особую суть, особую внеживую реальность. М. Вебер, выделив «ожидание» как суть социальной жизни, приблизился к пониманию социального как некого эмерджентного свойства, эффекта «магнитного поля». В данном случае – это особый тип, форма регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведения окружающих (в том числе по отношению к самому субъекту действия), который возможен благодаря взаимным обязательствам, договоренностям. Взаимность ожиданий-обязательств составляет своеобразное невидимое «магнитное поле» социальной действительности, без которого невозможна экономика, политика и т.д. (например: Деньги стали бы простыми бумажками).
Мораль, закон, традиции (культура) – это узлы систем взаимных ожиданий.
С точки зрения марксизма социальное является результатом сознания и поведения человека как отличающегося от животного биологического вида (существа), который владеет интеллектом.
В трудах К.Маркса различаются понятия «социальное» и «общественное». Первое он использовал при анализе отношение людей друг к другу, к условиям жизнедеятельности. Второе применялось при анализе общественных отношений на уровне общества в целом, взаимодействия его сторон: политической, экономической, идеологической.
Со¬циальное в отечественной социологии имеет несколько значений. 1) им обозначают определенную сферу общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются необходимые жизнен¬ные потребности членов общества, происходит взаимодействие различных общностей людей, различающихся по возрастному, иму¬щественному, национальному и другим признакам. Данное определение социального основано на соответствующих научных традициях и используется в документах, юридических ак¬тах, названиях учреждений и т.д. Когда говорят о явлениях, связанных с социальной сферой, имеют в виду проблемы заработной платы и социальной защиты, национальные и классовые отношения, проблемы здравоохране¬ния, образования, пенсионного обеспечения и т.д. Однако при таком употреблении термина «социальное» многие явления социаль¬ной жизни (в частности, политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни.
2) термины «социальное» и «общественное» зачастую используются как полностью идентичные. При такой трактовке со¬циальное корреспондируется лишь с общественным. Конечно, об¬щество - высшее образование, детище социального. Только в об¬ществе как целостности социальное как особое свойство приобре¬тает наиболее развитые формы. Но социальное шире общественно¬го, оно может характеризовать и межгрупповое взаимодействие, взаимодействие в малых группах и т.д. Поэтому для обозначения процессов, явления, эффектов, возникающих лишь в рамках всего общества, мы используем термин «общественный» (в научной ли¬тературе есть его аналог - «социетальный»).
3) «социальное» в самом широком смысле, как качественно новая, особая, специфи-ческая для человека форма регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни. Социальное пронизывает все яв¬ления особого (социального) состояния жизни - как его элемен¬тарные формы, так и сложные образования и системы.
Социальное, с точки зрения Г. В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
В социологии социальное понимается как:
1) свойство, внутренне присущее индивидам и сообществам, которое формируется в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные от-ношения.
2) социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, сообществами) как результат выполняемых человеком опреде-ленных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом сообщества.
3) социальное является результатом взаимодействий и может быть выражено в куль-туре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т.п.
Такой подход к понятию «социальное» позволяет социологам размежевать уровни его проявления: индивидуальный, групповой, общесоциальный (социетальный), а также сферы, например, социально-экономическая, социально-политическая и т.п. Это разграничение имеет большое методическое значение при эмпирическом анализе проблем (то есть кон-кретном изучении реального мира, реальных человеческих отношений). Например, зная о характере социальных норм на уровне общества, мы можем определить их соотношение с групповыми и межличностными вариантами их функционирования. И наоборот, изучая личностные и групповые ценности, - выйти на общесоциальный уровень.
Социальное пронизывает все явления особого (социального) состояния жизни – как его элементарные формы, так и сложные образования и системы. Социальное качественно пре-образует общие начала жизни человека – они социализируются:
-Социальна структура потребностей человека, у которого природная программа жизнедеятельности (программа обмена веществ, сохранения и продолжения рода и т.д.) дополняется социокультурной программой, обеспечивающей включение индивида в социум и его развитие в социуме, которая тоже жизненно неотвратима, т.е. формируется более богатая в качественном отношении система потребностей.
- Формируется новый тип усилий по удовлетворению потребностей – целенаправлен-ная деятельность во имя цели, которая представляет собой осознанную потребность.
-Возникает новый тип скоординированных усилий индивидов – социальное сообщест-во, которое характеризуется осмысленной координацией, регламентацией поведения. Каж-дый член сообщества, осуществляя свои действия, учитывает реакцию других, сознательно ориентируясь на принятые в сообществе ценности, нормы, принципы, законы.