Определение уровня воспитанности школьников. Отношение к старшим

Уровень воспитанности обучающихся – это степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий, хороший, средний, низкий уровень сформированности. При этом если хотя бы одна составляющая поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нормам нравственности и поведения в обществе, то общая оценка воспитанности будет низкой.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

Конкретизировать цели воспитательной работы;

Дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

Обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

Обосновать выбор содержания и методов воспитания;

Соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

Видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

Отношение к учению;

Отношение к людям;

Отношение к самому себе;

Отношение к природе;

Отношение к труду;

Отношение к действительности.

Безусловно, можно использовать различные тесты и средовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки . В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.


Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат, может быть, достигнут различного рода усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательного процесса мы понимаем степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния воспитательного процесса; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

б) анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе. Изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;

в) выявление возможностей развития воспитательного процесса; изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;

г) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Нецелесообразно устанавливать единые для всех школ, коллективов критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность воспитательного процесса? С одной стороны, это осуществляется постоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении или использовании методик исследования, а с другой - периодически посредством специально организуемых «срезовых» исследований. Например, проводится анкетный опрос педагогов, учащихся и родителей или создаются специальные педагогические ситуации через определенные промежутки времени.

В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Наиболее важными компонентами диагностики, на наш взгляд, являются изучение воспитанности школьников, сплоченности коллектива и отношений в нем, исследование организационных аспектов.

Как уже отмечалось, эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Что относят к показателям воспитанности школьников?

Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.

Какой комплекс качеств может выступать как показатель воспитанности школьника?

Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся.

Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Для того чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

О показателях воспитанности школьников можно судить по степени их участия во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.

Важными показателями воспитанности школьников являются их общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также и ее информированность прежде всего в нравственной, культурной, эстетической и других областях.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия, поведение и общение личности. Всякое их подразделение носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки его эффективности.

Общий анализ процесса воспитания складывается из оценки его результативного и процессуального компонентов. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого ими стиля общения, взаимодействия, их влияние на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое, и пр.

Для того чтобы успешно использовать наблюдение как способ изучения воспитанности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, критериями оценки ее воспитанности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые проясняют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры к их быстрому и умелому разрешению. При составлении опросников следует соблюдать определенные правила, например: не следует ставить вопросы в прямолинейной форме, содержание ответов должно давать взаимо-проверяемые сведения и т.п. Требования к опросникам содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению школьников, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике.

Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его умения использовать современные методы, формы и средства воспитания, выбирать их оптимальные сочетания в конкретных ситуациях, дифференцированно подходить к ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и прилежание, а также учитывать участие учителя в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер взаимодействия учителя и учащихся.

О результативности воспитания свидетельствуют следующие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

Исходя из целей, задач и содержания воспитательной работы учителя - классного руководителя, можно выделить две группы обобщенных критериев эффективности воспитания.

Первая группа - процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции воспитателя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, какие процессы деятельности и общения он организует.

Вторая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально- психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

Процессуальные критерии и показатели отражают характер взаимодействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов. К сожалению, в школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним и формальным признакам - успеваемость, документация, оформление кабинета и т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическая культура, авторитет учителя у детей, родителей, коллег.

От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Приоритетом в оценке работы классного руководителя, безусловно, являются результативные, позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и в их взаимоотношениях. Поэтому особое внимание в деятельности классного руководителя уделяется его диагностической функции, направленной на систематическое, объективное изучение изменений, происходящих в уровне воспитанности школьников.

Педагогическая диагностика не самоцель. Данные диагностики, которые получены с помощью различных методов, позволяют организовать воспитательный процесс, исходя из реального состояния воспитанности классного коллектива и отдельных учащихся.

Эффективность воспитательной работы классного руководителя понимается как соответствие полученных результатов поставленным целям в сравнении с прошлыми достижениями. Однако оценка результатов уровня воспитанности школьников осложняется рядом обстоятельств. Во-первых, отсутствием надежных, устойчивых критериев и показателей измерения уровня воспитанности; во-вторых, отсроченностью результатов воспитания во времени; в-третьих, влиянием большого числа объективных и субъективных факторов: общества, природного и социального окружения, школы, семьи, средств массовой информации, детских общественных организаций и т.д.

Диагностическая (оценочная) деятельность классного руководителя складывается из определенной последовательности практических действий, обеспечивающих целостность, системность, динамичность воспитательного процесса. Эта последовательность предполагает: постановку конкретных задач изучения воспитанности; подбор критериев и показателей для определения эффективности процесса воспитания учащихся: выбор методик и процедур изучения; проведение обследования; обработку, анализ и интерпретацию полученных результатов.

На этапе определения задач изучения воспитанности важно понять, что мы хотим изучать: проявление каких-либо личностных характеристик; отношение ребенка к учебе, к одноклассникам, к самому себе; межличностные отношения в классе; степень удовлетворенности ребенка своим пребыванием в классе и т.д.

Подбор критериев и показателей - наиболее сложный этап в диагностической процедуре. В зависимости от намеченных задач изучения определяются своеобразные индикаторы - критерии и показатели, позволяющие делать обоснованные выводы о результатах процесса воспитания. В качестве обобщенных критериев и показателей могут выступать интеллектуальная, нравственная, эстетическая и другая воспитанность или сформированность интеллектуального, нравственного, эстетического, коммуникативного и другого потенциала личности. Каждый отдельный критерий раскрывается в ряде своих показателей. Большое число показателей может затруднить процесс обработки и анализа данных, поэтому чаще используются три показателя. Это объясняется тем, что можно будет судить о высоком, среднем или низком уровнях воспитанности по числу зафиксированных показателей.

Выбор методик изучения возможен после определения задач, критериев и показателей. В настоящее время накоплен достаточный банк диагностических методик, которыми могут пользоваться практические работники. Выбор методик требует и соответствующего диагностического инструментария - протоколы наблюдений, бланки для испытуемых, бланки для экспертов и т.п. В качестве экспертов могут выступать директор и завучи школы, школьный психолог, социальный педагог, учителя, классные руководители, родители, старшеклассники.

На этапе проведения исследования создаются необходимые условия, обеспечивающие чистоту, достоверность и объективность результатов. Использование нескольких методик, сравнительный анализ данных, полученных с их помощью, повышает достоверность результатов, их взаимопроверяемость.

Обработка, анализ и педагогическая интерпретация предполагают обобщение данных, подготовку таблиц, схем, графиков, показываюших динамику роста или снижение изучаемых характеристик. Анализ и интерпретация результатов исследования позволяют выявить наиболее характерные тенденции, зависимости, наблюдаемые в течение нескольких лет. Информация, полученная об отдельных учащихся, классных коллективах или в целом о состоянии воспитательной системы школы, позволяет намечать новые цели и способы их достижения.

Поскольку сегодня наибольшую трудность вызывает определение совокупности критериев и показателей, выбор методик, рассмотрим несколько возможных и уже апробированных в воспитательной практике вариантов их комплексного использования.

В разных концепциях воспитания разные авторы разрабатывают свои критерии и показатели, отражающие их целевые установки. Так, В.А. Караковский, JI.И. Новикова, Н.Л. Селиванова в качестве основных критериев эффективности воспитательной системы предлагают две группы критериев: критерии факта и критерии качества. Такой критерий, как уровень воспитанности школьника, признается важным критерием оценки эффективности воспитательной системы в целом. Для определения уровня воспитанности школьника, его личностного развития рассматриваются ориентации личности на общечеловеческие ценности - человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир, а также такие качества, как интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках.

В работах О.С. Газмана и его концепции к основным критериям результативности воспитательного процесса относятся: готовность ребенка к самоопределению, самореализация, самоорганизация и самореабилитация; развитость индивидуальных способностей ребенка; нравственная направленность личности; физическое и психическое здоровье ученика; сформированность базовой культуры учащегося; защищенность ребенка в социальном окружении.

По мнению Н.Е. Щурковой, критериями воспитанности личности являются истина, добро, красота, которые могут быть дополнены более конкретными показателями, такими как внешний облик ребенка, физическое и психическое развитие школьника, поведение ребенка в школе и вне школы, участие детей в разнообразных видах деятельности и качество мероприятий; способности и самочувствие детей, отношение ребенка к своему "Я".

В концепции Е.В. Бондаревской не отрицается подход, при котором результаты воспитания оцениваются по показателям уровня воспитанности, выявленным на основе личностных характеристик. Вместе с тем автор концепции считает, что такой подход не отражает направленности личности на саморазвитие природных задатков, личностного потенциала. Поэтому предлагаются следующие критерии воспитанности учащегося: уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности; способность к нравственной саморегуляции поведения; мера педагогической помощи, необходимая ребенку в его саморазвитии.

Обращаясь к проблеме оценки воспитанности учащихся, М.И. Рожков и Л.В. Байбородова полагают, что не обязательно иметь единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели. Они определяются педагогами и воспитанниками, исходя из состояния воспитательной системы, ее целей и задач. В качестве основного критерия воспитанности школьников предлагается изучать направленность личности, проявляющуюся в ее взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях.

На основе потребностной концепции воспитания, разработанной В.П. Созоновым в качестве своеобразных критериев и показателей, рассматриваются свойства (качества), характеризующие внутренний мир человека, его отношения, установки. К ним относятся: самоприятие и убежденность перед собой в законности и ответственности собственного бытия; способность к рефлексии, владение своими чувствами, своим поведением; знание себя, своих особенностей; признание других; способность к пониманию, сочувствию, эмпатии; чувство собственного достоинства; готовность к преодолению жизненных проблем; эмоциональная и интеллектуальная независимость; способность получать удовлетворение от жизни, быть счастливым.

Представленные подходы к определению критериев и показателей свидетельствуют о том, что их систематическое использование на протяжении длительного времени позволяет отслеживать динамику происходящих изменений в контексте целостной авторской концепции воспитания. В основу разработки рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы должны быть положены результаты сравнительного анализа по разным направлениям воспитания, проведенного с помощью единого исследовательского инструментария.

В процессе изучения уровня воспитанности школьников учителя и классные руководители используют разнообразные и доступные им методы. При выборе методов не следует увлекаться сложными психологическими тестами, методиками, которые требуют специальной психологической подготовки для проведения квалифицированной психолого-педагогической интерпретации и консультации со школьным психологом. К сожалению, в школьной практике часто недооценивается возможность методов наблюдения, беседы, консультации, хотя именно они позволяют собрать важный эмпирический материал, требующий внимательного, вдумчивого осмысления. Наблюдение за школьниками в естественных или в специально создаваемых воспитательных ситуациях позволяет в течение продолжительного времени фиксировать особенности поведения, отношения детей в различных условиях. Включение детей в различенные виды деятельности, выполнение индивидуальных и коллективных поручений в пределах класса или школы, анализ качества их выполнения предоставляют ценные сведения о личностных особенностях детей.

Использование методов опроса, рейтинга, обобщения независимых характеристик и др. предполагает привлечение учителей и классных руководителей к непосредственному участию в оценке уровня воспитанности школьников или классных коллективов. Полученные данные обогащают знания педагогов о детях, помогают понять причины негативного или позитивного поведения.

В оценке уровня воспитанности школьников важно знать мнение учащихся о самих себе, предоставлять им возможность оценить себя, свое отношение и поведение в рамках рассматриваемой проблемы. Это может быть осуществимо с помощью метода самооценки. По мнению ученых, оценка человеком собственных качеств выступает мощным стимулом к самовоспитанию, саморазвитию личности. В педагогической литературе (Н.Е. Щуркова, М.И. Шилова и др.) представлены разнообразные методы, позволяющие получить достаточно полную информацию об уровне воспитанности школьников.

Знание критериев, показателей, использование адекватных им методов составляют основу диагностики уровня воспитанности школьников.

В таблице 3 вариант сочетания указанных параметров при изучении воспитанности учащихся. Содержание воспитанности школьников в данном варианте составляет сформированность потенциалов личности (познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического).

Таблица 3

Диагностика уровня воспитанности школьников

Критерии воспитанности школьника

Показатели

Методики изучения

I. Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося

1. Освоение обучающимися образовательной программы.

2. Развитость мышления.

3. Познавательная активность обучающихся.

4. Сформированность учебной деятельности

1. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

4. Метод экспертной оценки педагогов.

5. Метод самооценки обучающимися.

6. Педагогическое наблюдение.

II. Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося

1. Нравственная направленность личности.

2. Сформированность отношения ребенка к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, труду.

3. Проявление самостоятельности

1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" (может быть использован адаптированный вариант для младших школьников).

2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы".

3. Методики "Акт добровольцев", "Ситуация свободного выбора" (Л.В. Бай- бородова), методика изучения социализированности личности (М.И. Рожков), методика определения общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов).

4. Метод ранжирования.

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

3. Знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова).

4. Педагогическое наблюдение.

Методика определения уровня развития культуры общения и саморегуляции (В.П. Сергеева)

IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося

1. Развитость чувства прекрасного.

2. Сформированность других эстетических чувств.

3. Участие в художественно-эстетической деятельности

1. Методика Торренса.

2. Метод экспертной оценки педагогов.

3. Метод самооценки учащимися.

4. Педагогическое наблюдение

V. Сформиро- ванность физического потенциала личности учащегося

1. Состояние здоровья выпускника школы.

2. Развитость физических качеств личности.

3. Участие в спортивной жизни класса, школы

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика.

2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств.

Педагогическое наблюдение

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

1. Комфортность ребенка в школе.

2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе).

Особенности межличностных отношений

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью".

2. Методики "Наши отношения" (Л.М. Фридман), "Психологическая атмосфера в коллективе" (Л.Г. Жедунова).

3. Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников (В.П. Сергеева).

4. Анкета "Ты и твоя школа".

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваиваются условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами, подобно тому, как это делается при тестировании успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

Критерии воспитанности условно можно подразделить: 1. на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи; 2. «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности: 1. содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей; 2. оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Можно выделить: 1. общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива; 2. частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1. связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; 2. связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения - метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают, очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

Аннотация: рассматриваются проблемы критериев и уровней воспитанности личности учащегося, анализируются различные подходы к определению уровня воспитанности, рассматриваются трудности, связанные с определением уровня воспитанности личности.

Ключевые слова: личность, воспитанность, критерий, уровни воспитанности, количественный подход, качественный подход, направленность личности, моральные нормы. Учет и оценка уровня воспитанности - необходимое звено системы воспитательной работы. Успех в любой сфере деятельности во многом зависит от правильного учета и объективной оценки достигнутых результатов, лишь опираясь на достигнутое, можно успешно двигаться вперед. Сказанное полностью относится к воспитательной деятельности. Чтобы ставить реальные воспитательные задачи, правильно спланировать и организовать процесс воспитания, педагог должен знать результаты воспитательной работы. Не зная уровня воспитанности, педагог работает вслепую.

Он или завышает требования к воспитаннику и ставит перед ним непосильные задачи, или снижает требования. Чтобы избежать этого, необходимо наряду с общими задачами воспитания решать и индивидуальные задачи: у одного учащегося преодолевать неверие в свои силы, у другого - изжить неорганизованность и т. д. Это можно сделать только на основе хороших знаний положительных и отрицательных сторон воспитанника. Без этого в воспитательной работе легко скатиться на путь шаблона и уравниловки в подходе к учащимся. Следует отметить, что выявление уровня воспитанности - это не самоцель, а важное средство, обеспечивающее возможность управления воспитательным процессом, повышения его эффективности. Учет результатов воспитания дает возможность педагогу видеть плоды своих усилий, обнаруживать упущения, недочеты и, следовательно, устранять их. Благодаря такому учету в центре внимания педагога оказываются не мероприятия, изредка носящие случайный характер, а реальное состояние развития его воспитанников. Это имеет значение для индивидуализации процесса воспитания, для научно обоснованного планирования воспитательной работы.

Критерии оценки уровня воспитанности. Критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сравнивать те или иные результаты деятельности. Поэтому любые критерии должны содержать те или иные параметры. В определении этих параметров в психолого-педагогической литературе имеются различные подходы . I. Количественный подход в определении уровня воспитанности. П. П. Блонский отмечет, что поведение человека можно измерять такими количественными показателями, как «сколько раз» и «как долго». Например, мы говорим, что наблюдаемый 20 минут читал, 7 часов спал, 10 минут обдумывал и т. д. Разумеется, при определении уровня воспитанности нельзя исходить только из количественных характеристик. Но и нельзя отрицать, что количественные показатели в какой-то мере определяют те или иные черты личности. 2. Качественный подход в определении уровня воспитанности. Н. И. Монахов в работе «Изучение эффективности воспитания» предлагает определять уровень воспитанности исходя из отношения человека к различным сторонам действительности: к труду, коллективу и т. д. Отсюда он выводит такие показатели уровня воспитанности, как трудолюбие - коллективизм и т. д. 3.

Определение уровня воспитанности на основе направленности личности. Некоторые педагоги, считают возможным использовать единственный показатель, характеризующий уровень воспитанности личности. Таким показателем они считают направленность личности. При этом, по их мнению, коллективистской направленности личности должен соответствовать высокий уровень воспитанности, а индивидуалистической направленности низкий уровень. Конечно, направленность составляет важный компонент психологической характеристики личности, и изучение ее имеет существенное значение для выявления уровня воспитанности. Но может ли одна направленность достаточно полно и всесторонне характеризовать такое сложное явление, как воспитанность школьника, личность которого постоянно и интенсивно развивается, причем далеко не всегда равномерно? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к определению направленности личности. Направленность представляет собой систему потребностей, интересом взглядов, идеалов, выступающих в качестве мотивов индивидуального поведения и определяющих специфическое отношение личности и выполнению своих ролей.

Из этой характеристики направленности видно, что суть ее проявляется прежде всею в отношениях к коллективу, к обществу. Но эти отношения далеко нс охватывают все богатство личностных проявлений. Кроме того, как установлено психологами, направленность личности начинает более или менее четко проявляться лишь в подростковом возрасте, примерно с 10-12 лет. Следовательно, если руководствоваться этим показателем, то воспитанность примерно трети школьников вообще не может быть изучена. Но дело не только в этом. Каждая личность представляет собой неповторимое сочетание, единство большого числа разнообразный качеств и черт, отражающих ее отношение к окружающему. Попытка свести все это к одной направленности противоречит современным тенденциям развития науки о воспитании.

Любое сложное явление требует разностороннего анализа. В воспитании личности нельзя ограничиться одним показателем. Такой односторонний (узкий) подход может ввести в заблуждение педагога: общая положительная направленность личности может затушевать имеющиеся у нее недостатки, и в случае отрицательной направленности значительно затрудняется применение принципа воспитания с опорой на положительное. 4.Определение уровня воспитанности на основе знаний учеником моральных норм, правил поведения. Простейшее средство выявления этих знаний анализ ответов на прямо поставленные вопросы: «Какой поступок можно назвать героическим и почему?».

Такие вопросы, задаваемые как в устной, так и в письменной форме, дают возможность в известной мере выявить круг представлений учащихся о той или иной области поведения человека. 5. Определение уровня воспитанности по оценочным суждениям. К методам оценочных суждений относятся тематически ориентированные сочинения, диспуты, дискуссии, прямые и косвенные устные вопросы и др. Вопрос может требовать свободно аргументированного ответа (открытые вопросы) или выбор ответов из числа предложенных (закрытые вопросы). Такие сочинения, как «Честь и достоинство человека: как я их понимаю» Могут отражать внутреннюю позицию юношей и девушек, их сомнения, колебания, раздумья. Диспуты, дискуссии или любая форма коллективных обсуждений, где воспитанник должен открыто занять определенную позицию, позволяют судить о его взглядах и убеждениях.

Диагностическое значение имеет и «позиция умолчания», стремление отдельных воспитанников остаться в стороне от споров, уклоняться от ответа на прямо поставленный вопрос, занять нейтральную позицию. Личная беседа воспитателя с воспитанником, нацеленная на выявление его позиций и отношений, может дать многое воспитателю при условии, если она хорошо подготовлена, если будут проходить без спешки в неформальной обстановке. 6. Определение уровня воспитанности по действиям и поступкам личности. Основной метод изучения человека в действии это наблюдение за ним в различных ситуациях и проявлениях. Эти ситуации могут быть естественными и искусственными, создаваемыми воспитателем в диагностических целях. Конечно, далеко не все виды деятельности и общения воспитанников могут оказаться в поле зрения воспитателя.

О некоторых действиях, поступках, нормах или линиях поведения воспитатель узнает косвенно, получая устную и письменную информацию от других лиц. В естественных ситуациях проявляются отношение учащихся к учебе, дисциплинированность и культура поведения, а также их отношение к труду, насколько оно ответственно. Наблюдения за спортивной игрой дает возможность увидеть проявления чувства товарищества и коллективизма, умение сдерживать свои эмоции, достойно реагировать на поражение. При посещении театра, выставки и других культурных центров изучается восприимчивость учащихся к прекрасному, их вкусы и направленность интересов.

В искусственных ситуациях ученик ставится в такое положение, когда наиболее отчетливо могут проявиться личностные качества. К таким ситуациям, в частности, относятся общественные поручения, где сталкиваются личное и общественное. Отказ от поручений или недобросовестное их выполнение является определенным показателем уровня воспитанности, чувства ответственности школьника .

Большое диагностическое значение имеет в остроконфликтных ситуациях, где трудно скрывать свои чувства и мысли. 7. Другие подходы к определению уровня воспитанности. Среди других подходов следует выделить шкалирование, составление стандартизированных характеристик и др. Так, сущность использования метода независимых характеристик заключается в обобщении сведений об учащихся, полученных через товарищей, учителей, родителей и других лиц. Такие сведения помогут преодолеть субъективизм в оценке личностных качеств учащихся, составить о них объективное представление. При этом в собранном материале могут быть различные, даже противоречивые оценки личности. Важно хорошо разобраться в этом, выявить причины этих расхождений. Составление независимых характеристик учащимися на своего одноклассника организуется классным руководителем в доброжелательной обстановке. Приведем определение уровня воспитанности как педагогического понятия.

Под воспитанностью в педагогическом смысле подразумевается комплекс свойств личности, который характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее разностороннее развитие. К общественно значимым качествам, в частности, относятся: патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманность, честность, правдивость, единство слова и дела, прямота, добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность, принципиальность, целеустремленность, активность, любознательность, эстетическое развитие . Под уровнем воспитанности следует понимать наличие у человека знаний, нравственных норм и умений применять эти знания в практике его повседневного поведения . Трудности в определении уровня воспитанности связаны с множеством факторов. В учебно-воспитательном процессе результаты воспитания проявляются не сразу после проведения того или иного воспитательного мероприятии. В этом выражается одна из трудностей в определении их уровней.

Следующая трудность связана с тем, что не всегда воспитанность проявляется в явной форме. В общем виде результаты воспитания проявляются как во внешней, так и во внутренней форме, которые скрыты от глаз воспитателя. При этом внутренняя позиция личности не всегда совпадает с ее внешними проявлениями, словами, поступками, действиями. Иногда внешние проявления личности противоречат подлинно внутренним переживаниям. В зависимости от доминирующих мотивов те или иные показатели уровня воспитанности могут превратиться в свою противоположность. Трудности в выявлении уровня воспитанности выражаются также в том, что помимо индивидуального своеобразия необходимо учитывать и возрастные

особенности. То, что наиболее актуально и важно для одного возраста, в другом возрасте может замещаться, дополняться другими ценностями. Для характеристики воспитанности большое значение имеют такие общечеловеческие качества, как гуманность, доброжелательность, отзывчивость; правдивость, честность, скромность, прилежание, бережливость, трудолюбие, наличие устойчивых навыков и привычек правильного поведения и др .

Правильно оценить уровень воспитанности ученика - это значит дать объективную оценку его поведения в различных жизненных ситуациях, на занятии, во внеурочное время, в процессе общественно полезной деятельности. Выявление уровня воспитанности, разумеется, не может быть одномоментным явлением. Оно требует длительного времени и применения разнообразных методов и приемов: наблюдения, сопоставительного анализа и т.д. При использовании различных методов необходимо проявлять осторожность, такт, ни в коем случае нельзя использовать полученную информацию во вред учащимся, а некоторые сведения необходимо сохранять в тайне .

Важно найти такие критерии уровня воспитанности, которые бы позволили правильно оценить не только поступки, но и мотивы этих поступков. Те или иные мотивы выступают часто в двух аспектах: в качестве стимулирующего фактора активных действий ученика и в качестве фактора, направляющего поведение, поступки личности. Конечно, очень трудно проникнуть во внутренний мир учащихся, узнан, что происходит в умах и сердцах. Но надо стремиться к этому. Это важно дни преодоления субъективизма в оценке воспитанности личности.

Список литературы

1. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. 2-е изд., стер. Серия: Антология мысли. М., 2016. 164 с.

2. Кириллова Т. В. Цель воспитания приобщение к общечеловеческим духовным ценностям // Народная школа. 1996. № 4. С. 1-5.

3. Кириллова Т. В., Кириллова О. В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: www.science-education.ru/120-16179 (дата обращения: 25.12.2014).

4. Кириллова Т. В., Кириллова О. В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 820.

5. Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике: коллективная монография / Л. А. Абрамова [и др.] / под ред. О. В. Кирилловой, Е. Г. Шубниковой. Чебоксары, 2014.

6. Превентивная и пенитенциарная педагогика: исторический анализ и современные технологии: коллективная монография / Р. И. Блок [и др.] / под ред. О. В. Кирилловой, Т. В. Кирилловой. Чебоксары, 2015. 7. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: опыт экспериментального исследования. М., 1981. 144 с.

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА КИРИЛЛОВА


№ 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.

Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, к себе, к деятельности, природе, к искусству и т.д.

Воспитанность – обобщающий результат социализации, воспитания и самовоспитания

Воспитанность – определенный уровень развития возможностей человека

Воспитанность – это совокупность достаточно сформированных социально значимых качеств (знаний, взглядов, отношений, качеств, действий человека)

Воспитанность предполагает гармонию количества знаний, творческих действий, проявления чувств и общения.

Уровень воспитанности – степень соответствия свойств, качеств, отношения личностей к требованиям культуры и общечеловеческим ценностям.

Уровень воспитанности определяется знанием правил и обязанностей ребенка и стремлением их выполнить. Воспитанность связана с поиском человеком путей самоанализа, самоорганизации. Воспитанность школьника определяется возрастными особенностями и возможностями, реальными условиями жизни, индивидуальными способностями.

Критерии воспитанности :

    поведение, действие личности

    мотивы поступков (выявление внутренних мотивов, в основе мотивации может лежать: прямые потребности – физические и духовные; тонкие личные – подражание кому-либо)

    стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации, самосовершенствованию

Критерии воспитанности (с проявлением во внешней форме):

1. знание норм учениками – важное условие формирования качеств

метод : анализа ответов на поставленные вопросы

2. выявление отношения учащихся к поступкам , событиям и их оценочные суждения

методы :

    специально задаваемые вопросы;

    тематически ориентированные сочинения;

    организация диспутов и дискуссий – позволяют судить о взгляде;

    личная беседа;

    социометрические методики)

3. действие

методы :

    наблюдение – можно оценить отношение к учебе, труду, качество поведения

    наблюдение за игрой – чувство товарищества, коллективизм, умение сдерживать эмоции

    посещение театров и выставок – направленность интересов

    создание специальной ситуации

    распределение поощрений и наград

    остроконфликтные ситуации – снижается способность маскировать чувства и мысли (недопустимо преднамеренное создание конфликта)

    поступки для себя (без чужих глаз)

Можно выделить 4 группы воспитанности :

1. Невоспитанность – отрицательный опыт поведения, потому что нет стремления ни к самоанализу, ни к само регуляции.

2. Низкий уровень воспитанности – неустойчивый, положительный опыт поведения, поведение регулируется только внешним стремлением, должно стимулироваться.

3. Средний уровень воспитанности – характеризуется положительным опытом поведения, стремлением к самоанализу, к саморегуляции, самоорганизации, но все это делается для того, чтобы видеть, думать об окружающих людях.

4. Высокий уровень воспитанности – положительный опыт поведения связан с высоким уровнем стремления к самоанализу, самоорганизации, совершенствованию и помощи другим людям.

Уровни воспитанности по Щурковой :

    нижний – простое усвоение элементарных норм человеческого общежития.

    средний – эмоциональный уровень сопричастности обществу, деятельности в нем, людям, природе, миру и т.д.

    высокий – осознание личностного смысла и общественного значения социальных ценностей и реализации их в жизненном опыте школьника.

Показатели уровня воспитанности :

1. неясное представление о нравственных нормах

2. знает нравственные нормы, но они не являются мотивом его поведения

3. имеет четкое представление о нравственном поведении, но его поведение не устойчиво

4. устойчивое проявление осознанных нравственных норм и качеств

Диагностика :

    Сравнение, сопоставление полученных в ходе изучения данных с описанием типичного, стандартного для данного возраста поведения.

    Анализ. Выявление причин отклонения поведения от индивидуальной нормы и от ожидаемого поведения.

    Интерпретация. Обобщение и систематизация полученных данных в ходе сравнения и анализа с позиции современных педагогических теорий и взглядов.

    Прогнозирование. Предположение о возможном поведении ученика в будущем в аналогичных ситуациях.

    Сообщение результатов диагностики родителям, учителям, людям, которые работают с этим школьником.

Критерии диагностики :

    целостное изучение личности школьника (в семье и коллективе)

    сравнение успехов и недостатков с его личным опытом

    учет возрастных особенностей

    ориентировать внимание на положительные, а не отрицательные проявленные качества личности

    систематичность изучения (постоянно)

Диагностика не сама цель, а изучение для дальнейшего использования.

Методы исследования :

    наблюдение

    интервью

    эксперимент

    статистические методы

  • ранжирование

Принципы :

    объективность

    надежность

    достоверность

Этапы изучения уровня воспитанности :

1. постановка целей, задач воспитания, анализ предполагаемой программы и процесса действий

2. составление предварительной характеристики воспитанности школьников

3. привлечение к анализу воспитанности учителей, учащихся и родителей

№ 22. КТД, ее специфика и технология

Коллективная Творческая Деятельность – совместная деятельность детей и взрослых, характеризующаяся общими целями, сотрудничеством, положительным эмоционально-нравственным микро коллективом, анализом всех действий на всех этапах деятельности и коллективной оценки результата деятельности.

Деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и интересов. Деятельность – специфический способ отношения человека к миру, способ осуществления поведения, складывающийся из операций, действий, умений и навыков, накапливающих личный опты.

Виды деятельности :

    познавательная

    художественная

    спортивная

    трудовая

    политическая

    экономическая

    педагогическая

    экологическая

Любая деятельность имеет цель, мотив действия, операции, результат. Любая КТД – взаимодействие. КТД формирует личность, которая умеет жить и работать в гармонии с другими людьми.

Особенности КТД :

1. главная цель – делать добро людям, приносить им радость

2. цель деятельности едина и требует усилий всего коллектива

3. добровольное разделение функций и обязанностей между всеми участниками деятельности. В школе используются разные способы разделения функций:

    назначений

    коллективный выбор ответственных

    очередность выполнении функций

    конкурс на право выполнить поручение

    жеребьевка

4. сотрудничество между всеми членами коллектива

Если есть отношения ответственности и зависимости, когда каждый осознает свои обязательства. Все сотрудничают без умаления достоинств каждого, без надменности. Каждый уважает право каждого на самостоятельное мнение, высказывание, ошибку помощь. Мнения каждого обсуждаются. Взаимопонимание и взаимопомощь. Идея КТД : работа над микро коллективом (звено, группа, бригада). В таком маленьком коллективе создаются условия для появления самостоятельности, творчества, инициативы каждого.

5. искрения нравственные отношения всех членов коллектива: доброта, забота, доверия

6. деятельность должна быть окрашена (шутки, юмор, музыка. оформление)

7. вариативность (может быть много вариантов поведения  поиск наилучшего варианта и выбор), учиться высказывать свое мнение, защищать его

8. КТД осуществляется в несколько этапов

9. КТД сопровождается анализом коллективных действий и действий каждой личности

Формы КТД :

    творческие праздники

    ролевые, деловые и другие творческие игры

  • коллективная организация дел

Условия, при которых деятельность становиться коллективной и творческой:

    создание ситуаций выбора

    участие каждого

    наличие реальной ситуации, в которой надо что-то решить (даже если игровая) для себя, других, в помощь товарищам.

    сотрудничество между всеми участниками деятельности

Методы возбуждения КТД :

    Методы товарищеского побуждения: воздействие на чувство (вызывание радости и веры, увлечение радостно перспективой, добрым делом, творческим поиском); одобрение, похвала, награда

    Порицание, критика (развернутая и обоснованная), ирония, насмешка и наказание

Технология КТД совокупность способов осуществления КТД и действий тех, кто в ней участвует с целью формирования умений и навыков.

Этапы КТД :

    предварительный. Учитель ставит цель, определяет роль данного КТД в жизни коллектива, основные задачи, намечаются различные варианты дел, идет разведка дел. Например, микрорайон, родная природа, малыши, библиотека, досуг

    коллективное творческое планирование. Происходит деление на микрогруппы, планирование деятельности на определенный период и планирование процесса проведения КТД, Вопросы: для кого провести? как лучше провести? кому участвовать? кто будет руководить? где лучше провести? когда?

    коллективная подготовка задуманного. Выбирается по одному человеку на совет, делятся задания на каждого ученика в группе

    проведение. Осуществляется конкретный план, совет дела должен иметь в запасе сюрпризы, в случае если кто-то не готов, возникли какие-то проблемы. Необходимо избежать упреков в случае неудач, стремление преодолеть любые трудности.

    подведение итогов. Анализ проведенного дела

    последствия. Учитель оценивает решены л были воспитательные задачи.

Идея коллективного поиска на всех этапах деятельности:Реферат >> Психология

... педагогика . Педагогика третьего возраста. Сравнительная педагогика . Межнаучные связи педагогики ... на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной ... Если же попытаться ответить на вопрос о педагогических...

  • Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ

    Шпаргалка >> Психология

    Я. работал в области педагогики и считал: "необходимо... возникающих в ответ на разнообразные экстремальные... кратковременный, с использованием психодиагностики, экзамен ; б) пролангированный (протяженный)- ... определенных государственных образовательных уровней...

  • Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика

    Общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты... позволяет находить ответы на актуальные вопросы, возникающие сегодня в педагогике . 5.3. Задачи... и свойственно большинству экзаменующихся . Поэтому экзамен остается эффективной формой...

  • Основы психологии и педагогики

    Учебное пособие >> Психология

    Нерешитель­ности и скованности на семинарах, экзаменах , зачетах; умение предупреждать... Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики : от­веты на экзаменац. вопр. - Минск: ... условия: общность принципов государственного государствен­ной политики в области...