Как закрепляются гендерные роли общество 8. Гендерные роли

Человечество меняется. Изменения затрагивают даже те вещи, которые, казалось бы, испокон веков были и так и останутся неизменными. Гендерная роль мужчины и женщины тоже претерпевает изменения. Если сказать еще точнее, в наше время границы между традиционно «мужским» и «женским» уже трудно различимы.

Гендерная роль и все что с ней связано, является относительно новым феноменом и для нашего общества остается довольно неоднозначной и не до конца понятной категорией. Поэтому, прежде чем углубиться в изучение этой темы, нужно определить основные понятия.

Биологический пол – совокупность генетически и гормонально обусловленных характеристик организма, обобщающая все его репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.

Принято говорить о существовании двух видов биологического пола: мужского и женского.

Гендер социальный пол человека; характеристика личности с точки зрения маскулинности (комплекса телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские) или феминности (совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин).

В современном мире господствует бинарная гендерная система – разделение людей на две противоположные группы мужчин и женщин .

Интересно, что не во всех культурах гендер является значимой социальной категорией, как в нашей. Есть общества, где выделяется три и более гендера, а также множество гендерных ролей.

Гендерная роль – вид социальной роли , представляющий собой поведение , нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола. Это поведение , которое традиционно рассматривается как подобающее мужчинам и женщинам.

Социальная роль – социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в обществе и имеющего в связи с этим определенные права и обязанности.

Таким образом, гендерная роль мужчины и женщины – это формы поведения, ожидаемые социумом от мужчин и женщин.

Но гендерные роли не только ожидаются, они еще и:

  • предписываются,
  • прививаются (путем воспитания и образования),
  • осваиваются,
  • исполняются,
  • нарушаются,
  • принимаются или отвергаются личностью.

Существует еще одно понятие, связанное с гендером – гендерная идентичность.

Гендерная идентичность - внутреннее самоощущение человеком себя представителем того или иного гендера, то есть мужчиной, женщиной или представителем другой категории.

Как формируется гендерная роль мужчины и женщины?

Человек рождается мужчиной или женщиной лишь в биологическом смысле, в социальном смысле он становится мужчиной или женщиной. В поведении младенцев-девочек и мальчиков нет различий. Нет существенной гендерной разницы между мужчиной и женщиной!

Изначально представители обоих полов просто люди. Набор человеческих характеристик и качеств един, разделение на мужские и женские качества условно принято в обществе.

Мальчик становится мужчиной, потому что его воспитывают как мужчину, развивают традиционно мужские черты, качества, прививают соответствующие принципы и цели, обучают мужским моделям поведения. Аналогично и девочка учится быть женщиной.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному , от них ожидают разные модели поведения, подкрепляют проявления разных черт характера, предъявляют разные требования.

Стоит ли после этого удивляться, что вырастая, мужчины и женщины смотрят друг на друга как на существ с разных планет? Как же им понять друг друга, если они разные и при этом никто не учил их взаимопониманию? Только путем самообразования и приобретения личного опыта общения.

Гендерные роли женщин и мужчин меняются по ходу истории, были и остаются различными в разных культурах и обществах, различаются в зависимости от экономики, политики, религии и прочих социальных факторов жизни конкретного общества. Но все-таки можно говорить о некоторой традиционности гендерных ролей, которая передавалась веками от поколения к поколению.

В нашем обществе гендерные роли мужчин традиционно принято обозначать как «Добытчик», «Хозяин», «Защитник». Они сохраняются, но ведь невозможно не заметить что уже пару десятков лет в моде «мягкая», даже женственная мужественность. Все более ценится в мужчинах не физическая сила, активность, смелость, умение рисковать, а интеллект, снисходительность, сдержанность, умение общаться, сопереживать и заботиться.

Традиционные гендерные роли женщин: «Хранительница домашнего очага», «Мать», «Жена». Общество ждет, что женщина будет доброй, терпеливой, скромной, мягкой, заботливой, понимающей, «домашней». Но как много женщин в наше время социально активны, деятельны, работают наравне с мужчинами, нередко зарабатывая больше мужчин?! Добытчик уже не Он, а Она. В женщине ценится не только красота, доброта и хозяйственность, но еще и умение зарабатывать, деловитость, целеустремленность, стрессоустойчивость, смелость.

Самая распространенная в нашем обществе гендерная роль женщины не имеет названия. Эта роль, характерная для женщин, являющихся представительницами рабочего класса, появилась в нашем обществе и закрепилась в нем в ХХ столетии. Можно назвать эту роль «Универсальный солдат» . От женщины требуется быть женой, матерью, хозяйкой, труженицей, добытчицей, защитницей – идеальной всегда и во всем и при этом везде преуспевающей!

Последствия борьбы за равные права

Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.

Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».

Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.

Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями ! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).

Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.

Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству .

Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными ! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.

Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.

Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?

Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен .

Свобода быть собой

Казалось бы, почему в наше время, когда мужчина и женщина равны в правах, могут свободно, добровольно, без обязательного согласия родственников, выбрать друг друга и создать семью по любви, так много несчастливых пар? Не потому ли, что отступая от традиций и природы, люди просто не понимают как им дальше жить.

Когда люди не знают что делать со свободой, она становится для них бóльшим злом, нежели необходимость жить под чьим-то строгим руководством. А ведь свобода – это наивысшая ценность, это возможность быть собой! Человек в наши дни волен выбирать, кем ему быть и как жить. Он не обязан придерживаться той гендерной роли, которая навязывается и ожидается. Вне зависимости от пола, важно быть собой!

Если девочке нравится драться, почему бы ей не стать профессиональным боксером? Если мальчику нравится заботиться о младших детях, почему ему нельзя стать воспитателем или учителем? Но фразы «Ты же мальчик!» или «Ты же девочка!» отучают детей понимать себя . В итоге ребенок говорит, действует и чувствует как положено, а не как он действительно это переживает.

Проблема «Я не знаю, что мне делать со свободой выбора» вырастает из проблемы «Я не знаю себя».

Слишком традиционное и строгое, требующее четкого следования общественным нормам и стереотипному мышлению воспитание в детстве во взрослом возрасте приводит к тому, что называется гендерно-ролевой стресс.

Гендерно-ролевой стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в случае неспособности придерживаться своей гендерной роли или, напротив, необходимости придерживаться поведения, характерного для противоположной гендерной роли.

Тенденции, наблюдаемые сегодня в развитых странах таковы, что подчеркивание гендерных различий признается некорректным, так как традиционная гендерная роль стала пониматься как навязывание потребностей общества индивиду без учета его личных желаний и целей. Общество, навязывая человеку определенные модели поведения, лишает его возможности быть собой, а значит, быть счастливым.

С другой стороны, если все люди будут вести себя только так, как им хочется, не руководствуясь социальными нормами и требованиями к себе как к представителю определенного пола, мир рискует потерять такие важные для продолжения человеческого рода институты как брак и семья! Ведь именно возникновение традиционных гендерных ролей мужчины и женщины когда-то давно и породило моногамию, традиционную семью и обязанность заботится о своих детях, пока они не вырастут!

Опрос для женщин. Придерживаетесь ли Вы традиционных полоролевых норм поведения женщины?

Вопрос 1. Кого называют личностью? Что такое социализация?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Вопрос 2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Учащиеся имеют право:

На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

На свободу получения информации.

Быть выслушанным.

На свободу мысли, совести и религии.

На уважение человеческого достоинства.

На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Ученический Совет школы).

На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

Вопрос 3. Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Достигаемый статус: жена. Предписанный: теща.

Вопрос 4. Что определяет статус человека?

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Вопрос 5. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

Вопрос 6. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость - это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.

Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто говорят: «Решил попробовать... (заняться автоделом, работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.

Вопрос 7. Что входит в понятие «социальная роль»?

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение, присущее этому статусу.

Вопрос 8. Что такое гендер?

Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Вопрос 9. Как закрепляются гендерные роли?

Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.

В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.

Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но вне меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Вопрос 10. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».

Это утверждение верно ведь люди с низким статусом не ценятся в обществе, на них выпадает более тяжёлая роль, потому что уважение к ним намного меньше чем к тем что по статусу выше.

Вопрос 11. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом - появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

Начало юности - это, естественно, смена настроений. при переходном возрасте это происходит довольно часто, поэтому нетрудно заметить. Конец - это уже приобретение какого-либо опыта, мудрости.

Вопрос 12. «А как необозримо отрочество, каждому известно... Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», - писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.

Эти строки говорят о том, что в детстве мы формируемся быстрее и в большей степени чем в другом возраст, так например в начале жизни закладываются нравственные позиции человека, его отношение к окружающему миру, его база знаний (которая в последствии определит успешность).

И разделять гендерные роли. Знакомясь и складывая первое впечатление, многие заблуждаются, начиная приписывать собеседнику те качества, которые принято, не вникая, а обладает ли он ими. Все основывается исключительно на общепринятом представлении. Обращая внимание на вложенные стереотипы, можно их контролировать, чтобы не позволять влиять на нашу жизнь и восприятие мира. Одними из самых распространенных клише являются представление о типичности женского и мужского поведения. Гендерная роль - они формируются при наличии которые в свою очередь являются фундаментальными различиями в женской и мужской психике и деятельности людей. Большую роль в этом играет культура общества.

Культурные стереотипы

Обыденное сознание имеет в своей структуре неотъемлемую часть - культурные стереотипы. Иными словами, используя коллективный опыт, индивидуум на протяжении своей жизни получает определенное внушение во время обучения и общения, посредством которого в дальнейшем он ориентируется в жизни и формирует свое поведение в обществе.

Стоит отметить, что гендерные роли в обществе в разных культурах и социальных группах отличаются друг от друга, иногда кардинально. Все эти клише возникают на основе ролей и То есть, посредством этих стереотипов возникает норма для женщины и мужчины, как именно они должны себя вести в конкретном обществе. И когда мы видим то или иное проявление характера человека, мы автоматически сравниваем его со своим представлением о гендерной роли человека.

и дети

Считается, что, в зависимости от пола ребенка, взрослые воспринимают его по-разному. Иными словами, одни и те же проявления поведения ребенка будут восприниматься взрослыми по-разному, в зависимости от того, мальчик или девочка перед ними. И соответственно, от ребенка ждут определенного поведения и реакций в зависимости от его гендера. Из-за этого происходит внушение ребенку, каким он должен быть и навязывается ложное, стереотипное мышление. То есть гендерная роль - это стереотипное мышление, внушаемое ребенку во время воспитания и социализации.

Гендерная идентичность

Этот термин выражает социальные черты человека, характеризирующие его с определенной точки зрения и проявляющие его принадлежность к группе мужчин или женщин. Самым важным здесь является то, как человек сам себя оценивает, и как происходит его социализация в определенной культуре. Психологические, социальные, культурные и поведенческие характеристики в совокупности представляют собой психологический пол. При взаимодействии с другими людьми и во время наблюдения за ними, человек складывает свое представления о том, к какой группе он подходит больше.

И уже исходя из своих выводов он начинает выбирать себе поведения и увлечения той группы, которая ему более близка. Так распределяются гендерные социальные роли. При этом проявление стереотипов происходит на всех стадиях развития. Даже в младшем дошкольном возрасте детям уже прививают восприятие четкого разделения гендерных особенностей. Так, общение между мальчиками и девочками происходит намного реже, чем совместное времяпровождение детей одного пола, также разделяют и интересы, одни должны увлекаться одним, другие - другим. Поэтому нами часто недооценивается роль в формировании личности и мировоззрения. Когда же в более зрелом возрасте мужчины и женщины стремятся к общению, они не понимают друг друга, их интересы расходятся.

Стили социального поведения

При наблюдении разнообразия общения между представителями разного гендера в обществе, можно заметить различные взаимосвязи между людьми. Иными словами, в зависимости от цели общения между представителями разных полов, поведение обоих будет разительно отличаться. Прежде мужчинам приписывали такие обязательные качества, как активность, агрессивность, действенность, умение решать проблемы.

Женщины же должны были быть эмоциональными, пассивными, главное, что их интересовало - это взаимоотношения, а не дела. Ученые выяснили, что между младенцами нет различий в стиле поведения, а возникают они уже с возрастом. Причем чем старше человек, тем ярче они проявляются. Гендерная роль женщины или мужчины строится исключительно на требованиях общества, но при этом человек оценивает себя, учитывая эти потребности, и при не состыковке с шаблоном начинает считать себя хуже других. То есть, первые признаки подобных гендерных различий возникают только тогда, когда ребенок узнает о необходимости их наличия. И проявляя их, он просто выполняет заданную программу. Но при этом мальчики могут вполне проявлять признаки девочек, и наоборот. В целом было доказано, что главным фактором, влияющим на гендерные различия, является социализация.

Подчинение людей гендерным нормам

Согласно исследованиям Шона Берна, существует три типа подчинения человека общественным нормам. Первое - это уступчивость, она проявляется как одобрение человеком неприемлемых для него социальных норм, и подстройка под них ради избегания осуждения, наказания и в надежде на одобрение его поведения социумом.

Далее идет одобрение, то есть полное согласие человека с предъявленными гендерными нормами. Третий тип - идентификация, человек ведет себя в полном соответствии с предъявленной ему ролевой моделью поведения в обществе.

Отступление от стереотипов

Современное общество совсем не похоже на стереотипный устрой. Поэтому современная гендерная роль - это размытое понятие. Многие женщины находят свое предназначение в заведомо мужских занятиях, то есть в бизнесе, науке и прочем. А некоторые мужчины ведут хозяйство, занимаются детьми, творчеством и другими занятиями, по определению женскими.

В социуме принято, что мужчины и женщины отличаются не только своим характером, но и психологией. Если же стереотипное восприятие нарушено, то человек подвергается осуждению и непониманию со стороны близких, что, несомненно, негативно влияет на развитие личности.

Отрицательный эффект стереотипов

Многие современные психологи считают, что подчеркивание гендерных различий некорректно. Гендерная роль - это в первую очередь навязывание потребностей общества без учета желаний и целей индивидуума. Иными словами, преувеличены, в взгляд на ситуацию со стороны общества не субъективен. Так, рассматривая один и тот же поступок, к женщине и мужчине отнесутся по-разному. А это некорректно, так как стереотипные представления не соответствуют действительному развитию личности, ее характеру и поведению. Кроме того, они влияют на развитие определенных качеств, и различая гендерные роли мужчины и женщины, одну черту характера развивают больше, а другую затормаживают и подавляют.

Например, если заставлять мальчика скрывать свои эмоции, с возрастом он может разучиться воспринимать их, и начнет отрицать их наличие у других людей, не понимая их проявления. Стоит понимать, что каждая личность индивидуальна, вне зависимости от своего пола. Это позволит нормализовать психологическое состояние, более продуктивно выполнять свою работу и быть гармоничным. К сожалению, несмотря на гибкость современных стереотипов, многие люди до сих пор ведут борьбу внутри себя, не только с общественными штампами, но и с собственным восприятием.

Гендерная роль — это вид социальной роли, которая определяет допустимое и желательное поведение для мужчин и женщин.

На Северном Кавказе почти все женщины экономически активны

Все, что связано с развитием, имеет свойство меняться, поэтому нет ничего постоянного в мире, в том числе меняются и ожидания от поведения мужчин и женщин. А вот как закрепляются гендерные роли и чем они обусловлены, разберемся в нашей статье.

Рассмотрим понятие гендерной роли, чтобы четко представлять значение данного феномена.

Гендерные роли представляют собой ожидаемые в обществе от представителей мужского и женского пола традиционные поведенческие реакции. Они могут ожидаться, приписываться, навязываться, требоваться обществом, но любой человек вправе сам решать, нужно ли ему стереотипное поведение.

Их прививает общество путем воспитания с детства определенной манеры поведения, присущей тому или иному полу. Выясним, что значит гендерная роль представителя того или иного пола на конкретных примерах.

Примеры гендерных ролей

Примеры гендерных ролей личности менялись с течением времени и изменением человечества. Мало того, они продолжают изменяться. Так, гендерные роли человека бывают навязанными и мешают проявляться ему таким, каким его создала природа. Эти стереотипы поведения приводят к непониманию между полами, конфликтам, а значит, делают несчастными людей.

Рассмотрим теперь некоторые примеры гендерных ролей. Мужчина представляет собой с давних времен охотника, лидера, воина с такими чертами характера, как уверенность в себе, склонность к риску, агрессии, быстроте реакции. Женщина же отличалась всегда мягкостью, состраданием, заботой и занималась лишь поддержанием домашнего очага и воспитанием будущего поколения.

Естественно, время накладывает свой отпечаток на стереотипы поведения, поэтому уже редко можно встретить в чистом виде истинно женское или мужское поведение.

Женская гендерная роль

В последнее время представительницы прекрасной половины человечества все больше претендуют на равноправие и почти дублируют мужскую линию поведения, зарабатывая деньги, занимая руководящие посты и служа в войсках.

В чем особенности женской гендерной роли?

Женская гендерная роль в прежнем понимании подразумевает хранительницу очага, мать и жену. Поскольку современность диктует свои законы, изменяется и расширяется гендерная роль женщины.

Современная гендерная роль женщины расширилась. Теперь дама часто является не только хранительницей очага, но и работником

Для этого придется разобраться, в чем особенности женской гендерной роли. Она заключается в том, женщина стремится быть успешной, активной, выносливой в условиях господствующих в обществе правил, уравнивающих оба пола. Таким образом, дама должна успевать хозяйничать по дому, рожать детей, строить карьеру, а также потрясающе выглядеть.

Мужская гендерная роль

Мужские поступки характеризуются наличием силы духа, воли, храбрости во все времена, но это не значит, что изменения не коснулись также и мужчин.

Традиционное воспитание мальчика как носителя мужской гендерной роли (маскулинности)

Суть мужской гендерной роли

В современном мире от представителей сильного пола ждут не только силы и смелости. От мужчин требуется завоевание статуса и уважения, умственной, эмоциональной стабильности, физической выносливости и избегания женских занятий. Если мужчина не достигает успеха в каком-то одном аспекте, он стремится компенсировать это, проявляя себя в другом более активно.

К этому списку постепенно добавляется масса иных качеств, таких как интеллект, заботливость, сдержанность, умение общаться, сопереживать.

При этом незыблемыми остаются такие признаки мужского поведения, как ясность мышления, устойчивость и передача ген будущему поколению.

В чем разница между гендерной ролью мужчины и женщины?

С развитием общества представительницы прекрасной половины человечества уже не желают мириться с судьбой домохозяйки, чем заставляют пересмотреть общественные стереотипы о женском поведении. Это объясняется тем, что общество живет по мужским законам, где есть победитель и побежденный, а также нет сочувствия и сострадания.

Вслед за этим зачастую происходит смена ролями, когда дама является добытчиком, а ее муж управляется по хозяйству. Таких пар достаточно много в последнее время, причем сама женщина не удовлетворена ситуацией, также как и мужчина, ведь заложенные природой поступки отсутствуют у обоих.

Следует только отметить, что муж справится с любыми делами по дому не хуже, чем его возлюбленная, да только в одном он не сможет ее заменить, ведь выносить и родить ребенка суждено лишь женщине. Как видим, границы между общепринятым поведением представителей обоих полов стираются, принося за собой массу последствий.

Уравнивание представителей разных полов приводит к тому, что семье некогда завести ребенка, ведь еще есть столько дел, которым это может помешать. Девушки все позже выходят замуж, так как сначала нужно сделать карьеру, чем также усугубляют демографическую ситуацию и обесценивают институт семьи.

Как закрепляются гендерные роли?

Дети обоих полов рождаются и имеют стандартное поведение. Социальные же реакции приобретаются девочками и мальчиками уже под влиянием воспитания и общественных ожиданий. Девочек настраивают на самопожертвование, нежность, преданность, убеждают быть спокойной и разрешают проявлять эмоции. Мальчикам же демонстрируют традиционные мужские манеру поведения, цели и принципы, требуют сдержанности в эмоциях и проявления нетерпения к несправедливости.

Стоит отметить, что некоторые стереотипы уже подвергаются критике. И хотя считается позорным девушке первой знакомиться, тогда как стеснительные мальчики совсем не в почете, никого эта ситуация уже не удивляет, тогда как еще 100 лет назад привела бы к плачевным последствиям.

Так, если девочка начинает драться, то ее останавливают вместо того, чтобы записать на соответствующую секцию, а для мальчика это считается нормой. И наоборот, мальчик, занимающийся танцами, вызывает у многих насмешки или ироническую улыбку.

В результате мужчины и женщины, создавая семью, не понимают друг друга, долго привыкают к противоположным взглядам на жизнь, ссорятся и постепенно учатся взаимопониманию.

Не стоит забывать, что у каждого современного человека есть свобода выбора тех реакций, при которых он не теряет своей сути, оставаясь самим собой, проигнорировав всяческие стереотипы и навязываемые ожидания.

Теперь стало понятно, что такое гендер, как закрепляются гендерные роли, поэтому каждый человек может объективно оценивать свое предназначение в семье и вести себя так, как подсказывает внутренний голос совести.

Желаем вам всегда оставаться собой и быть счастливыми!

До наступления XXI века казалось , что в мире будущего эволюционировать будут исключительно технологии, но с его превращением в мир настоящего выяснилось, что он пока далеко не идеален. Даже увидев шестой айфон, мы все еще продолжаем одевать мальчиков в голубое, а девочек - в розовое, а когда они подрастут - ждать от них «мужских» и «женских» поступков. Тем не менее в обществе на новый виток пошел медленный, но верный процесс пересмотра сложившихся стандартов и связей - оказалось, что следить за ним не менее интересно, чем за приключениями бозона Хиггса. Мы много говорим о восприятии телесности, с собой, а также о том, насколько важно для нашего общего комфорта и любить разнообразие и уникальность людей в мультикультурной глобальной реальности. Однако этот процесс невозможен без понимания того, как сложились существующие модели отношений, как в нашем сознании закрепились представления о «правильном» или «традиционном» и почему изменения неизбежны. Начинаем большой разговор о гендерных ролях - социальном восприятии пола - и о том, что происходит в современном мире с понятиями «мужчина» и «женщина».

Текст: Алиса Таежная
Фотографии: Вера Мишурина

Побудь в моей шкуре:
Как работают гендерные роли

Чтобы понять, насколько сильно наше поведение продиктовано гендерными ролями, достаточно проанализировать сутки из жизни современного человека. Если, конечно, вы не живете в затворничестве, то окружающие, руководствуясь понятным и усвоенным опытом многотысячелетнего патриархата, скорее всего, ожидают от вас включенности в общепринятую систему ценностей и понятий. Решительный сын и внимательная дочь, дисциплинированный муж и спокойная жена, авторитетный отец и ласковая мать, инициативный подчиненный и понимающая начальница - мы бессознательно встраиваемся в эту систему координат, чтобы не быть чужими среди своих.

На гендерных ролях строится драматургия комедийного и трагедийного. Вспомните эпизод «Друзей» про няню мужского пола: всем становится комфортнее, когда няней становится девушка, а не сентиментальный и часто плачущий парень Сэнди с идеальным образованием и потрясающими характеристиками. Или вспомните, что происходит с Бетти Дрейпер в «Безумцах», когда в миролюбивый поселок домохозяек приезжает мать-одиночка, которая развелась с мужем, много работает и воспитывает детей сама.

Мы за глаза называем неуравновешенных мужчин «истеричками», а решительных девушек с принципами - «телками с яйцами», соревнуемся в чувстве юмора, используя гендерные стереотипы, и оглушительно смеемся над такими же шутками Барни Стинсона или Майкла Скотта . В своей речи мы постоянно выбираем эмоционально окрашенные и далеко не гендерно нейтральные описания самих себя, окружающих людей и явлений, и именно эти описания демонстрируют и закрепляют восприятие того или иного пола.

Кто выиграл от смещения гендерных ролей

Может ли гендерная роль
быть свободным выбором

В конце XIX века Великобритания - главная и сильнейшая империя, - а за ней и вся Европа канонизирует роль женщины в поэме Ковентри Патмора «Ангел в доме», которую он посвятил своей добродетельной жене, а Джон Эверетт Миллес нарисует ее идеализированный портрет. Примерно в это же время и в этом городе Джек Потрошитель зверски убьет огромное число лондонских проституток, которых перед этим десятилетие унижала и насиловала полиция на предмет принудительных проверок на венерические заболевания, а Оскар Уайльд подорвет здоровье в тюрьме, сидя по обвинению в содомии. Реакционные законы и частные истории показывают, что и сейчас женские образы в культуре маскируют, но не меняют положение вещей. Двух мировых войн и трех волн феминизма не хватило, чтобы система перестала воспроизводить сама себя: гендерные стереотипы в 2014 году мешают не только взять фамилию жены после брака, но и рассчитать свои силы в карьере и заработке при встрече со «стеклянным потолком».


Живы ли гендерные стереотипы

Если кажется, что сила и влияние гендерных стереотипов со временем ослабли, проведите эксперимент. Откройте словарь пословиц Даля, собранный к середине XIX века, а потом почитайте читательские комментарии к популярным материалам на любимом сайте. «Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой». «Жену не бить - и милу не быть». «Бабе дорога - от печи до порога». «Волос долог, да ум короток». «Собака умней бабы: на хозяина не лает». «Курица не птица, а баба не человек». «Куда черт не посмеет, туда бабу пошлет». Большинство из них мы уже не используем, но их смысл прочно засел в коллективном бессознательном и вылезает на свет при каждом удобном случае.

Диалоги между мужчинами и женщинами по острым вопросам на форумах или в комментариях строятся чаще всего исходя из многократно проигранных гендерных ролей. Эти сценарии разоблачали Джон Мани и Роберт Столлер, их пытался популяризировать и объяснить Джон Грэй в «Мужчинах с Марса, женщинах с Венеры», тема гендера постоянно звучит в современном искусстве и новостях, однако чаще всего новости даже на проблемных сайтах вроде Jezebel или PolicyMic рассчитаны на распространение вирусного контента, воспроизводят уже готовые смыслы и редко открывают глаза на другую сторону проблемы.

Почему гендер - последний
и самый стойкий оплот традиций

Проблема гендера вписана в спектр современных экзистенциальных и экономических проблем, в которые погружено наше неустойчивое, сверхпотребляющее и соревновательное общество. Этнически смешанные браки и миграция меняют демографический состав, казалось бы, устойчивых сообществ: можно ли назвать европейским Гонконг и азиатским Марсель и правильно ли вообще оперировать терминами Европа и Азия в XXI веке - остается вопросом. Альтернативные источники дохода и современная экономика с работой по контракту и биткоинами видоизменяют трудовые отношения. Но книги по преуспеванию и лайфхакам не перестают быть бестселлерами, только теперь советы Дейла Карнеги сменяются поучительными биографиями техномагнатов.

При этом одинаково недостижимыми как стратегия для глобального сообщества кажутся и идеал коммунистического будущего, и американская мечта. Один дискредитировал себя неэффективными режимами с двойными стандартами, другая создает разрушительную конкуренцию и объективно не может остановить очередной экономический кризис. И если с политическими идеологиями или профессиональным выбором люди еще могут рисковать, представляя эти системы вовне, то гендер - одна из самых основных, интимных и постоянных констант - кажется последним связующим звеном этого мужчины и этой женщины с идеей человека вообще.

Предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект

«Так сложилось исторически» - один из самых легких способов оправдать и связать человека здесь и сейчас с миллионом давно умерших анонимов, к которым от нас тянется нить многократно переписанной истории из учебников, путаные следы генеалогии и глобальные культурные памятники, которые невозможно игнорировать, будь то пирамиды, Библия или Голливуд.

Эксперимент о трудовой характеристике трансгендеров безгранично много рассказывает о вердиктах, которые заранее заготовлены у большинства из нас по отношению к обоим полам и их допустимому поведению. Биологическая женщина, совершив операцию по смене пола, оказывается в комфортном и практически неуязвимом положении. А вот «мужчина», «ставший» женщиной, сразу же вызывает сомнения в профессионализме и получает несколько унизительных комментариев о своей работе. Другое исследование показывает, что предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект. Комментарии, адресованные мужчинам, содержат много конструктивной критики и позитивных замечаний о необходимости работы над собой, комментарии женщинам всегда имеют эмоциональную и жесткую оценочную окраску с переходом на личность.

Специалист по гендерной науке Лонда Шибингер говорит о повальной склонности малолетних детей делать выбор, соотносясь с реакцией окружения:
в детях, по ее впечатлениям, родителями все еще поощряются разные качества и склонности. Частично ее книги объясняют деление на мужские и женские профессии и отвечают в том числе на вопрос «почему не было великих женщин-ученых» или совсем уже один из самых часто задаваемых вопросов «почему нет великих женщин-художниц», на который в свое время так хорошо ответила Линда Нохлин. Это, однако, не отменяет того, что в некоторых обществах вопрос гендерных ролей очевидно стоит не так остро (например, Скандинавия) и существование женщин во власти, а мужчин в семье, как и широкой палитры ЛГБТИ-отношений, не нуждается там в дополнительной аргументации.

Может ли современная семья избавить нас от ловушки гендерных ролей

Как пугает и одновременно успокаивает нас Time, такого понятия как типичная семья больше не существует. Действительно, если количество разведенных родителей с совместной опекой, раздельно живущих супругов и однополых пар, воспитывающих детей, достигает значительных процентов, странно и нелогично программироваться на гендерные роли, которые в жизни не удастся воплотить. Скорее всего, мужчина в слинге и работающая в декрете женщина не главный и уж тем более не последний итог меняющихся социальных ролей. Но, учитывая, как поздно разные формы жизни в семье и обществе получают свои названия (какие-то появились в языке пару десятилетий назад), можно только утвердиться во мнении, что с гендерными ролями происходят самые неспешные мутации. Полный отказ от них - на таком же отдалении, как и построение новой экономической системы или гиперинтенсивный глобальный катаклизм: сейчас ни один эксперт не возьмет на себя ответственность спрогнозировать точный срок годности нынешнего положения вещей.

К тому же, отказавшись от привычных гендерных ролей, нам предстоит перестроить отношение к ежедневным привычкам, друзьям и родственникам, поменять очень смешные сексистские шутки на какие-то другие не хуже, придумать новый кинематограф без привычных жанров, героев и сюжетов, добровольно отказаться от большинства гендерно ориентированных товаров и бойкотировать работу, на которой нам платят неравномерно. Нам придется забыть про походы к психоаналитику, которые почитают теории Фрейда, и допустить возможность того, что гормональная терапия и эксперименты с телом станут общей практикой после многолетнего общественного сопротивления. Утопическое сознание достраивает такой не похожий на современность сценарий, в котором пол можно будет менять почти так же часто, как прическу, профессии - как хобби, партнеров - как книги у изголовья, да и сами эти книги у изголовья должны будут писать про другое и на другом языке, чтобы быть интересными нам в наших еще не придуманных новых ролях.