Постановка целей и их достижение. Процесс достижения цели

Каждый человек имеет какую-то цель в своей жизни, стремится к чему-то. Это нормальное качество, которое необходимо для развития. Тем не менее, часто случается так, что желаемая цель кажется совершенно недостижимой. Выделены основные способы достижения целей, которые используются успешными людьми.

Когда человек задаётся простым вопросом о путях достижения желаемого, ему предлагаются на выбор тысячи книг и тренингов, которые, по словам авторов, дадут результат вот уже завтра. Следует понимать, что успешному человеку безынтересно писать мемуары и составлять для других программу тренинга. Успешный человек знает, что для достижения поставленной цели ему нужно выполнить несколько шагов:

  • анализ возможностей;
  • составление детального плана с обозначением дополнительных целей;
  • анализ предполагаемых результатов и оценка рисков;
  • исполнение плана.

Этот список может расширяться в зависимости от ситуаций, но в целом основные его компоненты выглядят так.

Формирование цели

Прежде всего, следует сделать глубокий анализ своей цели – актуальна ли она, по силам ли, в течение какого времени её нужно добиться, какие шаги на пути к достижению выполнить. Этот этап является организационным и он необходим для правильного расчёта действий и ресурсов. Здесь же проводится оценка опыта, навыков, возможностей, которые были бы необходимы для того, чтобы достичь поставленной цели. Резонно сформированная цель будет достигнута много проще и даст по достижении больше эффективности, чем варианты несбыточных мечтаний.

Анализ возможностей

Этот этап подразумевает проверку реализации задуманного – нужны ли для этого другие люди, какие ещё ресурсы необходимы. При его составлении следует учитывать вероятность того, что другие люди, если они задействованы в плане, могут отказать в помощи. Для таких случаев должен быть запасной вариант.

Составление детального плана

Нагляднее всего будет составить план в виде дерева, где цель будет верхушкой. От неё уже будут идти вниз наиболее простые цели, которые помогают достижению основной, и действия. И так далее, на несколько уровней вниз, до самого последнего. Такое детальное планирование позволяет понимать масштаб действий, адекватно оценивать свои силы и прилагать усилия к достижению желаемого последовательно и рационально.
Составление и обозначение дополнительных целей помогает повысить мотивацию к достижению цели. По сути, в таком случае дополнительная цель может быть промежуточной и использоваться для улучшения общего настроя. Например, в цели «Работа на лайнере» обязательной дополнительной целью является изучение языка. А оно впоследствии может принести большую пользу. Или, например, для достижения цели «Прыгнуть с парашютом» нужно пройти специальное обучение, на котором будут рассказаны правила складывания парашютов. Там же есть возможность познакомиться с новыми людьми и понять, насколько человек способен рискнуть.

Оценка рисков

Чрезвычайно важный пункт в организации. Он помогает понять, чем можно рискнуть в случае возникновения сложностей и оценить резонность выполнения плана. Именно в этот момент есть возможность чётко и ясно понять, насколько много материальных и нематериальных ресурсов потребуется. И если достигнутая цель не оправдывает затраченных средств, то помогает более ясно осознать, есть ли смысл в достижении.

Этот этап самый сложный и объёмный. Несмотря на детально разработанную последовательность действий, сложности в выполнении могут появиться в любую минуту. Они могут быть спровоцированы человеческим фактором, форс-мажорными обстоятельствами, материальными сложностями. При таком развитии ситуации важно не сдаваться и останавливаться при первых же сложностях. Их преодоление поможет повысить самооценку и даст необходимый жизненный опыт, который может пригодиться впоследствии.
Выполнение поставленных целей помогает не только развиваться и улучшать своё положение в обществе, но и учит дисциплинированности, организованности, эффективности. Практические результаты показывают, что так называемые «люди творчества» для достижения цели должны обладать не только чрезвычайным талантом, но и высокой организованностью, которая помогла бы им достичь определённых высот. Для того, чтобы стать успешным человеком, нужно упорство, трудолюбие и аналитический склад ума, который бы помогал всё анализировать и выбирать максимально верное решение.

ки, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

1.3. Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ в области безопасности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, которые угрожают человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий.

Цель БЖД: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мышления и поведения.

Для достижения этой цели и была предложена новая учебная дисциплина - безопасность жизнедеятельности (БЖД).

БЖД не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная, пожарная, космическая безопасность и т.д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности. Это не средство личной защиты, а основа для защиты личности, общества и государства . Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных.

Предмет БЖД: обусловленная законодательными и практическими мерами защита жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый ущерб для выживания и развития.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

это наука, которую надо изучать и развивать;

это искусство, которое надо постигать;

это культура, которую надо воспитывать;

это повседневная тяжелая крайне важная работа.

1.4. Основные положения дисциплины

Современные проблемы безопасности имеют много составляющих:

сохранение планеты Земля и мира на Земле;

экологическая;

техническая;

социальная;

демографическая;

продовольственная;

экономическая;

криминальная;

энергетическая и сырьевая;

информационная;

психологическая;

сохранения здоровья и жизни человека; и т.д.

Задачи БЖД: безопасность жизнедеятельности как наука исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них.

Реализация поставленных целей предполагает:

анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценку их воздействия в пространстве и во времени, определение и описание опасностей, т.е. идентификацию опасностей;

разработку эффективных систем и методов выявления и защиты от опасностей - профилактику опасностей;

организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) БЖД - это неотъемлемая составная часть и общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности;

2) этот предмет в интересах личности, общества, государства должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения.

1.4. Основные положения дисциплины

1. С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна .

2. Все опасности причиняют вред здоровью человека: нервные потрясения, травмы, болезни, летальный исход, - а также ущерб окружающей природной среде, материальным и духовным богатствам общества и государства. Следовательно, опас-

ности - это то, что угрожает не только человеку, но обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них - актуальная гуманитар-

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

ная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

3. Обеспечение безопасности деятельности - приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск - вероятность реализации опасности. Поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться , т.е.безопасность - это приемлемый риск .

Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в образовании и просвещении людей. Другого пути просто нет. И вот почему.

4. Опасности по своей природе вероятностны(т.е. случайны), потенциальны

(т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) итотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают или не задумываются. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

5. Все опасности действуют в пространстве и во времени. Они есть везде

и всегда при использовании любых объектов, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).

6. Защита от опасностей достигается совершенствованием средств и объектов защиты, применением защитных мер.

Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека - от дошкольного образования до повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Очевидно, что для согласованного решения общих проблем личной, общественной, национальной или глобальной безопасности необходима некая общая теория и методология, которая может и должна опираться на все подходы и методы, интегрируя их в рамках системного представления проблем безопасности, в их взаимосвязях и целостном единстве. Эффективное решение сложных комплексных проблем безопасности современности (например, транспортных и экологических проблем мегаполисов) может быть найдено только на основе методологии общей теории безопасности. Иначе «нос вытащим, а хвост увязнет», и наоборот.

Такой же системный подход необходим при решении разноплановых и противоречивых проблем развития личности, ее образования, культурного и семейного воспитания в интересах безопасности общества. Например, чем лучше образован человек, но не воспитан в духе правопослушания, тем сложнее и опаснее его противоправные действия, например, в кредитно-банковской сфере, в информационных сетях.

Теория безопасности - это система знаний о возникновении и видах опасностей, о сущности, закономерностях и принципах безопасности, общих задачах и методах формирования условий и систем обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, общества и государства.

1.5. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина

1.5. Безопасность жизнедеятельности

как наука и учебная дисциплина

Международное конституирование безопасности жизнедеятельности как самостоятельной отрасли знаний было положено на 1-м Международном конгрессе «Наука безопасности» (сентябрь 1990 г., Кёльн, Германия), который подверг научному анализу систему «человек – машина – окружающая среда», исследовал взаимодействие этих трех элементов под углом зрения природы возникающих рисков и возможности их минимизации. Однако развитие отраслевых теорий безопасности в военном деле, международных отношениях, медицине, охране труда, началось в России и других странах значительно раньше (см. раздел 1.2).

Цели теории безопасности - осмысление и описание благоприятных условий

и закономерностей устойчивого и гармоничного функционирования социальных, природных и технических систем, развитие знаний о путях снижения опасностей, угроз и рисков в любой сфере деятельности.

Основная цель науки безопасности жизнедеятельности - разработка теоретических и методологических основ защиты человека в обществе, техносфере и биосфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение во всех сферах социальных, физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.

Изучение многоаспектных проблем безопасности необходимо основывать на сочетании методов количественного и качественного анализа, применяя широко практикуемый системный подход. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем, при этом он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный анализ безопасности - это выявление и оценка всего комплекса негативных факторов и обстоятельств, влияющих на появление опасных ситуаций (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработка адекватных мер защиты

и предупредительных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасностей. На завершающем этапе системного анализа и решения проблемы используется совокупность всех доступных методологических средств для проектирования системы безопасности, подготовки и обоснования соответствующих организационных и финансовых решений. Системный анализ проблем и объектов безопасности эффективен, если в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами.

При решении задач обеспечения безопасности защищаемый компонент, элемент называют объектом безопасности . Активный компонент, обеспечивающий безопасность объекта, называютсубъектом безопасности . Активный компонент системы или окружающей среды, оказывающий негативное воздействие, называют

источником опасности или угрозы.

Следует отметить, что почти во всех системах и их связях (отношениях) человек может являться и субъектом, и объектом безопасности, и источником опасностей.

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

Теоретическая база безопасности жизнедеятельности включает в себя:

понятийный аппарат, пригодный для решения проблем обеспечения безопасности, описания процессов и явлений в данной сфере;

методы комплексного описания, анализа и прогнозирования опасностей различной природы;

классификации негативных факторов, явлений, процессов и систем;

принципы формирования исходных показателей и норм безопасности создаваемым элементам систем безопасности;

способы управления показателями безопасности на базе мониторинга опасностей и выбора наиболее эффективных мер и средств предупреждения и защиты;

основы формирования требований по безопасности к деятельности персонала

различных систем и населению.

Таким образом, наука «Безопасность жизнедеятельности»- это наука о комфортном и защищенном существовании человека во взаимодействии с окружающей средой.

БЖ как наука находится в стадии своего формирования. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основывается на законах и подзаконных актах. Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний, БЖ находится на стыке многих наук, имея явно практическую направленность.

Каждое из научных или прикладных направлений имеет свою специфику и отраслевые представления о теории и практике безопасности. Вместе с тем в этих специфических подходах есть общие цели достижения безопасности, общие задачи, категории и принципы.

Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина

Первопричиной многих опасностей, аварий, катастроф, несчастных случаев часто становятся просчеты и некомпетентность людей. Устранить эту причину можно, только создав систему непрерывного образования и воспитания населения в области безопасности жизнедеятельности. На фоне роста аварий, эпидемий и других опасностей повышение качества преподавания ОБЖ и БЖ имеет прямое значение для снижения количества погибших и раненых в стране, защиты имущества, прав и интересов граждан. После развала прежних систем профилактики и контроля в СССР

преподавание ОБЖ и БЖ остается одним из существенных рычагов профилактической пропагандистской работы в сфере борьбы с угрозами безопасности населения.

С 1991 г. в учебные планы учреждений высшего профессионального образования была введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 9 июля 1990 г. № 473), а в учебные планы средних общеобразовательных учебных заведений - курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253).

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для студентов педагогических вузов, обучающихся по специально-

1.5. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина

сти (профилю) 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (утвержден 31 января 2005 г.), первой дисциплиной предметной подготовки будущего учителя БЖ, идущей вслед за блоком общепрофессиональных дисциплин, является курс «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности». Она выполняет пропедевтическую функцию, вводит обучающихся в специальность, но, вместе с тем, носит междисциплинарный характер. Нравственные основы этой дисциплины лежат в философии и этике, принципы и методы безопасности она черпает из физиологии, медицины, психологии, права, социологии и других наук. Основные положения и выводы науки о безопасности могут и должны учитываться всеми другими науками и воплощаться в социальной жизни и техносфере через законы, правила и технологии.

Образование в области БЖ - процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков.

Системообразующий и интегрирующий характер курса БЖ связан с тем, что

знания различных предметовважны не сами по себе (как чистая теория), акак

средства для удовлетворения существенных потребностей человека, из которых главные - обеспечение жизни, здоровья и безопасности человека и среды его обитания.

В новых образовательных стандартах от повторения известных аксиом защиты от природных и техногенных опасностей школа и вуз должны перейти к освоению культуры безопасного поведения в сфере семейной, продовольственной, информационной, энергетической, экономической, транспортной, криминальной, национальной безопасности . Именно с этими проблемами защиты и выживания в социокультурной сфере гражданин современной России сталкивается в большей мере, чем с природными и техногенными опасностями. Поэтому главным стержнем в курсе БЖ должна стать, прежде всего, забота об укреплении здоровья, безопасности и благополучия человека в его нравственном, культурологическом, экономическом, психическом, физическом, правовом и других аспектах.

Воспитательное значение курса БЖ

Из многих предметов курс БЖ более других ориентирует выпускника на поведение, способное противостоять таким опасным факторам современной действительности, как социальная индифферентность (безразличие к судьбе России и собственной), социальная пассивность, разобщенность, деградация, конформизм (приспособленчество), благодушие, предательство, невежество, ложь и обман, злоба и агрессия. Планомерное освоение социально ориентированного курса БЖ призвано мобилизовать защитные силы российского общества, чтобы противостоять социальным инфекционным агентам, психовирусам, чужеродным опасным идеям и псевдокультурам.

Речь идет о восстановлении для всех граждан социального иммунитета как условия обеспечения нашей безопасности. На решение этой задачи направлены усилия всех государственных и общественных институтов, но результат мал, поскольку в этой цепи очень ослаблена система образования. Школе принадлежит особая роль, здесь, в основном, формируется «иммунная» система общества, воспитывается безопасный образ поведения, культура безопасного мышления, закладывается информационно-ориентирующая основа личности и всей жизни.

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

Привитие социального иммунитета непосредственно связано с воспитанием личности. И. Кант утверждал, что только через образование мы становимся людьми. Он называл образование «прививкой» человеческому «дичку» от дикости. Учитель вынужден заниматься «исправлением дел человеческих». С учетом состояния интистута семьи в нашей стране это как никогда актуально. Оптимальные возможности для этого заложены именно в курсе БЖ при условии овладения им самими педагогами.

Курсы ОБЖ и БЖ - это не только познавательные, образовательные дисциплины; этопрежде всего инструменты воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического, патриотического и иного.

Курс БЖ как никакой другой способствует сплочению коллективов учащихся на началах самоорганизации для получения навыков поведения в обществе, в социальных группах, в природной среде, в неблагоприятных ситуациях. Сплоченный коллектив - это и есть необходимое условие безопасности, это самая сильная прививка против искусственно навязываемого западного индивидуализма, против окончательного разрушения соборного духа, спасающего Россию и во многом утраченного. Сплоченный коллектив - это и способ личной безопасности человека в условиях, когда он сталкивается с опасными и экстремальными ситуациями, требующими совместной деятельности по сохранению жизни всех и каждого.

1.6. Основные понятия

в курсе «Безопасность жизнедеятельности»

Опасность - это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, разрушительно действовать на определенную среду (природную, социальную, производственную и т.д.).

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п.

Человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных загрязняющих веществ и т.п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности . Антропогенные опасности, создаваемые техническими средствами, называюттехногенными .

Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей - вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Идентификация опасностей. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временны" х, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на предупреждение реализации опасностей и обеспечение нормальной жизнедеятельности.

Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда. Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т.п.

1.6. Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности»

Номенклатура - система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. Выделяется несколько уровней номенклатуры: общая, локальная, отраслевая, местная (для отдельных объектов) и др. В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, взрыв, гололед, дым, лазерное излучение, молнии, отравление, пожар, ударная волна, ядовитые вещества и др.

Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Достаточно полнаятаксономия опасностей рассмотрена в главе 2.

Безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Это определение приведено в Федеральном законе «О безопасности» от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ. Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации

и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Субъект безопасности. Основным субъектом безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита.

Авария - 1) неожиданный выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, сооружения и т.п. во время выполнения рабочих функций, движения; 2) опасное техногенное происшествие, создающее на определенной территории или объекте угрозу жизни, здоровью и имуществу людей и могущее приводить к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, гибели и нарушению здоровья людей, а также причинению ущерба окружающей природной среде; 3) разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.

Жизнедеятельность - совокупность всех форм и видов деятельности человека.

Катастрофа - событие (авария, стихийное бедствие и др.) с трагическими последствиями. К катастрофе относят событие, в результате которого погибло не менее 100 чел., не менее 400 получили ранения, не менее 35 тыс. чел. были эвакуированы

и не менее 70 тыс. чел. остались без источников питьевой воды.

Стихийное бедствие - разрушительное природное и/или природно-антро- погенное явление значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, может произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей среды.

Ущерб - потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, причиненные в

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

результате аварии, природного стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации и исчисляемые в денежном эквиваленте.

Чрезвычайная ситуация - неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определенной территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.

Зона ЧС - территория, на которой сложилась ЧС (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Вопросы и задания

1. Значение безопасности жизнедеятельности для существования человека, общества, государства, вселенной.

2. Виды безопасности.

3. История развития взглядов и отношения к вопросам безопасности.

4. Основные положения науки о безопасности.

5. Цели, задачи, предмет безопасности жизнедеятельности.

6. Характеристика объектов безопасности.

7. Значение безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины.

8. Воспитательное значение безопасности жизнедеятельности для молодежи.

9. Выберите, пользуясь словарем «Безопасность жизнедеятельности» (Петров С.В. и др., Новосибирск: АРТА, 2011), основные понятия курса и их содержание.

10. Составьте рассказ (эссе) о своем поведении в какой-либо критической ситуации. Проанализируйте свои действия, указав на правильные (безопасные) и ошибочные (опасные).

11. По материалам СМИ проанализируйте значение знаний безопасного поведения для учащихся.

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди идут по жизни, достигая цель за целью, цель за целью, а другие вроде бы и ставят перед собой цели, вроде бы и полны решимости что-то сделать, вроде бы и цель вполне реальная и достижимая, а что-то не получается. Цели они не достигают. Ставят новую цель перед собой, опять пытаются что-то сделать в этом направлении, и опять неудача. В чем секрет? Сегодня мне бы хотелось обратить внимание на некоторые моменты, которые очень важны для успешного достижения цели.

1. Виденье своей цели

Чем конкретнее цель, тем легче Вселенной помочь вам в ее достижении, а вам легче планировать свой путь к этой цели. Конкретизируйте свои желания и ставьте четкие цели, представьте картинку желаемого результата.

2.Одна цель

Мы привыкли "распыляться", мы хотим все и сразу, а в результате не имеем ничего, потом что фокус нашего внимания и энергия рассеяны. Если вы действительно чего-то хотите, скон7центрируйтесь на одном. Чем меньше целей вы ставите перед собой одновременно, тем лучше. Больше вероятности концентрации своих сил на них, и положительного результата.

3. Не противоречьте себе

Ничто в вашей цели не должно противоречить Вашим глубинными ценностями и вашим внутренним убеждениям. Самый банальный пример, человек хочет больше зарабатывать, но при этом считает, что деньги – это зло, больших денег не заработать, богатые люди – обязательно не честны, и по большому счету также несчастны. Как вы думаете, как скоро он достигнет своей цели и достигнет ли вообще?

4.Есть цель, а есть средства

Стоит также различать, где цель, а где средства достижения. Если вы хотите купить дом, и для этого вам нужно много денег, то работать стоит над целью – дом, а не деньги. Возможно, жизнь найдет для вас иной путь ее достижения. А если вы сделаете своей целью – деньги, то жизнь может дать их вам, но дома к тому времени будут стоить дороже.

5. Достаточная мотивация

Количество плюсов должно сильно превышать по значимости или по количеству число минусов, которые неизбежно есть везде. Вы должны четко осознать и проговорить для чего вам нужно то или другое, достигнув я получу то и то.

6. Не навязанная цель

Цель должна быть действительно ваша, а не навязанная со стороны обществом, семьей, убеждениями, полученными в детстве и т.д. для успешного достижения цель должна соотноситься с вашим виденьем своей миссии в жизни (как бы пафосно это не звучало) и вашими желаниями.

7. Вера в себя и в достижимость цели

Успешные люди, как правило, отвергают сомнения, им не свойственна неуверенность. При этом они умеют предвидеть и просчитать нежелательные варианты. К непредвиденным ситуациям успешные люди подходят с уверенностью, что выход есть, просто они его пока не знают. Надо узнать. Попадая в ситуацию «я так и знал… вот этого я и боялся» постарайтесь тут же вспомнить, что это вам для чего-то нужно, вы это преодолеете, и вкус победы после успешно преодоленных трудностей будет еще слаще… Иными словами, никогда не сдавайтесь!

8. Приверженность своей цели

Не поворачивать назад. Не сдаваться после первых же трудностей, а они 100% будут… это обязательное условие любого движения. Главное не превращать преодолимые трудности в ужасные и тупиковые проблемы. А это уже зависит от вашего отношения к ситуации. Пессимист видит проблемы во всех возможностях, а оптимист видит возможности во всех проблемах. Будьте оптимистами!

9. Ваша жизнь после достижения цели

Почувствуйте себя успешным. Посмотрите на себя будущего со стороны. Как если бы вам показали кино про вас, но в будущем. Увидьте свой день, когда вы уже достигли того, что хотели. Чем больше деталей вы сможете себе представить, тем легче вам будет к ним двигаться. Где вы будете жить, с кем, как будет выглядеть ваш дом, чем вы будете заниматься, из чего будет состоять ваша деятельность, кто будет входить в ваше окружение. Какой будет ваша жизнь, когда вы достигните того, что хотите. Еще одна маленькая деталь – это не просто нужно увидеть и четко себе представлять, это должно радовать вас и наполнять энергией.

10. Окружение

Как ни крути, а мы все подвержены влиянию внешней среды. И чем больше успешных, довольных своей жизнью людей вокруг нас, тем легче нам расти и достигать своих целей самим. Чем больше людей вокруг нас верят в нас, тем легче нам пройти наш путь. Чем больше людей вокруг нас готовы нас поддержать, тем нам легче. Чем больше вокруг людей, с которых нам хочется брать пример, тем легче нам идти к своим целя. Окружайте себя такими людьми!

Задачи БЖД :

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий , и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

  • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
  • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
  • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

  • Увеличить рост
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать , направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения ).

Профилактика негативных факторов:

  • Личное безопасное поведение
    Выбор места жительства
    Соблюдение правил и норм
    Соблюдение здорового образа жизни
  • Коллективные меры безопасности деятельности
    Безопасные условия деятельности
    Защита населения от и катастроф
    Разработка законодательной базы в области здравоохранения
  • Обеспечение качественного состояния среды обитания
    Рациональное использование ресурсов и отходов
    Соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с .

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения ( , электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только , но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.

Безопасность жизнедеятельности как наука

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

БЖД как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
  • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
  • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Заключение и выводы

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг. ” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

В течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. Особую опасность приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий терактов в Нью-Йорке обусловлены в первую очередь именно технологической уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления .

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

Предварительный прогноз основных опасностей и угроз для России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных аварий и катастроф.

Техногенные и природные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения. Поэтому необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от связанных с ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.

Джим Рон является выдающимся американским философом в сфере бизнеса, карьера которого длится уже более 35 лет и коснулась жизней более трех миллионов людей по всему миру. И уже в течение многих лет он признан одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени; и вдохновил как целое поколение психологов, помогающих самосовершенствоваться людям, так и сотни представителей самых значительных корпораций Америки, Его называли и духовным наставником, и современным Биллом Роджером, и просто легендой.

Вы держите в руках его книгу. Она построена в виде коротких бесед. Каждая беседа - это взгляд на жизнь с определенной стороны. Здесь обсуждаются и понятие счастья, и отношение к детям, и отношение к деньгам, и способы достижения успеха, и пути достижения гармонии...

Время от времени вы можете видеть здесь главы с названием «Часто задаваемые вопросы». В них собраны ответы автора на письма, пришедшие в его адрес. Конечно, нет никакой возможности привести здесь все письма читателей. Здесь опубликованы наиболее интересные и актуальные для большинства людей темы, отобранные самим Джимом Роном.

«Я желаю Вам жизни полной здоровья, богатства и счастья; жизни, в которой Вы подарите себе терпение, преимущество здравого смысла, богатство знаний, и веру в свою собственную способность мечтать и получать достойное Ваших усилий вознаграждение».

Джим Рон


Часть 1.

ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

Не идите «вместе со всеми». Не пользуйтесь их оправданиями. Отвечайте за свою собственную жизнь.

Настоящая дисциплина требует развития способности вовремя предпринимать действия. Не стоит торопиться, если того не требуется, но вам ведь также не хочется терять время. Самое время действовать - когда в разгаре идея и сильны эмоции.

К примеру, вы бы захотели создать собственную библиотеку. Если желание действительно велико, то все, что нужно сделать, это лишь взять первую книгу. Затем поставить рядом с ней вторую. Действовать, желательно, как можно скорее, пока не угасли эмоции, и не ослабла идея. Если вы вовремя ничего не предприняли, дальше произойдет следующее.

ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УГАСАЮЩЕГО НАМЕРЕНИЯ.

Обычно, когда идея поражает нас, мы намереваемся что-то предпринять. Предполагается, что мы хоть что-то делаем, когда эмоции бурлят в нас. И если мы вовремя не претворим планы в действия, недавнее осознание безотлагательности наших действий начинает терять свою силу. Через месяц страсть охладеет, а через год ее невозможно будет отыскать.

Итак, действуйте! Создайте дисциплину, пока эмоции сильны, а идея убедительна, ясна и навязчива. Если кто-то беседует о крепком здоровье, и вас это к чему-то побуждает, вам нужно приобрести книгу о питании. Возьмите в руки книгу, пока вас не покинула мысль об этом, пока не охладели эмоции. Начните процесс! Лягте на пол и сделайте несколько отжиманий. Вам приходится действовать, а иначе теряется благоразумие. Эмоции скоро


Пройдут, если только не пременить их в действии, Дисциплина дает возможность взять верх над своими эмоциями и здравым смыслом и претворить их в жизнь.

Суть в том, чтобы повысить ваше побуждение, стремление путем быстроустановленной дисциплины, своего рода внутреннего порядка. Делая так, вы начнете для себя целый новый жизненный процесс.

Наличие самоуважения, также известного как чувство собственного достоинства - вот основная цель дисциплины. Многие люди, которые в наше время учат развивать в себе чувство самоуважения, никак не привязывают это к дисциплине. Один из самых больших соблазнов - позволить себе небольшую поблажку, расслабление. Вместо того чтобы делать все максимально возможное, вы все-таки позволяете себе сделать немного меньше, чем в ваших силах. Можете не сомневаться, вы стали на самый простой путь понижения чувства собственного достоинства.

Проблема возникает уже при небольшом проявлении пренебрежения. Допущенное пренебрежение стартует, как инфекция. И дальше, если вы о ней не позаботитесь, она перерастает в болезнь. А за одним пренебрежением неминуемо следует другое. Хуже всего то, что, пренебрежение, рождаясь, притупляет наше самоуважение.

Если это все-таки случилось, как вам вновь приобрести чувство собственного достоинства? Все, что от вас требуется - это действовать безотлагательно! Начните с самой простой дисциплины, которая соответствует вашей собственной философии. Свяжите себя обязательством: «Я дисциплинирую себя, чтобы достичь всех своих целей, дабы в недалеком будущем праздновать свой успех».

ДИСЦИПЛИНА

Дисциплина - это связующее между поставленными целями и их достижением.

Все мы в какой-то степени непроизвольно должны страдать от одной из двух «болей»: либо боли, порожденной дисциплиной, либо боли последующих сожалений, раскаяний. Разница лишь в том, что боль дисциплины весит граммы, в то время как боль сожалений весит тонны.

Все дисциплины связаны между собой и имеют влияние друг на друга. Человек ошибается, когда говорит: «Это единственный случай, когда я позволил себе промедление». Неправда. Каждое промедление негативно отражается на всем процессе. Не думать так - наивно.