Каменный век краткая характеристика. Культура палеолита охватывает период

Культура каменного века

Культурную историю человека принято делить на две большие эпохи: культуру первобытного общества и культуру эпохи цивилизации . Эпоха первобытного общества охватывает большую часть истории человечества. Самые древние цивилизации возникли всœего 5 тысяч лет тому назад. Первобытная эпоха в основном приходится на каменный век – период, когда основные орудия труда изготавливались из камня. По этой причине историю культуры первобытного общества легче всœего разделить на периоды на основе анализа изменений в технике изготовления каменных орудий. Каменный век делится на:

палеолит (древнекаменный) – от 2 млн. лет до 10 тыс. лет до н. э.

мезолит (среднекаменный) – от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н. э.

неолит (новокаменный) – от 6 тыс. до 2 тыс. лет до н. э.

Во втором тысячелœетии до новой эры металлы вытеснили камень и положили конец каменному веку.

Первым периодом каменного века является палеолит, в рамках которого выделяют ранний, средний и поздний периоды.

Ранний палеолит (до рубежа в 100 тыс. лет до н. э.)- ϶ᴛᴏ эпоха архантропов. Материальная культура развивалась очень медленно. Более миллиона лет понужнобилось на то, чтобы от грубо оббитых галек перейти к рубилам, у которых края ровно обработаны с обеих сторон. Примерно 700 тыс. лет тому назад начат процесс овладения огнем: люди поддерживают огонь, полученный природным путем (в результате ударов молнии, пожаров). Главные виды деятельности – охота и собирательство, основной вид оружия – дубина, копье. Архантропы осваивают естественные укрытия (пещеры), строят хижины из прутьев, которыми перекрывают каменные валуны (юг Франции, 400 тыс. лет).

Средний палеолит – охватывает период от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. э. Это эпоха палеоантропа–неандертальца. Суровое время. Обледенение значительной части Европы, Северной Америки и Азии. Вымерли многие теплолюбивые животные. Трудности стимулировали культурный прогресс. Совершенствуются средства и приемы охоты (облавная охота͵ загоны). Создаются весьма разнообразные рубила, а также используются сколотые с ядрища и обработанные тонкие пластины – скребки. При помощи скребков человек стал изготавливать теплую одежду из шкур зверей. Научился добывать огонь путем сверления. К этой эпохе относятся намеренные захоронения. Часто умершего хоронили в виде спящего: руки согнуты в локте, у лица, ноги полусогнуты. В могилах появляются предметы быта. А это значит, что появились какие-то представления о жизни после смерти.

Поздний (верхний) палеолит – охватывает период от 40 тыс. до 10 тыс. лет до н. э. Это эпоха кроманьонца. Кроманьонцы жили большими группами. Выросла техника обработки камня: каменные пластины пилятся и сверлятся. Широко используются костяные наконечники. Появилась копьеметалка – доска с крючком, на которую клался дротик. Найдено много костяных иголок для шитья одежды. Дома представляют собой полуземлянки с каркасом из веток и даже из костей животных. Нормой стало погребение покойников, которым кладут запас пищи, одежды и орудия труда, что говорило о явных представлениях о загробной жизни. В период позднего палеолита возникают искусство и религия – две важные формы общественной жизни, тесно связанные между собой.

Мезолит , средний каменный век (10-е – 6-е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Периодизация мезолита условна, ибо в разных районах мира процессы развития идут с разной скоростью. Так, на Ближнем Востоке уже с 8 тыс. начитается переход к земледелию и скотоводству, что составляет суть нового этапа –неолита.

Неолит, новокаменный век (6–2 тыс. до н. э.). Происходит переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. В 4–3 тысячелœетиях в ряде районов мира возникают первые цивилизации.


Человек отличается от всех живых существ на Земле тем, что с самого начала своей истории активно создавал вокруг себя искусственную среду обитания и пользовался при этом различными техническими средствами, которые называются орудиями труда. С их помощью он добывал себе пищу- охотясь, ловя рыбу, занимались собирательством, строил себе жилища, изготовлял одежду, домашнюю утварь, создавал культовые сооружения, произведения искусства.

Каменный век - древнейший и самый длительный период в истории человечества, характеризующийся использованием камня как основного твердого материала для изготовления орудий труда, предназначенных для решения задач жизнеобеспечения человека. Для изготовления разнообразных орудий и других необходимых изделий человек использовал не только камень, но другие твердые материалы: вулканическое стекло, кость, дерево, а также пластичные материалы животного и растительного происхождения (шкуры животных, растительные волокна, позже - ткани). В завершающий период каменного века, в неолите, широко распространился первый искусственный материал, созданный человеком, - керамика. Исключительная прочность камня позволяет изделиям из него сохраняться на протяжении сотен тысячелетий. Кость, дерево, органические материалы, как правило, не сохраняются так долго. Поэтому для изучения особенно удаленных во времени эпох изделия из камня становятся, благодаря своей массовости и хорошей сохранности, важнейшим источником.

Хронологические рамки каменного века очень широки - он начинается около 3 млн. лет назад (время выделения человека из животного мира) и длится до появления металла (около 8-9 тыс. лет тому назад на Древнем Востоке и около 6-5 тыс. лет тому назад в Европе). Длительность этого периода существования человечества, который носит название доистории или протоистории, соотносится с длительностью «письменной истории» так же, как сутки с несколькими минутами или размеры Эвереста и теннисного мячика. Такие важнейшие достижения человечества, как появление первых социальных институтов и определенных экономических укладов, формирование самого человека в качестве совершенно особого биосоциального существа, относятся к каменному веку. В археологической науке каменный век принято разделять на несколько основных этапов: древний каменный век - палеолит (3 млн. лет до н.э. - 10 тыс. лет до н.э.); средний - мезолит (10 -9 тыс. - 7 тыс. лет до н.э.); новый - неолит (6-5 тыс. - 3 тыс. лет до н.э.). Археологическая периодизация каменного века связана с изменениями в каменной индустрии: каждый период характеризуется своеобразными приемами первичного расщепления и последующей вторичной обработки камня, результатом чего является широкое распространение совершенно определенных наборов изделий и их ярких специфических типов.

Каменный век соотносится с геологическими периодами плейстоценом (который также носит названия: четвертичный, антропогеновый, ледниковый (датируется от 2,5-2 млн. лет до 10 тыс. лет до н.э.), голоценовый (начиная с 10 тыс. лет до н.э. до нашего времени включительно). Природные условия этих периодов играли существенную роль в становлении и развитии древнейших человеческих обществ. Интерес к коллекционированию, а, также, изучению доисторических древностей, в особенности каменных изделий, существовал достаточно давно. Однако еще в Средневековье, их происхождение чаще всего относили к природным явлениям (повсеместно были известны т.н. громовые стрелы, молоты, топоры).

Лишь к середине XIX в., благодаря накоплению новых сведений, получаемых при все расширяющихся строительных работах, и связанному с ними развитию геологии, дальнейшему развитию естественно-научных дисциплин, идея о материальных доказательствах существования «допотопного человека» приобрела статус научной доктрины. Важным вкладом в формирование научных представлений о каменном веке как о «детстве человечества» послужили разнообразные этнографические данные, при этом особенно часто использовались результаты изучения культур североамериканских индейцев, которое началось в XVIII в. вместе с широкой колонизацией Северной Америки и развивалось в XIX в.

Огромное влияние на формирование археологии каменного века оказала «система трех веков» К.Ю. Томсена - И.Я. Ворсо. Однако, лишь создание эволюционистских периодизаций в истории и антропологии (культурно-историческая периодизация Л.Г. Моргана, социологическая И. Бахофена, религиозная Г. Спенсера и Э. Тейлора, антропологическая Ч. Дарвина), многочисленные совместные геологические и археологические исследования разнообразных палеолитических памятников Западной Европы (Ж. Буше де Перта, Э. Ларте, Дж. Леббока, И. Келлера) привели к созданию первых периодизаций каменного века - выделению эпох палеолита и неолита. В последней четверти XIX в., благодаря открытию пещерного искусства палеолита, многочисленным антропологическим находкам плейстоценового возраста, в особенности благодаря находке Э. Дюбуа на острове Ява остатков обезьяночеловека- питекантропа, в осмыслении закономерностей развития человека в каменном веке возобладали эволюционистские теории.

Однако развивающаяся археология требовала при создании периодизации каменного века использования собственно археологических терминов и критериев. Первая такая классификация, эволюционистская в своей основе и оперирующая специальными археологическими терминами, была предложена французским археологом Г. де Мортилье, который выделял ранний (нижний) и поздний (верхний) палеолит, разделенные на четыре этапа. Эта периодизация получила очень широкое распространение, а после ее расширения и дополнения эпохами мезолита и неолита, также разделенными на последовательные этапы, приобрела господствующее положение в археологии каменного века на довольно долгое время. В основе периодизации Мортилье лежало представление о последовательности стадий и периодов развития материальной культуры и единообразии этого процесса для всего человечества. Ревизия этой периодизации относится уже к середине XX в. Дальнейшее развитие археологии каменного века связано также с такими важными научными течениями, как географический детерминизм (объясняющий многие стороны развития общества влиянием природно-географических условий) диффузионизм (поставивший наряду с понятием эволюции, понятие культурной диффузии, т.е. пространственного перемещения культурных явлений).

В рамках этих направлений работала плеяда крупных ученых своего времени (Л.Г. Морган, Г. Ратцель, Э. Реклю, Р. Вирхов, Ф. Коссина, А. Гребнер и др.), внесших значительный вклад в оформление основных постулатов науки о каменном веке. В XX в. появляются новые школы, отражающие, кроме перечисленных выше, этнологические, социологические, структуралистские тенденции в изучении этой древнейшей эпохи. В настоящее время неотъемлемой частью археологических исследований стало изучение природного окружения, оказывающего большое влияние на жизнь человеческих коллективов. Это вполне естественно, особенно если вспомнить, что с самого момента своего появления первобытная (доисторическая) археология, зародившись в среде представителей естественных наук - геологов, палеонтологов, антропологов, - была теснейшим образом связана с естественно-научными дисциплинами.

Основным достижением археологии каменного века в XX в. было создание четких представлений о том, что различные археологические комплексы (орудий труда, оружия, украшений и т.п.) характеризуют различные группы людей, которые, находясь на разных этапах развития, могут сосуществовать одновременно. Это отрицает грубую схему эволюционизма, предполагающую, что все человечество поднимается по одним и тем же ступеням-этапам в одно время. Большую роль в формулировании новых постулатов о существовании культурного многообразия в развитии человечества сыграли работы российских археологов. В последней четверти XX в. в археологии каменного века на интернациональной научной базе сформировался ряд новых направлений, сочетающих в себе традиционные археологические и комплексные палеоэкологические, компьютерные методы исследования, которые предусматривают создание сложных пространственных моделей систем природопользования и социальной структуры древних обществ.



Каменный век человечества

Человек отличается от всех живых существ на Земле тем, что с самого начала своей истории активно создавал вокруг себя искусственную среду обитания и пользовался при этом различными техническими средствами, которые называются орудиями труда. С их помощью он добывал себе пищу - охотясь, ловя рыбу и занимаясь собирательством, строил себе жилища, изготовлял одежду и домашнюю утварь, создавал культовые сооружения и произведения искусства.

Каменный век - древнейший и самый длительный период в истории человечества, характеризующийся использованием камня как основного твердого материала для изготовления орудий труда, предназначенных для решения задач жизнеобеспечения человека.

Для изготовления разнообразных орудий и других необходимых изделий человек использовал не только камень, но другие твердые материалы:

  • вулканическое стекло,
  • кость,
  • дерево,
  • а также пластичные материалы животного и растительного происхождения (шкуры и кожу животных, растительные волокна, позже - ткани).

В завершающий период каменного века, в неолите, широко распространился первый искусственный материал, созданный человеком, - керамика. Исключительная прочность камня позволяет изделиям из него сохраняться на протяжении сотен тысячелетий. Кость, дерево и другие органические материалы, как правило, не сохраняются так долго, и поэтому для изучения особенно удаленных во времени эпох изделия из камня становятся, благодаря своей массовости и хорошей сохранности, важнейшим источником.

Хронологические рамки каменного века

Хронологические рамки каменного века очень широки - он начинается около 3 млн. лет назад (время выделения человека из животного мира) и длится до появления металла (около 8-9 тыс. лет тому назад на Древнем Востоке и около 6-5 тыс. лет тому назад в Европе). Длительность этого периода существования человечества, который носит название доистории и протоистории, соотносится с длительностью «письменной истории» так же как сутки с несколькими минутами или размеры Эвереста и теннисного мячика Такие важнейшие достижения человечества, как появление первых социальных институтов и определенных экономических укладов, и, собственно, формирование самого человека в качестве совершенно особого биосоциального существа, относятся к каменному веку.

В археологической науке каменный век принято разделять на несколько основных этапов:

  • древний каменный век - палеолит (3 млн. лет до н.э. - 10 тыс. лет до н.э.);
  • средний - (10-9 тыс. - 7 тыс. лет до н.э.);
  • новый - неолит (6-5 тыс. - 3 тыс. лет до н.э.).

Археологическая периодизация каменного века связана с изменениями в каменной индустрии: каждый период характеризуется своеобразными приемами первичного расщепления и последующей вторичной обработки камня, результатом чего является широкое распространение совершенно определенных наборов изделий и их ярких специфических типов.

Каменный век соотносится с геологическими периодами плейстоценом (который также носит названия: четвертичный, антропогеновый, ледниковый и датируется от 2,5-2 млн. лет до 10 тыс. лет до н.э.) и голоценом (начиная с 10 тыс. лет до н.э. до нашего времени включительно). Природные условия этих периодов играли существенную роль в становлении и развитии древнейших человеческих обществ.

Изучение каменного века

Интерес к коллекционированию и изучению доисторических древностей, в особенности каменных изделий, существовал достаточно давно. Однако еще в Средневековье, да и в эпоху Возрождения, их происхождение чаще всего относили к природным явлениям (повсеместно были известны т.н. громовые стрелы, молоты, топоры). Лишь к середине XIX в., благодаря накоплению новых сведений, получаемых при все расширяющихся строительных работах, и связанному с ними развитию геологии, дальнейшему развитию естественнонаучных дисциплин, идея о материальных доказательствах существования «допотопного человека» приобрела статус научной доктрины. Важным вкладом в формирование научных представлений о каменном веке как о «детстве человечества» послужили разнообразные этнографические данные, при этом особенно часто использовались результаты изучения культур североамериканских индейцев, которое началось в XVIII в. вместе с широкой колонизацией Северной Америки и развивалось в XIX в.

Огромное влияние на формирование археологии каменного века оказала и «система трех веков» К.Ю. Томсена - И.Я. Ворсо. Однако лишь создание эволюционистских периодизаций в истории и антропологии (культурно-историческая периодизация Л.Г. Моргана, социологическая И. Бахофена, религиозная Г. Спенсера и Э. Тейлора, антропологическая Ч. Дарвина), многочисленные совместные геологические и археологические исследования разнообразных палеолитических памятников Западной Европы (Ж. Буше де Перта, Э. Ларте, Дж. Леббока, И. Келлера) привели к созданию первых периодизаций каменного века - выделению эпох палеолита и неолита. В последней четверти XIX в., благодаря открытию пещерного искусства палеолита, многочисленным антропологическим находкам плейстоценового возраста, в особенности благодаря находке Э. Дюбуа на острове Ява остатков обезьяночеловека - , в осмыслении закономерностей развития человека в каменном веке возобладали эволюционистские теории. Однако развивающаяся археология требовала при создании периодизации каменного века использования собственно археологических терминов и критериев. Первая такая классификация, эволюционистская в своей основе и оперирующая специальными археологическими терминами, была предложена французским археологом Г. де Мортилье, который выделял ранний (нижний) и поздний (верхний) палеолит, разделенные на четыре этапа. Эта периодизация получила очень широкое распространение, а после ее расширения и дополнения эпохами мезолита и неолита, также разделенными на последовательные этапы, приобрела господствующее положение в археологии каменного века на довольно долгое время.

В основе периодизации Мортилье лежало представление о последовательности стадий и периодов развития материальной культуры и единообразии этого процесса для всего человечества. Ревизия этой периодизации относится уже к середине XX в.

Дальнейшее развитие археологии каменного века связано также с такими важными научными течениями, как географический детерминизм (объясняющий многие стороны развития общества влиянием природно-географических условий) диффузионизм (поставивший наряду с понятием эволюции, понятие культурной диффузии, т.е. пространственного перемещения культурных явлений). В рамках этих направлений работала плеяда крупных ученых своего времени (Л.Г. Морган, Г. Ратцель, Э. Реклю, Р. Вирхов, Ф. Коссина, А. Гребнер и др.), внесших значительный вклад в оформление основных постулатов науки о каменном веке. В XX в. появляются новые школы, отражающие, кроме перечисленных выше, этнологические, социологические, структуралистские тенденции в изучении этой древнейшей эпохи.

В настоящее время неотъемлемой частью археологических исследований стало изучение природного окружения, оказывающего большое влияние на жизнь человеческих коллективов. Это вполне естественно, особенно если вспомнить, что с самого момента своего появления первобытная (доисторическая) археология, зародившись в среде представителей естественных наук - геологов, палеонтологов, антропологов, - была теснейшим образом связана с естественнонаучными дисциплинами.

Основным достижением археологии каменного века в XX в. было создание четких представлений о том, что различные археологические комплексы (орудий труда, оружия, украшений и т.п.) характеризуют различные группы людей, которые, находясь на разных этапах развития, могут сосуществовать одновременно. Это отрицает грубую схему эволюционизма, предполагающую, что все человечество поднимается по одним и тем же ступеням-этапам в одно время. Большую роль в формулировании новых постулатов о существовании культурного многообразия в развитии человечества сыграли работы российских археологов.

В последней четверти XX в. в археологии каменного века на интернациональной научной базе сформировался ряд новых направлений, сочетающих в себе традиционные археологические и комплексные палеоэкологические и компьютерные методы исследования, которые предусматривают создание сложных пространственных моделей систем природопользования и социальной структуры древних обществ.

Палеолит

Деление на эпохи

Палеолит - наиболее длительный этап каменного века, он охватывает время от верхнего плиоцена до голоцена, т.е. весь плейстоценовый (антрапогеновый, ледниковый или четвертичный) геологический период. Традиционно палеолит делится на –

  1. ранний , или нижний , включающие следующие эпохи:
    • (около 3 млн. - 800 тыс. лет назад),
    • древний, средний и поздний (800 тыс. − 120-100 тыс. лет назад)
    • (120-100 тыс. - 40 тыс. лет назад),
  2. верхний , или (40 тыс. - 12 тыс. лет назад).

Следует, однако, подчеркнуть, что приведенные выше хронологические рамки достаточно условны, так как многие вопросы изучены недостаточно полно. В особенности это касается границ между мустье и верхним палеолитом, верхним палеолитом и мезолитом. В первом случае трудности выделения хронологической границы связаны с длительностью процесса расселения людей современного типа, принесших новые приемы обработки каменного сырья, и их долгим сосуществованием с неандертальцами. Точное выделение границы между палеолитом и мезолитом еще более затруднено, так как резкие изменения природных условий, приведшие к существенным изменениям материальной культуры, происходили крайне неравномерно и имели разный характер в разных географических зонах. Однако в современной науке принят условный рубеж - 10 тыс. лет до н. э. или 12 тыс. лет тому назад, который принимается большинством ученых.

Все эпохи палеолита существенно отличаются между собой и по антропологическим характеристикам, и по способам изготовления основных орудий, и их формам. На протяжении всего палеолита формировался физический тип человека. В раннем палеолите существовали различные группы представителей рода Homo (Н. habilis, Н. ergaster, Н. erectus, Н. antesesst, H. Heidelbergensis, Н. neardentalensis - по традиционной схеме: архантропы, палеоантропы и неандертальцы), верхнему палеолиту соответствовал неоантроп - Homo sapiens, к этому виду относится все современное человечество.

Орудия труда

Мустьерские орудия труда — резцы и скребки. Найдены близ Амьена, Франция.

Из-за громадной удаленности во времени многие материалы, которые использовались людьми, особенно органические, не сохраняются. Поэтому, как уже говорилось выше, для изучения образа жизни древних людей одним из важнейших источников являются каменные орудия труда. Из всего многообразия горных пород человек выбирал те, что дают при раскалывании острую режущую кромку. В силу своей широкой распространенности в природе и присущим ему физическим качествам таким материлом стал кремень и другие кремнистые породы.

Как ни примитивны древнейшие каменные орудия - совершенно очевидно, что для их изготовления были необходимы абстрактное мышление и способность к сложной цепи последовательных действий. Различные виды деятельности фиксируются в формах рабочих лезвий орудий, в виде следов на них и позволяют судить о тех трудовых операциях, которые совершали древние люди.

Для изготовления необходимых вещей из камня требовались вспомогательные орудия:

  • отбойники,
  • посредники,
  • отжимники,
  • ретушеры,
  • наковаленки, которые также изготовлялись из кости, камня, дерева.

Другим не менее важным источником, позволяющим получать разнообразную информацию и реконструировать жизнь древних человеческих коллективов, является культурный слой памятников, который формируется в результате жизнедеятельности людей на определенном месте. В его состав входят остатки очагов и жилых сооружений, следы трудовой деятельности в виде скоплений расщепленного камня и кости. Остатки костей животных позволяют судить об охотничьей деятельности человека.

Палеолит - время становления человека и общества, в этот период складывается первая общественная формация - первобытно-общинный строй. Для всей эпохи характерно присваивающее хозяйство: люди добывали себе средства существования охотой и собирательством.

Геологические эпохи и оледенения

Палеолиту соответствует финал геологического периода плиоцена и полностью - геологический период плейстоцен, начавшийся около двух миллионов лет тому назад и окончившийся примерно на рубеже 10 тысячелетия до н. э. Ранний его этап называют эйоплейстоценом, он кончается около 800 тыс. лет назад. Уже эйоплейстоцен, а особенно средний и поздний плейстоцен, характеризуется серией резких похолоданий и развитием покровных оледенений, занимающих значительную часть суши. По этой причине плейстоцен называют ледниковым периодом, другие его названия, часто употребляемые в специальной литературе, - четвертичный или антропогеновый.

Таблица. Соотношения эпох палеолита и этапов плейстоцена.

Подразделения четвертичного периода Абсолютный возраст, тыс. лет. Подразделения палеолита
Голоцен
Плейстоцен Вюрм 10 10 Поздний палеолит
40 Древний палеолит Мустье
Рисс-Вюрм 100 100
120 300
Рисс 200 Поздний и средний ашель
Миндель-Рисс 350
Миндель 500 Древний ашель
Гюнц-Миндель 700 700
Эоплейстоцен Гюнц 1000 Олдувай
Дунай 2000
Неоген 2600

В таблице показано соотношение основных этапов археологической периодизации с этапами ледникового периода, в котором выделяются 5 основных оледенений (соответственно альпийской схеме, принятой в качестве международного эталона) и промежутки между ними, называемые обычно межледниковьями. В литературе часто употребляются термины гляциал (оледенение) и интергляциал (межледниковье). Внутри каждого оледенения (гляциала) выделяются более холодные периоды, называемые стадиалами и более теплые - интерстадиалы. Название межледниковья (интергляциала) складывается из названий двух оледенений, а его продолжительность определяется по их временным границам, например, межледниковье рисс-вюрм длится от 120 до 80 тыс. лет тому назад.

Эпохи оледенений характеризовались значительными похолоданиями и развитием ледяного покрова на больших участках суши, что приводило к резкому осушению климата, изменению растительного и соответственно животного мира. Напротив, в эпоху межледниковий наступало значительное потепление и увлажнение климата, что также вызывало соответствующие изменения окружающей среды. Древний человек в огромной степени зависел от окружающих его природных условий, поэтому их существенные изменения требовали достаточно быстрой адаптации, т.е. гибкого изменения способов и средств жизнеобеспечения.

В начале плейстоцена, несмотря на начавшееся глобальное похолодание, сохранялся довольно теплый климат - не только в Африке и экваториальном поясе, а даже в южных и центральных областях Европы, Сибири и Дальнего Востока росли широколиственные леса. В этих лесах обитали такие теплолюбивые животные, как гиппопотам, южный слон, носорог и саблезубый тигр (махайрод).

Гюнц был отделен от минделя, первого весьма серьезного для Европы оледенения, большим интергляциалом, который был сравнительно теплым. Льды миндельского оледенения доходили до горных массивов на юге Германии, а на территории России - до верхнего течения Оки и среднего течения Волги. На территории России это оледенение называется окским. В составе животного мира наметились некоторые изменения: стали вымирать теплолюбивые виды, а в районах, располагавшихся ближе к леднику, появились холодолюбивые животные - мускусный бык и северный олень.

Затем последовала теплая межледниковая эпоха - миндельрисское межледниковье, - предшествовавшая рисскому (днепровскому для России) оледенению, являвшемуся максимальным. На территории Европейской России льды днепровского оледенения, разделившись на два языка, доходили до района Днепровских порогов и примерно до района современного Волго-Донского канала. Климат значительно похолодал, распространились холодолюбивые животные:

  • мамонты,
  • шерстистые носороги,
  • дикие лошади,
  • бизоны,
  • туры.

Пещерные хищники:

  • пещерный медведь,
  • пещерный лев,
  • пещерная гиена.

В приледниковых областях обитали

  • северный олень,
  • мускусный овцебык,
  • песец.

Рисс-вюрмское межледниковье - пора очень благоприятных климатических условий - сменилось последним большим оледенением Европы - вюрмским или валдайским.

Последнее - вюрмское (валдайское) оледенение (80-12 тыс. лет назад) было менее продолжительным, чем предыдущие, но значительно более суровым. Хотя льды покрывали значительно меньшую площадь, захватывая в Восточной Европе Валдайскую возвышенность, климат был гораздо суше и холодней. Особенностью животного мира вюрмского периода являлось смешение на одних и тех же территориях животных, характерных в наше время для разных ландшафтных зон. Мамонт, шерстистый носорог, мускусный овцебык существовали рядом с бизоном, благородным оленем, лошадью, сайгой. Из хищников были распространены пещерные и бурые медведи, львы, волки, песцы, росомахи. Это явление может быть объяснено тем, что границы ландшафтных зон, по сравнению с современными, были сильно смещены к югу.

К концу ледниковой эпохи развитие культуры древних людей достигало такого уровня, который позволил им приспособиться к новым, значительно более суровым условиям существования. Последние геологические и археологические исследования показали, что первые этапы освоения человеком равнинных территорий песец лемминг пещерный медведь европейской части России относятся именно к холодным эпохам позднего плейстоцена. Характер расселения первобытного человека на территории Северной Евразии определялся не столько климатическими условиями, сколько характером ландшафта. Наиболее часто палеолитические охотники селились в открытых пространствах тундро-степей в зоне многолетней мерзлоты, а в южных степях-лесостепях - за ее пределами. Даже в максимум похолодания (28-20 тыс. лет назад) люди не покидали традиционных мест обитания. Борьба с суровой природой ледниковой поры оказала большое влияние на культурное развитие палеолитического человека.

Окончательное прекращение ледниковых явлений относится ко времени X-IX тысячелетий до н.э. С отступлением ледника заканчивается эпоха плейстоцена, следом за которой следует голоцен - современный геологический период. Вместе с отступлением ледника к крайним северным границам Евразии начали формироваться природные условия, характерные для современной эпохи.

  • 800 тыс. - 12 тыс. до н.э. - древнейший период развития человечества. Ранний палеолит делится на три крупные эпохи:
    • · доашельская (олдувайская от 2,5 млн. до 700 тыс. лет до н.э.)
    • · ашельская (700 тыс. - 150-130тыс лет до н.э.)
    • · мустье (150-120 тыс. - 35-30 тыс. до н.э.)

Человек жил на территории Казахстана, как и на сопредельных с ней территориях, еще в каменном веке. Об этом свидетельствуют многочисленные находки архаических каменных орудий в районе хребта Каратау (стоянки Борыказган и Танирказган), в Центральном Казахстане (Кудайколь, Жаман-Айбат, Обалысай, Огиз-Тау, Улкен Ак Мая), в Южном Казахстане (Арыстанды, Караунгур), на Мангистауе (Онежек), в Восточном Казахстане (Канай, Свитнчатка, Пещера и Ново-Никольское), в Атырауской области (шатпаколь, Шошдаул, Кыз-Емщек, Кайнар, Жылан-Кабан, Кой-Кара, Сарыкамыс, Шаянды) и др.

Эпоха каменного века - время становления человека и его хозяйства - характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.

Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо - объединение для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. В быт человека внедрялись топоры, зернотерки, ступы. В конце палеолита появились некоторые мелкие орудия, изготовленные из кости. Но основные орудия изготавливались из камня. Ими резали мясо, скоблили шкуры, сверлили отверстия в кости и дереве. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно домашнего хозяйства, в то же время ему присуща некоторая упорядоченность брачных связей.

С эпохой палеолита связано появление человека современного вида (homo sapiens). В условиях позднего палеолита 40 тыс. - 10 тыс. лет до н.э. происходит расселение по всем климатическим условиям, образование родовой общины, формирование рас и расовых групп. Создается матриархальная община.

Мировоззрение человека эпохи палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежит вера в получение власти над животным через овладение его образом, символом.

На территории Казахстана полностью изученных памятников палеолита немного, но имеющиеся материалы дают возможность проследить непрерывность развития материальной культуры людей древнекаменного века, а также процесс заселения территории Казахстана.

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Искусство палеолита………………………………………………….........4

2. Эпоха мезолита……………………………………………………………..9

3. Новый каменный век……………………………………………………...11

Заключение…………………………………………………………………….…13

Список литературы……………………………………………………………....14

Введение

Каменный век - древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня. Он начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э. Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит.

Первобытная или, иначе, примитивная культура территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

1. Искусство палеолита

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода -- каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Причинами возникновения искусства считаются потребность человека в красоте, радости творчества и верования того времени.

Долгое время пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, во Франции и в Италии. В 1959 г. зоолог А. В. Рюмин открыл палеолитические рисунки в Каповой пещере на Урале. Рисунки располагались главным образом в глубине пещеры на втором, труднодоступном ярусе. Вначале было обнаружено 11 рисунков: 7 мамонтов, 2 лошади, 2 носорога. Все они сделаны охрой - минеральной краской, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитан краской. Местами рисунки различались плохо, поэтому трудно разобрать, кого они изображают. Здесь были видны какие-то квадраты, кубики, треугольники. Одни изображения напоминали хижину, другие - сосуд и т. д. Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы “прочитать” эти рисунки. Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности - само их содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли. Углеродный анализ показал, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные на сегодня, насчитывают свыше 30 тыс. лет, самые поздние - ок. 12 тыс. лет.

На основании археологических находок на территории современной Франции были определены хронологические рамки этапов палеолита - «древнекаменного века» для Центральной Европы: - нижний (ранний) палеолит наименован периодом Ашёль (Acheul), по названию местности Сент-Ашель близ Амьена - 1 млн. - 40 тыс. лет до н. э.; - средний палеолит - Мустьё (Moustier), по местности на юго-западе Франции - 40-35 тыс. лет до н. э.; - верхний палеолит включает три стадии: Ориньяк (Aurignac), по названию селения на северном склоне Пиренеев - 35-20 тыс. лет до н.э.; Солютрё (Solutre), по названию селения близ г. Масона в центральной части Франции - 20-15 тыс. лет дон. э., и Мадлён (Magdalen), по местности в долине р. Дордонь в юго-западной Франции -15-12 тыс. лет до н. э.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду. Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные фигуры, так называемые «палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки, очень далёкие от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они не воспроизводили конкретную натуру, а создавали некий обобщённый образ женщины -- матери, символ плодородия и хранительницы очага. В подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию, не стройность и негу юного женского тела хотел здесь передать первобытный художник с впечатлительной душой, а -- строгой геометричностью линий и объемов -- силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива и. родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода и его неиссякаемости. Люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

Рис. 1 Венера Виллендорфская, Известняк, Австрия. Изображение богини-матери, охранительницы родового очага.

С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века -- написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер -- пещерные росписи. Первобытные люди верили, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. То же самое характерно и для искусства современных отсталых народов. Живописные, графические и скульптурные произведения их, близкие по духу и характеру образцам искусства древнекаменного века, изготовлялись прежде всего для того, чтобы с помощью средств колдовства, магии воздействовать на реальные существа, получить над ними неодолимую власть, в частности, обеспечить удачную охоту.

Рис. 2 Бизон. Роспись на скале. Пещера Альтамира. Испания.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской палеолитической стоянке на Украине. Геометрическим узором здесь покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Вместе с каменными, костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками в Мезине были найдены костяные изделия с метрическим узором. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках В. и Средней Европы. Что же означает этот “абстрактный” узор и как он возник? Уж очень не вяжется геометрический стиль с блестящими по реализму рисунками пещерного искусства. Откуда же взялся “абстракционизм”? И насколько абстрактен этот орнамент? Изучив с помощью увеличительных приборов структуры срезов бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу. Они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы, преодолевая мертвую монотонность рисунка.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно 20 -- 10 тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда, пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком -- быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность. Усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

2. Эпоха мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), климатические условия на планете изменились. Некоторые животные, на которых охотились, исчезли, на смену им пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Первобытнообщинный строй развивался и укреплялся уже с преобладанием патриархата, т. е. отцовского начала, отцовского рода, над матриархатом. И главное - простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Это очень существенный момент.

Эти перемены оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвети пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. Центральное место в наскальной живописи заняли сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного

Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь - фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные периоды из жизни охотников того времени. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, служащими для изображения массовых сцен. Человек для первобытного художника - прежде всего воплощённое движение. фигуры освободились от всего, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой человек часто играет уже главенствующую роль.

Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом плане - фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором - тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко, они, как правило, статичны и безжизненны.

3. Новый каменный век

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело к заселению новых территорий. Человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т.е. в местах, защищённых от внезапного нападения. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель.

В новокаменный век люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое водонепроницаемое вещество. Появление керамики -- один из основных признаков неолитической эпохи, которую поэтому иногда называют керамическим веком. Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой. Обжигая же глину, он создавал новый, неизвестный в природе материал.

Керамика имела большое значение и в развитии в нем того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное вое большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных его творческим вдохновением.

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной, изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Знаменательно, что искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у африканских племен, сохранивших первобытнообщинные отношения. Так, в Южной Африке оно было живо до проникновения туда европейцев. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю -- неолитическая.

Заключение

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества.

Список литературы

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1990.

2. Ларичев В.Е. Пещерные чародеи. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980.

3. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М.: Просвещение, 1996.

4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989.

5. Энциклопедия для детей. Т. 7, ч. 1. Искусство. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. - М.: Аванта+, 1999.

  1. Культура Китая (5)

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Стоянки, последовательно занимаемые людьми каменного века Яншао, представителями культуры «Луншань», промежуточной между Яншао... , было найдено связующее звено между культурой камен­ного века Яншао и шанской эпохой. Период Луншани...

  2. Культура серебряного века в русском искусстве

    Реферат >> Культура и искусство

    Основными столпами культуры Серебряного века Иванова К.Е. Эстетика Серебряного века : пролегомены к... и творчества, своего рода философский камень искусства. Были в этом стремлении... что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они...

  3. Культура эпохи неолита

    Реферат >> Культура и искусство

    Ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбины к месту... всего прочего, памятники культуры левого каменного века , когда человек только-только... истинные причины, побудившие людей каменного века построить стоунхенджский кромлех, в...