Тексты для чтения. «Что каким бывает?»

Игры для развития речи детей 5-6 лет.

Развиваем речь, играя.

Для детей от 5 до 6 лет

"Чьи покупки?"

Цель : закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?

Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

"Подбери словечко"

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки:

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

"Кто кого обгонит?"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

"Незнайкины ошибки"

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

"Мама потерялась"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет…(жеребёнка).

Свинья ищет…(поросёнка).

Собака ищет…(щенка).

Кошка ищет…(котёнка).

Коза ищет…(козлёнка).

Овца ищет…(ягнёнка).

Лисица ищет…(лисёнка).

Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка).

Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

"Федорино горе"

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".

Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.

При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку.

Федорино горе.

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни беззубых, грязных…(вилок).

Нет покинутых сироток -

Чёрных, гнутых…(сковородок).

Нет запачканных грязнуль -

Битых, ломанных…(кастрюль).

Не видали близко люди

И осколков грязных…(блюдец),

Убежавших от букашек

Много дней немытых…(чашек),

Скрывшихся от тараканов

Мутных, треснувших…(стаканов).

Как Федора ни смотрела,

Не нашла нигде…(тарелок).

Скрылся от Федоры ножик,

Нет больших столовых…(ложек).

"День рождения Мишутки"

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … - Мишутка ждёт…

Морковь … - Мишутка ждёт…

Грибы … - Мишутка ждёт…

Зерно … - Мишутка ждёт…

Трава … - Мишутка ждёт…

Предварительный просмотр:

Игры на развитие связной речи

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле?-Белка.
Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.
Кто живёт в гнезде?-Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье?-Пчёлы
Кто живёт в норе?-Лиса.
Кто живёт в логове?-Волк.
Кто живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2.
педагог:-Дети:
Где живёт медведь?-В берлоге.
Где живёт волк?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Цель: Ход:

Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:





«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог:-Дети:
Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
педагог:-Дети:
Горячий-холодный
Хороший-плохой
Умный-глупый
Весёлый-грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуд – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья

« Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
педагог:-Дети:
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
педагог: Дети:
Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Педагог: Дождь.
Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Педагог:Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок.
Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка – пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок.

Предварительный просмотр:

1) Игра «Профессии»

Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.

Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».

2) Игра «Закончи предложение»

Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.

Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».

3) Игра «Почини предложение»

Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.

Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.

Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.

Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».

4) Игра «Моя семья»

Задача: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.

Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.

Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».

5) Игра «Где спрятана игрушка»

Задача: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.

Оборудование: игрушки.

Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».

6) Игра «Маленькое нужное слово»

Задача: познакомить детей со значением в речи простых предлогов.

Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель), сюжетные картинки.

Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.

7) Игра «Составь рассказ»

Задача: развить связную речь детей.

Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель - развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы …» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»

Цель - развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Логопед показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом логопед рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы…»

Цель - развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то …» «Если бы я стал невидимым …»

«Если весна не наступит никогда …»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Логопед называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант - дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.
Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

Игра «Какой предмет?»

Цель - развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый - помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное - платье, яблоко, знамя, …

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель - развитие у детей воображения, сказочной речи.
Логопед рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель - упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Логопед говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

  • Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
  • Какое слово повторилось два раза? (идет).
  • Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
  • Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
  • Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
  • Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
  • Чистый воздух (свежий воздух).
  • Чистая вода (прозрачная вода).
  • Чистая посуда (вымытая посуда).
  • Самолет сел (приземлился).
  • Солнце село (зашло).
  • Река бежит (течет, струится).
  • Мальчик бежит (мчится, несется).
  • Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Всестороннее развитие ребенка требует развития логического мышления. Развивающие игры для детей в возрасте 5-6 лет направлены на выполнение заданий на внимание, мышление, развитие речи и логики. Умение анализировать информацию повышает успеваемость в школе, поэтому важно обратить внимание на уровень мышления вашего ребенка и помочь ему получить необходимые умения.

Игры с разноцветными фигурами научат систематизировать такие понятия, как: цвет, форма, размеры. Образное мышление позволит познакомиться с различными предметами и их свойствами, а также выявлять связи между ними. При гармоничном и всестороннем развитии ребенок в возрасте 5-6 лет способен:
Выстраивать логику в действиях с предметами;
Убирать лишний предмет из ряда;
По общему признаку группировать предметы;
На основе картинок придумать логически связный рассказ;
Раскрасить определенный предмет по образцу.

Графические игры для детей 5-6 лет

Несложные графические игры помогут подготовить руку к письму. Ребенок способен аккуратно раскрашивать определенные предметы, дорисовывать необходимые элементы.

«Найди выход» . Распечатать на альбомном листе лабиринт, выход из которого нужно найти, прорисовывая линию движения непрерывно. Это может быть поиск выхода из норки для мышки, пробраться к сундуку с сокровищами и другое.

«Лишний элемент» . И нескольких нарисованных предметов найти лишний и вычеркнуть его. Могут быть нарисованы фигуры: круги, овалы и треугольник. Лишним будет треугольник.

«Чей хвост» . На картинке изображены животные: кошка, кролик, мышь, павлин. Попросите ребенка дорисовать хвост каждому из них.

«Соедини точки» . Вариантов этой игры множество. Предлагайте детям соединить точки по порядковым номерам, чтобы получился рисунок. Можно выбрать рисунки с недостающим элементом. Ребенок его дорисует, а затем раскрасит.

«Узоры» . Предлагается картинка с изображением русского народного костюма, где на одном рукаве узор прорисован полностью, а на втором рукаве только начало узора – следует продолжить по образцу.

Настольные детские игры

Настольные игры рассчитаны на несколько игроков. Лучше всего такие игры проводить вечером, когда все члены семьи могут принять участие. Родителям тоже будет интересно ответить на веселые вопросы или расставить правильно фишки в домино.

«Пазлы» . Отлично развивает логику игра в пазлы. Можно начинать с нескольких элементов, постепенно увеличивая количество. В 5-6 лет дети могут собирать сложные картинки на 500-700 элементов. Выбирайте пазлы тематические: профессии, мебель, транспорт, одежда, времена года, рыбы, животные домашние и дикие, насекомые, овощи и ырукты, сад и огород, игрушки, человек, посуда. Все эти темы обязательны при подготовке к школе. И хорошо, если сейчас, в форме игры вы дадите ему эти знания.

«Зоопутаница» . Требуется собрать картинки животных из трех элементов в одну. Собираем также слоги в слова. Направлена игра на развитие мелкой моторики, мышления и внимания.

«Кто больше» . Игра осуществляется с помощью карточек, на которых изображены животные, насекомые. Перевернуть карточки, перемешать. Достаем две карточки, переворачиваем, а ребенок должен объяснить кто из этих животных больше и почему.

«Домино» . Правила простые, поэтому ребенку будет понятен принцип игры. Можно использовать детские наборы домино, где соединять потребуется животных или овощи и фрукты.

Речевые игры для 5-6 лет

Игры должны побуждать ребенка находить правильный ответ, при этом рассуждать и выстраивать логику своих рассуждений. Другими словами, малыш думает, прежде чем дать ответ на задание.

«Правда или вымысел» . Взрослый рассказывает историю, а ребенок слушает и определяет, бывает ли так на самом деле, или это вымысел.

Примеры историй:
1. «В тёплый солнечный денёк дети отправились на горку из снега. Покатались на санках с горы, вылепили снеговика».
2. «По небу летела пожарная машина, а птицы ей уступали место».
3. «Посреди моря выросла большая морковка, а зайцы по тропинке сбегались со всех сторон, чтобы откусить кусочек».

«Логические пары» . Взрослый называет предмет, а ребенок должен найти предмету логическую пару. Побуждайте его объяснить свой ответ. Примеры слов: тарелка (ложка), шапка (голова), лето (жара), море (вода).

«Двойные слова» . Детям 5-6 лет уже вполне можно знакомиться с антонимами. Они очень любят искать противоположные по смыслу предметы и явления. Назвать антонимы, а ребенок должен найти ответ. «Что в одно время может быть и сухим и мокрым?». Ответы: одежда, листья на деревьях.

«Крокодил» . Всем известна игра, в которой необходимо изобразить предмет или явление так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это. Выбирают ведущего, а остальные участники по очереди отгадывают. Тот, кто отгадал, становится ведущим.

«Ассоциации» . Игра поможет расширить словарный запас ребенка, учит подбирать синонимы. Можно играть по дороге в садик или просто на прогулке. Взрослый называет слово, например: КОЛЕСО. По очереди начинают называть ассоциации с этим словом: МАШИНА, КРУГ, ДИСК, СОЛНЦЕ, БЛИН, АВТОБУС.
Компьютерные игры и игры-онлайн
Сложно встретить современного ребенка, который бы не умел играть на компьютере. Существует множество игр, которые развивают логику и мышление.

Развивающие игры на телефон

«Кондитерская» . По определенной схеме предлагается приготовить пирог. Он должен соответствовать итоговому фото. Подбираем цвет, форму, дополнительные элементы декора.

«Дюймовочка» . Можно скачать игру на планшет, смартфон, IPhone. Позволяет создать свою сказку, придумать оригинальное начало, конец известной истории. В ходе игры ребенок учится читать и правильно произносить слова, считать и логически мыслить. Можно записывать и озвучивать своих героев, затем просмотреть всей семьей получившийся мультфильм.

«Приключения Лунтика» . Любимый герой мультфильма помогает преодолевать препятствия на пути к главному призу. Анимационный принцип игры позволяет потренировать память и внимание у детей и взрослых.

«Jewels». Игра на логику и мышление. Необходимо передвигать драгоценные камни так, чтобы в ряду оказалось 3 и более одинаковых по цвету. Камни взрываются и помогают открывать сундуки с сокровищами.

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.

Дни недели

◈ Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».

◈ Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).

◈ Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».

◈ Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).

Слушайте слова

◈ Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.

◈ Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.

Время рифмы

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».

◈ Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).

◈ Придумайте другие варианты для рифмы.

Если я…

◈ Начните предложение со слов «Если я...». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

♦ Если я полью цветы...

♦ Если я соберу свои игрушки...

♦ Если я выйду летом в пальто...

♦ Если я лягу спать в одежде...

♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой...

◈ Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».

Яблочная эстафета

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: яблоки, спички.

◈ Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое и т. д.).

◈ Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.

Угадай сказку

◈ Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:

♦ Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).

♦ Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).

♦ Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).

◈ Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.

Часть и целое

Количество играющих: 2-6 человек

Инвентарь: мяч

Вариант 1

◈ Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.

◈ Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

Вариант 2

◈ Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

Кто больше?

◈ Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

◈ Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

Сказочные страны

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.

◈ Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.

◈ Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.

◈ К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.

Противоположности

◈ Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.

Говори наоборот

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: мяч.

Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — «храбрец».

Теперь скажу «начало»,

А ты скажи — «конец».

◈ Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:

♦ веселый — грустный

♦ быстрый — медленный

♦ красивый — безобразный

♦ пустой — полный

♦ худой — толстый

♦ умный — глупый

♦ трудолюбивый — ленивый

♦ тяжелый — легкий

♦ белый — черный

♦ твердый — мягкий

♦ шершавый — гладкий и т. д.

Сто вопросов

Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.

◈ Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.

◈ За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Речевые игры для детей 4-5 лет

«Назови одним словом»

Надо назвать одним словом серию картинок.

Например, яблоко, груша, мандарин, дыня – это фрукты.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, например, банан, апельсин.

Помидор, огурец, картофель, свекла – это...

Кукла, скакалка, кубики, машинка – это…

Платье, рубашка, плащ, шуба – это…

Сапоги, сандалии, ботинки, тапки – это…

Чашка, кастрюля, тарелка, стакан – это…

«Разложи картинки на 2 группы»

Ребенку предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например,
а) Овощи и фрукты
б) Домашние и дикие птицы
в) Посуда и мебель
г) Домашние и дикие животные
д) Одежда и обувь
е) Птицы и насекомые

«Выбери слово»

Послушай слова и назови только те из них, которые обозначают домашних животных.
Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, заяц, щенок, попугай.

«Найди лишний предмет».
Ребенку предлагается несколько картинок (детям старше 5 лет можно называть слова), среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к тематической группе других предметов, изображенных на картинках. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Например, банан, груша, яблоко и сапоги.

Сапоги, ботинки, банан, туфли.

Кастрюля, сковорода, яблоко, миска.

Яблоко, огурец, груша, апельсин.

Шкаф, кресло, сапог, стул.

Платье, кофта, комод, брюки.

«Отгадай предмет»
Например: «Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный - …(помидор)».
Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
Это дерево с толстым крепким стволом; на нем растут желуди.
Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

«Подбери слово»

Лохматый, косолапый… (медведь)
Голодный, серый, злой... (волк)
Маленькая, быстрая, проворная...
Хищный, сильный, полосатый...
Яркое, теплое...
Серый, колючий...

«Подбери как можно больше названий предметов»

Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей...).
Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (дождь, снег...).
Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок...).

Летает: кто? (бабочка, муха…); что? (пушинка, самолет, воздушный шар…).

«Кто как передвигается?»

Лошадь - скачет, змея - ползает, птица - летает, рыба - плавает, лягушка - прыгает, бабочка - ..., гусеница - ..., собака - ..., белка - ...

«Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

«Кто как голос подает?»
Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

«Кто или что может это делать?»
Бегать - ... (собака, ребенок,...) скакать - ... (лошадь, белка...) летать -... (птица, самолет,...) плавать - ... (рыба. человек, лодка) ползать - ... (змея, ребенок,...) катиться - ...(мяч, мальчик,...) стоять - ... (собака, стул,...) лежать - ...(подушка, кошка, книга) прыгать - ... (лягушка, воробей...) сидеть - ...(ворона, человек, ...)

«Отгадай названия животных»
Мычит (кто?)... Лает... Мяукает... Хрюкает... Ржет... Блеет...

«Подбери как можно больше слов-действий»
Курица что делает?- …(кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется).
Собака - … (лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызет).
Кошка - …(царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется).

«Отгадай, что это за животное?»
Взрослый называет действия, которые свойственны данному животному. Ребенок должен отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает - кто это? Мяукает, лакает, царапается - ...

Хрюкает, роет -... Ржет, бегает, скачет - ... Блеет, бодается-... Мычит, жует, ходит - ... Летает, жужжит, жалит - ...

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка;
море, озеро, река, мост, пруд;
круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;
Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;
молоток, топор, ложка, пила, клещи;
сыр, будка, мороженое, масло, творог;
бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
береза, сосна, дерево, дуб, ель;
кисточка, карандаш, лист, краски, картина;
торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;
гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;
молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

«Чем отличаются предметы?» (с использованием картинок).

Примерные пары слов:
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер
Грузовик и легковая машина
Самолет и птица
Береза и дуб
Дерево и куст

«Что общее?»

У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).

У трех предметов:
мяч, солнце, шар - ...
тарелка, ваза, чашка - ...
лист, трава, крокодил - ...

«Отгадай что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)

Взрослый называет пару слов, например «огурец – овощ» и предлагает подобрать похожую пару из следующих слов: ромашка - (земля, цветок, клумба). Ребенок выбирает из названных слов нужное и называет пару: «Ромашка – цветок».

Помидор - огород, яблоко - (забор, сад, груша).
Часы - время, градусник - (кровать, температура, окно).
Машина - мотор, лодка - (парус, вода, палуба).
Стол - скатерть, пол - (мебель, доски, ковер).
Молоток - гвоздь, нож - (доска, хлеб, ящик).
Костюм - ткань, дом - (забор, кирпичи, лестница).
Стул - дерево, булка - (стол, зерно, нож).
Окно - дом, глаз - (рот, очки, лицо).
Телефон - ухо, телевизор - (радио, антенна, глаз).
Шапка - голова, сапог - (щетка, мальчик, нога).
Шерсть - овца, молоко - (сыр, корова, кот).
Гвоздь - молоток, шуруп - (отвертка, клещи, доска).
Ручка - пенал, тетрадь - (книга, парта, портфель).
Кошка - котенок, курица - (утка, петух, цыпленок).
Трамвай - троллейбус, стол - (книга, кресло, дерево).
Курица - петух, кошка - (котенок, кот, молоко).
Машина - шофер, самолет - (машинист, летчик, небо).
Чтение - буква, счет - (задача, число, вопрос).

«Подбери нужное слово» (смысловые ряды)
Гвоздь - молоток, шуруп...
Дом - крыша, книга...
Квадрат - куб, круг...
Птица-яйцо, растение...
Хорошо - лучше, медленно...
Огонь-пожар, вода...
Зерно - амбар, деньги...
Электричество - выключатель, вода...
Одежда - голый, обувь...
Школа-обучение, больница...
Человек - ребенок, собака...
Резина - шина, сталь...
Птица- гнездо, человек...
Пальто - пуговица, ботинок...
Утро - ночь, зима...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

«Назови части». Возможны два варианта:
а) по картинке; б) по представлению.
Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик - .., дом - .., дерево - .., часы - ...

«Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).

«Слова – «неприятели»

Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Радость, радостный, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
Белый, длинный, черный.
Давать, продавать, брать.
Тяжелый, длинный, легкий.
Покупать, продавать, отдавать.
Короткий, маленький, длинный.
Говорить, идти, молчать.
Хороший, светлый, плохой.

Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).
Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).
Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).
Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).
Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)
Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

«Закончи предложение и назови слова-«неприятели»

Слон большой, а комар...
Камень тяжелый, а пушинка...
Золушка добрая, а мачеха...
Зимой погода холодная, а летом...
Сахар сладкий, а горчица...
Дерево высокое, а куст...
Дедушка старый, а внук...
Суп горячий, а компот...
Сажа черная, а снег...
Лев смелый, а заяц...
Молоко жидкое, а сметана...
Река широкая, а ручеек...
Работать трудно, а отдыхать...
Днем светло, а ночью...
Сегодня мне весело, а вчера было...
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает...
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом...
Кричат громко, а шепчут...
Я больна, но скоро буду...
Я живу близко от реки, а мой друг...
Продавец продает, а покупатель...
Друзья иногда ссорятся, но легко...
Легко заболеть, но трудно...
Воспитатель спрашивает, а дети...
Утром дети приходят в детский сад, а вечером...
Сначала гостей встречают, а потом...
При встрече здороваются, а при расставании...
Вечером ложатся в кровать, а утром...

«Подбери слова-«неприятели»

утро - говорить - восход - взял -

весна - нашел - зима - забыл -

добро - уронил - друг - насорил -

грязь - ложиться - жара - одеваться -

мир - мириться - правда - опускать -

радость - помогать - вдох - смеяться -

выдох - залетать - юг - закрывать -

польза - включать - грязь - входить -

великан - хвалить - богач - заснуть -

трусость - разрешать -

Близко - редко - медленно - рано -

темно - низко - легко - можно -

трудно - радостно - много - плохо -

сухо - широко - ярко - высоко -

чисто - мокро - светло - быстро -

«Сравни наоборот»
Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

«Чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами»

Шить - вязать, класть - ставить, строить - чинить, мыть - стирать, чистить - подметать, нести - везти, лежать - спать, лежать - стоять, рисовать - раскрашивать.

Выбери из трех слов два слова-«приятеля»
Дом, солдат, маршал.
Конь, собака, лошадь.
Дом, улица, здание.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Веселый, крепкий, прочный.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Взять, схватить, идти.
Думать, ехать, соображать.
Торопиться, спешить, ползти.
Радоваться, веселиться, наряжаться.

«Придумай слова-«приятели» к данным словам»
здание - (дом), идти - (шагать), льется - (течет), печаль - (грусть), глядеть - (смотреть), конь - (лошадь), торопиться - (спешить), солдат - (боец), крошечный- (маленький), Отчизна - (Родина), смелый - (храбрый), приятель - (друг), прежде - (раньше).

Формированием и развитием речи необходимо заниматься не только в первые годы жизни ребёнка, но и в 5, 6 лет. Данные игры помогут развивать красивую речь ребёнка 5 лет.

Читаем по губам

◈ Старайтесь тщательно артикулировать слова, произносить их четко, раздельно. Начните с ребенком диалог. Пусть он говорит нормально, а вы постарайтесь отвечать тихо-тихо, четко артикулируя слова губами.

Весёлый счёт (произнеси правильно окончание)

Инвентарь: мяч.

◈ Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...).

◈ Сначала лучше называть существительные по принципу сходства окончаний. Например:

♦ один стол — пять столов

♦ один заяц — пять зайцев

♦ один слон — пять слонов

♦ один палец — пять пальцев

♦ один шкаф — пять шкафов

♦ одно платье — пять платьев

♦ один гусь — пять гусей

♦ одна шапка — пять шапок

♦ один лебедь — пять лебедей

♦ одна перчатка — пять перчаток

♦ один журавль — пять журавлей

♦ одна банка — пять банок

♦ одна гайка — пять гаек

♦ одна рукавица — пять рукавиц

♦ одна майка — пять маек

♦ одна пуговица — пять пуговиц

◈ Возможен другой вариант. Бросая мяч, ведущий может говорить: «У меня есть один стол», а ребенок отвечать: «А у меня есть пять столов».

Хомячки

Артикуляционная гимнастика.

◈ Взрослый предлагает детям пройти 10-15 шагов с надутыми, как у хомяка, щечками. Для этого им надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом.

◈ Затем по сигналу дети должны хлопнуть себя кулачками по щекам — выпустить воздух изо рта, сделать 15 шагов и снова стать «хомячками» — надуть щеки.

◈ Повторить четыре - шесть раз. Контролируйте осанку.

Раздувайся, пузырь

Артикуляционная гимнастика.

Количество играющих: 3 — 6 человек.

◈ Дети стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с взрослыми дети говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

◈ Произнося стихи, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают щеки.

◈ После слов взрослого «Пузырь лопнул» все дети опускают руки, хором говорят: «Хлоп!», хлопают руками по щекам и присаживаются на корточки, произнося звук: «ш-ш-ш-ш». Затем игру можно повторить.

Перышки

Артикуляционная гимнастика.

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: перышки (кусочки бумаги) по числу игроков.

◈ На стол на расстоянии примерно 10 см друг от друга кладут несколько перышек.

◈ По сигналу ведущего дети подходят к столу и, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают перышки.

◈ Выиграет тот, у кого перышки слетели быстрее.

Остановите звук

Артикуляционная гимнастика.

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Попросите детей выбрать какой-нибудь звук, который они могут издавать (например, звуки, издаваемые любыми животными, или смех, крик, топот и т. д.).

◈ Дети могут испускать этот звук некоторое время, пока вы не дадите им условный сигнал.

Кот в мешке

Игра учит правильной постановке вопросов.

Инвентарь: мешок, любой предмет.

◈ Попросите детей определить содержимое мешка. Они могут задавать ведущему различного рода вопросы, на которые он отвечает только «да» или «нет».

◈ Ребенок, угадавший, что находится в мешке, получает его содержимое в подарок.

Что за книга?

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Задумайте книгу, сказку или рассказ, которые все дети знают и любят, и дайте им какой-то намек или небольшую подсказку. Например, если эта книга про Винни- Пуха, скажите, что в задуманной книжке есть один симпатичный толстячок.

◈ Попросите, чтобы дети угадали и назвали сказку или рассказ, задавая о них такие вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

◈ Даже если дети быстро угадают задуманную вами книгу, в любом случае призывайте их задавать уточняющие вопросы.

◈ Формулирование вопросов поможет им лучше вспомнить эту книгу или сказку, а также будет способствовать развитию речевых навыков.

Новые сказки

Вариант 1

◈ Расспросите детей, какие сказки они знают и любят. Выберите одну из сказок и предложите ее переделать, рассказывая ее по очереди и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое.

◈ Например: «Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты" Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь...» и т. д.

Вариант 2

◈ Подумайте о том, какими способами можно изменить сказки и прочие истории, знакомые детям.

◈ Например, в сказке про Белоснежку замените злую мачеху на добрую. Спросите, что, по мнению детей, будет делать и говорить эта хорошая, добрая мачеха. Замените Золушку на мальчика и дайте ему волшебного опекуна. Соответственно измените диалог и события.

◈ Все эти замечательные эксперименты развивают в детях творческий потенциал, показывая им, каким образом можно посмотреть на нечто хорошо знакомое с новой точки зрения, помогают детям совершенствовать повествовательную речь, умение выстраивать диалоги.

Измененные голоса

◈ Выберите какую-то простую фразу, например: «Я люблю блинчики» — и произносите ее различными способами. Например, зажав нос, или сложив свои руки чашечкой вокруг рта, или поджав губы, или положив руку поверх рта, или пропойте ее.

Отправимся за покупками

Количество играющих: 1 -6 человек.

Инвентарь: можно использовать секундомер или песочные часы.

◈ Спросите детей, в каких магазинах они любят делать покупки. Возможно, это магазин игрушек, зоомагазин, универсам и книжный магазин.

◈ Выберите магазин, в который вы якобы сейчас отправитесь делать покупки. По команде «Начали» засеките, сколько разных вещей ребенок сможет назвать и найти в этом магазине за минуту.

◈ Игра помогает детям усвоить большое количество слов.

Я знаю пять имен девочек...

Количество играющих: 2-4 человека.

Инвентарь: мяч.

◈ Дети по очереди бьют мяч об пол и в такт ударам говорят: «Я знаю пять имен девочек... (перечисляют)», «Я знаю пять имен мальчиков... (перечисляют)», «Я знаю пять овощей...» и т. д.

◈ Имена и названия различных объектов не должны повторяться.