Толстой война противное человеческой природе событие. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (по произведениям Л

В своем бессмертном произведении “Война и мир” Толстой продвигал мысль, связанную с бессмысленностью жертв, полученных во время ведения войны, и с антигуманной сущностью действий военного характера.

Из “Севастопольских рассказов” Толстого читатель узнает, что классик считает войну безумием. Хотя именно роман “Война и мир” стал осуждением войны. Подтверждением чего стало раскрытие разноплановых композиционных приемов, а также размышления автора над проблемами жизни и смерти. “Война и мир” выступает в качестве антивоенного произведения, в котором акцентируется момент бессмысленности жестокости войн, несущих только смерть и страдания людям.

Война обладает способностью не только к уничтожению людей в физическом плане, но и к изуродованию их душ. Толстой не скрывает своего отвращения

К войне, которую он считает преступлением. Ему не свойственно делить сражающихся военных на тех, кто нападает и на тех, кто и обороняется.

В своих строках он выражает мысль, что миллионами людей было совершено друг против друга бесчисленное количество непростительных

злодеяний, и даже если летопись начнет их собирать, то в века не сумеет собрать. В тот период времени, совершавшие их люди, не смотрели на эти злодеяния, как на преступления. Но Толстой сделал вывод, что народу необходимо убивать врага и вести войну, как бы она, ни была отвратительна с ее кровавыми баталиями, смертями людей, грязью и ложью. Понятно, что убивая, наслаждения он не получает и не рассматривает это, как нечто достойное восторженного прославления.

Монументальным произведением советской эпохи стал роман Василия Гроссмана, наименованный “Жизнь и судьба”. Произведение представлено в виде заново перечитанной истории страны, когда велась Великая Отечественная война. Автор пытается осмыслить тему, касающуюся переломного сражения или Сталинградской битвы. Также как и Толстой, Гроссман подвергает испытаниям войной, как нравственного рентгена, всех персонажей романа для того, чтобы выяснить подлинную сущность людей в экстремальных условиях.


(1 оценок, среднее: 4.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Тема войны, как противного всему человечеству события, как раньше, так и в наше время очень актуальна. Актуальна потому, что война, прежде всего,- великие потери. Потери...
  2. Осуждение войны как противного человеческому разуму события – вот проблема, над которой рассуждает Василь Быков. Сколько существует человечество, столько и осуждает оно войну. В своем...
  3. Каковы особенности изображения Толстым французского импе­ратора в романе-эпопее “Война и мир”? Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что в романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой противопоставил...
  4. На протяжении веков человечество страдало от войн. Идея разжигания каждой очередной войны всегда зарождалась в покоях власть имущих. Истинное лицо войны как кривое зеркало, в...

Ответ оставил Гость

Война… Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война - ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Это злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.

Однако, не стоит думать, что человек является жертвой войны. Это совсем не так. Жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война - дело рук самого человека. Не выявляет ли это животное начало в людях? Своеобразный «естественный отбор», в результате которого выживает сильнейший, будь он с дубиной, со стрелами, с мечем, с порохом, с ружьем… Человеческая цивилизация совершенствуется с каждым годом и с каждым годом совершенствуются средства эффективной войны. Подсозначтельно люди настолько проникнуты этой «воинственностью», что очень часто в обычной, бытовой ситуации употребляют военную терминологию: «на речных рубежах», «на границе нашей области», «собираться, как на войну…"

Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться дл разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму, как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она - путь к славе, для других - борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих - дело принципа…

Война - это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага.

Не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы… Они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. Очень сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне.
Женщина на войне - это бесчеловечно. Именно это мнение прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Произведение поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Героини повести - пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней.

Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие…» невозможно читать без слез.

Очень сильно и образно показаны ужасы войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Народ в изображении Льва Николаевича - решающая сила истории. В романе это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над Наполеоном рассматривается как результат патриотических усилий народных масс, не потерпевших иноземного насилия. Во время битвы на Бородинском поле каждый понимал, что борется за свою землю. Вот почему, не дожидаясь приказа командиров, солдаты перед сражением надевали чистое платье, торжественно и сурово готовились к исполнению своего долга - умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. Они понимали, что на них легла ответственность за судьбу Родины. Уловив это настроение солдат, Андрей Болконский приходит к выводу, что Бородинское сражение будет выиграно из-за чувства патриотизма, которое есть в нем самом, и в каждом русском человеке.

В «Севастопольских рассказах» Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении - в крови, в страдании, в смерти…». Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ.

И, спустя десятилетия, Россию ждало новое потрясение - Великая Отечественная Война, которая снова заставила писателей и поэтов обратиться к вопросу «Что такое Война?».

В повести Кондратьева «Сашка» глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. Но прежде всего Сашка, да и все солдаты, - обычные люди с человеческими мыслями и поступками. Когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с «фрицем» мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. И, в то же время, Сашка всегда готов прийти на помощь ближнему.

В годы Великой Отечественной Войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашистами.

Лев Толстой 1828 - 1910

Казна филолога

РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»

«Противная человеческому разуму и всей человеческой природе событие...»

«Я не знаю ни одного, кто писал бы о войне лучше Толстого», - сказал Е. Хемингуэй.

Концепцию истории, проблему войны и мира рассмотрены Толстым в самом широком философском диапазоне. Мир и война отождествляются писателем с антитезой «жизнь и смерть». Красота жизни, полнота человеческих чувств, очарование радости бытия - мажорная нота, которая постоянно звучит в романе и каждый раз вступает в противоборство с тревожной, зловещей мелодией, что олицетворяет вражеское нашествие, разрушает гармонию жизни, посягает на священное право человека на мир и счастье.

Толстого как мыслителя всегда привлекала идея «вечного мира». Авторская мысль о возможности «вечного мира» чувствуется уже в первых главах произведения. Эта идея поразила Пьера Безухова в рассуждениях аббата Морио. «Вечный мир возможен...» - пока что неуверенно говорит Пьер Андрею Болконському на вечере в салоне Шерер. Теория мистического и неизбежного возникновения войн была глубоко чужда Толстому. Писатель убедительно разоблачает антигуманный характер войны как таковой. Вот авторское «предисловие» к событиям 1812 г.: «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть осуществилась противостоящая человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Беспощадными есть слова Андрея Болконского, отрицание им тезисы о войне как азартную игру: «Война не любеВНОсть, а найгидкіша дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну».

Основу «Войны и мира», центральный «нерв» сюжета - военно - исторические события 1805, 1807, 1812 гг. В произведении описаны три главных военно-исторических эпизода, связанных с этими датами: бой под Шенграбеном, Аустерлицкая битва, Бородинское сражение. Эпизодам из истории, размышлением автора на исторические темы посвящено сто восемьдесят шесть из трехсот тридцати трех разделов книги. До романа-эпопеи входит более ста массовых и почти пятьдесят «солдатских» эпизодов. «Я старался писать историю народа...» - объяснял Толстой. «Война и мир» является не только гениальным воспроизведением картин русской истории, своеобраВНОй «воїнською повести» Нового времени, но и взволнованным рассказом об испытании человека, нации на моральную устойчивость, на жизнеспособность.

Связи, «сцепления» (характерное слово Толстого; его повторяет Пьер Безухов) частной и общественной жизни персонажей является важной особенностью романа-эпопеи. На дорогах истории пересекаются пути толстовских героев. Отечественная война 1812 г. определила знаменательные повороты в жизни Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой... Большие и малые исторические события в романе воспроизводятся через восприятие главных героев, проходящих через их души и сердца.

Подробности. Такой принцип изображения исторической действительности был важным достижением Толстого-художника. «Каждый исторический факт необходимо объяснять через человека», - записал Толстой в дневнике. Еще в ранних «Севастопольских рассказах» писатель отказался от изображения войны в псевдоромантичному духе как события «с музыкой и барабанным боем, с майоріючими знаменами и гарцюючими генералами» и показал лицо войны «в крови, в страданиях, в смерти». Поистине трагедійними есть картины гибели сотен людей в военных столкновениях, во время пожара в Смоленске, в Москве, страдания пленных, горе мирных жителей. Читательское чувство ненависти к войне усиливается и тем, что в войне погибает один из любимых героев Толстого - Андрей Болконский.

Кульминация всего произведения - Бородинский бой - определяющий момент в жизни народа и главных героев романа Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, всей ее семьи.

Толстой изобразил рост патриотического подъема перед Бородінською битвой и ту «теплоту патриотизма», которую чувствовал Пьер Безухов в каждом российском солдату перед боем. Моральное поражение предшествует политическому краху наполеоновской армии. Это обстоятельство рассказчик постоянно подчеркивает: «Нравственная сила французской атакующей армии была исчерпана... Французское нашествие, как разъяренный зверь, который был смертельно ранен в разгоне, чувствовала свою гибель... Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, гибель пятисоттысячной нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородіном была поднята рука сильнейшего духом противника».

He может быть, чтобы со временем
человеческое общество не поняло всю
бессмысленность и жестокость войн.
А.С. Пушкин

Неприятие автором «Войны и мира» привычной в литературе и искусстве эстетизации военных действий отмечалось многими. Как известно, война для Л.Н. Толстого - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эта центральная идея «Войны и мира» в XIX веке вызывала возражения. Военные историки говорили, что мир в истории человеческого общества составляет скорее исключение.

Однако понимание Толстым войны - подлинно историческое. В его понимании нормой человеческого бытия является мир, война же противна истинно человеческой природе, подлинному разуму. Ho последним, но мысли автора «Войны и мира», противостоят социальные установления, приводящие к разъединению людей или их объединению в ненормальные, неестественные сообщества, в которых внешнее, показное подавляет внутреннее, существенное. Общество, допускающее войну, недостаточно человечно - к этой мысли подводит нас автор романа-эпопеи.

Правда, Толстой не отрицает стройной красоты воинского механизма. Без всякого осуждения говорит он о том, как солдаты после тридцативерстного перехода всю ночь готовились к смотру под Браунау, так что «к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, представлял стройную массу двух тысяч людей, из которых каждый знал свое место, свое дело, из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были па своем месте и блестели чистотой». Свое воздействие воинская эстетика оказывает и на Андрея Болконского, который накануне Аустерлицкого сражения «не мог равнодушно смотреть на знамена проходящих батальонов». Я думаю, что в этих своих мотивах «Война и мир» развивает традиции пушкинских поэм «Полтава» и «Медный всадник».

Ho главным образом показана в «Войне и мире» оборотная сторона, мрачная изнанка такого рода красоты военных действий. Так, Пьер, привлеченный «красотой зрелища» на батарею Раевского, сталкивается с войной во всем ее ужасе и безобразии. Ростову, ставшему свидетелем блестящей атаки кавалергардов под Аустерлицем, «страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей, юношей, офицеров и юнкеров... после атаки осталось только осьмнадцать человек». А князь Андрей, избавившись от иллюзий, называет войну убийством и обманом. Особенно потрясают ужасы войны, когда знакомишься с завершающим эпизодом Бородинского сражения: дождь, который стал накрапывать на убитых и раненых, испуганных и изнуренных людей, как будто говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

Мне думается, что изображение Толстым войны в ее ужасах и суровой прозаичности предварено лермонтовским стихотворением «Валерик», где создан образ войны как извечного, бессмысленного убийства людей друг другом.

Отнюдь не эстетизируя изображаемые военные действия, Толстой вместе с тем не выдвигает на первый план безобразное, страшное и очевидно абсурдное в войне. Нет, безобразие и преступность войны поворачиваются в «Войне и мире» опять-таки не внешней стороной: значим сам факт смерти лучших людей (Андрея Болконского, Пети Ростова, безобидного Платона Каратаева), важно воздействие войны на умы и психологию, важно то, что гибнут жизненные ценности. Так, в «Войне и мире» показан пожар Москвы в целом, а не то, как горело какое-либо здание; не привлекают внимания автора и конкретные причины пожаров.

Убийство человека человеком в романе-эпопее Толстого по показано ни в одной батальной сцене, не связано ни с одним персонажем. Насильственное умерщвление на войне у Толстого безлико, как бы стихийно, отвлечено от всего непосредственно человеческого. Зримых сцен убийства в книге только две - убийство Верещагина и расстрел пленных в Москве, но это не батальные сцены: изображение не войны как таковой, а наиболее преступных сопровождающих ее моментов. Исполнители казни показаны лаконично: «Молодой солдат с мертво-бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер-офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту». Этого достаточно, чтобы казнь предстала во всей ее бесчеловечности.

Война в изображении Толстого - это прежде всего жестокое поругание человечности, но время военных действий, по мысли автора, не прекращает «живой жизни», однако продолжается она в непомерно трудных и противоестественных условиях.

В отдельных эпизодах «Войны и мира» люди показаны испытывающими острые мучения, духовные и физические, действующими как бы на пределе возможного. Порой персонажи представлены в состоянии экстаза, истерики - и притом ведущими себя патетически. Так, добродушно и громко, а вместе с тем полуистерически хохочет пленный Пьер, выйдя ночью из барака и вслух думая о тщетности попыток держать в плену его «бессмертную душу». В состоянии экстаза зажигает купец Ферапонтов свой дом, чтобы тот не достался французам. Ho это немногие моменты жизни военного времени, как она подана в «Войне и мире».

Поэтизируемая Толстым народная война не сопряжена с какой-либо особой, специфической именно для нее эстетикой поведения. Достойные внимания и уважения герои романа в военной обстановке ведут себя столь же просто, столь же не причастны к демонстративной торжественности и импозантности, как и в мирное время. Таковы и Кутузов на Бородинском поле, и солдаты во всех изображенных Толстым сражениях, и Василий Денисов, и Тихон Щербатый в партизанском отряде. Действующие силы народной войны в глазах Толстого свободны от какой бы то ни было ритуальности и театральной эффектности. Нормой поведения человека на войне для автора является следование естественным законам жизни мирной - жизни как таковой. Здесь неизменно находится место и непреходящей человеческой доброте, и неотъемлемой заботе людей друг о друге, и радостному оживлению при вторжении в судьбу чего-то нового и неизведанного (будь то даже серьезная опасность), и шуткам, и веселому смеху.

He избавлены в «Войне и мире» от искуса величавости и импозантности, а также от иллюзии эстетической привлекательности военных сражений глазным образом те люди, которые психологически или практически причастны к силам агрессии. Так, профессиональный военный Наполеон, который способен любоваться полем сражения с изуродованными трупами, обнаруживает свою бесчеловечность также и тем, что сравнивает кровопролитное сражение при Бородине с шахматной партией: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра».

Таков именно военно-государственный ритуал, которому противопоставлена «дубина народной войны». Ритуал этот осуждается и применительно к русской военно-бюрократической верхушке. Как издевка воспринимается после всех ужасов и смертей помпезность встречи недавних врагов-императоров в Тильзите, награждение французским орденом солдата Лазарева (видимо, первого попавшегося).

В батальных сценах наиболее прямой объект критики Толстого - нападение, атака, ибо для него оправданна лишь оборонительная война. Так, нелепым, комичным выглядит атака с музыкой и барабанами на бегущее из России, разваливающееся войско Наполеона.

Внешне патетический ореол поведения в военных условиях предстает у Толстого как ошибочно приписанный народной Отечественной войне. Эта официальная версия абсолютно не соответствует тому, что было в действительности. В Бородинским сражении русские не атакуют, а защищаются. Решающее влияние на исход войны оказывает оставление Москвы армией и населением - действие, в буквальном смысле не героическое. Москвичи «уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы... Они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа».

Пo Толстому, люди, сделавшие войну средством самоутверждения, в той или иной мере театрализуют свое поведение, будь то французские маршалы (тщеславный Мюрат и сознательно создающий себе мрачную обстановку Даву), немецкие или русские генералы. В шенграбенском эпизоде описывается «турнир храбрости» между двумя полковыми командирами, стоявшими под пулями, чтобы перещеголять друг друга, и забывшими о своих обязанностях командиров.

Отмеченные выше особенности отношения Толстого к войне вполне отвечали его миропониманию, его понятиям добра, зла, человечности. Нить человечности - эту великую гуманистическую традицию русской литературы - Толстой унаследовал непосредственно от Пушкина, которого он называл своим «отцом».

Идут годы. И новые поколения читателей открывают в романе Толстого новые грани. Сохраняя полностью свое героико-патриотическое значение, в наши дни роман «Война и мир» воспринимается также и как великое антивоенное произведение, автор которого решительно осуждает агрессивные, захватнические войны и их зачинщиков.

«Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев… а интересовал меня сам факт войны – убийство.. мне интереснее знать каким образом и под влиянием чего убил один солдат другого, чем как были расположены войска при Аустерлицком сражении или при Бородинской битве, - так писал Л. Н. Толстой.» Он был участником и свидетелем многих исторических событий, которые нашли отражение в его творчестве.

Участвуя в обороне Севастополя, Толстой увидел мужество солдат и матросов, силу народа, жестокость и бездарность правителей. Главное, что он увидел и показал в своих произведениях – это жестокость войны. Он показал правду о войне, раскрыл ее грязные, безобразные стороны.

«Или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания». Эту мысль великий писатель проводит с первых страниц, где идет речь о войне. Несколько сражений мы видим в романе «Война и мир»: Шенграбенское, Аустерлицкое - и Бородинскую битву. Их объединяет одно:война – противное человеческой природе событие.

В Бородинском сражении, которое можно назвать кульминацией романа, эта мысль показана наиболее ярко. Толстой избрал Пьера для описания Бородинского сражения. Он свободен, не привязан к определенному месту боя. Ему, не видевшему до этого никаких битв, должна раскрыться некая правда. К этой правде вместе с Пьером ведет читателя и Толстой. Первое чувство – чувство недоумения. Кавалеристы идут на сражение, встречая раненых, ни на минуту не задумываются о своей судьбе. А из этих людей 20 тысяч обречены на смерть Пьер удивлен, что здоровые люди, идя в бой, не думают о смерти. Когда Пьер увидел повозки с ранеными, работающих на будущем поле сражения мужиков, он понял значительность и ужас события.

Пьер становится свидетелем смерти офицера, потом взорвавшегося с зарядами ящика. Война открывается во всем ее ужасе. И вот Пьер уже не помнит себя от страха. Он бежит под гору, спотыкаясь об убитых и раненых. Толстой нагнетает атмосферу ужаса войны. Пьер видит изуродованные страданием лица. Того чувства, которое было раньше на лицах солдат, уже не было. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, хватают его за ноги, эта лужа крови, эта голова француза, которая, кажется Пьеру, оторвалась от того, что Пьер сжимает его шею – все это создает мрачную атмосферу убийства. Толстой и читатель видят, как бессмысленно люди дерутся. Писатель, конечно же, говорит о патриотическом духе, о справедливости дела, о торжестве русского духа. Но самое главное, что показывает Толстой, - это жестокость и абсурдность войны.



Жестокость войны читатель видит, читая страницы о горящей Москве и о смертельном ранении на Бородинском поле Андрея Болконского. Гибель Пети Ростова, мечтательного, доброго, никому не причинившего зла, подчеркивает абсурдность войны. Так Л. Н. Толстой проводит через весь роман мысль о том, что Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.»

«Твоя любовь любому чувству может быть примером …». Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина.

Мотивы лирики Пушкина разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, философская лирика. лирика дружбы и, наконец, лирика любви. Каким бы чувством не было проникнуто стихотворение Пушкина, оно искреннее, сильное и может быть примером для любого человека.
Тема любви к женщине звучит во многих произведениях. Любовь - чувство идеальное, возвышенное, прекрасное. У Пушкина любовь представлена как мимолетное влечение, как любовь человека, умудренного жизнью. Этому чувству сопутствуют радость, печаль, грусть.

Особой проникновенностью отличается стихотворение “Я вас любил...”. Оно волнует читателей потому, что в этом небольшом стихотворении заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки “Я вас любил...”, мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Кажущаяся простота позволяет раскрыть самые различные чувства.
“Я вас любил” - выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить свою возлюбленную.



Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим...

Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь - это желание, чтобы твоя любимая была счастливой и любимой даже другим. До какой же высоты в своих чувствах поднялся поэт, что к женщине, оставившей его, он не испытывает чувства ненависти Нет у него ни зависти, ни ревности. Это и есть такое проявление чувств, которое может быть примером.
Еще один шедевр любовной лирики - “Я помню чудное мгновенье...”. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн. История романа Пушкина и Керн интересна.
Пушкин был очарован обаянием и красотой Керн в 1819 году. Спустя шесть лет, летом 1825 года, он опять встретился с Анной Петровной в Тригорском. Неожиданный приезд ее всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти.
Незадолго до отъезда Анны Петровны Пушкин и написал это стихотворение, которое сам вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав “Евгения Онегина”.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...

Стихотворение начинается с воспоминаний о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, незатухающее воспоминание согрето таким чувством, что трудно выразить более горячо и трепетно.
“В томленьях грусти безнадежной... Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...”

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Искреннее чувство Пушкина к Керн было выражено в стихотворении, которое превратило А. П. Керн в “гений чистой красоты”.
Неважно, связаны или нет стихотворения Пушкина о любви с конкретной личностью, они показывают, каким сильным должно быть чувство любви, как должно возвышать это чувство человека.

Почему люди не летают, как птицы" : только ли о беззаботном девичестве сожалеет Катерина?
В тысяча восемьсот шестидесятом году выходит пьеса А. Н. Островского "Гроза". Она поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. И, конечно, возникает вопрос: кто виноват в гибели главной героини Катерины. Ведь на самоубийство идет женщина, причем женщина, глубоко верующая в бога, то есть понимающая, что самоубийство – это грех. В одном из монологов Катерина вспоминает свое детство. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она "жила, точно птичка на воле" среди материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день.

Из монолога видно, что Катерина еще с детства отличалась правдивостью, смелостью и решительностью: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!» .Воспоминания о детстве дают читателям не только представления о характере героини, но и резко контрастируют с условиями жизни в доме свекрови. Если в детские года жизнь Катерины окутана лаской и любовью, то в доме Кабановой жестокостью, недоверием, бранью. Потому и употребляет такое сравнение Катерина «жила, словно птичка на воле». В доме матери она делала, что хотела, а здесь она вынуждена выполнять, что угодно свекрови. Да к тому же основой семьи в темном царстве являются домостроевские законы. Кабанова убеждена, что, если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет.

Эти порядки и неожиданно возникшее чувство любви. порождает противоречие в душе главной героине драмы Катерине. Она, не видящая любви от мужа и свекрови, вдруг открывает в себе новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине: “Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или...уж и не знаю”. Катерина почувствовала состояние свободы, знакомое ей с детства.
«О тчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне
иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.
Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
Монолог Катерины – это воспоминания о беззаботном девичестве, и ожидание новой, свободной жизни, о которой мечтает каждый человек. Это и опасение, потому что Катерина религиозна и понимает, что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Так в драме «Гроза» появляется тема греха. В монологе Катерины Островский показывает своеобразие характера героини., ее одиночество в чуждом ей мире, желание свободы. Историю своего детства она рассказывает Варваре, единственному человеку в этой среде, как ей кажется, понимающему ее. «Так ты, Варя, жалеешь меня? Так ты любишь меня?» Как не хватает ей участия, любви, сочувствия. . Монолог Катерины важен для понимания дальнейшего развития действия. Ее мечтательность, сила характера, желание любить и быть любимой несовместимы с тем жестоким миром, в который она попала.

1. «Вечная Сонечка» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Какой смысл заключает крылатая фраза «Сонечка, вечная Сонечка, покуда мир стоит!»?

Один из вопросов романа «преступление и наказание» - что делать, чтобы изменить безобразный «лик мира сего»? В романе есть ответ– путь Раскольникова. « Природу поправляют и направляют» -убеждение этого героя.. Автор показывает и другое решение проблемы – это путь смирения. Раскрыт этот путь в образе Сони Мармеладовой. В портрете героини подчеркнута детскость, беззащитность, хрупкость и большая нравственная сила. Соня – олицетворение доброты, самопожертвования, кротости, всепрощения. В ее образе воплощена одна из основных идей Достоевского: путь к счастью лежит через страдание, веру в Бога. Выход из тупиковой ситуации, в которую попал Раскольников, Соня видит в страдании и искуплении вины. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль делает образ Сони идеальным.

Для Сони все люди имеют право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, неважно, во имя чего он совершен. Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть. Утешение он находит в вере и в бескорыстной любви к людям. Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова. Соня осуждает его за презрение к людям и не принимает его бунта, его «топор», который, как казалось Раскольникову, был поднят ради таких, как она. «Это человек-то вошь?»- удивляется Соня. У нее Раскольников находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие, принесенное Соне Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. "Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Сонечке они относятся с любовью и уважением. Сам он холоден и отчужден с ней, пока к нему самому не приходит наконец озарение, и тогда он вдруг понимает, что ближе нее нет у него на земле человека. Через любовь к Сонечке и через ее любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни Жертвенность в любви - вот вечная черта, характерная для русских женщин.

Героиня - тоже преступница. Но если Раскольников преступил через других для себя, то Соня преступила через себя для других. . Она думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоистическим выходом, а она беспокоилась о голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу.

Вся жизнь Сонечки - это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь. Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение - главное в характере Сони.

"Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего.