Тема любовной лирики в творчестве маяковского. «Любовная лирика В

Все уровни организации художественного текста «Преступления и наказания» подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Рас-кольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на «символическую заостренность литературных характеров Достоевского». Но совершенно особую роль в произведении играет цвет.

В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе «Преступление и наказание», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и белый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.

Вернемся к основному цвету произведения — желтому. Какова его символика? Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции. Однако в романе «Преступление и наказание» этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей — это болезненный цвет. Например: «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару»; «Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-точеловек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою. »

Здесь «желтый сахар» сочетается с надтреснутым сломанным чайником и «слитым чаем», который также имеет желтый цвет.

Во втором примере — «желтый стакан», т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: «пожелтелая меховая кацавейка» Алены Ивановны, «совсем рыжая, вся в дырах и пятнах» шляпа Раскольникова и т.д.

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. «Мебель вся очень старая из желтого дерева. громовые картинки в желтых рамках. » Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями. » Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами.

В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов — «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками. »; лицо Порфирия Петровича было «цвета больного, темно-желтого».

Иногда в описании портретов героев определение «желтый» уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению «бледный». Например: «бледное, с горящими глазами лицо» Сонечки, «. краска бросилась в бледное лицо Дуни» и т.д. Желтизна и бледность — неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: «широкоскулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. »

Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через «желтые очки». Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то I время видит все в желтом цвете. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови.

Раскольников замечает, что в квартире «стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром. Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки».

Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. Так же резко на фоне болезненно-желтого цвета выделяются и другие краски, и прежде всего цвет глаз у героев. Это «замечательные голубые глаза Сонечки» и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с «холодным, тяжелым взглядом»; это «прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом» на первых страницах романа и эти же глаза «с воспаленным», а затем и «помертвевшим взглядом» после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к «воспаленному», т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.

На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Зеленый — цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, «африканском» сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка — идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераска- явшемся убийце происходит перелом. Идя утром на «работы», он видит дальний берег, где «была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его». Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то «наступила жизнь».

Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, сиреневый, голубой, синий, коричневый, розовый и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только желтой палитрой.

Действие романа «Преступление и наказание» разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия. Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы, продажные женщины.

В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которую «где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу». Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень С желтым камнем на руке. Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.

Предвестником недобрых событий является также красный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» — подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению.-..

Презентация на тему: Символика желтого цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Исследовательская работа по литературе Символика желтого цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Фёдор Михайлович Достоевский

Из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Ф.М.Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен.При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес! А.Фадеев

Цель работы – выявить и описать функции желтого цвета в тексте романа.Задачи: выяснить, какая цветовая лексика используется в изучаемом произведении;выявить цели использования желтого цвета в романе;определить, какое настроение оно помогает передать;рассмотреть, каков подбор желтого цвета при описании интерьер, портрета и душевного состояния героя;изучить функционирование желтого цвета в романе;обнаружить и осмыслить нравстенно-философскую проблематику, экспонированной в колористическом строе произведения.

Функции цвета в художественном произведении: 1. Различительная, или описательная, функция:-описания природы,-описания интерьера,-описаниявнешнеговидачеловека. 2. Характеризующая функция:-характеристика действительности,-характеристика состояния человека.

Символика желтого цвета 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой2. Магическое воздействие3. Знак отличия в обществе4. Язык общения с богами и духами5. Язык ритуалов6.Знаки и сигналы7. Негативная символика желтого и золотого

Желтый цвет в романе М. В. Ломоносов 4,6/13,5 В. К. Тредиаковский 1,8/23,6 А. П. Сумароков 4,8/26,3 Г. Р. Державин 2,5/17,5 В. В. Капнист 4,2/29,6 А. С. Пушкин 4,3/16,3М. Ю. Лермонтов 3,5/10,1Ф. И. Тютчев 2,4/22,5Н. В. Гоголь 5,0/10,6 Л. Н. Толстой 7,9/1,7 Ф. М. Достоевский 10,6/2,5

Комната Раскольникова «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями. »Позднее вновь говорится об этой клетушке, когда Раскольникову «стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук».И, уже лежа в постели, больной «Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать. ».

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями. »

Комната Сони «Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой».

Квартира старухи-ростовщицы «Небольшая комната. с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянного спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках. »«В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько, на цыпочках, прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».

Портреты героев «Пухлое, круглое и немного курносое лицо его (Порфирия Петровича) было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».«Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице».(Раскольников)

Портреты героев «Она вновь забылась, но это последнее забытье продолжалось недолго. Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла».(Катерина Ивановна)

Образ желтого Петербурга Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в городе, где желтый цвет очень ярко высвечивает болезненную атмосферу города. Не случайно автор обращает внимание именно на этот цвет – цвет сумасшествия, что еще раз говорит о неизлечимой болезни Петербурга. Так, образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.

У Достоевского Петербург - это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Цвета Петербурга (По роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

ЦВЕТА ПЕТЕРБУРГА
(По роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Люди всегда соединяли цвета со своими чувствами и переживаниями. Вот в стихотворении Дмитрия Павлычко читаем: \ «Красный - любовь, а черный - печаль \». Предоставляем мы символическое значение и другим цветам и оттенкам в повседневной жизни и в праздники.
Тревожный колорит петербургского бытия связан для Достоевского с глубоко антипатичным ему желтым. Желтый цвет - это измена, это преступление, это болезнь души и тела. Этот цвет обвиняет в измене, во внебрачной любви. Никогда не следует дарить желтых цветов.
Но именно этот цвет доминирует в пейзажах большого города-убийцы. Над пропитанным миазмами и до желтоватым воздухом нищей столицы восходит желтое солнце. В комнатах, где живут два главных героя, обои, если бы не были грязные, также были бы того же подавляющего цвета, от которого нет покоя глазам и мозгу. Вот бывший студент делает свою \ «пробу \»: \ «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, … была в этот момент ярко освещена солнцем заходило … в комнате не было ничего особенного. Мебель, все очень старые и из желтого дерева, и двух-трех денежных картинок в желтых рамках … \ »
Есть что-то маниакальное в страсти петербуржцев к этому гнойного, болезненного цвета. Свою последнюю в жизни путь Свидригайлов проходит между светло-желтых деревянных домов, которые создают своеобразный проход, очень похожий на того, что строят для человека, вынужденного пройти \ «сквозь строй \». Только это не \ «зеленая \», а желтая улица. Если бы мы вышли на центральные улицы и проспекты, застроенные дворцами Растрелли, Росси, Воронихина, то снова увидели тот самый петербургский ампирный колорит. Недаром же больницу для душевнобольных называют \ «желтым домом \» во всех странах.
Этот страшный цвет следует в начале романа в рассказе Мармеладова о его дочь: \ «По желтому билету пошла \», то есть стала проституткой, бросив на произвол прожорливого городу своей юности, свою честь и свою веру, ибо возбудила \ «заповеди \», следовательно, навеки потеряла душу …
Этот страшный и проклятый цвет заливает лицо умерло Катерины Ивановны. \ «Она снова забылась, но это последнее забвение тянулось недолго. Бледно-желтая … лицо ее закинулося навзничь … \»
Вместе с Раскольниковым увидели еще одно воплощение желтого дьявола, когда нашли Свидригайлова в трактире. Бывший хозяин Дунечки слушал пение какой-то Кати, а отпуская ее, \ «налил полный стакан вина и выложил желтенький билетик \». Угадали, что это такое? Да, это рубль, единственный хозяин безумного города. Ничего, что бумажка, за ним виднеется фигура \ «желтого металла \», как записывают его в протоколах.
Это ради него женился Свидригайлов, а потеряв жену, нашел себе в невесты подростка. Это ради \ «желтенького \» жила и умерла под топором ростовщица. Это цель и орудие в жизненной борьбе. Вспомните, как подложен Лужиным кредитный билет был окончательно потерять и без того несчастных людей … Это ради \ «желтого дьявола \» охотятся на обесчещенным девочек хозяйки \ «веселых заведений \».
Цвета измены, преступлений, разврата, болезни, смерти, цвет денег - цвета столице Российской империи Санкт-Петербурга

Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Ф.М. Достоевский использует определённые цвета для описания предметов, героев, передачи их внутреннего мира.

Цель исследования: провести анализ цветописи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета.

Для достижения цели потребуется решить следующие задачи:

2) выполнить текстовый анализ романа «Преступление и наказание»;

3) пояснить особенности символики цвета в психологии и в романе «Преступление и наказание»;

4) проанализировать цветопись в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета;

5) выявить восприятие цветовой гаммы романа учащимися 10-11 классов, педагогами и родителями гимназии.

Гипотеза: цветовая гамма в романе «Преступление и наказание» связана с психологическим состоянием главного героя. Мы предполагаем, что для Достоевского цвет был необходим для создания особого мира вокруг героев, благодаря которому раскрывается внутреннее состояние главного героя.

Актуальность нашего исследования обуславливается следующими фактами: 1) тонкий психологический анализ внутреннего мира героя глубже раскрывается через призму символики цвета низким; 2) изучение романа через призму цветописи может повысить интерес к творчеству Ф.М. Достоевского.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами сопоставлена символика цвета в психологии и в романе Ф.М. Достоевского, классифицированы цитаты из произведения, распределённые в соответствии с цветом, выполнен анализ цветописи в романе «Преступление и наказание», поэтому данная работа может быть применена при изучении творчества Ф.М. Достоевского для большего понимания внутреннего мира писателя. Разработанные типовые задания по русскому языку и литературе на основе романа могут быть использованы в работе учителями и учащимися как на уроке, так и при самостоятельном изучении темы и для подготовки к ЕГЭ.

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия станицы Азовской, 10 класс

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Научный руководитель: Прохорова Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназия станицы Азовской

I. Символика цвета

1.1. Символика цвета в психологии

1.2. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» в цвете

II. Анализ цветописи романа в связи с изменением внутреннего состояния героев на основе частотности употребления цвета

Список использованной литературы и источников

Люди с давних времён придавали особое значение «языку красок». Цветовые предпочтения во многом определяют настроение человека, отношение к действительности, характер и зависят от многих причин: культурного уровня, возраста, пола, образования, особенностей темперамента и характера и др.

По мнению С.М. Соловьёва художников слова можно разделить на два типа: 1) колористов (например, Г.Р. Державин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет» . В книге «Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского» учёный отдельную главу посвящает воздействию цвета на читателя, отмечает широкое использованием желтого, красного, зелёного цветов в романах Ф.М. Достоевского. С точки зрения С.М. Соловьёва, «цветовая насыщенность произведений писателей 60-х годов XIX века, в том числе Ф.М. Достоевского является весьма низкой» . Л. Дмитриева же в статье «Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отмечает, что роман «очень цветовой» и обилие в нём всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие произведения» . О.Н. Каленкова в статье «Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского» пишет: «Ф.М. Достоевский не принадлежит к писателям-колористам, но при чтении его романа возникает впечатление насыщенной цветовой гаммы» . Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Ф.М. Достоевский использует определённые цвета для описания предметов, героев, передачи их внутреннего мира.

Цель исследования: провести анализ цветописи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета.

Для достижения цели потребуется решить следующие задачи:

1) проанализировать литературно-критический материал по теме работы;

Гипотеза: цветовая гамма в романе «Преступление и наказание» связана с психологическим состоянием главного героя. Мы предполагаем, что для Достоевского цвет был необходим для создания особого мира вокруг героев, благодаря которому раскрывается внутреннее состояние главного героя.

Методы исследования: анализ литературы по вопросу исследования, сравнительный анализ, опрос, интервьирование, метод математической статистики, а также сопоставление цветовых ассоциаций.

Актуальность нашего исследования обуславливается следующими фактами: 1) тонкий психологический анализ внутреннего мира героя глубже раскрывается через призму символики цвета низким; 2) изучение романа через призму цветописи может повысить интерес к творчеству Ф.М. Достоевского.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами сопоставлена символика цвета в психологии и в романе Ф.М. Достоевского, классифицированы цитаты из произведения, распределённые в соответствии с цветом, выполнен анализ цветописи в романе «Преступление и наказание», поэтому данная работа может быть применена при изучении творчества Ф.М. Достоевского для большего понимания внутреннего мира писателя. Разработанные типовые задания по русскому языку и литературе на основе романа могут быть использованы в работе учителями и учащимися как на уроке, так и при самостоятельном изучении темы и для подготовки к ЕГЭ.

ГЛИЗНУЦА Василий Дмитриевич

Краснодарский край, Северский район, станица Азовская

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

I Символика цвета

I.1 Символика цвета в психологии

Психологи (Базыма Б.А., Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Люшер М., Шварц Б.) считают, что каждый цвет имеет своё значение, потому и влияет на сознание по-разному. Цвета вызывают определённые эмоции, повышают или понижают настроение. Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте разработал теорию цвета и сформулировал психологические состояния, связанные с восприятием цветовых сочетаний, в знаменитом «Учении о цвете». И.В. Гёте писал: «Цвет – продукт света, вызывающий эмоции» . Выражения «почернел от горя», «покраснел от гнева», «позеленел от злости», «посерел от страха» мы не воспринимаем буквально, а связываем эмоциональные состояния человека с цветом, который способен их выразить. Эмоции и цвет «сцеплены» между собой.

Жёлтый, по мнению ряда психологов, является символом святости, общительности, лёгкости, непринуждённости, любознательности, раскованности, смелости, с древних времен воспринимается как застывший солнечный свет, означает богатство, юность, добро, радость. Это цвет осени, зрелых увядающих листьев и колосьев. М. Люшер полагал, что жёлтый является «символом активности». Чаще всего этот цвет оставляет за собой тёплое и приятное впечатление .

Но по мнению немецкого психотерапевта Эдда Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость» . Негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир. Общеизвестны такие выражения, как «жёлтая пресса» (издание, которое специализируется на слухах, скандалах, сплетнях) и «жёлтый дом» (дом сумасшедших). Название «жёлтый дом» произошло от цвета Обуховской больницы в Петербурге. Первоначально Дом призрения был выкрашен в традиционный для Петербурга жёлтый цвет. Очень скоро эта идиома стала аллегорией всех домов сумасшедших. Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще, как христопродавца. Жёлтый цвет у славянских народов принято считать цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют «жёлтый глаз» . В средневековой Испании одевали в жёлтое еретиков, приговоренных к сожжению на костре. Жёлтая карточка – предупреждение в некоторых спортивных играх. «Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин .

Красный цвет – цвет власти, всего мистического, таинственного, ассоциируется с кровью и огнём. Его значения многообразны, а иногда и противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный может вызывать агрессию и ненависть» . «Красный символизирует могущество, порыв, часто вызывает волнение, беспокойство» . Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное.

Красный, по мнению Леонида Западенко, является основным геральдическим цветом . На знамени он символизирует борьбу, бунт, революцию. Интересно, что у многих племён Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали себя в красный цвет. Как указывает К. Роу «в древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины». Красный цвет – символ власти. В Византии лишь императрица могла носить красные сапожки» .

По большинству народных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. Чёрные глаза до сих пор считаются опасными, завистливыми. Л.Н. Миронова отмечает, что «в русском народном языке слово «чёрный» обозначает нечто старое, лишённое блеска, а также мрачное и невесёлое: чёрный юмор, «пить по-чёрному» .

Белый – духовный хранитель. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Э. Клессманн считал, что «…белый символизирует чистоту, однако он может вызывать ассоциации с грустью, трауром» . Он нравится людям разных типов и темпераментов. С точки зрения Макса Люшера «в христианстве белое обозначает родство с божеством» . В белом изображаются святые, праведники, ангелы.

Но белый цвет может иметь и противоположное значение: обозначать зло, страдание, смерть, болезнь. Он как бы поглощает все цвета и соотносится с пустотой, со смертью. Недаром наши предки одевали умерших в белые одежды и покрывали белым саваном. Некоторые племена Африки и Австралии раскрашивают тело белой краской в случае смерти близких . В Китае белый является цветом траура, белый траур в старину использовался и у славян. По мнению Мироновой Л.Н., «…в русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращёнными в потусторонний мир» .

Зелёный цвет у многих народов символизировал юность и веселье, хотя порой и недостаточное совершенство. По Э. Клессману зелёный олицетворяет надежду и, напротив, болезнь . Зелёный цвет действует как успокаивающе, так и угнетающе. С. Эйзенштейн так пишет о символике зелёного: «…цвет возрождения души и мудрости» . И не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости. У иранцев зелёный цвет ассоциируется с несчастьем, скорбью, потому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом».

Синий цвет во многих странах – символ верности и открытости, доброты и честности. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» . Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» .

Л.Н. Миронова пишет, что «в средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви» . Знак высокого происхождения – «голубая кровь» .

Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. отмечают: « В некоторых странах синий цвет имеет сходные с чёрным символические значения: считается траурным в Древнем Египте, французы называют ужас «синим страхом», а у славянских народов синий – цвет печали, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов .

Древняя символика цвета и её интерпретация в различных культурах подтверждается и в современных теориях, утверждающих, что цвет и эмоциональное состояние человека взаимосвязаны. Соответствие цвета и внутреннего состояния изучали немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель И. Гёте, швейцарский психолог М. Люшер, доцент кафедры социальной психологии Харьковской государственной академии культуры Базыма Б.А., психотерапевт Роу К. и другие. Исследования, проведённые российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и выбором им определённых цветов в качестве предпочитаемых.

В этой главе мы дали характеристики позитивных и негативных значений цвета, обобщили мнения психологов, историков и литераторов о соответствии цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

I .2 Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» в цвете

Цвет всегда имел и имеет большое значение в жизни человека, что находит отражение и в художественной литературе. Когда мы читаем какое-то произведение, в нашем воображении возникает картина происходящего со своими определёнными цветами. Цветовая гамма влияет на наше представление описываемых героев, окружающего их мира.

В произведениях Ф.М. Достоевского цвет имеет символическое значение и служит для раскрытия душевного состояния героев. В «Преступлении и наказании» различные цвета и их оттенки встречаются довольно часто, и это не может быть случайностью. Весь роман, на наш взгляд, подчинён основной мысли, которая раскрывается в теории Раскольникова. Идея деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» неразрывно связана с условиями жизни главного героя, с миром петербургских углов. Особую роль в произведении играет цвет.

Многие критики отмечают преобладание в цветовой гамме романа жёлтого цвета. Какова же его символика? В психологии жёлтый цвет, с одной стороны, ассоциируется с болезнью, если речь идёт о человеке, а с другой стороны, когда говорится о вещах, то жёлтый цвет напоминает что-то золотистое, солнечное, вызывает радостные эмоции. Но в романе «Преступление и наказание» жёлтый цвет в описаниях и людей, и вещей – это всегда болезненный цвет.

Жёлтый цвет очень импульсивный, подвигающий человека к действиям, активизирующий деятельность мозга. Этот цвет сопровождает Раскольникова на протяжении всего романа, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки – импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится очень активным.

У Раскольникова «исхудалое, бледно-жёлтое лицо» , комната его имела самый жалкий вид «со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями» . Достоевский сравнивает жалкое жильё главного героя с жёлтым шкафом. Настасья поставила перед Родионом, находящимся в болезненном состоянии «свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару» . Когда Родиону становится плохо, ему подают «жёлтый стакан, наполненный жёлтою водою» . «Жёлтый стакан», то есть давно не мытый, с налётом ржавчины, и жёлтая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием.

Гнетущее звучание приобретает само слово «жёлтый», видимо, потому, что в первой части романа его синоним – «жёлчный». Это слово писатель использует для описания внутреннего состояния героев, в данной ситуации оно имеет дополнительный смысл – злой, горький. «Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал. Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке» . Что-то гнетущее, назойливое слышится в этих фразах! Кажется, что перехватывает дыхание! Вслушаемся в описание жилья главного героя: «Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Здесь как бы слышится злобное шипение: тихий, но назойливый звук раздражает. Как же не сойти с ума в такой обстановке!

Учёные установили, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на самочувствие человека, причем по-разному: какой-то цвет угнетает, раздражает, вызывает депрессию, а какой-то, наоборот, успокаивает, снижает стресс, придает энергию и радость жизни. При достижении цветовой гармонии в интерьере человек начинает ощущать комфорт на подсознательном уровне . В противном случае возникает ощущение беспокойства, приходит раздражение, именно это, на наш взгляд, и происходит с Раскольниковым. Такая обстановка душит, давит, заставляет вынашивать чудовищные теории.

Представьте, что вы слышите однообразный, продолжительный звук. Кажется, что он проникает в тебя, заполняет каждую клеточку. Так же действует и обилие какого-то цвета: он будто накапливается внутри и оттуда угнетающе действует на мозг.

Жёлтый тон используется в описании помещений, внешности и других действующих лиц и создаёт атмосферу нездоровья, печали, нервного расстройства, общей подавленности. Алёна Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате её – «жёлтые обои» , «мебель из жёлтого дерева» , «картинки в жёлтых рамках» . В кабинете у Порфирия Петровича – казённая мебель «из жёлтого, отполированного дерева», да и лицо его «больное, темно-жёлтое» . У Катерины Ивановны – «бледно-жёлтое, иссохшееся лицо» , «отёкшее от постоянного пьянства, жёлтое лицо» у Мармеладова, в комнате Сони – «желтоватые обшмыганные и истасканные обои» , да и сама Соня «пошла по жёлтому билету» . У Петра Петровича Лужина был «большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с жёлтым камнем» . Эти детали отражают безысходную атмосферу существования действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.

Кроме того, здесь угадывается ещё одно значение жёлтого цвета: он напоминает нам солнце, а оно ассоциируется с властью, величием. Идея власти – основа теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими. К тому же действие романа происходит в Петербурге, а это город «золотого мешка».

Как истинно тонкий психолог, Ф.М. Достоевский сумел с помощью цвета показать атмосферу города: Петербург дан в жёлтых тонах. Раскольников, стоя на мосту, видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом» . Неожиданно она бросается в воду. В этой сцене воплощается мотив безысходности, когда человеку «уже некуда идти». Уныло и грязно смотрятся ярко-жёлтые домики на Большом проспекте, неподалёку от которого застрелился Свидригайлов.

Жёлтый цвет при чтении романа гнетёт нас, он зачастую показывает болезни, бедность, смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей «жёлтой каморке», перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешёвой гостинице, и в комнате его – все те же грязные, жёлтые обои .

Жёлтый цвет, ставший в романе грязным, – это затушёванные грязью жизни, способности и таланты, невостребованные человеческие возможности. Но Ф.М. Достоевский даёт нам понять, что его герои достойны нормальной жизни.

Таким образом, жёлтый цвет, преобладающий в описании героев и окружающих их предметов, создает впечатление всеобщей убогости и болезненности. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в «комнатах без форточек». Страшно за людей, живущих здесь. Всех их окружает подавляющая желтизна. Кажется, будто мы наблюдаем за героями через «жёлтые очки». Жёлтый цвет оказывает сильное воздействие на действующих лиц и читателя, является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев. Грязно-жёлтый, уныло жёлтый, болезненно жёлтый цвет вызывает подавленность, внутреннее угнетение, психическую неустойчивость.

Красный цвет тоже используется в романе неоднозначно, он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Связан он в основном с образом Раскольникова. В своём первом сне тот видит «больших, пьяных мужиков в красных рубахах» . У одного из них «мясистое, красное, как морковь, лицо» . Рядом сидит «бабёнка» в красном. Раскольников видит закат «яркого, красного солнца» . За полтора месяца до убийства Раскольников закладывает «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» – подарок сестры. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению, замечает «красные отвороты» на сапогах Мармеладова, в трактире показывает Заметову «красненькие кредитки». У Раскольникова, стоящего на мосту, «в глазах завертелись какие-то красные круги», и всё «завертелось и заплясало кругом» . Затем он увидел женщину, высокую, с платком на голове и с красноватыми, впавшими глазами, которая бросилась в канаву. То ли наяву, то ли во сне снова находясь в квартире старухи-процентщицы, Раскольников увидел «огромный, круглый, медно-красный месяц», который глядел прямо в окна. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, болезнь.

Ф.М. Достоевский использует красный цвет при изображении сцен жестокости, злобы. Эпизод убийства Раскольниковым старухи-процентщицы окрашен в кровавый цвет: «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана», «целая лужа крови», «красный сафьян», «красный гарнитур». Вытирая запачканные в крови руки, Родион думает: «Красное, ну а на красном кровь неприметнее» . В данном случае красный цвет означает начало активности: повышается пульс, учащается дыхание, поднимается давление. После первого удара топором по голове Алёны Ивановны к Раскольникову пришли силы, чувствуется животная жажда крови. Не случайно, что мужики из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, тоже были пьяные и красные. Если в начале романа квартирка Алены Ивановны описывается в жёлтом цвете, то после убийства приобретает красный оттенок, напоминающий цвет крови. В квартире стояла «значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном… Сверху, под белою простынёй, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром…» . Контраст жёлтого и красного оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.

Чаще красный, алый, багровый используются как цвета пошлой сытости: это и красные отвороты щегольских смазанных сапог хозяина распивочной; и багрово-красная дама, очень пышно одетая, какой-то «мюнхенский немец с красным носом». Но эта же краска выступает на лице влюблённого юноши во время его крайнего смущения: «красный, как пион, долговязо и неловко, вошёл стыдящийся Разумихин» .

Достоевский использует красный для изображения больных людей. У спившегося Мармеладова «красноватые глазки», «красные руки». Красные пятна постоянно выступали на лице Катерины Ивановны, болеющей чахоткой. В момент отчаяния Катерина Ивановна «обрядила» своих детей: «на мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собой турку. На Лёню костюмов недостало; была только надета на голову красная, вязанная из гаруса шапочка» . Свидригайлов наблюдает за мужиком «с чрезвычайно курчавою головой и с красным, воспалённым лицом» . Во время исповеди умирающего Мармеладова, описывая портрет Сонечки, использует «огненный» цвет. Здесь писатель смог передать вызывающую яркость вульгарного, кричащего наряда, подчеркнув нелепость его для данной обстановки и для самой его хозяйки – этого удивительно чистого и обречённого на позор существа.

В романе оттенки красного «скрываются» и в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – «перегоревший красный», пурпурный, багряный, а порфира – багряница. Таким образом, мы видим, что имя не случайно для того, кто будет «истязать» Раскольникова.

Цветовым является и имя самого Раскольникова. Родион по-гречески – розовый. Странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, желание уйти от реальности. И действительно в романе мы видим искренние, добрые поступки героя, что убеждает в чуткости и ранимости его души.

Таким образом, всё позитивное, радостное в жизни героев настолько затушёвано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное начало.

На фоне жёлтого и красного обособляется чёрный цвет. Но в романе, в отличие от общепринятого, чёрный цвет символизирует власть зла. Когда Раскольников поднимался по «чёрной» лестнице , «тёмной и узкой», в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли на убийство. Когда он приходит туда во второй раз, «два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты». Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул в тёмную, беспросветную ночь, в ночь, которая обрекает его на гибель. В видении Раскольников поднимался по «чёрной лестнице, совсем тёмной, а откуда-то доносился воскресный звон колоколов» .

Интересны глаза Раскольникова: «прекрасные тёмные», «чёрные воспалённые», «разгоревшиеся гневом чёрные глаза». Немного светлее, чем у брата, были глаза у Авдотьи Романовны: «глаза почти чёрные». Пётр Петрович чувствовал глубокое негодование против «чёрной неблагодарности», «чёрный змей ужаленного самолюбия всю ночь сосал его сердце», ведь он «думал их (Дуню и её мать) в чёрном теле попридержать».

Контрастный чёрному белый цвет – символ невинности, чистоты, но в то же время печали и скорби. У кроткой Сонечки были белокурые волосы, Лизаветта «вся белая как полотно», на шее Дуни «был повязан белый прозрачный шарфик», в шапку Лёни был «воткнут обломок белого страусового пера». Странно, что у Свидригайлова волосы такие же, «чуть-чуть разве с проседью». Можно сделать вывод, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.

Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мёртвую девочку «в белом тюлевом платье», лежащую на столе, который покрыт «белыми атласными пеленами», белый граденапль, белый густой рюш, мраморные руки, светлые волосы. Такого количества повторений не было даже в сцене убийства старухи-процентщицы! Особо нужно сказать о «белых и нежных нарцизах», склоняющихся на ярко-зелёных стеблях. Нарциссы – цветы скорби, их в некоторых странах возлагали на усопших. Стебли этих цветов «ярко-зелёные, тучные и длинные». Ярко-зелёный – цвет свободолюбивого, независимого человека. Видимо, такой была девочка, которую погубил Свидригайлов. Она не захотела жить с позором и предпочла умереть.

Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои. Это новые белые обои в старухиной квартире и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников… – намёк на возможное возрождение героя.

Остальные цвета в романе тоже не случайны. Зелёный цвет отличается от остальной цветовой гаммы произведения, выделяется своей свежестью, чистотой. Например, в первом сне Раскольникова мы видим «серенькое время», «удушливый день», чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, страшные рожи, а затем каменную церковь с зелёным куполом. Используя зелёный цвет в первом сне, автор подчёркивает, что доброта находится под покровом святости. Далее не раз зелёный показан как цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам».

Зелёный – цвет, дающий надежду на преображение. Зелени в произведении почти нет, хотя события происходят в июле. Ярким символом является зелёный драдедамовый платок. В него укуталась Соня после принесения себя в жертву ради ближних, словно желая найти покой под его покровом, ведь зелёный цвет – символ Богородицы. На последних страницах романа Сонечка опять появляется в зелёном платке. Она надевает его в остроге в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом: Раскольников понимает, что любит Соню, чувствует, что воскрес.

Дочь пожилой купчихи, которая приняла Раскольникова за нищего и дала ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Нельзя не провести параллель: купол церкви из сна Раскольникова, платок Сони, зонтик в руках девушки… Они являются защитой, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом. Да и дом, в котором жила Соня, был зелёного цвета.

Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, зелёная крона которого напоминает церковный купол, будто перенесённый в реальность. Здесь Раскольников приходит к мысли о «безобразности» его мечты.

Цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие – губительно сказывается на здоровье человека. Цвет – это жизнь. Сегодня многие учёные признают факт, что яркие краски мира необходимы человеку для здорового существования. Недостаток же цвета приводит к появлению «цветового голода», который оказывается причиной нервно-психических заболеваний. Именно это и происходит с Раскольниковым в Петербурге.

Знаменательно, что духовное «выздоровление» Раскольникова начинается в Сибири. Когда он посмотрел на противоположный берег, перед ним предстал пейзаж, в котором не было ни угнетающей желтизны, ни агрессивной красноты. В нём был только простор, переливающийся через край. И Раскольников наконец-то освободился от духоты тесных улиц, от мучительной тоски, сжимающей сердце. Он обрёл любовь и веру в благополучное будущее.

Очень резко на фоне болезненно-жёлтого, красного цвета выделяется цвет глаз у героев. Необычны они у Сони Мармеладовой: «Она была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» .

Голубой цвет символизирует бесконечность и верность. Внимательно созерцая этот цвет, можно ощутить, как возникает состояние умиротворения. Достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. По мнению психологов, голубому цвету часто отдают предпочтение люди, стремящиеся посвятить себя благородным делам и духовным достижениям. Именно благородство и самопожертвование Сонечки подчеркивает Достоевский голубым цветом глаз героини. Благодаря Соне в нераскаявшемся убийце происходит перелом.

В комнате Сони, кроме «желтоватых, обшмыганных и истасканных обоев», есть ещё одно цветовое пятно – синенькая скатерть . Считается, что человек, который предпочитает синий цвет, отличается рассудительностью, философским настроением. Софья – значит мудрая, а синий и голубой, цвета чистого неба, подчёркивают глубину её души. Грезившиеся Раскольникову «чудесная голубая вода» и «замечательные голубые глаза» Сонечки взаимосвязаны. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Как вода была спасением для него, так и Сонечка с её бездонными голубыми глазами необходима герою.

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но производят они совершенно иное впечатление. По словам автора, «смотрели они холодно, пристально и вдумчиво» . Это «были слишком голубые глаза, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен» . Можно сделать вывод, что, Ф.М. Достоевский по-разному использовал нюансы одного и того же цвета. Голубой цвет глаз порочного, внутренне опустошённого Свидригайлова приобретает странное, двойственное значение, дополняет характеристику негодяя и распутника. Голубой цвет его глаз употребляется со словом «слишком», что сразу настораживает. Сам Свидригайлов при этом со своими голубыми глазами выглядит отвратительно.

Голубой цвет используется и как средство усиления иронии в карикатурной сцене для описания туалета Луизы Ивановны – «пышной, багрово-красной дамы», хозяйки «благородного дома».

В романе встречается и серый цвет: такой была одежда, которую купил Разумихин для Раскольникова. Этот цвет характерен для человека, который боится громко заявить о себе. Герой же не таков, он не причисляет себя к «тварям дрожащим», поэтому не хочет не только носить такую одежду, но и примерить её. Да, герой хотел на время быть незаметным, но настоящая его цель – быть исключительным, может, потому он носил старую рыжую шляпу.

Серость в отношении к людям говорит об их никчемности, забитости, неспособности к проявлению и реализации самих себя. Пётр Петрович Лужин – человек весьма почтенный, но на самом деле пустой. Ф.М. Достоевский не раз подчёркивает его ничтожность, душевную несостоятельность. У него даже говорящая фамилия – Лужин, а ведь лужа бесцветна. Бесцветность и душевная пустота для писателя – одно и то же.

Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию, помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

Писатель воздействует на читателя через образ благодаря цвету. Он использует слова, которые помогают читателю представить то, что описывается в произведении, при этом накладывают свой отпечаток личность, мировоззрение, стиль автора. Результаты исследования символики цвета в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что выбор цветов в романе не должен рассматриваться в качестве случайного или малозначащего явления.

В произведениях Ф.М. Достоевского всевозможные образы-символы обретают особое значение, помогая в выражении позиции писателя. Не стал исключением в этом смысле и роман «Преступление и наказание».

Развивая психологическую драму Родиона Раскольникова, автор показывает цветовую гамму и цифровой ряд глазами героя. Совершив свое злодеяние, Раскольников постоянно выхватывает из окружающей его палитры жизни лишь доминирующие цвета: красный и желтый. Красный – кровь, желтый – золото, косвенная причина убийства.

«Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала».

«Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек с желтым стаканом, наполненный желтой водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула».

Эпизоды, где Раскольникову бросаются в глаза зловещие цвета, связаны с преступлением. Символика же цифр направлена на наказание, как бы подтверждая мысль Сонечки Мармеладовой о том, что единственный путь – вера и покаяние.

Чаще других в романе встречается цифра четыре, подразумевающая четыре стороны креста, святого раскаяния. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» — здесь как будто звучит мысль о том, насколько отчаянным, страшным путем хозяйка комнаты несет свой крест в помощь близким.

Комната Раскольникова также имеет четырехугольную форму, но это трудно назвать уникальным явлением, акцента здесь нет. Но относительно скоро появляется в романе еще один эпизод, подтверждающий присутствие символики: звучит повествование из Евангелия, описывающее чудесное воскрешение некоего Лазаря из Вифании. Казалось бы, история просто по случаю, но (!) Лазарь был воскрешен Христом через четыре дня после погребения. И сам Родион Раскольников приходит к Соне через четыре дня после совершения преступления…

Роман «Преступление и наказание» — история души, а не жизни. А так как автор, по-моему, достаточно доходчиво излагает нам эту историю, то, поставив себя на место главного виновника событий, мы можем ощутить давление цветов, неразрывно связанное с запятнанной совестью и ужаснувшимся воображением.

Наш слух, как и слух Раскольникова, станет «вылавливать» лишь слова, имеющие непосредственное отношение к совершенному нами преступлению; характер станет мнительным и беспокойным, всюду будет мерещиться близкое разоблачение…

Но – что любопытно! – символика цветов мы ощущаем как бы через Раскольникова, а символику цифр – через автора. Ведь, если можно так выразиться, на преступление Родион Романович решился будто бы «без участия» Ф.М.Достоевского, а к перемене мировоззрения и к началу новой жизни был, по-моему, приведен именно им.

Итак, Ф.М. Достоевский нашел очень интересный психологический подход к читателю с помощью знаков и символов. Это вносит в сюжет некоторую загадку, которую после прочтения романа и осознания сути происходящего с некой ноткой здравого рассуждения можно разгадать.

1. Л юбовь в раннем творчестве.
2. Муза Маяковского.
3. Публичность чувства.

Любить — это с простынь,
бессонницей рваных, срываться,
ревнуя к Копернику, его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая своим соперником.
В. В. Маяковский

Любовная лирика занимает не последнее место в творчестве В. В. Маяковского, которого мы привыкли воспринимать как поэта революции и мастера агитационных лозунгов. Поэма «Облако в штанах» (1915) — любовная и посвящена неразделенному чувству к не пришедшей на свидание героине М. А. Денисовой, в которую он был влюблен в Одессе. В названии заключена метафора нежной мужской души. Удивительно, но многие годы эту поэму считали революционной, антибуржуазной. Но вовсе не недовольство общественными порядками заставляет героя проклинать мир, а самая простая ревность. Напряженный герой ждет любимую с четырех до десяти часов, она в конце концов приходит и говорит, что выходит замуж. «Пожар сердца» превращается в месть за то, что отняли любовь

Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
...Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

Большинство стихотворений любовной тематики посвящено Л. Брик, с которой Владимир Владимирович познакомился в 1915 году. Она стала значимой фигурой в его жизни. Никто больше — ни Т. А. Яковлева, ни В. Полонская — не занял в сердце поэта такое место, как она. На долгие годы женщина стала музой Маяковского. Ей поэт посвятил первый том собрания сочинений, вышедший в 1928 году. «Кроме любви твоей, мне нету солнца... / мне писал Маяковский в стихотворении «Лиличка! Вместо письма».

«Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», — говорил В. Б. Шкловский о Брик.

Встреча была судьбоносной, брак Лили с О. Бриком был скорее нежной дружбой, чем страстной любовью. Маяковский обрушил на возлюбленную свое безмерное необузданное чувство, сопровождаемое ревностью, вполне обоснованной в сложившемся любовном треугольнике.

Двенадцать
квадратных аршин жилья.
Четверо
в помещении —
Лиля,
Ося,
я
и собака
Щеник...

Вот в таких условиях существовала любовь, и создавались стихи Маяковского. Он не хотел делить любимую женщину ни с кем, но был обречен делать это. Как метко было замечено, его лирика питалась от несчастной любви.

Не всегда можно говорить об абсолютном совпадении лирического героя стихов с автором, но в данном случае нет подмены — мы читаем о том, что действительно чувствовал Маяковский, а не отвлеченный лирический герой. Любовь его настолько велика, что венчает короной в веках любимую.

Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои —
радугой судорог.

Любовь Маяковского — это чувство, которому неведом покой: «надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие». Она кричит вся, то от восторга, то от боли, поэт выплескивает эмоции, не сдерживая и не скрывая их. Он — максималист, поэтому никаких полутонов в чувствах. Или любит, или нет, или сейчас, или никогда. Любовное чувство у Маяковского приобретает необычные формы: от беззащитного «смирного любеночка»:

Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любеночек —

до поражающей своими размерами любви-громады, которая то ли любовь, то ли ненависть, то отчаяние, то нежность:

Больше чем можно,
больше чем надо —
будто
поэтовым бредом во сне навис —
комок сердечный разросся громадой:
громада любовь,
громада ненависть.

Конечно, такой романтик, как Маяковский, понимающий «язык трамвайский» и умеющий сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб», и не мог любить иначе. Он дерзко заявлял о своей любви всему миру. От его любви, обрушивающейся как водопад, от такого бурного проявления чувств Брик уставала, что заставляло поэта метаться, теряться и переживать. Это чувство к ней было очень неровным, у них так и не получилось создать модель современной семьи без предрассудков — без ревности, без зависимости друг от друга, свободной от влияния быта. Отношения же с парижанкой Яковлевой, по словам окружающих, были спокойными, но недолгими. Говорят, что выехать в Париж повторно ему не удалось не без помощи Бриков (Лиля была в бешенстве, обнаружив стихотворение к сопернице), а Яковлева вскоре вышла замуж. Остались строки, посвященные ей. В них слышны нотки счастья.

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи...

Маяковский был таким человеком, который не мог держать чувства в себе, выплескивал их в своих стихах и ввиду своей публичности делал достоянием общественности. Ведь это было не просто интимное чувство, а чувство поэта-гражданина. Гиперболизация чувства характерна для всего творчества Маяковского, и любовная драма приобретает в таком ракурсе характер общественный. Таким образом, по словам исследователя С. Л. Страшнова, поэт приобщался «к цельному целому — массе или народному единству, каким бы отвлеченным и иллюзорным оно ни было. Отсюда.., стремление Маяковского всячески социализировать ее (любовную лирику), превращая любовь из личного чувства в общественную тему». Поэма «Люблю», написанная в 1921—1922 годах, говорит о том, что любовь занимает важное место в жизни человека, она дана каждому, но мало кто замечает, что со временем сердце черствеет и «любовь поцветет, поцветет — и скукожится». Чтобы сохранить любовь, поэт прячет ее в любимую.

Любовь
в тебя —
богатством в железо —
запрятал,
хожу
и радуюсь Крезом.

Заканчивается поэма выводом, что его любовь неподвластна времени. Это самые позитивные строки Маяковского о любви.

Наполненная лиризмом поэма «Про это» раскрывает перед нами муки ревности, страдание от несчастной любви. Обозначив основную тему поэмы — «по личным мотивам об общем быте», поэт рассуждает о морали, быте и любви нового человека. Его лирический герой борется за идеальную любовь. Критики называли поэму чувствительным романом, над которым плачут гимназистки, в то время как автор говорил о своей идее прямо — это поэма, построенная на ассоциациях, о том, как быт опошляет отношения мужчины и женщины. Поэт полагал, что в жизни нового человека любовь должна быть очищена от мещанства.

«Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем» — так говорил Маяковский о любви, вечной теме художественных произведений.

В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед со­бой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному пере­устройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви.

Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра­гическое звучание этой темы. В поэме «Человек» - страдания человека, пережив­шего неразделённую любовь.

«И только боль моя острей - стою, огнём обвит, на несгорающем костре немыслимой любви».

Во всех стихотворениях Маяковский выступает как существо страдающее, моля­щее о любви («Лиличка!», «Люблю»), Но уже в поэме «Облако в штанах» вечная тема любви выражается яростно, страстно. «Громада-любовь», «громада-ненависть». В «Об­лаке» крик «долой вашу любовь!» сливается с криками «долой ваше искусство!», «до­лой ваш строй!», «долой вашу религию!» Идея поэмы, её пафос - в безоговорочном отрицании буржуазных отношений, в чём бы они ни проявлялись, и в утверждении ве­личия человека, мечты о всечеловеческом счастье.

«Кому это интересно, что - «Ах, вот бедненький! Как он любил и каким он был несчастным»?

Он издевался над теми, кто «выпячивают, рифмами пиликая, из любвей и Соловьёв какое-то варево». Однако при всем этом он боролся не против самой темы любви в поэзии, а против опошления этой темы, против превращения её в средство только личных переживаний.

Его лирика, в том числе любовная лирика, не представляет чего-то обособ­ленного от всего, что писал поэт. Она так же, как и его поэтическая публицисти­ка, сатира, насыщена социальным, политическим содержанием. У Маяковского появление той или иной темы всегда было отражением жизненной необходимо­сти, общественной потребности. Именно так возникла у него тема поэмы «Люб­лю». Революция, в корне изменившая общественные отношения между людьми, подсказывала необходимость переустройства и личных отношений. Поэт осужда­ет отношения любви, установившиеся в обывательской среде, где «между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва» и где «любовь поцветёт, поцветёт и скукожится». Он противопоставляет ей любовь своего серд­ца. Его любовь иная: она огромна, сильна, нерушима. Конец поэмы звучит тор­жественным гимном искренности, глубине и постоянству любовного чувства.

«Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих строкоперстый, клянусь - люблю…»

Содержание поэмы, основанное на возвеличивании любви, было продиктова­но не только мотивами общественного характера, но и личными мотивами. Это соединение личного и общественного проявилось и в поэме «Про это». Основной конфликт в поэме между лирическим героем, борющимся за новые отношения в общественной и личной жизни, и миром лицемерства, окопавшегося в быту. Про­исходит столкновение «любви-громады» нового человека с «цыплячьей любовью» мещанина:

«Так что ж? Любовь заменяется чаем? Любовь заменяется штопкой носков?»

Трагедия в том, что любимая женщина оказалась в мире мещанства. Сталки­ваются два мира. Переживания поэта носят интимный характер: «В постели она. Она лежит». Единственная связь - телефон. Добела раскалённый аппарат под­чёркивает остроту переживаний поэта. В поэме не исключается возможность вза­имной любви, нужно только укоротить свою «громаду-любовь», стать мещани­ном «пролезть петушком в их быт, в их семейное счастье». Но это означало бы задушить в себе человека, капитулировать перед карликом-мещанином. Страст­но и гневно звучат слова:

«…не приемлю, ненавижу это всё. Всё, что в нас ушедшим рабьим вбито, всё, что мелочинным роем оседало и осело бытом даже в нашем краснофлагом быте».

Человек, ломавший прогнивший мир, поверивший в осуществление цели: «Чтоб вся первый крик: «Товарищ!» - оборачивалась земля!» - не мог ми­риться ни с чем, что грозило возвращением в прошлое.

Два письма - «Татьяне Яковлевой» и «Товарищу Кострову из Парижа о сущ­ности любви». В личном конфликте раскрыты черты человека-гражданина и пат­риота. Любовь - это титаническое напряжение сил, в котором соперником явля­ется сам Коперник.

«Любовь - это жизнь», - говорил Маяковский. Любовь рождает поэтиче­ское слово, она активна. Любить - значит уметь ненавидеть всё, что мешает вос­принимать мир как счастье.

«Нам любовь не рай да кущи, нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор».
    • В дореволюционном творчестве Маяковский отвергает мир буржуазии и созданное ею лживое общество. Он буквально врывается в литературу, отказавшись от подражаний и избитых шаблонов. Его ранние произведения кардинально отличаются от общепринятого представления о поэзии. Первые стихи Маяковского опубликованы в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (1912). В предисловии к первому изданию поэмы «Облако в штанах» поэт в свойственной ему манере определил смысл своего произведения: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше […]
    • Поэтическое бунтарство Маяковского было связано с его принадлежностью к русскому футуризму рубежа XIX–XX веков. В России в декабре 1912 года был опубликован первый манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В нем они призывали «сбросить с парохода современности» не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они объявляли «непреодолимую ненависть к существующему до них языку», требовали «увеличение словаря в его объеме […]
    • Владимир Маяковский всегда очень серьезно относился к своему поэтическому труду. Он написал две статьи «Как делать стихи?» и «Два Чехова», которые имели программно-манифестный характер. В этих статьях Маяковский указывает на новые черты в современной поэзии. Поэтическое новаторство Маяковского было связано поначалу с его принадлежностью к русскому футуризму. В первом манифесте этого направления «Пощечина общественному вкусу», созданном Маяковским в 1912 году вместе с Д. Бурлюком, А. Крученых и В. Хлебниковым, […]
    • Новаторство в творчестве Маяковского критики неизменно связывают с принадлежностью поэта к русскому футуризму. При этом из всех будетлян (так называли себя представители данного направления в литературе) Маяковский прославился больше всех. В декабре 1912 года в России увидел свет первый манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Авторами декларации русских футуристов стали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский и В. Хлебников. В ней молодые бунтари призывали «сбросить с парохода современности» […]
    • В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму «Люблю». В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви […]
    • Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля! Дай исцелую твою лысеющую […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
    • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
    • Поэма «Василий Теркин» - поистине редкая книга План: 1. Особенности военной литературы. 2. Изображение войны в поэме «Василий Теркин». а) «Василий Теркин» как Библия фронтового человека. б) Черты характера Теркина в русских бойцах. в) Роль героя в воспитании патриотического духа солдат. 3. Оценка поэмы критиками и народом. За долгие четыре года, в которые продолжалась война между СССР и фашистской Германией, было написано немало литературных произведений, по праву вошедших в сокровищницу русской […]