Кто такой Владимир Георгиевич Титов? Семейное положение Титова.

Космонавт России. Полковник Военно-Воздушных Сил России. Родился 1 января 1947 года в городе Сретенск, Читинской области. Женат на уроженке Ивановской области Александре Козловой. Они имеют двоих детей. Увлекается тенисом, охотой, любит проводить время со своей семьей. Его мать, Вера Титова , живет в Звездном Городке. Его отец Георгий Титов умер в 1961 году.

В 1965 году окончил среднюю школу, в 1970 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище, в 1987 году окончил Военно-Воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.

В 1966 году Владимир Титов поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище и окончил его в 1970 году. До 1974 года он служил в училище инструктором, отвечал за подготовку двенадцати курсантов. Позднее он служил командиром звена в полку, в котором проходили летную практику космонавты. Освоил 10 типов самолетов, провел в воздухе 1400 часов, имеет квалификацию "Военный летчик 1 класса" и "Летчик-испытатель 3 класса".

В 1976 году Владимир Титов был отобран в отряд космонавтов, в 1981 году стал готовиться вместе с Генадием Стрекаловым. Они были дублирующим экипажем корабля Союз Т-5 в 1982 году и Союз Т-9 в 1983 году. Участник трех космических полетов, Титов был командиром корабля Союз Т-8, Союз Т-10 в 1983 году и Союз ТМ-4 в 1987 году. Провел 13 часов 47 минут в открытом космосе, в космических полетах пробыл 367 дней, 23 часа, 2 минуты и 18 секунд (Включая аварийный полет на корабле Союз Т-10).

В свой первый космический полет Титов отправился 20 апреля 1983 года, как командир корабля Союз Т-8. Он и Стрекалов были специально подготовлены к ремонту неисправной солнечной батареи станции Салют-7. Корабль должен был состыковаться со станцией, но после корабля выхода на орбиту антенна системы сближения полностью не развернулась. Было совершено несколько резких маневров, но мачта не развернулась. Позднее послеполетное расследование показало, что антенна была оторвана при отделении обтекателя. С разрешения Центра Управления Полетом экипаж попробовал состыковаться используя данные наземных радаров и непосредственно наблюдая станцию. Во время окончательного сближения, которое происходило в темноте, Титову показалось, что скорость сближения слишком велика. Поэтому он предпринял тормозной маневр, но заметил, что корабль и станция по прежнему сбижаются слишком быстро. Чтобы избежать аварии он прекратил стыковку. Больше попыток они не делали, и три человека вернулись на Землю, проведя в полете 2 дня 17 минут 48 секунд.

27 сентября 1983 года Титов и Стрекалов должны были лететь на корабле, который должен быть Союз Т-10. Но за 90 секунд до старта не закрылся клапан в топливопроводе, за минуту до старта это вызвало пожар в нижней части ракеты-ностителя. Пламя быстро охватило ракету, автоматическая система спасения не сработала, так как электрические провода этой системы перегорели. Два члена стартового персонала остановили запуск, послав с пускового поста команду по радиоканалу. Это произошло через двенадцать секунд после возникновения пламени. Спускаемый модуль корабля Союз был резко уведен системой аварийного спасения, и после пергрузок в 15-18 g экипаж благополучно приземлился на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась через несколько секунд после отделения корабля. Медицинская проверка показала, что два члена экипажа за время короткого полета, длившегося 5 минут 30 секунд, не получили телесных повреждений.

В дальнейшем Титов был назначен командиром корабля Союз ТМ-2. Он и бортинженер Александр Серебров должны были совершить первый длительный полет на станции Мир. Но за шесть дней до старта, они были заменены дублирующим экипажем, по причине сомнений в здоровье Сереброва. Титов продолжил подготовку к длительному полету и в апреле 1987 года был введен в экипаж с Мусой Манаровым. Позднее в том же году, продолжая работу в Центре Подготовки Космонавтов, он окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина.

Следующим его назначением было место командира корабля Союз ТМ-4, который был запущен 21 декабря 1987 года. Вместе с Мусой Манаровым и Анатолием Левченко он встретился со станцией Мир и ее экипажем. После короткого периода совместной работы Романенко, Александров и Левченко, передав станцию Титову и Манарову, вернулись на Землю. Они начали большую программу научных экспериментов и наблюдений и принимали экспедиции посещения, которые прибывали на кораблях Союз ТМ-5 и Союз ТМ-6. После окончания экспедиции Союз ТМ-6 один из членов его экипажа, врач Валерий Поляков, остался на станции с Титовым и Манаровым.

26 февраля два космонавта совершили выход в открытый космос длительностью 4 часа 25 минут, в течении которого они удалили одну секцию солнечных батарей и установили другую. Они также проверили грузовой корабль Прогресс 34, установили некоторые новые приборы для научных экспериментов и сняли образцы материалов, которые находились в открытом космосе.

30 июня 1988 года они предприняли попытку отремонтировать рентгеновский телескоп "Рентген". Телескоп не был разработан с учетом возможности ремонта или замены, поэтому работы в открытом космосте были трудными. Для того чтобы открыть дефектный блок рентгеновского детектора, необходимо было снять 20 слойное термоизолирующее покрытие, при этом космонавты вынуждены были несколько раз останавливаться и отдыхать, так как они не могли закрепить себя и должны были крепко держать друг друг, чтобы не двигаться. Их большие перчатки делали операцию вытаскивания мелких болтов очень трудной, она заняла 90 минут вместо 20. Когда специальный ключ, который они использовали, неожиданно сломался, работы были остановлены, и космонавты вернулись в станцию. Время пребывания в открытом космосе составило 5 часов 10 минут.

20 октября 1988 года ремонт был успешно завершен, и рентгеновский телескоп возобновил работу. Перед возвращением в станцию космонавты установили точки крепления, которые предназначались для использования при совместном советско-французском выходе в открытый космос, установили коротковолновую антенну и взяли пробы пленки, которая образовалась на одном из иллюминаторов. Выход в открытый космос длился 4 часа и 12 минут. После этого космонавты продолжили выполнение программы экспериментов и наблюдений. В ноябре 1988 года они приняли экипаж совместной советско-французской экспедиции. После трех недель совместной работы Титов и Манаров вместе с французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном вернулись на Землю. Титов и Манаров вернулись на Землю после полета длившегося 365 дней 22 часа 39 минут установив новый рекорд и впервые пробыв в космосе более года.

28 октября NASA объявило, что космонавт, имеющий опыт космических полетов, полетит на борту многоразового корабля в полете STS-60. Титов был одним из двух кандидатов, выбранных Российским Космическим Агенством для тренировок в Космическом Центре имени Джонсона. В апреле 1993 года его назначили дублером Сергея Крикалева, который полетел в полете STS-60, первом совместном американо-советском полете на многоразовом корабле (3-11 февраля 1994 года). В сентябре 1993 года Титов был выбран для полета STS-63, а Крикалев был назначен его дублером.

2-11 февраля 1995 года Титов участвовал в полете STS-63 на корабле Discovery , первом полете по новой совместной российско-американской программе. Среди целей полета были: сближение со станцией Мир, работы в модуле Spacelab, запуск и возвращение аппарата Spartan 204. За время этого полета Титов пробыл в космосе 198 часов 29 минут.

Полковник Титов участвует в полете STS-86, седьмом полете многоразового корабля со стыковкой с российской космической станцией Мир. Старт состоялся 25 сентября 1997 года.

Титов удостоен звания "Герой Советского Союза", награжден двумя Орденами Ленина (в 1983 и 1988 годах). В 1988 году Франция удостоила его титулом Командир Легиона Славы, и в 1990 году Муса Манаров и он были награждены медалью U.S. Harmon Prize, первые советские граждане получившие такую награду, в честь признания их мирового рекорда по продолжительности полета.

> > > Титов Владимир Георгиевич

Титов Владимир Георгиевич (1947- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №54;
Космонавт мира: №118;
Число полетов: 4;
Продолжительность : 387 суток 00 часов 48 минут 33 секунды;
Число выходов в открытый космос : 4;

Владимир Титов – 54-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз, Салют, Мир, Атлантис.

– 54 космонавт СССР и 118 космонавт мира.

Владимир Георгиевич - знаменитый космонавт СССР, четыре раза летал в космос. Продолжительность всех его полетов составила 387 дней, совершил четыре выхода в открытый космос (общее время всех работ составила почти 19 часов).

Родился Владимир Георгиевич 1 января 1947 года в небольшом городке Сретенск Читинского края. В 1954 году начал учиться в школе №2 города Борзна (Украина Черниговская область). После окончания 11 классов школы поступил в Черниговское военно-авиационное училище имени Ленинского комсомола. По окончанию училища получил диплом летчика-инженера. В 1974 году закончил вечерний марксистко-ленинский Университет. В период с 1984 по 1987 годы проходил специальную подготовку в заочном отделений ВВА имени Гагарина. По окончанию ему была присвоена специальность «офицер по руководству боевыми действиями».

Космос

Медицинскую комиссию прошел в ЦВНИАГ и получил 6 апреля 1976 года допуск летной комиссии к тренировкам. 23 августа того же года по приказу командующего военно-воздушных сил номером 686 был определен в отряд космонавтов на должность слушателя.

В период январь-июль 1977 посещал занятия в 267 центре, который занимался испытанием летной техники и параллельно готовил летчиков-испытателей. Сам центр располагался в городе Ахтубинске. Это ему было необходимо для получения квалификации летчика-испытателя. Эта квалификация помогла ему получить доступ для проведения работ по программе «Буран».

В период с сентября 1982 по апрель 1983 года Владимир Георгиевич в роле командира основного экипажа КК «Союз Т-8» проходил тренировки по программе экспедиции на орбитальную станцию «Салют-7». В рамках подготовки он работал вместе с Геннадием Стрекаловым, Ириной Прониной и Александром Серебровым.

Первый полет

Свой первый полет в космическое пространство Владимир Георгиевич (позывной Океан-1) совершил в период 20-22 апреля 1983 года в роли командира корабля "Союз Т-8", его спутниками были Стрекалов и Серебров. В рамках программы должна была произойти стыковка с ДОС "Салют-7", однако стыковка не удалась из-за неисправности системы стыковки "Игла".

Второй полет

Второй полет Титова длился с декабря 1987 года по декабрь 1988 года, где он в роли командующего 3-й основной экспедиции совершил полет на станцию Мир. Его спутниками были Манаров и Левченко. Время пребывания на станции составило 365 дней 22 часа.

Третий полет

Третий полет - в роли специалиста по полетам шаттла Discovery STS-63, был им совершен в феврале 1995 года. Программа полета включала приближение к станции Мир на расстояние 10 метров. Время полета составило 8 дней 6 часов.

Четвертый полет

Четвертый полет - в роли специалиста по полетам шаттла Atlantis STS-86, был им совершен в сентябре-октябре 1997. Основной целью полета была стыковка с орбитальной станцией "Мир". Общее время полета составило 10 дней 19 часов.

Личная жизнь

Отец - Титов Георгий Васильевич (1907 – 1961 гг.), участник Великой Отечественной войны, полковник запаса.

Мать - Титова (Сыроед) Вера Евдокимовна (1920 г.р.), на пенсии.

Жена - Титова (Козлова, Хулова) Александра Рюриковна (1955 г.р.), сотрудница НПО «Конус».

Дочь - Титова Марина Владимировна (1975 г.р.).

Сын - Титов Юрий Владимирович (1985 г.р.).


Титов Владимир Георгиевич - командир космических кораблей (КК) "Союз ТМ-4", "Союз ТМ-6" и 3-й основной экспедиции орбитального научно-исследовательского комплекса "Мир", лётчик-космонавт СССР, полковник.

Родился 1 января 1947 года в городе Сретенск Читинской области в семье служащего. Русский. Член КПСС с мая 1971 года. В 1965 году окончил 11 классов средней школы № 2 города Борзна Черниговской области Украины.

В Советской Армии с июня 1966 года. В 1970 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков, в 1987 году - Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина.

В отряде космонавтов с августа 1976 года. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полётам на КК типа "Союз", "Союз Т" и на орбитальных станциях типа "Салют" и "Мир".

20-22 апреля 1983 года подполковник Титов В.Г. в качестве командира КК "Союз Т-8" совместно с бортинженером Стрекаловым Г.М. и космонавтом-исследователем Серебровым А.А. осуществил свой первый полёт в космос. Программа полёта предусматривала стыковку КК "Союз Т-8" с орбитальным космическим комплексом "Салют-7" - "Космос-1443" и выполнение на борту пилотируемого комплекса ряда научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Но вследствие появления отклонений от предусмотренных режимов сближения Центр управления полётом принял решение стыковку КК "Союз Т-8" с орбитальным космическим комплексом отменить…

26 сентября 1983 года В.Г. Титов и Г.М. Стрекалов готовились к полёту на КК "Союз Т-10/1". Но, а несколько секунд до старта, из-за пожара ракеты-носителя, сработала система аварийного спасения. Спускаемый аппарат с космонавтами благополучно приземлился недалеко от стартового стола…

Второй космический полёт лётчик-космонавт СССР, полковник Титов В.Г. совершил с 21 декабря 1987 года по 21 декабря 1988 года, продолжительностью 365 суток 22 часа 38 минут 57 секунд. В качестве командира КК "Союз ТМ-4" он стартовал совместно с космонавтом-испытателем М.Х. Манаровым и космонавтом-исследователем А.С. Левченко, а затем после стыковки с орбитальным научно-исследовательским комплексом "Мир", - возглавил 3-ю основную экспедицию. За время пребывания на орбите была выполнена большая программа научных экспериментов и наблюдений, осуществлён приём экспедиций посещения, прибывших на КК "Союз ТМ-5" и "Союз ТМ-6". 26 февраля, 30 июня и 20 октября 1988 года В.Г. Титов выполнил три выхода в открытый космос. По окончании экспедиции КК "Союз ТМ-6" один из членов его экипажа, врач-исследователь В.В. Поляков, остался на станции с В.Г. Титовым и М.Х. Манаровым. В ноябре 1988 года экипаж 3-й основной экспедиции принял советско-французской экипаж, прибывший на КК "Союз ТМ-7" в составе командира А.А. Волкова бортинженера Крикалёва А.К. и космонавта-исследователя гражданина Французской Республики Жан-Лу Кретьена. После трёх недель совместной работы советские космонавты Титов и Манаров, установив рекорд более чем годового пребывания на околоземной орбите, вместе с французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном возвратились на Землю на КК "Союз ТМ-6".

За успешное осуществление длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе "Мир" и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988 года лётчику-космонавту СССР полковнику Титову Владимиру Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11590).

Осенью 1992 года В.Г. Титов начал подготовку к полёту на американском космическом челноке - "шаттл" по программе "STS-60" в Космическом центре NASA имени Л. Джонсона в городе Хьюстоне, штат Техас (США).

Третий космический полёт В.Г. Титов совершил с 3 по 11 февраля 1995 года в качестве специалиста полёта шаттла "Discovery STS-63". Программа полёта включала сближение с орбитальным комплексом "Мир" на расстояние до 10 метров.

С 29 сентября по 6 октября 1997 года полковник Титов В.Г. совершил четвёртый полёт в космос в качестве специалиста полёта шаттла "Atlantis STS-86". В ходе полёта осуществлена стыковка с орбитальным комплексом "Мир", а 1 октября 1997 года В.Г. Титов выполнил выход в космос с борта шаттла.

С 20 августа 1998 года полковник Титов В.Г. - в запасе. После увольнения из армии и отряда космонавтов, работал начальником управления пилотируемых программ в ГКНПЦ имени Хруничева. В июне 1999 года назначен директором подразделения компании "Boeing Space & Communications" по России и странам СНГ. Живёт в городе-герое Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями, иностранными наградами: орденами Георгия Димитрова (Болгария), "Солнце Свободы" (Афганистан), Почётного легиона (Франция), 2 медалями НАСА "За космический полёт" (NASA Space Flight Medal).

Примета нашего времени – это непостоянство. Все стремительно меняется, мельчает и девальвируется. На первый план выходит материальное благосостояние. О Родине, долге и чести вспоминают все реже и как то мельком. А время определяют, как известно люди. Это аксиома, которая не требует доказательств.
Уходит поколение победителей. Они наполнили энергией Победы нашу многострадальную землю, подняли страну из руин, полетели в космос. Голодали, теряли близких, но не сдались. Не разменяли жизнь по мелочи. И главное, что отличает их от нас современных – превалирование интересов страны над личными интересами. Это самопожертвование и легло в фундамент могущества страны СССР. Благами, созданными поколениями победителей, пользуемся мы и сейчас. Нужно помнить об этом всегда.
На 70 лет хватило энергии Победы.
Вновь поднимает голову милитаристское племя. Кто им будет противостоять? Сможет ли нынешнее «компьютерное поколение», так же, как деды и прадеды, в полный рост стать на встречу общей беде? И кто является моральным ориентиром для нынешней молодежи?
На старом Блонском кладбище, что рядом с Марьиной Горкой, под сенью вековых тополей стоит ухоженная стела с красной звездой. Табличка на памятнике сообщает, что здесь упокоился прах Героя Советского Союза Титова Валентина Георгиевича. Годы жизни - 1919-1951г. Эта информация послужила отправной точкой для начала поиска информации о жизни Героя Советского Союза. Автором были изучены многочисленные справочники и энциклопедии по данному вопросу. Некоторые сведения удалось почерпнуть из бесед с директором Пуховичского краеведческого музея Прановичем А.А. Постепенно, информация накапливалась. Сложилась картина яркой, но короткой жизни достойного сына своей страны.
С маленькой черно- белой фотографии смотрит на читателя молодой гвардии подполковник. Подтянутая, напряженная как струна фигура. Вся грудь в боевых наградах. Правильные, аристократические черты лица, твердый подбородок. Выдают глаза. В них железная воля, боль, может быть отсутствие жизненного огня. Такие глаза у людей вернувшихся с войны. Это и есть Валентин Георгиевич Титов. На фото ему около 30 лет.
Начало пути
В соответствии с официальной биографией, родился Валентин Георгиевич Титов 22 апреля 1919 года в городе Смоленске в семье рабочего-слесаря. В середине 20 - х семья переезжает в Ростов. По некоторым источникам, отец будущего героя добровольцем идет служить в Красную армию. В учетно- послужной карточке офицера Титова В.Г. в графе «социальное положение и происхождение» значится – служащий из рабочей семьи.
В 1937 молодой человек получает полное среднее образование и поступает в Харьковское военно-медицинское училище. Курсант показывает хорошие результаты в учебе и оканчивает училище с отличием. Там же в училище происходит знакомство с будущей женой Александрой Ильиничной, урожденной Григорьевой. Она была родом из далекого города Чита. Юношеская влюбленность перерастает в любовь, которую герои нашего повествования пронесут сквозь тяжелые военные и послевоенные годы.
В некоторых источниках автор встречал информацию о том, что будущий Герой Советского Союза на последнем курсе перевелся в Харьковское пехотное училище, но документы этот факт биографии не подтверждают.
Грянула война
Первое боевое крещение военфельдшер Титов получил в боях под Халхин-Голом. Вместе с ним оказывала помощь раненым бойцам и жена - Александра Ильинична – выпускница Харьковского военно-медицинского училища. После Халхин –Гола была непродолжительная служба в составе войск Дальневосточного фронта. А дальше грянула война.
Боевой путь старшего лейтенанта медицинской службы Титова начался в октябре 1941 с боев под Москвой, где в ноябре 1941 он получил первое ранение. На больничной койке лейтенант Титов не раз вспоминал свою любимую Сашу, которая подарила ему в этот тяжелый для страны год дочь Валентину.
Первая почетная солдатская награда – медаль « За отвагу» находит героя в боях за Можайск в январе 1942 года. Так из воспоминаний однополчанина лейтенанта Ярцева стало известно, что под Москвой батальон попал в окружение. Из офицеров остался только военфельдшер Титов, который и взял командование на себя. Остатки батальона прорвали немецкое окружение и вышли к своим. После этих событий Титов был назначен командиром стрелковой роты.
Случалось в боевой обстановке всякое. Убило командира, управление брал на себя старший по званию, зачастую комиссар. В данном случае – военфельдшер. Так, за годы войны более 150 рядовых дослужились до командира полка. Боевая обстановка требовала.
Из наградного листа: « При взятии Можайска, товарищ Титов проявил исключительную храбрость и бесстрашие. Лично забросал гранатами немецкий солдат, засевших в подвале, при чем, двое уцелевших пытались оказать сопротивление и открыли огонь из автоматов. Товарищ Титов, презирая смерть, ворвался в подвал и из револьвера уничтожил противника. В боях за город лично из пулемета уничтожил автоматчика, засевшего на чердаке». И все эти подвиги совершил молодой человек в возрасте 23 лет.
Далее боевые пути 6-го Гвардейского мотто-стрелкового полка 3 –й мото-стрелковой дивизии 5- армии Западного фронта пролегли по дорогам Смоленщины.
В результате успешных боев в марте 1943, было освобождено 7 населенных пунктов, гвардии капитан Титов представлен к ордену Отечественной войны 1 степени. В том числе за освобождение батальоном капитана Титова 823 мирных жителей, предназначенных для отправки в Германию. На наградном листе красным карандашом написано - Красная звезда. Сложное было время. Награды давали скупо.
В один из немногих периодов затишья произошел такой случай. Немецкие разведчики проникли на КП батальона. Улучили момент, когда солдат охранения отошел по естественным нуждам и связали сонного комбата. Солдат услышал топот убегающих врагов и крик комбата «Стреляй»! Солдат выпустил две очереди из автомата, убил одного и ранил другого немецкого разведчика. Ни одна пуля не зацепила Титова. Судьба дала шанс молодому комбату.
В июне 1943 командир 2-го мотострекового батальона 17-й Гвардейской Механизированной бригады 6-го Гвардейского Механизированного корпуса Брянского фронта капитан Титов вместе со своим батальоном ведет упорные бои за деревню Войново Болховского района Орловской области. Три раза противник контратаковал позиции батальона. Не раз гвардии капитан лично присутствовал в боевых порядках батальона и своим примером вдохновлял бойцов. 214 вражеских солдат были уничтожены батальоном капитана Титова. В этих боях капитан Титов получил осколочное ранение в правую руку, но боевых порядков не оставил.
В октябре 1943 в ходе боев гвардии капитан контужен. После лечения вернулся в боевые порядки части. За умелое руководство батальоном в ходе наступательных боев 1944 повышен в звании до Гвардии майора, представлен и награжден полководческими: наградами в марте 1944 - орденом Александра Невского, в августе 1944 ордену Кутузова третьей степени.
Из наградного листа: «В один из напряженных моментов боя, когда у личного состава батальона закончились боеприпасы, противнику удалось выйти в тыл фланговой роте. В этот критический момент т. Титов прибыл в боевые порядки роты и восстановил положение».
Далее были бои в Польше и Германии. Из наградного листа: « Несмотря на то, что личный состав батальона в период наступления был весьма разнородным, мало подготовленным и недостаточно сколоченным ввиду короткого срока пребывания в батальоне 5-8 дней, товарищ Титов смог выполнить поставленные ему задачи, благодаря постоянному пребыванию в боевых порядках, личной храбрости, правильной постановке задач и большой повседневной воспитательной работе».
В боях при форсировании реки Шпрее и уличных боях в городе Потсдам батальон показал героизм и выдержку. Бойцы одними из первых ворвались в город, замкнув кольцо окружения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 за мужество и героизм гвардии майору Титову Валентину Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда за № 8 688
Лихо воевал комбат. Презирая смерть, шел к Победе, при этом бережно относился к солдатским жизням. За что и снискал любовь и уважение однополчан.
Испытание Победой
После окончания войны гвардии майор Титов проходит службу на территории оккупированной Германии в городе Эберсвальде. В 1946 в семье Титовых рождается долгожданный сын Георгий. В 1948 майора Титова направляют на офицерские курсы «Выстрел». В 1949-1951 гг служба в частях БВО, в качестве командира 28 мото-стрелкового полка 8-ой танковой дивизии, которая дислоцировалась в Марьиной Горке. Об этом периоде жизни героя оставил подробные воспоминания капитан Чухарев Федор Петрович, однополчанин подполковника Титова. Ему слово.
«Валентин Георгиевич в нашем полку прослужил с 1949 по 1951 год. Это был человек горения, дисциплины, мужества и отваги. Хоть он тогда был еще очень молодым (тридцать лет), а его все солдаты и младшие офицеры называли – наш Батя.
Умел он, как никто другой подбодрить солдат и офицеров. Выправка, энергичное обращение – «Товарищи гвардейцы», действовало на подчиненных. Люди преобразились и подтянулись. Меньше стало казенщины, он развязал нашу инициативу, предоставил нам возможность самим принимать решение, как в бою. Полк к весне 1950 преобразился. Меньше стало нарушений дисциплины и ЧП. Личный состав поверил командиру, а он поверил в солдат. За успехи в военной и политической подготовке полку предоставили право представлять на военном параде в Минске 8-ую гвардейскую краснознаменную танковую дивизию. Парад принимал дважды Герой Советского Союза Генерал-полковник Чибисов. На подошвы сапог были приделаны металлические подковы. Строевой чеканный шаг заглушал музыку. Знаменосцем к полковому знамени назначили меня, как единственного солдата-ветерана, который служил в полку со дня его формирования с 20 ноября 1942 года. В этом же полку в декабре 1943 года я был назначен на офицерскую должность из рядовых. После смотра командир полка подвел итоги и пригласил всех офицеров на вечер. В полку был свой духовой оркестр, которым руководил лейтенант Величко. Лучшими танцорами был признан начальник полковой школы майор Новиков, и командир роты управления капитан Чухарев, то есть я.
Весной 1951расставание с командиром. Уезжал он с великой неохотой. Полк построили, командир поблагодарил личный состав за службу и передал знамя полка полковнику Барышеву. Уезжал наш командир без семьи в Германию. Семья осталась в Марьиной Горке.
Летом 1951 Валентин Георгиевич Титов приехал в Марьину Горку. Он приезжал из Германии на похороны матери. Тогда мы встретились и провели погожий летний день на природе. И вот тут мой бывший командир и поведал свою судьбу со слезами на глазах
- Приехал хоть еще раз повидаться с ребятами. Ведь вот сын, а было ему тогда 5 лет, только год – два меня видел, а дочь года три, - не больше. Опять нужно возвращаться в эту проклятую Германию. Ездил к маршалу Тимошенко, просился, чтобы оставили служить здесь. Говорит, приказ о назначении подписан, надо ехать. Ведь я кроме курсов «Выстрел» ни чего не закончил. Написал письмо нашему депутату Клементию Ефремовичу Ворошилову об учебе в академии Фрунзе – ответил, что в будущем году буду зачислен без экзаменов. Таким и остался он в моей памяти».
Трагическая смерть
«И вот пришла страшная весть – погиб наш Батя. Солдаты, которые прибывшие с телом рассказали, что 20 октября офицеры спешили к самолету, был сильный туман. В машине Опель Капитан сидели трое. Водитель и два подполковника. Машина на большой скорости столкнулась с прицепом грузовика. Титов погиб сразу. Выжил в той аварии только водитель. Я стоял в карауле у гроба и думал, как несправедлива судьба. Был бы он не маршалом, но генералом. Память, эрудиция, склад ума, решительность, стиль работы с людьми – все говорило о большом таланте этого человека. И в последнем слове я сказал «Пусть ты умер, но в песнях смелых и стихах духом, всегда ты будешь призывом гордым, к свободе и свету».
И каждый раз, когда мы бываем на встречах ветеранов полка в Марьиной горке, всегда идем с однополчанами на могилу нашего командира».
Похоронили Валентина Георгиевича Титова на Блонском кладбище, рядом с его последним местом службы.
Воспоминания об отце
После смерти подполковника Титова его семья – жена Александра Ильинишна с двумя несовершеннолетними детьми некоторое время жила в военном городке Марьиной Горки. Командование БВО предоставило семье Героя на выбор квартиру в Минске или комнату в Москве. Александра Ильинична с детьми переезжает в Москву. Государство назначает пенсию по потере кормильца. Младшего сына направляют в Суворовское училище. Автору материала удалось разыскать сына Валентина Георгиевича в Москве и побеседовать об отце.
Из воспоминаний сына: «Я отца практически не помню. Маленьким был, когда он погиб. В семье не принято было говорить о войне, об отце. Мать рассказывала, что отец был человеком очень требовательным, принципиальным и справедливым. Он имел большой непререкаемый авторитет. Отец был для нас детей тем моральным ориентиром, с которым мы сверяли свои жизненные поступки». Сын Георгий изначально пошел по путь отца. Поступил в Суворовское училище. Во время хрущевской оттепели училище расформировали и он получил гражданскую специальность – инженер связи. Всю жизнь провел в командировках по необъятным просторам СССР. Дочь Валентина стала преподавателем и работала в сфере образования. Умерла в начале 2000- ых годов. Мать Александра Ильинична после войны не работала. Занималась воспитанием детей. Умерла в 1990 году. Ныне здравствует только сын героя - Георгий Валентинович Титов. Он и передал автору фото и воспоминания об отце однополчан.
Приближается 70 – летие великой Победы. Вновь мы будем вспоминать о тех страшных для страны годах, будем славить наших уважаемых ветеранов и чувствовать небывалый подъем и единение. Это великая Победа, оплаченная жизнями миллионов наших дедов и отцов, дает нам свою энергию и воодушевляет на свершения, пусть не героические, но каждодневные и не только для себя, но и для своей страны. Великая Победа дает нам и так необходимый сейчас моральный ориентир. И, кажется, что нет таких преград, которые бы помешали нашему народу жить в спокойной и процветающей Беларуси.
При написании материала автор использовал:
Наградные Листы, размещены на сайте «Подвиг народа»
Воспоминания Ф.П. Чухарева
Герой Смоленщины – биографический справочник
Фото из архива Г.В. Титова.
[email protected]

Космос далек для простых обывателей. Это огромное пространство люди пытались покорить многие годы. Разрабатывались секретные технологии и топливо, чтобы, наконец-то, однажды выйти в его открытое пространство. Всем известен Юрий Гагарин, собаки Стрелка с Белкой и, конечно же, Титов Владимир Георгиевич - советский и российский космонавт. Это великий человек, который останется не только в российской, но и в мировой истории.

Владимир Титов: биография и семья

Он родился в самом начале тысяча девятьсот сорок седьмого года - первого января. Его отец, Георгий Васильевич, участвовал в Великой Отечественной, прошел ее и получил звание полковника. Он всегда учил сына мужеству, стойкости. Его старания не прошли для мальчика даром.

Владимир Титов после окончания десяти классов решил поступать в высшее авиационное училище города Чернигова. Он хотел остаться учиться там, где родился, чтобы не покидать семью. По окончании этого училища в семидесятом году Титов получил специальность не просто летчика, но еще и инженера. Следом он поступил в Университет марксизма-ленинизма на вечернее обучение и успешно его окончил в семьдесят четвертом.

Квалификацию офицера по управлению боевыми действиями Титов Владимир Георгиевич получил по окончании с отличием на заочном отделении ВВА имени Гагарина. Это было в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году.

Вот такая обширная для советских времен учебная биография. Владимир Титов состоял в отряде космонавтов уже с семьдесят шестого года, совмещая подготовку и учебу. Он прошел весь курс общей космической подготовки. На этих курсах его обучали полетам на таких космических кораблях, как "Мир" и "Салют".

Первый полет Титова

В тысяча девятьсот восемьдесят третьем году совершил свой долгожданный первый полет Титов Владимир Георгиевич. Космонавт полетел в бескрайние просторы с бортинженером Стрекаловым и исследователем-космонавтом Серебровым. Прошел этот полет двадцатого апреля. Владимир Титов Был командиром этого отряда и корабля "Союз Т-8".

В ходе полета было запланировано состыковать их корабль с орбитальным комплексом, и на его борту произвести научные, медицинские, биологические и технические исследования. Но Центром управления было принято решение отменить стыковку, так как появились значительные отклонения в ходе приближения к комплексу "Салют-7".

Опасный старт

В сентябре Титов и Стрекалов готовились к очередному полету, все шло нормально, никто не ждал каких-то сюрпризов, а тем более возможной беды. За несколько секунд до того, как корабль должен был на неимоверной скорости помчаться сквозь небо, случился пожар в ракете-носителе. Система аварийного спасения сработала моментально, сохранив жизнь двум космонавтам. Аппарат с людьми спустился недалеко от стартового поля. Этот полет мог стать настоящей трагедией для всего Советского Союза.

Год на орбите

После неудавшегося старта Владимир Титов целых четыре года ждал полета. Второе свое путешествие к звездам космонавт начал двадцать первого декабря восемьдесят седьмого года. Он был назначен командиром Корабля "Союз ТМ-4". Владимир Монаров и исследователь Левченко отправились в космос для стыковки с комплексом "Мир". Титов возглавил в этом комплексе научную экспедицию, которая была уже третьей по счету. За время пребывания в комплексе была произведена масштабная работа по экспериментам и наблюдениям, был выполнен прием экспедиций посещения. Владимир Титов за время пребывания на станции целых три раза выходил в открытый космос.

В ноябре восемьдесят восьмого года "Мир" принял французский экипаж на свой борт. Три недели космонавты работали вместе, но пришло время возвращаться на Землю. Так Титов и Монаров поставили первый мировой рекорд по пребыванию в космосе на околоземной орбите. Промежуток с минуты старта до времени возвращения на Землю составил триста шестьдесят пять суток, двадцать два часа, тридцать восемь минут и пятьдесят семь секунд. Вернулись космонавты домой тоже двадцать первого декабря, как и стартовали.

В Советском Союзе появился новый герой - Владимир Георгиевич Титов. Достижения этого космонавта за длительное пребывание в космосе учли и присвоили звание Героя. За мужество, проявленное в ходе экспедиции, и героизм Титова наградили и медалью "Золотая Звезда". Эти награды Владимир заслужил честным трудом, рискуя своей жизнью и командуя отрядом.

Семейное положение Титова

В то время как Титову предстояло на целый год покинуть Землю и отправиться в экспедицию в космос, у него уже была полноценная семья: жена Александра, двенадцатилетняя дочь Марина и двухгодовалый сын Юрий. Супруга, конечно, опечалилась, узнав, что предстоит на год расстаться с любимым мужем, но гордилась им и его работой. Дочка очень скучала по отцу, рисовала космические корабли, из окна которых ей махал папа. Она представляла, что он находится в небе, прямо над их домом, и постоянно их видит. Семья для Владимира очень много значит, он сильно любит свою жену и детей. Для них он старается быть героем не только в космосе, но и дома, примером для сына и гордостью для дочери.

Владимир Титов очень жалеет о том, что его отец не видел его полетов и достижений, не мог порадоваться за сына. Георгий Титов умер задолго до первого полета сына, в шестьдесят первом году. Владимир говорит, что все, чего ему удалось добиться в жизни и космонавтике, - это заслуга его отца, его правильного воспитания сына. Папа для Георгия всегда был примером. Еще маленьким мальчиком Владимир любил рассматривать военные фотографии отца. Он говорил, что когда вырастет, тоже будет героем и станет полковником.

Мать тоже всегда поддерживала любимого сына. Она дарила ему все тепло и доброту, уча ребенка честности и порядку. Владимир поддерживал мать после смерти отца, был рядом с ней в самые грустные моменты. Когда сына наградили за полет и героизм, проявленный во время экспедиции, мать не могла сдержать слез радости и гордости.

Жена тоже все время поддерживала Владимира, была терпима к его частым и долгим отлучкам, ждала с работы домой. Она поддерживала Владимира, когда у того вдруг происходили неудачи, переживала и не спала ночами, пока муж находился в космосе.

Последующие полеты

После своего грандиозного годовалого пребывания на орбите опять долгие годы ждал полета советский космонавт Титов Владимир Георгиевич. Биография его полетов стала богатой после распада Союза. В девяносто втором году Титов стал готовиться к полету на американском космическом корабле по международной программе. Эта подготовка проходила в центре NASA, в штате Техас, опять далеко от дома.

Третий полет был не очень длительным, он состоялся с третьего по одиннадцатое ноября девяносто пятого года. На этот момент Владимир Титов не был в космосе более семи лет. Он отправился в качестве специалиста по полетам шаттла. По запланированной программе они успешно сблизились с комплексом "Мир" и подошли на расстояние всего десять метров.

Следующий, четвертый полет, Владимир Титов совершил на шаттле в конце сентября девяносто седьмого года. В планах была стыковка с комплексом "Мир", и они ее успешно совершили. Первого октября Титов вышел в открытый космос с борта шаттла.

Двадцатого августа девяносто восьмого года полковник Георгий Титов ушел в отставку. Но он не стал сидеть в кресле-качалке, встречая старость, а пошел работать на благо космонавтики дальше. После того как Титов уволился из отряда и из армии, он пошел работать руководителем в управление программ по пилотированию. С девяносто девятого года назначен директором крупной международной космической компании по СНГ и России.

Владимир Георгиевич Титов: достижения

Этот заслуженный космонавт и великий человек обрел признание во всем мире. Он получил звание Героя в Советском Союзе, получил в Болгарии орден Димитрова Георгия, в Афганистане ему вручили "Солнце Свободы", во Франции - орден "Почетного легиона", а также два ордена Ленина и медаль "Красной звезды". Кроме этого, Владимир Титов имеет две медали "За космический полет". Эти награды вручили космонавту в НАСА.