Значение пояснительные союзы в словаре лингвистических терминов. "пояснительные союзы" в книгах

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.


Греция. Вне пределов родного города древние греки не пользовались никакими правами и не могли рассчитывать на покровительство должностных лиц чужого …
  • СОЮЗЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "СО́ЮЗЫ БОРЬБЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА", первые общегор. с.-д. орг-ции в 1890-х гг. в С.-Петербурге (см. Петербургский "Союз борьбы за …
  • СОЮЗЫ
    ? Греция. Вне пределов родного города древние греки не пользовались никакими правами и не могли рассчитывать на покровительство должностных лиц …
  • СОЮЗЫ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЁЖИ
    рабочей и крестьянской молодёжи, организации пролетарского юношества, возникшие после Февральской революции 1917 в России. С первых дней революции началось широкое …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    С начала основания университетов студенты соединялись в союзы, или нации (см. Университет). Понемногу возникали также кружки земляков — землячества, которые, …
  • СОЮЗЫ РАБОЧИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    добровольные более или менее долговременного характера организованные соединения наемных рабочих, имеющие целью противодействовать понижению и содействовать улучшению социального положения своих …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    До 1905 г. С. профессиональные и политические были в России возможны лишь как союзы нелегальные, следовательно, крайне немноголюдные и лишенные …
  • УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОРПОРАЦИИ И СОЮЗЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? С начала основания университетов студенты соединялись в союзы, или нации (см. Университет). Понемногу возникали также кружки земляков? землячества …
  • СОЮЗЫ РАБОЧИХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? добровольные более или менее долговременного характера организованные соединения наемных рабочих, имеющие целью противодействовать понижению и содействовать улучшению социального положения …
  • СОЮЗЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ В РОССИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? До 1905 г. С. профессиональные и политические были в России возможны лишь как союзы нелегальные, следовательно, крайне немноголюдные и …
  • ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Члены предложения, раскрывающие заключенное в поясняемом слове значение другим словом или другими словами. Пояснительные члены обычно вводятся словами то есть, …
  • ЛУБОК, НАРОДНАЯ КАРТИНКА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - произведение графики (преимущественно) печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый …
  • ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ломоносов, Михаил Васильевич - один из величайших русских поэтов и ученых (1711 - 1765). Это хорошо сознавали уже лучшие его …
  • ВЕНГЕРСКИЙ, ИЛИ МАДЬЯРСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии.
  • в Большом энциклопедическом словаре:
    символические графические обозначения, применяемые на топографических картах для изображения объектов местности и их качественных и количественных характеристик. Различают масштабные (площадные …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    условные знаки, символические штриховые и фоновые условные обозначения объектов местности, применяемые для их изображения на топографических картах. Для Т. …
  • ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    карты - подробные, единые по содержанию, оформлению и математической основе географические карты, на которых изображаются природные и социально-экономические объекты …
  • СХОЛИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. scholia, множественное число от scholion - толкование, объяснение), пояснительные заметки на полях античных (главным образом греческих) и средневековых рукописей. …
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы …
  • МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    движение, борьба молодёжи за удовлетворение её социально-экономических и политических требований, а также её участие в общеполитической борьбе. В М. д. …
  • ЗООЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    музеи, научные и культурно-просветительские учреждения, в которых сосредоточены коллекции животных (в фиксирующих жидкостях, высушенные или особо препарированные животные, их чучела, …
  • ДИАЛОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. dialogos - разговор, беседа), диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими …
  • ДЕШИФРОВКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    письменности, восстановление понимания неизвестной письменности или языка (или того и другого). Так, при Д. текстов древнего Кипра не была известна …
  • АТЛАС ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    географический, систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе как целостное произведение. Родоначальником современного А. г. считают собрание географических карт …
  • ЮРИДИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    различают в праве ввиду того, что далеко не всегда возможно в каждом отдельном случае разграничить права и обязанности людей, истинных …
  • ЭСХИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Aeschylos) — отец европейской трагедии; род. в 525 г., умер в 456 г. до Р. Х. Его родиной был аттический …
  • ТАРИФ ТАМОЖЕННЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Слово "тариф" происходит от названия небольшого города Тарифы (см.) близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива …
  • ТАРИФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Тариф таможенный. - Слово "тариф" происходит от названия небольшогогорода Тарифы, близ Гибралтарского пролива. Во время владычества надобоими берегами пролива, арабы …
  • СИНДИКАТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    На обыденном языке под этим термином разумеются различного рода союзы, создающие между договаривающимися общность материальных интересов и не принадлежащие к …
  • РАБОЧИЙ ВОПРОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Р. вопрос есть вопрос об экономическом, юридическом и социальном положении наемных рабочих и его улучшении. Он составляет главную часть современного …
  • ОБЩЕСТВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Содержание статьи: Общий обзор. — О. Антропологические. — О. Астрономические. — О. Библейские. — О. Геологическое и минералогическое. — …
  • НАДПИСИ
  • КАРАДЖИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Вук или Волк Стефанович, сербск. Вук Стефановић Караџић) — знаменитый преобразователь сербского литературного языка и правописания, отец новейшей сербской и …
  • ГОРНФЕЛЬД АРКАДИЙ ГЕОРГИЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    критик-теоретик. Род. в 1867 г. Окончил курс в Харьковском унив. по юридическому факультету, но вместе с тем изучал на филолог. …
  • БИБЛЕЙСКИЕ ПЕРЕВОДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в различное время имели различное значение и удовлетворяли различным потребностям. В этом отношении должно различать:А. Древние переводы библии, которые были …
  • АТЕНЕЙ, УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КОММЕНТАРИЙ в Энциклопедическом словарике:
    я, м. 1. Пояснение, толкование к какому-нибудь тексту. К. к дневникам писателя.||Ср. СХОЛИЯ. 2. обычно мн. Рассуждения, пояснительные и …
  • КОММЕНТАРИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту. Сочинения Лермонтова с комментариями. К. В. Набокова к "Евгению …
  • ЮРИДИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    - различают в праве ввиду того, что далеко не всегда возможно в каждом отдельном случае разграничить права и обязанности людей, …
  • ЭСХИЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Aeschylos) ? отец европейской трагедии; род. в 525 г., умер в 456 г. до Р. Х. Его родиной был аттический …
  • ХРИСТИАНСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ФИНАНСЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (финансовое право, финансовая наука, наука о финансах). ? Слово "финансы" ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, fоnancia, употреблявшегося …
  • ФАБРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Под этим именем у нас, не совсем правильно, понимается весь тот отдел законодательства, который на Западе носит более соответствующее …
  • ТАРИФ ТАМОЖЕННЫЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Слово "тариф" происходит от названия небольшого города Тарифы (см.) близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива …
  • СТРАХОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Теория С. ? Страховая политика. ? История страхования. ? История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. ? …
  • Г.Г. ГРАНИК, Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ, Н.А. БОРИСЕНКО

    Продолжение. Начало в № 39, 40, 42/2004

    Союз

    Глава из нового учебника курса «Русская филология»

    I. Вспоминаем изученное

    Ответьте на следующие вопросы:

    1.Что означает слово союз в обычной речи?
    2. А что это слово значит в грамматике?
    3. Какие союзы называются сочинительными? Назовите те, которые помните.

    Какие синтаксические элементы (единицы) они связывают: члены предложения, части сложносочиненного или части сложноподчиненного предложения? Почему именно эти синтаксические единицы? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните виды связи в предложении.

    4. Какие союзы называются подчинительными? Назовите те, которые вам удалось вспомнить.

    Какие синтаксические единицы они связывают? Почему именно эти синтаксические единицы?

    Если вы что-то забыли или не уверены в правильности своих ответов, перейдите в раздел «Справочник»1 и только после этого выполняйте задание.

    1.1. Прочитайте отрывки из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Постарайтесь увидеть картины, созданные Лермонтовым.

    1) Нынче в пять часов утра когда я открыл окно моя комната наполнилась зап(?)хом цветов р(?)стущих в скромном п(?)лисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми л(?)пестками.

    2) На вершине горы нашли мы снег. Солнце зак(?)тилось и ночь последовала за днем без промежутка как это обыкнове(?)о бывает на юге но благодаря отливу снегов мы легко могли разл(?)чать дорогу которая все еще шла в гору хотя уже не так круто.

    3) Тамань самый скверный городишко из всех пр(?)морских городов России. Я там (чуть)чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить.

    4) До станции ост(?)валось еще с версту. Кругом было тихо так тихо что по жу(?)анию комара можно было следить за его полетом. ... На темном небе нач(?)нали мелькать звезды и странно мне пок(?)залось что они гораздо выше, чем у нас на севере.

    1.2. Спишите предложения, делая по ходу письма графический разбор и расставляя знаки препинания. Над союзами надпишите разряд: с . – сочинительный или п . – подчинительный.

    В копилку слов

    палисадник
    жужжание

    Если вы все вспомнили сами и уверены в правильности своих ответов, можете переходить к заданию 2.1.

    Если вам не удалось вспомнить все или вы не уверены в своих знаниях, перейдите в раздел «Справочник» и только после этого читайте текст дальше.

    СПРАВОЧНИК

    Слово союз в обычной речи означает «взаимная связь, соединение». Оно образовалось с помощью приставки со -, имеющей тот же смысл, что и слова вместе , совместно , от древнего славянского юз тесные связи»). Тот же корень мы находим в современных словах узы, узел, вязать .

    Итак, союз – нечто связывающее, соединяющее.

    В грамматике союзы – это служебные слова, которые связывают однородные члены, части сложного предложения, а также отдельные предложения в тексте.

    По значению союзы делятся на две большие группы: сочинительные и подчинительные.

    Сочинительные союзы связывают равноправные, синтаксически независимые единицы: однородные члены или части сложносочиненного предложения. Например: Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? (А.С. Пушкин) – союзы связывают однородные члены предложения. То падал как будто туман, то вдруг припускал крупный дождь. (Л.Н. Толстой) – союзы соединяют части сложного предложения.

    Сочинительные союзы обслуживают в предложении сочинительную связь.

    Подчинительные союзы связывают неравноправные, синтаксически зависимые единицы – главную часть с придаточной в сложноподчиненном предложении. Например: Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла . (А.С. Пушкин)

    Подчинительные союзы служат средством выражения в языке подчинительной связи.

    Соотношение между союзами, видами сложных предложений и видами связи можно показать на такой схеме:

    По своему строению союзы бывают простыми (состоят из одного слова: и, однако, если, словно ) и составными (состоят из нескольких слов: не только – но и, не столько – сколько, для того чтобы, несмотря на то что).

    Без союзов, так же как без предлогов и частиц, невозможно построить даже самый маленький текст. Чаще всего союзы «работают» внутри предложения (соединяют однородные члены или части сложного предложения). Но не только. Союзы используются и при объединении отдельных предложений в текст. Вот почему их называют словами-связистами .

    II. Делаем новый шаг на пути познания

    Сочинительные союзы и их разряды по значению

    Сочинительные союзы, как и все в предложении, служат смыслу. А поскольку смысл этот может быть разным, эти союзы делятся на несколько разрядов. На какие именно, вы сейчас вспомните сами, а мы дадим вам подсказку.

    Как вы думаете: к какому разряду относятся сочинительные союзы, если они имеют значение «или то, или другое»? Например: Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска. (А.С. Пушкин)

    К какому разряду относятся сочинительные союзы, смысл которых можно выразить формулой «не то, а другое»? Иными словами то, что сказано в одной части, противопоставлено тому, что сказано в другой? Как, например, в такой строке А.С. Пушкина: Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

    А как называются союзы, которые соединяют однородные члены или части сложного предложения – и при этом живут мирно, не противятся этому соединению и не выбирают или то, или другое? Их значение можно описать формулой «и то, и это»: И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной... (И.А. Бунин)

    Проверьте себя по таблице.

    Разряды сочинительных союзов по значению

    2.1. Закройте учебник, начертите в тетради таблицу «Разряды сочинительных союзов по значению», а затем заполните ее. Постарайтесь вспомнить все нужные союзы.

    2.2. Если вы не вспомнили какие-то союзы, найдите их в следующем списке. Но учтите, что они даны в перепутанном виде.

    И, а, но, или, да (= и), как – так и, однако, либо, не столько – сколько, тоже, то... то, также, зато, или, ни... ни, же, да (= но), не то... не то, не только – но и.

    Заполняя таблицу, вы, конечно же, обратили внимание на то, что в ней есть пустая графа.

    Сейчас вы познакомитесь еще с одним разрядом. Это пояснительные союзы. Как вы, наверное, поняли по названию, эти союзы разъясняют, конкретизируют сказанное или, поясняя, называют другими словами то, о чем сообщалось ранее.

    Пояснительных союзов немного. Два из них постарайтесь найти сами среди других сочинительных союзов:

    Зато, то... то, не только – но и, же, также, то есть, да, ни... ни, а, а именно, как – так и.

    А третий по форме тождествен союзу или , однако смысл у него не разделительный, а пояснительный, и поэтому его можно заменить другим пояснительным союзом – то есть . Можете убедиться в этом сами: Еще Геродот, Аристотель и Плиний более или менее верно описали бегемота, или гиппопотама. (Майн Рид)

    Итак, к пояснительным союзам относятся: то есть, или (в значении то есть ), а именно .

    Занесите пояснительные союзы в последнюю колонку таблицы.

    В копилку слов

    то есть
    а именно

    3.1. Проверьте себя, хорошо ли вы знаете разряды сочинительных союзов. Для этого выполните тест.

    1) К соединительным союзам относятся:

    а) ни – ни,
    б) либо,
    в) тоже,
    г) однако.

    2) К разделительным союзам относятся:

    а) да (= и),
    б) то – то,
    в) зато,
    г) же.

    3) Найдите пояснительный союз:

    а) да (= но),
    б) если,
    в) то есть),
    г) либо.

    4) Укажите ряд, в котором все союзы являются противительными:

    а) не только – но и, не то – не то, а, также;
    б) как – так и, ни – ни, и, да (= но);
    в) а, то ли – то ли, зато, не столько – сколько;
    г) же, но, однако, а.

    5) Из данных слов сочинительными союзами являются:

    а) как только;
    б) не только – но и;
    в) потому что;
    г) тоже.

    6) Не являются союзами слова:

    а) вначале;
    б) также;
    в) то есть;
    г) затем.

    Сравните два примера, обращая внимание на знаки препинания.

    1. По всему видно, что здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая змея.

    2. Анаконда, или гигантский удав, обитает в Бразилии и Гвиане.

    Что соединяет союз или в первом предложении? Идет ли речь об одной змее или о двух разных змеях?

    А сколько действующих лиц во втором предложении? Что здесь присоединяет союз или ?

    Вспомните, что такое приложение. Если не помните, обратитесь к справочнику.

    СПРАВОЧНИК

    Приложение – это определение, которое выражено существительным и согласуется с определяемым словом в падеже. Например: девушка-красавица , юноша-храбрец , солдат Теркин, дерево клен .

    Приложения бывают нераспространенными и распространенными. Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова, выделяются на письме или запятыми, или – реже – тире.

    Вот так: Н.В. Гоголь, великий русский писатель, родился в 1809 году. Вы видите перед собой памятник Н.В. Гоголю – великому русскому писателю.

    Обособленное приложение может присоединяться к определяемому слову пояснительным союзом или . Например: Префиксы, или приставки, образуют новые слова и формы слова. Флексии, или окончания, бывают только у изменяемых слов.

    Теперь познакомьтесь с самоинструкцией.

    Самоинструкция

    Определяю, можно ли союз или заменить союзом то есть .

    4.1. Спишите примеры, расставляя знаки препинания. Что присоединяет в данных предложениях союз или ? Объясните, почему в одних случаях запятая перед или ставится, а в других нет.

    1) Давно уже прошли времена когда люди защищались или нап(?)дали с копьями в руках а мы до сих пор употребляем выражение «ломать копья».

    2) Среди самых знаменитых памятников античности или семи чудес света был Колосс Родосский огромная бронзовая фигура (древне)греческого бога Солнца Гелиоса.

    3) Выражение «колосс на глиня(?)ых ногах» употребляется для характеристик(?) людей или предметов величестве(?)ых с виду и слабых по существу.

    4) Число аллигаторов или крокодилов живущих в болотах Флориды резко сократилось, поэтому их пр(?)ходится разводить на специальных фермах.

    5) Греческое слово метаморфоза или пр(?)вращение употребляется и в биологи(?) и в хими(?) и в гуманитарных науках.

    4.2. Подчеркните приложения.

    4.3. Составьте схему первого предложения и дайте его общую характеристику.

    В копилку слов

    колосс
    колоссальный
    метаморфоза
    гуманитарный

    5. Поставьте знаки препинания в отрезках предложений.

    1) ...и размышлял купить ему теннисную ракетку или футбольный...

    2) В клетке (по)хозяйски распол(?)жился гризли или...

    3) ...что я помирюсь с братишкой или отец...

    4) ...но больше всего детям понравился и(?)юзионист или попросту...

    5) ...на языке древних римлян или латыни слово «нервус»...

    ПЕРЕМЕНА

    Древнеримский поэт Овидий Назон прославился тем, что написал поэму «Метаморфозы». В 15 песнях этой стихотворной поэмы повествуется о различного рода мифических превращениях – от создания мира до превращения Юлия Цезаря в звезду (по другим источникам – в комету).
    Вот Зевс превращает прекрасную Ио в корову, дабы скрыть ее от своей ревнивой супруги, и несчастная вынуждена терпеть невыносимые страдания от укусов чудовищного овода.
    Вот нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, молит своего отца Пелея обратить ее в лавр. И как только произнесла она свою просьбу, кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, – в ветви лавра.
    Помните вы, наверное, и охотника Актеона, превращенного разгневанной богиней охоты Артемидой в оленя. Актеон был растерзан собаками за то, что он, единственный из смертных, увидел божественную красоту дочери Зевса.
    Эти и многие другие мифы дошли до нас благодаря «Метаморфозам» Овидия.

    Вы, наверное, заметили, что среди сочинительных союзов есть как простые, так и составные. Особой разновидностью составных союзов являются двойные союзы . Их части всегда ходят парами, но располагаются в разных местах предложения.

    Запомните: при однородных членах предложения, соединенных двойными союзами, запятая ставится перед второй частью этих союзов . Вот так: Идея Колумба достичь Индии западным путем была не только одним из величайших заблуждений, но и величайшим открытием. (С.Цвейг)

    От двойных союзов нужно отличать повторяющиеся союзы: и... и , ни... ни, то... то, не то... не то и др. Название говорит само за себя. Это обычные простые союзы, употребленные не один раз, а несколько. С этими союзами тоже надо держать ухо востро.

    Если повторяющиеся союзы соединяют однородные члены предложения, то запятая ставится между однородными членами: НЛО похожи то на гигантские сигары, то на крышки от кастрюль.

    6. Найдите в таблице «Разряды сочинительных союзов» двойные и повторяющиеся союзы. Придумайте и запишите с ними 5–6 предложений.

    Прочтите особенно внимательно!

    Сейчас мы познакомим вас с новым типом заданий. Вы должны будете по самым первым словам предложения предсказать (предвидеть, прогнозировать) и его синтаксическую структуру, и общий смысл. Это позволит вам расставлять знаки препинания по ходу письма. Ситуация, когда вы не знаете всего текста сразу, возникает очень часто, пишете ли вы изложение, или сочинение, или какую-нибудь другую творческую работу. В жизни, за стенами школы, вы будете создавать собственные тексты: письма, заявления, планы, отчеты, статьи... Во всех этих случаях человек постепенно порождает текст. И знаки препинания грамотный человек, конечно, ставит по ходу создания собственного текста: они – важная смысловая часть текста.
    Покажем вам на примере, как выполняются такие задания.
    Дается несколько первых слов предложения:

    Женщина, которая...

    Написав эти слова, вы сразу понимаете: предложение сложноподчиненное. Женщина – подлежащее в главной части, которая союзное слово в роли подлежащего в придаточной части. Дальше можно предположить один из двух вариантов:

    1) предложение сложноподчиненное – «матрешка» 1 ;

    2) первая часть предложения – назывная, вторая – придаточная.

    Теперь допишите этот отрезок предложения, наполнив его конкретным содержанием (двумя разными способами).

    7. Что можно сказать о предложении, если оно начинается такими словами:

    1) Те, которые...
    2) Ах, какой...
    3) Кто врага...?

    8. Что можно сказать о предложении, в котором есть союзы:

    1) то есть;
    2) зато;
    3) ни... ни?

    9.1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Двойные и повторяющиеся союзы заключите в овал.

    Шаровые молнии бывают (не)только круглой или овальной формы но и (в)виде конуса или кольца или ц(?)линдра или даже (в)виде м(?)дузы. Цвет у них тоже самый разнообразный белый желтый все оттенки красного оранж(?)вого зеленого. (Не)которые из них имеют хвост – светящийся или белый.
    Шаровые молнии бывают как совсем маленькими, размером в 1 сант(?)метр так и довольно большими, около 1 метра. Чаще всего встречаются молнии д(?)аметром в 15 сант(?)метров. Однако известен случай встречи с пятиметровым огне(?)ым шаром – он столкнулся с самолетом на высоте более 1000 метров.
    (Не)смотря на то что шаровые молнии извес(?)ны человеку очень давно, это пр(?)родное явление (до)сих пор еще изуче(?)о мало.

    9.2. Найдите союзы по их характеристике: 1) сочинительный, противительный, простой; 2) сочинительный, соединительный, двойной; 3) сочинительный, разделительный, простой, повторяющийся.

    9.3. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор сложных слов.

    10.1. Прочитайте отрывок из книги писателя-публициста Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры». (Сакура – это японская вишня, символ Страны восходящего солнца.) Она посвящена Японии и японскому образу жизни. Учтите, что в первых трех абзацах пропущены некоторые союзы. Читая текст, мысленно восстанавливайте их.

    ОБУЧЕНИЕ КРАСОТЕ

    Японским детям с самого ра(?)его возраста прив(?)вают чу(?)ство прекрасного. Каждый образова(?)ый японец (не)преме(?)о должен владеть... мастерством каллиграфии... мастерством стихосложения.
    Спору нет, иероглифическая письме(?)ость тяжкое бремя для японского школьника. Она отб(?)рает у него в первые годы обучения много времени и сил... нельзя не отметить и другого. Иероглифы это... средство письме(?)ого общения... средство формирования характера. Лишь морально соверше(?)ый человек может стать мастером каллиграфии. И наоборот всякий кто овладел иску(?)твом иероглифической письме(?)ости сч(?)тается человеком высоких душевных качеств.
    При обучении иероглифике ст(?)рается грань между чистописанием и рисованием. Когда освое(?)ы необходимые механические навыки человек уже... пишет... рисует, причем не пером... кистью. Каждый японец по существу становится живописцем.
    Но не только искусство каллиграфии создает в Японии культ красоты. Еще в начальной школе каждый ребенок обучается стихосложению. Излюбленными формами массового поэтического творчества служат танка и хайку. Танка состоит из 5 нерифмованных строк и 31 слога чередующихся как 5–7–5–7–7 а хайку ставшее очень популярным с ХVI века это танка без последнего двустишия то есть стихотворение из 17 слогов.
    Один художественный образ непременно адресованный к какому-то из четырех времен года плюс определенное настроение переданное через подтекст вот что должно содержать хайку. Например в хайку об осени говорится:

    Гляжу: опавший лист
    Опять взлетел на ветку.
    То бабочка была.

    Стихосложение в Японии удел... поэтов... миллионов обычных жителей удивительной страны в которой культ прекрасного складывался веками.

    10.2. Спишите первые три абзаца, вставляя пропущенные союзы. Раскройте скобки и расставьте знаки препинания. На остальную часть текста положите прозрачную пленку и расставляйте знаки препинания на этой пленке.

    10.3. Сделайте графический разбор предложений, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире при пропуске глагола-связки. Ориентирующими знаками в некоторых предложениях вам будут служить частицы это, вот . Чем осложнены некоторые из этих предложений?

    11. Расскажите письменно, что вам известно о Японии и японском образе жизни. Вот несколько тем для ваших рассказов: «Цветы и чай», «Сакура», «Икебана», «Японская вежливость», «Фудзи».

    В копилку слов

    каллиграфия
    иероглиф
    иероглифический

    ПЕРЕМЕНА

    На фоне европейских правил вежливости учтивость современных японцев выглядит как экзотика. Легкий кивок, который остался в нашем быту единственным напоминанием о давно отживших поклонах, в Японии распространен так, словно он заменяет собой знаки препинания. Собеседники то и дело кивают друг другу, даже когда разговаривают по телефону. Встретив знакомого, японец способен замереть, согнувшись пополам, словно вопросительный знак, даже посреди улицы. (По В.Овчинникову)

    В стране воспоминаний

    Знаки препинания при слове однако

    У сочинительного союза однако есть двойник, доставляющий много хлопот пишущим. Вспомним, как нужно действовать в этом случае.

    Самоинструкция

    Определяю, можно ли заменить слово однако союзом но.

    Обратите внимание! Если слово однако находится в начале простого предложения (Однако заячий тулуп явился (А.С. Пушкин) или соединяет части сложносочиненного предложения (Все ждали его, однако он не пришел), это союз. Запятая после него не ставится.
    А если однако стоит в середине или в конце предложения, перед нами вводное слово, и поэтому его надо выделять запятыми. Вот так: Он, однако, не пришел.

    12. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите синтаксическую роль слова однако , то есть укажите, является ли оно союзом или вводным словом.

    Кенгуру знаком каждому. Не все однако знают что это большая и (разно)образная группа австралийских животных. Среди них есть (не)только гиган(?)ские особи ростом выше человека но и совсем крошечные экз(?)мпляры. Все они (траво)ядные животные передвигаются большими прыжками а д(?)тенышей носят в особой сумке на животе. Часто уже подросшие д(?)теныши щипл(?)т травку рядом с матерью однако тревожить их (не)советуем: они стремглав заб(?)раются снов(?) в сумку и выгляд(?)вают оттуда чу(?)ствуя себя в безопас(?)ности. (Вл. Флинт)

    В копилку слов

    экземпляр
    стремглав

    13.1. «Расшифруйте» предложение. Помните, что при выполнении этого задания необходимо соблюдать два условия: 1) полностью «вычерпать» смысл предложения и 2) не придумывать ничего, что из предложения нельзя узнать.

    Несмотря, однако ж, на размолвку, гость и хозяин поужинали вместе, хотя на этот раз не стояло на столе никаких вин с затейливыми именами.

    13.2. Сделайте графический разбор этого предложения. Объясните знаки препинания.

    14.1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, что присоединяют «двуликие» слова однако и или . Найдите в тексте сочинительные союзы, дайте устно им характеристику.

    Первые путешестве(?)ики «заморские купцы» привезли страшные но большей частью ф(?)нтастические рассказы о ядовитых р(?)стениях. На острове Ява среди девственных лесов находится будто бы отравле(?)ая д(?)лина или д(?)лина смерти покрытая белеющими ч(?)репами и скелетами отр(?)вившихся людей и животных. Посередине д(?)лины р(?)стет дерево упас или анчар листья которого исп(?)ряют яд губящий все живое прибл(?)жающ(?)еся к дереву. Эта л(?)генда и побудила Пушкина написать зам(?)чательное стихотворение «Анчар».
    Как пок(?)зали исследования б(?)таников такого дерева с ядовитыми исп(?)рениями нет однако в соке многих р(?)стений, в том числе и у анчара, содержится очень сильный яд.
    Не только в тр(?)пических странах р(?)стут ядовитые р(?)стения. На наших полях их тоже очень много. К ним относятся как совершенно бе(?)хитрос(?)ные на первый взгляд лютик и белена так и более экз(?)тические цикута и белладонна. (По Н.Верзилину)

    14.2. Слова с безударными гласными, в которых пропущены буквы, распределите на три группы в зависимости от вида орфограммы. Дополните каждую группу 3–4 своими примерами.

    14.3. Найдите предложения с обособленными определениями и приложениями. Обозначьте их графически. Используя эти примеры, расскажите об обособлении определений и приложений.

    В копилку слов

    экзотический

    Если вы все сделали правильно, то следующее задание можете пропустить.

    Если ошибки были, то продолжайте тренировку.

    15.1. Расставьте знаки препинания в отрезках предложений.

    1) ...дождь однако не...
    2) ...пора бы прекратиться он однако...
    3) ...усмехнулся однако чело...
    4) ...аллигаторы или крокодилы живут...
    5) ...или она дергала за хвост или нападала...

    15.2. Дополните отрезки до предложений.

    16. Составьте письменно план параграфа 1.2. Расскажите, что нового вы узнали о сочинительных союзах, какой новый шаг на пути познания сделали.

    Продолжение следует
    (В следующем номере –
    1.3. «Подчинительные союзы
    и их разряды по значению» и
    1.4. «Союз на службе у текста».)

    1 Так в учебных книгах и учебниках Г.Г. Граник и др. называются сложноподчиненные предложения, в которых придаточная часть стоит в середине главной.

    Сложносочиненным называют предложение, которое в своем составе имеет независимые части, связанные друг с другом Составляющие имеют, как правило, равное семантическое и грамматическое значение. Между ними может стоять запятая, точка с запятой или тире. Знаки препинания в сложносочиненном предложении - одна из самых сложных тем пунктуации.

    Соединительные союзы

    Какие ставятся в Это зависит от контекста. И для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос, прежде всего необходимо понять, какую конструкцию имеет подобная единица языка. Если она состоит из двух или более простых предложение, то это сложносочиненное предложение. При этом его части имеют друг с другом смысловую связь, а разделяют их знаки препинания. В сложносочиненном предложении в большинстве случаев это запятые. Ставятся они при наличии одного из соединительных союзов (и, да). Примеры:

    • Осенняя листва горела на солнце оттенками зеленого, красного и желтого, и в этом ярком многоцветии так странно смотрелся пустынный и унылый берег реки.
    • Оглянитесь, и вы сможете увидеть столько нового и интересного.
    • Елена говорила шепотом, да и мать ее тоже старалась не шуметь.

    Противительные союзы

    Эти служебные части необходимы для объединения и связи однородных членов предложения. Они создают между ними смысловое противопоставление, подчеркивают различие или несоответствие. И перед такими словами всегда стоят знаки препинания. В сложносочиненном предложении - при наличии противительных союзов - составляющие части разделены запятой. Примеры:

    • У Ивана Петровича от усталости ныло все тело, но находиться в интересной компании и слушать любимую музыку было так приятно.
    • Надо наконец-то вывезти всю эту старую мебель на помойку, да другие дела совсем не оставляют времени на домашние хлопоты.
    • Коллеги относились к новой учительнице истории неприязненно, ученики же любили ее всем сердцем.
    • Материальная зависимость от кого бы то ни было не в ее принципах, зато работа и отдельная квартира создают ощущение свободы.
    • Родителям придется предпринять меры, а не то его однажды исключат из школы за такую успеваемость.

    Помимо таких служебных частей речи, как но, же, зато, да, а не то , к противительным относятся также союзы а, однако, а то.

    Разделительные союзы

    Знаки препинания в сложносочиненном предложении ставятся перед такими служебными частями речи, как или, либо, то…то, или…или, ли...или, не то…не то. При наличии двойного разделительного союза запятая всегда ставится перед второй его составляющей. Примеры:

    • Успокойся, или худо будет.
    • Он то замолкал, то снова начинал говорить.
    • Нужно что-то сделать, или он погибнет!
    • Серьезные ли у него намерения были, или он снова играл - было непонятно.

    Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения при наличии двойного союза ставятся перед второй его составляющей.

    Присоединительные союзы

    К ним относятся союзы да, притом, также, тоже. Перед одним из них должна непременно стоять запятая. Примеры:

    • Она ему нравилась все больше и больше, он тоже, казалось, был ей неравнодушен.
    • Внешность этого человека производила довольно удручающее впечатление, голос его также был неприятен.

    Пояснительные союзы

    Как видно уже из названия, эти слова призваны пояснять, уточнять. Союзы этого вида - а именно, то есть. Перед ними всегда должна стоять запятая. Примеры:

    • После этого страшного события количество жильцов сократилось, а именно - остался лишь господин с безучастным выражением лица и две старушки, которые едва ли могли что-то слышать.
    • Время было выбрано для разговора подходящее, то есть было тихо, спокойно и не стоило опасаться прихода незваных гостей.

    В каких случаях не ставятся знаки препинания?

    В сложносочиненных предложениях, примеры которых приведены ниже, отсутствует запятая. В каждом из них есть соединительный союз. Но части предложения объединены второстепенным членом, а потому знака препинания не требуется. Примеры:

    • Вскоре после прибытия поезда городок наводнили туристы и праздно бродили по его улицам до позднего вечера.
    • У его матери огромные добрые глаза орехового цвета и мягкие льняные волосы.
    • К тому времени издательство опубликовало несколько детских книг и два сборника стихов.

    Однако в том случае, если члены предложения объединены второстепенным членом, но союз повторяется, запятая ставится. Примеры:

    • В такую морозную зимнюю ночь и волк не бродит, и медведь не появляется из своей берлоги.
    • В солнечную безветренную погоду и работать не хочется, и песчаный пляж все манит и отвлекает от дел.

    как общая часть

    Общим может быть не только второстепенный член. В его роли иногда выступает и придаточное предложение. И, разумеется, в таком случае также не ставится запятая. Примеры:

    • Уже рассвело и на автобусной остановке собирались люди, когда он только возвращался домой.
    • Когда гостью провожали домой, на улице было совсем темно и только лунный свет озарял путь.
    • Когда он вышел на сцену, сердце его сильно билось и заметно дрожали руки.

    Вопросительное предложение

    Следует знать, что запятые перед соединительным союзом ставятся далеко не всегда. В отдельных случаях не требуются знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Примеры:

    • Кто он такой и почему пришел без предварительного звонка?
    • Как они сюда попали и что им нужно?
    • В котором часу состоится собрание и что именно на нем будут обсуждать?
    • Магомед придет к горе или горе следует направиться к Магомеду?

    В каждом из вышеприведенных примеров предложение состоит из двух вопросительных основ. Части объединены вопросительной интонацией. А потому знаки препинания в сложносочиненном предложении такого типа не требуются.

    Аналогично предыдущим примерам знаки препинания между частями сложносочиненного предложения не требуются в следующих фразах:

    • Уволить всех сотрудников и новых нанимать только после моего одобрения!
    • Как он смешон и как нелепы его выходки! (Восклицательное предложение.)
    • Стали искать следы преступления, но, как всегда, ничего не нашли (неопределенно-личное предложение).

    Следует знать, что при повторении соединительного союза между безличными частями предложения ставится запятая. Пример: И дождик, и ветер, и мгла.

    Точка с запятой

    Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения - это не всегда запятые. Если части сложной конструкции являются распространенными предложениями и имеют внутри себя также запятые, разделяют их точка с запятой. Примеры:

    • Все это он сам придумал, потому как решительно не помнил о том, что ему грезилось прошлой ночью; но когда мать, тронутая этим рассказом, принялась успокаивать и утешать его, он чуть было не расплакался.
    • Ей стало невыносимо грустно в тот момент, когда они виделись в последний раз; однако все же что-то похожее на облегчение появилось в ее душе.
    • Он говорил с ней ласково, держал за руку, и счастье светилось в его глазах; а она воспринимала все как должное, поскольку привыкла к восторженным взглядам и давно перестала их ценить.

    Запятая с точкой ставится чаще перед такими союзами, как но, однако, да и, зато . И только в редких случаях - перед а. Примеры:

    • Пять лет велись эти странные работы над возведением здания; но то ли климат был неподходящим, то ли материал некачественный, только никак не продвигалось дело выше фундамента.
    • Учился он хорошо, хотя был не особенно усидчив; он никогда не о чем всерьез не печалился; однако находило на него время от времени какое-то дикое неудержимое упрямство.
    • Пьянство и безалаберность были распространены среди жителей этой деревеньки; зато многие необходимые качества были редкими для здешних обитателей: трудолюбие, честность, дружелюбие.

    Правила постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях могут допускать наличие точки с запятой перед союзами да и и . Но лишь в тех редких случаях, когда этот знак стоит между двумя предложениями, которые без него были бы разделены точкой. Пример:

    • Вскоре весь парк, согретый лучами весеннего солнца, ожил, и капельки росы, как бриллианты, засверкали на тюльпанах; и старый, уже несколько запущенный парк казался в этот день по-праздничному нарядным.

    Тире

    Все вышеперечисленные предложения являются примерами применения правил, которые должен знать ученик средней школы. Одна из тем, которым уделяется на уроках русского языка особое внимание, - это «Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 9 класс - важный этап в школьной программе, когда полученные ранее знания обобщаются и закрепляются. Тире в сложносочиненных предложениях - более глубокая тема. Стоит привести хотя бы несколько примеров использования этого знака препинания.

    Ставится он в тех случаях, если во второй части предложения присутствует резкое противопоставление или присоединение. Примеры:

    • Охотник бросил что-то в пылающий огонь - и тотчас все вокруг озарилось.
    • Он спешил туда, бежал что есть мочи - а там не было ни души.

    Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, необходимо определить состав его частей. И если их всего две, и каждая из них односоставная номинативная, между ними следует ставить тире. Примеры:

    • Еще одно мгновение - и он падет к ее ногам.
    • Десять лет такого существования - и человеческая душа разбита.

    Разделение предложения на две смысловые части

    Иногда в одной длинной фразе заключается описание двух явлений или действий. В таких случаях предложение делится на две смысловые части с помощью тире. Пример:

    • В горах, если столкнешь с огромной высоты небольшой камень, он заденет в полете другой, затем третий, и они повлекут за собой десятки, а там и сотни - и вот страшная каменная лавина стремительно рушится вниз.

    Но тире может разделять и простые конструкции: «Стоит только сказать доброе слово - и человек спасен».

    Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении - темы, которые освоить можно только с помощью практических упражнений. Правила быстрее запоминаются, если воспользоваться различными схемами. И хотя орфография и пунктуация - разделы гуманитарной науки, стоит создавать несложные графические изображения. Особенно, если речь идет о таком теме, как «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях».

    Таблица (союзы и знаки препинания в сложносочиненных предложениях)

    Ниже приведена таблица, в которой содержатся основные правила использования запятой, точки с запятой и тире между частями Также указаны союзы, которые соответствуют тому или иному знаку препинания.

    Знаки препинания не трубуются Запятая Точка с запятой Тире
    Перед союзами и, да , если части предложения имеют общий элемент (второстепенный член предложения, придаточная часть, вводное слово, частица) и, да, тоже, также, притом
    Части предложения распространены Во второй части присутсвует присоединение или противопоставление
    Предложение состоит из частей, каждая из которых является вопросительным, побудительным, восклицательным или неопределенно-личным предложением Между простыми предложениями, перед союзами а, однако, же, не то, притом Одна или две части являются номинативными предложениями
    Предложение состоит из частей, включающих в себя синонимичные слова Между простыми предложениями, перед союзами или, либо Предложение распадается на смысловые части
    Между простыми предложениями, перед союзами а именно, то есть Предложение состоит из коротких конструкций

    Из всего вышесказанного следует сделать вывод: чтобы правльно расставить знаки препинания, необходимо определить тип предложения, выделить его грамматические основы, а затем понять, к какому виду союзов относятся служебные части речи, связывающие части этого предложения.