Детские дошкольные учреждения в годы вов. Методическое пособие "детям о войне"

Оксана Веснина

ПРОЕКТ: «ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»

Направление проекта:

естественно - научное

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Актуальность:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для современных детей. Для нормального развития мальчикам и девочкам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях.

Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны.

Проблема:

современное поколение не знает ничего о Великой Отечественной войне.

Цель проекта:

воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину.

Задачи проекта:

расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.

формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны.

воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению.

бережное отношение к семейным фотографиям и наградам,

Участники проекта

: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта

Сроки реализации проекта:

Февраль, март, апрель.

Основные формы реализации проекта:

экскурсии;

просмотр презентаций и фильмов о войне;

мини-выставки;

консультации для родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный)

сбор литературы по данной теме;

составление плана работы;

разработка содержания проекта

беседы на темы: «Великая отечественная война», «Почему война называется Великой Отечественной».

Основной этап (практический)

чтение художественных произведений:

Стихи и рассказы о Великой отечественной войне «Победа будет за нами»,

С. Алексеев «От Москвы до Берлина»,

К. Паустовский «Похождение жука носорога»,

Н. Ходза «Дорога жизни»

В. Н. Семенцова «Лист фикуса»

слушание музыкальных произведений о войне:

- «День Победы» Д. Тухманова,

- «Журавли»

- «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача,

- «Катюша» М. Блантера,

В. Алкина «Прощание славянки»,

беседы с детьми на темы:

«Дети и война», «Подвиги детей – героев войны» (из серии «Дети войны»); «Праздник. День Победы»;

тематические занятия на темы: «Детям о войне», «День Победы» и т. д.

Рассказ прадедушки, одного из воспитанников, Мельник Ивана Ивановича о трудных годах войны.

Показ детям презентаций на темы: «Дети герои», «Герои ВОВ», «Мы гордимся Вами».

Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»

Оформление выставки: «Спасибо за победу!» (военная форма, фотографии, фото – альбомы братьев, пап, дедушек, прадедушек, служивших в рядах вооружённых сил Советской и Российской армии, (ответственные родители воспитанников и воспитатели).

Проведение физкультурного праздника «Зарница» (участники: дети, родители)

Выставка поделок , посвящённая ВОВ.

Экскурсия : к вечному огню, памятнику Г. Е. Собянина, возложение цветов павшим героям ВОВ.

экскурсия в поселковую библиотеку.

Продуктивная деятельность с детьми на тему: «Техника военных лет», изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла.

Заключительный этап

(обобщающий):

НОД на тему: «Что я знаю о войне?»

защита проекта в детском саду;

выставка поделок (совместно с родителями) на тему: «В память о войне»;

создание альбома «Вы наша гордость» - участники войны и труженики тыла в Вов нашего посёлка;

Предполагаемый результат проекта:

1. Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.

2. Закреплены навыки продуктивной деятельности при создании и оформлении альбома «Вы наша гордость».

3. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.).

4. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.

Продукт проектной деятельности

Создание и оформление альбома «Вы наша гордость» - участники войны и труженики тыла в ВОВ посёлка Игрим

Конспект тематического занятия

в старшей группе

«Детям о войне»

Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Оборудование: сборник рассказов «Дети - герои Великой Отечественной войны»; стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез», репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага», музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.

Ход занятия:

1. Организационный момент

В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова).

Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)

Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)

Как вы думаете, что означает слово «отечество»? (Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей - отцов и матерей и наших предков. Наша родина - Россия.)

2. Усвоение нового материала

Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов - воинов той далекой войны. Майский праздник - День Победы - Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)

Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.

Много бед и горя она принесла русским людям - в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.

Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?

В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».(Рассматривают иллюст-рации.)

В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.

Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».

Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.

3. Просмотр презентации

День Победы один из самых почитаемых праздников в нашей стране. Все дальше и дальше уходит от нас 9 МАЯ 1945 года, но мы по – прежнему помним, какой ценой досталась эта победа нашему народу.

Именно 9 МАЯ все жители нашей огромной страны отмечают великий праздник День Победы. В этот день во всех городах проходят военные парады, возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, поздравляют ветеранов, дается праздничный салют. (Слайд 1-2) .

Но почему ветераны, участники той великой войны, такие грустные, почему слезы застилают им глаза? Что они вспоминают в этот день? Что это была за война? Какой ценой досталась победа нашему народу? (Слайд 3) .

О той великой войне и пойдет сегодня наш рассказ. Это было тогда, когда наша страна Россия называлась СССР, когда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, красивыми, полными сил. Они были счастливы, мечтали о будущем, думали, что в их жизни все будет хорошо. Но их мечтам не пришлось осуществиться.

В мире появилась страшная сила – фашизм. Заскрежетали гусеницы танков, засвистели пули. Шаг за шагом фашисты захватывали одну страну за другой, разрушали города, взрывали памятники, грабили и убивали людей. И все ближе и ближе подбирались к нашей Родине. (Слайд 4) .

22 июня 1941года без объявления войны фашисты напали на нашу Родину. Посыпались бомбы, на нашу Землю ступили вражеские солдаты, началась Великая Отечества война. (Слайд 5) .

Все жители нашей страны взяли в руки оружие и встали на защиту нашей Родины. (Слайд 6) - песня «Священная война».

Враг был очень силен. Трудно приходилось нашим бойцам. Солдаты нашей армии били врага в воздухе, на воде и на земле и гнали его с просторов нашей земли. Бои шли и в летний зной и в зимнюю стужу. Наравне с мужчинами воевали (Слайд 7-8-9) .

Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали. Многие дети остались совсем одни, их родители погибли. А некоторые мальчишки становились «сынами полков», их голодных и несчастных, брали к себе солдаты, и дети шли с ними в бой, сражаясь очень храбро. Война отучила детей плакать. Дети четко усвоили урок – заплачешь – расстреляют. На их хрупкие плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. (Слайд 10, 11, 12). И очень мечтали о мирной жизни. Стихотворение «Я в солдатики играю».

А в далеком тылу женщины и дети работали на военных заводах, делали самолеты, оружие, снаряды, копали окопы, старались помочь своим отцам, сыновьям, мужьям, фронту. (Слайд 13, 14) .

Но как бы тяжело не было нашим людям на фронте и в тылу, всегда находилось время для музыки и песен. Именно музыка поднимала боевой дух наших бойцов и вела их в бой, именно песни прибавляли сил и поднимали боевой дух нашим людям. (Слайд 15). Частушки, песня «Катюша».

Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война. За это время погибло огромное количество не только солдат, но и мирных жителей. (Слайд 16-17) .

И вот наступил этот долгожданный день – 9МАЯ 1945 года. В этот день закончилась война. Наши войска разгромили фашистов не только на территории нашей страны, но и освободили жителей других стран. (Слайд 18). Много подвигов совершили наши воины во время ВОВ. Стихотворение Г. Рублев «Это было в мае…»

Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, т. к. в каждой семье, в каждом доме кто - то погиб на этой страшной войне. Каждый год люди несут цветы к памятникам, защитников нашей Родины, к могиле Неизвестного Солдата. Стихотворение «День Победы»


Никто и никогда не забудет подвиг нашего народа в Великую Отечественную войну. Песня «День Победы».

4. Физкультминутка «Наша Родина сильна»

5. Закрепление нового материала

У Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это - огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях.

Есть еще один очень важный символ - это Знамя Победы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы.

Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)

Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.)

В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот - это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда - символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.

События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, - и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии - город Берлин.

В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства - Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином - это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.

6. Рефлексия

Предлагаю нарисовать Знамя Победы.

Звучит песня «Тёмная ночь»

Беседы о Великой Отечественной войне

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т. д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на сто­роне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т. е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве - от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 2015 году исполняется 70 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

Почему война называется Великой Отечественной?

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В. М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди - люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина - граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?

ДЕТИ И ВОЙНА

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев.

Дети - слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь - парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,- вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», - воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В. Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н. С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

С самого 1945 года, с того счастливого мая, принесшего фашизму крах, а народам мира - свободу, этот день стал для нашего народа самым главным праздником.

Когда-то наши матери, бабушки и деды рассказали нам о той великой войне. Любовь к Родине воспитывается с детства - и мы, еще маленькие, шли с гвоздиками к Вечному огню, рисовали открытки для ветеранов, учили стихи и песни. А сегодня уже мы должны рассказать нашим детям о Победе - чтобы не прервалась память, чтобы на угасал вечный огонь благодарности к солдатам, отдавшим за нас свои жизни.

Но как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Ведь тема это непростая, болезненная даже. Сколько война принесла потерь, сколько пришлось пережить народу до того момента, когда над Рейхстагом развернулось алое знамя? А говорить нужно: ведь для тех, кто не помнит прошлого, нет и будущего.

Проект «Речь ребенка» подготовил для вас, дорогие читатели, готовый план беседы с ребенком о тех событиях и великой Победе . Вы сами можете дополнить его семейными историями, собственными рассказами, найти больше песен и стихов - и это будет замечательно! Но даже если вы просто прочитаете с детьми наш маленький рассказ, это будет важным шагом к воспитанию в их душах любви к Родине и уважения к великому подвигу предков.

Это День Победы 9 мая - самый радостный и самый грустный праздник на свете. В этот день в глазах людей сияет радость и гордость за великую победу, которую их папы и мамы, дедушки и бабушки одержали много лет назад. Но радость эта смешана с печалью: вспоминают люди о тех, кто погиб в той войне. Много людей погибло от вражеских пуль и бомб, от голода и тяжелой работы. Поэтому говорят, что День победы - это «радость со слезами на глазах»; то есть день одновременно и радостный, и печальный.

Послушайте вместе с ребенком песню “День победы”

Но давай разберемся: что же это была за война? И почему победа в ней настолько важна, что вся страна празднует ее даже много лет спустя?

Может быть, ты уже слышал ее название - Великая Отечественная война . Великой ее назвали потому, что не видел еще свет войны такой огромной, такой разрушительной. Никогда еще не сталкивалось в сражениях столько солдат, столько самолетов и танков, никогда еще не было разрушено столько городов, убито столько людей. Ужасная была война! А Отечественной зовут ее потому, что защищали в той войне наши солдаты свое отечество - родные поля, дома, любимых жен и детей. Защищали свободу родной страны от злых фашистов.

А кто такие фашисты? Это были злые, жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали самым лучшим. А все другие народы они хотели уничтожить. Там, где проходила армия фашистов, оставались разрушенные города и деревни, сожженные дома, убитые люди.

Наша вольная, мирная страна не хотела покоряться фашистам! У врага был план: быстро, одним ударом сломить нашу родину, дойти до самой Москвы и покорить ее, разрушить. Но насмерть встали на границе солдаты: не пустим! По всей стране мужчины, способные воевать, уходили на фронт, заменяя собой убитых. А женщины и дети вставали вместо мужчин к заводским станкам, работали в полях, растили хлеб и строили танки. Весь народ, от самых маленьких ребят до стареньких бабушек и дедушек, решил бороться с врагом! И тогда в первый раз прозвучало: война народная, священная война!

Послушайте песню “Священная война”

Но враг все наступал и наступал. Много солдат было у фашистов, много самолетов и танков, много бомб и снарядов. Трудно пришлось нашей армии! Долго отступали наши солдаты, и только когда за спиной оказалась Москва, столица, сердце нашей родины, всем стало ясно: дальше некуда отступать, Москву нельзя отдать врагу. Ценой страшных, тяжелых боев, ценой своих жизней остановили солдаты фашистские полчища у речки Нары, совсем недалеко от Москвы.

После этой великой битвы медленно, но уже неотвратимо наступали наши солдаты, теснили фашистов, гнали с родной земли, освобождали захваченные города и людей.

До самого Берлина, где прятались главные фашисты, гнали захватчиков, и весной 1945 года ворвались, наконец, в этот далекий город и одержали полную, окончательную победу. 8 мая 1945 года побежденные фашисты окончательно сдались, а 9 мая стало великим праздником - Днем Победы.

И теперь в этот день вся Россия празднует освобождение страны от захватчиков-фашистов. Это великий день памяти и благодарности: мы благодарим наших дедушек, бабушек, отцов и матерей за то, что в те страшные годы они не струсили, не покорились врагу, отстояли нашу свободу, своими жизнями заплатили за нашу счастливую жизнь и мирное небо. И ты запомни этот день! Подвиг этот никогда не должен быть забыт.

После того, как вы поговорили с ребенком о войне, можете задать ему несколько вопросов:

  • Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
  • Когда началась Великая Отечественная война?
  • Почему она так называется?
  • Какая страна начала войну?
  • Кто такие фашисты? Что они хотели сделать с нашим народом?
  • Удалось ли немцам взять Москву?
  • Когда закончилась война? Кто победил?
  • Почему нужно помнить про войну?
  • Кого мы благодарим в этот день и за что?

Если в вашей семье кто-то воевал, то обязательно расскажите об этом ребенку. Покажите военные фотографии, награды, памятные вещи, возможно, у вас сохранились письма с фронта.

Пусть ребенок сам расспросит бабушек и дедушек о войне, если есть такая возможность. Такие беседы – самый лучший способ рассказать детям о Великой отечественной войне.

Скачайте материалы данной статьи , чтобы вам проще и удобнее подготовиться к беседе с ребенком о Войне.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Задачи:

· Познакомить детей с Великой Отечественной войной

· Воспитывать уважение к Защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильных эмоций, гордость за свой народ, любовь к родине

· Развивать представление о разных родах войск, уточнить кто такие защитники отечества

Оборудование:

Ноутбук, картинки с изображением летчиков, танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев, полевой кухни, военнопленных детей, разрушенных зданий, взятия Рейхстага, парад на красной площади 1945 года, запись песни «Журавли».

Д:-День Победы

В: - Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

Когда граждане нашей страны узнали, что началась война, все кто мог держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети. Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.

Ребята, кто нас защищал в воздухе?

Д:- летчики

А на воде?

Д: - моряки

А на земле?

Д:- танкисты, пехота, артиллеристы.

Ребята, а как маршируют солдаты, вы знаете? Давайте и мы свами подмаршируем.

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

В:- Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Посмотрите как она выглядит (картинка полевой кухни). Называется она полевая кухня. Во время боевых действий многие солдаты были ранены и медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, и после этого и после этого переносили их на носилках к докторам. А в перерывах между боями солдаты смотрели кино, слушали и пели песни. Я предлагаю послушать песню военных лет (ВКЛ. запись песни «Журавли»).

Во время войны фашисты забирали в плен людей, среди которых были и дети. Они держали их за колючей проволокой, морили их голодом.

Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и т.д.

Но вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа. Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии.

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.

Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни, стихи, рисовались картины о войне.

В нашем городе есть немало памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. На следующих занятиях мы о них поговорим подробнее и посетим некоторые из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

По патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

Задачи:

Оборудование:

Ход образовательной ситуации:

Д:-День Победы

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

Д:- летчики

А на воде?

Д: - моряки

А на земле?

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

По патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

Задачи:

  • Познакомить детей с Великой Отечественной войной
  • Воспитывать уважение к Защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильных эмоций, гордость за свой народ, любовь к родине
  • Развивать представление о разных родах войск, уточнить кто такие защитники отечества

Оборудование:

Ноутбук, картинки с изображением летчиков, танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев, полевой кухни, военнопленных детей, разрушенных зданий, взятия Рейхстага, парад на красной площади 1945 года, запись песни «Журавли».

Ход образовательной ситуации:

Д:-День Победы

В: - Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

Когда граждане нашей страны узнали, что началась война, все кто мог держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети. Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.

Ребята, кто нас защищал в воздухе?

Д:- летчики

А на воде?

Д: - моряки

А на земле?

Д:- танкисты, пехота, артиллеристы.

Ребята, а как маршируют солдаты, вы знаете? Давайте и мы свами подмаршируем.

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

В:- Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Посмотрите как она выглядит (картинка полевой кухни). Называется она полевая кухня. Во время боевых действий многие солдаты были ранены и медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, и после этого и после этого переносили их на носилках к докторам. А в перерывах между боями солдаты смотрели кино, слушали и пели песни. Я предлагаю послушать песню военных лет (ВКЛ. запись песни «Журавли»).

Во время войны фашисты забирали в плен людей, среди которых были и дети. Они держали их за колючей проволокой, морили их голодом.

Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и т.д.

Но вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа. Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии.

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.

Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни, стихи, рисовались картины о войне.

В нашем городе есть немало памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. На следующих занятиях мы о них поговорим подробнее и посетим некоторые из них.


4. Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.

Несмотря на тяжелое военное и экономическое положение, Коммунистическая партия и Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны. В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.

В спасении детей участвовала вся страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот. Только в одном лишь Ташкенте 643 семьи взяли на воспитание осиротевших детей, а в целом по Союзу так поступили тысячи семей. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Лишь в Узбекистане свыше 100 тыс. детей, оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание. Проводилась целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Весной 1944 г. было принято и затем полностью выполнено правительственное постановление об охвате различными формами организованного летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей школьного и дошкольного возраста.

В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений - дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.

Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации.

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941-1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.

Принятие новых «Устава» и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР

5. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма

В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в санаторные детские сады.

В связи с тем, что обучение стало начинаться с 7 лет и из детских садов в школу ушли дети двух возрастов – 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, т.к. в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в сельской местности, где до войны было мало детских садов.

Советское правительство отпускало огромные средства на общественное дошкольное воспитание. Вместе с тем требовалось улучшение воспитательно-образовательной работы в детских садах. XX съезд партии указал на необходимость приступить к решению важной задачи общественного воспитания детей – к охвату всех детей дошкольного возраста, родители которых этого пожелают, государственными яслями и детскими садами. Новые детские сады строились там, где потребность в них ощущалась более остро, а именно: при новых предприятиях, где работало много женщин.

В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми.

В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 году, по-новому рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме – на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.

В Академии педагогических наук РСФСР и на кафедрах дошкольной педагогики велись научные исследования проблем дошкольного воспитания.

Ценным вкладом в теорию и практику советского дошкольного воспитания явились исследования А.П.Усовой, которые были посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияния на умственное развитие ребенка. А.П.Усова сделала важный шаг вперед в разработке основных положений дошкольной дидактики. Под ее руководством сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР впервые по-новому разработали теоретические основы обучения в детском саду; была определена программа того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду.

А.П.Усовой было разработано изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду». Большую пользу практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду». Решая проблемы дошкольного воспитания А.П.Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развивать его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под ее руководством, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они по своей практической и по сей день.

Огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью «осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста». В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования.

Значение развития учреждений дошкольного воспитания было подчеркнуто в Программе КПСС, где говорилось: «Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием».

Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей.

Развитие дошкольного воспитания в СССР на современном этапе определяется «Основами законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», принятыми Верховным Советом СССР в 1973 г. В них были сформулированы задачи дошкольного воспитания, принципы организации и управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты во всех союзных республиках.

Вопросы развития дошкольных учреждений как учреждений государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного строительства.

В развитии дошкольного дела в СССР постоянно возрастает роль общественности. Там, где исполкомы местных Советов народных депутатов постоянно держат под контролем развитие и функционирование сети детских воспитательных учреждений, быстрее решаются все проблемы, в том числе полнее удовлетворяются интересы и потребности населения в них. Характерно в этом плане движение, начатое в 1976 г. газетой «Известия» по инициативе группы женщин-депутатов. «Известия» стали контролировать ввод в строй новых дошкольных учреждений по республикам, краям и областям. Это начинание способствовало успешному выполнению намеченных планов.

Статья «Долг воспитателей военного времени»

Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад № 2, с. Пычас, Удмуртия
Описание: данная статья познакомит и напомнит педагогам дошкольного образования о требованиях и условиях воспитательной работы детских садов и специфике педагогической деятельности воспитателей в военное время.
Назначение : материал будет полезен педагогам дошкольного образования, молодым специалистам в области дошкольного образования, старшим воспитателям, студентам.
Цель: развитие у педагогов активной гражданской позиции и патриотизма на основе исторических фактов.
Задачи: познакомить с отдельными моментами воспитательной работы детских садов в годы Великой Отечественной войны; расширять представления педагогов о значении бессмертного подвига воспитателей в годы войны; воспитывать уважительное отношение к профессии, к доблестной истории своей Родины.

Тихий подвиг воспитательниц...

Война, неожиданно обрушившаяся на мирное население советских городов и сел предъявила свои требования к воспитательной работе детских садов. Она заставила в срочном порядке, на ходу разрушить многие вопросы дошкольной методики: как уберечь психику ребенка от губительных потрясений, как использовать события на фронте для воспитания у детей любви к Родине, как развивать у них ненависть к фашистам.
Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение. Как жаль, что тихий подвиг воспитательниц и нянь военного времени так и не оценен до сих пор по достоинству...

Долг воспитателей тех трудных военных лет сводился к тому, чтобы уберечь детей от опасностей и волнений военного времени, создать такие условия, в которых дети могут спокойно жить, нормально развиваться, забывая пережитое. Поэтому в детских садах создавалась атмосфера родной семьи, в которой нуждался каждый ребенок, нужно было окружить его материнской лаской, вниманием, заботой, которая позволяла успешно влиять на детей, развивать у них нужные черты характера и поведения.


Много творческой инициативы проявляли воспитатели, чтобы всеми способами отвлечь детей от тягот жизни и скрасит их существования. Они придумывали загадки, изобретали разнообразные сюрпризы.
Дать детям радость, поднять жизненный тонус, вернуть им детский смех – это способ отвлечения от тяжелой действительности с исключительной силой реализовался путем проведения в детских садах праздников.
Воспитатели воспитывали детей на примерах беззаветной преданности и храбрости, которую проявляли наши бойцы, освобождая Родину от фашистских орд. Дети росли в героическую эпоху, которая запечалилась в их сознании, определит их отношение к жизни. Потому вопрос о том, как познакомить детей с Великой Отечественной войной в какой мере можно приблизить их происходящим событиям, интересовало и волновало каждого педагога. Эта работа от воспитателей требовала большой чуткости, вдумчивости и осторожности; необходимо было помнить о впечатлительности маленького ребенка, его хрупкости, нервной системы, об особенностях его мышления. Задача воспитателя состояла в том, чтобы, пользуясь примером героизма, мужества, самоотверженного труда, развивать у детей к Родине, влиять на их характер, возбуждать желание быть похожими на лучших людей страны. Работая с детьми, чуткий воспитатель старался поменьше напоминать им о войне, проводил с ними разнообразные игры, занятия, развлечения, чтобы дети успокоились, отдохнули от пережитого.
С детьми разного возраста воспитатель проводил разную работу. Например: с младшими дошкольниками – 3-4 летними малышами, воспитатели не проводили специальных бесед о войне, хотя уже дети знали о войне и интересовались ею. Но эта тема была слишком сложна и трудна для маленьких детей. Почти у каждого ребенка на фронте был кто – то из родных, и среди детей часто возникали разговоры о папах, о письмах, полученных от них, об их наградах. И конечно воспитательница проявляла интерес, принимала участие в разговорах, радовалась вместе со своими воспитанниками.
Во время прогулки воспитатель могла обратить внимание детей на красноармейцев, которые проходили рядом с территорией детского сада. Во многие детские сады на праздники приглашали бойцов. Малыши показывали им свои рисунки, дарили им свои игрушки, расспрашивали о том, « как они бьют немцев» и торжественно обещали помогать гнать врага. Рассказы бойцов воодушевляли детей, крепили в них и в воспитателях веру в победу, любовь к родине.


Для малышей подбирались четкие, художественные картинки или фотографии, изображающие летчиков, кавалеристов, стрелков, танкистов. С детьми разучивались с малышами стихи и песни о красной армии, проводились игры « Летчики», « Красноармейцы». Таким образом, удовлетворялся интерес маленьких детей к войне, воспитывалась любовь к Красной армии, давались самые элементарные наглядные представления.
Детей старшего дошкольного возраста – от 5 до 7 лет - знакомили в самой простой форме с некоторыми событиями войны. Им рассказывалось о победах наших войск, о подвигах, совершаемых бойцами, командирами, партизанами, о работе тыла в помощь армии, о тимуровцах, которые заботились о семьях мобилизованных. Выбор таких рассказов требовал от воспитателя чуткого внимания. Рассказ должен был быть простым, кратким и вместе с тем образным, занимательным. Тогда он будет понят детьми. Запомнится, глубоко повлияет на них. Некоторые рассказы сопровождались иллюстрациями, которыми служили и четкие и выразительные фотографии их газет и журналов.
Каждый рассказ должен был построен так, чтобы создавать у детей бодрое настроение, внушить уверенность в победе над врагом.
Кроме всего этого воспитатели всегда поддерживали инициативу детей в переписке с фронтом. Отправка писем бойцам фронта производила на детей огромное впечатление. Они рассказывали об этом дома, и многие матери приносили адреса своих мужей. Так начиналась переписка всего коллектива детского сада с отцами воспитанников.


Беззаветно и самоотверженно работали и заведующие детскими садами и воспитатели, уборщицы и няни, и повара и завхозы. Молодые и старые, только что начинающие работу - все были охвачены общим чувством: спасти детей, сохранить им здоровье, сберечь их детство, возвратить им радость и беззаботный смех, воспитать так, как требует страна, не упасть духом перед трудностями, устоять перед лишениями, выполнять свою обязанность перед фронтом.


С гордостью и доблестью выполняли дошкольные учреждения свой священный долг. Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжелыми испытаниями.

Использованная литература:
1. Л.Е. Раскин « Год работы с дошкольниками в Ленинграде» из архива журнала « Дошкольное воспитание» - № 1, 2015
2. А. Волкова, Д. Менджерицкая « Дети и война» из архива журнала
« Дошкольное воспитание» - № 10, 2014