Гербы городов и их истории. Cамые странные гербы городов России: от тигра-негроида до опиума и жертвоприношений

Каждый город России и даже небольшие поселки и деревеньки имеют свой отличительный знак – герб, который является своеобразным нарисованным «паспортом» территории. Само слово «греб» имеет польские корни, и в переводе означает «наследие». И действительно, гербы передаются из поколения в поколения и без надобности в них не вносят изменения.
В гербе красноречиво повествуется история города, раскрывается его прошлое. Однако некоторые гербы вызывают недоумение: почему именно ЭТО изображено на нем? Представляем вашему вниманию самые необычные и интересные, по нашему мнению, гербы городов России.

Челябинск

Челябинск – чугунная столица нашей родины. Казалось бы, причем тут верблюд? Но именно этот двугорбый красавец изображен на гербе города, и это имеет свое обоснование. Много веков назад через Челябинск проходил путь «кораблей пустыни», по которому в столицу и города европейской части нашей страны доставлялись товары из Азии.

Магнитогорск, Челябинская область


Всем знаком «Черный квадрат» Малевича. Но не все видели Черный треугольник, изображенный на гербе Магнитогорска. Описание герба весьма лаконично: «В серебряном поле чёрная пирамида». Трактовать изображение можно по-разному: это и палатка, в которой жили первостроители города, и гора Магнитная, и напоминание о том, что Магнитогорск является центром черной металлургии.

Серпухов, Московская область


А вот у Серпухова все намного радостнее и веселее: на гербе гербе города распустивший хвост красавец-павлин. В XVIII веке императрица Екатерина повелела «всем городам герб иметь», и в каждый была отослана небольшая анкета, где необходимо было указать эксклюзивную и уникальную особенность поселения. Из Серпухова пришел ответ: «в монастыре одном павлины родятся…». Как выяснилось позже, Высоцкому монастырю в качестве подношения была подарена пара этих диковинных птиц, от которых пошел весь серпуховский павлиний род. Однако эта незначительная заметка стала причиной появления хвостатой птицы на главном символе города.

Шуя, Ивановская область


Первое знакомство с гербом Шуи может поставить в тупик. Что это: кирпич в честь строителей или параллелепипед, проставляющий геометрию и правильные формы? Все намного проще – это кусок обычного мыла, «означающий славные мыльные заводы города». Но нынешнее описание герба намного прозаичнее: мыльный кусочек оказался всего лишь «золотым бруском с тремя гранями».

Иркутск


На многих гербах присутствуют животные, и все они легко узнаваемы. А вот что за зверь на гербе Иркутска, разобраться сложно: тигр-афроамериканец с перепонками на лапах и бобровым хвостом, крепко держащий в зубах умерщвленного соболя? Изначально на гербе действительно был изображен тигр, но его редко можно было встретить в тех местах, а само название «тигр» не прижилось у сибиряков, и сильную полосатую кошку звали как «бабр». Со временем чиновники, не блещущие знаниями в области экзотики, перепутали бАбра с бОбром и «подрисовали» иркутскому тигру задние лапы и хвост как у бобра, а полосатую шкуру перекрасили в черный цвет.

Снежногорск, Мурманская область


Пожалуй, самым «мимишным» можно назвать герб Снежногорска. На нем изображена несколько мультяшная нерпа как символ местного судоремонтного завода с одноименным названием. С другой стороны, этот герб – настоящая классика в геральдике: о названии города прямо говорят снежинки, делая тем самым герб «полугласным».

Поселок Епифань, Тульская область


Герб Епифани по современным меркам можно сравнить с запрещенной пропагандой: на нем изображена конопля. Исходя из старинного описания, на гербе «можно видеть поле, из которого растут три былины конопляные, как щит». Естественно, наши предки не подозревали об одурманивающих свойствах этих «былин», а конопля культивировалась исключительно для изготовления канатов и масла.

Железногорск, Красноярский край


Медведь, разрывающий атом… Звучит сильно и даже угрожающе. Однако такой мишка нарисован на гербе Железногорска. Согласно описанию, он является символом единения сил природы и человеческой мысли.

Для создателей гербов часто «подсказкой» служит название города. Не трудно догадаться, как выглядят гербы двух городов Пензенской области Верхнего Ломова и Нижнего Ломова.


А теперь попробуйте сами представить, что бы вы нарисовали на гербе города Духовщина, что находится в Смоленской области? Естественно, «в чистом поле куст роз с приятным духом»!


Герб – это визитная карточка любого города, его лицо и, выражаясь современным языком, штрих-код. Некоторые из них являются настоящими произведениями искусства, а другие выглядят порой и забавно и необычно, однако это нисколько не умаляет их значения для жителей.

Тематическая беседа в начальной школе. Младшим школьникам о гербах городов русских


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание материала: В наши дни патриотическое воспитание занимает достаточно много времени в процессе воспитательной среды, поэтому мною была разработана программа по внеурочной деятельности «Твоя Россия». Предлагаю учителям общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования материал - справочник о гербах городов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: беседа, классный час, викторина, игровой час, внеклассное мероприятие, виртуальное путешествие и т.д. Материал призван помочь любому ученику ответить на такие важные вопросы, как:
1) Как и когда появились отличительные знаки у русских городов?
2) Какими были отличительные знаки у средневековых рыцарей?
3) Какие именные знаки были у знатных людей России?
Цель: знакомство с отличительными знаками (герб) русских городов, создание краткого, красочного интересного справочника о гербах городов.
Задачи:
1.Создать яркое образное представление об эпохе средневековых рыцарей и Древней Руси, способствовать формированию представлений о первых знаках отличия русских городов.
2.Вызвать интерес учащихся к истории России, расширить представление об истории России, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
3.Воспитывать уважительное отношение к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за принадлежность к корням России.
Учитель:
Нелегка была жизнь средневековых рыцарей. Доспехи тяжелые на себе носи, капризы дамы сердца терпи, да еще и турниры бесконечные. Даже по уважительной причине не пропустить! Вдруг все подумают, что струсил. Засмеют еще.



В шлеме за забралом зимой холодно, летом жарко и оруженосца не слышно. Трудно было общаться в доспехах. Пришла однажды кому-то идея: чтобы рыцарей между собой не путали и простые люди издалека узнавали, решили они свои щиты раскрасить. У каждого свой рисунок, свои фигуры, цвета и знаки опознавательные. Такие доспехи и на турнире, и на поле боя далеко видны.


Гербы средневековых рыцарей


Рисунок на щите стали называть «гербом». Герб закрепился за каждым рыцарем, и путать их перестали. Постепенно сложились и правила, по которым можно было придумывать разные новые гербы.Идея с именным знаком отличия понравилась многим. Своими семейными гербами знатные люди украшали наряды, комнаты замков, кареты. Мода на гербовые эмблемы пришла и в Россию. Но право иметь свой семейный герб получили только дворяне и …города.

Вспомните, наверняка вы видели герб своего города? Может, там изображена красивая корона и якоря, или всадник в доспехах, который убивает змея, а, может, какое-либо другое животное?
Даже самый простой рисунок-символ может рассказать о многом. Главное, суметь его «прочитать».

А знаете ли вы, что означает цвет на гербе?

Красный цвет называется «червленым» и служит символом храбрости и мужества, а также символизирует кровь, пролитую за веру, государя и Отечество.
Герб города Тулы


Синий зовется «лазурным» и символизирует красоту.
Голубой – символ красоты, величия, верности, доверия, безупречности, а также развития движения вперед, надежды, мечты.
Герб города Коломны


Зеленый – означает надежду, молодость, радость, изобилие, плодородие, свободу, покой и мир.


Черный – говорит о печали, благоразумии и смирении. Кроме того, это символ образованности, скромности, осторожности.
Желтый и белый – сравнивают с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой чаще всего символизирует богатство, а серебряный – чистоту.


Фиолетовый – символ царского или королевского происхождения. Фиолетовую краску получали из очень дорогих и редких ракушек. Из-за высокой стоимости ее могли использовать лишь при царских и королевских дворах.


Герб рода князей Трубецких



Герб рода князей Потемкиных




Герб - это эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (город, страну, сословие, род, и тому подобное). Изучением гербов занимается геральдика.

Что означают животные на гербах?

Бык – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.

Герб города Энгельса Саратовской области


Волк -символ жадности, злости и прожорливости. Помещается на гербах как знак победы над жадным, злым противником.
Герб города Волковыск


Голубь – символ смирения и чистоты, святого духа.
Герб города Благовещенска


Змея – символ мудрости, добра и предосторожности.
Герб города Змеиногорска (Алтай)


Кабан (вепрь) –символ неустрашимости и могущества.


Кошка дикая -символ независимости.
Герб Вологды


Лев - символ власти, силы, храбрости и великодушия.
Герб города Владимира


Герб города Белгорода


Медведь – символ предусмотрительности и силы.
Медведь изображён на гербах многих городов: Екатеринбург, Новгород, Норильск, Пермь, Сыктывкар, Хабаровск, Ярославль и многих других.


Герб города Ярославля


Овца -символ кротости, доброты и сельской жизни.
Герб города Евпатории (Крым)


Герб города Самары


Олень -символ воина, перед которым бежит неприятель.


Герб города Нижнего Новгорода


Орел -символ зоркости.
Герб города Орла


Пчела – символ трудолюбия и неутомимости.
Герб города Тамбова



Сова -символ мудрости, смекалки и расторопности.
Алтай


На древних рельефах можно увидеть множество различных чудовищ: драконов. крылатых быков и львов, людей с головами крокодилов и бегемотов, русалок с рыбьими хвостами. Но не гидра, сфинкс или грифон, а именно двуглавый орел стал символом России.
Изображение двуглавого орла возникло еще за три тысячи лет до нашей эры. В цивилизации древних шумеров, живших в те времена, орел с двумя головами был божественным символом.
Принято считать, что двуглавый орел появился на гербе России сразу после брака великого князя Московского Ивана III и принцессы Софии (Зои) Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI. София Палеолог привезла с собой некие регалии с изображением двуглавого орла. Таким образом, Иван III наследовал не только царский титул, но и герб династии Палеологов.

Герб страны - орел двуглавый
Гордо крылья распустил.
Держит скипетр и державу,
Он Россию сохранил.
На груди орла щит красный.
Дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне.
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Мы так привыкли к гербу Москвы с изображением Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Как и когда он попал в Россию? Георгий Победоносец – это общехристианский святой, почитаемый во многих странах.


На Руси изображение Георгия появилось в начале XI века на монетах и печатях Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий). Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. Воин-змееборец, побеждающий силы зла, присутствовал на печатях Александра Невского. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времен Дмитрия Донского.
Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III и совпало по времени с объединением русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича»
Учитель:
А теперь чтением стихотворения С.Никулина мы завершим сегодняшнюю встречу.
Ученик
Колосья хлеба, циркуль, плуг,
Животные и птицы
Пусть создают волшебный круг,
В котором отразится Музыкально-поэтический вечер в начальной школе. Сергей Есенин

Города чем-то похожи на людей: они рождаются, растут, переживают взлёты и падения. Человеку, достигшему совершеннолетия, вручают паспорт, а городу, преодолевшему статус поселения - собственное «удостоверение личности», герб. Непосвящённому в таинства геральдики он покажется не более чем занятной картинкой, произвольным набором символов, но на деле каждая такая «картинка», подобно штрих-коду, несёт в себе массу информации.

От эмблемы-к гербу

Первые городские гербы, появившиеся в Европе, стали символом борьбы «вольных горожан» против сюзеренов-феодалов. Средневековые русские города, за исключением Новгорода и Пскова, о самостоятельности и не мечтали, оставаясь княжескими вотчинами. Князья враждовали, города переходили из рук в руки - не до гербов! К концу XV столетия установилось централизованное государство, но городской символики по-прежнему не было. По инициативе «снизу» она возникнуть не могла: любое проявление «самостийности» каралось беспощадно. Поэтому становлению и развитию русской геральдики мы обязаны «верхам». В «Царский титулярник», созданный в1672 г. при царе Алексее Михайловиче, впервые вошли все территориальные эмблемы (пока ещё не гербы!) русских земель. Впрочем, со временем некоторые изображения «Титулярника» стали городскими гербами. Например, новгородская эмблема - два медведя, поддерживающих золотое кресло с подсвечником, скипетром и крестом – получила «звание» герба Новгорода в1781 г.

"Павлины, говоришь?"

Победное шествие городских гербов в России начинается при Петре I. Герботворчество становится делом государственной важности, одним из элементов административной реформы. Царь в приказном порядке обязал все города обзавестись своими символами, а у кого их нет, «нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе», учрежденной в1722 г. Нелегкую работу по выработке стандартов отечественной геральдики возложили на иностранного специалиста - итальянского графа Франциска Санти. Он разослал «на места» анкету, где просил городские власти дать сведения об истории, экономике и географии городов. Отклики были разные. Например, Серпухов рапортовал, что город их славен… павлинами, которых разводят монахи местного монастыря. «Павлины, говоришь»? И вот диковинная заморская птица горделиво расправляет свой роскошный хвост на городском гербе.

"Милостью ея императорского величества"

После смерти Петра I герботворческий процесс замер на десятилетия и оживился лишь при Екатерине II. Просвещённая императрица дарует городам «жалованную грамоту», в которой впервые в России декларируются принципы городского самоуправления, в частности – право города иметь герб. Но дальше деклараций дело не пошло: реальные полномочия городских властей были донельзя ограничены, да и гербы не стали почетным правом. Они появлялись, преимущественно, «милостью ея императорского величества». Например, во время путешествия по России Екатерине настолько понравился прием в Костроме, что город отблагодарили гербом - плывущей по реке императорской галерой. Плывёт она на костромском гербе и по сей день…

Символика "властной вертикали"

При Екатерине II на гербах уездных городов появилось геральдическое «ноу-хау»: обозначение их принадлежности к губернии. Например, на гербе города Киржач в нижней половине изображен собственно городской символ (сова), а в верхней – герб губернского города Владимира (лев). Стало быть, Киржач – город Владимирской губернии. Чисто российское изобретение: столь простого и понятного графического отображения «вертикали власти» в гербовой символике городов европейская геральдика не знала (подобная функция городским гербам Европы была в принципе чужда). Впрочем, это удобно: глянул на герб города, и сразу понял, где он находится.

"Сумрачный германский гений"

Во второй половине XIX столетия дела герботворчества сосредоточились в гербовом отделении департамента герольдии, которое возглавил немецкий барон Бернгард Кёне. Снова разработка русской гербовой символики оказалась в руках иностранца! Именно Кёне стал автором Большого герба Российской империи и фамильного герба дома Романовых. «Идеологическая нагрузка» в городской геральдике возросла: на гербах появились короны, Александровские ленты - «говорящие» символы власти Александра II. К слову, каждый герб император утверждал лично. Гербы промышленных городов обрамлялись двумя золотыми молотками, торговых – колосьями, портовых – якорями. Особняком стоит герб города Новочеркасска, утверждённый в1878 г. «Сумрачный германский гений» Кёне окаймил гербовый щит аж четырьмя знамёнами, короной и неизменной Александровской лентой. Барону явно изменило чувство меры.

Между молотом и наковальней

После 1917 г. новая власть решительно отвергла прежнюю государственную и городскую символику. Впрочем, вскоре Моссовет попытался внедрить новый герб Москвы и области: он состоял из пятиконечной звезды, памятника Свободе (привет, Америка!), серпа и молота. Всё это окружали колосья, наковальня, электромотор и другие промышленные атрибуты, призванные прославлять технический прогресс и освобождение пролетариата. От такой адской смеси символов остолбенел бы даже Кёне. Другие гербы советского периода немногим лучше: всё те же колосья-шестерёнки, серпы-молоты, химические колбы… Однообразно и серо, как доклад на партсъезде. Вот так, например, выглядел советский герб Липецка…

Со щитом и на щите

В постсоветскую эпоху были восстановлены десятки старых гербов, пожалованных городам «всемилостивейшими» царскими указами. Парадоксально, но факт: знак монаршего благоволения к верноподданным горожанам вдруг превратился в символ суверенитета и самоуправления. «От Москвы до самых до окраин» множество больших и малых городов обрело и утраченную символику, и её новый смысл. Появилось и немало современных гербов. Их достоинство - в простоте восприятия, лаконичном отображении отличительных черт, присущих именно этому городу. Вот, например, подмосковный Реутов – на золотом колоколе сидит серебряный голубь. Когда-то здесь была небольшая крепость и сторожевая вышка с колоколом - «реутом». Если враги приближались к крепости, караульные били в колокол, поднимая гарнизон по тревоге, и отсылали в Москву почтового голубя с вестью о нападении. Сегодня гербы можно увидеть при въезде в любой город, на официальных бумагах, значках, марках, этикетках, без них не обходится ни один из городских праздников. Образно говоря, российский городской герб остается и «со щитом», и «на щите».

Дмитрий Казённов

Городской герб -- это такое же символическое изображение, опознавательно-правовой знак, составленный по определенным правилам и зафиксированный верховной властью, как и герб государственный. Но если герб государственный отображал мощь государства, его международный имидж, то герб городской преследовал задачи гораздо скромнее. Герб городской чаще всего отображал особенность края, заботы, которыми живет население.

Применялся герб, прежде всего в печатях и при документах. Раскрашенный согласно правилам геральдики, он украшал жалованную грамоту. Если город чеканил свою монету, изображался на монете. Герб вывешивался на стенах ратуши, на городских зданиях.

Символическое изображение составляется на основании определенных правил геральдики. Герб обычно состоит из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели. Щит -- главная составная часть герба. По форме они различаются на такие типы: немецкий (с выемкой на стороне), английский, испанский, итальянский, польский, косоугольный, византийский (круглый) и квадратный. Изображения на щите делаются с помощью геральдических финифтей (цветов), металлов и мехов. Шлем -- геральдический знак, помещается над щитом. Намет -- выходящие из шлема украшения, нашлемник -- верхняя часть шлема, на котором устанавливались фигуры. Щитодержатели -- фигуры людей, зверей или фантастических животных.

Появление герба -- весьма показательно для города. Получая герб, город становился самостоятельной, самоуправляющейся административной единицей, начинал пользоваться привилегиями, представлявшимися верховной властью. А значит, набирал силу. Представители его пользовались особым уважением.

История городского герба

Ученые не раз пытались ответить на вопрос: когда же впервые появились в России городские гербы. Упомянутый выше А.Б. Лакиер искал их в “древней русской жизни”. С ним соглашались далеко не все. Например, известнейший геральдист В.К. Лукомский в начале нашего века без тени сомнения заявлял, что о гербах, в том числе и городских, в Русском государстве можно говорить не ранее XVII в.

Эволюция городской геральдики обусловлена прежде всего, закономерностями развития той или иной страны. Если говорить о России, то истоки городской символики относятся здесь еще к домонгольскому периоду. Так, известно изображение льва как личного знака Владимиро-суздальских и Галицких князей, которое впоследствии становится главной фигурой в гербах Владимира и Львова. Монголо-татарское нашествие затормозило развитие эмблем и символов на Руси, однако не уничтожило их совсем. Об этом свидетельствуют многочисленные эмблемы на русских монетах XIV - XV в, еще слабо изученные, эмблемы княжеских печатей, а также изображения на сохранившихся городских печатях. Монголо-татарское иго сказалось и на эволюции русских городов XIV - XV в, политический строй которых не достиг такой зрелости и полноты, как в некоторых странах Западной Европы. В этих условиях городские гербы как символы самоуправления города и свидетельства каких-то особых привилегий не могли получить распространения. Следует также учитывать, что необходимость избавления от золотоордынского ига вела к усилению великокняжеской власти. Русское городское население в XIV - XV в. не только не получило привилегированного правового положения, как это имело место в странах Западной Европы, но были ликвидированы даже зачатки самоуправления городов. Следовательно, отсутствие на Руси городских гербов в период, когда во многих западных странах это явление начинает расцветать, обусловлено особенностями ее исторического развития.

Ну, а официально впервые термин «городской герб» появился в царском указе 1692 г. по поводу печати Ярославля, на которой кроме царского титула была изображена надпись: «Печать града Ярославля». В центре этой печати был рисунок герба города -- медведь с протазаном на плече. Вот этот медведь и стал основой герба Ярославля. И уже в том же году Ярославль почувствовал на себе заботу царя. Он передавался из Костромской четверти в ведомство Разрядного приказа -- одного из самых крупных центральных государственных учреждений. В ведомство ярославского воеводы поступали Ростов и Переславль-Залесский. Приказную избу Ярославля переименовали в Палату. А все это вело к расширению торговли, производства. Словом, к укреплению города и улучшению жизни населения. И если уж говорить о времени возникновения первого городского герба, то надо учитывать, что он не мог возникнуть по мановению палочки или руки императора или императрицы. Герб рождался долго.

Кульминация городских гербов в западноевропейской традиции относится к XV веку. В России о городских гербах как символах самоуправления можно говорить лишь с XVIII века. По мнению известных специалистов в области геральдики, на Руси в домонгольский период существовали эмблемы – «прародители» городских гербов.

Сам термин «городской герб» впервые появился в царском указе 1692 года в связи с гербом города Ярославля.

герб города Ярославля из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

На гербе изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья ещё в IX-X веках. Возможно, изображение соответствует легенде об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

Уже упоминалось, что появление русских городских гербов относится к удельному периоду и их происхождение связано со знаками собственности и княжеского достоинства владельцев уделов. Иллюстрирующая это положение типичная схема такова:

Знак собственности князя ---- Знак земли ---- Знак главного города этой земли ---- Знаки княжеских родов из этой земли.

Герб города Владимира.

Этот древнейший городской герб не только Руси, но и Европы возник в XII веке.

В XII веке, в домонгольский период город Владимир стал первым объединительным центром удельной Руси - столицей владимиро-суздальских князей. Неизбежность появления столичного герба обусловлена возвышением этого города. Великие князья владимирские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо нуждались в символе более масштабном, чем личный геральдический знак Рюриковичей предшествовавшего (киевского) периода – трезубец и двузубец. Новым символом стал лев. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой князя Андрея Боголюбского.

Лев – олицетворял власть, отвагу, силу, милость, великодушие.

В христианской символике лев – символ евангелиста Луки и по библейской традиции – колена Иудина; символ царственной даруемой Богом власти великих князей; символ поверженного зла; символ притязания на царственную власть и символ свидетельства царской власти.

Данная символика совпадала как с проводимой великими князьями владимирскими политикой, имевшей чёткое идеологическое оформление, так и с их самооценкой.

Древний герб города Владимира, описание которого дано в «Титулярнике» 1672 года, представлял идущего на задних лапах льва в профиль, на голове – древняя корона, в передних лапах – длинный 4-конечный крест. С точки зрения правил геральдики древний владимирский лев имел неправильную геральдическую позу, так как не «нападал» на противника, а «убегал» от него. Эта геральдическая неточность была устранена в XVIII веке.

Лев на гербе города Владимира являлся не единичным символом. Культурное окружение ему составляла белокаменная резьба соборов XII-XIII веков Владимира, Суздаля, Юрьева Польского.

В настоящее время часть специалистов в области геральдики придаёт владимирскому гербу статус первого государственного герба в истории отечества.

Герб города Владимира из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

Герб города Москвы.

Все версии истории герба города Москвы свидетельствуют о долгом периоде его становления.

Первоначально это было изображение белого коня на червлёном поле. Конь останется постоянной фигурой московского герба.

Конь – культовое существо со многими сакральными функциями, в число которых входят: храбрость льва, зоркость орла, быстрота оленя, ловкость лисицы. Конь чуток, предан, благороден.

Известно, что московская идеологическая традиция ставила этот город приемником Киева через Владимир. Тогда гербовой фигурой Москвы логичен был бы владимирский лев. Он мог быть главной фигурой или каким-то образом присутствовать на гербе. Отсутствие льва специалисты с области геральдики объясняют двумя причинами. Во-первых, московские князья в условиях монголо-татарского ига были более скромными чем домонгольские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Во-вторых, Владимир с символом льва всё-таки оказался под татарами, с которыми Москва с конца XIV века научилась вести успешную борьбу.

Затем в гербе города Москвы появился всадник на коне. Всадник оседлал, подчинил своей воле не просто животное, а культовое существо – коня. Отсюда статус всадника очень высок. После Куликовской битвы 1380 года всадник олицетворялся со Святым Георгием на коне, поражающим змея. Позднее – с конным воином с мечом, далее – с со всадником с копьём (ездец), далее – с конным воином, поражающим копьём крылатого змея или дракона, как символ независимости от татар. При этом в силуэте конного воина стали постепенно появляться «портретные» княжеские черты. Во времена правления князя Василия II Тёмного (1425-1462), имевшего титул «Государь всея Руси», всадник превращается в князя. При Иване III (1462-1505) всадник в доспехах, в развивающемся плаще колет копьём распростёртого под копытами его коня змея. Это уже герб государей Московских, государей всея Руси. Он очень близок к государственному. Специалисты по геральдике считают, что московские князья искали символ более государственный, чем династический. В правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог в 1472, на государственной двусторонней печати в 1497 году появилось второе, помимо всадника, изображение коронованного двуглавого орла. Иван III при этом имел уже титул «Божию милостью господарь Всея Руси, Великий князь. И Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Угорский, Вятский, Пермский, Болгарский». Так московский герб ещё более приблизился к государственному. В XVI-XVII веках существовало чёткое толкование всадника как великого князя, царя или наследника.