Риторическое обращение примеры из литературы. Культура речи и коммуникативная культура

Термин происходит от грецкого lyra - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого античные поэты выполняли свои стихи. Те произведения, которые исполнялись в сопровождении лиры, называли лирическими. В основе лирики - ду. Умки и переживания лирического героя. Термин"лирический герой"ввел. Ю. Тынянов лирического героя нельзя отождествлять с автором, хотя он связан с автором, его духовно-биографическим опытом, свитовидчут тям, душевным настроем. Лирические переживания могут быть присущи не только поэту, но и другим лицам, непохожим на негоодібним до нього.

Характер лирического героя часто раскрывается через действия, поступки. В стихотворении. В. Симоненко"Не верь мне"влюбленный лирический герой так характеризует состояние своей души и:

Слова ясны, только мне известны

В бормотание скучную перелью

Свою улыбку в холодной усталости

Бездумно, безголовый утоплю

И буду глупо обридаты

И неуместно ныть почему-то

Но когда нужно будет зарыдать

Я гомерически, тупо засмеюсь

Важное место в лирических произведениях занимает прямая авторская характеристика. В. Симоненко обращается к обывателю со словами;

Вас не будит тревога утрам

В мозг ваш не упивается пот

ядовитых чудо-занавесками

Вы закрыли от себя мир

Вы премудрые, много знаете

Вы умеете все,

Анекдотами зеваете

Когда взрывом землю трясет

Часто используется в лирических произведениях автохарактеристики:

Когда я буду даже седой

и жизнь моя пойдет туманом

я тебе буду красивой

а для кого-то, может, никакой

А для кого-то злой, упрямой

еще для кого-то ведьмой, коброй

А между прочим, если откровенно

это была я глупой и доброй

(Л. Костенко,"Между прочим")

Важную роль в раскрытии характера лирического героя играет описание внешности:

Ты, наверное, богатая, девушка

прячет в уголках губ капризную улыбку

Что похожа на пивзамерзлу калину

(В. Вовк,"Баллада о девушке, которая была осень")

Кроме лирического героя, в лирике есть автор-рассказчик и собственно автор,. С. Бройтман называет это лирическое"я", которое не совпадает с лирическим героем. В произведениях с автором-рассказчиком для лирики характерна ценностная эксп депрессии, которая выражается через позасубьективни формы авторского сознания: высказывания принадлежат третьему лицу, а субъект языка грамматически не выраженыне виражений.

Такое горячее листья осенью. Пече ладони

Скрипят тоскливо ясени. Спросонья

Такс горячее листья осенью будто мечты, что были. Но не сбылись

(X. Керита,"Такое горячее листья осенью")

В произведениях, где лицо говорящего, не выявлено, в которых она только голос, создается иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на героя и автора, сам автор растворяется в своем творении

В отличие от автора-рассказчика собственно автор грамматически выраженное лицо, он присутствует в тексте как"я"или"мы"На первом плане не он, а ситуации, обстоятельства, события. В таких произведениях, по словам. Л. Гинсбург, лирическая личность"существует как форма авторского сознания, в которой преломляются темы, но не существует в качестве самостоятельной темы"В стихотворении X. Керита"Время забыл о моем существовании"ее переживания а не сама переживая автор; її переживання, а не сама переживаюча авторка:

Время забыл о моем существовании,. Исчезли все мелкие тревоги манят звезды в дрожащие сумерки, потолок синь неизвестные дороги. Подо мной большая. Земля,. И сама я, как птица тугокрилий. Глуб небес мои крылья свела, я уже крыльями пробую водоворотерій.

О лирическое"я"мы можем говорить в том случае, когда носитель языка становится субъектом-в-себе, самостоятельным образом. По мнению. С. Бройтмана,"лирический герой является субъектом в себе и субъектом в себе, и для-себя. В лирике XIX в растет количество таких форм выражения, при которых тот, кто говорит, видит себя изнутри и сбоку зсередини і збоку".

Лирика берет начало в синкретическом искусстве, где, кроме рассказа и драматического действа, оказывались чувства и переживания. Лирика - найсубьективниший род литературы. Диапазон лирики - широкий. Все, что х волнует, радует или огорчает поэта, может быть предметом лирического переживания. Характерная особенность лирического произведения - лаконизм. Мысли, чувства, переживания в лирическом произведении спрессованные, сконденсированные, во ни более обобщенные, чем в эпосе"Лирика, - писал теоретик романтизма. Ф. Шлегель, - всегда рисует только сам по себе душевное состояние, например, порыв, удивление, вспышка гнева, боли, радости и т д - щ вот целое, собственно, не является целым. Здесь необходимо единство чувства"1. Лирика не стремится к созданию законченного характера героевеного характеру героя.

Лирические произведения носят преимущественно стихотворную форму. Лирические произведения в прозе встречаются редко ("Стихотворения в прозе"И. Тургенева,"Твои письма всегда пахнут увядшими розами"Леси Украинская, поэзия в прозе. Ю. Потому оршоша-Кумятский.. Боршоша-Кум"ятського).

распространенная форма лирического произведения - монолог, диалоги редки. Основное средство изложения - размышление. В лирических произведениях часто используются описания (природы, вещей, интерьера), они являются средством роскошных закрытия внутреннего мира человека. В некоторых лирических произведениях есть рассказы о событиях - эпические элементы. Встречаются и драматические элементы (диалоги). Итак, лирика использует средства других родов литературы. Лирическая поэзия близка к музыке, музыка, как и лирика, выражает внутренний мир человека. В лирических произведениях нет развернутого сюжета, ситуации. В некоторых лирических произведениях есть конфликт между лирическим героем и вот нием, он наполняет лирическое произведение драматизмом ("Солнце заходит"Т. Шевченко,"Каменщики"И.. ФранкоКаменярі" І.. Франка).

Есть"ролевая"лирика. В такой лирике автор играет роль то одной, то другой лица. Интересно использовал форму ролевой лирики. П. Тычина в"Письмах к поэту"Три точки зрения трех читательниц - это точки зрения самого ав вторточки зору самого автора.

Лирика как литературный род сформировалась в. Древней. Греции, высокого уровня развития достигла в. Древнем. Риме. Известными античными поэтами были. Пиндар,. Сапфо,. Анакреонт,. Гораций,. Овидий. В эпоху. От дродження появляются произведения. Петрарки,. Шекспира XVIII-XIX вв дал миру поэзию. Гете,. Байрона,. Шелли,. Шевченко,. Пушкина,. Франко,. Леси Украинскиеїнки.

украинского лирика развилась из народной песни. Песни легендарной. Маруси. Чурай. Навсегда вошли в золотой фонд украинской лирики:. Известным постом-лириком был. Сковорода. Значительный вклад в развитие украинс ской"лирики внесли. П. Тычина,. М. Рыльский,. В. Сооюра,. А. Малышко,. Д. Павлычко,. В. Симоненко,. Лина. Костенко,. П. СкунцП.. Скунць.

Виды и жанры лирики

А. Ткаченко для поэтапного постижения феномена лирики предлагает следующую последовательность:"1. Род - лирика 2. Вид -

а) стихотворная, или поэзия;

б) драматизированные, или ролевая;

в) прозаическая (миниатюры и большие формы)

3. Жанр (песня, ода, элегия, эпиграмма и т.д.)

Каждая из этих позиций в этой иерархии может иметь свои. Ранов иди. Например:

1 род - лирика; разновидности рода:

а) с точки зрения выразительного (автопсихологична / ролевая; медитативная / суггестивная);

б) с точки зрения тематики (пейзажная / урбанистическая; интимная / социальная; мифопоэтическое / культуральная и др.);

в) с точки зрения тональности (минорная / мажорная; героическая / комическая; драматическая / идиллическая и др.)"

Кроме таких разновидностей, возможны и другие параметры: тенденциозная / нетенденцийна, метафорическая / автологических. В соответствии с видами пафоса возможны другие разновидности. Вероятные и другие иерархические цепи. Да, и интимная лирика может быть любовноною.

Ода (греч дай - лирическое произведение, который славит богов, выдающихся людей, важные общественные события, величественные явления природы. В эпоху античности одой называли хоровую песню. Выдающимся классиком одической поэзии был. Пи. Индар (V века до н.э). Он писал религиозные гимны мифологического характера в честь. Диониса, торжественные песни в честь военных побед греков и эпиникии - песни в честь победителей в. Олимпийских играх до н ашого времени дошли лишь эпиникии. Оды. Пиндара (522 - 422 гг до н э) имели торжественный, пышный стиль, изысканные методы, строгую метрическую форму и композицию (строфа - антистрофа - эпод). Римский поэт. Г ораций (IV века до н.э) прославлял в своих одах. Венеру,. Вакха, императора. Октавиана. Августа. В эпоху. Возрождения ода становится популярной в творчестве поэтов"Плеяды", во главе которой стоял известный французский письме нник. Ронсар, который издал книгу"Оды"(1550 г). Ода была любимым жанром классицистов. Они считали оду высоким поэтическим жанром. Н. Буало в труде"Искусство поэтическое"изложил правила одописання. По его дум ку, ода должна быть торжественной и трогать читателя. Известными одописцямы были. Клопшток,. Шиллер (Германия),. Ломоносов,. Кантемир (Россия),. Байрон (Англиямеччина),. Ломоносов,. Кантемір (Росія),. Байрон (Англія).

В украинской литературе жанр оды сформировался в начале XIX века (И. Котляревский"Песня на новый 1805 год господину нашему и князю. Алексею. Борисовичу. Куракину"). В эпоху барокко ода была известна как панег гирик украинские поэты отошли от высокого стиля оды. Гулак-Артемовский совершил переработку в бурлескном стиле од. Горация ("К. Гараська","К. Пархома"). В литературе XX века этот жанр потерял попу лярнисть, поэты используют редко. Известный цикл от. С. Крыжановского ("Ода человеку","Ода дереву","Ода скорости","Ода библиотеке"). К жанру оды обращались и. Муратов, и. Драч. В советские времена со циалистични реалисты возвеличивали в одах вождей коммунистической партииські часи соціалістичні реалісти возвеличували в одах вождів комуністичної партії.

И. Качуровский называет оду строфой с жанровой тенденцией. Известны три формы от:

1) восьми стихотворная строфа из двух катренов с перекрестными рифмами, размер - четырехстопный ямб;

2) восьмивиршова строфа из двух катренов, первый из них имеет перекрестные рифмы, второй - охопни;

3) десятивиршова строфа из катрена, имеющий перекрестные рифмы и шести стиха с турнирных рифмовкой

Существовали одические строфы из двенадцати стихов

Пеан (греч раиаn, раиеоn, раиon - целитель, спаситель) - гимн в честь бога поэзии и солнца, защитника от беды. Аполлона, впоследствии. Пеано стали называть песни-молитвы, песни-благодарности в честь других богов в. Сформировался как жанра. Спарте (VII в до н.э). Авторами. Пеано были. Алкман,. Вакхилид,. Пинда. Піндар.

Гимн (от греч hymnos) - торжественная песнь в честь выдающегося события или героя. В. Древнем. Египте и. Греции в гимнах славили богов (культовые гимны). Афродиту,. Артемиду и героев (военные гимны). В. Киевской. Руси слагали гимны в честь князей. В средневековье приобрели популярность религиозные гимны. Античные гимны имели особую композицию. Они включали форму обращения к объекту похвалы, в гимне детально воспевались подвиги. Завершались произведения молитвой, заклинанием, пожеланием, в них использовались восклицательные, вопросительные фигуры, повторы. В. Древней. Греции гимны были сюжетнымюжетними.

В Украине роль национальных гимнов выполняли"Завещание"Т. Шевченко,"Вечный революционер"И.. Франко. Гимном независимой Украины является"Ще не вмерла Украина"(слова. П. Чубинского, музыка. М. Вербицкого)

канцоны (итал canzone - песня) - жанр средневековой лирики трубадуров. Прованса, посвященный любви канцоны имела строфическую строение, сквозное рифмовки. Последняя строфа была короче, она посвящена ся даме сердца. Жанр канцон и использовали. Данте,. Петрарка,. Боккаччо украинские поэты к этому жанру обращались редко. В Украине канцоны известны по переводам. И.. Франко и. М. Бажан.. Бажана.

Псалмы (греч psalmos - песня, игра на струнном инструменте) - песня религиозного содержания. Псалмы были популярны в эпоху барокко. Известны псалмы. Г.. Сковороды ("Сад божественных песен"),. Т. Шевченко ("Давыдов е псалмы"). С определенными изменениями этот жанр использовали. П. Тычина ("Псалом железу"),. Есть. Маланюк ("Псалмы степи"зу"), Є.. Маланюк ("Псалми степу").

Мадригал (итал madrigale - песня на родном языке) - небольшое сочинение (2-12 строк) на тему любви. Н. Буало писал, что мадригал должен дышать"нежностью, сладостью и любовью"Мадригал имеет форму обращения, в отмечается остроумием, содержит комплименты лицу, к которому обращен. Он появился в эпоху. Возрождения. Авторами мадригалов были. Петрарка,. Боккаччо. Мадригал распространен в салонной и альбомной поэзии XVI I-XVIII вв. В поэзии позднего времени использовался редко. Автором украинской мадригалов были. Климентий. Зиновиив,. О. Конисский,. М. Старицкий,. Ольга. Петровна, и. Франко,. Леся Украинской,. Александр. Олесь,. Олег г. Ольжындр. Олесь,. Олег. Ольжич.

Дифирамб (греч dithyrambos) - торжественная хоровая песня, посвященная богу. Дионису, впоследствии другим богам и героям. Дифирамб торжественным пафосом близок к оды и гимна, он сопровождался танцами. Расцвет дифи ирамба связан с творчеством. Пиндара и. Вакхилида, а формирование жанра с лирикой древнегреческого поэта. Ариона. Аристотель считал, что дифирамба развилась греческая трагедия конце IV века до н.э дифи. Рамбам перестал существовать. Теперь под дифирамбы понимаем чрезмерное восхваление какой-то лицїсь особи.

Стансы (итал stanza - остановка, комната) - четырехстрочная строфа, имеет законченную мысль и жанр медитативной лирики. По содержанию стансы - нечто среднее между одой и гимном. Хрестоматийным образцом стансов счи ажають стихотворение. О. Пушкина"Брожу ли я вдоль улиц шумных"Авторами стансов является. М. Рыльский,. Б. Кравцов и. М. Винграновский. В творческом наследии. Б. Кравцива является сборник"Сонеты и стансы. С поэтического дневника (1971-1 973)ого щоденника (1971-1973)".

Альба (прованс alba - рассвет) - жанр куртуазной лирики XI-XII вв. Это песня, которая имеет форму диалога или монолога, ситуация альбы - разлука влюбленных на рассвете. В ней звучат жалобы на то, что рассвет, сторож с башни, первый звук рожка прервали чары любви, свидание рыцаря-трубадура с"дамой сердца"Персонажи альбы: дама, рыцарь, ревнивый муж, товарищ рыцаря, который стоит на страже. Талантливыми создателей альбома были. Укдела. Баккалария,. Бертран де. БорБертран де. Борн.

Рубаи - жанр медитативной лирики, заимствованный из фольклора таджиков и персов. Расцвет рубаи приходится на XI века, он связан с творчеством. Омара. Хайяма и. Абу. Саьида. Рубаи включает четыре строки, с из которых первый, второй и четвертый рифмуются. Первый бейт (двухстрочный стихотворение) является предпосылкой, третий выводом, который усиливается афористичным выражением в последней строке. Известны рубаи-драмы, рубаи-описания, ребром и-панегирики. Совокупность рубаи называют рубаятоаятом.

К жанру рубаи обращались. Д. Павлычко,. О. Пахарь,. Галина. Тарасюк,. В. Базилевский. Особенностям рубаи посвящено исследование. Елены. Семочкин"Рубаи в жанрово-стилевой системе украинской поэзии второй по оловины XX века"(2005 p" (2005 p.).

Епиталама (греч epithal увалася в VIII-VI века до н.э. Авторами епиталам были. Сапфо,. Феокрит,. Катулл. К этому жанру обращались. В. Тредиаковский, и. Северянин, он встречается в творчестве. М. РильськогРильського.

Серенада (франц serenade от итал sera - вечер) - песня о любви, которую выполняют под акомпонемснт мандолины или гитары. Серенада славила девственности девушки, приглашала на свидание. Она была распространена в. Исп нии и. Италии, в музыке XVIII-XIX вв стала инструментальным произведением камерного характерктеру.

В поэме. Леси Украинский"Старая сказка"рыцарь. Бертольдо серенадами завоевал сердце красавицы. Изидоры. К жанру серенады обращались. М. Вороной,. Есть. Гребенка,. С. Черкасенко

Эпитафия (греч epitaphios - надгробное слово) - стихотворение, который предназначен для надписи на надгробном памятнике. Такая надпись в форме эпиграммы, эпиникии (песня о захороненных покойника) связан с культом ом мертвых, он имел дидактическую функцию. В. Древней. Греции эпитафии славили добродетели выдающихся людей, героев, в частности защитников. Отечества. Впоследствии появились эпитафии в честь несуществующих людей, в которых разоблачали ися определенные человеческие пороки. В Украине эпитафии получили распространение в литературе барокко (Лазарь. Баранович,. Варлаам. Ясинский,. Феофаы. Прокопович). В литературе XX века появились эпитафии. В. Еллана-Голубого. В. Симоненко,. М. Сома. Этот жанр не потерял и сегодня своего значенияо значення.

Эпиграмма (греч epigramma-надпись) - жанр сатирической лирики. В. Древней. Греции эпиграммы писали на алтарях сначала в форме элегического дистиха, впоследствии ямбический размером. История эпиграммы связана с именами. Эз зопа,. Платона,. Сапфо,. Симонида,. Анакреонта, в римской литературе -. Маршала,. Ювенала. Эпиграмма была популярной в творчестве. Г. Смотрицкого,. А. Римши. Этот жанр использовали. И. Франко,. В. Самойленко,. В. Сос ю-ра,. Д. Белоус,. В. Симоненко,. П. Осадчуюо,. П.. Осадчук.

Элегия (греч elegeia - жалоба) - лирическое произведение меланхолического, печального содержания. Элегия появилась в. Древней. Греции в VII в до н.э. Малая форму элегического дистиха. Архилох,. Тиртей,. Солон писали патриоты ични элегии,. Мимнерм - интимные. Римская литература культивировала жанр любовной элегии (Проперций,. Тибулл,. Овидий). Элегия была любимым жанром сентименталистов, украинских романтиков (М. Петренко,. В. Заб елая). Известные элегии-исповеди (С. Руданский), элегии-думы (Т.. Шевченко), элегии-песни (Л. Глебов). Есть элегии в творчестве. И.. Франко ("Майови элегии"),. Леси Украинский ("К моему фортеп" ("Элегия о кольце ночи","Элегия о кольце любви"). К этому жанру обращаются современные поэты (П. Тычина,. А. Малышко, и. Драч,. Лина. Костенко). Особенности жанра элегии изучали такие литературоведы, как. Г. Сивоконь ("Давнонру елегії вивчали такі літературознавці, як. Г.. Сивокінь ("Давні

украинской поэтики"),. В. Маслюк ("Латиномовни поэтики и риторики XVII - первой половины XVIII в и их роль в развитии теории литературы на Украине"),. Елена. Ткаченко ("Украинская классическая элегия")

Послания - лирическое произведение, написанное в форме письма или обращения к какой-то лица или человек. В произведениях этого жанра использовалась дидактическая или морально-философская проблематика, которая сочеталась с н негиричною, юмористической или сатирической. Основоположником жанра был римский поэт. Гораций, автор послания"К. Писонив"К жанру послания обращались. Т.. Шевченко ("И мертвым, и живым, и нерожденным земл якам моим в Украине и не в Украине мое дружеское послание","Гоголю","Марку. Вовчку","К. Основьяненко"), и. Франко ("Товарищам из тюрьмы","Молодому другу"),. Леся Украинской (этого жанра является в творчестве. П. Тычины,. М. Рыльского,. М. Драй-Хмары,. В. Сосюр. Вірші цього жанру є у творчому доробку. П.. Тичини,. М.. Рильського,. М.. Драй-Хмари,. В.. Сосюри.

Лирический портрет - это стихотворение, в котором дается оценка определенной реальной личности (Есть. Маланюк -"К портрету. Мазепы",. Д. Павлычко -"Александр. Довженко",. М. Рыльский -"Шевченко"). В лирических портретах змальовует ться внешность и внутренний мир лирического героя или лицамричного героя або конкретної особи.

Мнение (дума) - лирический жанр медитативно-элегической характера, распространенный в творчестве украинских, польских, белорусских писателей-романтиков XIX в. Мыслями есть произведения. Т. Шевченко"Зачем мне черные бровей вы","Тяжело жить на свете", цикл стихов. М. Петренко"Думы и песниетренка "Думи та співи".

Художественная литература развивается, лирика обогащается новыми жанро-образованиями. В поэтической практике встречаются жанры, заимствованные из музыки (марш, ноктюрн, прелюдия, вальс, вариация, сюита, ??симфония рапсодия, реквием, оратория, кантата), живописи (этюд, портрет, автопортрет, натюрморт, барельеф). Иногда поэты называют свои произведения монологами, репортажами, очерками, рассказами, новеллами, памфлетыми.

Поскольку мелкая классификация лирических произведений в современной литературе невозможна, чистые жанры случаются редко, происходит их синтез, целесообразно выделять широкие жанровые группы произведений, в частности, лирику фило ософську, медитативную, сугестивну, публицистическую, сатирическую и научную. В философской лирике рациональное доминирует над эмоциональным ее предмет-философское освоение человека и мира, общие закономерностей те развития общества и природы, онтологические и экзистенциальные проблемы. Философская лирика использует такие жанры, как элегия, этюд, сонет, газель, рубаи. В 50-70-х годах XX века в жанре философского с. Монеты работали. М. Рыльский,. А. Малышко,. П. Шестов.. Тичина.

Медитация (лат meditatио - размышление) - жанр лирической поэзии, в котором поэт размышляет над онтологическими, экзистенциальными проблемами. В основе медитативной лирики - анализ внутреннего мира человека, спи иввиднесенои с окружающей средой. Автор медитации стремится познать себя и мир, определенные жизненные явления. В украинской поэзии медитации писали. Лазарь. Баранович,. Г. Сковорода,. Т.. Шевченко,. П. Кулиш, и. Франко,. М. Рыльский. М. Зеров,. Б-И. Антоныч,. Лина. Костенко,. П. Мовчан,. Игорь. Калинец Ігор. Калинець.

Суггестивная лирика (лат suggestio - намек, внушение) - жанровая группа лирических произведений, осваивает духовную сферу, внутренние конфликты морально-психологического характера. Важную роль в суггестивной лирике и играют ассоциативные связи, богатая метафорика, мелодичность, размытые образы, расшатанные культурно-интонационные конструкции, косвенные намеки. Суггестивная лирика - чаще поток чувств, сложные эмоциональные переживания без определения мотивов, причин, непостижимые, неуловимые состояния лирического героя, которые трудно воспроизвести реалистическими средствами. Суггестивные стихи пишут поэты философского и медитативно го склада мышления. К ней чаще всего обращаются художники интроспективной мышлением (Б. Пастернак -"Зимняя ночь",. Лина. Костенко -"Осенний день, осенний день, осенний"інній день, осінній...").

В поэтической суггестии доминирует импрессионистический стиль, в ней на первом плане - живое впечатление. Образцом такой лирики является стихотворение. Лины. Костенко"Осенний день, осенний день, осенний"

Осенний день, осенний день, осенний!

О синий день, о синий день, о синий!

Осанна осени, в печаль

Неужели это осень, осень, о!

Последние астры спину залились болью

Ген, ковер, сотканный из птиц, летит над полем

Багдадский вор лето украл, багдадский вор

И плачет конек среди трав - нет мелодий

Публицистическая лирика - это открыто тенденциозные произведения, его предмет - социальные, политические, мировоззренческие проблемы, задачи: утвердить или опровергнуть какую-то мысль. Публицистическая лирика адресуется конкретные й лицу или широкому кругу читателей. В ней органично сочетается рациональное и эмоциональное, она прибегает к такому способу выражения, как декларацииія.

Публицистическая лирика использует жанры монолога, послание, оды, памфлета, репортажа, открытое письмо

Трудно назвать поэта, который не писал бы публицистических стихов

Сатирическая лирика. Сатира (лат satira от satura - смесь, всякая всячина) объединяет произведения разных жанров, которые разоблачают негативные явления в жизни общества или человека. В узком смысле - это лирические твор ры обличительного содержания. Первые образцы этого жанра находим у римского поэта. Ювеналнала.

"В эпоху классицизма, - отмечает. Т. Валковая, - стихотворная сатира могла быть эпической и лирической по своей композиционной структурой. В одних постов сатира имела лиро-эпический характер (Кантемир,. Державин) и и иногда более эпический, чем лирическое (Кантемир), в других - лирический (Ломоносов,. Сумароков,. Державин). Создавая сатирический образ, поэт использует гиперболу, гротеск, карикатуру. Сатиру представляют такие жанры, как пародия, эпиграмма, сатирическая миниатюра, сатирическая авторская песня, сатирический диалог, микробайка, парадоксальный афоризм, лирический фельетон, эпитафия, сатирический памфлет, дружеский шарж, репло ика, эстрадный куплет. По наблюдению. Т валков, в сатире ощутима взаимодействие жанровых форм, в частности, пародии, эпиграммы, сатирической миниатюрыї мініатюри.

Научная лирика. Это такой жанр лирики, в которой содержанием является научный компонент. Теоретиком научной поэзии является французский литературовед 3. Гиль. В"". Трактате о слове"(1869 г) он писал о необходимости соединить. Уват в художественном произведении науку и искусство. Образцом научной поэзии есть произведение. Тита. Лукреция. Кара"О природе вещей"Гораций ("К. Писонив"),. Н. Буало ("Искусство поэтическое") нарушали в своих произведениях проблемой мы теории искусства. Научная поэзия приобретает особую популярность в литературе XX века ее представляют. М. Доленго ("Объективная лирика. Схемы и диагнозы", 1923 г),. В. Полищук ("Гениальные кристаллы"). Влияние н ауково-технического прогресса сказался в лирике футуристов, конструктивистов. Научные проблемы осмысливает. И. Драч ("Баллада о. ДНК","Чернобыльская. Мадонна"). Образцами научной поэзии есть отдельные произведения из сбо. РКИ"В космическом оркестре"П. Тычины,"Число"М. Желаемая. Научная поэзия может иметь философский (П. Антокольский -"Четвертое измерение", и. Сельвинский -"Космическая соната"), медитативный (Л. Вышеславский -"Звездные сонеты"), публицистический (И. Драч -"Баллада о. ДНК") характеркий - "Космічна соната"), медитативний (Л.. Вишеславський - "Зоряні сонети"), публіцистичний (І.. Драч - "Балада про. ДНК") характери.

Из сказанного о лирике видим, что проблемы ее классификации остаются открытыми

При изучении лирических произведений часто используется тематическая классификация. Выделяют следующие жанры:

1. Гражданское лирика - раскрывает общественно-национальные вопросы и чувства ("Золотой гомон"П. Тычины,"Любите Украину"В. Сосюры,"Любому парламента"П. Скунца)

В гражданской лирике можно выделить общественно-политическую ("Антиглобалистичне"П. Скунца) и патриотическую ("Мне все равно"Т. Шевченко) тематики

2. Интимная лирика отражает переживания героя, связанные с личной жизнью ее разновидности:

а) любовная - о любви как состояние души лирического героя ("Так никто не любил"В. Сосюры);

б) эротическая - о телесном чувственная любовь (сборник"Золотой ябко"Д. Павлычко);

в) семейная ("Седая ласточка"Б. Олейника);

г) лирика дружбы ("Без вожаков"П. Скунца)

3. Философская лирика - осмысление смысла человеческой жизни, проблемы добра и зла (сб. Лины. Костенко"Над берегами вечности")

4. Религиозные лирика - выражает религиозные чувства и переживания ("Молитва"Т. Шевченко,"Мой храм"Зореслава)

5. Пейзажная лирика передает размышления и переживания лирического героя, вызванные явлениями природы ("Осень на. Гуцульщине"Ю. Боршоша-Кумятский,"Опять дождь под окнами сокрушается"X. Керита)

6. Сатирическая лирика разоблачает общественные или человеческие пороки ("Кавказ"Т. Шевченко,"С звонкого - в глухие"П. Скунца)

ЛИРИКА – род лит-ры, в котором мир осваиваивается эстетически как царство субъектности. Объект – внутренний мир человека. Содержание – переживание (мысли, чувства). Объективный мир в лирике – повод к переживанию или его внешний оттиск. Основные ценности – духовные: благородство и сила мысли, культура чувств, богатство эмоций.

Носители лирических переживаний:

2) Герой ролевой лирики – герой выступает другим по отношенению к автору (особ.речев. манера отличная от лит норм)

3)Поэтический мир. Худ. реальность является наглядно-зримым воплощением переживания.

Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме

Жанры лирики возникли в античные времена. Вот некоторые примеры жанровых лирических произведений: гимн (хвалебная песнь), ода (прославление лица или события), эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная), эпиталама (стихи на бракосочетание), эпиграмма (сатира на человека), дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма). Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен «Листья травы», Блок «Соловьиный сад»). Они сменили короткую лирическую песню – элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады («Людмила» и «Светлана» В.Жуковского, «Рыцарь на час» Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

(ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание)

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.

Драма - (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. Драма как род литературы в отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию.

Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.

Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.

О драматических жанрах нужно говорить, не забывая, что драма сама по себе – жанр, возникший на стыке литературы и театра. Анализировать их в отдельности друг от друга нельзя. Мы говорили о драме уже достаточно, однако, значения драме как театральному действу не дали до сих пор.

Для того, чтобы какое бы то ни было произведение называлось драмой, оно как минимум должно содержать в себе конфликт, либо конфликтную ситуацию. Конфликт имеет право быть и комичным и трагичным. Зачастую драма вмещает в себе большое количества и того и другого. Наверно поэтому, она нередко трактуется в специализированной литературе как промежуточный жанр.

Драма может быть психологической (как на сцене, так и в литературе), социальной, философской, основанной на бытовом или историческом конфликте, также нередко встречается и комбинация из перечисленных выше видов, особенно это будет характерно для драмы литературной. Драма также может быть национальной, так можно выделить испанскую драму – её иногда ещё называют «драмой чести» или «комедией плаща и шпаги», тут всё целиком и полностью зависит от того, какой конфликт разработан в драме. Жанры драмы – способны проявляться только в литературе. Их на самом деле не слишком много:

Пьеса (повествование в прозе либо стихотворной форме, в котором фигурируют действующие лица, автор, и наличествуют ремарки)

Комедия

Интермедия

Трагедия

Бурлеск

Хроника (историческая, психологическая, ретроспективная)

Сценарий

Драматическая проза отличается от прозы обычной в первую очередь тем, что в ней много постоянно сменяющих друг друга событий, при этом большое количество действующих лиц, гораздо большее, чем скажем в обычном рассказе, хотя объём повествования может быть одинаков. Считается, что читатель в состоянии запомнить не более 5-7 действующих персонажей, драма нередко нарушает этот закон, у читателя драматического произведения всегда есть возможность заглянуть на форзац и посмотреть, кто именно тот герой, о котором он совсем забыл.

Лироэпические произведения.

Лиро-эпический род литературы - художественные произведения в стихотворной форме, в которых сочетаются эпическое и лирическое изображения жизни.

В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, - в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя обычно выражены в произведениях лиро-эпического рода в так называемых лирических отступлениях, иногда непосредственно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления - один из видов авторской речи.

Таковы, например, известные лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; таковы в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в других главах поэмы.

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ): поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

Специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);

Особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросо-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т. д.).

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания

С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

  • грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное , полное или неполное , неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов , обособленные члены предложения , вводные слова или обращения);
  • тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
  • характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное - восклицательное.

Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Например , в стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» пять предельно кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы, аптеки и тусклого света фонаря.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

В стихотворении А. А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке.. .» уже в первой строфе:

Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все - равно.
Вон счастье мое - на тройке
В сребристый дым унесено... -

переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних сил.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва » в последней строфе:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
.. -

безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную » молитвы и находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души.

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций.

Например , в стихотворении А. А. Ахматовой:

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучь меня больше, не тронь!
Пусти меня к вещим заботам...
-

особая выразительность и эмоциональная напряженность создаются в результате использования уже в начале текста сразу двух вопросительных и двух побудительных предложений, передающих душевную боль героини и обращенную к возлюбленному просьбу-мольбу отпустить ее к «вещим заботам ».

Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак).

Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения и т. п.

Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания , которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать - летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Например:

По холмам - круглым и смуглым,
Под лучом - сильным и пыльным,
За плащом - рдяным и рваным.
По пескам - жадным и ржавым,
Под лучом - жгучим и пьющим,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - следом и следом.
По волнам - лютым и вздутым,
Под лучом - гневным и древним,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - лгущим и лгущим.
(М. И. Цветаева)

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм , многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация , оксюморон , именительный темы.

Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

Например:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?.
. (M. Ю. Лермонтов);

Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)

Риторический вопрос – это предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то.

Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. («А судьи кто? » А.Грибоедов).

Противоречие формы и содержания выражается по признаку утвердительность – отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания.

В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов. Риторический вопрос не требует ответа и синонимичен повествовательному предложению. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого.

Например: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)

Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

Повторяем, эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.

Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания.

Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью.

Например:
То было в утро наших лет -
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы.
(А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна.
(М. Ю. Лермонтов)

Эх, тройка! Птица тройка!
(Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)

Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Например:

Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен
(А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь !
О, холодная осень ! Немая
! (К. Д. Бальмонт)

М.В.Ломоносов писалписал о риторическом обращении так: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и прочее, к кому слово… обращается».

Обращение - яркое выразительное средство в художественной речи.

Если в разговорной речи основная функция обращений - наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы - особенно поэтических - характерны распространенные обращения.

Например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды , таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)

В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения.

Например: Солдатский сын , что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты. памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд.

Например: Пойте, люди , города и реки , пойте, горы , степи и моря ! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая , заря моя вечерняя , любовь неугасимая . (М. Исаковский) О город ! О ветер ! О снежные бури ! О бездна разорванной в клочья лазури ! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами! (А. Блок)

Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм.

Например: Ты жива еще, моя старушка ? Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин)

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах.

Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

Риторический вопрос фигура, представляющая собой вопросительное предложение со значением эмоционально усиленного утверждения или отрицания.

Риторический вопрос не требует быстрого ответа «здесь и сейчас», а задаётся чаще всего с целью заставить слушателя или читателя задуматься, призывает его к соразмышлению. Риторический вопрос выражает различные эмоциональные оттенки: удивление, восхищение, радость, возмущение, гнев, обиду, негодование, сомнение, отрицание, порицание, иронию и др.

«И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды... / Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?... / А годы проходят – всё лучшие годы!» (М. Ю. Лермонтов);

Риторическое обращение фигура, представляющая собой условное обращение к предметам и явлениям, которое используется для привлечения внимания к предмету речи слушателей и читателей. Чаще всего риторическое обращение выражается именительным падежом существительного или заменяющей его части речи.

« Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь»

(А. А. Блок).

Одна из основных функций риторического обращения – выделительная: в большинстве случаев риторическое обращение выделяет значимый компонент мысли, понятие, идею произведения. Значима роль риторического обращения и в выражении эмоций и чувств автора, его настроения. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение с восклицательной интонацией.

Чаще всего риторические восклицания встречаются в художественной речи, публицистике и ораторской прозе. Основные цели использования – отображение волнения и других чувств персонажа, авторского отношения к сообщаемому:

Стыдно за время, в которое живут и действуют подобные люди! » (Ф. Н. Плевако. «Дело Люторических крестьян»).

Вопрос 33. Перечисление. Зевгма. Градация. Определение понятий. Стилистические функции.

Перечисление – это синтаксическое уравнивание, осуществляющееся с помощью однородных членов предложения, степень однотипности которых зависит от того, какими частями речи, формами слов выражены однородные члены и т.п. Синтаксическое равноправие перечисляемых единиц способствует их смысловому уравниванию. Перечисления нежелательны в информативных текстах. Они утомляют адресата, воспринимающего обычно лишь начало и конец ряда. В художественных текстах воздействующий эффект зависит от длины перечисленного ряда, значений его составляющих и их синтаксической функции.

Семантическая характеристика перечисления

1. Если перечисляемые единицы находятся в синонимических отношениях (языковые или контекстуальные синонимы) и расположены в порядке нарастания или ослабления какого-либо признака, перечисление приобретает форму градации, например, у Белинского: ...здесь эта жажда вспыхнет в вас с новою, неукротимою силою, здесь этот образ снова явится к вам, и вы увидите его очи, устремленные на вас с тоскою и любовию, упьетесь его обаятельным дыханием, содрогнетесь от огненного прикосновения его руки. В иронических текстах такая градация способна перерасти в гиперболу.

Нередко градация (и в целом перечисление) строится по принципу нанизывания синонимов: ...его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза (И. Ильф и Е. Петров), а также лексического повтора с расширением состава синтаксических единиц и углублением семантики:

Душе раздраженной и груди больной

Понятны и слезы и стоны.

Про иву, про иву зеленую спой,

Про иву сестры Дездемоны.

2. На основе перечисления строится и наложение – соединение заведомо несоединимого. Общность ряда приобретает таким образом мнимый характер, так как члены ряда хоть и соотносятся с одним и тем же общим главным словом, но это слово в одних значениях вступает в смысловые отношения с одной частью ряда, а в других – с другой, например: он ломал себе голову и ребра; Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами (Гоголь). Наложение создает условия для каламбура.

Синтаксическая характеристика перечисления

Связь между перечисляемыми единицами бывает союзной, бессоюзной и смешанной, а сами единицы могут даваться одним потоком или объединяться в дву- и трехчлены с отношениями как синонимии, так и антонимии.

1. Если весь ряд связан бессоюзной связью, мы имеем дело с фигурой, называемой аси́ндетон (бессоюзие), которая способствует семантическому уравниванию перечислительного ряда. Например: И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем [в театре] – все чары, все обольщения изящных искусств (Белинский); И опять в мире тьма, холод, утомление... (Бунин).

2. Если члены ряда связаны повторяющимися союзами, перед нами полиси́ндетон (многосоюзие), который автономизирует каждое из составляющих этого ряда.

И теперь мне снится

Под яблонями белая больница,

И белая под горлом простыня,

И белый доктор смотрит на меня,

И белая в ногах стоит сестрица

И крыльями поводит.

(А. Тарковский)

Все фигуры этой группы основаны на повторе и тем самым способствуют общей связности текста, его плавности и ритмичности. (Розенталь Д. Э. Справочник по литературному редактированию)

ЗЕВГМА – в широком смысле античные грамматики называли такие обороты речи, когда какое-нибудь слово, чаще сказуемое, к-рое должно быть повторено два или несколько раз, ставится один раз, а в других местах лишь подразумевается. В пример приводили такую фразу: «Союзникам я объявляю, чтобы они взялись за оружие и что следует вести войну» (подразумевается - я объявляю). В более узком смысле под термином З. разумели повторение слова, напр. глагола, поставленного один раз, в дальнейшем не в том же, а в близком значении - указывали пример из одной трагедии Еврипида (см.): «Большинству из нас показалось, что он говорит правильно, и охотиться для жертвы богине» (разумеется не «показалось», а «мы решили»). З. иногда рассматривалась как риторическая фигура, напр. в такой фразе: «Стыдливость победила страсть, страх - дерзость, рассудительность - безумие» (повторяются приблизительно одинаковые отрезки речи, члены, параллельно построенные). К З. близка фигура силлепсиса. (Литературная энциклопедия)

ГРАДАЦИЯ - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся (см. «Климакс») или понижающейся (см. «Антиклимакс») смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Например у Блока:

«Но чернеют пламенные дали -

Не уйти, не встать и не вздохнуть» (климакс),

у Белого:

«Все грани чувств, все грани правды стерты:

В мирах, в годах, в часах» (антиклимакс).

Впечатление Г. усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто - анафорой (см.). Так у Бальмонта:

«Люблю тебя капризною мечтой,

Люблю тебя всей силою души,

Люблю тебя всей кровью молодой,

Люблю тебя, люблю тебя, спеши!»

Иногда средние члены Г. по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление Г., к-рое в этом случае более явственно при декламации. Напр. у Тютчева:

«...Люблю сие, незримо

Во всем разлитое, таинственное зло -

В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,

И в радужных лучах, и в самом небе Рима».

И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения Г. Напр. у Жуковского:

«Были и лето, и осень дождливы,

Были потоплены пажити, нивы,

Хлеб на полях не созрел и пропал,

Сделался голод, народ умирал».

Г. может быть принципом композиции целого стихотворения; напр. строфическая Г. с анафорой у Тютчева в стихотворении: «Восток белел... Восток алел... Восток вспылал...» Г. бывает принципом сюжетной композиции, особенно в народных сказках, былинах и т. п. Наиболее распространена трехчленная Г. (Литературная энциклопедия)

Для того чтобы быть видным деятелем, наряду с многочисленными деловыми качествами, важно владеть правильной речью, хотя и этого порой бывает недостаточно. Поскольку, даже, будучи грамотным, далеко не каждому человеку дано, по-настоящему заинтересовать слушателей, полностью и безраздельно захватив их внимание. Риторическое обращение – своеобразная игра интонаций в речи говорящих людей, с помощью которых выступление становится интересным, но не всем от природы даны подобные способности. Однако всему можно научиться, главное, знать основные приемы овладения техникой убедительной разговорной речи, быть уверенным, что все непременно получится так, как и было запланировано.

Стилистическая фигура, чаще всего, встречающаяся в монологах, называется риторической. Основа такого обращения, носит условный характер, где главную роль играет интонация, а не сам текст. Целью такой речи является устремление сформулировать отношение к какому-либо предмету или лицу, охарактеризовать его, существенным образом сделать речь с помощью своеобразных оборотов, как можно более выразительной. Эмоциональное обращение не подразумевает в себе вопроса и не требует ответа, а является усилителем выразительности наряду с риторическим вопросом и восклицанием. Благодаря таким оборотам, фраза становится красноречивой, подчеркивается ее оттенок, тем не менее, в данном случае употребляется восклицательная или вопросительная интонация, где по существу в таком приеме нет необходимости. Такая условность и является отличительной чертой этих речевых оборотов. Следует отметить, что риторическое обращение призвано выразить именно отношение к кому- или чему-либо, а не упоминание самого адресата, в чей адрес звучит речь.

Теория и мастерство воздействующей (гармонизирующей, целесообразной, эффективной) речи стоит в основе современной риторики, с ее общими закономерностями речевого поведения, которые действуют в разнообразных сферах деятельности, ситуациях общения и служат для того, чтобы сделать выступление, как можно более эффективным. Обращение к избирателям звучит убедительнее и определяется в процессе передачи доклада от оратора к слушателям, с минимальными потерями во всех из трех существующих типов информации, содержащимися в речи: эмоциональным, оценочным, понятийно-логическим. Целесообразный монолог соответствует намерению говорящего, его непосредственной цели. Пробудить чувство и ум способна бездейственная речь, которая вначале склоняет к прислушиванию, заинтересовывает и только потом заставляет принимать картину мира, предложенную говорящим. Главной целью гармонирующей речи становится объединение участников общения, решение зарождающихся противоречий, обеспечение лучшего взаимного понимания между людьми.

«Да ведь невозможна Украина без России! Разве не строили в Киеве русские архитекторы? Ужель, построенная сыном скульптора петровского Растрелли В.В., воспитанным в архитектурных русских традициях, Андреевская церковь не является одним из самых лучших зодческих украшений Киева? Разве разные украинские города, включая в первую очередь Киев, не несут в себе русских традиций градостроительства? Украинская поэзия немыслима без Лермонтова, без Пушкина, без Некрасова!» (По Д.С. Лихачеву)

Риторическое обращение в форме риторического восклицания или вопроса (положительного или отрицательного), к тому же, интонационно окрашенное, способно целиком и полностью захватить внимание аудитории. Народ любит слушать свежие эмоциональные речи, несущие конструктивные идеи, а самое главное, это то, чтобы слова не расходились с делом.