Сообщение константин бальмонт. Константин бальмонт - биография, информация, личная жизнь

Ахматова Анна Андреевна (1889-1966 гг)

Русская поэтесса. Родилась под Одессой, в семье морского инженера-механика. Настоящая фамилия - Горенко, Ахматова - ее литературный псевдоним. Детские годы провела в Царском Селе.

В 1907 г. окончила гимназию в Киеве. Училась на высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге - городе, где прошла почти вся ее жизнь. В 1910-1912 гг. путешествовала по Германии, Франции, Италии. Печататься начала в 1907 г., примкнув к группе акмеистов.

Уже первые сборники стихов принесли ей всероссийскую известность. Благодаря своему глубокому чувству патриотизма Ахматова после Октябрьской революции осталась на родине и прошла здесь долгий творческий путь.

В своих камерных, преимущественно любовных, лирических миниатюрах по-своему отразила тревожную атмосферу предреволюционного десятилетия; впоследствии диапазон ее тем и мотивов стал более широким и сложным.

Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. поэтесса, видевшая своими глазами блокаду Ленинграда, создает цикл стихов, полной любви к родине.

Ее поэзия обретает высокое гражданское звучание. В последние годы жизни Ахматова завершила «Поэму без героя», «Реквием». Работала над переводами (древняя корейская поэзия, сербский эпос). Написала цикл этюдов о Пушкине.

Прижизненные сборники стихов Ахматовой: «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Из шести книг», «Бег времени».

Краткое сообщение о жизни и творчестве Анны Ахматовой для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов

Ахматова - Горенко, родилась в семье с татарской родословной, 11 июля или 23 по старому стилю в 1889 году.

Ещё ребёнком, в годик, девочку перевезли в село Царское, где ей пришлось проживать почти 16 лет. Воспоминания Анны ассоциировались с воспоминаниями великолепий зелёных парков, с няней, которая с девочкой периодически ходила на местный эпод ром. Анюта часто вспоминала о маленьких лошадках, о старом вокзале. А каждым летом она отдыхала в Крыму на берегу Чёрного моря, у бухты Стрелецкая.
Кода ей было всего пять, девочка с вдохновением заслушивалась рассказами учительницы, которая учила старших братьев французскому языку. Позднее ее отдали, учится в женскую гимназию в Царскосельское. Училась в первый год не очень, а через время, учёба наладилась у молодой девушки, наладилась.
К 11 годам Ахматова сочинила первое свое произведение.

В 1903-м, Анна познакомилась с Гумилевым, которому систематически показывала свои произведения.

В 1905-м году семья девочки перестала существовать, мать и отец расторгли брак. После чего Анна переехала в Евпаторию.

В 1907-м году выпускница гимназии, а с 1908 по 1810-ый слушатель женских курсов с юриспруденции.

В 1910-м году записалась на посещение историко литературных курсов, которые проходили в Петербурге, с участием Н.П. Раева. В этом же году,Анна приняла предложение Гумилева, стать его женой. Заключив брак молодожены проживали в селе, Царское.

Через год Анна родила Гумилеву сына, но семью, рождение ребенка, не сплотило и уже, через год, молодая пара рассталась, а Ахматова, кратко говоря, вскорости, соединила жизнь с поэтом В.К. Ширейко.
Начав писать с 11 лет, а издаваться с 18, Ахматова, впервые придала огласке свое творчество летом 1910 года, во время прочтения свои творений, перед авторской аудиторией под руководством Иванова и Кузьмина. Несколько раз Ахматова пыталась издаваться без участия мужа.


В связи с этим молодая поэтесса высылает свои стихи на рассмотрение В.Я.Брюллову, с вопросом, стоит ли писать дальше? Ознакомившись с полученными текстами стихов, Брюллов смолчал. Но девушка на этом не остановилась. И в скором времени стихи Анны напечатались в журналах "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон". В скорости, после их опубликования, Ахматова выступает с ними перед огромной аудиторией на Высших женских курсах.

1914 год - появился сборник "Чётки", который по невыясненным причинам переиздавался более десяти раз. Именно он принёс поэтессе славу во всей России, которая стала предметом подражания начинающих поэтов. Заглядывая в прошлое, живя воспоминаниями о детстве, Ахматова принялась к написанию поэмы о детстве, что была полностью закончена и готова к прочтению в 1914 году.

Во время войны, поэтесса, как бы замолкает, её не слышно несколько лет. Позднее, стало известно, что Анна серьёзно заболела туберкулёзом, который долго не отпускал её, в связи с чем, резко ограничилось ее письмо.
Краткая биография Анны Ахматовой характеризуется широким поэтическим диапазоном и не смотря на болезнь поэтесса пишет патриотические стихи, лирические циклы, отличающиеся мотивами кровного единства.
Позднее, поэтесса была вынуждена эвакуироваться с Ленинграда в Ташкент. Там она пишет огромное количество стихов, работает над написанием поэмы "Поэма без горя". В это время Ахматовой заинтересовался историк из Берлина, который посетил Анну в Ташкенте. Именно его и посещение, навлекло на поэтессу гнев Сталина и Акматова, кратко говоря, пришлась в немилость разгневанному Сталину, который выдал распоряжение властям, запретить печатать работы Анны Андреевны. Диктат ожесточился не на шутку, ничто не могло изменить решение главнокомандующего.
Если говорить о Ахматовой, кратко то даже на закате жизни, Анна Андреевна напечатала сборник стихов "Бег времени"и за год до смерти была награждена литературной итальянской премией.
А в 1966 году, 5 марта, сердце Анны Андреевны Ахматовой, остановилось.

Год рождения 1889. Место рождения: Большой Фонтан (под Одессой. Родители: инженер Андрей Антонович Горенко - отец, Инна Эразмовна - мать. Ахматова - фамилия прабабушки Анны Андреевны Горенко С 1890 по 1905 жила в Царском Селе. Училась в гимназии. В 1905 живет в Евпатории, затем в Киеве, пишет стихи. В 1907 впервые напечатано стихотворение в Париже (журнал «Sirius»

) В 1910 году выходит замуж за Гумилева. В 1912 вышла книга стихов " Вечер " под псевдонимом Ахматова. Примыкает к литературному направлению " акмеизм " (вместе с Николаем Гумилевым и Сергеем Городецким).


Современники писали о ее внешности и таланте с восхищением, посвящали стихи, картины,создавали музыку (Н. Альтаман, Ю. Анненков,С. Сарьян, А Вертинский, Модильяни).

Ахматова многое в своей жизни пережила: расстрел мужа, репрессии в отношении второго мужа и сына. Сие отразилось в ее поэме " Реквием", в которой она вспомнит всех поименно. После 1945 года ей фактически запретили печатать свои стихи. В последние годы жизни она много переводила, писала эссе и мемуары, давала оценку творчеству молодых поэтам, впоследствии составивших славу и гордость русского искусства и литературы. В 1964 удостоена поэтической премии " Этна Таурмина" .


Умерла Ахматова в санатории Подмосковья. Похоронена в Комарово (под Ленинградом).

Анна Ахматова, жизнь и творчество которой мы вам представим, - это литературный псевдоним, которым подписывала свои стихи Родилась эта поэтесса в 1889 году, 11 (23) июня, под Одессой. Ее семья вскоре перебралась в Царское Село, где до 16 лет прожила Ахматова. Творчество (кратко) этой поэтессы будет представлено после ее биографии. Познакомимся сначала с жизнью Анны Горенко.

Юные годы

Юные годы не были безоблачными для Анны Андреевны. Родители ее расстались в 1905 году. Мать увезла в Евпаторию дочерей, больных туберкулезом. Здесь впервые столкнулась с бытом грубых чужих и грязных городов "дикая девочка". Она пережила также любовную драму, предприняла попытку покончить с собой.

Обучение в Киевской и Царскосельской гимназиях

Ранняя юность этой поэтессы была отмечена учебой в Киевской и Царскосельской гимназиях. Последний класс она проходила в Киеве. После этого будущая поэтесса изучала в Киеве юриспруденцию, а также филологию в Санкт-Петербурге, на Высших женских курсах. В Киеве она выучила латынь, которая позволила впоследствии овладеть свободно итальянским языком, читать в оригинале Данте. Однако Ахматова к юридическим дисциплинам вскоре охладела, поэтому отправилась в Петербург, продолжив обучение на историко-литературных курсах.

Первые стихи и публикации

Первые стихи, в которых еще заметно влияние Державина, написаны юной гимназисткой Горенко, когда ей было всего 11 лет. В 1907 году появились первые публикации.

В 1910 годы, с самого их начала, Ахматова регулярно начинает печататься в московских и петербургских изданиях. После того, как создается "Цех поэтов" (в 1911 году), литературное объединение, она исполняет в нем обязанности секретаря.

Замужество, поездка в Европу

Анна Андреевна в период с 1910 по 1918 год была замужем за Н.С. Гумилевым, также известным русским поэтом. С ним она познакомилась во время учебы в царскосельской гимназии. После чего Ахматова совершила в 1910-1912 годы, где подружилась с итальянским художником, создавшим ее портрет. Также в это же время она посетила Италию.

Внешний облик Ахматовой

Николай Гумилев ввел свою жену в литературно-художественную среду, где имя ее обрело рано значимость. Не только поэтическая манера Анны Андреевны стала популярной, но также и ее облик. Ахматова поражала современников величавостью, царственностью. Ей оказывали знаки внимания, как королеве. Внешность этой поэтессы вдохновила не только А. Модильяни, но также и таких художников, как К. Петров-Водкин, А. Альтман, З. Серебрякова, А. Тышлер, Н. Тырса, А. Данько (ниже представлена работа Петрова-Водкина).

Первый сборник стихов и рождение сына

В 1912 году, знаменательном для поэтессы, произошло в ее жизни два важных события. Выходит первый сборник стихов Анны Андреевны под названием "Вечер", которым было отмечено ее творчество. Ахматова также родила сына, будущего историка, Николаевича - важное событие в личной жизни.

Входящие в первый сборник стихи пластичны по образам, использованным в них, ясны по композиции. Они заставили русскую критику говорить о том, что в поэзии возникло новое дарование. Хотя "учителями" Ахматовой являются такие мастера-символисты, как А. А. Блок и И. Ф. Анненский, поэзия ее была воспринята с самого начала как акмеистическая. На самом деле, вместе с О. Э. Мандельштамом и Н. С. Гумилевым поэтесса в начале 1910 годов составила ядро этого появившегося в то время нового течения в поэзии.

Последующие два сборника, решение остаться в России

Последовала за первым сборником и вторая книга под названием "Четки" (в 1914 году), а еще через три года, в сентябре 1917, вышел сборник "Белая стая", третий по счету в ее творчестве. Октябрьский переворот поэтессу эмигрировать не заставил, хотя в это время началась массовая эмиграция. Россию покидали один за другим люди, близкие Ахматовой: А. Лурье, Б. Антреп, а также О. Глебова-Студейкина, ее подруга юности. Однако поэтесса решила остаться в "грешной" и "глухой" России. Чувство ответственности перед своей страной, связи с землей русской и языком побудило Анну Андреевну вступить в диалог с решившими ее покинуть. Долгие годы те, кто уехал из России, продолжали оправдывать свою эмиграцию перед Ахматовой. С ней полемизирует, в частности, Р. Гуль, обращаются к Анне Андреевне В. Франк и Г. Адамович.

Сложное время для Анны Андреевны Ахматовой

В это время круто изменилась ее жизнь, что отразило ее творчество. Ахматова работала в библиотеке при Агрономическом институте, в начале 1920 годов успела издать еще два стихотворных сборника. Это были "Подорожник", выпущенный в 1921 году, а также "Anno Domini" (в переводе - "В лето Господне", вышедший в 1922 году). В течение 18 лет после этого в печати не появлялись ее произведения. Разные причины этого существовали: с одной стороны, это расстрел Н.С. Гумилева, бывшего мужа, которого обвинили в участии в заговоре против революции; с другой - неприятие творчества поэтессы советской критикой. Анна Андреевна много в годы этого вынужденного молчания занималась творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Посещение Оптиной Пустыни

Изменение своего "голоса" и "почерка" Ахматова связывала с серединой 1920 годов, с посещением в 1922, в мае, Оптиной Пустыни и беседой со Старцем Нектарием. Вероятно, эта беседа сильно повлияла на поэтессу. Ахматова состояла по материнской линии в родстве с А. Мотовиловым, являвшимся мирским послушником Серафима Саровского. Она восприняла через поколения идею искупления, жертвенности.

Второе замужество

В судьбе Ахматовой перелом был связан также с личностью В. Шилейко, ставшим ее вторым мужем. Это был ученый-востоковед, который занимался культурой таких древних стран, как Вавилон, Ассирия, Египет. Личная жизнь с этим беспомощным в быте и деспотичным человеком не сложилась, однако влиянию его поэтесса приписывала в своем творчестве возрастание философских сдержанных нот.

Жизнь и творчество в 1940 годы

Сборник под названием "Из шести книг" появляется в 1940 году. Он вернул на короткое время в современную литературу того времени такую поэтессу, как Анна Ахматова. Жизнь и творчество ее в это время довольно драматичны. Ахматову застала в Ленинграде Великая Отечественная война. Она была эвакуирована оттуда в Ташкент. Однако в 1944 году поэтесса возвратилась в Ленинград. В 1946 году, подвергнутая несправедливой и жестокой критике, она была исключена из Союза Писателей.

Возвращение в русскую литературу

После этого события следующее десятилетие в творчестве поэтессы отмечено лишь тем, что в это время занималась художественным переводом Анна Ахматова. Творчество ее советскую власть не интересовало. Л. Н. Гумилев, ее сын, отбывал в это время наказание в исправительно-трудовых лагерях как политический преступник. Возвращение в русскую литературу стихов Ахматовой состоялось лишь во второй половине 1950 годов. С 1958 сборники лирики этой поэтессы вновь начинают публиковаться. Была закончена в 1962 году "Поэма без героя", создававшаяся на протяжении аж 22 лет. Анна Ахматова умерла в 1966 году, 5 марта. Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, в Комарове. Могила ее представлена ниже.

Акмеизм в творчестве Ахматовой

Ахматова, творчество которой сегодня является одной из вершин отечественной поэзии, к своей первой книге стихов относилась позднее довольно прохладно, лишь единственную строчку выделив в ней: "...пьянея звуком голоса, похожего на твой". Михаил Кузмин, тем не менее, свое предисловие к этому сборнику закончил словами, что к нам идет молодой, новый поэт, имеющий все данные для того, чтобы стать настоящим. Во многом предопределила поэтика "Вечера" теоретическую программу акмеизма - нового течения в литературе, к которому часто относят такую поэтессу, как Анна Ахматова. Творчество ее отражает многие характерные особенности этого направления.

Фотография, представленная ниже, была сделана в 1925 году.

Акмеизм возник как реакция на крайности стиля символистов. Так, например, статья В. М. Жирмунского, известного литературоведа и критика, о творчестве представителей этого направления называлась следующим образом: "Преодолевшие символизм". Мистическим далям и "лиловым мирам" их противопоставлялась жизнь в этом мире, "здесь и сейчас". Нравственный релятивизм и различные формы нового христианства были заменены "ценностей незыблемой скалой".

Тема любви в творчестве поэтессы

Ахматова пришла в литературу 20 века, первой его четверти, с самой традиционной темой для мировой лирики - темой любви. Однако решение ее в творчестве данной поэтессы является принципиально новым. Далеки стихи Ахматовой от сентиментальной женской лирики, представленной в 19 веке такими именами, как Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Мирра Лохвицкая. Далеки они также и от "идеальной", отвлеченной лирики, характерной для любовной поэзии символистов. В этом смысле опиралась в основном не на русскую лирику, а на прозу 19 века Ахматова. Творчество ее было новаторским. О. Э. Мандельштам, например, писал о том, что в лирику принесла сложность русского романа 19 века Ахматова. Сочинение по творчеству ее можно было бы начать именно с этого тезиса.

В "Вечере" представали в разных обличьях любовные чувства, однако героиня неизменно являлась отвергнутой, обманутой, страдающей. К. Чуковский писал о ней, что первой, открывшей то, что быть нелюбимой - это поэтично, является именно Ахматова (сочинение по творчеству ее, "Ахматова и Маяковский", созданное этим же автором, во многом способствовало ее травле, когда стихи этой поэтессы не издавались). В несчастной любви виделся источник творчества, а не проклятье. Три части сборника названы соответственно "Любовь", "Обман" и "Муза". Хрупкая женственность и изящество сочетались в лирике Ахматовой с мужественным принятием своего страдания. Из 46 стихотворений, входящих в этот сборник, почти половина была посвящена расставанию и смерти. Это не случайно. В период с 1910 по 1912 год поэтессой владело чувство краткодневности, она предчувствовала смерть. К 1912 году две ее сестры умерли от туберкулеза, поэтому Анна Горенко (Ахматова, жизнь и творчество которой мы рассматриваем) считала, что эта же участь постигнет и ее. Однако она не связывала, в отличие от символистов, разлуку и смерть с чувствами безысходности, тоски. Эти настроения рождали переживание красоты мира.

Наметились в сборнике "Вечер" и окончательно оформились сначала в "Четках", затем в "Белой стае" отличительные черты стиля этой поэтессы.

Мотивы совести и памяти

Глубоко историчной является интимная лирика Анны Андреевны. Уже в "Четках" и "Вечере" вместе с темой любви возникают два других главных мотива - совести и памяти.

"Минуты роковые", которыми была отмечена отечественная история (начавшаяся в 1914 году первая мировая война), совпали с трудным периодом в жизни поэтессы. У нее открылся в 1915 году туберкулез, в семье ее наследственная болезнь.

"Пушкинизм" Ахматовой

Еще более усиливаются мотивы совести и памяти в "Белой стае", после чего в ее творчестве становятся главенствующими. Поэтический стиль этой поэтессы в 1915-1917 годах эволюционирует. Все чаще в критике упоминается своеобразный "пушкинизм" Ахматовой. Суть его составляет художественная законченность, точность выражения. Отмечается также наличие "цитатного слоя" с многочисленными перекличками и аллюзиями как с современниками, так и с предшественниками: О. Э. Мандельштамом, Б. Л. Пастернаком, А. А. Блоком. Все духовное богатство культуры нашей страны стояло за Ахматовой, и она справедливо ощущала себя его наследницей.

Тема родины в творчестве Ахматовой, отношение к революции

Не могли не отразиться в творчестве драматические события времени жизни поэтессы. Ахматова, жизнь и творчество которой проходили в сложный для нашей страны период, восприняла года как катастрофу. Прежней страны, по ее мнению, больше не стало. Тема родины в творчестве Ахматовой представлена, например, в сборнике "Anno Domini". Раздел, открывающий этот вышедший в 1922 году сборник, называется "После всего". Ко всей книге была взята эпиграфом строка "в те баснословные года..." Ф. И. Тютчева. Родины больше нет для поэтессы...

Однако для Ахматовой революция - это также и расплата за греховную жизнь прошлого, возмездие. Пусть лирическая героиня и не творила сама зла, она чувствует, что причастна к общей вине, поэтому Анна Андреевна готова разделить нелегкую долю своего народа. Родина в творчестве Ахматовой обязана искупить свою вину.

Даже название книги, в переводе означающее "В лето Господне", говорит о том, что поэтесса воспринимает как божью волю свою эпоху. Использование исторических параллелей и библейских мотивов становится одним из способов осмыслить художественно происходящее в России. К ним все чаще прибегает Ахматова (например, стихотворения "Клеопатра", "Данте", "Библейские стихи").

В лирике этой великой поэтессы "я" в это время превращается в "мы". Анна Андреевна говорит от лица "многих". Каждый час не только этой поэтессы, но и ее современников, оправдан будет именно словом поэта.

Таковы основные темы творчества Ахматовой, как вечные, так и характерные именно для эпохи жизни этой поэтессы. Ее часто сравнивают с другой - с Мариной Цветаевой. Обе они являются сегодня канонами женской лирики. Однако имеет не только много общего, но и во многом отличается творчество Ахматовой и Цветаевой. Сочинение на эту тему часто задают писать школьникам. На самом деле, интересно порассуждать о том, почему практически невозможно спутать стихотворение, написанное Ахматовой, с произведением, созданным Цветаевой. Однако это уже другая тема...

Анна Ахматова - выдающаяся русская поэтесса, чье творчество относится к так называемому Серебряному веку русской литературы, а также переводчица и литературовед. В шестидесятых годах она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Её стихи переведены на многие языки мира.

Трое любимых людей знаменитой поэтессы были подвергнуты репрессиям: её первый и второй муж, а также сын погибли или получили длительные сроки. Эти трагические моменты оставили неизгладимый отпечаток как на личности великой женщины, так и на её творчестве.

Жизнь и творчество Анны Ахматовой, несомненно, представляют интерес для русской публики.

Биография

Ахматова Анна Андреевна, настоящая фамилия - Горенко, родилась в курортном городке Большой Фонтан (район Одессы). Кроме Анны в семье было ещё шестеро детей. Когда великая поэтесса была маленькой, её семья много путешествовала. Это было связано с работой отца семейства.

Как и ранняя биография, личная жизнь девушки была достаточно насыщенной самыми разными событиями. В апреле 1910 года Анна вышла замуж за выдающегося русского поэта Николая Гумилёва. Анна Ахматова и Николай Гумилёв сочетались законным церковным браком, и в первые годы их союз был невероятно счастливым.

Юные супруги дышали одним воздухом - воздухом поэзии. Николай предложил подруге своей жизни подумать о литературной карьере. Она послушалась, и, как результат, - молодая женщина начала публиковаться в 1911 году.

В 1918 году Ахматова развелась с Гумилёвым (но они поддерживали переписку вплоть до его ареста и последующего расстрела) и заключила брак с учёным, специалистом по Ассирийской цивилизации. Его звали Владимир Шиленко. Он был не только учёным, но и поэтом. С ним она рассталась в 1921 году. Уже в 1922 году Анна начала жить с искусствоведом Николаем Пуниным.

Анна смогла официально поменять свою фамилию на «Ахматова» только в тридцатых годах. До этого по документам она носила фамилии своих мужей, а свой известный и нашумевший псевдоним использовала лишь на страницах литературных журналов и в салонах на поэтических вечерах.

Тяжелый период в жизни поэтессы также наступил в двадцатых-тридцатых годах, с приходом большевиков к власти. В этот трагический для русской интеллигенции период её близких людей арестовывали одного за другим, не смущаясь тем, что они - родственники или друзья великого человека.

Также в те годы стихи этой талантливой женщины практически совсем не издавали и не перепечатывали.

О ней, казалось бы, забыли - но не о её близких. Аресты родных и просто знакомых Ахматовой следовали один за другим:

  • В 1921 году - Николай Гумилёв схвачен ЧК и расстрелян спустя несколько недель.
  • В 1935 году - Николай Пунин арестован.
  • В 1935 году - Лев Николаевич Гумилёв, дитя любви двух великих поэтов, был арестован и спустя некоторое время приговорён к длительному заключению в одном из советских исправительно-трудовых лагерей.

Анну Ахматову нельзя назвать плохой женой и матерью и обвинить в невнимании к судьбе арестованных родных. Знаменитая поэтесса сделала всё возможное, чтобы облегчить судьбу близких людей, попавших в жернова сталинского карательно-репрессивного механизма.

Все её стихотворения и всё творчество того периода, тех поистине страшных лет проникнуты сочувствием к тяжёлой судьбе народа и политзаключённых, а также страхом простой русской женщины перед, казалось, всесильными и бездушными советскими вождями, обрекающими на смерть граждан собственной страны. Невозможно читать без слёз этот искренний плач сильной женщины - жены и матери, потерявшей самых близких людей…

Анне Ахматовой принадлежит крайне интересный для историков и литературоведов цикл стихов, имеющих важное историческое значение. Этот цикл получил название «Слава миру!», и фактически он восхваляет советскую власть во всех её созидательных проявлениях.

По мнению некоторых историков и биографов, Анна, безутешная мать, написала этот цикл с единственной целью - показать свою любовь к сталинскому режиму и верность ему, чтобы тем самым добиться для своего сына снисхождения его истязателей. Ахматова и Гумилёв (младший) когда-то были действительно счастливой семьёй… Увы - лишь до того момента, когда безжалостный рок растоптал их хрупкую семейную идиллию.

Во время Великой Отечественной войны знаменитая поэтесса была эвакуирована из Ленинграда в Ташкент вместе с другими известными людьми искусства. В честь Великой Победы она написала свои самые замечательные стихотворения (годы написания - примерно 1945—1946).

Анна Ахматова умерла в 1966 году в Подмосковье. Она была похоронена под Ленинградом, похороны были скромные. Сын поэтессы Лев, которого к тому времени уже освободили из лагеря, вместе с друзьями сам построил на её могиле памятник. Впоследствии неравнодушные люди изготовили для памятника барельеф с изображением лица этой интереснейшей и талантливейшей женщины.

По сей день могила поэтессы является местом неизменного паломничества молодых писателей и поэтов, а также бесчисленного множества поклонников таланта этой удивительной женщины. Почитатели её поэтического дара приезжают из разных городов России, а также стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Вклад в культуру

Несомненно, вклад Анны Ахматовой в русскую литературу и, в частности, в поэзию, невозможно переоценить. У многих людей имя этой поэтессы, ни много ни мало, ассоциируется с Серебряным веком русской литературы (наравне с Золотым веком, самые известные, яркие имена которого – это, без сомнения, Пушкин и Лермонтов).

Перу Анны Ахматовой принадлежат известные сборники стихов, среди которых можно выделить самые, наверное, популярные, изданные ещё при жизни великой русской поэтессы. Эти сборники объединены по содержанию, а также по времени написания. Вот некоторые из таких сборников (кратко):

  • «Избранное».
  • «Реквием».
  • «Бег времени».
  • «Слава Миру!»
  • «Белая стая».

Все стихотворения этого замечательного творческого человека, в том числе не вошедшие в вышеперечисленные сборники, обладают огромной художественной ценностью.

Анна Ахматова также создала исключительные по своему поэтизму и высоте слога поэмы – такова, например, поэма «Алконост». Алконост в древнерусской мифологии - это мифическое существо, удивительная волшебная птица, которая воспевает светлую печаль. Несложно провести параллели между этим чудесным существом и самой поэтессой, все стихи которой с ранней юности были проникнуты прекрасной, светлой и чистой печалью бытия…

Многие из стихотворений этой великой личности в истории русской культуры ещё при её жизни были номинированы на самые разнообразные престижные литературные премии, в том числе на знаменитейшую среди литераторов и учёных всех мастей Нобелевскую премию (в данном случае - по литературе).

В грустной и, в общем-то, трагической судьбе великой поэтессы немало забавных, по-своему интересных моментов. Предлагаем читателю узнать хотя бы о некоторых из них:

  • Анна взяла псевдоним, потому что её отец, дворянин и учёный, узнав о литературных опытах юной дочери, попросил её не позорить его фамилию.
  • Фамилию «Ахматова» носила дальняя родственница поэтессы, однако Анна создала вокруг этой фамилии целую поэтическую легенду. Девушка сочинила, что она ведёт свой род от хана из Золотой Орды - Ахмата. Таинственное, интересное происхождение казалось ей непременным атрибутом великого человека и гарантировало успех у публики.
  • В детстве поэтесса предпочитала игры с мальчишками обыкновенным девчоночьим занятиям, что заставляло краснеть её родителей.
  • Её наставниками в гимназии были будущие выдающиеся учёные и философы.
  • Анна была в числе первых молодых девушек, записавшихся на Высшие женские курсы в то время, когда это не приветствовалось, поскольку общество видело в женщинах лишь матерей и хранительниц домашнего очага.
  • В 1956 году поэтесса была награждена Почётной грамотой Армении.
  • Анна похоронена под необычным надгробием. Надгробие для своей матери - уменьшенную копию тюремной стены, возле которой Анна провела много часов и выплакала много слёз, а также неоднократно описала её в стихотворениях и поэмах, - Лев Гумилёв спроектировал сам и построил с помощью своих студентов (он преподавал в университете).

К сожалению, некоторые забавные и интересные факты из жизни великой поэтессы, а также её краткая биография, незаслуженно забыты потомками.

Анна Ахматова была человеком искусства, обладательницей потрясающего таланта, потрясающей силы воли. Но это не всё. Поэтесса была женщиной удивительной духовной мощи, горячо любимой женой, искренне любящей матерью. Она проявила огромную смелость, пытаясь вызволить близких её сердцу людей из тюрьмы…

Имя Анны Ахматовой заслуженно стоит в одном ряду с выдающимися классиками русской поэзии - Державиным, Лермонтовым, Пушкиным…

Остаётся надеяться, что эту женщину с тяжёлой судьбой будут помнить в веках, и даже наши потомки смогут наслаждаться её поистине необыкновенными, мелодичными и сладкозвучными стихами. Автор: Ирина Шумилова