Наука которая изучает жесты человека. Линиза ЖалпановаКак читать человека

«Обмани меня» - один из немногих сериалов, в основе которых лежит подтвержденная научная гипотеза. Прототипом его главного героя, доктора Кэла Лайтмана, стал крупнейший специалист в области психологии эмоций Пол Экман. Он обнаружил, что с точки зрения мимики люди любой культуры одинаково выражают чувства, и открыл микродвижения - короткие эпизоды мимической активности, которые указывают на эмоции, - даже в случаях, когда человек старается их скрыть. T&P составили гид по технологиям Пола Экмана, которые помогут научиться видеть ложь.

Долгое время наука не обращала на мимику никакого внимания. Впервые ей занялся Чарльз Дарвин, в числе прочих своих работ опубликовавший в 1872 году книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Ученый заявил, что выражения лица универсальны не только для нашего вида, но и для животных: например, как и собаки, люди скалятся, когда испытывают гнев. При этом Дарвин утверждал, что наши жесты, в отличие от мимики, можно назвать условными, и был уверен, что они зависят от того, в какой культуре принадлежит человек.

Почти век эта работа Дарвина оставалась практически забытой. Если ее и вспоминали в научных кругах, то только для того, чтобы оспорить. Лишь в 30-х годах XX века к ней обратился французский нейроанатом Дюшен де Булон, который старался опровергнуть теорию нацистского ученого, утверждавшего, будто «представителей низших рас» можно узнать по жестам.

В 60-х годах гипотезы, озвученные в «О выражении эмоций у человека и животных» и многократно упомянутые у де Булона, популяризовал американский психолог Пол Экман. Он провел ряд исследований, чтобы проверить эту теорию, и выяснил, что Чарльз Дарвин был прав: в разных культурах жесты и впрямь различаются, а вот мимика - нет. Оппоненты Экмана утверждали, что всему виной Голливуд и телевидение, которое транслирует усредненный образ мимики, во многом принимаемый за эталон в разных странах. Чтобы оспорить это предположение, в 1967 и 1968 годах ученый исследовал мимику представителей одного из племен в Папуа Новой Гвинее. Эти люди ни разу не контактировали плотно ни с западной, ни с восточной культурой и находились на этапе развития, аналогичном каменному веку. Экман обнаружил, что и в этом случае основные эмоции выражались теми же способами, что и во всем мире. «Система кодирования лицевых движений» (FACS) - метод классификации выражений лица человека, изначально разработанный Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в 1978 году и основанный на подборке фотографий с соответствующими эмоциями - оказалась универсальной. Эта своеобразная нотная запись для лица и сегодня позволяет определить, из каких мимических движений состоит то или иное эмоциональное выражение.

От удивления до презрения: семь универсальных эмоций

Существует всего семь эмоций, которые имеют универсальную форму выражения:

Удивление,
- страх,
- отвращение,
- гнев,
- радость,
- печаль,
- презрение.

Все они зашифрованы в FACS и EmFACS (обновленной и расширенной версии системы), так что каждую эмоцию можно найти и определить по характерным признакам, оценив ее интенсивность и степень смешения с другими чувствами. Для этого существуют основные коды (например, код 12: «Подниматель уголка губы», большая скуловая мышца), коды движений головы, коды движений глаз, коды видимости (например, когда не видно бровей, нужно поставить код 70) и коды общего поведения, которые позволяют зафиксировать в записях глотание, пожатие плечом, дрожь и др. «Существуют неконтролируемые, непреднамеренные выражения лица, а также смягченные или притворные выражения, в которых ослабляется переживаемая эмоция, либо симулируется эмоция, не испытываемая в данный момент», - пишет Пол Экман в своей книге «Узнай лжеца по выражению лица». Непреднамеренные выражения всегда проступают за «ширмой», создаваемой на лице. В этом случае их можно определить по микродвижениям. Обычно такие выражения возникают всего на доли секунды, так что для того, чтобы их обнаружить, нужна тренировка.

На нашем лице есть три области лица, способные двигаться независимо:

Брови и лоб;
- глаза, веки и переносица;
- нижняя часть лица: щеки, рот, большая часть носа и подбородок.

Для каждой из них существует своя схема движения в каждом из семи случаев. Например, при удивлении брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы. Страх выглядит иначе: брови приподняты и слегка сведены к переносице; верхние веки также подняты, обнажая склеру, нижние веки напряжены; рот приоткрыт, а губы тоже слегка напряжены и оттянуты назад.

Пол Экман дает в своей книге подробную карту микродвижений для каждой универсальной эмоции и предлагает фотографии для самостоятельной практики. Чтобы по этой книге научиться быстро определять, какое чувство выражается на человеческом лице, нужно найти партнера, который будет показывать вам эти фотографии - полностью или закрывая L-образной маской часть изображения. Книга также позволяет научиться определять степень выражения эмоций и распознавать компоненты смешанных выражений лица: горьковато-сладкой печали, испуганного удивления и так далее.

Обманчивые выражения: контроль сообщения

«Проще фальсифицировать слова, чем выражения лица, - пишет Пол Экман. - Нас всех учили говорить, мы все обладаем достаточно большим запасом слов и знанием правил грамматики. Существуют не только орфографические, но и энциклопедические словари. Вы можете заранее написать текст своего выступления. Но попытайтесь сделать то же самое с выражением своего лица. В вашем распоряжении нет никакого «словаря выражений лица». Намного проще подавлять то, что вы говорите, чем то, что вы показываете».

По мнению Пола Экмана, человек, который лжет в мимических проявлениях своих чувств или в своих словах, обычно стремится удовлетворить свою текущую потребность: карманник изображает удивление, неверный муж скрывает улыбку радости при виде любовницы, если рядом жена, и так далее. «Однако слово „ложь“ не всегда правильно отображает то, что в этих случаях происходит», - объясняет Экман. - Оно предполагает, что единственно важное сообщение - это сообщение об истинном чувстве, которое лежит в основе ложного сообщения. Но ложное сообщение также может иметь важное значение, если вы знаете, что оно ложно. Вместо того чтобы называть этот процесс ложью, вам следовало бы лучше называть его контролем сообщения, потому что ложь сама по себе также может передавать полезное сообщение».

В таких случаях на лице человека присутствуют два сообщения: одно отражает фактическое чувство, а другое - то, что он хочет передать. Пол Экман впервые вплотную заинтересовался этой проблемой, когда столкнулся с поведением пациентов, страдающих тяжелой депрессией. В беседах с врачами они утверждали (мимически и на словах), что испытывают радость, однако на самом деле стремились добиться прекращения своей госпитализации и совершить самоубийство. В «Обмани меня» сценаристы тоже поднимают эту проблему: по сюжету, мать доктора Кэла Лайтмана покончила с собой после того, как ей удалось таким образом обмануть психиатров. Позже, просматривая видеозаписи ее бесед с врачами, главный герой сериала обнаруживает микровыражение печали у нее на лице.

Контроль мимического сообщения может быть разным:

Смягчение,
- модулирование,
- фальсификация.

Смягчение, как правило, происходит за счет добавления мимических или словесных комментариев к уже присутствующему выражению. Например, если взрослый человек боится зубного врача, он может слегка сморщиться, добавив к выражению страха на своем лице элемент отвращения к себе самому. С помощью смягчения люди часто сообщают окружающим, что способны справиться со своими чувствами и добиться соответствия собственного поведения культурным нормам или текущей ситуации.

В случае с модулированием человек корректирует интенсивность выражения эмоции, а не комментирует ее. «Есть три способа модулирования выражения лица, - пишет Пол Экман. - Вы можете менять количество вовлекаемых областей лица, длительность сохранения выражения или амплитуду сокращения лицевых мускулов». Как правило, используются все три метода. А вот при фальсификации мимический процесс становится ложным: на лице демонстрируется не та эмоция, которую человек испытывает на самом деле (симуляция), не показывается ничего, когда на самом деле чувство есть (нейтрализация), либо же одно выражение скрывается за другим (маскировка).

Физиология лжи: место, время и микровыражения

Чтобы научиться распознавать ложь на лицах, нужно обращать внимание на пять аспектов

Морфологию лица (конкретную конфигурацию черт);
- временные характеристики эмоции (как быстро возникает и как долго держится);
- место проявление эмоции на лице;
- микровыражения (они прерывают основное выражение);
- социальный контекст (если на рассерженном лице виден страх, нужно подумать, есть ли для этого объективные причины).

Люди, которые контролируют выражение своего лица, больше всего внимания уделают его нижней части: рту, носу, подбородку и щекам. Ведь именно через рот мы осуществляет звуковую коммуникацию, в том числе бессловесную: крики, плач, смех. А вот веки и брови чаще «показывают» истинное чувство - впрочем, брови тоже используются для мимической фальсификации, что может влиять на внешний вид верхних век. Что и как именно оказывается «не на месте» в процессе обмана, зависит от того, что именно транслируется, а что скрывается. Например, выражение радости вообще не требует от нас задействовать лоб - так что если она прикрывает другую эмоцию, последнюю нужно искать в этой области.

По книгам Экмана можно научиться распознавать разные фальсифицированные выражения лица в разных ситуациях: видеть испуганные брови на нейтральном лице (что свидетельствует о неподдельном страхе), обнаруживать отсутствие напряжения нижних век на разгневанном лице (что говорит о том, что злоба поддельная), находить утечку информации о настоящем гневе под маской отвращения, замечать паузы между словесным сообщением об эмоции и появлением ее ложной версии на лице (1,5 секунды) и обращать внимание на другие важные мелочи.

Но главный навык, который позволяют выработать книги и тренинги Экмана, - это распознавание микровыражений. Эти проявления эмоций обычно длятся совсем недолго: от половины до четверти секунды. Научиться находить их можно, используя те же фотографии и L-образную маску, - если изображения будут быстро сменять друг друга. Присутствие микровыражений тем не менее не означает, что человек одновременно не маскирует, не ослабляет и не нейтрализует переживаемые эмоции. Эти короткие эпизоды мимической активности являются симптомом обмана либо в крайнем случае признаком, что человек сам не знает, что чувствует, однако их отсутствие еще ни о чем не говорит.

Сегодня Пол Экман и его исследовательская группа проводит тренинги распознавания эмоций для работников таможни, полиции и пограничной службы, HR-специалистов и других людей, которым часто приходится искать обман или подтверждать факты. Однако его разработки полезны не только на границе: они могут помочь журналистам во время интервью, преподавателям на уроках, бизнесменам на переговорах и многих другим людям. Впрочем, ни техники доктора Лайтмана из сериала, ни техники доктора Экмана, которые легли в основу «Обмани меня», не стоит использовать дома. Ведь далеко не каждый обман в действительности влечет за собой негативные последствия, - а близким людям нужно давать право на тайну, поскольку не все, что они скрывают, имеет отношение к нам.

Картинки © Matthieu Bourel

Создателем науки кинесики является американский антрополог Рэй Бирдвистел. Годом ее рождения можно считать 1952-й, когда в свет вышла знаменитая монография Р.Бирдвистела «Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела» (Бирдвистел 1952). В ней ученый представил результаты многолетних исследований в этой области, причем не только свои собственные, но и своих коллег. Кроме того, в этой книге он предложил оригинальную нотацию для записи . Р. Бирдвистел начал изучать жесты, будучи в аспирантуре. По ее окончании он уехал в Западную Канаду и поселился среди кутенаи с целью изучить и описать язык, обычаи, культуру и просто образ жизни этих людей. И тут, как впоследствии отмечал сам ученый, для него стало подлинным открытием то, что жестовое поведение аборигенов при разговоре между собой, то есть в процессе диалога на родном языке, разительно отличается от их жестового поведения во время беседы с чужими, когда они вынуждены переходить на английский или, реже, на французский язык. , кивки, выражения лица, движения рук, позы - все выглядело иначе.

Именно тогда, в Западной Канаде, Р. Бирдвистел задумал свой знаменитый проект, к реализации которого он приступил в 1959 году, возглавив кафедру теории коммуникации в городе Анненберге (штат Пенсильвания, США) и, чуть позже, лабораторию в Восточно-Пенсильванском институте психиатрии в г.Филадельфии (США), и который принес ему мировую славу не только среди антропологов, но также среди психологов, физиологов, специалистов в области семиотики и культурологов. Речь идет о создании каталога, или атласа, отдельных простейших человеческих движений и статичных поз - кинетических атомов и молекул. Еще ранее элементарные акты телесного человеческого поведения были названы им кинами (то есть «мельчайшие, далее не делимые, наименее заметные движения»; «кин имеет чрезвычайно малую длительность, приблизительно 1/50 сек», см. Бирдвистел 1952) и кинемами («более крупные единицы, с помощью которых происходит реальное общение людей»; «кинемы образуют структуру и объединяются в более крупные единицы - кинеморфы, кинеморфемы и кинесинтагмы»). Поскольку слово жест мы понимаем достаточно широко, слово кинема для нас - это просто его синоним. Наряду с понятием кина и кинемы важным является и введенное Р.Бирдвистелом понятие аллокина. Кинема - это имя класса сходных аллокинов, то есть движений, контекстно взаимозаменимых без изменения значения.

Дифференциальные значения кинов Р.Бирдвистел определял путем опроса информантов. В ходе работы над каталогом кинов и кинем ученый вместе со своими коллегами и учениками описал отдельные жесты в разных культурах и у разных народов. В частности, он обнаружил, что в его родной американской культуре люди регулярно используют в общении обычно порядка 50-60 кинем, из которых больше половины соотносятся с головой, главным образом с областью лица. Это 3 вида :
однократный кивок, двукратный и трехкратный, 2 вида поворотов головы в сторону (lateral head sweeps): одно- и двукратный поворот головы;
1 кинема: вскидывание головы вверх (head cock kineme);
1 кинема: наклон головы вперед (head tilt kineme);
3 вида связок (connectives), или движений всей головой (whole head motion kinemes): «голова поднята и некоторое время находится в таком положении», «голова опущена и находится в таком положении какое-то время»; «голова принимает какое-то иное положение»;
5 кинем бровей;
4 носовых кинемы: сморщенный нос, сжимать ноздри, «выдохнуть или высморкаться, сжимая одну ноздрю» (жест презрения);
«выдохнуть или высморкаться через две ноздри»;
7 кинем рта: сжатые , выпяченные губы, втянутые губы, «одна губа накрывает верхнюю часть другой», надутые губы, «чуть приоткрытый рот» (lax mouth opening) и «широко открытый рот» (large mouth opening);
1 кинема для языка (высунуть язык), 2 кинемы для подбородка: выдвинутый вперед подбородок и «движение подбородка в сторону» (anterior and lateral chin thrust)
и, наконец, 2 кинемы для щек: надуть щеки и втянуть щеки.

Ученый попытался выделить типовые формы жестов, свойственные всем или большинству культур. Развивая идеи Р.Бирдвистела и дополняя его список, мы сегодня можем указать, например для , следующие, с семиотической точки зрения основные и, насколько можно судить по изученной нами литературе и беседам с многими зарубежными учеными и студентами, по большей части универсальные, положения. Справедливости ради отметим, что некоторые из приводимых ниже кинем были выделены и охарактеризованы Р.Бирдвистелом еще в 60-е годы (см. Бирдвистел 1967; о кинемах бровей см. также Экман 1979): (а) поднятые вверх брови (так называемая вспышка бровей, см. Грэммер и др. 1988), характерные для удивленных или изумленных глаз. У этой кинемы в русском языке имеются и другие синонимичные номинации: вскинутые {вверх) брови, брови поднялись, поползли вверх и др. (б) изогнутые брови, указывающие на удивление, а также, как утверждается в словаре Иорданская, Паперно 1996, с. 19, на непонимание или недоверие. Другой способ назвать тот же жест - использовать глагольные сочетания: изгибать брови (или: бровь), поводить, повести бровями (бровью)\ (в) брови, опущенные вниз и сдвинутые с силой к пере­ носице. Эта форма жеста, который по-русски называется насупленные (сдвинутые) брови. Насупленные брови сопровождаются характерным выражением всего лица и прежде всего особой формой губ. Такая комбинация кинем придает лицу суровый, угрюмый, мрачный или, как говорят также, насупленный вид и указывает на неудовлетворенность или гнев; (г) существует и другая, внешне напоминающая ее форма бровей - нахмуренные брови. При нахмуренных бровях ведущим сопутствующим движением является не смена положений губ, как при насупленных бровях, а изменившаяся по сравнению с нормальной форма лба. Морщины на лбу человека собираются в складки, вследствие чего его лицо приобретает несколько более «мягкое» - сердитое выражение, - или еще более мягкие формы, такие как недовольное, озабоченное или сосредоточенное, задумчивое лицо. Ср. также сочетания сердитый, недовольный, озабоченный, задумчивый вид лица или сердитое, недовольное лицо.

Жест нахмуренные брови указывает не только на отрицательное эмоциональное состояние человека, но и на возможней с его стороны мыслительный акт (сосредоточенное размышление над какой-то проблемой). Изменение формы лба обозначают словами нахмуренный лоб или наморщенный лоб; (д) опускание вниз бровей без их одновременного движения в горизонтальной плоскости. Такая жестовая форма, выделенная Р.Бирдвистелом в целом ряде невербальных культур За­пада, для русской культуры не характерна; (е) поднимание вверх (или опускание вниз) одной брови - то, что по-английски передается терминами lifted (lowered) (или: single-brow) movement. В русском языке данная кинема является мимическим выражением скепсиса. Кроме того, указанное движение брови часто сопровождает словесно выраженный вопрос, затрагивающий или волнующий жестикулирующего, то есть то, что называется вопрос личного свойства. Движения и положения бровей, как мы видим, тесно связаны с выражением разнообразных чувств и .

Важность кинем, связанных с бровями, для характеристики внешности и описания физических и психических свойств человека легко доказывается многочисленными примерами, взятыми из русской прозы и поэзии: из Н. В. Гоголя (Черные они и брови мелькнули, как молния), М. Ю. Лермонтова (Вот нахмурил царь брови черные / / И навел на него они зоркие), М. Е. Салтыкова- Щедрина (Брови у него насуплены, табанный дым так и валит изо рта), Л. Н. Толстого ([Наташа] оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты), А. Н. Толстого (Лицо ее было озабонено и брови сдвинуты), И. С. Тургенева (Вот как, - промолвил Павел Петровин и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. - Вы, стало быть, искусства не признаете?), М. И. Цветаевой (На проходимца вскинувши бровь - Как восклицаешь: - Будет любовь!) и др. Р. Бирдвистел, как мы уже говорили, не только создал атлас жестов, но и предложил для них достаточно полную и удобную систему записи. Так, для обозначения закрытого глаза ученый использовал знак «-», а для обозначения широко раскрытых глаз - знак «??». Символ «-?» в его системе обозначает подмигивание, «/» - наклон вперед, «N» - полный кивок головой вверх и вниз, а «о» - вертикальное положение тела. Подобные условные знаки Р. Бирдвистел называл кинеграфы. В его нотации тело делится на восемь областей, а движения каждой из них описываются особым видом кинеграфических символов. С помошью последовательностей, или цепочек, условных знаков можно описывать сложные движения, в которых естественным образом вычленяются структурно или содержательно важные элементы. Например, цепочкой АТА шифруется положение рук, параллельных туловищу, где часть цепочки АА указывает, что в движении участвуют обе руки, а не, скажем, одна. Последовательность RAC кодирует круговое движение, совершаемое правой рукой, а подпоследовательности С и RA обозначают, соответственно, кинеграфы «круговое движение» и «правая рука». Наконец, Р. Бирдвистелом (а также его учениками и последователями) были построены различные семиотические и функциональные классификации кинем, опирающиеся не только на формальные признаки, с помощью которых пытались классифицировать жесты и до него, но также и на содержательные.

Описание кинем и особенностей их употребления было далеко не единственной проблемой, интересовавшей Р.Бирдвистела на протяжении всего его в высшей степени продуктивного и стимулирующего научного творчества. Очень важным для него было определение того влияния, которое те или иные жесты оказывают на речевое общение, и того вклада, который вносят в коммуникацию людей вербальный и невербальный коды порознь и вместе. В какой мере эти коды самостоятельны и независимы, а в какой не могут обойтись один без другого, каким образом речь и жесты могут дополнять друг друга, может ли один из кодов мешать другому, и если да, то при каких обстоятельствах, какой из кодов и в каких ситуациях оказывается доминирующим - вот лишь несколько из вопросов, занимавших ученого.

Кроме того, Р. Бирдвистел, по-видимому, был первым, кто поставил проблему соотношения голоса и жеста. В частности, он был уверен в существовании жесткой корреляции между голосовыми и кинетическими признаками, считая отношения между ними причинно-следственными и утверждая, что при достаточной тренировке можно научиться по голосу определять, какое движение делает человек в данный момент произнесения, и наоборот, наблюдая за жестами в момент речи, можно установить, каким голосом говорит человек. Примерно в то же время, явно не без влияния научного и чисто человеческого авторитета Р. Бирдвистела, стали появляться многочисленные теоретические и экспериментальные работы в области кинесики, то есть начался буквально исследовательский бум.

Например, появились первые исследования, относящиеся к анализу явлений межкультурной омонимии и синонимии жестов, пионерские работы по типологии функций и ролей жестов в интерактивном общении, стали вестись систематические наблюдения над взаимодействием вербальных и невербальных единиц и категорий в разного рода коммуникативных актах. В нашей отечественной науке исследование жестов тоже велось в разных направлениях. Правда, в основном это были работы биологического и психологического планов, относящиеся к таким разным областям знаний, как теория движений, развитие детей, обучение языку, теория коммуникации и пр. Лингвистов жесты интересовали в меньшей степени, и отечественных научных лингвистических сочинений, специально посвященных кинесике и невербальной семиотике, не так уж много.

Назовем работы Акишина, Кано 1980; Верещагин, Костомаров 1981; Волоцкая и др. 1962; Галичев 1986; Горелов 1980; Горелов, Енгалычев 1991; Красильникова 1977; Красильникова 1983; Муханов 1989; Николаева, Успенский 1966; Панькин, Филиппов 1979; Смирнова 1971; Сорокин 1999; Формановская 1982, Шелгунова 1979. Хотя метод анализа, который применяли в своих исследованиях эти ученые, был преимущественно дескриптивный, все они рассматривали невербальную коммуникацию как сложное целое, состоящее из взаимосвязанных элементов и частей, то есть как систему. Анализ невербальной коммуникации тоже должен быть системным - именно такой точки зрения я придерживаюсь. Системный подход к невербальной коммуникации предполагает, что межличностное невербальное поведение имеет структуру (в чисто формальном, логико-математическом смысле слова, понимаемую как множество единиц с заданными на нем отношениями) и совершается по определенным правилам, которые я предлагаю называть правилами невербального поведения.

Первоочередной задачей кинесики является описание как самой этой структуры, так и правил невербального поведения. Невербальное поведение человека, которое представляет интерес для лингвистики и семиотики, в своей основе является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным, в то время как его другой вид, неосознанное и неконтролируемое поведение, - это, прежде всего, предмет изучения не лингвосемиотики, а биологии, психологии и, возможно, других наук. При таком понимании вербальный и невербальный знаковые коды предстают хотя и отдельными, но во многих отношениях неразделимыми, интегральными частями одной коммуникативной интерактивной системы. Приведу здесь всего лишь два простых примера, свидетельствующих о спаянности речевого и неречевого кодов в реальном устном общении: (а) нельзя сказать: «Посмотри, на кого ты похож!» и при этом не смотреть на собеседника; (б) нельзя произнести Я во как наелся и не показать это жестом.

Замечание. Много позже, основываясь на тесной связи жестов и речи, некоторые ученые, в частности замечательный американский психолог и кинесиолог Дэвид МакНил (см., например, монографию МакНил 1992), выдвинули и попытались обосновать интересную, хотя и весьма спорную гипотезу, по которой жесты (имеются в виду только мануальные жесты) являются компонентами вербального, а вовсе не невербального поведения. Это предположение базируется на сходстве смысловых структур речевых и жестовых единиц, на общности их прагматических свойств (в частности, на единообразии реакций адресата на вербальные и невербальные высказывания и - если воспользоваться терминологией из области теории речевых актов - перлокутивного воздействия на партнера), на параллелизме их временной организации и на идентичности эволюционных характеристик.

Решающим фактором и условием для производства и понимания жеста Р.Бирдвистел и многие его последователи справедливо считали контекст, а кинетическое поведение человека рассматривалось ими как функция от двух вещей - от характеристик самого жестикулирующего и физических или социальных свойств контекста, в котором он действует. Один из самых почитаемых и обильно цитируемых его учеников, выдающийся современный американский психолог и антрополог А. Кендон в одной из работ (Кендон 1972) приводит пример человека, стоящего с поднятым вверх кулаком. Вне контекста нельзя понять, что это за жест и каков его смысл, - то ли это жест приветствия, то ли угрозы, а может быть, это политический символ власти или знак, отражающий принадлежность чело­ века к определенной политической партии. Точно так же, при виде человека, стоящего на земле на коленях, и интерпретируя его поведение как знаковое, мы можем прийти к различным заключениям о том, какой смысл выражает данная поза - «боль», «смирение», «выражение любви (предложение руки и сердца)», «поиск предмета на земле» и др., - в зависимости от целого ряда признаков как самого человека, так и внеязыкового контекста, в котором тот находится.

В современном мире язык жестов и мимики важен не меньше, чем вербальное общение, поэтому такое огромное значение придают их трактовке. Использование различных жестов и выражений лица при общении получило название «невербальное общение» — это отчетливые телодвижения, жесты, используемые человеком, также и при помощи различных предметов. Специалисты-психологи считают, что при помощи речи люди передают только семь процентов информации, а при помощи языка тела – 59 %. Из этого выходит, что КАК человек говорит гораздо важнее того, ЧТО он говорит.

Зачастую человек не фокусирует внимания на выражении своего лица и собственных жестах, а ведь они не просто являются отображением нашего восприятия входящей информации, но также могут оказать влияние на собеседника. По этим причинам язык тела получил такое широкое распространение среди политиков и крупных бизнесменов. Умело прибегнув к нему, можно добиться заинтересованности компаньонов, результативно презентовать услугу, товар, проект, добиться подписания выгодных договоров, заставить аудиторию внимательно следить за вашим выступлением… Но также понимание того, что кроется за определенной жестикуляцией, может пригодиться и в личных, интимных отношениях. Комплекс четких видимых знаков (поза, направленность взгляда, наличие предметов в руках, выражение лица) даст возможность предположить, что же на самом деле чувствует другой человек и расскажет об их намерениях. Стоит разобраться в значениях и запомнить главные сигналы, которые подает тело, и правильно ими пользоваться для более эффективного взаимодействия и общения с людьми.

Вместо тысячи слов

Часто при общении с людьми мы сами и наши собеседники подаем множество едва уловимых и весьма значительных сигналов. Данные жесты воспринимаются нашими визави неосознанно и таят в себе множество дельной информации. Интерпретировать данную информацию станет возможным после знакомства с языком жестов.

Если вы решили изучить язык тела, научится «читать» человека, анализируя жестикуляцию и мимику своих собеседников, вам следует помнить о том, что один и тот же жест можно истолковать по-разному. На толкование влияет общий фон и суть беседы. Также не следует забывать, что одни и те же жесты у жителей разных стран имеют свою различную интерпретацию.

Понимание невербальных коммуникаций при общении позволит «читать» оппонента, понимать, как воспринял собеседник услышанное, знать его мнение еще до того, как оно будет озвучено. Обладая знаниями в данной области человеческого подсознания, вы сможете вовремя подкорректировать свое поведение, чтобы достичь желаемого исхода при общении с другими людьми.

Общераспространенные мимика и жесты

Ключевые коммуникативные жесты, как и мимика человека, в различных странах не слишком разнятся. Тот, кто счастлив и доволен — улыбается, кто в печали — хмурится, у человека в приступе ярости и злости тоже своя отличительная мимика. Очень наглядный пример общезначимого, принятого повсеместно жеста – это пожатие плечами. Он понятен для всех народов и означает непонимание.

Невербальные знаки отлично отображают, какое место занимает данный человек в социуме, степень его воспитания и род деятельности. Учитывая вышеизложенное, крайне важно знать и применять язык жестов, чтобы всегда можно было преподнести себя в выгодном свете.

Многие люди не знают, куда деть руки при разговоре. Первое, что следует сделать, — это научиться держать руки спокойно (не постукивать пальцами, не теребить в руках предметы, не чесать переносицу или затылок и тому подобное). При любом общении крайне желательно свести жестикуляцию к минимуму. Допустимо использование лишь самых простых и универсальных движений, которые сопровождают фразы, используемые при знакомстве или при светском общении.

Мимика. Чтение «с лица»

Даже если у человека получится солгать при помощи слов, то полностью проконтролировать язык тела не способен ни один из нас.

Мимика – это зеркало чувств и отчасти помыслов человека. По выражению лица человека можно понять все, что творится у него на душе. Понимание выражения лица поможет вам достигнуть взаимопонимания при общении друг с другом.

Так, широко распахнутые глаза, приподнятые брови и опущенные вниз уголки рта – признак того, что человек испытывает удивление; хмурый лоб, насупленные брови, сощуренные глаза и плотно сомкнутые губы — явный признак того, что оппонент в гневе. О печали и грусти свидетельствуют «угасшие» глаза, брови, сведенные вместе, опущенные уголки рта, а безмятежное выражение глаз и едва заметная улыбка, краешком губ, — отчетливое свидетельство того, что человек в данный момент доволен и счастлив.

Недаром говорят: глаза – зеркало нашей души. И действительно, наибольшей выразительностью на лице наделены именно они. Взгляд может передать все многообразие смысловой информации: иронию, испуг, радость, счастье, удивление, замешательство – весь спектр человеческих эмоций.

Безусловно, наука языка жестов очень многогранна и объёмна, чтобы можно было ее уместить в одной статье, поэтому мы рассмотрим и интерпретируем только самые распространенные невербальные сигналы, с которыми сталкиваемся при повседневном общении.

Защитные жесты

При явной антипатии и остром недоверии к собеседнику, чувстве дискомфорта или опасности, любой из нас на уровне подсознания будет стремиться оградить себя, «закрыться» от негативного фактора. Обязательно обратите внимание, если ваш визави отодвигается или выставляет «преграду», призванную разделить вас в виде своей сумки или стопки бумаг, сидит «нога на ногу» или же скрестивши на груди руки. Видимо, приятного и конструктивного диалога между вами не получится – ваш собеседник испытывает чувство дискомфорта и неосознанно настроен отбивать атаку. Также сжатые кулаки, являются еще одним из невербальных знаков с ярко выраженным отрицательным подтекстом.

Жесты, демонстрирующие уважение

«Уважительных» жестов, показывающих почтительное к вам отношение собеседника, на самом деле не так уж много. Самым характерным из этих жестов является рукопожатие. Уважительное рукопожатие предусматривает единовременность подачи рук друг другу собеседниками. Рука при этом вытянута, само рукопожатие обычно длительное. Если мужчина подает руку женщине при выходе из транспорта – это тоже жест уважения. Еще один расхожий жест – приветственный наклон головы.

Жесты расположения и открытости

В противовес защитным существуют жесты, которые показывают открытость собеседника, его определенное доверие к увиденному или услышанному. Понять, что человек открыт и расположен к вам можно по свободной, немного расслабленной позе. Если собеседник расстегивает верхние пуговицы одежды, слегка подается вперед к собеседнику, демонстрирует открытые ладони при жестикуляции, выпрямляет ноги или соединяет пальцы рук в «купол» – все это свидетельствует о чистосердечии собеседника. Если заметите данные сигналы, можете быть уверенны, что собеседнику легко и приятно вести с вами диалог, и вы можете получить желанный результат от встречи и разговора с ним.

Жесты скуки

Жесты, описанные ниже, позволяют понять, что собеседнику не интересно и он заскучал, а значит необходимо сменить тему разговора или вовсе завершить беседу. Чтобы понять, что вашему собеседнику стало скучно и есть необходимость сменить тему беседы либо закончить разговор, достаточно знать несколько правил языка жестов. О том, что ваш визави заскучал, свидетельствуют постоянное бросание взгляда на часы или телефон, осматривание обстановки, рассеянный взгляд, зевота, мелкие движения руками (постукивание, перебирание предметов), притопывание ногой и тому подобное.

Жесты, демонстрирующие неравнодушие и заинтересованность

Находясь в обществе интересного приятного собеседника, человек будет подавать особые знаки, сигнализирующие о симпатии. Женщины, общаясь с приятным мужчиной, поправляют прическу или одежду, «играют» с локонами, покачивают бедрами, поглаживают свои плечи или колени. Их отличает проникновенный и долгий взгляд, направленный на мужчину, а в глазах появляется «огонек». Полный список женских сексуальных сигналов читайте .

Мужчины же при общении с понравившейся женщиной обычно подтягиваются, выравнивают спину, расправив при этом плечи, поправляют одежду и прическу.

Жесты сомнения

Умение читать невербальные знаки из этой категории пригодится, чтобы привести доводы и дополнительные аргументы, необходимые собеседнику для принятия решения, на которое вы рассчитываете. Психологи утверждают, что человек, который не уверен в собеседнике или в принятии любого решения, трет кончик носа, чешет глаза, потирает шею, переплетает в замок пальцы рук, да и вообще его пальцы «ведут себя беспокойно»: постукивают, что-то вертят, теребят…

Жесты подчинения и превосходства

Приподнятый подбородок, плечи расправлены, руки сомкнуты за спиной, при пожатии руки ладонь оппонент кладет сверху (подает вам руку ладонью вниз), руки засунуты в передние карманы одежды, а большие пальцы снаружи – все это яркие признаки, что ваш визави чувствует внутреннее главенство. Явный знак превосходства и даже агрессии – оппонент садится на стул «верхом». Когда видите, что человек пытается казаться ниже, чем есть на самом деле (сутулится, садится, если вы при этом остаетесь стоять, наклоняет свою голову), ступни его ног смотрят вовнутрь, вы должны понимать, что он признает превосходство собеседника. Если ваш визави часто моргает, это выдает его растерянность и внутреннее стремление защититься.

Выражение лица (мимика)

О том, что человек позитивно настроен, красноречиво говорят такие факторы как спокойное выражение глаз, еле заметная улыбка одними уголками губ, а насупленные брови, отрешенность во взгляде и уголки рта опущенные вниз — явный признак того, что человек опечален и пребывает в плохом расположении духа. Признаком заинтересованности являются немного приподнятые вверх брови и шире обычного открытые глаза, а если при этом у собеседника будет чуть приоткрытый рот — верный признак удивления. Если собеседник демонстрирует плотно сжатые губы, нахмуренные бровные дуги и расширенные ноздри, по всей видимости, он пришел в ярость или негодование. Если при разговоре лицо собеседника принимает вытянутую форму и при этом приподнятые брови, это говорит о явном неуважении и даже презрении.

Каждую девушку интересует вопрос, как при помощи «считывания» жестов и интерпретации мимики понять, что ты нравишься мужчине, а может быть даже он влюблен? Для ответа на этот вопрос достаточно запомнить простые признаки, которые с головой выдадут влюбленного поклонника, в том числе и на этапе зарождения нежных чувств.

Итак, верными признаками заинтересованности мужчины являются:


Речь занимает важное место в жизни человека. Ведь при помощи нее люди общаются, обмениваются информацией. Но немаловажную роль также играет невербальное общение. Именно данную область изучает кинесика.

Что это такое

Кинесика - это наука, изучающая общения. Что же подразумевает под собой невербальное общение? Это мимика, позы, жесты. Если свою речь человек может контролировать, то с другими сигналами не все так просто. Часто именно по ним можно определить истинный смысл того, что хотел сказать собеседник.

В психологии все взаимосвязано, и часто мимика и жесты предоставляют больше информации о собеседнике, чем его речь. Если изучает невербальное общение кинесика, то другие способы информации изучают более узкоспециализированные психологические науки. Данный вид коммуникации изучает вместе с кинесикой проксемика - она исследует пространственные взаимоотношения.

Создатель этой методики

Рэй Бирдвистел, американский антрополог, является создателем науки кинесики. Именно он решил объединить свои исследования, а также исследования коллег, и, проанализировав их, пришел к выводу, что большинство жестов люди используют в определенных ситуациях. В 1952 г. была издана его монография "Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела".

Это издание и стало началом становления кинесики. В своих исследованиях ученый пытался создать нечто похожее на каталог жестов, в котором бы описывались универсальные для всех народов значения жестикуляции и мимики. Во время своих путешествий Бирдвистел заметил, что у одних народов есть жесты, которые используются только между ними, а с гостями они общаются совершенно по-другому. И именно тогда исследователь задался вопросом о соотношении речи и

Рэй Бирдвистел одним из первых заинтересовался вопросом о соотношении жестов и высоты голоса. Таким образом, кинесика - это не только наука о жестах, она охватывает гораздо большую область.

Какую информацию несет жестикуляция

Несмотря на то что исследования на тему невербальной коммуникации ведутся не первый год, для большинства людей остается непонятным смысл изучения жестикуляции. Для чего же нужно ее изучать?

  1. Жесты дополняют информацию, полученную вербальным путем. С помощью них можно понять эмоциональное состояние собеседника, его отношение к участникам или самой теме беседы.
  2. С помощью жестов можно определить, насколько эмоционально близки обсуждаемые вопросы для человека.
  3. Обычно жест появляется раньше фразы, поэтому можно спрогнозировать то, что человек хочет сказать.

Какое место занимают взгляд, позы и походка в невербалике

Кинесика - это и изучение взгляда, позы и походки, потому что это тоже относится к области невербальной коммуникации. И если жесты и позы человеку контролировать легче всего, то взгляд и походку - сложнее. Почему же?

Зрительный контакт считается очень важным при разговоре с собеседником. По его длительности всегда можно определить, говорит ли человек правду, приятен ли ему собеседник или тема разговора. Если его продолжительность человек может попытаться проконтролировать, то размер зрачков - нет. А именно они являются частой причиной, по которой можно догадаться об истинном отношении.

Позы, которые человек принимает во время разговора, могут рассказать интересную информацию о собеседнике. Если жесты и мимику человека с раннего возраста учат контролировать, то контролю поз уделяется мало внимания. По положению тела человека можно определить, готов он идти на контакт или нет, склонен ли он к доминированию и какое у него эмоциональное состояние.

По походке определяется отношение человека к жизни, его физическое и психическое состояние. У людей, которые уверены в себе и смотрят на жизнь с оптимизмом, походка легкая, осанка прямая, при ходьбе они активно размахивают руками. Люди, которые находятся в подавленном состоянии, уставшие, обладают "тяжелым" стилем передвижения. Их плечи ссутулены, а руки обычно находятся в карманах.

Поэтому неправильно при изучении области невербалики отдавать предпочтение изучению только одного - в кинесике все взаимосвязано, все дополняет друг друга, помогая составить правильный психологический портрет человека.

Самые распространенные жесты

Кинесика - это область, которая изучает невербальную коммуникацию во всем ее многообразии. Поэтому невербальные сигналы не всегда можно интерпретировать только с одной точки зрения. Но имеются жесты, которые во всех культурах имеют одинаковое значение:

  • если человек касается уха, то ему не нравится то, что говорит его собеседник;
  • человек подпирает подбородок, когда ему становится скучно;
  • скрещенные руки и (или) ноги свидетельствуют о том, что человек не хочет общаться;
  • если человек касается шеи, то он смущен или не уверен в себе;
  • если человек прикрывает рот ладонью, то он говорит ложную информацию;
  • человек барабанит пальцами по столу, смотрит на часы или подергивает ногой, то это является признаком нетерпения;
  • потирание очков говорит о том, что собеседник размышляет.

Значений невербальных сигналов - много, еще больше их становится, когда они рассматриваются в сочетании с вербальной информацией. Поэтому важно не только знать, что означает то или иное невербальное действие, но и как его можно объяснить в сочетании с другими сигналами. Это и есть то, чем занимается наука кинесика.

Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию. Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике - каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица. Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами, и сопровождающими их жестами, определить влияние непреднамеренной жестикуляции и мимики на эффективность межличностных коммуникаций.

Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающихся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера. Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии - владея информацией об значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении.

Язык жестов универсален для всех

Вне зависимости от воспитания, манеры поведения, привычек, на подсознательном, интуитивном уровне организм каждого человека реагирует на разные ситуации примерно одинаково, поэтому, наблюдая за непроизвольной жестикуляцией и мимикой даже незнакомого человека, с большой вероятностью можно сделать правильные выводы. Однако следует помнить, что все жесты необходимо рассматривать в комплексе, а не по-отдельности - жесты многозначны, их можно верно истолковать только в совокупности с другими невербальными сигналами. Владея начальными знаниями и некоторым опытом, можно правильно распознавать настроение собеседника, его личное отношение к оппоненту. Рассмотрим распространенные жесты.

Защитные жесты

В случае, когда человек чувствует опасность, дискомфорт, испытывает недоверие и антипатию к собеседнику, ощущает себя не комфортно в обществе определенных людей, он подсознательно стремится отгородиться, закрыться от них. Поэтому, если собеседник при общении скрещивает руки на груди, закладывает ногу на ногу, отодвигается назад, держит перед собой в качестве дополнительной преграды между ним и вами какой-либо предмет (папку с документами, бумаги), значит, конструктивного диалога, скорее всего, не выйдет - человек чувствует себя напряженно и подсознательно настроен на защиту. Еще одним красноречивым невербальным знаком негативной реакции и защиты психология жестов называет сжатые в кулаки руки.

Жесты, свидетельствующие об открытости и предрасположенности

В противовес жестам защиты существуют невербальные сигналы, свидетельствующие об предрасположенности, определенном доверии и положительной оценке услышанного (увиденного). Свободная, несколько расслабленная поза, расстегивание верхних пуговиц пиджака или верхней одежды, наклон к собеседнику, демонстрирование открытых ладоней, выпрямление ног, соединение пальцев рук на подобии купола - это жесты открытости. Если собеседник подает вам именно такие невербальные сигналы, значит, он чувствует себя комфортно в вашем обществе и с большой вероятностью общение принесет результаты, на которые вы рассчитываете.

Жесты скуки

Понять, что собеседнику скучно и вам необходимо перевести разговор в другое русло либо закончить беседу, довольно просто. Об скуке свидетельствует постукивание ногой об пол, переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, "пустой" взгляд, постоянные поглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др).

Жесты личной заинтересованности

В обществе понравившегося человека противоположного пола людям свойственны определенные жесты, свидетельствующие о симпатии. Для женщин такими знаками является поправление прически, одежды, приглаживание волос, покачивание бедрами, поглаживающие движения руками по коленям, блеск в глазах, долгий взгляд, направленный на собеседника. Мужчины в обществе понравившейся женщины поправляют одежду, прихорашиваются, выпрямляют спину, расправляют плечи.

Жесты неуверенности

Уметь замечать невербальные сигналы, свидетельствующие об неуверенности и сомнениях собеседника важно, ведь, заметив жесты этой группы, легко сделать выводы, что человеку нужны дополнительные аргументы, убеждения, чтобы он принял вашу сторону.По наблюдению психологов, такими жестами являются переплетение пальцев рук, потирание шеи, различные движения пальцами, потирание пальцем носа или глаз, подпирающая подбородок ладонь.

Жесты, демонстрирующие превосходство/подчинение

Психология жестов выделяет отдельную группу невербальных сигналов, свидетельствующих о доминировании/подчинении. К признакам внутреннего ощущения превосходства над собеседником и желания доминировать относятся соединенные за спиной руки, расправленные плечи, поднятый подбородок, крепкое рукопожатие (ладонь кладется поверх ладони оппонента), засунутые в передние карманы брюк либо пиджака руки так, что большие пальцы находятся снаружи. Если же человек сутулится, пытается физически оказаться ниже, чем его собеседник (сесть, когда тот стоит, наклонить голову), поворачивает ступни ног вовнутрь, при рукопожатии протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов подчиняться и признает авторитет своего собеседника.

Мимика - лицо расскажет больше, чем слова

Мимика собеседника является не менее важной, чем язык жестов, так как по выражению лица психологи могут многое сказать о человеке. Психология мимики позволяет по малейшим изменениям в мимике понять настроение человека и его отношение к тому, что он слышит, видит или говорит сам. Так как люди не могут полностью контролировать все сокращения и расслабления лицевых мышц, именно они в первую очередь выдают все эмоции.

Спокойные глаза и немного приподнятые внешние уголки губ свидетельствуют об хорошем, приподнятом настроении, а тусклые глаза, сведенные брови и несколько опущенные уголки губ являются признаком печали, плохого настроения. Немного приподнятые брови, слегка расширенные веки - знак искренней заинтересованности, а если к такой мимике прибавлен немного приоткрытый рот - вероятно, человек удивлен. Если собеседник плотно сжимает губы, хмурит брови, ноздри его носа непроизвольно расширяются, значит, он испытывает злость или негодование. Также плохим знаком является вытянутое лицо и приподнятые брови собеседника - такое выражение лица зачастую свидетельствует об неуважении, презрении.

Психология жестов и мимики - это наука, позволяющая "читать" эмоции, подмечать малейшие изменения в настроении оппонента и чувствовать своего собеседника. Умея применять на практике знания этого подраздела психологии, можно достичь успеха в общении практически с каждым человеком и навсегда забыть, что такое недопонимание в разговоре.