Новые разработки NASA. Будущее космических полетов: кто придет на смену «Спейс шаттлу» и «Союзу

Алмаз считается «царем камней». Древние греки употребляли для наименования алмазов слово adamas - «несокрушимый». Искусственно ограненные алмазы называют бриллиантами (от франц. brilliant - «сверкающий»).

У бриллианта нет конкурентов - это безусловный фаворит в мире драгоценных камней и ювелирных украшений и самый дорогой ювелирный камень. Алмаз законодательно объявлен в России валютной ценностью.

У правильно ограненного алмаза "игра" света - самое эффектное свойство: он разлагает белый луч света на расходящиеся веером лучики всех цветов спектра, вспархивающие и рассыпающиеся вокруг граненой сердцевины.

Это самый драгоценный камень, самый твердый и износостойкий минерал, самый блестящий и неподверженный времени самоцвет. Алмаз в 140 раз тверже следующих за ним по твердости сапфира и рубина.

Высказывание «Diamond is forever», т.е. «Бриллиант - это навсегда» иллюстрирует не только связь этих камней с вечными человеческими чувствами, но и невообразимо древний их возраст. Дело в том, что научные методы дают для алмазов возраст от полутора до трех с половиной миллиардов лет. Можно сказать, что алмазы старше всего, что нас окружает, и их возраст соизмерим с возрастом нашей планеты.

Неудивительно, что многие девушки желают обладать этом сияющим царем камней в любой оправе будь то кольцо с бриллиантом, серьги с бриллиантами или великолепный кулоны с бриллиантом.

Надо добыть и просеять 250 тонн руды для того, чтобы получить 1 карат природных алмазов. Среди добываемых в мире алмазов лишь около 20% идут на ювелирные украшения . При этом, при огранке необработанный алмаз теряет 40%-60% своего веса.

Алмаз с давних времен - символ власти и высокого общественного положения, богатства, благосостояния и бесстрашия.

Бриллианты традиционно украшают короны многих монархов мира. Одной из самых великолепных корон Европы считаете корона Екатерины II. Она была изготовлена в 1762 г. придворным ювелиром Позье специально для коронации императрицы. Именно эта корона изображена на государственном гербе России 1856 г., и именно ею венчались на царство все последующие российские самодержцы. Искусствоведы называют эту корону «каменной симфонией». При ее изготовлении Позье отказался от пестрых самоцветов, ограничив себя одними бриллиантами и подобрав их с изумительным мастерством.

Мастер оправил в серебро 4 936 бриллиантов, подчеркнув сверкание бриллиантового кружева двумя рядами крупных матовых жемчужин. Высота с крестом 27,5 см. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета - благородная шпинель.

Бриллиант "Кохинор"

Одним из «исторических алмазов» является знаменитый индийский алмаз «Кох-и-Нор» - в переводе «гора света». Бриллиант «Кохинор» ни разу не был продан или куплен за деньги. Ценой бриллианта всегда была жизнь. Он был обнаружен в копях Голконды в Южной Индии и весил 800 каратов. Вначале им владели основатели династии Великих Моголов, затем камень попал в руки к покорившему Индию персидскому шаху Надиру. С тех пор алмаз сменил множество владельцев, пока в 1849 г. не перешел во владение представителям Ост-Индской компании. В 1850 г. лорд Далхаузи преподнес камень королеве Виктории. В 1911 г. "Кохинор" был вделан в малую Королевскую государственную корону Великобритании, изготовленную для королевы Марии. Из-за своей драматической истории бриллиант "Кохинор" стал самой известной драгоценностью Англии.

Алмаз "Орлов" в скипетре династии Романовых

По единодушному мнению специалистов, всемирно известный алмаз «Орлов» является одним из самых замечательных алмазов, когда-либо найденных в Индии. Алмаз был обнаружен в начале XVII в. Изначально он весил около 300 карат. Согласно одной из легенд, этот камень был одним из алмазов, служивших глазами статуи Брамы. Затем он принадлежал Надир-шаху. После его падения алмаз попал в Амстердам, где был куплен у армянского купца Лазарева за 400 тысяч рублей графом Григорием Орловым и подарен императрице Екатерине II. Теперь он украшает хранящийся в Алмазном фонде России Императорский скипетр династии Романовых. Алмаз огранен в виде высокой «индийской розы».

Первым обладателем бриллианта был бургундский герцог Карл Смелый, который украсил сверкающими камнями свои боевые доспехи. Один из бриллиантов, участвовавших в войнах вместе с Карлом, «жив» до сих пор - бледно-желтый 53-каратный «Санси», сменивший множество хозяев, среди которых - французские короли Генрих III, Генрих IV, Людовики с XIV по XVI, английские Джеймс I и Яков II, русский промышленник Павел Демидов. Сейчас же исторический бриллиант выставлен на всеобщее обозрение в Лувре.

Великолепный черный бриллиант "Орлов"

Не менее известен "теска" белого прозрачного "Орлова"- великолепный черный бриллиант "Орлов", а разобраться в тех мистических тайнах и легендах, которые связаны с его происхождением, поистине непросто. Некоторые называли этот черный бриллиант проклятым, а кто-то говорил, что все страшные истории о нем, лишь сказки, придуманные для отпугивания воров и для того, чтобы поднять цену на и без того дорогой в силу своего необычного цвета и размера бриллиант. Сейчас "Черный Орлов" вставлен в великолепное колье.

Бриллианты "Куллинан II" весом 317,4 карата(слева) и "Куллинан I" весом 530,2 карата(справа)

Самый крупный алмаз, получивший известность - «Куллинан». Он был найден в 1905 году в британской колонии Трансвааль. Его вес составлял 3106 карат (621,2 г.), а стоимость равна стоимости 94 тонн золота. Фредерик Уэлс, управляющий рудником, заметил во время вечернего обхода на стенке карьера блеск. Оттуда работниками прииска был извлечен алмаз поразительной чистоты. Владельца рудника звали Томас Куллинан, в честь него и был назван алмаз «Куллинан». Длина алмаза 11 см, ширина 5 см, высота 6 см. Камень был продан сначала правительству Трансвааля, а потом передан в дар английскому королю Эдуарду VII в день рождения. В дальнейшем алмаз был передан для огранки, где и был распилен на 9 больших и 96 малых камней. После огранки появился самый большой в мире бриллиант «Большая звезда Африки» весом 530, 20 каратов, он был назван «Куллинан I» и сейчас этот бриллиант украшает британский скипетр. "Куллинан II″ весом в 317,4 карата украшает британскую корону. Другие наиболее крупные камни были названы «Малые звезды Африки».

Бриллиант "Куллинан II" украшающий корону Британской империи

Доставка королевской короны на ежегодную сессию Парламента

Королева Виктория была единственным монархом, коронованной короной Британской империи. Именно в короне Британской империи ежегодно нынешняя королева Елизавета II открывает сессию Парламента.

Елизавета II и ее супруг герцог Эдинбурский следуют в австралийской карете. В другой карете, носящей имя королевы Александры, перевозится королевская корона, доставленная заблаговременно из лондонского Тауэра, где она находится на хранении. В третьей карете находится королевская прислуга.

По прибытии королева следует в так называемую гардеробную, где облачается в горностаевую мантию и надевает императорскую корону, украшенную примерно тремя тысячами драгоценных камней, в том числе знаменитым бриллиантом "Куллинан II". В палату лордов вносят символы королевской власти - золотые меч и скипетр, украшенный крупнейшим в мире - бриллиантом "Большая звезда Африки" (Куллинан I).

Церемония открытия британского парламента восходит к Средним векам, это одна из самых красочных государственных церемоний, происходящих в присутствии монарха. Ее процедура остается практически неизменной с XIV века.


Американское космическое агентство (NASA) , мягко говоря, не бедствует. Оно получает от властей США огромные бюджеты, которые тратит, в том числе, на достаточно необычные проекты . И сегодня мы расскажем про 10 самых странных из них.


В фильмах типа оскароносной «Гравитации» мы видели несчастные случаи, когда астронавта, работающего за пределами корабля, по той или иной причине уносит в открытый Космос. Вот для безопасности людей NASA и установила на МКС двурукого робота по имени Dextre.



Впрочем, Dextre – это разработка канадских специалистов, за что и получила прозвище «Канадская рука». Она представляет собой робота высотой 3,5 метра и весом 1700 килограммов. Это устройство обладает «туловищем» и двумя очень гибкими «руками», которые могут выполнять множество даже самых мелких и сложных манипуляций.



С помощью Dextre можно проводить огромное количество видов работ в открытом Космосе без необходимости выхода туда астронавтов. Теперь живые люди могут управлять разгрузкой модулей или починкой оборудования изнутри космической станции.
Supersonic Bidirectional Flying Wing – это концепция самолета, которая в будущем может совершить настоящую революцию в авиации. Ведь сейчас размеры крыла, подъемная мощность, мобильность и скорость летательных аппаратов тесно между собой взаимосвязаны, а Supersonic Bidirectional Flying Wing может позволить преодолеть существующие в наше время ограничения в этом плане.



Теоретически гигантское крыло Supersonic Bidirectional Flying Wing позволит самолетам быть очень мобильными и быстрыми, поднимая при этом достаточно большие грузы на большую высоту. Потому NASA и решило вложить в дальнейшую разработку этого проекта 100 тысяч долларов.

Овощная ферма в Космосе

Недостаток пищевых продуктов при космических полетах на дальние расстояние теоретически можно компенсировать за счет выращивания оных непосредственно на космических кораблях.

Идея космических ферм является одним из основных рассматривемых решений продуктового обеспечения будущей Марсианской Миссии NASA. Уже в 2014 году на Международной космической станции начались первые эксперименты по выращиванию еды. Впрочем, эти овощи после вызревания не попадут на стол астронавтам. Они будут доставлены на Землю для изучения на предмет безопасности к употреблению, ведь у ученых есть большие опасения насчет влияния на эти продукты космической радиации.



Super Ball Bot – это проект робота с уникальной структурой, которая поможет ему быть практически неуязвимым к внешним воздействиям, в том числе, и к падению с высоты в сотни километров.



Super Ball Bot представляет собой шарообразную структуру из соединенных между собой стержней, которые могут легко и быстро менять положение по отношению друг к другу. Она может сжиматься и разжиматься, а также шагать по пересеченной местности.



Планируется использовать робот, основанный на концепции Super Ball Bot, при изучении спутника Сатурна под названием Титан. Пролетающая мимо космическая капсула скинет его на поверхность объекта с высоты 100 километров, после чего робот сам приземлится и начнет свою работу.
Астрофизики считают, что наибольший шанс найти в Солнечной системе жизнь за пределами Земли существует на спутнике Юпитера Европе. Этот космический объект обладает океаном из пресной воды, скрытым под его сплошной ледяной шапкой толщиной 30 километров.



Проект Europa Drill направлен на то, чтобы доставить на Европу установку, которая могла бы пробурить этот ледяной покров и достигнуть подледного океана, чтобы исследовать его на предмет поиска органических соединений.



NASA готово ежегодно выделять 15 миллионов долларов на разработку этого проекта, включающего создание абсолютно инновационной буровой установки, способной работать в миллионах километров от Земли. Запуск ее в Космос запланирован на 2022 год.

Миниатюрные спутники Земли

Технологии не стоят на месте – цифровые устройства становятся все более мощными и компактными. Касается это и космической отрасли. В наше время в большинстве случаев, где раньше запускали большие искусственные спутники Земли, сейчас можно обойтись совершенно компактными и даже крохотными девайсами.



Американское космическое агентство заявило, что в будущем планирует сосредоточиться на запуске на орбиту множества миниатюрных спутников для разнообразных целей. Размеры этих устройств сравнимы с кулаком взрослого человека и даже шариком для пинг-понга.



Подобная идея перекликается с краудфандинговым , осуществленным в 2012-2014 годах посредством сайта Kickstarter.

Маустронавты – мыши-астронавты

Лекарственные препараты не зря испробуют сначала на мышах и крысах, а потому уже на людях. Ведь между нашими видами есть немало общего, и что полезно или вредно для грызуна, в большинстве своем точно так же полезно или вредно для человека. Это касается и влияния Космоса на астронавта, долго пребывающего на орбите.



В мае 2014 года NASA отправило на орбиту первую партию живых мышей-маустронавтов (совмещение слов mouse и astronaut). Исследователи решили, что это животное является идеальным для изучения последствий жизни организма на орбите. Ведь эти грызуны могут жить до двух лет, то есть во время полугодичного космического полета проходит примерно четверть их жизни, двадцать лет в человеческом исчислении.



Возвращенные с орбиты мыши будут попадать в руки ученым на Земле, которые и станут исследовать длительное влияние космического пространства на живые организмы.
Даже профессиональным ученым может показаться, что одобренный NASA двигатель Cannae Drive нарушает законы движения, сформулированные Исааком Ньютоном. Ведь он в своей работе совершенно не использует топливо. Однако если разобраться в принципах функционирования этой технологии, окажется, что никакой фантастики в ней нету.



Если кратко, Cannae Drive использует в своей работе генерируемые электричеством микроволны, очень слабые, тем не менее, способные продвигать летательный аппарат вперед. А это позволит в будущем использовать подобные системы для космических полетов на огромнейшие расстояния. Ведь Cannae Drive совершенно не нужны традиционные виды жидкого и твердого топлива.



«Результаты испытаний показывают, что двигатель Cannae Drive, который является уникальным электрическим устройством, производит силу, которая не относится ни к одному классическому электромагнитному явлению и потенциально демонстрирует взаимодействие с квантовым вакуумом виртуальной плазмы» - таково было заключение экспертов NASA, протестировавших этот двигатель и давших одобрение для дальнейшей его разработки в рамках Американской космической программы.
Проект OSIRIS-REx является частью программы NASA «Новые рубежи», направленной на изучение наиболее загадочных и неизвестных районов Солнечной системы. В его рамках планируется отправить в 2016 году особую космическую станцию к астероиду Бенну, чтобы забрать с него образец грунта и доставить пробу на Землю.



Эти исследования позволяют ученым проникнуть в сам процесс формирования Солнечной системы, узнать подробности о том, как миллиарды лет назад были сформированы современные планеты и астероиды. Ведь Бенну является достаточно примитивным и практически нетронутым внешними воздействиями космическим объектом, готовым открыть исследователям свои секреты.

Система контроля за коммерческими дронами

По всей видимости, в Американском космическом агентстве сильно обеспокоены быстро растущим количеством , используемых в частных и коммерческих целях. Ведь в начале сентября 2014 года NASA заявило на старте работы над системой контроля за движением подобных летательных аппаратов.



Эта система будет отслеживать перемещения всех беспилотных дронов, контролировать их безопасность, а также предотвращать столкновения этих летательных аппаратов между собой, со зданиями и природными объектами.



Но для этого всем владельцам дронов придется в будущем зарегистрировать их в NASA или той организации, которая будет создана космическим агентством для управления процессом. Планируется, что эта система будет схожа с существующей системой контроля за воздушным движением.

Описанные выше проекты, разрабатываемые или эксплуатируемые NASA, лишь только на первый взгляд могут казаться странными. На самом деле, за каждым из них скрываются огромные перспективы, которые позволят исследовать космическое и воздушное пространство куда более легче, дешевле и квалифицированнее. Конечно, что не все из приведенных проектов дадут эти результаты, но у каждого из них есть шанс стать началом прорыва в своей отрасли.

Самое крупное космическое агентство в мире создает самые неожиданные фантастические проекты.

Но, как бы странно они ни выглядели, за их причудливым внешним видом стоят точные научные расчеты

Dextre

На орбите МКС с угрожающей скорость возрастает количество космического мусора, мешающего нормальной работе станции и выходам космонавтов в открытый космос. Сама внешняя часть станции время от времени нуждается в текущем ремонте. Для решения этих проблем создан Dextre, он же «гибкий манипулятор специального назначения». Dextre - это космический разнорабочий, закрепленный на поверхности МКС с 2011 года. Он весит 1,7 тонны и имеет в высоту 3,5 метра.

Существует техническая возможность управления роботом с МКС, но по действующим правилам его работа направляется с Земли. За ней совместно следят специалисты НАСА и Канадского космического агентства (Dextre создан в Канаде).

Пока Dextre успешно справляется со своими обязанностями, космонавтам не нужно выходить в открытый космос, чтобы закрепить разболтавшуюся гайку или заменить изношенный провод. И у них остается больше времени для научных занятий.

Сверхзвуковое двунаправленное летающее крыло

Этот самолет, идея которого принадлежит профессору Университета Майами Гаченгу За, выглядит смешно. Но он может работать в беспрецедентном диапазоне высот и скоростей, что привлекло внимание НАСА.

Стандартному самолету необходима большая площадь крыла, чтобы обеспечить себе взлет. Но когда машина уже находится в воздухе, площадь крыльев становится проблемой, потому что она увеличивает сопротивление и, следовательно, уменьшает скорость. Эта дилемма аэродинамической эффективности, по-видимому, не имеет оптимального решения, но НАСА рассчитывает, что сможет обойти ее с помощью схемы летающего крыла. Того, кто реализует проект на практике, ожидает вознаграждение в виде 100 тысяч долларов.

Космические овощи

Питание космонавтов, находящихся на орбите, не представляет никаких проблем - пищевые концентраты доставляют экспедиции с Земли. Но в будущем количество космонавтом может увеличиться. На этот случай разрабатываются проекты космических ферм.

Первые семена были доставлены на МКС в апреле 2014 года. Из них будет выращен салат-латук, который позже будет заморожен и отправлен обратно на Землю для лабораторных проверок. Если салат будет признан безопасным, эксперименты продолжатся с другими сельскохозяйственными культурами. В будущем это позволит серьезно разнообразить рацион космонавтов.

Super Ball Bot

Робот-мяч имеет уникальную конфигурацию, позволяющую амортизировать очень сильные удары о поверхность. Он настолько прочен, что НАСА планирует спускать таких роботов на поверхность Титана (одной из лун Сатурна) без парашютов.

Роботу-мячу не нужно шасси, он передвигается, изменяя собственную структуру. Проходимость по пересеченной местности у него гораздо лучше, чем у любого робота с колесами.

Пушка для Европы

Одно из перспективных мест для поиска внеземной жизни - соленый океан на спутнике Юпитера Европе. Но добраться до него можно только преодолев 30-километровую толщу льда. Такая глубина бурения пока не достигнута даже на Земле.

Тем не менее, НАСА уже получило первые 15 миллионов для исследования Европы. Историческая миссия в сторону Юпитер начнется не позднее 2022 года. НАСА уже разработало технологию, которая позволит пробить льды Европы - это тепловая пушка, работающая на ядерном топливе.

Испытания пушки проходят на леднике Матануска на территории Аляски. Ученые рассматривают возможность использования этой установки и в других местах Солнечной системы.

Крошечные спутники

Новейшие спутники НАСА отличаются от того, что мы привыкли понимать под словом «спутник». Некоторые из них свободно умещаются в руках.

Одним из наноспутников является CubeSat. Это кубик с ребром 10 сантиметров, весящий 1,3 килограмма. Они имеют очень широкие возможности настройки под разные задачи и легко транспортируются на орбиту, поэтому НАСА предлагает университетам и студентам представлять собственные проекты, основанные на работе CubeSat. Некоторые из этих проектов будут реализованы. Малый вес наноспутников позволяет запускать их как дополнительную нагрузку к ранее запланированным экспедициям.

Первые наноспутники были доставлены в космос еще в 2011 году. Если их испытания завершатся успешно, НАСА может совсем отказаться от классических спутников, перейдя на CubeSat и аналогичные модели.

Мыши-космонавты

Самые маленькие космонавты отправятся на борт МКС. С их помощью НАСА изучит длительное воздействие микрогравитации на организм. Мыши живут около двух лет, что делает их идеальными кандидатами для этих исследований.

Шесть месяцев - это примерно четверть жизни мыши, аналог 20 лет человеческой жизни. НАСА будут изучать различные этапы жизни мышей, сравнивая их с жизнью мышей, находящихся на Земле. Это поможет установить общие для всех млекопитающих (включая людей) закономерности. Мыши уже участвовали в космических экспериментах, но не в таких длительных.

Путешествия без топлива

Недавно разработанные двигатели позволяют двигаться в космосе, не создавая тягу в противоположном направлении. Эти опыты крайне заинтересовали НАСА. Для непрофессионала такие разработки кажутся шарлатанством, нарушающим законы Ньютона и принцип сохранения импульса, но они, кажется, действительно работают.

Действие Cannae Drive базируется на микроволновом излучении. Его аналог, созданный в Великобритании, называется EmDrive и работает примерно так же.

Энергия, производимая двигателем крайне мала и измеряется в микроньютонах. Ее можно сравнить с чихом бабочки. Но в условиях безвоздушного пространства этого достаточно, чтобы привести тело в движение.

OSIRIS-REx

В рамках программы НАСА New Frontiers запланированы три планетарные миссии. Миссия Juno призвана дать человечеству новые знания о Юпитере. Целью New Horizons является получение первых фотографий поверхности Плутона. А самой амбициозной является OSIRIS-REx - проект по доставке на Землю образца грунта с одного из астероидов.

Ожидается, что этим астероидом станет 101955 Бенну. Космический аппарат подойдет к астероиду и заберет пробу грунта при помощи специального бура. Это нетривиальная задача, учитывая то, что Бенну несется по Вселенной со скоростью пули, а по размерам сравним с четырьмя футбольными полями.

По расчетам астрономов, Бенну имеет самую высокую вероятность столкновения с Землей в XXII веке, поэтому знание его состава имеет практическую ценность - возможно, нашим потомкам придется взрывать его.

Регулирование воздушного движения беспилотников

НАСА разрабатывает систему, которая будет регулировать движение дронов, которых становится все больше. Федеральное управление гражданской авиации США допустило к эксплуатации первые коммерческие дроны в июне 2014 года. Эти машины будут работать на кукурузных полях. Пока их использование не допускается в городской черте, но долго ли еще продлится такое положение дел?

Как ожидается, испытания системы и оценка ее применимости в городах займут у НАСА не меньше четырех лет.

История

Во времена холодной войны космос был одной из арен для борьбы между Советским Союзом и США. Геополитическое противостояние сверхдержав - главный стимул в те годы для развития космической отрасли. На осуществление программ освоения космоса было брошено огромное количество ресурсов. В частности, на реализацию проекта «Аполлон», главной целью которого была высадка человека на поверхность Луны, правительство США потратило около двадцати пяти миллиардов долларов. Для 70-х годов прошлого века эта сумма была просто гигантской. Лунная программа СССР, которой так и не суждено было осуществиться, обошлась бюджету Советского Союза в 2,5 млрд. рублей. Разработка отечественного космического корабля многоразового использования «Буран» стоила шестнадцать миллиардов рублей. При этом «Бурану» судьба уготовила совершить лишь один космический полет.

Гораздо больше повезло его американскому аналогу. «Спейс шаттл» совершил сто тридцать пять запусков. Но американский шаттл оказался не вечен. Корабль, созданный по государственной программе «Космическая транспортная система», 8 июля 2011-го года осуществил свой последний космический старт, который завершился ранним утром 21-го июля того же года. За время реализации программы американцы произвели на свет шесть «шаттлов», один из которых был прототипом, никогда не осуществлявшим космических полетов. Два корабля и вовсе потерпели катастрофу.

Отрыв от земли «Аполлона 11»

С точки зрения экономической целесообразности программу «Спейс шаттл» едва ли можно назвать успешной. Космические корабли одноразового использования оказались гораздо экономичней своих, казалось бы, более технологически продвинутых многоразовых собратьев. Да и безопасность полетов на «шаттлах» вызывала сомнения. За время их эксплуатации, в результате двух катастроф, жертвами стали четырнадцать астронавтов. Но причина столь неоднозначных итогов космических путешествий легендарного корабля заключается не в его техническом несовершенстве, а в сложности самой концепции космических аппаратов многоразового использования.

В итоге, российские космические корабли одноразового использования «Союз», разработанные ещё в 60-е годы прошлого века, стали единственным типом аппаратов, осуществляющим ныне пилотируемые полеты на Международную космическую станцию (МКС). Нужно сразу отметить, что это отнюдь не говорит об их превосходстве над «Спейс шаттлом». Корабли «Союз», как и беспилотные «космические грузовики» «Прогресс», созданные на их базе, обладают рядом концептуальных недостатков. Они весьма ограничены в грузоподъемности. А еще использование подобных аппаратов приводит к накоплению орбитального мусора, оставшегося после их эксплуатации. Космические полеты на кораблях типа «Союз» очень скоро станут частью истории. В то же время, на сегодняшний день, не существует реальных альтернатив. Огромный потенциал, заложенный в концепции кораблей многоразового использования, зачастую остается технически нереализуемым даже в наше время.

Первый проект советского многоразового орбитального самолета ОС-120 «Буран», предложенного НПО "Энергия" в 1975 году и представлявшего собой аналог американского Space Shuttle

Новые космические корабли США

В июле 2011-го года американский президент Барак Обама заявил: полет на Марс является новой и, насколько можно полагать, главной целью американских астронавтов на ближайшие десятилетия. Одной из программ, осуществляемых NASA в рамках освоения Луны и полета на Марс, стала масштабная космическая программа «Созвездие».

В её основе - создание нового пилотируемого космического корабля «Орион», ракет-носителей «Арес-1» и «Арес-5», а также лунного модуля «Альтаир». Несмотря на то что в 2010-м году правительство США приняло решение о сворачивании программы «Созвездие», NASA получило возможность продолжить разработку «Ориона». Первый беспилотный испытательный полет корабля планируется реализовать в 2014-м году. Предполагается, что во время полета аппарат удалится на шесть тысяч километров от Земли. Это примерно в пятнадцать раз дальше, чем находится МКС. После тестового полета корабль возьмет курс на Землю. В атмосферу новый аппарат сможет входить со скоростью 32 тыс. км/ч. По этому показателю «Орион» на полторы тысячи километров превосходит легендарный «Аполло». Первый беспилотный экспериментальный полет «Ориона» призван продемонстрировать его потенциальные возможности. Испытание корабля должно стать важным шагом к осуществлению его пилотируемого запуска, который намечен на 2021-й год.

Согласно планам NASA, в роли ракет-носителей «Ориона» будут выступать «Дельта-4» и «Атлас-5». От разработки «Арес» было решено отказаться. Кроме того, для освоения дальнего космоса американцы проектируют новую сверхтяжёлую ракету-носитель SLS.

«Орион» - корабль частично многоразового использования и концептуально находится ближе к аппарату «Союз», чем к космическому челноку «шаттл». Частично многоразовыми являются большинство перспективных космических кораблей. Такая концепция предполагает, что после осуществления посадки на поверхность Земли жилую капсулу корабля можно будет повторно использовать для запуска в космическое пространство. Это позволяет совместить функциональную практичность многоразовых космических кораблей с экономичностью эксплуатации аппаратов типа «Союз» или «Аполло». Такое решение- переходный этап. Вероятно, в отдаленном будущем все космические аппараты станут многоразовыми. Так что американский «Спейс шаттл» и советский «Буран» в каком-то смысле опередили своё время.

«Орион» – многоцелевой капсульный частично многоразовый пилотируемый космический корабль США, разрабатываемый с середины 2000-х годов в рамках программы «Созвездие»

Похоже, слова «практичность» и «предусмотрительность» как нельзя лучше характеризуют американцев. Правительство США решило не взваливать все свои космические амбиции на плечи одного «Ориона». В настоящее время сразу несколько частных компаний по заказу NASA разрабатывают собственные космические корабли, призванные заменить используемые сегодня аппараты. В рамках «Программы развития коммерческих пилотируемых кораблей» (CCDev) компания Boeing разрабатывает частично многоразовый пилотируемый космический корабль CST-100. Аппарат предназначен для совершения коротких путешествий на околоземную орбиту. Его главной задачей станет доставка экипажа и грузов на МКС.

Экипаж корабля может составлять до семи человек. При этом, во время проектирования CST-100 особое внимание было уделено комфорту астронавтов. Жилое пространство аппарата куда обширней кораблей прошлого поколения. Запуск его, вероятно, будет производиться с помощью ракет-носителей «Атлас», «Дельта» или «Фалькон». При этом, «Атлас-5» является наиболее подходящим вариантом. Посадка корабля будет осуществляться с помощью парашюта и воздушных подушек. Согласно планам компании Boeing, в 2015-м году CST-100 ждет серия испытательных запусков. Первые два полета будут беспилотными. Главная их задача- вывод аппарата на орбиту и тестирование систем безопасности. Во время третьего полета планируется пилотируемая стыковка с МКС. В случае успеха испытаний CST-100 очень скоро будет способен прийти на замену российским кораблям «Союз» и «Прогресс», монопольно осуществляющим пилотируемые полеты на Международную космическую станцию.

CST-100 – пилотируемый транспортный космический корабль

Ещё одним частным кораблем, который будет выполнять доставку грузов и экипажа на МКС, станет аппарат, разработанный компаний SpaceX, входящей в состав Sierra Nevada Corporation. Частично многоразовый моноблочный корабль «Дракон» разработан по программе NASA «Коммерческая орбитальная транспортировка» (COTS). Планируется построить три его модификации: пилотируемую, грузовую и автономную. Экипаж пилотируемого корабля, как и в случае с CST-100, может составлять семь человек. В грузовой модификации корабль будет брать на борт четыре человека и две с половиной тонны груза.

А в будущем «Дракон» хотят использовать и для полетов на Красную планету. Для чего разработают специальную версию корабля - «Рэд драгон». Согласно планам американского космического руководства, беспилотный полет аппарата на Марс состоится в 2018-м году, а первый испытательный пилотируемый полет корабля США рассчитывают осуществить уже через несколько лет.

Одна из особенностей «Дракона» - его многоразовость. После осуществления полета часть энергетических систем и топливные баки будут спускаться на Землю вместе с жилой капсулой корабля и могут быть вновь использованы для космических полетов. Эта конструктивная способность выгодно отличает новый корабль от большей части перспективных разработок. В ближайшем будущем «Дракон» и CST-100 будут дополнять друг друга и выступать в роли «подстраховки». В случае, если один тип корабля по какой-то причине не сможет выполнять поставленные перед ним задачи, другой возьмет на себя часть его работы.

Dragon SpaceX – частный транспортный космический корабль (КК) компании SpaceX, разработанный по заказу NASA в рамках программы «Коммерческая орбитальная транспортировка» (COTS), предназначенный для доставки полезного груза и, в перспективе, людей на МКС

«Дракон» на орбиту вывели впервые в 2010-м году. Беспилотный испытательный полет завершился успешно, и уже через несколько лет, а именно 25 мая 2012-го года, аппарат пристыковался к МКС. На корабле к тому моменту не было системы автоматической стыковки, и для её осуществления пришлось использовать манипулятор космической станции.

Этот полет рассматривался в качестве первой в истории стыковки частного корабля к Международной космической станции. Сразу оговоримся: едва ли «Дракон» и ряд других космических кораблей, разрабатываемых частными компаниями, можно назвать частными в полном смысле слова. Например, на разработку «Дракона» NASA выделило 1,5 млрд. долларов. Другие частные проекты также получают финансовую поддержку со стороны NASA. Поэтому речь идет не столько о коммерциализации космоса, сколько о новой стратегии развития космической отрасли, основанной на кооперации государства и частного капитала. Некогда секретные космические технологии, ранее доступные лишь государству, отныне - достояние ряда частных компаний, вовлеченных в сферу космонавтики. Обстоятельство это - само по себе мощный стимул для роста технологических возможностей частных компаний. К тому же такой подход позволил устроить в частную сферу большое количество специалистов космической отрасли, уволенных ранее государством в связи с закрытием программы «Спейс шаттл».

Когда речь идет о программе разработки космических кораблей частными компаниями, едва ли не наибольший интерес представляет проект компании SpaceDev, получивший название «Дрим Чейзер». В его разработке также принимали участие двенадцать партнёров компании, три американских университета и семь центров NASA.

Концепт многоразового пилотируемого космического корабля Dream Chaser, разрабатываемый американской компанией SpaceDev, подразделением Sierra Nevada Corporation

Этот корабль сильно отличается от всех остальных перспективных космических разработок. Многоразовый «Дрим Чейзер» внешне напоминает миниатюрный «Спейс шаттл» и способен осуществлять посадку, как обыкновенный самолет. И все равно основные задачи корабля схожи с задачами «Дракона» и CST-100. Аппарат послужит для доставки грузов и экипажа (до тех же семи человек) на низкую околоземную орбиту, куда он будет выводиться с помощью ракеты-носителя «Атлас-5». В этом году корабль должен осуществить свой первой беспилотный полет, а к 2015-му планируется подготовить к запуску его пилотируемую версию. Еще одна важная деталь. Проект «Дрим Чейзер» создается на базе американской разработки 1990-х годов – орбитального самолета HL-20. Проект последнего стал аналогом советской орбитальной системы «Спираль». Все три аппарата имеют схожий внешний вид и предполагаемые функциональные возможности. Отсюда вытекает вполне закономерный вопрос. Стоило ли Советскому Союзу сворачивать наполовину готовую авиационно-космическую систему «Спираль»?

Что у нас?

В 2000-м году РКК «Энергия» начала проектирование многоцелевого космического комплекса «Клипер». Этот многоразовый космический аппарат, внешне чем-то напоминающий уменьшенный в размерах «шаттл», предполагалось использовать для решения самых разнообразных задач: доставка груза, эвакуация экипажа космической станции, космический туризм, полеты на другие планеты. На проект возлагались определенные надежды. Как всегда, благие намерения накрылись медным тазом отсутствия финансирования. В 2006-м году проект был закрыт. При этом технологии, разработанные в рамках проекта «Клипер», предполагается использовать для проектирования «Перспективной пилотируемой транспортной системы» (ППТС), также известной как проект «Русь».

Крылатый вариант «Клипера» в орбитальном полете. Рисунок веб-мастера на основе 3D-модели «Клипера»

©Вадим Лукашевич

Именно ППТС (конечно, это пока лишь «рабочее» название проекта), как полагают российские специалисты, будет суждено стать отечественной космической системой нового поколения, способной заменить стремительно устаревающие «Союзы» и «Прогрессы». Как и в случае с «Клипером», разработкой космического корабля занимается РКК «Энергия». Базовой модификацией комплекса станет «Пилотируемый транспортный корабль нового поколения» (ПТК НК). Его главной задачей, опять-таки, будет доставка грузов и экипажа на МКС. В отдалённой перспективе - разработка модификаций, способных осуществлять полеты на Луну и выполнять продолжительные исследовательские миссии. Сам корабль обещает стать частично многоразовым. Жилая капсула может быть повторно использована после осуществления посадки. Двигательно-агрегатный отсек – нет. Любопытная особенность корабля - возможность посадки без использования парашюта. Для торможения и мягкого приземления на поверхность Земли будет применяться реактивная система.

В отличие от «Союзов», взлетающих с территории космодрома «Байконур» в Казахстане, новые корабли будут запускать с нового космодрома «Восточный», строящегося на территории Амурской области. Экипаж составит шесть человек. Пилотируемый аппарат также способен брать груз - пятьсот килограммов. В беспилотной версии корабль сможет доставлять на околоземную орбиту «гостинцы» посолиднее- весом в две тонны.

Одна из основных проблем проекта ППТС - отсутствие ракет-носителей, обладающих необходимыми характеристиками. Сегодня главные технические аспекты космического корабля проработаны, но отсутствие ракеты-носителя ставит его разработчиков в весьма затруднительное положение. Предполагается, что новая ракета-носитель станет технологически близкой к «Ангаре», разработанной ещё в 1990-е годы.

Макет ППТС на выставке МАКС-2009

©sdelanounas.ru

Как ни странно, но ещё одной серьёзной проблемой является сама цель проектирования ППТС (читай: российская действительность). Россия едва ли сможет себе позволить осуществление программ по освоению Луны и Марса, аналогичные по своим масштабам тем, которые претворяют в жизнь США. Даже в случае успеха разработки космического комплекса, скорее всего, его единственной реальной задачей будет доставка грузов и экипажа на МКС. Но начало летных испытаний ППТС отложено до 2018-го года. К этому времени перспективные американские аппараты, скорее всего, уже смогут взять на себя те функции, которые сейчас выполняют российские корабли «Союз» и «Прогресс».

Туманные перспективы

Современный мир лишен романтики космических полетов- это факт. Конечно, речь не идет о запуске спутников и космическом туризме. За эти сферы космонавтики можно не беспокоиться. Полеты на Международную космическую станцию имеют огромное значение для космической отрасли, но срок пребывания МКС на орбите ограничен. Станцию планируется ликвидировать в 2020-м году. Современный пилотируемый космический аппарат – это, прежде всего, составная часть определенной программы. Нет смысла разрабатывать новый корабль, не имея представления о задачах его эксплуатации. Новые космические аппараты США проектируются не только для доставки грузов и экипажей на МКС, но и с целью полетов на Марс и Луну. Однако эти задачи настолько далеки от повседневных земных забот, что в ближайшие годы нам едва ли стоит ожидать сколько-нибудь значительных прорывов в области космонавтики.