Русская колонизация урала. Освоение урала в xv ‒ xvii веках

Колонизация Приуралья и Сибири в XVI-XVII веках остро поставила проблему обеспечения колонистов металлом. Железо было необходимо, прежде всего, для следующих нужд:

Ремонта и производства оружия;
- производства и ремонта мельничного оборудования;
- изготовления сельскохозяйственных орудий труда, инструментов и утвари.

Развитие железоделательного мастерства шло медленно и осложнялось низкой населенностью Урала (не говоря уже о Сибири), что приводило к дефициту рабочих рук и отсутствием грамотных специалистов (стоит учесть, что их в Московии XVII века вообще было очень мало, из-за чего поступающие из-за Урала образцы руд черных и цветных металлов возили на проверку в Амстердам и Лондон). Между тем, в XVII веке за Уралом все же возникло несколько первых, почти "мануфактурных" железоделательных производств.

Первоначально в XVII веке железо за Урал поступало как в кричном виде, так и в виде готовых изделий (от гвоздей и серпов до якорей и жерновов) из европейской части страны - Устюжны Железнопольской, Перми, Вычегды, Вятки, Соли Вычегодской, Соликамска, а также Москвы, Вологды и Ярославля. Стоимость железа резко повышалась после его ввоза в Сибирь. В 20-х годах XVII века пуд кричного железа стоил в Соликамске 60 копеек, в Тобольске он уже обходился более 1 рубля. В Енисейском остроге цена на него доходила до 5 рублей.

Несмотря на все растущую целесообразность развития собственного производства железа в Сибири колонисты сумели достичь самообеспечения железом лишь под самый конец XVII века (и то далеко не везде). Одной из главных причин было отсутствие кузнецов, причем тех, кто мог бы не только ремонтировать орудия труда, но и добывать, плавить руду, не говоря уже о том, чтобы делать из нее оружие (мастера "бронного дела" исчислялись в Сибири XVII века по пальцам). Поэтому в кузнецы для Сибири "верстали" людей из европейской Московии в приказном порядке или "прибирали" просто "гулящих". Во второй половине семнадцатого века в Сибири и на Урале уже появляются частные кузнецы и к концу века хорошо просматривается бурный рост числа кузниц в регионе.

Так, в Верхотурском уезде в 1640 году было упомянуто лишь 3 кузнеца. В 1673 году в уезде отмечено 20 кузниц. В 1681 году в уезде было уже 24 кузницы (в 1687 году отмечены 47 кузнецов в уезде). При этом количество дворов крестьян в уезде с 1673(69) года по 1681 год выросло почти на 15% - с 1655 дворов до 1873. В Тобольском уезде в 1670-1681 годах произошел взрывной рост числа кузниц - с 6 до 55, что объясняется резким увеличением потребности в мельничном оборудовании (число мельниц к 1670 году составило там 281). В Енисейске в 1669 году было 10 кузнецов, а в 1687 году - 44.

При этом кузнечным делом и плавкой металла занимаются выходцы из разных социальных групп - от беломестных казаков, крестьян и пушкарей до подъячих и драгун. Размер годового денежного оброка на 1 кузницу составлял от 15 до 25 копеек. Кроме того кузнецы должны были сдавать государству каждый десятый пуд металла. Постепенно налаживался ремонт и даже собственное производство оружия, хотя успехи в этом направлении были невелики. Вплоть до конца XVII века в Сибири остро не хватало оружия.

Центры ремонта и производства оружия (в частности, пищалей) с 30-х годов были в Рудной слободе на реке Ница (об этом "заводе" см. ниже) и Томске. С 1636 года такая мастерская появилась в Красноярском остроге (с 70-х годов там стали работать профессионалы-бронники). Крупнейшим центром в Сибири во второй половине стал Енисейский острог - там иногда было до десятка опытных "бронников". Помимо этих городов, ремонт оружия в небольшом количестве осуществлялся в Ирбите, Тюмени. Впрочем, в ряде городов Сибири проблема с ремонтом оружия так и не была долго решена - Сургуте, Якутске. Часто кузнецы такого класса отсутствовали даже в Тобольске. Производство пушек в Сибири фиксируется в 1672 году в Енисейске (отлито 5 медных пищалей и выковано 12 железных), в Тюмени (отлита пушка весом в 147 килограмм) и Тобольске (1684 год, две пушки).

Рост потребности в железе, обусловленный демографическим приростом населения, развитием мельничного дела, солеварения, а также потребностью в оружии привел к началу разработки ряда рудных месторождений на Урале и в Сибири (использовались не только болотные руды, но и бурый и красный железняки). Соответственно, в ряде мест были организованы первые казенные и частные "предприятия".

Казенные железоделательные предприятия:

Томский "завод". Кузнец Федор Еремеев и казак Пятунька Кизыл в 1622 году нашли месторождение железа вблизи города. Из Устюжны Железнопольской для организации производства были направлены квалифицированные кузнецы (с годовым окладом в 7 рублей, 7 четвертей ржи и 4 - овса). В 1625 году они при помощи вольнонаемных людей выплавили из руды 11 пудов железа (176 килограмм), причем ими же была отлита и пробная пищаль весом в 5 пудов. Однако себестоимость пуда железа составила почти 5 рублей. Такая высокая цена оказалась неприемлемой и к концу 20-х годов производство в городе заглохло.

Невьянское рудное железное дело (на реке Ница). В 1628 году рядом с Невьянским острогом находят железную руду. Уже в 1630 году рядом с месторождением были поставлены амбары, а также поселены 16 семей работных людей, которые были обязаны с 1 сентября по 9 мая сдать 400 пудов железа. Они освобождались при этом от всех податей. Так появилась Рудная слобода. За 1630 год "завод" сдал более 66 пудов металла, из которого в Томске было выковано несколько пищалей. Себестоимость пуда железа составляла около 20 копеек, что было признано дешевым. На самом деле, себестоимость железа была даже ниже - 14 рабочих "завода" в год получали 40 рублей, что делало себестоимость пуда железа при достижении нормы в 400 пудов в 10 копеек. Эту норму завод в большинстве случаев выполнял, а иногда и перевыполнял (так, в 1668 году выплавлено было 500 пудов кричного железа).

Завод состоял из плавильного амбара, кузницы с горном, амбара-склада, избы для работников. Из оборудования имелись две печи и два кузнечных горна. В 1637-1641 годах "завод" из-за пожара не работал. История первого металлургического предприятия за Уралом завершилась в 1678-1681 годах, когда Рудную слободу сделали обычной, оброчной. По неустановленной пока причине железное дело там было заброшено (хотя оставшиеся крестьяне частным образом продолжали плавить металл в небольших партиях). Остатки печи, "снабжавшей железом всю Сибирь" в слободе видел проезжавший через нее уже в XVIII веке Г.Ф. Миллер. Это не преувеличение, поскольку мощностей в 500 пудов (8 тонн) хватало, чтобы закрыть основные потребности Тобольского уезда.

Железное и укладное дело в Арамашевской слободе. Об этом заводе существуют лишь обрывочные сведения, которые позволяют говорить о том, что неподалеку от Ирбита в Арамешевской слободе в 1654-1656 годах работал завод "железного и укладного дела". Его дальнейшая история не известна, завод не локализован.

Нижненицинская слобода. Здесь в 1668-1669 годах функционировал небольшой заводик, созданный по инициативе тобольского воеводы П.И. Годунова. Дальнейшая его история не известна.

Рудоплавильное дело в Илимском остроге. В 1667-1673 годах тут плавили железо из верховий Илима. Его себестоимость составляла около 25 копеек за пуд. В 1673 году было выплавлено всего 110 пудов, после чего производство было прекращено.

Частные железоделательные предприятия:

Завод Тумашевых. Функционировал в 1669-1675 годах в Верхотурском уезде на реке Нейва и принадлежал Дмитрию Тумашеву. На заводе работало 15-20 человек. Оборудование было представлено 2 печами, имелась кузница с 3 горнами, амбары, наковальни. Стоимость строительства завода превысила 100 рублей. Производство железа на заводе:

1670 год - 110 пудов;
1671 - не известно;
1672 - 260 пудов;
1673 - 210 пудов;
1674 - 33 пуда;
1675 - 80 пудов.

После 1675 года завод не работал, а в 1677 году его изъяли за долги у Тумашева.

Железное дело Далматовского монастыря на реке Каменка. Производство металла началось с 80-х годов, в 90-х годах тут был "завод" с кузницей, двумя горнами, домница. По всей видимости, производительность тут была не выше, чему завода Тумашева. В дальнейшем это производство стало основой для Каменского казенного завода.

Общий объем производства железа в Сибири:

Эти данные трудно получить, поскольку исходная информация достаточно разрозненная и мощности кустарного производства лишь отчасти освещаются натуральными налоговыми платежами. Известно, что в конце XVII века в Верхотурском уезде, скорее всего, производилось 500-600 пудов железа, в Енисейском уезде - 100-150 пудов. С учетом остальных уездов, игравших менее значительную роль в плавке, можно предположить, что общее количество кричного железа в 90-е годы в Сибири составляло порядка 800-1000 пудов (14-16 тонн). Средняя производительность кузницы в Енисейском уезде по выплавке металла составляло от 6 до 9 пудов в год.

Курлаев Е.А., Манькова И.Л. Освоение рудных месторождений Урала и Сибири в XVII веке. М., 2005.

татары урал заселение культура

С началом русской колонизации края в XVII в. на территории Урала началось соперничество между христианством и исламом. Московское государство ставило преграды исламизации и осуществляло репрессии по отношению к мусульманам. С началом XVIII в. русскими властями местным верованиям была объявлена жестокая война, в ходе которой безжалостно уничтожались как языческие капища, так и уникальные мусульманские памятники. Петр I, стремясь крепить свою власть на не так давно присоединенных территориях, хоть и переливал колокола на пушки, но активно использовал православие в борьбе с исламом. Об этом свидетельствует безжалостное подавление Алдар-Кусюмовского восстания татар и башкир Казанской губернии 1704-1711 гг. После кровавых войсковых операций ставленник царя Иван Посошков подготовил программу политики в регионе, известную как "Отеческое завещание". Документ был в целом одобрен царем. И на его основании безграмотных "инородцев" насильно обучали русскому языку, при судебных тяжбах между ними дела решали в пользу крещеных; богатых мусульман, не говорящих по-русски, лишали богатства, а татарских мурз - крепостных крестьян.

Аналогичная политика проводилась первым русским императором и в отношении мусульман Урала и Сибири. 6 декабря 1714 г. Петр направил официальное послание митрополиту Сибири Ф. Лещинскому, в котором распорядился, чтобы в местах проживания вогулов, остяков, татар, тунгусов и якут сожгли все местные храмы и святилища, а туземцев христианизировали. В результате Ф. Лещинским было проведено насильственное крещение туринских татар. В результате экспедиций сибирского митрополита было уничтожено множество мусульманских мечетей и мест культового поклонения, не знавших монотеизма финно-угорских племен. Полковник Григорий Новицкий, участвовавший в миссионерских поездках митрополита Филофея Лещинского по Сибири и Зауралью, сообщает, что принявшие ислам ханты оказали вооруженное сопротивление православной миссии в районе Черных Юрт и Юрт Буреньковых. А особенно жестко реагировали на политику правительства уральские башкиры.

С освоением Урала русскими переселенцами, со строительством монастырей и заводов в XVII-XVIII вв. началось продвижение на земли башкир, что являлось нарушением договора башкирских племен с Иваном IV. Политика захвата башкирских земель, рост налогов и повинностей, сопровождаемых насильственной христианизацией и произволом царских чиновников, вызвали ряд крупных восстаний в 1662-1664, 1681-1684, 1704-1711, 1735-1740, 1755-1756 гг. Военные действия активно велись и на территории Среднего Урала и Зауралья по течениям рек Исети, Чусовой, Уфы, Ирбита. Очень часто к восставшим присоединялись и другие народы Урала, в том числе и татары, испытывающие подобные же притеснения со стороны российского правительства. Один из основателей Екатеринбурга В.И. Геннин отмечал, что Екатеринбургская крепость построена "для безопасности от неспокойного народа… башкирцов и татар, которые в близости жительство имели и увидели, что русские люди близ их рубежа строят заводы". Для продвижения к югу от Екатеринбурга, в глубь владений татар и башкир, Геннин Екатеринбургские заводы "для безопасного оного народа обвел фортициею". Для защиты уральских заводов от набегов "смутных башкирцов" были основаны и многие другие города-крепости, например, г. Красноуфимск. Естественно, что башкирский народ поднялся на защиту своих вотчинных угодий.

Подавление восстаний в начале XVIII в. сопровождалось на Среднем Урале волной массового насильственного крещения. Вот отчет о походе на татаро-башкирский аул Манчаж весной 1736 г.: "А убито мужеска полу 40 человек, баб 15. Да с собой привезли малых робят, от 10-ти лет парней 19, молодых баб 14, девок 18 человек". В результате повстанцев крестили насильно, мужчины становились "служивыми", а женщин и детей продавали в крепостные.

Но татары и башкиры сопротивлялись смене веры предков. Так известна история "уральской Зулейхи" - татарки Кисябики Байрясовой родом из Катайской волости. Ее пленили во время одной из карательных экспедиций, привезли в Екатеринбург и отдали в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. Крестила ее жена местного протопопа, а после крещения нарекли Катериной. Но она не захотела мириться со своей судьбой и три раза бежала из Екатеринбурга. Когда башкирку поймали в третий раз, Горная администрация обвинила ее в том, что она "живучи в Башкире, питалась от них, башкирцев, и ела вместе с ними вместе, и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому". В приговоре от 8 февраля 1739 г. говорилось: "… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь - сожечь". Такая же участь постигла и многих других новокрещенных, отказывавшихся молиться по-христиански, например, башкирского казака Романа Исаева и башкира Тойгильду Жулякова, сожженного в Екатеринбурге в 1738 г.

Во время этого башкирского восстания в Екатеринбурге на короткое время произошло зарождение татарской общины. В ту пору в городе находились не только плененные татары и башкиры, но и добровольные аманаты - заложники, приехавшие в город для того, чтобы обезопасить свои селения от уничтожения русскими войсками. Весной 1736 г. в городе стали селиться и беженцы-татары. Община их группировалась вокруг служилого мещеряка Махмута Мемеделина. Подчиненной ему группе татарских абызов (грамотных людей) Татищев поручил просматривать собираемые отовсюду татарские книги и выяснять вложенные и вклеенные прокламации муллы Мустафы Кутлу-Мухаметева. Также они просматривали переписку аманатов.

Геннин и Татищев, понимая, что с мусульманами необходимо находить общий язык, пытались предпринять попытки примириться с ними. Так, Геннин попытался привлекать башкир за денежное вознаграждение на работы по обслуживанию продовольственных и топливных нужд уральских заводов, но попытка потерпела крах. "Обявил им ласкою в такои силе, - писал Генин 26 июля 1726 г. А.В. Макарову, - ежели из них кто пожелает охотою рубить дров на Полевском заводе кто сколко хочет за высокую цену безволокитно, и тут никто и поныне не бывал. Я мню, что они об оном разсуждать будут: сие ежели за нам ныне в работу ходить волею, то де впред и в неволю посылать будут". Годом раньше Геннин подал в правительство развернутую записку о причинах набегов башкир и мерах к их пресечению: "Есть и то причина, что междо оными грамоте умеющих никого нет, и когда указ придет, то они ни перевести, ни вырозуметь обстоятельно не могут и приемлют за невыразумение правилное в непристоиное или и то случается, что посылныя читают им и требуют не то, что написано, за которое от них бывают споры и посланным смертныя убивства". Для того, чтобы избежать недоразумений, Генин предлагает просвещать мусульманское население. И во время башкирского восстания 1735- 1740 гг. этот проект на короткое время реализуется. В Екатеринбурге в дополнение к имеющимся пяти школам, в том числе немецкой и латинской, по распоряжению Татищева открывается шестая - татарская, где преподавал казанский мулла, сын крещеного татарина, Заит Семенов. Учил муаллим плененных детей татарской грамоте и основам ислама, но школа проработала всего год, так как всех учеников отдали в крепостные.

К сожалению, после подавления башкирского восстания татарская община, начавшаяся было формироваться в Екатеринбурге, распалась. То, что происходило на местах, отражало политику Петербурга и общую ситуацию в империи. Так, преемники Петра вообще приказали уничтожить мечети по всей стране. На основе указов 1742 и 1744 гг. только в Тобольском уезде были снесены 66 из 89 мечетей, а в Тюменском 19 из 32. По Екатеринбургскому уезду данных не имеется.

Урал в Средние века (X - XVII в.в.)

Каменный пояс издавна привлекал к себе внимание русских людей. Раньше других на Урал проникли новгородцы. Еще в XI века они завязали сношения с коренными обитателями края - удмуртами, пермяками, манси, хантами, а позднее - с татарами и башкирами. Новгородские купцы и вольные люди-ушкуйники пробирались на восток по рекам на лодках - ушкуях небольшими дружинами. Они не только прибыльно меняли у иноземной "югры" (предков ханты и манси) свои товары на пушнину, но и взимали с нее дань мехами.

С XII века эти походы становятся регулярными, а с 1264г. новгородцы включают земли между Печорой и Уральским хребтом и Северное Зауралье в число своих волостей. Новгородской волостью была так же и Пермская земля. Во второй половине XII в. ушкуйники проникли Вятско-Камское междуречье, где жили предки удмуртов и основали в устье р. Хлыновицы г.Хавчков (Вятку). Новгородцы рассматривали вятичей в качестве своих подданных. Но жители Вятской республики не желали признавать верховенство Новгорода и отстаивали свою независимость.

В 1178г. великий князь Всеволод Большой гнездо заложил в устье р.Юг в Северном Приуралье городок Гляден.Русские постепенно завладели речными путями на подступах к Прикамью. Однако русская колонизация бассейна Камы на этом этапе не получила развития из-за противодействия Волжcкой Булгарии-тюрского государства, возикшего в X в.

На дальнейший ход колонизации уральских земель решающее влияние оказало монгольское нашествие. Завоеватели покорили племена, жившие в бассейне средней Оби и Иртыша, а так же башкир, южных удмуртов, разгромили Булгарское царство. Одним из следствий "великого похода" монголов и покорения ими половецкой степи был приток в конце XIII-XIVв.в. в Поволжье и на юг Урала кочевников-половцев. Под монгольским владычеством оказались и русские княжества. Почти на сто лет прекратились походы русских дружин на восток. В меньшей мере пострадал от врагов Новгород, который не был завоеван и сохранял некоторую независимость от Золотой Орды.

Влияние Москвы

Московские князья уже в начале XIV в. стали проявлять активный интерес к новгородским "колониям" на Урале. Иван Калита добивается от Новгорода права сбора дани с этих территорий. На этих землях Москва устанавливает свой аппарат управления и фактически становится хозяином новгородских волостей на Урале. Политику Ивана Калиты продолжил Дмитрий Донской. В 1363г. он отдал земли на Печоре "в кормление" своему наместнику. Активность наместников Москвы побуждала новгородцев к открытой агрессии. В конце XIV-первой четверти XVв. они совершили ряд походов на Устюг, сопровождавшихся жестоким грабежом. Однако остановить движение Москвы на Урал Новгороду не удалось.

Большое значение для упрочения Москвы в пермских землях имела деятельность православных миссионеров. Начало проповеди христианства среди уральских язычников относится к 1379г. В конце 15 века в Чердыни строится первый на Урале Иоано-Богословский монастырь, положивший начало монастырской колонизации Урала.

В начале XVв. появился первый русский укрепленный городок на Верхней Каме, названный Анфаловским. Московское правительство предпринимает меры по усилению влияния на Вятке. В конце XVв. Вятская земля вошла в состав Русского государства на правах других территорий: сюда были назначены московские наместники. В 1572г. наместническое правление в Перми было заменено воеводским. Пермское Прикамье, как и Вятка прочно входит в состав Русского государства.

Москва начинает активное наступление на зауральскую югру в 1465г., когда по распоряжению Ивана III, московская рать во главе с устюжским воеводой Василием Скрябой совершила поход на восточный склон Урала. Хотя два югорских князя под давлением присягнули на верность Ивану III, на деле югра не собиралась признавать власть Москвы. Несмотря на многочисленные походы русских дружин в Зауралье, отношений прочного подданства не получилось.

Вхождение в состав России южных удмуртов и башкир.

Известный историк Л.Н. Гумилев назвал войну с Казанским ханством "единственным по-настоящему кровавым эпизодом в продвижении России на Урале". В июне 1552г. 150-тысячная русская армия, возглавляемая Иваном Грозным, двинулась на Казань, 2 октября Казань пала. Иван Грозный отбыл из Казани в уверенности, что приобрел новых подданных. Но вскоре на этих замлях развернулось антирусское восстание. Разгром Казанского ханства привел к добровольному вхождению в состав России и основной части Башкирии. К XVIв. завершается складывание башкирской народности. Еще в 1554г. русское подданство приняли башкиры, населявшие земли по течению р. Белой и бассейну р. Ика. Вслед за этим частью Русского государствава стали территории по р. Деме, низовья р. Уфы. В конце 1555г. власть Москвы признало населению центральной части горной Башкирии.

Ко второй половине XVIв. русские составляли значительную долю населения Урала, а в некоторых районах даже стали преобладать. Наиболее активно продолжали осваиваться Вятская земля и Северное Прикамье. В 80-х годах XVI столетию в результате походов Ермака к России присоединяется Западная Сибирь. Вдоль Иртыша, Оби и их притоков создаются цепочки опорных пунктов-Тюмень, Тобольск, Сургут, Обдорск и т.д. Связи центральных районов с вновь присоединенными землями расширяются. Появилось необходимость в более котором и надежном пути через Урал. Таким путем становится Верхотурская или Бабинова дорога, проположенная от Соликамска на реку Туру. При смыкании ее с рекой Турой основан город Верхотурье (1598г.) и учреждена таможня. Другими дорогами в Сибирь было ездить запрещено, и Верхотурской тракт в течение более полутора столетий сделался единственной дозволенной дорогой в сношениях с Сибирью.

Хозяйство Урала

До прихода русских местное население вело примитивное хозяйствово. На Северном и Среднем Урале основным занятием были охота и рыболовство, а на Южном Урале-кочевое скотоводство. Для снабжения служилых людей были предприняты меры по развитию замледелия. Главными пашенными районами стали Среднее Прикамье и Зауральская лесостепь, где возникает сеть земледельческих населенных пунктов-слобод, деревень.

Важнейшая страница истории Урала связана с созданием горнозаводской промышленности. Первые сведения о полезных ископаемых Каменного пояса рудах и камнях-самоцветах относятся к 30-м годам XVIIв. В этот же период здесь возникают металлургические заводы. Это были небольшие предприятия, где сыродутным способом в маленьких горнах из руды выплавляли железо. Среди них Ницинский железоделательный (недалеко от гор. Ирбита) и Пыскорский медеплавильный заводы на реке Камгорке. Однако они просуществовали недолго и вскоре были закрыты. Возникновение крупной по тому времени горнозаводской промышленности относится к самому концу XVII-началу XVIII в.в.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра древней и средневековой истории России

Второй этап русской колонизации Урала в XVI веке. Укрепление феодализма на Урале.

Работу выполнила:

Студентка 931 группы

исторического факультета

Сарапульцева К.В.

Руководитель:

к. и. н., доцент кафедры древней и

средневековой истории России

Корчагин П.А.

Введение ……..……………………………………………………………………3

Глава I. Второй этап русской колонизации Урала……………………………...5

Глава II. Укрепление феодализма на Урале.……..…………………………….13

Заключение ……..………………………………………………………………..20

Список литературы ……..……………………………………………………….22

Введение

Колонизация Урала - один из важнейших процессов для истории нашей страны. На мой взгляд, тема колонизации Урала актуальна. В.О.Ключевский определил значимость данной проблемы в высказывании: «История России это история страны, которая колонизуется». На протяжении всей своей истории Россия постепенно осваивала все новые территории, одной из которых является Урал. Этот край имеет свою собственную культуру, которая, так или иначе, является частью Истории России. Именно поэтому изучение освоения Урала так важно, ведь оно открыло новые возможности для экономического, социального, культурного развития, не только для народов, проживавших напокоренной территории, но и для всего русского населения страны. Кроме того, в XVI веке на Руси завершилось формирование феодального общества, а, значит, колонизация Урала сопровождалась не только подчинением новых территорий, но и развитием феодализма у нерусского населения.

Цель данной работы состоит в изучении колонизации Урала, а именно второго ее этапа и укрепление на этой территории феодализма. Таким образом, мною рассматривается вторая половина XVI века, на который приходится второй этап русской колонизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    раскрыть второй этап русской колонизации XVI в;

    проследить развитие феодализма на Урале.

Объект исследования: второй этап русской колонизации XVI в.

Предмет исследования: укрепление феодализма на Урале в рамках колонизационного процесса

Структура работы:

    Введение к работе. Во введении определены основная цель, задачи исследования; предмет и объект исследования; структура работы; используемая литература.

    Первая глава: Второй этап русской колонизации XVI в.

    Вторая глава: Укрепление феодализма на Урале.

    Заключение, в котором определены основные выводы по проделанной работе.

Литература, которой я пользовалась при написании работы – это книга В.А.Оборина «Заселение и освоение Урала в конце XI – начале XVII века». В данной монографии исследован процесс заселение и освоение Урала в эпоху феодализма, а также проблемы вхождения Урала в состав Российского государства. Следующая книга - Преображенский А.А. «Урал и Западная Сибирь в конце XVI- начале XVIII века» - монография, посвященная проблемам феодальных отношений и генезиса капитализма. Автор работы рассматривает вопросы присоединения Западной Сибири к России, прослеживает миграцию русских на Урал и в Западную Сибирь в конце XVI- начале XVIII веков. Освещаются процессы крестьянской колонизации новых земель. Также для написания работы я опиралась на двухтомник История Урала под общей редакцией И.С.Капцуговича, пособие, в котором описываются основные моменты истории Урала.

Глава 1. Второй этап русской колонизации Урала.

Колонизация Урала – это частное проявление общерусского колонизационного процесса, это длительный процесс экономической, политической и культурной интеграции уральских земель в состав Русского государства. Первое проникновение русского население на Урал начинается не позже XI века. Главной предпосылкой колонизации уральских земель и их заселения было наличие в крае огромного фонда малозаселенных земель. Причиной же интереса русских к уральским землям был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. Итак, первый этап русской колонизации начинается в XI веке эпизодическими походами русских войск на Урал и стихийной крестьянской колонизацией. А заканчивается в середине XVI века вхождением народов Западного Урала в состав Русского государства. Во второй половине XVI века начинается второй этап русской колонизации Урала. Сдерживание процесса освоения Урала было вызвано военной опасностью со стороны Казанского, Сибирского ханств, а так же Ногайской орды. Поэтому когда в 1552 году Казанское ханство было присоединено к Русскому государству, Сибирское ханство в 1555 году, а Ногайская орда в 1556 году признали данническую зависимость от Русского государства, приток русского населения на Урал увеличился. Этому способствовали и другие причины: увеличилось закрепощение в центральных районах страны, обезземеливание части крестьян в северных черносошных землях, усиление эксплуатации в вотчинах поморских монастырей. В результате этого крестьяне вынуждены были бежать на новые земли, на окраины Русского государства. Казанское ханство было своего рода камнем преткновения, оно мешало расширению экономических, политических и культурных связей Русского государства с народами Урала, Сибири, Средней Азии, угнетало народы Поволжья и Приуралья, а также представляло собой постоянную угрозу военного нападения. Поэтому после присоединения Казанского ханства ситуация кардинально изменилась. В 1555-1556 году к Русскому государству присоединяется на добровольной основе часть Башкирии. Они стремились избавиться от гнета ногайских и татарских феодалов. В 1554 году после освобождения от власти Казанского ханства в состав русского государства входят западные башкирские племена. Освободились от господства ногайских феодалов и башкиры племени мин в 1555 году. В 1557 году башкиры получили жалование грамоты Ивана IV, по которым они признавались подданными русского царя, и за ними были закреплены земли, занимаемые ими к моменту присоединения. В 1558 году прикамские удмурты также добровольно входят в состав Русского государства, благодаря этому они избежали полного хозяйственного разорения и ассимиляции татарами, а также сохранили территориальную целостность. «Вхождение Удмуртии в состав Российского государства имело глубокое прогрессивное значение для их культурного и экономического развития. Весь опыт истории убедительно показал, что путь добровольного присоединение к России, избранный удмуртским народом, был единственно правильным. Присоединение Удмуртии к русскому государству сблизило русский и удмуртский народ» 1 .

Итак, в середине XVI века почти вся территория Урала вошла в состав Русского государства. Для коренных народов Урала это имело огромное значение. Во-первых, были созданы благоприятные условия для их экономического, культурного и общественного развития. Во-вторых, «русские крестьяне были носителями более высокой, чем у местных народов, культуры земледелия. Под их влиянием изживается трудоемкая подсека, распространяется пашенное земледелие, начинают применяться новые сельскохозяйственные орудия, удобрение пашни, развивается огородничество» 2 . В-третьих, именно русское влияние способствует преодолению пережитков родоплеменной раздробленности, устранению пережитков первобытных форм брака и семьи, развитию творчества местных народностей. И, наконец, вхождение народов Урала в состав Русского государства укрепило дружеские отношения между русским и местным населением. Колонизация Урала продолжалась. На новом ее этапе правительство Российского государства принимало активное участие в освоении Урала. Оно было заинтересовано в дальнейшем быстром закреплении новых земель и их хозяйственном освоении в Российском государстве, поэтому поощряет все формы колонизации. Одной из таких форм было развитие массового переселения на Урал, которое было достигнуто в результате обеспечения безопасности от внешнего врага – казанских и сибирских феодалов, а также их потомков и башкирских феодалов. Главной силой массового переселения были русские крестьяне и посадские люди. «В ходе посадской колонизации население выросло почти в девять раз» 3 . Народная колонизация способствовала экономическому и культурному развитию края. Народная колонизация проходила так же в виде бегства из русских земель, разоренных монголо-татарами. Кроме того, правительство стремилось развивать и посадскую колонизацию. С концаXVI века в уральские города из посадов Центра и Севера Русского государства переводились торговые люди и ремесленники. Им отводились земли под пашни и сенокосы, дворы, давались трехлетние льготы от уплаты налогов, а также создавались условия для переезда их семей. Другая форма колонизации заключалась в принудительном переселении на Урал «лиц управленческого и военнослужилого аппарата. Было разрешено приобретать в службу крестьян, посадских и гулящих людей. Все они получали денежное и хлебное жалование, им отдавались земли под пашни и сенокосы» 4 . Принудительное переселение проходило и в крестьянской среде. Производилось принудительное переселение пашенных крестьян на Урал. Опять-таки, правительство предоставляло льготы: временное освобождение от налогов, помощь в виде скота, орудий труда, денег. Проводя политику колонизации, правительство было заинтересовано, прежде всего, в создании центров для защиты окраин страны и закреплении Урала в качестве государственной территории России и, конечно же, для получения новых ресурсов с целью пополнения государственной казны. Не имея достаточно сил для обороны края, правительство вынуждено было давать крупные земельные пожалования частным лицам, например, Строгановым. Они в свою очередь обязаны были принять на себя расходы по строительству опорных пунктов обороны и обеспечению будущего продвижения на восток. Кроме того, Урал обладал невероятными экономическими ресурсами, которые были необходимы Русскому государству. Поэтому правительство всячески поощряло стихийное переселение русских людей на новые земли: предоставляло льготы и поддержку частной инициативы, охрану местного населения от произвола администрации, смягчение форм эксплуатации. Как же осуществлялась колонизация Урала? Каким образом люди легко могли попасть в столь отдаленный край? Этому способствовала развитая речная система. «Путь на Урал шел из Москвы через Ярославль, до Вологды, дальше по северным рекам - на верховья Камы около Кайгородка, затем он продолжался вниз по Каме. До концаXVI века для перехода через Урал обычно поднимались из Камы на реку Вишеру, шли по ней до верховьев и переваливали через Урал на верховья Лозьвы» 5 . После падения Казанского ханства в 1552 году возможным стало подниматься с Волги в Приуралье вверх по Каме, затем использовалась северная дорога через Чердынь и южная дорога с реки Камы на реку Белую для перевала за Урал, потом на реку Уфу и с ее верховья на верховья реки Исети или реки Миасса. Таким образом, колонизация Урала шла по главным речным системам – реке Каме с притоками и рекам системы Оби. Кроме того, весомое значение в процессе колонизации Урала занимает Бабиновская дорога, которая стала единственной официальной дорогой в Сибирь. «В 1597 году крестьянин, в последствии соликамский посадский человек, Артемий Бабинов проследив передвижение манси открыл новую короткую дорогу в Сибирь, которая начиналась от Соликамска и выходила к верховьям реки Туры» 6 .

В последней четверти XVI века основное направление колонизации Прикамья шло вниз по реке Каме и ее притокам. Появляются новые населенные пункты: Уфа, Сарапул, село Архангельское, Солеваренный городок. Все земли в окрестностях городов были заняты поместьями русских дворян. Одним из важнейших событий колонизации Зауралья становится поход Ермака в Сибирь. Как известно, поход Ермака на Сибирь не являлся случайным набегом, а был тщательно спланирован и подготовлен самим Ермаком с помощью Строгановых. На сегодняшний день факт участия Строгановых в подготовке похода определенно точен, «доказательством участия Н.Г.Строганова в организации похода является то, что опальная грамота Ивана IV 1582 года адресована не только М.Я.Строганову, но и ему» 7 . «Грамотой своей он стремился объединить и согласовать военные силы и действия Строгановых, казаков и пермских властей» 8 и направить их против неприятелей. Итак, 1 сентября 1582 году отряд Ермака отправился в военную экспедицию, местом ее начала полагают Орел-городок или Нижний Чусовской городок. Отряд Ермака продвигался по рекам Чусовой, Серебрянке, Сылвице, Баранче. Весной 1582 года перебрались на реку Тагил. Здесь казаки сделали остановку для постройки новых стругов, затем отряд с боями прошёл по рекам Туре, Тавде, Тоболу и, наконец, 26 октября 1582 года взяла столицу Сибирского ханства город Кашлык, разгромив войска хана Кучума. Конец сибирского похода описан в «Кратком описании о земле Сибирской», летописи начала XVII века: «Ермак же сяде в царстве Сибирском и посла к великому государю к. Москве с сеунчем 50 человек... Царь Иоанн Васильевич тех сеунчей пожаловал, а с ними послал воевод своих... к Ермаку и к атаманом его и к казаком посла свое государское жалованье, а Ермака повелел государь написати в грамотах сибирским князем…» 9 . Поход Ермака был проявлением народной инициативы, ответом на постоянные набеги сибирских ханов, поэтому, несмотря на, гибель Ермака и временное отступление русских отрядов, падение Сибири дало возможность для мирного освоения всей Сибири. Правительство ИванаIV воспользовалось удачным завершением похода, включив Зауралье в состав Российского государства. «Правительству удалось, в конечном счете, воспользоваться результатами похода Ермака, на какой-то стадии подчинив его общегосударственным целям. Сложное, глубоко противоречивое, во многом чисто внешнее, это единство государственного и вольно-народного начала имело далеко идущие последствия, сказавшиеся на судьбах вновь осваиваемых пространств за Уралом». 10 После похода Ермака и завоевания Сибири началось активное градостроительство. Переселяясь на Урал, русские чаще всего строили свои поселения на новых, никем не обжитых местах, но случалось и так, что они возникали на месте более древних поселений нерусских народностей. Основным градообразующим фактором были военно-административные функции города. Возникновение городов на Урале сопровождалось постоянной внешней опасностью. Поэтому освоение свободных земель было возможно только при условии укрепления городов. Так же следует сказать, что военная функция городов тесно переплеталась с административной функцией, поскольку все они были центрами управления уездов или Строгановских городков. «Города возникали как центры сельскохозяйственной округи, с которой они были связаны как административно, так и экономически. Они становились и крупными религиозными центрами, в которых концентрировались церкви и монастыри, что обеспечивало идеологическое воздействие феодального города на русскую деревню и не русское население края» 11 .

В заключении, хотелось бы сказать, что освоение и колонизация Урала – сложный и многогранный процесс, который имеет как негативные, так и положительные последствия. Так, В.А. Оборин - советский и российский археолог, специалист по древней и средневековой истории Урала, определил сложность этого процесса непосредственно в том, что он имел разные стороны своего проявления, и, соответственно, разные последствия, а именно:

    Демографическая сторона: в процессе колонизации Урала на новые территории устремилось огромное число людей, в результате чего произошло опережение роста населения над естественным приростом населения. Кроме того, на ранних стадиях колонизации преобладала доля мужского населения над женским населением.

    Экономическая сторона: хозяйственная деятельность нерусского населения до прихода на эту территорию русских была не достаточно развита, однако, в процессе колонизации в этой области обнаруживается прогресс. Однако, в первую очередь, следует сказать о том, что в процессе освоения края на месте пустовавших земель сложились развитые экономические районы.

    Экологическая сторона: увеличение емкости природных ландшафтов; вырубка, выжигание лесов, обмеление рек, эрозия почвы, сокращение дичи и кормовой базы для скота.

    Социальная сторона: развитие и укрепление феодальных отношений на Урале.

    Этническая сторона: сближение разных этнических групп между собой; усилился процесс взаимного влияния материальной и духовной культуры разных народов.

Глава 2. Укрепление феодализма на Урале.

В конце XVI века весь Средний Урал прочно вошел в состав Русского государства. Завершается процесс укрепления феодальной собственности и системы феодальных отношений. Вторая половина XVI века ознаменовала развитие на осваиваемых землях Урала феодализма не только вширь, но и вглубь, в связи с укреплением Российского государства. Особенностью развития феодальных отношений на Урале было ограничение царским правительством развития частного крепостничества и монастырского землевладения. В условиях освоения края здесь преобладали отношения государственного феодализма. Основной массой населения здесь были черносошные крестьяне, которых привлекла на Урал менее жестокая феодальная эксплуатация и свободные земли. Государство в свою очередь рассматривало Урал как плацдарм для освоения богатых земель Сибири, так как этот период связан с усилением торговли России с Западной Европой и Востоком, а основным предметом торговли была пушнина, которой был так богат Урал.

После вхождения Урала в состав Русского государства, процесс развития феодализма в значительной степени связан с деятельностью купцов - промышленников Строгановых. «В 1558 г. Г. А. Строганов получил первую царскую жалованную грамоту на «отхожие земли» по р. Каме от устья р. Лысьвы до устья р. Чусовой. На этих землях уже проживало редкое коми-пермяцкое и русское население. Они занимали огромную территорию» 12 . «Летописи и царские грамоты называли эти владения «вотчиной», хотя особые льготы предоставлялись Строгановым за их службу в обороне восточных границ государства, освоению края и обеспечения проезжих служилых людей продовольствием и транспортом, то есть, учитывая все ограничения в распоряжении владениями, в правовом отношении приближали их к условному или поместному землевладению» 13 . Царские привилегии, которые были пожалованы Строгановым, заключались в следующем: Строгановым предоставлялось право феодального иммунитета - неподсудности пермским наместникам и воеводам; владения промышленников передавались по наследству в роду Строгановых. Они получили право беспошлинной торговли в своих землях, кроме того имели свое войско, а Строгановские городки нередко были вооружены лучше, чем обычные города. Что же касается самих Строгановских городков, то в них жили служащие вотчиной администрации и сами Строгановы. В аппарате управления преобладали лично преданные Строгановым люди. Итак, «…по своим размерам вотчины Строгановых равнялись территории некоторых европейских государств. Строгановы - русские промышленники, которые накопили богатство в промысловой деятельности и «…превратились в крупных феодалов - крепостников, расширявших сферу эксплуатации как принудительного, так и наемного труда не только в основной отрасли хозяйства – солеварении и торговле, но и в сельском хозяйстве» 14 . Владения Строгановых представляли собой крупный промысловый комплекс. Они заселяли свои земли, широко применяли внеэкономическое принуждение, и первыми на Урале начали проводить сыски беглых крестьян. «В концеXVI века Строгановы занимали ведущее место в солеварении, им принадлежало 27 варниц из 44, имевшихся в Прикамье. Кроме того, в вотчине Строгановых было много ремесленников, занятых как обслуживанием солеваренных промыслов, так и обработкой дерева и продуктов сельского хозяйства» 15 . Строгановы, таким образом, были самыми крупными феодалами в Прикамье, им принадлежало 45 населенных пунктов с 203 крестьянскими дворами. На Урале жили и мелкие феодалы. На башкирских и удмуртских землях обитали немногочисленные русские помещики-дворяне и башкирские и татарские феодалы. Так же небольшие земельные владения имели служилые люди разных рангов, зажиточные посадские купцы, владельцы солеварен.

Феодальные отношения развивались в землевладении. Основная масса земель принадлежала феодальному государству, а также светским и духовным феодалам. В XVI веке завершилось формирование духовного феодального сословия – монастырского населения и служителей христианской церкви. Монастыри не только имели в своем владении земли, населенные феодально-зависимыми от них крестьянами, обладали правом феодального иммунитета, но и начали активно захватывать крестьянские и посадские земли, что, конечно же, вызвало активное сопротивление крестьян и горожан и приобрело форму классовой борьбы. Кроме того, монастыри «захватывали земли нерусского населения, встретив резкий отпор и с его стороны, как одну из форм национально-классовой борьбы» 16 . Монастырские крестьяне также выполняли повинности: монастырская земледельческая и промысловая барщина. Крестьяне работали на сенокосе, обслуживали конюшни и скотные дворы, варницу, мельницы, ловили рыбу для монастыря. Как известно, промыслы, которыми владели духовные и светские феодалы не облагались государственными налогами. Это, в свою очередь, вызывало недовольство конкурирующего с ними посадского населения. На Урале вXVI веке было шесть монастырей, двадцать церквей и примерно сто человек связанных с ними. Таким образом, удельный вес церковно-монастырского населения еще не был велик. Что касается крестьянства, то оно сформировалось из представителей разных национальностей. На Урале имелась такая категория феодально-зависимых крестьян – так называемые ясачные люди. Они должны были вносить ясак мехами, медом, скотом с каждой территориально-племенной единицы. В дополнение к ясаку они должны были нести повинности, в виде ухода за скотом, приношения мехами, скотом, медом в пользу своих феодалов. Кроме этого они также должны были регулярно приносить подарки царю, воеводе и другим должностным лицам. Нерусское крестьянство постепенно сближалось по своему правовому положению с различными категориями численно преобладавшего русского крестьянства. Это имело прогрессивное значение, а именно способствовало усилению влияния более развитых русской землевладельческой культуры и быта, преодолению отсталых форм социальных отношений, сплачивало в борьбе с общими угнетателями. Самая многочисленная категория крестьян на Урале - черносошные крестьяне. «Они сохраняли общинные формы землевладения и землепользования. Право владения и отчуждения земли имели не только взрослые мужчины, но и женщины-хозяйки дворов. Черносошным крестьянам принадлежало 78,2% всех освоенных земель, в том числе 85, 4% пашни и 66, 1% сенокосов» 17 . Черносошные крестьяне сохраняли общинное землевладение и землепользование и платили денежные и натуральные оброки - дань государству в размерах, зависевших от размеров земельного надела и качества земли. Кроме того, данная категория крестьян привлекалась к строительству и ремонту дорог и городских укреплений, перевозке дров на винокурни и воеводские дворы, они драли лыко, сдавали хлеб, соль, рыбу крестьянам, которые переселились в Сибирь. «ВXVI веке среди черносошных крестьян появляются половники, которые работали на земле зажиточных крестьян и посадских людей за половину урожая. Половничество - сложное и неоднозначное социальное явление. У монастырей и Строгановых половники переходили постепенно на положение феодально-зависимых крестьян. У черносошных крестьян и посадских людей это была своеобразная форма найма. За полученную в долг денежную ссуду до уплаты долга половники обрабатывали землю заимодавца или свою же землю исполу» 18 . То есть, эта феодальная категория в условиях сохранения крестьянского черносошного землевладения принимала форму аренды и найма.

Строгановские крепостные крестьяне в XVI веке составляли 12% всех крестьян Урала. В феодальную зависимость они были втянуты различными способами: беглые крестьяне, которые были укрыты Строгановыми от сыска или репрессий царской администрации; получив ссуду и попав в кабалу; захваченные насильно вместе с землей вотчинниками, принуждавших их к работе на себя, плененные башкиры, калмыки; лица, захваченные Строгановыми во время подавления народных восстаний; лица, купленные у правительства. В вотчинах работали также холопы, которые не имели собственных наделов земли и иных средств производства, находились на содержании феодалов. Строгановские крестьяне несли повинности в денежной форме, пропорционально земельным наделам, за неземледельческие промыслы уплачивали подоходные оброки. Самой тяжелой повинностью была неземледельческая барщина на соляных промыслах: обслуживание варниц, погрузка и сплав соли в соляных караванах, заготовка и вывозка топлива и леса для строительства. Крестьяне обслуживали мельницы, конюшни, скотные дворы феодалов, перевозили приказчиков и других лиц вотчиной администрации. Часть крестьян находилась в экономической зависимости от посадского зажиточного населения, которое формировалось за счет переселенцев из поморских и центральных городов Русского государства. Писцовые книги и акты называют их «посадскими и торговыми людьми». Они платили государственные налоги в денежной форме со двора, денежные оброки с торговых и ремесленных заведений, дань с посадских пашенных земель и сенокосов.

В XVI веке на Урале происходит укрепление феодальных отношений и как следствие ухудшение положения крестьян, засилье феодалов и богатеев купцов на посаде. Конечно же, разорение местных жителей русскими феодалами и купцами не могло не вызвать протест народных масс. Одной из наиболее распространенных форм протеста были побеги. Особенно много крестьян бежало из Строгановских вотчин на новые земли в сибирские города, в южные районы Прикамья, в Среднее Поволжье. Большая часть беглых числилась как «сошедшие безвестно». Итак, «в XVI веке в результате русской колонизации на Урале сформировалась социальная структура феодального общества. Здесь преобладала система государственного феодализма, когда большая часть освоенных земель принадлежала феодальному государству, отражавшему интересы всего класса феодалов» 19 . На Урале в системе государственного феодализма крестьяне пользовались большей свободой личности, свободы земельных сделок, правом свободы перемещения, которое ограничивалось по мере заселения края. Это явилось одной из причин переселения людей на Урал и его быстрейшего освоения. Русская колонизация Урала сыграла огромную роль в развитии и укреплении феодализма в этих далеких землях. ВXVI веке на Урале преобладали формы повинности в виде денежных взносов, что обусловлено большим удельным весом промыслов в крестьянском хозяйстве, возможностями получить деньги при продаже пушнины, соли, рыбы и других продуктов. «Укрепление феодальных отношений шло в своеобразных национальных формах» 20 . Между переселявшимся сюда русским населением и местными народами существовали различия в формах землевладения и феодальных повинностей, в связи с численным преобладанием русского населения и формированием господствующего класса из русских феодалов. Однако постепенно эти различия сглаживаются, происходит обрусение местного населения. После присоединения края взимание феодальной ренты постепенно становится регулярным. Создается единый местный аппарат управления, подчиненный центральной власти. Сложился класс эксплуатируемых крестьян из русских крестьян-переселенцев и местного населения.

КОЛОНИЗАЦИЯ УРАЛА

(от лат. colonia - пос.), процесс заселения и освоения пустующих и окраинных земель, осн. новых пос., как регулируемый пр-вом, так и стихийный. В нем принимают участие все слои нас., разные национальности и этнические группы. К. может проходить мирным путем или при захвате уже заселенных земель. К. как крупная миграция нас. являлась особенностью ист. развития России, на всех этапах была внутр., когда заселялись и осваивались земли в пределах расширявшейся гос. тер. К.У. была ч. общерус. миграционного процесса по освоению вост. окраин России.

У. был слабо заселен с древнейших времен аборигенным финно-угорским (коми, удмурты, манси, ханты) и тюркским (башкиры, сибирские татары) нас., сохранявшем первобытно-общинный строй или ранние формы феодализма. Проникновение славянского нас. нач. в конце XI в. Первыми на сев. У. проникли новгородцы, ограничивавшиеся эпизодическим сбором дани с местного нас. В XII в. с Ю. и С. в Прикамье вторгались дружины владимиро-суздальских кн. На Вятке возникли первые рус. пос. Захват монголо-татарскими феодалами Ср. Поволжья и Нижнего Прикамья привел к переселению на У. рус. и нерус. нас. В XIV в. борьба за приур. земли между Новгородской землей и Моск. княжеством стала ч. борьбы за формирование тер. Русского гос-ва. В нач. XV в. в верховьях Камы появились первые рус. пос. В 1451 Василий II назначил в Пермь Великую своего наместника и вскоре нач. христианизация и монастырская К. (монастыри). В 1472 Иван III пресек сепаратистские тенденции великопермских кн. походом рус. дружины. Верхнее Прикамье было закреплено в составе России.

Во второй пол. XVI - нач. XVII в. земли Ср. У. вошли в состав России. Пр-во, заинтересованное в быстром заселении и освоении У. рус., предоставило ряд льгот (ссуды, временное освобождение от налогов) крест. и посадским людям, поощряло инициативу Строгановых, произв. принудительное переселение посадских и служилых людей в новые гг. и неосвоенные р-ны. Ведущей формой стала стихийная крест. К. Осн. ч. переселенцев составляли черносошные крест. Сев. Поморья. Сохранение внеш. опасности до конца XVI в. сдерживало переселение. Кроме рус., на У. поселялись коми-зыряне, татары, мари, чуваши. Земледельческая культура рус. крест. способствовала подъему с. х-ва, в гг. развивалось крупное солеваренное произв., ремесло и мелкотоварное произв., торговля. Сформировалась соц. структура нас.

В XVII - нач. XVIII в. К. У. приняла массовый характер. Осн. формой оставалась крест. стихийная К. В течение 1579-1679 нас. У. выросло более чем в 15 раз, сел. составило 87,8%. Продолжался приток из Поморья и Поволжья. К нач. XVIII в. в Прикамье старожильцы преобладали, а поток переселения направлялся на вост. склон У. В ходе посадской К. нас. гг. выросло почти в 9 раз. Происходили массовые миграции с С. У. с суровым климатом и малоплодородными почвами на Ю. (Иньвенско-Обвинское, Сылвенско-Иренское, Тулвинское поречья) и в лесостепное Зауралье. К концу XVII в. пр-во сократило льготы, пытаясь прекратить переселение извне, стимулируя внутр. расселение в пределах У. К нач. XVIII в. осн. ч. Ср. У. была заселена и созданы предпосылки для дальнейшего экономического развития региона.

В XVIII в. продолжалось заселение и освоение Ср. У., ставшего осн. горноз-дским ц. России. Благодаря созданию военно-оборонительных линий нач. массовая К. Юж. У. Нас. увеличилось в 6 раз за счет притока гос. крест. Поморья, крепостных из Поволжья и ц. России. К концу XVIII в. рус. на У. составляли более пол. всего нас.

В первой пол. XIX в. крест. и пром. К. Юж. У. приняла массовый характер, шло и проникновение в сев. р-ны в связи с разработкой золота и др. ископаемых. Пр-во предоставляло льготы и ссуды переселявшимся из малоземельных у. России (Рязань, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел и др.). Переселение шло волнами (от 10 до 18-19 тыс. чел. в г.), на местах создавались крупные пос. (до 500 чел.). В переселение включались беглые крепостные крест. В 1831-35 стихийное переселение было запрещено, но крест. переселялись самовольно, без ссуд и льгот, прорываясь через заслоны царской адм. К сер. XIX в. нас. Юж. У. выросло до 2 млн чел.

К сер. XIX в. массовая К. на У. была завершена, кроме сев. р-нов. Продолжалось внутр. переселение, в т.ч. адм. путем на башк. земли Юж. У., в горнозаводские ц. Сев. У., на водоразделы Сев. У. в виде выселков из ранее осн. пос. Нас. У. за вторую пол. XIX в. выросло в 1,5 раза, причем более значительно в Оренб. и Уфимской губ., куда шло переселение из ц. и с Украины. Плотность нас. составила 14 чел. на 1 кв.км. Осн. массой (88%) являлись старожильцы. Рус. нас. составило от 38% в Уфимской до 90% в Перм. губ. Гор. нас. выросло вдвое. Процесс внутр. переселения продолжался в период столыпинской реформы 1906.

Лит.: Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI -нач. XVIII в. М., 1972; Тарасов Ю.М. Русская колонизация Южного Урала. Вторая половина XVIII - первая половина XIX в. М., 1984; Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI - начале XVII в. Иркутск, 1990.

Оборин В.А. . Институт истории и археологии УрО РАН , 1998-2004 .