Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова

Для анализа больших объёмов информации, улучшения показателей и формирования прогнозов крупные и малые бизнесы используют предиктивную (она же — предсказательная) аналитику. Это интеллектуальный анализ данных, который включает статистическое моделирование, изучение исторического опыта и планирование результатов на основе полученных моделей.

Чтобы все эти операции выполнялись за считанные секунды, многие компании используют в предиктивной аналитике технологии искусственного интеллекта. Посмотрим, как именно это происходит на практике.

1. Walmart: оптимизация системы снабжения

Начнём с примера, который один может вдохновить всю розничную торговлю. Компания Walmart, крупнейшая в мире сеть оптовой и розничной торговли, адаптируется к эпохе цифровых технологий, связывая онлайн- и офлайн-данные. Система запрашивает информацию у кассовых терминалов и даёт прогноз, какие товары будут пользоваться спросом, а какие - нет.

Информацией управляют с помощью облака Data Cafe Walmart, которое обслуживается командой Walmart Labs в Силиконовой долине. Эта операция нужна для расчёта ожидаемых показателей. Благодаря инструментам предиктивной аналитики и искусственному интеллекту компания оптимизировала цепочку поставки товара и добилась соблюдения сроков доставки.

Стоит отметить, что такая технология может использоваться не только гигантами, как Walmart. Любой менеджер менее крупной компании с помощью доступных технологий от Google и Adobe может правильно организовать поставки товаров и минимизировать риски дорогостоящих корректировок, если спрос превышает предложение или наоборот.

2. Зоопарк Point Defiance: рост малого бизнеса

Опрос SAP показал, что более 70 % руководителей малого бизнеса также начинают использовать в работе аналитические данные. Приведём пример.

Посещаемость зоопарка Point Defiance (Такома, штат Вашингтон) то непредсказуемо росла, то падала. В случае небольшого числа людей расходы на персонал оказывались слишком большими. Чтобы выявить факторы, влияющие на посещаемость, руководство зоопарка начало сотрудничать с национальной метеорологической службой.

Объединение данных национальной метеорологической службы с управляемой искусственным интеллектом платформой Watson IBM позволило с точностью до 95 % определять, при каких погодных условиях люди посещают зоопарк, и обеспечивать его нужным количеством персонала.

Конечно, практическое применение этого метода гораздо шире, чем просто анализ числа посещений. В Point Defiance изучают, как посетители ведут себя в зоопарке, где проводят больше времени, какие маршруты выбирают. Анализ этой информации позволяет улучшить качество обслуживания. В планах также использование искусственного интеллекта для контроля данных о здоровье, диагностики проблем животных парка и проведения необходимого лечения.

3. Hopper: прогнозирование ценовых тенденций

Индустрия туризма печально известна высокой конкуренцией, недолговечными пиками, спадами спроса и низкорентабельными направлениями. Из-за этого многие путешественники сомневаются в правильном выборе времени для бронирования билетов: сделать заказ за несколько месяцев или за два дня до даты отправления.

Решить эту проблему помогают приложения для путешествий, использующие предиктивную аналитику на основе технологий искусственного интеллекта. Отличный пример в данном случае - Hopper.

Приложение использует статические модели и ежедневно сканирует миллиард цен и данных по каждому маршруту. Это позволяет прогнозировать модели ценообразования и оповещать путешественников о возможности купить самые дешёвые билеты на желаемое направление.

Конечно, это не единственная компания, предоставляющая такую услугу. В России широко известны AviaSales, Skyscanner, TripAdvisor и др.

4. IBM: сохранение персонала

Плюс предиктивной аналитики - возможность получить долгосрочные результаты, работающие на цели компании. Чаще всего это получение прибыли. Однако предиктивная аналитика и искусственный интеллект могут помочь не только в этом. С их помощью можно выявить проблемы текучки кадров и предложить пути их решения.

Так, суперкомпьютер Watson IBM оценивает общие факторы, влияющие на уход персонала. По структурированным данным (как на скриншоте ниже) он определяет показатели качества для каждого сотрудника и просчитывает вероятность его увольнения.

Владелец бизнеса или менеджер может использовать эти показатели, чтобы выявить причины возможного ухода сотрудников из компании и предотвратить это. Предиктивная аналитика также позволяет учитывать затраты на привлечение новых кадров и сохранение имеющихся специалистов. Благодаря этому появляется возможность снизить операционные расходы.

5. Under Armour: увеличение охвата аудитории

Компания Under Armour, производитель спортивного инвентаря, использует искусственный интеллект и предиктивную аналитику для анализа тональности публикаций и общественного мнения. Они хотят понять отношение потребителя к бренду, найти свободные ниши на рынке и расширить аудиторию. Для этого компания должна чётко знать, кто её потенциальный клиент, и взаимодействовать с ним посредством персонализированных сообщений.

Кроме того, сейчас компания производит не только спортивные товары, но и приложения и устройства, предназначенные для учёта отдельных характеристик организма пользователя (фитнес-трекеры, умные часы и пр.). Чем больше людей используют эту продукцию, тем больше информации поступает в Under Armour. Так, в год компания получает данные от более чем 200 миллионов зарегистрированных пользователей. Это позволяет не только связать офлайн- и онлайн-миры, но и даёт понимание, как именно улучшить продукцию.

6. Сбербанк: Big Five и риск-менеджмент

Для банка оценка рисков крайне важна, ведь любой риск - это возможность недополучить доход. Выдавая кредит или совершая другую операцию, банк должен быть уверен, что перед ним платежеспособный человек, не принимающий необдуманных решений. Сейчас для этого совсем не обязательно задавать миллион вопросов. Достаточно проанализировать поведение человека в социальных сетях.

Такую методологию искусственного интеллекта Сбербанк внедрил в свой риск-менеджмент. Она называется Big Five. Технология позволяет составить психологический портрет личности и оценить его благонадёжность для банка на основе пяти черт характера: добросовестность, открытость, общительность, законопослушность и эмоциональная неустойчивость. Применяя эту методологию, Сбербанк получил $50 млн чистой прибыли .

Новая нейронная сеть, которую мы запустили, даёт значительно более высокий результат, коэффициент примерно на 8 процентных пунктов выше - это гигантское отличие от того, что было раньше. Это говорит о том, что мы сможем выдавать кредиты значительно быстрее большему количеству предпринимателей. И ставка будет падать.

глава Сбербанка

Сегодня нет ни одной сферы деятельности, где бы компания ни пыталась применить искусственный интеллект: открытие счетов с помощью программного робота, одобрение кредитов без участия человека, оценка работы сотрудников и т. д. В планах у Сбербанка оптимизировать с помощью искусственного интеллекта до 80 % операций.

7. Ingate: технологический сервис для удержания клиентов

Клиент - это доход. Поэтому компания должна учитывать пожелания каждого из них. А что делать, если у компании десятки, сотни или даже тысячи клиентов? Отследить их настрой на продолжение сотрудничества достаточно сложно, и без предиктивной аналитики и искусственного интеллекта уже не обойтись. Мы тоже не остались на обочине прогресса и разработали сервис, который позволяет отслеживать готовность клиента к продолжению сотрудничества.

Для оценки мы учитываем более 100 факторов: как давно клиент заходил в аккаунт, менял в нём информацию, запрашивал отчёты, проверял статистику и т. д. После анализа аккаунт-менеджер получает список клиентов, где в процентах указана вероятность отказа от услуг компании, и связывается с ними для выявления проблем. Останется клиент или уйдет, уже зависит от работы менеджера.

руководитель направления исследований Ingate

Вот только малая часть примеров использования предиктивной аналитики на основе технологий искусственного интеллекта. Если у вас есть необходимые аналитические данные и люди, которые смогут грамотно их интерпретировать и сформировать прогнозы, не упускайте возможность зарабатывать больше.

Модель предиктивной аналитики (Predictive Analytics) выглядит как сбывшаяся мечта маркетологов. Анализ прошлой активности покупателя указывает на его поведение в будущем, что дает сформировать актуальную маркетинговую стратегию.

Это аккуратно и предсказуемо — как любят маркетологи. Но предиктивный анализ скрывает серьезную проблему, о которой пора поговорить подробнее. Она понятна из названия: предсказательная аналитика предсказывает, а не утверждает.

«Гладко было на бумаге»

Предиктивная аналитика пока только внедряется в маркетинг — но в здравоохранении, страховании, финансах и прочих областях она заняла место давно и прочно. Особенно в финансовой индустрии США, где прогностическая модель обеспечивает безопасность облигаций с ипотечным покрытием — но обеспечивает с оговорками. Пользуясь предиктивными моделями, 10 лет назад финансисты взвесили риски и предположили: американцы не откажутся платить по ипотечным кредитам одновременно и массово.

Но модели не принимали во внимание волатильность на рынке жилья — как и то, что дома стоили гораздо меньше суммарных платежей по ипотеке. Аналитики доверяли моделям, и мало кто удосужился сбалансировать их системой сдержек и противовесов. Когда первые финансисты увидели симптомы проблем, эффект домино уже невозможно было остановить. Речь о финансовом кризисе 2008 года — и его катастрофических последствиях.

Стоит ли нам винить только «плохие данные» в произошедшем? Не обязательно. Предиктивные модели оказались неспособными объяснить сдвиги и изменения в том, как мы берем кредиты и кому выдаем деньги. И когда в финансовой системе США стало слишком много неизвестных переменных, фундамент рухнул.


Бессилие предиктивного анализа в учете «неизвестных» факторов иллюстрируется « ». Она получила название из давнего предположения, что лебеди — только белые, потому что данные говорили именно об этом вплоть до 16 века, пока экспедиция в Австралии не обнаружила популяцию черных лебедей. Теория оказалась ложной — а представление об окрасе лебедей расширилось.

Но могли ли современники предположить это? Нет. В чем и кроется проблема предиктивной аналитики. Вы не охватите полный спектр неизвестных факторов, даже имея сложнейшие модели и подробные данные статистики.

Рисуйте умную картину аналитики

Предсказательный метод, конечно же, занимает место в маркетинге. Но доверять весомые решения или кампании предиктивной аналитике — все равно, что связать ноги перед марафоном. Эти случаи не подходят для предсказательных методов, потому что здесь традиционно много неизвестных факторов. Вот где пригодятся сухие, четкие данные, которые вы давно собирали.

А прогностическая аналитика лучше подойдет для маломасштабных предположений и оценок. Что произойдет, если вы измените этот объект на лендинге? Или поменяете с другим? Возможно, предложите дополнительный оффер? Вот области, в которых полезна предиктивная аналитика.

Конечно, лучше провести тесты, или иным образом выяснить предположение наверняка — но как подтвердить гипотезу с инструментом, который только предсказывает? Никак, в чем и загвоздка.

Почему это так трудно доказать?

Прогностическая аналитика применяется в маркетинговом арсенале, но это не «волшебная пилюля», которая «по часам» и без ошибок трактует поведение клиентов. Помните, что предсказания настолько же точны, насколько актуальны данные, «скормленные» системе.

Так много переменных нужно учесть, а люди такие неопределенные и так вольно трактуют исходные данные, что прогностический инструментарий по определению не сможет выдать абсолютно надежные решения. Запустить процесс и забыть о нем — не получится.

Даже на сложнейшие расчеты нельзя полагаться с уверенностью, особенно учитывая, что маркетологи — занятые люди, склонные хвататься за обрывки данных в принятии фундаментальных решений, основанных на целях. И с предиктивной аналитикой такой подход — верный рецепт катастрофы.

Своевременная помощь

На специалистов по data science (или «датологов»), ложится масса ответственности, не говоря уже о жестких требованиях к навыкам моделирования, регрессии и статистики. Это навыки, которых нет у «простых смертных» — они нужны только узким специалистам. И у вас не получится «скормить» информацию предсказательному методу и надеяться на достоверный результат. Поступая так, вы играете с огнем.

Лучше наймите эксперта для работы с командой. Он поможет разобраться в данных и обучит навыкам, необходимым для полного раскрытия потенциала предиктивной и вероятностной моделей. Аналитика — обоюдоострый меч. Она поможет навести порядок в хаосе данных, сделать долгосрочные выводы и скорректировать стратегию. Но при недостаточном опыте — она же подтолкнет на радикальные решения.

Что часто случается при неполном видении картины.

Как работает хороший предиктивный анализ?

По тону этой статьи вы могли подумать, что предиктивный анализ означает заведомый провал, и нет ничего дальше от истины. Но это не так — метод дает прекрасные результаты при правильном применении.

1. Точная настройка buyer personas

Согласитесь, что привлекать клиентов и оптимизировать UX помогает тщательный анализ прошлого опыта пользователей. Именно здесь прогностический анализ пригодится маркетологам.

2. Персонализация маркетинговых сообщений

Управляя данными — управляете судьбами бизнеса

Первый шаг к пониманию предиктивной аналитики — рациональная организация данных. Соедините релевантные департаменты компании и проработайте массив информации по ним, чтобы сделать ее актуальной и управляемой. Можете даже разбить данные на микро-сегменты, для маломасштабных экспериментов и тестов — так вы сохраните преимущества данных без риска навредить информации. «Поиграйте» с моделями и составьте представление, что подходит для прогностического анализа, а что не слишком релевантно ему.

Если хотите в полной мере использовать потенциал технологии, держите перед глазами стратегический план и сосредоточьтесь на нем. Ставьте акцент на одной инициативе, ремаркетинг ли это, увеличение среднего чека или нечто иное. Умение точечно фокусироваться на цели позволит вам рациональнее использовать предиктивные методы — и преуспеть в бизнесе.

История символики вуза

Эмблема и флаг БГТУ им. В.Г.Шухова были утверждены в 2002 году. Специальная комиссия вуза, в то время БелГТАСМ, провела конкурс на лучшее графическое изображение символов высшего учебного заведения. Из предложенных вариантов был отобран лучший, который и был направлен на экспертизу в комиссию по символике при главе администрации г. Белгорода. Завершающей инстанцией по утверждению стал ученый совет вуза. Итак, в 2002 году наш вуз обрел действующие на сегодняшний день изображения эмблемы и флага.

Эмблема

«В лазоревом (голубом, синем) щите золотой Лев, сидящий на кирпичном основании с горящим золотым факелом в правой лапе».

Фигуры, изображенные на эмблеме, символизируют следующее:

  • Лев - символ силы, мощи, отваги, храбрости, милости и великодушия;
  • Факел - символ знаний;
  • Кирпичное основание - символ строительных материалов.

Смысл цветовой гаммы эмблемы вуза:

  • Лазурь (голубой, синий) - символ величия, мягкости, красоты;
  • Золото (желтый) - символ богатства, справедливости, великодушия;
  • Серебро (белый) - символ чистоты и невинности;
  • Червленый (красный) - символ красоты, жизнеутверждающей силы.

Флаг

Если эмблема - символ собственных прав, указывает на известную самостоятельность, то флаг БГТУ им. В.Г.Шухова - символ единения студентов, сотрудников, профессорско-преподавательского состава университета.

Описание флага:

«Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3 из двух вертикальных полос белого (1/3 ширины) и синего (2/3 ширины) цвета. В белой полосе в верхней части расположена эмблема университета, под которой на красной ленте белыми буквами надпись «БГТУ». Высота гербового щита к ширине полотнища 3:9».

Основными цветами флага стали синий и белый:

  • Синий цвет флага является доминирующим, занимая 2/3 площади полотнища, поскольку он является цветом гербового щита.
  • Белый цвет, помимо геральдического смысла, также отражает основное содержание названия города, на территории которого располагается академия - Белый город (Белогорье), возникшего на белой меловой горе. Белый цвет - символ Белгорода.

Кроме того, синий и белый цвета присутствуют как на полотнищах флагов большинства стран мира, так и на Российском триколоре. Белый, синий, красный цвета находят отражение в народном быте и в проявлениях народной жизни, а также в природе России. Поэтому для символики России лучшими цветами явились бело-сине-красный, что и стало цветами национального флага России, которые современники назвали «Вера-Надежда-Любовь». А для символического выражения внешнего облика вуза - синий и белый.

Принятие эмблемы и флага университета, а впоследствии создание гимна, позволило в дальнейшем развернуть работу по их популяризации в целях патриотического воспитания студентов нашего вуза.

Фирменный стиль

Фирменный стиль университета является дополнением к флагу и гербу вуза. Фирменный стиль включает в себя логотип университета, фирменный шрифт и фирменный рисунок, а также рекомендации по использованию этих элементов в оформлении помещений, печатных материалах и сувенирной продукции.

Фирменным рисунком стала схематическая конструкция, напоминающая парты в кабинетах аудиторного корпуса или лестницу, ведущую вверх. Она одновременно говорит об учёбе, о строительной специфике вуза и о перспективах личностного и профессионального роста, которые он обеспечивает.

Основными цветами являются различные оттенки голубого и синего, преимущественно на белом фоне. Дополнительно используется тёмно-красный цвет – для изображения узнаваемых символов – например, памятника В.Г. Шухову или знаменитой башни его конструкции.

Фирменный стиль был утвержден ректором БГТУ им. В.Г. Шухова С.Н. Глаголевым в мае 2017 года.

Гимн БГТУ им. В.Г.Шухова

Гимн вуза появился в 2005 году. В университете состоялся конкурс на лучший текст гимна. В результате членами внутривузовской комиссии был отобран текст белгородского музыканта и поэта Тамары Федоровой, а автором музыки стал работающий в университете композитор и музыкант Николай Крюков.

Гимн БГТУ им. В. Г. Шухова

Есть на горах родного Белогорья
Студенческая славная страна.
У той страны особые законы,
К вершинам знаний нас ведет она.

Припев:
Живи и здравствуй ты на долгие лета,
Учи нас технологиям добра.
И в честь родного университета
Все вместе грянем громкое «Ура!».

Содружество высокого горенья,
Ты совершать открытия готов,
Союз мечты, науки и терпенья –
Союз студентов и профессоров.

Припев.

Мы помним все, от самого начала,
И бережем традиции тех лет,
Как Шухова здесь имя засияло,
И озарило университет.

Вспомните свою альма-матер. Наверняка, у вас были какие-то вещи с логотипом университета: стикер на бампер машины, шапка, толстовка, флаг или что-то еще.

Согласно принципам создания эффективного логотипа, он должен быть простым, запоминающимся, вневременным, универсальным и соответствующим. Тайлер Литтвин (Tyler Littwin), арт-директор компании HubSpot, выбрал 12 лучших логотипов американских университетов и рассказал, что выделяет их из массы других.

Логотип Техасского университета (University of Texas) представляет собой силуэт головы быка длиннорогой породы (longhorn) — символа данного университета. Логотип не менялся с момента его создания в 1961 году и остается одним из наиболее иконических спортивных логотипов университетов в мире.

«Любой логотип, выполненный в монохромном цветовом решении, потрясающ», — говорит Литтвин. «Он простой, иконический и к тому же имеет сильную привязку к известному жесту.»

Один из спортивных логотипов Университета Северной Каролины (University of North Carolina) — переплетенные между собой буквы N и C. Это еще один пример вневременного дизайна. Здесь логотип обращает на себя внимание цветом. Посетив знаменитый крытый стадион Dean Dome, вы увидите просто море голубого цвета Carolina Blue (официальный цвет Университета Северной Каролины с конца 18 века).

Тайлер оценил данный логотип на 5 баллов. «Это классика, — говорит он. Помимо самого знака, ».

«Атакующий кот», представляющий собой талисман спортивных команд университета Огайо (Ohio University) — рыжую рысь, заменил собой в 2002 году зеленый отпечаток лапы на официальном спортивном логотипе школы. В то время как многие выпускники университета были разочарованы данным изменением, считая новый вариант слишком «напористым», Литтвину понравился новый дизайн.

Как объективный наблюдатель, он считает, что «это хорошее объединение иллюстрации с текстом. Усы интересным образом создают нижнюю линию для текста в виде арки. Также в целом мы видим здесь хорошую сбалансированность: рысь узнаваема, а надпись «Огайо» все еще на 100% разборчива».

Логотип университета Орегона (University of Oregon) в виде буквы «О» имеет скрытый смысл: внутренняя часть «О» представляет собой форму беговой дорожки на стадионе Хэйворд Филд, а внешняя — форму футбольного стадиона Аутцен.

«Иконический и простой логотип,» — говорит Литтвин. «Я также большой поклонник желто-зеленой гаммы.»

Монограмма Нотр-Дам является наиболее узнаваемым логотипом университета (University of Notre Dame). На официальном сайте он описывается как «узнаваемый», «представительный», «приветливый» и «доходчивый».

Тайлер Литтвин: «Я не могу устоять перед действительно базовыми логотипами подобно этому или логотипу Университета Северной Каролины. Они удивительно олдскульные и серьезные. Такие логотипы всегда будут привлекать мое внимание».

Даже логотип команды Нотр Дам по американскому футболу «Борющийся ирландец» впечатляюще хорошо продуман для такого уникального талисмана. «Мне больше по душе стилизованный логотип «ND», но есть что-то по-настоящему винтажное и крутое в этом угрюмом ирландце», — говорит Литтвин.

Корреспондент официальной студенческой газеты Университета Майами сказал как никто лучше: «Существуют тысячи университетов по всей стране, но только один может быть U».

Спортивный логотип Университета Майами (University of Miami) в виде разделенной пополам буквы U был создан в 1973 году. Он был разработан публицистом Джулианом Коулом (Julian Cole), первым выпускником факультета Радио и телевидения, и графическим дизайнером Биллом Боденхамером (Bill Bodenhamer).

Лиза Коул, одна из дочерей Коула, сказала: «Они просто взяли букву U и сказали «Это университет».

Литтвин называет этот логотип «минималистичным и узнаваемым до невероятной степени».

Как и в случае с символом университета Техаса, «U» имеет свой собственный жест рукой. «Выбрасывать U» значит держать руки следующим образом:

Логотип Клемсон в виде отпечатка тигриной лапы является еще одним широко узнаваемым университетским логотипом в Соединенных Штатах.

Для дизайна был взят настоящий тигр и сделан слепок его лапы. В самом низу вы можете заметить небольшое углубление. Как сказано на официальном сайте университета Клемсон (Clemson University), это углубление — «шрам, который тигр получил до того, как был сделан слепок».

«Грубый отпечаток лапы каким-то образом отлично сочетается с более формально выглядящим шрифтом.», — говорит Литтвин.

Еще один тонкий нюанс этого логотипа — угол 30 градусов, представляющий собой 13:00 часов. Раньше в это время обычно начинался футбольный матч.

Хотя полярный медведь является талисманом Боудин (Bowdoin College) вот уже более 100 лет, эта конкретная версия логотипа появилась сравнительно недавно — в 2008 году.

Ранее логотип в виде полярного медведя был неофициальным и имел разные версии: начиная от «мультяшного» бегущего медведя до «более агрессивного» профиля с открытым ртом, как будто рычащего.

Однако свирепый рычащий талисман не был тем, что колледж хотел видеть на своем логотипе.

Есть нечто привлекательное в том, что талисман смотрит прямо на тебя. Литтвин: «Полярный медведь кажется удивительно спокойным и сдержанным. Я доверяю ему».

Логотип Hofstra Pride (прайд — семейная стая львов) был «разработан для создания сильной визуальной идентичности» факультета физической культуры и спорта университета Хофстра (Hofstra University). Он представляет собой пару львов, мужского и женского пола, двигающихся в одном направлении. Нахмуренные брови и развивающаяся грива придают им сильный, решительный вид.

Логотип отражает собой командную работу и сплоченность — черты, присущие львам, живущим в семейных группах, которые имеют тесную связь друг с другом и совместно работают ради блага всей группы.

«Очень продуманный и потрясающий дизайн», — отмечает Литтвин. «Редко можно увидеть, чтобы университет совмещал оба пола талисмана в одном логотипе. Отлично сделано, Хофстра».

Западный государственный университет штата Миссури (Missouri Western State University) начал использовать логотип в виде грифона в 1973 году, за несколько лет до того, как школа стала полностью финансируемым государственным колледжем. Грифон «считался хранителем богатства, а образование рассматривалось как ценное сокровище», — говорится на официальном сайте школы.

Однако логотип символизирует нечто большее, чем просто мифическое животное. Контур грифона напоминает очертания штата Миссури:

Литтвину нравится это зашифрованное сообщение. «Это умный дизайн, работающий даже в том случае, если человек не улавливает отсылку на географию», — говорит он.

Пантера является официальным талисманом Международного университета Флориды (Florida International University) с 1987 года.

Логотип представляет собой крутую перспективу: кажется, что пантера как будто выходит из логотипа и движется в твою сторону.

Литтвин соглашается: «Мне очень нравится эта фронтальная перспектива, — говорит он. «В этом есть что-то нетипичное и завораживающее».

В 2000 году был разработан логотип «H» для факультета физической культуры и спорта Гавайского университета (University of Hawai"i). Хотя буква «H» явно означает «Гавайи», на официальном сайте университета указано, что она также представляет собой гавайское выражение «ha», что в переводе на русский значит «дыхание». «Дух жизни передавался нам от человека к человеку, от поколения к поколению», — говорится на сайте.

Вдохновением для узоров, обрамляющих букву на логотипе, послужили дизайны гавайской капы (вид ткани, изготовленный из коры деревьев). «Мне очень нравится эстетика капы и простота логотипа», — говорит Литтвин.

Основываясь на решениях Ученого Совета академии (протокол №7 от 31 марта 2000 года) и ректората (протокол от 5 июня 2000 года) и в соответствии с экспертным заключением Геральдического совета при Президенте РФ (№ А23-2-152 от 17.04.2000г., вх. № 616 от 23.05.2000г.) утвержден в качестве официального символа учреждения герб , имеющий следующее геральдическое описание:

"В лазоревом (синем, голубом) поле выходящие из левой стороны главы тонкие серебряные цикламоры, один в другом; и поверх них вписанное вогнутое червленое (красное) острие с сужающейся к концу золотой каймой; острие наклонено в левую стороны главы, обременено внизу серебряной раскрытой книгой и сопровождено справа вверху золотой, о четырех лучах, звездой.
Девиз "ВСЕГДА ВПЕРЕД" начертан золотыми литерами на лазоревой ленте. "

На рисунке: слева - полный герб Академии (в настоящее время - Университета), справа - знак юбилея Академии, созданный с использованием герба.

Составитель и художник герба РГРТУ - М.К. Шелковенко.
На стадии проекта прошел геральдическую экспертизу в Государствнной герольдии при Президенте РФ.

Первый корпоративный герб в Рязани
(М.К. Шелковенко)

В конце 2001 года один из крупнейших ВУЗов Рязани - Радиотехническая академия (РГРТА) отметил 50-летие со дня своего основания. Задолго до этой даты руководство академии задумалось о создании для нее официального символа - герба РГРТА . К этой мысли его подтолкнуло то, что многие столичные университеты и институты на фоне возросшего в стране общего интереса к традиционной российской символике стали по примеру большинства европейских университетов активно обзаводиться своими собственными знаками в виде красочных гербов. Подогревает этот интерес и появление в последнее время исторических публикаций, в которых приводится изображение дореволюционных эмблем и значков российских институтов, сочиненных по строгим правилам, а также энергичное возрождение российской родовой и территориальной геральдики.

Сегодня, пожалуй, нет ни одной фирмы или фирмочки, которая не имела бы своего фирменного или товарного знака, логотипа или иного знака идентификации на рынке товаров и услуг, - без них она как бы не имеет узнаваемого лица. Но и на этом фоне разнообразных и, порой, изысканных графических миниатюр классический герб, без всякого сомнения, выделяется солидностью и значительностью своей традиционной формы, насыщенной информативностью, ощущением древности и некоторой загадочности. За гербом часто стоят столетия истории и непрерываемой традиции, он символизирует преемственность поколений, самоуправление, достоинство и независимость своего обладателя, его права и власть. Герб всегда предполагает некоторую легенду, рассказывающую о его происхождении, о символике составляющих его знаков и фигур. В отличие от фирменного знака, который может в любой момент произвольно меняться по воле его владельца, герб составляется один раз и становится общим достоянием какого-либо рода или корпорации, и изменения могут в него вносится только по согласованию с государственной геральдической службой и в строгом соответствии с вековыми геральдическими правилами. Это придает гербу свойство постоянства, стабильности и надежности, повышает его статус среди прочих знаков изобразительной идентификации. Герб - это солидно!

Определенное значение, возможно, сыграло и то обстоятельство, что сейчас, в отличие от советского периода, пока отсутствует система государственных значков для выпускников ВУЗов - а такие значки всегда служили символом определенного общественного статуса человека. Наличие собственного, признаваемого государством герба, позволяет создать на его основе и собственные значки как для выпускников, так и для ее профессорско-преподавательского состава и студентов. Это же позволяет иметь и собственный флаг, узнаваемый без надписывания на нем названия владельца.

В начале 1997 года руководство РГРТА приняло решение создать герб, после чего началась конкретная работа в этом направлении. А вместе с ней начались и проблемы.

Первая и основная из них состоит в том, что на сегодняшний день в Российской Федерации юридически отсутствует разработанный и официально утвержденный свод правил, регламентирующий порядок создания корпоративных гербов, каковым, по сути дела, является и герб Радиоакадемии. Несомненно, есть мировая и российская геральдические традиции, в которых содержится достаточно четкие, освященные временем нормы герботворчества, и до 1917 года они неуклонно соблюдались, не требуя специального узаконения. Но в современном российском обществе эти нормы должны обрести не только геральдический, но и правовой статус для того, чтобы единообразно пониматься, трактоваться и применяться всеми. Без этого всякий герб, даже составленный с полным соблюдением всех традиционных геральдических правил, будет нести в себе определенный элемент сомнительности и нелегитимности. И никакие геральдические кодексы, составленные общественными объединениями и специалистами без процедуры легитимации, к сожалению, не могут восполнить эту зияющую прореху. (Все вышеуказанное относится и к ситуации в родовой и территориальной российской геральдике.)

Не менее сложной, но решаемой, оказалась и проблема адекватного отражения в гербе РГРТА специфики современного научно-технического многопрофильного учебного учреждения в таких зримых образах, употребление которых допускает геральдическая наука. Дело в том, что, в отличие от фирменного знака или эмблемы, которые утверждаются в виде неизменного графического изображения, герб утверждается только в виде его точного геральдического описания (блазона), составленного в определенной последовательности и с употреблением геральдической терминологии. Изображение герба имеет здесь лишь вспомогательный характер, что допускает его различные стилистические трактовки при строгом соблюдении блазона. Это правило накладывает жесткие и даже непреодолимые ограничения на использование в гербах изображений современных механизмов, орудий и приборов - они не поддаются точному геральдическому описанию в силу своей сложности, разнообразия форм и быстрой изменяемости вслед за техническим прогрессом. Это же касается конкретных архитектурных сооружений, памятников и т.п. Поэтому геральдика оперирует только устоявшимися за многие века предметами, фигурами и условными знаками.

Обе эти проблемы были очевидны с самого начала работы над гербом РГРТА, но по ходу самой работы выявились и другие сложности, о которых лучше рассказать в той же последовательности, в которой они возникали и разрешались.

Первоначально руководство Радиоакадемии заказало проект герба одной из рекламных рязанских фирм. Обладая большим опытом в области рекламы, фирменных знаков и логотипов, но не обладая элементарными геральдическими познаниями, ее специалисты предложили ряд интересных и остроумных вариантов эмблемы РГРТА, которые, к сожалению, не могли послужить даже основой для герба. Венцом усилий дизайнеров стала гербообразная эмблема, в которой были соединены характерный гербовый щит уездного города Рязанского наместничества образца 1779 года (в верхней половине помещена рязанская эмблема - в золотом поле скрещенные меч и ножны под зеленой княжеской шапкой; а в нижней - вместо городской эмблемы изображение стилизованной сферической радиоантенны в лазоревом поле, от которой расходятся вверх радиоволны в виде концентрических полукружий) с венком из зеленых дубовых листьев, по типу обрамления губернских гербов образца 1857 года, соединенным желтой девизной лентой с лазоревыми буквами РГРТА. В довершение всего гербовый щит был увенчан изображением пылающего факела, возникающего из-за щита.

Государственная Герольдия (так до 1999 года именовался федеральный геральдический орган; ныне - Геральдический совет при Президенте РФ) однозначно отказала этому «гербу» в праве на существование не только потому, что сам гербовый щит оказался составлен и заполнен безграмотно, но и потому, что сочла неприемлемым присутствие в корпоративном гербе обрамляющего венка. Разъяснения Герольдии в ее экспертном заключении вкратце сводились к следующему:

  • двухчастная пересеченная форма щита означает прямую подчиненность нижней эмблемы (РГРТА) верхней - наместнической, а в настоящее время не только отсутствует такое юридическое лицо, как Рязанское наместничество, но и нет прямого соподчинения РГРТА администрациям Рязанской области или города Рязани. В силу этих обстоятельств верхняя половина герба сейчас вообще не может употребляться; кроме того, такая форма уездного герба юридически отменена еще в 1857 году, а РГРТА даже не является уездным городом;
  • изображение современной радиоантенны в гербе РГРТА недопустимо по причинам, изложенным выше, хотя в эмблеме (но не гербе!) академии вполне может присутствовать;
  • венок в современном корпоративном гербе не может употребляться, так как он является характерной составляющей частью административного герба и свидетельствует об ограниченной правовой самостоятельности гербовладельца, о его ведомственной подчиненности и принадлежности. Собственно сам венок того или иного вида принадлежит не гербовладельцу, а ведомству, а Министерство высшего образования пока не обзавелось своими ведомственными знаками, а значит и употребление какого-либо произвольного венка в гербе РГРТА не имеет правового и геральдического обоснования. В определенной форме присутствие венка или иного обрамления может быть допустимо лишь в значке РГРТА или ее юбилейной эмблеме, созданных на основе утвержденного герба. Поэтому с венком следует повременить.
  • девиз в гербе может присутствовать, но он не должен включать в себя названия гербовладельца (даже в виде аббревиатуры);
  • над гербовым щитом может помещаться только статусная корона того или иного вида (но никак не факел, или иная другая фигура), а для корпоративных гербов такие короны пока не учреждены - значит ничем подобным герб не может быть увенчан.

Одновременно Герольдия настоятельно рекомендовала не использовать в корпоративном гербе каких-либо других внешних украшений или геральдических фигур - щитодержателей, шлемов с нашлемниками, наметов, мантий и т.п. - кроме девиза. Руководство РГРТА приняло все эти рекомендации к исполнению и процесс дальнейшей разработки герба был направлен в определенное русло. Рекомендации Герольдии резко сузили поле для чисто художественной фантазии (точней - произвольного негеральдического фантазирования), увели от внешней эффектности, которую всякому гербу придает его обрамление, и, одновременно, углубили поиск знакового содержания гербовой эмблемы в пределах геральдического щита.

На этом этапе администрация РГРТА вынуждена была отказаться от услуг рекламной фирмы и обратиться за помощью к областной геральдической комиссии. В результате работы, длившейся с перерывами более трех лет, определился круг символов, которые могли бы послужить знаковой основой для герба РГРТА. Малоуспешными оказался путь насыщения гербового щита символами, отражающими различные аспекты деятельности, поэтому предпочтение было отдано поиску одного емкого знака, который смог бы вобрать в себя нечто наиболеее образное и существенное для характеристики академии. Всего было разработано около 50 вариантов герба, из которых более-менее удачными оказались 7-8 проектов.

Одним из первых в гербе возник образ молнии (громовой стрелы), которая издревле была символом грозы, верховного божества, божественного гнева и его же благодати (дождя), а в современной символике употребляется, в основном, в качестве символа электричества и электротехнических устройств. Мотивом для этого образа в гербе РГРТА послужило то, что все разнообразие радиотехники возникло из прибора, созданного в 1895 г. А.С. Поповым, основоположником радио. И первоначально регистрировавшего грозовые разряды.

Но еще в начале ХХ в., поскольку громовая стрела стала слишком широким символом электрической энергии вообще, для электросвязи на ее основе была составлена иная эмблема - двусторонняя молния , символизирующая принципиальную возможность двусторонней передачи электросигнала. В этом модифицированном виде молния вошла в эмблемы учреждений электросвязи и, в первую очередь, телеграфа.

Традиционным символом быстрой передачи информации стало изображение летящего голубя. У разных народов он также символизирует любовь, семейное счастье, мир, а в христианстве - Святой Дух. Голубиная почта использовалась с незапамятных времен и до появления телеграфа и радио была самым оперативным средством информационного общения - аналогия очевидна.

По правилам геральдики вместо целого в гербе может использоваться его характерная часть. Так в гербе РГРТА вместо голубя возник образ крыла , несущего двусторонюю молнию. В дальнейшем этот символ наполнился дополнительным содержанием. Чтобы подчеркнуть электрическую природу всякой радиосвязи, между маховыми перьями появилось изображение маленьких серебряных молний, а цвет оперения крыла стал золотым, чтобы напомнить о территориальном цвете рязанской земли - золотом цвете её гербового щита.

Соединение двусторонней молнии с золотым крылом, имеющим малые серебряные молнии, образовало символ молниеносной связи, что характерно для радио и могло бы достаточно емко обозначить направление деятельности РГРТА. При желании в общем количестве серебряных молний или маховых перьев в крыле (по семь) можно было увидеть намек на нынешнее количество факультетов академии - семь (которое и попросту - «счастливое число»!). Поскольку руководство РГРТА хотело дополнительно подчеркнуть территориальную причастность в рязанской земле, в оконечность щита было введено изображение золотого троехолмия, или золотого «городка» - упрощенной эмблемы Рязанской области. В этом виде проект герба был согласован Герольдией, но тут возникли проблемы совсем негеральдического характера, хотя и типичные для тех случаев, когда принимаются коллегиальные решения.

Отзыв из Герольдии заставлял себя ждать, а тем временем кому-то из профессоров РГРТА окрыленная молния показалась похожей на «ножку Буша» - а дурное слово обладает редкой способностью прилипать к предмету или явлению, создавая о нем превратное мнение. В результате, к тому моменту, когда пришел долгожданный ответ из Герольдии, у руководства РГРТА полностью изменилась позиция по выбранной ею же эмблеме, при этом уже согласованный проект герба был отвергнут, как не соответствующий научно-техническому потенциалу академии и слишком «старообразный». Разработка новых проектов пошла гораздо труднее, так как теперь требовалось согласовывать их со студенческим и преподавательским советами, где мнения постоянно менялись и не совпадали.

В конечном итоге - и в результате новых поисков знаковой основы герба - его главной эмблемой стало стилизованное изображение электрического импульса в виде окаймленного острия , одновременно напоминающего своим силуэтом радиомачту и инверсионный след взлетающей ракеты. Последнее образное значение знака основано на том, что одним из основных направлений деятельности РГРТА является работа на космическую науку. В проекты в разном виде вернулись изображение голубя, либо летящего на фоне радиоволн, либо вылетающего с двух сторон из-за острия. Вернулись также серебряные концентрические овалы или эллипсы из самого первого проекта. В современном мире такие изображения уже традиционно воспринимаются как символическое обозначение радиоволн. При этом никоим образом не нарушается запрет на использование символов новейшего времени, поскольку сами по себе такие серебряные овалы или эллипсы являются простыми геометрическими фигурами. Такой же геометрической фигурой является и острие, часто используемое в геральдике, но немного модифицированное в гербе РГРТА. Включенное в определенный контекст, оно получило новое смысловое значение.

Новым в проектах герба стало включение изображения раскрытой книги , как традиционного символа знания, и, более узко, - учебного заведения. В некоторых ранних вариантах изображение книги сочеталось с факелом - также одним из символов знания, или со скрещенными двусторонними молниями. Но употреблять изображение факела, как слишком широко трактуемого символа, отсоветовали специалисты Герольдии, а молнии «отпали» как-то сами собой - в восприятии академической общественности их образ оказался намертво связан с «ножками Буша».

Появилось в проектах и изображение четырехлучевой золотой звезды - как символа звезды путеводной, так и символа стремления к возвышенной цели. Сначала звезд было семь (по количеству факультетов РГРТА), что можно было трактовать как «созвездие талантов» или «плеяда» (по названию плотного созвездия из семи звездочек - «Плеяды»); это слово в словарях объясняется так: «группа выдающихся в каком-либо отношении лиц, связанных в своей деятельности общими задачами, взглядами и т. п.». Но в конечном итоге было решено оставить одну путеводную звезду на всех. При этом ее золотой цвет не только напоминает о рязанском территориальном цвете, но также отличает ее от серебряной четырехлучевой звезды, которая в ряде гербов уже задействована как «Полярная звезда». Поле герба окончательно определилось как лазоревое - цвет эфира, в котором распространяются радиоволны.

Так постепенно, в ходе многочисленных обсуждений и консультаций сформировался герб РГРТА, согласованный с Герольдией и утвержденный приказом ректора академии. Накануне пятидесятилетия РГРТА на основании утвержденного герба стало возможным создать эмблему собственно юбилея академии, окружив законный герб декоративным золотым венком, перевитым лазоревой лентой с девизом РГРТА и юбилейными датами, написанными золотом, и сопроводив герб вверху такой же лентой с аббревиатурой Радиоакадемии. Девиз взят из книги К.Э. Циолковского, нашего великого земляка, и гласит: «Всегда вперед».

Форма венка для эмблемы оговаривалась с Герольдией еще на самых ранних этапах разработки герба и в целом она повторяет обрамление эмблем технических и военно-технических институтов царской России. Основания для использования такого венка дает наличие в РГРТА военной кафедры и военной тематики в обучении и исследованиях. Справа венок состоит из золотой лавровой ветви - символа гражданских заслуг и доблестей, а слева - из золотой дубовой ветви - символа воинских заслуг и доблестей. В дальнейшем эта эмблема может послужить основой для разработки нагрудного значка выпускника РГРТА, а утвержденный герб является знаковой основой для создания флага Рязанской Государственной радиотехнической академии.

Ссылка: Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве "Геральдика сегодня"