Массаж языка логопедический дома. Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)

Все дети разные, а, следовательно, и развивается каждый из них по-своему. Например, чей-то ребенок сразу научился говорить без каких-либо проблем, другой же малыш испытывает серьезные затруднения с произношением звуков и слов, отставая в речевом развитии, ну, а третий и вовсе отказывается произносить свои первые слова. Причинами подобного явления могут быть различные физические аномалии, психологические проблемы, заболевания или родовые травмы.

В любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. Нарушения речи, как правило, сами не проходят. Для их устранения необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом, который подскажет оптимальный метод лечения. На сегодняшний день одним из таких действенных способов является логопедический массаж для детей, который помогает и при рядовом заикании, и при более сложных дефектах.

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов - зондов.

Кому необходим логопедический массаж?

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, - это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. В этом случае подойдет как логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы Архиповой и Дьяковой.

Другое не менее распространенное заболевание - это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Как делать логопедический массаж?

Любой логопедический массаж стоит доверять лишь квалифицированному врачу, так как в только этом случае эффективность процедуры, а также ее полная безопасность для здоровья ребенка, будут гарантированы. Для каждого нарушения развития речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц. Некоторые из них подходят и для домашнего использования. Например:

  • При самостоятельном логопедическом массаже губ выполняются легкие поглаживания и пощипывания губок ребенка;
  • При самостоятельном логопедическом массаже языка следует воспользоваться электрической зубной щеткой и с ее помощью воздействовать на кончик языка и его центральную часть;
  • При самостоятельном массаже ручек ребенка следует использовать ласковые массирующие движения каждого пальчика.

Помните, что точные рекомендации по логопедическому массажу лица ребенка должен давать только квалифицированный специалист! Именно он должен подобрать верную методику и обучить ей родителей! Единственное, что вы можете выполнять без страха, что навредите своему малышу, - это нежное поглаживание и ласковое растирание каждого пальчика. Начинать в этом случае обязательно с мизинчика и заканчивать большим пальцем, который, как известно, отвечает стимуляцию работы головного мозга.

Логопедический массаж по методу Е. В. Новиковой


еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, врач-логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.


Профессор кафедры логопедии Елена Архипова
предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.

Сеансы логопедического массажа по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру должен проводить врач, поскольку к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП или заикании.

Логопедический массаж по методу Е. А. Дьяковой - это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.

Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:

  • инфекционные или соматические заболевания;
  • конъюнктивит;
  • воспалительные процессы;
  • высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • стоматит или гингивит.

Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.

Итог

В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так, к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше, чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для новорожденных.

Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками. А потому не пугайтесь, что ваш малыш не хочет произносить свое первое «агу»! Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся исправить!



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Терёхина Е.А., логопед, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа –Югры “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Гармония”, г.Нягань.

Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах обычного лечебного массажа, я подготовила подробный материал, как для специалистов, педагогов, так и для родителей имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Что значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов. В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях использую различные виды логомассажа. Знакомлю родителей с методикой и техникой логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в домашних условиях.

Роль логопедического массажа

Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании, а также нарушения голоса.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Основными задачами логопедического массажа являются:

Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях - уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

Стимуляция проприоцептивных ощущений;

Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

Уменьшение гиперсаливации;

Укрепление глоточного рефлекса;

Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная - от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном - 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте - 25 минут.

Положение тела при логопедическом массаже

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно - расслаблению), делает более свободным дыхание.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

В положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

Ребенок - в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

Ребенок - в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.

Основные виды логопедического массажа:

Классический ручной массаж.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Самомассаж.

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

  1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

  • поглаживание от середины лба к вискам;
  • поглаживание от бровей к волосистой части головы;
  • поглаживание от линии лба вокруг глаз;
  • поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
  • поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
  • поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
  • легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
  • надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

  • поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
  • поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
  • точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
  • легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

  • поглаживание лба от середины к вискам;
  • поглаживание лба от бровей к волосам;
  • поглаживание бровей;
  • поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
  • поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
  • сжимание подбородка ритмичными движениями;
  • разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
  • перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
  • пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

  • поглаживание от середины верхней губы к углам;
  • поглаживание от середины нижней губы к углам;
  • поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
  • пощипывание губ;
  • легкое покалывание губ.

3.Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка:

Точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

*От середины языка к его кончику и обратно.

*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),

*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),

*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,

*Пощипывание и растягивание краев языка.

*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Работа по преодолению слюнотечения.

1.Научить детей хорошо жевать - вначале с запрокинутой головой.

2.Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,

особенно перед выполнением упражнений.

3.Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.

В современном обществе бытует несколько скептическое отношение к логопедическому массажу языка. На самом деле, скепсис скрывает в корне неверное понимание сути назначаемой врачом процедуры. Логопедический массаж для языка оказывает на детей ряд положительных воздействий, о которых вы узнаете из этой статьи.

Показания

Логопедический массаж для языка назначается ребенку при наличии у него приобретенных или врожденных отклонений. В перечень этих отклонений входят следующие нарушения развития, которые встречаются у детей:

  • нарушение голоса или наличие его частичной потери;
  • различные дефекты речи;
  • дизартрия;
  • гипертонус мышц лица;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • различного рода проблемы, связанные с развитием артикуляционных мышц;
  • все виды заикания;
  • патологии произношения, связанные с наличием сильного напряжения мышц лица у детей во время разговора.

Для всех этих ситуаций логопедический массаж для языка и лица, который проводится в комплексе с индивидуальными занятиями у логопеда, производит должный положительный эффект.

Этот перечень показаний является основанием для назначения массажа языка у детей, находящихся в разных возрастных группах. При этом этот массаж должен обязательно назначаться врачом, после тщательного осмотра и проведения необходимых диагностических исследований.

Отдельно стоит отметить, что такой логопедический массаж, проводимый для языка, обязательно назначается при ДЦП. У детей с ДЦП наблюдается травматическое поражение ДНС. Такая ситуация встречается при наличии родовой травмы, а также после перенесенного инфекционного заболевания. ДЦП приводит к нарушению функций движения у детей. При ДЦП возникают тонические рефлексы. Также ДЦП приводит к некоторым нарушениям речи ребенка. Нарушения ДЦП имеют положительную тенденцию к восстановлению поврежденных функций. Поэтому делать данный тип массажа языка детям с ДЦП просто необходимо. В такой ситуации логопедический массаж назначается с малых лет.

Цели логопедического массажа

У детей, которые достигли возраста, когда необходимо начинать говорить (1,6-3 года), важно правильное развитие артикуляции, которая и отвечает за формирование речи. В артикуляции свою роль играют некоторые мышцы лица. Именно они в большей степени подвержены гипертонусу. Подобный гипертонус может возникнуть при определенных состояниях или заболеваниях, а также врожденных или приобретенных патологиях, встречаемых у детей.

Детский массаж для языка помогает значительно снизить гипертонус и нормализовать артикуляцию. Также он способствует снижению слюноотделения и активизирует мышцы, имеющие слабую сократительную способность.

Логопедический массаж позволяет мышечным волокнам стать более подвижными и, соответственно, эластичными. В результате малыш, которому проводят такой курс, сможет справиться со всеми вышеуказанными нарушениями и проблемами.

Кроме этого, логопедический массаж для языка проводится и при пониженном тонусе. Но в данной ситуации делать его нужно несколько иначе.

В перечень основных задач, которые ставятся при выполнении детского массажа для языка, входят:

  • коррекция звукопроизношения. После выполнения логопедического массажа дети начинают более правильно произносить звуки;
  • значительное улучшение голоса и состояния голосовых связок;
  • происходит нормализация дыхания, которое ранее было затруднено при разговоре;
  • нормализация моторики, а также тонуса артикуляционного аппарата;
  • нормальное развитие движений рук;
  • увеличение длительности и силы выдоха;
  • выработка ритмичности движений конечностями и дыхания;
  • выработка дифференцированных зрительных движений;
  • обеспечение стимуляции для кинестетических ощущений и движений;
  • стимуляция развития пальцевого осязания;
  • полное или частичное устранение моральных и психических напряжений у детей. Такие явления возникают у малышей, которых дразнят в садах или школах из-за неправильно поставленной речи;
  • значительное уменьшение заикания, а также дизартрии в повседневной жизни ребенка.

Видео «Логопедическое занятие. Массаж языка»

Кроме этого логопедический массаж языка позволяет улучшить состояние мышц и речевого аппарата, которые отвечают за звукоизвлечение. После завершенного курса процедур наблюдается укрепление глоточных рефлексов. Упражнения правильно формируют траекторию движений для органов артикуляции.

Как видим, логопедический комплекс упражнений, разработанный для языка и лица, позволяет в определенной мере устранить у детей дефект речи. Стоит также отметить, что подобный массаж применяется при самых разнообразных нарушениях, которые не вошли в основной перечень показаний, приведенный в предыдущем подпункте.

Техника

В логопедический массаж, который назначают детям разной возрастной группы для языка и лица, входит детально разработанный комплекс упражнений. В каждой конкретной ситуации делать нужно только определенный набор упражнений, направленный на устранение дефекта, имеющего место у ребенка.

При этом его вполне может делать мама в домашних условиях, особенно если ребенку всего пару лет. Ребята постарше могут делать упражнения самостоятельно.

Показано, что выборочно данный тип массажа можно начинать делать, когда ребенку уже исполнилось 2-3 месяца. Но в данной ситуации необходима консультация у врача. Если малыш плохо говорит, комплекс упражнений могут назначить с двух лет.

Техника проведения логопедического массажа включает в себя такие манипуляции:

  • общий массаж лица, который переходит на губы;
  • затем манипуляции переходят в полость рта. Здесь нужно быть особенно внимательными, так как не каждый малыш положительно отреагирует на проводимые в его рту действия.

Очень важно, чтобы ребенок от проводимых манипуляций получал только положительные эмоции и ощущения. Иначе такие действия приведут к повышению тонуса, а также к гиперсензитивности в оральной области. Кроме того, манипуляции против желания малыша в его рту могут спровоцировать активацию рефлекторной сферы. Так, малыш может кусаться или у него разовьется рвотный рефлекс.

Комплекс упражнений, как в домашних условиях, так и на приеме у специалиста, нужно проводить ежедневно. Длительность одного сеанса составляет около трех минут.

Техника проведения массажных манипуляций имеет соответствующие требования. К ним можно отнести следующие положения:

  • необходимо наличие гигиеничной и комфортной обстановки на сеансе;
  • запрещено проводить комплекс упражнений детям, имеющим к нему противопоказания;
  • все манипуляции должен проводить специалист или мама, которая внимательно следила за действиями массажиста.

Для маленьких детей комплекс упражнений нужно проводить в активном контакте-общении. Можно петь веселые песенки, рассказывать стишки или сказки, а также обязательно улыбаться. Во время массажа допускается игра спокойной классической музыки.

Массажные приемы, которые часто входят в комплекс упражнений, включают в себя поглаживание и легкую вибрацию. Вибрация способствует расслаблению мышц, находящихся в гипертонусе.

Поглаживание осуществляется легкими скользящими движениями по коже лица, которые не сдавливают ее в складки. Поглаживание начинается как легкое вождение рукой по лицу в области губ. Затем движения немного усиливаются, оказывая влияние на более глубокие слои кожи.

Глубокое поглаживание проводят либо ладонями, либо сложенными щипцеобразно пальцами, а также тыльной поверхностью пальцев, согнутых в пястно-фаланговых суставах под углом в 90 градусов.

Непрерывная вибрация осуществляется концевыми фалангами пальцев. Их кладут на кожу и как бы сотрясают. Движение напоминает просеивание через сито муки.

Движения выполняем по 4 раза для каждого приема. Необходимо чередовать поглаживание с вибрацией. В домашних условиях и для детей старшего возраста комплекс упражнений можно проводить около 15-20 минут. Но начинать нужно с 5-7 минут, постепенно увеличивая время. Для грудничков данный период составляет всего несколько минут.

Также при проведении массажа языка допускается использование различных инструментов, в роли которых могут выступать предметы повседневности. Это может быть ложка или зубная щетка, но обязательно с мягким ворсом. При их использовании нужно класть под язык несколько салфеток. Менять их нужно каждые 2 минуты. Делаем инструментом круговые и спиралевидные движения. Помните, надавливать сильно не нужно. При использовании зубной щетки можно делать вибрационные движения.

Вышеописанные движения нужно совершать при комнатной температуре, а также теплыми и вымытыми руками.

Для детей, больных ДЦП, техника проведения логопедического массажа очень сильно зависит от выбора позы. Для детей с ДЦП, позы могут быть следующими:

  • поза эмбриона;
  • лежа на спине. В такой позе ребенку под голову следует подложить валик. Ноги должны находиться в согнутом положении в коленных суставах;
  • лежа на спине с фиксируемой при помощи валика головой;
  • на животе. Здесь под грудь малыша нужно подложить валик.

При ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Помимо этого воздействие осуществляется на точку, которая находится в подчелюстной ямке. Также нужно воздействовать и на другие точки:

  • носогубная складка;
  • скуловые мышцы;
  • подчелюстные мышцы.

Очень часто логопедический тип массажа проводят совместно со специальной гимнастикой. Она направлена на повышение силы и объема дыхательной мускулатуры, а также ритмичности и глубины дыхания.

Противопоказания

К проведению логопедического массажа имеется ряд противопоказаний, при наличии которых проводить вышеописанные упражнения запрещается. К основным противопоказаниям для данного типа массажа относятся:

  • наличие респираторных острых заболеваний;
  • пик простуды;
  • конъюнктивит или гингивит;
  • стоматит;
  • увеличение лимфотока или лимфоузлов;
  • герпес, который поразил ротовую полость.

Помните, что каждая конкретная ситуации требует индивидуального подхода и рассмотрения. Поэтому перед тем, как записаться на курс лечения, нужно посетить врача.

От того, насколько ответственно вы отнесетесь в данной ситуации к здоровью вашего ребенка, зависит не только эффективность проводимых упражнений, но и конечный результат лечения. При несоблюдении правил выполнения упражнений, а также при наличии противопоказаний, проведение массажа может негативно сказаться на здоровье малыша и привести к непредсказуемым последствиям.

Как видим, несмотря на скептическое отношение к подобным процедурам, логопедический массаж языка имеет неоспоримые достоинства. Его проведение позволит избавить вашего ребенка от различных нарушений речевого аппарата, благодаря чему он сможет расти и развиваться в норме с остальными детьми.

Видео «Что такое артикуляционная гимнастика»

В ролике заботливые родители смогут узнать, что такое массаж языка, для чего он необходим и какие основные приемы при этом эффективны.




Каждая мама с замиранием сердца гадает, каким будет первое слово ее ребенка. Повода переживать нет, пока малыш говорит лишь «агу». Впоследствии, когда взрослеющая личность начнет постигать речевые навыки, нередко возникают различные дефекты, ведь развитие каждого ребенка строго индивидуальное. Как раз в этот момент маленькому исследователю нужно помочь преодолеть задержку и прочие неприятности путем своевременной коррекции. Последний десяток лет специалисты успешно применяют так называемый логопедический массаж языка – метод эффективно справляется с артикуляционными и речевыми расстройствами у детей. Как разрабатывать проблемные зоны языка и улучшить артикуляцию самостоятельно, поговорим в статье.

Наука лечения человека разминанием особых точек его тела насчитывает не одну тысячу лет. Еще древние лекари поняли, что с помощью массажа можно победить многие серьезные заболевания. На этом же эмпирическом знании и основывается логопедический массаж для детей. Врач определенным образом воздействует на такие важные центры человеческого тела, как язык, губы, мочки ушей, щеки и руки.

Такой массаж показан деткам, у которых были обнаружены различные врожденные и приобретенные речевые нарушения:

  • частичная утрата или несущественное нарушение голоса;
  • разные речевые патологии;
  • состояние чрезмерного напряжения, охватывающее мышцы лица;
  • непроизвольное слюнотечение;
  • дизартрия;
  • детский церебральный паралич;
  • нарушения в развитии мышц, отвечающих за артикуляцию;
  • все разновидности заикания;
  • патологическое напряжение лицевых мышц, вызывающее трудности в произношении.

Речевые дефекты у ребенка требуют обязательной и своевременной коррекции. Устранение этой проблемы – продолжительный и тяжелый труд, но руки опускать нельзя. В будущем плохое произношение станет нерушимым препятствием для различных видов деятельности, которые, возможно, захочет освоить ребенок. Массаж – самый действенный способ исправления «хромающей» артикуляции.

Какие нарушения устраняет логопедический артикуляционный массаж

Массаж для детей с проблемами речи представлен различными методиками и приемами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Круазе, Приходько. Все авторы методик путем многолетней практики добились положительных результатов. С помощью логопедического артикуляционного массажа достигаются следующие важные цели:

  1. Нормализация тонуса и моторики речеобразующего аппарата.
  2. Увеличение продолжительности и силы выдоха.
  3. Развитие и усовершенствование мелкой моторики рук.
  4. Тренировка ритмичности движений руками и дыхания.
  5. Выработка дифференцированных движений зрительного аппарата.
  6. Стимуляция кинетических движений.
  7. Улучшение эмоциональной реакции.
  8. Стимуляция развития манипуляций рук с предметами.
  9. Уменьшение выраженности заикания.
  10. Снижение проявления дизартрии.

Эффективные виды логопедического массажа для детей

Кратко рассмотрим некоторые популярные логопедические методики, при помощи которых лечат речевые расстройства у детей.

Логопедический массаж по Новиковой

Массаж зарекомендовал себя как надежный способ устранения разных нарушений речи. Методика благотворно влияет на ребенка в целом, а также затрагивает области нервной и мышечной систем, без активного участия которых речеобразующий процесс невозможен. В создании своего метода логопед Е. В. Новикова делает акцент на массаж языка, губ, щек, скул и мягкого неба с применением специальных зондов.

Несмотря на устрашающий вид инструментов, зондовый логопедический массаж довольно простой и показывает прекрасные результаты. В рабочем комплекте 8 оригинальных зондов, каждый из которых используют с определенной целью, массируя мышцы тех или иных участков речевого аппарата. Методика исправляет недостатки произношения у взрослых и детей. Малышам такой массаж показан уже с 6 месяцев.

Техника выполнения логопедического массажа зондами имеет некоторые особенности. Прежде всего, специалист осматривает артикуляционный аппарат: мимические, жевательные мышцы, мышцы губ, щек, языка и мягкого неба. Это дает возможность установить место локализации и степень дефекта. Продолжительность работы определяется тяжестью нарушения, возрастом пациента и его индивидуальными особенностями.

Зондовый массаж выполняют курсами, в среднем от 12 до 20 дней. Оптимальная продолжительность лечения составляет 15 сеансов, повторять курсы нужно с интервалом в 1,5 месяца.

Для успешного лечения важны не только опыт и навыки логопеда, но и элементарная дисциплина родителей ребенка, ведь занятия должны быть своевременными и регулярными. Качественно выполненный зондовый массаж принесет свои плоды: нормализуется речевая моторика, активируется и восстановится деятельность всех пораженных участков.

Логопедический массаж ложками

Изобретателем этой методики массажа стал доктор Рене Кох. В качестве вспомогательного инструмента на занятиях используют обычную ложку, горячую или холодную. Для массажа лица подойдут чайные ложки, а для работы с полостью рта и языком удобно использовать кофейную ложечку.

Такой массаж примечателен следующими достоинствами:

  • качественно улучшает артикуляционные движения у ребенка;
  • способствует формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата;
  • нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц;
  • развивает мелкую моторику;
  • совершенствует пространственную ориентацию.

По отзывам специалистов, логопедический массаж ложками имеет массу преимуществ:

  1. Ложки есть в каждой семье, а если нет подходящей по размеру ложки – ее нетрудно купить.
  2. Ложка не смущает и не пугает ребенка. Наоборот, столовый прибор вызывает приятные ассоциации с едой.
  3. Подавляющее большинство маленьких пациентов уже умеют обращаться с ложкой, поэтому им не составит труда выполнять задания логопеда. Более того, этот инструмент безопасен.
  4. Стерилизовать ложки не нужно, достаточно их вымыть.
  5. Занятие с ложками исключает у ребенка отрицательную реакцию на массаж руками логопеда.
  6. При самостоятельном выполнении массажа ложками дети легко запоминают названия частей лица и усваивают предлоги и предложные слова.
  7. Меняя температуру ложек, в процессе массажа легко добиться релаксационного или стимулирующего эффекта.
  8. Даже самая маленькая ложка – кофейная – воздействует на гораздо больший по площади участок, чем палец.
  9. При помощи ложки не составляет труда сделать такие массирующие движения, которые пальцами воспроизвести невозможно.
  10. Массаж ложками достаточно легкий и хорошо усваивается детьми.
  11. Выполнение заданий массажной программы ложками стимулирует развитие мелкой моторики.
  12. При выполнении самомассажа ложкой ребенок никогда не причинит себе боли.
  13. Массаж ложками могут изучить родители и успешно заниматься с ребенком в домашних условиях.

Логопедический массаж по Дьяковой

Дьякова Елена Александровна – практикующий логопед, кандидат наук, доцент логопедии, президент Международного института речевой патологии и автор более чем 60 научных и научно-практических работ по речевой патологии в целом и логопедическому массажу в частности. Специалист проводит регулярные мастер-классы для логопедов, дефектологов, массажистов речевых отделений, студентов дефектологических факультетов и небезразличных родителей. Полезные знания можно почерпнуть из библиографии автора или при личной встрече (по предварительной записи на мастер-класс).

Видео демонстрирует, как проводят логопедический массаж по Дьяковой:

Противопоказания для логопедического массажа

Массаж не делают в случае, если у пациента диагностировали следующие заболевания:

  • простуда;
  • герпес на губах или лице;
  • воспаление слизистой оболочки глаз (например, конъюнктивит);
  • воспалительная реакция в пределах полости рта;
  • ОРВИ, ОРЗ;
  • травма языка;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • повышенное ВЧД;
  • грибковое поражение кожи;
  • туберкулез в активной форме;
  • онкологическое заболевание;
  • эпилептические припадки;
  • болезни, связанные с капиллярами;
  • гематомы на участках лица и тела, которые нужно массировать.

Логопедический массаж, как и любой другой его вид, можно делать спустя 10 дней после выздоровления ребенка, если он был болен.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях

Дизартрия – нарушение речи неврологического характера, которое чаще всего встречается среди детей. Развивается в ответ на патологии внутриутробного развития плода или перенесенные ребенком заболевания, влияющие на становление ЦНС. Заболевание негативно отражается на фонетике, темпе, мелодичности и четкости произношения ребенка.

Лечение дизартрии базируется на выполнении разнообразных логопедических, дыхательных, физических и лечебных упражнений. Конечно, наибольшего эффекта от занятий можно ожидать, когда логопедический массаж выполняет квалифицированный логопед. В то же время есть множество причин, по которым посещать систематические занятия со специалистом не всегда возможно или удобно, поэтому определенными приемами логопедического массажа мама или другие члены семьи ребенка могут пользоваться самостоятельно.

В борьбе за здоровье ребенка родители должны быть с врачами заодно. Выполнение логопедического массажа при дизартрии в домашних условиях во многом увеличивает шансы маленького пациента на выздоровление.

Предлагаем вам ознакомиться с описанием основных упражнений, освоить которые сможет любая мама.

Простой массаж для рук

О тесном переплетении мелкой моторики рук и речевых навыков медики заявили еще в XIV веке. Движения пальцев рук напрямую связаны с работой головного мозга. К тому же каждый пальчик является ответственным за определенный орган:

  • большой палец отвечает за головной мозг;
  • указательный связан с деятельностью желудка;
  • средний палец влияет на работу кишечника и позвоночник;
  • безымянный работает за печень;
  • мизинец помогает сердцу.

Начнем с логопедической гимнастики и массажа пальцев, которые запоминаются и осваиваются с первого раза. Вы, как мама, можете не волноваться: такие действия совершенно безвредны для ребенка. Логопедический массаж практикуют даже на детках нескольких дней отроду. Перед занятиями обратите внимание на свои руки – ради здоровья ребенка придется пожертвовать длинным маникюром. Непосредственно перед проведением массажа руки моют с мылом и обрабатывают дезинфицирующим средством Стериллиум, после чего растирают в ладонях несколько капель детского масла. Начинаем разминать кисти ребенка:

  1. Помассируйте мизинец от ноготка до самого основания. Хорошо проработайте каждую фалангу. Можно одновременно массировать мизинцы на обеих руках.
  2. Слегка надавите на подушечку каждого пальца от 3 до 10 раз. Силу нажима с каждым разом немного увеличивайте.
  3. Погладьте ладошку указательным пальцем по часовой стрелке. Упражнение похоже на игру «сорока-белобока».
  4. Продолжайте совершать круговые движения, но палец ведите по спирали – от края ладони к ее центру.
  5. Возьмите кольцевой массажер и наденьте его на все пальчики поочередно. Начните с мизинца.
  6. Для этого упражнения понадобится маленький мячик с «пупырышками». Прижмите его к ладошке и перекатывайте от запястья к кончикам пальцев.

Как делать логопедический массаж языка

Регулярное выполнение точечного и кругового массажа языка стимулирует развитие артикуляционного аппарата. Нуждается ли в таком массаже ребенок, нужно выяснить у логопеда. К тому же только специалист сможет провести родителям мастер-класс, чтобы они смогли грамотно выполнять эти упражнения дома. Логопедический массаж языка в домашних условиях удобно проводить при помощи зубной электрической щетки. Для этой же цели прекрасно подойдет набор детских зубных щеток Сanpol babies.

Массаж языка базируется на чередовании круговых и точечных движений, каждое упражнение повторяют от 3 до 10 раз. А вот и сами упражнения:

  1. Сделайте точечную разминку языка: «прогуляйтесь» щеткой по левому краю, спуститесь на кончик, поднимитесь вверх по правому краю. Образно говоря, напишите английскую «U».
  2. Повторите упражнение, совершая щеткой круговые движения.
  3. Зигзагом проведите зубную щетку от основания языка к самому кончику, чередуя при этом точечные и круговые движения.
  4. Точечно обработайте щеткой левый край языка, затем перейдите на круговые движения. Точно так же помассируйте правый край.
  5. Пройдитесь щетинкой щетки по всей поверхности языка, выполняя поколачивающие движения. Сделайте то же упражнение тыльной стороной щетки.
  6. Проведите щеткой по центру языка, от основания до кончика, двигая инструмент по спирали.

Как делать логопедический массаж губ

Чтобы губы ребенка стали более упругими и подвижными, выполняйте такую гимнастику:

  1. Прижмите подушечки указательных пальцев к крыльям носа малыша. Ведите пальцы вниз по носогубным складкам так, будто энергично поглаживаете их. Повторите до 10 раз.
  2. Положите кончики указательных пальцев на ложбинку верхней губы, а затем растирающим движением несколько раз опустите пальцы в уголки губ.
  3. Такое же упражнение сделайте и для нижней губы. Повторяйте оба упражнения до 8 – 10 раз.
  4. Большим и указательным пальцем слегка пощипывайте верхнюю и нижнюю губу по очереди. Ведите пальцы от одного уголка к другому 8 – 10 раз.
  5. Постукивайте коником указательного пальца по участку над верхней, а потом под нижней губой, совершая при этом круг в направлении часовой стрелки. Упражнение требует активности и постоянного увеличения силы движений.
  6. При помощи пальцев сделайте «гармошку» сначала из верхней, а потом из нижней губы. Сделайте 8 – 10 раз.

Технику выполнения всех упражнений родителям лучше всего «подсмотреть» у профессионального логопеда. Отсутствие навыков такого рода может негативно сказаться на состоянии нежного артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж лица ложками

Массаж выполняют двумя ложками и еще пару ложек кладут рядом на всякий случай – вдруг рабочий экземпляр упадет на пол.

Для занятий возьмите приборы из нержавеющей стали. Обратите внимание на черенок ложки – он не должен быть перегружен выступающими украшениями, а кончик должен быть округлым и гладким.

Каждое упражнение повторяют от 6 до 8 раз:

  1. Помассируйте ребенку виски выпуклыми частями ложек. Двигайте черпаки по часовой стрелке.
  2. Легко, без нажима, погладьте выпуклостями впадины глаз: ведите ложку по надбровной дуге до внешнего уголка глаза, а затем – под глазом.
  3. Разотрите щеки малыша выпуклыми частями ложек, двигаясь по кругу.
  4. Помассируйте выпуклостями виски, выполняя ложкой движения по спирали.
  5. Выпуклыми частями разотрите участок между бровями по спирали.
  6. Погладьте боковыми частями ложек щечки по линии от подбородка к глазным впадинам.
  7. Кончиком черпака помассируйте носогубную область.
  8. Разотрите верхнюю губу кончиком ложки, выполняя несильные нажатия.
  9. Таким же образом проработайте нижнюю губу.
  10. Погладьте подбородок и скулы выступающими частями черпаков, совершая круговые движения.

Завершением всех манипуляций с лицом и языком ребенка является массаж ушных мочек. Зажмите мочку каждого ушка между большим и указательным пальцами и, выполняя круговые движения по 50 раз, разомните эти участки сначала в левом, а потом в правом направлении. После массажа обязательно похвалите ребенка за послушание и терпение. Логопедический массаж в домашних условиях должен приносить малышу только положительные эмоции.

Чтобы ребенок, имея те или иные дефекты речевого развития, научился правильно разговаривать, родителям придется немало потрудиться. Успех лечения зависит не только от опыта и мастерства специалистов, но во многом определяется регулярностью домашних занятий и целеустремленностью мам и пап.

Многие люди скептически относятся к тому, что профессионально проведенный логопедический массаж языка позволит ребенку не только научиться выговаривать разные звуки в словах, но и строить целые предложения.

Логопедический массаж языка для детей проводится для целого ряда положительных изменений, которые видят не только сами родители чада, но и все окружающие люди.

Ниже приводим список основных задач, с которыми он позволяет справиться:

  1. Коррекция правильного произношения звуков (звукопроизношения);
  2. Улучшение состояния голосовых связок и голоса;
  3. Нормализация дыхания во время разговора;
  4. Устранение психических и моральных напряжений у детей, которые страдают из-за неправильно поставленной речи;
  5. Уменьшение влияния заикания, дизартрии на повседневную жизнь детей;
  6. Общее улучшение речевого аппарата и мышц, отвечающих за звукоизвлечение;
  7. Укрепление глоточных рефлексов;
  8. Создание правильной траектории движений органов артикуляции.
Список проблем, при которых прописывается логопедический массаж языка для ребенка достаточно большой, но все же главная задача — это устранение дефекта речи у детей.

Часто у детей наблюдается избыточное количество вырабатываемой слюны, поэтому врачи назначают подобные процедуры, чтобы снизить этот эффект.

Показания и противопоказания

У малыша могут наблюдаться врожденные или приобретенные отклонения, которые требуют обязательного назначения логопедического массажа языка. Среди них хотелось бы отметить следующие проблемы:

  • Нарушение голоса или его частая потеря;
  • Дефект речи;
  • Дизартрия;
  • Увеличение эффективности от занятий с индивидуальным логопедом;
  • Непроизвольное слюновыделение;
  • Проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  • Заикания и проблема с произношением из-за сильного напряжения мышц.

Данный список показаний к проведению массажа языка у детей разного возраста может быть расширен на основе индивидуального назначения врачом. В любом случае, понадобится тщательный осмотр специалистом.

Существуют и определенные противопоказания, при которых проведение этой процедуры становится просто недопустимым:

  • Развитие острых респираторных заболеваний или пик простуды
  • Гингивит и конъюнктивит
  • Стоматит
  • Увеличение лимфоузлов и лимфотока
  • Поражение ротовой полости в результате развития герпеса

Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке , поэтому только квалифицированный врач способен окончательно выбрать вариант лечения вашего ребенка.

Условия для проведения процедуры в домашних условиях

Диагностика опытными врачами с применением современного оборудования позволяет выявить основные проблемы, связанные с речевым аппаратом.

Логопед имеет возможность на основе полученных анализов получить структуру и причину нарушения, что значительно упрощает дальнейший процесс лечения.

Обязательно исследуется мышечная структура шеи, мимические и артикуляционные мышцы, а также верхняя часть тела. Такой подход позволяет учесть даже самые мелкие особенности развития у детей речевых функций.

Теперь перейдем к особенностям проведения логопедического массажа языка в домашних условиях.

Процедура проводится в хорошо проветренной комнате. Если на начальном этапе длительность процедуры составляет всего лишь 5-7 минут, то после 4-5 занятий время увеличивается до 15-20 минут. Не стоит забывать, что от возраста ребенка также многое зависит.

Например, грудничкам допускается проводить процедуру не более 1-2 минут. В дошкольном возрасте процедура проводится в течение 15 минут, а в младших классах этот интервал можно увеличить до 20 минут. Но не забывайте и об индивидуальных особенностях каждого малыша.

Общий курс логопедического массажа языка для детей составляет 10-20 процедур в зависимости от сложности диагностированной проблемы.

В неделю рекомендуется проводить не более 2-3 сеансов, чтобы не вызывать раздражение языковых рецепторов. Отдельную подготовку к процедуре должны пройти и сами родители ребенка, ведь важно верить в то, что это действительно полезно и эффективно.

Обязательно посмотрите следующее видео, о том как делать логопедический массаж детям. Мастер-класс, полезные советы и рекомендации от профессионала.

Манипуляции с языком ни в коем случае не должен доставлять дискомфорт или болевые ощущения, в обратном случае его рекомендуется просто прекратить. Если сразу ребенок будет с боязнью относиться к этим действиям, то после 4-5 сеансов его собственное мнение кардинально изменится.

Логопедический массаж языка зубной щеткой

Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. В нашем случае, мы разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка.

Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом . Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна.

Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка.

Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице.

Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.

Язык ребенка должен быть полностью расслаблен – для этого следует нежно помассировать область в подчелюстной ямке.

Все поглаживания кроме зубной щетки проводятся большими пальцами рук без сильных надавливаний. Они должны быть направлены от центра языка к его боковым поверхностям. Повторимся, что вы не должны забывать о том, что требуется как можно чаще менять марлевые салфетки для сбора слюны .

Ожидаемый результат

Если логопед прописал вашему чаду проведение специального логопедического массажа языка, вы должны с пониманием относиться к этому, ведь имеются явные отклонения и проблемы.

Прохождение всего курса позволит не только улучшить произношение звуков, но и укрепит артикуляционные мышцы, которые задействованы в разговоре у каждого человека.

Заключение

Прежде чем приступать к процедурам со своим чадом, мы рекомендуем пройти специализированные курсы логопедического массажа. Времени это займет не много, зато вы будете уверены в своих силах и точно знать, что не навредите.

Обучение логопедическому массажу краткосрочное, его можно пройти в пару занятий. Обратитесь к своему детскому врачу за консультацией по этому вопросу.

С маленькими детьми нужно быть всегда очень чуткими и бдительными. Научиться возможно и самостоятельно, но никак не обойтись без рекомендаций педиатора.