Положение в обществе достигнутое самим человеком. Факторы, определяющие положение человека в обществе

Всевозможные роли человека в обществе как личности не могут возникнуть без соответствующего предопределяющего фактора. В этом случае им выступает положение личности в социуме, представляющим собой сложнейшую систему. При этом разобраться в том, что такое социальный статус, как он связан с предыдущими аспектами, довольно просто.

Роль человека в обществе

Любой современный житель наделён множеством прав и обязанностей, а значит, и некоторым числом определённых ролей. Если речь идёт о ребёнке, то его главными функциями будут те, которые входят в круг обязанностей в семье, школе, общественном транспорте, в кружках и т. д. Если рассматривать социальный статус женщины, то ей свойственно одновременно выполнять роли жены, матери, дочери, сотрудницы, студентки, покупательницы, подруги и находиться в других, не менее важных ипостасях. Однако нельзя отрицать тот факт, что было бы как-то странно и неестественно видеть взрослого состоятельного мужчину сидящим за школьной скамьёй, а первоклассника – за рулём троллейбуса. Такие действия идут вразрез с соответствующим положением, занимаемым человеком в окружающем мире.

Определение социального статуса

Социальным статусом называется позиция личности в общественной системе – социуме, которая предопределяется наличием соответствующих возможностей, интересов, знаний, прав и обязанностей. Как правило, самодостаточный полноценный человек обладает несколькими статусами одновременно, реализуя их составляющие на протяжении всей жизни.

Среди комплексного статусного набора можно выделить так называемый суперстатус, который является главным показателем интеграции личности в общество. Нередко именно этим критерием считают профессию, место работы или основной род занятости. Знакомясь с человеком, мы практически всегда задумываемся о том, чем же незнакомец зарабатывает себе на жизнь.
Остальные качества и свойства индивидуума также вызывают интерес. Хотя решающим фактором могут быть и другие моменты, среди которых национальная, религиозная или расовая принадлежность, сексуальная ориентация, прошлый жизненный опыт или наличие судимостей.

Разновидности положения в обществе

Пытаясь распознать, что такое социальный статус, следует ознакомиться с его классификацией. Любое положение индивидуума в жизни общества можно отнести к двум основополагающим типам. Первый вид представляет собой постановки, предписанные человеку независимо от его желания, возможностей и финансовых составляющих. К ним относят пол, место рождения, национальные признаки, этническое происхождение. Второй тип – это достигаемый социальный статус или приобретённый, как нередко о нём говорят. Именно от желания и способностей человека напрямую зависит достижение ним поставленных целей и вершин. Ведь мужьями, лидерами, докторами наук, футболистами, писателями или инженерами не рождаются, ими становятся.

Предписанный социальный статус

Современная система общества – это весьма сложное функционирующее образование, институты которого перестают работать в случае невыполнения любой личностью массы обязанностей, обозначенных отношениями в отдельных социальных группах. С целью единогласного согласованного выполнения обязанностей предписанного статуса с самого рождения человек проходит долгий путь подготовки и обучения к исполнению установленных ролей. Начальный этап формирования личности проходит в раннем детстве согласно дополнительным критериям, которые зачастую служат формулой достижения успеха в будущем. Возрастные и половые критерии служат основой для ролевых предписаний в социуме. Следом за ними идут расовая, национальная принадлежность, а также религиозные и классовые градации.

Первым ролевым обучением, которое продолжается в детском периоде, являются некоторые процессы социализации в зависимости от пола. В дальнейшей жизни они окажут огромное влияние на формирование и особенности социального статуса уже состоявшегося взрослого человека. Например, с момента рождения девочкам уготованы розовые распашонки, множество кукол и принцесс. Юных девушек постепенно готовят к взрослой жизни, обучая кулинарным хитростям и секретам поддержания домашнего очага. Маленьких леди не принято растить в мальчишеском стиле. И хотя такой тип воспитания иногда можно встретить, преимущественно его считают дурным тоном.

Особенности предписанного статуса

Что касается обучения мальчиков, то в зрелом возрасте оно демонстрирует последствия воспитательного процесса, который можно смело отнести к противоположному типу. С самых ранних лет они знают, что лучше быть сильным, чем слабым, ведь им предстоит защищать робких девочек, а затем стать опорой и сильным плечом всей своей семьи. Такие методы, способствующие формированию личности, определяют в будущем и разные социальные статусы мужчин и женщин.

Следует отметить то, что множество современных профессий являются актуальными для представителей обоих полов. Некоторые работы доступны для выполнения женщинами, к тому же они могут справиться с ними не хуже мужчин, и наоборот. К примеру, в некоторых государствах на должность домашней прислуги в обеспеченных домах девушек не берут. В частности, на Филиппинах выполнять секретарскую работу принимают только мужчин, при том, что некоторые тяжёлые работы в сельскохозяйственной отрасли поддаются преимущественно слабой половине человечества.

Приобретённое положение в обществе

Что такое социальный статус, можно понять и через призму достигнутых результатов. Каждой личности предоставляется широкий выбор возможностей, обусловленных предписанными статусами. Приобрести новое положение в обществе каждая личность может, используя свои индивидуальные способности, предпочтения, исполнительность или, как это ни странно, везение. Ведь Майкл Янг, знаменитый британский социолог, вполне удачно смог сформулировать подобный феномен. Он говорил о том, что важные титулы королей, лордов и принцесс – это предписанные социальные статусы, которые закреплены за индивидуумом вне зависимости от приложенных им усилий ради достижения высоких рангов.

Приобретённый социальный статус человека в обществе не даётся с рождения, завладеть соответствующим положением могут только лица, подходящие для этого. Не все люди, появившиеся на свет в мужском обличии, могут приобрести статус мужа или отца. Автоматически этого не произойдёт – всё зависит от поступков, поведения и отношения к жизни конкретного индивида. Становление желаемого статуса происходит с помощью использования таланта, желания, целеустремлённости и активной позиции.

Преобладающее значение социальных статусов

Зачастую в традиционных социумах предписанные статусы являются определяющими, поскольку дальнейший род деятельности и соответствующее занятие конкретного общественного места зависит от многих факторов, связанных с моментом рождения. Мужчины часто стараются быть похожими на своих отцов, дедов, подражая им и желая перенять их навыки в профессиях, знакомых с самого детства. К тому же по своей природе мужчина – охотник, рыбак и воин. Естественно, в прямом смысле реализовать эту часть мужского предназначения в индустриальных обществах достаточно сложно, но имея свободу в выборе занятий для достижения того или иного положения, перед нынешними «добытчиками» открываются невероятные возможности.

Расстановка в обществе по социальному статусу

Для благополучного функционирования общественной системы требуется достаточный уровень мобильности трудовых ресурсов, что приводит к приоритетной выраженности ориентирования на личные характеристики индивидуумов, на смену одного статуса другим приложенными усилиями. Между тем движение по статусной лестнице вверх находится под постоянным контролем всего социума с целью соблюдения принципов справедливости, которые позволяют приобрести высокое положение в обществе только тем людям, кто смог проявить себя по-настоящему. Тем, кто не смог найти свою успешную «среду», придётся заплатить неконкурентоспособностью и несостоятельностью в новых ролях.
Отсюда следует огромная численность людей, которые находясь в сложившейся ситуации, не испытывают чувства удовлетворения.

Как достигнуть высокого места в обществе?

Осознать, что такое социальный статус высокого уровня и как пользоваться его привилегиями, сможет лишь человек, прошедший долгий и нелёгкий путь. Случается и так, что приобретённое положение в дальнейшем обязывает индивида к свершению изменений не только в трудовой деятельности, но и в повседневной жизни, месте проживания, кругу знакомых и друзей. Когда личности приходится встретиться лицом к лицу с трудностями, значительно удалёнными от опыта предков в силу существенных различий между её социальным статусом и общественным положением родителей, процесс принятия новых ролей предопределяется возникнувшим статусом.

Идеальным обществом принято считать то, где преобладающее число социальных статусов является приобретёнными. Разве не справедливо, если каждый человек найдёт своё место под солнцем и будет стремиться к нему, доказывая это своими способностями, трудом или талантом? Кроме того, возможность успешно проявить себя предоставляет шанс на оправдание каких-либо существенных недостатков.

Абсолютно противоположной картиной является общество, где в большинстве случаев положение в социуме предписывается, а человек не ожидает повышения своего статуса, не прикладывает к этому даже малейших усилий. Люди, зарабатывающие небольшие деньги, занимаясь непрестижным трудом, не ощущают себя виноватыми в том, что имеют низкий социальный статус. Не сопоставляя сложившегося положения дел с ситуацией у других, более амбициозных и стремительных людей, такой индивид не угнетён чувством недовольства, ненадёжности или страха что-либо потерять.

Социальное положение - это важный компонент жизни современного человека. В зависимости от него граждане ведут ту или иную деятельность, влияют друг на друга, а также просто живут и развиваются. Именно благодаря нему у людей появляется так называемый статус. Стоит обратить внимание на то, что не всегда социальное положение значит нечто хорошее. В некоторых случаях оно может быть опасным. В группу риска попадает на данный момент большинство семей в России. Но как определить это? Кто считается находящимся в социально опасном положении? И можно ли как-то это исправить?

Положение - это...

Социальное положение гражданина - это его так называемое место в обществе. Занимаемая им должность, половая принадлежность, национальность, вероисповедание и так далее. Все, что только может характеризовать человека, оказывает влияние на его положение в обществе.

Эдакая принадлежность того или иного гражданина своему происхождению. В зависимости от социального положения, приобретается своеобразный статус. К примеру, богатый-бедный, атеист-верующий и так далее. Все это играет огромную роль для развития общества. Но, как бы грустно это ни звучало, в мире есть так называемое социально опасное положение.

Опасность

Что это такое? Точно сказать никто не может. Ведь здесь роль играют многие факторы. Но если взглянуть на общепринятое понятие, то социально опасное положение - это совокупность обстоятельств и иных элементов в жизни гражданина или семьи, которая указывает на неблагоприятную атмосферу.

Если точнее, то это некое неприятное положение в обществе. Сюда можно отнести очень много разнообразных причин, а также ситуаций. Тем не менее, если выясняется, что социальное положение человека близко к опасности (или уже является таковым), правительство способно предпринять меры по устранению неблагоприятных факторов, влияющих на жизнь гражданина. Особенно, когда дело касается семьи и детей.

Для чего нужно

Социально-экономическое положение людей повсеместно имеет значение. Куда бы вы ни обратились, у вас обязательно будут узнавать о вашем месте в обществе. Ведь так называемый социальный статус играет огромную роль как в становлении личности, так и в построении карьеры и ведении деятельности.

Чаще всего подобного рода вопросы узнаются, когда речь идет о семьях с детьми. Нередко им нужна какая-то помощь или защита. И чтобы государство вовремя смогло прийти на помощь, стоит докладывать о собственном статусе в обществе. Куда бы вы ни обратились, везде будут узнавать эти данные. За исключением разве что магазинов. А вот в разнообразных государственных службах или в госучреждениях придется докладывать о своем положении в обществе.

Наиболее распространенные случаи - это социальное положение детей. Как уже имеющихся, так и будущих. Во время беременности, например, в женских консультациях узнают социальный статус будущей роженицы, а также делают соответствующие записи в обменной карте для фиксирования условий, в которых будет развиваться малыш. Если выяснится, что статус опасен, то будут приняты соответствующие меры. Например, оказание помощи или даже изъятие ребенка из семьи после рождения. То же самое касается школ, детских садов, больниц и так далее. При трудоустройстве социальное положение также уточняется. В общем, данный компонент присутствует повсеместно. Кого можно отнести к группе риска? И какие семьи признаются находящимися в социально опасном положении?

Зависимость

Самый распространенный в России случай - это наличие у членов семьи или близких родственников каких-либо зависимостей. Сюда можно отнести: алкоголизм, наркоманию и даже компьютерную зависимость, тягу к азартным играм. В таком случае социальное положение семьи признается опасным.

В принципе, исправить все возможно. Но на практике такое происходит крайне редко. Зависимость от чего-то вылечить почти невозможно. До тех пор, пока человек сам не захочет этого. Если в семьях имеются дети, то при наличии родственника с зависимостью такое "объединение" признается находящимся в опасном положении и вас "берут на карандаш". Точнее, ставят на учет в соответствующих органах. И теперь социальные службы могут проводить время от времени проверки.

При нанесении серьезного вреда несовершеннолетним детям их могут забрать из семьи. С лишением родительских прав или без этого. Чаще всего родительские права отнимают у зависимого члена семьи, а остальных поддерживает государство.

Жестокость

Если задуматься, то социально опасное положение детей и семей встречается очень часто. Только многие стараются скрыть это. Так, к примеру, жестокое обращение с детьми и членами семьи - это фактор, указывающий на опасность.

Например, домашнее насилие в семье. Это может быть как применение физической силы в любых ее формах (даже в воспитательных целях), так и принижение человеческого достоинства, психологическая тирания, подчинение. Сюда же стоит отнести злоупотребление своими родительскими правами. Такое обычно просматривается в отношении несовершеннолетних детей.

Жестокое обращение в семье будет наказано. Скорее всего, виновного в этом будут судить, опираясь на Уголовный кодекс Российской Федерации. В подобных ситуациях имеют место статьи: "Побои", "Умышленное нанесение вреда здоровью", "Истязание". Список можно продолжать еще долго. Но при подобном положении виновного, скорее всего, приговорят к лишению свободы на срок до 3-х лет. Выявить неблагоприятное социальное положение в обществе из-за жестокого обращения становится все труднее и труднее. Так называемые тираны стараются не проявлять себя, чтобы избежать наказаний.

Условия

Также на социальное положение в семьях влияние оказывают бытовые условия. И все, что с ними связано. Например, безработица или уровень заработной платы. Общее состояние жилья, наличие всего необходимого для комфортного проживания и развития, здоровье проживающих с вами членов семьи - все это крайне важно.

Гражданин признается находящимся в опасном социальном положении, когда он не способен сам проживать и обеспечить пригодное проживание в минимальных "тепличных" условиях для развития человека. То есть, если квартира есть, но она находится в шатком состоянии, холодильник пустует, дети не имеют возможности нормально развиваться и обучаться - все это указывает на опасность.

Чаще всего с такими условиями сталкиваются семьи, которые и без того признаны неблагополучными. Детей, как правило, изымают. Но без лишения родительских прав (если условия проживания - единственный негативный момент в жизни). И дают какой-то промежуток времени, чтобы исправить положение.

Невыполнение обязательств

Кроме всего прочего, невыполнение родительских обязательств - это тоже фактор, который способен повлиять на социальный статус. В законодательстве четко прописаны все права, обязанности и ответственность граждан по отношению к своим детям и родителям. Как только они не исполняются (в злостной форме), можно сетовать на социально опасное положение семьи.

Как при этом развиваются действия и события? Все зависит от конкретной ситуации. Выясняется точная причина, повлекшая за собой опасное положение, после чего, опираясь на разнообразные законы РФ, выносится решение по корректировке ситуации. Чаще всего невыполнение обязательств выражается в уклонении от воспитания и обеспечения несовершеннолетних и нуждающихся детей, уклонении от уплаты алиментов, отказе от поддержки престарелых родителей.

Практика позывает, что в данных ситуациях наступает головная ответственность. Или же суд отнимает у нерадивых родителей права на опеку и воспитание ребенка. Неуплата алиментов исправляется принуждением к выплатам, арестом, лишением свободы, а также изъятием водительских прав и наложением запрета на пересечение границ страны.

Итоги

Как видите, при опасном положении в обществе будут приняты соответствующие меры. К слову, узнать о них можно при помощи доноса, из СМИ или любых других источников информации. Если у вас есть подозрения, что кто-то находится в опасном социальном положении в семье, стоит заручиться доказательствами и обратиться в органы социальной поддержки. Они проведут расследование и разъяснят ситуацию.

Социальное положение само по себе важно. Это неотъемлемая часть общества и гражданина. Появляется оно еще при рождении. Отобрать социальный статус никто не может, а вот изменить в некоторых случаях - вполне. Опасное положение будет исследоваться и исправляться всеми законными силами.

Подробное решение Параграф § 13 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. О каких видах социального расслоения говорит автор?

Экономической, политической, профессиональной дифференциации общества.

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопрос 3. Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

Да, можно. Так как фраза «независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам» указывает на то, что, при монархическом укладе такая ситуация тоже могла сложиться.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

Социологи объясняют возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности людей. Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование слоёв населения, различающихся по уровню доходов, с политической - существование в обществе лидеров и масс, управляющих и управляемых.

Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет наличие в современном обществе этнических и религиозных групп.

Вопрос 2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?

Устройство российского общества

Класс А. Богатые. Занимаются в основном продажей сырья, накоплением личного капитала и вывозом его заграницу. 5-10% населения.

Класс B1+B2. Средний класс. 10-15% населения. Занимается обслуживанием класса А во всех областях экономической деятельности (финансовой, юридической, информационно-технической, в побочно-производственной, необходимой для выкачки сырья) .

Подкласс B1. Большинство в своём Классе. Наёмные сотрудники, офисные, на хорошей зарплате.

Подкласс B2. Меньшинство в своём Классе. Владельцы собственного среднего бизнеса и небольшого частного капитала.

Класс С. Мелкие собственники. Как таковой в России практически отсутствует.

Класс D. Остальной народ, рабочие, крестьяне, бюджетники, военные, студенты, пенсионеры, электорат, «мужики» , «россияне» , быдло, толпа. 75-80% населения.

Национальный Подкласс D1. Русские и по сути обрусевшие народы.

Национальный Подкласс D2. Толерантные национальности.

Класс Е. Человеческий ресурс стран СНГ + Китай.

Возникли в связи с формированием капитализма, с появлением в России частной собственности и с расслоением общества.

Вопрос 3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

Наличие частной собственности делит общество на владельцев средств производства, и рабочих. Соответственно кто владеет средствами производства получает прибыль от их использования, а рабочие обычную зарплату. Отсюда социальная структура богачи и простые рабочие.

Рыночные отношения делят общество на производителя и потребителя. Также существует большая конкуренция между производителями. Что тоже разделяет общество. Существуют товары, которые способны приобрести только определенные группы общества, они не доступны для низших слоёв населения.

Вопрос 4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?

По оценке Всемирного банка, российский средний класс определяется как домохозяйства, чей уровень потребления в полтора раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума), но ниже минимального уровня потребления так называемого «среднего класса мирового уровня», и составлял 55,6 % в 2008 году. Однако, по расчётам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается с 3500 долларов и к данному классу можно отнести всего не более 8 % от всего населения мира.

В 2009 году, по оценке Всемирного банка, средний класс России мирового уровня сократился на четверть от пикового докризисного уровня в 12,6 % и составил 9,5 %.

Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой.

Вопрос 5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?

В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства - соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).

В современных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Вопрос 6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?

Современное общество стало открытым. В нём не существует запретов на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате активизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Например, переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое.

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К восходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, например, -процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности нередко способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.

Вопрос 7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.

Меньшиков – из продавца пирожков в «полудержавного властелина» России при Петре I.

М. М. Сперанский – из крестьянина превратился в правую руку императора, затем стал губернатором.

Вопрос 8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы - условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» - используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи.

Это каналы перехода индивида от одной социальной позиции к другой в рамках социального слоя. (брак, карьера, образование, семья и т. д.)

Выбор лифта (канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала:

Религиозные организации.

Школа и научные организации.

Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.

Искусство.

Пресса, телевидение, радио.

Экономические организации.

Семья и брак.

Вопрос 9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?

Каждой социальной группе свойственны общие для всех её участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными этот предмет. Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Социальные интересы воплощаются в деятельности - её направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян, фермеров в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей решений. Такими средствами могут быть письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступления в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей, митингов, пикетирования и других акций социального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определённые целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в её осуществлении. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.

Вопрос 10. В чём состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?

Практическое значение знаний о социальной структуре общества позволяет выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Национальный демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?

Любая кампания, избирающаяся на тот, или иной пост путем голосования должна в первую очередь представлять интересы граждан. Какие именно интересы следует представлять? Что беспокоит, или наоборот, радует население сейчас, и чего они хотят в будущем? На эти вопросы помогает ответить именно изучение своей целевой аудитории. Будет проще победить на выборах, так как люди услышат то, что хотят услышать, однако будет честнее, если они еще и увидят это на практике.

Вопрос 2. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

Данный пример иллюстрирует такое явление, как социальная мобильность, т.е. возможность смены социального слоя, в данном случае - с низшего на более высокий.

3) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице

4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников

43. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей

2) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям

Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса

4) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное

44. В ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВХОДИТ…

1) материальный доход человека

2) гражданство человека

3) профессия человека

Социальное положение человека

45. СТАТУСНЫЙ НАБОР – ЭТО…

1) совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу

Совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду

3) совокупность всех статусов, существующих в обществе

4) совокупность всех ролей в течение всей жизни индивида

46. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) поведение человека, обладающего соответствующими правами и обязанностями

2) положение человека в обществе, определенное степенью его авторитета

3) поведение человека, обусловленное его морально-нравственными позициями

Ожидаемое поведение человека в обществе со стороны других людей

47. ЛИЧНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) мнением большинства людей любой социальной группы

2) оценкой большинства людей малой социальной группы

3) оценкой малой социальной группы

48. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО:

1) наиболее часто повторяющаяся социальная роль человека

2) интеллектуальный уровень личности

3) ожидаемое со стороны общества поведение человека, сопоставляемое с его возможностями

Положение человека в обществе

5) самооценкой личностью своего положения

49. СТАТУСНАЯ ИЕРАРХИЯ – ЭТО:

1) классификационный порядок неравенства социального престижа в зависимости от различного положения индивидов в социальной системе

Система элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого

3) совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции

4) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе

50. СТАТУСНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ – ЭТО…

Представление о субординированности позиций индивидов в системе отношений в малой группе.

2) позиция индивида в обществе

3) распределение благ в зависимости от социального статуса



4) горизонтальная мобильность

51. СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ ЧЕЛОВЕК, ЗАНИМАЮЩИЙ КАКУЮ-ЛИБО ПОЗИЦИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ, НАЗЫВАЮТ…

Социальной ролью

2) социальным поведением

3) социальным статусом

4) социальной ориентацией

52. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ::

А) АСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ПРИОБРЕТАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИЧНЫХ УСИЛИЙ;

Б) ДЕСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ДАЕТСЯ ОТ РОЖДЕНИЯ…

1) верно только Б

Оба суждения неверны

3) верно только А

4) оба суждения верны

53. ОПРЕДЕЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ В ОБЩЕСТВЕ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной функцией

Социальным статусом

3) социальной ролью

4) социальной диспозицией

54. ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА В МАЛОЙ ГРУППЕ НАЗЫВАЮТ ЕГО ___________ СТАТУСОМ.

1) ролевым

2) сопутствующим

Личным

55. ПРЕДПИСАННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) образованием

2) квалификацией

3) должностью

Национальностью

56. ПРИМЕРОМ СМЕШАННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА, ТО ЕСТЬ ТАКОГО, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНЯЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОСТИГАЕМОГО И ПРЕДПИСАННОГО, ЯВЛЯЕТСЯ СТАТУС…

1) мужчины

Безработного

4) женщины

57. ПРОЦЕСС ПОЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ, СТАТУСОВ И ГРУПП В РЕЗУЛЬТАТЕ УСЛОЖНЕНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной интеграцией

2) социальной мобильностью

Социальной дифференциацией

4) социальной стандартизацией

58. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ ИЛИ В ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЕТСЯ…

Статусом

59. СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ МОМЕНТ КАРЬЕРЫ ТЕХ И ДРУГИХ – ЭТО…

Межпоколенная социальная мобильность

2) вертикальная социальная мобильность

3) групповая социальная мобильность

4) горизонтальная социальная мобильность

60. ПОСТОЯННОЕ РАНЖИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЗЫВАЕТСЯ…



1) диффузия

Дифференциация

3) стратификация

4) интеграция

61. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ:

А – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ЭТО ПРИМЕР АСКРИПТИВНОГО СТАТУСА;

Б – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ПРИМЕР ДЕСКРИПТИВНОГО СТАТУСА –ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ:

Верно только Б

2) оба суждения не верны

3) оба суждения верны

4) верно только А

62. ЛИЧНЫЙ (ЛИЧНОСТНЫЙ) СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в общественном транспорте

2) в производственном коллективе

В первичной малой группе

4) в большой социальной общности

63. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в семье

2) в школьном классе

3) в первичной малой группе

1. Прочитайте характеристики античного полководца Александра Македонского и выполните задания.

Александр Македонский жил в IV веке до нашей эры. Он был сыном царя Македонии Филиппа II. В 20 лет Александр стал царём. Известно, что он был невысокого роста, с длинными вьющимися волосами и белой кожей. У него была привычка наклонять голову вправо и смотреть как бы вдаль. Александр был упрям, находчив, смел, обладал сильной волей. Он воевал с персидским царём, покорил Египет и многие государства Азии. На захваченных землях Александр создал могущественную державу, которая распалась после его смерти.

Б. Как вы думаете, какие из этих качеств играли более важную роль в положении Александра Македонского в обществе и почему?

Более важную роль играли приобретенные качества, потому что именно они помогли Александру Македонскому завоевать многие народы и создать большое государство. Прирожденные качества в этом помочь ему не могли.

2. Характер человека (в отличие от прирождённых качеств) формируется на протяжении жизни. Выберите из предложенных черт характера пять самых положительных и пять самых отрицательных качеств.

Пять самых положительных качеств: смелость, решительность, ответственность, отзывчивость, активность.

Как можно их воспитать? Осознать свои хорошие и плохие стороны, правильная самооценка и саморазвитие помогут воспитать в себе положительные качества.

Пять самых отрицательных качеств: лень, грубость, лживость, двуличие, обидчивость.

Как можно с ними бороться? В первую очередь нужно осознать, что в тебе присутствую эти качества. Избавиться от них можно путем самопознания и саморазвития.

4. Составьте небольшой связный рассказ на тему «Положение человека в обществе». В рассказе обязательно должны быть использованы следующие термины: прирождённые черты, приобретённые черты, характер, социальный статус, ответственность, права, обязанности.

Когда рождается человек, у него есть прирожденные черты – внешние данные. Это цвет глаз, волос, цвет кожи. В период социализации дети учатся вести себя в обществе. Они приобретаю определенные навыки, у них формируется характер: ответственность, смелость, целеустремленность. Все это приобретенные черты. В период жизни человек приобретает социальный статус, который дает ему определенные права и накладывает определенные обязанности.

5. Рассмотрите изображения и выполните задания.

А. Определите, какие социальные статусы появились только в современном обществе. Отметьте современные статусы человека буквой «С».

Программист, национальность, президент, покупатель мобильного телефона.

Б. Напишите, с чем связано появление в обществе новых социальных статусов.

Появление новых социальных статусов с техническим, политическим и социальным развитием общества.

В. Перечислите социальные статусы.

Современные социальные статусы: программист, пенсионер, мама в декретном отпуске, покупатель бытовой техники, посетитель компьютерного клуба, летчик, космонавт, капитан подводной лодки, генетик.

Статусы, существующие во все времена: мама, папа, сын, дочь, внук, внучка, бабушка, дедушка, сосед, брат, сестра, учитель, ученик, врач, военный, сирота, мужчина, женщина, ребенок

6. Работаем с историческими фактами.

Франц Лефорт (1655-1699), швейцарец по происхождению, жизнерадостный и доброжелательный человек, оказал большое влияние на взгляды Петра I. Он стал не только советником, но и близким, задушевным другом юного царя. Лефорт служил в армиях разных стран, прежде чем приехал в Россию и поступил на службу в русскую армию. Научился говорить по-русски. Он также владел голландским, немецким, итальянским, английским и французским языками. Сильный и ловкий, он великолепно фехтовал, метко стрелял, не боялся сесть на дикую, необъезженную лошадь.

Александр Васильевич Суворов (1730-1800) родился в семье офицера гвардии. В детстве он не отличался хорошим здоровьем. Тогда Саша стал закаляться: каждый день обливался холодной водой, в любую погоду занимался верховой ездой. Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря. Позднее Александр Васильевич стал великим полководцем. Блистательные победы Суворова над наполеоновскими войсками, легендарный переход через Альпы (1799) принесли семидесятилетнему полководцу мировую славу.

А. Как вы думаете, какие качества помогли Ф. Лефорту и А.В. Суворову достичь значительного положения в обществе?

Целеустремленность, решительность, ответственность, смелость.

Б. Определите главный социальный статус каждого.

Лефорт – советник Петра I

Суворов – полководец

7. Назовите современного вам человека, достигшего значительного положения в обществе. Опишите его (характер, интересы, деятельность, успехи).

Стивен Спилберг. Его дважды выгнали из школы. Ему трижды отказывали в поступлении в киношколу при Университете Южной Калифорнии, мотивируя это тем, что он бездарен. Вместо этого он поступил в Калифорнийский университет в Лонг Бич и стал режиссером самых больших блокбастеров в истории кинематографа, получил три Оскара, Орден Почетного легиона, Медаль Свободы, а также почетную ученую степень в 1994 году от киношколы, которая ему 3 раза отказывала.

Что помогло ему добиться такого положения?

Целеустремленность, вера в себя. Он не делал так, как ему говорили другие, он делал так, как нужно было ему.