Только влюбленный имеет звание человека. Только влюбленный имеет право на звание человека

Афиша: "Литературно-музыкальный сценарий для школьников «Только влюбленный имеет право на звание человека», посвященный Дню рождения великого русского поэта Александра Александровича Блока (о детском, отроческом и юношеском периодах жизни поэта).
Он весь – дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!»
Участники и исполнители:
юные журналисты Дворца детского творчества, актеры молодежного театра-студии «Слово», театра кукол «Солнышко», педагоги Дворца детского творчества.
Действующие лица: ведущая, хореографический этюд, танцевальный дуэт танцевальная группа «Уличный балет», чтецы и актеры
«Только влюбленный имеет право на звание человека!»,
плакат с эпиграфом
Сцена, рядом журнальный столик для ведущей, драпировка из занавеса, подсвечники со свечами, вазы с цветами, картина Крамского «Неизвестная», рояль. Выставка книг. Афиша вечера с эпиграфом (см. название), слайдоскоп;
Музыкальное сопровождение композитора В.Кипора;
Записи: 1. Романтическая музыка Шопена перед началом; 2. «Вальс Терпсихоры», 3. Вальс для пары Ивановых; 4. Танец «Незнакомка» для «Уличного балета».
Звучит фоном музыка, пока усаживаются гости.
На слайде – портрет Блока
Звучит «Вальс». Танцует девочка в белом платье – Терпсихора
Читает юный поэт с томиком в руках на фоне вальса:

Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась.
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалась!
Она беззаботна, как синяя даль,
Как лебедь уснувший, казалась.
Кто знает, быть может, была и печаль…
Как сердце мое разрывалось!...
Когда же мне пела она про любовь,
То песня в душе отзывалась.
Но страсти не ведала пылкая кровь…
Как сердце мое разрывалось!
Читает Ведущий. Вступительное слово.
Певец Прекрасной Дамы, Вечный рыцарь Печального образа - Александр Александрович Блок…! «Настоящий и искренний поэт и человек, поэт волею Божией», - по словам М.Горького. Современник Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, он, по значимости в русской литературе «Серебряного века», стоит в ряду первым из них. Блок смело говорил о судьбах России в ее роковые годы - начала ХХ века, очень любил Родину, размышлял о ее будущем. Это была даже не любовь, а жертвенная в нее влюбленность. Творчество Блока – целая поэтическая эпоха. Но, наверное, никто так прекрасно не пел о любви, как он.
«Только влюбленный имеет право на звание человека!» - эта фраза из стихотворения Блока стала известным афоризмом.
Откуда взялась незаурядность поэта, в чем источник его гениальности?
СЛАЙД Петербурга.
Звучит отдаленно музыка.
Мысленно перенесемся с вами в далекий заснеженный Петербург, на набережную Невы, где в одном из роскошных особняков, ректорском доме, принадлежавшем профессору Бекетову, родился будущий великий поэт России - Александр Блок. Он был единственным и любимым ребенком в старинного рода дворянской, интеллигентной семье его матери. Именно здесь он получил причастие к литературе и науке. С самого раннего детства рос баловнем в семье своего деда и был окружен чрезмерным вниманием прабабушки, бабушек, няни, тетушек и матери. То было «золотое детство, дворянское баловство», - как говорил он сам. Его мать и тетушка были известны в литературных кругах как писательницы и переводчицы.
СЛАЙД из музея – дом и квартира Блоков-Бекетовых
Маленький Блок и мать поэта:
А вы знаете, писать стихи Саша начал очень рано: в 4 года научился читать, и вот в 5 лет уже написал первый стишок про зайца и волка. Прочитай его нам, мой милый.
Маленький Блок читает стихи:
. Вышел зайчик погулять,
Да морковки поискать,
Да капустки пощипать,
Да водицы похлебать.
Вдруг увидел он волчину –
Настоящего мужчину.
Съел волчина тут зайчишку, -
Не балуйте, ребятишки!

Жил-был маленький котенок,
Ну, совсем еще ребенок!
И вот этот котя милый
Постоянно был унылый.
Почему?
Никто не знал,
Котя это не сказал!

Мама: Природа наградила моего сына чувствительным и нежным сердцем, тонкой душой и богатой фантазией. Поначалу он был резвым, капризным и своевольным ребенком. Подрастал стройным мальчиком с вьющимися светлыми волосами, веселый, шаловливый. В детстве общительный, а с годами все более замкнутый. Он рано увлекся чтением. Его всегда можно было застать в нашей огромной библиотеке за каким-нибудь романом или стихами Байрона, Пушкина. Он показывал и свои стихи мне, я радовалась их настроению и звучанию. Уже тогда я предрекла ему громкую славу. Я всегда верила в талант моего мальчика.(уходит)
Ведущая: В 1891 году поступает сразу во 2 класс гимназии.
Выходят «гимназисты».
Поэт (Кирилл): «…Мама привела меня в мужскую гимназию. В первый раз в жизни из уютной и тихой семьи я попал в толпу гладко остриженных и громко кричащих мальчиков; мне было невыносимо страшно чего-то, я охотно убежал бы или спрятался куда-нибудь. Но в дверях класса, хотя и открытых, мне
чувствовалась непереходимая черта».
Никита: « Среди всей этой кутерьмы гимназического бедлама скромно цвел Блок. Именно цвел, я не могу придумать термина удачнее. Он был умнее многих наших сверстников и выше всех на голову. Одни ему завидовали, другие подражали, третьи задирали. Но он всегда держался с чувством полного достоинства и в то же время был прост в общении во всеми.
Виталик: Я помню его всегда спокойное лицо, классически-правильное, бледное, с ясными, задумчивыми глазами. В последних классах гимназии Блок был редактором рукописного журнала «Вестник» и писал стихи, полные радостного мироощущения и духовной красоты.
1.Кирилл:
«О весна, без конца и без краю!
Без конца и без краю мечта!
И т.д.
Виталий:
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо….и т.д.

Ирина:
«Девушка пела в церковном хоре пела…» и т.д

Ведущий: СЛАЙД – фото Блока-ученика
В ту пору Блок был очень хорош собой уже не детской, а юношеской красотой.
Вспоминает его современник Корней Чуковский: « Буйное цветение молодости чувствовалось в его великолепных кудрях, которые светло-каштановыми прядями окружали его лоб, как венок. Высокий, широкоплечий, стройный и немного надменный, но спокойный он казался каким-то переодетым патрицием и излучал какой-то необыкновенный магнетизм. Трудно было представить себе, что на свете есть девушки, которые могут не влюбиться в него.
Влюбленность расцвела в кудрях
И в ранней грусти глаз,
И был я в розовых цепях
У женщин много раз…-
говорил он с такой тоской, словно о печальной повинности, к которой его принуждает кто-то. Лицо его было в тот момент страстно-бесстрастное».
(СЛАЙД – портрет Садовской К.М.) звучит отдаленно музыка
Кирилл: В семнадцать лет перед учебой в Петербургском университете Александр Блок с матерью отправился в путешествие в Европу и в немецком курорте Бадене влюбился в русскую красавицу Ксению Садовскую. Был цветущий май, чувства переполняли юного поэта, а она, ставшая первой страстью юного гения, - высокая, статная, темноволосая, с тонким профилем и великолепными синими глазами являлась прообразом Прекрасной Дамы и героиней многих его юношеских стихов. Их встречи продолжились в Петербурге, они долго блуждали вдвоем по вечернему городу и читали стихи. Садовская оставила значительный след в жизни поэта. Ей он посвятил целый лирический цикл под названием «Через 12 лет…».
Читает стих-е.
Володя входит с дневником:
Образ Прекрасной Дамы волновал поэта с самой ранней юности:
«Вхожу я в темные храмы,
Свершаю свой тайный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад…»
В своем дневнике он писал:
Мое любимое занятие- театр,
Место, где я хотел бы жить – наше имение Шахматово,
Мои любимые писатели_ Гоголь, Пушкин
Мои любимые поэты – иностранные – Шекспир, Байрон
Мои любимые поэты русские – Пушкин, Лермонтов
Мои любимые герои – Гамлет, Тарас Бульба
Моя любимая героиня – Наташа Ростова.

Ведущий. Через год он окончил гимназию и начал серьезно писать стихи
Летом на даче возобновил прерванное с детства знакомство со своей будущей женой – Любочкой Менделеевой, к которой явился на своем высоком белом коне. Он вновь приехал в имение Менделеевых – Шахматово, которое очень любил, их дачи были по соседству, ее отец – ученый Дмитрий Менделеев и дед Блока - профессор Бекетов - были друзьями. В 14 лет Блок увидел и сразу же подружился с Любой. Эта влюбленность вызвала бурю радостных чувств.
Летними вечерами в Шахматово они ставили любительские спектакли по Шекспиру. Блок играл Ромео и Гамлета, Она – Джульетту и Офелию.
«Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце – первая любовь
Жива к единственной на свете, -
писал Блок в то время.
Юлия из студии «Слово»:
Он серьезно увлекся театром и мечтал стать актером. К ним съезжались гости из соседних имений, из Петербурга. Актеры – талантливая молодежь – гимназисты, студенты. Обмахиваясь веерами, усаживалась публика. Над множеством свечей волновался тонкий чад, и сквозь них трепетали занавески, мраморные вазы, золотые кисти, барельефы, колонны, картины… Быстрее бился пульс, развивались локоны, чаще встречались руки, томнее делались взоры, слышнее смех и шепот.
(фоном музыка из «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева)
СЛАЙДЫ – герои играют по Шекспиру
Сцена - Ромео и Джульетта. Выходят, взявшись за руки, читают:
Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междуусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни
И гибель их у гробовой двери
Кладет конец непримиримой розне.
Джульетта: Как ты сюда пробрался, о Ромео?!
Ограда высока и неприступна.
Тебе здесь неминуемая смерть,
Когда б тебя нашли мои родные.
Ромео: Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены,
Джульетта: Тебя увидят и убьют!
Не попадись ты брату на глаза!
Ромео: Меня плащом укроет ночь. Была бы,
Только ты со мной всегда.
Если ж нет, предпочитаю смерть
Чем долгий век без нежности твоей.
Джульетта: Кто показал тебе сюда дорогу?
Ромео: Ее нашла любовь. Я не моряк.
Но если б ты была на краю света,
Я б, не страшась, пустился
в море за тобою.
Джульетта: Мое лицо спасает темнота,
А то б я, знаешь, со стыда сгорела,
Что ты узнал так много обо мне.
Я легковерной, может быть, кажусь,
Но я так сильно влюблена,
Что глупою тебе должна казаться.
Но верь, что я честнее многих недотрог,
Которые разыгрывают скромниц.
Что делать, если я люблю тебя!
Ромео: Святая ночь! Как непомерно счастье!
Джульетта: Ромео! Меня зовут. Я ухожу. Прощай
Ромео: Милая! Клянусь сияющей луной,
Люблю тебя! И нету сил с тобой расстаться!
Джульетта: Прощай, прощай! Рискуешь ты!
А разойтись с тобой нет мочи!
Так и твердить бы век: «Спокойной ночи!»
Ромео: Еще один прощальный поцелуй!
А там сам черт не будет страшен!
Джульетта: Ромео, уходи, а то убьют,
О как прожить мне до рассвета!
(целует и, не отрывая взгляда друг от друга, тихо расходятся)

Аня Куликова: Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте!
Ромео и Джульетта трагически расстаются в самом расцвете своей любви, но влюбленные - актеры Александр Блок и Любовь Менделеева – так вошли в роль и были настолько увлечены друг другом, что не могли прожить в разлуке ни дня. Вскоре Блок делает официальное предложение Любови Менделеевой и получает согласие ее родителей на брак. Через полгода они обвенчались. А еще через полгода вышел его первый сборник под названием «Стихи о Прекрасной Даме», на который вдохновила его Любовь Менделеева. « Ты - мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство. Ты первая моя тайна и последняя моя надежда. Если мне когда-нибудь удастся что-либо совершить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, то это будет Твое, во имя Тебя и для Тебя. Я – твой раб, слуга, пророк и глашатай», - писал Блок молодой жене во время разлуки. Ей он посвятил великое множество стихотворений.
Читает «Мой любимый, мой князь, мой жених»
Звучит вальс – танцуют Василий Иванов в паре с женой Наталией

СЛАЙД « Молодые БЛОК и Менделеева, ее портрет отдельно»

Ведущий: Испокон веков женская тайна, женское очарование, загадочность и прелесть ее были предметом восхищения и величайшего преклонения поэтов. Художники тоже всегда воспевали женскую красоту, женственность, таинственность и нежное очарование ее. Молодая красивая женщина изображена на картине Крамского «Неизвестная».
СЛАЙД КАРТИНЫ. Музыка
Случайно ли она перекликается и образом и названием с блоковской героиней из стихотворения «Незнакомка»? Кажется, что это одна и та же молодая женщина-загадка, роковая обольстительница. Она появилась из сумрака и готова исчезнуть в нем. Завораживают нежные женственные линии изгиба тонкого стана, овала прекрасного лица, взгляд свысока на тех, кто недостоин ее красоты. Но самое замечательное в Незнакомке Блока и Неизвестной Крамского – необыкновенной красоты глаза. Они живут и властвуют, они чаруют и околдовывают омутом бездонности и синевы. На полотне Крамского живет мир красоты и поэзии, совсем как в стихотворении Блока «Незнакомка».
Исполнение стихотворения «Незнакомка»:
За столиком молодой поэт:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!” кричат
И каждый вечер, в час назначенный…
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне»!
Ты право: пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине!

Юля Авакимова читает стих-е « Гармоника»
Наташа Толпаева и Юля Авакимова поют «Любовь – прекрасная страна»

Ведущая: Прошли годы. Октябрьская революция полоснула по судьбе Блока. Имение Шахматово было разорено, сожжена его богатейшая библиотека, их дом на набережной заселили чужие люди. Но Блок с великодушным сердцем воспринял революцию, надеясь, что народу будет легче. В голодной и больной неволе он пишет: «Народ – венец всего земного цвета, Краса и радость всем цветам». Он ни за что не хотел уезжать из России, как бы тяжело не было. Покинуть Россию – ему казалось изменить ей. «Убежать от русской революции – позор», - писал он. Влюбленный в Россию, Блок говорил о ней в стихах: «О, Русь – жена моя!» и сравнивал ее судьбу с судьбой юной красавицы-крестьянки, чья погубленная честь и печальная доля не может не вызывать грусти.
Чтец (Оксана Шевченко) читает:
«Под насыпью, во рву некошеном…»
Ведущий: В этот период произошла личная драма в отношениях с Любовью Дмитриевной. Она ушла к его самому близкому другу – поэту Андрею Белому. Блок, безмерно любивший обоих, великодушно простил им эту двойную измену, не опустившись до злой ревности и мести. Это ей – своей жене, Прекрасной Даме, посвятил он полное драматизма и трагизма стихотворение:
Звучит фоном музыка. Слайды
Чтец – молодой актер Сагалаев Михаил читает на фоне печальной музыки
«О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле…..(и т.д.)
Ведущая: После такого признания Любовь Менделеева вновь вернулась к мужу, но в отношениях между ними уже пробежал холодок. Человек, который мог написать об одной только Прекрасной даме 687 стихотворений подряд – одной только женщине, - невероятный молитвенник! - вдруг замолчал и 2 года не писал о любви. Это была полоса раздумий и разочарований в любви, в революции и смысле жизни.
Об этом – известное всем стих-е «Пляска смерти»
СЛАЙД – Улочка Петербурга. Музыка грустная…
Сагалаев Михаил: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века,
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала.
Аптека. Улица. Фонарь.

Ведущий: Вернул его к жизни театр. Близкое знакомство с актерской средой отмечено в биографии Александра Блока. Блок был директором петроградского Большого театра. Актеры любили своего вдохновителя. «Блок – наша совесть», - говорили режиссеры.
Он был безумно увлечен однажды, встретив на балу свою мадонну. Поэт нашел свою Незнакомку. Это она! И жизнь озарилась новым светом.
СЛАЙД – Портрет Натальи Волоховой
Сагалаев Михаил: Да, бывают же такие женщины! Актриса – Наталья Волохова! Кто видел ее, тот знает, как она была дивно обаятельна! Высокий, тонкий стан, и бледное лицо, и тонкие черты, волосы черные, и глаза, «крылатые», черные, как широко открытые маки огненных очей… И еще поразительна была улыбка, какая-то торжествующая и победоносная. Я как-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму. Другие говорили: «Раскольничья богородица». Между нами будто пробежала искра… и вспыхнула любовь… романтическая, оказавшаяся столь же яркой, как увы! и не столь продолжительной.

Звучит романс « А напоследок я скажу…» Поет Аня Куликова
Ведущая: Настоящая духовная связь и родство было у поэта с известными уже тогда поэтессами: Анной Ахматовой и особенно Мариной Цветаевой, вынужденной вслед за мужем покинуть Родину.
СЛАЙДЫ с ПОРТРЕТАМИ Ахматовой и Цветаевой.
С Цветаевой у них родственные души, их стихи похожи, будто мыслят оба об одном и том же, а почтовый роман в письмах Блока и Марины Цветаевой длился годами. Ему она посвятила несколько стихотворений, в том числе «Имя твое …»
Чтение стихотворения Цветаевой «Блоку»
Слайд – портрет М. Цветаевой
Зучит романс на стихи Цветаевой, музыка М.Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Ведущая: Будто в ответ ей звучат блоковские строки – слова признания в юношеской влюбленности к вечно юной его богине – прекрасной Даме.
Дима Иванов читает стихотворение
«Только влюбленный имеет право на звание человека».
Ведущий: Поэзия Александра Блока будет жить века, пока живет любовь на свете.
Надо так боготворить красоту, так любить Родину и так высоко возносить любимую, как Александр Блок - Человек с большой буквы, Рыцарь Прекрасной дамы и Поэт милостью Божию.

Его поэзия до сих пор служит только Любви, Добру и Красоте. А образ Прекрасной Дамы нашел отражение и в современном искусстве.
Танец «Незнакомка» в исполнении хореографического ансамбля «Уличный балет» МОУ СОШ №7 (Руководитель - Ольга Ранняя)
Представление участников праздника. Фото на память.


Я уже начинала тему о русских женщинах, необыкновенной, подчас трагической судьбы. Я писала об Анастасии Рылеевой, сейчас я хочу рассказать другую историю.

В пору моего увлечения поэзией А.Блока (да собственно, это и сейчас мой любимый поэт), я прочитала стихотворение:

Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?

О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.

Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.

Мне самой тогда было лет 15. Я живо представляла девочку, стоящую в полутемном подъезде старинного петербургского дома, которая с замиранием сердца ждала появления своего кумира. Во все времена девочки тратили время, стоя в ожидании чего-то в подъездах Звезд. Это – возраст, это- проходит. Но у нее не прошло, она любила его всю жизнь. Что она хотела, зачем ждала его, на что надеялась? Она не смогла тогда сказать ему «Я Вас люблю», но он понял все без слов, и она получила отповедь, почти Онегинскую. Девочку звали Лиза.

Происходила Лиза Пиленко (девичья фамилия Кузьминой Караваевой) из обыкновенной дворянско интеллигентской семьи, глава которой кочевал по России, а больше - по окраинам империи, находясь на службе отечеству. Родилась Лиза в Риге, но вскоре семья переехала в Анапу, глухой захолустный городок, где для девочки в небольшом отцовском имении открылся целый сказочный мир - за длинными рядами виноградников высились древние курганы. Здесь Лиза часами наблюдала за археологическими раскопками. Впечатлительная девочка, почитательница Лермонтова и Бальмонта, увиденное слагала в стихи. И первый сборник начинающей поэтессы, вышедший в 1912 году и называвшийся «Скифские черепки», был навеян самыми острыми воспоминаниями детства.
В 1905 году семья переехала в Ялту, где отец возглавил Никитский ботанический сад. Его неожиданная смерть стала страшным ударом для экзальтированной, утончённой Лизы, повергла её в депрессию. После смерти мужа Софья Борисовна Пиленко уехала с дочерью в Петербург к своей сестре, фрейлине царского двора. Лиза очень тосковала по умершему отцу, вопрошала о справедливости самого Бога - «ведь эта смерть никому не нужна».
Это был период взросления. Девочка становилась девушкой. Она часами бродила по туманному, загадочному городу, и в голове её непрестанно звучали стихи, которые она услышала на литературном вечере в каком то реальном училище. А ещё её поразил автор - красивый, с безразличным лицом и странной фамилией Блок. Постепенно к Лизе приходила уверенность, что этот поэт - единственный человек на земле, который поможет унять её душевную смуту. Она нашла его адрес и пошла на Галерную, 41, в маленькую квартирку, не особенно представляя, зачем делает это. В первый раз Лиза не застала Блока дома, во второй - тоже, и когда в третий раз оказалось, что хозяин отсутствует, она решила не уходить до победного конца. И вот он появился - «в чёрной широкой блузе, с отложным воротником… очень тихий, очень застенчивый». Она залпом выкладывает ему о тоске, о бессмыслице жизни, о жажде все изменить в подлунном мире. И, о счастье! Поэт не гонит её прочь, не улыбается снисходительно. «Он внимателен, почтителен и серьёзен, он всё понимает, совсем не поучает и, кажется, не замечает, что я не взрослая…»
Воспоминания об этой встрече сохранились лишь со стороны Лизы. Ей, конечно, хотелось, чтобы Блок увлёкся ею, чтобы он испытал те же чувства, какими наполнилась она сама. «Странное чувство. Уходя с Галерной, я оставила часть души там. Это не полудетская влюблённость. На сердце скорее материнская встревоженность и забота». Эти слова написаны уже взрослой «матроной», таким Елизавете Юрьевне в 1936 году, вероятно, казалось её девичье увлечение или… она хотела так думать. Но есть ещё один свидетель их встречи. Это… сам Блок. Через неделю Лиза получила синий конверт, в который были вложены стихи: «Когда вы стоите на моём пути…» Сегодня эти строчки известны даже школьнику, но тогда они страшно обидели адресата. И действительно, вчитайтесь в первую фразу. Что значит - девушка «стоит на пути» мужчины? Да и тон всего послания менторски холодный, больше о себе, чем о той, которая послужила поводом для стихотворения. А чего стоит совет «И потому я хотел бы, // Чтобы вы влюбились в простого человека, // Который любит землю и небо // Больше, чем рифмованные и нерифмованные // Речи о земле и небе, // Право я буду рад за вас…» Согласитесь, есть на что обидеться девушке, которая далеко не созрела ещё для материнской опеки мужчины. Лиза, конечно, нафантазировала себе после встречи с Блоком романтическую историю, а оказалось, что её просто не любят, заинтересовались ею, как очередной поклонницей… И немудрёно - Блоку то было всего двадцать шесть. Кто же в таком возрасте устоит против обожания юной красавицы? Словом, «сплетения душ» посреди несправедливости мира не получилось, и Лиза даёт себе зарок - никогда больше не встречаться с «предателем».
В 1910 году Лиза вышла замуж за Дмитрия Владимировича Кузьмина Караваева, юриста, друга поэтов и декадентов разных мастей. Молодых людей сблизила не любовь и не страсть, о чём говорит их недолгая совместная биография, в которой не нашлось места теплу, обычным семейным радостям, детям. Их объединило увлечение модными поэтическими и философскими течениями, а главным образом, стремление к богемному образу жизни. Дмитрия Владимировича принимали в самых рафинированных, эстетствующих домах Петербурга, он то и ввёл свою жену в круг выдающихся представителей «серебряного века». Однажды во время дружеской встречи в знаменитой «Башне» Вячеслава Иванова муж, желая порадовать Лизу, предложил ей познакомиться с четой Блоков. Юная жена решительно отказалась, чем удивила Дмитрия Владимировича. Последний, по видимому, не отличался особенной чуткостью и настоял на своём. Блок узнал Лизу. Для нашей героини начался самый смутный период жизни. Теперь она виделась со своим «богом» почти каждый день: общие застолья, развлечения, споры о поэзии, общие знакомые, которые как бы соединяли их, но «не хватало только одного и единственно нужного моста». Неразделённая любовь становилась тем мучительнее для Лизы, чем чаще они встречались. У Блока - законная жена, у Лизы - муж, их встречи всегда проходили на публике. Душевные страдания Лизы усугубились ещё и тем, что её первый сборник стихов решительно не понравился любимому. Он не захотел щадить несчастную женщину, сказал, что её поэзия откровенно подражательная и грешит профессиональной беспомощностью. Лиза снова обиделась и бежала из Петербурга. Бежала от непонимания единственного любимого человека, от той предреволюционной, предкатастрофической истомы, которая овладевала столицей, бежала от постылого мужа в своё имение, в Анапу. Она словно задумала последовать совету Блока, данному ей тогда, в далёкой юности - обратиться лицом к земным радостям и заботам. Здесь, на море, среди трудов на виноградниках (Елизавета Юрьевна занялась виноделием, и весьма деятельно) она даже как будто влюбилась в простого человека и даже родила дочку, которую назвала экзотически Гаяной, что означало - «земля». Но никакие даже совершенно новые впечатления материнства не в силах оказались заглушить в Лизе болезненное чувство к Блоку. Её письма к поэту напоминают исступлённый вопль души - клятвы в вечной любви. «…Мне хорошо думать, что нет в жизни ничего, что бы могло удалить или изменить для меня Вас. Вы знаете, я бы не могла и Гаяну свою любить, если бы не знала, что Вы вечны для меня». «Только одного хочу: Вы должны вспомнить, когда это будет нужно, обо мне; прямо взаймы взять мою душу. Ведь я же всё время, всё время около Вас. Не знаю, как сказать это ясно; когда я носила мою дочь, я её меньше чувствовала, чем Вас в моём духе».
В Елизавете Юрьевне постепенно просыпалось стремление к самопожертвованию. К сожалению, Блок, в котором она совершенно справедливо разглядела гения - существо трагическое по определению, - в её конкретной помощи не нуждался. Он отвечал ей сухо: «Елизавета Юрьевна, я хотел бы написать вам не только то, что получил Ваше письмо. Я верю ему, благодарю Вас и целую Ваши руки. Других слов у меня нет, а может быть, не будет долго…» И все…
Они снова встретятся в Петербурге, перед самой войной 1914 года. Кузьмина Караваева передаст Блоку рукопись своей второй книги стихов «Руфь», наполненной мистическими предчувствиями, религиозной символикой и прежними несовершенствами. Любовь оказалась способной забыть прежние обиды. Но чем старше они становятся, чем настойчивее бьётся в окна их жизни ветер перемен, тем полярнее расходятся судьбы. Блок уходит в армию, а Лиза снова едет в Анапу. Она не сдаётся - снова письма не менее жаркие, чем прежде. От него приходит лишь несколько эгоистических строк, которые потрясли её: «…На войне оказалось только скучно… Какой ад напряженья. А Ваша любовь, которая уже не ищет мне новых царств. Александр Блок». Влюблённая разражается потоками коленопреклонённых восторгов: «Мне кажется, что я могла бы воскресить Вас, если бы вы умерли, всю свою жизнь в Вас перелить легко. Любовь Лизы не ищет новых царств! Любовь Лизы их создаёт… И я хочу, чтобы Вы знали: землю буду рыть для Вас…» И все далее в таком же духе. Но Блок больше не отвечает, ему уже не до экзальтированной поклонницы - слишком громадны собственные проблемы. Да и для Лизы период романтических грёз, в котором самым сложным была любовь к Блоку, заканчивался. Наступала пора суровых испытаний. По видимому, в пылу этих жарких лет у Лизы накопилась усталость, да и на пути её в самый тяжёлый момент испытаний появился человек, на которого она могла опереться- председатель военно окружного суда Д.Е. Скобцов. Она вместе с Гаяной и матерью отправляется за Скобцовым в эмиграцию. В Константинополе Елизавета Юрьевна и Скобцов вступают в законный брак.
Благодарность к Скобцову не переросла в любовь, рядом по прежнему витала тень Блока, смерть которого Елизавета Юрьевна очень тяжело пережила вдали от родины. Стремление принести себя в жертву одному, пусть гениальному, пусть любимому человеку, переродилось у неё в жажду общечеловеческого подвига.
Она становится миссионеркой «Христианского движения» - религиозной организации, которая ставила своей целью помочь нуждающимся русским. Елизавета Юрьевна разъезжала по Европе, встречалась с соотечественниками, читала лекции, выслушивала обиды и нужды, часто сама принимала живейшее участие в их судьбах. Она не брезговала сама взять в руки тряпку и мыло, чтобы убрать в доме больного или показать этим жестом, что терять человеческий облик не следует даже в самом безутешном горе. Она, как может, спасает от самоубийств и преступлений отчаявшихся, разуверившихся. Однако Елизавета Юрьевна понимает, что возможности её в основном ограничиваются лишь духовной помощью. Она разводится с мужем и в 1931 году принимает монашеский сан под именем Марии. Она снимает на улице Лурмель дом, где устраивает приют для сотен голодных, бездомных, туберкулёзных. Она научилась столярничать и плотничать, малярничать и писать иконы, доить коров и полоть огород. Дом матери Марии становится в Париже известным убежищем несчастных.
О смерти матери Марии сложена легенда. Её арестовали в феврале 1943 года. Фашисты предъявили монахине обвинение в укрывательстве евреев и отправили в концлагерь. По воспоминаниям узниц, мать Мария никогда не пребывала в удручённом настроении, никогда не жаловалась, любое издевательство переносила с достоинством и всегда помогала другим.
К ней, как и на воле, по прежнему шли те, кто ломался, кто не в силах был больше терпеть мучений. А через два года, когда приближалось освобождение, мать Мария в женском лагере Равенсбрюк пошла, как утверждают, в газовую камеру вместо отобранной охранниками девушки, обменявшись с ней куртками и номером, мотивируя это тем, что ей самой все равно осталось жить считанные дни. Правда, ни один очевидец этого подвига монахини не подтвердил. Но, согласитесь, человек, заслуживший такую легенду, бесспорно, легендарен.

/по материалам интернета/

Интересно, кому пришла в голову настолько "возвышенная" тема?!?

Аналогичные темы, похожие на сочинение только влюбленный имеет право на звание человека Сочинение на тему что формирует судьбу человека.Как природа влияет на человека сочинение. Реферат право и права человека.

Только влюбленный имеет право на звание челловека а.блок. а.блок эссе

ХахаА)))
лошок)
некто не ответил)

Главная Сочинения А. А. Блок Только влюбленный имеет право на звание человека по любовной лирике А. А. Блока.Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствует неясную тревогу ловит...

Помогите написать эссе на тему:"Только влюблённый имеет право на звание человека"

На самом деле это так и есть. Человек может быть влюбленным в жизнь, в другого человека, любить родителей и родственников и только тогда он Человек! потому что только тогда он знает что такое помощь ближнему, сочуствие, насоящая радость от общения и ощущения близости, щасливые моменты! А тот, кто любит только себя - эгоист, он не знает того что знает любящий, такие люди не ценят никого кроме себя, практически никогда никому не помогаю, а если и помогают то обязательно ждут чего то взамен....

Литературно-музыкальная гостиная в выпускном классе по теме Только влюбленный имеет право на звание человека Добавлено 2014.08.15 Просмотров 54.

Помогите пожалуйста написать эссе по обществознанию, по высказыванию У. Шекспира "Не любит тот, кто про любовь всем труб

А я писала эссе по высказыванию третьему- Только влюбленный имеет право на звание человека) вроде так

20 Тема маленького человека 4 Тема поэта и поэзии 4 Тема природы и человека 4 Тема революции 4 Тема родины 8 Тема России 5 Тема семьи 5 Тема судьбы человека 4 Теория литературы 10 Фантастика вПохожие топики. Сочинение на тему Cеребряный век русской...

Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении.
Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью.
Мне всегда было непонятно, почему худшие из мужчин вызывают интерес у лучших женщин.. .
Сила женщины в том, что ее не объяснишь с помощью психологии. Мужчин можно анализировать, а женщин... только обожать!
Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.
Ты - женщина, и этим ты права!
Можно объяснить другим, почему ты выбрала такого мужа, он нельзя убедить себя в этом.
Женский инстинкт стоит прозорливости великих людей.
Мужчины всегда правы, а женщины никогда не ошибаются.
Отдаваясь, женщина воображает, что дала вечность, а мужчина думает, что получил минуту удовольствия.
Мужчина всегда хочет быть первой любовью женщины, а ей хотелось бы стать последней любовью мужчины.
Будь осторожен. Если женщина сходится с тобой не любя, она заставит тебя расплатиться за это; а если она любит, то заставит заплатить еще дороже.

Общество

Ммм.. . не только.. . я считаю, что можно опровергнуть эту чушь.. . Лично я бы так и поступила...)))

Сочинение на тему обогощение отдельных лиц путь к обогощению всего народа. Сочинение по произведению тарас бульба андрий.Сочинения по рассказу бунина человек из сан-франциско.

Мозги есть?

Этимология слова перчатки. Что символизировала перчатка на протяжении веков?

Слова "наперсток", "перчатки" исторически восходят к одному корню - "перст" - палец; "наперсник" же - к слову "перси" - грудь, т. е. "тот, кого держат около груди, пестуют, как младенца.

По утверждению самого поэта только влюбленный имеет право на звание человека.Единственно возможным представляется герою лишь продолжить видение Ты право, пьяное чудовище! Я знаю истина в вине.

Слова "наперсток", " перчатки " исторически восходят к одному корню - "перст" - палец; "наперсник" же - к слову "перси" - грудь, т. е. "тот, кого держат около груди, пестуют, как младенца", перчатки держали в запахе пальто на груди.
Перчатки раньше назывались перстатицы.
Перчатки.
За многовековую историю они освоили множество функций. Помимо основного предназначения быть частью одежды, перчатки стали элементом этикета, средством флирта, способом вызова на дуэль.
Свидетельство доброй веры, залог чести, чистота сердца (чистые руки и чистое сердце) . Белые перчатки, которые носят священнослужители, означают чистоту сердца и неподкупность. Снятые перчатки означают уважение, откровенность, поскольку того, кто в перчатках, можно скрыть. Бросить перчатку - значит бросить вызов чести. Железные перчатки являются атрибутом Тора и богов-кузнецов. Перчатки подчеркивают жесты рук и их символику.
Мужчина надевает перчатки, отправляясь на прогулку, с визитом, в театр - для каждого случая они разного цвета и качества.
Перчаткам уделялось столько внимания, что Бальзак посвятил им небольшое эссе "Изучение нравов общества по перчаткам". Сюжет его таков: дама, рассматривая перчатки своих гостей, определяет их характер, образ жизни, привычки.
http://nauka.relis.ru/15/0407/15407114.htm

Путь, пройденный перчатками до своего нынешнего положения, достоин всяческого уважения. Самые древние из них были найдены в египетских гробницах. Они представляли собой что-то похожее на современные рукавички - без пальцев или с выделением одного-двух пальцев. Носили их знатные особы, которые берегли свою нежную кожу от воздействия солнца, горячего ветра и прочих неблагоприятных погодных условий.
Но с самого раннего своего, совсем "детского", возраста перчатки играли весьма разнообразные роли в человеческой истории. И защита рук от холода - это далеко не самая главная из них. Например, в Древнем Риме в тонких перчатках обедали: столовых приборов тогда не было, и тканые перчатки позволяли не пачкать руки за трапезой.
Совершенно особую роль обрели перчатки в эпоху Средневековья. Изготовленные из металлической сетки или металлических пластин, они становились грозным оружием в рыцарских поединках и спасали от травм.
Слабые дамы тоже не преминули использовать этот предмет гардероба как грозное оружие: например, Екатерина Медичи любила дарить своим врагам пропитанные ядом перчатки.
К тому же именно перчатки имели в те времена глубокий символический смысл: рыцарь вместе с перчаткой своего повелителя получал повышение в звании, священнослужители - посвящение в сан, а влюбленный повеса - знак взаимности чувств.
Причем символизм перчаток возник еще в древние времена. В той же Римской империи перчатки из красного сукна были символом высшей власти наравне со скипетром и императорской диадемой. Причем правая перчатка имела большее значение, чем левая. И этот символизм сохранился даже в средневековой Европе: снятая правая перчатка трактовалась как жест доброй воли и уважения.

Только влюблённый имеет право на звание человека- по общестыу задали

Это уже есть у Блока!
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.
Любовь - это встряска для тела. В кровь впрыскивается эндорфин и ты летишь. Кажется, что весь мир твой. Это жизнь на гране чувств. Хотя, как считают представители экзистенционализма, ты становишься реальным человеком только пережив эксистенциальный ужас (страх неминуемой смерти) . Пожалуй, это более верное представление о возможности стать настоящим.
юбовь - высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали ещё с античных времён, на всех языках мира. В любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Любовь, как говорится, не стареет.
Любовь бывает разной - страстной, нежной, расчётливой, жестокой, неразделённой… Любовь - это великое чувство, его нельзя потрогать или одолжить, его можно только прочувствовать каждой клеточкой своего тела. Как говорил Блок, «только влюблённый имеет право на звание человека» . Я думаю, что любовь должна быть, непременно, бескорыстной, нельзя любить человека за что-то - это не любовь…
Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина» , после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя святость, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

Это самое прекрасное, самое облагораживающее человеческое чувство, которое дарит человеку крыльяИз записок Марии Волконской Пушкин, как поэт, считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких и молоденьких девушек, с которыми он встречался.

Я бы ни за что не согласилась с таким утверждением! А как же малыши, старики и все остальные, невлюбленные? Они тогда кто, если не люди? Растения что ли?
Бедные дети! Ну и темки вам подкидывают.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Только влюбленный имеет право на звание человека

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Из книги Автоликбез автора Гейко Юрий Васильевич

Единственная глава, которая к автомобилю никакого отношения не имеет. Почти не имеет... Вряд ли можно сказать, что после дня рождения Марины Дюжевой, на который мы так счастливо успели, я «положил на нее глаз», - все шло, как шло. Снимались эпизоды нашего фильма, мы с

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Право человека на жизнь Предпочтительнее то, что само по себе более прекрасно, более чтимо и более достойно похвалы; например, дружба предпочтительнее богатства, справедливость – силы. Ибо первые сами по себе чтимы и достойны похвалы, а вторые – кто не ценит богатство

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный Из арии Фигаро в опере «Свадьба Фигаро» (1786) австрийского композитора В. А. Моцарта, написанной по либретто Л. да Понте (премьера 1 мая 1786 г.). Опера была переведена на русский язык композитором Петром Ильичом Чайковским (премьера 5 мая 1875

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика Из романа (гл. 8) «Черный обелиск» (1956) немецкого писателя Эриха Марии Ремарка (1898-1970), автора многих антивоенных романов, в которых говорится о судьбах так называемого потерянного поколения,

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Тот, кто не жалеет о бывшем (Советском) Союзе, не имеет сердца; тот, кто считает, что его можно сейчас восстановить, не имеет головы Слова (1994?) украинского политика Александра Александровича Мороза (р. 1944), председателя (1994-1998) Верховной Рады Украины.Выражение образовано по

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Влюбленный дьявол (Le Diable amoureux)Фантастическая повесть (1772)Повествование ведется от лица молодого испанского дворянина, едва не ставшего жертвой дьявольских козней. Когда дону Альвару Маравильясу было двадцать пять лет, он служил капитаном гвардии короля Неаполитанского.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Германия и немцы. О чем молчат путеводители автора Томчин Александр

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Из книги Как разобраться в ЖКХ и не переплачивать автора Шефель Ольга Михайловна

5.2. Кто имеет право жить Добавлю кое-что о финансовой стороне лечения. Ни врачам, ни медсестрам и санитаркам там не суют никаких денег в карман - они работают за зарплату. Хотя вручить подарок - цветы или торт - больной может. Врач имеет право выписывать лекарства с учетом

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Человек, влюбленный в Сахалин Первооткрывателями Сахалина были японцы. Летом 1785 года японский корабль, командой которого руководил Могами Токамия, прошел через пролив и пристал к берегам острова. В то время Сахалин населяли айны. У них-то Токамия и позаимствовал легкую

Из книги Банкротство от А до Я автора Травин Василий

Из книги автора

Из книги автора

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) Международное право – особая система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными ими международными