Индивидуально групповые занятия по русскому языку. Конспект занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе

В первом классе списывание с текста, возможно, даже важнее диктантов. Списывание учит ребенка наблюдательности, тренирует концентрацию внимания, способность переносить внимание с печатного текста на свою тетрадь.

Оценивание контрольного списывания в 1 классе

Оценка за контрольное списывание выставляется во всех классах по одним и тем же критериям:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений и ошибок.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» - за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

Обращайте внимание не только на количество ошибок и исправлений, но и выдержана ли высота и правильность строчных букв при переписывании.

Тексты для списывания в 1 классе

Зяблик.

У дома рос куст шиповника. На ветку сел зяблик. К кусту подбежала коза Зорька. Зяблик испугался и улетел.
(19 слов)

Змейка.

Под широким листом затаилась змейка. Я стал наблюдать. Пёс Шарик прыгнул на старый пень. Змейка скрылась в кустах.
(19 слов)

Урожай.

Наступил разгар лета. Хлеба созрели. С утра едет по хлебному полю комбайн. Стоит сухая погода. Люди спешат собрать урожай.
(20 слов)

Весна.

Весна. Тёплый денёк. Весело кричат грачи. Журчат ручейки. Ребята идут на речку. По воде плывут льдины. Над водой летают чайки.
(21 слово)

В лесу.

На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
(21 слово)

Чудеса.

Прошёл сильный ливень. Река вышла из берегов. Она залила луг и цветы. Рыбаки плавали около цветов. Чудеса, да и только!
(21 слово)

Шалун.

Гулял ветер по широкому лугу. Он был весь в белых шарах. Пролетел пулей шалун над лугом. Вот чудо. Пропали шары.
(21 слово)

Хозяин двора.

Лучи солнышка залили ярким светом весь двор. Важно по двору шагал петух Яшка. Он грозный, всех пугал. Яшка - хозяин двора.
(22 слова)

Гуси.

Забрались ребята на птичник. Алеша взял гусёнка. Гуси бросились на мальчика и стали шипеть. Птичница Даша вышла на крыльцо. Птицы затихли.
(22 слова)

Поездка к брату.

Пояснительная записка

программа по индивидуально-групповым занятиям по русскому языку в 3 классе составлена учителем начальных классов на основе авторской программы В. П, Канакиной

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Усвоение этого обширного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, возможно при предварительном изучении путем пропедевтических упражнений, которые состоят из накопления устного опыта, наблюдений за явлениями языка и практического языкового общения, ознакомления с соответствующей терминологией.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

    формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

    развитие коммуникативных умений;

    развитие нравственных и эстетических чувств;

    развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач , решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся Индивидуальная и групповая работа

Прочные и осознанные умения и навыки правильного письма вырабатываются в процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений. И такая систематическая работа в выработке прочных орфографических и пунктуационных навыков достигается как на уроках, так и на индивидуально - групповых занятиях.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя индивидуальная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки -- учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться с другими людьми.

В работе по освоению русского языка приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама индивидуальная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

Как и на уроках, материал на индивидуальных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и дополнительными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

Организация индивидуальных и групповых занятий основывается на определенных принципах.

Принцип связи теории с практикой предполагает формирование умения школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности

Принцип сознательности и активности предполагает активную заинтересованность школьников индивидуальными занятиями и творческую удовлетворённость её результатами. Участники занятий могут оказаться и в роли "поглотителей" информации, и в роли активно добывающих её.

Принцип научности требует не превращать эту работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным.

Принцип научной углубленности. Избранный для индивидуальных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями,

Принцип практической направленности. Однако теоретический аспект изучения русского языка на индивидуальных занятиях не становится самодовлеющим и не может заслонить практическую сторону. Важным и равноценным с другими принципами внеурочной работы является принцип практической направленности

Таковы основные методические принципы организации индивидуальной и групповой работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех педагогической деятельности.

Работа на индивидуально - групповых занятиях должна вестись таким образом, чтобы воспитать у учащихся стремление овладеть русским языком.

Содержание индивидуальных и групповых занятий по русскому языку

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Фонетический анализ слова.

Графика . Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика . . Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное . Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Имя прилагательное . Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин . Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение . Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов .

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Орфография и пунктуация . Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

Разделительный твёрдый знак (ъ) ;

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебник

Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффикс ;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); безударные родовые окончания имён прилагательных;

Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

Раздельное написание частицы не с глаголами;

Подбирать примеры с определённой орфограммой;

Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

Определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

Применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; - безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);

Писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

Индивидуально-групповые занятия по русскому языку

1 час в 2 недели, всего 17 часов

Тема занятий

УУД

план

факт

1

07,09

Предложение.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

2

21.09

Главные и второстепенные члены предложения

3

05.10

Распространённые и нераспространённые предложения.

4

19.10

Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Находить, отличать, выбирать в тексте и из текста

5

09.11

Формы слова. Окончание.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса.

Объяснять значение приставок и суффиксов в слове.

Выделять в словах приставки и суффиксы.

Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

6

Состав слова.

7

23.11

Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Определять

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать использовать

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания

8

07.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

9

21.12

Редактирование текста.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

10

11.01

Род имён существительных.

11

25.01

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода . Падежи имён существительных.

12

01.02

Падежи имён существительных.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделении.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

13

15.02

Падежи имён существительных.

14

05.04

Падежи имён существительных.

15

19.04

Части речи.

16

03.05

Части речи.

17

17.05

Части речи.

Литература

Рабочая программа начальная школа 3 класс УМК «Школа России»

Ребенок с нарушением интеллектуального развития – это «особый» ребенок. У него слабо развиты высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие, особенно мышление, что ведёт к плохому усвоению учебной программы. Применение различных коррекционных упражнений вызывает у такого ребенка интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому стараюсь как можно чаще использовать разные коррекционные задания направленные на коррекцию мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) А также на развитие внимания, речи, ориентирование в пространстве, памяти, воображения, восприятия,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое коррекционное занятие

Тема: Имя существительное. Обобщение.

Цели:

Образовательные : обобщить знания учащихся по теме " Имя существительное", активизировать использование полученных знаний

Коррекционно - развивающие:

Корригировать связную речь, способствовать обогащению и уточнению словаря; Повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений

Развивать словесную систему мышления.

Корригировать память, наблюдательность, внимание

Развивать воображение, логическое мышление, корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию) с использованием индивидуальных и дифференцированных заданий.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать мотивацию к обучению, а так же активность и самостоятельность в процессе учебной деятельности, навык аккуратного письма.

Настрой : - Добрый день, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей улыбкой и начнем заниматься. - - Тему нашего занятия вы определите сами, прослушав стихотворение:

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ

Оно всегда имеет число и род

У него к тому же 3 склоненья есть

Падежей различных сразу целых шесть.

Какая тема спряталась в стихотворении?

На занятии мы вспомним, что мы знаем о существительном, будем выполнять разные коррекционные упражнения, будьте внимательны, пишите аккуратно, старайтесь делать все правильно.

  1. А начнем наше занятие с небольшой шуточной сценки: «В грамматике он силён» , участники ее 2 героя – Люся и Митрофан

Люся. А скажи-ка мне, Митрофан , дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Люся. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Люся. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.

Люся. А какого рода слово «яйцо», Митрофан?

Митрофан. Никакого.

Люся. Почему же?

Митрофан. Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Давайте поможем Митрофану разобраться в этих вопросах.

2. - Но для начала изучим новое словарное слово «хозяйство», для этого составим кластер. – Что вы понимаете под словом «хозяйство»?

(развитие речи, образное мышление через создание художественное изображение букв)

машина

дом ----------- х о зяйств о ------------ мебель

домашние животные посуда

Вещи

Поставьте ударение

Трудные буквы « о» в слове, чтобы их запомнить, давайте нарисуем в виде какого-нибудь предмета, т.е. создадим художественный образ.

Как можно изобразить сразу две трудные буквы « о », чтобы их запомнить на всю жизнь (тарелки, колеса, часы солнышки, в виде копен сена, в виде хрюшек). Я изображу в виде хрюшек.

Составьте предложение со словом «хозяйство».

К какой части речи относится это слово?

Какие части речи вы еще знаете?

Что называется именем существительным?

3 . Карточки (Индивидуальное задание для Зенкова К.)

На карточке даны слова – имена существительные. Но в каждом ряду есть слово, которое относится к другой части речи, его нужно зачеркнуть, оставить только имена существительные . (Все карточки разные)

очки

голова

идти

рука

варить

чашка

кастрюля

тарелка

врач

веселый

учитель

человек

лук

помидор

капуста

вкусный

Для Зенкова К.

Зачеркнуть слова, в которых нет буквы «М»

мама

помощь

идти

сумка

варить

огромный

море

прием

солома

веселый

маска

замок

мороз

помидор

мир

вкусный

- (синий уголок – левый верхний)

Дети получают карточки – проверялочки и путем наложения карточки на листок со словами проверяют, правильно ли зачеркнуто лишнее слово, т. к. невырезанный квадрат должен его закрыть.

4. - Теперь мы можем сказать Митрофану, к какой части речи относится дверь?

А яйцо какого рода?

На доске написаны имена существительные, указать стрелочками какого они рода, объяснить.

Озеро

Мужского рода

Голубь

Женского рода

Урожай

Среднего рода

Герой

Ягода

5. «Зашифрованные слова» - 2 группа Цель: развитие словесного анализа

. - У слов приключилась беда! Посмотрите как они склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите карандаш и проведите вертикальные линии между словами. Подчеркните существительные 1) – 1 склонения, 2) -2 склонения, 3) -3 склонения

1)котиграножницыкуклаземлязаборкроватьгрядкакорова

2)юбкакатерсверчокромашкасловарькурицапотолокобруч

3)виноградночькроватькотлеталошадьмебельстадионпечь

Индивидуальное задание для Зенкова Кирилла

Расшифруй слова, замени цифры буквами алфавита.

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18

6. Работа с деформированным предложением

Ребята, некоторые слова все – таки потерялись, давайте их найдем (слова наклеены в разных местах класса). Составьте предложение.

Найти существительные, определить падеж.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

7. – Вычеркните буквы ф и х и прочитайте пословицу. Объясните

Лфухчшфе хгофрьфкхафя прфафвхда, хчфем хсфлахдфкхафя флхожфхь.

Правда не всегда бывает приятная. Ложь, хоть и сладкая, приятная, но ложь остается ложью)

8. Дерево успеха

9. Упражнение на память. Приём на использование геометрических знаний .
- Запомните фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности.

Вспомните буквы каждой фигуры и составьте слово (молодцы)

Слова наоборот. «Зашифрованное слово».


пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.

Прочитайте предложения. Найдите в каждом предложении лишнее слово, противоречащее его смыслу.

  1. Маленький Саша весело заплакал.
  2. По дороге полз колючий гладенький ежик.
  3. Зайчик перепрыгивал через пеньки, кустики черники, сосны.

Падеж . Прочитай задом наперед и запиши предложения:

горосоН теадоб могор

еН етитуш с могоросон!

Приближается весна, все мы хотим, чтобы быстрее стало пригревать ласковое весеннее солнышко. Давайте сделаем так, чтоб на нашем уроке солнышко уже начало светить и приносить нам радость. Для этого выполните следующее задание: выберите среди предложенных грамматических признаков те, которые мы можем определить у глагола. И в виде лучиков прикрепите к солнышку - глаголу.


Русский язык на отлично! Занятия по русскому языку для 2- 4 класса. Некоторые упражнения из книги Людмилы Анатольевны Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», которая была отмечена дипломом II степени Второй Российской Международной книжной ярмарки по номинации «Учебная литература» …

Занятие 1

С большой буквы пишутся фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия: А лександр С ергеевич П ушкин, город Б ратск, озеро Б айкал, собака Б обик.

1. Вставьте большую букву:

  • в названиях рек: Волга, …бь, …нисей, …ка, …непр, …нгара. …он, …мур;
  • в названия городов: …сква, …десса, …иев, …рославль, …овороссийск, ерчь, …ула, …моленск;
  • в женские имена: …атьяна, …льга, …арина, …юдмила, …ария, …алентина, …катерина, …лизавета;
  • в мужские имена: …ван, …узьма, …лександр, …лексей, …еогий, …ладимир, …иколай, …ячеслав;
  • в имена знаменитых русских воинов: …митрий …онской, …ихаил …утузов, …лександр …евский, …лександр …уворов, …авел …ахимов, …еогий …уков.

Р одина, Р осс ия, К расная площадь, М осква, русс кий.

3. Вставьте вместо точек соответствующие буквы.

(Т-П) Т опил, п опил , …олк, …олк, …ачка, …ачка, …ир, …ир, …ара, …ара, …очка, …очка, …орт, …орт.

(Т-Д) Вед ро, вет ер , …уча, по…ул, …рак…ор, по…ушка, с…ук, …уман, боро…а, …у…очка, про…ук…ы.

(Ш-Ж) Саша, сажа, …аба, …уба, но…ик, су…ить, ме…ок, лу…ок, ло…адь, дер…ать, во…ак, слу…ать, жуж…ать.

4. Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

Зоопарк

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья.

Занятие 2

Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь , сель дь , маль чик.

При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ник.

1. Допишите в словах необходимый знак.

  • Кон-конь
  • стан-стан…
  • стал-стал…
  • галка-гал…ка
  • банка-бан…ка
  • ест-ест…
  • дал-дал…
  • пар-пар…
  • был-был…

2 Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

Тюль/пан , асфальт, крыльцо, льют, письмо, горько, борьба, возьму, стальной, окуньки, раньше, меньше, большое, пальто, школьники.

3. Запомните, как пишутся слова. Если у вас хорошее настроение, эти слова можно пропеть, выделяя голосом орфограммы, тогда получится «словарная опера»

Ма лина, ма шина, ка ртина, ква ртира, за вод, на род, ра бота, ра бочий, ма газин, ка ра ндаш, расс каз, расс вет, зав тра , зав трак , трам вай, пасса жир.

4. Догадайся, в каких словах нужно дописать мягкий знак.

  • Над вареньем летало много ос. — У телеги сломана ось.
  • Миша грушу ел… . — В лесу растёт ел… .
  • Пора красит… крышу. — Маляр красит… крышу.
  • У юры ест… репа. — Юра ест… репу.
  • Лодка села на мел… . — Вот доска и мел… .

5. Вставьте пропущенные буквы.

…одина, …оссия, …расная площадь, …осква, …ру…кий.

6. Вставьте пропущенные большие и маленькие буквы.

Москва — столица нашей Родины. Озеро …айкал — самое большое пресное озеро в мире. Летом мы плавали на теплоходе по реке …олге. Маленькой …нечке купили пряничек, а маленькому …имочке купили ботиночки. Щенок …арик играет деревянным …ариком. Котёнок …ушок похож на …ушок.

7. Найдите 3 ошибки.

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья на их грутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.

Занятие 3

В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ мягкий знак не пишется : птичк а, ночн ой, конч ик.

1. Догадайтесь, где нужно вставить сочетание чк, чн, нч, а где — мягкий знак.

  • Бабочка, гре…а, косто…а, ленто…а, вну…а, ласто…а;
  • бре…ать, ня…ить, пте…ик, ко…ик, телефо…ик, по…ик;
  • ве…ый, гае…ый, ре…ой, ру…ой, то…ый, но…ой
  • мал…чик, пал..чик, пис…мо, прос…ба, бор…ба, воз…му.

2. Запомните, как пишутся слова.

Ка пуста, ка ртофель, ра кета, па льто, комна та, са по ги, ра стение, расс то яние, ре бята, ме дведь, све тить, вместе , севе р, лаге рь, де ревня, бе рёза.

3. Вставьте пропущенные буквы:


М…лина, м…шина, к…ртина, кв…ртира, з…вод, н…род, р…бота, р…бочий, м…г…зин, к…р…ндаш, р……каз, р……вет, за…тр…, за…тр…к, тр……вай, п……жир.

4. Догадайтесь, в каких словах нужно писать мягкий знак.

  • Это мой брат. — Крапиву лучше не брать.
  • Дед стал… стар. — На заводе выплавляют стал… .
  • Юра нёс угол… . — Шкаф поставили в угол… .
  • Стреляй в цел… . — Зайчик остался цел… .
  • Остуди свой пыл… . — Сотри со шкафа пыл… .

Ударной гласной в слове называется буква, которая при произношении выделяется голосом. Все другие гласные в слове называются безударными . Правильно ставить ударение очень важно, так как с изменением ударения может измениться смысл слова: Окуни — окунИ; я плАчу — я плачУ .

5. Прочитайте слова, меняя ударение с первой на вторую гласную. Посмотрите, как меняется смысл слова.

СтрЕки- стрелкИ, гвоздики — гвоздики, кружки-кружки, замок-замок, село-село, стоит-стоит.

6. Найдите 3 ошибки в тексте.

Пошли друзя на речьку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела робота. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик!

Занятие 4

ЖИ, ШИ пиши с буквой И : живу, пушистый.

ЧУ-ЩУ пиши с букой У : прячу, ищу.

ЧА-ЩА пиши с буквой А : чашка, щавель.

1. Вставьте пропущенные буквы:

  • Ш…повник, ш…шки, я свищ…, чиж…к, выруч…й, тотч…с. горяч…я, свеж…й, ч…шка, щ…вель, могуч…я, тиш…на, дремуч….я, саранч…, уж…н, щ…ка, скрипуч…я, я навещ…., ч….ткий, кувш….н.

2. Запомните, как пишутся слова.

Пе нал, пе тух, пе сок, ме тро, ге рой, че тверг, те традь, де журный, шё л, пше ница, зе мляника, весе ло, меся ц, зая ц, уче ник, учите ль.

3. Запомните, как произносятся слова.

Алфави`т, щаве`ль, шофёр, воро`та, кра`ны, к лю`дям, звони`т, портфе`ль, гу`сеница, свёкла, да`ли — дала`, взя`ли — взяла`, по`нял-поняла`.

4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

К…пуста, к…ртоф…ль, р…кета, п…льто, комн…та, с…п…ги, р…стение, р…..т…яние, р…бята, м…дведь, св….тить, вмест…, сев…р, лаг….рь, д….ревня, б…рёза.

5. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.

Нян..чить, брен…чать, греч…ка, пис…мо, гор…кий, прос…ба, оч…ки, внуч…ка, печ…ка, мал…чик, пал…чик, ден…ги, птен…чик, тросточ…ка, шапоч…ка, ден…ки, мален…кий, белен….кий, звёздоч….ка, точ….ка, клеточ….ка, июн…ский, школ…ник, пал…ьто.

6. Найдите 5 ошибок.

Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной ожывает земля. На деревях набухли клейкие почьки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весило чирикают шустрые вороби. Птицы рады солнцу.

Занятие 5

Безударные гласные в слове надо писать такие же, какие пишутся под ударением: двор — дворы, сад — сады, ядра — ядро.

1. Вставьте безударные гласные.

  • Берег — б…рега
  • хлеб — хл..ба
  • дерево — д…ревья
  • зверь — зв…рюшка
  • ночь — н…чной
  • боль — б…льной
  • молодость — м…лодой
  • больше — б…льшой
  • лёд — л…дяной

О сина, со лома, то пор, по суда, со лдат. по том, ули ца, пятни ца, лест ница, го рячий, мо роз, ли сица

3. Вставьте вместо точек ЖИ или ШИ

Иван шил шилом. Мы ……ли у реки. Ту….. огонь. Вот ер…., вари уху. Коля ле…ит. Змея ……пит. Роза ду……стая. Чи……к — птица. У розы ……пы. Пора у……нать. Это ма……на. Е…… зимой спят. Пи……, не спе…… . Много о……бок. У…… ……вут у воды. Кув……ин — посуда. Лу…… высохли.

4. Догадайся, какие гласные нужно вставить после шипящих.

Тишина, верш…на, ж…ть, маш…на, карандаш…, ч…ткий, (они) пряч…тся, (они) шепч…тся, я чищ…, я леч…., ч…шка, горяч…я, дремуч…я, могуч…я, ч…с.

5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

П…нал, п…тух, п…сок, м…тор, г…рой, ч…тверг, т…традь, д…журный, ш…л. пш…ница, з…мл…ника, вес…л…, мес…ц, за…ц, уч…ник, учит…ль.

6. Найдите 4 ошибки

Мы жыли у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландышы. Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочьки играли в прятки.

Название : Грамотность за 12 занятий - Русский язык.

Новая система обучения практической грамотности позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.
Пособие предназначено для учащихся 8-11 классов, абитуриентов и всех желающих в кратчайшие сроки научиься писать грамотно.

Уровень грамотности выпускников - вечный предмет сетований и нареканий. Но, если орфография, этот «молох XX века», остается молохом и в XXI веке, значит, источник проблемы надо искать и в специфике русской орфографии, и в сложившейся системе её изучения.
Можно назвать много причин, которые препятствуют успешному формированию навыков грамотного письма. Укажем хотя бы некоторые из них:
1. Наличие в русском языке орфограмм и пунктограмм с конкурирующим написанием (одному опознавательному признаку орфограммы соответствует несколько правил: о~ё после шипящих, не, союз как, союз и и т.п.) и орфограмм со смешиваемым написанием (отрицательные местоимения и наречия, корни с чередованием и т.п.) является причиной смешивания орфографического и пунктуационного материала, интерференции павыков.
2. Громоздкость многих правил, вызванная грамматичностьЮ русской орфографии, необходимостью при практическом применении правила опираться на большое количество грамматических признаков, делает их неудобными, а иногда и неприемлемыми для оперативного самоконтроля (не с причастиями, н-кн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, обособление определений и приложений).

СОДЕРЖАНИЕ
До экзамена по русскому языку 12 дней? Без паники 4
ЗАНЯТИЕ 1
Написание ь после шипящих на конце слова и в сочетаниях
-шъся, -чься, -жъте, -чьте 8
Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы 9
Написание о-ё после шипящих 10
ЗАНЯТИЕ 2
Деепричастный оборот 12
Написание не со словами 14
Написание и-ы после ц 16
ЗАНЯТИЕ 3
Причастный оборот 18
н-нн в полных прилагательных и причастиях 18
Отрицательные местоимения и наречия 20
ЗАНЯТИЕ 4
Различие не и ни в предложении 21
Обособленные определения и приложения 22
Корни с чередованием 23
ЗАНЯТИЕ 5
Правописание приставок.....25
Вводные слова, словосочетания, предложения 26
Орфограммы на стыке приставки и корня 27
ЗАНЯТИЕ 6
Конструкции с союзом и 29
Междометия. Слова-предложения да, нет 30
Обращение 31
Правописание суффиксов 31
ЗАНЯТИЕ 7
Прямая речь 34
Обобщающие слова при однородных членах предложения 36
ЗАНЯТИЕ 8
Тире в простом и сложном предложении 37
Правописание окончаний 38
ЗАНЯТИЕ 9
Двоеточие в сложном предложении 44
Правописание сложных слов 45
ЗАНЯТИЕ 10
Отличие созвучных форм слов 48
Конструкции с союзом как (точно, будто, словно) 51
ЗАНЯТИЕ 11
Отличие созвучных форм слов 54
ЗАНЯТИЕ 12
Точка с запятой 61

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Грамотность за 12 занятий - Русский язык - Фролова Т.Я. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.