Перечислите основные направления разрушения вектора инерции мышления. Мозг, обучение, здоровье

Инерция мышления

В одном сборнике логических задач читателям было представлено следующее задание: «Археолог нашел монету, на которой было указано, что она изготовлена в 7 году до н. э. Но коллеги сразу сказали ему, что это подделка. Как они это определили?». Сам автор в конце книги сообщил, что ему приходили письма с очень разными и, порой, странными ответами. Некоторые высказывали предположения по поводу рисунков на монетах, некоторые по поводу метала, другие – по поводу места, где была обнаружена монета. Но на деле, ответ оказался намного проще – надпись на монете «до н. э.» могла быть сделана только во время нашей эры, следовательно, – монета была подделкой.

Почему такой очевидный ответ вызвал трудности у множества людей? Подобный подход к решению задач, который основывается на предыдущем опыте или уже известных способах действий, получил название ригидности или инертности мышления.

Суть понятий «ригидность» и «инертность» мышления

Изучение инерции и ригидности мышления имеет продуктивную и длинную историю в области психологии. Систематические исследования ригидности можно проследить до гештальт-психологов конца XIX – начала XX века: Раймонд Кэттелл, Элс Френкель-Брансуик, Уильям Джеймс, Курт Левин, Авраам Лачинс, Милтон Рокеш, Чарльз Спирмен и Луи Терстоун внесли существенный вклад в изучение этого феномена. Более 100 лет систематического изучения психологической ригидности накопили большой объем исследований с некоторыми ясными и установленными результатами. Однако споры, связанные с несколькими фундаментальными аспектами этого феномена, остаются.

Что такое ригидность? Как это измеряется? И каковы причины и корреляции сопротивления изменениям? Для социальных психологов ответы на эти вопросы имеют особое значение. Ведь психологи всегда интересовались изменением поведения. Если просуммировать опыт исследований в этой области, ригидность – это сопротивление любым изменениям в поведении или суждениях.

Ментальная ригидность в психологии понимается как процесс, в котором индивид ведет себя определенным образом из-за предшествующего опыта. В области психологии ментальные наборы, как правило, рассматриваются в процессе решения проблем с акцентом на процесс отрыва от конкретных ментальных установок в формулировании понимания задачи. Нарушение умственных наборов для успешного решения проблем подпадает под три типичных этапа: а) тенденция к решению проблемы фиксированным образом; б) безуспешное решение проблемы с использованием методов, предложенных предшествующим опытом; в) осознание того, что решение требует разных методов.

Не менее важным и интересным понятием является инерция мышления. Люди часто проявляют свою естественную инерцию в процессе освоения инноваций или знаний. Они, как правило, следуют оригиналу, избирают привычные пути мышления и прибегают к их предшествующим знаниям и опыту при решении проблем. Такая рутинная стратегия решения задач называется «инерцией знаний».

Изначально понятие «инерция» было введено в области физики и использовалось для описания тенденции движения объектов. Но с 1980-х годов понятие стало применятся в разных областях, например, аутсорсинговая инерция (Мол, Котабе, 2011), инертный потребитель (Хан Х. и Ким и Э. Ким, 2011), организационная инерция (Д. Келли, Терри Л. Амбергей, Скотт А. Снелл, К. Гресов и Хизер A. Хевмен и др.). В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что инерционное поведение в процессе обучения и обмена знаниями препятствует творческому мышлению и прямо влияет на успешность выполнения заданий. Именно в таком контексте рассматривается инертность мышления.

Фактически инерция и ригидность мышления – это отказ от поиска новых путей и возможностей при решении задач или ситуаций.

Несмотря на долгую историю изучения ригидности, феномен продолжает привлекать исследователей из различных психологических дисциплин.

Концепт ригидности мышления привлек исследователей со всего мира: Африки, Китая, Восточной Европы, Индии, Японии, Мексики, Пакистана, России, США и Западной Европы.

Один из наиболее полных обзоров ригидности был представлен в часто цитируемой статье «Психологический бюллетень» Шейлы Чоун (1959) более 40 лет назад. В то время Чоун заявила: «Немногие основные темы современной психологии, по-видимому, предлагают больше перспектив, чем ригидность, и объем работы, которая проводится по этому вопросу, растет с каждым годом».

Еще одна тема, отмеченная Чоун, - это различие между функциональным и структурным подходами к ригидности, различие, сформулированное в более ранних статьях Коунина (1948) и Вернера (1946). Структурный подход рассматривал ригидность в терминах величины дифференциации между «ментальными областями». Человек с четко определенными и отчетливыми областями был очень консервативным и ригидным, а человек с менее четко определенными ментальными областями проявлял меньший уровень. Напротив, функциональный взгляд на данный феномен рассматривал его не как инструмент для организации информации, а как способ использования информации для решения проблем.

В своем обзоре 1959 года Чоун отметила, что трудно определить конструкцию ригидности. Действительно, этот термин использовался для описания ментальных наборов, установок, этноцентризма, стереотипии, отсутствия гибкости, упорства, авторитаризма и неспособности изменить привычки. В своем обзоре Чоун не смогла дать последовательного определения ригидности, отчасти потому, что среди исследователей не было единого мнения.

Понятие ригидности как одномерной конструкции датируется концом 1800-х годов и позднее было сформулировано Спирменом (1927), который назвал ее «ментальной инерцией». До 1960 года были выведены различные по своей форме и содержанию определения ригидности. В качестве примера можно привести формулировку Гольдштайна: «исполнение в недостаточной степени», Вернера: «отсутствие изменчивости ответа», «неспособность изменить свое понимание задания, когда того требуют объективные условия», «сопротивление переходу от старой к новой дифференциации».

Полезной разработкой с 1959 года был «Открытый и закрытый ум» Рокетаха (1960). Подводя итог широкому кругу подходов к конструкции, Рокетах определил ригидность как сопротивление изменениям убеждений, взглядов или личных привычек. Полезность этого определения – его многомерный характер. Ригидность – это не просто «упорство» поведения в определенной задаче, а разделение на когнитивные и поведенческие компоненты.

Но есть одно важное различие между персеверацией и привычкой. Привычка – типичная картина поведения, то есть поведенческий набор, в то время как ригидность – это еще и когнитивные установки, предшествующие поведению. Примеры привычек могут включать в себя ежедневные процедуры, такие как прохождение маршрутов от работы до дома. Сами по себе привычки не являются ригидными, это происходит только тогда, когда поведенческий паттерн продолжает сталкиваться с давлением.

История изучения эффектов ментальной ригидности и инерции

В процессе изучения этого феномена большое внимание уделялось изучению способа решения мыслительных задач. В традиционных экспериментах К. Дункера изучалась способность испытуемых применять привычные предметы непривычным путем. Задача была такова: имелась коробка с кнопками, свеча и спички. Свечу нужно было закрепить так, чтобы воск не капал на пол или стену (Рис 1).

В ходе исследования выяснилось, что большинство людей практически не способны разделять предмет и привычную функцию, которую он выполняет. Дункер писал: «…инертное мышление, по крайней мере в некоторой своей части, является препятсвием или затормаживанием непривычных действий».

Но особый интерес при изучении данного явления имеет эффект Лачинса или эффект установки . В классическом варианте эксперимента испытуемым предлагалось три сосуда разного объема и бесконечный запас жидкости. Производя реальные или мыслительные манипуляции с сосудами, испытуемый должен был в конечном итоге получить исключительно определенный объем жидкости в каждом сосуде. Изначально, участникам предлагался ряд задач, решить которые можно было только одним единственным способом – так называемые установочные задачи. Затем, предлагались задания, которые уже имели два варианта решения, причем новый вариант решения был значительно легче предыдущего. В конечном счете, большинство испытуемых решали эти задачи одним привычным для них способом, который они применяли в начале испытания. Если же экспериментатором давалась установка на поиск нового способа решения задания, участники тратили намного больше времени для поиска нового пути решения проблемы.

Выявленный феномен привлек внимание многих исследователей, которые впоследствии выявили множество факторов, ослабляющих или усиливающих эффект Лачинса. Так, количество решенных задач с использованием только одного варианта решения значительно уменьшается, если перед началом исследования на доске написать выражение «Не будь слепым!». Если же время или количество попыток ограничено, что приводит к повышению тревожности, действие эффекта значительно возрастает.

Также было установлено влияние мотивации на инерцию и ригидность мышления. То есть, чем больше у испытуемого выражена мотивация на достижение успеха, тем чаще он будет использовать вариант, который неизбежно приведет его к успешному решению задачи.

В следующей серии исследования группе была предложена задача со всадниками (Рис 2).

Нужно было расположить карточки таким образом, чтобы все всадники одновременно оказались на лошадях. Нюанс этого испытания состоял в лишних деталях – искривленных спинах лошадей. Зачастую, испытуемые пытаются поместить всадников на спины лошадей перпендикулярно, а нужно расположить их параллельно друг другу.

Таким образом, множественные исследования показали, что ригидность, стереотипизация, инерция мышления используются нами, прежде всего, для экономии времени и энергии. Действительно, чтобы каждый раз не принимать решения, которые касаются самых мелочных вопросов, мы действуем по ранее намеченному плану, избавляя себя тем самым от постоянного анализа ситуаций. Но, в то же время, «мыслительная лень» часто блокирует или нивелирует творческий потенциал, нестандартные подходы к задачам.

Основные закономерности и способы преодоления психологической ригидности и инертности

Анализ литературы позволил вывести основные «эффекты », которые задействуются при типовом инертном и ригидном мышлении.

6 основных

Причины возникновения

Основное проявление закономерности и примеры

Способы устранения

Неспособность анализировать или «одностороннее» рассмотрение проблемы.

Склонность доверять только «проверенным» методам решения задач, узкий кругозор и низкая эрудированность, наличие большого количества штампов и шаблонов выполнения задач, консерватизм, низкий творческий потенциал.

Неспособность анализировать ситуацию со всем множеством взаимосвязанных факторов, кроме тех, которые воспринимаются привычно, сложность в использовании привычных предметов «непривычным путем».

Пример: эксперимент К. Дункера

«…испытуемым давали коробку с кнопками и свечу; задача – прикрепить свечу к стене так, чтобы она располагалась вертикально и нормально горела. Испытуемые придумали множество хитрых способов, причём некоторые были совершенно невероятны по изобретательности и сложности. Однако большинство испытуемых не смогли догадаться, что нужно вынуть кнопки из коробки, прикрепить её к стене, а затем поставить в неё свечу. Когда другой группе испытуемых в том же эксперименте вначале показывали пустую коробку и кнопки, высыпанные на стол, это подсказывало им правильное решение, и они находили его быстрее».

Решение задач привычным и удобным способом, избегание поисков новых вариантов решения проблемы.

Пример:

«На одном из семинаров по теории изобретательства

была предложена слушателям такая задача: «Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньше, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп? Эта сложная проблема до сих пор не решена». Слушатели – высококвалифицированные инженеры, заявляли, что они не берутся решать эту задачу: - Тут квантовая физика, а мы - производственники. Раз другим не удалось, нам подавно не удастся... Тогда я взял сборник задач по алгебре и прочитал текст задачи: «Для отправки 300 пионеров в лагерь было заказано несколько автобусов, но так как к назначенному сроку два автобуса не прибыли, то в каждый автобус посадили на 5 пионеров больше, чем предполагалось. Сколько автобусов было заказано?» Задача была решена мгновенно».

Всесторонний анализ задачи, поиск нескольких альтернативных вариантов решения. Сопоставление переменных не только с личностным опытом, но и с фактической стороной задачи.

Методы преодоления психологической инерции, выявленные Г. С. Альтшуллером и пр.

Трактование ситуации или проблемы, исходя из опыта других людей

Экономия времени и энергии. Люди склонны доверять чужим суждениям касательно вопросов, в которых они сомневаются или не знают ответа. Опыт других людей в удачном разрешении задач переносится на свою проблему или ситуацию.

Сокращение времени на принятие решения или формирования мнения, исходя из опыта, полученного другими людьми в схожих ситуациях.

Пример: К.С. Станиславский об актерских штампах

«…Так, например, любовь выражается воздушными и настоящими поцелуями, прижиманиями к сердцу и своей, и чужой руки (так как принято считать, что человек любит сердцем), коленопреклонениями (причём красивые и благородные опускаются на одно колено, чтобы быть картиннее, а комики – на оба, чтобы быть смешнее), закатыванием глаз кверху (при возвышенных чувствах, к которым причисляется любовь, смотрят кверху, то есть на небеса, где находится всё возвышенное), страстными движениями (нередко граничащими с членовредительством, так как влюблённый не должен владеть собой), кусанием губ, блеском глаз, раздутыми ноздрями, задыханием и страстным шёпотом, резко выделяющим свистящие «сссс...» (быть может, потому, что в самом слове «страсть» их много), и другими проявлениями животного сладострастия или слащавой сентиментальности. Волнение выражается быстрым хождением взад и вперёд, дрожанием рук при распечатывании писем, стуком графина о стакан и стакана о зубы при наливании и питье воды. Спокойствие выражается скукой, зеванием и потягиванием. Радость – хлопанием в ладоши, прыжками, напеванием вальса, кружением и раскатистым смехом, более шумливым, чем весёлым. Горе – чёрным платьем, пудреным лицом, грустным качанием головы, сморканием и утиранием сухих глаз. Таинственность - прикладыванием указательного пальца к губам и торжественно крадущейся походкой».

Анализ проблемы или ситуации с использованием своего «ощущения» для решения задачи, отход от общепринятых стандартов.

Стереотипность мышления

Низкий интерес к новой информации, которая может существенно повлиять на восприятие ситуаций или объектов, экономия времени при принятии решений, низкий познавательный интерес.

Экономия времени и мыслительных процессов при восприятии ситуации или формировании мнения, решения, отношения.

Пример:

«На детских рисунках Спенсера тень какого-нибудь предмета изображалась всегда чёрной. Молодой рисовальщик видел на своём небольшом веку, разумеется, множество теней, и так как он не имел на этот счёт никаких заранее установленных мнений, а в большинстве виденных им случаев тень приближалась к чёрному цвету, то глаз его неспособен был различить противоположные случаи. Так дело шло до восемнадцати лет. Тут Спенсер встретился с одним артистом-дилетантом, который стал ему доказывать, что тень бывает не чёрного, а нейтрального цвета. Молодой человек спорил, приводил в доказательство свое собственное наблюдение, но наконец должен был сдаться. Тут только глаза его прочистились, и он убедился, что до сих пор орган зрения обманывал его, докладывая, что тень всегда чёрная; он увидел, что она бывает весьма часто цветная. Прошло несколько времени, и чтение популярного сочинения по оптике навело его на раздумье о причинах цветных теней. И когда, вследствие этого, у него составилось определённое понятие о тенях, глаза его стали очень явственно различать оттенки их. Поняв, что цвет тени зависит от цвета всех окружающих предметов, способных испускать лучи и отражать свет, он увидел очень ясно, что, например, в лунную ночь, возле газового фонаря, карандаш, помещённый перпендикулярно к листу бумаги, даст две тени: пурпурно-голубую и жёлто-серую, производимые отдельно горящим газом и луной».

Неумение переносить знания в смежные или другие области.

Пример:

Ученые-микробиологи ставили тысячи опытов, чтобы найти пути победы над болезнетворными бактериями. Но проведению опытов часто мешала плесень. Там, где она появлялась, микробы сразу гибли. Микробиологи отчаянно боролись с плесенью, берегли от нее лабораторную посуду. И только через 20 лет английский исследователь Флеминг пришел к выводу, что плесень содержит какое-то вещество, уничтожающее микробов, и его можно использовать для лечения болезней. Так появился пенициллин.

Всестороннее рассмотрение задачи или ситуации, развитие мышления путем решения логических задач, упражнений, переформулировка задач, развитие ассоциативного мышления, нестандартное применение обычных объектов или терминов.

«Мысль на оценку»

Высокая тревожность, неадекватное отношение к критике, неуверенность в себе и своих силах, неспособность объективно анализировать неудачи.

Привычка излагать и генерировать идеи и мысли строго шаблонами и стандартами, за которые ранее получали похвалу.

Пример: В. М. Дорошевич:

«….половину курса (русского языка) они посвящают главнейшим образом на то, чтоб изучить, где надо ставить и где не надо ставить букву, которая совсем не произносится. Вторая половина курса посвящена изучению «древних памятников» и того периода литературы, который никого уж не интересует. Всё, что есть живого, привлекательного и интересного в «предмете», исключено. Мертвые сочинения, вместо того, чтоб развивать, приучать мыслить, приучат к «недуманию». И в результате... Три четверти не в состоянии мало-мальски литературно писать по-русски. Привычка к шаблону в области мысли».

Работа с тревожностью, вызываемой негативными оценками труда или идей, формирование адекватного отношения к критике.

Влияние терминов и названий на восприятие и оценку

Анализ «текстовой» стороны проблемы или ситуации, принятие решений исходя из лингвистического значения слова.

Восприятие лингвистических формул и концептов оказывает прямое влияние на дальнейшее поведение людей.

Пример: Б. Уорф

«…Фактор обозначения проявлялся ранее всего тогда, когда мы имели дело с языковым обозначением, исходящим из названия, или с обычным описанием подобных обстоятельств средствами языка. Так, например, около склада так называемых gasoline drums - «бензиновых цистерн» - люди ведут себя соответствующим образом, т.е. с большой осторожностью; в то же время рядом со складом с названием empty gasoline drums - «пустые бензиновые цистерны» - люди ведут себя иначе: недостаточно осторожно, курят и даже бросают окурки. Однако эти «пустые» (empty) цистерны могут быть более опасными, так как в них содержатся взрывчатые испарения. При наличии реально опасной ситуации лингвистический анализ ориентируется на слово «пустой», предполагающее отсутствие всякого риска. Возможны два различных случая употребления слова empty; в первом случае оно употребляется как точный синоним слов null, void, negative, inert (нулевой, порожний, ничтожный, неактивный), а во втором – в применении к обозначению физической ситуации, не принимая во внимание наличия паров, капель жидкости или любых других остатков в цистерне или в другом вместилище. Обстоятельства описываются с помощью второго случая, а люди ведут себя в этих обстоятельствах, имея в виду первый случай. Это становится общей формулой неосторожного поведения людей, обусловленного чисто лингвистическими факторами».

Анализ лингвистической стороны задачи с минимальным использованием «укоренившихся» словесных шаблонов.

Усложнение решения задач

Попытка выделиться и «отойти от шаблонов», сделать «не как все», часто возникает из-за демонстративности поведения, желания быть в центре внимания.

Несмотря на то, что в большинстве случаев инертность и ригидность мышления проявляется в упрощении решения ситуаций и следовании шаблонов, стереотип «сделать не как все» занимает такое же прочное место в сознании многих людей.

Пример:

«…Абрахам Лачинс, начиная с 1942 года, использовал методику, известную из различных интеллектуальных тестов: испытуемому говорится, что в его распоряжении имеется три сосуда различной ёмкости и неограниченное количество воды; затем предлагается, манипулируя этими сосудами (на бумаге или реально), отмерить строго определённое количество воды. «Эффект Лачинса» достигался следующим образом: испытуемым давалась установочная серия из пяти задач, решить которые можно было только одним и весьма сложным способом. Затем предъявлялись задачи, которые имели два решения – очевидное и сложное. Оказалось, что большинство испытуемых пытаются решить новые и несложные задачи наработанным сложным (!) способом... Эффект усиливается под влиянием стрессовых факторов (тревожность, жёсткий лимит времени и т.п.), и не зависит от уровня интеллекта испытуемого».

Варианты решения задачи должны нести правильную нагрузку со стороны практического применения, а не простого отличия их от других, более простых способов.

Представленная таблица составлена на базе литературы, проработанной И. Л. Викентьевым .

4 из 6 приведенных выше закономерностей были в свое время описаны еще Ф. Беконом (1561-1626) – так называемые ошибки мышления . «Стереотипность мышления» - идолы пещеры, «Влияние терминов и названий на восприятие и оценку» - идолы площади, «Неспособность анализировать или «одностороннее» рассмотрение проблемы» - идолы рода, «Стереотипность мышления» - идолы театра.

Проблема представлена в первом приближении, и таблица пока еще не содержит в себе исчерпывающего количества примеров и закономерностей, полностью строящего модель этого сложного явления, что еще раз подтверждает остроту и перспективность изучения темы инерции мышления. Поэтому для полного понимания явления необходимо более детальное и глубокое обобщение проблемы путем анализа литературы (поиска примеров), которое в нашей таблице, к сожалению, представлено не в полном объеме.

Таким образом, анализируя таблицу, стоит понимать, что инертность мышления часто закрывает путь для новых изобретений, подходов, идей. Творческий потенциал и созидание могут приравниваться к нулю, если человек закрыт для новой информации и мыслит исключительно «для своего удобства».

При пояснении понятия ригидности и инерции часто приводят пример с Аристотелем. Когда-то в одном из своих трактатов он написал, что у мухи 8 ног. Такого мнения придерживались веками, пока кто-то не решил их пересчитать. Их оказалось 6.

Список литературы:
  • 1. Тайны мышления: популярная психология, М., «Мой Мир», 2005 г.
  • 2. Станиславский К. С., О различных направлениях в театральном искусстве / Моё гражданское служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек, М., «Правда», 1990 г.
  • 3. Дорошевич В. М., Русский язык / Дорошевич В.М., Антология сатиры и юмора России XX века, Том 48, М., «Эксмо», 2006 г.
  • 4. Михайловский Н. К., Что такое прогресс? / Избранные труды по социологии в 2-х томах, Том 1, СПб, «Алетейя», 1998 г.
  • 5. Бенджамин Уорф, Язык и мышление, в Сб.: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2008 г
  • 6. Альтшуллер Г. С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1969 г.
  • 7. Гальперин П. Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопр. психол. 1980. № 1. С. 31-38.
  • 8. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления: Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 199-221.
  • 9. Майер Н. Об одном аспекте мышления человека // Психология мышления: Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 300-314.
  • 10. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 279 с.
  • 11. Cowen Е . L. The influence of varying degrees of psychological stress on problem-solving rigidity // J. of Abn. and Soc. Psychol. 1952. N. 47. P. 512-529.
  • 12. Luchins A. S. Mechanization in prblem-solving // Psychol. Monogr. 1942. V. 54. N. 6 (248).
  • 13. Luchins A. S., Luchins E. N. Rigidity of behavior. Eugene, Oregon, 1959.
  • 14 Luchins A. S., Luchins E. H. Wertheimer"s seminars revisited. Problem-solving and thinking. V. 3. Albany, 1970. 439 p.
  • 15 Maltzman I., Fox J., Morriset L. Jr. Some effects of manifest anxiety on mental set // J. Exp. Psychol. 1953. N. 46. P. 50-54.
  • 16. Rees H ., Israel H. An investigation of the establishment and operation of mental sets // Psychol. Monogr. 1935. V. 46. N. 6 (210). Van de Geer I. P. A psychological study of problem-solving. Ch. III. Haarlem, 1957. 214 p.
  • 17. Викентьев И. Л. Инерция мышления по Г.С. Альтшуллеру // http://vikent.ru/enc/691
  • 18. Викентьев И. Л. Ошибки мышления по Фрэнсису Бэкону // http://vikent.ru/enc/692
  • 19. Викентьев И. Л. 57 материалов по теме инерция, ригидность мышления // http://vikent.ru/enc-list/category/139

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Вслед за начавшейся войной между Арменией и Азербайджаном с последующими за ними этническими притеснениями 11 сентября 1988 года произошёл первый публичный призыв к восстановлению независимости Эстонии. И снова советское общество достаточно спокойно отреагировало на данный факт. Как и на то, что уже 16 ноября — на внеочередной сессии Верховного совета Эстонской ССР были приняты Декларация о суверенитете и Декларация о союзном договоре. Литва, Латвия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Молдавия — начавшийся парад суверенитетов просто кричал, что процесс распада страны набирает обороты. Но как реагировало на него советское общество? Абсолютно спокойно, уповая, как обычно на Руси, что «наверху лучше знают, что делают», «начальники разберутся», «и не такое переживали» и т.д. При этом «наверху» — одно из двух-либо действительно знали, что делали, либо понятия не имели, что делать. Так называемые попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране

А.В.Сопельняк

за год на 2% . В

Аналитическом центре при правительстве России подчёркивают, что из-за пробуксовки программы импортозамещения существенно выросли цены «на все ключевые социально значимые продукты питания». Вот такое импортозамещение! Подобная картина наблюдается во всех, без исключения, отраслях РФ. Чем путинское «импортозамещение» отличается от горбачёвской «перестройки»? Чем локальные конфликты на окраинах СССР, война в Афганистане, в которых гибли тысячи русских солдат, отличаются от неразрешённого конфликта в Донбассе и войны в Сирии? Ничем. А реакция общества, подбадриваемого «победами» телевизионной пропаганды, аналогичная. Большинство людей продолжает следовать курсом инерции мышления. Горбачёв, спустя четыре года бездарного управления, признал, что в СССР кризис. В 1989 году было впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). Путин, судя по всему, не собирается это делать, тем более, что впереди — президентские выборы.

называют следующие :

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Как и в позднем СССР, доживавшем свои последние годы, жизнь граждан в путинской России обладает всё той же психологической инерцией. Люди, в основном привыкшие или приученные мыслить определёнными штампами, жить в определённой системе расставленных пропагандой координат и методик, не могут выйти за их барьеры, чем игнорируют восприятие надвигающихся и уже происходящих сложнейших для выживания государства процессов. Причём не только глобальных, но и касающихся лично каждого.

Хронология распада Союза у переживших шесть лет правления М. С. Горбачёва в основном зафиксировалась в памяти на кульминационных событиях (и медийных личностях) 1990-1991 годов. Как будто только и исключительно они повлияли на ход и крушение советской истории. Масса других предшествующих Беловежскому сговору вех, фактов, тенденций, явлений попросту игнорировалась общественным мнением.

Например, в 1985 году Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачёв и его сторонники начали политику перестройки. Мало кого из рядовых обывателей всколыхнул данный факт. СССР, как утверждала тогдашняя пропаганда, находился на пике своего могущества, социализм был построен, государство шло к построению коммунистического общества. Зачем что-то нужно было перестраивать? Но народ «проглотил» эту наживку, практически не проанализировав и не сделав на тот момент никаких глубоких выводов.

Какие явления породила перестройка? Помимо того, что резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в том числе радикальные и националистические, движения и организации. Великая страна достаточно вяло отреагировала на межобщинный конфликт в Нагорном Карабахе в 1987 году, возникший на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане.

Вслед за начавшейся войной между Арменией и Азербайджаном с последующими за ними этническими притеснениями 11 сентября 1988 года произошёл первый публичный призыв к восстановлению независимости Эстонии. И снова советское общество достаточно спокойно отреагировало на данный факт. Как и на то, что уже 16 ноября — на внеочередной сессии Верховного совета Эстонской ССР были приняты Декларация о суверенитете и Декларация о союзном договоре. Литва, Латвия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Молдавия — начавшийся парад суверенитетов просто кричал, что процесс распада страны набирает обороты. Но как реагировало на него советское общество? Абсолютно спокойно, уповая, как обычно на Руси, что «наверху лучше знают, что делают», «начальники разберутся», «и не такое переживали» и т.д. При этом «наверху» — одно из двух-либо действительно знали, что делали, либо понятия не имели, что делать. Так называемые попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране.

В психологии есть такое понятие — инерция мышления. Это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Как пишет А.В.Сопельняк , «психологическая инерция мышления тем сильнее, чем большим объемом знаний мы обладаем». Любую информацию человек и общество гносеологически воспринимают в рамках имеющейся или общепринятой системы знаний.

Примером инерции мышления является упорное отстаивание общепринятой точки зрения или принятие на веру положений, высказанных авторитетными людьми, которые характерны для всех времен, не исключая наших дней. Аристотель, великий естествоиспытатель древности написал в одном из своих сочинений, что у мухи восемь ног. Этому свято верили до тех пор, пока кто-то не удосужился пересчитать ноги назойливого насекомого. Их оказалось шесть.

Вспомним, как тяжело принимаются научной средой принципиально новые направления или оригинальные предложения, что является проявлением психологии инерции мышления. Их можно отследить в мировой литературе, в драматургии и кинематографе. Вокруг света за 80 дней — это невозможно. Выйти в космос — нереально. Клонировать человека — невероятно. Сеансы телефонной видеосвязи — это фантастика. Распад СССР — этого не может быть, потому, что не может быть никогда. Народ верил в это, как сейчас верит в стойкость и непоколебимость курса властной группировки в РФ.

Заметили ли вы, как часто самое трудное, неизбежное мы откладываем на самый конец: самое трудное ведь самое противное, и при одной мысли о нем мозг охватывает торможение, которое физиологи метко назвали охранительным. Подобно горбачёвской перестройке путинская власть в 2014 году объявила в России политику импортозамещения. Три года малопродуктивной болтовни, многомиллиардные затраты на так называемое импортозамещение, жонглирование отдельными цифрами в отдельных отраслях экономики, а в целом — малопривлекательная картина полного провала.

Например, две трети отечественных колбасных изделий не соответствуют требованиям качества. Вместо свинины с говядиной — соевый белок, крахмал и целлюлоза. Россельхознадзор и вовсе установил, что 80% произведённого в нашей стране сыра — подделка, изготовленная с добавлением растительных жиров. При этом статистика Счётной палаты по состоянию на 1 января текущего года констатировала, что поголовье крупного рогатого скота составило 19,2 млн голов, уменьшившись за год на 2% .

В Аналитическом центре при правительстве России подчёркивают, что из-за пробуксовки программы импортозамещения существенно выросли цены «на все ключевые социально значимые продукты питания». Вот такое импортозамещение! Подобная картина наблюдается во всех, без исключения, отраслях РФ. Чем путинское «импортозамещение» отличается от горбачёвской «перестройки»? Чем локальные конфликты на окраинах СССР, война в Афганистане, в которых гибли тысячи русских солдат, отличаются от неразрешённого конфликта в Донбассе и войны в Сирии? Ничем. А реакция общества, подбадриваемого «победами» телевизионной пропаганды, аналогичная. Большинство людей продолжает следовать курсом инерции мышления. Горбачёв, спустя четыре года бездарного управления, признал, что в СССР кризис. В 1989 году было впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). Путин, судя по всему, не собирается это делать, тем более, что впереди — президентские выборы.

В настоящее время среди историков и политических аналитиков нет единой точки зрения по вопросу причин распада СССР. Среди возможных причин называют следующие :

— центробежные националистические тенденции, возникшие в результате невыполнения руководством СССР задач цивилизационного развития, проявившиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

— авторитарный характер советского общества и постепенная, выражающаяся в барстве «элиты» — партийной номенклатуры, оформившейся как эксплуататорский класс и холопстве населения, идеологической зашоренности, запретах, ограничениях, цензуре, отсутствии свободного и массового обсуждения альтернатив, но главное — в их неприятии;

— растущее недовольство населения из-за целенаправленно создававшихся перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

— диспропорции экстенсивной экономики (характерные для периода, начавшегося после государственного переворота 1953 года и хрущёвской «оттепели»), следствием которых была постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

— кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е гг. главным способом борьбы с характерным дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план стал после 1953 года единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

— ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

— снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

— моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

— поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;

— Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет;

— заинтересованность западных государств в ослаблении СССР;

— подрывная деятельность иностранных спецслужб;

— предательство руководителями множества ведомств государственных интересов и отказ защищать Родину в пользу ограбления Родины в своих интересах.

— концептуальная неопределённость управления всей Русской цивилизацией, тогда называвшейся Советским Союзом.

Адаптируя данный перечь к реалиям путинской России можно сделать выводы, что все эти процессы не прекратились в 1991 году, они лишь были заморожены. Между тем, у власти в РФ ныне находятся такие же авторитарные номенклатурщики, которые в состоянии неопределённости управления государством — цивилизацией и отсутствия оздоровляющей рецептуры закрепили свой эксплуататорский и грабительский статус. Чем оттолкнули (отпугнули, разочаровали, предали) целый пояс дружественных России государств и республик. Это с одной стороны. С другой стороны, наблюдается прямо-таки «холопство» населения, всё та же идеологическая зашоренность (теперь в качестве идеологии подаётся президентский курс), запреты, ограничения, цензура, репрессии, отсутствие свободного и массового обсуждения альтернатив. Но главное — психологическая инерция, навевающая сомнения, малодушие и нерешительность, и уводящая в сторону от ответа, ответственности, действия.

Это наиболее вредное для общества проявление инерции мышления — непринятие принципиально новых идей и решений людьми, от которых, возможно, зависит состоятельность государства, как такового. Это неприятие приводит к запаздыванию реализации идеи на годы или десятилетия, к крушению судеб и надежд миллионов людей.

Вот почему идеи Партии нового типа о необходимости скорейшего законного преобразования российской государственности с таким трудом закрепляются в сознании людей.

Инерция мышления! Перед всеми нами стоит огромная задача её преодоления, то есть вывода большинства людей, наших родных, соседей, коллег на другой уровень сознания. Где «стираются» информационные штампы и политтехнологические заготовки, меняются оценочные суждения, старые и привычные ценности уступают место высшим ценностям, а убеждения трансформируются в знания и понимание.

Когда инерция мышления будет остановлена, то понимание того, что без создания в России оппозиционной властной группировке общенародной политической структуры станет убеждением. А проведение коренных «революционных» изменений страны во благо народа и государства станет осознанной необходимостью.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Сейчас на главной

Статьи по теме

  • Политика

    arctus

    Лукашенко готовит националистов к президентским выборам

    Безнаказанность белорусского издания «Новый час», которое публиковало оправдывающие чеченских боевиков статьи, можно объяснить несколькими причинами. Это может быть связано как с нежеланием белорусского руководства показать свою слабость перед лицом пророссийской оппозиции, так и с его стремлением воспользоваться сложившейся ситуацией в грядущей предвыборной кампании, полагают опрошенные EADaily эксперты. По мнению замдекана факультета мировой экономики и политики…

    3.03.2019 12:57 28

    Наука и техника

    arctus

    Китай задавил США своим искусственным интеллектом

    Недавний исполнительный приказ президента США Дональда Трампа определяет область исследования искусственного интеллекта (ИИ) в качестве приоритетной и стратегической. Почему тематике ИИ уделяется настолько серьезное внимание, рассказывает автор ИА REGNUM Александр Шпунт. Национальная комиссия по технологиям, автоматизации и экономическому прогрессу была создана при правительстве США еще в 1964 году, уже тогда американские власти и эксперты предвидели…

    1.03.2019 20:32 24

    Политика

    arctus

    The Nation (США) — неонацисты и ультраправые на марше на Украине

    Большая подборка от The Nation материалов, уличающих нынешний киевский режим в нацизме. Полезно для сторонников ложной гипотезы «фашизма нет». Через пять лет после восстания на Майдане в стране свирепствуют антисемитизм и ультранационализм, вдохновляемые фашистами. Пять лет назад во время восстания на украинском Майдане был свергнут президент Виктор Янукович, что вызывало ликование и слова поддержки со…

    28.02.2019 15:57 28

    Экономика и политика

    arctus

    New York Times: Польша обратилась к США за природным газом

    Свиноуйсьце, Польша. Огромные танкеры заходят в этот порт в Балтийском море дважды в месяц: они перевозят сжиженный природный газ от производителей в Катаре, Норвегии и - все чаще - из Соединенных Штатов. Топливо поможет обеспечить светом и теплом миллионы польских домов, постепенно сокращая при этом зависимость страны от угля. … Польша нацелена положить конец своей зависимости от…

    27.02.2019 16:00 13

    Общество

    arctus

    В РФ предложили вернуть в силовые структуры обращение «господин»

    Опять «партия власти», опять инициатор – толстосум. Опять обоим нечего делать. В российские силовые структуры предложили вернуть обращение «господин», сообщил RT со ссылкой на соответствующую инициативу, направленную премьер-министру Дмитрию Медведеву. Автором документа стал депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров. По его мнению, такое изменение необходимо ввести реформирования ряда силовых ведомств. В частности, появились новые рода войск,…

    26.02.2019 14:46 41

    Экономика

    arctus

    Потребительский фундамент мира себя таки исчерпал?

    Gartner поведал о том, о чём боятся думать все «драйверы» современной экономики, основанной на фетише потребления. Всему, кроме Вселенной, есть предел. Земля не исключение. «Сокращение числа инноваций при производстве смартфонов высокого ценового сегмента зафиксировали аналитики Gartner, 22 февраля сообщается в отчете британской компании, опубликованном на официальном сайте. Спрос на дорогостоящие смартфоны в 4 квартале 2018 замедлился,…

    25.02.2019 11:50 44

    Общество

    arctus

    ОП Ижевска выступила против имени Солженицына для улицы

    На стороне большинства горожан, высказавшихся против улицы имени Солженицына в Ижевске, выступила Общественная палата города. Соответственное сообщение размещено 23 февраля в официальном Facebook ОП Ижевска. В данном сообщении говорится, что ОП Ижевска поддерживает мнение горожан по данному вопросу, выступивших против улицы им. Солженицына в городе, в пику мнению Комиссии содействия охране памятников истории и культуры,…

17. Инертность мышления

Инертность мышления характеризуется выраженной затрудненностью переключения с одного вида деятельности на другой. Данное нарушение мышления является антиподом лабильности мыслительной деятельности. В этом случае больные не могут изменять ход своих суждений. Такие трудности переключения, как правило, сопровождаются снижением уровня обобщения и отвлечения. Тугоподвижность мышления приводит к тому, что испытуемые не могут справиться даже с простыми заданиями, требующими переключения (с заданиями на опосредование).

Инертность мышления встречается у больных:

1) эпилепсией (наиболее часто);

2) с травмами головного мозга;

3) с умственной отсталостью.

Для иллюстрации инертности мышления приведем пример: «Больной Б-н (эпилепсия). Шкаф. „Это предмет, в котором хранится что-то… Но в буфете тоже хранят посуду, еду, а в шкафу – платье, хотя и в шкафу часто хранят еду. Если комната маленькая и в ней буфет не помещается или если просто-таки нет буфета, то в шкафу хранят посуду. Вот у нас стоит шкаф; справа – большое пустое пространство, а налево – 4 полки; там и посуда, и еда. Это, конечно, некультурно, часто хлеб пахнет нафталином – это от моли порошок. Опять же бывают шкафы книжные, они не столь глубоки. Полки их уже, полок много. Теперь шкафы вмуровываются в стены, но все равно – это шкаф“.

Инертность мыслительной деятельности выявляется и в ассоциативном эксперименте. В инструкции говорится, что испытуемый должен отвечать экспериментатору словом противоположного значения.

Полученные данные показали, что латентный период у таких больных составляет в среднем 6,5 с, а у отдельных больных он достигает 20–30 с.

У испытуемых с инертностью мышления отмечено большое количество запаздывающих ответов. При этом больные отвечают на ранее предъявленное слово, а не на то, которое предъявляется в данный момент. Рассмотрим примеры таких запаздывающих ответов:

1) больной отвечает словом «молчание» на слово «пение», а на следующее слово «колесо» отвечает словом «тишина»;

2) ответив словом «вера» на слово «обман», на следующее слово «голоса» больной отвечает словом «ложь».

Запаздывающие ответы больных являются значительным отклонением от протекания ассоциативного процесса в норме. Они показывают, что следовой раздражитель для таких больных имеет гораздо большее сигнальное значение, чем актуальный.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

10. Паутина мышления Паутина всегда мешает точному мышлению и заставляет вас прийти к неверному выводу, если вы начинаете с ложной посылки.Забавный случай произошел с У. Клементом Стоуном. Вот что ему вспоминается:«Когда я был маленьким мальчиком, мне нравились лягушачьи

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

29. Виды мышления Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Виды мышления выделяют по различным

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Алгоритм мышления Мышление… это длительный процесс, это ряд умелых импровизаций, скорее напоминающих экспромты джазмена, чем игру музыканта, исполняющего по нотам какое-нибудь классическое произведение. Рестак (Restak, 1988, р. 233) К сожалению, не существует универсальной

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Закрытые разговоры: ограничения и инертность По аналогии со страхом, который ассоциируется с ограниченностью и закрытостью, и любовью, для которой характерна открытость и гибкость, некоторые разговоры бывают закрытыми и инертными. Закрытый разговор никаких результатов

автора Войтина Юлия Михайловна

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

48. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Чаще всего в работах внимание уделяется умственному развитию, но фактически развитие должно охватывать все входящие в свойство развитости качества. Кроме того, традиционным было рассматривать развитие детей в условиях школы, отчасти вуза. Однако во

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Контекст мышления Давайте поговорим о такой важной вещи, как контекст мышления. Ошибка в контексте мышления приводит к тому, что ваш могучий ум теряет свою силу и ваше мышление становится абсолютно бессмысленным. Думали, думали, а все напрасно.Контекст мышления – это

Из книги Как лучше узнать себя [сборник] автора Гусман Делия Стейнберг

Развилка мышления Видит Илья Муромец камень. А на камне написано: 1. Прямо пойти – жизнь потерять. 2. Налево пойти – живота лишиться. 3. Направо пойти – убитым быть. Илья: – Ха! Так я обратно пойду! Голос сверху: – Так эта… Мы и там тебя достанем… Каждая цепочка мыслей

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это обобщенное и опосредствованное отражение действительности. Мышление является опосредствованным отражением потому, что оно заменяет практические действия над самими вещами идеальными действиями над их образами и понятиями. Оно позволяет

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

50. Виды мышления В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Два типа мышления Результаты Фридмана воспроизводятся до сих пор. И разница в них сокращается даже быстрее, чем он ожидал. Но есть прямые доказательства, позволяющие предположить, что он и его коллеги находятся на верном пути. И что Генри Форд был совершенно прав,

Из книги автора

Поощрение мышления Другой студент обнаружил, что на Роджерса оказали влияние Килпатрик и Дьюи. Взяв это за отправную точку, он, по его мнению, понял цель, к которой стремился Роджерс. Он считал, что Роджерс хочет, чтобы студенты мыслили оригинально и творчески, чтобы они

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования диктует необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности . Одним из направлений программы духовно-нравственного развития личности на ступени начального общего образования является воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование способности к реализации творческого потенциала в различных видах деятельности. Возникает необходимость формировать у детей открытое, творческое мышление.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют интеллектуальным, дивергентного - креативным. Интеллектуал готов решать задачи весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные способы решения - закрытые задачи. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узкопоставленного условия.

На уроках математики мы формируем в большей части конвергентное мышление, так как решаем в основном закрытые задачи. Формула закрытой задачи: четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ. В результате многие старшеклассники и студенты боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугают. А ведь в жизни нам приходиться решать в основном открытые задачи. Формула открытой задачи: размытое условие + разные пути решения + набор возможных ответов.

Таким образом, у меня назрела необходимость тренировать детей в решении открытых задач. Посетив курсы А. Гина по ТРИЗ, организовала кружок, на который пригласила детей с первого по девятый класс (у нас школа небольшая, поэтому это возможно). На кружке мы учимся преодолевать психологическую инерцию мышления, задавать сильные вопросы, анализировать информацию, изучаем приемы фантазирования, тренируем внимание и память, развиваем воображение, решаем открытые задачи. Наблюдения показали, что, чем младше ребенок, тем он легче фантазирует, находит решение творческой задачи. Более старшим детям, а тем более взрослым сильно мешает инерция мышления.

В статье описано факультативное занятие направленное на преодоление психологической инерции у школьников, рассчитанное на 1 час. Занятие построено по структуре креативного урока системы НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной .

1. Мотивация.

Понаблюдайте за людьми (за собой, за сверстниками, за взрослыми). Вскоре вы увидите, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать ее лучше, интереснее, комфортнее. Но чтобы появилось что-то новое, его в начале нужно придумать. Как вы думаете легко ли придумывать? (Дети высказывают свою точку зрения). Чтобы не быть голословными, придумайте, например, какое-либо изобретение, которое сделает вашу жизнь комфортнее. (Как показал опыт, старшие дети затруднились придумать, так как вроде бы все уже есть, а младшие увлеклись фантастикой: телепорт из компьютерной игры в школу, магический планшет, который делал бы за них уроки, ковер-самолет…). В итоге мы почти ничего реального придумать не смогли. Что же нам мешает придумывать? (Дети в ходе рассуждений приходят к выводу, что им мешают привычные мысли и действия). Это явление называется психологической инерцией.

Под психологической инерцией понимают предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале.

Хочу предложить вам несколько простых тренировочных задачек. Решая эти задачки, можно увидеть проявление действия психологической инерции мышления. Обязательное маленькое условие, необходимое для чистоты эксперимента — решения надо предлагать сразу, без долгих раздумий и анализа. Запишите первое, что пришло вам в голову в первые 2-3 секунды.

На двух руках 10 пальцев? А сколько на десяти руках? (Большинство дают ответ - 100, правильный - 50).

Всем хорошо известно, что в поездах стоп-кран ярко-красного цвета. А какого цвета в самолете? Ярко-голубого как небо? Синего? Зеленого? Оранжевого? (Дети предлагают свои варианты, хотя в самолете стоп-крана нет).

Кто в цирке ходит вверх головой? (Дети дают ответы «акробаты», «клоуны» и т.д., как будто прозвучало слово «вниз». Правильный ответ - все люди).

Удивительно, когда человек думает одно, а на самом деле оказывается другое. Оказывается иногда нужно «не доверять» самым первым решениям и ответам.

Итак, цель нашего занятия (формулируем совместно): учиться преодолевать психологическую инерцию мышления.
2. Содержательная часть.

Повторю, что под психологической инерцией понимают предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Например, машина, даже если нажат тормоз, какое - то время продолжает двигаться - то есть едет «по инерции». Психологическая инерция «заставляет» искать карманы в новой куртке на том же месте, где они были в старой. Расскажите подобные случаи из своей жизни.

Нельзя сказать, что психологическая инерция очень вредна и от нее надо полностью избавляться. Она помогает человеку выполнять привычные действия, даже не задумываясь: мы можем застегнуть одежду или завязать шнурки не глядя; в темноте мы уверенно проходим из одной комнаты в другую. Приведите примеры из собственного опыта, когда психологическая инерция помогает вам в жизни.

ПИ помогает человеку, хочет облегчить его жизнь, но при этом она начинает мешать, когда условия изменяются или когда требуется оценить ситуацию с другой, непривычной точки зрения. ПИ мешает придумывать новое, «предлагая» старые ответы или быстро «сдаваясь»: «Этого не может быть!».

Давайте попробуем побороться с ПИ. Для этого разобьемся на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает по три вопроса, на которые ПИ отвечает: «Да!», а вы должны дать противоположный ответ, приводя множество аргументов.

Примеры вопросов:

Железо всегда тонет?

Ночью всегда темно?

Камни есть нельзя?

Листья на деревьях всегда весной распускаются?

Все рыбы плавают?

Машина всегда обгонит пешехода?

Внимательно выслушиваем выступления каждой группы, благодарим и дополняем, если можем, избегая повторений.

3. Психологическая разгрузка.

Отдохнуть от умственной работы нам поможет подвижная игра с музыкальным сопровождением «Третий лишний». Продолжительность игры 5-8 мин.

4. Головоломка.

Продолжаем нашу работу. Предлагаю вам головоломку Пифагора. (Выдаю детям коробочки, в которые аккуратно уложены 7 фигур и тут же высыпаю их на парту. Задача детей - уложить эти фигуры обратно в коробку). Эта головоломка тоже помогает бороться с ПИ. При складывании фигур очень хочется положить маленький квадрат стороной к краю коробки. При этом ничего не получается.

5. Интеллектуальная разминка.

Встаем в круг. Ведущий бросает мяч по очереди или вразброс и задает вопрос: «предмет какой?» Каждый называет свойство предмета, при этом не должно быть повторений. Кто повторился - выбывает. После круга выбывшие выполняют какое-либо задание (шуточное).

Примеры: «елка какая?» - зеленая, большая, искусственная, заснеженная, срубленная, ароматная…

На этапе интеллектуальной разминки могут быть использованы и учебные задачи открытого типа . Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие «препятствия». Вариантов результата решения много, нет понятия «правильное решение»: решение либо применимо к достижению требуемого условия, либо нет. Поэтому, можно говорить об эффективности, оптимальности и оригинальности выбранного решения.

6. Содержательная часть.

Преодолению ПИ и развитию творческого воображения очень способствует разгадывание друдлов. Друдл - это загадка-головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Изобретатель друдлов - американский психолог Роджер Прайс. Его книги «Друдлы» и «Классические друдлы» были изданы в пятидесятых годах. Давайте попробуем разгадать некоторые из них.

Разбиваемся на пары. Каждая пара получает 1-2 друдла. В течении 5 минут учащиеся разглядывают картинку и определяют на что это похоже или чем бы это могло быть.

Примеры.

Внимательно выслушиваем выступление каждой пары. Благодарим и дополняем по возможности, избегая повторений.

7. Резюме.

На этом наше занятие завершается. Достигли ли мы цели, поставленной в начале занятия? Что нам удалось, а, что нет? (Дети вспоминают и анализируют работу на уроке).

Обсудим способы борьбы с ПИ:

- «не доверять» самым первым решениям и ответам, чаще всего малоинтересным и неоригинальным;

Учиться видеть ситуации с разных точек зрения;

Вырабатывать привычку: «Не повторять и не повторяться»;

Развивать воображение, разгадывая головоломки и друдлы.

Таким образом, выполнение столь сложной задачи по подъему творческого потенциала личности школьника невозможно обеспечить фрагментарными изменениями сложившейся традиционной системы образования. Требуются радикальные изменения, как в схеме познавательной деятельности, так и в содержании, методах, средствах, организационных формах и педагогических условиях обучающей среды с учетом индивидуальных особенностей личности. Они должны быть адекватны новым целям и задачам образовательной системы. Эти кардинальные изменения позволят учащимся легко адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Рос Федерации от 17 декабря 2010 г.
  2. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с.
  3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
  4. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
  5. Горев П.М., Утемов В.В. Путешествие в страну творчества: учебно-методическое пособие. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. - 144 с., ил.

Girsh Tatyana,

mathematics teacher of Non-state educational institution of high comprehensive school No. 203, Yekaterinburg

[email protected]

Overcomings of psychological inertia of thinking at pupils

Abstract . In article such phenomenon as psychological inertia of thinking is considered. The author provides the block description of one of classes in overcoming of psychological inertia of thinking at school students.

Keywords: the convergent and divergent thinking, the open tasks, the closed tasks, psychological inertia.

«Будем получать истину в готовом виде или откроем ее сами?» – спрашивает ребят учительница на уроке математики, собираясь познакомить их с понятием «Площадь прямоугольника». Отовсюду слышится: «Сами, сами...». «Ну, дерзайте», – и начинает задавать грамотные с точки зрения проблемно-поискового обучения вопросы.


После основного вопроса «Вы можете предложить способ, который позволит вычислить площадь прямоугольника без подсчета количества уместившихся квадратов?» школьники охотно задумываются.
Именно такой подход к обучению стимулирует мыслительную деятельность и мотивацию учения, позволяет преодолеть инертность мышления (негибкость, заторможенность и, как правило, несамостоятельность), которая является одной из основных причин трудностей в обучении многих школьников.
Как показывает анализ литературных источников, трудности в обучении, особенно у ребенка младшего школьного возраста, возникают в результате безразличия учителей и родителей, их педагогической и психологической неграмотности. Школьные проблемы не только мешают ребенку нормально учиться, но и расшатывают его физическое и психическое здоровье. Об этом необходимо говорить и на педсоветах, и на родительских собраниях .

Современному школьнику и в процессе обучения, и вне школы постоянно приходится встречаться с ситуациями, часто проблемными, которые требуют от него активных мыслительных действий. Ему не хватает прежних знаний, способов действий, чтобы их разрешить. Встреча с задачей, способ решения которой еще неизвестен, общение с новыми людьми, принятие какого-то жизненно важного решения человека с инертным мышлением ставят в тупик. И как же выбраться из этого тупика?

Это под силу продуктивному мышлению, которое приводит к рождению новых для самого человека идей, к нахождению в краткие сроки нового результативного способа действий. Такое мышление опирается на прошлый опыт, но в то же время предполагает выход за его пределы для открытия новых знаний.

Является ли мышление вашего воспитанника продуктивным ? Проверьте это, предложив ему все или несколько заданий, которые содержит данный тест .

1. Задайте вопросы и попросите как можно быстрее на них ответить:

  • Отца некоего гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут самого гражданина?
  • Если на двух руках десять пальцев, то сколько же пальцев на десяти руках?
  • Быстрый является противоположным по смыслу слову:
    1 - легкий, 2 - скрытный, 3 - медленный, 4 - тяжелый, 5 - далекий.
  • Сколько простых предложений будет в сложном предложении с тремя запятыми? (Неоднозначный ответ).
  • Сколько запятых будет в сложном предложении, содержащем три простых предложения? (Неоднозначный ответ) .
2. Предложите отгадать следующие загадки:
  • Он сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит (Паук) .
  • Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) .
  • Что имеет голову, но не имеет мозгов?(Сыр, лук, чеснок) .
  • Окна всех стен дома смотрят на юг, в одно из них заглядывает медведь. Какого он цвета? (белого, дом стоит на Северном полюсе) .
  • На конечной остановке в троллейбус сели десять мужчин и четыре женщины. На первой остановке сошли трое мужчин и вошла одна женщина. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только двое). Еще на следующей вышла женщина. Проехав с полкилометра, автобус остановился, и в него вошел мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса?
  • Кот – 3, ворона – 3, корова – 2, собака – 3, коза – 2, кукушка – 4, утка – 3, петух – 8, свинья – 3, овца – 2. Осел – ? (2 – иа) .
  • Один глаз, один рог, но не носорог? (Корова из-за угла выглядывает).
  • Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна на улицу).
3. Попросите выполнить такие задания:
  • Составить связное предложение, состоящее из следующих слов: ребята, летнего, веселые, вернулись, лагеря, довольные, домой (слова можно менять местами, но окончания должны оставаться неизменными, можно добавлять другие слова). (Например . Все ребята вернулись домой из летнего лагеря довольные и веселые) .
  • Придумать предложение, каждое слово в котором начинается на указанную букву: ППВНПВЯТД. (Например . Приятно проводить время на природе в ясный теплый день) .
  • Разгадать анаграммы и прочитать текст:
    Мам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис. (Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи) .
  • Расставить предложения так, чтобы получился последовательный и связный рассказ (можно менять порядок строк, добавлять другие слова и предложения):
    • На небе зажглась радуга.
    • Все звери попрятались.
    • Лесной праздник начался.
    • Засверкали крупные капли на листьях и траве.
    • Прекратили свою возню мыши.
    • Он понюхал воздух, огляделся вокруг и радостно запрыгал по мокрой траве.
    • А лесные жители слушали этот шелест и терпеливо ждали, когда он прекратится.
    • В лесу пошел дождь.
    • Весело зазвучал птичий хор.
    • Небо укрылось тучами и прогремел гром.
    • Запахло свежестью, и солнечные лучи нарисовали свои нити от самого неба до земли.
    • Не было слышно птичьего пения.
    • Только дождевые капли шелестели в листве.
    • Первым высунул нос из своей норки заяц.
    • Неожиданно дождь кончился.
    (Например . В лесу пошел дождь. Небо укрылось тучами и прогремел гром. Стало темно и неуютно. Все звери попрятались. Они затаились в своих норках и гнездах. Лес затих. Не было слышно птичьего пения. Не шуршали заячьи лапки по траве. Прекратили свою возню мыши. Только дождевые капли шелестели в листве. А лесные жители слушали этот шелест и терпеливо ждали, когда он прекратится. Неожиданно дождь кончился. Летний дождь всегда кончается быстро. Засверкали крупные капли на листьях и траве. Запахло свежестью, и солнечные лучи нарисовали свои нити от самого неба до земли. Первым высунул нос из своей норки заяц. Он понюхал воздух, огляделся вокруг и радостно запрыгал по мокрой траве. На небе зажглась радуга. Весело зазвучал птичий хор. Лесной праздник начался).
4.

С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда Виммер договорился с соседом по даче Зильбертом, чтобы тот присматривал за его хозяйством. Вскоре после Нового года сосед позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас же обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике уже допрашивал Зильберта.
Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».
– Все ясно, – ледяным голосом заметил инспектор Варнике. – Попрошу вас проследовать за мной.
Почему инспектор Варнике заподозрил соседа в краже?



Если ребенку тяжело даются подобные задания, его мышление инертно. Школьники с инертным мышлением склонны к шаблону, с трудом меняют привычный способ работы, ход своих суждений, им тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. И они безусловно нуждаются в помощи взрослых, которые при желании могут им помочь развить первым делом важные для продуктивного усвоения учебного материала качества мышления. А чтобы это сделать, необходимо сначала «разобраться» с понятиями и наметить план работы. Попробуем внести некоторую ясность.
Понятие «продуктивное мышление» часто подменяют понятием «творческое мышление», хотя имеется небольшая разница. Они находятся в отношении подчинения. На схеме это выглядит так:



А – продуктивное мышление, Б – творческое мышление, а закрашенная область – продуктивное мышление, не являющееся творческим, которое именно сейчас нас интересует. Понятно, что результатом «работы» того и другого является продукт, но различающийся в каждом случае степенью новизны, значимости для окружающих, количеством самостоятельного труда в поиске решения проблемной ситуации и т.д. Любое творческое мышление является продуктивным, но не любое продуктивное мышление является творческим. Школьник, на уроке открывший для себя новый способ действия (именно открывший, потому что учитель грамотно выстроил проблемную ситуацию и ход урока), безусловно показал «работу» продуктивного мышления, частично самостоятельного, пока еще не творческого, но уже не инертного.

Инертность мышления требует колоссальных затрат времени и сил. Когда ученик, пришедший к неверным выводам, пытается исправить ошибку, то возвращается к тем же рассуждениям, которые уже привели к неудаче. А это может быть чревато и перегрузками, и стрессом. Поэтому выход один – безотлагательная и правильная тренировка мышления, равнение на продуктивное мышление, которое обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. И побольше ситуаций, которые провоцируют мозг на серьезную работу. Известный психолог С.Л.Рубинштейн говорил, что «начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация». Вот и надо создавать ее и в школе, и дома. А делать это можно, используя диалектический метод Сократа, который направлен на обнаружение истины и заключается в следующем: в диалоге собеседнику задаются правильно подобранные вопросы с той целью, чтобы тот сам пришел к противоречию и сделал выводы.

Необходимо вместе открывать способы решения каверзных задач, «каверзность» которых ставит в тупик многих школьников потому, что условия этих задач или вопросов выражены не на привычном предметном языке с использованием научных понятий, а в обычных, житейских понятиях. Вот здесь-то и необходимо гибкое, «живое» мышление, которое должно вырабатываться не только в школе, но и дома.

Большая ответственность ложится на родителей . Им необходимо для начала пересмотреть свое отношение к ребенку, научиться активно его слушать и советоваться с ним как можно чаще, постараться грамотно организовать учебную деятельность, проверку домашнего задания. Приучайте ребенка осмысленно работать с текстом, вооружите приемами запоминания учебного материала, рациональными способами учебной работы. Любая серьезная деятельность школьника должна сопровождаться постановкой личностно значимых целей, эмоциональным настроем, ситуациями успеха. Старайтесь выработать в нем стремление выражать мысли своими словами, грамотно ставить вопросы, самостоятельно делать выводы, но всегда терпеливо и заинтересованно его выслушивайте. Учите анализировать поступки и слова других людей, отвечать себе на вопросы: почему человек сказал именно это, повел себя именно так и т.п. Помогайте ребенку применять полученные в школе знания в измененной ситуации. Чаще хвалите, повышайте его самооценку. И помните, главная задача настоящего родителя – научиться быть ребенку другом, жить его интересами, понимать его состояние и стремления, поддерживать во всех хороших начинаниях и вселять веру в успех.

А теперь несколько рекомендаций .

1. Предложите ребенку делать привычные ему действия иногда совсем по-другому, даже наоборот, например:

  • другой рукой писать буквы, слова, держать ложку, открывать дверь или что-нибудь еще, чистить зубы, умываться и т.п.;
  • читать и писать справа налево;
  • осторожно идти и бежать назад.
2. Играйте в игру «Прерванный рассказ», смысл которой заключается в следующем: вы рассказываете какую-нибудь историю, но не до конца. Пусть ребенок ее закончит самостоятельно. По словам В.А.Сухомлинского «Недосказанное – это «затравка» для мышления».

3. Играйте в игру «Невероятная история», смысл которой заключается в следующем: необходимо связать между собой самые разные слова и составить с ними какое-нибудь необычное, пусть даже смешное предложение или рассказ, например, такие слова: велосипед - тарелка - цветок.


Ученые установили, что необходимым условием продуктивной мыслительной деятельности являются эмоции. В определенные моменты они обеспечивают резкое возрастание ее интенсивности. В результате активизации эмоциональной сферы в процесс продуктивного мышления вовлекается практически весь мозг.
Чем больше мы удивляемся, радуемся, восторгаемся, когда соприкасаемся с окружающим миром, тем лучше мы можем осмыслить его и понять. Даже когда разочаровываемся, печалимся, страдаем, – главное, чтобы на пути к познанию не было состояния равнодушия, безучастия и пассивности. Не зря говорят: «Оживи чувства, прояснится ум».
Поэтому и обучение, и воспитание должно будить чувства и эмоции школьника, и очень хороши для этого те самые грамотно выстроенные вопросы, которые приводят ребенка к собственному противоречию (метод Сократа), после чего трудно не испытать чувство радости от собственного открытия.