Фильм русская антарктида. Как работают антарктические спа

Документалист Ольга Стефанова рассказывает, как устроена русская Антарктида: как туда попасть, где жить, а также есть, молиться и любить.

Кроме этого сегодня премьера одного из лучших российских фильмов года: "Ледокол". Во второй части статьи посмотрим, как его снимали...

Как 28-летняя москвичка впервые попала в Антарктиду

Я искала тему для документального фильма - хотелось снять жизнь в замкнутом пространстве, откуда нельзя уйти. Полярное сообщество мне полюбилось по книжкам Владимира Санина, которые я читала до этого. Плюс хотелось изменить свою жизнь, уехать туда, где меня никто не достанет, не будет никаких телефонов.

Я долго откладывала звонок в Российскую антарктическую экспедицию - боялась услышать отказ. Но в итоге мне позвонил Николай Таликов, тогда генеральный директор КБ «Ильюшин». Ему меня посоветовали как документалиста - они собирались сбросить рекордное количество бочек с топливом на станцию «Восток» и хотели это снять. Так я впервые оказалась в Антарктиде - всего на 5 дней, - на станции «Новолазаревская». Путешествие перевернуло всю мою жизнь. Не осталось сомнений, что теперь нужно проситься на год. Мне дали разрешение на съемки в Антарктиде с одного звонка - это было чудо. Оказалось, я только пятая российская женщина, зимовавшая в Антарктиде; предыдущие четыре были женами начальников и работали кто метеорологом, кто поваром.

Год я провела на станции «Беллинсгаузен», и он вылился в фильм «Зимовка». У него был очень хороший для документального кино прокат, он был на многих международных фестивалях, взял приз за лучшую операторскую работу на «Послании к человеку» в Петербурге.

Что людей привлекает в жизни на полюсах Земли

Полярное сообщество как бы разделено на два лагеря, арктический и антарктический. Те, кто первый раз попал на север, любят больше север; те, для кого полярный мир начался с Антарктиды, любят больше Антарктиду. Но всех этих людей объединяет то, что они любят высокие широты. Я сама бесконечно спрашивала полярников, зачем они едут в Антарктиду, и они все время повторяли: «Она чистая, она белая, она такая красивая». Невозможно там находиться год и видеть все время, в сущности, очень однообразный пейзаж, если ты его не любишь.

Плюс полярников объединяет любовь к размеренности. Работа у всех рутинная - это снятие показаний со счетчиков и внесение их в графики, или починка дизелей и фиксация расходов топлива, или еще что-то. Но эта рутина не вызывает тоски и депрессии, как это часто бывает на Большой земле; она, наоборот, за свое постоянство любима. Ты знаешь, что утром завтрак, в два обед, в семь ужин; после ужина отдых. Ты знаешь, что в субботу банный день, дадут пиво и, может быть, еще что-то вкусное. По воскресеньям с утра будет яичница - это в Антарктиде такой маленький праздник. Знаешь, что в среду спортивный день, а, если есть соседи - чилийцы или китайцы, - вы с ними соревнуетесь. Все как бы введено в повторяющиеся изо дня в день рамки, и в этом огромный кайф. В стабильности, в тишине, которая и вокруг тебя, и внутри тебя, и за зимовку можно заглянуть в себя и разобраться.

У всех есть и личные задачи - кто-то берет самоучитель английского, кто-то хочет научиться играть на гитаре, кто-то хочет привести в порядок свою гигантскую электронную библиотеку и все перечитать. Но время там течет молниеносно. И чаще всего не удается осуществить и трети этих планов. Хотя вот отец Сергий (Юрин), который дважды зимовал в Антарктиде, за две зимовки так хорошо выучил испанский, общаясь с чилийцами с соседней станции, что теперь уехал в Аргентину служить в русском приходе.

Как получить работу в Антарктиде и сколько можно заработать

На станциях есть ученые, а есть люди, и их не меньше, которые обеспечивают жизнь станций: системные администраторы, механики-дизелисты, водители-трактористы, врачи, экологи.

В Антарктиде редко бывают люди из Москвы, в основном это Петербург, Ленинградская область, Архангельск. По московским меркам зарплата в Антарктиде небольшая. Но сказать, что туда едут за длинным рублем, тоже нельзя. Многие говорят, что могли бы найти работу за те же деньги и недалеко от дома, но не будут. Или например, в 90-е годы Российская антарктическая экспедиция ни на день не прекратила своего существования, хотя государственное финансирование резко сократилось.

И ученые, и механики оформляются через одно и то же учреждение - Российскую антарктическую экспедицию. Она относится к Арктическому и Антарктическому научно-исследовательскому институту, который находится в Петербурге. РАЭ - единственная организация, которая имеет право от России осуществлять деятельность на шестом континенте. Все остальные научные и другие организации как бы попадают в Антарктиду под ее патронажем.

Нужно подать заявку весной, чтобы в ноябре отчалить из Петербурга в Антарктиду. Там и очередь, и большой конкурс. Персонал, как правило, подбирает сам начальник станции - чаще всего человек от науки. У начальника антарктической станции авторитарная власть - все подчиняются ему, - он как капитан военного корабля. Обычно он подбирает тех, кого знает, кому доверяет, - также оценивает их психологическую устойчивость и совместимость. Дальше - серьезная медкомиссия, и многих бывалых полярников, например, зарубают по состоянию здоровья.

Трейлер фильма «Ледокол» о путешествии в Антарктиду

Сезоны в Антарктиде

В Антарктиде есть лето и зима. Лето - это сезон, а зима - это зимовка. Есть сезонный отряд, есть зимовочный отряд. Сезон начинается с приходом «Академика Федорова» - это судно, которое возит в Антарктиду грузы и людей. Оно выходит из Петербурга в первых числах ноября, а в начале декабря приходит в Кейптаун. Дальше из ЮАР в первых числах декабря оно выходит в Антарктиду и где-то две-три недели добирается до первой станции. Когда приходит «Федоров», начинаются авральные работы, разгрузки, погрузки. Идет пересменка состава - те, кто приехал, сходят, а зимовщики передают им дела и садятся на корабль.

Как устроена русская Антарктида

Не всегда это понимают, но Антарктида большая - она как Южная Америка. И на ней пять станций, между которыми тысячи непроходимых километров: внутри Антарктиды ледники, горы, скалы - чего там только нет, это не голый лед и снег.

«Молодежная»

В советские годы была столицей, самой крупной станцией, где жило до 500 человек. Больше всего советской кинохроники снято именно про эту станцию, но сейчас она сезонная и на зимовку там никто не остается.

«Прогресс»

Столица российской Антарктиды. Там самая большая зимовочная станция, огромный комплекс. Это главная транспортная база - туда приземляются малые лыжные самолеты, которые летают и развозят грузы и людей по всей Антарктиде. Оттуда на станцию «Восток» уходят санно-гусеничные поезда. Новый комплекс - это два двухэтажных здания, одно здание жилое и лабораторное, другое - большой гараж, ДЭС, подсобные помещения. Станция очень красивая. Вокруг холмы с характерными дырами, выдутыми ветром. У домов в Антарктиде, кстати, есть окна, можно смотреть наружу. Исключение - станция «Восток», там все дома находятся под снегом.

«Восток»

Самая труднодоступная наша станция - она находится внутри континента (все остальные станции - на побережье), на высоте 3500 метров над уровнем моря. Там очень разреженный воздух и возникает кислородное голодание, люди долго привыкают к этому климату - и не у всех получается, некоторых приходится эвакуировать. Там все дома находятся под снегом, там самая длинная полярная ночь и морозы доходят до –89,2 по Цельсию - это самое холодное место на земле, полюс холода. Там находится уникальное подледное озеро Восток, к озеру ведет буровая установка - самая глубокая в мире ледяная скважина.

До 1990-х никто не предполагал, что в Антарктиде есть вода подо льдом. По одной гипотезе, она образуется из-за плавления ледяного покрова под давлением собственного веса. По другой, озеро существовало всегда, еще до оледенения, а лед законсервировал его. Вообще, в Антарктиде подо льдом обнаружена целая сеть озер и рек, но Восток крупнейшее, и, предположительно, оно не сообщается с другими подледными водоемами. Кстати, его видно из космоса - сквозь 4 километра льда!

«Мирный»

Когда-то это была главная транспортная база, но вокруг нее расположена коварная зона трещин. Это самая опасная станция в Антарктиде - там произошло больше всего трагических случаев и смертей. Лед течет, появляются новые трещины, тягачи проваливаются в бездну. именно из-за этих рисков трассу походов на «Восток» перенесли с «Мирного» на «Прогресс».

Еще вокруг «Мирного» нет соседей, это станция-одиночка. Из соседей - только колония императорских пингвинов. Зато там есть домики 1956 года, которые периодически вытаивают из-под снега, и их становится видно; еще она находится на потрясающе красивых скальных выходах.

Рядом с «Мирным» находится самое большое кладбище в Антарктиде, на скале под названием остров Буромского. Там 46 имен. Тут и люди, которые завещали себя там похоронить, и имена тех, чьи останки не смогли найти, - например, они провалились в трещину, - их захоронение обозначено условно, а есть металлические саркофаги, укрепленные прямо на скале (земли там нет, закапывать некуда). Еще кладбище есть на «Молодежной», но оно поменьше, там около 20 человек похоронено.

«Мирный» - самая ветровая станция. В году из 365 дней ветер там дует 300 дней, при этом направление ветров все время меняется. Есть предупреждение «Шторм-1», когда можно выходить только маленькой группой, держась друг за друга, или по лееру (канату, который натянут между столбами), а есть «Шторм-2», когда вообще запрещено выходить на улицу, потому что человек может выйти и бесследно пропасть.

«Новолазаревская»

Наш самый большой аэродром, туда из Кейптауна летают тяжелые грузовые самолеты Ил-76, которые могут садиться на лед. Ил-76 привозит полярников из многих государств, которые потом малой авиацией разлетаются на другие станции. Сама станция находится в оазисе Ширмахера, это примерно 70 километров от берега, и вокруг нее очень красивые ледяные пещеры и гроты.

«Беллинсгаузен»

Самая теплая станция (самая низкая температура там - минус 25), ее полярники называют «курорт». Она находится на широте Петербурга и по климату очень на него похожа - постоянная влажность (до 100%), снег с дождем, дождь, дождь со снегом - все вперемешку. При этом ветер может быть 35 метров в секунду. Но на «Беллинсгаузене» есть свои трудности, не меньшие, чем на остальных станциях.

На других станциях солнечно, все сияет, искрится, а там нет, все время серость, и эту серость очень трудно выдерживать. Зато есть куда ходить гулять - очень богатый животный мир: и пингвины, и тюлени, и морские слоны, и морские коты, - и их можно смотреть на расстоянии вытянутой руки. Очень много птиц - гигантские альбатросы, поморники, крачки. Поэтому там постоянно работают орнитологи. Работают и водолазы, которые изучают подводный мир.

Там же единственный православный храм на весь континент. В нем служат монахи из Троице-Сергиевой лавры круглый год, так же зимуют вместе с полярниками, так же через год меняются. В храме уже было несколько венчаний - полярники звали к себе с Большой земли жен или невест.

Есть еще две законсервированных станции - «Русская» и «Ленинградская». Я была на всех станциях, кроме них. Время от времени их думают расконсервировать, потому что у них тоже есть свои полезные функции, которых не хватает.

Как устроен антарктический быт

На старых станциях («Мирный» и «Восток») условия жизни похуже. Они были построены давно, и ремонтировать старые дома, как и строить новые, трудно и затратно. А на «Прогрессе», на «Новолазаревской», на «Беллинсгаузене» сделан ремонт, и там теплые, хорошие домики. Обогреваются они дизельными электростанциями, зимой ходишь, конечно, в жилетках и свитерах, но спишь в обычной пижаме и не мерзнешь.

Как правило, на зимовке у каждого своя комната, где есть кровать, стол, шкафы, тумбочка. Площадь минимальная. На всех станциях есть кают-компании, где все тусуются. Там стоят бильярдные столы, телевизоры, которые показывают 1–2 канала, компьютеры с выходом в интернет. Интернет спутниковый и очень медленный, но все равно почта и социальные сети доступны.

Что едят полярники

В камбузе со столовой повар готовит завтрак, обед и ужин на всех. Блюда меняются, но всегда есть первое, второе и третье. Иван Папанин, знаменитый северный полярник, говорил, что есть только два человека, которые могут или испортить, или украсить экспедицию, - начальник и повар. Еще говорят: «Голодный полярник - злой полярник». А поскольку все продукты привозит раз в год «Академик Федоров», у повара должна быть фантазия и умение из скудного набора продуктов делать что-то новенькое и вкусненькое.

Продукты обычные - замороженное мясо, курица, рыба, крупы, макароны. Овощи быстро портятся, так что стараются или побыстрее их съесть, или законсервировать. Плюс все едят витамины, конечно. Зелень и фрукты - только в сезон, когда есть навигация. Зато всегда наливают компот.

Как работают антарктические спа

Несколько душей есть только на «Прогрессе» - и туда можно ходить каждый день. На остальных станциях баня с душем - одним на всю станцию. Баня раз в неделю, строго по графику; с баней связано очень много ритуалов - это главная полярная отдушина. Частый вопрос, например, сколько банных дней осталось до конца зимовки. На «Беллинсгаузене» рядом с баней огромная купель, которая наполняется ледяной водой, и туда можно выскочить. На «Новолазаревской» - самая южная баня-сруб в мире, действует она, правда, только в сезон. На «Востоке» есть такой «клуб двести» - это когда зимой –80, а баня разогрета до +120 и вы, распарившись на +120, выскакиваете охладиться, поваляться в снегу и так далее на –80. Получается разница 200 градусов.

Приятные моменты, праздники и кинофестиваль

Главный праздник - Мидвинтер, 22 июня. Это день, когда зимовка начинает близиться к концу. Конечно, все полярники считают дни до дома. Но при этом, попадая домой, они начинают считать дни до возвращения обратно. Такой стиль жизни. Мидвинтер отмечается на всех станциях, всеми государствами; когда мы зимовали, мы получили телеграммы от Путина, от Обамы. Накрываются столы, чилийцев устраивают костюмированный карнавал - в общем, гуляет вся Антарктида.

Американцы еще придумали в этот день проводить Winter International Film Festival of Antarctica. Устроен фестиваль так. Фильмы должны быть сняты за 48 часов и длиться не больше 5 минут. Условия для фильмов меняются каждый год и объявляются в пятницу накануне Мидвинтера. Одним из условий может быть обязательный звук открывающейся банки, фраза «Ты что, хочешь купить собаку?» или какой-нибудь персонаж - например, моряк Попай. Все станции снимают свои фильмы. Видели бы вы их! Бывают просто голливудские блокбастеры.

Голосование идет на специальном сайте; результаты стекаются на станцию Мак-Мёрдо (это самая большая американская станция), победителей объявляют в разных номинациях - «Лучший фильм», «Лучший актер», «Лучший сценарий», «Лучшая операторская работа» и приз зрительских симпатий. В общем, Мидвинтер - это такой всплеск посреди безмятежной жизни.

Другой момент, который всегда запоминается, - это приход сезона. Вы уже привыкли жить своим коллективом, притерлись, все друг про друга знаете, и вдруг вливается новая волна. Это не всегда просто. Плюс уже очень близко запах дома - они привозят посылки, как правило, заказы, вкусные вещи, о которых ты всю зиму мечтал, и понимаешь, что зимовка уже закончилась.

К туристам в Антарктиде относятся снисходительно. Они бывают только на «Беллинсгаузене» и на «Новолазаревской» - оттуда ходят на «тойотах» с огромными колесами к Южному полюсу, в горы, смотреть ледниковые гроты и так далее. На «Беллинсгаузен» заходит много туристических лайнеров; как правило, все идут посещать храм. Он деревянный и сказочный. Смотрят и колонии пингвинов, вообще всякую живность.

Документальный фильм "Зимовка"

Режиссер: Ольга Стефанова.

Фильм о жизни российской полярной станции в Антарктиде, где Ольга Стефанова провела целый год, не покидая ее ни на один день. Режиссеру были важны не научные исследования Антарктиды, а жизнь тех людей, которые обеспечивают работу станции. Истории и отношения этих людей удивительно интересны и эмоциональны. А романтика и будничность в фильме постоянно сменяют друг друга.

Сам фильм начинается минуты с 20-й, а до этого интервью с Ольгой Стефановой и полярником Львом Васильевичем Череповым.

Как снимали фильм «Ледокол»: катастрофа во льдах

В прокат сегодня выходит отличный российский фильм «Ледокол» - один из лучших в этом году.

Жанр фильма-катастрофы для российского кино ещё новый («Метро», «Экипаж», что ещё?..), но «Ледокол» счастливо избегает множества шишек, которые могли бы испортить настроение зрителю. Качественный подход к истории ощущается сразу: сценаристы и режиссёр не размениваются на лирическое вступление (беда вообще многих картин), а с первых минут бросаются в бой. Так что не опаздывайте на сеанс: одна из самых выразительных в плане спецэффектов сцен поставлена на самое начало, что сразу задаёт и тон, и ритм повествования.

Собственно «катастрофа» в привычном понимании слова на этом и заканчивается. Вскоре судно ложится в дрейф, включая режим жёсткой экономии - и остальной фильм уже не про спецэффекты, а про взаимоотношения. На борту - 70 человек, в заточении ледяного плена им предстоит провести 133 дня. Вокруг - одни льды, обращаться за помощью к иностранцам запрещено (от пролетающего самолёта прячутся), а пока до них доберутся свои - и еда, и топливо вполне могут закончиться…

Сюжетного нерва добавляет сложившееся на ледоколе двоевластие. Капитан Андрей Петров (Пётр Фёдоров) - «свой», с моряками дистанции не держит; приказом сверху он был освобождён от должности из-за трагического инцидента и остался на ледоколе только из-за поломки вертолёта. Ему на смену прилетел совсем недружелюбный капитан Валентин Севченко (Сергей Пускепалис), тут же объявивший тотальную борьбу с бардаком и выставивший предшественника с общего собрания команды: капитан должен быть один, ему и принимать решение.

Петров был за поиск выхода из затора, но Севченко со свойственной ему решительностью объявил: «Никакой самодеятельностью заниматься не будем, ждём распоряжения Москвы» . Москве было не до «Михаила Громова» (Петров так уверен, что на самый верх о них так и не доложили, вскользь упомянута «чехарда в верхах» : 1985-й ведь год), и приказ о дрейфе был, по сути, самым банальным и безболезненным способом забыть на какое-то время о проблеме: авось, всё само собой рассосётся.

Ролик о съёмках фильма «Ледокол»

Лирическая линия в фильме всё-таки есть: женщины, как известно, ждут своих мужчин на берегу. Жена одного капитана (по совместительству - журналистка «Правды») собирается с ним разводиться, жена другого - рожает в 42 года. По счастью, особых соплей никто не разводит, и от главного эти побочные сюжеты не отвлекают.

С учётом ограниченного пространства ледокола нельзя не отметить того, как бережно воссоздана здесь советская эпоха. Мазки точечные, но стопроцентно верные - вроде кубика Рубика. До отключения света в кают-компании крутят «Бриллиантовую руку», после - нарушают запрет и в честь дня рождения стреляют в «Морской бой» (молодому поколению уже не понять, что за чудо были эти игровые автоматы!). Открывает и закрывает картину «Учкудук, три колодца» - всесоюзный хит, возможный, кажется, только в те времена. На календаре, где ведётся скорбный подсчёт проведённых во льдах дней - фотография Пугачёвой («Вы тоже не Алла Борисовна» , - солидарен один капитан с другим в чувстве взаимной неприязни).

Ролик о съёмках фильма «Ледокол»

Вертолётчик Коля Кукушкин (отличная роль Александра Паля) на карандаше перематывает кассету и знакомит товарищей с творчеством Виктора Цоя: в одиночку напеты «Алюминиевые огурцы», хором - «Время есть, а денег нет», на финальные титры пробрались написанные позже (но простим это) «Красно-жёлтые дни». Добавим для полного комплекта включённый в ночи «Голос Америки» да Севу Новгородцева по BBC, и тем сильнее прочувствуем ту метафору (быть может, ненамеренную), что лежит в корне всего сюжета.

Не Советский ли Союз олицетворяет тот злополучный и так некстати перевернувшийся айсберг?.. Герои силятся от него убежать, тогда как он медленно, но верно догоняет ледокол с двумя капитанами… Избавиться от айсберга нельзя, но развернуться и прямо посмотреть в это советское прошлое - можно. Лишь тогда ледяная гора сдастся и развалится - совсем как та страна, вернуться в которую стремятся моряки и по которой ностальгируют кинематографисты…

Ролик о съёмках фильма «Ледокол»

«Ледокол» Николая Хомерики - классное кино, без малейшего, кажется, изъяна. В нём всё взвешено, всего в меру. В истории грамотно расставлены все запятые, в режиссуре правильно поставлены все ударения. Как техническая сборная съёмочной группы, так и исполнители всех без исключения ролей - все оказались на высоте, без лишнего пафоса, но качественно и достойно выполнив свою работу. Нет сомнений, что эта картина будет любима зрителями и останется в летописи отечественного киноискусства.

Как известно, Антарктида была открыта русскими мореплавателями – капитаном Фаддеем Беллинсгаузеном (1778–1852) и лейтенантом Михаилом Лазаревым (1788–1851), которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» 28 января 1820 года впервые в истории достигли загадочной земли в Южном полушарии.

Русские корабли обошли вокруг антарктического материка, девять раз приблизившись вплотную к его берегам, определив, таким образом, общие очертания Антарктиды. То есть в новое время первооткрывателями Антарктиды стали именно русские. А дальше…

А дальше, если верить общепринятой сегодня исторической версии, крупномасштабные экспедиции к берегам Антарктиды были осуществлены только… через 130 лет – уже в 1950‑х годах, когда стартовала советская антарктическая программа!

Удивительно, но – факт! Российские, советские, а потом – и опять российские исследования ледяного континента вызывают не меньше вопросов (если не больше!), чем, скажем, американские или немецкие.

С формальной точки зрения, об антарктических программах Советского Союза, а с 1991 года – Российской Федерации, написаны и изданы сотни и тысячи статей, книг, брошюр, снято множество документальных фильмов. Вроде бы никаких тайн и загадок не осталось. Ледяной континент, суровый климат, страна пингвинов и запредельного холода, полярные зимовки и т. п.

Но так ли всё очевидно на самом деле?

Советский ветеран‑полярник, который предпочёл остаться анонимным, обратил моё внимание на участок Смоленского кладбища в Санкт‑Петербурге, где в конце 1940‑х годов было похоронено больше сотни мужчин (примерно в тот же период, что и время экспедиции адмирала Бёрда). Одинаковые надгробия, славянские фамилии и средний возраст умерших наталкивают на мысль о военных захоронениях. Но в эти годы СССР, как мы знаем, ни с кем не воевал. Здесь лежат полярники, пояснил их выживший коллега, причём зимовали они на шестом континенте.

Секретную миссию СССР в Антарктиде (официально наша страна начала там исследования лишь в 1956 году) безымянный собеседник связывает с именем дважды Героя Советского Союза Ивана Папанина, в то время – начальника морской разведки. Будто бы папанинцы, а не мифические арийцы в тонких одеждах оказали адмиралу Бёрду суровый прием на «исконно нашей» территории открытого нашими людьми континента. Выходит, именно с этой стычки, а не с фултоновской речи Черчилля началась «холодная война» между СССР и США.

Это – цитата из статьи Савелия Кашницкого «Тайная цивилизация под шестым континентом», опубликованной в еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 17 от 22 апреля 2009 г.).

Еще одна цитата:

На каменистом холме, расположенном меж двух особо крупных озёр – кладбище полярников. Давно списанный вездеход «Пингвин», загнанный озорным механиком на вершину холма, стал памятником, который даже изобразили на почтовой марке. Я поднялся на холм. По мемориальности кладбище не уступает многим знаменитым кладбищам мира – Новодевичьему, например, или даже Арлингтонскому. С удивлением вижу на могиле лётчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырёхлопастный пропеллер и дату захоронения: 1 марта 1947 года. Но мои расспросы остаются без ответов – нынешнее руководство Новолазаревской и понятия не имеет о деятельности станции в том далёком году. Это, как видно, уже дело историков…

Вторая цитата взята из воспоминаний одного из членов первой советской антарктической экспедиции – Владимира Кузнецова, вышедших в Санкт‑Петербурге в издательстве «Гидрометеоиздат» (цитируем по книге А.В. Бирюка «НЛО: секретный удар», часть 3 «Антарктида», глава 4 «Станция «Новолазаревская»).

Александр Бирюк этот абзац из воспоминаний Владимира Кузнецова комментирует так: А.В. Чилингаров во время Великой Отечественной войны служил в Первой перегоночной авиационной дивизии. Командиром дивизии был полковник ВВС СССР Иван Мазурук (07.07.1906–02.01.1989), руководивший трассой «Алсиб», проходившей из Аляски в СССР (Красноярск), по которой на советско‑германский фронт доставлялась авиатехника, предоставленная Советскому Союзу по ленд‑лизу Соединёнными Штатами.

Четырёхлопастный пропеллер на могиле А.В. Чилингарова, похороненного 1 марта 1947 года, мог принадлежать только самолёту «P‑63 Кингкобра», которые по ленд‑лизу в 1944–1945 годах поставлялись из США в СССР. Но каким образом «Кингкобра» попала в 1947 году в Антарктиду, если советские исследования Антарктики начались только в 1956 году?

В 2005 году в московском издательстве «Алгоритм» вышла книга Ольги Грейгъ, которая называлась так: «Секретная Антарктида, или Русская разведка на Южном полюсе». Квинтэссенция этой книги такова: с 1820 года Россия, с несущественными перерывами, продолжала активно осваивать и изучать шестой континент. Ещё до начала Второй мировой войны была начата подготовка, а после её окончания – завершено формирование Антарктического флота ВМФ СССР, который базировался у берегов Антарктиды. В деле исследования и изучения ледяного континента Сталин работал в тесной кооперации с Гитлером, которая не прекращалась и… в годы войны. Представители инопланетного разума в окрестностях Антарктиды, безусловно, присутствуют. Но вся эта информация – не для простых смертных.

Об авторе книги – Ольге Грейгъ – не сказано ничего. Является ли эта фамилия индивидуальным или коллективным псевдонимом, и если да – то чьим, и псевдоним ли это вообще? Неизвестно. Не понятна на первый взгляд и цель, которая преследовалась при написании и издании этой книги. Просто‑напросто заработать немного денег, написав вполне конъюнктурный, продаваемый текст, либо это – своеобразный «посыл» группы заинтересованных лиц российской властной элите и думающей части населения страны, этакий призыв возобновить активное освоение Антарктики? (Заметим в скобках, что в 2011 году книга Ольги Грейгъ вышла вторым изданием, а также была дополнена ещё одной книгой того же автора на ту же тему: «Операция «Антарктида», или Битва за Южный полюс».)

Вскоре после выхода в свет первой книги Ольги Грейгъ, а именно 5 марта 2007 года, на одном из русскоязычных интернет‑форумов был вывешен «пост», рассказывающий о марш‑броске ФСБ РФ на Южный полюс.

В этом сообщении, в частности, говорилось:

Директор ФСБ РФ Николай Патрушев и его первый заместитель, глава Пограничной службы Владимир Проничев, а также вице‑спикер Госдумы Артур Чилингаров, глава Росгидромета Александр Бедрицкий и даже посол РФ в Чили Юрий Филатов, используя «авиаподскок» в Чили, совершили сначала на самолёте «Ан‑74» перелёт из Южной Америки к Антарктике, где 5 января произвели посадку на острове Кинг Джордж. Там находится одна из пяти действующих российских антарктических станций – «Беллинсгаузен».

7 января высокое начальство на двух вертолётах ФСБ «Ми‑8» совершило бросок на Южный полюс. «Впервые в истории человечества, – торжествующе писало одно из российских изданий, – православное Рождество христиане встретили на Южном полюсе – там, где сходятся все земные меридианы на высоте 2835 метров».

Патрушев в рождественской эйфории даже рискнул разбудить Владимира Путина, чтобы доложить об успехе экспедиции. Правда, для этого он воспользовался не своей спецсвязью, а спутниковым телефоном, который ему любезно предоставили ошарашенные визитом главы ФСБ американские полярники со станции «Амундсен‑Скотт.

Руководитель Хабаровского авиационного центра ФСБ России полковник Андрей Соболев в интервью газете «Пограничник Северо‑Востока» (№ 49 от 12 декабря 2007 года) о цели этого визита рассказал предельно откровенно:

В первую очередь – политическая. В нынешнем году заканчивается действие 50‑летнего международного договора, по которому Антарктида признана территорией общего пользования. И чем ближе окончание срока действия договора, тем активнее некоторые страны начинают претендовать на одностороннее владение южным материком.

Между тем Антарктида – это богатейшая территория. В конце концов, здесь самый лёгкий уран. Именно поэтому и было принято политическое решение доставить туда высокопоставленную российскую делегацию, чтобы тем самым обозначить наше присутствие. Общее руководство экспедицией осуществлял Артур Николаевич Чилингаров, а официальным представителем государства выступал директор ФСБ Николай Платонович Патрушев.

18 ноября 2009 года стало известно о том, что председатель Правительства РФ Владимир Путин возглавил Попечительский совет Русского географического общества. На первом же заседании РГО, пребывая в статусе председателя его Попечительского совета, он предложил хотя бы в 10 раз (до 50 миллионов рублей) увеличить ассигнования в бюджет РГО для сохранения проводимых этим обществом научно‑исследовательских работ. В тот же день избранный новым президентом РГО глава МЧС РФ Сергей Шойгу пообещал ещё больше популяризировать географию и даже заметил о возможности создания специализированного телеканала.

А 15 апреля 2011 года, как сообщило информационное агентство «РИА‑Новости», на очередном заседании Попечительского совета было, в частности, заявлено, что у РГО, возможно вскоре, появятся собственные корабли и подводные аппараты: премьер‑министр Владимир Путин поддержал идею разработать и построить российское морское исследовательское судно.

Напомним также, что годом ранее – 15 апреля 2010 года, – в ходе первого официального визита в Аргентину Президент РФ Дмитрий Медведев и Президент этой южноамериканской республики Кристина Фернандес де Киршнер подписали 12 соглашений о сотрудничестве в разных областях деятельности.

По этому поводу, в частности, в сюжете «Первого канала» было сказано следующее:

Россия предлагает свои технологии не только в энергетике, но и в восстановлении железных дорог – в Аргентине они наполовину разрушены, в освоении космоса – в Аргентине установят наземное оборудование для спутниковой системы «ГЛОНАСС», в строительстве новых атомных станций, а также в исследовании Антарктиды – здесь нужны российские ледоколы и вертолёты.

После чего, 21 октября 2010 года, на заседании Правительства РФ под председательством его главы – Владимира Путина – была обсуждена «Стратегия развития деятельности России в Антарктике».

Детали этой стратегии и обстоятельства, предшествовавшие её разработке, в СМИ широко не освещались.

Фрагмент книги И.А.Осовина, С.А.Почечуева «Зловещие тайны Антарктиды»

Неведомая Южная Земля — Терра Аустрэлис Инкогнита. Ее «размытые» контуры появились на картах только в последней четверти XVI века. На знаменитых медных атласах Ортелия 1570 года у Южного полюса земли еще нет, только от Новой Гвинеи идет к юго-востоку и сливается у Магелланового прохода с Огненной Землей почти прямая линия неведомого «берега», которого, как оказалось, никогда не существовало.

По Птолемею Южная Земля — это продолжение Африки, а «Колумб Австралии» Педро де Кироса писал испанскому королю вот такой отчет: «...все открытые земли в жарком поясе... от экватора тянутся на юг, где до самого полюса, а где чуть поближе». Этот мореплаватель, открывший в Южных морях единственный крохотный остров (в два раза меньше Сицилии) решил, что это и есть берег Южной Земли.

Кук достиг невозможного — 71°11` ю. ш., но Южной Земли все не было. «Я пересек весь Южный океан таким образом, что не осталось в нем пространства, где мог бы находиться материк. Хотя я и не стану отрицать, что вблизи полюса может находиться земля значительная по размеру, напротив, я считаю, что такая земля там есть», — так честно записал в свой дневник известный капитан. Стоит отметить, что в ходе третьего пересечения океана, «Резолюшен» Кука находился всего в двухстах километрах от ближайшего берега Антарктиды. Это и был предел возможного того времени! 1100 дней вел Кук штурм холодного Южного океана, но так и не увидел землю. Это был подвиг, завершившийся ничем. Великий мореплаватель, единственный в то время капитан, совершивший целых три кругосветных похода, вынужден был признать свое поражение.

Это был последний и страшный удар по общепринятой теоретической географии. Огромная, перерастающая в Африку, Южная Земля значительно «сжалась». О Южной Земле забыли с таким же убеждением и легкостью, как утверждали раньше о ее существовании. Но забыли не все. Остались люди, твердо в нее верившие. Нашлись то ли фанаты, то ли фантасты, рассчитавшие ее площадь, количество рек, которые выносят в океан глыбы льда, и даже численность населения — пятьдесят миллионов человек! Никак не меньше, иначе бы Земля «тяжелым» северным полушарием была все время повернута только к Солнцу.

Кук, единственный капитан того времени, плававший в арктических и антарктических водах, оказался прав. На смену теории об обитаемой теплой «Южной Земле» картографы предложили более реальный вариант — «ограничили» ее Южным полярным кругом. В поисках неведомой земли наступил штиль, который длился почти пятьдесят лет. Джеймс Кук, не предвидя того, своими дневниками всколыхнул коммерческий китобойный и тюлений промысел в южных приполярных и полярных водах. Все «ниже» спускались китобои, все больше островов наносилось на карту у полярного круга. Большое открытие назревало. И оно свершилось — русская экспедиция открыла Южную Землю, но в это никто не поверил. В атласе А. Линберга, изданного через сто лет после плаванья капитана Кука, нет Антарктиды! Только неясные контуры не то архипелага, не то континента, замкнутого Южным полярным кругом.

Почти полвека после Кука таинственная и недосягаемая «Южная Земля» оставалась неведомой людям, пока не пришла эпоха русских открытий. 4 июля 1819 года из Кронштадтской гавани ушли в плаванье в Южный Ледовитый океан шлюпы «Восток» и «Мирный», под командой капитана второго ранга Фаддея (Фёдора) Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Лазарева.

15 января 1820 года русские корабли пересекли Южный полярный круг. Неприветливо встретил Южный океан русских моряков. Огромные холодные волны несли на гребнях льдины, жестокий ветер с «купола» Антарктиды пронизывал насквозь. Три раза шлюпы пересекали полярный круг. Удачной оказалась только четвертая попытка. «Мы продолжили путь на юг. В час ночи увидели впереди льды, примыкающие ко льду гористому, прочно стоящему... а поверхность его возвышалась отлого к югу».

Это был берег Южной Земли, названный позже Антарктидой. Цель, которую не получилось достичь Джеймсу Куку, покорилась русским мореплавателям. Через 110 лет норвежские китобои в честь королевской дочери назвали этот, открытый русскими северо-восточный выступ Южного материка, Берегом принцессы Марты. За 122 дня плаванья за 60° южной широты (всего плаванье длилось 751 день) были открыты острова Петра I, Бородино, Берег Александра I. Затем последовали новые открытия и на карту легли новые русские имена — мыс лейтенанта шлюпа «Восток» Торсона Константина Петровича, сосланного позже в Сибирь за участие в декабрьском восстании. Роковой мыс. Именно здесь льды преградили путь капитану Куку. На карту тогда были нанесены около 30 первых антарктических названий — это были русские названия. Сейчас описаны огромные акватории, ледники, вулканы, мысы, острова и пики южных широт. На карту Антарктиды легло около десяти тысяч названий, и каждое десятое — русское.

Сам Беллинсгаузен открытую ледяную Землю никак не назвал, он только описал ее как «ледяной оплот». В 1831 году в «Двукратных изысканиях в Южном Ледовитом океане и плавании вокруг света», Беллинсгаузен именно так своеобразно обозначил открытый материк — очевидны осмотрительность и добросовестность русских моряков. Хотя мичман шлюпа «Мирный» в личном дневнике записал: «Неподвижный высокий ледяной берег не мог составляться от холода в открытом море, а образовался на южном великом материке». Молодой морской офицер записал еще одну любопытную мысль — огромные айсберги рождает не Южный океан, а сам холодный материк. И только в конце ХХ века наука, наконец, доказала, что Антарктида вовсе не шестой континент Земли, а архипелаг, покрытый вот уже 15 миллионов лет единым мощным ледовым панцирем, который изредка с нее сходил, чтобы вернуться вновь.

По формальным доводам Южная Земля получила название Антарктида — лежащая против Арктики. Русские моряки своим плаваньем и открытием Терра Аустралис Инкогнита завершили на планете эпоху Великих географических открытий. Теперь плаванья стали носить исследовательский характер и именоваться путешествиями. Но Южный материк, прилегающие острова и омывающие их воды продолжали рождать загадки и вызывать все новые и новые экспедиции, Ледяные берега и острова Южного Ледовитого океана продолжали «обрастать» на многих языках именами известных и неизвестных до того людей. Море Уэдделла, море Беллинсгаузена, море Росса (в честь капитана парусника «Эребус» Джеймса Росса), а еще остров, пролив и ледник его имени, вулкан Эребус в честь самого парусника. Земля Королевы Мод — это почтительные норвежцы в честь своей королевы. Бухты Брамса, Верди. Шуберта, плато Моцарта и ледник Баха, полуостров Бетховена, горы Листа, Шумана, Чайковского, Бородина, пик Мусоргского. А советская антарктическая экспедиция назвала часть берега Берегом «Правды».

Штурм Ледовитого Южного океана и Антарктиды начался вскоре после ее открытия. Плаванье русских моряков прорвало завесу недоступности и таинственности. Одна за другой экспедиции многих стран устремились в холодные южные моря, и каждая была полна лишений и риска, каждая стала подвигом.

С 1837 по 1840 год французская экспедиция Жюля Дюмон-Дюрвиля на «Астролобии» и «Зеле» провела съемку южных Оркнейских и Шетлендских островов. Один из берегов Антарктиды в честь жены командира экспедиции был назван Землей Адели, а в честь жены капитана судна «Зеле» был назван Берег Клари.

Британский капитан-китобой Джон Баллени в 1839 году на своих судах «Элиза Скотт» и «Сабрина» открыл вулканические острова в море Росса и назвал их своим именем, а часть Земли Килса и несколько прилегающих островов, с его легкой руки получили имя судна — Земля Сабрина. В наше время остается только удивляться отваге этих людей — шхуна «Элиза Скотт» была водоизмещением 154, а «Сабрина» всего 54 тонны. Они ушли в ледяной холод южных вод, но заслужили по праву имя на карте в память о своем подвиге.

В 1838 году в антарктическую гонку включились американцы. На военных шлюпах «Венсон», «Пикон», «Порпэс» и «Флайинг Фиш» капитан Чарльз Уилкс открыл в Антарктиде Берег Нокса. В начале ХХ века берег в районе его плаванья получил имя Уилкса. Британская экспедиция Джеймса Росса на «Эребусе» и «Терроре» трижды в 1839-1843 годах исследовала берег и прилегающие воды Антарктиды и впервые «замкнула кольцо» вокруг ледового континента.

Экспедиция открыла Землю Виктории, Великий ледяной барьер — огромный, длиной 800 километров, высотой 60 метров над водой, ледник, именуемый сегодня Великим барьером Росса.

Заканчивался XIX век, но нога человека на берег Антарктиды еще не ступала. И вот 24 января 1895 года участник норвежской экспедиции Карcтеy Борхгревинк первым из мореплавателей вступил на берег Южной Земли. Это был мыс Адэр. А через четыре года этот норвежец, уже во главе английской экспедиции, 17 февраля с группой из 10 человек начал первую зимовку в Антарктиде, длившуюся почти год.

В 1897-1899 годы бельгийская экспедиция Де Жерлаш на судне «Бельжика», затертая льдами, год дрейфовала в море Беллинсгаузена. Это была первая зимовка во льдах Южного океана.

В 1901-1903 годах немецкий исследователь Эрих Дригальский на «Гауссе» открыл Землю Кайзера Вильгельма II и вулкан Гауссберг. Экспедиция, к несчастью, оказалась затерта льдами. С 1902 по 1904 год шотландская экспедиция В. Брюса вела на «Скоттиа» изучение в море Уэдделла и исследования Земли Котса. Француз Ж. Шарко в 1903-1905 годах дважды на «Франсе» изучал западное побережье, а в 1908-1909 годах на «Паркуапа», вел исследования побережья моря Беллинсгаузена. Но время настоящего штурма Антарктиды еще не наступило.
17 января 1912 года англичанин Роберт Скотт достиг точки Южного полюса. На Полюсе развевался норвежский флаг.

За месяц до него, 14 декабря 1911 года, полюс покорил Амундсен. Скотту было не дано вернуться. А может быть, он этого уже не хотел?

Но на карте Антарктиды имена этих великих людей стоят рядом — станция на «куполе» Амундсен-Скотт. Еще два имени на карте белого материка.

Как сказал первый покоритель Эвереста Тенцинг Норгей: «Много имен — много языков». И много смелых людей разных национальностей.

Когда и кто из наших соотечественников побывал в Антарктиде? Эта любопытная страница ледового материка малоизвестна.

1910 год. Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен готовит экспедицию. Она была чисто норвежской — стортинг (парламент Норвегии) запретил включать в ее состав иностранцев.

И вдруг газета «Моргенбладет» сообщила: «В числе национальной норвежской экспедиции, состоит уроженец Архангельской губернии Александр Степанович Кучин. Это нарушение организатором экспедиции было сделано в виду исключительных способностей и таланта А.С. Кучина...»

Кто такой А.С. Кучин? Почему Амундсен остановил на нем выбор, хотя никогда не изменял своему правилу — не брать в экспедицию людей моложе 30 лет? Стоит заметить, что экспедиция должна была покорить Северный полюс. Именно так — Северный, а открыла Южный. Так случается редко, но случилось именно так. Вот как это произошло.
Нансен предложил Амундсену для экспедиции свое судно, деньги с трудом собрали. Участники экспедиции отобраны. «Ничто так не оправдывает себя, как затраты времени на отбор участников полярной экспедиции», — эта простая и великая мысль принадлежит Амундсену. Увы, сколько раз о ней забывали. И все-таки он берет Кучина.
В Ледовитый океан Амундсен решил войти через Берингов пролив: пересечь Атлантику, обогнуть мыс Горн и, пройдя весь Тихий океан с юга на север, начать путь к полюсу.

Но тут случилось непредвиденное — американцы Р. Пири и Ф. Кук почти одновременно достигли Северного полюса! Амундсен решил, для поддержания своего престижа полярного исследователя, достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха. К этому времени судно Амундсена «Фрам» пришвартовалось в порту Фуншал на Мадейре.

Здесь он и сообщил своим товарищам, что, так как Северный полюс уже достигнут, то он принял решение идти на Южный. Тут же Амундсен дал короткую джентльменскую телеграмму Скотту, который был на пути в Мельбурн с той же целью — достичь Южного полюса.

Базовый лагерь Амундсен построил на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он «отыграл» уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.

20 октября 1911 года Амундсен стартовал к Южному полюсу. Как развивались и чем завершились события этого беспримерного соперничества широко известно.

Поэтому вернемся к Александру Степановичу Кучину. Коренной помор, двадцати трех лет, «золотой» выпускник Архангельского мореходного училища. В 16 лет уже успел побывать на Новой Земле, Мурмане, Шпицбергене, ходил в Белом, Баренцевом, Карском и Норвежском морях. Свободно разговаривал на английском и норвежском языках, в 18 лет написал «Русско-норвежский словарь». Свою судьбу он выбрал сам — не просто плаванья, а именно изучение моря.

В 1909 году он уезжает в Норвегию для продолжения учебы. Увы, курс моря в Институте геофизики в Бергене читают на немецком. Упорству молодого моряка можно только позавидовать — он получил работу на биологической станции, изучающей море под руководством известного ученого Хансена. Старательный и застенчивый русский был замечен. За него поручился профессор Хелланд Хансен, и 14 марта 1910 года он подписал контракт с Амундсеном о плаванье к Северному полюсу. Через два года сам Фритьоф Нансен отметил: «Моряки «Фрама» первыми пересекли два раза малоизвестную часть океана. Океанографические разрезы, которые выполнили на «Фраме», стали наиболее полными и обширными, среди существующих в какой-либо из частей Мирового океана».

Океанографом на «Фраме» был Александр Кучин.

14 января 1911 года Кучин увидел берег Антарктиды и записал: «Хочется попасть в береговую партию, но, скорее всего это не удастся. В этом плане быть океанографом — плохо». Кучин оказался прав — капитан «Фрама» Нильсен, высадив группу Амундсена из восьми человек, повел судно вокруг Антарктиды. Не беда, что к полюсу пошли другие — пять норвежцев, Кучин в дневнике записал так: « Путь на юг по Гвинейскому течению, а затем разворот на запад прямо к берегам Южной Америки. Подобные исследования еще не проводились в этих местах. Они будет иметь огромное значение. Вся работу буду выполнять я».

Из Буэнос-Айреса, Кучин, пассажирским пароходом прибыл в столицу Норвегии — Христианию. Его представили королю, правительство наградило русского моряка, в Географическом обществе был заслушан его доклад. Успех, признание, счастливые минуты в жизни Александра Степановича. Путь к новым плаваньям и исследованиям был открыт. Это была прямая дорога к осуществлению мечты. Он собрался жениться на норвежской девушке Аслауг Паульсон, Они любили друг друга и решили жить в России.

Почему же мы так мало, почти ничего, знаем о талантливом земляке, о его заслугах перед наукой, осталась ли о нем память? Увы, все последующие события жизни Александра Кучина уложились в один трагический 1912 год. Возможно, жизнь его оборвалась в 1913, даже в 1914 году — никто этого не знает. Так, к сожалению, бывает даже с очень талантливыми людьми. Из материалов Антарктической экспедиции он не опубликовал ничего — в течение трех лет все материалы принадлежали Норвегии — таковы были условия контракта. И он их честно выполнил. Его личные дневники похитили в Буэнос-Айресе, от них осталось совсем немного.

В феврале 1912 года Кучин неожиданно получил предложение от известного полярного исследователя В. А. Русанова.

Владимир Александрович Русанов

Предложение было любопытно вдвойне — должность капитана и геологическое обследование Шпицбергена. Кучин предложение принял. В мае 1912 года в Олезунде, они с Русановым купили почти новое норвежское судно «Геркулес», полным водоизмещением 63 тонны с двигателем 14 лошадиных сил.

Экспедиция провела исследования на Шпицбергене, но планы Русанова были шире, и капитан Кучин их разделял. Что случилось с судном потом, никто не знает вот уже 80 лет.

«Юг Шпицбергена, остров Надежды, окружены льдами. Штормом отнес южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов». Это их последняя весточка в наш мир...

А теперь вернемся к экспедиции Скотта. Из семи тысяч желающих Скотт отобрал 65 человек — 33 зимовщика, 32 моряка. Самых подготовленных, крепких и смелых. Но, как оказалось, только трое умели ездить на собаках, только двое знали лошадей, только один умел ходить на лыжах. В это нельзя поверить, но это стало ясно там, в Антарктиде. Наставление Амундсена Скотт вспомнил, наверное, не раз, но, увы, было уже поздно. В экспедиции Скотта также оказался наш соотечественник! Это был лучший жокей Дальнего Востока Антон Лукич Омельченко. Нашел его английский офицер Брюс, которого Скотт направил в Маньчжурию, для закупки лошадей. Было куплено 19 выносливых неприхотливых монгольских лошадей, и по предложению Брюса, в состав Антарктической экспедиции Скотт включил Омельченко. И не пожалел — Антон Лукич был крепким, смелым и веселым человеком, а лошадей знал отлично. Но по разным причинам еще до начала похода погибли 9 лошадей, и отряд Скотта на оставшихся 10 должен был доставить по леднику Росса груз к леднику Бирдмора. Чтобы хватило фуража, нужно было делать ежедневно почти 25 километров. Но лошади были не равны по силе, и на 24-й день пути, первую обессилевшую пришлось пристрелить. Еще через две недели закончился корм для лошадей и их всех застрелили. Собачьи упряжки ушли назад, а груз повезли люди — по сто килограммов на человека. 3 января на широте 87°30" Скотт отправил в лагерь еще трех спутников, среди них был и Омельченко. Он стал одним из последних членов экспедиции, видевших командира в живых.

К Южному полюсу пошли пятеро: командир — капитан первого ранга английского флота Роберт Скотт, офицеры Эдгар Эванс и Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и врач Эдвард Уилсон. Две последние фамилии исследователям Антарктиды были уже известны. Еще раньше вместе с биологом Черри-Гаррардом они в ночной, ураганной мгле, при 60-градусном морозе, пересекли остров Росса до мыса Кроэир. Сто десять километров туда и столько же, почти без всякой надежды на возвращение, обратно. С собой они несли пять яиц королевских пингвинов, два из которых разбились.

Черри-Гаррард в дневнике об этом походе записал так: «Лично я достиг такой точки страдания, что перестал бояться смерти, ибо она могла принести лишь облегчение. Те, кто говорит о героизме людей, идущих на смерть, не ведают, о чем толкуют...». Тридцать четыре дня и ночи, но в тот раз им удалось избежать смерти.

Через восемь месяцев после гибели экспедиции Скотта именно он, Черри-Гаррард, нашел 12 ноября 1912 года палатку с телами погибших товарищей.

Любопытно свойство человеческой памяти — трагедии оставляют в ней более глубокий и многолетний след, чем победы. А среди побед первыми стоят те, в которых было больше жертв и страданий. Поход Моусона и его товарищей Маккея и Дейвида к Южному магнитному полюсу завершился успехом, но остался в тени, хотя и унес две жизни. А безуспешная попытка Шеклтона пересечь Антарктиду, по странной логике, стала почти подвигом. Человечество, не осознавая этого, жаждет не только больших открытий и приключений, но и больших лишений, великих трудностей. Экспедиции без трагедий кажутся многим нелюбопытными. В этом своя странная трагедия человеческой психологии. Что мы знаем о походе Борхгревинка в первой антарктической зимовке 1898-1990 годов? Его поход по леднику Росса вызвал нескрываемое раздражение президента Географического общества Великобритании. Командиру и двум его спутникам было брошено дикое обвинение в трусости. Да, они были «всего» в 11 градусах до Южного полюса, повернули назад и остались живы. Но это был предел человеческих возможностей того времени! Странно, но в мире больше говорили и писали о трагедии Скотта, чем о блестящей, продуманной, но без жертв, экспедиции Амундсена.

Английская экспедиция вернулась домой без Скотта и четырех его спутников. Все полагали, что он остался на зимовку в Антарктиде. Еще никто не знал об уже свершившейся трагедии. В королевском дворце был устроен прием, Антон Лукич Омельченко из рук королевы получил награду и вернулся в Россию. Он принял участие в Первой мировой войне, а погиб странно и нелепо: в 1932 году его поразила молния. Эти двое — Александр Степанович Кучин и Антон Лукич Омельченко — и были нашими первыми «антарктическими» соотечественниками.

Как известно, Антарктида была открыта русскими мореплавателями - капитаном Фаддеем Беллинсгаузеном (1778-1852) и лейтенантом Михаилом Лазаревым (1788-1851), которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» 28 января 1820 года впервые в истории достигли загадочной земли в Южном полушарии.

Русские корабли обошли вокруг антарктического материка, девять раз приблизившись вплотную к его берегам, определив, таким образом, общие очертания Антарктиды. То есть в новое время первооткрывателями Антарктиды стали именно русские. А дальше...

А дальше, если верить общепринятой сегодня исторической версии, крупномасштабные экспедиции к берегам Антарктиды были осуществлены только... через 130 лет - уже в 1950‑х годах, когда стартовала советская антарктическая программа!

Удивительно, но - факт! Российские, советские, а потом - и опять российские исследования ледяного континента вызывают не меньше вопросов (если не больше!), чем, скажем, американские или немецкие.

С формальной точки зрения, об антарктических программах Советского Союза, а с 1991 года - Российской Федерации, написаны и изданы сотни и тысячи статей, книг, брошюр, снято множество документальных фильмов. Вроде бы никаких тайн и загадок не осталось. Ледяной континент, суровый климат, страна пингвинов и запредельного холода, полярные зимовки и т. п.

Но так ли всё очевидно на самом деле?

Советский ветеран‑полярник, который предпочёл остаться анонимным, обратил моё внимание на участок Смоленского кладбища в Санкт‑Петербурге, где в конце 1940‑х годов было похоронено больше сотни мужчин (примерно в тот же период, что и время экспедиции адмирала Бёрда). Одинаковые надгробия, славянские фамилии и средний возраст умерших наталкивают на мысль о военных захоронениях. Но в эти годы СССР, как мы знаем, ни с кем не воевал. Здесь лежат полярники, пояснил их выживший коллега, причём зимовали они на шестом континенте.

Секретную миссию СССР в Антарктиде (официально наша страна начала там исследования лишь в 1956 году) безымянный собеседник связывает с именем дважды Героя Советского Союза Ивана Папанина, в то время - начальника морской разведки. Будто бы папанинцы, а не мифические арийцы в тонких одеждах оказали адмиралу Бёрду суровый прием на «исконно нашей» территории открытого нашими людьми континента. Выходит, именно с этой стычки, а не с фултоновской речи Черчилля началась «холодная война» между СССР и США.

Это - цитата из статьи Савелия Кашницкого «Тайная цивилизация под шестым континентом», опубликованной в еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 17 от 22 апреля 2009 г.).

Еще одна цитата:

На каменистом холме, расположенном меж двух особо крупных озёр - кладбище полярников. Давно списанный вездеход «Пингвин», загнанный озорным механиком на вершину холма, стал памятником, который даже изобразили на почтовой марке. Я поднялся на холм. По мемориальности кладбище не уступает многим знаменитым кладбищам мира - Новодевичьему, например, или даже Арлингтонскому. С удивлением вижу на могиле лётчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырёхлопастный пропеллер и дату захоронения: 1 марта 1947 года. Но мои расспросы остаются без ответов - нынешнее руководство Новолазаревской и понятия не имеет о деятельности станции в том далёком году. Это, как видно, уже дело историков...

Вторая цитата взята из воспоминаний одного из членов первой советской антарктической экспедиции - Владимира Кузнецова, вышедших в Санкт‑Петербурге в издательстве «Гидрометеоиздат» (цитируем по книге А.В. Бирюка «НЛО: секретный удар», часть 3 «Антарктида», глава 4 «Станция «Новолазаревская»).

Александр Бирюк этот абзац из воспоминаний Владимира Кузнецова комментирует так: А.В. Чилингаров во время Великой Отечественной войны служил в Первой перегоночной авиационной дивизии. Командиром дивизии был полковник ВВС СССР Иван Мазурук (07.07.1906-02.01.1989), руководивший трассой «Алсиб», проходившей из Аляски в СССР (Красноярск), по которой на советско‑германский фронт доставлялась авиатехника, предоставленная Советскому Союзу по ленд‑лизу Соединёнными Штатами.

Четырёхлопастный пропеллер на могиле А.В. Чилингарова, похороненного 1 марта 1947 года, мог принадлежать только самолёту «P‑63 Кингкобра», которые по ленд‑лизу в 1944-1945 годах поставлялись из США в СССР. Но каким образом «Кингкобра» попала в 1947 году в Антарктиду, если советские исследования Антарктики начались только в 1956 году?

В 2005 году в московском издательстве «Алгоритм» вышла книга Ольги Грейгъ, которая называлась так: «Секретная Антарктида, или Русская разведка на Южном полюсе». Квинтэссенция этой книги такова: с 1820 года Россия, с несущественными перерывами, продолжала активно осваивать и изучать шестой континент. Ещё до начала Второй мировой войны была начата подготовка, а после её окончания - завершено формирование Антарктического флота ВМФ СССР, который базировался у берегов Антарктиды. В деле исследования и изучения ледяного континента Сталин работал в тесной кооперации с Гитлером, которая не прекращалась и... в годы войны. Представители инопланетного разума в окрестностях Антарктиды, безусловно, присутствуют. Но вся эта информация - не для простых смертных.

Об авторе книги - Ольге Грейгъ - не сказано ничего. Является ли эта фамилия индивидуальным или коллективным псевдонимом, и если да - то чьим, и псевдоним ли это вообще? Неизвестно. Не понятна на первый взгляд и цель, которая преследовалась при написании и издании этой книги. Просто‑напросто заработать немного денег, написав вполне конъюнктурный, продаваемый текст, либо это - своеобразный «посыл» группы заинтересованных лиц российской властной элите и думающей части населения страны, этакий призыв возобновить активное освоение Антарктики? (Заметим в скобках, что в 2011 году книга Ольги Грейгъ вышла вторым изданием, а также была дополнена ещё одной книгой того же автора на ту же тему: «Операция «Антарктида», или Битва за Южный полюс».)

Вскоре после выхода в свет первой книги Ольги Грейгъ, а именно 5 марта 2007 года, на одном из русскоязычных интернет‑форумов был вывешен «пост», рассказывающий о марш‑броске ФСБ РФ на Южный полюс.

В этом сообщении, в частности, говорилось:

Директор ФСБ РФ Николай Патрушев и его первый заместитель, глава Пограничной службы Владимир Проничев, а также вице‑спикер Госдумы Артур Чилингаров, глава Росгидромета Александр Бедрицкий и даже посол РФ в Чили Юрий Филатов, используя «авиаподскок» в Чили, совершили сначала на самолёте «Ан‑74» перелёт из Южной Америки к Антарктике, где 5 января произвели посадку на острове Кинг Джордж. Там находится одна из пяти действующих российских антарктических станций - «Беллинсгаузен».

7 января высокое начальство на двух вертолётах ФСБ «Ми‑8» совершило бросок на Южный полюс. «Впервые в истории человечества, - торжествующе писало одно из российских изданий, - православное Рождество христиане встретили на Южном полюсе - там, где сходятся все земные меридианы на высоте 2835 метров».

Патрушев в рождественской эйфории даже рискнул разбудить Владимира Путина, чтобы доложить об успехе экспедиции. Правда, для этого он воспользовался не своей спецсвязью, а спутниковым телефоном, который ему любезно предоставили ошарашенные визитом главы ФСБ американские полярники со станции «Амундсен‑Скотт».

Руководитель Хабаровского авиационного центра ФСБ России полковник Андрей Соболев в интервью газете «Пограничник Северо‑Востока» (№ 49 от 12 декабря 2007 года) о цели этого визита рассказал предельно откровенно:

В первую очередь - политическая. В нынешнем году заканчивается действие 50‑летнего международного договора, по которому Антарктида признана территорией общего пользования. И чем ближе окончание срока действия договора, тем активнее некоторые страны начинают претендовать на одностороннее владение южным материком.

Между тем Антарктида - это богатейшая территория. В конце концов, здесь самый лёгкий уран. Именно поэтому и было принято политическое решение доставить туда высокопоставленную российскую делегацию, чтобы тем самым обозначить наше присутствие. Общее руководство экспедицией осуществлял Артур Николаевич Чилингаров, а официальным представителем государства выступал директор ФСБ Николай Платонович Патрушев.

18 ноября 2009 года стало известно о том, что председатель Правительства РФ Владимир Путин возглавил Попечительский совет Русского географического общества. На первом же заседании РГО, пребывая в статусе председателя его Попечительского совета, он предложил хотя бы в 10 раз (до 50 миллионов рублей) увеличить ассигнования в бюджет РГО для сохранения проводимых этим обществом научно‑исследовательских работ. В тот же день избранный новым президентом РГО глава МЧС РФ Сергей Шойгу пообещал ещё больше популяризировать географию и даже заметил о возможности создания специализированного телеканала.

А 15 апреля 2011 года, как сообщило информационное агентство «РИА‑Новости», на очередном заседании Попечительского совета было, в частности, заявлено, что у РГО, возможно вскоре, появятся собственные корабли и подводные аппараты: премьер‑министр Владимир Путин поддержал идею разработать и построить российское морское исследовательское судно.

Напомним также, что годом ранее - 15 апреля 2010 года, - в ходе первого официального визита в Аргентину Президент РФ Дмитрий Медведев и Президент этой южноамериканской республики Кристина Фернандес де Киршнер подписали 12 соглашений о сотрудничестве в разных областях деятельности.

По этому поводу, в частности, в сюжете «Первого канала» было сказано следующее:

Россия предлагает свои технологии не только в энергетике, но и в восстановлении железных дорог - в Аргентине они наполовину разрушены, в освоении космоса - в Аргентине установят наземное оборудование для спутниковой системы «ГЛОНАСС», в строительстве новых атомных станций, а также в исследовании Антарктиды - здесь нужны российские ледоколы и вертолёты.

После чего, 21 октября 2010 года, на заседании Правительства РФ под председательством его главы - Владимира Путина - была обсуждена «Стратегия развития деятельности России в Антарктике».

Детали этой стратегии и обстоятельства, предшествовавшие её разработке, в СМИ широко не освещались.

Фрагмент книги И.А.Осовина, С.А.Почечуева "Зловещие тайны Антарктиды"